автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (на примере г. Владивостока)

Ерышева, Елена Андреевна
город
Москва
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (на примере г. Владивостока)»

Автореферат диссертации по теме "Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (на примере г. Владивостока)"

Московский ордена Трудового Красного Знамени архитектурный институт

На правах рукописи УДК 72.01+711.453.4(571.63)

Архитектор ЕРЫШЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПАНОРАМЫ НРУПНОГО ПРИМОРСКОГО ГОРОДА

(на примере г. Владивостока) 18.00.01. — Теория и история архитектуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Д1осква — 1992

Г) / . Л,

Диссертационная работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте на кафедре «Советской и современной зарубежной архитектуры».

Научный руководитель —■ доктор исторических наук, профессор О. А. Швидковский.

Официальные оппоненты: доктор архитектуры профессор Ю. В. Ранинркии, кандидат архитектуры с. н. с. Г. И- Зорцмов.

Ведущая организация — Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства.

Защита состоится 1992 г.

в /у***' часон на заседании Специализированного совета Д.063.20.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте по адресу: 103754, г. Москва, улица Рождественка, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.

Автореферат разослан фЫ-^С^и^ 1992 г.

^ у

Ученый секретарь Совета кандидат архитектуры, профессор

М. Н. И МЛН О В

Актуальность г-облеми. Проблема сохранения и развития архитектурно-художественного своеобразия окружающей человека среды выступает в качестве одно.Ч из важнейших проблем профессионального творчества на нынешнем этапе развития отечественной и зарубежной архитектуры. Такая постановка вопроса находит свое отражение в многочисленна публикациях на страницах профессиональной и общественной печати, в ходе многочисленных дискуссий, в высказываниях мастеров современной -архитектуры.

Все это определяет необходимость дальнейшего развития исследований, посвященных как проблеме художественного образа в архитектуре в целом, на общетеоретическом уровне, тан и решению широкой проблематики задач, связанных с изучением архитектурно-художественного своеобразия региональных градостроительных систем.

В теоретических исследованиях проблема художественного образа в архитектуре рассматривалась в ря де рабоч' отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно Еццелить исследования проблемы

художественного образа в общетеоретическом плане^, с точки зрения

2

восприятия, осмысления и семантики архитектурном среды , в контексте взаимосвязи облика города, его структуры и ландшафта®. Значительно меньше работ посвящено различным формам проявления художественного облика города, как, например, панораме или силуэту^.

1. М.Г. Бархин, A.B. Бунин, А.К. Буров, А.Г. Габричевский, В.Л.Гла-зычев, А.Э. Гутнов, A.B. Иконников, И.Г. Лежава, Л.Н. Кулага, Ф.А. Новиков, Ю.В. Ранинский, A.B. Рябушин, И.М. Смоляр.О.А.Шви-дковский, З.Н. Яргина, А. Бринкман, К. Зитте, К. Норберг-Шульц

2. Е.Л. Беляева, Л.Л. Гуревич, A.B. Захаров. Ю.И. Короев, В.Ф.Мар-кузон, И.А. Страутманис, О.И. Явейн, К. Александер, Р. Ашхайм, Б. Дзеви, К. Линч, Ф. Шоэй и др.

3. A.M. Базилевич, А.П. Вергунов, А.П. Гозак, Г.И.Зосимов, Л.И.Кириллова, Н.Д. Кострикин, В.Р. Крогиус, Ю.И. Курбатов, Е.И.Мику-лина, В.И.Павличенков, М.&* Пурвинас, Д.Буатро.Дж.Саймондс и др.

4. H.H. Баранов, О.Н. Захаров, Ю. Ки'шик, Т.А. Ололицкая, В. Сопил-ка, В.Г. Тальковский, Т.О. Чудт-ова, Л. Тонзв и др.

Охарактеризованные выше исследования в совокупности даст достаточно широкую, хотя во многом противоречивую, картину сос-рьиошшх .теоретических представлений о природе и специф:ссв художественного образа в архитектуре.

Вместо с. тем специфические условия существования региональных систем накладывают столь своеобразный отпечаток па закономерности их формирования и развития, что бис учета этих данных не-гозмозен глубокий и содеряательннй анализ таких конкретно: яейз-ииП архитектурной действительности, как, например, дальневосточная приморский город*. Эти города расположены, как правило, на порогах изрозатешх бухт на слоннсм рельефе и характеризуются столь спацифичесппм качеством, как панорама.

Значение сирокой градостроительной панораш в формировании образа крупного приморского города выдвигается на первый план по сравнению с другими средствами, характерными для материковых рав-нишшх городов, поскольку такое единовременное восприятие совокупности элементов города в их визуальной взаимосвязи является специфическим свойством приморского города на рельефе. Однако анализ специальной литературу по данному вопросу демонстрирует отсутствие теоретических иссдодова'гий в данном направлении, что, безусловно, отрицательно сказывается и на проектной практике, и на практике строительства.

