автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Ландшафтная архитектура античных городов Иордании примере Петры

Кудряшева, Анна Константиновна
город
Москва
год
2000
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Ландшафтная архитектура античных городов Иордании примере Петры»

Автореферат диссертации по теме "Ландшафтная архитектура античных городов Иордании примере Петры"

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

на правах рукописи УДК 712.2+ 712(23) (5)

Р Го 01

2 2 ДеК Ш

Кудряшева Анна Константиновна

ЛАНДША ФТНАЯ АРХИТЕКТУРА АНТИЧНЫХ ГОРОДОВ ИОРДАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕТРЫ.

18.00.01 - теория и история архитектуры реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Москва-2000

Работа выполнена в Московском архитектурном институте (Государственной академии) на кафедре ландшафтной архитектуры.

Научный руководитель

доктор архитектуры,

профессор

С.С. Ожегов

Официальные оппоненты

доктор искуствоведения, профессор, академик РААСН Т.Ф. Саваренская кандидат архитектуры, профессор Е.Э. Юргенсон

Ведущая организация - Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства

Защита диссертации состоится "07" декабря 2000 г. в_час. На

заседании специализированного Совета Д 063.20.01 при Московском архитектурном институте (Государственной академии) по адресу: 103754, г. Москва, ул. Рождественка, 11.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского архитектурного института (Государственной академии).

Автореферат разослан 4 ноября 2000 г.

Ученый секретарь кандидат архитектуры,

специализированного совета профессор

Н0(5Ио)92 Петрл , 0 Н8Ч~00Г5Ио)3 .0

М.Н. Иманов

Обоснование темы исследования.

Актуальность темы. Маленькое государство Иордания к востоку от >еки Иордан - регион, уникальный по своей природе и памятникам рхитектуры разного времени. Их насыщенность на территории 98000 км2 видетельствует о роли этой земли в бурных процессах мировой истории, ¡десь можно встретить руины античных городов, построенных в самом 1асцвете Римской империи, византийских храмов с чудными мозаиками, ;ворцы средневекового халифата Умайад, замки крестоносцев и в их числе репость Салахатдина (Саладдина) - героя сказок Гауфа. Богатое [сторическое наследие региона является предметом исследования ученых ападного мира, но остается малоизученным в России.

Античные города Иордании - особенно яркое свидетельство истории егиона. Достаточно сказать, что семь из десяти городов Декаполиса -'адара, Пепла, Гераса, Филадельфия, Абила, Капитолеас, Скитополис, аходились на его территории. Особого внимания заслуживают наиболее охранявшиеся, связанные общей системой древних торговых караванных утей природно-градостроительные комплексы Римской империи Гадара, 'ераса, Филадельфия и Петра. Легендарная Петра - фантастический, еобыкновенной красоты пещерный город в Эдомских горах на юге [ордании с наскальными ордерными фасадами.

По внутрискальной морфологии сооружений Петра стоит в ряду ногих известных пещерных комплексов мира, храмовых, городских, екрополей: гробницы Бени-Хассан - П тыс. до н.э., ансамбль храмов в Деир гсь Бахри с знаменитым храмом царицы Хатшепсут - XVI в. до н.э., кальные храмы Абу Симбел - ХШ в. до н.э. - в Египте; города древней икии - Лимира, Ксантос, Пинара - в Турции - IV - VI вв. н.э.; пещерные рамы в Карле - 78 г. н.э., Аджанте, храм Шивы в Эллоре - VIII в. н.э. - в лдии; гробница Накши-Рустем в Персеполе, Иран; храмовый комплекс в арни, Армения. Но имея в виду ландшафтную исключительность и эгатство ордерных фасадов, до сих пор достаточно неизученных, Петра

требует к себе специального исследовательского внимания. Тема -ландшафтная структура античных городов Иордании, сфокусированная на Петре и рассматривающая весь комплекс природных, градостроительных, объемно-пространственных и ордерно-пласгоческих образующих ш внешней среды, представляется наиболее полной и актуальной.

Состояние вопроса. Петра была открыта для западного мира в 1812 г. швейцарским исследователем Иоганном Дюдвигом Буркхардтом, заново, после долгого периода забвения, длившегося с времен Крестовых походов. В течение столетия, следовавшего за его тайным путешествием в Петру под началом Британской Ассоциации содействия открытиям, около двух сотен исследователей посетили это место, опубликовав свои впечатления и описания увиденного. Среди них был английский художник Дэвид Роберте, член королевской академии, совершивший путешествие в Петру в 1839 г. и оставивший серию изумительных акварелей с сс пейзажами и памятниками Посетившие Петру 1898 г. немецкие исследователи Р. Брюннов и А. фон Домажевский были первыми, кто опубликовал детальное описание более чем восьмисот фасадов Петры, включавшее фотографии, общие необмеренные схемы фасадов, а также предположительную их датировку. В 1911 г, Г.Далменом были опубликованы чертежи ряда фасадов и разрезов с обмерами и своей версией датировки. Опубликованное А. Кеннеди в 1925 г, описание монументов Петры и ее истории, содержит во многом отличную от версий Р. Брюннова, А. фон Домажевского и Г. Далмена датировку фасадов. В фиксации фасадов П. Парром, К. Аткинсоном, Е. Викенсом - 1965 - 68 гг. и Ф. Заядине, П. Хотиером - 1976 г. используются фотограмметрические обмеры. Чертежи фасадов, опубликованные в 1982г. Я. Браунингом, схематичны, в них отсутствуют детали и размеры. Представляет интерес предложения по реконструкции ныне утраченных объемных памятников архитектуры, а также классификация фасадов Петры по стилям. В вышедшей в 1990 г. книге Дж. Мак Кинзи Архитектура Петры обобщается и систематизируется предшествующие исследования, содержится большой

итериал по детализации фасадов, проводятся параллели с деталями ;рхитектуры Александрии в Египте. Археологические раскопки в Петре, деланные впервые супругами Конвей и Хорсвилдом, директором Департамента древности Трансиордании, продолжаются до настоящего ремени. Материалы раскопок публикуются в ежегодных археологических ггчетах и выпусках "Изучение истории и археологии Иордании".

В целом существующие источники по рассматриваемому ряду нтичных городов Иордании не имеют аналогов с темой исследования и 1азделяются на следующие группы:

- Материалы историко-археологических исследований Иордании: Itudies in the History and Archaeology of Jordan выпуски I, П, Ш, Annual of he Department of Antiquities of Jordan. - ежегодные выпуски.

- Материалы архитектурно-археологических обследований, фик-ации и классификации памятников: Мс Kcnzie J., The Architecture of Petra. -990., Browning I. Jerash and the Decapolis. -1982., Browning I. Petra. -1989., irunnov R.E., von Domaszewski A. Die Provincia Arabia. -1904., Parr P. ixcavations at Petra. -I960., Parr P., Atkinson K.B., Wickens E.N. 'hotogrammetric Work at Petra, -1975., Kennedy A. Petra, its History and Monuments. -1925. Zayadine F. Recent Excavations at Petra. - 1982.

- Материалы археологических исследований и реставрации памят-иков: Kanellopoulos Ch. The Great Temple of Amman: the Architecture. -1994.

- Историко-этнографическая литература, справочники и путе-одители: Burckhardt J.L. Travels in Syria and the Holy Land. -1822., Khouri ..G. Amman. A Brief Guide to the Antiquities. -1989., Khouri R.G. Jerash. A ¡rief Guide to the Antiquities. -1988., Khouri R.G. Pella. A Brief Guide to the intiquities. -1990., Khouri R.G. Petra. A Brief Guide to the Antiquities. -1992., khouri R.G. Petra. A Guide to the Capital of the Nabataeans. -1986., Weber T. [mm Qais. Gadara of the Decapolis. A Brief Guide to the Antiquities. -1990., [саев B.A., Лебедев E.A.. Филоник A.O. Иордания, контуры перемен. -1987.

- Популярные иллюстрированные издания: Roberts D. From an Antique Land. Travels in Egypt and the Holy Land. -1989., Roberts D. Journey U Petra and the Holy Land. -1997., Taylor J. High above Jordan. -London, -1989. Berthud M., Hatch P. Discovering a Treasure: Petra. -1985.

Градостроительное направление, в рассмотрении античных городо! Иордании, затронутое, в частности, отечественной наукой - Бунин А.В История градостроительного искусства. -1953., Бунин A.B., Саваренская Т.Ф История градостроительного искусства. -1979., Саваренская Т.Ф. Исторш градостроительного искусства. -1984., а также полностью не изученные ландшафтно-структурные основы их организации являются принципиальнс значимыми и перспективными для исследования.

Новизна исследования определяется новым направлением i исследовании античных городов Иордании - Гадара, Гераса, Филадельфия Петра, с позиций ландшафтных комплексов, а также постановкой темы направленной на новый аспект их ландшафтной морфологии у структурообразования.

Цель исследования - выявление специфики пространственно? организации ландшафтных комплексов античных городов Иордании • региона мало изученного отечественной наукой; выявление закономерностей ландшафтной структуры античной Петры.

Задачи исследования:

- выявление и сопоставление специфических особенностей пространственной организации ландшафтных комплексов античных городо! Иордании: Гадары, Герасы, Филадельфии, Петры;

- выявление закономерностей ландшафтной структуры Петры на уровне ее объемно-пространственных образующих;

- выявление закономерностей пластической организации наскальных ордерных фасадов Петры на уровне фактурных компонентов ее ландшафтной структуры и в связи с этим

- архитектурная графическая реконструкция наскальных фасадов

Тетры.

Объект исследования - античные города региона Иордании - Гадара, "ераса, Филадельфия, Петра.

Предмет исследования - ландшафтная структура античных городов 1ордании.

Ландшафтная структура - многоуровневая система природных и рхитектурно-планировочных компонентов, образующих единую юмпозицию - ландшафтный комплекс, формальными элементами которого вляются:

- на уровне объемно-пространственных образующих: природный «льеф, геоморфология, гидрография, генеральный план города, отдельные гриродно-растителыше, архитектурные объемные формы - природно-радостроительпая морфология;

- на фагаурно-пластическом уровне: естественная природная и рхитектурная обработка поверхностей - ордерная пластика.

Гранины исследования обусловлены рамками предмета сследования, степенью сохранности городов исследуемого ряда, ерриториальными границами системы древних торговых караванных путей егиона Иордании, связывающей эти города между собой.

Метод исследования.

- сравнительный анализ пространственной организации ландшафтных омплексов античных городов Иордании на базе природно-исторических редпосылок их формирования;

- композиционно-видовой анализ ландшафтного комплекса Петры на ровне объемно-пространственной структуры;

- классификация пластических структурных элементов ландшафтного омплекса Петры;

- пропорциональный анализ ордерной пластики наскальных фасадов андшафтного комплекса Петры.

База исследования. Исследование предпосылок и общих принципов организации ландшафтных комплексов античных городов региона Иордании опирается на материалы общей истории, фундаментальные материалы по истории, градостроительства и ландшафтной архитектуры, материалы археологических исследований и реставраций памятников Иордании, материалы авторских натурных обследований античных ландшафтных комплексов городов исследовательского ряда; научные и популярные природно-географическое и историко-археологическое, этнографическое, описание объекта исследования.

Исследование объемно-пространственных компонентов ландшафтного комплекса Петры опирается на материалы по теории ландшафтного искусства и градостроительства, теории объемно-пространственной композиции, почвенно-геологических данных, развернутого путеводителя по Петре, видовых фотоматериалов Петры, а также фотоматериалов авторской фиксации опорных видовых фрагментов ландшафтного комплекса Петры.

Исследование закономерностей факгурно-пластической организации наскальных ордерных фасадов Петры опирается на теорию архитектурных ордеров, систему архитектурных ордеров А. Палладио, материалы типологии наскальных фасадов Петры, строится на материалах авторской архитектурной графической реконструкции наиболее характерных наскальных фасадов Петры.

Архитектурная графическая реконструкция выполнена в соответствии с теорией реставрации памятников архитектуры и требованием к графическому реконструированию, на основе материалов фотограмметрических обмеров наскальных фасадов Петры и авторского обследования и фиксации деталей.

На защиту выносятся:

Общие принципы пространственной организации ландшафтных комплексов античных городов Иордании: Герасы, Гадары, Филадельфии, Петры. 1. Композиционно-видовые основы природно-градостроительной

морфологии ландшафтного комплекса Петры. !. Закономерности пластической организации наскальных ордерных

фасадов ландшафтного комплекса Петры, к Архитектурно-графическая реконструкция фасадов Петры. Научное значение исследования:

- разработка нового ландшафтно-структурного направления в [сследовании античных городов региона Иордании;

- теоретическое обоснование региональной пропорционально-шасгаческой импровизационной ордерной системы Петры, [нспирированной классическими ордерами;

- архитектурно-графическая реконструкция, восстанавливающая [ервоначальный облик наскальных ордерных фасадов Петры 'бщепризнанной значимости.

Практическое значение исследования:

- расширение информации о памятниках античной архитектуры галоизученного региона в отечественной теории и истории радостроительства и ландшафтной архитектуры;

- расширение палитры средств в области ордерной стилизации. Апуобштя и внедрение материалов исследования.

Основные положения исследования апробированы на научных онференциях и семинарах МАрхИ и МГХПУ им. С.Г. Строганова, вкладывались в Министерстве туризма и древностей, Центре искусств [ордании, Американском центре исследования Востока в Иордании.

Материалы графической реконструкции ордерных фасадов Петры ереданы в научный фонд кафедры Теории и истории искусства и

g

реставрации МГХПУ им. С.Г. Строганова; в архивный фонд Министерства туризма и древностей Иордании; музейный фонд Центра искусств Darat А1 Funun Abdul Hameed Shoman Foundation; используются при выполнении графических учебных заданий кафедрой Основ архитектурного проектирования МАрхИ, колледжем архитектуры и искусства Иорданского университета для женщин.

Структура и объем исследованя, Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, иллюстративного материала общим объемом ...... страниц библиографии, содержащей 147 наименований.

Краткое содержание и основные положения исследования

Введение. Обосновывается актуальность темы исследования, научная новизна, освещается состояние вопроса. Раскрывается цель и задачи, определяются объект, предмет, границы исследования. Формулируются основные положения, выносимые на защиту, отмечается научное и практическое значение исследования. Дается структура и объем диссертации.

Глава I. Формирование ландшафтных комплексов античных городов Иордании.

Рассматриваются общие физико-географические и культурно-исторические предпосылки формирования ландшафтных комплексов античных городов Иордании - Герасы, Гадары, Филадельфии, Петры на предмет сравнительного анализа их пространственной организации.

Регион современного государства Иордания, расположен к востоку реки Иордан и Мертвого моря и ограничен с юга и востока Аравийской пустыней и соседствующей с севера Сирией. По своему географическому положению был всегда узловым на пересечении древних торговых путей -Древний фемиам, Шелковый путь, Путь специй, связывающих земли южной Аравии, Индии, Китая на востоке с богатыми рынками Сирии, Египта, Средиземноморского бассейна, Греции, Рима - на западе. Богатый регион был исключительным по своей стратегической значимости во времена

юходов Александра Македонского и династий его преемников. В период Римской империи эти земли достигли вершины своего расцвета, жономического и культурного роста, городского строительства и фхитектуры.

Античные Гадара, Гераса, Филадельфия и Петра представляли :диную систему городов, сформировавшихся на основе поселений, с древних ¡ремен контролировавших караванные пути так называемого "Иорданского соридора" - зеленого нагорья, протянувшегося с севера на юг вдоль долины зеки Иордан, Мертвого моря и переходящего в долине Вади Араба в высокие оры. Эта зона относится к лесо-луговому и альпийско-луговому типу, что ¡оставляет ландшафтную специфику горного региона на контрасте с гейзажем полупустынь и пустынь многих античных городов Востока.

Плодородная, богатая лесами полоса земли "Иорданского коридора", ъ'икалъкая по своей природе и климату была обитаема уже в древнейшие фемена. Первые упоминания о ней, известны из библейских источников и ггносятся к 1270 г. до н.э. - времени царств Эдома, Моаба и Аммона и 'великой столицы аммонитов" Раббат-Аммона, впоследствии Филадельфии.

Петра - город в Эдомских горах на юге Иордании. С древности была входными воротами караванных путей, проходивших по "Иорданскому :оридору" на север, а затем на запад к Средиземному морю. После прихода в 80 г. до н.э. в Эдом набатеев - арабских племен, кочевавших между еверной Аравией и южной Сирией - столица могущественного Габатийского царства.

В целом архитектурно-градостроительное формирование античных ородов региона Иордания в кульминационной фазе приходится на П в. н.э. -ремя Римской провинции в Аравии. Процесс развития генеральных планов кладывался неоднозначно в разных городах. Гераса, типичный римский ород, самый молодой из исследуемого ряда. Формирование его в том виде, в аком он дошел до наших дней, ведет отсчет от 50 - 60 гг. н.э., когда на месте

селивкидской Антиохии на Золотой реке, а затем Герасы Декаполиса был заново заложен римский регулярный план.

Гадара, почти полностью разрушенная после десятимесячной осады хасмонейских иудеев в 83 - 82 гг. до н.э., была вновь отстроена с приходом Помпея в 63 г. до н.э. и образованием Декаполиса. Таким образом, заложенный в Помпеянскую эру, римский центр Гадары был более, чем на сто лет старше Герасы. Само собой разумеется, что основой генеральных планов Герасы и Гадары, строившихся не на пустом месте, была уже сложившаяся со времен Селевкидов регулярная схема взаимно перпендикулярных улиц меридиональной и широтной ориентации с главной улицей процессий, идущей с запада на восток и пересекающейся с ней улицей противоположного направления. Эти улицы, протрассированные без сомнения, еще во времена Александра Македонского, в Римское время были развиты соответственно в декуманус-максимус и кардо. Несмотря на относительно долгий период структурного формирования Герасы и Гадары, можно говорить о безусловной исторической цельности этих городов. На контрасте с этим уходящая в века история формирования городских центров Филадельфии и Петры содержит этапы, восходящие ко времени, начиная еще с царств Аммона и Эдома.

Представляется целесообразным рассматривать историческое формирование ландшафтной структуры античных городов Иордании в порядке исследования ее исторических срезов, начиная с результирующего, общего для всех II в. н.э. - время Римской провинции в Аравии, и далее по мере влияния на конечную композицию - хронологически предшествующих структур.

Пространственная организация ландшафтных комплексов античных городов Иордании рассматривается на уровне взаимосвязи определяющих элементов их макроструктуры: природных - рельефа и гидрографии, как наиболее стабильных компонентов ландшафта, его пластической основы, и

рхитектурных компонентов - генерального плана, геопластики, основных ;омпозиционно значимых объемных форм.

Гераса. Расположенная в зеленой, окруженной лесами долине с юлогим западным и равнинным восточным склонами, регулярная Гераса [редставляет собой наиболее полный комплекс сооружений, характерных (ля городов Римской империи. В отличие от остальных городов имела два (екумануса-максимуса, строго перпендикулярно пересекавшихся с кардо.

Гадара. Занимает узкую, вытянутую в направлении восток-запад ерриторию в богатом природном окружении с видом на Иорданскую юлину, Галилейское море и живописную долину реки Ярмук с оливковыми ющами и горячими целебными источниками. Главной магистралью города-урорта был развитый по отношению к кардо декуманус-максимус.

Филадельфия. В отличие от регулярной Герасы и элементарно инейной Гадарьг, расположенных на относительно спокойном рельефе, в омпозиции генерального плана Филадельфии решающую роль играет гриродный ландшафт с активным рельефом. То обстоятельство, что город на сем протяжении его истории ни разу не подвергался полному разрушешпо, :ак это произошло с Гадарой, а лишь достраивался и укреплялся, сохранило а ним древнегреческую модель с акрополем на возвышенности и нижним ородом у ее подножья в сочетании, однако, с архитектурными ооружениями типично римского времени. Декуманус-максимус и кардо, ¡римыкавшее к нему строго под прямым углом, были проложены вдоль боих рукавов ручья нижнего города.

Петра. Расположена глубоко в горах. В ее естественно защищенную ентральную часть ведет узкий коридор ущелий. Город-скала в целом редставляет собой панораму античных фасадов, высеченных в стественных склонах, за которыми в природных пустотах в глубине породы ооружались сокровищницы, храмы, жилище, дворцы, гробницы. Лежащий в олине центр сформировался в период Римских провинций в Аравии.

Единственная главная магистраль - декуманус-максимус проложена на месте уже существовавшей до этого дороге ранненабатийского центра Ш в. до н.э.

