автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Дизайн среды открытых пространств центра исторического города

кандидата архитектуры
Калинина, Наталья Сергеевна
город
Москва
год
2000
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Дизайн среды открытых пространств центра исторического города»

Автореферат диссертации по теме "Дизайн среды открытых пространств центра исторического города"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.; л л я

МО 01

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¿2 Ца [ !Г; ]

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

На правах рукописи УДК 711.424.

Архитектор КАЛИНИНА Наталья Сергеевна

ДИЗАЙН СРЕДЫ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ ЦЕНТРА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА

Специальность 18.00.01 - теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Москва, 2000

(

Диссертация выполнена в Московском архитектурном институте (Государственная академия) на кафедре "Дизайн архитектурной среды".

Научный руководитель - кандидат архитектуры, профессор

В.Т. Шимко.

Официальные оппоненты - доктор архитектуры, профессор

Я.В. Косицкий

кандидат архитектуры, профессор Ю.В. Анисимов.

Ведущая организация - Институт искусства реставрации, г. Москва.

Диссертационного совета Д 063. 20. 01 при Московском архитектурном институте (Государственная академия) по адресу: 103754, г. Москва, К-31, ул. Рождественка, д. 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.

Защита состоится ноября 2000 года в

часов на заседании

2000

г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

М.Н. Иманов.

нт .ом ,о

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования:

В проектной культуре всегда существовала проблема взаимоотношения старого и нового, проблема соответствия исторически-сложившейся среды жюнеобитания запросам современной жизни. В настоящее время повысился интерес к формированию городской среды как к особому виду архитектурно-художественной и дизайнерской деятельности. Городская среда" при этом понимается как совокупность городского интерьера ("целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства" *) и его предметно-пространственной среды ("непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности" **).

Сегодня приобретают актуальность вопросы преобразования и реконструкции среды исторического города с учетом новейших инженерных и социальных требований, с соблюдением интересов пользователей на уровне не столько количественном, сколько качественном. Особо остро встают проблемы в старых городах, где сталкиваются вопросы сохранения исторических средовых ценностей и приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта.

Городская среда большинства городов (как у нас в стране, так и за рубежом) отличается дискомфортностью: нарушением "человеческих" масштабов; несоответствием реальных метрических и визуально - эстетических свойств улиц и площадей их функциональному использованию н требованиям создания комфортных условий для человека; перенасыщенностью и не структурированностью информационно-рекламных элементов; недостатком информационно-ориентирующих средств; непродуманностью решений оборудования и эксплуатации открытых пространств города в различное время года и суток; плохой организацией среды для разных возрастных и социальных групп людей; отсутствием элементарных удобств для пожилых и инвалидов.

* Шимхо В.Т. Архитектурное формирование городской среда. - М., 1990.

** Основные термины дизайна/ Краткий словарь- справочник - М, 1989.

Современное неудовлетворительное моральное и физическое состояние объектов городской среды и несоответствие их функционального наполнения требует активного профессионального вмешательства, особенно в процесс формирования предметно-пространственного окружения активно эксплуатируемых исторически ценных городских пространств.

Развитие дизайна городской среды как новой области творческой деятельности явилось следствием определенных экономических и социальных достижений городской жизни. С увеличением объема информации и расширением сети коммуникаций в городе возрастает значение предметного наполнения. Городской дизайн (разнообразные средства ориентации человека, городское освещение и оборудование, технические элементы оснащения улицы и транспорт, малые архитектурные формы и т.п.), которому отведена роль "посредника" в решении вопросов соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, должен охватывать уровень быстрых перемен и деталей организации среды. В настоящее время по степени функциональной и художественной разработки он заметно отстает от "большой" архитектуры*.

Поэтому возникает необходимость рассмотреть возможности разрешения противоречия между сформировавшимся архитектурно-предметным окружением и новыми функциональными процессами, которые уже не вписываются в заданные рамки предметно-пространственных параметров среды. Кроме того, надо определить различные способы (в том числе малыми средствами; небольшими материальными вложениями и трудозатратами, за небольшое количество времени, мобильно и т.д.) полного или частичного изменения средовых характеристик без утраты целостности облика исторически сложившихся пространств города, где невозможны или не эффективны другие преобразования (градостроительные, планировочные, ландшафтные, геопластические и архитектурно-строительные работы).

Состояние проблемы:

В основе данного исследования среды города лежат работы, посвященные

* Соловьев Ю.Б. Проблемы формирования и развития дизайна в условиях социалистического общества (художественно-творческий и социально-типологический аспекты): дисс. - М., 1982.

как проблемам теории дизайна изучению истории дизайна 2, так и вопросам урбодизайна и благоустройства среды3.

При анализе проблемы, поставленной в диссертации, учитывались различные аспекты формирования, существования и восприятия среды города 4.

Поиск путей совершенствования среды исторического города идет в различных направлениях. В данном случае важны закономерности функционирования городов (применительно к исторически сложившимся крупным центрам) 5, вопросы сочетания современных включений (объектов) с историко-архитекгурным наследием в структуре города6, возможности использования и преобразования пространств исторического города 7.

Проблемы города исследуются в ключе "средового" подхода8, но на уровне обобщения явлений, наблюдения и теоретического описания, не углубляясь до степени рассмотрения отдельных компонентов и их взаимосвязей, а также поиска возможностей участия в процессе. Хотя объекты городского дизайна уже давно и плотно насыщают пространство города, "урбодизайн"* еще мало изучен с позиций его действительных средообразующих возможностей и специфики, определяемой особенностям городского контекста. Возможности дизайна в этой области еще только начинают систематически исследоваться 9.

Существуют предпроектные исследования и проектные предложения**, в которых на материале Москвы или других крупных, отдельно взятых городов

' Асс Е.В., Аркин Д., Генисарстсктти О.И., Глазычев В.Л., Жердсв Е.В., Минервин Г.Б., Сидоренко В.Ф., Соловьев Ю.Б., Тупталов Ю.Б. и др.

2 работы Жадовой Л. А., Кондратьевой К.А., Хан-Магомедова С.О. и др.

3 Ангелов В.Д., Асс Е.В., Волков М.М., Гарин H.H., Добрицына И. А. Ефимов A.B., Лекарь Б., Овсянников B.C., Рифкянд К, Салмин Л.Ю., Семенов В.Н., Соловьев Н.К., Хэлприн Л. и др.

* рассматривают Антонов В.А, Арнхейм Р., Барита М.Г., Беляева Е.Л., Бранч М, Бринкман А., Бунин A.B., Глазычев В.Л., Зигге К, Иконников A.B., Крашенинников A.B., Криворучко Ю.И., Крие Р., Лебедева Г.С., Лсжава И.Г., Линч К., Медведю» Ю.В., Мухин В.Н., Никитин В. А, Ноткин И.И., Пастухов A.B., Попова И.А., Раппапорт АГ., Рочнях Ю. А, Ссрсдюк И.И., Смоленская С.А., Сомов Г.Ю., Тихонов B.C.

5 посвящены работы Бочарова Ю.П., Высоковского A.A. Гутнова А.Э., Каганова Г.З., Когана Л.Б., Шукуровой АН., Яргиной З.Н. и др.

6 рассматриваются в трудах Беккера А.Ю, Пруцына О.И., Ранинсгаго Ю.В., Щенкова A.C. и др.

7 освещают Арапов С.Н., Васильчикова С.Ф., Велев П., Кувпшгов A.A., Лавров В.A, Маркус К., Мейтлевд Б., Писарский И.В., Регаме С., Терехнна B.C., Трубецков Е.О., Урбах А, Харитонова З.В., Шимко В.Т., Щубенков MB. и др.

8 Высоковский А. А, Никитин В. А, Степанов В. А, Хейдмстс М. и другие.

' Бавдорин В.Г. Эмсггектоника как дизайн - метод эстетической организации урбосреды.: дисс. - СП б, 1994. 5 Заева Е. А, Салмин Л.Ю., Бавдорин В.Г. и др.

** Комплексная реконстру кция Камергерского переулка в Москве, реконструкция Старого Арбата и улицы Кузнецкий мост, предложения по реконструкции кварталов центра Москвы, Столешникова переулка и тд.

предлагалась реконструкция в общеградостроительном масштабе с рекомендациями по оборудованию пространств. Анализ и обобщение ситуации исторических городов, различных по сохранности среды (где проблемы стоят еще не настолько остро и преобразования ведутся не так быстро, как в крупнейших городах) с целью изучения возможности преобразования предметного наполнения и оборудования исторической среды не проводились.

Существующие рекомендации по городскому дизайну в системе внешнего благоустройства носят характер нормирования оборудования и его количества.

В практике дизайна сказывается отсутствие системных представлений о городской среде как сложном специфическом социокультурном организме и тех многообразных следствиях, которые влечет за собой внедрение дизайна в этот организм. Поэтому одним из главных вопросов на современном этапе остается поиск инструментария бесконфликтного проникновения в естественно-исторически сформировавшийся объект - среду открытых пространств исторического центра города.

