автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры

кандидата технических наук
Фот, Жанна Андреевна
город
Омск
год
2008
специальность ВАК РФ
05.13.12
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры»

Автореферат диссертации по теме "Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры"

На правах рукописи

00345056*7

ФОТ ЖАННА АНДРЕЕВНА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Специальность 05.13. 12-Системы автоматизации проектирования (промышленность)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

О О"

Омск 2008

003450567

Работа выполнена на кафедре «Конструирование швейных изделий» Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Омский государственный институт сервиса».

Научный руководитель: доктор технических наук, доцент

Юрков Виктор Юрьевич

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Браилов Иван Григорьевич

кандидат технических наук, доцент Ларькина Лариса Викторовна

Ведущая организация: Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Защита диссертации состоится 21 ноября 2008 г. в 16 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212. 250. 03 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ) по адресу: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» по адресу: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Автореферат разослан «21» октября 2008 г.

Ученый секретарь объединенного диссертационного совета ДМ 212. 250. 03 кандидат технических наук

М. Ю. Архипенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные системы автоматизации проектирования одежды (САПРО) обеспечивают автоматизацию практически всех этапов проектирования. Это способствует повышению уровня эффективности производства. При этом наблюдается различный уровень развития и автоматизации этапов проектирования, что связано с трудностью формализации отдельных задач. Одной из таких задач является обеспечение гармоничной композиционной структуры объекта проектирования.

Среди средств композиции на первое место архитекторы и художники ставят пропорции - размерные отношения элементов формы. В этой связи, следует отметить значимость исследований О. Я. Боднара, С. В. Петухова, И. Ш. Шевелева, И. В. Шмелева, Ш. Ле Корбюзье, Дж. Хембиджа, А. Цейзинга и др. Особо следует выделить труды М. Витрувия, JI. да Винчи и А. Дюрера, ставшие основополагающими для большинства научных разработок в данном направлении.

Важное место, среди материалов посвященных формообразованию и пропорционированию костюма, занимают работы Г. П. Бескоровайной, Г. И. Петушковой, Т. В. Медведевой, Т. В. Козловой и др. При бесспорной актуальности, многообразии и глубине теоретических трудов, приходится признать наличие «вакуума» в создании теоретической базы, основанной на комплексном осмыслении принципов и закономерностей формообразования и пропорционирования, так как исследования проводятся в основном в рамках традиционных исторического и искусствоведческого подходов.

В последнее время наблюдается большой интерес к автоматизации процесса разработки эскиза. Среди рассмотренных САПРО, имеющих модуль художественного проектирования, следует выделить такие системы как "Реликт", "Ассоль", "Lectra", "Gerber", "i-Designer", "Optitex", "Investronica", "Gerber", "Julivi". Однако членения формы костюма, традиционно, производятся «на глаз», с учетом индивидуальных предпочтений проектировщика. Такой принцип, как показывает опыт, не гарантирует необходимого эстетического качества продукции. Особые проблемы возникают при проектировании изделий, имеющих сложную композиционную структуру.

Таким образом, в проектировании костюма сложилась ситуация, при которой эстетические показатели качества зависят исключительно от личностной, субъективной оценки результата проектирования. Это обусловлено отсутствием формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования. В. результате, этап художественного проектирования, который мог бы качественно изменить работу дизайнера, не соответствует современным требованиям производства. В этих условиях создание формализованной системы пропорционирования, в свете компьютерных технологий формообразования, является важной научно-технической задачей.

Несоответствие уровня развития этапа эскизного проектирования костюма, общему уровню современного автоматизированного проектирования и производства одежды и, как следствие, увеличение затрат времени й материалов на промежуточных этапах проектирования и, зачастую, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции определило актуальность исследования.

Объектом исследования является процесс эскизного проектирования костюма.

Цель диссертационной работы заключается в совершенствовании процесса эскизного проектирования на основе разработки теоретического, методического и алгоритмического обеспечения процесса формализованного пропорционального синтеза композиционной структуры объекта дизайн-проектирования, обеспечивающего автоматизацию эскизного проектирования костюма.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

• провести анализ исторического опыта пропорционирования в различных направлениях художественного проектирования;

• сформулировать теоретические, методические и алгоритмические основы пропорционального анализа и синтеза композиционной структуры объектов дизайн-проектирования;

• разработать формализованные алгоритмы анализа и синтеза систем пропорционирования;

• разработать методику поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма;

• применить алгоритмы и методику формализованного поэтапного пропорционирования композиционной структуры костюма к автоматизации процесса эскизного проектирования;

• показать преимущества разработанной методики по сравнению с традиционными методами создания технических эскизов.

Методы и средства исследования. Для достижения поставленной цели использовался целостный подход, объединяющий исторический опыт и достижения естественных наук, основанный на системном анализе, на методах начертательной, аналитической и вычислительной геометрии, геометрическом моделировании с использованием современных компьютерных технологий визуализации результатов моделирования. Кроме того, использовались теоретические основы САПР, алгоритмизации и программирования. На отдельных этапах исследования использовались основные положения теории художественного проектирования костюма и метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• сформулированы теоретические, методические и алгоритмические основы формализованного пропорционального анализа и синтеза композиционной структуры объекта дизайн-проектирования;

• разработаны методика и алгоритмы последовательного пропорционирования элементов структуры костюма на основе формализованных принципов пропорционирования;

• разработаны исходные данные для автоматизации процесса эскизного проектирования, в частности этапа разработки технического эскиза;

• разработан автоматизированный модуль пропорционирования костюма, включающий анализ композиционной структуры костюма, определение взаимосвязи элементов в структуре костюма и последовательности пропорционирования, выбор формул и расчет величин необходимых элементов, визуализацию результатов работы в режиме 30.

Методика формализованного анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования применена в эскизном проектировании костюма, что позволяет определить практическую ценность работы.

Практическая ценность исследования:

• применение разработанной методики позволяет сократить затраты времени и материалов на производство одежды за счет совершенствования процесса разработки технического эскиза, уменьшить влияние человеческого фактора на результат проектного решения;

• представленный программный модуль пропорционирования и методика его применения могут быть использованы на предприятиях швейной отрасли, выпускающих одежду по индивидуальным заказам, мелкими сериями и большими партиями;

• разработанные методические и алгоритмические основы пропорционирования позволяют автоматизировать один из сложно формализуемых процессов - эскизное проектирование, что дает возможность их применения при решении широкого круга задач в различных отраслях дизайнерской деятельности научно-исторического, творческого и практического направлений;

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы представлялись: на II Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации» (Омск 2004); научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития легкой промышленности, повышение конкурентоспособности товаров в период подготовки к вступлению России в ВТО» (Омск 2005); III Международном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения» (Омск 2005); III Международной конференции «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» (Омск 2005); на региональном научно-практическом семинаре «Мода 2005»; научно-практической конференции «Региональные аспекты развития легкой промышленности в России» (Омск 2006); Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации» (Омск 2006); межвузовской научно-практической конференции «Теоретические знания в

практические дела» (Омск, РосЗИТЛП, 2006); Международном фестивале «Формула моды» и научно-практической конференции «Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности» (Омск 2007), V Международной научно-практической конференции «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» (Омск 2007); III научной Международной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва 2008); Международной научной конференции «Технологии - 2008» (Кемер, Турция); VI межвузовской научно-практической конференции «Молодежь, Наука, Творчество - 2008» (Омск 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ.

Внедрение результатов работы. Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс Омского государственного института сервиса и в производственный процесс салона-ателье «Ренард» г. Омска.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа изложена на 142 страницах, состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных источников, содержащего 176 наименований и 3 приложений. Работа содержит 58 рисунков, 2 таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определены цель и задачи исследования, отмечена научная новизна и практическая значимость работы, приведены сведения об апробации основных результатов работы.

В первой главе исследован процесс разработки эскиза в производстве одежды. Выявлено, что при современном уровне развития компьютерных технологий возможна автоматизация процесса создания технического эскиза на основе формализации систем пропорционирования. С этой целью проведен анализ модулей художественного проектирования в современных САПР. Анализ показал отсутствие формализации основных принципов художественного проектирования, математического и программного обеспечения процесса пропорционирования.

