автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска XII - XX вв.
Автореферат диссертации по теме "Морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска XII - XX вв."
На правах рукописи
Гаевская Злата Анатольевна
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ СМОЛЕНСКА XII -XX ВВ.
18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Санкт-Петербург 2005
Работа выполнена на кафедре архитектуры ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор
Горюнов Василий Семенович
Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор
Митягин Сергей Дмитриевич;
кандидат архитектуры Прохоренко Андрей Исакович
Ведущая организация: Академический институт живописи,
скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург)
Защита Диссертации состоится 4 июля 2005г. в 10 час. на заседании Диссертационного Совета Д212.223.05 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 190005, г. Санкт - Петербург, 2 -я Красноармейская ул., д. 4, ауд 505 - А.
Эл. почта: rector@spice.spb.ru
Телефакс (812) 316-58-72
С диссертацией можно ознакомится в фундаментальной библиотеке ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Автореферат разослан « 3 » июня 2005 г. ¡
Ученый секретарь Диссертационного совета
Семенцов С. В
Введение.
Актуальность исследования.
Старые города должны обладают своеобразными, только им присущими архитектурно - художественными чертами. Они воспитывают и укрепляют чувство патриотизма, любовь к родному городу, родной стране. Несмотря на тяжкий урон, нанесенный во время воин зодчеству, Смоленск имеет уцелевшие значительные памятники архитектуры, придающие ему своеобразный облик. В сложившемся контексте исторической застройки возникают новые объекты. Существенные различия современной и исторической застройки приводят к противопоставлению «старого» и «нового».
Исторические памятники архитектуры нельзя рассматривать лишь как музейные экспонаты, необходимо их структурные, образные, визуальные признаки использовать для формирования современного архитектурного лица города. Для решения проблемы преемственности необходимо знание морфологических и композиционных закономерностей, прослеживаемых на памятниках архитектуры города в течение нескольких веков.
Опыт реконструкции старых городов свидетельствует, что ни механическое повторение внешних строительных форм старого города, ни следование топографии исторически сложившейся уличной сети, ни некритическое применение традиционных материалов и способов отделки, не в состоянии обеспечить гармоничное отношение «нового» к «старому». Проблема сочетания старой и новой застройки решается при глубоком синтезе «старого» в новом.
Реконструкция исторических кварталов в Германии, Чехии, Болгарии является примером удачного опыта сочетания старой и новой застройки, строящейся на глубоком синтезе «старого» в новом. М. В. Лисициан и Е. С. Пронин считают, что именно морфологическое соответствие определило успех реконструкции в ГДР, где новая застройка напоминает опорную. 1
Помимо соответствия структуры нового объекта историческому окружению, необходимо еще образное и визуальное единство между «старым» и «новым» для сохранения художественной целостности города. Морфологическое, образное, визуальное единство старой и новой застройки обеспечат целостное информационное восприятие.
Визуальное единство и образное совмещение исторических памятников и новой застройки может быть достигнуто, прежде всего, композиционными средствами.
Таким образом, для проблемы сочетания новой застройки и исторических памятников более всего необходимы два вида анали-
за: морфологический и композиционный.
Данные виды композиционного анализа выявят морфологические и композиционные закономерности, необходимые для осознанного продолжения архитектурных традиций на современном этапе развития города.
Изученность проблемы.
Смоленск обладает уникальными, своеобразными памятниками архитектуры. Н. Н Воронин и П. А Раппопорт, на основе многолетних археологических раскопок и изучения памятников древнего смоленского зодчества 12-13 вв. выявили существование ранее неизвестной, очень яркой смоленской архитектурной школы2.
Стилистический, сравнительный и критический анализ памятников архитектуры Смоленска был проведен в каталоге памятников архитектуры и в книге - Свод памятников архитектуры и монументального искусства: Смоленская область3. Эти виды архитектурного анализа выявили своеобразный облик Смоленска и доказали существование в истории русской архитектуры яркого своеобразного явления. Однако в этих научных работах не был проведен морфологический и композиционный анализ, раскрывающий традиции архитектурно - художественного единства города на протяжении веков.
Теоретической основой диссертационного исследования по морфологии архитектурной формы послужил ряд работы ученых: В. С. Антощенко-ва, М. В. Лисициана, Е. С. Пронина, А. Г. Раппапорта, С. В. Семенцова, И. А. Страутманиса, Г. Ю. Сомова и др.
В научных работах А. Г. Раппапорта, И. А. Страутманиса, Г. Ю. Сомова, посвященных проблеме архитектурной формы, раскрывается необходимость рассмотрения морфологии архитектурной формы как информационно - знаковой системы.
Существующий метод морфологического анализа, заключающийся в выявлении объективно существующих особенностей структуры объекта, необходимо адаптировать для исследования исторической застройки Смоленска, имеющей отдельно стоящие центрированные доминанты. Адаптацию предложено проводить через рассмотрение архитектурной формы как особой информационно - знаковой системы.
Морфологический анализ основывается на выводе М. В Лисициана и Е. С Пронина о возможности послойного рассмотрения информационно-эстетического потенциала здания4.
Морфологическое описание, в котором фиксируются пространственные параметры на основе объективного измерения при помощи чисел, проводится в данной диссертационной работе по слоям информационно - эстетического потенциала здания по разработанному нами методу анализа мор-
фо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки.
В. С. Антощенков проводит прочтение формы (структуры) архитектурного объекта через операции с исходным материалом5. Мы же считаем, что для выявления особенностей структуры исторической застройки Смоленска важны выявляемые по слоям информационно - эстетического потенциала морфо - количественные и морфо - типические характеристики.
Данное научное исследование базируется так же на разработках в области архитектурной композиции. Теория архитектурной композиции разрабатывалась в трудах: А. В Иконникова, М. В Лисициана, Е. С Пронина, С. В. Семенцова, Т. А Славиной, Н. И. Смолиной, Г. Ю. Сомова, А. В. Степанова и др.
Научные труды Е. Л. Беляевой, Г. Ю. Сомова (ЦНИИ теории и истории архитектуры) освещающие закономерности восприятия архитектурной среды, взяты в качестве ориентира современного подхода к средствам архитектурной композиции.
В диссертационной работе используется предложенный Г. Ю. Сомовым анализ различных элементов на основе их функций, с выделением объемно-пространственного и пластического уровня, а так же описание отношений элементов по различным признакам (элементы плана содержания и элементы плана выражения). Г. Ю Сомов считает: «Подход к анализу различных элементов на основе их функций с выделением объемно - пространственного и пластического уровня, а так же на основе описания отношений элементов по различным признакам дает возможность более углубленного и детального исследования закономерностей композиции в различные периоды истории архитектуры, в архитектуре различных культур, стилей и направлений»6 .
И. А. Страутманис, Г. Ю Сомов рассматривает архитектурную форму как особую информационно - знаковую систему и считает, что в архитектурной композиции целесообразно различать два аспекта информации - семантический и синтаксический. Семантический аспект информации исторической застройки было предложено рассматривать в данной диссертационной работе через систему анкетного опроса (в соавторстве с кандидатом психологии Е. А. Соловьевой).
Композиционный метод Г. Ю. Сомова, заключающейся в выделении элементов несущих значения, необходимо адаптировать для поиска особенностей содержания и построения исторической застройки Смоленска на объемно - пространственном уровне. Адаптацию предложено проводить по разработанному нами методу анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки.
Разработка заявленной темы так же требует привлечения работ, посвященных проблемам преемственности, наследованию традиций и реконструкции городов. Это труды - А. Ю. Беккера, В. Борусевича, Д. В. Брунса, А. В. Иконникова, М. В. Лисициана, А. В. Маслова, Г. Мюллера - Менкен-са, Г. Б. Омельяненко, Е. С. Пронина, О. И. Пруцина, Б. Рымашевского, С. К. Регаме, С. В. Семенцова и др.
Рассмотрение местных особенностей Смоленской архитектуры невозможно без понимания взаимосвязи зодчества от природы. Принципы взаимосвязи зодчества и природы, выявляемые для различных территориальных зон, способы синтеза природы и архитектуры раскрываются в трудах: С. А Дектерева, С. П. Заварихина, Ю. И. Курбатова, Ю. С. Ушакова, Ю. Б. Хромова и др.
Анализ показал, что для выявления местных особенностей исторической застройки, необходима адаптация существующих методов морфологического и композиционного анализа, с учетом закономерностей восприятия города как единого организма и пространственно - художественной целостности.
Цель работы - выявление морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв.
В процессе работы решались следующие задачи:
• Адаптации методов морфологического и композиционного анализа архитектуры для учета местных особенностей исторической застройки Смоленска Х11-ХХ вв.
• Выявления морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХН-ХХ вв., с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого и нового».
• Выработки рекомендаций по решению проблемы сочетания «старого» и «нового».
Предметом исследования являются морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска ХН-ХХ вв., с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого» и «нового».
Объект и границы исследования обусловлены целью и задачами работы. Объектом исследования является историческая застройка (ХН-ХХ вв.).
