автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Повышение эффективности проектирования костюма на предприятиях малой мощности
Автореферат диссертации по теме "Повышение эффективности проектирования костюма на предприятиях малой мощности"
РОДКИНА АННА АЛЕКСЕЕВНА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОЙ МОЩНОСТИ
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва - 2005
Работа выполнена в Московском государственном университете сервиса и в Орловском государственном университете.
Научный руководитель: доктор технических наук, заслуженный
изобретатель России, член международной ассоциации «Союз дизайнеров», профессор Черепенько Анатолий Павлович
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
Меликов Ервандт Хоренович
доктор технических наук, профессор Бескоровайная Галина Петровна
Ведущая организация: Орловское ЗАО «Радуга».
Защита состоится « 25 » ноября 2005 г. в на заседании диссер-
тационного совета Д 212.150.06 при Московском государственном университете сервиса по адресу: 141220, Московская область, пушкинский район, пос. Черкизово, ул. Главная, 99.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета сервиса.
Автореферат разослан
» 2005 г.
WM
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность работы.
Насыщение потребительского рынка швейными изделиями повышает необходимость применения рыночной ориентации производства в гибком сочетании с совершенствованием как технической подготовки, так и основного производства при запуске новых моделей. Тем самым, на первое место выдвигается задача ориентации всей деятельности швейного производства на удовлетворение потребностей населения.
В этих условиях особая роль отводится повышению маневренности производства, для чего необходима новая методология проектирования, основанная на рыночной информации.
Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это наиболее гибкий и динамичный элемент рыночной структуры.
Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на 1-й план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.
Существенный вклад в решение проблемы интенсификации производства внесли работы отечественных и зарубежных исследователей: A.B. Савостиц-кого, Е.Х. Меликова, Е.Б. Кобляковой, П.П. Кокеткина, В.Е. Романова, Л.П. Шершневой, И .С. Закэ, А.П. Черепенько, Т.В. Медведевой, Г.П. Бескоровай-ной, Н.М. Конопальцевой, Н.С. Мокеевой, JI.B. Груздевой и др., которые составляют основу накопленного опыта по совершенствованию процесса проектирования одежды.
Основная тенденция развития производства швейных изделий в значительной степени зависит от мастерства специалиста-проектировщика.
Проектируемую модель чаще всего задают эскизом, представленным в манере модной журнальной графики. Конструктор должен правильно прочесть рисунок и найти конструкторские способ нной моде-
ли на реальной фигуре, не отвечающей и
[иям эскиза.
Достижение соответствия - сложная задача, решение которой зависит от таланта и квалификации конструктора. Порой результата достигают путем многократных корректировок и повторных проработок модели. Степень точности воспроизведения художественного образа модели является своеобразным критерием мастерства конструктора. После разработки конструкции и лекал за дело берется инженер-технолог, разрабатывающий технологию пошива, который передает техническую документацию для изготовления.
Таким образом, проектирование костюма требует наличия трех специалистов (рис. 1).
Рис. 1 Структурная схема взаимодействия специалистов в процессе проектирования костюма.
При этом в условиях малого бизнеса для сокращения затрат времени возникает необходимость совмещения умений художника, конструктора и технолога в одном человеке, осуществляющем также надзор за изготовлением костюма.
Тема работы является актуальной, т.к. направлена на создание эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности и увязана с общими тенденциями развития швейной отрасли в настоящее время.
Целью диссертационной работы является повышение эффективности проектирования костюма на предприятиях малой мощности. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Основные задачи:
- разработка эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
- разработка единой системы применения элементов художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
2. Частные задачи:
- освещение общей характеристики вопроса;
- изучение состояния швейного производства;
- изучение современных методов проектирования костюма;
- изучение особенностей процесса художественного проектирования костюма;
- применения системного подхода к оптимизации полученных данных;
- разработка технологии применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Объектом исследований является процесс проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Методы исследований. Работа базируется на комплексном подходе к решению поставленных задач, объединяющем методы теоретических и экспериментальных исследований. Методической и теоретической основой работы явились достижения современного проектирования костюма. В работе использованы общенаучные методы и приемы: изучение специальной литературы по теме исследований в области смежных отраслей научного знания, теоретического анализа, системного подхода, тестирования, имитационного моделирования, статистической обработки данных.
Научная новизна исследований определяется разработкой и экспериментальной проверкой технологической системы, обеспечивающей эффективность проектирования костюма на предприятиях малой мощности, а также в разработке и экспериментальной проверке методической системы, обеспечи-
вающей успешное применение комплекса составляющих элементов художественного проектирования костюма.
Теоретическая значимость. Разработанный метод, программы, методические рекомендации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований.
Практическая значимость результатов исследований состоит в использовании их в процессе проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Автор защищает:
- разработанный и экспериментально проверенный метод проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
- разработанную и экспериментально проверенную систему применения элементов художественного проектирования костюма в процессе создания одежды.
Апробация работы. Материалы исследований обсуждались на кафедрах «Конструирование швейных изделий» и «Технология швейных изделий» Московского государственного университета сервиса, а также на кафедре художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета. Основные положения работы докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции «Концептуальные основы совершенствования художественно-педагогического образования» (Липецк, 2003). По результатам исследований разработана и изготовлена коллекция одежды для школьников.
По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 176 наименований и 2-х приложений. Общий объем работы составляет 145 страниц основного текста, включает 58 рисунков и 8 таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность исследований, направленных
на совершенствование процесса проектирования костюма на предприятиях малой мощности с учетом специализации проектировщиков; определяются объект, цель исследований; раскрываются задачи и методы исследований, научная новизна; формулируются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе проведен анализ современных методов проектирования костюма, которые показали, что совершенствование процесса проектирования костюма для предприятий малой мощности - задача многоплановая, практическое решение которой предполагает повышение эффективности проектирования костюма за счет совмещения умений художника, модельера-конструктора и технолога в одном специалисте (художник-стилист).
Проектирование направлено на создание новых изделий, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому является инновационной деятельностью. В процессе проектирования необходимо применять как научные методы (социология, прогнозирование), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.
Процесс проектирования включает три основных этапа: художественное проектирование, конструирование и технологию изготовления костюма.
Проведенный анализ выявил положительные моменты в работах разных авторов, таких как: A.B. Савостицкого, Е.Х. Меликова, Е.Б. Кобляковой, П.П. Кокеткина, В.Е. Романова, Л.П. Шершневой, В.В. Веселова, И.С. Зака, Е.Я. Сурженко, А.П. Черепенько, Г.Л. Трухана, Ф.А. Мамедова, А.Н. Таран, Т.В. Медведевой, Н.С. Мокеевой, JI.B. Груздевой и др. Для этих работ характерен экспериментальный поиск путей совершенствования процесса проектирования костюма в русле повышения роли вузовской науки в решении программных задач развития промышленности культуры.
В то же время обнаружилось, что в сфере проектирования костюма на предприятиях малой мощности имеются некоторые проблемы. Результаты изучения работы ряда предприятий г. Орла показали, что их деятельность не объясняется какой-либо общепринятой концепцией или генеральной программой
развития и им предстоит работать над совершенствованием процесса проектирования костюма.
В современных условиях требуется специалист, ориентированный на эксперимент, сознательно ставящий перед собой определенные задачи при проектировании одежды и способный с помощью самых разнообразных методов решать эти задачи.
В данной работе рассматривается деятельность художника-стилиста как специфически регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями человека.
Из специфики профессиональной деятельности художника-стилиста вытекает необходимость использования им комплекса составляющих (основы композиции, пластическая анатомия, физика цвета, рисунок, живопись, история искусств, история костюма, архитектоника, композиция костюма) художественного проектирования костюма при создании одежды.
Такое положение обусловливает применение параметрического анализа при разработке эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности и технологии его применения.
Системный подход базируется на качественном анализе, включающем установление подсистем и их целевых функций и количественном анализе, предусматривающем установление соответствующих значений, необходимых для разработки эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Вторая глава диссертационной работы посвящена разработке эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Индивидуальный пошив одежды привлекателен для небольших предприятий высокой рентабельностью. Не нужно думать о реализации отшитых изделий, кроме того, заказчик осуществляет полную или частичную предоплату работ и материалов. Но при этом необходимо не просто выполнить заказ, а сделать это быстро и качественно, в соответствии с желанием заказчика. Традиционная система проектирования, сложившаяся на малых предприятиях, включает сотрудничество художника, конструктора и технолога. При этом существенные
затраты идут на заработную плату, увеличивается расход времени на изготовление единицы изделия, возникают разногласия с клиентом.