Особое внимание в работе уделено изучению, классификации и анализу систем пропорционирования- в архитектуре, искусстве и костюме. Определено, что большая их часть основана на одном пропорциональном отношении, лежащем в "основе системы - «золотом сечении», это в значительной степени ограничивает творческий процесс проектирования. Системы, основанные на сочетании нескольких пропорциональных соотношений, позволяют получать более разнообразные варианты композиционных структур объектов дизайн-проектирования, однако не дают математического доказательства гармоничного сочетания полученных таким образом членений. Кроме того, рассмотренные системы недостаточно формализованы, что затрудняет их применение в сочетании с новыми технологиями компьютерного проектирования и формообразования. Таким

образом, очевидна актуальность дальнейших исследований и разработки формализованных принципов и систем пропорционирования, позволяющих в значительной степени автоматизировать процесс эскизного проектирования, в частности этап разработки технического эскиза. В связи с этим сформулированы задачи исследования.

Вторая глава посвящена разработке теоретического, методического и алгоритмического обеспечения анализа и синтеза композиционной структуры объектов дизайн-проектирования при автоматизации процесса эскизного проектирования костюма. Идея заключается в формализации систем пропорционирования. В связи с этим все возможные модели систем разделены на две категории: линейные и нелинейные. Аналитическую модель системы пропорционирования следует рассматривать как некоторую точечную последовательность, степень которой < 2.

Для любой системы пропорционирования будем придерживаться условий:

1. Из системы у, =/(*,) следует х,,, =/(х,);

2. Из условия х € [0;1] следует, что х0 = 0, х„ = 1;

3. Из условия разбиения отрезка следует, что отношения последующих

X X

членов к предыдущим постоянны, т.е. —— = ——.

Линейную систему пропорционирования будем искать в виде

=/(*,)=«*, +ь

Схема линейной системы без предельных точек показана на рисунке 1.

Аналитически построить любую линейную систему такого типа можно решением системы уравнений:

Хл-1 ~ Хп-2 _ Хл-2 ~ Хп-3 _ Х1 ~Х0

... ,

Хл~Хп-1 Хп-1 ~ Хп-2 Х2—Х}

в которой хо, х„ заданы, а хпА или х\ выбираются в указанных пределах.

Таким образом:

• простая линейная система пропорционирования без предельных точек полностью определяется заданием одной точки (например,

на отрезке [0; 1] и заданием числа частей деления и;

• одна и та же система пропорционирования имеет два графика, симметричных относительно тождественной системы^ = х\

• одна и та же система пропорционирования может быть возрастающей или убывающей, что характеризуется симметрией относительно диагонали у - 1-х.

Кроме того, рассмотрены системы пропорционирования с предельными точками. Схема простой линейной системы пропорционирования с одной предельной точкой показана на рисунке 2.

Рисунок 1 - Схема простой линейной системы без предельных точек

Рисунок 2 - Схема простой линейной системы пропорционирования с одной предельной точкой

Для того чтобы система пропорционирования была определена, необходимо выполнение следующих условий:

• Хо = 0, хп = 1, х = Хк, к £{0,1,...,«-!,«};

• Хк — X к-\ < X — X ¡¡-2 ,

х 1 -Хк < X к*2 -X к> Ь

• Хк~х к-\ =х к+\~х кВ работе рассмотрены системы пропорционирования с двумя

предельными точками (х,х) и где 0<х<1, х<х<\ (рис. 3). Для этих систем характерно наличие неделимого отрезка общего как для

системы с предельной точкой х, так и для системы с предельной точкой *.

Рисунок 3 - Схема линейной системы пропорционирования с двумя предельными точками

Систему пропорционирования с двумя предельными точками х = хт и х = Хр аналитически можно записать в виде

Г = а, х, + , /' = 0, т - 1

т-2

-51>

= аг, лг, + , ;' = т +1, к +1

<

ХМ +Ь2' ¡=к,р~\

2

1=0 р-2

1=т+1

= а2х, +/12, / = ^ + и, дг„ = 1

|=р+1

В работе рассмотрены примеры сложных системы пропорционирования, состоящих из нескольких согласованных простых систем (рис. 4).

Рисунок 4 - Схема сложной системы пропорционирования, состоящей из трех простых систем

Согласованность трех систем заключается в том, что точки х1 и х2 системы х,+\ = х, + 1/3, / = 0, 1, 2, являются предельными точками,

____Д1

соответственно, х1=:,х2=у. При этом уг = г6 = 1 2 , что означает

симметрию систем у,+1 =7! (у,) и г,. | =/2 (г,), относительно середины отрезка. Аналитически система пропорционирования может быть записана в виде

Г / = 0,1,2

/ = 0Д,2,3

/ = 0,1,2

/ о

г,ч=12,+1 / = 8,7,6,5

2. о

В работе проведен анализ заданного пропорционального разбиения отрезка, целью которого является:

- структурная идентификация системы пропорционирования;

- параметрическая идентификация системы пропорционирования. Задача синтеза систем пропорционирования сформулирована как

разработка принципов гармоничного согласования двух и более систем пропорционирования. Решение задачи заключается в выделении главной системы пропорционирования и второстепенных систем, которые дополняют и поддерживают главную. В свете изложенной выше теории такой подход может быть реализован двумя способами. В первом способе каждый интервал [х, х,+1] построенной и принятой в качестве главной системы х,+\ = Г (х,) рассматривается как единичный отрезок [0,1], на котором строится своя система пропорционирования 2-го уровня.

Во втором способе каждая точка х, главной системы пропорционирования рассматривается как предельная точка, на которой строится каждая подчиненная система.

Принципы гармоничного согласования систем сформулированы в виде утверждений.

1. Если имеется система пропорционального деления отрезка на п частей, то все ее подсистемы деления отрезка на к\, кг, ..., Ащ частей являются гармонично согласованными друг с другом, если к] хк2 х...хкт =п.

2. Любые две системы пропорционального деления одного и того же отрезка на п и ш частей являются гармонично согласованными, если они являются подсистемами системы пропорционального деления этого же отрезка на к^п = кгт частей. Здесь кЛик2- натуральные числа.

На рисунке 5 исходной является система пропорционального деления отрезка на 6 частей:

=/(*,), /' = 0,5

Она может быть разложена на следующие множества гармонично согласованных систем пропорционирования: (у„ z„ tj), (yJ5 z,), (y„ tj), (y„ v,), СУ» Sj), (z„ t,), (z„ Uj), (z„ wj); i = 0, 1, 2, 3; j = 0,1, 2.

Уо" I yij 1 У2 [ I Уз

zo_■_i zii | za z3

t0<_t,_I i i i t2[

u0 Ui i i i u2

Vo_^_V| | j v2

w__W| I w2

So S( S2

Рисунок 5 - Синтез систем пропорционирования на основе исходной

Разработанные методические и алгоритмические основы являются базовыми для автоматизации процесса эскизного проектирования костюма и могут быть использованы для решения широкого круга задач в различных направлениях дизайн-проектирования.

В третьей главе приведена методика реализации разработанных методов и алгоритмов пропорционирования при автоматизации процесса эскизного проектирования костюма. Сформирована структура и описаны результаты эксперимента по определению закономерностей пропорциональных отношений элементов в структуре костюма и зависимостей между параметрами отдельных элементов. По итогам эксперимента определены объекты и последовательность пропорционирования элементов композиционной структуры костюма; сформирован ориентированный граф пропорциональной связанности элементов структуры костюма и проведена его оптимизация по стилевому признаку - методом экспертных оценок определена пропорциональная связанность элементов в структуре костюма классического стиля (рис. 6). Определены величины приращений к параметрам элементов, учитывающие криволинейную форму поверхности тела человека.

Рисунок 6 - Граф пропорциональной связанности элементов структуры костюма классического стиля

На основе теории, изложенной во второй главе и результатов эксперимента, решена задача разработки формализованной системы пропорционирования композиционной структуры костюма. Система представлена в виде таблиц, содержащих наименования элементов костюма, относящихся к I, 2 и 3 уровню пропорционирования и формул расчета

ч

параметров элементов, отражающих их взаимосвязь в композиционной структуре.

Методика пропорционального расчета параметров элементов композиционной структуры костюма прошла апробацию при изготовлении 20 макетов женских костюмов, которые получили положительные характеристики при экспертной оценке гармоничности пропорциональных соотношений элементов.

Программная реализация проекта осуществлялась с учетом требований минимальных ресурсов.

Основным назначением разрабатываемой подсистемы является автоматизация процесса эскизного проектирования, а именно пропорциональный анализ и синтез композиционной структуры костюма, расчет параметров элементов костюма на стадии разработки технического эскиза. В работе представлена концептуальная модель процесса пропорционирования костюма.

Последовательность выполнения проектных процедур в работе представлена в виде логической модели подсистемы. На основе логической модели разработан обобщенный алгоритм функционирования подсистемы представленный на рисунке 7.

Программный модуль предназначен для решения профессиональных задач: создания многовариантности гармоничных членений костюма и расчетов параметров элементов в соответствии с выбранной системой пропорционирования. Программный модуль пропорционирования является универсальной подсистемой и может быть эффективно использован в качестве приложения с другими программами.

Работа осуществляется в интерактивном режиме.

Основное рабочее окно подсистемы содержит кнопки: «показывать 30», «настройки», «пропорционирование», «сохранить», «архив», «размерные признаки», «силуэтные формы жакетов», «покрои рукавов», «виды воротников», «виды карманов», «мелкие фасонные детали», «покрои юбок» и экран визуализации.

Из баз данных выбираются необходимые элементы, и костюм визуализируется на фигуре человека заданного размера. Кнопка «настройки» открывает окно, позволяющее выбрать из всего списка элементов те, которые составляют композиционную структуру проектируемого костюма и в дальнейшем работа идет только с выбранными элементами (рис. 8).

Кнопка «пропорционирование» открывает окно, в верхней части которого расположены значения исходных данных (рост, рост', ширина плеч, ширина бедер, длина руки); в левой части размещены наименования элементов костюма с расположенным напротив выпадающим набором формул для расчета параметров выбранного элемента. Нажатием кнопки «посчитать» запускается процесс расчета. В правой части окна появляются результаты расчета параметров выбранных элементов (рис. 9).

0. Начало

1. Ввод исходных данных

2. Выбор н монтаж элементов костюма

3. Выбор элементов костюма, требующих корректировки

4. Выбор формул для пропорционального расчета

5. Запуск прок ссса расчета

б. Изме пропорций соотношений leime иальных элементов

7. Отображение текстовых данных (вывод расчетов на экран)

8. Отображение графических данных

9. Сохранение схемы

10. Конец

Рисунок 7 - Обобщенный алгоритм функционирования подсистемы

пни

Элементы 1 досеня

Элементы 2 уровня

относительно роста фигуры, без учета высоты головы Р'

ab = 1 /2 аа'

Членение в области .пинии груди 24< ад <35 относительно длины костюма, за' ab = 1/3 Р+ (di + d2) v

24< ag <28 ............................

относительно длины костюма, аа' аЬ - 1/2 аа'

2£к«<35 р^М^Ш

относительно длины жакета, ab ! ajj - /3

' эЬ10,618 аа'

Ч ленение на уровне ли-«#1 тальи 4(| аЬ , п,Э82 аа относительно роста фигуры Р ' 8йT/4'PTflfr+Ш)'

относительно длины жакета, ab ad = З/4-sb

линии г ради, ад

относительно членения на уроене за' = 0.518Р * (di + d.1 линии талии, ad{ad'} 1 /2аЬ > bk > 1 /7 ab

Верхний уровень нижнего кармана (накладной карман) относительно длины жакета, ab: bk = 1/4 ab

I относительно уровня выреза | горловины ас. Ьк>10

Ьк «1/ЗсЬ

> относительно членения на уровне у. ж /3 ^ | линии талии, ad bk>10

\ Высота

накладного кармана kk'>10

ad = 0.382 аа' У относительно уровня вырез-a горловины ас, bk>10 кк' ас V

ad • З/4-sb v

ad = 3/4ab v относительотносигельно верхнего уровня кзр-мана.к кк' -Ьк V

<«f <50 aj s 1/4 P ♦ |d1 ♦ d2| v Ширина нижнего карма-на k"k>10

относительно ширины изделия на данном участке. Шб относительно высоты нижнего накладного кармана.кк' ;кГч «1/3 Ш б V

ad •» 0,382 аэ' >*

..... ~t • :kV - кк' + d2 V

ad - 3/4ab v У.

Рисунок 8 - Окно «Настройки»

В>ханывд»*»» • .....• Рост 170 ~ • Рост' 146 Z Ширина плеч i 40 Ширина бедер 40 Ц Длжаруки|57 $

Формулы для расчетов

Длина Костюма, аа' ДО'. 1/2P ..TJ Входные данные:

Длина жакета, аЬ 0.618 аа' .zí

Верхний уровень жжнего кармана, к |bk- 1/3 ab Z¡ Ширина бедер : 40 см Длина руки: 57 см

Высота шжмвго накладного кардана, kk' |kk" 1/4ab ..T.J

Ширина нижнего кармана. НС |кГ kk' zl

Высота клапана нижнего кармане, кп ikn = 1/3 kk' .z:

Расстояние между нкжн^и карманами^СК jKK kX ZJ Длина жакета - 52,53 см Верхний уровень нижнего кармана - 17,51 см Высота нижнего накладного кармана - 13,1325 см Ширина нижнего кармана - 13,1325 см

Высота верхнего накладного кармана, mm' ¡trm = 4/5 kk' ±¡

Ширина верхнего Кармана, mm" jmra ■ rrm' z

Высота клапан» верхнего кармана. тМ |mM -172 mm" -Расстояние между нижними карманами - 13,1325 ¡Высота верхнего накладного кармана - 10,506 см

Уровень верхнего кармана, т fam »1*1/4 mi z

Расстояние между верхними карманами. m'm ¡m'm -mm» ..ZÍ Высота клапана верхнего кармана - 5,253 см

_ DDibuia i^jidiidHd ьерлно! и пармана - а,¿0.3 tn

Н«ти»»п™ш | Пеигь I I Погагпь i Урвим, ввркнвго кармана - 13,1325 см

.......-■"■:'.................................1.................Расстояние между верхними карманами - 10,506 см

Рисунок 9 - Расчет параметров элементов костюма В главном окне визуализации, программа, в течение нескольких секунд, выводит результат — костюм на фигуре человека в трехмерном изображении с измененными пропорциональными соотношениями выбранных элементов (рис. 10). Возможно получение нескольких вариантов технического эскиза костюма с различными пропорциональными соотношениями элементов. К достоинствам программы можно отнести:

• трехмерную визуализацию графического образа одежды и фигуры;

• расчет параметров элементов костюма на основе законов гармонии;

• удобные средства работы пользователя: стандартные элементы управления;

• совмещение с другими программными средствами.

17

. .....ш • , Л - у>- - - 1 %ШШг Щ г *

Гй

¡55;...................-.....-.......................-а ¡,|

:-п....................... ...............зу

Рисунок 10 - Визуализация результатов работы

Разработанная методика пропорционирования обладает рядом существенных преимуществ:

1. Значительно сокращаются сроки проектирования за счет эффективного способа создания и редактирования технических эскизов моделей одежды;

2. Исключается возникновение ошибок и несовершенств в композиции костюма на ранних стадиях проектирования, в то время как основная их часть, при традиционных методах эскизного проектирования, выявляется на завершающих стадиях производства;

3. Сокращается объем или полностью исключается процесс макетирования за счет математического способа позиционирования элементов структуры костюма и высококачественных средств отображения и визуализации результатов работы на фигуре человека в режиме 3-Б;

4. Сокращается объем конструкторской документации при повышении ее качества с одновременной возможностью выдачи информации для автоматизированного выполнения конструкции, что создает предпосылки для перехода на полностью «безбумажные» технологии швейного производства;

5. При использовании предложенного способа пропорционирования возможно получение нескольких гармоничных вариантов решения композиционной структуры на основе одного творческого эскиза.

Разработанный программный модуль не имеет аналогов в САПР реализующих задачи швейного производства и других направлениях дизайн-проектирования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Проведен анализ современных систем автоматизированного проектирования одежды, имеющих модуль художественного проектирования. Установлена целесообразность совершенствования процесса эскизного проектирования;

2. Определено актуальное направление совершенствования процесса автоматизации эскизного проектирования — разработка новой методики создания технического эскиза костюма, основанной на формализации процесса пропорционирования;

3. Изучен исторический опыт художественного проектирования, процесса пропорционирования элементов композиционной структуры объектов в различных направлениях дизайн-проектирования;

4. Разработаны методы и алгоритмы формализованного пропорционального анализа и синтеза простых и сложных композиционных структур объектов дизайн-проектирования;

1 5. Установлена пропорциональная взаимосвязь элементов в структуре костюма, построены графические зависимости пропорциональной взаимосвязи элементов костюма;

6. Разработаны алгоритмы и методика поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма;

7. Алгоритмы и методика апробированы на примере пропорционального разбиения композиционной структуры костюма при автоматизации процесса эскизного проектирования.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Фот, Ж. А. Использование систем геометрического пропорционирования при компьютерном проектировании костюма / Ж. А. Фот // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности, повышение конкурентоспособности товаров в период подготовки к вступлению России в ВТО. Научно-практическая конференция: сборник материалов. - Омск: ОГИС, 2005. - С. 67 - 71.

2. Фот, Ж. А. и др. Использование систем пропорционирования для проектирования специальной и ведомственной одежды / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина, В. Ю. Юрков // Военная техника, вооружение и технологии двойного применения: материалы III международного технологического конгресса в 2 ч. -Омск: ОмГУ, 2005. - Часть П. - С. 365 - 366.

3. Юрков, В. Ю. и др. Использование систем пропорционирования при автоматизации процесса создания эскиза / В. Ю. Юрков, И. И. Шалмина, Ж. А. Фот // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе. III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. - Омск: ОГИС, 2005.-С. 169- 170.

4. Фот, Ж. А. и др. Перспективы совершенствования этапа проектирования швейных изделий / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина, Е. Л. Трунова // Региональные аспекты развития легкой промышленности в России: перспективы, конкурентоспособность: Научно-практическая конференция: сборник статей. - Омск: ОГИС, 2006. - С. 11 - 12.

5. Фот, Ж. А. и др. Влияние особенностей зрительного восприятия на организацию композиции костюма / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина // Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации. ГУ Международная научно-практическая конференция: сборник статей. - Омск: ОГИС, 2006.-С. 108-109.

6. Фот, Ж. А. и др. Особенности применения систем пропорционирования в проектировании одежды / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина // Теоретические знания - в практические дела: сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 13 марта 2006 года. Часть 1. - Омск: РосЗИТЛП, 2006. - С. 58 - 59.

7. Фот, Ж. А. и др. Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе законов пропорционирования / Ж. А. Фот, Е. С. Дерина // Молодежь, наука, творчество - 2007. Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов: сборник материалов. - Омск: ОГИС, 2007. -С.211-212.

8. Фот, Ж. А. Способы применения систем пропорционирования в эскизном проектировании костюма / Ж. А. Фот // Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности. Региональный аспект. Научно-практическая конференция: сборник статей — Омск: ОГИС, 2007. - С. 228 - 231.

9. Фот, Ж. А. Применение САПР в процессе эскизного проектирования / Ж. А. Фот // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей. - Омск: ОГИС, 2007. - С. 33 - 34.

10. Фот, Ж. А. О создании модуля художественного проектирования с использованием систем пропорционирования в САПР / Ж. А. Фот // Фундаментальные исследования. - Москва, 2008. -№5. - С. 50 - 51.

11. Фот, Ж. А. и др. Совершенствование процесса эскизного проектирования с использованием методов геометрического моделирования / Ж. А. Фот, В. Ю. Юрков // Научный вестник НГТУ. - Новосибирск, 2008. - № 2 (31). С. 97-106.

12. Фот, Ж. А. Пути совершенствования процесса эскизного проектирования костюма в САПР / Ж. А. Фот // Омский научный вестник -Омск: ОмГТУ, 2008. -X». 1(64) С. 151 - 154.

13. Fot, Zh. A. Synthesis of natural approaches in creative problems of designing / Zh. A. Fot// European journal of natural history № 3. -2008. -C. 9.

Подписано в печать 14.10.08. Формат 60x84 1/16 Бумага типограф. Оперативный способ печати Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,11. Тираж 100 экз. Издат. № 757. Заказ № 83. Цена договорная

Издательско-полиграфический центр ОГИС 644099, Омск, Красногвардейская, 9

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Фот, Жанна Андреевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Состояние вопроса и пути совершенствования процесса эскизного проектирования в САПР.

1. 1 Процесс разработки эскиза в производстве одежды.

1. 2 Анализ модуля эскизного проектирования в современных САПР.

1. 3 Системы пропорционирования в архитектуре и искусстве

1. 4 Теоретические исследования и способы пропорционирования элементов структуры костюма.

ВЫВОДЫ по 1 главе.

ГЛАВА 2 Методическое и алгоритмическое обеспечение формализованного анализа и синтеза систем пропорционирования.

2. 1 Формализация систем пропорционирования для несмысл овых графических композиций.

2. 1. 1 Линейные системы пропорционирования без предельных точек.

2. 1. 2 Простые линейные системы пропорционирования с одной предельной точкой.

2.1.3 Простые линейные системы пропорционирования с двумя предельными точками.

2. 2 Сложная линейная система пропорционирования.

2. 3 Анализ пропорционального разбиения отрезка.

2. 3. 1 Идентификация простой линейной системы пропорционирования.

2. 3. 2 Идентификация простой квадратичной системы пропорционирования.

2. 3. 3 Анализ Модулора Ле Корбюзье.

2. 3. 4 Анализ сложной системы пропорционирования.

2. 4 Синтез систем пропорционирования.

ВЫВОДЫ по 2 главе.

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДУЛЯ

ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ КОСТЮМА.

3. 1 Разработка алгоритма поэтапного пропорционирования элементов композиционной структуры костюма.

3. 1. 1 Определение объектов пропорционирования в композиционной структуре костюма.

3. 1.2 Определение закономерностей пропорциональных отношений элементов современного костюма.

3. 1. 3 Определение последовательности пропорционирования элементов композиционной структуры костюма.

3. 1. 4 Определение пропорциональной взаимосвязи элементов композиционной структуры костюма.

3. 1.5 Определение величин приращений вертикальных параметров элементов при переходе от эскиза к чертежу конструкции.

3. 1. 6 Формирование системы пропорционирования элементов композиционной структуры костюма.

3. 2 Автоматизация процесса пропорционирования элементов композиционной структуры костюма.

3. 2. 1 Информационное обеспечение системы.

3. 2. 2 Построение логической модели и разработка обобщенного алгоритма функционирования подсистемы.

3. 2. 3 Программное обеспечение подсистемы.

ВЫВОДЫ по 3 главе.

Введение 2008 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Фот, Жанна Андреевна

Актуальность исследования. Современные системы автоматизации проектирования одежды (САПРО) обеспечивают автоматизацию практически всех этапов проектирования, что способствует повышению уровня эффективности производства. Достоинства компьютерного проектирования заключаются в высокой скорости, низкой стоимости, доступности программного обеспечения, универсальности и конвертируемой форматности результатов, в возможности использования сетевых ресурсов коллективного единовременного проектирования и других. При этом наблюдается различный уровень развития и автоматизации этапов проектирования, что связано с трудностью формализации отдельных задач, в частности обеспечения гармоничной композиционной структуры объекта проектирования на стадии разработки технического эскиза [136, 156].

Автоматизация конструкторской и технологической подготовки швейного производства, оставаясь прерогативой САПРО, не решает задач моделирования таких сложно формализуемых процессов, как разработка эскиза. Сегодня, на экране монитора можно синтезировать 2D и 3D фигуру человека в проектируемой одежде с учетом особенностей телосложения и пластики материалов; подбирать из БД фактуру, цветовые варианты, различные виды отделок и фурнитуры («Реликт», «Ассоль», «Lectra», «Gerber», «i-Designer», «Optitex», «Investronica», «Julivi») [161, 163, 167, 170 - 172, 174, 175]. Однако, членения формы костюма традиционно производятся «на глаз», с учетом индивидуальных предпочтений проектировщика, а также с целью минимизировать материальные затраты при изготовлении одежды. Такой принцип, как показывает опыт, не гарантирует необходимого эстетического качества производимой продукции. Особые сложности возникают при проектировании изделий, имеющих сложную композиционную структуру.

На данный момент, в проектировании костюма сложилась ситуация, при которой эстетические показатели качества зависят исключительно от субъективной оценки. Это обусловлено отсутствием формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования. В настоящее время, существующие САПРО не имеют модуля, с помощью которого возможно создание эскиза или ЗО-модели с учетом законов гармоничного разбиения композиционной структуры объекта проектирования.

Таким образом, этап разработки эскиза, который мог бы качественно изменить работу дизайнера, не соответствует современным требованиям производства [133]. Одной из актуальных задач в этом направлении является разработка формализованной системы пропорционирования в свете компьютерных технологий формообразования, что обуславливает необходимость разработки новых методик проектирования. Эта проблема требует большого внимания, а ее решение является перспективным направлением в развитии САПРО.

Роль проектирования костюма заключается в решении практических проблем и потребностей общества. Решение этих проблем определяет ряд новых направлений в теории проектирования костюма, связанных с современными условиями проектирования и производства, использованием компьютерных технологий в проектной практике и профессиональном обучении. Однако, проектирование костюма, на данный момент, значительно отстает от инженерно-строительного и машиностроительного комплекса, где уже произошли существенные изменения. Сложность формализации процесса создания эскиза не позволяет автоматизировать выполнение трудоемкой и важной операции - обеспечения гармоничного расположения элементов композиционной структуры костюма. В связи с этим, требуется разработка новых принципов и методик, построенных на результатах современных прикладных разработок, на исследовании научных основ проектирования, анализе и синтезе объемно-пространственных систем, применении накопленного исторического опыта [156].

Основным принципом художественного проектирования костюма является создание утилитарно оправданной формы вещи, имеющей функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Среди средств композиции на первое место архитекторы и художники ставят пропорции — размерные отношения элементов формы. Детали и элементы формы могут быть сами по себе хороши, но если всю объемную структуру не объединяет четкая пропорциональная схема, трудно достичь целостности формы.

Обеспечение гармоничного сочетания элементов в костюме традиционно зависит от интуиции и предпочтений проектировщика. Такой принцип, как показывает опыт, не всегда гарантирует высокое эстетическое качество производимой продукции. Особые сложности возникают при проектировании изделий, имеющих сложную композиционную структуру — большое количество членений, элементов, сочетание различных форм и объемов. Таким образом, эстетические показатели качества зависят исключительно от личностной оценки результата проектирования. Это обусловлено отсутствием формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования.

Многообразие и сложность проблемы пропорционирования нашли свое отражение в различном подходе к исследуемой проблеме. Большинство авторов идет путем геометрических абстракций, чисто формалистических исканий. Наряду с этим имеются плодотворные попытки найти истоки применения пропорциональных систем в их взаимосвязи с законами не только геометрии, но и механики, зрительного восприятия формы, с закономерностями рационального строения форм природы и человеческого тела и, наконец, со всей совокупностью условий формообразования (функциональных, технических, идейно-художественных, эстетических и других). В этой связи следует выделить исследования О. Я. Боднара, С. В. Петухова, И. Ш. Шевелева, И. В. Шмелева [16, 91, 92, 144, 145, 150]. Эти исследователи, с точки зрения автора диссертации, наиболее полно и глубоко анализируют закономерности и универсальные принципы, управляющие процессами формообразования в окружающем мире.

Особо следует выделит труды М. Витрувия, Л. да Винчи и А. Дюрера, ставшие основой для большинства последующих научных разработок, в частности, выявление принципа «золотого сечения» — как закона пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей [29, 46, 90].

Важными для настоящей работы стали выдвинутые Ш. Ле Корбюзье принципы, связывающие в единую гармоническую систему отношения «ЗС» и пропорции человеческой фигуры [69].

Среди работ, посвященных проблемам пропорционирования нельзя не отметить значимость исследований Дж. Хембиджа, А. Цейзинга, Г. Д. Грима и др., ставших основополагающими и опорными для ряда научных положений данной диссертации [42, 90, 94].

Важное место среди материалов, посвященных формообразованию и пропорционированию костюма, занимают работы Г. П. Бескоровайной, Г. И. Петушковой, Т. В. Медведевой, Т. В. Козловой, С. Н. Беляевой-Экземплярской [11, 13, 75, 94, 95]. При бесспорной актуальности и многообразии проблематики, глубине и развернутости теоретических трудов в этих областях, приходится признать наличие «вакуума» в создании теоретической базы, основанной на комплексном осмыслении принципов и закономерностей формообразования и пропорционирования, так как исследования проводятся в основном в рамках традиционных исторического и искусствоведческого подходов [1, 11, 19, 56-58, 78, 88, 89, 97, 99, 115].

Сегодня очевидна актуальность проведения исследований, которые позволили бы создать фундаментальные основы универсальной геометрической теории формы костюма. Такая теория должна основываться на математических инструментах исследования законов членения формы. До сих пор, при работе с костюмом, главное внимание уделяется художественным характеристикам, свойствам материалов, технологичности конструкций, при этом форма и ее членения традиционно зависят от вкуса проектировщика. Хорошо продуманная форма предполагает четко организованное размещение частей, выражаемое в его гармоничном пропорциональном строении. На данный момент нет законченной естественнонаучной теории проектирования костюма, которая позволяла бы в полной мере описать принципы формообразования, объединив процесс проектирования костюма с другими инженерными науками.

Новые технологии компьютерного алгоритмического формообразования, в силу своей дешевизны, простоты и универсальности в сочетании с исторически накопленным опытом пропорционирования элементов формы объектов проектирования, дают новый толчок для развития дизайнерского искусства. Цель - не только упростить процесс эскизного проектирования, переложив рутинную работу на ЭВМ, но и попытка сохранить веками накопленный опыт, найти пути его внедрения в новую проектную деятельность. Это позволит перейти от интуитивного поиска параметров и положения детали на чертеже к определению пространственного положения без использования макетирования и способствует разработке грамотных с эстетической точки зрения и конкурентоспособных моделей одежды.

Современные САПРО, использующие геометрические формы значительно расширяют возможности художественного и инженерного решения задач проектирования. Использование возможностей трехмерного проектирования в значительной степени способствует эффективному решению задач эскизного проектирования и моделирования. В этих условиях создание формализованной системы пропорционирования является важной научно-технической задачей. Объемное моделирование и применение формализованных систем пропорционирования позволит значительно сократить или полностью исключить трудоемкий и материалоемкий этап макетирования, благодаря изначальному позиционированию объекта в трехмерном пространстве и математически обоснованному положению и параметрам конструктивных и декоративных элементов костюма.

Несоответствие уровня развития этапа разработки эскиза костюма общему уровню современного автоматизированного проектирования и производства одежды из-за отсутствия формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры проектируемых изделий и, как следствие -увеличение затрат времени на промежуточных этапах проектирования и зачастую, неудовлетворительное эстетическое качество выпускаемой продукции определило актуальность исследования.

Таким образом, исследование принципов формообразования, разработка и формализация систем анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования является актуальным направлением исследования, одним из основных аспектов формирования научных основ теории проектирования костюма (геометрической теории формы костюма).

Объектом исследования является процесс эскизного проектирования костюма.

Предметом исследования является методика формализованного пропорционального анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования, применительно к автоматизированному эскизному проектированию костюма.

Цель исследования состоит в совершенствовании процесса эскизного проектирования на основе разработки теоретического, методического и алгоритмического обеспечения процесса формализованного пропорционального синтеза композиционной структуры объекта дизайн-проектирования, обеспечивающего автоматизацию эскизного проектирования костюма.

Методы и средства исследования. Для достижения поставленной цели использовался целостный подход, объединяющий исторический опыт и достижения естественных наук, основанный на системном анализе, на методах начертательной, аналитической и вычислительной геометрии, геометрическом моделировании с использованием современных компьютерных технологий визуализации результатов моделирования. Кроме того, использовались теоретические основы САПР, алгоритмизации и программирования. На отдельных этапах исследования использовались основные положения теории художественного проектирования костюма и метод экспертных оценок.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи: провести анализ исторического опыта пропорционирования в различных направлениях художественного проектирования; сформулировать теоретические, методические и алгоритмические основы пропорционального анализа и синтеза элементов структуры объектов дизайн-проектирования; разработать формализованные алгоритмы анализа и синтеза систем пропорционирования; разработать методику поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма; применить алгоритмы и методику формализованного поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма к автоматизации процесса эскизного проектирования; показать преимущества разработанной методики по сравнению с традиционными методами создания технических эскизов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: сформулированы теоретические, методические и алгоритмические основы формализованного пропорционального анализа и синтеза композиционной структуры объекта дизайн-проектирования; разработаны методика и алгоритмы последовательного пропорционирования элементов структуры костюма на основе формализованных принципов пропорционирования; разработаны исходные данные для автоматизации процесса эскизного проектирования, в частности этапа разработки технического эскиза; разработан автоматизированный модуль пропорционирования костюма, включающий анализ композиционной структуры костюма, определение взаимосвязи элементов в структуре костюма и последовательности пропорционирования, выбор пропорциональных соотношений, расчет величин необходимых элементов и визуализацию результатов работы в режиме ЗБ.

Разработанная методика формализованного пропорционального анализа и синтеза структуры объектов дизайн-проектирования применена в эскизном проектировании костюма, что позволяет определить практическую ценность работы.

Практическая ценность исследования:

• применение разработанной методики позволяет сократить затраты времени и материалов на производство одежды за счет совершенствования процесса разработки технического эскиза, уменьшить влияние человеческого фактора на результат проектного решения;

• представленный программный модуль пропорционирования и методика его применения могут быть использованы на предприятиях швейной отрасли, выпускающих одежду по индивидуальным заказам, мелкими сериями и большими партиями;

• разработанные методические и алгоритмические основы пропорционирования позволяют автоматизировать один из сложно формализуемых процессов - эскизное проектирование, что дает возможность их применения при решении широкого круга задач в различных отраслях дизайнерской деятельности, как научно-исторического, творческого так и практического направлений;

• полученные результаты могут быть использованы при подготовке разделов курсов лекций по таким дисциплинам как «АМХПО», «САПР», «Композиция костюма», «Конструктивное моделирование одежды» в учебных заведениях, готовящих специалистов в области дизайна и проектирования костюма.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы представлялись на II Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации» (Омск 2004); научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития легкой промышленности, повышение конкурентоспособности товаров в период подготовки к вступлению

России в ВТО» в рамках II Международного фестиваля Формула Моды (Омск 2005); III международном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения» (Омск 2005); III международной конференции «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» в рамках форума «Омская школа дизайна» (Омск 2005); на региональном научно-практическом семинаре «Мода 2005»; научно-практической конференции «Региональные аспекты развития легкой промышленности в России: перспективы, конкурентоспособность» в рамках III Международного фестиваля «Формула моды» (Омск 2006); Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации» в рамках форума «Омская школа дизайна» (Омск 2006); Межвузовской научно-практической конференции «Теоретические знания в практические дела» (Омск, Рос-ЗИТЛП, 2006); Международном фестивале «Формула моды» и научно-практической конференции «Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности. Региональный аспект» (Омск 2007); V Международной научно-практической конференции «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» (Омск 2007); III научной Международной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва 2008); VI межвузовской научно-практической конференции «Молодежь, Наука, Творчество -2008» (Омск 2008); Международной научной конференции «Технологии -2008» (Кемер, Турция). По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

• методические и алгоритмические основы формализованного анализа и синтеза композиционной структуры объекта дизайн проектирования с использованием систем пропорционирования;

• алгоритмы поэтапного пропорционирования элементов композиционной структуры объектов дизайн-проектирования;

• разработанная теоретически и подтвержденная экспериментально методика применения указанных алгоритмов, позволяющая проектировать модели одежды, имеющие высокие эстетические показатели качества, более эффективными способами;

• автоматизированный модуль пропорционирования костюма.

Диссертационная работа изложена на 142 страницах, состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных источников, содержащего 176 наименований и 4 приложений. Работа содержит 58 рисунков и 2 таблицы.

Заключение диссертация на тему "Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры"

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Проведен анализ современных систем автоматизированного проектирования одежды, имеющих модуль эскизного проектирования. Установлена целесообразность совершенствования процесса эскизного проектирования;

2. Определено актуальное направление совершенствования процесса автоматизации эскизного проектирования — разработка новой методики создания технического эскиза костюма, основанной на формализации процесса пропорционирования;

3. Изучен исторический опыт художественного проектирования, процесса пропорционирования элементов композиционной структуры объектов в различных направлениях дизайн-проектирования;

4. Разработаны методы и алгоритмы формализованного пропорционального анализа и синтеза простых и сложных композиционных структур объектов дизайн-проектирования;

5. Установлена пропорциональная взаимосвязь элементов в структуре костюма, построены графические зависимости пропорциональной взаимосвязи элементов;

6. Разработаны алгоритмы и методика поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма;

7. Алгоритмы и методика апробированы на примере пропорционального разбиения композиционной структуры костюма при автоматизации процесса эскизного проектирования.

Библиография Фот, Жанна Андреевна, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. Акилова, 3. Т. Моделирование одежды на основе принципа трансформации / 3. Т. Акилова, Г. И. Петушкова, А. А. Пацявичуте. М. : Легпром-бытиздат, 1995. —256 с.

2. Альберти, Л.-Б. Десять книг о зодчестве : в 2 т. Л. —Б. Альберти; перевод В. П. Зубова. М. : Изд-во Всесоюзн. акад. архит., 1935.

3. Аляев, Ю. А. Алгоритмизация и языки программирования Paskal, С++, Visual Basic / Ю. А. Аляев, О. А. Козлов. М. : Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

4. Андреева, М. В. «Ассоль» объективные критерии выбора САПР / М. В. Андреева // В мире оборудования. - 2001 - № 1 (6). - С. 4-5.

5. Андреева, М. В. САПР «Ассоль» комплексная автоматизация швейного производства / М. В. Андреева, Д. В. Лихачев, К. Г. Андреева // Швейная промышленность. - 2002. - № 1.-С. 42-43.

6. Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян. М. : Наука, 1966.

7. Арнхенм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм; перевод с англ. В. И. Глазычева. М. Стройиздат, 1984 - 192 с.

8. Барабанщиков, В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М. : Наука, 1990. - 240 с.

9. Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т. О. Бердник. Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 320с.

10. Берж, К. Теория графов и ее применения / К. Берж. М. : Изд-во иностр. лит. 1962. - 196 с.

11. Беляева-Экземплярская, С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С. Н. Беляева-Экземплярская. Репринтное изд. - М.: Академия моды, 1996. - 117 с.

12. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем — критический обзор / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. М. : Прогресс, 1969.-С. 23-82.

13. Бескоровайная, Г. П. Система автоматизированного проектирования одежды для индивидуального потребителя / Г. П. Бескоровайная, Н. Ю. Савельева // Швейная промышленность. 1999. - № 1. — С. 28-33.

14. Бешелев, С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М. : Статистика, 1980. - 263 с.

15. Бешелев, С. Д. Экспертные оценки в принятии плановых решений / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Экономика, 1976. - 287 с.

16. Боднар, О. Я. Геометрия филлотаксиса / О. Я. Боднар // Доклады АН Украины. 1992. № 9. - С. 9-14.

17. Божко, Ю. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования / Ю. Г. Божко. Киев, 1991. - 245 с. : ил.

18. Брой, М. Информатика. Структуры и системное программирование : в 4-х ч.: пер. с нем / М. Брой. М. : Диалог-МИФИ, 1996.

19. Брун, В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке. М. : ЭКСМО, 1995. - 380 с.

20. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры : в 2 т. / Н. И. Бру-hob.-M.-JL, 1935.

21. Булатова, Е. Б. Компьютерные технологии проектирования одежды на базе системы «Грация» / Е. Б. Булатова, В. В. Размахина, В. Г. Ещенко // Швейная пром-сть. 2000. - № 1. - с. 38-40.

22. Булатова, Е. Б. Сквозное модульное проектирование изделий в САПР «Грация» / Е. Б. Булатова // Швейная пром-сть. 2001. - № 5. - С. 14-16.

23. Булатова, Е. Б. Новый подход к автоматизации проектирования одежды / Е. Б. Булатова // Швейная пром-сть. 1999. — № 2. - С. 22-23.

24. Бутусов, К.П. «Золотое сечение» в Солнечной системе // Проблемы исследования Вселенной : Вып. 7 — Л., 1978. С. 475-499.

25. Вартанян, О. М. Теоретические основы динамического структурного формообразования в архитектуре : дис. д-ра архитектуры. М., 1989. - 330 с.

26. Васютинский, Н. О. Золотая пропорция / Н. О. Васютинский. М. : Молодая гвардия, 1990. - 238 с.

27. Веденеев, Б. А. Макроэкономическая индикация экономики по «золотому сечению» / Б. А. Веденеев, А. Н. Харитонов //Правила игры. 1995. № 2. С. 58-63.

28. Вейзе, Д.Л. Листорасположение и числа Фибоначчи / Д. Л. Вейзе // Природа. № 5. 1996. - С. 37-47.

29. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий; перевод Петровского Ф. А. — М.: Изд-во всесоюзной архитектуры, 1936.

30. Воробьев, Н. а Числа Фибоначчи/Н.Н Воробьев.-М: Наука, 1978. -144 с.

31. Гайдамакин, Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин. М. : Гелиос АРВ, 2002. - 368 с.

32. Гафуров, X. Л. Системы автоматизированного проектирования / X. Л. Гафуров, Т. X. Гафуров В. П. Смирнов. — СПб.: Судостроение, 2000. 320 с.

33. Геккель, Э. Красота форм в природе / Э. Геккель; перевод В. М. Догель. СПб.: Просвещение, 1907.

34. Гика, М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / М. Гика. — М. : Изд. акад. арх., 1936. 236 с.

35. Глотов, В. А. Структурный анализ микрососудистых бифуркаций / В. А. Глотов. — Смоленск, 1995. 178 с.

36. Гнедич, П. П. История искусств: в 3 т. / П. П. Гнедич. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

37. Голованова, А. Н. Средства гармонизации формы обуви / А. Н. Голованова, Т. Т. Фомина, Г. И. Петушкова. М. : МГУДТ, 2000. - 232 с.

38. Гончарова, Н. А. Композиция. Гармония формы. Пропорции. Форматы : учеб. пособие / Н. А. Гончарова под ред. Е. Б. Адамова. М. : МПИ «Мир книги», 1992. - 96 е.: 49 ил.

39. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 198 с.

40. Грановская, Р. М. Запоминание и узнавание фигур / Р. М. Грановская, И. Я. Березная. — Л.: Издат-во Ленинградского университета, 1974. 96 с.

41. Грановская, Р. М. Восприятие и признаки формы / Р. М. Грановская, И. Я. Березная, А. Н. Григорьева. М. : 1981. - 202 с.

42. Грим, Г. Д. Пропорциональность в архитектуре / Г. Д. Грим. M.-JL, ОНТИ. 1935. —148 с.

43. Гэри, М. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи : пер. с англ. / М. Гэри, Д. Джонсон. М. : Мир, 1982. - 416 с.

44. Демидов, В. Е. Как мы видим, то что видим / В. Е. Демидов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Знание, 1987 (Наука и прогресс). - 240 с.

45. Дизайн на Западе : Сборник статей. — М. : ВНИИТЭ, 1992.

46. Дюрер, А. Трактаты. Дневники. Письма / А. Дюрер перевод с ран-неноверхненем Ц. Несселыдтраус. СПб.: Азбука, 2000. - 300 с.

47. Емеличев, В. А. Лекции по теории графов / В. А. Емеличев, О. И. Мельников и др. -М. : Наука, 1990. 384 с.

48. Кеплер, И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. - М. : Музыка, 1971. - С. 174-186.

49. Кетков, Ю. JI. Практика программирования: Visial Basic, С++ Builder, Delphi / Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков. СПб.: БХВ - Петербург, 2002. - 464 с.

50. Кидалов, В. Н. О гармонических отношениях в периферическом пуле эритрона / В. Н. Кидалов // Международные медицинские обзоры. 1994. Т. 2. -№ 4. - С. 258-262.

51. Кильпе, М. В. Композиция / М. В. Кильпе.- М. : МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1996.

52. Ковалев, Ф. В. Золотое сечение в живописи / Ф. В. Ковалев. Киев : Выща школа, 1989. — 143 с.

53. Ковалева, Н. И. Применение компьютерных технологий для совершенствования оценки свойств пушно-мехового полуфабриката: дис. . канд. техн. наук. Омск, 2004. — 210 с.

54. Козлова, Т. В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для вузов / Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. М. : МГТУ им Косыгина, 2003. - 160 с.

55. Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова.-М. : 1982.

56. Конструирование одежды с элементами САПР / Е. Б. Коблякова,

57. Г. С. Иевлева, В. Е. Романов и др. М. : Легпромбытиздат, 1988. - 320 с.

58. Комиссаржевский, Ф. Н. История костюма / Ф. Н. Комиссаржев-ский. Минск : Литература, 1998. - 204 с.

59. Композиция костюма : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова и др. 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 432 с.

60. Кормен, Т. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кормен, Ч. Лей-зерсон, Р. Ривест. -М. : МЦНМО, 2001. 960 с.

61. Коробко, В. И. Человек и золотая пропорция / В. И. Коробко, Г. Н. Примак— Ставрополь : Кавказская библиотека, 1991. — 174 с.

62. Коробко, В. И. Основы структурной гармонии природных и искусственных систем / В. И. Коробко, Г. Н. Коробко. — Ставрополь, 1995. 350 с.

63. Коробко, В. И. Циклические процессы развития природных систем и золотая пропорция / В. И. Коробко, В. В. Очинский // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1995 - Вып. 3-4. - С. 167-169

64. Кривобородова, Е. Ю. Проектирование эскиза модели с помощью универсальных средств компьютерной графики / Е. Ю. Кривобородова, Е. Б. Коблякова // Швейная пром-ть. 2001. - № 1. - С. 40-41.

65. Кристофидес, Н. Теория графов. Алгоритмический подход / Н. Кристофидес. М. : Мир, 1978. - 432 с.

66. Крюковский, Н. И. Кибернетика и законы красоты / Н. И. Крюковский. Минск : Изд-во Белорусского ун-та, 1977. - 256 с.

67. Лазарев, В. А. ЛЕКО без проблем / В. А. Лазарев, О. П. Поспелова //Ателье.-2002.-№ 4.-С. 71.

68. Лановенко, О. П. Художественное восприятие. Опыт построения общетеоретической модели / О. П. Лановенко. Киев : Наукова думка, 1987 - 245 с.

69. Ларин, Ю. С. Системный подход и эволюционика / Ю. С. Ларин // Система. Симметрия. Гармония. -М. : Мысль, 1988 С. 130-144.

70. Ле Корбюзье. Модулор 1. Модулор 2 / Ле Корбюзье. М. : Строй-издат, 1986. - 157с.

71. Малыхина, М. П. Базы данных: Основы, проектирование, использование / М. П. Малыхина. СПб. : БХВ-Петербург, 2004 — 512 с. : ил.

72. Марутаев, М. А. Приблизительная симметрия в музыке / М. А. Мару-таев // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов.ком., 1978 - Вып. 4. - С. 306-343.

73. Марутаев, М. А. Гармония как закономерность природы / М. А. Марутаев // Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М. : Строй-издат, 1990.-С. 130-233.

74. Марутаев, М. А. Приблизительная симметрия в музыке / М. А. Марутаев // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. комп., 1988. - С. 306-343.

75. Мастера архитектуры об архитектуре. М. : Искусство, 1972.

76. Медведева, Т. В. Художественное конструирование одежды: учебное пособие / Т. В. Медведева. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2003. - 480 с.

77. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Основные положения текст. — М.: Издательство стандартов, 1984. — 343 с.

78. Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие / Б. С. Мейлах. -М. : Искусство, 1985. 318 с.

79. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов : т. 1-2 / Н. М. Мерцалова. М. : Академия моды, 1993 - 1995.

80. Месарович, М. Д. Общая теория систем и ее математические основы / М. Д. Месарович // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.-с. 165-180.

81. Михайлов, Б. П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры / Б. П. Михайлов. М. : ГСИ, 1967.

82. Ногин, В. Д. Основы теории оптимизации / В. Д. Ногин, И. О. Протодьяконов / под ред. И. О. Протодьяконова. М. : Высш. шк., 1986. - 384 с.

83. Норенков, И. П. Основы теории и проектирования САПР / И. П. Норенков, В. В. Маничев. -М. : Высш. шк., 1990. 335 с.

84. Объемно-пространственная композиция : учеб. для вузов / А. В. Степанов, В. И. Малыгин, Г. И. Иванова и др. М. : Издательство «Архитекту-ра-С», 2007. - 256 с.: ил.

85. Ope, О. Теория графов : пер. с англ. / О. Ope. M. : Наука, 1980. - 336 с.

86. Орленко, JI. В. Терминологический словарь одежды / JI. В. Орлен-ко. -М. : Легпромбытиздат, 1996. 68 с.

87. Очинский, В. В. Мера в отношениях золотой пропорции и человек как ее источник / В. В. Очинский // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1994 — Вып. 3. — С. 128-131.

88. Палладио А. Четыре книги об архитектуре / А. Палладио. М., 1936.

89. Пармон, Ф. М. Композиция костюма : учебник для вузов / Ф. М. Пармон. — М. : Легпромбытиздат, 1985. — 264 с. : ил.

90. Пармон, Ф. М. Рисунок и графика костюма : учебник для вузов / под ред. проф. Ф. М. Пармона. М. : Архитектура - С, 2005. - 208 с. : ил.

91. Петрович, Д. Теоретики пропорций / Д. Петрович. М. : Стройиз-дат, 1979.-314 с.

92. Петухов, С. В. Высшие симметрии в биомеханике формообразования / С. В. Петухов. М. : АН, 1974. - 197 с.

93. Петухов, С. В. Биомеханика, бионика и симметрия / С. В. Петухов. -М. : Наука, 1981.-240 с.

94. Петушкова, Г. И. Композиция одежды и обуви / Г. И. Петушкова. -М. :МТИ, 1991.- 316 с.

95. Петушкова, Г. И. Проектирование костюма / Г. И. Петушкова. — М. : Академия, 2004. 415 с.

96. Петушкова, Г. И. Основы проектирования костюма / Г. И. Петушкова- М.: МГУДТ, 2000. 326 с. - Серия (Трансформируемые конструкции).

97. Петушкова, Г. И. Основы графического дизайна костюма / Г. И. Петушкова, А. Н. Голованова. -М. : МГАЛП, 1999. 285 с.

98. Петушкова, Г. И. Пропорции в одежде / Г. И. Петушкова, О. К. Терпенова. М. : МГУДТ, 2001. - 292 с.

99. Померанцева, H. Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта / H. Н. Померанцева. М., 1985. - 344 с.

100. Проблемы дизайна костюма и пути их исследования : Сборник научных трудов. М.: ГАСБУ, 1997.

101. Радюк, М. С. Золотая пропорция в структуре хлоропластов высших растений / М. С. Радюк // Изд. АН СССР. 1987 № 5. - С. 774-777. - (Серия «Биология»)

102. Рашевский, Н. Н. Модели и математические принципы в биологии / Н. Н. Рашевский // Теоретическая и математическая биология.—М.: Мир, 1968. С. 48-66.

103. Рвачев, В. JI. Об аналитическом описании некоторых геометрических объектов / В. JT. Рвачев // Доклады АН Украинской ССР. Т. 153. 1963. — № 4. - с. 765-767.

104. Розенов, Э. К. О применении закона "золотого деления" к музыке / Э. К. Розенов // Изд. СПб. Общества муз. собр. 1904 (июнь, июль, август). С. 1-19.

105. Романовский, Ю. М. Процессы самоорганизации в физике, химии, биологии / Ю. М. Романовский. М., 1979. - 228 с.

106. Рубинштейн, И. И. Оптимальная группировка взаимосвязанных объектов / И. И. Рубинштейн. М. : Наука, 1989. - 168 с.

107. Руубер, Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия / Г. Э. Руубер. Таллин : Валгус, 1985. - 344 с. : ил.

108. Рыбаков, Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих / Б. А. Рыбаков //Советская археология. 1957 - № 1.-С. 83-112.

109. Сабанеев, Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения / Л. Сабанеев // Искусство. 1925 Т. И. - С. 132-145; 1927 - Т. III. - С. 32-56.

110. Сазонов, Б. Л. Универсальная геометрическая структура модульности архитектурного пространства / Б. Л. Сазонов // Известия вузов. Строительство и архитектура. Новосибирск, 1977. - № 6. — С. 45-51.

111. Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина.-М., 1990.

112. Создание эскизов женской одежды в соответствии с законами художественного проектирования / Ю. Агапова, Е. Кривобородова // В мире оборудования. 2004 октябрь. 10 (50) С. 37-41.

113. Сомов, Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. М., «Машиностроение», 1977.— 271 с.

114. Сороко, Э. М. Структурная гармония систем / Э. М. Сороко. — Минск : Наука и техника, 1984. — 264 с.

115. Стахов, А. П. Коды золотой пропорции / А. П. Стахов. М. : Радио и связь, 1984.-365 с.

116. Стриженова, Т. К. Из истории советского костюма / Т. К. Стриженова. М. : Советский художник, 1972. - 379 с.

117. Суббота, А. Г. «Золотое сечение» («Sectio aurea») в медицине / А. Г. Суббота. СПб. : Изд. Военно-мед. акад., 1994. — 116 с.

118. Сухарев, М. И. Принципы инженерного проектирования одежды / М. И. Сухарев, А. М. Бойцова. — М. : Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. — 272 с.

119. Тимеринг, Г. Е. Золотое сечение / Г. Е. Тиммеринг. Петроград : Научное книгоиздательство, 1924. — 86 с.

120. Тот, Ф. А. Расположение на плоскости, на сфере и в пространстве / Ф. А. Тот М. : Гос. изд-во ФМЛ, 1958. - 363 с.

121. Уемов, А. И. Об одном варианте логико-математического системного исследования / А. И. Уемов // Проблемы формального анализа систем. — М. : Высшая школа, 1968. С. 42-69.

122. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М. : Наука, 1966. - 551 с.

123. Урманцев, Ю. А. Золотое сечение / Ю. А. Урманцев // Природа. -1968- №11.-С.33-40.

124. Урманцев, Ю. А. Поли- и изоморфизм в живой и неживой природе / Ю. А. Урманцев // Вопр.философии. 1968 - № 12. - С. 77-88.

125. Федоров, Е. С. Правильное деление плоскости и пространства / Е. С. Федоров. Л. : Наука, 1979. - 357 с.

126. Фор, А. Восприятие и распознавание образов / А. Фор. М. : Машиностроение, 1989 г. - 272 с. : ил.

127. Фот, Ж. А. Применение САПР в процессе эскизного проектирования / Ж. А. Фот // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе. V Международная научно-практическая конференция : сборник статей. Омск: ОГИС, 2007. - С. 33-34.

128. Фот, Ж. А. О создании модуля художественного проектирования с использованием систем пропорционирования в САПР / Ж. А. Фот // Фундаментальные исследования. Москва, 2008. - № 5. — С. 50-51.

129. Фот, Ж. А. Применение методов начертательной и аналитической геометрии при разработке системы пропорционирования для проектирования одежды / Ж А. Фот, В. Ю. Юрков // Научный вестник НГТУ. -Новосибирск, 2008. -№ 2. (31) С. 97-106.

130. Фот, Ж. А. Пути совершенствования процесса эскизного проектирования костюма в САПР / Ж. А. Фот // Омский научный вестник Омск : ОмГТУ, 2008.-№. 1(64) — С. 151-154.

131. Фридман, И. Научные методы в архитектуре / И. Фридман М. : Стройиздат, 1983.-294 с.

132. Херлберт, А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / А. Хелберт. — М. : Книга, 1984. — 107 с.

133. Хорафас, Д. Конструкторские базы данных / Д. Хорафас, С. Легг перевод с англ. Д. Ф. Миронова. -М. : Машиностроение, 1990. 224 с. : ил.

134. Цветков, В. Д. Золотой тройник и оптимизация артериальной системы сердца млекопитающих / В. Д. Цветков // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1994 — Вып. З.-С. 157-161.

135. Церетели, Г. В. Метр и ритм в поэме Руставели и вопросы сравнительной версификации / Г. В. Церетели // Контекст — 1973: Литературно- теоретические исследования. М. : Наука, 1974. — С. 114-137.

136. Шапоренко, П. Ф. Гармоническая соразмерность частей тела человека и принцип обобщенного золотого сечения / П. Ф. Шапоренко, В. А. Лу-жецкий//Морфология. 1992.-Т. 103. -№ 11-12. -С. 122-130.

137. Шевелев, И. Ш. Геометрическая гармония / И. Ш. Шевелев. — Кострома : Издат. им. Горького, 1963.

138. Шевелев, И. Ш. Принцип пропорции / И. Ш. Шевелев. М. : Стройиздат, 1986.-249 с.

139. Шевелев, И. Ш. О формообразовании в природе и искусстве : / И. Ш. Шевелев // Золотое сечение. М. : Стройиздат, 1990. — С. 162-183.

140. Шевелев, И. Ш. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.

141. Шевелев, И. Ш. Метаязык живой природы / И. Ш. Шевелев. — М. : Воскресенье, 2000. -318 с.

142. Шевелев, И. Ш. Числовой образ реального мира / И. Ш. Шевелев.- М. : ООО «Промдизайн-М», 2005. 186 с.

143. Шевелев, И. Ш. Золотое пространство. Основы Гармонии / И. Ш. Шевелев. М. : ООО «Промдизайн-М», 2006.-277 с.

144. Шенк, Р. Обработка концептуальной информации / Р. Шенк. — М., 1980.-266 с.

145. Шершнева, Л. П. Качество одежды / Л. П. Шершнева. — М. : Легпромбытиздат, 1985. -265 с.

146. Шубенков, М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М. В. Шубенков. М. : «Архитектура-С», 2006. 319 с.

147. Эйзенштейн, С. М. О строении вещей / С. М. Эйзенштейн // Искусство кино. 1939. -№ 6. - С. 7-20.

148. Fot Zh. A. Synthesis of natural approaches in creative problems ofdesigning / Zh. A. Fot // European journal of natural history № 3. 2008. - P. 9.

149. Mitchel, W. J. The Art of Computer programming: a Structured Introduction for Architects and Designers / W. J. Mitchel, R. S. Liggett, T. Tvan. -N.Y. : Van Nostrand Reinhold., 1987. 487 p.

150. March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory / L. March // Environment and planning B: Planning and Design. -C., 1997.-263 p.

151. March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory / L. March // Environment and planning B: Planning and Design. -C., 1999.-284 p.