Рабочая гипотеза:

Поскольку среда воспроизводит меняющиеся во времени стереотипы культуры и потребительские запросы человека, постольку и она сама, соответственно, должна изменяться, быть адекватной характеру протекающих жизненных процессов. Городская среда неоднородна*, структуру ее обьемно-пространственной и предметной системы составляют слои, отличающиеся уровнями стабильности во времени (самый динамичный - вещное наполнение). Каждый слой имеет свои характеристики и степень свободы относительно других. Для того чтобы предметно-пространственное окружение могло отвечать изменчивым потребностям жизни, новым формам поведения человека в определенный период, при уже сформированном архитектурно-планировочном каркасе и сложившейся застройке, необходимо и возможно производить реорганизацию на уровне предметного наполнения. Именно средствами дизайна, с учетом существующих в культуре норм и оценок, преобразовываются материальные и организационные формы данной действительности в целях создания гармоничной среды. Определяя активность свойств разных слоев и

* Гутнов А.Э. Влияние изменяемости городской среды на принципы ее проектирования: днсс., - М.,1970.

возможности их взаимовлияния, можно осуществлять контроль процесса изменения жизни города, регулировать обновление наполнения пространств, находить приемы и способы сохранения ценности среды и ее модернизации. Объекты дизайна принадлежат к уровню наиболее гибких, мобильных, обладающих высокими адаптивными возможностями форм, способных в силу этого актуализировать ее социокультурную и историческую конкретность.

Цель исследования: Установить закономерности развития среды центров исторических городов с учетом неоднородности их предметно-пространственной основы; предложить систему подходов к разрешению противоречий между исторически сложившейся средовой действительностью и желаемым функционированием среды.

В соответствии с этим определены задачи:

- сбор фактического материала о сложившихся исторически и культурно ценных средовых ансамблях и их историческом дизайне;

- анализ, обобщение и систематизация данных об этих объектах с позиций идеи неоднородности среды и типологии составляющих элементов;

- выявление специфики взаимодействия (взаимовлияния) различных слоев объемно-пространственной и предметной структуры среды;

- сбор и изучение материалов по современному городскому дизайну с составлением номенклатуры элементов, анализ их свойств и функций, в соответствии со знанием характеристик и активности слоев городской среды;

- формирование принципов проектирования и способов размещения средств дизайна в условиях реконструкции центра исторического города;

- составление рекомендаций совершенствования исторической предметно-пространственной среды с учетом современных требований, разработка предложений по контролю соблюдения сохранности характера места.

Объектом исследования являются открытые пространства исторических городов и их предметное наполнение с изучением эволюции дизайна среды. К открытым городским пространствам отнесены социально- и функционально-значимые участки города, вычлененные с помощью зданий, различного рода сооружений и ландшафта, которые выполняют специфические градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города

(аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городских территорий. В работе рассматриваются, прежде всего, те, которые выполняют функции коммуникаций, перераспределения транспортных и пешеходных потоков, концентрация общественной деятельности и торговли: площади и перекрестки, улицы и проспекты, скверы и курдонеры, бульвары и набережные исторических центров городов.

Предмет исследования: Закономерности процесса обновления среды открытых пространств исторического города и возможности его регулирования.

Границы исследования: Территориальные границы охватывают ряд наиболее характерных исторических городов (Владимир, Вологда, Иркутск и Красноярск). Привлекаются для сравнения и обоснования некоторых положений примеры по северным городам Западной Европы и Америки, что определено наличием подобной проблемной ситуации в открытых пространствах исторических городов и схожестью климатических условий.

Методика исследования, обусловленная целью и задачами, включает:

- изучение отечественных и зарубежных литературных источников, справочно-методической документации, результатов работы ряда научно-исследовательских и проектных институтов (ВНИИТЭ, НИИТАГ, ЦНИИП градостроительства).

- натурные обследования, фото-фиксацию, сравнительный анализ исторических и опорных планов, архивных фотодокументов; построите графоаналитических схем.

- комплексный анализ открытых пространств исторических городов и их предметного наполнения с учетом социально-культурных, технико-экономических, композиционно-пространственных закономерностей средоформирования, а также выявлением направленности и способов взаимодействия проблемных ситуаций и инструментов их разрешения.

- систематизацию элементов городского дизайна с учетом их свойств, назначения и функций, месторасположения и временных характеристик; математико-лингвистическую обработку материалов исследования.

Основой работы являются принципы системного и средового подхода.

Научная новизна и практическая значимость: Впервые положения отечественной архитектурной науки о неоднородности материально-пространственных инфраструктур, составляющих городской организм ("каркас" -"ткань" - "плазма") приложены к анализу принципов формирования открытых пространств центра исторического города, установлена особая роль третьего слагаемого этой системы - городского дизайна - в деле реконструкции и сохранения своеобразия их облика. Установлены основные типологические и ведущие содержательные характеристики дизайнерской составляющей среды исторического города, показана ее неоднородность с позиций динамики собственных параметров и устойчивости связей с другими компонентами городского ансамбля; рассмотрены варианты смысловой и физической трансформации элементов и комплексов городского дизайна при разных вариантах изменения исторической среды. В результате исследования установлены тенденции изменения слоя ГД: мобильность (увеличение нестабильности в пространстве); сокращение временных параметров функционирования; различие сроков физической и моральной амортизации; взаимозаменяемость элементов и т.д. Выявлены способы взаимодействия различных слоев предметно-пространственной среды с учетом их архитектурно-градостроительной активности и уровня мобильности. Предложены подходы к реконструкции среды центра исторического города с учетом роли и возможностей элементов городского дизайна, как способа и средства гармонизации среды обитания горожанина.

Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической проектной работе и в учебных программах дисциплин специальности 290200 "Дизайн архитектурной среды".

На защиту выносятся:

- концепция принципов и приемов формирования комфортной и образно выразительной среды в исторически сложившемся центре города, включающих функционально-организационные и формально-зрительные аспекты.

- обоснование конструктивной роли дизайна в преобразовании предметно-пространственной среды ценпых и активно эксплуатируемых открытых пространств исторического города с указанием форм взаимосвязи дизайнерского и архитектурного слоя.

- типология и структура взаимодействия объектов и элементов городского дизайна с выявлением тенденций изменения городского оборудования.

- предложения путей реконструкции и реорганизации открытых исторических пространств с учетом уровней динамики и интенсивности использования, ранжирования их по содержательности, открытости и размерности.

Апробация работы: Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях в С-Пб Гос. Арх.-стр. университете (1997г.) и Иркутском Гос. Техн. университете (1994, 1996, 1998гг.) и Пензенской Гос. Арх.-стр. академии (2000г.).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с основными выводами и приложения, включающего текстовую часть (примечания) и иллюстративную (представлена на 30 таблицах). Предложена библиография по теме исследования.

Во введении обоснована актуальность, сформулированы цели, задачи, определен объект и предмет исследования, методика, научная новизна и практическая значимость диссертации. Дана общая характеристика работы, сделан обзор литературы, посвященной проблемам среды исторически сложившихся городов.

Глава 1 "РАЗВИТИЕ ФОРМ И СУТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ" посвящена рассмотрению вопросов морфологии и типологии городских пространств, формированию предметно-пространственной среды городов и анализу ее организации, с учетом динамичности компонентов средовых ансамблей. Обращается внимание на социальные, культурные и функциональные механизмы городской жизни, психологию поведения человека в городской среде и ее восприятие.

В Главе 2 "ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ И ХАРАКТЕРИСТИК ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА" дается обзор механизма возникновения и сравнительный анализ существования дизайнерских объектов в городе. Указываются особенности изучения исторических форм городского оборудования и их связей с развитием городской культуры и современной ситуации в этом аспекте. Приведена типология (классификация) дизайнерских объектов и их

систем, исследование этих типологических рамок и взаимосвязей между отделыгыми системами.

В Главе 3 "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА" отмечается роль дизайна в современном городе как формы деятельности, адекватно реагирующей на процессы происходящие в городской среде. Подчеркивается роль потребителя в практике производства и реализации дизайнерских объектов и их комплексов. Исследуются возможности дизайна: приемы проведения реконструкции открытых городских пространств с сохранением характера исторической среды; способы внедрения технических новшеств в историческую зону города; варианты развития в новом масштабе специфических особенностей композиции города (характера силуэта, принципов построения пространств и пр.).

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются выводы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ.

В Главе 1 рассматривается среда исторического города и ее компоненты. Указываются особенности формирования центров исторических городов, планировку которых, как правило, определяли их торгово-экономические функции и внешние связи. Исторически созданный центр подвергался в процессе развития города незначительным трансформациям, сохраняя свою планировочпо-топологическуго структуру и частично меняя объемы застройки.

Для примера в работе приводятся города с различной степенью преобразования и освоения архитектурного наследия, с разной интенсивностью процессов изменения городского уклада и образа жизни. За основу принимается разделение городов на четыре группы по численности населения, т.к. этот показатель наиболее полно отражает степень активности жизни города, интенсивность происходящих процессов преобразования города* (уровень динамичности архитектурно- строительных решений и возможность капиталовложений, условия для реконструкции и поддержания состояния

" Вологда представляет группу средних городов с численностью населения более 50 и менее 300 тыс.чсл.: Канск, Кострома, Муром. Новгород, Осташков, Псков. Тобольск и Торжок; Владимир - города с населением от 300 до 500 тыс.чел.: Калуга, Вятка и Тверь; Иркутск - более 500, но менее 750 тыс.чсл.: Пенза, Рязань, Томск, Тула и Ярославль; Красноярск - от 750 тыс.чел. до 1 млн.чел.: Воронеж и Саратов.

