автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Жилина, Юлия Николаевна
Введение.
Глава 1. Потребности как категория формирования архитектурной среды.
1.1. Потребности как фундаментальная научная категория.
1.2. Природа и классификация средовых потребностей.
1.3. Трансформация потребностей и отношения к ним в истории и теории архитектуры.
1.4.Выводы первой главы.
Глава 2. Архитектурная среда как средство удовлетворения средовых потребностей. 2.1. Средовые потребности и их проявления в эмоциональных оценках различных типов пространств на примере опросов в г. Екатеринбурге).
2.2. Эмоционально-потребительские качества архитектуры как предмет средовых потребностей.
2.3. Композиционные средства в формировании эмоционально-потребительских качеств.
2.4. Роль архитектора в процессе объективации средовых потребностей.
2.5. Выводы второй главы.
Глава 3. Динамика средовых потребностей и ее влияние на архитектурно-средовую композицию
3.1. Общее представление о видах изменений средовых потребностей.
3.2. Производственно-экономическая и культурно-историческая динамика средовых потребностей.
3.3. Сезонная и суточная динамика средовых потребностей.
3.4. Возрастная и социальная динамика средовых потребностей.
3.5. Динамика средовых потребностей, обусловленная социальной, психотипической, национальной принадлежностями человека и региональными условиями.
3.6. Различие средовых потребностей по отношению к средовым объектам разного назначения.
3.7. Выводы третьей главы.
Введение 2003 год, диссертация по архитектуре, Жилина, Юлия Николаевна
Архитектурная среда возникла и развивалась как ответ на определенные потребности человека и человеческого сообщества, и по сей день является средством их удовлетворения. С развитием общества сформировалось два подхода к архитектурной среде, «профессиональный» и «потребительский». Первый складывается из субъективных представлений архитектора об идеальной совокупности пожеланий потребителя, которые не всегда соответствует действительности. Второй подход более приближен к реальным запросам конкретных групп людей. На фоне всегда существовавшей проблемы объективного воплощения архитектором надежд потребителя и некоторого кризиса типового строительства в современных условиях проблема адекватного учета средовых потребностей становится актуальной и требует соответствующего изучения.
Категория «потребности» фигурирует в архитектурной теории и практике с начала XX века. При этом наблюдаются две выраженные тенденции отражения «проблемы потребителя». Первая, аналитическая, где потребитель становится отправным и определяющим фактором для архитектурных решений. Вторая, концептуальная, провозглашает первичное значение архитектурных идей, формирующих мир представлений потребителя. Советские конструктивисты (И.А.Голосов, И.И.Леонидов, М.Я.Гинзбург, братья Веснины) подчеркивали значение потребностей трудящихся, делая акцент на биологических потребностях [10,20,48,59], однако, наряду с пионерами «современной архитектуры» на Западе (Jle Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ) заменяли прямое исследование конструированием идеального потребителя [25,53]. В это же время В.Гропиус и его соратники занимались «адресным» проектированием [25]. В период типового строительства в СССР идет ориентация на анонимного массового потребителя, т.е. продолжается навязывание конкретного образа жизни. Одновременно с этим на Западе начинаются психологические исследования взаимодействия человека и среды, связанные с кризисом современной архитектуры» (Р.Вентури, П.Портогези, О.Ф.Боллноу, К.Линч, К.Норберг-Шульц, Д.Кантер, Дж.Саймондс) [6]. В 1960-х годах американский исследователь К.Линч, рассматривая образ пространственно-временного окружения, формируемый психикой человека, попутно выделяет психологическую потребность человека в нормальной ориентации в среде [57]. Чуть позже К.Норберг-Шульц, устанавливая взаимосвязь между сложной системой потребностей человека и общества и архитектурной формой, подчеркивает первостепенную важность так называемых психологических потребностей, которые определяют претензии к архитектуре как к искусству, и выделяет среди них еще одну - потребность в идентификации, отождествлении себя со средой, ощущении пространства как «своего». В 1970-х годах английский психолог Д.Кантер возвращается к проблеме продуктивности диалога между архитектором и потребителем в процессе создания «места», также делая акцент на возможности идентификации человека со средой, предлагает методику анализа взаимодействий потребителя и «места» и выдвигает предположение о роли в таком взаимодействии социальных факторов. Польский теоретик архитектуры Д.Т. Круликовский довольно объективно классифицировал пространственные ценности, являющиеся ни чем иным, как осмысленными потребностями [6,43].