Таким образом, проблема заключается- в том, что, несмотря на то, что панораш большинства реально существующих приморских городов■характеризуются специфическими архитентурно-хуцонзетвзн-

I. Вопросы формирования и развития дальневосточных приморских городов -и, в частности, Владивостока изложены в работах следующих авторов: А.И. Алексеев, Е.А. Васильев, В.М. Марков, Н.П. Матвеев, В.А. Обертас, С.И. Палиенко, Л.И. Путэрман, Н.С. Рябов, Г.Н. Смирнова, A.B. Стоценло, A.A. Цвиц и пр.

ними черта::!, пздостаточно изучено, в чем сап конкретно г-краглют-сл, а тагсгэ кэ ясны пути, средства, иотодн и призмы достижения ар-оттзктурно-худогзстветшой вкразиталыгости п*норами пр:г.{срско!»о города вообще и г. Владивостока - и частности.

Нэль исслздованпя . различается в содвр-'-ательнон' раскрытии' градостроительных функций, основных компонентов и характеристик-архитектурной паноррен, ¿ыявленил пнетрут/знтальннх Боямотлюс-гей панорамного проецирования в форь:;гроиапии структура и облика приморского города..

Задачи иослоцоваиия:

уточнить содержание понятия "панорама" т; определить са архч-тектурно-градостроителыше функции я- крупном прк.юрском городя;

выявить обпее структурное построение панорам и их павпссосгг-от компонентов городской структура, пронести типэлог!гчес:?уг! кпз-«фшзцию шшород и разработать тдагодчку :;>. ксотлзксною ана.г.па;

проанализировать прострзнств-лто-сгруктурппз и архитоктурно-худсжестЕетше особенности панорамы г. Владивостока в их разйшг.г б процессе эволюции города;

разработать ряд нредлогений применительно к практике проектирования композицаоино-пространстзеппсй структура г. Владивостока.

Объект и предмет исследования. Объектом исслодоБапия яплякг-ся крупные города, располо:хенш;э в непосредственной близости сг морских акваторий, в частности, взгнзЗший портовый город на советском Дальней Востоке - Владивосток. Предметом - принципиальные особенности строения и формирования архитектурно-худодестветД-гс качеств панорам. этих городов.

Грр.нкчн исследования определяются задачей изучения архиток-турно-худеяеетнзшшх характеристик панорамы пр^.юрского города, то есть их пространственная структура и художвствончиЯ облик рас-

сматриваютоя преимущественно с этой точки зрения. Особое вниманиэ уделяется анализу специфических условий г. Владивостока и их влиянию на формирование его художественного облика.

Метод исследования базируется на Фундаментальных положениях современной архитектурной науки к еключаег систематизации и исто-рико-гэнетический анализ теорэтического материала, материалов истории градостроительства, графоаналитическое изучение проектных материалов и натурное обследование города.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые детально рассматривается такая специфическая йюрма проявления архитектурно-художественного облика города кок панорама, определяются закономерности ее строения, дается типологическая классификация панорамных ситуаций и Формулируются принципы совершенствования архитектурно-художественного сблика и панорамы приморского города.

Практическая значимость работы зокл.оч'.'е-гся в возможности использования основных результатов исследования в архитектурно-градостроительной практике, в частности, практике проектирования и застройки дальневосточных приморских гоголов. В первую очередь это относится к Владивостоку, применительно к которому сформулированы конкретные практические рекомендации.

Предает защиты составляют:

совокупность структурно-морфологических, композиционных и художественно-образных характеристик панорама;

-типологическая классификация панора;'кы< сиуаций приморских городов;

содержание и структура комплексного анализа архитектургатх панорам;

основные этапы развития архитектурно-художественного облика

И панорамы Владивостока и предложения по тс совершенствованию;

принципы формирования архитектурно-художественного облика и панорамы приморского города.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертации опубликованы з II работах и докладывались на научных конференциях Дальневосточного политехнического института и Московского архитектурного института. Материалы диссертации изложены в отчетах ДЕЛИ по итогам научно-исследовательских работ (тема 9I-86-I плана НИР на 1986-90 гг., li? ГР 01860092089). Результаты исследования внедрены в разработки Главного управления архитектуры и градостроительства Приморского крайисполкома, "Проект концепции развития г. Владивостока до 2010 г.", в практику учебного Процесса на архитектурном отделении ДЕЛИ.

. Объем и структура работы. Диссертация состой? ИЗ всздамш» четырех глав, заключения, библиографии И ЭО тйблпп иллюстраций. Структура работы определена последовательностью решзшш поставленных в диссертации задач.

В первой гласе - "Градостроительные функции панораш приморского города" - дается анализ состояния вопроса, уточняемся значение панорамы в восприятии архитектурно-хуцояественНоГо облика города, выявляются истоки своеобразия панорам приморских городов.

Во второй главе - "Структура приморского города И его панорама" - рассматриваются особенности композиционно-пространственной структуры приморских городов, анализируется строение их панорам, дается типологическая классификация основных панорамных ситуаций, формулируется методика комплексного анализа архитектурных панорам.

В третьей главе -'"Истоки и предпосылки формирования своеобразия архитектурного облика Владивостока" - рассматривается природная основа своеобразия г. Владивостока, анализируются основные

- о

- б -

этапы эволюции его пространственной структуры.и* архитектурно-художественного облика, показывается, как менялась панорама города в процессе исторического развития.

, В четвертой главе - "Пути и принципы совершенствования художественного облика и панораш г. Владивостока" - анализируются недостатки и противоречия современного облика Владивостока, выявляются основные направления его совершенствования, формулируются основные принципы формирования облика и панорамы приморских городов.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Изучение такого явления как архитектурная панорама предполагает прежде всего анализ роли и значения панорамы в формировании архитектурно-художественного облика города, поскольку очевидна тесная взаимосвязь этой категории с такими понятиями на:: структура, форма, композиция, облик и образ города.

Город как социально-пространственное явление имеет совокупность определенных характеристик, которые в своей целостности определяют.' главной содержание его образа, а материальная структура, как-пространственная целостность, является формой выражения этого содержания в архитектурном облике. Объективные, зрительно воспринимаемые качества архитектуры как материальной реальности служат основанием формируемого образа, поэтому визуальное единство среды способствует осмыслению города как пространственной целостности.

Сложность пространственного строения и морфологической струк туры большинства крупных городов предопределяют фрагментарное освоение человеком окружающей среды. В этих условиях целостный обра возникает как результат постепенного формирования представлений на основе синтеза визуальных картин. Однако в сложной системе окружения упорядочение восприятия требует определенных "затрат"'на организацию видения с тем, чтобы разрозненные фрагменты слились-I

обобщенный образ. С этой точки зрения большое значение в формировании визуально цэ.псатного образа имеют.-широкие градостроительные панорамы, поскольку "множество элементов города в их визуальной взаимосвязи схватываются здесь взглядом единовременно, к позиция каждого из них в целостной картине проявляется предельно ярко"'".

Широта открывающихся видов, пространственна» раскрытость городских образований являются эстетически значимыми- качествами среды, и в таких' специфических условиях "эффект ланораш" служит главным источником познания и осмысления города. Многие города обладают 1 возможностью панорамного восприятия либо из каких-то фиксированных точек извне и изнутри города, либо со стороны больпих открытых пространств (прилегающие или- входящие в структуру города акватории, возвышенности и др.) . Каи показывает анализ простран-. ственной структуры и художественного облика исторических городов', возможности и преимущества панорамного восприятия учитывались практически всегда, когда к тому были обтекткглаэ предпосылки- (силу-этно-панорамная трактовка композиции русского города, плаш-пано-рамы городов на старинных гравюрах и ,irp.j .

Таким образом, архитектурная панора»а - специфическая форма проявления облика города, принципиальную основу которой составляет визуально-прсстранственнал целостность элементов города.np¡i единозременном восприятии крупных городских образований. Выступая как основная форма визуального проецирования городской структуры для определенного типа городов, архитектурная панорама является для них важнейшим условием и способом формирования зрительно целостного образа.

Природно-географические особенности и специфика общественно-исторического развития города являются объективной основой форми-

I. Линч К. Образ .города. - К.: Стройиздат, 1982, с. 49.

рования.определенного рудьтурйа-иоторичэского типа панораш. В процессе развития города происходит трансформация исходного культурно-исторического .типа.панорамы за счет синтеза различных пространственно-временных слоев городской срсды. В результате такой интеграции архитектурная панорама выступает как предметно развернутая история города.

Градостроительная роль панорам мотет быть охарактеризована тремя классами функций: оржнтациоккых, художественных и семантических . Суть ориентационных функций заключается в том, что панорама способствует ясному прочтенж» пространственной структуры города, т е. ориентирует человека в пространстве. Худохзотвенные.функции заключаются в ■¡ом, что панорама выявляет архитектурно-художес-■гвзнкоз своеобразие города,, так как сна является гласной фермой визуального проецирована городской структуры для определенного типа городов. Семанкг-иекко заключаются в том, что панорама играет значительную роль в осмыслении городской структур:;» раскрывая содержание города посредством широкого поля смысловых сначониЛ.

Наряду с таким обобщенная списание;.; градостроитеяьшяХ функ-цай панораки га соДзрзааииз иожот быть зафиксировано в иэд-з конкретных функций. В нкх панорама выступает как средство обеспечения: визуальной доступности и просматриваемое?« городской среды;. пеной « легкой ориангации в пространстве города; ецгастгл а целостности визуального образа; контрастности ."ингзрьерногу' к "экстерьерного" восприятия среда; многозначности л яркосш образных спупрний; синтеза. разновременкаых историке-архитектурных слоев города; наблюдения за развитием городской структуры; семантической насыщенности горедекзй среды.

По своим свойствам и признакам архитектурные панораш могут быть дифференцирована на простей-иэ исходные еэды: по огнепенив к

акватории - внешне (морские) и внутренние (городские); по протяженности "городского фасада" - протяженные и компактныепо геометрической форме - линейные и круговые; по глубине (плановости)-одноплановые и многоплановые; по пластичесокй структуре - силуэтные» слоистые и объемные.

Город, расположенный на берегу поря, представляет собой специфическое архитектурное явление. Важнейший природный фактор - море - воздействует на формирование облика города двояко: как кепос-редсгкеь-но - путем визуально-пространственного включения его в городской ландшафт, так и опосредованно - путем специфических композиционных решений городской структуры. Визуальная доступность, то есть возможность просматризания акватории изнутри пространства города, является одни,! из аспектов композиционного й&ияния 1.геря на структуру города. Коре и город лредставлянт собой еди-

ный пространственный организм, развивающийся По спеццфическш.1 законам, и среда города приобретает в связи с &тШ.с определенную семантическую насыщенность, не ыдзгцую моста з других Городах»

В своеобразной ориентации городской Срейи 3 сторону моря проявляется пространствоформирующая роль акйаФоШИ, что Ёьфакается как в решении планировочной структуры, так и Ь концентрации в прибрежной полосе основных архитектурных Еир&зИтельнЫх дредств. В результате такого направленного "тяготения" пространства города к морю формируется характерное морфологическое строение прго,юрского города, закрепленно»з градостроительной НоМНвЗйцией. В панораме со стороны моря при Целостном восприятии "морского фасада" города находят свое визуальное выражение материально-структурные качества композиции, ориент^овапной на акваторию.

Облик города формируется под воздействием разнонаправленных композиционных "усилий": с одной стороны, композиционные решения,

обеспечивающие визуальную ориентацию внутреннего пространства города на море, с другой - композиционная организация панорамы, воспринимаемой со стороны моря. Архитектурно-художественное единство облика города может быть достигнуто при условии взаимосвязанной организации композиционных сил, как "внутренних", так и "внешних".

Выявление своеобразия приморского города предполагает исследование причинно-следственной связи между системой порождающих условий (факторов), архитектурно-пространственной организацией приморского города и его- художественно-образными характеристиками, для чего необходимо, во-первых, определенным образом систематизировать и структурировать совокупность исходных условий, во-вторых, рассматривать спецификупространственной организации города на различных масштабко-пространствешгых уровнях, в-третьих, выявлять художественно-образные и смысловые характеристики с учетом особенностей панорамного восприятия.

Исходные условия определяются комплексом природао-географиче-ских и общвственно-историчесхих условий. В числе важнейших природных пространствоорганизуюгцих факторов можно назвать следующие: характер и форма береговой линии (геометрия, степень изрезанности, ориентация по странам света) , морфология природного ландшафта (степень расчленешости, уклоны рельефа, ориентация склонов по странам света), характер земной поверхности и растительности, а также особенности климата. Действие этих факторов специфическим образом проявляется на всех масштабных уровнях пространственной организации города-(город в целом, его районы, градостроительные ансамбли, отдельные здания и сооружения, фрагменты и детали).

В зависимости от первых двух групп факторов можно дифференцировать все многообразие приморских городов на несколько основных типов, выделяя три основные рельефные ситуации и шесть - по

конфигуратившзя параметрам акватории. Такая классификация городов, рассмотренная в контексте панорамного проецирования, приводится в работе. .

В условиях слабо внраяешюго рельефа важнейшим композиционным элементом для прилегающей к акватории застройки является береговая линия. Панорама в этом случае воспринимается только с моря, она одноярусна, ее строение определяется характером застройки.

Пространственное" строение сложного, активного рельефа может быть выражено системой.осей, границ, центров и т.д., создающих своеобразные "силовые поля", пронизывающие территорию и обусловливающие в определенной степени композиционно-пространственную структуру города. Характер береговой линии.оказывает большее, чем в предыдущем случае воздействие на пространственную организацию города. Панорама такого города многоярусна, многопланова и достаточно динамична при восприятии в движении.

При активном и слозшорасчлененном рельефе наряду с преды,цу-" щими появляется ряд новых качеств и композиционных особенностей. Болылое число визуальных ракурсов и взаимосвязей между структурными элементами города, многообразна панорамных картин далает восприятие города динамичным и омоционально насыщенным.

Характер и форма береговой линии, а также морфология природного ландшафта фиксируют укрупненное строение панорамы, образуют ее природный каркас и выступают как исходная моделирующая система. Архитектура в этой ситуации выступает как вторичная моделирующая система. Пространственная, ткань городской застройки характеризует более мелкие особенности пластического строения панорамы, что может быть соотнесено с понятием фактуры панорамы. В качестве элементов фактуры здесь наступают визуально различимые единицы (будь то здания в целом либо их фрагменты и т.п.) , отражающие.определен-

ныв метро-ритмические закономерности стфвекия панорамы и являющиеся ее своеобразным модулем. Модуль, панорал® тесно взаимосвязан с объемными и пространственными модулями застройки и природного ландшафта, причем может с ними не совпадать, поскольку визуальная проекция единиц ландшафта и застройки в панораме не всегда адекватна их реальным' пространственным' параметрам. В пределах панорамы модуль может менять свое значение Л в- этом' случае можно говорить о неоднородности фактуры панорамы..

Что касается климата, то в приморских городах он носит муссон-ный характер, то есть определяется- устойчиными сезонными ветрами, который резко меняют свое направление на противоположное два раза в год. Влияние этих факторов проявляется в специфической ориентации городской застройки по отношению к- господствующим ветрам, а значит и по отношению к морю. В условиях сложного рельефа дифференциация микроклиматических характеристик: территории является предпосылкой своеобразия архитектурного облика города.

Вторая группа факторов характеризует условия общественно-исторического развития города и региона. Сюда входят особенности, социально-экономического, культурно-исторического развития региона, специфика его демографической структуры, национальные, этнические и психологические особенности в организации и восприятии архитектурного пространства и т.д. В частности', в психологическом плане осмысление "города у моря" дает пищу для целого ряда своеобразных ассоциаций и метафор. При этом семантический ре.зонанс может строиться как на предметной (подобие внешних характеристик), так и структурной основе (подобие строения), как на уровне здания в целом, .его деталей, так и на уровне градостроительного кошлекса^.

I. Так, например, тема движения моря может воплощаться в каскадном либо теорасообразном построении объемов, волнообразном "движении" стены, пластическом строении крыш и т.п. Более сложные ассоциации возникают при образно символическом осмыслении городской среды, например, "город-корабль", "площадь-палуба. , башня - мачта" и др.

Выявление и использование совокупности символов, знаков» образных ассоциаций и метафор, характеризующих жизненные связи человека и моря, дают необходимый импульс для Формирования своеобразия приморского города.

Как визуально целостное проявление облика города архитектурная панорама определяется совокупностью структурно-морфологических,. композиционных и художественно-образных характеристик. Структурно-морфологические характеристики фиксируют объективное строение и: форму панорамы; к ним можно отнести: геометрическую форму и размерные соотношёния, фактуру, модуль, плотность, колористическую и светотеневую структуру. На основе этого может быть сделано

с •

заключение о типологической принадлежности панорамы по морфологическим признакам.

Композиционные характеристики фиксируют композиционный тип панорамы, ее ритмическое строение, масштабно-пропорциональные отношения, основные акценты и доминанты, характерные точки, оси и "трассы" восприятия.

Художественно-образные характеристики раскрывают'содержание образа, фиксируя ассоциативно-метафорический ряд, ключевые семан* тические знаки, базовые смыслы и значения. На конкретное проявление художественно-образных характеристик оказывают влияние следующие факторы: образные проекции компонентов городской среды; тип функционирования города и его "функциональный"облин; сложившиеся социокультурные стереотипы восприятия.

Взятые в совокупности, основные характеристики панорамы дают всестороннее ее описание и, таким образом, являются содержательной основой методики комплексного анализа архитектурных панорам. Содержание и структура комплексного анализа могут быть представлены в виде специальной модели, приведенной в диссертации.

- 14 -

Сформулированный выше комплекс структурно-морфологических, композиционных и художественно-образных характеристик является также основанием для всевозможных типологических классификаций по тем или иным признакам. Одной из наиболее важных классификаций является дифференциация панорамных проекций по архитектурно-ком-позиционнш качествам. На композиционный тип панорамы определяющее воздействие оказывают три фактора: строение рельефа, характер береговой линии и положение зрителя в пространстве. В зависимости от этого можно ввделить три типа архитектурных панорам, каждая из которых характеризуется специфическими закономерностями композиционного строения и восприятия:

дальние - "центральные" - панорамы с акватории - дают яркое и обобщенное представление о городе в целом, характеризуются "фа-садностью", слоистостью по вертикали, нивелировкой плановости и объёмно-пространственной структуры застройки,читаемой как фактура ближние - "восходящие" - панорамы с нижних точек акватории -дают неоднородное представление о городе, подчеркивая первый план и нивелируя дальний, характеризуются глубинность», объемным харак тером первого плана и фактурным характером дальнего;

"нисходящие" панорамы изнутри города в направлении акватории - наиболее распространенные и часто воспринимаемые ситуации, получают особую выразительность и живописность благодаря активному включении в.кадр уоря, земной поверхности, растительности, крыш, характеризуются глубинностью, многоплановостью.

Во Владивостоке приро,дно-ландшафтная ситуация охватывает ко) плекс сравнительно редких особенностей (активный сложнорасчленен ный рельеф, сильная изрезанность береговой линии) и настолько яр ко выражена, что играет ключевую роль в формировании пространственной композиции и облика города. Эта ситуация заложила природ-

нута основу архитектурно-художественного своеобразия города, в том числе: полицентричность композиционной структуры городского ландшафта, наличие сложной системы взаимодействующих осей, акцентов, доминант, ориентиров; панорашость городской среды, множественность ракурсов, точек восприятия, многоплановость визуальных картин; д'шамичность светоцветоБЫХсостояний в зависимости от погодных, сезошчх и временных изменениэй; качественно различные приемы пространственной организации в зависимости от микроклиматических характеристик. В работе проводится графический анализ структурных и пластических свойств рельефа с точки зрения панорамного восприятия , выявляются визуальные бассейны, точки восприятия основных панорамных ситуаций Владивостока.

Анализ основных этапов эволюции пространственной структуры и художественного облика Владивостока выявил следующие закономерности: приоритетное освоение территорий с наиболее благоприяпшми в микроклиматическом и рельефном отношении характеристиками; последовательное усдслагение пространственной структуры города по схеме: линейная, линейно-очаговая, ярусно-очаговал, ярусно-разветвленная, компактная; изменение характера взаимоотношения природной и архитектурной составляющих урбанизированного ландшафта; усложнение композиционно-пространственной структуры города, сопровождающееся част;гчной деградацией художественного облика на этапе массового индустриального строительства; укрупнение объемного и пространственного модуля застройки и нарушение его оптимальных отнесений с соответствующими модулями пр1гродного ландшафта; переход -..от локальных, неразвитых архитектурных панорам к широким, многоярусным, круговым, к непрерышому"городскому фасаду". В работе графически анализируетсзпоэтапнсе развитие городской структуры, параллельно прослеживается формирование панорамы..

- 16 -

Исследование процесса исторического развития Владивостока позволяет' выделить четыре концепции формирования пространственной структуры городской среды. Реализация этих концепций привела к появлению четырех качественно различных способов Нормирования композиционно-пространственной структуры застройки, каждый из.которых характеризуется своеобразным качеством панорамшх проекций. Пано-ракный характер восприятия Владивостока создает условия взаимодействия различных типов композиционно-пространственной структуры, что способствует более глубокому осмыслению историко-архитектур-ного-развития города.

Анализ основных этапов развития пространственной структуры и художественного облика Владивостока позволяет более детально остановиться на.недостатках и противоречиях современного состояния, сосредоточив основное внимание на панораме города. К числу основных недостатков и проблем, которые так или иначе сказываются на панораме Владивостока, можно отнести следующие:

1) отсутствие композиционной взаимосвязи между пространст-вешю-пластической структурой ландшафта и застройки, что приводит к дисгармонии целого, к хаотичности силуэта и панорамы города. Особенно сильно ото проявляется в районах массовой жилой застройки, которые формируются преимущественно типовыми протяженными . блоксекционными девятиэтажными домами. Постановка отих зданий вдоль горизонталей, при всем кажущемся согласовании с рельефом, совершенно не взаимосвязана с композиционно-пространственной структурой ландшафта, и это наглядно проявляется в панорамных кадрах;

2) несоответствие объемного и пространственного модулей застройки аналогичным модулям ландшафта и, как следствие этого, дисгармония их масштабно-пространственных взаимоотношений.Действительно, объемный модуль современной застройки, оперирующей крупными

нерасчлоненными, жестко геометризованяши объемами, несопоставим с "мягкими" формами сложнорасчленекного рельефа Владивостока. Что же касается пространственного модуля застройки и ландшафта, то они также не скоординированы. Застройка современных микрорайонов, восходящая к идее "свободной планировки", оперирует слабо артикулированным пространственным. модулем, градостроительные ячейки 0 ней не выражены, аморфны. Штоку при восприятии они как бы сливаются в более крупные простракстЕ^плые образования, модуль которых уже не сопоставим с пространственным модулем пр;гродного ландшафта;

3) однообразие'застройки, обусловленное чрезвычайно ограниченным набором применяемых типов ж или к общественных зданий. Многократно тиражированные, без особых градаций по этажности, эти дома опоясали живописные сопки серьми монотонными стенами;

4) семантическая бедность современного архитектурного языка, однозн-тшозть образа, отсутствие ярких мзтаФор и ассоциаций, рас-зривхгах морскую спечн'лку города. О своеобразии города, 1э.!еч в зяку не яандвз£ а засгрой.ту, мохно говорить дизь 'применительно к историческому центру Владивостока. Что ~е касгзтся современных районоч, то '.'х выразительность и своеобразие поддерживается лияь па счет уникального природного лантала. Это своеобразие, прсяа-ляю"сеся я панорамякх проекциях, практически исчезает при восприятии изл'сс районов ''изнутри". С точки зрения семснтпки такая застройка рцзызает достаточно о.днеобрззн.ч-э и гтрилгэтшзккз ассоциации. Морская тематика практически не находи? никакого отражения в ху-дожестпенно-образной структуре яданкЯ и их ксгтглстгсоп, поэтому '1^отча. "генет!г-»ескиэ коды" .Владивостока по прочитываются;

5' ис:гатоние 'I нивелировка природного лацдго'ста в процэссо градостроительного освоения территорий. Ото касается как склонов г.г-поч, г'лл'бо 'террасированных под блохевкцкоккуп застройку, так п

их вершин, которые следует рассматривать как эстетически и семантически ценные элементы природного ландшафта. Анализ осноеных этапов развития города показывает, что утрата.или нивелировка природных доминант, выполняющих,помимо всего,роль пространственшк ориентиров .отрицательно сказывается на художественном облике города;

.6) неудовлетворительное состояние благоустройства территорий, невнимание к геопластике, озеленению, малым формам, которые в условиях сложного рельефа играют активную роль;

7) невыразительность колористического решения, бедная палитра применяемых строительных и отделочных материалов;

8) отсутствие композиционного, масштабного и стилевого единства в районах примыкания или вкрапления новой застройки в старую.

Охарактеризованные выше недостатки и проблемы предопределяют необходимость дальнейшей научной и проектно-исследовательской деятельности по совершенствованию архитектурно-художественного облика г. Владивостока.. В числе основных направлений такой деятельности можно назвать: изучение композиционно-пространственной структуры природного и урбанизированного ландшафта, выявление композиционного каркаса города, объемного и. пространственного модулей ландшафта;. разработку комплексной программы реконструктивных мероприятий в целях совершенствования архитектурно-художественного облика Владивостока, в том числе целенаправленного формирования его панорамных проекций; разработку программы лаядшафтно-экологичес-ких мероприятий по сохранению и восстановлению уникального природного ландшафта Владивостока; проведение специальных архитектурно-социологических, архитектурно-психологических и архитектурно-семиотических исследований, направленных на изучение особенностей восприятия и осмысления приморского города и т.д.

С учетом всего предшествующего материала можно сформулиро-

вать основные принципы формирования архитектурно-художественного облика и панорамы г. Владивостока;

1) принцип композиционного соответствия пространственной структуры природного ландшафта и застройки. В основе его лежит дифференциация территории на систему взаимосвязанных микроландтаЛтов, каждый из которых, характеризуется своей композиционной структурой [пространственными границами, осями, центрами, доминантами и.т.д.), и одновременно интеграция локальных структур в целостную композиционную систему;

2) принцип масштабного соответствия объемного и пространст- • венного модуля застройки аналогична модулям природного ландшафта. Ланпшафт Владивостока характеризуется определенной степенью расчлененности форм рельефа, гармоничное взаимоотношение с которым мо^ет быть построено на основе соответствующей расчлененности Форм архитектуры;

3) принцип художественно-образного выявления взаимосвязи "город-море" посредством системы базовых семантических знаков на всех масштабно-пространственных уровнях (здание, ансамбль зданий, -килой район, город з целом);

4) принцип активной пространственной ориентации города по отношению к морп.н компсз!1ц;?онного выявления характера их взаимосвязи. Суть его заключается в признании в качестве шдного из основополагающих факторов формирования города всего многообразия внут-рекне-внепних визуально-пространственных взаимосвязей города с морем, каксимальнсм учете их в планировочной организации и композиции;

5) принцип сохранения и восстановления эстетически и семантически ценных элементов природного ландшафта;

6) принцип сохранения композиционной и масштабной целостное-

ти и единства облика города и его панорамных проекций в процессе исторического развития.

Для того, чтобы проиллюстрировать инструментальные возможности разработанной методики и конструктивный характер сформулированных принципов,в работе анализируются несколько характерных панорамных проекций Владивостока,для которых разрабатываются конкретные рекомендации, позволяющие совершенствовать архитектурно-художественные качества городской среды.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ 'I. В формировании целостного художественного образа города большое значение имеет возможность единовременного визуального охвата значительных районов города посредством архитектурной панорамы. Объективной основой панорамного восприятия города являются особенности природного ландшафта (активно выраженный рельеф, наличие широких открытых пространств). Панорама, как специфическая форма проявления облика города, является одним из основных способов визуального проецирования городской структуры для определенного типа городов.

2. .Выявлена градостроительная роль панорамы, которая может быть охарактеризована тремя классами функций; ориентационных, художественных и семантических. Конкретизация градостроительных функций панорамы выявляет ее как средство обеспечения: визуальной доступности и просматриваемое™ городской среды; ясной и легкой ориентации в пространстве города; единства и целостности визуального образа; контрасности "штерьерного" и "экстерьерного" восприятия среды;'многозначности и яркости образных ощущений; синтеза разновременных историко-архитактурных слоев города; наблюдения за развитием городской структуры; семантической насыщенности городской среды.

Учитывая широкий спектр градостроительных функций архитектурной панорамы, она должна рассматриваться как важный способ художественно-композиционного регулирования городской стзеды, предусматривающий сознательное и целенаправленное моделирование панорамных ситуаций на всех этапах проектного поиска.

3. Прироцно-геогра^ическпе особенности и специфика общественно-исторического развития города являются объективной основой Нормирования определенного культурно-исторического типа панорамы. В процессе развития города происходит трансформация исходного культурно-исторического типа панорамы за счет синтеза различных пространственно-временных слоев городсуо?. среды. В результате такой интеграции архитектурная панорама выступает как материально воплощенная и предметно развернута? история города.

4. Определена совокупность структурно-мор-йологических, композиционных и художественно-образных характеристик архитектурной панорамы как визуально целостного проявления облика города. В совокупности выделенные характеристики позволяют всесторонне изучать архитектурный облик в его панорамном проявлении, т.е. явля-птся основой комплексного анализа архитектурных панорам. Содержание и структура комплексного анализа представлены в работе в виде специальной модели, фиксирующей основные компоненты панорамы, а также основные направления анализа: структурно-морфологический, композиционный и семантический. В ходе комплексного анализа выявляется строение и "йорма панорамы и делается заключение о типологической принадлежности панорамы но монологическим, композиционным и семантическим признакам.

5. Города, тэасполочюннпе у морских акваторий и в условиях сложного рельета, характеризуются уникальным многообразием пано-::-ашых ситуаций. Многократные изменения зрительных картин, разно-

образив восприятия ландшафта города, активное включение акватории в структуру видового кадра создают объективную основу архитектурно-художественного своеобразия и семантической насыщенности городской среды,не имеющей аналогов в других городах.

Характер и форма берегозой линии, а такта морфология пр!фод-ного- ландшафта фиксируют укрупненное строение панорамы, образуют ее природный каркас и выступают как исходная моделирующая система. Архитектура выступает как вторичная моделирующая система, задает фактуру, плотность и другие параметры панорамы. Природный каркас, с одной стороны, и положение зрителя в пространстве - с другой, определяют комцоз:щионный тип панорамы. В работе выявлены три наиболее характерных панорамы приморского города на рельефе: дальние - "центральные" панорамы фронтального вида, ближние -"восходящие" - панорамы с нижних точек зрения. глубшшо-простран-ственного вида и "-нисходящие" панорамы с верхних отметок также глубинно-пространственного вида. Каждый из этих типов характеризуется специфическими закономерностями строения и восприятия.

б. Специфика прнродно-геограФических условий Владивостока дожила исходную основу его архитектурно-художественного своеобразия, в том числе: полицентричность композиционно!! структуры городского ландшафта, наличие сложной системы взаимодействующих осей, направлений, акцентов, ориентиров; панорамность городской среды, множественность ракурсов и точек восприятия ¡многоплановость визуальных картин; динамичность свето-цветовнх состоянии в зависимос-' ти от микроклиматических характеристик конкретных районов города.

Анализ .исторического развития и современного состояния Владивостока позволил выделить четыре концепции формирования пространственной структуры городской среды. Реализация этих концепций привела к появлению четырех качественно различных способов форми-

роЕанил композиционно-пространственной структуры застройки, каждой из которых характеризуется своеобразным качеством панорамных проекций. Панорамный характер восприятия Владивостока создает условия взаимодействия различных типов, композиционно-пространственной структуры, что способствует более глубокому осмыслению исто-рико-архитектурного развития города.

7. Анализ гтриродно-географических особенностей, специфики об-щзствешю-исторического. развития Владивостока,^ а также недостатков и проблем современного состояния позволил сформулировать следующие основные гтршщгпы формирования архитектурно-художественного облика и панораж приморского гсрода: композшлионного соответствия пространственной структуры приро.дного ландшафта и застройки; мзсптабногэ соответствия объемного и пространственного модуля застройки и лелдЕг'Ьта^.ху^цоу.ествешго-образного выявления взаимосвязи "город-море" посредством системы базовых семантических знаков, на всех масштабно-пространственных уровнях среди; активной пространственной ориентации города.по отношению.к морю и композиционного выявления характера их взаимосвязи; сохранения и восстановления эстетически и семантически ценных элементов пр!гродного ланд-тафта; сохранения композиционной и масштабной целостности и единства облика города и его панорамы в процессе исторического развития.. •

Сформулированные в работе положения имеют в определенном смысле универсальный характер, поскольку применимы для других приморских городов на рельефе. В зависимости от конкретных условий на '-основе ж могут быть разработаны практические рекомендации, позволяющие совершенствовать архитектурно-художественный облик города.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

X. Проблема Нормирования художественного образа при,юрских городов //Архитектура и строительство: Межвуз. сб. - Владивосток, 1985. - С. 32-35.

2. Смысловая неоднородность архитектурного пространства/Д!а-териалы XII научной конференции МАрхИ. - М.,1985. (Совм.с Моор В.К.)

3. Формирование панорамы приморского города // Актуальные проблемы строительства: Тезисы докл. научно-технической кош^ерен-ции молодых ученых и специалистов. - Воронеж, 1587. - С. 64-65.

4. Специфика архитектуры приморского города //Проблемы комплексного проектирования городской среды: Сб. тезисов докл. зональной научной конференции. - Пенза, 1987.- С.45-47. [Совм. сМоор В.К.)

5. Композиционные особенности панорамн морского города //Ма-териаш ХЫУ научной конференции МАрхИ.. - М., 1988. - 5 с.

6. Специфика региональной архитектуры как предмет теоретического анализа // Повышение эффективности капитального строительства на Дальнем Востоке. - Владивосток, 1988. - С. 60-62. (Совместно с Моор В.К.)

7. Влияние природно-географических факторов на формирование пространственной структуры приморских городов //Вопросы планировки и застройки городов: Тезисы докл. зональной конференции. -Пенза, 1983. - С. 67-68. (Совместно с Моор В.К.)

8. Основные типы пространственных ситуаций при восприятии панорамы приморского города // Материалы Х1У конференции МАрхИ. -М., 1989. - 4 с.

9. Роль панорамы в формировании архитектурно-художественного облика приморского города // Перспективы развития города Владивостока! Материалы к концепции развития г. Владивостока до 2010 г.Владивосток, 1990. - Часть I. - С. 138-142.

10. Композиционные взаимоотношения застройки и ландшафта города Владивостока // Совершенствование проектирования и строительства на Дальнем Востоке: Межвуз. сб. науч. трудов. - Владивосток, 1990. - С. 48-52. (Совместно с Моор В.К.)

11. Развитие пространственной структуры и художественного облика города Владивостока //История культуры Дальнего Востока СССР ХУП-ХХ веков. Советский период: Сб. Науч. трудов. - Владивосток, дао АН СССР, 1991. - С. 117-125. (Совместно с Моор В.К.)