Методика исследования основана на комплексном морфологически -композиционном анализе и включает изучение иллюстративных материалов, научно - исследовательских разработок, публикаций.
При исследовании использованы методы: анализа и синтеза, идеализации и абстрагирования, сравнения и обобщения, морфологический, композиционный, структурный, информационный.
Так же использовались специальные разработанные нами методы для анализа специфики исторической застройки:
• Метод анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки.
• Метод анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки.
Научная новизна работы заключается в разработке метода анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки, метода анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки, и в выявлении морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв., с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого» и «нового».
В связи с этим на защиту выносятся:
• Метод анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки.
• Метод анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки.
• Выявленные морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв. (с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого» и «нового»),
• Рекомендации по решению проблемы сочетания «старого» и «нового».
Практическая ценность работы. Результаты исследования позволяют, осознано решать проблему сочетания новой застройки и памятников архитектуры в реконструируемых кварталах исторического ядра.
Апробация и внедрение результатов.
Основные материалы исследования были представлены на 56, 57, 58, 62 - й. международной научно - технической конференциях молодых ученых СПб ГАСУ
Результаты диссертационного исследования используются в деятельности СОГУК «Центра по охране и использованию памятников истории и культуры».
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 5 статей
Объём и структура работы.
Диссертация состоит из двух томов. Первый том состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Текстовая часть первого тома содержит 150 страниц машинописного текста, и 46 страниц иллюстраций (таблицы и рисунки). Во втором томе представлено 9 приложений (259 страниц)
Содержание исследования.
Первая глава. Проводится морфологический анализ исторической застройки Смоленска ХН-ХХ вв. Город Смоленск - административный центр области, один из древнейших русских городов, крупный промышленный и транспортный узел. Смоленск - западный форпост Московского государства, важный торговый и приграничный пункт. Комплекс геологических, гидрологических, метеорологических условий, а так же тенденции саморазвития поселений повлияли на расположение исторической части города амфитеатром на северном склоне южного берега Днепра.
В диссертационной работе рассматриваются морфологические особенности исторической застройки (50 памятников архитектуры - 21 храм, 5 крепостных башен, 18 жилых домов, 6 общественных зданий).
Историческая застройка ХП-ХХ вв. анализируется по восьми типологическим структурам: культовые памятники сер. 12 - нач. 13 в., крепостные башни кон. 16 - нач. 17 в., культовые памятники кон. 17 - кон. 18 в., культовые памятники кон. 18-нач. 19 в., жилые дома кон. 18-вт. пол. 19в.,жилые дома кон. 19 - нач. 20 в., общественные здания сер. 19 - сер. 20 в., жилые дома сер. 20 в.
Морфологический анализ проводится по шести стадиям структурно -системной иерархии архитектурной среды: 1-я - подсистема здания (пластический уровень - «слой» проемов, «слой» вертикальных членений); 2-я - подсистема здания (объемно-пространственный уровень - «слой» силуэта, «слой» общей формы); 3-я - здание; 4 -я - комплекс зданий; 5 -я - ансамбль; 6 -я -система ансамблей.
Морфологический анализ проводится через поиск алгоритма построения структуры объекта от стадии подсистем объекта до стадии системы ансамблей.
«Слой» общей формы рассмотрен как объемно-пространственная композиция здания, составленная из элементарных геометрических объемов. Определено количество элементарных геометрических объемов (обозначенных как N0) в каждой типологической структуре.
В рамках морфологического анализа силуэт рассматривается как контур вертикальной композиции, составленный из геометрических объемов и усложненный горизонтальными членениями.
Определено количество структурных элементов силуэта (№), исходя из суммы образованной количеством видимых фронтально элементарных
геометрических тел, образующих костяк, и суммы горизонтальных усложнений на фасадах исторической застройки.
В рамках морфологического анализа вертикальные членения фасадов рассмотрены по типам, распознающимся по характеристикам форм и пластическим обработкам. На фасадах объектов подсчитано количество типов характеристик вертикальных членений (Ив).
Проемы фасадов в рамках морфологического анализа рассмотрены по типам, распознающимся по характеристикам форм и пластическим обработкам. На фасадах объектов подсчитано количество типов характеристик проемов (Ип).
Данное морфологическое исследование информационно - эстетического потенциала здания получило наименование метода анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки. Полученные по этому методу морфологические значения заносились в таблицы по каждой типологической структуре. Числовые морфологические значения показали алгоритм построения структуры исторической застройки.
Этот алгоритм построения структуры исторической застройки по стадиям структурно - системной иерархии архитектурной среды выявил:
1. Разные или в некоторых случаях одинаковые морфологические значения «слоя» проемов, «слоя» вертикальных членений.
2. Разные морфологические значения «слоя» силуэта, «слоя» общей формы.
3. Разные морфологические значения «слоя» силуэта, «слоя» общей формы, разные или в некоторых случаях одинаковые морфологические значения, «слоя» проемов, «слоя» вертикальных членений на стадии здания.
4. Одинаковые (в некоторых случаях разные) морфологические значения всех слоев для нескольких зданий, входящих в комплекс.
5. Самые высокие значения всех слоев здания имеет главенствующий объект ансамбля.
Данные особенности алгоритма построения структуры исторической застройки рассмотрены еще и в развитии, для выявления характера информационно - эстетического потенциала. Изучение развитие морфологических особенностей исторической застройки (50 памятников архитектуры) иллюстрировано сводными графиками, характеризующими каждый слой информационно - эстетического потенциала здания по восьми типологическим структурам. Морфологические значения линий параметров «слоев» информационно - эстетического потенциала на графиках образовали ступени, где самые большие значения занимали 1 - е место, и далее по убыванию. Анализ по сводным графикам выявил следующие особенности характера информационно - эстетического потенциала исторической застройки, учитывающим
условия зрительного восприятия:
1 Ведущее информационное содержание «слоя» силуэта отражала важную его роль при первоначальном восприятии рассмотренных культовых, общественных и жилых зданий.
2. Информационное содержание «слоя» общей формы (2-е место), отражает роль ориентира в пространстве костяка композиций культовых и общественных зданий.
3. Информационное содержание «слоя» проемов (2-е место) крепостных башен и жилых домов отражает важную семантическую роль проемов.
4. Информационное содержание «слоя» вертикальных членений (3-е место) показывает специфическое для Смоленска стремление к строгим, вертикально устремленным композициям.
Данные графики выявили совпадающие (или близкие) морфологические значения (табл. 1). Анализ по совпадающим параметрам морфологических значений сводных графиков показал восприятие исторической застройки через алгоритм структуры исторической застройки и характер информационно - эстетического потенциала (табл. 1):
1. На первой стадии структурно-системной иерархии архитектурной среды анализ выявил одинаковые морфологические значения Ып=6, Ып = 7, Ип = 9,1Чп = 12, ТЧп = 14, и Ыв = 6 зданий, входящих в разные ансамбли и комплексы.
2. На второй стадии структурно- системной иерархии архитектурной среды анализ выявил одинаковое морфологическое значение 1Чс = 33 зданий, входящих в разные ансамбли и N0 = 4 зданий входящих в разные комплексы.
3. Совпадение морфологических пар одинаковых значений - N0 = 4, № = 6 для зданий входящих в разные комплексы.
Упорядоченность в исторической застройке обеспечивалась повторением объемно - планировочных и конструктивных единиц, тождествами объёмов, повторяющимися элементами, едиными значениями объектов, а разно- ) образие обеспечивалось различием конкретных планировочных решений участков, различием в трактовке частей сооружений, различными значениями объектов, различными закономерностями пластической организации. Морфологическая организованность исторической застройки обеспечивалось через активное проявление тождеств.
Морфологическое единство исторической застройки на объемно - пространственном уровне обеспечивалось тождественным количеством применяемых геометрических объемов, структурных элементов силуэта, что отражало композиционные закономерности в их организации. Морфологическое единство исторической застройки на пластическом уровне обеспечива-
лось тождественным количеством применяемых типов характеристик проемов и вертикальных членений, что отражало композиционные закономерности в их организации.
Подробно связи между морфологией, информационно - эстетическим потенциалом и восприятием рассматривались через структурно - системный анализ морфологии ансамблей. Рассматривался ансамбль церквей кон. 17-кон. 18 в. (архитектура смоленского барокко) и ансамбль центральной площади города, состоящий из зданий, входящих в разные комплексы (общественных зданий сер. 19 - сер. 20 в. и жилых домов сер. 20 в.). Эти ансамбли определяют лицо города.
Анализ показал, что морфология системы ансамблей имеет одинаковые принципы морфологического строения, как через первую подсистему здания - (пластический уровень) так и через вторую подсистему здания -(объемно-пространственный уровень). Эти принципы раскрывали следующее для системы ансамблей по алгоритму построения структуры:
• Одинаковые морфологические значения имели несколько зданий.
• Одинаковые морфологические значения создавали ступенчатое построение информационного потенциала.
• Главное акцентное значение выявляло доминантный объект ансамбля.