В 1980-х годах в советской периодической печати появляются публикации о невозможности далее проектировать в расчете на потребности усредненного анонимного потребителя, осуществляются попытки разработки системы действий по непосредственному привлечению потребителей к процессу проектирования, отмечается факт подчинения архитектуры технологии производства, ведущий к ее обезличиванию (А.Зинченко, Э.Гольдзамт, ВЛистова, В.Хайт, П.Рычков)[29,37,88,94]. Основатель архитектурной психологии, как специальной отрасли знания, в нашей стране И.Н.Ткачиков рассматривает потребителя архитектуры во взаимосвязи с социальной структурой общества, выделяет социальные группы, внутри которых имеется определенная общность в требованиях к качествам среды и условиям функционирования в ней [6].
В последние годы интерес к средовым потребностям продолжает существовать в работах ряда исследователей. В.И.Иовлев вносит названные ранее К.Линчем средовые потребности: в ориентации, в идентификации, в изменениях, в социальной принадлежности, - в рамки экологической психологии [43]. В.Т.Шимко и А.А.Гаврилина упоминают о «потребительской» характеристике архитектурной среды при попытке типологической классификации средовых объектов [95]. Между тем, несмотря на то, что проблема средовых потребностей выявлена уже давно, до сих пор не существует системы профессиональных представлений о взаимосвязи таковых у человека с объективными качествами архитектурной среды, позволяющей архитектору комплексно учитывать пожелания потребителей. Также малоизучен вопрос о взаимодействии архитектора с потребителем с точки зрения психических процессов, решение которого отделило бы субъективную причинность проектного процесса от объективной. Следует также обратить внимание на тот факт, что среди архитектурно-психологических и семиотических исследований эмоционального воздействия среды, многие из которых указывают на возможность направленного формирования эмоциональной окрашенности средового объекта (Р.Кюллер, Г.Б.Забелыпанский, Г.Б.Минервин, А.Г.Раппапорт, Г.Ю.Сомов, И.А.Страутманис, А.А.Барабанов) [7,9,74,75,82], только единицы отмечают, что всякое эмоциональное состояние возникает как оценка человеческим мозгом вероятности удовлетворения той или иной потребности, в то время как в психологии это давно и широко известный факт (П.В.Симонов, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, П.К.Анохин) [55,66,80], а И.А.Голосов отмечал это еще в 1920-х годах [59]. Таким образом, то, насколько архитектурная среда соответствует сложному комплексу средовых потребностей, является одним из основных источников эмоций у ее обитателей, и, следовательно, формирует эмоциональную окрашенность объекта. Кроме недостаточно исследованных проблем, указанных выше, возникает также необходимость изучения системы средовых потребностей как причины наделения каким-либо эмоциональным смыслом архитектурных объектов.
Актуальность исследования определяется отсутствием системной проработки означенных выше проблем взаимовлияния средовых потребностей человека и архитектурной среды, взаимодействия архитектора с потребителем в целях создания оптимальных условий среды обитания, обусловленности эмоционального восприятия среды качеством удовлетворения средовых потребностей; а также социально-экономическими изменениями в современном российском обществе. В условиях социального расслоения и появления новых социальных идеалов, пересмотра культурных ценностей, экономической перестройки происходит резкая и неравномерная трансформация потребностей, при этом каждая социальная группа характеризуется своим темпом и качеством этих изменений. Особенность этого процесса еще и в том, что и в пределах одной социальной группы предпочтения порой полярно противоположны. Организацию пространства в расчете на усредненного потребителя и на удовлетворение только элементарных потребностей, как это делалось до последнего времени, вести более нецелесообразно. Попытки уйти от этого устаревшего принципа осуществляются повсеместно, однако отсутствие четко структурированного знания о средовых потребностях и их влиянии на формирование среды, а в среде архитекторов-практиков вообще полное отсутствие такого знания, приводит к неграмотной реакции на изменение потребностей в современном обществе, к просчетам в проектировании и, в свою очередь, к невостребованности архитектуры и общественной критике.