исторического центра города). Приведены этапы развития городов". Дано описание и анализ исторических центров данных городов. Представлены морфологические типы пространств (элементы планировочной структуры; объекты и приобъектные пространства). Для выбранных городов на основании опорного и исторических планов разного времени определены границы исторического городского центра, его стабильный каркас и устойчивые тканевые образования. Оказалось, что по размерам исторические центры приблизительно равны во всех городах***, независимо от общей величины площади города.

В настоящее время все выбранные города представляют собой разные по степени использования и сохранности памятников архитектуры и градостроительства ситуации, обладают различным соотношением исторической и современной застройки****. Выявление основного принципа композиции городского центра помогает обосновать дальнейшие исследования.

Средовая обстановка в центре исторического города служит отражением общественной жизни. Городская общественная среда является очень важным и даже решающим компонентом городской культуры. Поэтому места для социального, политического и экономического общения, т.е. общественные пространства города, не выполняют свои функции в полной мере и теряют свою роль, если жизнь города тщательно не продумана и не организована. Изменение открытых пространств происходит непрерывно и является одними из основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному достоянию.

Выявление социально-функционального и историко-культурного потенциала пространства (как структурообразующего элемента среды) возможно на основе анализа композиционно-планировочных принципов формирования центров исторических городов и структурного состава среды.

Городская среда неоднородна и ее предметно-пространственную структуру составляют (по Гутнову А.Э.) три слоя: "каркас" (стабилен), "ткань" или

** Вологда и Владимир основаны в начале 12 века, сибирские города Иркутск и Красноярск - в 17 веке. "" В Вологде площадь исторического ядра приблизительно равна 3,8 кв.км; во Владимире- 3,3.кв.км; в Иркутске- 3,5 кв.км и в Красноярске- 3X кв.км.

Исследованием не охватываются малые города (менее 50 тыс.чел.) с уникальным состоянием

исторического наследия (Суздаль, Ростов и т.п.) и крупнейшие города (более 1 млн.чел.) с более сложной сшуацией, требующие особого подхода.

"заполнение каркаса" (относительно устойчиво) и мобильная "плазма", т.е. вещное наполнение. Первые два слоя представляют собой обьемно-пространственное окружение, а "плазма" - стационарные предметы оборудования и портативные вещи. Каждый слой определенным образом указывает на исторический период своего формирования. А их гармоничное единство взаимно уточняет существующее положение каждого средового образования на шкале времени. Свойства одного слоя задают последующие свойства других слоев н общие композиционно-художественные установки (масштаб, ритм и т.д.). Слои имеют свои области действия и категории стабильности (подвижность) относительно других. Сфера городского дизайна частично проявляется на уровне "ткани" и полностью захватывает слой "плазмы". Структура дизайна также неоднородна и ее составляющие отвечают определенным уровням многослойной структуры среды.

Общеградостроительный неизменяемый слой, определяемый топографией и природным ландшафтом, задает плоскостные характеристики и членения, является пространственной основой. "Каркас воплощает в себе важнейшие историко-генетические особенности города"*. На этом уровне закладывается горизонтальный масштаб и ритм, закрепляется на уровне плана структура города с выделением осей, узлов и акцентов. Здесь возникают и помогают закреплять основные черты городской среды элементы покрытия и ограждения (являющиеся наиболее устойчивыми).

В более подверженном временным изменениям слое объемного наполнения, но относительно устойчивом, фиксируются объемно-пространственные характеристики, задается характер (тема) и стилистика среды (материал, цвет, фактура, формы). На уровне этого слоя расположены малые архитектурные формы (павильоны, беседки, киоски), элементы отделки или архитектурные детали, элементы формирующие ландшафт и плоскостные сооружения (лестницы, рампы, пандусы).

"Плазма" - наиболее недолговечный слой предметно-вещного наполнения объемно-пространственных структур обеспечивает благоустройство и осуществление конкретных жизненных процессов, поддерживает соответствие между средой и ценностями современной культуры. Этому уровню соответствует

* Гугнов А.Э. Эволюция градостроительства. - М., 1984.

"городской дизайн"* и его компоненты**. Предметное наполнение - это связующее звено между человеком и архитектурой, необходимое для целостности контекста культуры. Назрела потребность активизировать представления о городской среде и приведения окружения в соответствии с ними, требуется производить действия по изменению жизни в городе на более мелком уровне составляющих среды, т.е. слое ГД, который включает в себя легко заменяемые элементы, реагирующие на изменение внешних условий.

Вопросы совершенствования открытых пространств исторической городской среды требуют выявления общих закономерностей построения архитектурно-градостроительной структуры, рассматриваемой в качестве объекта преобразования. Эти закономерности определяются совокупностью факторов (условий), сгруппированным по следующим аспектам: историко-культурный, пространственно-планировочный, социально-функциональный.

При оценке открытых пространств города с учетом историко-культурных ресурсов определяющими являются следующие качественные характеристики: 1) ценность историко-культурного наследия, 2) уровень сохранности объектов, окружающей их застройки и прочих составляющих среды, 3) наличие разрушительных процессов, 4) смысловая и территориальная целостность пространства исторической части города Критериями также служат степень самостоятельности архитектурно-градостроительного образования и уникальные средовые особенности территории, ее образная насыщенность. Зачастую пространства характеризуются и определяются смысловыми структурообразующими элементами:

- пространства, образованные объектом или рядом объектов, занимающим значительный ранг в пространственной композиции города (кремль, монастырь);

- пространства, прилегающие к основным видам учреждений культуры и их комплексам (театры, музеи);

- пространства, представляющие образ данного города (как элемент исторической среды в концентрированном виде), выражающие типичные социально-этнические

" ГД - дизайн городской среда - комплексное формирование предметно-пространственной среды города путем проектирования ее элементов с помощью методов и средств дизайна (Основные термины дизайна/ Краткий словарь- справочник - М, 1989.).

" Освещение, колористка, трафика и шрифт, временные сооружения, зелень и транспортные средства.

арактеристики и наиболее распространенную историческую деятельность орожан (слободские улицьг, предместья);

■ пространства, объединяющие объекты, связанные с историческими событиями ши людьми (комплекс "Декабристы в Иркутске").

В основе разнообразия мер, направленных на преемственное треобразование исторической среды, должно лежать ранжирование территории по ;одержательности: многофункциональные улицы и площади, находящиеся в зоне основной активности; участки старой застройки, находящиеся в зоне функциональной активности городского центра и тяготеющие к главным эбщественно-торговым улицам и площадям; участки старой застройки, принадлежащие центру лишь в географическом, но не в функциональном отношении и формирующие жилые кварталы.

Иерархия исторических территорий требует разработки различных режимов использования зон города, что в свою очередь определяет различные системы обустройства среды, различные пути реконструкции. Приводятся существующие типологии по функциональному назначению, размерности и геометрии городских пространств.

Обращается внимание на различные виды городских пространств по степени зрительной открытости: замкнутое (тесное), полузамкнутое и раскрытое (просторное), что определяет характер происходящих в них процессов (интимные, универсальные и массовые). Подчеркивается, что оптические связи и размерность пространств являются очень важными качествами, которые должны учитываться при дизайне среды исторического города, также как и их геометрические разновидности (локальные, линейные, дисперсные).

Выводы по 1 главе.

1) Изменение средовой обстановки городских пространств происходит непрерывно и является важным процессом, который необходимо учитывать и возможно контролировать.

2) Учитывая соответствие социо-культурного значения участка исторической среды условиям его существования, анализ ситуационных характеристик пространства можно проводить согласно принципам зонирования исторической территории по смысловой насыщенности и содержательности.

3) В основе преобразования исторической среды лежит ранжирование территории по уровням динамики и интенсивности использования с учетом структурного состава среды: 1 слой - стабильный и долговечный, 2 слой - относительно устойчивый во времени и пространстве, 3 слой - временный и мобильный.

4) Для определения возможных изменений различных слоев городского организма с помощью элементов дизайна необходимо учитывать их прямую связь с трехслойной системой среды, морфологией пространств и то, что они характеризуются различной степенью свободы и силы воздействия.

5) Помимо "трехслойного" ранжирования пространства имеют основные различия в зависимости от функций (видов деятельности потребителей), от степени зрительной открытости, размерности и геометрических пропорций. Это отражается на специфике размещения элементов ГД и их номенклатуре. Поэтому далее надо рассматривать типологию элементов городского дизайна, их систем, аспекты видоизменения и модификации форм.

