автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура профсоюзных клубов Подмосковья, 1927-1930-е гг.

кандидата искусствоведения
Чепкунова, Ирина Владимировна
город
Москва
год
2001
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Архитектура профсоюзных клубов Подмосковья, 1927-1930-е гг.»

Оглавление автор диссертации — кандидата искусствоведения Чепкунова, Ирина Владимировна

Введение.

Глава первая.

Формирование общей программы проектирования клубов в Московской Губернии комиссией МГСП.

• Клубное движение и рабочие клубы в России.

• Организация проектирования и строительства клубов в Москве и близлежащих уездах.

• Объемно-пространственная структура и архитектурный образ клубов. лава вторая.

Художественные особенности проектирования и строительства клубов в 1927-1929 годах.

• Характерные тенденции реализации клубной программы различными профсоюзами.

• Объявление открытого архитектурного конкурса профсоюзом Железнодорожников.

• Особенности проектирования и строительства профсоюза Коммунальников.

Глава третья. роектирование и создание клубов в 1927-1929 годах профсоюзом екстилыциков.

• Организация закрытого архитектурного конкурса.

• Проекты клубов четырех типов. Условия строительства.

• Современное состояние клубов.

Введение 2001 год, диссертация по архитектуре, Чепкунова, Ирина Владимировна

Актуальность исследования. Социальные, идеологические, образовательные и другие, не менее важные функции, возложенные на клубы самой идеей их создания в начале XX века, сделали эти организации необыкновенно привлекательными, и для посетителей клубов, и для специалистов разных областей человеческой деятельности, в том числе - архитекторов.

Из числа построек, возникших за три предвоенных десятилетия, легко вычленяются так называемые «профсоюзные клубы». Во-первых, потому что проекты этих зданий выполнены в течение четырех лет с 1927 по' 1930 год и поэтому, все они принадлежат к советскому архитектурному авангарду, самобытному творческому явлению в отечественной архитектуре XX века, признанному, как российскими, так и зарубежными специалистами. К профсоюзным клубам относятся лучшие, «звездные» постройки по проектам архитекторов К.Мельникова, братьев Весниных, И.Голосова и других. Эти клубы удостоились редкой возможности быть оцененными современниками в 1930 году, когда они изучались Группой производственного искусства при Секции пространственных искусств ГАХН. Наконец, в наше время большинство из них обрело статус памятника архитектуры.

Казалось бы, всё, что так или иначе связано с рабочими клубами: история их проектирования, архитектурные достоинства, социальное и культурное значение, изучено настолько хорошо, что не нуждается в дополнительных исследованиях. Однако уникальность массового строительства клубов в Советской России до сих пор продолжает раскрываться новыми гранями.

Известность, которую приобрели профсоюзные клубы благодаря многочисленным публикациям и обсуждениям в прессе, распространяется только на московские постройки. Большое число клубов, выстроенных в провинции, до сих пор не получило необходимой профессиональной оценки. Из тех же публикаций очевидно, что проектирование и строительство клубов в конце 1920-х годов носило не просто массовый характер, но и являлось своеобразным общественным движением. Имело ярко выраженный идеологический характер, ставило перед собой определенные цели, в основном воспитательные. Хотя многообразие «смыслов», содержащихся в таком явлении, как рабочий клуб, столь велико, что каждый исследователь имеет возможность реконструировать своё представление об его сути. Очевидно лишь то, что инициаторы создания клубов как движения, они же - заказчики проектирования и строительства архитектурных сооружений - Профсоюзы, не могли ограничиться постройкой нескольких здании в столице. Миссия, возлагавшаяся на рабочие клубы, требовала их повсеместного распространения.

К 1920-ым годам российские профсоюзы превратились в мощные и организационно оформленные объединения. Еще в 1919 году самым крупным профобъединением России являлся профсоюз Текстильщиков, в котором состояло 711000 человек. Профсоюз Металлистов насчитывал 400000 человек. Благодаря своей многочисленности они владели огромными денежными средствами.

Несмотря на это, даже самым крупным из профсоюзных объединений, таким как профсоюз Металлистов, не удалось до 1927 года выстроить ни одного клуба. Только после организационной работы, проведенной ВЦСПС, а главное, после создания общего финансового механизма проектирования и строительства клубов, российские профсоюзы смогли в полной мере осуществить свои строительные амбиции, создав единую Клубную программу для строительства в Москве и в уездах Московской губернии.

В мае 1927 года состоялся Пленум Московского Губернского

Совета Профсоюзов (МГСП), на котором было принято решение о I строительстве новых клубов.

Для подготовки решения Пленума о постройке клубов Комиссией МГСП были проведены обследования уже существующих клубных помещений., которые выявили недостаточное их количество, с одной стороны, низкое строительное качество, невысокую архитектурную выразительность - с другой, и новые требования заказчиков - с третьей.

Очевидно, что для решения задач глобального влияния на население через организационную сеть клубов таких помещений было недостаточно. Необходимо было строить, делая это на «качественно ином уровне». Комиссия.'МГСП предложила план строительства, который был одобрен и принят к исполнению Пленумом в мае 1927 года. Общее количество клубов, намечавшихся к постройке в течение четырех лет, равнялось 78. Из них 30 клубов предполагалось выстроить в Москве, 48 клубов в уездах Московской губернии.

На первом этапе - «возникновения» самой идеи строительства клубов, роль профсоюзов невозможно переоценить. Финансовая независимость профсоюзов сыграла важную роль на этапе создания архитектурных проектов. Благодаря ей, при проектировании клубов была возрождена традиционная форма строительных взаимоотношений: архитектор - заказчик - подрядчик. Прямое общение с заказчиками значительно расширяло творческие возможности архитекторов, позволяло вносить немедленные исправления и уточнения в проекты.

Реальность непременного осуществления архитектурных замыслов, способствовала созданию новаторских сооружений, к которым относятся практически все профсоюзные клубы Москвы 1927-1929 годов. (Начиная с 1930-х годов, в России стала практиковаться иная, государственно-централизованная система финансирования, и архитектурного проектирования, и строительства).

Необыкновенно сжатые сроки, в которые были поставлены архитекторы при создании проектов, были обусловлены именно политическими мотивами.

Количество клубов и сроки реализации этой программы выдвинули " новые для архитектурной профессии методы и приемы проектирования. Перед архитекторами 1920-х годов встала задача создания нескольких типов клубных зданий разной вместимости. Стремления одних профсоюзов организовать всесоюзный или открытый конкурс на клубы, в конечном итоге, подразумевали создание типовых проектов. То есть проектов зданий, пригодных к тиражированию. Другие заказчики ; стремились выстроить «идеальный» в. своем понимании, с учетом своих ; потребностей, клуб. Ни один из осуществленных рабочих клубов конца 1920-х годов так и не смог совместить оба названных качества. Так профсоюз коммунальников, на долю которого в общей программе приходилось строительство трех клубов, не устраивал архитектурного конкурса, ограничившись двумя приглашенными архитекторами -К.Мельниковым и И.Голосовым. Профсоюз металлистов, в который входили металлургические и машиностроительные предприятия, обладая немалыми средствами, создал каталог типовых проектов, опубликовал их, предлагая другим, менее обеспеченным организациям воспользоваться своими уже готовыми проектами. Профсоюз текстильщиков - самый мощный и многочисленный в то время, который по плану 1927 года строил 28 клубов, создал самостоятельную инфраструктуру,

Т" г занимавшуюся и проектированием, и строительством. Этот профсоюз провел архитектурный конкурс, по результатам которого были отобраны и выстроены лучшие проекты нескольких типов.

