автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Технология проектирования национальной одежды на примере башкирского народного костюма
Автореферат диссертации по теме "Технология проектирования национальной одежды на примере башкирского народного костюма"
КАМАЛИЕВА АЙГУЛЬ САЛАВАТОВНА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ НА ПРИМЕРЕ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
КАМАЛИЕВА АЙГУЛЬ САЛАВАТОВНА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ НА ПРИМЕРЕ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
у £
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Российском заочном институте текстильной и легкой промышленности
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, кандидат технических наук, профессор И.Н. Савельева
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор Бастов Геннадий Александрович кандидат технических наук, профессор Конопальцева Надежда Михайловна
Ведущее предприятие: Уфимский государственный институт сервиса
Защита состоится 28 июня 2005 г. в 12_ час. на заседании диссертационного совета К 212.201.01 при ГОУ ВПО РосЗИТЛП по адресу: 123298, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 38, корп. 2
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РосЗИТЛП
Автореферат разослан «¿ЯЗ» 2005г
Ученый секретарь
диссертационного совета К 212.201.01
кандидат технических наук, доцент Тихонова Т.П ' ¡'О-- 11Л11>*и11АЛЬи/\И )
|»И6ЛИ0ТЕКА/ )
¿"ТОЩ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Процесс национального возрождения, начавшийся в конце XX века, обусловил повышение спроса на такой вид одежды как национальный костюм. Он является обязательным атрибутом на ежегодных народных праздниках, концертах, торжественных мероприятиях. О повышении спроса на национальную башкирскую одежду говорит и то, что с 90-х годов увеличилось число комбинатов, специализирующихся на изготовлении подобных костюмов. 10 лет назад существовал только один комбинат по пошиву сценической одежды, сегодня их уже насчитывается 12. Естественно, что для данных предприятий остро встает вопрос конкурентоспособности изделий, повышения качества изготавливаемых костюмов.
Предварительный анализ производственного процесса изготовления национального костюма в комбинатах республики Башкортостан выявил недостатки, связанные с разработкой моделей, которые зачастую являются чересчур стилизованными и отвлеченными от настоящих подлинных образов или же полностью копируют музейные экспонаты. Анализ литературных источников по традициям башкирского народного костюма выявил отсутствие дизайнерского подхода к изучению одежды башкир. Все существующие материалы ограничиваются сведениями лишь этнографического и исторического характера. Кроме того, в ходе анализа существующих подходов и методов изучения народного костюма специалистами швейной промышленности выявилась неразработанность процесса проектирования национального костюма. Чаще всего, результаты исследований находят практическое применение в создании современной одежды или аксессуаров. В связи с этим, разработка технологии проектирования национальной одежды на примере башкирского костюма является актуальной.
Целью работы является совершенствование технологии проектирования современного национального костюма с использованием разработанной информационной базы данных о композиционно-конструктивных решениях народного костюма.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
• выполнен обзор научных работ, посвященных изучению народного костюма и анализ существующих методов использования результатов исследования;
• выполнен обзор и систематизация имеющихся в литературе сведений о традициях в башкирском костюме;
• разработан метод исследования пластики одежды в плоскостном изображении;
• исследованы конструктивно - композиционные решения в башкирской одежде (с получением разверток деталей кроя и схем расположения декора);
• выявлены закономерные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, конструкцией и декором;
• проведена группировка одежды внутри одной ассортиментной группы по общности признаков;
• выявлены принципы гармонизации башкирской женской народной одежды во взаимодействии с фигурой башкирских женщин;
• разработаны требования к моделям национальной одежды;
• разработаны рекомендации для проектирования моделей башкирской национальной одежды;
• разработана коллекция моделей национального башкирского костюма.
Объект исследования - башкирский народный женский костюм (более 200 подлинных экземпляров одежды из частных коллекций и музеев республики Башкортостан).
Предмет исследования - композиционно - конструктивные решения башкирской народной женской одежды.
Методы и средства исследования. В данной работе применялись основные теоретические положения композиции, материаловедения, конструирования, технологии и дизайна одежды, художественно - конструкторский анализ народной одежды, системный подход, методы статистического исследования.
Научная новизна заключается в следующем:
• впервые исследованы конструктивно - композиционные решения башкирской народной женской одежды с позиций дизайна и введены в научный обиход новые творческие источники для возможных проектных разработок;
• разработана методика фотографирования образцов одежды в плоскости с помощью сконструированной установки;
• впервые применен кластерный анализ для группировки совокупности народной одежды по ряду общих признаков;
• разработаны требования к моделям национальной одежды;
• разработаны приемы адаптации конструктивно - композиционного строя башкирского народного костюма к проектированию современной национальной одежды.
Практическая значимость. Проведенные исследования позволяют:
• решать конкретные задачи по созданию исторически и этнографически достоверных образов башкирской народной одежды в соответствующих костюмных комплексах;
• обеспечить разнообразие разрабатываемых национальных моделей за счет возможности комбинирования конструктивных основ и декоративных элементов внутри каждой группы, объединенной путем кластерного анализа;
• использовать материал по композиции и конструкции народной одежды в качестве творческого источника при создании современной одежды различного назначения;
• обеспечить экономический эффект за счет:
- сокращения времени на изготовление лекал путем унификации конструктивных
основ башкирской народной одежды всех ассортиментных групп;
- сокращения времени на отделочные работы путем унификации схем расположе-
ния и видов декора;
- больших возможностей в комплектовании предметов в башкирском народном костюме внутри определенного комплекса.
• использовать материалы и выводы по работе в лекционно-просветительской деятельности и при составлении специальных курсов по культурологии, искусствоведению и костюмологии.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на:
- Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторически опыт - новые технологии» (в рамках конкурса «Адмиралтейская игла») в г. Санкт -Петербурге (2000 г.);
- Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторически опыт - новые технологии» (в рамках конкурса «Адмиралтейская игла») в г. Санкт - Петербурге (2002 г.);
- Международной региональной научно - практической конференции «Проблемы обучения и воспитания молодежи» в г. Уфе (2004 г.);
- заседаниях кафедры «Технология швейного производства» РосЗИТЛП (20012005г.);
- заседаниях кафедры «Технологии и дизайна одежды» УТИС (2005г.).
На защиту выносятся:
• информационная база данных о композиционно - конструктивных решениях народного башкирского костюма;
• рекомендации для дизайн-проектирования семи комплексов башкирской народной одежды.
