автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Некоторые вопросы комплексного моделирования объективных цветодинамических процессов в архитектуре

Агалян, Анаида Арменовна
город
Ереван
год
1996
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Некоторые вопросы комплексного моделирования объективных цветодинамических процессов в архитектуре»

Автореферат диссертации по теме "Некоторые вопросы комплексного моделирования объективных цветодинамических процессов в архитектуре"

О/}

Я Ь/ПуДТЬ!"' •бш^зигц'пьзирм.ирцримих. КЫ18Ь8ПКЧ иаииэиъ ииим ирщл.ь

■йар5ири,пь5пь&-зи"ь иъа орзъчзм. адьъиаьъшгьч •чрпаьиъьрг'

ипшпиь.р-иибкъ итьимпплгь ПРПС <ЦРЗЬР <±С. 00.01 -бшртшршщЬиггщ^гпГ! йшртшридцЬттр_|шО рЫ[0шдпф шитрбшйр -

Ьиуд^шО шшЬ0ш1ипитр]ш0

иъпллм-ьр

ЬРЬЧиъ-1996

ЕРЕВАНСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

АГАЛЯН АНАИДА АРМЕНОВНА

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ЦВЕТОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АРХИТЕКТУРЕ <±С. 00.01- Архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискания ученой степени кандидата архитектуры

ЕРЕВАН -1996

и^ишшшйрр 1|шшшр1}ш£гЬ bpbiiuGJt äuipinuipuiiqbmu^liüuipujpuiljuiü tiüumjimniuiniü

Q-lunuiljaiG iibljuuJiupGbp' бшртшршщЬтподшй rpliinnp.uipii^bunp Ц.Ч.Ьф1и5т1 (iujpmuipiuuibuimpjuiG цп^тпрдцргфЬипр,

bU pripmlitig шйгций О .U". 4.uipi)uiGjuiG

"lu^mnGuiliuiG pGrp}JiiSui[umjGUp' ßuijimuipuiuibmnipjuiG цпЦщпр^цтфЬипр

U.hj.ßnpuuIuiGjuiG fiuipimupuiuibuinipjuiü pbl)üiuöm,ringbGw, « MI uilpuiibiS.lunphpriuimni S.U.PuipubiuuiG

Цпшрштшр l(iuqiiuil(bpujmpjmG '<<ЬпЬ1шй<шЯииц[]<>>> {lGumfimmui TluijmquiGmpjmüu ЦицщОицт. t 1996p.,ctiuÜQ /7 -jiü ЪР-fiC-1Ш

llti9 0.29 üuiuGiuqfimuiliuiG ¡unphprjmiS, hbuibijm^ huiugbni}' 375009, p.bpbuuG , Sbpjuiü ф.,105

UmUGuiJuriuni.pjuiG[} ^шрЬф t öuiGnpuiGuubpbimGti бшртшршщЬти^йшршрш^шО fiGuinfiuiniinJi qpuH}UipiuGniü UhriiSuiqfipQ шпшрфий ~^^-1996p.

UuiuGmqfimmliiuG |unphpr\fi qtimiiitjUjG ршрштдшр ,

бш|1тшршцЬттр.|шй гр^тпр.црпфЬипр l ' 1 ^4-.U.Cm[ul|jmG

Работа выполнена в Ереванском архитектурно - строительном институте Научные руководители: - доктор архитектуры, профессор МАрхИ

Ефимов A.B.

■ доктор архитектуры, профессор ЕрАСИ, член-корреспондент ИАА Вартанян О.М. Официальные оппоненты: - доктор архитектуры, профессор

Тораманян А.Х. - кандидат архитектуры, доцент, академ.советник ИАА Барсегян Т.С. Ведущая организация: институт "Ереваппроект" »у. Защита состоится / ф 1996 г. в у /час,

на заседании специализированного Совета 0.29 Ереванского архитектурно - строительного института по адресу: 375009. г.Ереван, ул.Теряна 105.

С диссертацией можно оанакомитьсд,в библиотеке ЕрАСИ Автореферат разослан P'tf'_1996 г.

Ученный секретарь специализированного совета, доктор архитектуры, профессор , п л

Шахкяп Г.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы.

- Неуправляемый и неконтролируемый рост численности населения планеты и сопутствующая этому процессу активизация производственной деятельности человека приводит к расширению зоны хозяйственно-осваиваемых территорий земной поверхности. Активная вырубка лесов, расширение зоны пустыни, изменения в составе воздуха в атмосфере, включая уменьшение толщины озонового слоя, загрязнение акватории мирового океана изменяют цветовую структуру окружающей среды и требуют разработки принципиально новых концепций организации архитектурно-планировочных образований.

Возникает угроза радикальных изменений в соотношениях "искусственной и природной среды", что может в конечном счете привести к разрушению существующей экосистемы и тем самым сделать неприемлемой саму среду обитания человека с позиции как физиологических, так и психологических требований человеческого организма к окружающей среде. Новая концепция организации архитектурно-планировочных образований должна исходить из структурных особенностей не только отдельных городов, и даже не системы городов отдельных регионов, а строиться с учетом суммарного воздействия всей архитектурно-пространственной структуры в масштабе всей планеты. Возникает необходимость корректировки отношения к самой науке об окружающей среде -как совокупности знаний об окружающем нас мире, как единой экосистемы, как системы взаимодействия человека с окружающей средой. Архитектурное пространство развивается исключительно за счет пространственных емкостей природной среды.

Чтобы определить допустимые пределы видоизменений в окружающей среде при расширении хозяйственно-осваиваемых территорий природного ландшафта и определить роль, возможности и концепцию организации регулируемого архитектурного пространства, необходимо создавать комплексные модели функционирования единой экологической системы планеты. Такая модель в первую очередь должна отражать системные связи между такими объективными глобальными динамическими процессами, как формирование структуры Солнечной системы, структуры Земли и строения ее коры, связанными с характером гелиодинамических явлений, формирующих климат на земле и соответствующее этим процессам распределение фауны и флоры на поверхности земли; взаимосвязь между количественным ростом населения, количеством потребляемых им ресурсов природы,

формой расселения и концепцией организации архитектурного пространства, не приводящими к необратимым, недопустимым изменениям в окружающей среде.

Как известно, природа распорядилась так, что существует некая пространственная модальность, позволяющая человеку получать информацию о состоянии окружающей среды и в первом приближении оценить масштабы и • характер вмешательства архитектурного пространства в природную пространственную среду. Такой модальностью, отражающей порядок распределения различных объектов естественного и искусственного происхождения на поверхности земли, является цвет - основной носитель визуально воспринимаемой информации, которая возникает при контакте световых лучей с поверхностями материальных объектов. Отраженные световые лучи (электромагнитные волны) распространяются в пространстве в таком порядке, который соответствует порядку распределения светоотражающих поверхностей матриалышх объектов в окружающей среде. Часть световых "отраженных" лучей, попадая в зону зрительного угла человека, фиксируется органами зрительного восприятия в виде цветовых зрительных полей (в картинной плоскости), позволяющих человеку оценить реальные параметры окружающей его среды и в соответствии с этой информацией производить двигательные операции, необходимые для осуществления всевозможных жизненных процессов. Проблема цвета в архитектуре и природе рассматривалась различными

исследователями с самых различных позиций и точек зрения. Исследовалась природа цвета, предлагались различные гипотезы воздействия цвета на человека, разрабатывалось учение о свете и цвете, где рассматривались модели систематизации цветовых элементов, исследовались вопросы формирования цветовой структуры архитектурного пространства с учетом климатических, национальных и региональных особенностей развития цветовой культуры. Все эти исследования представляют большой научный и практический интерес. Но в основном они изучают последствия цветодинамических процессов или локальные явления, связанные с проблемой цвета в архитектуре, не позволяющие рассмотреть весь процесс формирования цветовой среды и представить комплексную модель цветодинамических процессов а архитектуре и природе.

Цель исследования - выявить и рассмотреть возможности комплексного ' моделирования объективных цветодинамических процессов формирования цветовой структуры архитектурного пространства и способствовать совершенствованию процессов управления системой "человек - окружающая среда" архитектурными методами.

Основные задачи:

- выявить особенности цветодинамических процессов в природе и архитектуре,

разработать модель гелиодинамических процессов в архитектуре,

- определить особенности моделирования цвето-графического языка в архитектуре.

Объектом исследования - является цветовая структура природного и архитектурного пространства окружающей среды человека.

Границы исследования - ограничены тремя вышеперечисленными задачами.

Методика исследования - синтетический метод, включающий в себя структурно- системные методы исследования, а также методы графического и математического анализа, методы симметрии, методы колористики, методы динамического моделирования объемно-пространственной композиции в архитектуре позволили решить поставленные в диссертации задачи, разработать модель гелиодинамических процессов и выявить особенности цветографического языка в архитектуре.

Научная новизна:

- впервые выявлены особенности цветодинамических процессов в природе и архитектуре;

- впервые разработана пирамидальная широтная модель гелиодинамических процессов в архитектуре;

впервые определены особенности моделирования цветографического языка в архитектуре.

Указанные положения выносятся на защиту.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты моделирования гелиодинамических процессов способствуют:

а) совершенствованию методики проектирования цветовой структуры архитектурного пространства; б) регулированию архитектурными методами изменения цветового бассейна планеты при быстром расширении зоны хозяйственно-осваиваемых территорий земной поверхности; в) сохранению приемлемой для реализации жизненных процессов среды обитания человека с учетом цветодинамических процессов при суточном и сезонном режимах освещения поверхности Земли.

Разработанная система построения цветографического языка в архитектуре позволяет выявить алгоритмы организации цветовой структуры изобразительных знаков цветографического языка, основанного на порядке усложнения языковой структурной системы

"субстат", - "цветознакотип" ("линия", "пятно"), - "цветоикон",-"цветограф", - • "цветоархитектон" (завершенный образ архитектурной формы), учитывающей взаимосвязь тектонической структуры и цветовой структуры архитектурно-конструктивных пространственных форм и предлагающей концепцию разработки математической модели цветографического языка в архитектуре для создания специальных программ для ЭВМ, учитывающей в полной мере особенности цветодинамических процессов формообразования в архитектуре и соответствующей логике этих ялений и принципам организации цветовой структуры архитектурного пространства.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные

положения диссертации были доложены на научно-технических конференциях в ЕрПИ (ЕрАСИ):

1. Научный доклад на XXXIII научно-технической конференции ЕрПИ по теме ¡"Существующие работы по колористике городской среды". Ереван, 1986 г.

2. Научный доклад на XXXIV научно-технической конференции ЕрПИ по теме: "Современные методы регулирования колористики жилой застройки". Ереван, 1987 г.

3. Научный доклад на городской научно-технической конференции по теме: "Некоторые региональные особенности колористики городов Армении". Ереван, 1987г.

4. Научный доклад на III Республиканской конференции молодых ученых и аспирантов по теме: "Проблемы цвета в архитектуре Армении в условиях массового строительства". Ереван, 1989 г.

Материалы диссертации использовались: в учебном процессе ЕрАСИ при изучении основ объемно-пространственной композиции в архитектуре в разделах моделирования цветовой структуры (фронтальной, объемной и глубинной), архитектурной композиции (в лекционном курсе проф. О.Вартаняна); при проектировании автором диссертации следующих объектов:

1. Проект колоризации жилого района АНИ-58 в г. Ленинакане. 1989г.(Инст.'Ереванпроект)

Авторы проекта - Сейланов К., Оганесян Т., Казарян А.,

Геворкян В., Симонян А.

Авторы колоризации-Ефимов А., Агалян А. Елизаров В,

2. Проект колоризации фасадов 9-ти этажного экспериментального жилого дома в сборно-монолитном каркасе. (Инст. Ереванпроект)

Структура диссертации.

Диссертация состоит из Предисловия, в котором определяются цели, задачи, границы, методы исследования и состояние вопроса,

трех глаз, из которых первая является Вводной, и Заключения, где даются основные выводы из диссертеции.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Условия освещенности (угол падения солнечных лучей, длина световых волн и их плотность при контакте со светоотражающими поверхностями), структура' свето-отражающих поверхностей (зависящая от молекулярного строения вещества, в соответствии с которой происходят изменения света - "отражение", "ремиссия", "рефракция", "абсорбция", при контакте световых лучей с поверхностями материальных объектов), способность органов зрительного восприятия человека выделять цветовые элементы различной сложности, где каждое ощущение цветовой информации является следствием воздействия электромагнитной волны определенной длины на органы зрительного восприятия человека, позволяют человеку различать наипростейшие цветовые элементы' в цветовом зрительном поле.

Цветовое зрительное поле - это цветовая структура "участка" окружающей человека среды (цветового бассейна Земли), содержащая определенное количесво цветовых элементов (взаимосвязанных между собой в соответствии с порядком распределения светоотражающих - цветоносных, поверхностей материальных объектов) попадающих в зрительный угол картинной плоскости . (кадра) ретинального (визуальная информация на сетчатке глаза) изображения.

Анализ существующих разработок в различных областях знаний, связанных с проблемами выявления и исследования цветодинамических процессов в природе и архитектуре, позволили определить основные задачи и цель данного исследования, и выявить ряд характеристик цветодинамических процессов, формирующих цветовую структуру окружающей среды и определить круг вопросов, связанных с выявлением роли цветовой структуры архитектурного пространства при формировании цветового бассейна Земли.

Процессы, формирующие структуру цветового поля, носят объективный или субъективный динамический характер и могут быть обозначены как цветодинамические. Многие цветодинамические явления, формирующие цветовую структуру окружающей среды, являются производными гелиодинамических процессов, где в зависимости от наклона (земной оси к плоскости эклиптики) поверхности земли солнечным лучам определяется длина отраженных световых волн с равнозначной этой длине цветовым знаком. Совершенствование и управление процессами формирования цветовой структуры архитектурного пространства связано с совершенствованием принципов моделирования и

методики архитектурного проектирования, где учитывается комплексность цветодинамических процессов единых для светоотражающих поверхностей как природных, так и искусственных объектов в цветовом бассейне Земли.

Цветовой бассейн Земли - это "световое" электромагнитное поле, существующее вне сознания субъекта, где волны определенной длины, попадая в систему восприятия субъекта, преобразуются в цветовой знак определенной тональности, насыщенности и яркости. Цветовой бассейн Земли как целостная система состоит из динамически меняющихся во времени емкостей открытых пространств, ландшафта, природного окружения, архитектурного пространства (а) ландшафтная архитектура, б) внешняя архитектурно-конструктивная структура, в) система интерьеров), где сумма параметров емкостей составных частей всегда равна емкости целостного цветового бассейна Земли. Объективные изменения Цветового бассейна Земли и его составных частей зависят от динамических процессов, • происходящих в структуре земной коры, от динамических процессов образования климатических зон на поверхности планеты, от динамических процессов развития производственной деятельности человека и от пропорциональных количественных соотношений цветовых элементов природного и архитектурного пространств.

Целостность цветовой структуры среды проживания человека -экосистемы - зависит от определенных режимов направленного энерго- и массообмена между Сушей, Атмосферой и Мировым Океаном за счет лучистой энергии Солнца, и расширение наших представлений о гелиодинамических процессах путем построения визуально воспринимаемой модели этих процессов, с учетом специфики архитектурного мышления и проектирования, позволит лучше представить механизмы цветообразования на планетарном уровне. Возникновение "искусственных" по природе цветовых элементов в ландшафтной оболочке земли и их цветовые характеристики зависят от концепции организации архитектурного пространства, величины архитектурно-планировочных образований, возможности выбора цвета строительного материала и управления ростом архитектурного пространства.

Процесс цветообразования носит комплексный системный динамический характер и обусловлен соотношениями объективно существующих свойств основных компонентов системы "пространство, время, человек". Сложность исследования цвета в архитектуре объясняется в определенной степени многогранностью проблемы, затрагивающей вопросы фундаментальных и прикладных научных дисциплин, а также отсутствием системы цветографического языка, построенного в соответствии и по

подобию процессов формообразования в архитектуре, имеющих свой цветовой эквивалент в воспринимаемых образах архитектурного пространства.

Через восприятие света мы воспринимаем информацию об окружающем нас пространстве. Цвет является системной модальностью среды проживания человека. Существующие формы и методы организации архитектурного пространства, цветовая структура архитектурно-планировочных абразований, из-за сравнительно малых размеров емкости, занимаемой ими на поверхности земли, до 2-й половины XX века не вводили кардинальных изменений в цветовой бассейн природной среды планеты. Даже при концентрации в определенных областях планеты сравнительно больших систем расселения в основном плотность распределения архитектурно-строительных объектов не превалировала над природной цветовой средой. Но активный рост населения Земли может изменить эти соотношения уже в начале 21 века.

Если в окружающей человека среде наблюдаются определенные цветовые дисгармонии из-за превалирования определенных цветовых элементов, то срабатывает "принцип цветовой интерполяции" - привнесение в среду цветовых элементов, отсутствующих в абстрагированном в памяти человека аналоге цветового поля. Цветовые элементы искусственного происхождения в цветовом поле окружающей среды привносятся "окраской" экстерьеров и интерьеров архитектурного пространства, предметов быта, одежды и т.д., на индивидуальном уровне контакта субъекта с цветовым пространством. Изменение условий и ритмов освещенности также может привести к дисгармонии цветового поля. В соответсвии с сезонным и суточным ритмами цветодинамики (изменения "теневого театра", насыщенности, светлоты, цветового тона под воздействием гелиодинамических суточных изменений условий инсоляции, связанных с суточной трансформацией угла поворота рельефа местности к солнечным лучам, из-за суточного изменения расстояния пути, проходимого солнечными лучами через атмосферу, из-за изменения состава и концентрации газов и пыли в атмосфере Земли в течении суток)", меняется цветовая среда, в которой и в соответствии с которой формировались органы зрительного восприятия у человека. Возникновение новых технических возможностей, новых принципов организации архитектурного пространства, технологий строительства, новых представлений о гармонии архитектурной композиции всегда будет происходить с учетом гелиодинамических глобальных процессов, с учетом объективных механизмов, лежащих

в основе субъективных оценок человека при восприятии цветового поля.

С учетом порядка движения (небесной механики) основных частей гелиодинамической структуры "Земли - Земной атмосферы-Солица", определяющими изменение наклона земной поверхности к солнечным лучам в суточном и сезонном режимах, а также разницы наклона солнечных лучей, связанной с географической широтой окружностей, по которым движутся все точки на поверхности Земли вокруг земной оси, с учетом изменяющегося расстояния, проходимого лучами солнца (и соответственно изменениям освещенности ) через атмосферу Земли, разработана гелиодинамическая демонстрационная пирамидальная широтная модель "АНИ", способствующая измерению углов наклона земной поверхности, позволяющая на эффективной объемной модели проследить пространственные процессы взаимодействия частей гелиодинамической структуры, влияющие на глобальные процессы формирования климатических зон с соответствующими каждой зоне температурным и влажностным режимом, определяющим в некоторой степени цветодинамику земного растительного покрова.

Для измерения углов наклона граней к плоскости эклиптики (ПЭ - орбита вращения Земли вокруг солнца) в заданный день года и в определенный час дня сконструирован измерительный прибор углов наклона "АНИ", позволяющий проследить процесс изменения наклона поверхности земли и точно определять угловую высоту солнца. Определив точные углы наклона (с учетом солнечной постоянной, равной 1370 Вт/м2, когда солнечные лучи перпендикулярны к поверхности земли) можно посредством известных приборов и методик расчета вычислить и измерить освещенность различных поверхностей материальных объектов под заданными углами световых лучей и с учетом отражающих свойств этих поверхностей определить длину отражаемой ими световой волны, т.е. цвета объектов в видимом диапазоне светового спектра.

На модели "АНИ" выявлена в визуально доступной форме система распределения затененных областей на земной поверхности, позволяющая давать оценку "теневой структуры" местности и проследить процессы формирования микроклимата, в зависимости от соотношения затененных и освещенных областей и поверхностен форм в архитектурно-планировочных образованиях.

Модель "АНИ" и измерительный прибор "АНИ" являются демонстрационной системой для понимания и исследования гелиодинамических и цветодинамических процессов формирования цветовой структуры пространственной Среды. Модель "АНИ" также предназначена для использования в учебном процессе при

и

углубленном изучении студентами архитектурных ВУЗ-оз гелиодинамических процессов формирования цветового поля.

Впервые в данной работе предложена система выделения цветографических знаков и порядок их усложнения в изобразительные элементы цветографического языка, в соответствии с процессами формообразования архитектурных систем в пространстве и принципами их зрительного восприятия. Объектом описания цветографического языка является цветовое поле, воспринимаемое человеком при визуальном контакте с архитектурной или природной пространственной средой. Цветографический язык в архитектуре - это своеобразная форма проявления идеографического письма (от греч.4с!еа-идея, образ и grapho-mIшy), где применяется принцип письма, использующий идеограммы.

Идеограмма - письменный знак (условное изображение или рисунок, соответствующий не звуку речи, а целому "слову" или понятию). В значительной степени идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. (Идеографические словари, где языковые обозначения расположены не по алфавиту, а по тематическому принципу). "Тематика" цветографического языка в архитектуре зависит от расположения цветовых элементов-знаков в цветовом поле, их цветовой эквивалентности воздействия электромагнитных волн, отраженных от поверхностей конкретных пластических элементов архитектурной формы (цветоносных элементов с определенной конфигурацией и площадью поверхности в цветовом поле).

Учитывая то, что между целостной архитектурной формой и ее "члененными" частями (конструктивное членение, геометрическое членение, художественное членение) существует системная взаимосвязь, наиболее естественной формой организации цветографического языка становится выявление наипростейших цветовых элементов и их последовательное усложнение и выделение укрупненных цветовых графических знаковых изображений, которые по своей сложности способны отражать соответствующие организационные процессы усложнения взаимосвязанных цветоносных элементов архитектурной формы. С учетом того, что архитектурная форма является продукцией разумных действий человека, связанных с процессами: 1-познания окружающей среды и выдвижения научно обоснованной концепции организации архитектурного пространства; 2-освоения технологий по производству цветоносных строительных материалов и монтажу зданий; 3-выявления композиционных свойств архитектурной формы и ее эстетического содержания, цветографический язык в архитектуре содержит в себе информацию трех основных типов:

А - научное изображение цветовых нолей;

Б - техническое изображение цветовых полей;

В - художественное изображение цветовых полей.

Отличительной чертой цветографического языка от других, например, словесной языковой формы, является достижение визуальной идентичности (аналогии) знаковых укрупненных цветоносных элементов с пластическими элементами архитектурной композиции.

Т.е. формообразование цветографического языка максимально совпадает с процессами формообразования архитектурной формы, которая в свою очередь является отождествлением в архитектурном пространстве функциональных жизненных процессов. Цветографический язык описания цветовых полей архитектурного пространства, возникающих в механизмах восприятия человека -это система, способная описать объективную реальность, знаковый механизм, который может описать процессы моделирования цветодинамических процессов в архитектурной композиции (изменение соотношения цветоносных поверхностей элементов в чередующихся цветовых полях, при динамически меняющихся позициях человека при перемещении в архитектурном пространстве), с учетом динамически меняющихся условий освещенности архитектурного пространства. Цветографический язык является системой изобразительных цветографических единиц общения - средством коммуникации между человеком и окружающей средой.

Цветографический язык функционирует как графическая знаковая система (рисунок, чертеж, макет) передачи информации, как система кодирования (графически воспроизводимых) образов, возникающих при зрительном восприятии пространства в механизмах восприятия окружающей среды у человека, и фиксируется в блоках его памяти, с возможностью репроектирования этих знаковых систем и их манипуляциями в творческом процессе.

В зависимости от пропорции цветовой информации в цветовом поле от архитектурных объектов и объектов природной среды возникают три контактные формы взаимосвязи между элементами цветового поля , позволяющими моделировать три типа возможной цветовой гармонии между архитектурной формой и природой ("гармония контраста", "гармония нюанса", "гармония тождества").

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

Данное исследование некоторых вопросов комплексного моделирования цветодинамических процессов в архитектуре дает

1. Процесс цветообразования в архитектуре носит комплексный динамический скстемый характер и обусловлен соотношениями объективно существующих динамических свойств основных компонентов системы "пространство"(окружающая среда)-"время"(движение)-"человек" (восприятие)". Сложность моделирования цветодинамических процессов в архитектурном и природном пространстве обусловлена многогранностью проблемы, затрагивающей вопросы фундаментальных и прикладных научных дисциплин, а также отсутствие системы цветографического языка, построенного в соответствии и по подобию процессов формообразования в архитектуре, имеющих свой цветовой эквивалент в воспринимаемых образах архитектурно-планировочных образований.

2. Совершенствование и управление процессами формирования цветовой структуры архитектурного пространства связано с разработкой концептуальной модели объективных гелиодинамических процессов, являющихся основным цветообразующим феноменом, определяющим характер целого ряда производных цветодинамических процессов , связанных с формиооваппем специфических, периодически повторяющихся в суточном и сезонном режимах, цветовых полей.

В диссертации впервые разработана объемная пирамидальная широтная гелиодинамическая модель "АНИ", позволяющая представить в трехмерном пространстве процессы изменения наклона земной поверхности к солнечным лучам. Также разработан измерительный прибор, позволяющий измерять динамику изменений угловой высоты солнца (в любой день и час года) для конкретной точки на поверхности земли и описать порядок распределения теневой структуры развитых поверхностей архитектурного пространства в суточном и сезонном режимах солнечной освещенности земной поверхности.

Модель "АНИ" позволяет описать глобальные процессы распределения солнечной энергии в цветовом бассейне окружающей среды. На модели "АНИ" выявлена в визуально доступной форме система распределения затененных областей, на земной поверхности, позволяющая давать оценку "цвето-теневой структуре" местности и проследить процесс формирования микроклимата, в зависимости от состояния затененных и освещенных областей и поверхностей форм в архитекутрно-планировочных образованиях.

Модель "АНИ" является демонстративной моделью и может быть использована в учебном процессе при углубленном изучении студентами архитектурных ВУЗ-ов гелиодинамических процессов формирования цветового поля и при моделировании объемно-

пространственных композиций с определением гелиоиластики и цветовой структуры создаваемых объектов.

3. Впервые в диссертации предложена система моделирования цветографического языка в архитектуре, основанная на выявлении знаковой природы цветографического изобразительного языка архитектурного пространства. Разработана методика выделения цветографических знаков и установления порядка их усложнения в изобразительные элементы цвето-графического языка, в соответствии с логикой формообразования архитектурных систем в пространстве и принципами зрительного, физиологического, ассоциативного и психологического воздействия цвета на человека при восприятии цветовых полей.

4. Предлагаемые в работе модели гелиодинамических процессов и цветографического языка являются базовыми системными моделями, на основе которых можно построить комплексную модель цветодинамических процессов в архитектуре и природе. Модели способствуют разработке алгоритма действий по исследованию цветодинамических процессов в природе и архитектуре. Цветографический язык может быть переведен в форму математической модели и явиться основой для разработки математически сформулированных программ для машинного проектирования и исследования процессов цветообразования в окружающей среде, с последующей оценкой состояния экосистемы и прогнозирования допустимых норм расширения зоны хозяйственной деятельности человека, в частности - архитектурно-строительной деятельности.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Агалян A.A. Возможности регулирования полихромии городской среды ограждающими конструкциями // Межвузовский тематический сборник научных трудов ЕрПИ, Ереван, 1987.

2. Агалян A.A. Проблемы колористики районов массового строительства в Армении // Межвузовский сборник научных трудов ЕрПИ, Ереван, 1991.

Bxniiiadaami^ (UOIKIoikokiiJ/J OJOIIIIOÍIX3dt!l/,ÍD(»J олояэшшву ИнфЫ.ЮПИА Я OllPjnl.nlIXQ

09 >i:wdiij ÍZt ecm«£

:gfmpmprrn(i¡dqn3piUiiWin ДОт^фпптИптдшЬ gmpQÜqumrmqy i)ml)mmqhimdmindmp iq gmfdiuçmdmin gniFimmqlnmdmimlmp } çmjrôiuumt) übdmVimpmq gmfim|\bql UufiI\iIm5muY\ '.üi!qgi!ul\nu|p gmt)mlibql gnijfiBmpüuígij gijfmgiirb lidmd i[lq[im ijhiqlz 6i|dqdtfmm gmV)mf)ííbl)n üpdi(dub"lm gmpbqíidmd tj{ibql üfm q Qmjulm iq übdmfimprrui gmpdu|imlqbtip iflibql l¡i](Jmiibmpiirt) gmfimmqfnmdmmdmp } çm)ifimZp piuumjimbingJ gmfdiunqui gmfdiuwqlnmdmuulmp pmbgm ruJSmum piunmp Irimldq

".gi|dqr)giufdmV|mmq tnlmnmlímn{lqv) liEigmbqui fiq ijilqilgq? ТпфоЬтгфпр lmui дт^тттцтдЬ in?i[p piucl6mtígfl gmpijbmnjmg m|lrmn piufdiiniu[iniilmiji| ülqlniji bfm 'juudqgpijpqu i{fmi{6mpi!u<l;ngmi]m i¡ilfm]im¿i|p gi[fmiiqjitrnmmul íq gijftm|iul> gijfmgubqn íq m}iiIo dpmpinmt)g i[dqgdrmbm;imp i(iqdm üdqgguifdiuii|uij\m|\ gmfdiudqd t]nqilqt]nip ijiüitlq lqiquiqq rjildqgmqFnmdmindmp mflmm ijq líuid dginlii '"110.11" «hlçûtrtj дт^тйЬтфт? iq «<4<т,П>>1ч''иР Dtjfmbdiuil i|ilqj)nqliiiü)ii

f)i|pmgijlrui[lq4 3 piu]i[iilm2mum pmbgm gijágmum piunmp lidmllidq

: Imffiijnigm

gi¡dqgnq6udfn fii¡pmgtjlrui[]qq gq puigmnt|ügmq üdqgnqßmUn ЭДртдфпндшЬ fii]mîiqrdo du çm}imfmiim6md piudgminmnlZn ;i)qgnqßuilhi ]u]inl|qrjiun 14 Jiijmtiqrdo Щртд^йтдшЬ nqlndu gq piu]ibüm>)mrimü piuflgmuimaJZm üilqgnqluullii tifXl :¿qp gmHuimqhimdmwdmp iq gmfduigd uiqq gmpdujinílqliup [[dqgnqínulln Uutulut\nv\qyrag"mb ljn\]itT\ml\ 'pii!dqggiu[diuuM[b gmt>rrmmiltjfi iq 1munjqpmUt)\u'(; OdqgdgminmniZm bubqgiu rpufdiurúb } piutu>iuldq]i pmnmp gi^mírfj

ifldqggiufdiuiiwmqmgçgmum gmpdujitrflqliup ifjibql f)i{({mdbmgiub ¿qp gmfdiumqfarrulrmmlrmi • 'piugiurdiumqhimdmmdmp öpiuüujimlqbup i]Uqgnq6mIhi I]i¡pmgilljuiPq^ •

'?qp gmfdiutnqlnmdmmdmp íq gmfdiugd ödqgiufdiufymmi|mgpgmum ijdqgnqñuilhi f)i|pmi]iJlinH)uib • •6i]nmp 3qdq } p.mfimfibmd flgiufduinunlmgquvn

.•gmptlufimlqüup gqlqlilidnulijq dqgnqßudTn fylpmgi{limgiub fitlmFjqfdo ?udu piudgrmnmti{?ni gfi«n ignulHiinliuiilinn giiffigiub ijdfm]mi<$t[p gmbrmnqhiindmuidmp lqg6mbdmb dpmfthuliliui ?g>| lqcinlw dgq Imdml] ílgqp 'Udqggiufdiutfim?mgL[do gmpßmbdmb vjdqgnqßmlfo üfm ]iulmympi| gfnu[p 'mqq gmpdufimlqliup i¡dqgnq6udlT[ ütm } pm)iVnmíi flgiuMiumubnunqii ßgmil-t, :pia¿fpt[q gmpdujimiqp фЯпфтЭДр gq çmligû âgudu 'ödqgnqliiiilln Il4pmgi(timgiiib (íLfui^qCdo gfm juugßmfmftdqg 04 giufdimldddmuiqtj gni!imun|li jjqp piudçml«Imti lifm 'rjmfdiu6fimg?mljdqgflm gi¡rmgiirt> i]dfm}im¿i[p Ъшлmliim<íil/ Iqgöqbgmq э luidme flpm butidm^mbqliT ijdqgpiinlu]impbmti iifm iq 'pimlfm|unííi|p liummhimiúZ fldqih!mm liuçbqinnmgitrt) gmlimuinqqüm ]«Iml]mmgqpni gq piugmnijügmi) Qdqgpimlu^mpbmfi gi[fmQbmtiminmqmmqIr\nidniuuInni

:gi¡dügn], gray.iíu^m1qüup liCmdimnliiudinn gi]fmgiub gmfduiçmdmin gmfimmqhimdmmdmp .О^ЧР ßiJdqgpqLintlln Imiumlim gmfdiurnqbimdmuidmp 'ûgmpçbmn]mg gmtimmqhimdnunilma iq Qgmfdiimqui gmfdiuLnqhimdmuidmp ^ piujidqdmdqfi йШ)титш[£ц

Й1|Ьтфифрш gmfdiunun|mgqmm tiurmpqti

<Mq«ün> QUJU чтшлл^тп'ьил часппа-чиилип ajqanqçudu-п^тачьпа-шь t^isnncdo rvnn ane^usíiU/Turisjng-»

aTic-m"bn n n