автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Формирование эстетической культуры библиотекаря публичной (массовой) библиотеки
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетической культуры библиотекаря публичной (массовой) библиотеки"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
. пг„ КУЛЬТУРЫ
■! о ОД
На правах рукописи
МАМЕДОВА Лидия Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ эстетической ^{ультуры БИБЛИОТЕКАРЯ ПУБЛИЧНОЙ (массовой)
библиотеки
05.25.03 - библиотековедение и б г 3лкографэведение
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических- нвук
Работа вшзолпона на кафедре отраслевых шчфоггацЕонко-библпогра'Т.ических ресурсов Московского Государственного Института Культуры
Научный руководитель кандидат педагогических
наук, доцент И.М.Андрееве Официальные оппоненты доктор педагогических нау
профессор М.И.Давидова кандидат педагогических наук Е.В.Захарова Ведущая организация* Краснодарская Академия
культуры
Защита состоится " ?А "фстря.те 1994 г. в 10 часов на заседании специализированного совета К 092.07.02 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском государственном институте..культу г по адресу: 141400, Московская обл., гДимки-6, ул.Библиотечная, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института.
Автореферат разослан "_"_1994 г.
Учений секретарь специализированного сове-а кандидат педагогических наук,
доцент ■//¡Ли-'/ 1 Н.Л.Сляднева
ОБЩ ХЛРЛКТЕРИОТШСЛ РАБОТЫ
Актуальность доследования. В период обновления библиотечного дола в стране пзрад публичннми (мзссовши) библиотеками России неизбежно истает задача пересмотра пронних подходов к эстетическому воспитанию чптлтелпй в совершенствования оправдавших себя средств содействия ему. Сегодня глав-., ное в эстетическом воспитанна - это развитие у людей разносторонних потребностей в освоении мира и богатств художественной 1сультури, в творчестве по законам красота, и, соответственно,- формирование у кандого человека необходимых для этой деятельности зпа.ый, умений п навыков. Профессиональная обязанность библиотекаря как работника культуры -активно содействовать эстетическому развитию читателей. Это предъявляет высокие требования к уровню его гугданптарного образования, профессиональной квалификация и, в частности, к эстетической культуре самого библиотекаря.
Опыт эстетического воспитания читателей з библиотеках страны за прошлые годн обобщен в ряде теоретико-тлетодичес-кях и социологических исследований и представляет значительный иитерво. Имея много положительного, он, однако, отно-. сится к периоду господства в библиотечном деле кощунистп-ческой идеологии, когда чрезмерно педалировалась воспитательно-педагогическая функция библиотек. •
В настоящее время основными функциями библиотек признаются социализирующая в информационная. Поэтому главной долью библиотечного обслуживания сегодня япляотея оказание помоии личности в ее социализации и самореализации, а информирование» читателя становится сродством доствтшл ятой цели.
• В связи с этим возникает необходимость рассмотреть некоторые аспекты деятельности библиотекаря, работающего с произведениями художественной литературы и искусства, так ■ как прешия роль библиотекаря как руководителя чтением послушного читателя стала иметь характер сотрудничества между ними, с вытекавшими отсюда профессиональными особенностями.
Профессиограмма библиотечной профессии должна заклкь чать в себе некий собирателыай образ библиотекаря и специфические качества, необходимые ему. Без'уяснения понятия "эстетическая культура библиотекаря" профессиограмма библиотечной профессии была бы недостаточно полной и всеобъемлющей.
Актуальность исследования определяется также измене-, наем социально-экономической и информационной среды в современном обществе^ значительным расширением круга публикуемых произведений художественной литературы,в том числе,литературы русского зарубежья,плюрализмом в их оценке,новыми-подходами к классическому наследию. Все это способствовало возрастанию интереса читателей к чтению, стало'существенно . влиять на сам статус библиотекаря, его эстетическую культурен предъявлять к нему комплекс новых требований.
Разработанность теш. Нельзя утверждать, что эстетическая культура библиотекаря совсем не исследовалась. И в то же время,в известном смысле,такое утверждение было бы правильным. Во-первых, потому, что об эстетической культуре библиотекаря говорят/ начиная с античных времен, но конкретные профессиональные знания, умения л качества людей о той профессии а аспекте данной проблемы четко не определены.
Во-вторых, имеющиеся исследования не учитывают в должной мере творческую сторону профессии и Досматривают результаты труда библиотекаря больше в плане количественных показателей. В-третьих, потому что не всг -гнались механизмы собственно эстетической культуры библиотекаря (Э1{Б), в какой-то мере уке определегапге современной наукой и практикой. ■
Однако активные дискуссии велись вокруг проблем эстетического воспитания и развития читателей, которые основательно разработаны в трудах известных библиотековедов и библиографоведоэ (Н.А.Рубакин, Е.И.Рпскгш, А.М.Горбунов, С.А. .Трубников, М.И.Давыдова, Ю.С.Зубов, Н.Е.Дс^ршшна к др.). ■
Отдельные вопросы эстетического воспитания читателей в библиотеке рассмотрены в работах А.А.Соболе;,оЛ, И.К.Дяе-релиевской, Л.А.Ольшевской, И.И.Тихомировой, Е.В.Захаровой, А.И.Каптерева и др., которые обосновывали вакность систематичности в пропаганде эстетических знаний в связи с . / выявившимися просчетами в этой деятельности.
Хотя упомянутыми авторами конкретно не рассматривались проблемы ЭКБ,но их работы дают возможность сформулировать научно обоснованные требования к эстетической культуре библиотекаря, разработать модель ЭКБ, основные направления,, формы и методы ов-^денкя ею в учебном процессе.
Для того, чтобы :>с>*екпгано применять на практике данные рекомендации, вуза:.! необходимо готовить кадры с учетом выработанных требований.
Предприняв попытку создать модель эстетической культуры библиотекаря (ЭКБ) через соотнесение ее с основными
кпправленвяьш эстетического развития читателей, необходимо остановиться ка взаимодействии личности с эстетической и, в частности, с художественной icy ль турой, так как ЭЮ5 должна профессионально проявляться презде всего у библиотока-рей, работакщих с произведениями художественной литературы и искусства.
Для выяснения механизма ЭКБ бия предпринят анализ пошлин "эстетическая культура личности".
Еще эстетика революционеров-демократов (А.И.Герцен, Б.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов) поставила,, ряд вопросов, касашихся эстетического творчества и эстетического восприятия.
В современный период появились теоретические исследования проблемы эстетической культуры личности ряда вадшпс философов (М.С.Кагач, Ю.Б.Борев, Ю.У.Фохт--Бабушкин, Г.З.Апресян, А.Г.Праздников, В.К.Скатерииков, Н.И.Кияиекко, А.Я.Зиоь, В.В.Курзвлев и Др.). Выводи этих исследований позволили конкретизировать механизм эстетической культуры личности, выявив такие его компоненты, как эстетическое (художественное) восприятие, эстетическое чувство, эстетический идеал.
Соответственно нашему исследовании следует вывод, что высокий уровень эстетической культуры еще не позволяет судить о сформированной творческой личности до тех пор, пока чувственная и интеллектуальная деятельность не разрешатся а практически действиях субъекта. .
3 отличие от эстетической культуры читателя библиотекарь долг.ен обладать определенным набором общих и спе- ■
цифическпх профессиональных качеств. В процессе работы изучен опыт исследователей по проблеме формирования личности библиотекаря-библиографа (Н.А.Глаголева, .В.Келлерман, С.А.Трубников, И.И.Тихомирова (Чапыгина), М.И.Давндова, И.Г.Моргенштерн, Е.В.Захарова п др.). Вопросы психология личности получили рассмотрение в трудах психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева.
Таким образом, в данной работе вопрос эстетической культуры библиотекаря стал объектом специального исследо-.-вания и Для своего решения потребовал привлечения материалов из различных областей знания: философии, науковедения, библиографоведения, информатики, литературоведения и искусствоведческих наук.
Целью настоящей диссертационной тойоты является исследование понятия "эстетическая культура библиотекаря" ОКБ) и ее места в професспограмме профессии библиотекаря. При этом имеется в виду эстетическая культура работника публичной (тесовой) библиотеки.
Достижению основной цели подчинено решение следующих задач: ■
- выявить и определить по опубликованием материалам гуманитарной науки основные социально значите направления эстетического развития читателя, которш мотет активно содействовать профессиональная деятельность библиотекаря;
- обосновать принципы формирования, "бъем п границы понятия "эстетическая культура библиотекаря" (ЗКВ) в соответствии с профессиональными задачами работников этого профиля ;
- б -
- сконструировать и научно обосновать оптимальную теоретическую модель ЭКБ, которая может войти в профессиограм-му библиотекаря;
- разработать методику рационального применения отой модели в процессе вузовской подготовки будущих библиотечных специалистов;
- определить пути совершвыствования ЭКБ в системе повышения квалификации библиотечных кадров и организации их профессионального самообразования.
Методологическую основу исследования составило изучение, теоретических трудов об остетическом воспитании и художественном ^ .звитии личности, а также публикации по теоретическим вопросам ведущих библиографоведов и библиотековедов. Привлекались материалы социологических исследований РГБ, ГПБ, МГИКа, ЛГИКа. Характер рассматриваемых в диссертации вопросов обусловив использование комплекса взаимодополняющих методов исследования: наблюдение над библиотечно-библиографической практикой, социологические методы (анкетирование, опрос и др.); принципы системного подхода при исследовании организации учебного процесса и структур дисциплин литературно-художественного цикла в помощь формированию ЭКБ; сопоставительный анализ при определении путей совершенствования преподавания библиографий литературно-художественного комплекса в помощь формированию ЭК будущих библиотекарей.
пру.им'А крсгздэриьия определяется его местом гз биЗлиогр-Ьзкедегаи как первого специального исследования,
посвященного проблеме эстетической культуры библиотекаря, а также созданием модели ЭКБ (эстетограммы).
Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятия ЭКБ, его объема п границ, сопряженности с понятием эстетическая культура читателя.
Практическое значение диссертации постоит в том, что обоснованы выводы и положения, направленные на соверсенст-вование преподавания дисциплиа литературно-худо^естве (того цикла в помощь формированию ЭКБ; предложены рекомендации в помощь мероприятиям в системе повышения квалификации кадров по формированию у библиотечных специалистов ЭКБ; в прог цессе исследования разработан и внедрен в учебный процесс ■ Даггосуниверситета проект тематического плана спецгсурса "Эстетическая культура библиотекаря"; общая концепция программы курса апробирована и получила поддержку на "круглом столе" на ФПК ШЖа в ноябре 1991 г.; в помощь эстетическому самообразования библиотекаря предложен также план мероприятий в процессе непрерывного самообразования.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении обоснована актуальность темы. Дана оцешш изученности проблемы. Определены предает, цель и задачи исследования, отмечены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методологическая основа и методы анализа, основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава "Эстетическая культура библиотекаря каг. условие осуществления его профессиональной деятельности по эстетическому развитию читателей" посвящена анализу напрал-
лений эстетической деятельности читателей в процессе социализации личности и ее информирования в области художественной культуры и требования.предъявляемые к эстетической культуре библиотекаря в связи с этим, выявление модели ЭКБ.
Во второй главе "Пути форлирования и совершенствования эстетической культуры личности библиотекаря в процессе непрерывного образования" дана характеристика факторов, влияющих на формирование эстетической культуры библиотека- . ря в учебном процессе, в процессе самообразования и в системе повышения квалификации библиотечных кадров.
В заключении даны основные итоги исследования, затронуты вопросы о месте и роли ЭКБ в современном библиотековедении и библиографоведении, указано теоретическое и практическое значение работы.
В соответствии с основными выводами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения;
1. Эстетическая культура библиотекаря публичной (массовой) библиотеки как специфического посредника между читателем и миром художественно-эстетических ценностей является важным фактором повышения качества профессиональной деятельности,!', в этом плане ее основные параметры' должны быть отражена в профессиограмме.
2. Корректировка профессиограммы должна' осуществляться па основе научно обоснованной модели ЭКБ. Эта модель включает в качестве главных.компонентов: формирование у библиотекаря .¿ысокого уровня худокественно-эстетического восприятия, знаний и вкуса, что отвечает основным направлениям . эстетического развития .читателей, овладение им современны-
— ° —
ми форг.амн и методами психолого-педагогического обцешш с читательской средой.
3. Пути формирования ЭКБ связаны с совершенствованием вузовской подготовки библиотекарей, системы повышения их квалификации в данном направлении, организацией профессионального самообразования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Первая глава диссертации "Эстетическая культура библиотекаря как условие осуществления его профессиональной деятельности в помощь эстетическому развитию читателей" представляет собой анализ функций массовых библиотек в новой социокультурной ситуации, а также характера взаимоотношений библиотекаря и читателя, основанных на взаимопомощи, обоюдном обмене библиографической информацией, интеллектуальном взаимодополнении, - то есть процессе социализации личности. Проанализированы направления- эстетической деятельности читателей и роль библиотекаря при этом. На основании анализа., определены требования, предъявляемые-к эстетической культуре библиотекаря. Обоснована модель эстетической культуры библиотекаря-, создание которой позволило- рассмотреть ряд .. вопросов, раскрывающих эстетограмад. в профессиограмме библиотечного -специалиста.
Художественное развитие личности.н историческом развитии проявляется, в перцептивной и познавательной деятельности (Н.А.Рубакин),','ГДе ведущими Принципами в чтении являются чувственное восприятий -прочитанного и рациональное познание •' информации. Далее ряд ученых (Е.И.Рыскин, С.Л.'Трубников, М.И.Давыдова, Ю.С.Зубов) пытаются в художественном
- 10 -
образовании личности вычленить перцептивную, познавательную и цешюстно-ориентационную деятельность. В процессе художественного развития личности можно прогнозировать, на какие виды информационной деятельности монет быть ориентирована личность.
Вше изложенные концепции находили применение до недавнего времени в осуществлении руководства чтением. Но на сегодняшний день в процессе худояественного развития личность ориентирована на информационно-продуктивную и информационно-созидательную деятельность. И профессиональная деятельность библиотекаря в связи с этим требует иной программы действий, то есть возрастают требования к эстетической культуре личности библиотекаря как активного инфопосредника.
Так,философия, эстетика позволили проследить этимологию понятия "эстетическая культура". На основании анализа научных подходов к трактовка!,1 эстетической культуры личности определены обиле направления, идеи, лежащие в основе понимания этого термина, выделяется сущностная характеристика эстетической культуры личности с философских позиций (эстетика револвдионеров-демократов, М.С.Каган, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Г.З.Алресяк, В.К.Скатерщиков, А.Г.Праздников, А.В.Пирадов и др.).
Анализ эстетической культуры позволяет рассматривать ее как систему "средств и продуктов , с помощью которых человек эстетически осваивает мир". Элементами эстетической культуры являются эстетическое чувстзо, художественное восприятие, идеал, вкус. Но э стойче ска п культура библиотекаря долина отличаться от эстетической культуры читателя. Во-первых,
тем, что библиотекарь должен обладать умением владеть библиографическими ресурсами, уметь ориентироваться в информационном пространстве. Во-вторых, это умение создавать информацию в разных формах. В-третьих, это наличие художественного вкуса, эстетических знаний, восприятия.
Необычайно велика в эстетическом воспитании библиотекаря значимость произведений художественной литературы и искусства. Но,как показало проведенное исследование, чтобы улучшить работу о произведениями художественной литературы и искусства в публичных библиотеках, прежде всего необходимо совершенствовать литературное образование библиотекарей (в частности, вопросы оценки произведений). Пока же библиотекари осознают, что литература, которую они читает, относится, в основном, к развлекательной. Следовательно, по требовательности они мало отличаются от читателя.
Чтобы оперативно довести до читателя необходимую ему информацию, способствуюиую повышению их художественней культуры, библиотекарю необходимо сознательно выбирать для достижения этой цели наиболее рациональные пути, обогащая свой эстетический потенциал в процессе профессиональной деятельности.
Далее прослеживаются основные тенденции в формировании эстетической культуры библиотекаря, что позволило создать модель ЭКБ. Знание сложнейшего механизма психологической активности человека в процессе его общения с искусством, то есть процесса восприятия, позволит библиотекарю распространить навыки собственного художественного восприятия искусства на все отношения, в которые он включен. Обращение библиотекаря к искусству - запросы собственно эстетические. Но гедонис-
- 12 -
тическая функция искусства не единственна. Необходимо, воспринимая то или иное произведение, соразмерять сьое социальное поведение с прообразом, творя таким образом свою личность, то есть действуя почти как художник, чтобы затем помочь художественному росту читателя. Содержание книги, произведения искусства открывается при определенном уровне эстетической культуры библиотекаря как читателя. И оценка, суждение о произведении зависит от эстетического восприятия библиотекаря. В связи с этим библиотекарь должен знать важнейшие компоненты произведения и их значение для понимания его смысла: .. как композиционное решение произведения помогает глубже раскрыть идейный смысл.
Чтобы развить восприятие, следует рекомендовать также библиотекарю чаше читать, рисовать словесные портреты знакомых персонажей произведений, участвовать в театрализованных представлениях и т.д.
Таким образом, эстетическое восприятие библиотекаря является основ шм составляющим элементом в модели ЭКБ и помогает воздействовать на перцептивную деятельность читателя, помогая овладеть ему этим сложным искусством.
Осуществляя задачи эстетического воспитания, библиотекарь должен овладеть системой эстетических знаний.
Художественно-эстетические знания библиотекаря долены включать:
-знание истории развития и современного состояния отечественной и зарубежной художественной литературы и искусства;
- знание теоретических основ разных видов искусства;
- знание терминов;
- важнейших событий в художественной жизни страны и за рубежом;
- произведений известных писателей, художников, музыкантов ;
- знание фонда в персональном, тематическом и жанровом аспектах.
Чтение играет особенную роль в формировании ЭКБ. Здесь выделяются два направления: экстенсивное и интенсивное), способствующие расширошш и углублению эотетичоских знаний.
Библиотекарь должен обладать достаточно высоким литературно-художественным -вкусом, который способствует целенаправленному выбору произведений и верному суждению о них. Эстетический вкус является сердцевиной ЭКБ. Так, личность библиографа проявляется в хорошо развитом эстетическом вкусе, поз- . водящем ему судить о литературных явлениях о позиций специалиста в области литературы. •
Знпнио читателей, форм и методов работы с ними тшпео очень важны для библиотекаря в плане овладения им эстетической культурой. 11а результативность общения читателя и библиотекаря влияют субъективные факторы: уровень профессионализма, компетентность,начитанность библиотекаря. Зная своих читателей, библиотекарь выявляет непрофессиональный и профессиональные потребности в области литературы и искусства дпя правильного комплектования фондов, приведения массозой работы и повышения информированности читателей на трех уровнях: I) сигнальная информация; 2) уровень библиографических пособий; '3) ЛИС. Процесс информирования читателей надо организовать таким образом, чтобы информационно-библиографическое влияние на читателя способствовало росту его художественной, куль-уры.
- 14 -
Необходимо в работе с читателем помнить о рекомендательной библиографии, которая ориентирует га удовлетворение непрофессиональных потребностей. Массовая работа по пропаганде литературы и искусства находит свое проявление в таких формах, как дискуссионные клубы, книжные аукционы, выставки, устные библиографические обзоры, пресс-конференции, премьеры книги и др.
Учитывая вышеизложенное, в диссертации предлагается модель ЭКБ (эстстограмма).
1. Птю^воооиогплып.то требования к специалисту;
1.1. Должен якать; основные этапн развития отечественной и зарубежной художественной литературы и искусства; библиотечный фонд в персональном.тематическом, жанровом аспектах; СЕЛ; имена известных писателей и деятелей искусства, их произведения; интересы читателей в данной сфере; формы и методы работы с читателями.
1.2. Должен уметь; видеть мир художественных ценностей во всем его богатстве и многообразии; самостоятельно оценивать новые явления художественной культуры; оперативно следить за новыми поступлениями в фонд.библиотека; ориентироваться в информационной потоке отраслевой литературы; вести библиографические разыскания и удовлетворять конкретные читательские запросы.
2. Птюфвсспонально-значг.мне личностные качества специалиста;
2.1.Психофизиологические; развитое художественное восприятие, эстетический вкус, любовь к чтении и широта интересов, начитанность, умение вести с читателем .диалоговую беседу, публично выступать, способность к непроизвольному запоминанию пвторов, названий книг, героев и сюжетов произведений.
- 15 -
2.2. Педагогические: способность приои.^ть читателей через книгу к общечеловеческим, духовно-нравсI ионным ценностям, содействовать через чтение процессу социализации и самореализации личности читателя.
Таким образом, проведенное исследование выявило роль библиотекаря в главных направлениях эстетической деятельности читателей, поставив перед ним новый комплекс требований к профессиональным и личностным качествам.
Вторая глава диссертации "Пути формирования и совершенствования эстетической культуры библиотекаря в системе непрерывного образования" раскрывает основ гаю направления в формиро- . вании ЭКГ>: это формирование ЭКБ в учебной деятельности, в про-• цессе повышения квалификации кадров и в профессиональном самообразовании. Основным критерием качества подготовки кадров выступает системность знаний и умоний.
ЭКБ формируется в стенах вуза посредством общенаучшос куп-сов (мировая художественная культура, курс истории литературы, эстетика) и специальных библиографовсдческих и библиотековедческих дисциплин.
С этой целью в преподавании библиотечно-бпблиографичос- • ких.курсов эстетического комплекса необходимо использовать активные методы и творческий элемент на практических занятиях.
В результате исследования предлагаются пути перестройки преподавания ряда дисциплин: I) исшночпть из литературоведческих дисциплин .дублирование школьного материала; 2) увеличить количество литературоведческих спецкурсов; 3) внедрить повсеместно в обучение спищсурс " Психология чтения художественной литературы". Особую роль в решении исследуемо.! проблемы призван сыграть новый спецкурс "Эстетическая култ.тугл библното-
гащ". Оп предусматривав рассмотрение аспектов библиотечно- . библиографического изучения художественной культуры (термино-логичиский, персональной, ганропчй и т;д.), эффективных форм и мотодоп работы с читателями, а также вопросов формирования эстетической сродц в библиотеке.
Система попниюния квалификации кадров выдвигает на первый гг.чан работу методических центров по дальнейшему обогащению за-пае.еп эстетической культурн, изучению и освоению передовох'о ошгга б!Юл:;огр;с и работе с читателями.
Формирование 010!, продолжающееся в процессе самообразования зависит от:
- готовности библиотекаря в профессиональных целях систематически следить за событиями современной худокестсенной жизни;
- чтения критической литературы с целью совершенствования л!:,гора'-у::'!:о--г,'Дс)'-:(!ст1;е!!:,.огО лкусп;зпанш; бийдиогра^ичосю« ресурсов
кратко рсзшпцуст итоги проведенных исследований - создание теоретической мололи 31СБ, разработку методического аппарата комплексного рошшш путей формирования и совершаст-попашш 01®.
¡То теыо диссертации опублшдапаш слодуивде работы:
1. Давайте учиться артистизму.//библиотекарь.1988.П5.С.44.
2. Петь спроо, пет предлотшй.//Библиотекарь.ШОЛ' Ю.С.40-49. .'¡. Эстетическая культура бибЛ1!ото;саря:.'Летод.указ.г. пзуч.курса.-
Махачкала. :Даггосуш1порситпт, 1093. -6с. 4. С ормпроюшю эстетической культуры библиотекаря в процессе
непрерывного образования.ЛГОС.-?.!. ,1994-18с.-Дсп. :!П10 Ииформ-культура РГВ ш.г.В.П.Лспниа.л'^
-
Похожие работы
- Досуговое чтение библиотекаря: специфика, содержание и перспективы использования в профессиональной деятельности
- Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря
- Компетентность библиотекаря в культурно-досуговой деятельности библиотеки: теоретические,методические и образовательные аспекты
- Компетентность библиотекаря в культурно-досуговой деятельности библиотеки
- Рекламная деятельность отечественных общедоступных библиотек