Внедрение результатов работы. Практическая значимость работы подтверждена результатами ее производственной проверки и внедрения на предприятиях, специализирующихся на изготовлении национальной одежды: ООО «Альфа и М» (г. Уфа) и «ЧП Тарасова М.И.» (г. Уфа).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано семь печатных работ, в том числе одна монография.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и восьми приложений. Объем диссертации составляет 129 страниц м/п текста, 86 таблиц, 89 рисунков. Список литературы содержит 101 источник.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определена ее цель и сформулированы задачи исследования, отмечена научная новизна и практическая значимость результатов работы.
В первой главе диссертации по материалам источников литературы систематизированы сведения о традициях в башкирском народном костюме. В результате выявлены и классифицированы все виды башкирской одежды, головных уборов, украшений и обуви.
Выявлено существование в башкирском костюме семи комплексов, различных по материалу, покрою, декору и комплектности. Выяснилось, что различия в костюме башкир обусловлены характером труда, типом хозяйствования, историческими предпосылками и другими факторами.
Для того, чтобы проследить связь человека с костюмом, по материалам источников были определены типы телосложения женщин рубежа XIX - XX веков.
Систематизированные материалы обзора литературы показали недостаточность информации для грамотного проектирования башкирской национальной одежды и выявили необходимость дополнительного исследования с позиций дизайнера и конструктора.
Вторая глава посвящена созданию информационной базы данных о композиционно - конструктивных решениях в башкирском костюме. Использовался художественно - конструкторский анализ народной одежды. Решение задачи состояло из трех этапов.
На первом этапе художественно - конструкторского анализа исследованы и проанализированы конструктивные основы более 200 натурных образцов башкирской народной одежды. В ходе исследования были выполнены развертки деталей кроя. На основе разверток была проведена типизация конструкций. В результате получено 6 типов конструкций платьев, 4 типа - безрукавок (камзолов), 7 типов верхней одежды (халатов), 5 - фартуков. Информация о типах конструкций представлена в виде таблиц, с указанием номера костюмного комплекса. Дальнейший анализ деталей кроя воротников, застежек, рукавов проводился по методу ступенчатой детализации, результаты которого представлены в табличной форме. Для связанности табличных данных между собой в каждой таблице указан тип конструкции.
По разверткам деталей кроя проведен анализ средств формообразования и характера поверхности башкирской одежды, в результате которого выделены две
группы. К первой относятся платья и передники, ко второй - халаты и безрукавки. В первой группе преобладает рельефная поверхность, образованная за счет сборок и защипов, во второй преобладает ровная - за счет отрезных бочков и рельефов.
На основе анализа типов конструкций и средств формообразования выявлены территориальные различия в покрое всех видов одежды, а также выявлены характерные средства формообразования для каждого комплекса. Установлено, что для костюмов юго-восточного, центрального, самаро - нргизского комплексов характерен прямой силуэт, лаконичность деталей кроя, минимальное количество членений. Для костюмов комплексов северных районов Башкортостан, напротив, характерен полуприлегающий силуэт, членение конструкции отрезными боковыми частями и клиньями. Пример сравнительного анализа типов конструкций по территориальной принадлежности представлен на рисунке I.
в б Рисунок 1. Внешний вид (спереди и сзади) и развертка деталей кроя а) юго-восточного елян, б) северного елян.
Исследовано и проанализировано более 50 различных методов обработки, применявшихся в башкирской народной одежде. Выявлено, что в безрукавках и халатах широко практиковалось использование различного декора для усиления прочности срезов борта, горловины, низа и прорезей карманов. Установлено, что в
платьях для обработки срезов оборок, низа юбки, низа рукавов и других срезов широко использовался кант.
Вторым этапом художественно - конструкторского анализа является исследование и анализ композиционного построения башкирской народной одежды. Для решения задачи была сконструирована установка, позволяющая распрямлять изделие в плоскости, так как предлагаемые ранее методы не дают точной информации о характере декорирования костюма. Схема установки представлена на рисунке 2. С помощью установки на специальном экране, разделенном на квадраты размером 10 на 10 см, были сфотографированы более 200 натурных образцов башкирской одежды. Данные фотографии были использованы для нахождения обобщенной схемы расположения декора, которая представляет собой проекцию контуров изделия и границ размещения декоративных элементов (рисунок 3). Анализ схем выявил общность в расположении орнамента на изделии.
Условные обозначения 1основной стержень
2.- широкие пластины, распрямляющие изделие по линий талии
3.- поперечная пластина, на которой крепятся летали
(2)
4 - длинные узкие пластины, распрямляющие изделий по низу
5,- прорезь на основном стержне установки, позволяющая перемещать детали (2,3,4)
6,- пластины, имитирующие плечевой пояс
7,- длинные узкие пластины, фиксирующие рукава изделия в горизонтальном положении
Рисунок 2. Схема установки, распрямляющей изделие в плоскости.
В платьях было выделено 10 схем, в фартуках -3, в безрукавках -19, в халатах - 20. Наиболее часто используемой в платьях II-VI типа конструкций является схема №3 (53,7%), в которой основную декоративную нагрузку несет юбка платья. В результате анализа схем расположения декора в халатах был выявлен «мотив
гор» (рисунок 36), применявшийся в одежде горных башкир (юго-восточные и центральные районы Башкортостана).
Рисунок 3. Схемы расположения декора на изделии, полученные с фотографических изображений, сделанных с помощью установки: а, б) елян (вид спереди, вид сзади), в) платье (вид спереди) Также были исследованы и проанализированы конструктивные параметры, материал и способ изготовления декоративных элементов внутри каждой ассортиментной группы. Определен набор декоративных элементов и выявлена частота их встречаемости во всех видах башкирской одежды. Например, установлено, что основным видом декора в платьях П-У1 типов конструкций является оборка (от 1 до 4 рядов на юбке), причем украшенная вышивкой, аппликацией, тесьмой, кантом и.т.д. Из всех видов вышивок в 35,1% случаев использовался тамбур, в фартуках данный процент составляет 60,4.
Характерным для декоративного решения халатов и безрукавок является широкое применение позумента и монет, а также бахромы, цветного и кораллового бисера, машинной строчки, вышивки и чеканок. Определены срезы, и участки орнаментации в данных видах одежды среди которых срез горловины, борта, низа изделия, низа рукава, прорезь кармана, линия талии по спинке, верхняя часть спинки и т.д. Установлено, что каждому срезу и участку соответствует определенный набор декоративных элементов. Например, линия талии по спинке украшалась ложными карманами, монетами, позументом.
Общеизвестно, что в представлении народа декор являлся не только средством орнаментации одежды, но и выполнял различные функции: защитную, возрастного показателя и социального положения, показателя национальной принадлежности, мастерства и состоятельности. На использование того или иного декора в
а
б
в
костюме влиял ряд факторов: мировоззренческие установки, характер труда, природно-климатические условия и т.д.
Данные сведения очень важны для проектирования национальной одежды, так как они отражают мотивы и причины использования орнамента. Например, использование эполет в костюме юго-восточных башкир объясняется боевым прошлым женщин - амазонок, проживавших на территории данного комплекса. Поэтому этот вид украшения применим только для одежды данного комплекса.
На третьем этапе художественно - конструкторского анализа одежды исследованы и выявлена частота встречаемости средств композиции (пропорций, ритмов, видов членений, использования законов контраста, нюанса и тождества), применявшихся в башкирской народной одежде.
Например, установлено преобладание в башкирской одежде нюансных силуэтных линий, широкое использование «золотого сечения», контрастное цветовое сочетание тканей.
В третьей главе проведен статистический анадиз данных исследования композиционно-конструктивных решений башкирской народной одежды. Методом парной корреляции выявлены взаимосвязи, отражающие логику построения башкирской народной одежды. Для обработки данных на персональном компьютере использовался статистический пакет прикладных программ STATISTIC А 5.0. Анализировались 80 натурных образцов верхней одежды, 56 - безрукавной, 40 -нательной и 34 образца передников. Получены взаимосвязи с высокой степенью сопряженности в пределах 1-0,6. Например, выявлена взаимосвязь между цветом и видом основной ткани (-0,92), между асимметрией в декоре и оформлением низа рукава в елян (0,82), и т.д.
Для объединения всей совокупности натурных образцов в группы по общности вида одежды, территориальной принадлежности, типу конструкции, виду и схеме расположения декора использовался кластерный анализ. В результате получены 9 кластерных групп нательной одежды, 8 групп безрукавной, 10 групп - поясной и 7 - верхней.
Четвертая глава посвящена разработке требований к моделям национального костюма, а также разработке рекомендаций по проектированию семи
комплексов башкирской национальной одежды.
Требования к моделям национального костюма обусловлены категорией будущих потребителей данной одежды. К ним относятся люди, профессия которых связана с публичными выступлениями, например, участники народных гуляний, представители нации за рубежом и т.д. Исходя из этого, первым требованием к моделям национальной одежды является ее индивидуальность, то есть костюм должен быть по возможности изготовлен в минимальном количестве, чтобы снизить риск встречи двух одинаково одетых людей. Это означает, что перед проектировщиком ставится задача создания разнообразных по внешнему виду моделей и подготовки их в короткие сроки в производство. Для выполнения этой задачи широко применимы средства разнообразия поверхности изделия и унификация конструктивных основ и декоративных элементов. На основе данных кластерного анализа, а также анализа конструктивных решений в башкирской одежде методом конструктивного моделирования были разработаны конструкции моделей платьев, безрукавок и халатов, характерные для различных комплексов.
Вторым требованием к моделям национальной одежды является этнографическая и историческая достоверность образа. Перед проектировщиком ставятся важная задача - отразить посредством покроя и декора в современном национальном костюме историческое развитие, природные и климатически условия проживания, характер труда народа. Созвучным с данным требованием является также соответствие используемых в национальной одежде элементов декора и головных украшений их семантическому смыслу. И последнее требование - это узнаваемость моделей, то есть возможность идентифицировать их с определенной национальной культурой.
На основе анализа композиционно - конструктивных решений и статистического анализа данных проведенного исследования были разработаны рекомендации к проектированию семи комплексов национальной башкирской одежды. Структура рекомендаций на примере юго-восточного комплекса представлена на рисунке 4, она включает в себя конструкции моделей, характерные для данного комплекса виды декора и схемы их расположения и другое. Из головных украшений выделены наиболее узнаваемые и рекомендуемые в использовании для всех
X
Комплектность
X
Одежда
X
Головной убор
Елян
Г
Конструкция
Декор
X
Покрой
Четырех шовный с боковыми частями, образующими рельеф
X
Силуэт]
X
Прямой
- Монеты
На углубленной пройме
Аппликация
Коралло-
Тесьма серебряная или золотая
Схема декора
- 1
-и
-0
- 17
- 18
Ь 19
Мотив
гор
солярный'
древо жизни
эполеты
Ложные карманы
Тамбурная вышивка
Методы обработки
Нашивка из разноцветных полос ткани с чередованием золотой тесьмы
X
х
Обувь
Покрывало - кушъяуы-лык
Убор из коралла и монет -кашмау
Украшения
Кожаная обувь с невысоким голенищем или кожаные сапоги'
I Нагрудники
Нагрудник из
коралла и монет - какал
Платье
X
I
Конструкция
Покрой
Отрезной по талии
Обработка среза горловины, борта и низа изделия_
X
Декор I
Силуэт
Полуприл егающий
Обработка низа рукава
ру] сав
классический втачной
Тамбурная вышивка
аппликация
Схема декора!
- 6
Цю
Обработка шва соединения |-верхней части с юбкой
Рисунок 4. Структура рекомендаций для проектирования юго-восточного комплекса башкирской народной одежды.
костюмов определенного комплекса. На основе рекомендаций разработана коллекция из 21 модели, отвечающая вышеперечисленным требованиям.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников выявил подходы к изучению народного наследия и пути использования результатов его исследования. Выяснилось, что практическое применение данных исследований ориентировано на разработку современной одежды различного назначения: повседневной, специальной, торжественной, рабочей. Выявилось отсутствие специальных разработок по проектированию национальной одежды, в частности башкирской. В результате обзора литературы также определена степень изученности традиций в башкирской народной одежде.
2. Определена структура башкирского народного костюма, их виды и способы их орнаментации, систематизированы сведения о головных уборах, украшениях и обуви. Выявлено, что в башкирском костюме существует семь разновидностей образов, характерных для различных районов республики Башкортостан.
3. В результате анализа литературных источников определены типы телосложения башкирских женщин рубежа XIX - XX века. По общности антропометрических признаков выделено три группы башкир: восточная, характеризующаяся брахиморфным телосложением и наибольшими размерами лица, северо-западная - < долихоморфным телосложением и сравнительно наименьшими размерами лица и юго-западная - занимающая среднее положение между двумя первыми.