Для повышения эффективности проектирования, включающей уменьшение затрат времени и ресурсов целесообразно на предприятиях малой мощности ввести новый метод, при котором все вышеперечисленные функции выполняет один человек. При этом из процесса проектирования убираются некоторые промежуточные операции, что приводит к сокращению времени на производство изделия (рис. 2).
Проектирование и изготовление костюма
Разработка эскиза
Разработка конструкции
Разработка технологии и пошив изделия
Художник - стилист
Изготовление костюма (специалист по пошиву)
Авторский надзор за изготовлением осуществляет художник-стилист
Рис. 2. Структурная схема взаимодействия специалистов в процессе проектирования костюма.
В результате процесс проектирования костюма выглядит следующим образом (рис. 3).
Рис 3 Структурная схема последовательности проектирования костюма на предприятии малой мощности.
Третья глава диссертационной работы посвящена разработке содержания, последовательности и технологии применения процесса художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Проведенные исследования показали, что процесс художественного проектирования костюма состоит из нескольких этапов: первый этап применение основ композиции, пластической анатомии, физики цвета и психологии восприятия, рисунка, живописи, истории искусств, истории костюма, текстильного и ювелирного искусства, архитектоники и структур в пространстве, композиции костюма), второй этап (применение элементов костюмографики и цвета в костюме), третий этап (художественное проектирование костюма).
В учетом вышеупомянутого были проведены исследования, включающие системный параметрический анализ процесса художественного проектирования костюма, который позволил выявить подсистемы, определить целевые функции и установить параметры, что дало возможность разработать последовательность применения элементов художественного проектирования костюма, представленную в таблице 1.
Таблица 1. Последовательность применения элементов, базовых для художественного проектирования костюма.
I
I II III IV V
Основы композиции Костюмогрэфика. Цвет в костюме Художественное проектирование костюма.
Пластическая анатомия
Физика цвета и психология восприятия
Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок
Живопись Живопись Живопись Живопись
История искусств История искусств История искусств История искусств
История костюма, текстильного и ювелирного искусства История костюма, текстильного и ювелирного искусства История костюма, текстильного и ювелирного искусства История костюма, текстильного и ювелирного искусства
Архитектоника и структуры в пространстве Композиция костюма
Исходя из конечной цели, определяется содержание элементов художественного проектирования костюма, основными моментами которого являются выразительное композиционное решение, оригинальное пластическое, цветовое и эстетическое содержание объекта.
В результате исследований установлены 3 блока: подготовительный (основы композиции, пластическая анатомия, физика цвета и психология восприятия), практический (рисунок, живопись, архитектоника и структуры в пространстве), теоретический (история искусств, история костюма, текстильного и ювелирного искусства). Переходным этапом является композиция костюма.
При этом была разработана технология применения каждого элемента в процессе художественного проектирования костюма.
На рис. 4. представлена схема тематической последовательности применения композиции костюма в процессе художественного проектирования костюма.
Рис. 4. Схема тематической последовательности применения композиции костюма в процессе художественного проектирования костюма на малых предприятиях Т - теоретическое применение, Пр. - практическое применение
В четвертой гл'аве диссертационной работы показана опытно-экспериментальная работа по внедрению результатов исследований, включающая экспериментальные исследования применения эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности, а также разработку
математической модели технологии применения элементов художественного проектирования при создании костюма.
Экспериментальные исследования проводились на базе Орловского ЗАО «Радуга» с учетом индивидуального производства без применения САПР.
Цель - разработка коллекции одежды для школьников. 2 группам предложено разработать 5 комплектов одежды для школьников (описание моделей выдано каждой группе). 1 группа - художники-стилисты, 2 группа включает художника, конструктора и технолога.
Результаты экспериментальных исследований показаны в таблице 2 и на
рис. 5.
Таблица 2. Результаты контрольной и экспериментальной групп.
Ха Вид группы Время (1, час)
п/п М1 М 2 МЗ М 4 М 5
Контрольная группа 18,85 14,6 12,3 20,75 14
Экспериментальная группа 14,55 12,4 9,65 17,25 9,95
Время!
Рис. 5. Технологический процесс проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Разработка технологии применения элементов начального (основы композиции, пластическая анатомия, физика цвета и психология восприятия, рисунок, живопись, история искусств, история костюма, текстильного и ювелирного искусства, архитектоника и структуры в пространстве) и переходного (композиция костюма) этапов художественного проектирования коспома является актуальной задачей, т.к. она позволит более целенаправленно и рационально использовать профессиональные навыки художников-проектировщиков.
Исследования технологии применения элементов начального и переходного этапов художественного проектирования костюма проводились посредством сбора статистических данных и имитационного моделирования.
В качестве объекта исследований была принята технология применения элементов, базовых для художественного проектирования костюма.
По данным исследований была разработана математическая модель применения вышеперечисленных элементов.
Основными параметрами математической модели являются:
\ - человек, применяющий данную технологии;
Ь - элемент.
Составляющим художественного проектирования костюма присваиваются следующие номера: Ы - основы композиции, Ь2 - пластическая анатомия, ЬЗ - физика цвета и психология восприятия, Ь4 - рисунок, Ь5 - живопись, Ь6 -история искусств, Ь7 - история костюма, текстильного и ювелирного искусства, Ь8 - архитектоника и структуры в пространстве, Ь9 - композиция костюма,
1120) - рост навыков каждого проектировщика,
К2(Ь) - рост навыков группы проектировщиков по указанному элементу;
Еу - числовой показатель уровня роста умений и навыков.
Разработка математической модели производилась на ПК. Алгоритм расчета математической модели распределения уровня умений по контингенту проектировщиков показан на рис. 6. Алгоритм расчета математической модели распределения уровня умений каждого проектировщика показан на рис. 7.
Рис. 6 . Алгоритм расчета распределения уровня умений по контингенту проектировщиков.
Рис. 7. Алгоритм расчета распределения уровня умений одного проектировщика.
Полученные данные технологии применения вышеперечисленных элементов, обработанные методом наименьших квадратов на ПК позволили получить уравнения регрессии и построить соответствующие графики.
При этом были получены следующие уравнения регрессии и построены соответствующие графики зависимостей:
распределение уровня умений по контингенту проектировщиков.
применяющих существующую технологию:
' 1. b=l
Ev = 5.489757061004639 -3.649643659591675-i + +1.755818843841553-Í2 -
- 0.23194420337677-i3 - (1.565885543823242E-002)-i4 + (3.118127584457397TE-
- 003)-i5 + (5.783191882073879E-004)-i6 - (1.1345755140895322E-004)-i7 + + (4.934137450618437E-006)-i8 (1.1)
2. b=2
Ev = 0.7534643411636353 + 2.998302459716797-i - 1.39735448360443 H2 + + 0.205741524696350H3+(1.233935356140137E-002)- i4 - (3.091737627983093E- 003)-i5 - (4.81851864606142E-004)- i6 + (1.037577167153358E-004)-i7 -
- (4.62074293577811 E-006)-i8 (1.2)
3. b=3
Ev = 2.206909894943237 + 1.028231859207153-i - 0.4278562963008881 i2 + + (7.243931293487549E-002)-i3 - (4.75621223449707E-003)-)4
(1.301929354667664E-003)-i5 - (1.802369952201843E-004)-i6 + + (4.07721017836593lE-002) i7 - (1.822031663323287E-006)-i8 (1.3)
4. b=4
Ev = -3.64682412147522+7.94050381622314-Í-4.034556865692139-i2+ + 0.6176050901412964- i3+(3.689217567443 848E-002)-i4- (9.466744959354401E- 003)-i5 - (1.426786417141557E-003)-i6 + (3.093387031585312E-004)-i7 -
- (1.375608189846389E-005)-i8 (1.4)
5. b=5
Ev = -2.07397961615161+6.716792106628418-Í-3.209760189056396i2+ + 0.4395464658737183-i3+(3.22139263150762E-002)-i4- (5.984894931316376E- 003>i5 - (1.157770399004221 E-003)-i6 + (2.140810393029824E-004)-i7 -
- (8.8537562987766716E-006)-i8 (1.5)
6. b=6
Ev = 3.342472553253174 - 2.235918998718262-i + 1.099583983421326-i2 -
- 0.1596317887306213-i3 - (1.325476169586182E-002) i4+ (3.210842609405518E- 003)-i5 + (4.382554907351732E-004)-i6 - (1.035246896208264E-004)-i7 + + (4.820621143153403E-006)-i8 (1.6)
7. b=7
ЕУ = 3.087042121887207 - 1.17220115661621 Н + 0.8219205737113953ч2 -
- 0.1462922096252441ч3- (3.669977188110352Е-003)ч4+ (1.898258924484253Е-
- 003)ч5 + (2.540871500968933Е-004)ч6 - (6.141019548522308Е-005)ч7 + + (2.83917643173481 ЗЕ-006)ч8 (1.7)
8. Ь=8
Е„ =- 1.81943040466614 + 0.315777599811554м - 0.1910963952541351ч2 + +■ (3.893876075744629Е-002)ч3 + (4.55009937286377Е-003)ч4
- (9.166896343231201Е - 004)ч5 - (1.2411223 72448444Е-004)ч6 + + (2.509798832761589Е-005)ч7 - (1.012079110296327Е-006)ч8 (1.8)
9. Ь=9.
Еу = 7.95906537316895 - 10.13320159912109-1 4-5.118930816650391-^ -
- 0.7379943132400513ч3 - (3.67509126663208Е-002)ч4 +
(9.363234043121338Е-003)ч5 + (1.573882065713406Е-003)ч6
- (3.231222799513489Е-004)ч7 + (1.4129533679391649Е-005)ч8 (1.9)
С использованием уравнений 1.1-1.9 построены графики, представленные на рис.8.
распределение уровня умений по контингенту проектировщиков, применяющих новую технологию:
1. Ь=1.
ЕУ=3.911619186401367 - 0.8715065717697144ч + 0.6848803758621216ч2 -
- 0.1123892068862915ч3 - (4.909515380859375Е-003)ч4 + (1.55581533908844Е-
- 003)ч5 + (2.11450736967094Е-004)-¡6 - (4.798055306309834Е-005)ч7 +
+ (2.155819402105408Е-006)ч8 (1.10)
2. Ь=2.
Е\=2.087412595748901 + 1.092820644378662ч - 0.2042820453643799ч2 + + (6.1401128768909Е-003)ч3 + (3.770589828491211Е-003)ч4
(1.205652952194214Е-004)ч5 - (8.753081783652306Е-005)ч6 + + (9.832278010435402Е-006)ч7 - (3.01671154724065Е-007)ч8 (1.11)
3. Ь=3.
Еу=2.885159969329834 + 0.5956160426139832-1 + (3.962744772434235Е-002)чг -(2.832233905792236Е-002)ч3 + (9.9945068359375Е-004)ч4 +
+ (3.726184368133545-004)-i5 + (8.306000381708145E-006)-i6
- (7.765658665448427E-006)-i7 + (4.261532069449459E-007)-i8 (1.12)
4. b=4.
Ev= 1.122059345245361 + 2.703260660171509-i - 0.986355423927307Ы2 + + 0.118344783782959-i3 + (1.003098487854004E-002)-i4 - (1.61588191986084E- 003) i5 - (3.383615985512733E-004)-i6 + (6.071052484912798E-005)-i7 -
- (2.503346195226186E-006)-i8 (1.13)
5. b=5.
Ev=l.430973887443542 + 2.223433017730713-i - 0.7699350118637085-i2 + + 0.1069742441177368-i3 + (5.843877792358398E-003)-i4 - (1.621052622795105E- 003) ¡5 - (2.287593670189381E-004)-i6 + (5.183625034987926E-005>i7 -
- (2.345938582948293E-006)- i8 (1.14)
6. b=6.
Ev=0.9276189804077148 + 3.069607973098755-i - 1.192115068435669-i2 + + 0.1494565010070801-i3 + (1.307106018066406E-002)-i4 - (2.314865589141846E- 003)-i5 - (4.258756525814533E-004)-i6 + (8.185326441889629E-005)-i7 -
- (3.487615913400077E-006)-i8 (1.15)
7. b=7.
Ev=4.563656806945801 - 1.967389345169067-i +1.216807961463928-Í2 -
- 0.1838390827178955-i3 - (1.024699211120605E-002)-i4 + (2.508878707885742E- 003)-i5 + (4.200441762804985E-004)-i6 - (8,641253225505352E-005)-i7 +
+ (3.779459348152159E-006)-i8 (1.16)
8. b=8.
Ey=3.465029239654541 - 1.120925188064575-i + 0.7979468107223511-i2 -
- 0.115740180015564-i3 - (7.148265838623047E-003) i4 + (1.594513654708862E- 003) i5 + (2.624657936394215E-004)-¡6 - (5.337187758414075E-005)-i7 +
+ (2.31981834980725E-006)- i8 (1.17)
9. b=9.
Ev=2.541585683822632 + 0.4227481782436371-i + (4.120023548603058E-002)-i2 -(8.543252944946289E-003)-i3 + (1.772642135620117E-003)-i4
(3.228187561035156E-004)-i5 - (2.723652869462967E-004)-i6 + + (9.051072993315756E-006)-i7 - (4.60665319224062E-007)-!8 (1.18)
С использованием уравнений 1.10-1.18 построены графики, представленные на рис. 9.
распределение уровня умений каждого проектировщика, применяющего существующую технологию. 1.1=1.
Ev=2.78679370880127 + 0.8934192657470703 cos (тгЬ/9) + + 0.8570770025053296 с<м(2лЬ/9) + 0.6643120646476746 со$(ЗяЪ/9) + + 0.2158871293067932 «ю(4яЬ/9) + 0.8360460996627808 соз(5жЫ9) + + 0.509039044380188 cos(6лЬ/9) + 0.4912682771682739 cos(7пЫ9) + + 0.6162644028663625 cos(&%bt9) (1.19)
2. i=2.
Ev=2.930720329284668 + 1.00745165348053 cos(nb/9) + + 0.9812353849411011 coi(2jtb/9) + 0.7302660942077637 co.<37tb/9) + + 0.2031416893005371 cos(4;tb/9) + 0.962970495223999 cos( 5тгЬ/9) + + 0.5972390174865723 ам(6лЬ/9) + 0.5801761746406555 cos(7%b/9) + + 0.7685499787330627 соу(8тЛ/9) (1.20)
3. i=3.
Ev=3.307065725326538 + 1.151934742927551 cos(nb/9) + + 1.487826585769653 cos(2nb/9) + 0.8263717889785767 «м(ЗяЬ/9) + + 0.5328480005264282 с<м(4тгЬ/9) + 1.221503734588623 со«(5яЬ/9) + + 1.049368023872375 сох(Ы>/9) + 0.7652377486228943 cos(7nb/9) + + 1.188004732131958 с<м(8лЬ/9) (1.21)
4. ¡=4.
Ev=3,585108995437622 + 1,285075187683105 cos{%b/9) + + 1,858465790748596 cos{2%b!9) + 0,9266049861907959 cos{ЗтгЬ/9) + + 0,771456778049469 cos(Anb/9) + 1,35544228553772 cos(5nb/9) + +1,171519994735718 cos(6nb/9) + 0,8991947770118713 cos(7nb/9) + + 1,179828643798828 с<м(8тсЬ/9) (1.22)
5. i=5.
Ev=3.808062791824341 + 1.061000943183899 cos(%b!9) + + 0.9795125126838684 cos{2лЬ/9) + 0.1612045168876648 cos(3jtb/9) + + 0.5123449563980103 cos(4jrb/9) + 1.151070833206177 cos{5nbl9) + + 0.6519678831100464 cos((mh!9) +- 0.3002208471298218 сда(7тгЬ/9) + + 0.8216618299484253 cos(8яЬ/9) (1.23)
6. i=6.
Ev=4.241870880126953 + 1.034744262695312 cas(7tb/9) + + 0.9875550270080566 сда(2лЬ/9) + 0.4949251711368561 cas(37tb/9) + + 1.034998297691345 cos{4яЬ/9) + 1.138404011726379 cas(5jib/9) + + 0.6506259441375732 cos(6nb/9) + 1.010199666023254 cos(7яЬ/9) + + 0.9632499814033508 с<м(8лЬ/9) ' (1.24)
7. i=7.