Обобщая ландшафтно-пространственную организацию Петры, можно заключить, что как памятник архитектуры и градостроительства античного Рима, Римский центр Петры можно поставить в ряд с блестящими Герасой, Гадарой и Филадельфией. Но как памятник природно-архитектурной ландшафтной композиции Петра уникальна, так как по сути представляет собой законченный ландшафтный комплекс центра, помещенный в закрытое архитектурно-ландшафтное пространство его окружения.

Глава II. Объемно-пространственный и видовой комплекс ландшафта Петры.

Исследуется ландшафтная структура Петры на уровне ее объемно-пространственного строения, которое определяется природной и градообразующей морфологией ландшафтного комплекса, его формальным рисунком и размерами, а также определенным образом прочитывается глазами человека, обозревающего комплекс. Восприятие ландшафта -природной или искусственной среды под открытым небом, локализованной территориальной, морфологической и содержательной целостностью, создающее определенные впечатления, является единственной его функцией. Поэтому сложившийся в результате такого прочтения комплекс видовых фрагментов, его композиция и насыщенность, является главной характеристикой объёмно-пространственного строения ландшафта.

Таким образом в исследование ландшафтной структуры Петры на уровне ее объемно-пространственного строения вводится понятие "объемно-пространственный и видовой комплекс", как сумма экспертных оценок зрительного освоения ландшафтной среды, где исходными положениями являются морфология ландшафтного комплекса, система обзора и система прочтения.

Морфология ландшафтного комплекса Петры анализируется с озиций геологии, рельефа и структуры городского пространства, идрографии. и водообеспечения, формальной схемы. Система обзора и рочтения - с позиций типов ландшафтных пространств, их взаимосвязи и омпозиции, а также динамики обзора опорных видовых фрагментов.

По своей геологической природе горы Петры представляют собой есчаник. Уникальная природная специфика горной породы - наличие аутрискальных пустот, позволяющая использовать их для сооружения эобниц и дворцов, жилища и храмов, а также мягкость песчаника в бработке, имеет главное средообразующее значение в ландшафтной груктуре Петры.

Общее пространство Петры формирует ряд горных массивов, кружающих плоскогорье с сетью долин, рукавами расходящимися от гавной долины - водной коммуникационной артерии Петры. Горные ассивы замыкают пространство города своими склонами и составляют, тагодаря внешнему очертанию и внутреннему строению, наличию пустот, ;нову большей части его инфраструктуры.

По своей градообразующей морфологии ландшафтный комплекс етры складывается из двух принципиально противоположных систем, ервая: комплекс архитектуры городского центра, возведенный на тоскогорье из карьерного песчаника преимущественно на горизонтальных 1анировочных координатах - центральная плоскогорная часть. Вторая: 5ъекты внутрискальной архитектуры с фасадами, террасами улиц, тощадками, подъемами и спусками к ним, выбраные из цельной породы ¡тественных склонов гор на разных уровнях вертикальных координат )остранства - наскальная часть.

Вершины гор, окружающих центральную плоскогорную часть етры, отмечены четырьмя священными Высотами - местами проведения гавных культовых церемоний набатеев. Пятая высота Петры фиксирует

далекую от центра горную вершину, открытую вовне, к долине Вади Араба и Синаю.

Природные формы гор и долин, архитектурные объемы, составляющие объемно-пространственные компонента ландшафтного комплекса Петры, вместе представляют строго определенную закономерную систему, ключом прочтения которой является расположение священных Высот. Высоты фиксируют западную, северо-западную, восточную и юго-восточную координаты центральной Петры, образуя некий виртуальный контур, совпадающий с границами города. Расположение томбов-гробниц за пределами этого конпура связано с путями следования к Высотам культовых церемоний. Одна из прямых, соединяющих в плане противолежащие Высоты совпадает с направлением главной оси городского центра. Точка пересечения ее с прямой противоположного направления совпадает с местом входа в городской центр. В результате таких построений образуется правильная геометрическая фигура - ромб, составляющая основу общей формальной схемы строения комплекса.

Ландшафтный комплекс Петры, памятник материальной культуры и ландшафтной архитектуры, имеет в настоящее время чисто рекреационное назначение. Статус архитектурно-ландшафтного природного заповедника обусловливает освоение ландшафта Петры в рамках строго определенных пеших (или конных) маршрутов. Из семи установленных маршрутов обзора Петры главным базовым является путь от наружнего входа в ущелье Сик к городскому центру.

На этом пути следуют одно за другим, нанизанные на одну нить пешеходной (конной) тропы восемь ландшафтных пространств: длинная череда однородных узких закрытых подпространств ущелья Сик с пересекающей их линию открытым пространством площади с фронтальной архитектурой Казны; анфилада резко возрастающих по ширине замкнутых открытых пространств ущелья Аутер Сик с объемной архитектурой Амфитеатра в естественном рельефе по оси; продолжающий анфиладу

;стественный пассаж, ориентировашшй на архитектурный объем Малого театра, постепенно раскрывающийся в обширное плоскогорное открытое фостранство центральной Петры перед архитектурным фронтом Царских гомбов справа; центральное пространство с широким обзором; связанная с 1им анфиладным рядом архитектура сквозной Улицы-Колоннады, Монументальных ворот и замкнутое пространство открытого Святилища.

Общая композиция ландшафтных пространств строится на акономерной перемене ритма постепенных или контрастных отношений физических размеров пространств, их пропорций, степенью замкнутости, гротивопоставлении регулярных систем принципиальной бессистемности, стественной организации пространств - архитектурным доминантам: Ьронтам, объемам, комплексам.

Ландшафтная композиция видов Петры на основном маршруте и в раницах центральной части строится на динамке видовых фрагментов андшафтного комплекса: серии видовых кадров с нарастающей асыщенностью впечатлений и появляющейся Казной в конце, величивающих угол обзора пейзажных картин ущелья Аутер Cire с риблнжающнмся по мере продвижения Амфитеатром, а затем сменяющим го Малым театром, широкоугольных панорам центральной части с (арскими томбами и с входом в городской центр и, наконец, резко ужающей угол обзора глубокой перспективой Улицы-Колоннады.

Глава III. Ордер и пластические особенности ландшафта Петры.

Архитектурная пластика понимается как выразительность гщественной, или материальной оболочки здания, обозначенной в удожественно-образной изобразительной форме. Ордерная пластика одразделяется на структурную - выражающую пластические взаимосвязи эуттных частей ордера, микроструктурную, выражающую пластику гтализации ордерных частей и орнаментальную, выражающую пгастические особенности рельефного декора.

Типы наскальных фасадов Петры включают: томбы-пилоны -ранние доордерные порталы; порталы - фронтальные ордерные композиции томбов с единственным входом; портики - фронтальные композиции с одним или несколькими ордерными ярусами, с различными завершениями -аттиком, фронтоном, "разорваным" фронтоном и "разорваным" фронтоном с круглой ротондой в центре.

Методы вырубки наскальных сооружений Петры оказывали существенное влияние на ордерную структуру порталов и портиков. В отличие от возведения пещерных городов Турции, Египта, Армении и Индии, где возможно использовались строительные леса, в Петре применялись два метода вырубки фасадов - ступенчатый и ярусный. Оба метода предполагали производство камнерезных работ с естественных или насыпных платформ в направлении сверху-вниз, следствием чего явились нарушение соосности ордерных частей, неполная идентичность форм однотипных ордерных деталей, стилистическая несогласованность архитектурных и орнаментальных элементов в разных ярусах.

Наскальные сооружения Петры являются плоскими фасадными композициями с накладными ордерными структурами. Архитектурный ордер - художественно тектоническая порядок взаимосвязанных элементов с отдельно стоящими опорами - стоечно-балочная система, арками - арочная система или пилястрами - стена с накладной структурой ордерных деталей.

Исследование типов порталов и портиков и их деталей опирается на архитектурную графическую реконструкцию первоначального вида фасадной структуры наскальных сооружений Петры. Реконструкция выполнена автором на базе натурных обследований фасадов и их сохранившихся деталей с использованием существующих фотограмметрических обмеров. Выполнение чертежей архитектурной графической реконструкции потребовало внесения соответствующих корректив в фотограмметрические обмеры, дополнения по материалам

гатурных обследований деталей отсутствующих фрагментов структурной I микроструктурной пластики.

Для определения типов ордерных структур наскальных сооружений 1етры необходима развернутая классификация деталей и элементов фасадного декора.

Карнизы наскальных сооружений Петры условно напоминают :арнизную профилировку сооружений Ассирии, Египта, Греции и Рима. Сарактерными чертами карнизной пластики фасадов является обозначение |бщих контуров классических карнизов без глубокого понимания ектонического взаимодействия их венчающей и поддерживающей частей.

Капители фасадных композиций Петры в целом являются местной гнтерпретацией капителей классических ордеров. Общее структурное ходство с классическими аналогами послужило основанием для выделения ледующих типов капитслси Петры: псевдодорическке, псевдоионические, севдокоринфские и коринфские растительные. Их огрубленно-еометризованный стиль, имеющий специфичный региональный характер в «следовании получил определение "набатайский".

Базы колонн и пилястр в ордерных композициях наскальных фасадов Гетры занимают особое место, т.к. не имеют аналогов в сооружениях нтачной архитектуры. Профилированные элементы базы колонн и пилястр ысечены из цельного каменного массива, и обозначение их нагрузки весьма словно в сравнении с пластическими приемами классических ордеров. Это озволяет отнести их специфичный формообразующий ряд к определенному егиональному "набатийскому" стилю.

Характерным растительные мотивом в орнаменталънй пластике [етры являются различные изображения местного аканта, его крупной ещуйчатой шишки и черного ириса в виде распустившегося цветка или угона - элементов коринфских растительных капителей; стилизованых гтвей деревьев и фруктов, инжира и винограда - элементов орнаментальных ельефов фризов; красных анемонов и пустынных ромашек в виде

шестилепестковых и зубчатых дисков с круглыми серединами - деталью метоп дорических фризов наскальных фасадов Петры. Все эти растеши относятся к местной флоре Иордании. В анималистических мотива; орнаментальной пластике Петры изображены местные птицы и животные орел, сокол, лев, пантера, а рельефы божеств и человеческих фигу| заимствованы из тематических сюжетов фасадов греческих и римски? сооружений.

Особенностью наскальных сооружений Петры являете) разнохарактерность архитектурных деталей в пределах одной ордерно! системы, где псевдоионические, псевдокоринфские и коринфские капитан сочетаются с базами, профилировка.которых характерна для дорического I тосканского ордеров. Капители и базы здесь воспринимаются как деташ произвольных стилевых комбинаций, далеких от единой стилистики каждой канонического ордера. Здесь проявляется характерная для Петры коллажло< сочетание микроструктурных деталей, лишенное внутренней тектоничеемн логики.

Опираясь на полный комплекс ордерных деталей, в исследованш вводится новая классификация типов фасадов Петры в отличие от принято! ранее, основанной только на характере карнизов. Таким образом вместе сложившихся ассирийского стиля, стиля каветто, стиля двойного карниза 1 набатийского классического стиля предлагаемая классификация включает следующие типы наскальных фасадов Петры:

- "Ассирийский" тип наскальных томбов-пилонов;

- "Египетский" тип наскальных томбов-пилонов;

- Набатийский тип наскальных порталов с двойным карнизом;

- Набатийский тип наскальных порталов с двойным антаблементом;

- Набатийский классический тип наскальных порталов и портиков.

Индивидуальная неповторимость каждого наскального сооружение состоит в разнице пропорций основных структурно пластических элементе! и характерах их деталей - карнизов, капителей, баз и орнаментов рельефны>

зображений. Каждый наскальный фасад воспринимается в контексте ощего ландшафтно-архитектурного ансамбля, компонентами которого шляются фасадные композиции соседних сооружений и окружающего ассива естественного горного ландшафта.

Значительное место в исследовании особенностей регионально гецифичной наскальной архитектуры Петры занимает пропорциональное ¡¡следование 12-ти набатийских классических порталов и портиков. В «¡кальных сооружениях Петры использовалась гибкая система эопорционирования. Специфика системы состояла в гармонизации »скальных ордерных фасадов, пропорции которых по вертикали и >ризонтали были кратными единому модулю - нижнему диаметру опоры грвого ордерного яруса. В отличие от классических систем эопорционирования, имеющих устойчивый взаимобаланс частей каждого ! классических ордеров, з Петре пропорциопкровалась композиция )дерного фасада, "по месту" и определялась габаритами и размером рагмента натурного ландшафта, избранного для строительства данного шкретного сооружения.

Следствием использования однотипных схем фасадных композиций зименительно к различным ландшафтным ситуациям и участкам породы □ной величины была их возможная несоизмеримость и йномасштабность.

Основные результаты и выводы исследования.

- Сформулированы специфические особенности пространственной •ганизации ландшафтных комплексов античных городов Иордании:

Благоприятные природно климатические условия региона, приоритетная позиция в торгово-караванных коммуникациях между Востоком и Западом, глубокие местные исторические корни, а также свободная восприимчивость к освоению и ассимиляции сопричастных культур явились предпосылками неординарности и разнообразия ландшафтных комплексов античных городов Иордании,

сформировавшихся в своей заключительной фазе во П в. н.э. в период Римской Провинции в Аравии.

Гераса - торговый город, построенный по единому генеральном; плану 50 - 60 гг. н.э., наиболее полный комплекс сооружений характерный для городов Римской империи, имеющий в условия: спокойного рельефа регулярную пространственную организацию развитую преимущественно в горизонтальных координатах.

Гадара - город-курорт с сохранившейся функцией торговое города, отстроенный заново в 63 г. до н.э. после полного разрушения Пространственная организация - с превалированием одно] горизонтальной координаты.

Филадельфия - торговый город с началом формирования восходящим к ХП в. до н.э., ни разу не подвергавшийся полном; разрушению, что в условиях активного рельефа сохранило за ши древнегреческую модель с акрополем на холме и нижним городом ] сочетании с архитектурой типично римского временя Пространственная организация подчинена естественному рельефу I имеет развитую вертикальную координату.

Петра - с VI в. до н.э. набатийский торговый город с античным) архитектурными наружними фасадами внутрискальных сооружений ] большинстве своем 1 - II вв. н.э. и отдельно стоящим комплексов Римского центра, практически синхронной застройки. Римский город < одной превалирующей осью координат является внутренне) органичной частью параллельно существующей естественной системь закрытого архитектурно обработанного общегородского горноп пространства

2. Геоморфологическая, гидрографическая, градостроительная ]

архитектурная уникальность ландшафтного комплекса Петры, а такж< феномен активного регионального творчества, инспирированноп

античной культурой, служит основанием для более полного исследования ландшафтной структуры этого объекта.

- Выявлены композиционно - видовые закономерности ландшафтного омплекса Петры на уровне природно-градостроительных образующих:

Природно-градостроительная морфология ландшафтного комплекса Петры характеризуется материальной однородностью и максимальным использованием в целях градостроения и инженерного обеспечения природной геоморфологии и гидрографии, режима подземных и поверхностных вод, а также свойств природного геоматериала для его внешней и внутренней архитектурной обработки.

Объемно-пространственная схема ландшафтного комплекса Петры, ключом прочтения которой является расположение отмеченных священными Высотами вершин образующих ее горных массивов, вписывается в правильную фигуру ромба, стороны которого совпадают с внешними границами города, а диагонали своим направлением и точкой пересечения фиксируют главную ось и вход в городской центр.

Объемпо-прострапственная композиция ландшафтного комплекса Петры от входа до центральной ее части строится на закономерной перемене ритма в цепи последовательного сообщающихся на общей коммуникационной оси пространств закрытого, замкнутого и открытого типа. Ритмические смены впечатлений строятся на переходе от постепенных к контрастным отношениям физических размеров пространств, степени замкнутости, противопоствлении регулярных систем принципиальной бессистемности естественно организованных пространств - архитектурным доминантам: фронтам, объемам, пространственным комплексам.

Динамика видовых фрагментов ландшафтного комплекса Петры на основном маршруте и в границах центральной части строится на постепенном увеличении угла восприятия от серии видовых кадров,

пейзажных картин и широкоугольных панорам - к резкому его сужению до видовых кадров с глубокой перспективой характеризуется постоянным присутствием в поле зрения сменяющи: один другого наиболее значимых архитектурных объектов Петры.

- Выявлены закономерности пластической организации наскальны:

ордерных фасадов ландшафтного комплекса Петры:

1. Ступенчатый и ярусный методы вырубки обусловили таки пластические особенности наскальных фасадов Петры как: нарушени соосности, стилистическая несогласованность асинхронных н< времени пластических элементов разных ярусов, неполна идентичность и огрубленность однотипных деталей, что в цело; сообщало наскальным сооружениям наивно-непосредственнук прелесть, живописность, являвшихся частью неповторимоп архитектурного стиля Петры.

2. Региональная специфика архитектурных деталей ] орнаментального декора Петры характерна условным, контурнь» сходством с классическими образцами, следствием чего явилас пластика набатийских псевдодорических, псевдоионических псевдокоринфских и коринфских растительных капителей, свободны' коллажные комбинации профилей карнизов и баз без художественной и тектонического взаимодействия ордерных элементов.

3. Набатийский стиль архитектуры Петры выражен в типологш наскальных фасадов, включающей доордерный "ассирийский" тш томбов-пилонов, доордерный "египетский" тип томбов-пилонов ордерный набатийский тип порталов с двойным карнизом, ордерньн набатийский тип порталов с двойным антаблементом, ордерньи набатийский классический тип порталов и портиков.

4. В композициях наскальных ордерных фасадов Петры присутствуе-общая система пропорционирования, основанная также, как и ]

классических ордерах, на кратности единому модулю, который в фасадах Петры равняется нижнему диаметру опоры первого ордерного яруса.

Отличительным качеством региональной системы пропорционирования наскальных ордерных фасадов является свобода от установленной классической системой соотношения элементов в каждом из канонических ордеров, допускавшая согласования ордерных композиций с любым размером и пропорциями скального массива в зависимости от выбранного участка натурного ландшафта.

- Выполнена архитектурная графическая реконструкция наскальных асадов Петры, включающей 68 чертежей: ортогональные чертежи деталей:

- карнизы - 9 чертежей;

- капители, приведенные к единому диаметру колонн - 11 чертежей;

- базы, приведенные к единому диаметру колонн - 8 чертежей;

- детали орнаментальной пластики -11 чертежей; ортогональные чертежи фасадов, м. 1 : 75. - 29 чертежей. Публикации по теме исследования.

Научные сообщения.

Сравнительный анализ римских центров в городах Иордании: Амман (Филадельфия), Джераш (Гераса), Умм Каис (Гадара), Петра. Сообщение на конференции по искусству и культурному наследию Иордании под патронажем принцессы Рании Аль Абдалла. Амман, Иордания, 1995 г.

Наскальные фасады Петры. Архитектурно-графическая реконструкция. Сообщение в Американском центре исследования Востока. ACOR, Амман, Иордания, 1995 г.

3. Ордерная архитектура античной Петры. Доклад на научном семинаре "Архитектурная композиция", МАрхИ, 1995 г.

4. Природная среда и материальный мир набатийской Петры. Докла, на научно-методическом семинаре кафедры Дизайн МГХПУ им. С.Г Строганова "Природный фактор в материальной культуре". Москва 1996 г.

5. Петра - ландшафтные пейзажи и пейзажные картины, у Всероссийская межвузовская студенческая научная конференция Тезисы докладов. -М., Ладья. -1999 г.

6. Памятники античной архитектуры Иордании. Сообщение н конференции, посвященной Миллениуму в Министерстве туризма i древностей. Амман, Иордания, 1999 г.

7. Архитектура Петры. Сообщение в Центре искусств Darat A1 Funui Abdul Hameed Shoman Foundation. Амман, Иордания, 2000 г.

Печатные труды.

1. Пещерный город в эдомских горах. // Странник, 1997 № 1.

2. Столица набатийского царства. // Юный художник, 1997 № 7.

3. Гадара, Гераса, Филадельфия города Декаполиса. // Архитектурна: наука в МАрхИ. - М., Ладья. -1997 г.

4. Петра - горная столица набатеев. // Архитектурная наука в МАрхИ -М., Ладья. -1997 г.

5. Фасады томбов античной Петры. Трансформации стилей. / Архитектурная наука в МАрхИ. Передано в печать.

6. Интерпретация деталей ордеров античных памятников Петры. / Архитектурная наука в МАрхИ. Передано в печать.

7. Календарь 2001 г. нового тысячелетия. 14 аннотированны: акварелей античных памятников Иордании. -Министерство туризма i древностей Иордании. Передано в печать для публикации в 2000 г.