4. По методике художественно - конструкторского анализа (ХКА) выявлены конструктивные решения 200 подлинных образцов башкирской народной одежды. Установлены две однотипные по средствам формообразования и характеру поверхности группы. Первая включает в себя платья и фартуки, вторая - халаты и безрукавки. В первой группе используются складки, сборки и защипы, образующие рельефную поверхность. Во второй группе преобладает гладкая поверхность, создающаяся за счет боковых отрезных частей переда и спинки, клиньев и т.д.
5. С помошью разработанной установки, «распрямляющей» изделие в плоскости, и по методике ХКА выявлены композиционные решения в башкирской
и
народной одежде.
Определены и классифицированы виды и способы орнаментации, схемы расположения декора в костюме. Установлена, однотипность по виду и способу декора между платьями и фартуками, а также безрукавками и халатами.
6. Выявлены элементы и средства композиции, применявшиеся в башкирской народной одежде. Определено процентное соотношение использования законов нюанса, тождества и контраста.
7. В результате статистического анализа выявлены корреляционные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, отражающие логику построения башкирской народной одежды.
8. В результате кластерного анализа, проведенного с целью объединения совокупности башкирской одежды по общности типов конструкций, видов декора, схем расположения орнамента, вида ассортимента выявлены девять групп платьев, восемь групп безрукавок, десять групп фартуков и семь групп халатов.
9. Установлен ряд требований к моделям национальной одежды, обусловленных спецификой назначения изделий и особой категорией потребителей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Выяснилось, что основными требованиями к моделям национальной одежды являются индивидуальность, узнаваемость модели, этнографическая и историческая достоверность образа, соответствие используемых головных уборов и декора их семантическому смыслу.
10. На основе анализа формообразующих средств, применявшихся в натурных образцах башкирской одежды, разработаны конструкции моделей платьев, безрукавок, халатов.
11. Разработаны рекомендации по проектированию семи комплексов башкирской национальной одежды. Выявлены характерные узнаваемые элементы костюмного комплекса, пропорциональные отношения элементов в композиции, перечень украшений, обуви, связь человека с костюмом.
12. Разработана коллекция моделей национальной башкирской одежды, отвечающая установленным в работе требованиям.
Список опубликованных работ по теме диссертации:
1. Камалиева A.C. Некоторые принципы конструктивного построения национальной женской одежды южных районов Башкортостана // Традиции и современность: Межвузовский сборник научных статей. - Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки республики Башкортостан, 1999. - с. 28-34.
2. Камалиева A.C. К вопросу изучения башкирского национального женского костюма Н Традиции и современность: Межвузовский сборник научных статей. -Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки республики Башкортостан, 1999. - с. 35-40.
3. Камалиева A.C. Башкирский костюм и этнодизайн // Проблемы профессионального образования: Сборник статей / Выпуск 2 УАТ- Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки республики Башкортостан, 2000. - с. 87-89.
4. Камалиева A.C. К вопросу анализа традиций башкирского народного костюма // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Материалы Международной научной конференции (в рамках конкурса «Адмиралтейская игла -2000») - СПБ. СПГУДТ. 2000- с. 49-50.
5. Камалиева A.C. Традиции башкирского искусства в дизайне современного костюма // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Материалы Международной научной конференции (в рамках конкурса «Адмиралтейская игла - 2002») - СПБ. СПГУДТ. 2002- с. 57-58.
6. Камалиева A.C. Исторический опыт и пути адаптации башкирского костюма // Проблемы обучения и воспитания молодежи: Материалы региональной научно - практической конференции: Сборник статей, вып. 15 - Уфа РИО РУНМЦ МО РБ-2004-с. 64-65.
7. Камалиева A.C. Технология проектирования комплексов национальной башкирской одежды. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005.- 350 е., включая рис., табл., схем.
РосЗИТЛП Заказ Тираж #0
«12 0 5»
РНБ Русский фонд
2006-4 9501
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Камалиева, Айгуль Салаватовна
ВВЕДЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ
1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТРАДИЦИЯХ В БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ.
1.1. Исследование подходов к проблеме изучения народного костюма различными специалистами.
1.2 Анализ состояния изученности традиций в башкирской народной одежде.
1.3. Характеристика ассортимента и структуры башкирского народного женского костюма в соответствии с территориальными комплексами. 14 1.3.1 Исследование видов нательной одежды и способов ее декорирования.
1.3.2. Исследование видов башкирской поясной одежды (штанов) и способов ее декорирования.
1.3.3 Исследование видов башкирской безрукавной одежды и способов ее декорирования.
1.3.4. Описание различных видов башкирских головных уборов и украшений.
1.3.5. Описание различных видов башкирской обуви.
1.3.6. Характеристика ассортимента материалов для изготовления, одежды, обуви и украшений в семи костюмных комплексах.
1.4. Характеристика телосложения башкирских женщин рубежа
XIX-XX века 71 Заключение по главе 1.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - КОНСТРУКТОРСКИХ
РЕШЕНИЙ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ.
2.1. Анализ конструктивных решений в башкирских платьях и фартуках.
2.2 Анализ конструктивных решений в башкирских безрукавках (камзолах).
2.3. Анализ способов формообразования в башкирской народной одежде.
2.4. Анализ методов обработки, применявшихся в башкирской народной одежде.
2.5. Анализ декоративных решений в башкирской народной одежде.
2.5.1. Анализ видов и схем расположения декора на башкирских платьях и фартуках.
2.5.2. Анализ видов и схем расположения декора на башкирских камзолах.
2.5.3. Анализ видов и схем расположения декора на башкирской верхней одежде.
2.6. Анализ средств и элементов композиции в башкирской народной одежде.
Введение 2005 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Камалиева, Айгуль Салаватовна
Актуальность темы. Процесс национального возрождения, начавшийся в конце XX века, обусловил повышение спроса на такой вид одежды как национальный костюм. Он является обязательным атрибутом на ежегодных народных праздниках, концертах, торжественных мероприятиях. О повышении спроса на национальную башкирскую одежду говорит и то, что с 90 - х годов увеличилось число комбинатов, специализирующихся на изготовлении подобных костюмов. 10 лет назад существовал только один комбинат по пошиву сценической одежды, сегодня их уже насчитывается 12. Естественно, что для данных предприятий остро встает вопрос конкурентоспособности изделий, повышения качества изготавливаемых костюмов.
Предварительный анализ производственного процесса изготовления национального костюма в комбинатах республики Башкортостан выявил недостатки, связанные с разработкой моделей, которые зачастую являются чересчур стилизованными и отвлеченными от настоящих подлинных образов или же полностью копируют музейные экспонаты. Анализ литературных источников по традициям башкирского народного костюма выявил отсутствие дизайнерского подхода к изучению одежды башкир. Все существующие материалы ограничиваются сведениями лишь этнографического и исторического характера. Кроме того, в ходе анализа существующих подходов и методов изучения народного костюма специалистами швейной промышленности выявилась неразработанность процесса проектирования национального костюма. Чаще всего, результаты исследований находят практическое применение в создании современной одежды или аксессуаров. В связи с этим, разработка технологии проектирования национальной одежды на примере башкирского костюма является актуальной.
Целью работы является совершенствование технологии проектирования современного национального костюма с использованием разработанной информационной базы данных о композиционно- конструктивных решениях народного костюма.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
• выполнен обзор научных работ, посвященных изучению народного костюма и анализ существующих методов использования результатов исследования;
• выполнен обзор и систематизация имеющихся в литературе сведений о традициях в башкирском костюме;
• разработан метод исследования пластики одежды в плоскостном изображении;
• исследованы конструктивно - композиционные решения в башкирской одежде (с получением разверток деталей кроя и схем расположения декора);
• выявлены закономерные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, конструкцией и декором;
• проведена группировка одежды внутри одной ассортиментной группы по общности признаков;
• выявлены принципы гармонизации башкирской женской народной одежды во взаимодействии с фигурой башкирских женщин;
• разработаны требования к моделям национальной одежды;
• разработаны рекомендации для проектирования моделей башкирской национальной одежды;
• разработана коллекция моделей национального башкирского костюма.
Объект исследования - башкирский народный женский костюм (более 200 подлинных экземпляров одежды из частных коллекций и музеев республики Башкортостан).
Предмет исследования - композиционно - конструктивные решения башкирской народной женской одежды.
Методы и средства исследования. В данной работе применялись основные теоретические положения композиции, материаловедения, конструирования, технологии и дизайна одежды, художественно - конструкторский анализ народной одежды, системный подход, методы статистического исследования.
Научная новизна заключается в следующем:
• впервые исследованы конструктивно - композиционные решения башкирской народной женской одежды с позиций дизайна и введены в научный обиход новые творческие источники для возможных проектных разработок;
• разработана методика фотографирования образцов одежды в плоскости с помощью сконструированной установки;
• впервые применен кластерный анализ для группировки совокупности народной одежды по ряду общих признаков;
• разработаны требования к моделям национальной одежды;
• разработаны приемы адаптации конструктивно - композиционного строя башкирского народного костюма к проектированию современной национальной одежды.
Практическая значимость. Проведенные исследования позволяют:
• решать конкретные задачи по созданию исторически и этнографически достоверных образов башкирской народной одежды в соответствующих костюмных комплексах;
• обеспечить разнообразие разрабатываемых национальных моделей за счет возможности комбинирования конструктивных основ и декоративных элементов внутри каждой группы, объединенной путем кластерного анализа;
• использовать материал по композиции и конструкции народной одежды в качестве творческого источника при создании современной одежды различного назначения;
• обеспечить экономический эффект за счет:
- сокращения времени на изготовление лекал путем унификации конструктивных основ башкирской народной одежды всех ассортиментных групп;
- сокращения времени на отделочные работы путем унификации схем расположения и видов декора;
- больших возможностей в комплектовании предметов в башкирском народном костюме внутри определенного комплекса.
• использовать материалы и выводы по работе в лекционно-просветительской деятельности и при составлении специальных курсов по культурологии, искусствоведению и костюмологии.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на:
- Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторически опыт - новые технологии» (в рамках конкурса «Адмиралтейская игла») в г. Санкт - Петербурге (2000г.);
- Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторически опыт - новые технологии» (в рамках конкурса «Адмиралтейская игла») в г. Санкт - Петербурге (2002г.);
- Международной региональной научно - практической конференции «Проблемы обучения и воспитания молодежи» в г. Уфе (2004 г.);
- заседаниях кафедры «Технология швейного производства» РосЗИТЛП (2001-2005г.);
- заседаниях кафедры «Технологии и дизайна одежды» УТИС (2005г.).
На защиту выносятся:
• информационная база данных о композиционно - конструктивных решениях народного башкирского костюма;
• рекомендации для дизайн-проектирования семи комплексов башкирской народной одежды.
Внедрение результатов работы. Практическая значимость работы подтверждена результатами ее производственной проверки и внедрения на предприятиях, специализирующихся на изготовлении национальной одежды: ООО «Альфа и М» (г. Уфа) и «ЧП Тарасова М.И.» (г. Уфа).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано семь печатных работ, в том числе одна монография.
Структура работы и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и списка литературы, шести приложений. Объем диссертации составляет 129 страниц текста, 86 таблиц, 89 рисунков. Список литературы содержит 101 источник.
Заключение диссертация на тему "Технология проектирования национальной одежды на примере башкирского народного костюма"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1. Анализ литературных источников выявил подходы к изучению народного наследия и пути использования результатов его исследования. Выяснилось, что практическое применение данных исследований ориентировано на разработку современной одежды различного назначения: повседневной, специальной, торжественной, рабочей. Выявилось отсутствие специальных разработок по проектированию национальной одежды, в частности башкирской. В результате обзора литературы также определена степень изученности традиций в башкирской народной одежде.
2. В результате анализа материалов литературных источников определена структура башкирского народного костюма, их виды и способы их орнаментации, систематизированы сведения о головных уборах, украшениях и обуви. Выявлено, что в башкирском костюме существует семь разновидностей образов, характерных для различных районов республики Башкортостан.
3. В результате анализа литературных источников определены типы телосложения башкирских женщин рубежа XIX - XX века. По общности антропометрических признаков выделено три группы башкир: восточная, характеризующаяся брахиморфным телосложением и наибольшими размерами лица, северо-западная - долихоморфным телосложением и сравнительно наименьшими размерами лица и юго-западная -занимающая среднее положение между двумя первыми.
4. По методике художественно - конструкторского анализа (ХКА) выявлены конструктивные решения подлинных образцов башкирской народной одежды. Установлены две однотипные по средствам формообразования группы: платья и передники, а также верхняя и безрукавная одежда.
5. С помощью разработанной автором установки, «распрямляющей» изделие в плоскости, и по методике ХКА выявлены композиционные решения в башкирской народной одежде. Определены и классифицированы виды и способы орнаментации, схемы расположения декора в костюме. Установлена по перечисленным выше признакам однотипность между платьями и передниками, а также безрукавками и верхней одеждой.
6. Выявлены элементы и средства композиции, применявшиеся в башкирской народной одежде. Определено процентное соотношение использования законов нюанса, тождества и контраста.
7. В результате статистического анализа выявлены корреляционные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, отражающие логику построения башкирской народной одежды.
8. В результате кластерного анализа, проведенного с целью объединения совокупности башкирской одежды по общности типов конструкций, видов декора, схем расположения орнамента, вида ассортимента выявлены девять групп платьев, восемь групп безрукавок, десять групп передников и семь групп халатов (т.е. верхней одежды).
9. Установлен ряд требований к моделям национальной одежды, обусловленных спецификой назначения изделий и особой категорией потребителей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Выяснилось, что основными требованиями к моделям национальной одежды являются индивидуальность, узнаваемость модели, этнографическая и историческая достоверность образа, соответствие используемых головных уборов и декора их семантическому смыслу.
10. На основе анализа формообразующих средств, применявшихся в натурных образцах башкирской одежды, разработаны исходные модельные конструкции трех типов верхней одежды, двух типов безрукавок и двух типов платьев.
10. Разработаны рекомендации по проектированию семи комплексов башкирской национальной одежды. Выявлены характерные узнаваемые элементы костюмного комплекса, пропорциональные отношения элементов в композиции, перечень украшений, обуви, связь человека с костюмом.
11. Разработана коллекция моделей национальной башкирской одежды, отвечающая установленным в работе требованиям.
Словарь терминов
Кульмэк, кульдэк Платье Различали три вида платьев в зависимости от длины и характера членения. Первый вид - рубаха представляет собой изделие неотрезное по талии, средней длины (не выше уровня колена). Второй вид - платье — рубаха представляет собой изделие неотрезное по талии, длиной до щиколотки. Третий вид — платье представляет собой изделие отрезное по талии, длиной до щиколотки.
Тушелдерек, кукр-эксэ Нагрудная повязка Представляет собой кусок ткани размером 30x40 см. Повязывается непосредственно на тело под нагрудный разрез платья. Предназначен для прикрытия части тела, видного в прорезь нагрудного выреза платья.
Изэу Нагрудное украшение Представляет собой украшение в виде полос ткани, нашитых вдоль прорези нагрудного выреза платья. Позднее изэу трансформировалось в самостоятельное украшение полуовальной формы, сшитое из полос ткани и позумента.
Туникообразный покрой Способ кроя, при котором центральная часть изделия, то есть перед и спинка, кроились цельными, без плечевых швов.
Лиф Деталь платья Этнографическое название. Обозначает деталь платья, представляющую собой цельнокроеные средние части спинки и полочки. Кроме лифа в конструкции старинных платьев имелись боковые клинья.
Ыштан Штаны Штаны с широким шагом, чаще всего бытовал в женском костюме.
Салбар Штаны Штаны с узким шагом, бытовал в мужском костюме.
Салбар бауы Шнурок Шнурок для закрепления штанов на талии.
Альяпкыс Фартук В этнографической литературе также называется передником.
Намазлык Коврик Коврик, на котором мусульмане читают молитвы (намаз).
Камзол, камзул Безрукавка Башкирское название безрукавки.
Кубелякский камзол Безрукавка Кубелякский - название башкирского племени, проживавшего на Южном Урале. Кубелякский камзол отличается прямым силуэтом и большим количеством монет по низу безрукавки.
Каптырма Декоративные пряжки Представляют собой две пряжки с крючком и петлей. Пряжки украшены сердоликом или бирюзой.
Кускар Название узора «Кускар» означает завиток. Распространен у кочевых племен, по внешнему виду напоминает рога барана.
Елян Верхняя одежда Название верхней одежды - распашного халата, изготовленного из плотных хлопчатобумажных тканей. Распространен у племен Южного Урала
Бешмет Верхняя одежда Название верхней одежды, полуприлегающего силуэта, застегивающегося на пуговицы и петли. Распространен в северных районах Башкортостан.
Сыба Верхняя одежда Название верхней одежды полуприлегающего силуэта, застегивающегося на пуговицы и петли. Распространен только на крайнем северо-западе республики. Изготавливался из домашнего холста в полоску.
Копо Верхняя одежда Стеганое пальто полуприлегающего силуэта. Распространено в северных районах республики.
Казакей Верхняя одежда Одежда наподобие военного сюртука. Застегивался доверху на пуговицы и петли. Распространен в районах Оренбургской области.
Бойорлок Ложные карманы Элемент декора верхней одежды и безрукавок. Название от башкирского слова «бойор» - почки. Располагается по спинке чуть выше линии талии.
Яуырынса Эполеты Элемент декора юго-восточного костюма. Изготавливался из позумента, тесьмы, бахромы и бисера, иногда вышивки.
Каишау Головной убор Из коралла и монет. Предмет костюма замужних женщин.
Калябаш (баш-кейем) Головной убор Также из коралла и монет. На сегодняшний день полностью вышел из употребления.
Такыя Головной убор Девичья шапочка полусферической формы, украшенная монетами.
Манглайса, маи-гайса Головное украшение Ободок с околоушными подвесками.
Тастар Головное покрывало Кусок ткани длиной 2 м из светлого ситца. Предмет костюма пожилых женщин.
Кушъяуылык Головное покрывало Двойной платок красного цвета с белым цветочным рисунком. Предмет костюма замужних молодых женщин.
Кама бурек Меховая шапка Шапка из меха выдры
Муйынса Украшение Нагрудное украшение из монет, украшенный подвесками, позументом. Распространен в северо-восточных районах.
Накал Украшение Нагрудное украшение юго-восточных, центральных башкир, из коралла и монет.
Сэлтэр Украшение Нагрудное украшение из монет и коралла. По низу имеет сетку из кораллового бисера. Распространен в южной части республики.
Яга Украшение Нагрудное украшение из коралла и монет. Распространено у зауральских башкир.
Дэуэт Украшение Нагрудная перевязь из монет. Носили преимущественно пожилые женщины. Распространен в северо-западных районах.
Иырга Украшение Большие серьги из серебра, сердолика, бирюзы и т.д.
Мэйрэн тоймэ Украшение Бусы из кораллового бисера
Яка сыпбыры Украшение Воротник с массивными застежками и нагрудными подвесками.
Сэсмэу Украшение Косник из бус
Аркалык Украшение Длинная полоса из яркой однотонной ткани, с монетами и бляхами.
Елкэлек Украшение Затылочное украшение в виде треугольника или полуовала. Носят только незамужние девушки.
Балдак Кольцо
Алка Украшение Маленькая серьга из серебра, без камней.
Сарык Обувь Обувь с суконным голенищем и кожаной подошвой
Ситек Обувь Кожаные сапоги.
Итек Обувь Кожаные сапоги
Ката Обувь Мелкие глубокие, кожаные башмаки
Кэуеш Обувь Галоши
Библиография Камалиева, Айгуль Салаватовна, диссертация по теме Технология швейных изделий
1. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. М.: «Ин-форм - Знание», 2002.
2. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма: Дис. д- ра искусствоведения. М., 1995. 409с.
3. Савельева И.Н. Художественное проектирование одежды специального назначения с применением металлизированных текстильных материалов. Дис. канд. техн. наук. М., 1973г.
4. Савельева И.Н. Художественное проектирование спецодежды для рабочих горячих цехов Москва, 1988.
5. Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации народной одежды. Уфа: РИО РУНМЦ ГКН РБ, 2001. - 182 е.: ил.
6. Недкова М. И. Народные традиции в моделировании современной болгарской одежды. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. техн. наук. М., 1976, 158 с.
7. Опев B.C. Исследование вопросов взаимосвязей формы, орнамента и цвета в современном костюме: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. М., 1980. -197с.
8. Дзахмишева И.Ш. Разработка метода формирования рациональной структуры ассортимента форм и конструкций женской одежды народов Северного Кавказа: Дис. канд. техн. наук: 05.19.04.-М., 1998- 181с.
9. Пулатова С.У. Исследование и разработка рациональной конструкции спецодежды для хлопкоробов Средней Азии: Автореферат дис. на соск. учен, степени канд. техн. наук (05.19.04) (Моск. технол. ин-т лег. пром-ти. М., 1989 - 26с.
10. Пармой Ф.М. Художественное проектирование одежды из шубной овчины в условиях промышленного производства. Дисс. на соис. учен. ст. канд. техн. наук. М., 1970.226с.
11. Н.Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма: (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма); Дис. д-ра искусствоведения в форме научного доклада: 17.00.05. -М., 1991.
12. Расторгуева JI.H. Методология проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии: Дис. д-ра. техн. наук. -М., 2000.
13. У пине A.M. Дизайн изделий из кож рыб: (Традиции народов Сибири и современность): Дис. канд. искусствоведения: 17.00.06. -М., 2002.
14. Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма: Дис. канд. ист. наук: 07.00.04-Улан-Удэ: 2000г.-192 с.
15. Савельева И.Н. Методика проведения НИРС по народному костюму: Учеб. пособие /РосЗИТЛП М., 2000.
16. И.Н. Савельева, Л.П. Шершнева. Художественно- конструкторский анализ одежды (М-во высш. и средне-специального образования РСФСР), М., 1983.- 26с.
17. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Русского государства. СПб., 1773. ч.1; СПб., 1786. ч. 2.
18. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПб., 1799. ч.2.
19. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям государства Российского, ч. 2,3// Полное собрание ученых путешествий по России. СПб., 1822. т. 3,4.
20. Небольсин П. Рассказы проезжаго. СПб., 1854,
21. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
22. Игнатович И. Башкирская бурзянская волость // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России: 1860-61. СПб., 1863. кн. 5.
23. Баишев М. Деревня Зианчурина Орского уезда Оренбургской губернии / (Известия) Оренбургский отдел Русского Географического общества. 1895. Вып. 7.
24. Назаров П.С. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. М., 1893. №3.
25. Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда Уфимской губернии // Дневник общества врачей при императорском Казанском университете. Казань. 1894.
26. Бергхольц Л. Горные башкиры катайцы// Этнографическое обозрение. 1893., №3. с.81.
27. Никольский Д.П. Башкиры: Историко-этнографические очерки: М.; JL, 1855.
28. Круковский М.А. Южный Урал. М., 1909.
29. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки: M.;J1., 1955.
30. Шитова С.Н. Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962. т.1., с. 283-301.
31. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX н. XX века) // АЭБ. Уфа, 1962. Т.1., с. 234-249.
32. Шитова С.Н. Народная одежда башкир // АЭБ. Уфа, 1963. т.З.
33. Шитова С.Н. Формирование и развитие башкирского народного костюма. Дис. канд. ист. наук: утв. В Московс. гос. ун-те имени В.М. Ломоносова, 1968.
34. Шитова С.Н. Сибирские таежные черты в материальной культуре и хозяйстве башкир // Этнография Башкирии. Уфа, 1976.
35. Васильев В.И., Шитова С.Н. Башкиро-самодийские взаимосвязи (к проблеме эт-ногенезиса башкир) // Вопросы этнической истории Южного Урала, 1982.
36. Шитова С.Н. Финно-угорский компонент в народной одежде башкир// Исследования по исторической этнографии Башкирии: Сборник научных трудов. Уфа: БФАН СССР, 1984.
37. Шитова С.Н. Башкирские костюмные комплексы XIX н. XX вв. и районы их распространения // Итоговая научная сессия УИИЯЛ АН СССР за 1965г. Уфа, 1966.
38. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.
39. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
40. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа: Китап, 1996.
41. Народное творчество башкир (под редакцией Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова). -ИИЯЛ, Уфа, 1976.
42. Народное искусство башкир: Альбом. Л., 1968.
43. Хисматуллина Н.Х. Орнаментально колористическая основа башкирского народного искусства. Учеб. пособие; УТИС ИИЯЛ УНЦ РАН. - Уфа, 2000.
44. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир: (Генезис и развитие): Дис. канд. ист. наук. Уфа, 1998.
45. Бикбулатов Н.В. Декоративно-прикладное искусство башкир (декоративное ткачество, вышивка, аппликация): Дис. канд. ист. наук- Уфа, 1965.
46. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда/ отв. Редактор Н.В. Бикбулатов. -Уфа: Китап, 1995.
47. Кутушева Р.Г. Традиционный женский костюм башкир и татар в Западном Башкортостане: (к проблеме этнокультурных взаимодействий): Дис. канд. ист. наук. Уфа, 2000.
48. Обыденное М.Ф., Миннигулова Ф.М. Древнее искусство башкир. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985.
49. Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сборник статей. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988.
50. Бикбулатов Н.В. О судьбах традиционной народной одежды в современных условиях / Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сборник статей. Уфа, 1988.
51. Шитова С.Н. Традиционные черты башкирского национального костюма и их использование в современной одежде/ Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сборник статей. Уфа, 1988.
52. Шитова С.Н Материальная культура башкир бассейна Юрюзани и среднего Ая // АЭБ. Уфа, 1973, т. 5.
53. Традиции башкирского народного костюма в современной одежде: первый республиканский открытый конкурс, Уфа, 1999.
54. Декоративно прикладное искусство башкир. Наглядное пособие. — Уфа: Изд- во «РИАЗ», 2003.
55. Никонорова Е.Е. Чувашско башкирские параллели: по материалам орнамента и костюма // Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона: Материалы межрегиональной научной конференции. Уфа, 2001.
56. Шершнева JI. П. Конструирование женских платьев. 2-е изд., перераб и доп. -М.: Легпромбытиздат, 1991. - 256с
57. Медведь Л.М. Основы дизайна костюма: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец-тям «Дизайн» и «Монум. декоратив. искусство»/ Л.В. Медведь. - Омск: Ом. гос. Ин-т сервиса, 2000 (ИПЦ ОГИС). - 90 е.: ил.
58. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. -М.: Мастерство; Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. -184 е., ил.
59. Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без.- М.: Гном и Д, 2001.-224 е., ил.
60. Бердник Т.О. Дизайн костюма / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. Ростов на Дону/ Д: Феникс, 2000. - 446с., ил.
61. Мордовский народный костюм: Альбом/ состав, и авт. текста Прокина Т.П., Су-рина М.И.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
62. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Физический тип. т.43, ч. 1. 1916г.
63. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд., перераб. и доп. - М., Высш. Школа, 1978. - 528с.
64. Хрисанфова Е.Н. Антропология: Учебник для биолог, спец. Вузов. -М: 1991.
65. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы современной антропологии: Учебное пособие. Мн.: Университетское, 1989.- 271с.
66. Антропология: Хрестоматия /Авт. сост.: канд. биол. наук. Т.Е. Россолимо и др. -М.: Ин-тпрак. Психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998.-411с.
67. Степанов О.И. Антропология: Раздел «Морфология». Учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1982- 88с., ил.
68. Мелкова С.В. Разработка технологии получения фотограмметрической информации по экранному изображению человека в одежде. Дис. канд техн. наук, М., 2002.
69. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: Дис. д-ра техн. наук: 05.19.04.-М., 1991.-322с.: ил.
70. Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика: Автореферат дис. . канд. техн. наук: 05.19.04.
71. Козлова Т Основы теории проектирования костюма: Учебник для вузов. М., 1988.
72. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. Казань: Татарское книжное издательство, 1997. - 224с., илл.
73. Шершнева Л.П. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры. М.: Легкая индустрия, 1980. - 232 с.
74. Шершнева Л.П. Основы конструирования женской и детской одежды: Учебное пособие для сред, проф- тех. училищ. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 224с.: ил.
75. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2003. - 480с.
76. Казбулатова Г.Х. Костюм и знаково-эстетическая деятельность: На примере традиционных костюмов народов Башкортостана: Дис. канд. философ. Наук. М., 2002.
77. Юмагужина Н.Х. Этническая история восточных башкир в свете данных популя-ционной генетики: Автореферат дис. на соиск. учен, степени канд. биолог, наук (03.00.14)-М., 1982-23с.
78. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики.: Учебное пособие — Ростов на Дону.: Феникс, 2001. - 319с.: ил.
79. Горина Г.С. Моделирование форм одежды- М., 1981.
80. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов (3-е издание переработанное и дополненное). М., 2002.
81. Шаяхметов Ф.Ф. Изменения в этнической культуре башкир в процессе смены форм хозяйствования: Дис. канд. ист. наук: 07.00.07- Уфа, 2002.
82. Шершнева Л.П. Качество одежды. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1985г. -192с.
83. Савельева И.Н. Теоретико методические проблемы изучения народной традиционной одежды. Межвузовский сборник научных трудов «Традиции и современность». - Москва - Уфа, 1999.
84. Савельева И.Н. Методика и некоторые результаты исследования закономерностей гармонии в народной одежде / Труды Межвузовской научно методической конференции «Проблемы совершенствования высшего заочного образования». - М., РЗИТЛП, 2001.
85. Елисеева И.И., Юзбашева М.М. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАНИ И. Елисеевой. 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистка, 1999-480с.: ил.
86. Боровиков В.И., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. Издание 2-е, стереотипное М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. -608 с.
87. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. 1974
88. Сунаева С.Г. Разработка технологии проектирования рациональных серий моделей одежды: Дисс. канд техн. наук. 05.19.04- М., 2001. 202с.: ил.
89. Шершнева Л.П., Рогова А.П. Проектирование и производство женского платья. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.-224с.
90. Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для студен. высш. учеб. завед./Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с.
91. Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. Изд. 2-е., испр. и доп. - М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1983 - 224с., ил.
92. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии / Т.Н. Дунаевская, Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, Р.В. Иевлева; под редакцией Е.Б. Кобляковой:
93. Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. Образования.- М.: Мастерство; Издательский центр «Академия», 2001. 288с.
94. Конструктивное моделирование: Учебное пособие /Л.П. Шершнева, Т.П. Тихонова, В.П. Матюшина, Т.В. Пирязева; Российск. заочный ин-ттекстил. и легк. пр- сти. М., 108 с.
95. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Конструирование и конструктивное моделирование женской одежды. 2 изд., перераб. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1990. - 256с.: ил.
96. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков /С.И.Петрова; Пер. с якут. Н.Н. Васильевой, A.M. Степановой. Якутск.: Бичик 1999 -79с.: ил., цвет ил.
97. Карасева Е.М. Народная глиняная игрушка как эстетическая модель современного дизайна: (на примере филимоновской игрушки): Дис. канд. искусствоведения. 17.00.06. М., 2002.
-
Похожие работы
- Проектирование современной национальной одежды на основе бесконтактных методов измерения женских фигур
- Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма
- Проектирование женской одежды на основе традиционного платья Ирака
- Разработка рациональной структуры ассортимента и методов проектирования мужской одежды с учётом национальных традиций народов Северного Кавказа
- Повышение эффективности проектирования костюма на предприятиях малой мощности
-
- Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
- Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья
- Технология текстильных материалов
- Технология швейных изделий
- Технология кожи и меха
- Технология обувных и кожевенно-галантерейных изделий
- Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви
- Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности