автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Цветовое моделирование архитектурного пространства.

кандидата архитектуры
Виноградов, Якуб Петрович
город
Москва
год
1983
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Цветовое моделирование архитектурного пространства.»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Виноградов, Якуб Петрович

СОД ЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ШЕТСВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА /теория, практика, школа/ I

1.1. Современные тенденции колористики и развитие методов моделирования архитектурного пространства

1.1.1. Истоки современных концепций пространства и цвета в архитектуре

1.1.2. Анализ теории и практики художественно-проектного моделирования архитектурной колористики ,60-начала-80-х годов

1.1.3. Методы и методики проектного моделирования архитектурной колористики

1.2. Развитие концепций и методов архитектурной колористики в архитектурных школах 3? I.2.I. Изучение цвета в ведущих архитектурных школоах 20-30-х годов и вопросы колористики в современном отечественном образовании

I.2.2V 1&ет в современных зарубежных художественных и архитектурных школах /70-е годы/

1.2.3. Современные требования к колористической подготовке архитектора

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШЕТ0В0Г0 МОДЕЛИРОВАНИЯ

АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1. Вопросы теории цветового моделирования архитектурного пространства

2.1.1. Основные понятая цветового моделирования архитектурного пространства

2.1.2. Система понятий "архитектурное цвето-пространство".

2.2. МЕтодическая система цветового моделирования

2.2.1. Роль и задачи цветового моделирования в организации зрительного восприятия

2.2.2. Принципы цветового моделирования

2.2.3. Этапы цветового моделирования

ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ

ГЛАВА Ш. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ЦВЕТОВОГО

МОДЕЛИРОВАНИЯ

3.1. Структура цветового моделирования в системе высшего архитектурного образования

3.1.1. Основные цели, задачи и этапы цветового моделирования

3.1.2. Моделирование как средство освоения основных категорий и понятий архитектурной колористики

3.1.3. Макетирование - ведущая форма цветового моделирования архитектурного пространства

3.1.4. Вопросы классификации методов, средств и приемов учебного цветового моделирования

3.2. Основные принципы и формы учебного цветового моделирования

3.2.1. Учебно-методические принципы III

3.2.2. Виды учебного цветового моделирования

ВЫВОДЫ ПО Ш ГЛАВЕ

Введение 1983 год, диссертация по архитектуре, Виноградов, Якуб Петрович

Поиски путей и средств гуманизации окружающей жизненной среда, повышения эмоциональной и образной выразительности архитектура, одной из основных составляющих материальной и духовной культуры, в большой степени связаны в настоящее время с активным использованием цвета. Полихромия - одна из характернейших черт современной архитектуры. Достижения современного искусства и архитектуры, запросы общества зрелого социализма выдвинули новые требования к качеству городской среды.

В отчетном докладе ЦК КПСС на ХШ съезде указывается на то, у "как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса"• Отмечается, что наряду с последними достижениями в области архитектуры "градостроительство в целом нувдается в большей художественной выразительности и разнообразии [б , 62-63]. Использование композиционных средств полихромии, создание с ее помощью оптимальных условий восприятия крупномасштабных градостроительных структур несомненно способствует эффективному совершенствованию качества архитектур!. Поэтому среди художественно-композиционных проблем, составляющих ядро профессиональной деятельности архитектора, вопросы колористики как одного из средств архитектурной композиции приобретают сегодня исключительно важное значение.

Полихромия с древних времен являлась одним из традиционных и эффективных средств архитектурной выразительности. Цвет использовался для передачи символического и смыслового содержания, создания эстетических качеств архитектуры.

Свое теоретическое обоснование и признание в качестве одной из ведущих категорий формы пластических искусств и архитектуры, как одно из основных композиционных средств цвет получает в на-v чале И века. Однако в дальнейшем это положение практически не подкрепляется деятельностью конструктивистов и рационалистов в области архитектуры.

В отечественной практике массового строительства 50-60-х годов архитекторы преимущественно использовали белый и серый цвета материалов индустриального изготовления. Попытки использования цвета связывались с представлением о тектоническом элементе здания -лоджии, балконе, панели. Однако ориентация на эти мелкие цветовые модули ограничивала возможности выявления тектоники и цветовой организации обширных пространств, формируемых массивами городской застройки.

Современная ситуация в области архитектурной полихромии характеризуется тем, что созданная индустриальными методами монохромная архитектура 60-70-х годов количественно преобладает над цветовым наследием зодчества прошлого. Игнорирование возможностей архи-| тектурной полихромии пороздает монотонность среды даже при достаточно выразительном объемно-пространственном архитектурном решении. Укрупнение размеров городских пространств, их структурность и взаимосвязанность вызывают необходимость пересмотра бытовавших ранее приемов цветовых решений отдельных зданий, требуется научно-обоснованный подход к формированию колористики ансамбля и целого города.

Теоретическим проблемам и вопросам использования цвета в архитектурном проектировании посвящены работы советских ученых Л.К.Абрамова, И.А.Азизян, Г.Г.Бориса, А.В.Ефимова, К.Г.Зайцева, В.Й.Крав-ца, Г.П.Лащрс, Н.В.Оболенского, П.П.Ревякина, А.А.Полторацкого, Г.Е.Русанова, А.Б.Самсонова, Н.К.Соловьева, А.Й.Суханова, А.Г.Устинова и др. и.

I5],fl6]f[l7],[4l], [81], [83],[85],[9l],[l2l], [129], [l63] f [l84] , [l88|, [l89], [20l|, [21б] . Однако, архитектурное проектирование и в настоящее время строится без активного и обязательного участия колористических средств, цвет применяется в основ ной как средство архитектурной графики для "подачи" проектного решения, Одной из причин непоследовательного, одностороннего использования цвета как неотъемлемого свойства архитектурной композиции является отсутствие обоснованных методик и несовершенство обучения, в которых практически не используется цветовое моделирование. Пространственное моделирование, наряду с другими видами, все больше обретая статус ведущего средства проектных методов, требует параллельного и взаимосвязанного развития цветового моделироваз, тая. Становится актуальной разработка теоретических основ и методики комплексного цвето-пространственного моделирования, а также обучение архитектора этим методам. Данное исследование, затрагивающее теоретические проблемы интеграции архитектурного пространства и цвета, проектного моделирования полихромии и обучения архитектурной колористике, базировалось на изучении работ основоположников современного понимания архитектурного пространства - братьев А. и В.Весниных, М.Я.Гинзбурга, Н.А.Ладовского, Н.В.Докучаева, В.Ф.Кринского, Ф.Л.Райта, В.Гропиуса, Ле Корбюзье и др. [63] , [?з|, [80j , [юз] , [Пб], [123], [12б| , |Г77] , [22б], теоретических обоснований, утвервдающих цвет одной из категорий визуальной формы, - работы В.Кандшского, К.Малевича, Э.Лисицкого, Л.Поповой, А.Родчен-ко, В.Татлина, Г.Клуциса, П.Мондриана, Т.ван Дусбурга, И.Иттена,

64] ,[79] , [88] , [103] , [107}, [142] , 249], [252 , широком круге исследований, посвященных проблемам композиции и средств архитектурной выразительности - работы К.Н.Афанасьева, М.Г.Бархина, А.К.Бурова,

A.В.Иконникова, Л.И.Кирилловой, А.Э.Коротковского, И.В.Ламцова,

B.Ф.Маркузона, А.В.Еябушина, А.В.Степанова, Г.П.Степанова, В.И. Тасалова, А.А.Тица, М.А.Туркуса, П.А.Флоренского, С.О.Хан-Магоме-дова, И.Араухо, Р.Бэнэма, Р.Вентури, Б.Гидиона, Б.Дзеви, К.Танге

П.Клее, Д.Альберса и др. |l2 |из] , |б5]', [224] , [225] , [235 и др«

20] , [28] , [32| t[43] ,[45],[4^t[62],[79|t[l0ql,^ , [l02] , [146] , [147] , [16§ , [157], [191], [205] , по" * III t 118 » 123" »

206 > 208" 9 209" * 221 •

145

223" j

Развитие концепций пространства в пластических искусствах и архитектуре позволяет представить пространство как одну из основt ных форм выражения духовных ценностей человеческой культура. Этим во многом объясняется широкое развитие "пространственного подхода" к архитектурному проектированию, а также появление исследований, направленных на разработку форм представления и языков описания архитектурного пространства. Так как основным содержанием деятельности архитектора является композиционная организация архитектурного пространства, то его цветовая организация служит главным содержанием деятельности архитектора в области колористнки. Это обстоятельство заставляет поднять вопрос о необходимости создания новой архитектурной специализации - архитектор-колорист.

Поиски средств проектного языка архитектора, ставшие сегодня особенно актуальными, вызвали развитие теории и практики различных видов проектного, в том числе и пространственного моделирования - работы Л.Н.Авдотьина, Б.Г.Бархина, В.Л.Глазычева, А.В. Ефимова, А.Н.Ёаневского, Э.М.Климова, Ю.И.Короева, А.Э.Коротков-ского, И.Г.Лежавы, Н.Ф.Метленкова, Н.Н.Нечаева, А.Г.Раппапорта и др. [9] , [30] , (65) , [81] , [83] , [92] , [ll| , [117] , [119] , [I3l] , [l52] , |l59| , [l6e| , [l7§ , [г?| , [l92] ,[l94] , что нашло отражение в совершенствовании архитектурного образования - работы А.П.Буряка, А.В.Ефимова, К.В.Кудряшова, С.А.Малахова, В.Й.Мальгина, Д.Л.Мело-динского, Ю.Н.Соколова, А.В.Степанова, Е.С.Пронина, В.Р.Усова и др. [44] , [81] , [124] , [140] , [141] , [ш] , [I5g , [200] ,[205j,[2l|. В то же время цветовое моделирование пространства, способное обогатить творческий метод архитектора, остается до сих пор в стороне от развития теории архитектурного проектирования и курса объемно-пространственной композиции. Освоение закономерностей архитектурной колористики играет важную роль в цикле художественных дисциплин. Поэтому представляется необходимым совершенствование колористической подготовки в системе высшего архитектурного образования с использованием цветового моделирования.

Архитектурные цветовые модели являются средством поиска, разработки и наглядной демонстрации решения цвето-пространственной композиции. Поэтому» основным содержанием данной работы является разработка цветового моделирования в его композиционных аспектах.; * Под цветовым моделированием архитектурного пространства в диссертации понимается система средств и методов, направленных на решение композиционно-колористических задач, возникающих в проектном творчестве архитектора. Создание понятийных и материально-предметных моделей проектируемого цветопространства способствует предвидению и обоснованию цветового решения. Моделирование выступает не только как важнейшее проектное сродство цветовой организации пространства, но - одновременно - и как одно из ведущих средств овладения композиционными принципами архитектурной колорис-к тики. Цветовое моделирование требует теоретического исследования, а также практической разработки конкретных методов в их взаимной связи с методами пространственного моделирования. Этому и посвящен но настоящее диссертационное исследование.

Актуальность исследования обусловлена повышением требований к художественным качествам архитектуры, необходимостью теоретической разработки путей и методов использования возможностей цветоI вого моделирования в творческом процессе предвидения, поиска и разработки архитектурных решений, обеспечивающих реализацию идеи синтеза цвета и архитектурного пространства.

Цель исследования - на основе обобщения и систематизации современных теоретических и практических разработок в области архитектурной колористики и пространства, методов проектирования и обучения архитектора сформулировать принципы и предложить систему цветового моделирования архитектурного пространства для использования в проектной практике в высшем архитектурном образовании. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- выявить художественные средства цветовой организации архитектурного пространства и тенденции развития архитектурной колористики;

- рассмотреть и систематизировать конкретные методики и приемы моделирования архитектурной полихромии;

- разработать теоретические основы проектного использования цветового моделирования архитектурного пространства;

- на основе анализа практики изучения цвета и проведения экспериментальных исследований обосновать принципы и предложить систему учебно-проектных методов цветового моделирования.

Объектом анализа является теория и практика цветового моделирования архитектурного пространства, а также отечественный и зарубежный опыт в области архитектурной колористики.

Предметом исследования являются закономерности композиционного взаимодействия полихромии и архитектурного пространства, пути и методы активного использования средств цветового моделирования в профессиональной и учебной практике проектного творчества.

Границы исследования определяются областью использования цветового моделирования как средства решения композиционно-колористических задач в проектном творчестве архитектора.

Метод исследования опирается на системный подход и включает:

- критический анализ и обобщение опыта проектной деятельности, использувдей элементы цветового моделирования пространства, л существующего преподавания колористики в шсшей архитектурной школе;

- сравнительный анализ методов проектного моделирования полихромии с учетом особенностей творческого процесса архитектора и требований проектирования;

- теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование принципов и методов цветового моделирования в проектной работе архитектора и в учебном процессе высшей архитектурной школы.

Научная новизна работы заключается в тсжа, что впервые иссле-- дована проблема системного использования цветового моделирования как средства проектного языка и обучения архитектора основам колористики. Это позволяет обогатить творческий метод архитектора и построить процесс поэтапного освоения цветового моделирования в шсшей архитектурной школе. Совокупность методов и средств многоуровневого цветового моделирования впервые рассматривается как целостная система, имеицая собственную структуру и направленность развития.

Практическая ценность исследования состоит в возможности ис-V пользования принципов и методов цветового моделирования в проектировании и в учебном моделировании при подготовке архитектора.

На защиту выносятся: теоретические основы комплексного использования цветового моделирования в творческом процессе архитектурного проектирования и обучения на основе сформулированных проектных и учебно-методических принципов, рекомендаций и установок.

Апробация и внедрение результатов работы. Исследование выполнялось в рамках координационного плана научно-исследовательских работ по архитектуре, утверзденного МБ и ССО на 1976-1980 гг. и в соответствии с комплексной программой "Совершенствование научно-методических основ архитектурного образования", ( $ 79052763) а также по плану важнейших НИР вузов Минвуза РСФСР на I98I-I975 гг. (J6 0182.9034531).

Основные положения диссертации докладывались на ШШ-Ш1Х научных конференциях МрхИ, совещаниях ВНИИТЭ, в ряде статей, опубликованных в нашей стране и за рубежом. Отдельные положения работы использованы в процессе проектирования комплексов железнодорожных вокзалов в гг.Ессентуки, Ворошиловград, Казань, в конкурсном проекте на реконструкцию вокзала в г.Минске и др.

Внедрение методических положений диссертации в учебную программу проведено автором в процессе апробирования экспериментальных упражнений в течение 1974-1983 гг. на кафедрах живописи, интерьера и основ архитектурного проектирования МАрхИ, результаты диссертации нашли отражение в программах изучения цвета в ряде вузов страны. Иллюстративно-графический материал диссертации: схемы, таблица, цветовые модели-макеты, выполняют роль методических пособий для учебных занятий и лекций курса "Цветовое моделирования архитектурной формы" кафедры живописи,

Следует отметить, что данная диссертация представляет собой проблемное исследование и в теоретическом плане направлено, главным образом, на саму постановку проблемы синтеза цвета и архитектурного пространства в проектной практике и в обучении на основе цветового моделирования, и поэтому, безусловно, нуждается в дальнейшем углублении и детальной разработке по основным намеченным направлениям.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и заключения, библиографии, текстовых и графических приложений, 20 планшетов иллюстративных таблиц.

Заключение диссертация на тему "Цветовое моделирование архитектурного пространства."

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Табл.28 рис. 1,2,3,

Рис.1 Вводные цветографические клау-зуры. Плоскостная композиция, построенная на основе двух' контрастных цветов преобразовывается в пространственного.

Рис.2 Упражнения, выполняемые на основе графического стимула с построением ряда цветовых инвариантов.

Рис .3 Композиции, вы-•полненные на основе

• у •» алфавита архитипических фигур с помощью комбинаторно-формообразующих операций с формой и цветом

Пример из цикла вводно-гра.ичеоких упражнении, Цветовое решение плоскости на основе двух дополнительных тонов» белого и черного, с использованием ррацавдГ;.

Пример инвариантного моделирования замкнутого пространства интерьерно-го типа с цельп поиска выразительных цветовых сочетани; .

Некоторые виды обьешо-пространст-венных цветовых регешг: курса "Цветовое моделирование архитектурной ор-ш*

Схематические примера, отображающие основную тематику экспериментального курса "Цветовое моделирование архитектурно]* рорш", разработанного совместно кафедрой Живописи и Основ архитектурного проектирования МАрхИ

Библиография Виноградов, Якуб Петрович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов". 12 июля 1979 г.

2. Материалы ХХП съезда КПСС. - М.: Политиздат, I98I.

3. Резолюция Л1 съезда архитекторов СССР.- Архитектура СССР, I98I, JI 8, с.1-2.

5. Адаскина Н.Л. 12*. Адаскина Е.Л.

8. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств (композицион- \ К. Сов.

9. Азизян И.А. Через самоценность - к полифонии. - Декоративное искусство СССР. - 1980, J§ II. с.37-39.

10. Азизян И.А. Цвет - Культура - Цветовая культура. Техни- ческая эстетика, I98I, Je 9, с.26-29.

11. Алексеев С. Цветоведение для архитекторов. - М.-Л. ГОНГИ, 1938, - 158 с.

12. Араухо И. Архитектурная композиция. М., Высшая школа. 1982, - 208 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - Прогресс, Стройиздат, 1975т 386 с.

14. Артамонов И.Л. Рклюзии зрения. - Наука, М., 1969, 220 с.

15. Архитектурная композиция, современные проблемы, - М., Стройиздат, 1970. - 197 с.

16. Архитектурная Форма и научно-технический прогресс. - Стройиздат, 1975, - 178 с.

17. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - Искусство, М., 1968. с.654-672.

18. Асе Е.В. "Интердизайн -80 - Тбилиси". - Техническая эстетика, I98I. Ji 3, - с.18-23.

19. Асе Е., Боков А. Архитектурные тенденции 70-х г. Декоративное искусство СССР, 1982, с.19-21.

20. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. - М.; АН СССР.- 271 с.

21. Бархина А.Г. Г.Б.Бархин, И., Стройиздат, I98I, - с. 122- 161.

22. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М., Стройиздат, 1982, - 224 с.

23. Бархин Г.Б. Вопросы архитектурного образования. - В кн.: Мастера советскоз /архитектуры об архитектуре T.I, М., Искусство, 1975, - с.330-334.

24. Бархин М.Г. Метод работы зодчего. Стройиздат. М., I98I, - 216 с.

25. Баухауз (I9I9-I933); Взгляд сквозь годы. - Курьер Юнеско, май 1980, - с.13-27.

26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: худож,лит. 1975, - 502 с.

29. Блауберг И.В., Юдин Э.Г.

31. Взаимодействие и синтез искусства. - Л., Наука, 1978,- 269с.

32. Виноградов Я.П. Влияние цветовых и оптических экспериментов в живописи на архитектурную полихромию. - ЖрхИ - ЦИНЙС. - % 1630. - М.: 1979, -22с.

37. Гац К., Валшегфанг В.

43. Грегг Д. Опыты со зрением. Ш р , М., 1970, - 198 с. - 137 -г'

45. Гусев Н.М.. Макаревич Ё.Г.

47. Докучаев Н.В. 8 1 . Ефимов А.В.

49. Зернецкий А.Ф. Вопросы композиционной подазотовки по живописи в высшей архитектурной школе. (На опыте кафедры живописи МАИ;. - Автореф.дисс... канд.арх-т. МАЙ, 1966, 24 с.

50. Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. М., 1965, 265 с.

51. Зинченко В.П. Зрительное восприятие и творчество. Техническая эстетика, 1975, Ш 6,7,8,9.

52. Иванов К.А. 98, Иванова Г.И. 99, Ивенс Ральф М.

54. Иконников А.Б. Степанов Г.П.

55. Шьшв М.А. Веснины. - М.: Изд. АН СССР, I960, - 191 с. - 1:>9 -

56. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. (Живопись). -

57. Климов Э.М. Наглядное моделирование восприятия архитектурных комплексов в процессе движения. Канд. дисс. М., 1980, 140 с. И З . Композиция в современной архитектуре. М., Стройиздат, 19^3, 288 с.

58. Коник М.А. Колористическая композиция. Декоративное искусство, 1973, J6 II, с.

59. Коновалов Ю.й. Ритмические закономерности в архитектурно- пространственной среде, - Автореферат канд. дисс, М., МАрхй, ISr7I, 176 с.

61. Короев Ю.И,, Семенов В. Архитектура XX века. Прогресс, 1970, 301с. Объемно-графйческое моделирование восприятия архитектурной композиции с помощью ЭВМ. М., 1970, с.163#167.

62. Коротковский А.Э. Основы архитектурной композиции. Цикл лекций. - Свердловск, 1974, - 112 с.

63. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моде- •* лирование: Учебное пособие. - М., МАрхй, 1975, 303 с.

65. Кравец В.И. функция света в городской застройке. Архитектура СССР, 1978, № 9, с.10-12. - 146 -

67. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А.

73. Лежава И.Г., Метленков Н.Ф., Нечаев Н.Н.

76. Линдсей П., Норман Н.Д.

78. Маркузон В.Ф. Метафора и сравнение в архитектуре. - Архитектура СССР, 1970, В I, с.46-53.

79. Маркузон В.Ф. О специфике художественного языка предметно- пространственной среды. (СемпотическЕЙ аспект). В сб.: Художественные и комбинаторные ^ )азования. М., 1979. (Труды ^хническая эстетика, вып.20)

82. Малахов А. Нечаев Н.Н.

83. Маяьгин В.И. проблемы формообразования. М., 1979. (Труды ВНИИТЭ. Серия - Те с.II- 30.

84. Мркузон В.Ф. Конструкция, тектоника, образ. В сб.: Конструкция, фушощя, художественный образ в дизайне. М., 1980. (Т^уды ВНИИТЭ. Серия -Техническая эстетика, вып.23). с,13-27.

85. Марц Л.В. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа - БХУТЕИНа. В сб.: Художественно-конструкторское образование", № 2, М., 1970.

86. Мастера архитв1ступы об архитектуре. - М.: Искусство, 1972, 590 с.

87. Мастера советской архитектуры об архитектуре. - М,, Искусство, 1975, 584 с,

88. Мелодинский Д.Л. Основы композиционной подготовки в высшей архитектурной школе. Автореф.канд.дисс.М., МАрхй, 1973, 18 с. 148.

89. Метленков Н.Ф. Роль пространственного моделирования в интенсификации процесса обучения архитектурному проектированию. Канд.дисс. М., 1978,

90. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., Наука, 1969, -4242с. - 142 -

91. Миронова Л.Н. IQrpc Цветоведения для художников-конструкторов. - Техническая эстетика, 1972, № 8. с.

93. Мостепаненко A.M. Ввщы пространства и времени в литературе и искусстве. Л., 1970.

95. Нечаев Н.Н. Усов Б.Р. Чуваргина Н.П.

96. Никитин В.А. I98I новы архитектурной композиции. - Свердловск, "", - 19 с. Развитие композиционно-пространственных представлений. В кн.: Современная архитекту-Da США, критические очерки. ЦНИИТЙА, Строи-издат, 1981, с.60-72.

97. Оболенский Н.В. Свето-цветовая сведа как бэактор восприятия и др. архитектуры. - В кн.: Архитектурная форма и научно-технический прогресс. - М., Стройиздат, 1975, с.170-174.

98. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. Под общей редакцией Степанова А.В., Туркуса М.А., Стройиздат, М., 1975, 192 с.

101. Основы теории советской архитектуры, (Расширенные тезисы.) ЦНМТИА. М., 1971; с.

102. Охлопкова О.А. Методака Формообразования цветовых композиций интерьеров промышленных зданий с использованием ЭШ. Автореф.дис.., .канд.арх., М., I98I, - 25 с.

103. Плаксиев Ю.А. Некоторые принципы использования природного морфогенеза в архитектуре. Дисс.на соиск. ... канд.архит. - М., 1979, 215 с.

105. Портогези П. Графический дизайн в среде современного города. В сб.: Проблемы дизайна городской среды. Труды ВШИТЭ, вып.29, с.52-64. Дом Андреас в Скадрилье, Риети. В.Ц.П., Перевод № В-20060. - М,, 1980, - 23 с.

106. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Под ред.йлиади А.Н. - Л . , 1975, с.

107. Пространственные свойства цвета. Методические разработки по

108. Пэдхем Н., Сондерс Д. курсу "Основы архитектурного проектирования". Свердловск, 1977, - 13 с, Восприятие света и цвета. Мир, М., 1978, 248 с.

109. Рабинович Б.И. Двуединое содержание - двуединая форма в архитектуре, В сб.: Архитектурная композиция: Современные проблемы. М., Стройиздат, 1970, с.62-65. Будущее архитектуры. - М.: Гостройиздат, I960, 246 с.

110. Раппапорт А.Г. О предмете теории композиции в архитектуре. - В сб.: Архитектурная композиция. М,, 1970, с.

111. Раппапорт А.Г. О методах и критериях анализа в архитектуре. - Архитектура СССР, I97I, В 10, с.34-37. 180. 1^ппапорт А.Г. Формирование теоретических концепций в современном авхитектурном проектировании. Канд. дисс. М., 1976.

112. Раппапорт А,Г. Теория архитектуры и теория проектирования.- Зодчество 2, 1978, с.134-138.

113. Раппапорт А .Г. Городская среда и драматургия архитектурной композиции. В сб.: Проблемы теории и истории композиции, а со.: ироолемы теории и истории ащитектуры. ЩШЙП градостроительства. - м.,

114. Раушенбах Б, В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. Наука, М., 1980, 287 с. - 144 -

115. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: Гос.изд. лит-ш по строительству л архитектуре, 185, Ревякин П.П. Колористика как учебный предмет. Доклад на ХХХ1У научно-методической конференции. МрхИ, М., 1978, 8 с.

116. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М,, Искусство, 1974,175с.

117. Рычков П.А. Теоретические концепции постмодернизма (истоки, принципы, противоречия.}.Ав1Рореф.дис. ... канд.арх. - С , I98I. - 27 с. с ил. /

118. Свойства языка архитектоники. В.Ц.П*, Перевод ik А-89666. - М., 1979, 20 с.

119. Степанов А.В., Преимущества комплексного преподавания в ПРОНИН Е.С. вузе. - Архитектура СССР, 1981, Ш 3, с.56-58. 205* Степанов А.В., Введение в проектирование. (Учебное посо-Нечаев Н.Н. Малахов С .А., бие). - М. - МрхИ, 1982

120. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенпраал архитектуры. М., Стройиздат, 1978, 120 с.

123. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., Наука, 1978, 286 с.

124. Усов В.Р. Логические оснош метода моделирования. М., Шсль, I97I. Вводные макетно-графнческие упражнения в курсе основ архитектурного проектирования как средство развития пространственных представлений. Канд.дисс. М., 1980, 181 с.

125. Успенский Б.А. Принципы структурной типологии. М., изд. Моск. ун-та, 1962.

126. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., Искусство, 1970, с. V Л

127. Устинов А.Г. Цвет в производственной среде. - М.: ВНИИТЭ, 1967, - 283 с.

128. Устинов А.Г. Цветовой образ объекта дизайна. В сб.: Эстетические проблемы худояественного констши-рования комплексных объектов. Труды БНЙйТЭ. вып.25. C.95-III.

129. Фаворский В.А. Архитектура и живопись. Архитектура СССР, 19Ь5, Jfe 2. То же в сб.: Вопросы синтеза искусств, М., 1936.

130. Фаворский В.А. О композиции. Творчество, 1967, Ш 1,2. Искусство, 1933, Ш 1-2.

131. Фйлласье Ж. Цвет как социальный феномен. Техническая эстетика, 1979, № 9, с.

132. Флоренский П.А. Анализ пространственности художественного произведения. Декоративное искусство СССР, 1982, ^ I, с.26-29.

133. Фрилинг Г., Человек - цвет - пространство, (прикладная Ауэр К. цветопсихологйя. ) М., Стройиздат, 1973, 115 с.

134. Хан-Магомедов О концепции формы в архитектуре. - В сб.: СО. Архитектурная композиция: Современные проблемы. - М., Стройиздат, 1970 .

135. Хан-Магомедов С О . В.Кандинский о восприятии и воздействии средств художественной выразительности. -Б сб.: Проблемы образного мышления и дизайн. М., 1978. (Труды ВНИИТЭ. Серия "Техническая эстетика", вып. 17), с.

136. Хан4Дагомедов О.С Дискуссия в ИНХУКе о соотношении конструкции и композиции. - В сб.: Художественные и комбинатотэные проблемы формообразования. (ВНИИТЭ, вып. 20) - М., 1979, с.40-78.

137. Hard A. The Natural Colour System and its Universal Application in the Study of Environmental Design Colour for Architecture, ed. Ъу T.Porter, B.Mikellides, Studio Yista, London, 1975, ррИОЭ-ИЭ.

138. Itten J. Kunst der Parbe.-Eavorisbourg. 1967» 250# Kalf L.C. Creative Light,- Philips Technical Library. Macmillan. Eindhoven. 1971#

139. Klee P. Pedagocical Sketchbook. -lew York. 1953»

140. Mari E. The Function of Aesthetic research.- Milano, 1970.

141. Rogge P. Stadtebaulicher Eaum und originale Far- bigkeit (I,II). Farbe und Saum, 1978. F 2,5.

142. Sivik L. Studies of colour meaning.-G6teborg,1974.

143. Vasarely V.-Few York; Harry Ж, Abrams, Inc. 1971. 264* L'Architectiire d'aujourd'hui, 1970-1982. 2б5# Gebraushe Grafic. 1975-1982.