Архивные документы сохранили ход дискуссий, сопровождавших создание нового для отечественной архитектуры типа сооружения -рабочего клуба. Однако, после административного разделения (в 1929 году) столицы и губернии, создания Московской области первоначальный план клубного строительства не реализовался в полной мере как единая система. Кроме того, реорганизации подверглись и сами Профсоюзы. В 1929 году II пленум ВЦСПС ликвидировал существовавший Президиум ВЦСПС, вместо него был создан новый коллегиальный орган руководства профсоюзами - Секретариат. В последующие годы профсоюзные объединения подверглись многочисленным разукрупнениям, потеряв былую независимость и финансовые возможности.

До сего дня неизвестно, какие клубы из числа включенных в программу, были реализованы, где расположены и в каком состоянии пребывают в настоящее время. А между тем, предварительный анализ показал, что в проектировании подмосковных клубов принимали участие большие мастера архитектуры своего времени. В их числе К.Мельников -в Дулево, В.Щуко, который построил клуб в Егорьевске, И.Иванов-Шиц -в Подольске. Л.Веснин - автор небольшого типового клуба, построенного в четырех местах. Три из них сейчас находятся на территории Москвы. Еще два клуба: в Орехове (ныне Орехово-Зуево) и Раменском были созданы по проекту Я.Корнфельда и т.д.

Далеко не все клубы, построенные по программе МГСП, подробно рассмотрены в данной работе. Отчасти это сделано намерено. За скобками остались многие хорошо изученные, не раз опубликованные московские постройки: клубы им.Фрунзе, «Каучук», «Буревестник», «Свобода» -архитектора К.Мельникова. Клубы, обсуждавшиеся в 1930-1931 годах в

Государственной академии художественных наук и вошедшие в книгу «10 рабочих клубов Москвы»: «Рот Фронт», профсоюза печатников -архитектора С.Пэна, клуб «Пролетарий» архитектора В.Владимирова и др. В работе упомянут клуб профсоюза химиков, построенный в Дулево К.Мельниковым. Предварительный анализ показал, что Химики, заявившие в 1927 году о строительстве 9 клубов, выстроили еще несколько клубов в Москве и Московской области (включая клубы «Свобода» и «каучук» К.Мельникова). Есть надежда, что документы, подтверждающие это предположение, находятся в московских архивах.

До сих, пор нет трчных сведений о клубной деятельности профсоюза Строителей. В 1927 году предполагалось, что этот профсоюз выстроит 14 клубов. Только Текстильщики имели большие строительные планы. Сегодня нам известен лишь клуб им.Дзержинского на Разгуляе, обсуждавшийся в числе прочих, на страницах книги о десяти московских клубах. Как и в случае с профсоюзом Химиков, есть основания полагать, что клубы строителей до сих пор не выявлены историками архитектуры.

Профсоюз Железнодорожников начал проектирование клубов в 1926 году, проведя сначала конкурс на архитектурном отделении МВТУ (конкурс на здание клуба Перовских железнодорожных мастерских), а 'затем. - открытый конкурс совместно с МАО на составление типовых проектов. Конкурсные проекты не были использованы в реальном строительстве, но, возможно, нашлись другие проекты, осуществление которых в 1920-е годы представлялось более целесообразным. Кроме того, сеть железнодорожного транспорта, тогда, как и тепёрь, охватывала всю Россию, Поэтому клубы Железнодорожников должны были строиться далеко от Москвы и Московской губернии.

В 1927 году строительством клубов занимался не только Совет Губернских московских профсоюзов, но и ВЦСПС, в целом. Профсоюзные клубы стали возводиться по всей России.

Например, хорошо известно, что архитекторами братьями Весниными в те годы были выстроены три клуба нефтянников в Баку. (Проекты этих сооружений рассматриваются А.Чиняковым в монографии о творчестве архитекторов1). Один из Бакинских клубов - Дворец культуры на Баилове, л опубликован в 12 томе Всеобщей истории архитектуры . Очевидно, что в 1927-1929 годах клубы строились и в других городах России. Внимание, уделенное именно Бакинским клубам, объясняется скорее известностью авторов. Творческий архив братьев Весниных полностью сохранен стараниями самих архитекторов и их учеников. Он изучен, систематизирован, находится в двух крупных государственных хранилищах: Российском государственном архиве литературы и искусства и Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В.Щусева. В городе Юрьевце, на родине архитекторов, создан мемориальный музей знаменитых братьев. Словом, все творческие деяния этих архитекторов, в том числе и строительство клубов в конце 1920-х годов, на виду.

Такое благополучное положение с историческими документами и проектами, отражающими творчество некоторых архитекторов в 1920-е годы, является исключением, подтверждающим общее правило -материалов сохранилось мало. В том числе, материалов, относящихся к профсоюзному клубному строительству. Утрачен архив Я.Корнфельда, активно практиковавшего в те годы. Практически не сохранились проекты, выполненные П.Голосовым, В.Щуко, М.Гинзбургом и многими другими архитекторами.

В связи с этим, клубы подвергались архитектурному анализу, как бы выборочно. Превалировал принцип изучения клубного строительства конца 1920-х годов - по персоналиям. Когда тот или иной проект клубного здания рассматривался в ряду всей творческой деятельности архитектора. Этот подход способствовал тому, что клубные проекты

1927-1929 годов архитекторов К.Мельникова, И.Голосова, А.,В., Л. Весниных, И.Леонидова, А.Бурова обрели заслуженное признание; но не выявлял, неизвестного (предположительно большого) числа клубных проектов и построек, появившихся в конце 1920-х годов, когда строительство клубов приобрело значение общественного движения. Работа по поиску и дальнейшему изучению профсоюзных клубов, построенных в короткий, двух-трех летний период повсеместного строительства, должна быть продолжена.

Данное исследование сосредоточилось на изучении проектирования и строительства клубов в столичной губернии, потому что именно здесь существовали большие финансовые возможности, политическая воля и архитектурные силы. Это дало возможность реконструировать механизм создания профсоюзных клубов в 1927-1929 годах.

Взгляд на клубное наследие конца 1920-г годов как на целостную единую систему, внутри которой и с участием всех её составляющих формировались черты типологически нового здания - рабочего клуба, имеет важное историко-теоретическое значение. Без анализа проведения клубной программы не только в столице, но и в провинции, со специфическим строительством в малых городах стало бы невозможным приобщение некоторых их особенностей к общему портрету архитектурного стиля— Современного движения. Детальное изучение архитектуры, включенной в Клубную программу 1927-1930 годов, способствует проведению комплексных охранных мероприятий, реконструкции и реставрации архитектурных сооружений.

Данная работа посвящена проблеме определения места клубов, построенных в провинциальных городах Московской губернии (ныне Московской области) в 1927-1929 годах в рамках единой Клубной программы, осуществлявшейся по заказу Московского Губернского Совета Профсоюзов (МГСП).

Объектом исследования является архитектура клубов, построенных в 1927-1930 годах в городах Подмосковья, чем определяются географические и временные границы исследования.

I I

Изучение процесса возникновения, создания и реализации Клубной программы 1927 года стало предметом исследования в данной работе.

Степень научной разработанности проблемы. Расцвет клубного движения в России пришелся на конец 1920-х. В 1927 году, после принятия 'Профсоюзами решения о строительстве клубов, в прессе появились многочисленные статьи, освещающие этапы проектирования и строительства новых зданий. Эти документы в большинстве своем были предъявлены В.Э.Хазановой в сборнике «Из истории советской архитектуры 1926. ,-: 1932гг.» (М., 1984). В 1932 году вышла книга «10 ■рабочих клубов Москвы», в которой подводились итоги определенного этапа в архитектурном проектировании клубов. Отдельное издание было посвящено клубам, построенным по проектам архитектора К,С.Мельникова (Н.Лухманов «Архитектура клуба», М., 1930). Попытка обобщения более чем 30-летнего опыта клубного строительства и систематизации клубных ,зданий (в том числе и профсоюзных клубов 1927-1930гг.), завершилась изданием в 1953 году книги «Архитектура рабочих клубов и Дворцов культуры». В дальнейшем изучению и анализу подверглись мельниковские клубы, в первую очередь в работах С.О.Хан-Магомедова, А.А.Стригалева и других авторов. Сохранившиеся проекты не раз демонстрировались на архитектурных выставках («Архитектура страны Советов» (Италия 1983), «Авангард - 2» (Германия 1990-1991), «К.С.Мельников. К 100-летию со дня рождения» (Москва 1991), «Берлин - Москва» (Германия, Россия 1995-1996), «Константин Мельников и Москва: диалог с городом» (Италия, Россия, Испания 1999-2001). Клубы были реконструированы в макетах, что позволило выявить их объемно-планировочные и градостроительные особенности (Выставка «Константин Мельников и Москва: диалог с городом» (Милан, Москва 1999). Каталог: Italy, Skira editore, Milano, 1999).

Монография В.Э.Хазановой «Клубная жизнь и архитектура клуба» (выдержавшая уже два издания М., 1994, 2000) дала оценку целому спектру социальных, идеологических и архитектурных проблем, стоявших перед клубным движением и решавшихся на протяжении трех предвоенных десятилетий с 1917 по 1941 год.

Разнообразие подходов к решению задачи - строительству клубов определило цель работы: реконструировать опыт проектирования и создания клубов в Московской губернии (Москве и Московской области) для того, чтобы сформировать целостное знание о программе и практике профсоюзного клубного проектирования и строительства 1927-1930 годов.

Данная цель осуществляется решением следующих основных задач:

• Выявить предпосылки создания клубной программы 1927-1930 годов для Московской губернии;

• Воссоздать опыт формирования типового проектирования клубов на примере проектной и строительной деятельности профсоюзов Железнодорожников, Текстильщиков, Металлистов;

• Определить характерные тенденции, соотношение индивидуального, ведомственного и типового проектирования при реализации Клубной программы 1927-1930 годов различными профсоюзами;

• Сформулировать возможности и особенности сохранения графического наследия Клубной программы и клубных зданий 1927-1930 гг.

Новизна результатов исследования состоит в том, что в научный обиход вводится новый фактологический материал, относящийся к реализации программы проектирования и строительства клубов в Московской губернии. Выявленные сведения о проектировании и строительстве этих сооружений могут пополнить наши знания о методах и условиях проектирования в 1920-е годы. Они, с одной стороны, демонстрируют новые грани, появившиеся в архитектурной профессии в связи с заказом на проектирование не одного, а серии зданий, сходных по функциям, но разнящимся по параметрам, а с другой - дают основания рассматривать подмосковные клубы в одном ряду с профсоюзными клубами Москвы - известными памятниками архитектуры. Впервые проведен профессиональный анализ проектов и построенных клубных зданий Подмосковья и их современного состояния.

Методика исследования. При выполнении работы применялись сравнительный анализ материалов, полученных из архивных и литературных источников, морфологический анализ объектов с применением системного и графоаналитического методов. В основу исследования были положены материалы из фондов Московских архивов, графические материалы из фонда ГНИМА им.А.В.Щусева. Автором проводились натурные обследования и фотофиксация как графических материалов, так и клубных построек в городах Подмосковья: Подольске,

V т'

Орехово-Зуево, Павловском-Посаде, Раменском, Туле, поселках Саввино, Красная поляна, Шарапова охота и в Москве.

Комплексное исследование столичных и провинциальных клубов имеет не только историко-теоретическое, но и важное практическое значение в контексте работ по реконструкции, реставрации и новому строительству в исторической застройке малых городов. Рабочие клубы 1920-х годов являются значительными общественно-культурными объектами городов Подмосковья, поэтому представляется очень важным вернуть эти постройки в круг архитектурных сооружений, которые находятся под пристальным вниманием историков архитектуры и органов охраны архитектурных памятников.

На защиту выносятся

• Определение роли объединенных российских профсоюзов в реализации клубного проектирования и строительства 1927-1930 годов; • Анализ архитектурно-строительной деятельности различных профсоюзов при реализации Клубной программы 1927-1930 гг.;

• Исследование проектного и архитектурного наследия российских архитекторов (Л.Веснина, П.Голосова, И.Иванова-Шиц, К.Мельникова, В.Щуко и др.) в рамках реализации единой Клубной программы для Московской губернии 1927-1930 годов.

Внедрение и апробация результатов работы. Различные аспекты разрабатываемой в диссертационном исследовании проблемы отражены в восьми публикациях. По теме диссертации прочитаны доклады: на первой международной конференции в Эндховене 1991г., на ежегодной научной конференции НИИТАГ 1998г., конференциях Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева 1991г., 1993г.,

17 конференции «Русский Авангард» - Государственной Третьяковской галереи 1994г., конференции «ВХУТЕМАСу - 75 лет» Московского Архитектурного Института 1995г., на II региональной конференции Московского педагогического университета 2000г.

Структура работы. Диссертация представлена в одном томе, который содержит 133 страницы основного текста, в том числе: введение, три главщ, заключение. Библиография включает 205 [наименований, в том числе 107 архивных источника. Приложения содержат архивные документы, материалы Комиссии по клубному строительству МГСШ (1927-1930гг.), извлечения из других источников, относящихся к теме исследования, 51 таблицу иллюстративного материала.

Заключение диссертация на тему "Архитектура профсоюзных клубов Подмосковья, 1927-1930-е гг."

выводы.

1. К середине 1920-х годов в результате борьбы за право руководства клубами между Отделами народного образования, Пролеткультом, Московским центральным рабочим кооперативом и профсоюзами, большинство клубов перешло в ведение профсоюзов. Превратившись в мощные и организационно оформленные объединения к 1927 году, российские профсоюзы оказались способными вести свою собственную политику, в том числе и строительную. Этому благоприятствовала финансовая состоятельность и независимость профсоюзов, что позволяет обозначить небольшой отрезок времени между 1927 и 1930 годами как период социального эксперимента, проводившегося в Московской губернии. Клубная программа профсоюзов инициировала массовое строительство клубов, в том числе и по типовым проектам.

Реорганизация профсоюзных организаций и административное деление Московской губернии, произошедшее в 1929 году, не позволили Профсоюзам в полной мере осуществить планы по строительству клубов.

2. Создание Московским Губернским Советом Профсоюзов в 1927 году Клубной программы для Подмосковья дало возможность Профсоюзам перейти от строительства отдельных клубов, выполняемых по индивидуальным заказам, к целостной единой системе проектирования и строительства, внутри которой закреплялись типологические черты рабочего клуба.

Количество клубов (78) и установленные сроки реализации программы МГСП (1927-1930гг.) поставили перед архитекторами задачу создания типовых проектов клубов.

Ближе всего к ее выполнению подошли два профсоюза, которые провели архитектурные конкурсы в 1927 году.

Профсоюз Железнодорожников совместно с Московским архитектурным обществом выступил инициатором проведения открытого архитектурного конкурса на типовые проекты клубов. Материалы конкурса публиковались в архитектурной прессе тех лет, но не были реализованы в строительстве. Профсоюз Текстильщиков провел закрытый конкурс с участием специально приглашенных архитекторов В.Щуко, Л.Веснина и Я.Корнфельда, это позволило выработать проекты четырех типов клубов и выстроить 11 клубов в Московской губернии.

Благодаря четкой и последовательной организации проектного, а затем и строительного процессов, деятельность профсоюза Текстильщиков по возведению клубов, оказалась самой плодотворной в 1927-1929 годах

3. Некоторые заказчики, стремясь выстроить «идеальный» в своем понимании, и с учетом своих потребностей, клуб, проектировали, используя возможности ведомственных архитектурных организаций. Профсоюз Металлистов, подготовив ряд типовых проектов, издал их в виде альбома, рассчитывая на то, что в дальнейшем они будут использованы в реальном строительстве и другими ведомствами или профсоюзами. Наряду с типовым проектированием, в 1927 году оставалась актуальной и форма непосредственных взаимоотношений - заказчик - архитектор, характерных для индивидуального проектирования. Профсоюзы могли приглашать для выполнения проектов архитекторов, не заботясь о создании типовых проектов клубов и, получая возможность реализовывать свои планы в кратчайшие сроки. Как правило, так поступали те объединения, строительная доля которых в общей Клубной программе МГСП была не велика. Это профсоюзы Коммунальников, Кожевенников, Пищевиков и т.д.

Несмотря на распространение индивидуального проектирования (в том числе и ведомственного) при реализации Клубной программы 1927-1930 годов, предпочтение отдавалось созданию типовых проектов клубов.

4. Клубное наследие конца 1920-х годов, являясь единой системой, внутри которой формировались типологические черты и велось проектирование и строительство, нуждается в сохранении и дальнейшем изучении всех своих составляющих.

При проектировании, в сжатые до предела сроки архитекторы представляли заказчикам проекты клубов в стадии эскиза-идеи, внося исправления и дополнения в уже подготовленные разработчиками рабочие чертежи -"синьки".

Это говорит об особых, уникальных условиях, сложившихся в проектной практике второй половины 1920-х годов и объясняет отсутствие материальных свидетельств огромного пласта творческой и предстроительной деятельности архитекторов - эскизов, вариантов проектов и т.д.

Таким образом, рабочие чертежи клубов 1920-х годов приобрели кроме традиционного значения строительного документа и вспомогательного чертежа и значение материалов, сопоставимых (и равноценных для истории) с эскизами архитекторов: это заставляет нас пересмотреть статус «синек» с позиции музейной значимости и собирательства. Эти материалы могут быть перенесены из разряда заархивированных документов в категорию графических чертежей, обладающих наряду с исторической ценностью, ценностью авторского листа, тем самым - пополнить коллекции ГНИМА им.А.В.Щусева в частности и историческое знание - в целом. Сохранение графического наследия Клубной программы 1927-1929 годов имеет важное практическое значение для проведения комплексного архитектурного исследования существующих в Московской области

127 клубных построек; осуществления реставрационных работ и придания клубным зданиям конца 1920-х годов статуса памятника архитектуры.

Заключение.

Взгляд на клубное наследие конца 1920-х годов как на целостную единую систему, внутри которой и с участием всех её составляющих, формировались черты типологически нового здания рабочего клуба, заставляет нас обратить особое внимание на роль заказчика клубных зданий - Профсоюзов. Как и любые заказчики архитектурных сооружений, Профсоюзы финансировали строительство. Уникальным в данном случае представляется то, что цели, которые поставило перед собой руководство профсоюзами, заставили архитекторов пересмотреть традиционные приемы и формы проектирования. Желание Профсоюзов как можно быстрее выстроить не один, даже не несколько, а сеть профсоюзных клубов по всей стране, привело архитекторов к одной из первых попыток по времени в нашей стране создания нового для профессии вида деятельности - типового проектирования.

Создание образцового, а тем более, - типового проекта потребовало от архитекторов особого подхода к самому творческому процессу, отличного от проектирования индивидуального здания.

Ключевое значение при типовом проектировании приобретала подготовка рационально сбалансированных программ. Их разработкой применительно к клубному строительству занималась, и комиссия МГСП, и клубные комиссии различных профсоюзов, и МАО, - при подготовке к проведению конкурса на типовые проекты клубов. Выработать единую программу, удовлетворяющую всех участников клубного проектирования, эти организации, тем не менее, не смогли.

Без такой программы, новое для всех понятие - "Рабочий клуб", могло трактоваться с известными разночтениями. Что и происходило на деле, когда при проектировании, а затем при строительстве, отдавалось предпочтение в одном случае клубной или иначе кружковой части здания, в другом случае, встречавшемся гораздо чаще, центром нового клуба становился театральный зал. Строительство физкультурных помещений, как правило, игнорировалось, если только речь не шла о самых крупных из клубов 1920-х годов.

Программы уточнялись, практически создавались заново, каждый раз при проектировании нового здания. Тем самым, достаточно сложно, формировалось представление о новом типе общественного здания - рабочем клубе. На это указывает Я.Корнфельд, анализируя свою деятельность и деятельность своих коллег в 1920-е годы. Он пишет, что - "Положительная сторона этих проектов заключалась в в*ыработке программ, отвечающих разнообразным требованиям клубной работы, и в установлении характера и связи групп помещений"79.

Можно предположить, что за два-три года работа по созданию типовых программ могла быть закончена.

В сложных для проектирования условиях 1927-1929 годов, только профсоюзу Текстильщиков удалось создать ряд типовых проектов и осуществить их в Московской губернии.

В результате удачно спланированной строительной кампании, к концу 1929 года Текстильщиками было выстроено: 4 клуба 1-го типа (арх. Л.ВеснинУ

В Ростокино - ныне Сельскохозяйственная ул. в Москве; в Лихоборах - ныне Михалковская ул. в Москве; в Саввино - поселок Саввино Московской области; в Шараповой охоте - клуб не сохранился. 2 клуба 2-го типа (арх. С.Кожин). В Ликино - поселок Ликино-Дулево; в Кунцево - клуб не сохранился.

1 клуб 3-го типа Гарх. М.Бабицкий!

В Павловском-Посаде.

3 клуба 4-го типа Гарх. В.Щуко и Я.Корнфельд")

В Егорьевске - архитектор В.Щуко;

В городах Раменское и Орехово-Зуево - архитектор Я.Корнфельд.

Еще один клуб - вне типа, Текстильщики выстроили в Москве. Это клуб «Красные текстильщики», архитектора А.Розанова, который находился на Якиманской набережной, но был разобран в 1999 году.

Было бы неверным считать, что типовое проектирование 1920-х годов являлось лишь способом быстрого строительства множества зданий. Во внутреннем смысле типового проекта общественного или культурного учреждения, в нашем случае - клуба, была заложена идея демократизации жизни. Попытка создания равных условий для людей, живущих в столице и в провинции. Стремление строить высокохудожественные здания повсюду, в том числе, и в очень небольших поселках. Тем самым могла быть стерта грань между столичной и провинциальной архитектурой, в соответствии с миропониманием 1920-х годов.

Представляется важным, во-первых, обозначить небольшой отрезок времени между 1927 и 1930 годами как период социального эксперимента, проводившегося в Московской губернии. Социальный заказ, инициировал массовое строительство клубов путем создания типовых проектов. Во-вторых, выявить и сохранить клубы, построенные в те годы. Эти здания обладают всеми достоинствами архитектуры 1920-х годов. Все клубные здания, а главное - проекты клубов, участвовавших в Клубной программе, можно отнести в разряд концептуальных.

Концептуальность клубного движения просматривается не только в проектах К.Мельникова, новых, как в архитектурном, так и в социальном аспектах. Творческие позиции других участников клубного движения, даже если они проявлены не столь отчетливо, лежат в той же плоскости поисков нового, приближаясь в большей или в меньшей степени к крайним пределам.

Профессиональный язык архитектора - архитектурный чертеж обладает такой степенью условности, которая не предполагает употребления дополнительных средств, для каких бы то ни было разъяснений, являясь самодостаточным выражением архитектора. ' Поэтому использование и развитие при проектировании клубов, самобытной архитектурной графики, возникшей в 1920-е годы, равно как и применение новых для того времени композиционных приемов, может быть трактовано нами, как выражение архитекторами своей творческой позиции.

Общие, для клубного проектирования 1920-х годов, черты позволяют нам объединить проекты клубов, как конкурсные - типовые, так и заказные, считая их одним явлением в истории архитектуры советского времени. Такое объединение становится особенно важным с точки зрения музеефикации всех документов, относящихся к архитектурному проектированию клубов. Это стремление требует специального пояснения.

Графических материалов, чертежей клубов сохранилось очень мало. К общим причинам, относящимся ко всей архитектурной графике 1920-х годов, можно отнести невнимательное, зачастую, даже, пренебрежительное отношение архитекторов к своим работам. Стилевые изменения, наступившие в архитектуре в 1930-е годы, большинство действующих архитекторов приняли настолько органично, что сохранять свои работы, выполненные десятью годами ранее, не считали нужным. Многие архитектурные архивы пропали в годы войны. Зачастую архитекторы, проектируя в трудные годы отсутствия всего необходимого, в том числе и бумаги, использовали обратную сторону своих конструктивистских проектов. Так в Музее архитектуры хранится рисунок, относящийся к проекту восстановления Севастополя М.Гинзбурга, сделанный автором на обратной стороне своего эскиза "Зеленого города" - проекта 1931 года.

Ситуация с проектами клубов усугублялась тем, что клубная программа, в частности программа для Москвы и Московской губернии, длилась очень не долго - только два с половиной года. Проектирование велось практически параллельно со строительством, и архитекторы - авторы проектов не успевали подготавливать полноценные архитектурные чертежи. Как правило, делались только эскизы, которые незамедлительно передавались разработчикам, готовившим рабочие строительные чертежи. В результате из всех проектов клубной программы 1927-1930 годов, до нас дошли эскизы только двух клубов. Наиболее полно представлен в ГНИМА им А.В.Щусева типовой клуб текстильщиков Л.Веснина. Сохранились три основных фасада этого здания, перспектива и различные варианты планов. Также в Музее архитектуры находятся эскизы клуба металлистов И.Иванова-Щица.

Все остальные материалы представляют собой синьки с рабочих чертежей. Большинство из них находятся в Московских архивах вместе с профсоюзными приказами, протоколами и стенограммами собраний, являясь документальными свидетельствами своего времени. Казалось бы, в данном случае, хранение осуществляется с соблюдением всех архивных правил, вполне достаточных для второстепенных материалов, с точки зрения музейных правил, которыми являются "синьки". Качество этих чертежей не позволяет относится к ним как к уникальной авторской графике, удостоенной хранения в коллекциях Музея архитектуры. Под "качеством" здесь я подразумеваю технику исполнения листа. "Синька", как известно, - это вспомогательный строительный чертеж, зачастую вычерчивается не самим автором и тиражируется механическим способом. Он разрушается с течением времени, не поддается современным методам реставрации и, к тому же, оказывает пагубное действие на другие графические материалы, находящиеся рядом с ним.

Такие "малохудожественные" свойства наследия клубной программы 1920-х годов, одновременно являются ее отличительной особенностью.

Отсутствие материальных свидетельств огромного пласта творческой и предстроительной деятельности архитекторов - эскизов, вариантов проектов и т.д., говорит нам об особых, уникальных условиях, сложившихся в проектной практике второй половины 1920-х годов. Тогда, в сжатые до предела сроки, архитекторы представляли свои проекты в стадии эскиза-идеи. Той форме представления замысла, которая в профессиональной среде называется "клаузурою", и которая позволяет нам перевести все проекты в ранг концептуальных. Быстрота и определенная легкость, с которой работали архитекторы, не отягощенные решением множества смежных проблем строительного, инженерного и других разделов проектирования, способствовали всплеску формотворческих открытий в клубных проектах.

Несмотря на то, что процесс проектирования и сжался во времени, он продолжал требовать от архитекторов неизбежных поправок и изменений. Авторы клубных зданий вносили исправления в свои проекты, используя уже подготовленные разработчиками рабочие чертежи -"синьки". Так делал, например, В.Щуко при проектировании Егорьевского клуба. Карандашные пометки архитектора с его подписью сохранились на листах. Исправления есть на рабочих чертежах клуба текстильщиков "типа Б" С.Кожина и т.д. Особое внимание обращают на себя в этой связи рабочие чертежи клуба металлистов Тулы архитектора П.Голосова. На них изображены не только привычно "суховатые" ортогональные проекции клуба, но и эскизы автора проекта: фрагменты перспектив, аксонометрия и т.д.

Рабочие чертежи клубов 1920-х годов могут рассматриваться нами как традиционный строительный документ и вспомогательный чертеж, с одной стороны. С другой, они приобрели значение материалов, сопоставимых с эскизами архитекторов. Рабочие чертежи позволяют нам точнее восстановить этапы работы над клубными зданиями. Увидеть особенности проектирования в 1920-е годы, повлиявшие, в конечном итоге, на качественные составляющие архитектуры тех лет.

Особенности рабочих чертежей клубов 1920-х годов, заставляют нас пересмотреть их статус с позиции музейной значимости и собирательства. Эти материалы могут быть перенесены из разряда заархивированных документов в категорию графических чертежей, обладающих наряду с исторической ценностью, и ценностью авторского листа, и художественными достоинствами. Коллекционирование Музеем архитектуры им. Щусева "синек", относящихся к клубной программе, может стать основой для исследователей в изучении архитектуры 1920-х годов. Такая собирательская работа в музее уже ведется. Несмотря на все сложности, связанные с хранением и реставрацией, в его коллекции были приняты рабочие чертежи наиболее известных, "звездных" клубов тех лет: клуба им .Русакова -архитектора К.Мельникова и клуба им.Зуева - архитектора И.Голосова. Теперь, когда в процессе этого исследования были выявлены графические материалы, относящиеся к другим, менее известным клубам, появилась надежда, что коллекции музея могут пополниться новыми материалами.

К сожалению, еще раз приходится констатировать, что единая Клубная программа в Московской губернии не была осуществлена в полной мере. Лишь типовые клубы Текстильщиков дают нам представление о масштабе намечавшегося строительства.

Тем более важным представляется сегодня сохранение и реставрация существующих клубных зданий, многие из которых остаются по сей день единственными культурными учреждениями малых городов. Все они хорошо известны и почитаемы местными жителями. Крупные клубы, как правило, находятся в хорошем состоянии. Небольшие сооружения - влачат жалкое существование. Так клуб Текстильщиков 2-го типа архитектора С.Кожина в Красной поляне, сильно пострадавший во время Второй мировой войны, продолжает функционировать, находясь в полуразрушенном состоянии. При этом клуб является культурным центром поселка, в котором нет даже кинотеатра. Реставрация требуется также клубу 1-го типа в поселке Саввино.

123

Два уездных типовых клуба Л.Веснина сегодня находятся на территории Москвы (на Сельскохозяйственной и Михалковской улицах). Эти здания могут получить статус памятника архитектуры и опекаться органами охраны памятников Москвы.

Без финансовой поддержки и участия центральных архитектурных организаций, невозможна реконструкция клубов Подмосковья.

После административного разделения (в 1929 году) столицы и губерний, создания Московской области, первоначальный план клубного строительства не реализовался в полной мере как единая система. Кроме того, реорганизации подверглись и сами Профсоюзы. В 1929 году II пленум ВЦСПС ликвидировал существовавший Президиум ВЦСПС, вместо него был создан новый коллегиальный орган руководства профсоюзами - Секретариат80. В последующие годы профсоюзные объединения подверглись многочисленным разукрупнениям. Потеряв былую независимость и финансовые возможности, профсоюзные организации не смогли в 1930-е годы продолжить свою строительную деятельность.

Библиография Чепкунова, Ирина Владимировна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Архитектура рабочих клубов и дворцов культуры, М., 1953.

2. Архитектура и ВХУТЕИН. М., 1929, вып.1

3. Аркин Д. «Архитектурная проблема рабочего клуба» Бригада художников, 1931, № 2/3.

4. Александров П.А., Хан Магомедов С.О. Иван Леонидов. М., Изд-во литературы по строительству, 1971.

5. Александров П.А. И.И.Леонидов архитектор-новатор. Журнал «Архитектура СССР», №1, 1968.

6. Бабицкий М. "Клубное строительство текстильщиков", журнал "Строительство Москвы", №7, 1928.

7. Бабичев А.О. О конструкции и композиции. Журнал «Декоративное искусство», №3, 1967.

8. Батракова С.П. Ле Корбюзье. Утопия и реальность архитектуры. В кн.: Западное искусство. XX век.

9. Беляев С. Рабочее строительство. Планировка зал собраний. Л., 1926.

10. Беляев С. Планировка, устройство и оборудование зданий. М., Л., 1927.

11. Будрин В. Рабочий и работница, идите в клуб. Л., 1927.

12. Бескин О. Художественная работа в клубе. М., 1926.

13. Болдырев К. Клуб и взрослый рабочий. М., 1928.

14. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Тт. 10, 11, 12. -Л.-М. Изд-во литературы по строительству, 1972,1973, 1975.

15. ВЦСПС. Москва. Примерное положение о рабочем клубе кружках при нем. М., 1926.

16. ВЦСПС. Материалы по строительству клубов и Домов культуры на 1932 год. М, 1931.

17. Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922

18. Ган А. Конструктивизм. Ответ Лефу. Журнал "Зрелища", №55, 1923

19. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха, М. Гос. Изд., 1924

20. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М., 1923

21. Гинзбург М.Я. Функциональный метод и форма. Журнал "СА", №4, 1926

22. Гинзбург М.Я. Конструктивизм как метод лабораторной и педагогической работы. Журнал "СА", №6, 1927

23. Гинзбург М.Я. Конструктивизм в архитектуре. Журнал «СА», №5. 1928

24. Гинзбург М.Я. Новые методы архитектурного мышления. Журнал «СА», №1,1926

25. Гинзбург М.Я. Итоги и перспективы СА. Журнал «СА», № 4-5, 1927

26. Гинзбург М.Я. Зеленый город. Журнал «СА», № 1-2, 1930

27. Гозак А.П., Леонидов A. Ivan Leonidov, London, 1988

28. Голосов И.А. О большой архитектурной форме. Журнал «Архитектура СССР», №5, 1933

29. Гранитов А.В., Суханов В.Н. Клубы и дома культуры Москвы. Справочник. М. Московский рабочий, 1961.

30. Докучаев Н. Жилищное строительство и архитектура. Журнал «Советское искусство», №3, 1928.

31. Загорский Н. Справочник по клубно-художественной работе. М., Л., 1929.

32. Журавлев A.M., Хан-Магомедов С.О. Полвека советской архитектуры. М., 1967.

33. Иконников А.В. Архитектура Москвы XX в. М. Московский рабочий, 1984

34. Иконников А.В. Функция, форма и образ в архитектуре. М. Стройиздат, 1986

35. История советской архитектуры 1917 1954. М. Стройиздат, 1985

36. История советской архитектуры 1917-1958. М. Строийиздат, 1962

37. Ильин М. "Два новых клуба", журнал "Строительство Москвы", №10, 1931

38. Из истории советской архитектуры 1917 1925 гг. Документы и материалы. Под ред. К.Афанасьева. Автор-составитель В.Хазанова, М., 1963

39. Из истории советской архитектуры 1926 1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения. Под ред. К.Афанасьева. Автор-составитель В.Хазанова, М., 1970

40. Из истории советской архитектуры 1926 1932 гг. Документы и материалы. Рабочие клубы и дворцы культуры. М., Наука, 1984

41. Из истории советской эстетической мысли. 1917 1932. М., Искусство, 1980

42. Ильин М. «От клуба к Дворцу культуры» Бригада художников, 1931, № 5/6.

43. Кириллов В.В. Путь поиска и эксперимента. М., 1974

44. Кириченко Е.Й. Москва на рубеже столетий. М., Стройиздат, 1977

45. Карра А. "2 клубных здания", журнал "Строительство Москвы", №8-9, 1930

46. Киров В. Клуб и быт. М.,1930.

47. Карра А., Смирнов В. "Новые клубы Москвы", журнал "Строительство Москвы", №11, 1929.

48. Коршунов Б. «К проектам здания клуба перовских железнодорожных мастерских». Строительство Москвы, 1926, № 5.

49. Корнфельд Я.А. "Рабочие клубы, дворцы культуры", журнал "Советская архитектура", №2, 1933.

50. Корнфельд Я.А. Архитектура на Первом всесоюзном съезде по гражданскому и инженерному строительству. Журнал «СА», №2,1926.

51. Красильников Н. Проблемы современной архитектуры. Журнал «СА», №6, 1928.

52. Крутиков Г. «Вопросы пространственной организации культурного комбината и нового театра». Строительная промышленность № 10, 1930.

53. Клубы металлистов СССР. М., 1928.

54. Клубы лицом к производству. М., 1930

55. Клубы Москвы и губернии. М., "Труд и книга", 1925

56. Клубы Подмосковья. М., 1952

57. Константин Мельников. Рисунки и проекты. Каталог выставки, М., 1989

58. Константин Степанович Мельников, Авторы-составители Стригалев А., Коккинаки И. М., 1985

59. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., Прогресс, 1970

60. Леонидов И. «Дворец культуры: К дискуссии о Дворцах культуры». Современная архитектура, 1930, № 5.

61. Лухманов Н. Архитектура клуба, М., 1930

62. Мастера советской архитектуры об архитектуре, т. 2, М., Искусство, 1975, И.И.Леонидов.

63. Милинис И. Организация работы Клуба нового социального типа, журнал "Современная архитектура", №3, 192968. 10 рабочих клубов Москвы, М., 1932

64. Местный А. «Постройка клуба-театра рабочих Московско-Казанской железной дороги». Строительство Москвы, 1926, № 5.

65. МГСП. О перестройке клубной работы. М., 1932.

66. Плетнев В. Рабочий клуб. М., 1925.

67. Политпросветработа и искусство. М.,192676. "Предварительные материалы по составлению перспективного плана хозяйства Московской губернии в ближайшее трехлетье. (1924\5 г. -1927\8 г.)", М., 1925

68. Розенберг А. Типовые проекты клубов на сахарных заводах. М., 1928

69. Союз металлистов. Программа конкурса для составления проекта клуба при заводе «Серп и молот» в Москве. М., 1929.

70. Советская архитектура. Ежегодник 1951. М., Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954.

71. Типовые проекты рабочих клубов, Центральный комитет Союза работников железнодорожного транспорта, М., 1928.

72. Федотов В. Клуб как он есть. Л., 1929.

73. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба (1917-1932), М. 1994.

74. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба (1933-1941), М. 1994.

75. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября, М., 1970.

76. Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки, М., 1980

77. Хан-Магомедов С.Э. "Клубы сегодня и вчера", журнал "Декоративное искусство СССР", №9,1966

78. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников, М., 1990

79. Хан-Магомедов С.О. Клубы Леонидова. Журнал «Декоративное искусство СССР», №11, 1967.

80. Хан-Магомедов С.О. Илья Голосов, М., Стройиздат, 1988

81. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС, М., Ладья, 1995

82. Хан-Магомедов С.О. А.Веснин. От архитектурной неоклассики к конструктивизму. В кн.: Художники социалистической культуры. Эстетические концепции. М., Наука, 1981

83. Хан-Магомедов С.О. В.Ф.Кринский и архитектурное течение -рационализм. В кн.: Советское изобразительное искусство и архитектура. М., Наука, 1979

84. Хан-Магомедов С.О. Теория построения архитектурных организмов и теория движения в архитектуре И.Голосова. В кн.: Проблемы истории советской архитектуры, №2. М., 1976

85. Хан-Магомедов С.О. Две концепции авангарда: конструктивизм и супрематизм. Журнал Архитектура СССР, май-июнь, 1990.

86. Хигер Р. Мастера молодой архитектуры (А.Власов, И.Леонидов, М.Барщ, М.Синявский). Журнал «Архитектура СССР», №9, 1934.

87. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. М., Стройиздат, 1986

88. Чиняков А. Братья Веснины, М., 1970

89. Щербаков В. "Конкурс на здания типовых клубов", Журнал "Строительство Москвы", №5, 19271. Архивные материалы.

90. Центральный Государственный архив Московской области. Фонд 729 Московский областной Комитет профсоюза рабочих текстильной промышленности. 1929 г.

91. Оп.1, д.285 Протоколы заседаний комиссий по культмассовойработе.

92. Оп.1, д. 289 Протоколы заседаний культ, просветительной комиссииправлений клубов при Серпуховском уездном отделении.

93. Отчеты о культработе при фабриках.

94. Оп.1, д. 295 Протоколы, акты обследования и переписка рабочихклубов при фабриках.

95. Оп.1, д.296 Протоколы заседания комиссии по клубному строительству.

96. Сметы и программы проектирования типов клубов и сведения о клубах при фабриках.

97. Оп.1, д. 297 Протоколы, акты, доклады и переписка по клубномустроительству при фабриках.

98. Оп.1, д. 298 То же: Первомайской, Павлово-Покровской.

99. Филимоновской, Саввинской.

100. On. 1, д.313 Материалы по вопросу строительства, оборудования иснабжения клубов.

101. Оп.1, д. 314 Материалы о ходе клубного строительства на фабриках.

102. Оп.1, д. 315 Тоже. Том 11.

103. Ю.Оп.1, д. 316 Тоже. Том 111.11 .On. 1, д. 318 Сводки и информационный материал об организации и деятельности клубов. Материалы по обследованию новых клубов и сводки о летней культработе.

104. Оп.1, д.325 Отчеты, выписки из протоколов, акты и переписка оклубах для рабочих фабрик текстильной промышленности.

105. Оп.1, д. 338 План клуба "Красное знамя".

106. Оп.1, д. 369 Сметы, пояснительные записки к проектам клубов ипереписка по строительству клубов при фабриках текстильщиков.

107. Фонд 627 -Московский губернский отдел профсоюза текстильщиков.

108. Оп.З, д. 797 Протоколы заседаний комиссии по клубномустроительству при Президиуме Московского губернского отдела профсоюза текстильщиков. 1927 .

109. Оп.З, д. 798 Протоколы заседаний комиссии по клубномустроительству при Президиуме Московского губернского отдела профсоюза текстильщиков. 1928.

110. Оп.З, д. 799 Протоколы клубной комиссии и переписка по клубномустроительству профсоюза текстильщиков. 1927.

111. Оп.З, д.800 Протоколы, проекты, соглашения и переписка поклубному строительству. 1927.

112. Оп.З, д.809 Переписка по вопросам клубного строительства. 1927.

113. Оп.З, д.810 Клуб типа 11 при Кунцево-Ликинской фабрике. 1927.21. Оп.З, д.814 Тоже.

114. Оп.З, д.811 Клуб типа 1 Ростокино Алексеевские чертежи.

115. Оп.З, д. 812 Клуб типа 1 Ростокино Шарапова Охота.

116. Оп.З, д. 813 Клуб типа 11 Полянская фабрика.

117. Оп.З, д. 815 Клуб типа 111 Павлово-Покровской мануфактуры.

118. Оп.З, д.816 Чертежи для всех типов.

119. Оп.З, д.817 Клуб типа 1У Орехово Раменское.

120. Оп.З, д. 818 Клуб типа 1У Егорьевск.

121. Оп.З, д. 1511 Договор по постройке пяти зданий клубов и сведения орасходах по клубному строительству по Союзу Текстильщиков. 1928.

122. Оп.З, д. 1515 Материалы о ходе клубного строительства по фабрикамтекстильной промышленности. 1928.

123. Оп.3, д. 1516 Расчеты по постройке клуба в Павлово-Покровском.

124. Оп.З, д. 1517 Расчеты по постройке клуба в Орехове и Раменском.

125. Оп.З, д. 1519 Клуб типа 1У. Егорьевск.

126. Оп.З, д. 1520 Клуб типа 1У. Егорьевск.

127. Оп.З, д. 1521 Клуб типа 1У. Егорьевск.

128. ОпЗ, д. 1522 Клуб типа 1У Орехово, Раменское.

129. Оп.З, д. 1523 Клуб типа 1У. Егорьевск.

130. Оп.З, д. 1525 Клуб типа 1У. Егорьевск.

131. ОпЗ, д. 1524 Клуб типа 1У Орехово, Раменское.

132. ОпЗ, д. 1526 Клуб типа 111 при Павлово-Покровской фабрике.

133. ОпЗ, д. 1527 Клуб типа 111 при Павлово-Покровской фабрике.

134. Оп.З, д. 1489 Сметы, протоколы заседания комиссии, перепискапо вопросу клубного строительства и чертежи клубов. 1928.

135. Оп.З, д. 1483 Протоколы, сметы и доклады по клубномустроительству. 1928. То же. Том 11.

136. Фонд 4654 Московский областной комитет союза рабочих металлистов.

137. Оп.1, ед.хр. 174 Протоколы и выписки из протоколов заседанийпрезидиума Подольского горсовета с приложением документов по вопросу постройки клуба при Подольском механическом заводе. 1929 -1930 гг.

138. Оп.1, ед.хр. 193 Сметы и заключения о строительстве клуба при

139. Шатурской ГРЭС. 1929 1930 гг.

140. Оп.1, ед.хр. 371 Протоколы заседаний наблюдательной комиссиипо строительству дворца культуры завода «Динамо». 1930

141. On 1, ед.хр. 192 Сметы и заключения о строительстве клуба при1. Мышегском заводе. 1929 г.1. Фонд 180

142. Московский губернский Совет профессиональных союзов. 1917 -1929.

143. On. 1, д. 2659 Протоколы заседаний комиссии по строительствукульт учреждений в г. Москве и губернии, постановлением президиума МГСПю

144. Оп.1, д. 2711 Договоры и соглашения заключенные между

145. Мосгуботделом профсоюзов и строительнымиорганизациями на строительство клубов. 1927 -1928 гг.

146. Оп.1, д. 2683 Протокол заседания комиссии по разработкетиповых программ клубов при МГСПС с приложением материалов. 1927 г.

147. Оп.1, д. 2686 Материалы по клубному строительствупротоколы, бюллетени, сводки). 1927 1928 гг.

148. Оп.1, д. 2767 Протоколы заседаний технической секции пооборудованию сцены, по художественному оформлению н\комиссией при клубной -строительной комиссии МГСПС с приложнением материалов. 1928 1929 гг.

149. Оп.1, д. 2768 Протокол и стенограммы совещаний по клубнойработе на фабриках и заводах системы МГСПС. 1927 1929 гг.

150. Российский государственный архив литературы и искусства. Фонд 1981 Ивана Павловича Машкова.

151. Оп.1, д.48 Заключения Машкова по представленным на конкурс

152. Проектам зданий клубов. 1927-1941.

153. Оп.1, д. 47 Проект постановления Совета Народных Комиссаров

154. СССР "Об организации конкурсного дела в строительстве" и Комиссии по строительству при Совете Труда и Обороны. 1929.

155. Оп.1, д. 53 Программы конкурсов на проектирование зданийучебных заведений. Заключения Машкова И.П. по некоторым проектам. 1922-1929.

156. Фонд А.А., В.А., Л.А. Весниных101. Фонд К.С.Мельникова102. Фонд И.А.Голосова103. Фонд П.А.Голосова104. Фонд И.А.Иванова-Шиц.

157. Центральный Государственный архив РСФСР

158. Фонд 2306 Министерства просвещения РСФСР. 1917 - 1946 гг. Наркомпрос.

159. Центральный архив научно-технической документации г.Москвы

160. Фонд 2, On. 1, д. 5203 Лихоборы. Михалковское шоссе1. Рабочий проект клуба.

161. Фонд 3, Оп. 721, д. 10271 — 10275

162. Проекты реконструкции клуба

163. Михалковская ул., д.64) 1969—1977гг.