Процессы, происходящие в современной архитектурной практике, такие, как реконструкция объектов позапрошлого, начала и середины прошлого столетия, конкурсы на реабилитацию наследия совсем недавнего периода обезличенной типовой архитектуры, переоборудование жилых первых этажей в центральных районах под общественные помещения, процветание малоэтажного строительства, перепроектирование объектов уже в процессе строительства, а также многочисленные перепланировки квартир, подтверждают наличие несоответствия между новыми потребностями и существующими на сегодняшний день архитектурными решениями и способами проектирования. Для устранения такого несоответствия, или хотя бы его минимизации, в будущем, а возможно и предвидения изменений потребительских предпочтений, и необходимо выработать механизм реагирования архитектуры, главным образом в функциональном и эстетическом аспектах, на трансформацию средовых потребностей. Это возможно только при подробном изучении средовых потребностей у различных социальных групп, и связи этих потребностей с архитектурной формой и качествами архитектурной среды.
Цель работы: построение комплексной модели, характеризующей формирование отношений между объективными качествами различных архитектурных пространств и средовыми потребностями человека, опосредованные эмоционально-оценочными характеристиками, учитывающей роль в этом процессе субъективного личностного фактора архитектора.
Задачи исследования:
- провести изучение средовых потребностей, как актуальной, основополагающей и динамичной категории, влияющей на формирование архитектурной среды,
- изучить развитие профессионального понимания проблемы средовых потребностей в архитектурной и психологической теориях и систематизировать представление о них,
- выявить на основе опросов и натурных исследований связи между средовыми потребностями, эмоционально-средовыми оценками и качествами архитектурной среды,
- определить степень обусловленности формирования архитектурной среды средовыми потребностями через изучение психологических механизмов архитектурной деятельности,
- составить модель взаимосвязей средовых потребностей и качеств архитектурной среды, учитывающую основные и второстепенные факторы, обусловливающие динамичный характер этих взаимосвязей.
Объект исследования: средовые объекты с различными архитектурно-типологическими характеристиками (на примере г. Екатеринбурга).
Предмет исследования: закономерности изменения средовых потребностей человека и их влияние на формирование архитектурного пространства.
Границы исследования:
- по пространству: рассматриваются средовые объекты, относящиеся к так называемой «внешней» среде, организация внутреннего пространства не рассматривается в связи с другим характером освоения и восприятия. Объекты исследования ограничены по физическим размерам для возможности их сопоставления (дворы, часть улицы, перекрестки, скверы, площади и т.п. - средовые объекты),
- по аспектам: в исследовании рассматриваются прямой и обратный процессы взаимовлияния средовых потребностей человека и архитектурной среды, при этом, учитывая посредничество архитектора в прямом процессе, рассматриваются также потребности, которые обусловливают его профессиональную деятельность.
Методы исследования:
- исследование профессиональной литературы по выбранной тематике с целью систематического изучения представлений о проблеме, проведение опросов с использованием методик социально-психологических исследований и аналитической обработкой полученных результатов,
- натурное исследование архитектурно-типологических и формально-композиционных характеристик средовых объектов г.Екатеринбурга и других городов с использованием методов наблюдения и фотофиксации с последующим сравнительным анализом, сопоставление результатов социально-психологических исследований и натурного анализа средовых объектов.
Научная новизна работы: в исследовании представлен комплекс всех существующих на сегодняшний день средовых потребностей человека, составленный на основе профессиональной литературы и психологических опросов, рассмотренный в системе его взаимосвязей с качествами архитектурной среды. Архитектурное окружение впервые рассмотрено как формируемое потребностями через посредство архитектора, так и формирующее потребности через эмоциональные воздействия. Эмоциональное состояние, вызываемое средой, представлено в связи с его природой, как оценка вероятности удовлетворения средовых потребностей. Учтены особенности личности архитектора (в частности, его профессиональные потребности) в процессе объективации средовых потребностей.
Практическая ценность работы:
- для теории: систематизация знаний о средовых потребностях человека, введение понятий об эмоционально-потребительских качествах среды и о профессиональных потребностях архитектора, расширение понимания сути взаимодействия человека и среды, в т.ч. эмоционального;
- для практики: разработка предложений по учету средовых потребностей населения в архитектурном проектировании в целях оптимизации среды, акцентирование необходимости разграничения архитектором «потребительских» и своих субъективных предпочтений и привлечения потребителей к проектному процессу;
- для учебного процесса: совершенствование методики курсового архитектурного проектирования и теоретических курсов путем изучения потребностей населения, влияющих на формирование архитектурной среды.
Апробация работы: Результаты работы опубликованы в статьях и тезисах докладов на конференциях «Экологическая безопасность и устойчивое развитие», Москва, МГТУ, 2001; «Архитектура. 21 век», Екатеринбург, УралГАХА, 2002 г.; «The future of the architect. Mind, land, society», Барселона, 2000 г. Автором сделаны доклады по теме диссертации: «Профессиональные потребности архитекторов» на международном конгрессе «Будущее архитектора (Мышление, территория, общество)» в Барселоне, (Испания 2000г.); «От абстрактной формы - к конкретному потребителю» на конференции «Урбанистика: наука, образование, общество» (Екатеринбург,2001г.)
Внедрение результатов: Разработаны предложения по методике учета средовых потребностей человека: при анализе существующих средовых ситуаций и проектировании новых архитектурно-средовых объектов (на основании предложенной методики в ЗАОр «Екатеринбурггорпроект» выполнен проект реконструкции ул.Вайнера в г.Екатеринбурге в торгово-пешеходную зону); в курсовом архитектурном проектировании на 2 курсе и в теоретическом курсе «Психология и архитектура» в УралГАХА.
Объем работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, изложено на 135 стр. текста, 55 стр. иллюстраций и 17 стр. приложения.
Содержание глав:
Заключение диссертация на тему "Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды"
Заключение
Построенная в результате проведенного исследования комплексная модель, характеризующая подвижную взаимосвязь архитектурной среды и средовых потребностей ее обитателя (рис.64), основана на подходе к ней как системе, исходной точкой которой является человек, при этом учитывается его социальная природа. Изучение принципов формирования архитектурного пространства без учета индивидуальности человека и его внутреннего мира, или рассмотрение человека как стороннего наблюдателя по отношению к архитектурным объектам на современном этапе развития общества не представляется возможным.
В результате исследования выявлено, что:
1. Человеческие потребности, являющиеся причиной деятельности любого вида, происходящей в среде, по сути дела определяют функцию в привычном понимании этого слова, для которой создается архитектурная форма. Кроме такого основополагающего значения, ту или иную деятельность всегда сопровождают средовые потребности, детерминируя требования к условиям ее протекания. Этот факт позволяет считать «потребности» фундаментальной и отвечающей современным индивидуалистическим представлениям о мире категорией. «Функция» же является результатом ее развития.
2. Процесс жизнедеятельности человека, протекающий в архитектурной среде, стимулирует развитие средовых потребностей, которые в большинстве случаев неосознаваемы. Особенность средовых потребностей заключается в том, что они имеют своим предметом особое состояние человека, связанное с эмоциональной оценкой им окружения.
3. Архитектурная среда потенциально обладает рядом качеств, составляющих предмет средовых потребностей человека. Эти качества не являются ее объективными признаками, а ощущение их присутствия формируется только в психике человека на уровне эмоций под влиянием архитектурного окружения. Названные эмоционально-потребительскими, эти качества нематериальны и являются результатом особой организации предметно-материальной сферы бытия в определенную систему. Такая организация осуществляется с помощью средств, приемов и принципов архитектурной композиции, сочетание которых имеет свои особенности для каждого эмоционально-потребительского качества и зависит от воли архитектора.
4. «Посредническим» звеном в прямом процессе, когда формирования окружения с целью удовлетворения средовых потребностей является архитектор. Он - «носитель» средовых потребностей, характерных для общества, но в то же время обладает рядом психических особенностей, характеризующих его как профессионала. К ним относятся профессиональные потребности, способности к архитектурной деятельности, профессионально-ценностные принципы. Последние выполняют двоякую роль: во-первых, они направляют конкретный процесс проектирования, а во-вторых, являются обязательным условием если не существования композиции, то ее принятия и востребованности обществом. Таким образом, являясь «носителем» средовых потребностей, характерных для общества, архитектор имеет представление о том, какой должна быть отвечающая им среда, но, имея профессиональное знание, он формирует ее сознательно, используя личные качества. В случаях с некоторыми эмоционально-потребительскими качествами архитектурной среды, личные психические особенности архитектора обуславливают не только их индивидуальность, но и возникновение их в среде вообще.
5. Средовые потребности способны трансформироваться. Изменение происходит в содержании и степени актуализации средовой потребности под влиянием субъективных или объективных факторов. Естественно, что с изменением содержания потребности меняется характер удовлетворяющей ее архитектурной среды. Однако, существует и обратный процесс взаимодействия средовых потребностей и окружения: попадая в незнакомую ему обстановку, человек постепенно адаптируется, и его потребности находят новые предметы удовлетворения, соответственно меняют свое содержание. Степень актуализации той или иной средовой потребности зависит и от характера осуществляемой им деятельности, соответственно к средовым объектам
180 предъявляются разные требования по наличию эмоционально-потребительских качеств, что ведет к разнообразию композиционных решений.
6. В исследовании рассмотрены факторы различного рода, влияющие на трансформацию средовых потребностей. Обычно, изучая закономерности изменения архитектурной формы, выявляют прямые причинно-следственные связи между ними и объективными факторами. Однако, объективные факторы воздействуют, прежде всего, на человека, его сознание, его потребности, а те, в свою очередь, на архитектурную форму. Отсюда, при попытках приложения объективных факторов к изменениям архитектурной формы представляется необходимым учет их трансформации под влиянием сложнейшей системы человеческой психики.
Библиография Жилина, Юлия Николаевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Акин Омер. Психология архитектурного проектирования. - М.; Стройиздат,- 1996 г . - 2 0 8 с.
2. Антонов Л. Язык искусства архитектуры. // Архитектура СССР, 1984 г.-№1,с.56-59.
3. Араухо Игнасио. Архитектурная композиция: Пер. с исп. М. Г. Бакланов,Антонио Михе. - М.: Высшая школа, 1982. - 208с., ил.
4. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. - М.; Стройиздат; 1984 г.192с.
5. Архитектура жилища в условиях Урала./ Под общ. ред. А.Дектерева.Екатеринбург: Изд-во Уральского архитектурно-художественного института, 1992. - 258 с.
6. Архитектура и психология: Учебное пособие для ВУЗов / Степанов A .B . ,Иванова Г.И., Нечаев H.H. - М.; Стройиздат, 1993. - 295 с , ил.
7. Архитектура и эмоциональный мир человека. / Г.Б. Забельшанский,Г.Б.Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. - М . : Стройиздат, 1985. -208 с , ил.
8. Архитектурно-композиционное формообразование: Учебное пособие. / Подред. В.И. Иовлева. - Екатеринбург: Архитектон, 2000. - 366с.
9. Беляева Е.Л. Культурно- экологические аспекты изучения городской среды(к постановке проблемы ) // Архитектура и кулыура: Сборник научных трудов ВНИИТАГ; под ред. Азизян И.А. и Адаскиной Н.Л., - М.: 1991., С .83- 88.
11. Борисовский Г.Б. Человек - мера всех вещей. - М., «Искусство», стр. 144, силл.
12. Бофилль Р. Пространства для жизни. / Пер. с фр. М.В. Предтеченского; Подред. А.Н. Шукуровой. - М . : Стройиздат, 1993.-136с.: ил.
13. Буров А.К. Об архитектуре, - М.: Госстройиздат, 1960. - 145с.
14. Вуек Якуб. Мифы и утопии архитектуры X X века. / Пер. с пол. М.В.Предтеченского; Под ред. В.Л. Глазычева. - М.; Стройиздат, 1990. - 286 с , ил.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для ВУЗов. - М.:«Книжный дом «Университет», 1999. - 332с.
16. Гаспарский В. Праксеологический анализ проектно-конструкторскихразработок. - Москва; Мир, - 1978 г., - 176 с.
17. ГИДИОН Зигфрид. Пространство, время, архитектура. / Сокр. пер. с нем. ; Изд.2-е, испр. - М.; Стройиздат, 1976. - 567с.
18. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. - Л.: Стройиздат, Ленингр.отд-ние, 1979.- 96с., ил.
19. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.; ИздательствоМоск. Университета, 1987 г.,- 176 с.
20. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.; Прометей, 1993г.,304 с , ил.
21. Гольдзамт Э. «Новая архитектура» - потребитель - традиция. // АрхитектураСССР, 1986г. - № 3, с. 100-103.
22. Джидарьян И.А. О биологическом и социальном в связи с классификациейпотребностей человека. // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., - 1975 г. - 590с.
23. Дэй Кристофер. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебноесредство. / Пер. с англ. В.Л. Глазычева. - М.: Издательство «Ладья», 2000. 280 с , ил.
24. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для ВУЗов.-М.:«Издательство ПРИОР», 2000. -160с.
25. Ждахина Н.П. Образно-композиционное моделирование детскогоархитектурного пространства: Метод, разработки. - Екатеринбург: УралАрХИ, 1995. 37.3инченко А. Представления о потребителе в архитектуре. // Архитектура СССР, 1981г.-№ 1, с. 38-40.
26. Иконников A.B. Архитектура города: Эстетические проблемы композиции.М.: Стройиздат, 1972.- 216с.
27. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.; Стройиздат,1986г. - с.
28. Иконников A.B . Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985.- 175с., ил.
29. Иконников A.B. Эстетические проблемы архитектуры. - М., «Знание», 1971,48с.
30. Иконников A.B. , Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. - М.:Издательство «Искусство», 1971.- 224с.; ил.
31. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. Учебноепособие. - Екатеринбург; Архитектон, 1996 г. - 304 с.
32. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм:Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, Д.О.Швидковский, Ф.А.Петров. - М.: Стройиздат, 1989. - 391 с : ил.
33. Каган М.С. Человеческая деятельность ( опыт системного анализа )Издательство полит, лит-ры; М.; 1974 г. - с.
34. Кириллова Л. Масштабность в архитектуре. - М.: Государственноеиздательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961.- 192с.
35. Композиция в современной архитектуре. - М., Стройиздат, 1973. - 188 с , силл. 280 (Центральный научно-исслед. ин-т теории и истории архитектуры)
36. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческаяконцепция. Творческая практика / Сост. А.А.Стригалев и И.В.Коккинаки. М.: Искусство, 1985. -311 с.
37. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теорииархитектуры. Учебное пособие. М., доп. план Минвуза РСФСР, 1987г., П03 .115.- 104с.
38. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М., «Медицина», 1977; 248с.
39. Котлер Филип. Основы маркетинга.; Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст.Е.М. Пеньковой, - М.; Прогресс, 1993, - 736 с.
40. Краткий психологический словарь. / Ред. - сост. Л.А.Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.
41. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская Хартия. / Пер. с франц.Ж.Розенбаума. Послесл. Ю.Бочарова и А.Раппапорта. - М., Стройиздат, 1976,- 136 с.
42. Лебедев В.В. Заметки о пространственной и эстетической сущностиархитектуры.- М.: Стройиздат, 1994.-е.: 256, ил.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - изд. 2-е; М., Политиздат,1977г.,-304 с.
44. Леру Робер. Экология человека - наука о жилищном строительстве. / Пер. сфранц. П.П. Педько, - М.; Издательство литературы по строительству, 1970г. -264 с.
45. ЛИНЧ Кевин. Образ города. / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. A . B .Иконников; Под ред. A .B . Иконникова. - М.; Стройиздат, 1982. - 328с., ил.
46. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учебное пособие.Екатеринбург: Архитектон, 1998. - 534с.
47. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки извыступлений, статей, трактатов, т. I, П. Под ред. М.Г.Бархина и др. М,, «Искусство», 1975.
48. Материалы Международной научно-методической и практическойконференции по архитектуре и дизайну. - Нижний Новгород; Нижегород. гос. арх.-стр. ун-т, 2000, -118 с.
49. Моор В.К. Архитектурное пространство как центральная категорияпрофессионального мыгиления: Автореферат диссертации, - Москва, 1983 г.23 с.
50. Мосоров A . M . Общественные отношения и человек. - Красноярск: Изд-воКраснояр. ун-та, 1987.-240с.
51. Мялкин A.B. Способности и потребности личности. - М., - 1983 г. - 208 с.
52. Новиков Ф.А. Формула архитектуры: Истоки. Процесс. Условия. Результат:Из творческого опыта. - М.: Дет. лит., 1984.- 144с., ил. 65.0ленченко Н. Московская сага. //Architecüiral Diqest, 2002г.-№2 - с. 164-171.
53. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., - Наука,1982г.-312 с.
54. Плечник, Еже. Мысли об архитектуре.// Domus, 1998 г.-№11, с. 27-29.
55. Поздникин В.М. Физические основы общей теории композицииархитектурных и художественных форм. - Екатеринбург: Уральская государственная архитектурно-художественная академия. - 1997 г. - с : 166, ил.:38.
56. Пономарев Я.А. О так называемой биосоциальной проблеме. // Соотношениебиологического и социального в человеке. - М., - 1975 г. - 590с.
57. Пономарев Я.А. Психология в системе комплексного исследованиятворчества. // Психология процессов художественного творчества. - Л.; Наука, Лен. отд., - 1980, - 285 с.
58. Посохни М.В. Архитектура окружающей среды. - м.: Стройиздат, 1989.247с. :ил.
59. Психологический словарь./ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-еизд., перераб. И доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1999, - 440 с.
60. Райт Франк Ллойд. Будущее архитектуры. / Пер. с англ. А.Ф.Гольдштейна.Под ред. А.И.Гегелло. - М., Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. - 248 с.
61. Раппапорт А.Г. Есть ли у архитектуры будущее? // Архитектура СССР,1987г . -№3, с. 82-85.
62. Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: Проблемы теории иметодологии./ ВНИИ теории архитектуры и градостр-ва. - М.: Стройиздат, 1990 г.-344с.:ил.
63. Рассел Бертран. Человеческое познание (Его сфера и границы). - Киев, издво «Ника - центр», 1997, - 560с.
64. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей. //Научные исследования и человеческие потребности. - Материалы Московской встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО, М.; ВНИИСИ; 1979г.,112с.
65. Саймондс, Дж. О. Ландшафт и архитектура. / Сокр.пер. с англ.А.И.Маньшавина / Науч. ред. Л.С.Залесская при уч. Е.М.Микулиной. - М.: Изд-во лит-ры по стр-ву, 1965. - 194с., ил.
66. Семиотика пространства: Сборник научных трудов Международнойассоциации семиотики пространства. / Под ред. А.А.Барабанова, Екатеринбург, Архитектон; 1999г. - 688с.
67. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии инейрофизиологии. // Психология процессов художественного творчества. Л.; Наука, Лен. отд., - 1980, - 285 с.
68. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. - М., 1990.
69. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры,М., Стройиздат, 1978. - 119 с.
70. Ткаченко А.Н. Методологические вопросы взаимосвязи биопсихического исоциопсихического уровней детерминации поведения человека. // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., - 1975 г. 590с.
71. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. - М.; МЦВидеоэкология, 1977. -320с .
72. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.840 с.
73. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности:Руководство по репертуарным личностным методикам. / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987. 236с., ил.
74. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - прет - пространство. Пер. с нем. М.,Стройиздат, 1973, с. 141
75. Хайт В., Зинченко А., Рычков П. Проблема взаимоотношенийпроектировщика и потребителя архитектуры. // Архитектура СССР, 1984г. № 1, с. 79-81.
76. Харлампович Г.Д. Экологическая психология: Пособие для обучающихся.Екатеринбург; ТОО «Терминал Плюс» при содействии изд-ва УрГУ; 1995 г. - 1 1 2 с .
77. Хасиева А. Архитектура городской среды: Учеб. для ВУЗов.М.;Стройиздат, 2001. - 200с., ил.
78. Цайдлер Э. Многоф)шкциональная архитектура: Пер. с англ. - М.:Стройиздат, 1988. - 270 с.
79. Цивьян Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни //Этнические стереотипы поведения. - Л.: Наука, 1985. -С.154-178
80. Черноушек М. Психология жизненной среды. / Пер. с чеш. И.И.Попа. - М.;Мысль, 1989. - 174, 2. с. - ( Человечество на пороге XXI века).
81. Чистова В. Пути гуманизации. // Архитектура СССР, 1981г. - № 5, с. 56-59.
82. Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественногопроектирования архитектурной средьг Учебное пособие. - М.: Издательство «Ладья»; 2000.,- 64 с , ил.
83. Эстетические ценности предметно-пространственной среды /А.В.Иконников, М.С.Каган, В.Р.Пилипенко и др.: Под общ. ред. А.В.Иконникова; ВНИИ техн. эстетвоси. - М.: Стройиздат, 1990. - 335 с : ил.
84. Яргина З.Н. Эстетика города. - М . , 1991. - 366с. - илл.
85. Jodidio Philip. Building а new millenium. - Benedict Tashen Verlag GMBH,2000.-C.600
86. Kuller Rikard. Beyond semantic measurement. // Architectural psychology:Proceeding of the Lund Conference/ Edited by Rikard Kuller. - Studentlitteratur ab,- Lund, Sweden- 1973.- el81-197.
87. Lee Susan-Ann. Environmental perception, preferences and the designer. //Architectural psychology: Proceedinq of the Lund Conference/ Edited by Rikard Kuller - Studentlitteratur ab,- Lund, Sweden - 1973.- c.181-197.
-
Похожие работы
- Формирование модели профессионального довузовского архитектурного образования
- Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования
- Архитектурный объект: образ и морфология
- Стратегия критической деятельности в условиях современного архитектурного процесса
- Принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов