автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:... художественно-эстетического комплекса как средство содействия эстетическому развитию студентов в вузовской библиотеке

кандидата педагогических наук
Туркова, Вера Юрьевна
город
Москва
год
1994
специальность ВАК РФ
05.25.03
Автореферат по документальной информации на тему «... художественно-эстетического комплекса как средство содействия эстетическому развитию студентов в вузовской библиотеке»

Автореферат диссертации по теме "... художественно-эстетического комплекса как средство содействия эстетическому развитию студентов в вузовской библиотеке"

мОСКОЖОл ГдаДРСТВЕШШ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

S i 4 II F •• •

lía прагах рукописи

К ГКО RA ВЕРЛ ЮРЫ?i?,IIA

ïiï^iim д!!;>--^ств1ган0-8СаетчЕСК0Г9 КОМПЛЕКСА ÍÍC CP;.U>;ïi:Q СОДЕЙСТВИЯ ЭСТЙТИЧЕСШУ РАЗВИТИЮ

С1ЩНЮВ В ВУЗОВСКОЙ ЬНШШОШСЕ

Onoiî"tUi- юоэд 05.25,0^ •i;r; -л бпблпографоведо:шз

А a V о р э Ь spa? .исозртаци;! ira concxatmo ученой стопвня уг>г;днда-яг пода гсплесках наук '

•íocicsa 1994

Putîoso ВШ1ОЛ»)0Ц«1 ïia KujoApe ь^.: «»-.зной сиСлдогрь} rai tíooKOiiOKiu'o государе* imiuwro îfocriirjMi культуры

НвучицЯ рукоьодаголь - доктор £c;;¡ü,oi,s4úexax наук,

UyütfiLi'Cp И.Н.Д^ЗЦДйВЦ

Gj/.uuwibuuj оипопинты - доктор $.пяолог:>Ч0С1ШХ наук ирс^ъисср C.r./iüi'oauiiij

- ьилдидах йадигогичискмг наук ДОЦЗСТ Ы.й JiuopKú.ia

' ьедучая оргешэшде - СмярсшК г ьсуоди гьь¡шь'. инсг:;. -ï искуocia а кудыури

Зоцзгб сооттся "^f"_Û ¿^ 1234 гола в

часоа на вьседаниа еиидашиавросхш/ц и Cc^jra К C&2.G7.02 с с ирисуедэшиа jsoiioa С7йпе1ш каздздагь наук и 1!з:«-ласкок lucyxi.j ursauuou jiuûïaiyie кулиури.

Адрео: I4I4GQ Цоскоьская область", г. 2Цмхи~6, уд. КкСдаон ввя, 7.

С даосертавдйй isokiío оанакс^'.ь.д а ьиуч^ьа ояйлимикв Ыоскоаикого гооудеротвешюго иьмлтуха.культуры.

Лмоуифирвт разослан '^.Г",IS94

ÍHuauii LüKpuiiipi.

оиецаалдзироьышыо Соаыа, кандидат падагогичеишх паук, / )/? (7

г.

дсцэит i ,-Д U) ■ Ii. А. Сладка

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ

Актуальность теин. Чтение молодежи является важным средство;. 80 соцвалззйЕДИ я удовлетворения индивидуальных духовных потреб-мосгей. Ведь посредством чтения личность приобщается к коллектиг-iiciiy разуму,' опыту, накопленному на протяжении многих веков, находит еэою оастену цэииостеЗ. Как возникают читательские интереса виозой п"девуао!!, что дает чтение? - эти вопросы имепт батплсо теоретическое а пранздческоо значение для библиоп.тно-бабетсгрсФпчэсйоЗ деятельности. Однако эффективно помогать юно-пам я ".nuji'wn в образования и самообразования библиотеки могут jrrna пра 5'словйй цвлэмправлзкного изучения читательских инте-рзсоз. _

Худогсотваию-готеоичбсков развитио -'вагный, социально зиачиыкЗ «Гэптор формирования всесторонне а гармонически развитого челоЕока, Оно открывает нам пир прекрасного кек в семой гззгл, таз л а яощтстез, прачеы аооледкео становятся ьсе более з:шч::мим еле'яигом а оаотоиэ человеческих ценностей.

Or студзнгоз, б^дугдх специалистов, все в больших масштабах требуются по только прсфзссаокалъквэ зшэягя, но и широкий spyroscp, эсготячсеетл а?лыура. И содействовать приобретению пси шшпаВ худоесстбзнноЗ литератур?! а яскусотгэ, так и эотети-ческоЗ культури прпзгона эузсзсхая бясЦщотека. Поэтс:лу важно определи. се рог», в г.тсм прсцооеэ, епсдаХаку катодов работы с ■ чататат'Л-студвитаья,

Ра?рп<{отат!остд, ir,т. В цантрзлааовашгах исследованиях чте-ш!я отудагга п качество сшэстг.ятэлького .объекта изучения ке вы- " дсляягся, а расска^ипаигсЛ а рад других читательских групп, в._ результата чего круг чтаи'П, читательские интереса студентов вкчаг'ятся недостаточно. Еэ асолздсвзлась а особенности восприятия Сйб;д огр ¿Дичее ксЯ пкТоризщш зтоЯ кетегораей читателей.

В б i' б.тд е т с г t о !>?. дче сз х научных цублагтзцнях рассматривается рпз-1'птп „мдтзднrfli«n"wn?34 чтднпд художественной лн-

терагусц, штг.злругтеа спстема средств ео пропаганда, освеща-а-хпл проблема повышения культуры чтения. В ряда работ обоснова- . с по тел необходимость дп-Jígp епцировшшого подхода к методике про-

лаганды художественней литературы'((.;.Г.Вохрышева, М.И.Давидова, Л.А.Ольшевская, К.ИЛ'ихошрова, В.Д.Стельмах).

-3 трудах Л.И.Еолкеяой, Ю.С.Зубова, СЛ.!.Смирновой, С.А.Труб-^ найоьа исследуется типология читателей художественной латора-

Значительней опыт накоплен в изучении эффективности руководстве чтением и пропаганды литературы в целом (А.Н.Ванеев, М.Я.Даоршша, Н.С.Карташов, С.Г.Матлнна, Ю.Н.Столяров), самообразования (А.Я.Айзенберг).

Ч'удокесгвенная литература в чтеши различных категорий читателей исследуется в работах К^Е.ДобрыниноЕ, Т.Н.Ивановой, О.И.Никифоровой, В.Д.Стелъыах. • ;

Значительное ызото в библиотековедении а библпографоведеша отведено рекомендательной библиогра'Т'И!} как методу организация чтения, ее роли я ьясту в ^оршрованаа всесторонне разштой лач-'■ ности (работы Т.Н.Артеыовой, Э.К.Бесыаловой, М.И.Дазвдовой, Н.Е.Добрынзной, М.И.Еереги, Ю.С.Зубова, Н.С.Карташова, Э.А.Са-фауллиной, Ю.М.Тугови). Зс^юктяснссти рекомендательно!! библиографии посвящена работа М.Г.Вохршевой.

Массовый характер чтения в нашей стране стимулировал разщ- ■ тие рекомендательной библиографии, организующе}" самостоятельное • чтение. Рекомендательную "библиографию связывают, цроаде воего, с облеграадонскиш, общенаучными, одщекультур1ШШ интересами членов общества. Объектами популяризации в рекомендательной библиографии являются обе зоны культуры: гуманитарная, связанная 'с комплексом общественных наук и сферой искусства, и куль- , тура, связанная о техникой и (Тувдашнталышлл для лее науками. С дозп.илП современно!» социальной психологии цель рекомендательно/! бнблдогргфш - через популяризацию доступной на донро.уеосио-нальноу уровне литературы из обеих вон культуры - способствовать улучшэшио и обогащению социально-психологической структуры ллчности в интересах всего общества, чротиводействовать ее игч'ы-каипю ч узких ¡1родо;'.£1Х. чисто прскТооспониЛьных потребностей и той саки« иепоергдетошю иовшшхь «ьэкохности творческого вклада чолгд.^кь в прсл^ессиокапьнуо деятельность.

'¡.'.кое по:ги:акие 'г.о.цч.п.-рздаотся х'онеэг.соы рокомондчтельной .".¡глиог;,.:-.;..'.;;, есои^юп^чч' ее прогрессивны!.; традициям. Води;-

щийся библиограф-лросвзгитель Н.А.Рубакин, впервые предложивши?, термин "рекомендательная библиография", считал, что задача данного взда библиографии - помогать читателе в выработке "общего г/иросозер1;а1шя". Он первым из русских библиографов обратился к проблемам художественного самообразования. 'Искусство, - шсал он, - необходимый элемент самообразования, незаменимый никаким другим. Беллетристика а другие изящные искусства, а ташгв этика, эстетика не только должны входить в обцув систему самообразования, но и лежать в основе его".

Таким образоы, по Н.А.Рубакину, читатель, углублял свое чтение, более или менее незаметно переходит от чтения беллетристических к чтению научных книг. Следуют?- ваяний шаг в исследовании проблем художественно-эстетического развития личности применительно к бпблиоточно-бдблиографическоЕ роботе был сделан Е.И.Рнскинш в .статье "О связи библиограф'.! а о вопросами чтошш" (1938), являющейся часты) его диссертационного исследования. Е.И.Рысшш исходит из того, что чтение художествошюЯ литературы есть прежде всего деятельность свободная, побуждаемая эстетической потребностью читателя. Поэтомусчитает он, только при правильном педагогическом подходе библиография может ' стб!Ь действенным" инструментом образования, воспитания и эсто-тичоского развития массового читателя.

Видная рель а разштин теории рекомендательной библиографии художественной литературы принадлежит С.А.Трубникову. Сн творчески развал идеи Е.И.Рнскина и выдвинул ряд собственных положений, обобпапяих опыт отечественной рекомендательной литературной библиографии. Наиболее полно ого взгляды и идеи начли отраженно в монографической работа "Литературная-библиография как средотво эстетического развития читателей" (1970).

У С.А.Трубникова центр шамаяия пэрзносится на единую внутреннюю логику эстетического развития личности, органическую необходимость для читателя перейти от свободного Чтения к углуб-лешшму изучению художественной литературы. Им выделяются медиа развития читателя и в сфере свободного чтения, л в сфоро изучения литературы. В первой случае они связываются с процессами формирования латературно-худояеетвекного вкуса читатсл«,*, чо втором - системы знаний.

Ю.С.Зубовш худодеответю-зотатачеоков развахаа дичиоага псш сдается как процесс содействия чататола во асах ьздах ого < контактов с искусством. Исходными & ^здшгаеыоп Ю.С.Бубоьым конце ацин такого разштая являются три оолашииз: а) о сферах сознания личности (обцдвнно-арантаческого» худоЕйсгвеакгй'О,-научного); СО об ооновнкх вадах двдтеяьиоота

(потр?батаяьсхах, репродуктавних а созздатшшаа), в русла ао-тг-pitx протекает фориаровааае а Еозгкзокза худозастЕошiuz oos-реоноото£; в) о взааиодойотваа соонааая и дсяхелыгоста ва-раженаа социальной ьктшшстз ицдащда a rapaorcríaooia его художэотвеино-сотвтачвоаого ражшза, соцаалавасш а с£зрэ ху-дожвстБэхшои культура ("Entecrpagoíi а'худехаотгошюй ртзвзх&в личности"г ¡E979), Репсиэидагольша fcí&aci-pafur., ко «иола Ю.С,Зубова, празаава синело оод&йстааа»?!. ecociopouaoyy jr.aini-тяа лачноота а цалоа и евлодоказ со шщрог-паш с&шига* кя Е культура..... •

Необходимо ога&кж. кмаааашша UM.P¿vjá¡>IízZ в Vü-c roja положеная о двух путях саюабразозамая - ашгеииодса а г.щъи-савноа. Онй ведат саехвцу реко^адажилшй: ¿аблайгрс^.-чесииг поообай как ооооауяаоать вздагаЕ, которая Wu чтехсл: к л-а более глубокому и ш>а;.:;шт гудо^согодыл;«. ..¿..ура-

туры Б оо сплдафлдо.

Обобцекаа ошло pedesu йаб.'.яогр^па ХТБ (Ш;) ь поиулараваща auauaíi худоаостшшча jswígcrypa t vü-vj гедц содержатся в работах C.S.Xei..u.u ('Ъигера'ед»?^ -

донь mííiijiiü" а град^'й*14 2vOl. . ]■/„;„-íi--.

пбЛосообрааЕОср» op.ioríbM4a *«¡ V;¡».'U¿-J.C¿., n^ucíív.íi.:: «'."»»;•..«;,*<-щхся хаторагурсЗ, чао ;;Г/з? ¡..икдаиь.«!; е.. «л* í*í..я чосасу пособла г.йПйиг.1: .v.-.'VC'-'VL"1.""- *■:i-?'■ a ..

яс-нолы!осш;:^1 ssvux «¿' u¿-¿búi>\uii¿¿h ...mp .»

туриоб бабааограЗлсЗ за воалид,*!..»» ;;acaia/:ciix« v?o¿u сч^.'-и«. баблаиграфачаоаое игдаваа колоэ( ¡i акк-ро-лы д;.я ч; яйм Г. о различив» аоходщаа шасереазад t. u о," juj u'icil ратурц.

Все это амэет больаоо ш&чашо доа аспоазошяз баблаогра-.¡ч*:г,иащш а зудсшестгошю-аадатачоскоа рйоштва csy-дылов, поскольку &ааш&з фгетороа яоацзе^ш г^до-

яеотвенно-эстетичеокого развития молодежи является приобщение еок библи огр афиче с кой информации.

Опыт использования библиографии литературы а яскуоства в реботео ыолодегьв п о наиболэе подготовленной частью молодеет — студенчеством - не изучен а не отражен в научных публикациях. Поэтому пелап нашей работы стайо исследование воздействия биб- / диогрефла художественно-эстетического комплекса па чтение сту- I дентов д выявление органазацяошшх а нотодачоскдзс средств повы-иення эффективности «того воздействия. .' • ' ,

Объект исследссокая - рекомендательная библиография литера-' туры ц искусства как инструмент организация чтения.этой литера- • туры. . ' ... ,-. '

Прздшт иссцедопзэтя - воздействие библиотечно-библиографи-ческах средств на худог-оственно-оотетическое развитие студенче- , отва з вузовокой библиотека, .. . ; . ■ "

1. Вютвлонио типичных читательских иктереоов п потребностей студенчества л области художественной литературы я .; литературы .. ао нокуоству. '..',-.,•

2. Екявле:мо соответствия этих интересов я потребностей за- . дачем фсргирогшмя соврешкнсгэ человека, • с пе цикла о та и интеллигента, •

. 3. Изучение есшло.чнсетсй я оффецтивпоста. дспользоегняя биб- -, лаогрефячес5ЯХ пособий а других средств репоу.аздательио-бибгао-графдческого воздействия на чтение студентов в условиях вувоз-. ских баблаотек, — .

Огделыгео сторскн и моханазми худогоотЕенно-эствхгческого "развитая личности ааучгется науками о человека (психологией, " педагогакоЗ а др.), йияалешю общих закономерностей зтого раз- ; азтпя откосится к конпетоыщщ эстетика Как областа науки. Поэтому 1<ахми)лотачобЕ^ -ОСНОРей :рз0оти являясь груда, по философия', эЬтетдаз, остьтачесаому разватиэ ичностзг я студенчества, в честности (Т./.Завераанская,' А.И.Конорова, Г.И.Королева, В./.Ку-дан, Н.Г.Мегова, Ж.Ю.Озоданя» Г.А.Петроза, А.М<Сешшкп, У.З.Су-на, Л.Г.Сисоова я др.); по падогогякэ высшей иколн а:дсихология . юнояеокого я студенческого возраста (И.С.Кон, С.Н.Икошшкова), по социологли п квтодякэ проведении соцаологазэского исследоча-

ния (В,Г.Гречихин, О.Ы.Маелова, В.Н.Шаленко, В.А.Ядов). Среди авторов научных публикаций по библиотековедению и библиографо-ведению, чьи работы использованы для написания диссертации -А.Я.Айзенберг, С.Т.Антонова, С.П.Башн, А.Н.Банеев, Ы.Г.Вохрыше-га, И.СЛ'еллер, А.М.Горбунов, М.И.Давцдова, Н.Е.Добрынина, Ю.С.Зубов, Н.С.Картаиов, С.И.Коровицына, Б.А.Смирнова, Н.А.Сля-днева, М.Д.Смородинокая, В.Д.Стельыах, Ю.Н.Столяров, И.Б.Тешш-цкая, Б.И.Терешин, С.А.Трубников, Ю.М.Тугов.

Методика исследования, Базой исследования явилась Библиоте- • ка ВолГУ. Изучение читательских интересов студенчества велось традиционными методами наблюдения« анкетирования, интервьюирования, анализа документов; использовались и статистические методы обработки получении* данных.

Метод наблюдения был реализован путей фиксации данных о прочитанной в период наблюдения литературе.

Анкетирование явилось основным методом нашей работы. Этот метод широко используется в конкретно-социологических,,социально-психологических, библиотечно-библиографических исследованиях. Для библиотечно-библиографических исследований большую ценность представляет такое свойство' анкетирования, как, массовость. Составленная наш анкета включала в себя три типа вопросов: открытые (без предлагаемых"вариантов), полуоткрытые (содержащие несколько вариантов предлагаемых ответов и предложение опрашиваемому добавить к ним то, что он находит нукным), закрытие (о предлагаемыми вариантами ответов). Баю проанкетировано Ь60 информантов, т.е. 25 процентов от генеральной совокупности.

Анкетный метод позволяет обеспечить истолкование полученных результатов. Однако анкетирование не является идеальным методом исследования. Яри его использовании обычно затруднен качественный анализ полученных данных. Материал, полученный с помощью анкетного опроса, отличается сухостью и недостаточной выразительностью. Поэтому дополнительным методом нашего исследо-ьаш1я слукило интервьюирование. Результаты интервью использовались в работе как иллюстративный материал к статистическим данным для подтверждения некоторых тенденций, В ходе исследования * .о проинтервьюировано 100 человек.

Заметную роль в процедуре сбора информации сыграл метод анализа документации. Выводы работы основаны на анализе широкого круга документов: читательских формуляров на абонементе художественной литературы, дневников работы о читателями, планов работы библиотеки, ее информационных и статистических отчетов.

Однако объективность результатов исследования основана не только на описании и качественной характеристике изучаемое яз-лення. Ваяно определить и доказать типичность найденного качества. Это может быть сделано на основе количественной обработки материалов исследования. Для этого мы использовали статистический анализ данных, который сыграл важную роль в уточнении полученных выводов, в установлении достоверности результатов исследования. При обработке данных были использованы также методы описания, классификации, типолегизации данных.

Научная новизна исследования состоит

- во-первых, в том, что предметом специального изучения . впервые стала библиография художественной литературы и искусства как сродство и метод эстетического развития студентов - специфического и перспективного контингента читателей;

- во-вторых, в комплексном изучении как чтения"этими чита-. • телями художественной литературы и литературы по иокусству, так

и восприятия ими библиографической информации и ^влияния этой • информации на чтение, причем процесс этот прослеживается в динамке на протяжении четырех лет учебы, имеющих решающее значение для формирования личности; •

- в-третьих, в том, что воздействие на отудентов библиотеч--но-библиографической информации о художественной литературе я искусстве исследуется в решающий для рекомендательной библиографии период, когда корректируются ее задачи и социальный статус, осваиваются новые формы.

В диссертации уточнены теоретические понятие "культура чтения художественной литературы". применительно к студентам, "организация чтения" применительно к вузовской библиотеке. На основе психологических и социальных особенностей чтения выделены группы читателей-студентов.

' Практичаокая значимость иоследованая оостоат в тоы, что aro результаты призваны определить пути совершенствования системы библиографической пропаганды художественной литературы и искусства, усиления ее эффективности в непрерывной повышении образовательного, культурного, профессионального уровня будущих спа- •. циалиотои. • •

Резу.хьтоты исоледования, практические рекомендации, выработанные a aro ходе, используются в работе Библиотека ВолГУ по астатическому развитию студентов - читателей Библиотеки а опта- , ьш задай аспользаваная фонда худолсеотвешой литераторы и латера-¡jyU по аскузотау.

• I. Гуманитаразацйя высаего образования ставит проблему повышения худоаественно-эстетцческоЕ «ультурц будущих сл:;?дааластов- : интеллигентов в стенах вуза а делает насущной задачу изучения чтения студентов в/целях повышения его эффективности.

2. В условиях обалая и разно обра зля функционирующей в обче-ства латературы различного качеотва воннш ^-актороа формирования худот.еотвенно-эот.етачеоко2 культуры студенчоства должна стать библиография латературно-эотехаческогэ кошшшоа, обеспечивая-- • цея широту ориентировка в художественных ценностях к свободу выбора в'соответствии о ацдаваду&чьнша инторесаш и вкуосш.

3. Реализации шфоркацаонно-позйаватолъного потенциала библиографии долгно- способствовать асполъзоэаидо в вузовской баб-.точена всего многообразия форы анфоркацасшо-баблиогрефическоЗ работы, наиболее эффективных с правлекат&шшх для студентов.

Характер р-гсаомчх неда^ щроце-шц этапу ,ар.сла.цооартл.

На лерьоы, аналитическом зтапе язучолась теоретическая раз- • работашшсть темы, определялась цэла и задача, формулировалось гипотеза.

IIa втором зтапо был организован и лрсводец опроо читателей, ч На основании получешшх данных била сделшш вывода об отноаешш чатотвлой-студонтсв к художественной лаа-араа-уро я jm-opui-ypo im искусству. На тройном стало ироводались ыеронраятад, сопроврзда-оь'.цо иаблцдоиием (беседа, чатател^сшю конференции, тоютачесшш V, и^орычцлошша обзоры).

Па четвертом этапе исследовалось отношение чататалой к i;sc-совыы мероприятиям по пропаганда художественной литературы и искусства, проводимым библиотекой, а также к источникам библпо-■ графической информации. На основании обрабоиу! полученных данных быт сделаны выводи об отношшш чягателей-студентоз к не-точнакац библиографической информации.

На пятом этапе осуществлялась разработка методических рекомендаций, направленных на оптимизацию библиотечно-библиографн-ческого обслулсивандя студенчества в вузовской библиотеке.

Апробация рсбрт;;.. Отдельные положения диссертации были раскрыты в докладах на 7Ш я IX научных конференциях лрофессорско-преподсвателызкого состава ВолГУ. По теме диссертации долокирована статья (47 страниц). Отдельные положения-диссертации были освещены автором а докладе на научной конференции "ьнфор^ац'.ол--нш технологии в славянской культуре и украинском Возрождении" . (Харьков, февр. 1993 г.).

Структура дпрсертардн. Диссертация' состоит из "Введения". двух глав, "Заключения", "Списка' использованной литературы (294 названая)" а "Приложения" (Анкета JS I и if 2).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В1ССЕРТА1Щ

Первая глаед диссертации называется "Художественная литература а литература по искусству б чтонаа студентов". Чтение худо-явственной литературы а литературы по искусству рассматривается здесь как важный компонент эстетического развития студентов.

В первом параграф« уточняются социальные функции бысесй школы, конкретизируется понятие "студенчество". Оно опреде;-ястоя кок группа двдей молодого возраста, объединенная вкпол-ш/лэ:.: кааболеа потенциально значимых для общества специальных учебных я социально лодооговательшк функций, как правило, арекешю но" учро-гаухмая а ойзеозшешо-процэьодтмьшш труде, облод«.хря обз.ностю (Знта, психологии, систем ценностей и гэгоымаася :: • пиполнешш з общество соцаалышх ролей интодлагенциа (зроа'зводг ■ствэнно-споцаалыш, управлончсско-адаагастратнвная, культурна.-:, пдайно-аоопвтатвльная фунн'гяя).

Одной из существенных (Т^оры жизнедеятельности студента является деятельность по формированию собственной художественной культуры, э которсЛ кокно условно вычленить две основные подсистемы:

1) г.озна?2тельную деятельность, находящую выраяеше в осво-oíuui эстетических и художественных зканл!, в £оршровашш худо-»гстзешс: потребностей, интересов, вкусов;

2) таорческуа деятельность, находящую выражение в художестве :шсм творчестве на непрофессиональном урсвне как в коллективно"! (участие с худол.ествэанол самодеятельности) , так а в индивидуальных '1ор:,-лх. .

3 ¡laporpaje сделан вывод о том, что, несмотря на престиж хо.'.-'.ерческоГ: деятельности, некоторое понижение статуса высшего сСразов-.нвд, социальны," статус-студента достаточно высок в общества к у-молодела.

Во стерок параграфе определены .основные направления чтения студзлчестьоы художественной литературы а литературы по искусству. Уточнены понятая: .

- "культура чта.-щя художественной литературы", требуицая ргэгиггого образного восприятия текста и в то хе время тесно сзжзешшя с otes': культурой, лцтературно-худоаеотвеннш развитее:.:, читательский опитом, скорой читательских интересов лично гт;:;

- "оргакизгадя чтения" применительно к вузовской библиотеке,

возможность формирования у читателей эстетического отнесения к .г^зни, развития эстетических потребностей, вкусов а ин-тзросоЕ посредством стимулирования неформального обчения мевду библиотекарем я читателями и ыезду читателями, оказания помощи :: целзкалравлонком я последовотбяьноа овладении массивом эстетических зно:íhü и умений как в сачзи с изучением студентами вузовских курсов, так и в процессе самообразовательного чтения посредство;., различных форм раскрытия перед читателем библиотечных "ендез й их преттандк.

• Иоедодозацае путем наблюдения, беседы, опроса, а такав ана-гл:;;; :.:aiтриодов биолиетгнной статистики показало, что большинства c;y:;ohvcB пользуется одновременно несколькими обиествешшка

библиотеками - вузовской, областной, городской, юношеской, районной, причем приоритет прияадлеяпт вузовской библиотеке. Пользуются студенты также ллчнши (семейными) библиотеками, облениваются книгами, грампластинками с товарищами, знакомыми.

В условиях дефицита свободного времени (на чтение вне вузог-ской программы травится 1-1,5 часа в день на младших курсах п 1,5-2 часа - на старших) студенты, обладание относительно высоким уровнем культуры чтения, большши эстетическими запросами, успешно реализуют потребности в чтении художественной литературы и литературы' по искусству.

• На основании анкетирования и опроса выявлено соотпозояне факторов, формирующих читательские потребности. Это I) социальные и психологические,факторы: уровень образования читателя, его интеллектуальный уровень, культурные интересы, социальный статус, экономические условия, культурна? среда, наиболее устойчивые черты личности, актуальный жизненный интерес и янзкеннзя ситуация, 2) личная литературная культура, т.е. определенная система ориентации, которая .помогает читателю понимать лнтера-турное произведение и является частично врожденной способностью, а частично развивается посредством приобретения знай::;: и читательского орыта, 3) общественное предложение, т.е. прежде Есего издательская практика, литературная критика и пропагочда с помощью средств массовой информации, а также деятельность личнше библиотек, 4) случайные импульсы. При изучении интересов студентов эти факторы конкретизируются как профессиональная направленность (факультет, возраст, курс обучения), социальная среда формирования личности, 1.шкросреда общения, степень воздействия аудиовизуальных каналов массовой информации.

Анализ чтения дал следующие результаты: на первый план выступает познавательное чтение (82$ спрошенных), затем ¡кот чтение с целью самовоспитания (54 %). АЪ% респондентов отмот.члп, что побудительной причиной чтения яачяется стремление к рстст!:-. чеекпм, днтеллектуалъным, эмоциональным переживаниям, связанным с художественным произведением (болъиянство респондентов назвали несколько из этих целей/. Лишь 3% респондентов чггаам художественную литературу'исключительно для отдыха и раозлечепол, у большинства же опрошенных эти мотивы сочетаются с познавательными целями.

Ляатгз чтения с точки зрения содержания выявил ы:герео к разл:пш;м областям литературы, зависимость широты этого интереса ст ьопраста (курза), а также от факультета - шире интересы у студентов гуманитарных факультетов, для этих студентов характерно к умснг.е полнее воспринять, глубже проанализировать худо- ■ гестгскиоо прсяззедепко.'

Р'этглсно предпочтение студенчеством, русской классики (66$ ■

0-потркню:), современной отечественной литературы (78$), зару-; бок;с'Л литературы реалистического и романтического направление, . в основном ХП-Хл "веков, интерес к",литературе по искусству, прогдо ИССГО1 С киноискусстве. .

Анализ читательской активности - частоты посещения библиотек::, гатеяспгяостг. чтения художественной литературы и литература по искусству гкчвил зависимость этих показателей от факу- .. листа (гглло - на гуманитарник факультетах), а такие рост кни-гси-гдачк из года в год при незначительном изменении количества . чт'ателгй (канлшо за 1989-1992 гг.). ' • .

3 третьем параграфе первой главы исследуются факторы, влкя-х>зие на ЕнСор студентами произведений художественной литературы и книг по искусству. В ходе опроса респондентами названы в ка- > чссхзс таких факторов: собственное мнение, интерес к автору, мнеппг"лэдеЯ, вкусу которых респонденты доверяют, соввгы т'овари-

, рецензии, интерес к теме, совет преподавателя, заглавие гнгтп:, библиографическое пособие, рекомендация библиотекаря, г.з!тс;>оз г, г.озккке, информация по к риалам массовой коммуникант:. Респонденты более всего руководствуются собственным мнением п .'.-пеклом людей, вкусу которых доверяют (44^). Однако мнение ото, как показало исследование, складывается на основе ••иогнх '¿^^ъ^в л лревде всего на основе прямой п косвенной бпблтогра^леской инфорлащш о произведениях гудокестьенной литературы по радио и телевиден®, По данным интервью и анализу

1-лтатоль1ких формуляров далось установить, '"то у студентов осознанное и устойчивое келейно прочитать произведе- .

■ после просмотр^ телеспектакля по произведению; интерес... ьоз.чпхает'порой и к др/г«м лровзведекйям писателя. Предлокечы •• ••■'еры, с помощью которых целесообразно в.условиях вузовской биб- . .хг.оусхк способствовать развитию таких интересов,. . .

- 13 -

• «

На оспегэ изучения чтоппя студентгш художественной литература я дитаратура по искусству з факторов,'влияющих на внйор йняг г~л чтепзя, идмзгш еледущЕс группи читателей-студентов:

- пэтатогл достатстао раэвятиэ, язи/мздятося сачообразога-Г.ГСЧ, д-л П2Х ЧГЗ^З - П0-?р5биоста>

- "рсгхглтета-* ("-".э дсэупяя), которзз адтавт про "романгл-

"реалями*» еклсзпиэ я г-зцлг'лзльабсти; ояи ищут в пролз-яедедгл* правдоаодойкп, ло&хяпесть росвярять-свой круг зяаянй, яредлотятаз? глалгсгкчзсжи прспэводвпзл,. питаю? их с больалм

Г.Г.СПЕ'.КГ, _ • "

- *пп*пзв т таямго для рлзгявгояяя, по я для того,' чтобк фтаэпргзагя« утаотг-сгать э игра гнслсЗ азторз; прэдпоччтаго позглю-члнтсстапоску» я Д0г"1!гсг.нуу литературу;

- «отзтолл, чья но*лэи птоип.1 ятекая» ярсдпочтонет «о 05057

• ■ ■ . ■

- •п.тгпг.;:г; е.гучаЛго, а ослсзпсм 23 яревткулах соображений, /.глистз мСрлиного млтеряпла полазал, тто сбгси, еодераанао

ч я^пгачг'яаосгь чмчгя студентов во клетей отражают асзптшинй лрп'ч^ ■¿отпхр-.трч.'л голодсго спсдквгясха а ялгадкпгоита, пропс--

а пуза. Лтоя ьузопоксй ¿абяксгеаоЯ нота? бкть •

кзсч.'-п-.г-кл ?гд«т »глрд! «к»гяя кизгагл студептоэ а литоратгро- .

лег/сс^ко* гдтос!ГЗ! рл^&тем, а тяже н двтературогод-

•¡Г-СГСГ.* п ГЗХ^ССЧГЗ^ДЧГЛГ'Я ' ' • •

с;/',1::';..1 ••■:.-.¡/с-.! оз1'. Рас-

•';". -'."К'"! " *' "'•'•'.' Ч '¡¡•А'.ЛСд'а^О-ЙПйТПСГрСрР.ЗОКОГО Об-

л: ,"'■;• I--"- •" : ' '.<■ ' '' '.КС. > •.<Г6г1П0ТС7ПС' -бг.бш-

..•: - л 25?,о.-ес2ас::поЗ литературе г:

[ Т.'У! по

И г.г-: гя п-н'гн'Г-" чч улги^'горчзуотея <51:*1липтвчио-би<1шограй?(-ччйкос вузоз, ^ункцаи-л направления ра- ... '•

<5отп ьуг ««¡спой си-идохели. ОтлнчнтяльяоС особенностью аузолсчой ^лблиотокл т\ч.чй"сп го, что ока смоет регулярно сменяемый коп-•'"нгига сзудентсз,- елегодна обиовлясглШ на 15-2(32. Вузовские баблготекл учлствувт в учебном процессе и в науч;ю-исслалова-гальсноЛ рабою студэотоэ, обеспеч.таая их удобной, научной

специальной литературой,.помогают прочно усвоить прочитанное, ' программный материал, приобрести павшей научной и организаторской деятельности, широкий профессиональный кругозор. Онп оказывав помощь студентам в-овладении общей культурой, в разви-' те! художественного вкуса, Эмоциональней восприимчивости.

Проанализированы формы и методы шформациолно-библиографи-ческого обслуживания студентов в вузовской библиотеке - тематические выставки; устные формы массовой работы; вечера поэзии, научной фантастики, сатиры и шора; читательские конференции, диспуты, участие в работе клубов по интересам.

Содержание второго параграфа составляет херактеристшт библиотъчно-библиографических средств ориентации в литературе художественно-эстетического комплекса. Применительно к попользовали?) г вузовской библиотеке рассмотрены отдельно изданные бис- . .лпографические пособия, специальные библиографические периодические п продолпалдиеоя издания, прикнпкные и прлстатсйнне библиографические материалы, библиотечпо-блблиографпчсскне средства, книгоиздательские и книготорговые библиографические материалы, средства массовой информации, межличностное общение.

Проведен анализ восприятия библиографической информации, содержащейся в рекомендательных библиографических изданиях. Установлено, что к библиографическим пособиям художественно- , эстетического комплекса обращаются ЧА% студентов фплологичес-кого факультета, 6Ь% студентов исторического факультета, 56$.. ■ физиков, 46^ математиков - в среднем 60$ студентов. При эта? использование указателей в учебных целях переходит в использование глс для самообразования и для удовлетворения личностных интересов.

Студси.г: отиеч&иг целесообразность историко-литературного принципа, положенного гз основу подготовленных'работниками ЕГБ библпогргфичгских изданий о наследии отечественной художественной литературы, целесообразность-стремления библиографов установить связи художественной литературы и искусства. Бибгао-граЛччьски«* п^-сг'ля об отечественной литературе, подгетовлон-1Ш-5 ь РГБ и ЕЛКЕ, окутав студентам госполитики пробелов з подставлениях о художественной культуре России Х1Х-ХХ веков. Путем тлалнза пссапьзоваши читателями библиографической кнфор-

- То -

нации о современной художественной литературе и искусстве ("Литература и искусство", "Книги,' которые читают все" РГБ) : установлено соответствие характера этой информации читательским интереса!,I студентов. С большим удовлетворением восприняты читателями новые жанры рекомендательной библиографии - популярные библиографические' энциклопедии и справочники, помогайте студентам гуманитарных факультетов в учебном процессе л еамообразова-. нпи. опроиаиных дата весьма высокую оценку популярной библиографической 'энциклопедии А.М.Горбунова "Паяорама веков.' Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века".

Опыт вузовской библиотеки ВолГУ показал целесообразность использования библиографических пособий в устных формах массо- -вой и индивидуальной работы с читателями.

Третий параграф посвящен критериям эффективности библиотеч- > но-бийлиографпческой.работы в формировании эстетической кулъту-ры студентов. '

Предпосылка»«! эффективности использования библиографичос-. коЯ информации художественно-эстетического комплекса в вузовской библиотеке являются наличие в библиотеке. библиографичес-■ ких материалов, отвечающих в данный момент ицтьресам конкретного читителя и создание необходимых условий для ознакомления с такими материалами. Обе эти предпосылки, как правило, имеются в вузовской библиотеке ВолГУ, В этой библиотеке велась и ведется пропаганда библиографических г.ocoorfi и других средств библиографической информации, в том числе и в связи о проведением нашего исследования, сто дато в' качестве результата многочисленные отзывы студентов о библиографических пособиях и других источниках подобной информации, а такке увеличение числа o6pa)'ienu!i к библиографическим пособиям худсгесгвемно-эстетотес-кого комплекса и 2,6 раза па протяжегаз 1939-1992 гг.

В "Заключении"'. подводятся итоги нсследорамия, даются методические рекомендации библиотека!.! рузоз по оптимизации библио-• течно-бнблисграфичпского обелукоодяя студентов йп-;о;<«г.яиой о хунотс-."' )''""тиоЛ литературе и искусство,

I''лот.ошшп ц диссертации f.tepa пешгаешм ^«""гяьпсстц ие-лолы<0!'П! >*л бнЛяккгрпуичоскоА !и|Тогг"\'У":1 о худслчт^е.чпоГ ратук н искусстве itм/и и по ^таегт.т к ..-д/ги: -ттt<>tM бно.чно.'.'ра j rj'M.

Основные результаты исследования стражам» в следткэчх пуб-^ лпкацкях автора: '

1. Система средств пропаганды художественной литер^уры и литературы по искусстьу в вузовской библиотеке //Информационные технологии в славянской культуре в украинском Возрождении: Материал мёндулар. науч. конф., 16-17 февр. 1993 г. - Яарькс©-Х1Ж, 1993. -С.Я-В ■.■'"'•'■

2. «тактори, влшвдае па характер чтекЕЯ студентов а офшоти художественной литература к литература по кскусству // Тезисы докладов к научной конференции профоссорско-прсаодаветольспого состава, 20-25 алр. 19Э2 г. - Волгоград» 1992. - С. 201.

3. Художественная литература и литература во кскуестзу в чтении студентов. - М., 1991. о. - Рув. д«п, в Ш> ° 5.11.91, » 2535. ' - ■■