Содержание информационных слоев отдельного здания повторилось в характере информационного содержания ансамбля церквей и общественных зданий. Целостность зрительного восприятия обеспечивалось одинаковыми принципами морфологического строения и единым характером информационно - эстетического потенциала.
Учет условий зрительного восприятия проявился в анализе взаимосвязей между исторической застройкой и средой на протяжении веков. Рассмотрение исторической застройки показало на сводной карте, что город в архитектурно - пространственном отношении в течение веков представлял целостную композицию, учитывающей условия зрительного восприятия.
Анализ выявил, отраженную в 7 - ми зонах значений, зависимость морфологии исторической застройки от градостроительного значения объектов.
Во второй главе проводится композиционный анализ исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв. Выясняются перцептивные (воспринимаемые) информационные характеристики исторической застройки Смоленска.
Композиция исторической застройки исследовалось с двух сторон -содержательной и формальной. Архитектурные объекты рассматривались как объекты, дифференцированные визуальным восприятием на объемно -пространственном и пластическом уровне. Размерные и ритмические отношения объемов, характер членения фасадных поверхностей отдельных архи-
тектурных элементов зданий в их взаимосвязи приняты в качестве композиционных средств, выражающих пространственную организацию.
Образно - содержательные характеристики восприятия исторической застройки анализируются через синтаксический аспект информации. Элементы плана содержания объемно-пространственного уровня выясняются по предложенному нами методу анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки. Выделяются, прежде всего, виды ритма, проявляющиеся в линейных очертаниях одной формы или группы форм через ритмическую схему. Первый тип ритмической схемы - графическое изображение, фиксирующее в общих габаритах и учитывающее динамику изменений объемных основных тел зданий, по вертикали и горизонтали. Второй тип ритмической схемы - графическое изображение, фиксирующее в общих габаритах и учитывающее динамику изменений объемных дополнительных тел зданий, по вертикали и горизонтали. Для Смоленска характерны отдельно стоящие центрированные доминанты. Поэтому проводится анализ на уровне объекта, и преимущественно по вертикали.
Особенности восприятия содержания исторической застройки на пластическом уровне раскрываются через анализ характера ритма проёмов. Выделены виды ритма, проявляющиеся в линейных очертаниях проемов на фасадах исторической застройки. Эта ритмическая схема - графическое изображение, фиксирующие в общих габаритах проемы и учитывающее динамику изменений по вертикали в плоскости фасада. Анализ показал, что восприятие образно - содержательного единства исторической застройки формировалось следующими информационными характеристиками:
• Единым элементом плана содержания объемно - пространственного уровня композиции, прослеживаемым на протяжении веков - убывающей трехчастной и четырехчастной ритмической схемой объемных основных тел главного объема.
• Единым элементом плана содержания пластического уровня композиции, прослеживаемым на протяжении веков - убывающей ритмической 1 схемой проемов по центральной оси и троичной схемой проемов по горизонтальной оси.
Элементы плана содержания объемно - пространственного и пластического слоя связывала общая закономерность - убывание элементов по центральной оси. Это создавало общую образно - смысловую целостность восприятия города на разных уровнях композиции.
Целостное восприятие исторической застройки с формальной стороны определялась следующими закономерностями культовых, общественных зданий и жилых зданий ХИ-ХХ вв.:
1 Использованием основного элемента плана выражения объемно -
пространственного уровня (куба и параллелепипеда с квадратным основанием).
2. Применением основных элементов плана выражения пластического уровня (элементы «каркаса», регулярное размещение проемов, принцип контраста в применении арочных по конфигурации элементов, использование ступенчатой схемы проемов в центральной части (по горизонтали)).
Визуальные аналогии, прочитывающиеся в композициях исторической и новой застройки, рассмотрены через метафоры (исследование проведено совместно с кандидатом психологии Е. А. Соловьевой). Ассоциации рассмотрены через систему анкетного опроса. Выявлены ассоциации, являющиеся символами смоленской архитектуры. Эти ассоциации - «с великим князем и * его дружиной», «с кораблем» и «с зажженной свечой». Большинство испыту-
емых видят их на нескольких объектах с небольшими колебаниями оценок.
Композиционные средства выражают особенности рельефа местности. По характерному ритму объемов, пластических элементов фасадов, и их форме прочитывается и сам рельеф. Историческая застройка и ландшафт имели визуальные общности восприятия:
1. С образной стороны стремительное убывание по трехчастной или четырехчастной ритмической схеме тел главного объема диктовалось мощным вертикальным импульсом природного основания.
2. С формальной стороны использование куба и параллелепипеда для основного объема, обуславливалось мощными лапидарными формами межовражных и межречных увалов, а элементы «каркаса» продолжали принцип развития природных форм.
В третьей главе выясняются морфологические и композиционные аспекты исторической застройки Смоленска (ХИ-ХХ вв.).
Анализ алгоритма построения структуры исторической застройки выявил следующие морфологические аспекты восприятия (рис. 2):
• Культовые здания, крепостные башни, различающихся по своим I/ объемно - пространственным композициям формировали морфологическое
единство по большинству информационных слоев, независимо от их стилистической принадлежности, и вхождения в комплексы или ансамбли.
• Жилые дома, выполненные по разным стилистическим направлениям, так же создавали морфологическое единство по информационным слоям. Здания из ансамбля, различающиеся функционально, основывали морфологическое единство по одному информационному слою.
Анализ информационных характеристик, создающих художественную целостность восприятия выявил следующие образно - содержательные аспекты исторической застройки (рис. 2)
• Композиционная образно - смысловая целостность города на объем-
но - пространственном уровне композиции достигается за счет использования общего элемента плана содержания, не зависимого от вхождения зданий в комплексы, ансамбли, функционального назначения, места расположения.
• Композиционная образно - смысловая целостность города на пластическом уровне композиции формируется за счет использования так же общего элемента плана содержания, не зависимого от вхождения зданий в комплексы, ансамбли, их функционального назначения.
Тождественные визуальные признаки связывали в целостную историческую ткань разные по объемно - пространственному и функциональному назначению здания. Анализ информационных характеристик, создающих визуальную целостность восприятия выявил следующий формально - композиционный аспект исторической застройки (рис. 3) »
• Композиционная формально - композиционная целостность города на объемно - пространственном и пластическом уровне образуется за счет использования общих элементов плана выражения, не зависимых от вхождения зданий в комплексы, ансамбли, и функционального назначения.
Исследование так же выявило возможность создания необходимых визуальных общностей между природой и архитектурой для зданий, разных по своим объемно - пространственным решениям или отличающихся по функциональному назначению.
Заключение
Проведенное исследование морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв. позволило сделать следующие выводы и разработать практические рекомендации:
1. Морфология исторической застройки - сложная система, отраженная в алгоритме построения структуры исторической застройки.
2. Изучение развития морфологии объектов, иллюстрированное графиками, выявило характер информационно - эстетического потенциала зданий, наличие акцентирующих и фоновых (одинаковых или близких) значений исторической застройки. 4
3. Целостность зрительного восприятия ансамблей обеспечивалось одинаковыми принципами морфологического строения, единым характером информационно - эстетического потенциала.
4. Градостроительное значение объектов отражалось на морфологии исторической застройки.
5. Разработан метод анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки, позволяющий наглядно выявлять алгоритм построения структуры объектов и характер информационно - эстетического потенциала зданий. Данный метод применим при проектировании новых объектов.
6. Для сохранения структурной целостности исторического центра Смоленска при его реконструкции необходимо учитывать морфологические аспекты исторической застройки.
7. Разработан метод анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки, раскрывающий особенности содержания и построения исторической застройки на объемно - пространственном уровне. Данный метод применим при проектировании новых объектов.
8. Для образной совместимости «новых» зданий со «старыми», необходим учет образно - содержательного аспекта объемно - пространственного и пластического слоя композиции исторической застройки.
9. Для визуального сочетания «новых» зданий со «старыми», необходим учет формально - композиционных аспектов исторической застройки.
10. Новые здания должны продолжать гармоничное единство исторической застройки с ландшафтом на разных уровнях композиции, учитывая выявленные аспекты взаимосвязей.
1 Архитектурное проектирование жилых зданий- учеб. для вузов / под ред. М. В. Лисициана, Е. С. Пронина - М., 1990. С. 441-443
2 Воронин, Н. Н. Зодчество Смоленска 12 -13 вв. / Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт.
- Л : Наука, Ленингр. отд - ние, 1979. С. 3 - 414
3 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область / под ред. В И Плужникова, Всесоюэ. науч.- исслед. ин - т искусствознания.
- М.: Наука, 2001. С. 75 - 253
4 Архитектурное проектирование жилых зданий- учеб для вузов / под ред. М. В. Лисициана, Е. С. Пронина - М., 1990. С. 36
5 Антощенков, В. С. Основы морфологического анализа архитектурной композиции- учеб пособие / В. С. Антощенков, Ленингр. инженер - строит, ин. - т. - Л , 1985. С. 4 - 78
» 6 Сомов, Г. Ю. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве /
Г. Ю. Сомов. - М.,1986. С. 200
Список работ, опубликованных по теме диссертации:
1. Гаевская, 3. А. Утраченные смоленские памятники архитектуры / 3. А. Гаевская // Край Смоленский, № 3-4, 2001г. - С. 30 - 32.
2. Гаевская, 3. А. Эстетическое восприятие региональных особенностей Смоленской архитектуры 13. А. Гаевская // Край Смоленский, № 11 -12,2003г. -С. 83-88.
3. Гаевская, 3. А. Региональные особенности смоленской архитектуры 12 - 13 вв. / 3. А. Гаевская, В. С. Горюнов II 57-я Международная научно - техническая конференция. Сборник докладов./ М - во образования Рос. Федер, С. - Петерб. гос. архитектур.- строит, ун- т, Петр. акад. наук и искусств - Спб., 2004,- Ч.Ш - С. 37.
4. Гаевская, 3. А. Влияние ландшафта на формы Смоленской архитектуры // Архитектор. Город. Время. Материалы 7-я международной научно-практической конференции 17-19 апреля 2005 г. (Великий Новгород - Санкт - Петербург) / Стройиздат Спб., 2005 - С. 51 - 54.
5. Гаевская, 3. А, Морфологические особенности смоленских памятников архитектуры / 3. А. Гаевская, В. С. Горюнов II 62-я научная конференция профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета / М - во образования Рос. Федер, С. - Петерб. гос. архитектур. - строит, ун- т, Петр. акад. наук и искусств - Спб., 2004 (в печати).
Таблица 1.
Морфологические значения ансамблей и комплексов
Здания, относящиеся к определенным типологическим системам Совпадающие значения параметров «слоев» информационно-эстетического потенциала исторической застройки
Ис N0 Ив Ып
Храмы сер. 12 - нач. 13 в. - 65 43 27 12
ансамбль
Крепостные башни (1596- 40 2 2 6
1602 гг.) - комплекс 4 6 9
Храмы кон. 17 - кон. 18 в. 33 17 18 9
(барокко)- ансамбль
Храмы кон. 18 - нач. 19 в. 53 15 12 8
(классицизм) - комплекс 27 15 12
Жилые дома кон. 18 - вт. 11 4 6 6
пол. 19 в. - комплекс 7
Жилые дома кон. 19 - нач. 13 3 6 6
20 в. - комплекс 5 7 7
Общественные здания сер. 55 21 20 14
19 - сер. 20 в. - комплекс
Жилые дома сер. 20 в. - 33 11 11 14
комплекс
Рис. 1. Морфологическое единство исторической застройки
Зодчество Смоленска сер. 12 - нач. 13 в.
о з 5 Н* 5» 1112 Й I а» о •е- Еда Гар! . 42 Д Д 43 .12 12 "»1 И. Богослова ц. А. Михаила 80-1190 гг. 1180-1197 гг. количество структурных элементов силуэта ф количество геометрических объемов ф количество типов характеристик проёмов ная типологическая структура. Разные композиции «оничное единство на уровне "слоев"
Военно - оборонительное строительство кон. 16 - нач. 17 в.
Параметры _1 т информационных слоев ■ЙЙ.^ЯД 5 ё £ ^ ^»количество структурных элементов силуэта . ^количество типов характеристик проемов ^количество типов характеристик вертикальных членений * 1 а 6 -1 . 1, «ольские башня рота Громовая 96- 1602 гг. 1596- 1602 гг. ная типологическая структура. Разные композиции моничное единство на уровне "слоев"
Ч
Рис. 2 Образно-содержательное единство исюрической застройки
Образно - содержательное единство исторической застройки _композиции_
со" Ь
есч и-)
О
2 о
ч.
о- " 2« 1| « Я
Э= ш 9иО!
элемент плана содержания пластического уровня композиции
15 8 эрз
ш
с* о
1Г>
о
1
ы о
принцип контраста в арочных элементах
"каркас
ц. И. Богослова, 1160- 1180 гг. ц. Георгиевская, 1782 г.
11. Нижне-Ни кол ьс кая, 1747 г.
дом "с башней", 1954 г.
ц. И. Богослова, 1160- 1180 гг. ц. А. Михаила, 1180- 1197 гг. крепостные башни ( 1596- 1602 гг.) ц. Георгиевская, 1782 г.
дом "с башней , 1954 г.
ступенчатость проемов
регулярный рисунок проемов
ц. И. Богослова, 1160- 1180 гг. ц. А. Михаила, 1180- 1197 гг. ц.Нижне-Никольская, 1747 г.
ц. И. Богослова, 1160- 1180 гг. ц. Георгиевская, 1782 г.
дом "с башней", 1954 г.
параллелепипед с квадратным планом куб | объемно - пространственный уровень - основные объемы | ¡ Формально - композиционное единство исторической застройки |
ц.Нижне-Никольская, 1747 г. крепостные башни ( 1596- 1602 гг.) ✓-74 ц. И. Богослова, 1160- 1180 гт. ц. А. Михаила, 1180- 1197 гг. дом жилой, 1860-70 гг. ул Воровского
\_ ц. Георгиевская, 1782 г. <2> дом "с башней", 1954 г.
» 7
n s
4 9
4
o W
S! '
§ я
5 TS
-Э-
o 43 3
er" a o
s
o
s o -1 o
n ta a s
r> 4 O 43
s
-a re o Я O S!
Подписано к печати 02.06 05. Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ И \.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4.
Отпечатано на ризографе. 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул , д. 5
4
1120 7 0
РНБ Русский фонд
2006-4 9508
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Гаевская, Злата Анатольевна
Введение.
1. Морфологический анализ исторической застройки Смоленска XII — XX вв.
1.1. Влияние градостроительных и исторических факторов на историческую застройку.
1.2. Морфологические особенности исторической застройки.
1.3. Развитие морфологических особенностей исторической застройки.
1.4. Структурно-системный анализ морфологии ансамблей.
1.5. Взаимосвязь между исторической застройкой и средой.
2. Композиционный анализ исторической застройки Смоленска XII - XX вв.
2. 1. Образно - содержательные характеристики исторической застройки.
2. 2. Формально — композиционные характеристики исторической застройки.
2. 3. Метафоры исторической застройки.
2. 4. Влияние ландшафта на историческую застройку.
3. Морфологические и композиционные аспекты исторической застройки Смоленска (ХП - XX вв.).
3.1. Морфологические аспекты исторической застройки.
3.2. Образно - содержательные аспекты исторической застройки.
3.3. Формально — композиционные аспекты исторической застройки.
3.4. Аспекты взаимосвязей между исторической застройкой и ландшафтом.
Введение 2005 год, диссертация по архитектуре, Гаевская, Злата Анатольевна
Актуальность исследования.
Старые города обладают своеобразными, только им присущими архитектурно - художественными чертами. Они воспитывают и укрепляют чувство патриотизма, любовь к родному городу, родной стране. Несмотря на тяжкий урон, нанесенный во время воин зодчеству, Смоленск имеет уцелевшие значительные памятники архитектуры, придающие ему своеобразный облик. В сложившемся контексте исторической застройки возникают новые элементы. Существенные различия современной и исторической застройки приводят к противопоставлению «старого» и «нового».
Для сохранения индивидуального архитектурного лица города необходимо осознание местных архитектурных традиций, транслировавшихся на протяжении веков. По мнению О. Швидковского: «Традиции - это своего рода память художественной культуры. Культура же хранит лишь то, что нужно современности, и в том виде, в каком это актуально. Подлинное новаторство не должно быть оригиналышчанием. Оно должно являться продолжением традиций на новом этапе» [88, с.4].
Исторические памятники архитектуры нельзя рассматривать лишь как музейные экспонаты, необходимо их структурные, образные, визуальные признаки использовать для формирования современного архитектурного лица города. Для решения проблемы преемственности необходимо знание морфологических и композиционных закономерностей, прослеживаемых на памятниках архитектуры города в течение нескольких веков.
Опыт реконструкции старых городов свидетельствует, что ни механическое повторение внешних строительных форм старого города, ни следование топографии исторически сложившейся уличной сети, ни некритическое применение традиционных материалов и способов отделки, не в состоянии обеспечить гармоничное отношение «нового» к «старому». Проблема сочетания старой и новой застройки решается при глубоком синтезе «старого» в новом.
Реконструкция исторических кварталов в Германии, Чехии, Болгарии является примером удачного опыта сочетания старой и новой застройки, строящейся на глубоком синтезе «старого» в новом. М. В. Лисициан и Е. С. Пронин считают: «В случае, если сложившаяся застройка, оставляя некоторый историко - морфологический контекст, тем не менее предоставляет определенные физические резервы для нового строительства, успешно используется метод «морфологического соответствия», при котором значение приобретает соответствие планировочной и пространственной структуры нового комплекса сложившейся структуре. Именно это соответствие определило успех реконструкции в ГДР, где новая застройка напоминает опорную» [7, с. 441 - 443].
Помимо соответствия структуры нового объекта историческому окружению, необходимо еще образное и визуальное единство между «старым и новым» для сохранения художественной целостности города. Морфологическое, образное, визуальное единство старой и новой застройки обеспечат целостное информационное восприятие.
Визуальное единство и образное совмещение исторических памятников и новой застройки может быть достигнуто, прежде всего, композиционными средствами. Таким образом, для проблемы сочетания новой застройки и исторических памятников более всего необходимы два вида архитектурного анализа: морфологический и композиционный. Данные виды композиционного анализа выявят морфологические и композиционные закономерности, необходимые для осознанного продолжения архитектурных традиций на современном этапе развития города.
Изученность проблемы.
Смоленск обладает уникальными, своеобразными памятниками архитектуры. Н. Н.Воронин и П. АРаппопорт, на основе многолетних археологических раскопок и изучения памятников древнего смоленского зодчества 12 -13 вв., выявили существование ранее неизвестной, очень яркой смоленской архитектурной школы [21]. Стилистический, сравнительный и критический анализ памятников архитектуры Смоленска был проведен в каталоге памятников архитектуры [8] и в книге - Свод памятников архитектуры и монументального искусства: Смоленская область [76]. Эти виды архитектурного анализа выявили своеобразный облик Смоленска и доказали существование в истории русской архитектуры яркого своеобразного явления. Однако в этих научных работах не был проведен морфологический и композиционный анализ, раскрывающий традиции архитектурно - художественного единства города на протяжении веков.
Теоретической основой диссертационного исследования по морфологии архитектурной формы послужил ряд работы ученых: В. С. Антощенкова [3], М. В. Лисициана[7], Е. С. Пронина[7], А. Г. Раппапорта [72], Г. Ю. Сомова [72], И. А. Страутманиса [85]и др.
В научных работах А. Г. Раппапорта [72], Г. Ю. Сомова [72] важно утверждение о необходимости рассмотрения морфологии архитектурной формы как особой информационно-знаковой системы [72, с. 70-86]. Архитектура, как источник информации и информационная система, также рассматривалась в работах: Г. Ю.Сомова [ 83], И. А.Страутманиса [85], Е. Н. Карбышева [78 ], Ч. Дженкса [31], А. Г. Раппапорта [72] и др.
Существующий метод морфологического анализа, заключающийся в выявлении объективно существующих особенностей структуры объекта, необходимо адаптировать для исследования исторической застройки Смоленска, имеющей отдельно стоящие центрированные доминанты. Адаптацию предложено проводить через рассмотрение архитектурной формы как особой информационно - знаковой системы.
Морфологический анализ основывается на выводе М. В.Лисициана и Е. С. Пронина о возможности послойного рассмотрения информационно-эстетического потенциала здания. Эти ученые полагают - «к материальным, то есть зрительно воспринимаемым носителям информациогаю-эстетического потенциала здания относятся: общая форма, силуэт, крупные членения фасада, детали, цвет, фактура поверхностей и т. д. Они образуют свою рода информационные «слои», каждый из которых обладает своим содержанием» [7, с. 36].
Морфологическое описание, в котором фиксируются пространственные параметры на основе объективного измерения при помощи чисел, проводится в данной диссертационной работе по слоям информационно эстетического потенциала здания по разработанному нами методу анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки.
В. С. Антощенков проводит прочтение формы (структуры) архитектурного объекта через операции с исходным материалом [3]. Мы же считаем, что для выявления особенностей структуры исторической застройки Смоленска важны выявляемые по слоям информационно - эстетического потенциала морфо - количественные и морфо - типические характеристики.
Полученные морфологические данные по памятникам архитектуры будут недостаточными для решения проблемы сочетания «старого» и «нового». По мнению Г. Ю. Сомова: «Произведение является плодом композиционного мышления, так что замысел включает в себя и композиционный смысл. Композиция выражает идейное содержание произведения в архитектурной форме» [83, с. 81].
Данное научное исследование базируется так же на разработках в области архитектурной композиции. Теория архитектурной композиции разрабатывалась в трудах: А. В. Степанова [64], Н. И. Смолиной [81], Т. А.Славиной [79], А. В.Иконникова [68], М. В.Лисициана [7], Е. С.Пронина [7] и др.
Научные труды Г. Ю. Сомова (ЦНИИ теории и истории архитектуры) учитывающие особенности восприятия архитектурной среды, взяты в качестве ориентира современного подхода к средствам архитектурной композиции [9], [72], [83]. Для диссертационной работы важно его утверждение о необходимости рассмотрения архитектурной композиции как особой тшформациотшо-знаковой системы [72, с.193- 228]. В диссертационной работе используется предложенный Г. Ю. Сомовым анализ различных элементов на основе их функций, с выделением объемно-пространственного и пластического уровня, а так же описание отношений элементов по различным признакам (элементы плана содержания и элементы плана выражения). Г. Ю. Сомов считает: «Подход к анализу различных элементов на основе их функций с выделением объемно -пространственного и пластического уровня, а так же на основе описания отношений элементов по различным признакам дает возможность более углубленного и детального исследования закономерностей композиции в различные периоды истории архитектуры, в архитектуре различных культур, стилей и направлений» [83, с.200].
Г. Ю. Сомов рассматривает архитектурную форму как особую информационно - знаковую систему. Он считает: «В архитектурной композиции целесообразно различать два аспекта информации - семантический и синтаксический» [83, с.24]. Семантический аспект информации архитектурной формы было предложено рассматривать в данной диссертационной работе через систему анкетного опроса (в соавторстве с кандидатом психологии Е. А. Соловьевой).
По мнению Г. Ю. Сомова «В синтаксическом аспекте отношения воспринимаемых элементов могут рассматриваться в двух планах - содержания и выражения» [83, с. 31]. Композиционный метод Г. Ю. Сомова, заключающейся в выделении элементов несущих значения, необходимо адаптировать для поиска особенностей содержания и построения исторической застройки Смоленска на объемно - пространственном уровне. Адаптацию предложено проводить по разработанному нами методу анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки. Разработанный нами метод учитывал мнение Г. Ю. Сомовая Конкретность архитектурной формы изменчива, в то время как метро -ритмические структуры переходят из одного исторического стиля в другой, развиваясь в новых образах [72, с. 215]?
Теоретической основой диссертационного исследования послужил также ряд работ, связанных с рассмотрением архитектуры., через дуализм нашего сознания, как информационной системы и источника информации. Полное рассмотрение региональных особенностей Смоленской архитектуры сегодня невозможно без учета теорий эмоций и особенностей высшей нервной деятельности человека.
Исследование структуры и принципов формирования архитектурной среды через дуализм нашего сознания проводилось в работах А. Г. Габричевского [22], Г. Ю. Сомова [83], А. Г Раппапорта [72] и др.
А. Г. Габричевский полагает: «Всякая живая трехмерная форма в природе, наша собственная личность, наконец,всякое произведение зодчества разлагаются нашим дуалистическим сознанием на материальную более или менее субстанциальную оболочку и на облекаемую ею более или менее субстанциональное духовное ядро, причем центр тяжести переносится то на одно то на другое в зависимости от двух основных уклонов миропонимания» [22, с. 86-87].
Учет материальной оболочки, исследуемой морфологическим анализом, и художественного образа, исследуемого композиционным анализом соответствует дуализму нашего сознания. Таким образом, выявление морфологии и художественного образа исторической застройки будет учитывать особенности высшей нервной деятельности человека, его особенности восприятия.
Рассмотрение архитектурной формы, как особой информационно - знаковой системы, так же базировалось на учете аспектов восприятия человеком архитектурного пространства и его оценки. Вопросы восприятия - преимущественно зрительного - освещены в работах - Р. Арнхейма [5], Е. JI. Беляевой [14],
В. А. Ганзена [23], Г. Б. Забелыпанского [9], Е. Б. Новиковой [62], Г. Б. Минер-вина [9], А. Т. Раппапорта [9], Г. Ю.Сомова [9], И. А.Страутманиса [85] и др.
Выявление местных особенностей архитектуры сегодня невозможно и без эмоционального восприятия памятников архитектуры и понимания архитектуры как высокого искусства. Личностные прочтения памятников архитектуры, и видение архитектуры, как высокого искусства, раскрывается в трудах ученых: Н. И. Брунова [16], В. С. Горюнова [25], И. Э.Грабаря [29 ], 3. Гидиона [24], Б. R Виппера [20], В. П. Зубова [36], М. А. Ильина [42], В. В. Лебедева [53 ], И. Б. Михайловского[58], А. Циреса [93], А. Л. Якобсона [99] и др.
Раскрытие заявленной темы так же требует привлечения работ, посвященных проблемам преемственности, наследованию традиций и реконструкции городов. Это труды - А. Ю. Беккера [13], В. Борусевича[71], Д. В. Брунса [75], А. В. Иконникова [39], М. В. Лисициана [7], А. В. Маслова [57], Г. Мюллера -Менкенса [61], Г. Б. Омельяненко [75], Е. С. Пронина [7], О. И. Пруцина [71], Б. Рымашевского [71], С. К. Регаме [75], А. С. Щенкова [13], Г. К. Щедриной [97] и др.
Особенности старогородской застройки и инженерные изыскания, проводимые при ее реконструкции, исследуются в труде Н. П. Шепелева и М. С. Шумилова [95].
Для поисков местных особенностей архитектуры важны теоретические разработки по проблемам архитектурной среды А. В Иконникова. Он считал: «В число ценностей (как мы говорим сейчас) своеобразие не входило — заранее выработанной установка была скорее противоположной: не на характерность индивидуального и неповторимого, а на универсальность, за которой виделась иная, надмирная реальность (и, соответственно, образцов, считавшихся ее воплощением)» [39, с.5].
Теоретической основой диссертационного исследования послужил и ряд работ, связанных с изучением проблем градостроительства. Специфика эстетического восприятия городской среды, общие проблемы градостроительной композиции рассматриваются в трудах: И. А.Бондаренко [15], М. Г, Бархина [11], А. Э.Гутнова [26], В. Л. Глазычева [26], К. Зитге [35], А.В. Иконникова [39], И. В. Ивановой [47], Л. ЙКирилловой [47], К. Линча [54], В. КПавличен-кова [47], 3. Н,Яргиной [100] и др.
Город понимается и осмысливается авторами как целостный организм. Примером целостности подхода является книга К. Линча, где городская среда исследуется через сенсорное восприятие человеком.
Принципы русских градостроительных традиций, изложенные в монографии А.В. Иконникова «Тысяча лет русской архитектуры» [39], необходимы для осмысленного выявления региональных особенностей Смоленской архитектуры. Данное исследование опирается на предложенную А.В. Иконниковым трактовку города как архитектурно- пространственного, социально- культурного организма, неразрывно связанного с ландшафтом, функциональным зонированием и с образно - символическими представлениями о пространстве и форме.
В данных работах структурно - системная иерархия архитектурной среды не изучалась со стороны морфологических особенностей образующих ее архитектурных форм.
Примером осмысления города как целостного организма, имеющего многоуровневую, иерархическую организацию объемно - пространственной композиции, объединяющей градостроительные и архитектурные «начала» является диссертационная работа на соискание уч. степени канд. арх. Семенцова С. В.: «Объемно - пространственная структура города, как основа его гармонии. На примере Ленинграда».
В диссертационной работе Семенцова С. В. изучение исторической застройки Ленинграда ведется «от общего к частному». Вначале рассматривается город в целом и затем детализируется по все более мелким уровням.
В данной диссертационной работе берется за основу доказанная историческая ценность памятников архитектуры. Изучение особенностей исторической застройки ведется от уровня подсистемы объекта до уровня системы ансамблей.
Рассмотрение региональных особенностей Смоленской архитектуры невозможно без понимания зависимости зодчества от природы. Зависимость зодчества от природы, раскрывается в трудах: С.А.Дектерева [30], С. П. Заварихи-на [34], В. В. Княжева [34], Ю.И. Курбатова [50, 51], Ю. С. Ушакова [89], Ю. Б. Хромова [92] и др.
Разработка способов применения в практике региональных особенностей Смоленской архитектуры базировалась на необходимости целостности искусственно созданного и природного. Так как, по мнению Ю. И.Курбатова: «Целостность искусственно созданного и природного на уровне регионального проектирования - фундаментальная основа «стратегии включенности» любых объектов в среду» [50, с. 54]
Важны для научной работы и исследования по истории культуры: А. И. Азизян [1], Г. К.Вагнера [18], Д. С. Лихачева [55], Ш. М.Шукурова [96] и др. Раскрываемые ими символические аспекты архитектурных форм важны для прочтения заложенных в них смыслов.
Выявление региональных особенностей города должно строится и на учете полихромии. Данное научное исследование опирается и на исследованиях в области колористики: К. Ауэра [90], И. Араухо [4], А. В. Ефимова [32], Г.Фрилинга [90].
Раскрытие заявленной темы требует и привлечения работ по истории архитектуры: Н. И. Брунова [44], А. В. Иконникова [37], В. И. Пилявского [70], П. А. Раппопорта [73, 74], И. С. Николаева [63], А. А. Тица [70], Ю. С. Ушакова [70], Н. Ф. Гуляницкого [6], Т. А. Славиной [45] и др. Выявляемые ими национальные черты русской архитектуры служат основой для поиска региональных особенностей Смоленской архитектуры.
Из специальных работ по изучению Смоленской архитектуры использовалось исследование Н. Н Воронина и П. А Раппопорта [21] и В.В. Косточкина [48], Ф. Э. Модесгова [59].
Сведения о памятниках архитектуры взяты из каталога памятников архитектуры [8] и из книги - Свод памятников архитектуры и монументального искусства: Смоленская область [76]. Сведения об исторических достопримечательностях и культурных памятниках Смоленщины приводятся в работах местных краеведов: Л. В. Васильевой [19], Ф. Э Модестова [59], Н. Н. Мурзакевича [60], И. И. Орловского [65, 66], С. П. Писарева [70], А. Т. Смирновой [28], В. А Сухановой [86], Л. С. Журавлевой [33] и др.
Анализ показал, что для выявления местных особенностей исторической застройки, необходима адаптация существующих методов морфологического и композиционного анализа, с учетом закономерностей восприятия города как единого организма и пространственно - художественной целостности.
Цель работы - выявление морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв.
В процессе работы решались следующие задачи:
• Адаптации методов морфологического и композиционного анализа архитектуры для учета местных особенностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв.
• Выявления морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв. с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого и нового».
• Выработки рекомендаций по решению проблемы сочетания «старого» и «нового».
Предметом исследования являются морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв., с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого» и «нового».
Объект и границы исследования обусловлены целью и задачами работы. Объектом исследования является историческая застройка (XII-XX вв.).
Методика исследования основана на комплексном морфологически -композиционном анализе и включает изучение иллюстративных материалов, научно - исследовательских разработок, публикаций.
При исследовании использованы методы: анализа и синтеза, идеализации и абстрагирования, сравнения и обобщения, морфологический, композиционный, структурный, информационный.
Так же использовались специальные разработанные нами методы для анализа специфики исторической застройки:
• Метод анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки.
• Метод анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки.
Научная новизна работы заключается в разработке метода анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки, метода анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки. и в выявлении морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв. с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого» и «нового».
В связи с этим на защиту выносятся:
• Метод анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки.
• Метод анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки.
• Выявленные морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска XII-XX вв. (с учетом возможности их использования для решения проблемы сочетания «старого» и «нового»).
• Рекомендации по решению проблемы сочетания «старого» и «нового».
Практическая ценность работы. Результаты исследования позволяют, осознано решать проблему сочетания новой застройки и памятников архитектуры в реконструируемых кварталах исторического ядра.
Апробация и внедрение результатов.
Основные материалы исследования были представлены на 56, 57, 58, 62 - й. международной научно — технической конференциях молодых ученых СПб ГАСУ
Результаты диссертационного исследования используются в деятельности СОГУК «Центра по охране и использованию памятников истории и культуры».
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 5 статей
Объём и структура работы.
Диссертация состоит из двух томов. Первый том состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение диссертация на тему "Морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска XII - XX вв."
Заключение
По мнению В. Глазычева: « В последние годы в профессию архитектора глубоко въелась установка на собственное созидание и утеряна однозначность того, на чем всегда базировалась ранее - постижении сущности того, что было сделано до нас. В этом контексте и должно заключаться осмысление собственной творческой задачш{88, с. 4].
Для России важна роль научных исследований. Ю. Гнедовский - Президент Союза архитекторов России - считает: «требования к современному архитектору состоят в необходимости работать в «историческом контексте», сохраняя культурную или образную идентичность новых зданий индивидуальным особенностям культурного наследия» [27, с. 5].
Это отвечает общемировым тенденциям. В ФРГ, еще с 1975г. большая роль отводилась исследованиям структуры и принципам формирования архитектурной среды, там проводились международные выставки, посвященные проблемам внедрения новой среды в старую среду [101, с. 33-39].
В работах зарубежных архитекторов уже конца 70-х годов 20 в. прослеживалась тенденция соответствия архитектуры реальному месту [102,103].
Проведенное исследование морфологических и композиционных закономерностей исторической застройки Смоленска ХП-ХХ вв. позволило сделать следующие выводы и разработать практические рекомендации:
1. Морфология исторической застройки - сложная система, отраженная в алгоритме построения структуры исторической застройки.
2. Изучение развития морфологии объектов, иллюстрированное графиками, выявило характер информационно - эстетического потенциала зданий, наличие акцентирующих и фоновых (одинаковых или близких) значений исторической застройки.
3. Целостность зрительного восприятия ансамблей обеспечивалось одинаковыми принципами морфологического строения, единым характером информационно - эстетического потенциала.
4. Градостроительное значение объектов отражалось на морфологии исторической застройки.
5. Разработан метод анализа морфо - количественных и морфо - типических характеристик исторической застройки, позволяющий наглядно выявлять алгоритм построения структуры объектов и характер информационно - эстетического потенциала зданий. Данный метод применим при проектировании новых объектов.
6. Для сохранения структурной целостности исторического центра Смоленска при его реконструкции необходимо учитывать морфологические аспекты исторической застройки.
7. Разработан метод анализа ритмических характеристик объемов исторической застройки, раскрывающий особенности содержания и построения исторической застройки на объемно - пространственном уровне. Данный метод применим при проектировании новых объектов.
8. Для образной совместимости «новых» зданий со «старыми», необходим учет образно - содержательного аспекта объемно - пространственного и пластического слоя композиции исторической застройки.
9. Для визуального сочетания «новых» зданий со «старыми», необходим учет формально - композиционных аспектов исторической застройки.
10. Новые здания должны продолжать гармоничное единство исторической застройки с ландшафтом как на образно - смысловом уровне, так и на уровне формально - композиционной организации, учитывая выявленные аспекты взаимосвязей.
Библиография Гаевская, Злата Анатольевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / Ирина Атыковна Азизян, Ирина Александровна Добрицыыа, Галина CepiteBHa Лебедева. М.: Прогресс - Традиция, 2002. - 568 е.: ил.
2. Алексеев, Л. В. Смоленская земля в IX X вв. / Л. В. Алексеев. - М.: Наука, 1980. - 262 е.: ил.
3. Антощенков, В. С. Основы морфологического анализа архитектурной композиции: учеб. пособие / В. С. Антощенков; Ленингр. инженер. строит, ин. - т. - Л., 1985. - 80 е.: ил.
4. Араухо, И. Архитектурная композиция / Игнасио Араухо; пер. с исп. М. Г. Бакланов, Антонио Михе. М.: Высш. шк., 1982. - 208 е.: ил.
5. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм; пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1984. -192 е.: ил.
6. Т.1. История архитектуры / Н. Ф. Гуляницкий. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1984. - 334с.: ил.
7. Архитектурное проектирование жилых зданий: учеб. для вузов / под ред. М. В. Лисициана, Е. С. Пронина М.: Стройиздат, 1990. - 488 е.: ил.
8. Архитектурные памятники Смоленской области: в 2 кн. / под ред. В. И. Плужникова; Всесоюз. науч. исслед. ин - т искусствознания. - М., 1987. — 332 е.: ил.
9. Кн. 1. Кат. / под ред. В. И. Плужникова. 1987. - 332 е.: ил.
10. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забелыпанский и др.. М.: Стройиздат, 1985. - 207 е.: ил.
11. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования: учеб. метод. пособие / Б, Г. Бархин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1993. — 439 е.: ил.
12. Бархин, М. Г. Город: Структура и композиция / М. Г. Бархин. М.: Наука, 1986. - 251 е.: ил.
13. Бархин, М. Г. Метод работы зодчего: Из опыта советской архитектуры 1917 -1957 гг. /М. Г. Бархин. -М.: Стройиздат, 1981.-216 е.: ил.
14. Беккер, А. Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие / А. Ю. Беккер, А. С. Щенков. М.: Стройиздат, 1986. - 204 е.: ил.
15. Беляева, Е. П. Архитектурно пространственная среда города как объект зрительного восприятия. / Е. П. Беляева. - М.: Стройиздат, 1977. - 126 е.: ил.
16. Бондаренко, И. А. Древнерусское градостроительство: Традиции и идеалы. / И. А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 108 с.
17. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры: в 2 т.. / И. Н. Брунов. М.: Центрполиграф, 2003. - 540 е.: ил.
18. Т.- 2.: Очерки по истории архитектуры / И. Н. Брунов. 2003. - 540 е.: ил.
19. Буров, А. К. Об архитектуре / А. К. Буров. М.: Стройиздат, 1960. -147 е.: ил.
20. Вагнер, Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К. Вагнер. М.: Искусство, 1987. - 288 с.
21. Васильева, JL В. Смоленск / Л. В. Васильева М.: Планета, 1979. -180 е.: ил.
22. Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко / Б. Р. Виппер. — М.: Наука, 1978.-231 е.: ил.
23. Воронин, Н. Н. Зодчество Смоленска 12 13 вв. / Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт. - Л.: Наука, Ленингр. отд - ние, 1979. - 414 е.: ил.
24. Габричевский, А. Г. Проблемы архитектурного синтеза как взаимной организации массы и пространства / А. Г. Габричевский // Архитектура СССР. — 1989. Янв. - февр. - С. 86 - 91.
25. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов / В. А. Ганзен. Л.: Изд - во Ленингр. ун-та, 1973. - 153с.
26. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура: сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И.Л. Черня / 3. Гидион. 3-е изд. -М.: Стройиздат, 1984. - 455 е.: ил.
27. Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. СПб.: Стройиздат СПб, 1992. -360 е.: ил.
28. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры: Лицо города / А. Э. Гутнов, В. Л. Глазычев. М.: Молодая Гвардия, 1990. - 350 е.: ил.
29. Гнедовский, Ю. Сто шедевров уходящего столетия / Ю. Гнедовский // Вести Союза архитекторов России. -1998. Сент. - С. 4-7.
30. Город герой Смоленск: Очерк путеводитель / Д. И. Будаев и др. -Смоленск: Моск. рабочий. Смол, отд - ние, 1988. - 255 е.: ил.
31. Грабарь, И. Э. О русской архитектуре. Исследования. Охрана памятников / Игорь Грабарь. М.: Наука, 1969. - 423 е.: ил.
32. Дектерев, С. А. Климат и архитектура народного жилища / С. А. Дек-терев. Свердловск: Изд - во Урал, ун-та, 1989. - 209 е.: ил.
33. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Чарльз А. Дженкс; под ред. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой; пер. с англ. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой. М.: Стройиздат, 1985. - 136 е.: ил.
34. Ефимов, А. В. Формообразующие действие полихромии в архитектуре / А. В. Ефимов. М.: Стройиздат, 1984. - 168 е.: ил.
35. Журавлева, JI. С. Талашкино: Очерк путеводитель / JI. С. Журавлева. - М.: Изобраз. искусство, 1989. - 208 е.: ил.
36. Заварихин, С. П. Экология зодчества: О некоторых объективных основах «второй природы» / С. П. Заварихин, В. В. Княжев. СПб.: Стройиздат СПб, 1995. - 189 е.: ил.
37. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте; пер. с нем. Я. Крастиныпа. М.: Стройиздат, 1993. - 255 е.: ил.
38. Зубов, В. П. Труды по истории и теории архитектуры / В. П. Зубов. -М.: Искусствознание, 2000.— 527 е.: ил.
39. Иконников, А. В. Архитектура XX в: Утопии и реальность: в 2 т. / А. В. Иконников. М.: Прогресс - Традиция, 2002.
40. Т. 2: Архитектура XX в: Утопии и реальность: А. В. Иконников 2002. — 672 с. ил.
41. Иконников, А. В. Основы архитектурной композиции: учеб. для художеств. вузов / А. В. Иконников, Г. П. Степанов. М, Искусство, 1971. — 224 . е.: ил.
42. Иконников, А. В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций / А. В. Иконников. М.: Искусство, 1990. - 385 е.: ил.
43. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. -М.: Стройиздат, 1986. 288 е.: ил.
44. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников.-М.: Искусство, 1985. -175 е.: ил.
45. Ильин, М. А. Основы понимания архитектуры / М. А. Ильин. М.: Изд - во Акад. художеств СССР, 1963. -175 е.: ил.
46. Ильин, М. А. Исследования и очерки: Избранные работы об искусстве и архитектур, наследии XV-XXb. / М. А. Ильин -М.: Совет, художник, 1976. -283 е.: ил.
47. История русской архитектуры: учеб. для вузов / Брунов Н. И. и др. — М: Гостройиздат, 1956. 614 с: ил.
48. История русской архитектуры: учеб. для вузов / Пилявский В. И и др. 2-е. изд., перераб. и доп. - СПб., Стройиздат СПб, 1994. - 600 е.: ил.
49. Каплун, А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун М.: Стройиздат, 1990.-232 е.: ил.
50. Кириллова, JI. И. Мастерство композиции: Пространство, пластика, ансамбль / Кириллова JI. И., Иванова И. В, Павличенков В. И. М.: Стройиздат, 1993-175с.: ил.
51. Косточкин, В. В. Крепость Смоленска / В. В. Косточкин М.: 2000. — 40 е.: ил.
52. Косточкин, В. В. Старым Смоленским трактом / В. В. Косточкин — М.: Искусство, 1972. 175 е.: ил.
53. Курбатов, Ю. И. Связи архитектурных форм со средой (принципы формирования): учеб. пособие / Ю. И. Курбатов; Ленингр. высш. художеств, пром. уч ще им. В. И. Мухиной - Л., 1986. - 72 с.
54. Курбатов, Ю. И. Архитектурные формы и природный ландшафт. Композиционные связи / Ю. И. Курбатов; Л.: Изд - во. Ленингр. ун-та, 1988. -135 е.: ил.
55. Краткий философский словарь / Алексеев А. П. и др. М.: Проспект, 2000.-400 с.
56. Лебедев, В. В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры / В. В. Лебедев. -М.: Стройиздат, 1994. 256 е.: ил.
57. Линч, К. Образ города / К. Линч; под ред. А. В. Иконникова; пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. - 328 е.: ил.
58. Лихачев, Д. С. Поэзия садов: К семантике садово парковых стилей. Сад как текст / Лихачев С. Д. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Согласие, 1998. — 470 е.: ил.
59. Мардер, А. П. Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества / А. П. Мардер. -М.: Стройиздат, 1988. 215 е.: ил.
60. Маслов, А. В. Новая архитектура в исторической среде / А. В. Маслов М.: Стройиздат, 1990. — 190 е.: ил.
61. Михайловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм / И. Б. Михайловский -2-е стереотипное М.: Едиториал УРСС, 2003. - 288 е.: ил.
62. Модестов, Ф. Э. Смоленская крепость. Смоленск: Центр по охране и использованию памятников истории и культуры Смол. обл. / Ф. Э. Модестов, 2003. - 143 е.: ил.
63. Мурзакевич, Н. А. История города Смоленска / Н. А. Мурзакевич; под ред. И. И. Орловского. Смоленск: Силин, 1903. — 86 с.
64. Мюллер Менкенс, Г. Новая жизнь старых зданий. Непрерывность развития традиций / Г. Мюллер - Менкенс.; пер. с нем. Д. Г. Копелянского. -М.: Стройиздат, 1981.-247 е.: ил.
65. Новикова, Е. Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы / Е. Б. Новикова. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Стройиздат, 1991. -368 е.: ил.
66. Николаев, И. С. Творчество древнерусских зодчих / И. С. Николаев; под ред. А. Ф. Степанова. М.: Стройиздат, 1978. - 105 е.: ил.
67. Объемно пространственная композиция: учеб. для вузов / Степанов А. В. и др. - М.: Стройиздат, 1993. - 264 е.: ил.65. .Орловский, И. И. Достопамятности Смоленска / И. И. Орловский -Смоленск: Силин, 1906. 80 е.: ил.
68. Орловский, И. И. Краткая география Смоленской губ. / И. И. Орловский Смоленск: Силин, 1907. - 178 е.: ил.
69. Ожегов, С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVTEI — XIX веках. / С. С. Ожегов. М.: Стройиздат, 1984. -168 е.: ил.
70. Петрович, Д. Теоретики пропорций / Д. Петрович; пер. с сербскохорв. Ю. И. Сопоцько. -М.: Стройиздат, 1979. 192 е.: ил.
71. Пилявский, В. И. История русской архитектуры: учеб. для вузов / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. JL: Стройиздат. Ленингр. отд - ние, 1984.-514 е.: ил.
72. Писарев, С. П. Памятная книга г. Смоленска: Ист. соврем, очерк. Указ. и путеводитель / С. П. Писарев. - Подземский, 1898. — 203 с. ил.
73. Пруцын, О. И. Архитектурно историческая среда / О. И. Пруцын, Б. Рымашевский, В. Борусевич. -М.: Стройиздат, 1990.-408 е.: ил.
74. Раппапорт, А. Г. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии. / А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов; Центр, науч. исслед. ин - т теории и истории архитектуры. - М.: Стройиздат, 1990. - 344 е.: ил.
75. Раппопорт, П. А. Древнерусская архитектура/П. А. Раппопорт-СПб.: Стройиздат СПб, 1993. 287 е.: ил.
76. Раппопорт, П. А. Строительное производство Древней Руси X ХП1 вв. / П. А. Раппопорт - СПб.: Наука, 1994 . -160 е.: ил.
77. Регаме, С. 1С Сочетание новой и сложившейся застройки при реконструкции городов. / С. К. Регаме, Д. В. Брунс, Г. Б. Омельяненко. М.: Стройиздат, 1998. - 143 е.: ил.
78. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область / под ред. В. И. Плужникова; Всесоюз. науч.- исслед.ин т. искусствознания. - М.: Наука, 2001. - 646 е.: ил.
79. Семенова, 3. Ф. Древние законы развития русского каменного и деревянного зодчества XV XVII вв. / 3. Ф. Семенова. - СПб.: РГО, 2003. — 36 е.: ил.
80. Семиотика и язык архитектуры: Сб. науч. тр. / под ред. Е. И. Российской; Всесоюз. науч. исслед. ин - т теории и градостроительства. — М. 1991. -181с.: ил.
81. Славина, Т. А. Объемно пространственная композиция: учеб. пособие / Т. А. Славина; Ленингр. инженерн. - строит, ин. - т. - JI, 1981. — 24 е.: ил.
82. Смоленск: Крат. Энцикл. / под ред. Д. И. Будаева. Смоленск: ТРАСТ - ИМАКОМ, 1994. - 576 е.: ил.
83. Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина — М.: Стройиздат, 1990. 344 е.: ил.
84. Соколов, А. М. Основные понятия архитектурного проектирования / А. М. Соколов — JL: Изд во. Ленингр. ун. - та, 1976. -192 е.: ил.
85. Сомов, Г. Ю. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве / Г. Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1986. - 207 е.: ил.
86. Степанов, А. В. Архитектура и психология: учеб. для вузов / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.
87. Страутманис, И. А. Информативно эмоциональный потенциал архитектуры / И. А. Страутманис. — М.: Стройиздат, 1978. -120 е.: ил.
88. Суханова, В. А- Памятные места Смоленщины: Культур. ист. атлас Смол. Края / В. А Суханова. - Смоленск: Русич, 2002. - 208 е.: ил.
89. Тиц, А. А. Пластический язык архитектуры / А. А. Тиц, Е. В. Воробьева. М.: Стройиздат, 1986. - 312 е.: ил.
90. Ш Пленум СА СССР: Выступления участников пленума // Архитектура СССР. -1982 № 9. - С. 4-5- Содерж. авт.: Швидковский О.
91. Ушаков, Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера / Ю. С. Ушаков. JI.: Стройиздат, 1982. - 168 е.: ил.
92. Фрилинг, Г. Человек цвет - пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр.; пер. с нем. О. В. Гавалова. - М.: Стройиздат, 1973. - 141 е.: ил.
93. Хан — Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. / С. О. Хан Магомедов. - М.: Стройиздат, 1996.
94. Книга 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения / Хан Магомедов -1996. - 709с.: ил.
95. Хромов, Ю. Б. Взаимосвязь архитектуры и природы в городах и поселках Сибири / Ю. Б. Хромов. М.: Знание, 1987. - 64 с.
96. Цирес, А. Искусство архитектуры. / А. Цирес.- М.: Изд во Акад. архитектуры СССР, 1946. - 274 е.: ил.
97. Шевелёв, И. Ш. Формообразование (Число. Форма. Искусство. Жизнь.) / И. Ш. Шевелёв. Кострома: ДиАр,1995.-166 е.: ил.
98. Шепелев, Н. П. Реконструкция городской застройки: учеб. для строит. специальностей вузов / Н. П. Шепелев, М. С. Шумилов. М.: Высш. шк., 2000.-271 е.: ил.
99. Шукуров, Ш. М. Образ храма / Ш. М. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 496 е.: ил.
100. Щедрина, Г. К. Проблемы национального своеобразия в советской архитектуре / Г. К. Щедрина. М.: Знание, 1975. - 40 е.: ил.
101. Эстетические ценности предметно пространственной среды / А. В. Иконников и др.; Всесоюзн. науч. - исслед. ин. - т. техн. эстетики. — М.: Стройиздат, 1990. - 335 е.: ил.
102. Якобсон, A. JI. Закономерности в развитии средневековой архитектуры / A. JI. Якобсон. JL: Наука. Ленигр. отд. - 1983. - 168 е.: ил.
103. Яргина, 3. Н. Эстетика города / 3. Н. Яргина М.: Стройиздат, 1991.-366 е.: ил.
104. Girard, Е. Renovation de quartier, Berlin Kreuzberq / E. Girard, B. Mouzas // L'Architecture d'aujourd'hui. - 1979. - № 202, avr. - P. 33 - 39.
105. Girard, E. Amenagement de Г ilot Carnot / E. Girard, B. Mouzas // L'Architecture d'aujourd'hui. 1979. - № 202, avr. - P. 40 - 44.
106. Benamo, G. Rue de Nautes Formes / G. Benamo, Cristian de Porzamparc // L'Architecture d'aujourd'hui. -1979. № 202, avr. - P. 48 - 59.о?5
107. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. На правах рукописи
108. Морфологические и композиционные закономерности исторической застройки Смоленска XII-XX вв.1800.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
109. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры
110. Гаевская Злата Анатольевна1. ТОМИ
111. Науч. руководитель: докт. арх. Горюнов В. С.1. Санкт-Петербург 2005
112. ОГЛАВЛЕНИЕ Приложения (том II)
-
Похожие работы
- Автоматизация решения геометрических, графических и сервисных задач композиционного моделирования городской застройки
- Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (на примере г. Владивостока)
- Конструкции и архитектурная форма объектов жилой исторической застройки
- Динамика влияния природного рельефа на формирование композиции города
- Динамика влияния природного рельефа на формирование композиции города