Ev=4.430669784545898 + 0.8102478981018066 cos(iib/9) + + 0.7902873754501343 coi(2îtb/9) + 0.5613583922386169 cos(3nb/9) + + 0.8401634097099304 cos( 4згЬ/9) + 1.078957080841064 cos(5M9) + + 0.7623332738876343 cos(6nb/9) + 0.7267965078353882 с<м(7яЬ/9) + + 0.853943943977356 со$(8яЬ/9) (1.25)
8. i=8.
Ev=4.453268527984619 + 0.675954282283783 cos(nb/9) + + 0.6504069566726685 cos(2nb/9) + 0.4954631924629211 cos{ЗлЬ/9) + т 0.675908625125885 cos(4jtb/9) + 0.8802114725112915 cos(5nW9) + + 0.6739794015884399 cos(6nb/9) + 0.6290007829666138 cos(lnb/9) + + 0.7270991802215576 со5(8лЬ/9) ' (1.26)
9. i=9.
Ev=4.508810520172119 + 0.5295612215995789 софtb/9) + + 0.529828667640686 ctw(2jtb/9) + 0.495491087436676 ras(3 Tib/9) + + 0.5194793939590454 cos(4jib/9) + 0.7843009829521179 cos( 5%Ы9) + + 0.6520575881004333 cos(bxbl9) + 0.471096009016037 с<м(7лЬ/9) + + 0.6703097820281982 cas(8jtb/9) (1.27)
10. i=10.
Ev=4.942802429199219 + 0.4693219363689423 cos(itb/9) + + 0.5684947967529297 cos(2nb!9) + 0.8631541728973389 «»(ЗяЬ/9) + + 0.6305094957351685 co.s(47tb/9) + 0.6070010662078857 со<г(5тсЬ/9) + + 0.75252449123573303 cos(6жЫ9) + 0.5470500588417053 cas(7Tcb/9) + + 0.4922212958335876 сол(8лЬ/9) (1.28)
С использованием уравнений 1.19-1.28 построены графики, представленные на рис. 10.
4. Распределение уровня умений каждого проектировщика, применяющего новую технологию. 1. i=l.
Ev=3.376810550689697 + 0.455002761127472 coi( яЬ/9) + + 0.445536732673645 «ю(2лЬ/9) + 0.3988842070102692 сол(ЗтсЬ/9) + + 0.2180516570806503 cos(4яЬ/9) + 0.5334188938140869 coi(5?ib/9) + + 0.354694128036499 cos(6nb/9) + 0.3060044348239899 cos(7itb/9) + +0.2982228696346283 coi(8jrb/9) (1.29)
2. i=2.
Ev=3.876835107803345 + 0.4434877038002014 cos{Jib/9) + + 0.382994085550308 cos{2nb!9) + 0.3987353444099426 cos(37tb/9) + + 0.269269734621048 c<w(4jib/9) + 0.482561320066452 cos{5яЬ/9) + + 0.354383647441864 лм(6яЬ/9) + 0.3687178492546082 coi(7?tb/9) + + 0.3100248277187 сда(8яЬ/9) (1.30)
3. i=3.
Ev=4.354527473449707 + 0.4450803399085999 cos(%hl9) + + 0.4395193457603455 cos(2nb/9) + 0.3654240369796753 cos(3jcb/9) + + 0.2250569015741348 cos(4Ttb/9) + 0.5483335852622986 cos(5jtb/9) + + 0.3434166014194489 cos(6nb/9) + 0.3338457345962524 cos(7лЬ/9) + + 0,3301689326763153 сот(8тгЬ/9) (1.31)
4. i=4.
Ey=4.632379055023193 + 0.4072321653366089 cos(%b/9) + + 0.6030085682868958 cos(2Ttb/9) + 0.4318548738956451 cos(ЗлЬ/9) + + 0.3869052231311798 со.т(4лЬ/9) + 0.5196336507797241 c<w(57tb/9) +
+ 0.3647826313972473 c<w(6jtb/9) + 0.5335654020309448 са$(7яЬ/9) + + 0.4052154421806335 cos(87cb/9) (1.32)
5. i=5.
Ev=4.843729972839355 + 0.2410814166069031 сафЛ/ 9) + + 0.3338273465633392 лм(2лЬ/9) + 0.3319102227687836 сох(ЗлЬ/9) + + 0.3453437685966492 cos{4лЬ/9) + 0.3533761203289032 сол(5лЬ/9) +
- 0.2873842418193817 cos(6nb/9) + 0.367703914642334 cos(7îtb/9) +
+ 0.2837925553321838 ссы(8я;Ь/9) (1.33)
6. i=6.
Ev=4.910715103149414+(9.906391799449921E-002) сау(яЬ/9)+ +0.1214243844151497 сс«(2лЬ/9)+(9.907487779855728Е-002) cos(3îtb/9)+ +0.121408067643624 cos(4Ttb/9)+(9.90973934531211 E-002) coí(5Tcb/9) + +0.1213808655738831 cas(6jtb/9)+(9.912063181400299E-002) cos(7nb/9)+ +0.1214359030127525 cos{8яЬ/9) (1.34)
7. i=7.
Ey-4.999919414520264+(3.833532333374023E-002) соф:Ь/9) + +(5.153423175215721 E-002) coj(2Ttb/9)+(3.314543142914772E-002) сол-(ЗтсЬ/9) + +(7.61427134275436E-002) лю(4яЬ/9) +(7.6367139816284E-002) coí(57tb/9) + +(3.318740054965019E-002) cos(6M9) +(5.144822597503662E-002) cos(7íib/9)+ + (3.851218894124031 E-002) c<w(8jtb/9) (1.35)
8. i=8.
Ev=4.999999523162842 - (1.322553430327389E-006) cos(ítb/9) -
- (1.295889205721323E-006) cos{2%hl9) - (1.388881969432987E-006) са<ЗтсЬ/9) -
- (1.163275328508462E-006) cos(4яЬ/9) - (1.309806634708366E-006) c<w(5jrb/9) -
- ( 1.26861459648353E-006) cos(6jcb/9) - (1.098966663448664E-006) cos{lnhl9) -
- (1.240164692717372E-006) cos(8jcb/9) (1.36)
9. i=9.
Ev=4.999999523162842 - (1.3225534303273 89E-006) са$(лЬ/9) -
- ( 1.295889205721323E-006) лм(2яЬ/9) - (1.388881969432987E-006) coí(3jtb/9) -
- (1.163275328508462E-006) coí(4?cb/9) - (1.309806634708366E-006) cas(5ub/9) -
- (1.26861459648353E-006) cos(6лЬ/9) - (1.098966663448664E-006) cos(7nb/9) -
- (1.240164692717372Е-006) со?(8;гЬ/9) (1.37)
10. ¡=10.
Е„=4.999999523162842 - (1.322553430327389Е-006) со*(жЫ9) -
- (1.295889205721323Е-006) с<м(2яЬ/9) - (1.388881969432987Е-006) со$(ЗтсЬ/9) -
- (1.163275328508462Е-006) соу(4ТГЬ/9) - (1.309806634708366Е-006) со*(5лЬ/9) -
- (1.26861459648353Е-006) с<мг(6яЬ/9) - (1.098966663448664Е-006) сов{1жЫ9) -
- (1.240164692717372Е-006) ео*(8лЬ/9) (1.38)
С использованием уравнений 1.29-1.38 построены графики, представленные на рисунке 11.
Рис 8 Распределение уровня умений каждого проектировщика, применяющего существующую технологию 1 - рост умений 1-го проектировщика; 2 - рост умений 2-го проектировщика; 3 - рост умений 3-го проектировщика; 4 - рост умений 4-го проектировщика,
5 - рост умений 5 -го проектировщика, 6 - рост умений 6-го проектировщика, 7 - рост умений "7-го проектировщика; 8 - рост умений 8-го проектировщика; 9 - рост умений 9-го проектировщика; 10 - рост умений 10-го проектировщика
Рис 9 Распределение уровня умений каждого проектировщика, применяющего существующую технологию. 1 - рост умений 1-го проектировщика; 2 - рост умений 2-го проектировщика; 3 - рост умений 3-го проектировщика; 4 - рост умений 4-го проектировщика;
5 - рост умений 5 -го проектировщика; 6 - рост умений 6-го проектировщика; 7 - рост умений 7-го проектировщика; 8 - рост умений 8-го проектировщика; 9 - рост умений 9-го проектировщика; 10 - рост умений 10 проектировщика
Рис. 10 Распределение уровня умений по контингенту проектировщиков, применяющих существующую технологию 1 - Основы композиции; 2 - Пластическая анатомия, 3 - Физика цвета и психология восприятия; 4 - Рисунок, 5 - Живопись; 6 - История искусств; 7 -История костюма, текстильного и ювелирного искусства; 8 - Архитектоника и структуры в пространстве; 9 - Композиция костюма.
Рис 11 Распределение уровня умений по контингенту проектировщиков, обучающихся по новой технологии. 1 - Основы композиции, 2 - Пластическая анатомия; 3 - Физика цвета и психология восприятия; 4 - Рисунок; 5 - Живопись, 6 - История искусств; 7 - История костюма, текстильного и ювелирного искусства, 8 - Архитектоника и структуры в пространстве; 9 - Композиция костюма.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
Вопросы повышения эффективности производства швейных изделий, расширения, улучшения и обновления их ассортимента являются наиболее важными и актуальными как для предприятий, изготавливающих одежду, так и для отраслевой науки.
В современных условиях, когда экономическая ситуация требует от швейных предприятий частой смены ассортимента, нового художественного оформления и при этом низкой себестоимости продукции, необходимы новые методы проектирования одежды.
Наиболее существенным результатом работы является разработка эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности, позволяющего успешно решать широкий спектр проблем проектирования в сфере малого бизнеса при его дальнейшем развитии, а также разработка технологии применения элементов художественного проектирования в процессе создания одежды.
Изучены труды по проблеме исследований в области проектирования костюма на предприятиях малой мощности, включающие процесс художественного проектирования костюма, конструирования, технологии изготовления одежды.
Разработан эффективный метод проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Экспериментально проверена эффективность применения метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности. Разработана технология применения системы составляющих элементов художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Экспериментально проверена эффективность предлагаемой технологии. Результаты экспертных оценок и имитационного моделирования раскрыли практическую значимость применения полученной технологии в условиях специализации художников-стилистов.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
1. Родкина A.A., Черепенько А.П., Моисеев Е.Ю. Системный анализ при разработке эффективного метода проектирования костюма на малых предприятиях с учетом подготовки художников-стилистов. - Моск. инст-т управ. « серв. - М 2005 - Рус. Деп. во ВИНИТИ 14.05.2005, № 695-В 2005, 6с.
2. Родкина A.A., Черепенько А.П., Моисеев Е.Ю. Теоретическое обоснование эффективного метода проектирования костюма на малых предприятиях. - Моск. инст-т управ, и серв. - М. 2005 - Рус. Деп. во ВИНИТИ 14.05.2005, № 694-В 2005, 4с.
3. Родкина A.A., Черепенько А.П., Манжула Е.В. Эффективный метод конструирования костюма на малых предприятиях. МИУС. - М. 2005 -Рус. Деп. во ВИНИТИ 19.10.2005, №1340-В 2005, 5с.
4. Родкина A.A., Черепенько А.П., Манжула Е.В. Эффективный метод художественного проектирования костюма на малых предприятиях. МИУС. - М. 2005 - Рус. Деп. во ВИНИТИ 19.10.2005, №1341-В 2005, 5с.
5. Родкина A.A., Черепенько А.П. Методика подготовки художников-стилистов по костюму в системе изучения дисциплин художественного направления начального этапа обучения. // Доклад региональной научно-практической конференции «Концептуальные основы совершенствования художественно-педагогического образования». -Липецк, 2003.
6. Родкина A.A., Черепенько А.Г1. Ключевые моменты изучения дисциплины «Композиция костюма» (специальность 281300 «Художественное проектирование костюма») // Наука - сервису. 1Х-я научно-практическая конференция: Материалы секции «Новые материалы и технологические процессы в изготовлении одежды по индивидуальным заказам» / Под ред. к.т.н., проф. Л.В. Морозовой, к.т.н., проф. Ю.Я. Тюменева, ГОУВПО «МГУС». - М., 2004.-е. 3-6.
7. Черепенько А.П., Родкина A.A. Методологические основы изучения базовых дисциплин художественного проектирования костюма. // Наука и образование. Новые технологии. Межвузовский сборник научных трудов, выпуск № 6 «Техника и технологии». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2003,-с. 86-90.
8. Черепенько А.П., Родкина A.A. Активизация самостоятельной деятельности студентов в процессе выполнения курсовой работы, как завершающего этапа изучения композиции костюма. // Известия ОрелГТУ. Серия «Легкая и пищевая промышленность». 2003. - № 1-2-с.90-92.
9. Родкина A.A., Черепенко А.П. Системный анализ при разработке технологии изучения дисциплин начального и переходного этапов художественного проектирования костюма. // Наука и образование. Новые технологии. Межвузовский сборник научных трудов, выпуск № 2 «Экономика и технологии». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2002.-е. 98-106.
ИП Киселев С.Г. Подписано к печати 21.10.2005 Формат 60x84 1/16 Печать ризография. Объем 1,8 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 384 Отпечатано с готового оригинал-макета
rte 8 4 0
РНБ Русский фонд
2006-4 17524
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Родкина, Анна Алексеевна
Введение.
Глава 1. Общая характеристика проблемы.
1.1. Место малого бизнеса в швейном производстве на современном этапе.
1.2. Характеристика процесса художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
1.3. Характеристика процесса конструирования костюма на предприятиях малой мощности.
1.4. Характеристика методов проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
1.5. Системный анализ.
Выводы и постановка задач исследований.
Глава 2. Теоретические исследования разработки эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
2.1. Теоретическое обоснование разработки эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
2.2. Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на первом этапе (художественное проектирование).
2.3. Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на втором этапе (конструирование).
2.4. Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на третьем этапе (технология швейных изделий).
Выводы по главе 2.
Глава 3. Теоретические исследования влияния системы применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощно
ЗЛ. Разработка содержания, последовательности и технологии применения процесса художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.1. Содержание, последовательность и технология процесса применения основ композиции в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.2. Содержание, последовательность и технология процесса применения пластической анатомии в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.3. Содержание, последовательность и технология процесса применения физики цвета и психологии восприятия в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.4. Содержание, последовательность и технология процесса применения рисунка в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.5. Содержание, последовательность и технология процесса применения живописи в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.6. Содержание, последовательность и технология процесса применения истории искусств в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.7. Содержание, последовательность и технология процесса применения история костюма в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.8. Содержание, последовательность и технология процесса применения архитектоники в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
3.1.9. Содержание, последовательность и технология процесса применения композиции костюма в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
Выводы по главе 3.
Глава 4. Экспериментальные исследования применения эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
4:1. Экспериментальные исследования применения эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
4.2. Экспериментальные исследования эффективной технологии процесса применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Выводы по главе 4.
Введение 2005 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Родкина, Анна Алексеевна
Насыщение .потребительского рынка швейными изделиями повышает необходимость применения рыночной ориентации производства в гибком сочетании с совершенствованием как технической подготовки, так и основного производства при запуске новых моделей. Тем самым, на первое место выдвигается задача ориентации всей деятельности швейного производства на удовлетворение потребностей населения.
В этих условиях особая роль отводится повышению маневренности производства, для чего необходима новая методология проектирования, основанная на рыночной информации.
Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это наиболее гибкий и динамичный элемент рыночной структуры [ 1 ].
Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на 1-й план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.
Существенный вклад в решение проблемы интенсификации производства внесли работы отечественных и зарубежных исследователей А.В1 Савостиц-кого, Е.Х. Меликова, Е.Б. Кобляковой, П.П. Кокеткина; В.Е. Романова, Л.П. Шершневой, В.В. Веселова, И.С. Зака, Е.Я. Сурженко, А.П. Череиенько, Г.Л. Трухана, Ф.А. Мамедова, А.Н. Таран, Т.В. Медведевой, Н.С. Мокеевой, JI.B. Груздевой и др., которые составляют основу накопленного опыта по совершенствованию процесса проектирования одежды [2-38] ^
Вопросы повышения качества изделий, расширения, улучшения и обновления их ассортимента, а также эффективности производства являются наиболее важными и актуальными как для предприятий, изготавливающих одежду, так и для отраслевой науки.
В современных услониях, когда экономическая ситуация требует от швейных предприятий частой смены ассортимента, нового художественно го * оформления и при этом низкой себестоимости продукции; необходимы новые методы проектирования одежды.
Основная тенденция развития производства швейных изделий — красота и выразительность при меньших трудовых и материальных ресурсах [39].
Повышение эффективности производства швейных изделий в значительной степени зависит от уровня i подготовки специал иста-проектировщика.
Проектируемую модель чаще всего задают эскизом, представленным в манере модной журнальной графики. Конструктор должен правильно прочесть рисунок и найти конструкторские способы воплощения художественной модели на реальной фигуре, не отвечающей идеализированным пропорциям эскиза: Достижение соответствия — сложная задача, решение которой зависит от таланта и квалификации конструктора. Порой результата достигают путем многократных корректировок и повторных проработок модели. Степень точности; воспроизведения художественного образа модели является своеобразным критерием мастерства конструктора [40]. После разработки конструкции и лекал за дело берется инженер-технолог, разрабатывающий технологию пошива^ который передает техническую документацию для изготовления.
Таким образом* создание костюма требует наличия трех человек; (рис. 1).
В связи с этим, в условиях малого бизнеса для сокращения затрат времени возникает необходимость совмещения специальностей художника, конструктора и технолога в одном лице. Решить данную задачу помогает переподготовка специалистов по проектированию костюма для малого бизнеса:
Рис. 1. Структурная схема взаимодействия специалистов в процессе проектирования костюма.
Художник-стилист по костюму, стремящийся как можно точнее выполнить свою задачу, должен быть не только талантливым от природы, но и высокообразованным человеком. С одной стороны проектировщик должен овладеть * jU художественными знаниями и навыками, с другой - ему необходимо знать технологию швейного производства, оборудование, конструирование, конструктивное моделирование, швейное материаловедение, которые обеспечат необходимый уровень инженерно- технической подготовки. Кроме того, художник, работающий в сфере создания современной одежды, нуждается в довольно обширной и глубокой информации из области истории развития общества, искусства и?костюма. Только комплексное: проектирование костюма может обеспечить высокий уровень производства.
Цель исследований - повышение эффективности? проектирования; костюма на предприятиях малой мощности.
V;
В соответствии с целью работы определены задачи исследований.
1. Основные задачи:
- разработка эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
- разработка единой системы применения дисциплин художественного направления при художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности.
2. Частные задачи:
- освещение общей характеристики вопроса;
- изучение состояния швейного производства;
- изучение современных методов проектирования костюма;
- изучение особенностей процесса художественного проектирования? костюма;
- применение системного подхода к оптимизации полученных данных;
- разработка технологии применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Предмет исследований — процесс проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Тема работы является актуальной, т.к. направлена на создание эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности и увязана с общими тенденциями развития швейной отрасли в настоящее время.
Методы исследований. Работа базируется на комплексном подходе к решению s поставленных задач, объединяющем методы теоретических и экспериментальных исследований. Методической иг теоретической основой работы явились достижения:современного проектирования костюма: В:работе использованы общенаучные методы и приемы: изучение специальной литературы, по теме исследований в области смежных отраслей научного знания, теоретического анализа, системного подхода, тестирования, имитационного моделирования, статистической обработки данных.
Научная новизна исследований определяется разработкой и экспериментальной проверкой технологической системы, обеспечивающей эффективность проектирования костюма на предприятиях малой мощности, а также в разработке и экспериментальной проверке методической системы, обеспечивающей успешное применение комплекса составляющих элементов художественного проектирования костюма.
Теоретическая значимость. Разработанный метод, программы, методические рекомендации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований.
Практическая значимость результатов исследований состоит в использовании их в процессе проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Апробация работы. Материалы исследований? обсуждались на кафедрах «Конструирование швейных изделий» и «Технология? швейных изделий» Московского государственного университета сервиса, а также на кафедре художественного проектирования швейных изделий; Орловского государственного университета. Основные положения работы докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции "Концептуальные основы совершенствования художественно-педагогического образования" (Липецк, 2003). Результаты исследований г апробированы=на производстве. По результатам исследований разработана; и изготовлена коллекция одежды для школьников.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Заключение диссертация на тему "Повышение эффективности проектирования костюма на предприятиях малой мощности"
Выводы по главе 4.
Четвертая глава исследований включает описание опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальные исследования эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности показали, что его применение в процессе проектирования костюма сокращает временные затраты на создание одежды.
Экспериментальные исследования применения элементов художественного проектирования костюма в процессе разработки костюма показали, что использование комплекса взаимосвязанных элементов способствует более быстро и эффективно получать художественные проекты костюмов. h
144
Заключение
Вопросы повышения качества швейных изделий, расширения, улучшения и обновления их ассортимента являются наиболее важными и актуальными; как для предприятий, изготавливающих одежду, так и для отраслевой науки.
В современных условиях, когда экономическая ситуация требует от швейных предприятий частой смены ассортимента, нового художественного1 оформления и при этом низкой себестоимости продукции, необходимы новые методы проектирования одежды.
В связи с этим на кафедре художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета разработан эффективный? метод проектирования костюма для предприятий малой мощности.
Существенными результатами работы являются разработанные основы эффективного метода проектирования костюма как направления; позволяющего успешно решать широкий спектр проблем проектирования в сфере малого бизнеса при его дальнейшем развитии, а также разработка технологии применения? элементов художественного нроектиро вания в процессе создания одежды.
1. Изучены труды по проблеме исследований в области проектирования костюма на предприятиях малой мощности, включающие процесс художественного проектирования костюма, конструирования; технологии изготовления одежды.
21 Разработан эффективный метод проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
3; Экспериментально проверена эффективность применения метода проектирования на предприятиях малой мощности;
4. Разработана технология применения системы составляющих элементов художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
5. Экспериментально проверена эффективность предлагаемой технологии. Результаты экспертных оценок и имитационного моделирования раскрыли практическую значимость применения полученной технологии в условиях специализации художников-стилистов.
Библиография Родкина, Анна Алексеевна, диссертация по теме Технология швейных изделий
1. Современные формы и методы проектирования швейного производства: Учебное пособие для вузов и сузов / Т.М. Серова, А.И. Афанасьева, Т.И. Илларионова, Р.А. Делль. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2004. - 288 стр., с ил.
2. Савостицкий А.В. Основные теоретические положения конструирования деталей из тканей. Научные труды МТИЛП, 1962, вып. 22, с. 6-49.
3. Савостицкий А.В., Меликов Е.Х. Расчет и построение разверток деталей одежды. // ЭИ. Швейная промышленность. М. №7 1977., с. 11-24.
4. Рахманов Н.А., Савостицкий А.В. Построение разверток объемных деталей швейных изделий по их отображению на плоскости. // Швейная промышленность. №6-1971, с. 1-14.
5. Меликов Е.Х., Лаврис Е.В. Совершенствование методов проектирования цельнотканых бесшовных оболочек. // Швейная промышленность. №1.- 2005, с. 44.
6. Технология швейных изделий. Учеб. Для вузов / Под ред. Меликова Е.Х., М.: Легкая индустрия, 1988. -440 с.
7. Коблякова Е.Б„ Ивлева Г.С., Романов В.Е. Конструирование одежды с элементами САПР. М.: Легкая индустрия, 1988 — 464 с.
8. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и форм одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984 — 205 с.
9. Кокеткин П.П. Эффективность инвестиций в новые технологии производства одежды в сфере сервиса и малого бизнеса. // Швейная промышленность. №2. 2005, с.22.
10. Кокеткин П.П. Проблемы развития производства одежды в условиях рынка и конкуренции. // Швейная промышленность №1., 2005, с.6.
11. Кокеткин П.П. Пооперационная машинно-автоматизированная технология одежды, 2003 — 232 с.
12. Шершнева Л.П. Научные разработки кафедры ТШП РосЗИТЛП для швейного производства. Швейная промышленность. № 3. М.: 2004, с.26.
13. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды, выполненной по индивидуальным заказам промышленными методами. Автореферат дисс.д.т.н., М., 1993.
14. Шершнева Л.П. Системный подход в решении задачи построения разверток деталей одежды. Изв. Вузов. ТЛП, 1998, №5.
15. Зак И.С., Сизова Р.И., Козлов Б.А. База данных и компьютерная система для подготовки производства фирменной рабочей одежды. // Швейная промышленность, №1 1998; с. 37-39.
16. Черепенько А. П., Калмыков Г. В., Иванов С. С. Системный подход к проектированию покрытий нижних подушек гладильных прессов // Проектирование и производство швейных изделий: Сб. науч. трудов / МТИЛП. — М., 1988. -с. 30-34.
17. Черепенько А. П., Скалаух В. А., Иванов С. С., Павленко А. Г. Влажно-тепловая обработка швейных изделий: учебное пособие для вузов. — Орел: Вешние воды, 1995. 165 с.
18. Асанова С.Ж. Разработка комплексного проектирования и технологии производства национальной одежды. Автореферат дисс.д.т.н., Алматы, 2003.
19. Мамедов Физули Лзиз оглы. Совершенствование организации производства швейных изделий на основе применения ресурсосберегающих технологий: Автореферат дисс.д.т.н., Санкт-Петербург, 1994.
20. Таран А.Н. Формализация способа выполнения адаптационного анализа; женской одежды. Автореферат дисс.к.т.н., М., 2004.
21. Медведева Т.В: Предпосылки автоматизации работ творческого характера в системе 3-CAD. // Швейная промышленность, №5 1994.
22. Медведева Т.В:, Булатова Е.Б., Коблякова Е.Б. Конструирование женского платья на фигуры с различной осанкой. М.: Легпромбытиздат, 1993.- 140 с.
23. Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды. Автореферат дисс.д.т.н:, М., 2004:
24. Мокеева Н.С. Методологические основы проектирования;гибких швейных потоков в условиях мелкосерийного производства. Авторефератдисс. .д.т.Н;, Ml, 2004.
25. Мокеева Н.С! Методологические основы проектирования гибких швейных потоков в условиях мелкосерийного производства. Дисс. д.т.н., Новосибирск, 2004:
26. Мокеева Н.С., Буйновская Е.В. Разработка методики подбора ассортимента изделий для запуска в гибкий поток модульного типа: // Швейная промышленность. №6 1997, с. 13-141
27. Мокеева Н.С., Заев В.А., Степанов В.А. Оптимизация многоассортиментного гибкого модульного швейного потока. Сообщение 1. Расчет оптимального состава гибких модулей на швейном потоке. // Швейная промышленность. — 2000. №4 с.37.
28. Мокесва Н.С., Буйновская Е.В. Новый подход к гибкой организации швейного производства. // Швейная промышленность. №6. — 1997, с.35.
29. Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды. Автореферат дисс.д.т.н., М., 2004.
30. Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды. Дисс.д.т.н., Новосибирск, 2003;
31. Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности. Тезисы докладов международной научно-технической конференции. 2-5 июня 1998 года. Иваново: ИГТА, 2000. — 220 с.
32. Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (ПРОГРЕСС — 2000). Сборник докладов международной научно-технической конференции. 2-5 июня 1998 года. — Иваново: ИГТА, 1998. -488 с.
33. Зайцев В: М. Этот многоликий мир моды / Лит. Запись А. Васильева, М. Канса. М.: Сов. Россия, 1982. - 77 с.
34. Орленко Т.В. -Терминологический словарь одежды. — М.: Легпромбытиз-дат, 1996. 345 с.45: Пармон Ф. М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.: Легпром-бытиздат, 1985. -263 с.
35. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. 2-е изд. Учебник для вузов. М., 1997. - 318 с.
36. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов (3-е издание, переработанное и дополненное). М., Триада Плюс, 2002. - 312 е., 258 ил.
37. Черемных А. И; Основы художественного проектирования одежды. — Л.: Легкая индустрия, 1968. -218 с.
38. Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды: для художников-конструкторов женской одежды. — 2-е изд.— М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1983. 191 с.
39. Художественное оформление текстильных изделий С. А. Малахова, Т. А.Журавлева, В. Н. Козлов и др.. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 303 с.
40. Художественное конструирование, проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов художественно-промышл. вузов. М.: Высш. шк., 1986. - 239 с.
41. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. — М:: Лег. и пищ. пром-сть, 1982. 143 с.
42. Козлова Т. В. и др. Основы моделирования и художественного оформления одежды: Для сред. спец. учеб. заведений лег. нром-ти. / Т. В. Козлова, JI. Б. Рытвинская, 3. Hi Тимашева. Mi: Лег. индустрия, 1979; - 167 с.
43. Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма::Учебник для вузов / под ред. Проф. Ф. Mi Пармона; — М;: Легпромбытиздат, 1987. — 208" с:.
44. Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма; Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2000* - 448 с.
45. Бердник Т. О. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2001. - 352 с.
46. Ермилова В: В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб: пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство; Издательский центр "Академия"; Высш. школа, 20021 - 184 с.
47. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб; заведений / Г. Mi Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. М.: Издательский центр "Академия'', 2003.-432 с.
48. Орленко Л. В. История текстиля и моды. М.: Легкая индустрия, 1977. -476 с.
49. Каминская Н. М. История костюма. Учебное пособие для средн: спец. учеб. заведений швейной пром-сти.— М.: Легкая индустрия, 1977. 128 с.
50. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1978. — с. 72-82.
51. Художественное проектирование: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2109 "Черчение, рисование и труд"/ Б. В. Нешумов, Е. ДМДедрин, Г. Б. Ми-нервин и др.; под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
52. Художественное конструирование, проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб; для студентов художественно-промышл. вузов. М:: Высш. шк., 1986; - 293 с.
53. Основы теории проектирования костюма: Учеб; для вузов по спец. "Ху-дож. оформ. и моделирование изделий текстил. и лег. пром-сти"; Т. В: Козлова, Р. А. Степучев, Г. И. Петушкова и др.; под ред. Т. В. Козловой. — М.:Легпром-бытиздат, 1988. 350 с.
54. Третьякова Т.Н. Терминологический словарь швейника. — Челябинск: ЧЕТУ, 1996. 88 с.
55. Даль В; И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2 — Mi: Рус. Яз., 1979.-779 с.
56. Славянский мир. Сост. Р. В. Андреева, В. В. Будаков, Л. В. Попова. — Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. 272 с.
57. Художественная культура: понятие, термины: Справочник / Л.Н. Доро-гова, Б. Г. Лукьянов, Г.В. Ражнев и др.: сост. Л.Н. Дорогова. М.: Знание, 1978.-206 с.
58. Ваш гардероб — стиль — имидж: Сост. М. Демидова. — М.: Мол. гвардия; 1990.- 191 с.
59. Супрун А. И., Филановский Г. Ю. Почему мы так одеты. — М.: Мол. гвардия, 1990; 191 с.
60. Традиции народной одежды и искусство современного костюма: Сб. науч. тр. / НИИ худож. пром-сти. Отв. ред. Н. В. Черкасова. Mi: НИИ ХП; 1983.- 150 с.
61. Кащенко О. Д., Козлова Т. В. Покупателю об одежде и моде. — М.: Экономика, 1986. 157 с.
62. Орлова Л. В. Мы и мода. М.: Знание, 1982. — 63 с.
63. JI.B. Росновская. Проблемы проектирования одежды на нетиповые фигуры. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Москва: изд. Московского государственного Университета дизайна и технологии, 2000.-с. 183.
64. П.И: Петушкова. Использование теории сетчатых орнаментов в проектировании костюма. Тезисы до кладов Международной научно-практической i конференции. Москва: изд. Московского государственного Университета дизайна и технологии, 20001 — с. 321.
65. Т.П: Тихонова. Проектирование конструкций одежды с заданными свойствами: Тезисы доклад о в Международной научно-практической конференции. Москва: изд. Московского государственного Университета дизайна и технологии; 2000.-е. 210.
66. Беда Г. В: Основы изобразительной.грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. М:: Просвещение, 1981. - 239 с.
67. Кузин В. С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и дон. - М:: АГАР, 1997: - 304 с.88: Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитииs художника-педагога: Автореф. дисдок. пед. наук. - Mi, 1994. - 27 с.
68. Медведев Л. Г. Формирование графического образа на занятиях но рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
69. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка. — М.: Просвещение, 1980. 239 с.
70. Смирнов Г. В., Соловьев А. М. Начинающему художнику. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 99 с.
71. Терентьев Л. Е. К вопросу о формировании специфических навыков быстрого рисования в процессе подготовки учителей изобразительного искусства// Ученые записки: № 378 (Вопросы.). М., 1970. - с. 256 - 274.
72. Шорохов Е. В. Композиция. М.: Просвещение, 1978. - 158 с.94: Сидоренко В. Ф. Модель опережающего образования: К вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров 7/ Техническая эстетика, 1986. № 9. -с. 18-20.
73. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. — Mi: Просвещение, 1979.-271 с.
74. Близнюк А. С. Графические приемы построения и развития структурной формы-// Техническая эстетика. — 1979. № 5 — с. 17.
75. Минервин Г. Б., Мунипов В. М; О красоте машин и вещей. — М;: Просвещение, 1981 143 с.98; Нешумов Б. В. Практикум в учебных мастреских и технология конструкционных материалов. — М.: Просвещение, 1986.- 191 с.
76. Игнатьев Е. И; Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М:: Знание, 1968. - 32 с.
77. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
78. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Ав-тореф. дис. .док. пед. наук. М., 1994. —37 с.
79. Маслов Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога. Дис. . канд. пед. наук. Орел, 1989. - 190 с.
80. Хворостов Л. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. -Mi: Просвещение, 1998. - 178 с.
81. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т. 1. -Mi: Академия моды, 1993. 543 с.
82. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Mi: Просвещение, 1981. - 192 с.
83. Ковешников А. И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна.,— М.: Прометей; 1991. -402 с.
84. Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М.: Стройиздат, 1977. 269 с.
85. Сомов Ю. С. Художественное конструирование и качество изделий: М.: 1967. -32 с.
86. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне. — М.: Труды ВНИИТЭ, вып. 13, 1982. 100 с.
87. Основы изобразительного искусства — массовому читателю. 2-й год занятий: Метод, рекомендации. — Л-, 1991. 48 с.
88. КулебакинГ. И. Рисунок и основы композиции. Учебник для сред. ПТУ / Под ред. Т. JI. Кильпе. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 128 с.
89. Мастера искусства об искусстве / Под ред. А. А. Губера. М.: Искусство, 1970.-662 с.
90. Рисунок: Учеб. пособие доля вузов / Ф. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 176 с.
91. Соловьев А. М. Рисунок в высшей художественной школе. — М.: Искусство, 1953. 256 с.
92. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР; Под ред. В. А. Королева. -М.: Изобраз. искусство, 1981. - 128 с.
93. Барщ А. О. Наброски и зарисовки Учеб; пособие для худож. училищ и училищ прикл. иск-ва. М.: Искусство, 1970. - 166 с.
94. Аксенов Ю. Г., Левидова М. М. Цвет и линия: Практ. руководство по рисунку и живописи; — 2-е изд. испр. и доп. М.: Сов. Художник, 1986. — 253 с.
95. Белютин Э. Ml Начальные сведения по живописи. Ml: госуд. издат. Искусство, 1955.-36 с.
96. Арнхейм Р: Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974: -206 с.
97. Проблема восприятия пространства и времени / Под ред. Б. Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова-Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.- 212 с.
98. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособие для ХГФ пед. ин-тов;— Ml: Просвещение, 1980;- 127 с.
99. Иваницкий М; Ф. Очерк пластической анатомии. —М.: Искусство, 1958. -352 с.
100. Дюваль М. Анатомия для художников. — М.: ОГИЗ, 1936. — 367 с.135; Павлов Г. М., Павлов В. Н. Пластическая анатомия. — Ml: Искусство, 1967 -240 с.
101. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе. М.: Изобразит, искусство, 1985. - 128 с.
102. Школа изобразительного искусства: Выи. 4 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобразит, искусство, 1993. - 208 с.
103. Божко Ю. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: Учебник. К.: Высща шк., 1991. - 244 с.
104. Божко Ю. Г. Основы архитектоники и комбинаторики формообразования: Учебник. К.: Высща шк., 1988. - 184 с.
105. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры. Моделирование и проектирование. Киев: Будивэльник, 1990. - 144 с.
106. Рытвинская JI. Б. Архитектоника объемных форм. М.: МТИ, 1980. — 217 с.
107. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1978. -с. 12- 82.
108. Архитектурная бионика / Ю. С. Лебедев, В. И. Рабинович, Е. Д. Положай и др.; Под ред. Ю. С. Лебедева. М.: Стройиздат, 1990. - 269 с.
109. Е. Скриптунова. Начало пути — могу, хочу, надо. Ателье. №2. М.: 2005. -с. 18.
110. Художник, вещь, мода: Сб. ст. / Сост. М. Л. Бодрова, А. Н. Лаврентьев; Редкол.: К. И. Рождественский и др. М.: Сов. художник, 1988. - 336 с.
111. Бескоровайная Г.П. Совершенствование процесса и методов проектирования по заказам населения: Учеб. пособие. Шахты: ДГАС, 1997. — 84 с.
112. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2001. - 120 с.
113. Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Учебное пособие / Серия «Учебники. Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
114. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР: Учеб. пособие для вузов / Е.Б. Коблякова, А.И. Мартынова, Г.С. Ивлева и др. — 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Е.Б. Кобляковой. М: Легпромбытиз-дат, 1992.-320 е.: ил.
115. Мартынова Л.И. Усовершенствование конструкции основных деталей брюк и методов их формования. Автореферат дисс.к.т.н., М:, 1987.
116. Ахмедулова Н.И. Разработка конструктивно-технологического обеспечения процесса формообразования мужских брюк. Автореферат дисс.к.т.н., Ленинград, 1987.
117. Бескоровайная Г.П. Система атомвтизированного проектирования одежды для индивидуального потребителя. // Швейная промышленность. — 2000. №1.
118. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для вузов // А.И. Мартынова, E.F. Андреева — М:: Московская государственная академия легкой промышленности, 1999: 216 е., с ил:
119. Паченцева С.Г. Разработка и исследование методики проектирования одежды с объемными материалами. Автореферат дисс.к.т.н., Шахты, 2005.
120. Бикбулатова Л.Л. Разработка метода проектирования детской бытовой одежды, формирующей нормальную осанку. Автореферат дисс.к.т.н., М., 2005.
121. Лопатченко Т.П. Исследование и разработка специального теплозащитного снаряжения спасателей МЧС. Автореферат дисс.к.т.н., М., 2005.
122. Афиногентова Н.В. Исследование и разработка спецодежды для рабочих автомобильной промышленности. Автореферат дисс.к.т.н., М., 2004.
123. Асанова А.Е. Разработка технологии проектирования детской одежды на основе антропометрических обследований детских фигур в Казахстане. Автореферат дисс.к.т.н., Алматы, 2005.
124. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
125. Оптнер И. В. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Советское радио, 1969. - 216 с.
126. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
127. Иванов В. А., Шуметов В. Г., Милых Ф. Г., Лазарева Л. М., Пикин С. М. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами. ИНЦ МГУДТ, 2003. - 186 с.
128. Адлер Ю. П. Введение в планирование эксперимента. М.: Металлургия,1969.- 159 с.
129. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. - М.: Высшая школа, 1977. - 479 с.
130. Клейнен Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. -М.: Статистика, 1978. Вып. 1 - 221 с.
131. Финни Я. Введение в теорию планирования эксперимента. — М.: Наука,1970.-288 с.
132. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. — М.: Мир, 1967.-406 с.
133. Налимов В. В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. - 207 с.
134. Быков В .В. Научный эксперимент. М.: Наука, 1989. - 176 с.S
-
Похожие работы
- Создание бионической модели функционирования моды в костюме
- Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма
- Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом зрительного восприятия орнамента в костюме
- Разработка принципов программирования цвета в костюме при проектировании коллекции
- Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры
-
- Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
- Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья
- Технология текстильных материалов
- Технология швейных изделий
- Технология кожи и меха
- Технология обувных и кожевенно-галантерейных изделий
- Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви
- Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности