автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.10, диссертация на тему:Математическое, техническое и методическое обеспечение задач управления игровым моделированием информационно-аналитической деятельности
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Мотылев, Сергей Александрович
Введение.
Глава 1. Построение Комплексная информационная игра как разновидности деловой игры, моделирующей информационноаналитическую деятельность.
1.1. Общая характеристика Комплексной информационной игры.
1.1.1. Практические и педагогические предпосылки создания.
1.1.2. Общая схема процесса подготовки и проведения Комплексной информационной игры.
12. Разработка игрового комплекса Комплексной Информационной игры.
1.2.1. Построение обобщенной схемы информационно-аналитической деятельности.
1.2.2. Общая схема игровой комплекса комплексной информационной игры.
1.2.3. Примерная структура учебных подразделений.
1.2.4. Разработка требований к оперативной обстановке.
1.2.5. Определение требований к набору специальных задач.
1.2.6. Постановка задач на конструирование автоматизированной системы управления игровым комплексом.
Выводы.
Глава 2. Разработка математической модели информационноаналитической деятельности, используемой при построении КИИ.
2.1. Построение наблюдаемой системы.
2.2. Определение информационных сообщений.
2.3. Построение информационного пространства.
2.4. Определение информационных источников.
2.4.1. Общее определение.
2.4.2. Задание траектории в информационном пространстве.
2.4.3. Задание моментов появления запросов.
2.4.4. Задание запросов.
2.4.5. Задание задержек реакции на запросы.
2.4.6. Задание упреждений.
2.4.7. Выработка информационных описаний.
2.4.8. Параметры информационного источника.
2.4.9. Информационный поток.
2.5. Определение содержания работы субъекта информационно-аналитической деятельности.
2.5.1. Информационный поиск.
2.5.2. Информационный анализ.
2.6. Построение соответствий между элементами математической модели информационно-аналитической работы и компонентами игрового комплекса КИИ.
2.6.1. Информационный сценарий Комплексной информационной игры.
2.6.2. Блок математической модели, описывающий действия учебного подразделения в ходе Комплексной информационной игры.
Выводы.
Глава 3. Решение практических вопросов реализации Комплексной информационной игры на основе математической модели информационно-аналитической деятельности.
3.1. Особенности построения задаваемой части информационного сценария.
3.1.1. Определение параметров модели наблюдаемой системы.
3.1.2. Моделирование информационных источников и информационного пространства.
3.2. Особенности реализации случайной части информационного сценария.
3.2.1. Реализация событийной канвы.
3.2.2. Реализация информационного потока.
3.3. Оценка качества информационного сценария и его корректировка
3.4. Результаты деятельности обучаемых в ходе игры и их предварительное планирование, управление динамикой игры.
3.4.1. Результаты работы, проводимой обучаемыми в ходе.87 игры.
3.4.2. Прогнозирование результатов работы обзАаемых и управление этой работой со стороны Центра.
3.5. Оценивание деятельности обучаемых в ходе Комплексной информационной игры.
3.5.1. Информационная ценность сообщения или доклада
3.5.2. Автоматическое оценивание эффективности информационно-аналитической работы обучаемых в ходе КИИ.
Выводы.
Глава 4. Принципы построения программно-аппаратной базы Комплексной информационной игры.
4.1. Структура локальной вычислительной сети Комплексной информационной игры и обеспечение ее безопасности.
4.1.1, Построение локальной вычислительной сети КИИ.,,
4.1.2. Политика безопасности Комплексной информационной игры и способы ее реализации.
4.2. Типовая схема данных Комплексной информационной игры
4.2. L Общие замечания.
4.2.2. Схема данных, соответствующих объектам организационной структуры и организационной деятельности.
4.2.3. Схема данных, соответствующих объектам информационного сценария.
4.2.4. Схема данных, соответствующих результатам работы обучаемых.
4.2.5. Распределение полномочий по доступу к данным, пользовательские базы данных и их назначение.
4.3. Работа с данными, разграничение полномочий средствами
СУБД.
4.3.1. Средства ввода и редактирования данных.
4.3.2. Средства разграничения доступа к данным.
4.3.3. Отчеты и материалы к итоговому разбору.
Выводы.
Введение 2001 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Мотылев, Сергей Александрович
Предлагаемая диссертация является итогом пятнадцатилетней работы автора в группе создания и проведения деловых игр, предназначенных для обучения слушателей выпускных курсов Института криптографии, связи и информатики (ИКСИ) Академии ФСБ России. Начатые в 1987 году в форме имитационных занятий' для одной из групп факультета прикладной математики указанные игры постоянно совершенствовались. В настояпдее время процедура их подготовки и проведения представляет собой сложнейший комплекс мероприятий, использующий самые современные педагогические, технические и компьютерные технологии и позволяющий объединять в рамках единых учебных занятий слушателей, обучаемых практически по всем специальностям ИКСИ. Анализ накопленного опыта позволил выделить в существующих наработках общезначимые компоненты и предложить общую схему игрового комплекса, моделирующего информационно-аналитическую деятельность, т.е. деятельность, которую можно трактовать как сбор, анализ и обобщение информации. Схема послужила основой для формулировки темы диссертационных исследований и выработки их плана.
Актуальность темы. Система высшего образования России переживает период реформ. Пересмотру подвергаются многие ее компоненты и, в частности, приоритеты в триаде знания - умения - навыки. Традиционная ориентация вузов на знания, все чаще не удовлетворяет требованиям практики, отдающей преимущество умениям и навыкам. Многопрофильность большинства современных вузов, изменения в структуре целевой подготовки кадров в сочетании с сокращением государственных инвестиций и другими объективными причинами приводят к необходимости введения новых форм подготовки специалистов, характеризующихся:
1) наличием акцентов на выработке и закреплении умений и навыков; Здесь и далее при обсуждении деловых игр используется терминология, предложенная В. Я. Платовым в работе [61].
2) интенсификацией и информатизацией образовательного процесса;
3) активным использованием средств вычислительной техники и возможностей современных сетевых технологий;
4) возможностью дистанционного обучения.
В свете сказанного, закономерно возрастание интереса высшей школы к деловым играм.
Деловая игра (см., например, [1]) представляет собой искусственное моделирование различных ситуаций (политических, экономических, внутрифирменных и т.п.), с которыми участники игры могут столкнуться в ходе выполнения своих служебных обязанностей, делового общения или социальных контактов. Целями игры могут являться выработка и тестирование деловых навыков, обучение участников тем или иным приемам управления, адаптация к будущей трудовой деятельности, социальная адаптация, а также поиск оптимальных вариантов действий в тех или иных ситуациях. Правильно построенные деловые игры могут удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к современным методам обучения.
Общепризнанным автором первой в мире деловой игры является М. М. Бирнштейн. Первая игра была проведена в 1932 г. группой пуска новостроек, работавшей при Ленинградском инженерно-экономическом институте, и предназначалась для обучения руководящих кадров строящихся заводов-гигантов. До 1938 года отечественными специалистами было разработано и внедрено около 40 деловых игр (см. [9]). Однако в 1938 г. экспериментальное игровое моделирование в СССР было свернуто. Второе рождение деловые игры получили только в середине 50-х годов на этот раз в США (см. [99]). Здесь их родоначальницей стала американская ассоциация менеджмента. В 1956 г. ею при участии 20 крупнейших фирм был проведен первый эксперимент по моделированию развития крупной компании. Вскоре в Америке появились деловые игры, использующие компьютер. Уже в 1962 г. сообщалось об использовании имитатора ABES (Aerospace Business Environment Simulator) для ЭВМ IBM-7090. С 1984 г. разработчики деловых игр используют, в основном, персональные компьютеры. Игровое моделирование активно развивается в Англии, Канаде, Германии, Франции, Японии и других странах. Наиболее широкое распространение оно получило в школах менеджмента, у специалистов по мировой экономике и в военной сфере. По данным [62] уже в 1980 г. в мире было зарегистрировано более 2000 деловых игр. Из них около 300 в СССР. Рост интереса отечественных специалистов к деловым играм можно датировать концом 70-х годов. В этот период создана Ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделирования (АРИСИМ), начал работать Совет по активным методам обучения при Минвузе СССР. Некоторый спад активности отечественных разработок, связанный с финансовыми трудностями начала 90-х годов, в настоящее время компенсируется массовым внедрением в деловую и частную жизнь России персональной вычислительной техники, а также развитием русскоязычных ресурсов сети Internet.
В настоящее время постоянно растет число публикаций по теории и практике деловых игр (см., например, [12], [16], [19], [20], [33], [56], [92] и др.). Большое внимание уделяется компьютерным деловым играм ([58], [59], 67], [68]) и их месту в системе дистанционного образования ([3], [4], [70], [80]). В связи с деловыми играми в печати освещаются общие методологические вопросы ([1], [8], [62] и др.), вопросы педагогики и психологии (см., например, [2], [30] и [61]), проблемы применения экспериментального игрового моделирования для прогнозирования поведения сложных систем и поиска оптимальных решений в сложных ситуациях ([15], [20], [34]). Большое число публикаций посвящается описанию действующих деловых игр ([23], [31], [34], [65], [81], [83] и др.). Для оперативного распространения информации о компьютерных деловых играх их производители все чаще используют ресурсы сети Internet. Среди отечественных разработчиков наибольшей активностью в этом направлении выделяются компания КОББИ (Компьютерное обучение бизнесу) и Центр ЮрИнфоР юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, поддерживающие и постоянно обновляющие собственные информационные сайты (адреса http://asu.saog.ac.ru./kobbi и http://msu.jiirinfor,m соответственно).
Нельзя не отметить тот факт, что при разработке деловых игр активно используются результаты, публикуемые в смежных областях знания. К таковым относятся математическое моделирование (см. [6], [14], [29], [44], [67], [82], [97]), теория экспертных систем и баз знаний ([16], [27], [35], [100]), экспертное оценивание ([28], [38], [60]) и другие. В свою очередь, и сами указанные отрасли активно внедряют технологии, свойственные деловым играм (см., например, [17], [27], [87]).
Анализ многочисленных публикаций позволяет сделать вывод о том, что деловые игры являются одним из наиболее действенных методов активного обучения. Они существенно сокращают учебное время, обеспечивая участвующим в них студентам «ощущение» реальной динамики изучаемых процессов. Внедрение компьютерных деловых игр в образовательный процесс позволяет до определенной степени компенсировать нехватку квалифицированных педагогических кадров в звене, отвечающем за проведение практических и лабораторных занятий. Обеспечивая возможность разрешения противоречия между растущей потребностью в самообразовании и ограниченной пропускной способностью традиционных учебных заведений, компьютерные деловые игры органично вписываются в набирающую силу систему дистанционного образования. Необходимо отметить также, что деловые игры отлично зарекомендовали себя не только как метод обучения, но и как мощный инструмент решения разнообразных вопросов текущей деятельности конкретных предприятий и фирм, как один из основных инструментов экспериментальных исследований в управлении, экономике и политике.
Следует сказать, однако, что, несмотря на почти семидесятилетнюю историю и большое количество собственных наработок, теория деловых игр еще далека от завершения. Анализ существующих публикаций позволяет утверждать, что методы, используемые при реализации значительной части действзАщих деловых игр, имеют частный, узко специальный характер. Разработанные с их помощью игровые комплексы плохо адаптируются даже к незначительным изменениям условий проведения игры и характера задач, решаемых обучаемыми в ее ходе. В большинстве случаев техническая реализация деловой игры представляется скорее актом «искусства» нежели продуктом хорошо проработанной научной технологии. В этой связи представляют интерес исследования, направленные на поиск унифицированных методов построения игровых комплексов, легко адаптируемых в рамках широких классов деловых игр. Значительные перспективы открываются также на пути поиска методов расширения функциональных возможностей деловых игр. К ним относятся
1) включение в игровой комплекс баз знаний, фактов и закономерностей развития изучаемого объекта с целью усиления реалистичности игрового процесса;
2) обеспечение возможности гибкой настройки как начальных параметров игры так и элементов ее конструкции;
3) ввод автоматизированных средств обратной связи между подачей учебного материала и процессом его усвоения.
Сказанное указывает на актуальность исследований общих методов построения и реализации деловых игр, моделирующих информационно-аналитическую деятельность. Игры этого типа обладают достаточным уровнем универсальности и допускают широкое использование аппарата современного математического и компьютерного моделирования.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа существующего опыта построения деловых игр разработать теоретические основы игрового моделирования деятельности по сбору, анализу и обобщению информации; предложить общие методы эффективной реализации соответствующих игровых комплексов с использованием современного математического аппарата и технологий локальных компьютерных сетей.
Объектом исследования являются информационные процессы двух видов:
1) процессы, связанные с реальной информационно-аналитической деятельностью;
2) процессы, возникающие в ходе проведения компьютерной деловой игры, моделирующей эту деятельность.
Второй класс, в свою очередь, разбивается на четыре подкласса: a) информационные потоки, формирующие исходные данные игры; b) потоки, характеризующие итоги работы обучаемых; c) управляющие информационные потоки, образующие каналы обратной связи между игрой и обучаемыми;
1) информационные процессы внутри компьютерной сети, на основе которой функционирует деловая игра.
Предметом исследования являются методы структурного, математического и компьютерного моделирования, возникающие в процессе подготовки и проведения компьютерных деловых игр для специалистов в областях, интерпретируемых как информационно-аналитическая деятельность.
Задачи исследования. Для достижения цели диссертационного исследования решаются следующие задачи.
1. Разработка формальной схемы информационно-аналитической деятельности.
2. Построение универсальной схемы моделирующего ее игрового комплекса.
3. Разработка математической модели информационно-аналитической деятельности.
4. Построение методики рационального выбора параметров предложенной математической модели.
5. Разработка теоретических основ конструирования обратных связей между потоком подаваемого в ходе игры учебного материала и процессом его усвоения.
6. Построение методик оценивания результатов игры с учетом ее информационной специфики.
7. Описание схемы данных деловой игры, моделирующей информационно-аналитическую деятельность, а также средств и методов обработки этих данных.
8. Выработка типовых требований к структуре локальной вычислительной сети и программному обеспечению игры.
9. Формулирование политики безопасности программно-аппаратной базы и описание средств и методов обеспечения этой политики.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы методы системного анализа, общей теории деловых игр, теории сложных систем, аппарат теории вероятностей и, в частности, теории случайных процессов, методы общей теории реляционных баз данных и теории информационной безопасности компьютерных сетей.
Научная новизна полученных результатов заключается в следующем.
1. Впервые предложена универсальная схема игрового комплекса, позволяющая моделировать любую область человеческой деятельности, которая может трактоваться как сбор, анализ и обобщение информации, то есть как информационно-аналитическая деятельность.
2. Разработана новая математическая модель информационно-аналитической деятельности. Основными отличительными чертами модели являются:
1) ранжирование состояний объекта, изучаемого в ходе информационно-аналитической деятельности, по их информационной значимости;
2) представление исходных данных деятельности в виде потока сообщений, вырабатываемых информационными источниками, по случайному закону, параметры которого определяют типовые свойства этих источников (информативность, достоверность, оперативность, надежность и т.п.);
3) функционирование информационных источников в рамках неоднородного информационного пространства;
4) наличие формального математического описания двух главных составляющих информационно-аналитической деятельности: информационного поиска и информационного анализа.
3. На базе предложенной математической модели разработаны теоретические основы построения системы обратных связей между подачей учебного материала и процессом его усвоения в ходе игры.
4. Предложена новая методика оценивания результатов информационно-аналитической деятельности на основе расчета суммарной информационной ценности добытых и доложенных сообщений. Трактовка понятия «информационная ценность сообщений» отличается от ранее предлагавшихся (см. [86] и [90]) интегральным учетом зависимости цены информации от событийной канвы, в рамках которой эта информация рассматривается.
5. Разработана универсальная схема программно-аппаратной базы деловой игры, моделирующей информационно-аналитическую деятельность, построена концепция многоуровневой системы безопасности программно-аппаратной базы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Структурная схема универсального игрового комплекса, моделирующего информационно-аналитическую деятельность. Описание основных компонентов схемы и характера их взаимодействия.
2. Математическая модель информационно-аналитической деятельности, включающая в себя вероятностную модель выработки и размещения исходных данных и строгие определения процессов их обработки.
3. Практические методики, включающие рациональный подбор параметров математической модели для конкретного игрового комплекса, построение системы обратных связей между процессом выработки исходных данных и процессом их освоения участниками игры, автоматическое оценивание действий обучаемых. 4. Концепция построения универсальной программно-аппаратной базы деловой игры, моделирующей информационно-аналитическую деятельность. Политика безопасности и многоуровневая система защиты программно-аппаратной базы.
Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов при проектировании и эксплуатации деловых игр, предназначенных для слушателей выпускных курсов Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России, и подтверждается прилагаемым к работе актом внедрения ее результатов.
Апробация работы. Основные результаты работы прошли апробацию на конференции "Нейрокомпьютеры и их применение" (14-16 февраля 1996 г.), на первой (6-8 февраля 1996 г.), второй (4-6 февраля 1998 г.) и третьей (1-3 февраля 2000 г.) межведомственных конференциях «Научно-техническое и информационное обеспечение деятельности спецслужб», а также на 9 научно-технической конференции по криптографии (25-27 февраля 2001 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, содержит 162 страницы и включает в себя 15 рисунков. Список литературы состоит из 101 наименования.
Заключение диссертация на тему "Математическое, техническое и методическое обеспечение задач управления игровым моделированием информационно-аналитической деятельности"
Выводы
Анализ результатов, изложенных в главе 4, позволяет сделать вывод о том, что разработанные для локальной вычислительной сети принципы компьютерной реализации КИИ могут с успехом использоваться в качестве основы построения аналогичных игр в сети Internet. В программное обеспечение Комплексной информационной игры уже заложены возможности
149 развития в этом направлении. К таковым относятся, например, автоматизация процессов управления игрой, система автоматического оценивания, использование технологий виртуальных частных сетей, интерактивная регистрация в игре и многое другое. Однако политику безопасности программно-аппаратной базы КИИ, в случае внедрения Intemet-технологий, все же придется существенно перерабатывать. Пользовательские базы данных переместятся на сервер игры, что приведет к изменениям в политике администрирования частной сети игры. Значительно возрастет число возможных сетевых угроз и, следовательно, повысятся требования к используемым средствам программной и криптографической защиты. Изменится аппаратная база сети, потребуются сетевые фильтры, средства для установки сетевых экранов и другая дополнительная аппаратура. Адаптация Комплексных информационных игр к условиям сети Internet может стать предметом самостоятельного исследования.
Заключение
В заключение отметим, что в предлагаемой диссертации предпринята попытка максимально общего описания технологии разработки и проведения широкого класса деловых игр, моделируюш;их любую форму деятельности, которую можно трактовать как информационно-аналитическую. Для удобства обсуждения всем играм данного класса присвоено единое название -«Комплексная информационная игра» или, сокращенно, «КИИ», Исследование начинается с описания способов решения организационных и методических вопросов построения и функционирования Комплексной информационной игры. Оно включает в себя математическое моделирование информационно-аналитической деятельности и разработку математических основ конструирования автоматизированной системы управления игрой. Завершается диссертация описанием типовых принципов построения программно-аппаратной базы КИИ, проводимой в локальной компьютерной сети.
Несмотря на обш;ий характер, результаты диссертации легко внедряются в конкретные приложения. Этот тезис подтверждается опытом их использования при построении цикла Комплексных специальных военных игр, проводимых с 1993 года со слушателями выпускного курса Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России, Опыт позволяет, в частности, утверждать, что идеи диссертации вообще наиболее легко адаптируются к условиям военной игры. Это связано тем, что и динамика военных объектов, и потоки военной информации строго регламентируются положениями боевых уставов и требованиями служебных инструкций, а, следовательно, легко поддаются алгоритмизации и вероятностному моделированию. Высокий уровень развития экономико-математического моделирования открывает реальные перспективы использования идей диссертации для создания экономических игр. По естественным причинам конкретные разработки специализированных военных игр не могут быть широко опубликованы. Поэтому в качестве ближайшей задачи автор рассматривает серию работ по игровому моделированию информационно-аналитической деятельности в экономике. Предполагается полная детализация элементов используемой математической модели и вытекающих из нее элементов игрового комплекса.
Автор планирует также серию исследований, связанных с внедрением в практику конструирования Комплексных информационных игр нейроматематики и генетических алгоритмов. Бионические идеи, на которых базируются эти относительно новые области математических исследований, могут придать новый импульс работкам средств оценивания и прогнозирования состояний игры. В ряде случаев их применение позволяет существенно понижать сложность вычислительных алгоритмов и, следовательно, может увеличить эффективность выполнения ряда служебных программ.
В практическом плане представляется перспективным подключение новых вычислительных технологий. В выводах по главе 4 уже упоминались задачи, связанные с реализацией Комплексных информационных игр в сети Internet. Решение этих задач приобретает особенное значение в связи с работами по внедрению игровых методов в систему дистанционного образования. Только в ее рамках могут по-настоящему окупиться ранее описанные интеллектуальные и материальные затраты.
Интересная перспектива просматривается на пути использования технологий интеллектуальных геоинформационных систем (ИГИС), предоставляющих возможность симбиотического соединения реляционной базы данных и векторной географической карты. В настоящее время ИГИС включают в себя хорошо разработанный инструментарий, позволяющий хранить и эффективно обрабатывать информацию привязанную к карте. Кроме того, они обеспечивают возможность наглядного представления результатов информационно-аналитической работы, что весьма важно для достижения учебных целей КИИ. Нельзя не отметить и тот факт, что геоинформационные системы широко используются западными специалистами. Владение средствами ИГИС становится одним из важнейших квалификационных
152 требований, предъявляемых к работникам информационно-аналитических служб развитых государств. В связи с этим представляется целесообразным обеспечить участникам информационной игры, наряду с практикой решения специальных задач, практику работы с современной геоинформационной системой. Ограничения, накладываемые высокой стоимостью графических станций, на которых функционирует соответствующее программное обеспечение, в последнее время снимаются в связи с бурным развитием средств отображения графики и внедрением их в «бытовую» компьютерную технику.
Суммируя сказанное, можно еще раз перечислить направления перспективных исследований в области Комплексных информационных иф:
1) конкретизация предложенной математической модели информационно-аналитической работы в интересах построения новых вариантов КИИ;
2) привлечение аппарата нейроматематики и генетических алгоритмов для решения задач оценивания и прогнозирования хода Комплексной информационной игры;
3) внедрение Мете1-технологий в процесс проведения КИИ;
4) исследование возможностей геоинформационных систем в интересах развития программного обеспечения Комплексных информационных игр.
Библиография Мотылев, Сергей Александрович, диссертация по теме Управление в социальных и экономических системах
1. Абрамова Г.С, Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999, - 192 с.
2. Абрамова И.Г. Методические рекомендации к проведению учебных деловых игр по педагогике. Л: Издательство Российского государственного педагогический университета им. А.И. Герцена, 1991.
3. Андреев A.A. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997- 85 с,
4. Андреев А,А, Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении/ Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов, М,: ВУ, 1996, - С. 6 - 77.
5. Арженовский СВ. Экономико-математическое моделирование динамики фирмы: Инвестиционный аспект. Новочеркасск, 1998. - 98 с: ил.
6. Белогловский A.A. Математические основы теории принятия оптимальных решений: Учебное пособие,/ Под ред. Верещагина И,П, М.: Изд-во МЭИ, 1999. - 80 с: ил.
7. Бельчиков Я.М., Бирштейн М,М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989, - 304 с.
8. Бирнштейн М.М. Советские деловые игры 30-х годов и проблемы развития современной производственной деловой игры.// Деловые игры и их программное обеспечение. М.: 1976. - С. 18-32.
9. Бир С. Мозг фирмы./ Перевод с английского. М.: Радио и связь, 1993. -415 с.
10. Боровков A.A. Вероятностные процессы в теории массового обслуживания. -М.: Наука, 1972.
11. Быченко Ю.Г., Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса.- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1992. 136 с: ил.
12. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения: Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений. М.: Высшая школа, 2000. - 383 с: ил.
13. Выварец А. Д., Могиленских О.П., Уланов В. Л. Экономико-математическое моделирование производственных систем: Учебное пособие. -Екатеринбург, 1995. 133 с: ил.
14. Выжитович A.M. Совершенствование управления акционерным капиталом предприятий с применением деловых игр: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Новосибирск, 1998. 20 с: ил.
15. Геронимус Ю.В. Игра. Модель. Экономика. М.: Знание, 1989. - 208 с.
16. Гинкул Г.П. Игровой подход к формированию баз знаний в экспертных системах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. М., 1991.-15 с.
17. Гихман И.И., Скороход A.B. Теория случайных процессов. М.: Наука, 1971.- Т.1.
18. Глухов В.В., Кобышев А.Н., Козлов A.B. Ситуационный анализ. Деловые игры для менеджмента: Учебное пособие./ Под общ. ред. Глухова В.В. -СПб.: Спец.литература, 1999, 223 с: ил.
19. Гребенкин A.B., Часовских A. A., Янбулатов Э.А. Организация и управление нововведениями: игровое моделирование: Учебное пособие. Свердловск, 1991 .-77с.: ил.
20. Грушо A.A., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации.- М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. 192 с.
21. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. М.: Вильяме, 1999. - 848 с.
22. Демченко А.И., Кузнецов В.Э., Лоскутов A.M. Деловая игра AILA: Учебное пособие. Челябинск: Издательствово ЧГТУ, 1996. - 44 с.
23. Дженнингс P. Microsoft Access 97 в подлиннике./ Перевод с английского. СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1999 - Том 2. - 688 с, ил.
24. Дунаев С. Доступ к базам данных и техника работы в сети. М.: Диалог-Мифи, 1999.-416 с.
25. Ермаков СМ., Мелас В.Б. Математический эксперимент с моделями сложных стохастических систем. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. - 269 с: ил.
26. Еслямов С.Г. Методы и средства, обеспечивающие эффективное применение экспертных систем в обучении: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Киев, 1993. - 16 с.
27. Завьялов В.Е. Метод автоматизированного экспертного оценивания рейтингов кадрового состава в структурах государственной службы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., 1998. -26 с: ил.
28. Информационная бионика и моделирование: Сборник научных трудов (по материалам международных конференций)./ Под ред. Лупичева Л.Н, М.: Изд-во Гос. ИФТП, 1995. - 173 с: ил.
29. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. / Моск. психолого-соц. ин-т. М.: Флинта, 1998. - 91 с.
30. Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.-367 с.
31. Кастер X. Основы Windows NT и NTFS./ Перевод с английского М.: Русская редакция, 1996. - 436 с: ил.
32. Кейз-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры./ Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М.: РАГС, 1997. - 124 с: ил.
33. Козленко H.H. Деловые игры в принятии управленческих решений. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.- 173 с.
34. Кокорева Л.В., Перевозчикова О.Л., Ющенко Е.Л. Диалоговые системы и представление знаний: Справочное пособие. Киев: Наукова думка, 1993. -446 с: ил.
35. Корнеев В.В., Гареев А.Ф., Васютин СВ. Базы данных: Интеллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 2000. - 352 с.
36. Костров A.B. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие. -Владимир: Изд-во Владимир, гос. тех. ун-т, 1995. 66 с: ил.
37. Кострова В.Н. Автоматизация проектирования образовательного процесса в области САПР с использованием методов экспертного оценивания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Воронеж, 1996. -16 с.
38. Литвак Б.Г. Автоматизированные системы экспертного оценивания и аккредитация. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 1993. - 142 с.
39. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник, 2-е изд. М: Дело,-2001 г.-392 стр.
40. Малыгина О.П. Система обработки информации и управления подготовкой специалистов оборонных отраслей на основе деловой игры: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. -М., 1993.
41. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: 1978.
42. Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю., Переверзева СВ., Дмитриев А.Л. Сборник деловых игр, имитационных и практических задач по курсу "Цены и рыночная конъюнктура". СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1996. - 89 с,
43. Методы математического моделирования: Труды факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова./ Под ред. Самарского A.A., Дмитриева В,И, М.: Диалог-МГУ, 1998. -204 с: ил.
44. Моделирование конфликтных ситуаций в социально-экономических системах./ Под общ. ред. Малафеева О.А., Муравьева А.И. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-317С.
45. Моделирование процессов управления и обработки информации: Междуведомстведомственный сборник научных трудов./ Московский физико-технический институт (гос. ун-т).; Редкол.: А.А. Натан (отв. ред.) и др.-М., 1998.- 188 с: ил.
46. Мотылев С.А. Математическая модель информационно-аналитической деятельности, использованная при реализации комплексных информационных игр (Часть 1). // Дистанционное образование. 2000 - №4 -С. 17-23.
47. Мотылев С.А. Математическая модель информационно-аналитической деятельности, использованная при реализации комплексных информационных игр (Часть 2).// Дистанционное образование. 2000 - №5-С. 19-26.
48. Мотылев С. А. Проблемы подготовки и проведения деловых игр, моделирующих информационно-аналитическую деятельность,// Дистанционное образование. 1999 - №6 - С. 23-29.
49. Мотылев С. А. Безопасность данных комплексных информационных игр на базе локальных вычислительных сетей. // Открытое образование. 2001 -№4 - С.46-52.
50. Мотылев С.А. Политика безопасности локальной вычислительной сети Комплексной специальной военной игры.// 9 научно-техническая конференция по криптографии. (25 27 апреля 2001 г., г. Москва): Тезисы докладов. - М., 2001. - С. 54-56.
51. Мотылев С.А., Саранцев А.В. Автоматизация информационного обмена между участниками Комплексной специальной военной игры.// 9 научно-техническая конференция по криптографии. (25 27 апреля 2001 г., г. Москва): Тезисы докладов. - М., 2001. - С. 57-59.
52. МочаловаН.М. Основные дидактические условия реализации методов проблемного обучения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ленинград: 1978.
53. Нагорская М.Н. Деловые игры и эффективность управления производством. Киев: Наукова думка, 1992. - 176 с.
54. Павлов СП. Автоматизированные деловые игры систем управления: Учебное пособие./ Под ред. Кучина Б.Л. -М.: Изд-во Моск. ин-т нефти и газа им. И. М. Губкина, 1990. 36 с: ил.
55. Павлов С.Н. Компьютерные деловые игры: Учебное пособие. М.: Изд. дом Русанова, 1995.- 128 с.
56. Панкова Л.А., Шнейдерман M.B. Модель последовательной процедуры экспертного опроса.// Информационное обеспечение в задачах управления научными подразделениями НИИ. М.: ИЛУ АН СССР, 1976.
57. Петрова Н.И. Развитие диалогического общения через деловые игры: Учебное пособие. Нижний Новгород, 1999. - 23 с.
58. Платов В.Я. Деловые игры: разработка организация, проведение. М.: Профиздат, 1991. - 80 с.
59. Расторгуев СП. Программные методы защиты информации в компьютерах и компьютерных сетях. М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1993. - 188 с.
60. Рудая И.Л. Стратегическая деловая игра "Никсдорф Дельта": Учебное пособие для участников игры. М.: Изд-во ЗАО "АИДА", 2000. - 115 с: ил.
61. Саати Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий./ Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. - 315 с: ил.
62. Савин Г.И. Системное моделирование сложных процессов, М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000.-275с.: ил.
63. Сапунцов В.Д. Знакомьтесь: КОББИ Компьютерное обучение бизнесу.// Компьютер в бухгалтерском учете и аудит 1996. № 4. - С. 182-191.
64. Сапунцов В. Д. Компьютер в экономическом образовании. М.: Изд. дом "Новый век", 1999. - 232 с.
65. Сапунцов В. Д. Компьютерные деловые игры и дистанционное образование.// Дистанционное образование 2000 - №1 - С. 14-20.
66. Селезнева H.A., Татур Ю.Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием.// М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.
67. Скороход A.B. Случайные процессы с независимыми прирагцениями. М.: Наука, 1964.-278 с.
68. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне). СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -49 с.
69. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть 1.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-284 с.
70. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть 2.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.- 321 с.
71. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.
72. Сырецкий Г.А., Цой Е.Б. Технология имитационного моделирования на персональном компьютере в среде GPSS/PC: Учеб.пособие для студентов ФАМ и ПМиИ всех форм обучения. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. тех. университета, 1995. - 188 с: ил.
73. Теория и практика систем с базами знаний: Сборник научных трудов./ РАН. Дальневосточное отделение. Институт автоматики и процессов управления./ Отв. ред. А.С.Клещев, Т.Л.Гаврилова. Владивосток, 1994. - 246 с: ил.
74. Тихомиров O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления. В кн. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М: 1975,
75. Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте. М.: РДЛ, 1999.-240 с.
76. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам "Менеджмент", "Маркетинг": Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. - 61 с.
77. Уэлдон Д.-Л. Администрирование баз данных. М.: Финансы и статистика, 1984.
78. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. / Пер. с англ.-М.: Мир, 1984. -Т.1.-528 с, ил.
79. Харкевич А.А. О ценности информации. // Проблемы кибернетики. Вып. 4. - М.: Физматгиз, 1960. - С.53-57.
80. Хелмер О. Анализ будущего: метод Дельфи, // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. Перевод с английского. / Под ред. Г. М. Доброва. М.: Прогресс, 1972.
81. Чернецкий В.И. Математическое моделирование стохастических систем. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, ун-та, 1994. -486 с: ил.
82. Четвериков В.Н., Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н. Базы и банки данных: Учебник для вузов. / Под. ред. Четверикова В.Н. -М.: Высшая школа, 1987. -248 с, ил.
83. Шанкин Т.П. К вопросу о понятии «цена информации».// Интеллектуальные системы. М: 1996. - Т.1 - Вып. 1-4 - С. 227-236.
84. Шапоринский С.А. Образование и научное познание. М: Педагогика, 1981.
85. Шульженко Н.А. Деловые игры в оперативном управлении строительным производством: Учебное пособие. Тула: Тульский государственный университет, 1995. - 83 с.162
86. Шурупов А.Н. Нейросетевые рейтинговые системы в задачах контроля качества подготовки кадров: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. М: 1998.
87. Эдварде М.Д. Безопасность в Интернете на основе Windows NT. / Перевод с английского. М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.». - 1999. - 656 с, ил.
88. Computer Security Requirements. Guidance for Applying the Department of Defense Trusted Computer System Evaluation Criteria in Specific Environments, DoD, 1985.
89. Department of Defense Trusted Computer System Evaluation Criteria, DoD, 1985.
90. Edwards D., Hamson M. Guide to mathematical modelling -Boca Raton(Fl.) et al: CRC press, 1992. 277 p.
91. Expert systems: A software methodology for modem applications/ Compl.: P.G.Raeth. -Los Alamitos(Ca) et al.: IEEE computer soc.press, 1990. -XI, 460 p.
92. Graham R.G., Gray C.F. Business Game Handbook. AMA Inc., 1969.
93. Trusted Database Management System Interpretation of the Trusted Computer System Evaluation Criteria, NCSC, 1991.
94. Trusted Network Interpretation of the Trusted Computer System Evaluation Criteria, NCSC, 1987.
-
Похожие работы
- Разработка системы информационной и программно-технической поддержки принятия решений в конфликтных ситуациях
- Разработка и исследование инструментальных систем игрового обучения на основе анализа проблемно-ориентированных формальных программных машин
- Научно-методические основы принятия решений по обеспечению пожарной безопасности промышленных объектов с применением теоретико-игровых моделей
- Игровые технологии решения тестовых задач на базе биотехнической измерительно-вычислительной системы
- Методы и программные средства анализа мультиагентных систем на основе нечетких когнитивных и игровых моделей
-
- Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
- Теория систем, теория автоматического регулирования и управления, системный анализ
- Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления
- Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
- Автоматизация технологических процессов и производств (в том числе по отраслям)
- Управление в биологических и медицинских системах (включая применения вычислительной техники)
- Управление в социальных и экономических системах
- Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей
- Системы автоматизации проектирования (по отраслям)
- Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
- Системы обработки информации и управления
- Вычислительные машины и системы
- Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (по отраслям наук)
- Теоретические основы информатики
- Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
- Методы и системы защиты информации, информационная безопасность