В Главе 2 проводится ретроспективное исследование форм городского оборудования исторического города (по материалам архивных документов, литературным источникам, по почтовым открыткам и произведениям художников.), при этом обращается внимание на приемы, цели, способы и задачи изучения эволюции городской среды и ее элементов. Отмечается что социальные и культурные изменения, демократизация норм поведения приводят к появлению новых объектов ГД. Большое влияние на благоустройство города оказывает уровень технического развития. Появление новых материалов и технологий приводит к возникновению новых типов и техническому усложнению уже существующих элементов дизайна. Исследуя исторические элементы дизайна, анализируя современные существующие объекты благоустройства, характеристики, функции и взаимосвязи элементов урбодизайна можно выявить основные тенденции развития и применения форм городского оборудования:

- увеличение разнообразия форм;

- модернизация (современное изменение) материала, фактуры, цвета и т.п.;

- техническое усовершенствование;

- улучшение эргономических характеристик;

- смена и совмещение функций;

- взаимозаменяемость;

- объединение разно-функциональных образований ("гибридность" форм);

группировка разнородных элементов ("сопутствие", ансамблевость, комплексность систем);

- повторяемость основных форм (сетевые и цикличные элементы и системы);

- стилистическое единство (фирменный стиль);

- стилизация (привязка к конкретной ситуации);

- "мимикрия" (привязка к конкретным условиям);

- мобильность (перемещение в пространстве);

- временность, периодичность, сезонность использования;

- неравномерность сроков и скорости физической амортизации и морального старения.

Срок эффективного функционирования объектов дизайна имеет тенденцию к уменьшению. Рост мобильности городской жизни, рост оперативного потребления и экспресс-услуг в наиболее доступной контактной зоне - на улице ведет к развитию временного и мобильного оборудования в городе. Объекты ГД характеризуются различной степенью временного потенциала - стационарные, мобильные и спонтанные (спорадические). Для дизайнерского оборудования города характерна подвижность, сезонная и даже суточная сменность. Кроме стабильных элементов ("арматуры"), применяется мобильная, передвижная и временная "оснастка", которая крепится к более "устойчивым" элементам, по мере надобности, пополняется и заменяется*. Причем, если отдельные объекты дизайна могут служить годы, то их система постоянно реагирует на изменения жизни: перестраивается, теряет одни элементы, дополняется другими. Рассматривается автономность и комплексность элементов городского дизайна (единичные, локальные; сетевые, цикличные), их сочетание и сопутствие одних элементов другим, возможность смены функции и взаимозаменяемость элементов.

Приводится классификация элементов городского дизайна и их систем по свойствам, назначению, по функциям, по месторасположению. Выделены основные типы элементов ГД (мощение и плоскостные сооружения, элементы ландшафта; оборудование, приспособления и украшения; техническое оснащение),

* Урбах А.И., Лин М. Архитектура городских пешеходных пространств. - М., 1990.

которые делятся на группы: малые архитектурные формы; технические элементы оснащения города; функциональные строительные элементы городского оборудования; элементы визуальной информации; элементы функционального оборудования и декоративные элементы города.

Городская обстановка (элементы урбодизайна) - важная часть развития города, которая стремится внести ясность движения, обеспечить красоту и привлекательность улиц и открытых пространств, а также непрерывность и гармонию окружения всей городской среды. Отсутствие какой-либо системы или политики в этой области, наложенное на многочисленность властных городских структур, привели в результате к хаосу и дисгармонии на улицах наших городов. Системы организации обслуживания города (торговля, связь, транспорт и т.д.) рассматриваются изолированно, узковедомственно, внедряются в историческую среду, без учета ее особенностей. Пространство города - это место, в пределах которого происходят события; город подобен сцене, требующей определенного организатора движения людей (т.е. объектов использования и удобства, средств художествсшюго своеобразия, указателей, знаков, символов, укрытия на случай необходимости, мест для сидения и т.д.). Это- мелкомасштабные элементы, которые мы постоянно видим, которыми пользуемся и которые имеют тенденцию к количественному увеличению.

В работе дана номенклатура элементов урбодизайна с указанием их свойства-назначения, принадлежности к системам обслуживания, особенности классификации различных видов городской обстановки (основанной на функциях, типах, принципах дизайна, критериях размещения, масштабности, материале). Проводится исследование предметов дизайна по отношению к природе, форме и расположению элементов, первоначально имеющихся на улицах. Рассматриваются аспекты видоизменения и модификации форм ГД.

Исторические центры городов рассматриваются в качестве хранителей "фирмешгого стиля" города. При этом надо помнить, что стилсвую специфику определяет не только состав и свойства элементов, но и их структура, поэтому стиль относится к числу "системных" качеств городской среды, отражающих образ жизни города. Стиль жизни - форма взаимодействия общества со средой - имеет два аспекта: поведенческий и предметный. Предметы дизайна организуют системы

жизнедеятельности в среде, оборудуют управление "пространственным поведением".

Архитектурный фон (воспринимается эмоционально и назначением) и дизайнерское наполнение (воспринимается функционально и чувственно) имеют разный временной потенциал и претерпевают различные изменения. Отсюда -разные тенденции деформации в стилистике городской среды: нарушение тектонических, масштабных, символических, функциональных, эмоциональных и содержательных соответствий. Выводы по 2 главе.

1) Содержательность городской среды поддерживается элементами ГД, которые отвечают определенным частям многослойной предметно-пространственной структуры. На уровне "каркаса" закрепляются некоторые планировочные характеристики и места элементов покрытия и ограждения; "ткани" соответствует фиксация обьемно-пространственных и задание формальных характеристик, размещение малых архитектурных форм и деталей, плоскостных и ландшафтных сооружений; недолговечному слою предметного наполнения принадлежат все мелкоразмерные или подвижные и временные элементы ГД.

2) Элементы дизайна имеют тенденции к развитию форм, к смене функций и взаимозаменяемости (с разной скоростью). Модификации и исчезновение устаревших форм элементов дизайна отражают социально-культурные, технические и экономические изменения жизни. Элементы ГД имеют разный срок амортизации (физической и моральной).

3) Элементы дизайна могут бьггь стабильными ("арматура") и мобильными, передвижными ("оснастка"); элементы либо автономны и размещаются самостоятельно, либо крепятся на "устойчивые" элементы или являются сопутствующими друг другу (единичные и локальные; цикличные и сетевые).

4) Срок функционирования объектов ГД имеет тенденцию к уменьшению и ведет к развитию мобильного и временного (сезонного и суточного) оборудования в городе.

5) На современном этапе в среде исторического города наблюдается "наложение" различных стилей и соответствие стилям происходит не формально, а на уровне

тектонических, масштабных и эмоциональных характеристик (т.е. не внешне, а содержательно) в пределах не отдельных элементов, а их структуры.

Отсюда вытекает цель дальнейшего исследования - определить возможные способы динамичного внедрения элементов ГД в среду исторического города, не нарушая ее содержательности, найти оптимальные отношения и соответствия различных элементов дизайнерской системы внутри целостной многослойной предметно-пространственной среды.

В Главе 3 излагается описание процесса взаимодействия архитектурного и дизайнерского слоя городской среды. Городская среда представляется как нерасторжимое сложное единство предметно-пространственной организации города, его функциональной структуры и протекающей в ней человеческой деятельности. При этом предметом исследования и проектирования становятся повседневная жизнь человека в городе в соответствии с материально-пространственной организацией среды, обретает право на существование термин "дизайн жизни".

Основные процессы, происходящие в среде города, их содержание, распределение их активности, основные параметры города определяются функциональной и объемно-планировочной структурой. Вся деятельность человека в пространстве города связана с определенной "технологией городской жизни", обеспечиваемой особым инструментарием, благодаря которому все процессы в среде происходят в соответствии с требованиями и нормами.

Обновление среды проводится на основании различных позиций. Особо уделяется внимание важности средового подхода к проблеме качества городских пространств, влиянию индивидуальных особенностей потребителя и уровня технического развития общества на комфортность среды города.

Существуют различные методы реконструкции исторической застройки: от "музеефикацшГ до полной модернизации. Наименее спорным и приемлемым в любых условиях является комплексная реконструкция с морфологическим и стилистическим соответствием.

Высокий уровень конфликта архитектурно-градостроительного слоя и условий его существования на участке рассматриваемого исторического пространства показывает его устойчивость во времени, но утрату значения и

несоответствие уровню жизни, активную необходимость целенаправленного изменения качества предметно- пространственной среды. Ситуация умеренного конфликта слоев и негативных изменений в пределах отдельных участков, стойкость предметно- пространственной среды к моральному старению, предполагает незначительные функционально-дизайнерские преобразования. Минимальный уровень конфликта говорит об относительной приспособленности и динамичности предметно-пространственной среды во времени.

Различное соотношение средств и приемов внедрения сферы дизайна в архитектурно-градостроительную систему (соподчинение, подобие и соответствие, противопоставление) должно устанавливаться в каждой конкретной ситуации, в зависимости от цели проектирования и выявления очагов средовой напряженности, что даст усложнение и разнообразие общей картины. Возможно определить, где и как именно происходит контакт между дизайнерским и архитектурным слоем, в каком диапазоне соответствия (стилистическое, тектоническое, ритмическое, масштабное, цветовое, декоративное, по фактурной проработке и т.д.). Степень активности дизайнерского слоя по отношению к архитектурному может варьироваться от нюанса до контраста. Предлагается следующая условная классификация возможных сочетаний:

дизайн подчиняется, максимально подобен архитектуре ("мимикрия"); дизайн соответствует архитектуре по каким-либо признакам, "согласовывается" с ней;

дизайн (выступая равноправно) "вписывается" в архитектурную среду; дизайн сглаживает контрасты, сложившиеся в архитектурной обстановке ("примирение" стилей и объектов, "экранирование" и т.п.);

дизайн вносит отдельные коррективы (технические, функциональные изменения);

дизайн расставляет акценты в функционально-композиционной структуре;

дизайн противопоставлен архитектурному началу средового комплекса.

Элементы городского оборудования (дизайнерский слой) формируют предметную инфраструктуру, наложенную на обьемно-пространственную структуру города. Только дизайн может преобразовать среду исторического города

(созданного для среднестатистического жителя другого времени), способную сегодня удовлетворить конкретного человека, среду взаимодействия людей с разными индивидуальными особенностями и непрерывно меняющимися материальными и духовными потребностями, приближать городской ансамбль к представлениям о комфортной предметно-пространственной среде. В понятие комфорта включается весь комплекс факторов, определяющих благоустроенность и уют созданной человеком среды, вызывающих положительные физиологические и психологические ощущения, причем уровень комфорта определяется как индивидуальными особенностями потребителя и уровнем технического развития общества, так и традициями и общественным опытом. Задача дизайнера -формирование комфортной для человека среды при разумном подходе к тем неизбежным изменениям, которые возникают в окружении в результате воздействия на него.

Конфликтные ситуации в среде открытых пространств исторического города вызывают следующие последствия: искажение историко-культурного контекста; проблемы визуально-художественного характера; нарушение природно-климатического контекста; несовершенство организации общественно-торговых функций; недостатки коммуникационных функций.

Предлагается концепция решения различных городских проблем (безопасность, обеспечение ориентации и информации, регулирование транспортного режима, санитарно-гигиенические вопросы, смягчение климатических условий), которая предусматривает выявление направленности (усиление или ослабление качеств) и способов (актуализация и нейтрализация свойств среды) взаимодействия проблемных ситуаций и инструментов их разрешения - средств дизайна. При этом адаптация исторических городских структур современным запросам производится разнообразными путями. Выделены две группы мероприятий:

- формально-зрительные преобразования среды (совершенствование облика) — от ввода нового объекта, расширения и выделения существующего, акцентирования ударных точек и зон активности, разделения и объединения масштабом, ритмом и т.д. до экранирования, маскировки, изоляции и ликвидации объекта ГД;

- функционально-организационные преобразования (организация образа жизни)-от инициирования и сохранения условий, функций и состояний до их развития или корректировки, ослабления и запрещения с помощью элементов ГД.

Вариантность решений не должна нарушать устойчивости вида и характера (исторического, стилистического, морфологического, эстетического) средового ансамбля. Фрагменты среды и элементы наполнения должны быть локализованы, но не изолированы, объединены перекрестными связями, определенными знаками родственности. Должна соблюдаться система подчинения (разделения на главные и второстепенные) всех составляющих среды. Части могут меняться, сохраняя при этом ведущие признаки отношений. Выводы по 3 главе.

1) Исследование уровня конфликта архитектурно-градостроительных слоев и условий их существования на участке исторического пространства показывает возможность (за счет средств ГД) изменения характеристик, особенностей восприятия и освоения среды города.

2) Основные сферы применения ГД - решение проблем визуально-художественного характера, безопасности, санитарии и гигиены, регулирование транспортного режима, обеспечение работы систем обслуживания, изменение природно-климатического контекста.

3) Основными средствами достижения соответствия городской среды требованиям и нормам жизни являются решаемые дизайном вопросы благоустройства, декорирования и экранирования территорий, организации движения и условий деятельности. При этом в исторической среде ведущие функционально-пространственные параметры остаются относительно неизменными, стремятся к консервации "внешних" признаков.

4) Подчеркивается, что: отдельные мероприятия (применение одних и тех же средств) могут решать разные проблемы; одну и ту же цель можно достичь разными способами. Были выявлены две основные линии мероприятий: направленные на совершенствование облика среды и организацию образа жизни.

5) Приемы и принципы варьируются от степени активности дизайнерского слоя по отношению к архитектурному (в зависимости от сложившейся на данном участке исторического пространства ситуации, от поставленных в каждом конкретном

случае преобразовательных задач, от условий и возможностей внесения корректив) от минимальной - соподчинение, до максимальной - лидерство.

6) Предлагается дифференциация слоя дизайнерских средств, в зависимости от времени их рационального существования в среде и степени устойчивости, от уровня подвижности в пространстве: "арматура", "оснастка", "наполнение".

7) Выявлено, что общие сроки жизни элементов и компонентов ГД составляют примерно 10-20 лет, тогда как сроки "нормального" существования отдельных форм ГД, т.е. нижняя граница их стабильности, чрезвычайно разнообразны. Это позволяет формировать дизайнерскую компоненту городской среды исторического города различными способами в зависимости от конкретики проектных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование показало, что городская среда является подвижным, многокомпонентным и многослойным организмом, при проектном внедрении в который необходимо учитывать различные характеристики средовых пространств: типологические, композиционно-планировочные, содержательные (ценностные), семантические (смысловые). В исторических городах общая направленность соответствующих проектных действий - под держание, сохранение и обогащение сложившегося архитектурно-дизайнерского облика, за счет совершенствования преимущественно предметной среды в рамках концепции бережного отношения к историческому контексту.

Предлагаемые в данной работе проектные мероприятия принадлежат к сфере дизайна среды и составляют 5- 10 % от общего объема и стоимости работ других действий по реконструкции. Они включают в основном преобразования в области слоя "плазмы" предметно-пространственной среды города, затрагивают ее "ткань" и косвенно влияют на "каркас", т.е. относятся и к частичному изменению функций потребления городской среды. Будучи относительно поверхностными в общем числе возможных преобразований формально-зрительного и функционально-организационного характера, они заметно меняют не только облик среды, но и образ жизни исторического города.

Анализ форм городского оборудования, их характеристик, вариантов взаимосвязей, особенностей, влияния социального, технического и экономического развития городского организма на модификации и стилистику

ектов ГД позволяет определить специфику использования этих средств в щессе обновления среды, что приводит к следующим выводам: Предметное наполнение (элементы и комплексы ГД) относятся к самому (вижному из трех различающихся стабильностью и устойчивостью во времени «в материально-пространственной структуры городской среды, "плазме", и в |ю очередь подразделяется на три части в соответствии с собственными щижностью и долговечностью ("арматура", "оснастка", мобильное яолнение"). С этих позиций проектные классификации элементов ГД должны ¡имущественно различать их не по размеру, назначению, а по мобильности и пени связности с работой других слоев общегородской структуры.

В наше время в связи с ростом информативной насыщенности и ймуникативности городской культуры в центральных зонах исторических юдов происходит перенесение основной функционально-семантической грузки с каркасного слоя города, с его планировочной структуры и архитектуры юверхностный слой восприятия городской среды, формируемый, в основном, :ментами благоустройства, городского и графического дизайна. Сохранить (с позиций преемственности) и приспособить для настоящего дня «тральные пространства исторических городов (разрешая противоречие между эжившимися формами средовой действительности и желаемыми параметрами ее нкционирования) возможно только опираясь на концепцию максимального пользования активности дизайнерского слоя городской среды и принимая во имание тенденции развития элементов ГД с учетом изменений в системе отребитель-среда".

Наиболее "музейны" (историчны по облику) - стационарные и стабильные, атичные формы ГД, а "современны" - динамичные и мобильные. В торическом городе те и другие должны образовывать единую дизайнерскую стему, связанную показателями масштаба, ритма, характером членений и угими визуальными признаками, свойственными данной исторической среде о обеспечит любым предметно-пространственным включениям стилистическое ответствие визуальному контексту, адаптационную динамичность ществования, отвечающую их статусу, и гармоничность средового восприятия в :лом.

/ 24

5) Проектные мероприятия по совершенствованию качества среды центра исторического города делятся на две группы - активно-преобразовательные и адаптационные, которые подразделяются на формально- зрительные и функционально- организационные. Их применение напрямую связано с содержательным анализом характера деятельности в данном месте и его соответствия сложившимся предметно-пространственным характеристикам места. Поэтому в основе разработки способов разрешения проблем современной организации среды открытых пространств исторических городов должно лежать зонирование и ранжирование территорий центра по их содержательности и уровням динамики и интенсивности использования. При этом дифференциация сроков существования дизайнерских объектов внутри слоя вещного наполнения среды позволит максимально приблизить ожидаемый результат проектных вмешательств к оптимальному.

6) В целом проделанная работа позволяет утверждать, что элементы и комплексы ГД, этой существенной, самостоятельной части городской среды (в т.ч. в исторических городах), представляют собой особую и чрезвычайно важную сферу визуальной культуры современного города. Она обладает своей собственной системой слагаемых - материально-художественных компонентов, своими путями развития, прежде всего, активной и многослойной динамикой существования этих компонентов, наконец, специфическими целями и возможностями участия в жизни городского организма.

Будучи своего рода мостиком между архитектурными и дизайнерскими возможностями комплексного формирования современного образа жизни в городской среде, ГД исторических городов становится весьма содержательным полигоном для нового типа профессиональных исследований - архитектурно-дизайнерских, соединяющих пристальность изучения предметного мира нашего окружения с масштабностью его пространственного охвата.

Публикации автора по теме диссертации.

1. Особенности формирования ингерьерных пространств городской среды./ Тезисы доклада.// Материалы научно-практической конференции "Совершенствование проектирования..." - Иркутск, 1994.

2. Вопросы комфорта и безопасности в городе (урбодизайн среды как способ решения проблем). Материалы 51-й международной научно-технической конференции молодых ученых и студентов. Санкт-Петербург, 1997 (в печати).

3. Проблемы эволюции и стабильности форм городского оборудования и их связей.// Материалы международной конференции "Развитие городов на рубеже столетий" Иркутск, май 1997. - Иркутск, 1998. - с.93-96,

4. Дизайн в совершенствовании исторически сложившихся общественных пространств городской среды.// Материалы международной научно-практической конференции "Город: прошлое, настоящее, будущее". -Иркутск, 1998.-с. 213-216.

5. Дизайн временного благоустройства в исторической среде города. // Материалы международной научно-практической конференции "Город: прошлое, настоящее, будущее. Проблемы развития и управления на пороге III тысячелетия" Иркутск, 1999. - Иркутск, 2000. - с. 258-261.

6. Дизайн городской среды: учет и участие потребителя.// Материалы VII международной научно-практической конференции. Пенза, май 2000 г. -Пенза, 2000. - с. 33-35.

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Калинина, Наталья Сергеевна

Введение.

Глава 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ И СУТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ. Среда исторического города и ее компоненты).

Раздел 1.1. Формирование открытых пространств города (морфология).

1.1.1. Городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни.

1.1.2. Историческая ценность городских пространств.

1.1.3. Композиционно-планировочные принципы в историческом центре города.

1.1.4. Стабильность и подвижность городского организма: слои и их активность ("каркас", "ткань", "плазма").

Раздел 1.2. Пространства исторических русских городов (старое и новое).

1.2.1. Город Вологда.

1.2.2. Город Владимир.

1.2.3. Город Иркутск.

1.2.4. Город Красноярск.

Раздел 1.3. Характеристики пространств города (систематизация, типология).

1.3.1. Типология по фунющям пространств (по видам деятельности потребителей).

1.3.2. Типология по степени зрительной открытости и оптические связи между пространствами.

1.3.4. Размерность пространств (сечения улиц) и их геометрические разновидности.

Выводы по главе 1.

Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ И ХАРАКТЕРИСТИК

ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА. (Объекты дизайна в городе).

Раздел 2.1.Ретроспективное исследование форм городского оборудования исторического города (по материалам архивных документов и т.д.).

2.1.1. Приемы изучения, цель, способ и задачи ретроспективного исследования форм городского оборудования.

2.1.2. Социальные изменения и смена дизайнерских элементов в среде.

2.1.3. Техническое развитие и элементы дизайна.

Раздел 2.2. Анализ характеристик, функций и взаимосвязей элементов.

2.2.1. Временной потенциал объектов городского дизайна (сезонность, мобильность).

2.2.2. Автономность и комплексность элементов городского дизайна.

2.2.3. Смена функций и взаимозаменяемость элементов.

Раздел 2.3. Типология и номенклатура элементов городского дизайна и их систем. (Развитие форм городского дизайна).

2.3.1. Типы и группы элементов городского дизайна.

2.3.2. Номенклатура элементов урбодизайна.

2.3.3. Видоизменения и модификации форм городского дизайна, стили.

Выводы по главе 2.

Глава 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА.

Раздел 3.1. Процессы взаимодействия архитектурного и дизайнерского слоя городской среды.

3.1.1. Средовой (контекстуальный) подход к проблеме качества городских пространств.

3.1.2. Понятие комфорта в городской среде и роль дизайна.

3.1.3. Роль потребителя и его влияние на изменения среды.

3.1.4. Решение различных (планировочно-архитектурных и др.) городских проблем за счет средств дизайна.

Раздел 3.2. Реконструкция среды исторических городов.

3.2.1. Отечественный опыт.

3.2.2. Зарубежный опыт.

Раздел 3.3. Взаимодействие архитектурного и дизайнерского слоя.

3.3.1. Классификация взаимодействия архитектуры и дизайна.

3.3.2. Пути адаптации исторической среды современным запросам.

Выводы по главе 3.

Введение 2000 год, диссертация по архитектуре, Калинина, Наталья Сергеевна

В проектной культуре всегда существовала проблема взаимоотношения старого и нового, проблема соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни. В настоящее время повысился интерес к формированию городской среды как к особому виду архитектурно-художественной и дизайнерской деятельности. Городская среда при этом понимается как совокупность городского интерьера* и его предметно-пространственной среды**.

Сегодня приобретают актуальность вопросы преобразования и реконструкции среды исторического города с учетом новейших инженерных и социальных требований, с соблюдением интересов пользователей на уровне не столько количественном, сколько качественном. Особо остро встают проблемы в старых городах, где сталкиваются вопросы сохранения исторических средовых ценностей и приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта.

Городская среда большинства городов (как у нас в стране, так и за рубежом) отличается дискомфортностью: нарушением "человеческих" масштабов; несоответствием реальных метрических и визуально - эстетических свойств улиц и площадей их функциональному использованию и требованиям создания комфортных условий для человека; перенасыщенностью и не структурированностью информационно-рекламных элементов; недостатком информационно-ориентирующих средств; непродуманностью решений оборудования и эксплуатации открытых пространств города в различное время года и суток; плохой организацией среды для разных возрастных и социальных групп людей; отсутствием элементарных удобств для пожилых и инвалидов. Городской интерьер - "целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства" [164]. Предметно-пространственная среда - непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности[120].

Современное неудовлетворительное моральное и физическое состояние объектов городской среды и несоответствие их функционального наполнения снижают социальную эффективность пространств города, что требует активного профессионального вмешательства, особенно, в процесс формирования предметно-пространственного окружения активно эксплуатируемых исторически ценных городских пространств.

Развитие дизайна городской среды как новой области творческой деятельности явилось следствием определенных экономических и социальных достижений городской жизни. С увеличением объема информации и расширением сети коммуникаций в городе возрастает значение предметного наполнения.

Т-< W W ♦♦♦ II ||

Городской дизаин , которому отведена роль посредника в решении вопросов соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, должен охватывать уровень быстрых перемен и деталей организации среды.

В настоящее время, по степени функциональной и художественной разработки он заметно отстает от "большой" архитектуры [147]. Поэтому возникает необходимость рассмотреть возможности разрешения противоречия между сформировавшимся архитектурно-предметным окружением и новыми функциональными процессами, которые уже не вписываются в заданные рамки предметно-пространственных параметров среды. Кроме того, надо определить различные способы (в том числе, малыми средствами; небольшими материальными вложениями и трудозатратами, за небольшое количество времени, мобильно и т.д.) полного или частичного изменения средовых характеристик, без утраты целостности облика, исторически сложившихся пространств города, где невозможны или не эффективны другие преобразования (градостроительные, Городской дизайн (дизайн городской среды) - комплексное формирование предметно-пространственной среды города, путем проектирования элементов среды с помощью методов и средств дизайна на базе градостроительных решений в сочетании с архитектурой, ландшафтной архитектурой и целым рядом технических областей - строительством, инженерным обеспечением, коммунальным хозяйством и пр.[120]. планировочные, ландшафтные, геопластические и архитектурно-строительные работы).

Состояние проблемы:

В основе данного исследования среды города лежат работы, посвященные как проблемам теории дизайна (Асс Е.В., Аркин Д., Генисаретский О.И., Глазычев В.Л., Минервин Г.Б., Сидоренко В.Ф., Соловьев Ю.Б., Тупталов Ю.Б. и др.) и истории дизайна (работы Кондратьевой К.А., Хан-Магомедова С.О. и др.), так и вопросам урбодизайна и благоустройства среды (Ангелов В.Д., Асс Е.В., Волков М.М., Гарин Н.Н., Добрицына И.А., Ефимов А.В., Лекарь Б., Овсянников B.C., Рифкинд К., Салмин Л.Ю., Семенов В.Н., Соловьев Н.К., Хэлприн Л. и др.).

При анализе проблемы, поставленной в диссертации, учитывались различные аспекты формирования, существования и восприятия среды города, которые рассматривают в своих работах Антонов В.А., Арнхейм Р., Бархин М.Г., Беляева Е.Л., Бранч М., Бринкман А., Бунин А.В., Глазычев В.Л., Зитте К., Иконников А.В., Крашенинников А.В., Криворучко Ю.И., Крие Р., Лебедева Г.С., Лежава И.Г., Линч К., Медведков Ю.В., Мухин В.Н., Никитин В.А., Норберг-Шульц К., Ноткин И.И., Пастухов А.В., Попова И.А., Раппапорт А.Г., Рочняк Ю.А., Середюк И.И., Смоленская С.А., Тихонов B.C. и другие.

Поиск путей совершенствования среды исторического города идет в различных направлениях. Исследованию закономерностей функционирования городов, применительно, прежде всего, к исторически сложившимся крупным центрам, посвящены работы Бочарова Ю.П., Высоковского А.А., Гутнова А.Э., Каганова Г.З., Когана Л.Б., Шукуровой А.Н., Яргиной З.Н. и др.

Вопросы сочетания современных включений (объектов) с историко-архитектурным наследием в структуре города рассматриваются в трудах Беккера А.Ю., Пруцына О.И., Ранинского Ю.В., Щенкова А.С. и др.

Возможности изучения, использования и преобразования общественных пространств города освещают: Арапов С.Н., Васильчикова С.Ф., Велев П., Кувшинов А.А., Лавров В.А., Маркус К., Мейтленд Б., Писарский И.В., Регамэ С., Терехина B.C., Трубецков Е.О., Урбах А.И., Харитонова З.В., Шимко В.Т., Щубенков М.В. и др.

В ключе "средового" подхода проблемы города исследуются Высоковским А.А., Никитиным В.А., Степановым В.А., Хейдметсом М. и другими, но на уровне обобщения явлений, наблюдения и теоретического описания, не углубляясь до степени рассмотрения отдельных компонентов и их взаимосвязей, а также поиска возможностей участия в процессе. Хотя объекты городского дизайна* уже давно и плотно насыщают пространство города, "урбодизайн"[18] еще мало изучен на предмет его действительных средообразующих возможностей и специфики, определяемой особенностями городского контекста. Возможности дизайна в этой области еще только начинают систематически исследоваться (Заева Е.А., Салмин Л.Ю., Бандорин В.Г. и др.).

Существуют предпроектные исследования и проектные предложения**, в которых на материале Москвы или других крупных, отдельно взятых городов предлагалась реконструкция в общеградостроительном масштабе с рекомендациями по оборудованию пространств.

Анализ и обобщение ситуации исторических городов, различных по сохранности среды (где проблемы стоят еще не настолько остро и преобразования ведутся не так быстро, как в крупнейших городах) с целью изучения возможности преобразования предметного наполнения и оборудования исторической среды не проводились. Существующие рекомендации по городскому дизайну в системе внешнего благоустройства носят характер нормирования оборудования и его количества [ ].

В практике дизайна*** сказывается отсутствие системных представлений о городской среде как о сложном специфическом социокультурном организме и тех Объекты дизайна городской среды: малые архитектурные формы, технические элементы оснащения города, функциональные строительные элементы городского оборудования, элементы визуальной информации , элементы функционального оборудования и декоративные элементы города.[120]. Комплексная реконструкция Камергерского переулка в Москве, реконструкция Старого Арбата и улицы Кузнецкий мост, предложения по реконструкции кварталов центра Москвы, Стрлецрццсова переулка и т.д.

Дизайн - проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды. [120]. многообразных следствиях, которые влечет за собой внедрение дизайна в этот организм. Поэтому одним из главных вопросов на современном этапе остается поиск инструментария бесконфликтного проникновения в естественно-исторически сформировавшийся объект - среду открытых пространств исторического города.

Рабочая гипотеза;

Поскольку среда воспроизводит меняющиеся во времени стереотипы культуры и потребительские запросы человека, постольку и она сама, соответственно, должна изменяться, быть адекватной характеру протекающих жизненных процессов.

Городская среда неоднородна [49], структуру ее объемно-пространственной и предметной системы составляют несколько слоев, отличающихся уровнями стабильности во времени (самый динамичный слой - вещное наполнение). Каждый из них имеет свои характеристики и степень свободы (подвижность), относительно других.

Для того, чтобы предметно-пространственное окружение могло отвечать изменчивым потребностям жизни, новым формам поведения человека в определенный период, при уже сформированном архитектурно-планировочном каркасе и сложившейся застройке, необходимо и возможно производить реорганизацию на уровне предметного наполнения. Именно средствами дизайна, с учетом существующих в культуре норм и оценок, преобразовываются материальные и организационные формы данной действительности в целях создания гармоничной среды. Определяя активность свойств разных слоев и возможности их взаимовлияния, можно осуществлять контроль процесса изменения жизни города, регулировать обновление наполнения пространств, находить приемы и способы сохранения ценности среды и ее модернизации.

Объекты дизайна принадлежат уровню наиболее гибких, мобильных, обладающих высокими адаптивными возможностями форм, способных в силу этого актуализировать ее социокультурную и историческую конкретность.

Цель исследования;

Установить закономерности развития среды центров исторических городов с учетом неоднородности их предметно-пространственной основы; предложить систему подходов к разрешению противоречий между исторически сложившейся средовой действительностью и желаемым функционированием среды.

В соответствии с этим определены задачи исследования:

- сбор фактического материала о сложившихся исторически и культурно ценных объектах и их историческом дизайне;

- анализ, обобщение и систематизация данных об этих объектах с позиций идеи неоднородности среды и типологии составляющих элементов;

- выявление специфики взаимодействия (взаимовлияния) различных слоев объемно-пространственной и предметной структуры среды;

- сбор и изучение материалов по современному городскому дизайну с составлением номенклатуры элементов, анализ их свойств и функций, в соответствии со знанием характеристик и активности слоев городской среды;

- формирование принципов проектирования и способов размещения средств дизайна в условиях реконструкции центра исторического города;

- составление рекомендаций совершенствования исторической предметно-пространственной среды с учетом современных требований, разработка предложений по контролю соблюдения сохранности характера места.

Объектом исследования являются открытые пространства исторических городов и их предметное наполнение с изучением эволюции дизайна среды.

К открытым городским пространствам отнесены социально- и функционально- значимые участки города, вычлененные с помощью зданий, различного рода сооружений и ландшафта, которые выполняют специфические градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города (аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городских территорий.

В работе рассматриваются, прежде всего, те, которые выполняют функции коммуникаций, перераспределения транспортных и пешеходных потоков, концентрация общественной деятельности и торговли: площади и перекрестки, улицы и проспекты, скверы и курдонеры, бульвары и набережные исторических центров городов.

Предмет исследования: Закономерности процесса обновления среды открытых пространств исторических городов и возможности его регулирования.

Границы исследования: Территориальные границы охватывают ряд наиболее характерных исторических городов (Европейской части страны и Сибири) - города Владимир, Вологда, Иркутск и Красноярск. Привлекаются для сравнения и обоснования некоторых положений примеры по северным городам Западной Европы и Америки, что определено наличием подобной проблемной ситуации в открытых пространствах исторических городов и схожестью климатических условий.

Методика исследования, обусловленная целью и задачами работы, включает:

- изучение отечественных и зарубежных литературных источников, справочно-методической документации, результатов работы ряда научно-исследовательских и проектных институтов (ВНИИТЭ, НИИТАГ, ЦНИИП градостроительства). натурные обследования, фото-фиксацию, сравнительный анализ исторических и опорных планов, архивных фотодокументов.

- построение графоаналитических схем.

- комплексный анализ открытых пространств исторических городов и их предметного наполнения с учетом социально-культурных, технико-экономических и композиционно-пространственных закономерностей средоформирования, а также выявлением направленности и способов взаимодействия проблемных ситуаций и инструментов их разрешения.

- систематизацию элементов городского дизайна с учетом их свойств, назначения и функций, месторасположения и временных характеристик; математике-лингвистическую обработку материалов исследования.

Основой предлагаемой работы являются принципы и методы системного, средового и аксиологического подхода.

Научная новизна и практическая значимость:

Впервые положения отечественной архитектурной науки о неоднородности материально-пространственных инфраструктур, составляющих городской организм каркас" - "ткань" - "плазма") приложены к анализу принципов формирования открытых пространств центра исторического города, установлена особая роль третьего слагаемого этой системы - городского дизайна - в деле реконструкции и сохранения своеобразия их облика. Установлены основные типологические и ведущие содержательные характеристики дизайнерской составляющей среды исторического города, показана ее неоднородность с позиций динамики собственных параметров и устойчивости связей с другими компонентами городского ансамбля; рассмотрены варианты смысловой и физической трансформации элементов и комплексов городского дизайна при разных вариантах изменения исторической среды. В результате исследования установлены тенденции изменения слоя ГД: мобильность (увеличение нестабильности в пространстве); сокращение временных параметров функционирования; различие сроков физической и моральной амортизации; взаимозаменяемость элементов и т.д. Выявлены способы взаимодействия различных слоев предметно-пространственной среды с учетом их архитектурно-градостроительной активности и уровня мобильности. Предложены подходы к реконструкции среды центра исторического города с учетом роли и возможностей элементов городского дизайна, как способа и средства гармонизации среды обитания горожанина.

Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической проектной работе и в учебных программах дисциплин специальности 290200 "Дизайн архитектурной среды".

На защиту выносятся:

- концепция принципов и приемов формирования комфортной и образно выразительной среды в исторически сложившемся центре города, включающих функционально-организационные и формально-зрительные аспекты.

- обоснование конструктивной роли дизайна в преобразовании предметно-пространственной среды ценных и активно эксплуатируемых открытых пространств исторического города с указанием форм взаимосвязи дизайнерского и архитектурного слоя.

- типология и структура взаимодействия объектов и элементов городского дизайна с выявлением тенденций изменения городского оборудования.

- предложения путей реконструкции и реорганизации открытых исторических пространств с учетом уровней динамики и интенсивности использования, ранжирования их по содержательности, открытости и размерности.

Апробация работы: Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях в С-Пб Гос. Арх.-стр. университете (1997г.), Иркутском Гос. Техн. университете (1994, 1996, 1998гг.) и Пензенской Гос. Арх.-стр. академии (2000г.).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения с основными выводами и приложения, включающего текстовую часть (примечания) и иллюстративную (представлена на 30 таблицах). Предложена библиография по теме исследования.

Заключение диссертация на тему "Дизайн среды открытых пространств центра исторического города"

Выводы по 3 главе.

1) Исследование уровня конфликта архитектурно-градостроительных слоев и условий их существования на участке исторического пространства показывает возможность (за счет средств ГД) изменения характеристик, особенностей восприятия и освоения среды города.

2) Основные сферы применения ГД - решение проблем визуально-художественного характера, безопасности, санитарии и гигиены, регулирование транспортного режима, обеспечение работы систем обслуживания, изменение природно-климатического контекста.

3) Основными средствами достижения соответствия городской среды требованиям и нормам жизни являются решаемые дизайном вопросы благоустройства, декорирования и экранирования территорий, организации движения и условий деятельности. При этом в исторической среде ведущие функционально-пространственные параметры остаются относительно неизменными, стремятся к консервации "внешних" признаков.

4) Подчеркивается, что: отдельные мероприятия (применение одних и тех же средств) могут решать разные проблемы; одну и ту же цель можно достичь разными способами. Были выявлены две основные линии мероприятий: направленные на совершенствование облика среды и организацию образа жизни.

5) Приемы и принципы варьируются от степени активности дизайнерского слоя по отношению к архитектурному (в зависимости от сложившейся на данном участке исторического пространства ситуации, от поставленных в каждом конкретном случае преобразовательных задач, от условий и возможностей внесения корректив) от минимальной— соподчинение, до максимальной- лидерство.

6) Предлагается дифференциация слоя дизайнерских средств, в зависимости от времени их рационального существования в среде и степени устойчивости, от уровня подвижности в пространстве: "арматура", "оснастка", "наполнение".

7) Выявлено, что общие сроки жизни элементов и компонентов ГД составляют примерно 10-20 лет, тогда как сроки "нормального" существования отдельных форм ГД, т.е. нижняя граница их стабильности, чрезвычайно разнообразны. Это позволяет формировать дизайнерскую компоненту городской среды исторического города различными способами в зависимости от конкретики проектных целей.

116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Диссертационное исследование показало, что городская среда является подвижным, многокомпонентным и многослойным организмом, при проектном внедрении в который необходимо учитывать различные характеристики средовых пространств: типологические, композиционно-планировочные, содержательные (ценностные), семантические (смысловые). В исторических городах общая направленность соответствующих проектных действий - поддержание, сохранение и обогащение сложившегося архитектурно-дизайнерского облика, за счет совершенствования преимущественно предметной среды в рамках концепции бережного отношения к историческому контексту.

Предлагаемые в данной работе проектные мероприятия принадлежат к сфере дизайна среды и составляют 5- 10 % от общего объема и стоимости работ других действий по реконструкции. Они включают в основном преобразования в области слоя "плазмы" предметно-пространственной среды города, затрагивают ее "ткань" и косвенно влияют на "каркас", т.е. относятся и к частичному изменению функций потребления городской среды. Будучи относительно поверхностными в общем числе возможных преобразований формально-зрительного и функционально-организационного характера, они заметно меняют не только облик среды, но и образ жизни исторического города.

Анализ форм городского оборудования, их характеристик, вариантов взаимосвязей, особенностей, влияния социального, технического и экономического развития городского организма на модификации и стилистику объектов ГД позволяет определить специфику использования этих средств в процессе обновления среды, что приводит к следующим выводам:

1) Предметное наполнение (элементы и комплексы ГД) относятся к самому подвижному из трех различающихся стабильностью и устойчивостью во времени слоев материально-пространственной структуры городской среды, "плазме", и в свою очередь подразделяется на три части в соответствии с собственными подвижностью и долговечностью ("арматура", "оснастка", мобильное "наполнение"). С этих позиций проектные классификации элементов ГД должны преимущественно различать их не по размеру, назначению, а по мобильности и степени связности с работой других слоев общегородской структуры.

2) В наше время в связи с ростом информативной насыщенности и коммуникативности городской культуры в центральных зонах исторических городов происходит перенесение основной функционально-семантической нагрузки с каркасного слоя города, с его планировочной структуры и архитектуры в поверхностный слой восприятия городской среды, формируемый, в основном, элементами благоустройства, городского и графического дизайна.

3) Сохранить (с позиций преемственности) и приспособить для настоящего дня центральные пространства исторических городов (разрешая противоречие между сложившимися формами средовой действительности и желаемыми параметрами ее функционирования) возможно только опираясь на концепцию максимального использования активности дизайнерского слоя городской среды и принимая во внимание тенденции развития элементов ГД с учетом изменений в системе "потребитель-среда".

4) Наиболее "музейны" (историчны по облику) - стационарные и стабильные, статичные формы ГД, а "современны" - динамичные и мобильные. В историческом городе те и другие должны образовывать единую дизайнерскую систему, связанную показателями масштаба, ритма, характером членений и другими визуальными признаками, свойственными данной исторической среде - это обеспечит любым предметно-пространственным включениям стилистическое соответствие визуальному контексту, адаптационную динамичность существования, отвечающую их статусу, и гармоничность средового восприятия в целом.

5) Проектные мероприятия по совершенствованию качества среды центра исторического города делятся на две группы - активно-преобразовательные и адаптационные, которые подразделяются на формально- зрительные и функционально- организационные. Их применение напрямую связано с содержательным анализом характера деятельности в данном месте и его соответствия сложившимся предметно-пространственным характеристикам места. Поэтому в основе разработки способов разрешения проблем современной организации среды открытых пространств исторических городов должно лежать зонирование и ранжирование территорий центра по их содержательности и уровням динамики и интенсивности использования. При этом дифференциация сроков существования дизайнерских объектов внутри слоя вещного наполнения среды позволит максимально приблизить ожидаемый результат проектных вмешательств к оптимальному.

6) В целом проделанная работа позволяет утверждать, что элементы и комплексы

ТТ W W W W /

ГД, этой существенной, самостоятельной части городской среды (в т.ч. в исторических городах), представляют собой особую и чрезвычайно важную сферу визуальной культуры современного города. Она обладает своей собственной системой слагаемых - материально-художественных компонентов, своими путями развития, прежде всего, активной и многослойной динамикой существования этих компонентов, наконец, специфическими целями и возможностями участия в жизни городского организма.

Будучи своего рода мостиком между архитектурными и дизайнерскими возможностями комплексного формирования современного образа жизни в городской среде, ГД исторических городов становится весьма содержательным полигоном для нового типа профессиональных исследований - архитектурно-дизайнерских, соединяющих пристальность изучения предметного мира нашего окружения с масштабностью его пространственного охвата.

Библиография Калинина, Наталья Сергеевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Алферов И. А., Антонов В Л., Любарский Р.Э. Формирование городской среды. - М., 1977.

2. Ангелов В.Д. Дизайн в эстетическом формировании городской среды: дисс. -М., 1980.

3. Андреев В.А. Основы реконструкции исторического города (Цикл лекций, МАРХИ) М., 1982.

4. Антонов В.Л. Композиция городской среды (методологические проблемы системного подхода): дисс. М., 1990.

5. Анциферов Н.П. Книга о городе. Л., 1926.

6. Аранович Д.М. Формирование архитектурной композиции города: дисс. М., 1946.

7. Арапов С. Н. Размерные и морфологические характеристики открытых пространств исторического центра: дисс., М., 1990.

8. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. М., 1932.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

10. Аронин Дж.Э. Климат и архитектура ( пер. с англ.) М., 1959.

11. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М., 1987.

12. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. М., 1985.

13. Аскаров Ш.Д. Регион пространство - город. - М., 1988.

14. Асс Е.В. Дизайн в контексте. /Труды ВНИИТЭ вып. 29, М., 1981.

15. Асс Е.В. Грродской дизайн.// В серии «Дизайн и архитектура» 1984 №6 -М., 1984.

16. Ащепков Е.А. Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири //Архитектура Сибири. Новосибирск, 1952.

17. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1950 (1953).

18. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М., 1983.

19. Бандорин В.Г. Эмотектоника как дизайн метод эстетической организации урбосреды.: дисс. - СП б, 1994.20.