автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Проектирование современной национальной одежды на основе бесконтактных методов измерения женских фигур

кандидата технических наук
Сангинова, Дилафруз Абдурабиевна
город
Москва
год
2011
специальность ВАК РФ
05.19.04
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Проектирование современной национальной одежды на основе бесконтактных методов измерения женских фигур»

Автореферат диссертации по теме "Проектирование современной национальной одежды на основе бесконтактных методов измерения женских фигур"

На^в^рукописи

САНГИНОВА ДИЛАФРУЗ АБДУРАБИЕВНА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ БЕСКОНТАКТНЫХ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕНСКИХ ФИГУР

Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

17 НОЯ 2011

Москва-2011

005002549

V5"

САНГИНОВА ДИЛАФРУЗ АБДУРАБИЕВНА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ БЕСКОНТАКТНЫХ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕНСКИХ ФИГУР

Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва - 2011

Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Художественное моделирование, конструирование и технология швейных изделий»

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Андреева Елена Георгиевна Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Хамматова Венера Василовна

кандидат технических наук

Галун Дмитрий Анатольевич

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»

Защита состоится « 30 » ноября 2011 г. в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, Москва, ул. Садовническая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.

диссертационного совета

Ученый секретарь

Е.В. Лунина

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Возрождению национальных обычаев и культуры каждого народа сопутствует возрастающий интерес к истории этнического костюма. Создание современного национального костюма базируется на систематизации стилевых решений этнической одежды народов Таджикистана, выявлении уникальных конструктивных и декоративных особенностей благодаря изучению исторического костюма. Эффективности проектирования одежды с использованием элементов этнической культуры способствует создание базы данных уникальных видов национальной одежды, ее классификации и штрихового кодирования.

В Таджикистане производство современных платьев с национальными элементами в условиях промышленного производства находится на стадии становления. Малые предприятия не могут полностью удовлетворить возрастающий спрос на современную женскую одежду с учетом национальных традиций и обеспечить хорошее качество посадки изделия на разнообразных индивидуальных фигурах населения. Поэтому большое значение приобретает получение научно-обоснованной информации о размерах и антропоморфологических особенностях фигур, выбор моделей с учетом потребительских предпочтений, использование рациональных методов конструирования одежды и прогрессивная технология её изготовления.

Неудовлетворенность потребителей качеством швейных изделий, изготавливаемых на малых предприятиях Таджикистана, во многом связана с использованием устаревших методик проектирования и размерных типологий. Важной проблемой, при проектировании современной одежды в Таджикистане, является изменение типологического состава населения за последние 30 лет, в результате социально-экономической динамики, миграции русскоязычного населения,

смены поколений, поэтому использование российской типологии возможно только при учете различий в соотношении типовых фигур. Однако из-за культурных и религиозных традиций снятие размерных признаков контактными способами среди женского населения становится дискомфортным. Особую актуальность при проектировании одежды приобретает задача формирования новой типологии женского населения Таджикистана с использованием бесконтактных способов измерения.

Объектом исследования в работе выбран процесс проектирования современного женского платья.

Цель работы состоит в разработке метода проектирования современной женской одежды с использованием измерений, полученных бесконтактным способом с учетом национальных традиций, потребительских предпочтений и особенностей антропоморфных характеристик населения Таджикистана.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

• провести анализ внешней формы, конструкций и декоративных элементов традиционной женской одежды Таджикистана;

• провести систематизацию и классификацию ассортимента женской национальной одежды;

• создать базу данных конструктивно-декоративных элементов таджикского костюма;

• провести маркетинговое исследование и сегментацию рынка женской одежды с учетом национальных традиций и потребительских предпочтений с целью разработки рациональной структуры потребительской коллекции современной женской одежды;

• определить особенности телосложения женского населения Таджикистана с применением бесконтактных методов антропометрических исследований;

• разработать шкалу процентного распределения женских типовых фигур;

• разработать метод параллельного расширения и сжатия нижних частей женского национального платья с целью рационального использования ширины ткани;

• разработать метод проектирования современного женского платья с использованием измерений, полученных бесконтактным способом;

• апробировать результаты исследования в промышленности. Методы исследования: В работе использованы методы

экспертных оценок, методы теории вероятности и математической статистики, методы классификации и кодирования, метод системно-структурного анализа, теория создания баз данных, контактные и бесконтактные методы исследования фигур, теоретические и практические достижения в проектирования одежды. Для решения отдельных задач использовались программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Photoshop, AutoCAD 2006, «Eleandr CAD», CorelDRAW.

Экспериментальные и теоретические исследования проведены в лабораториях кафедры ХМК и ШИ МГУДТ, кафедры «Технология и конструирование изделий легкой промышленности ХФТУТ (ныне ХПИТУТ им. академика М.Осими) и на промышленных предприятиях. Научная новизна работы заключается в:

• разработке классификации женской национальной одежды Таджикистана по композиционным и конструктивным признакам;

• разработке способа кодирования женской национальной одежды с использованием современных цифровых технологий;

• совершенствовании методов изучения внешней формы тела человека бесконтактными способами;

• разработке новой размерной типологии женского населения Таджикистана;

• разработке методики проектирования женской современной национальной одежды с использованием измерений, полученных бесконтактным способом.

Практическая значимость работы заключается в разработке:

• электронного каталога элементов национального костюма;

• системы штрих-кодовой классификации женской национальной одежды;

• рациональной структуры ассортимента женской одежды с учетом национальных традиций;

• шкалы процентного распределения типовых фигур женского населения Таджикистана;

• методики конструирования основных деталей женского платья;

• способа адаптивной градации деталей юбки с целью рационального использования ширины ткани.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения исследований докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международных, межвузовских и научно-практических конференциях, а также на заседаниях кафедры «Художественное моделирование, конструирование и технология швейных изделий» МГУДТ (г. Москва, 2009-2011г.).

Практическая значимость работы подтверждена результатами ее промышленных испытаний в условиях ОАО «Зинат», Центра по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции Согдийской области (г. Худжанд).

Публикации. Основные положения проведённых исследований опубликованы в шести печатных работах, в том числе три работы опубликовано в изданиях, входящих в перечень ВАК.

Объем и структура работы. Диссертационная работа содержит 162 страницы и состоит из введения, четырёх глав, общих выводов, списка литературы из 101 наименования, 12 приложений, включающих результаты экспериментальных исследований и акты внедрения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цели, основные задачи исследований. Приведены сведения об объектах исследований, дана характеристика научной новизны и практической значимости результатов работы.

В первой главе по литературным источникам и подлинным музейным экспонатам проведен анализ исторического развития композиционных и конструктивных элементов одежды народов Таджикистана. Выявлено, что на протяжении всего развития одежда женского населения состояла из нательной рубахи, шаровар, платья, верхней одежды и головного убора (Таблица 1).

Особенностью одежды таджичек является многослойность, линия талии не подчеркивается, используются одновременно яркие контрастные цвета, основные детали верхней одежды декорируются золотой и серебряной вышивкой, а платья - шелковыми нитями красных, зеленых, желтых и синих цветов. Классификация национальной одежды позволила выявить наличие двух принципиально различных типов конструкций женских платьев: туникообразные платья и платья с отрезной кокеткой и втачными рукавами. Структурный анализ элементов национального

костюма показал, что в современной женской одежде преимущественно используются вертикальные и горизонтальные членения.

Таблица 1 - Конструктивные особенности элементов национального костюма

На основе проведенных исследований для женского платья различных покроев установлены наиболее характерные места

расположения орнаментальных решений: в платьях с воротником особенно декорируются кокетка переда, низ рукавов и воротник; в платьях без воротника - вырез горловины. В платьях туникообразного покроя с широкими рукавами орнамент располагается в большей мере по переду и по низу рукавов. Наиболее распространенным видом декоративного рисунка являются геометрические и растительные мотивы.

Детализация национального костюма обеспечила возможность идентификации музейных экспонатов и легла в основу разработки классификации национальной женской одежды Таджикистана и системы ее штрихового кодирования.

Для присвоения штрих-кода разработана структура кодирования, представляющая собой 13 разрядный ЕАМ/иСС 128 код.

Классификация объектов для кодирования проведена по принципу ступенчатой конкретизации объекта, в результате чего была сформирована семиступенчатая иерархическая структура классификации (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура штрих- кодовой классификации

Позиции структуры расшифровываются следующим образом: первые две цифры штрих-кода соответствуют региону; третья цифра штрих-кода принадлежит виду; четвертая и пятая цифры штрих-кода рассматривают разновидности; шестая цифра штрих-кода отводится для характеристики материалов; седьмая и восьмая цифры штрих-кода принадлежат конструкции; девятая и десятая цифры для кодирования композиционно-декоративных особенностей; последние три цифры штрих-кода обозначают ГО изделия.

1234567890123

По разработанной классификации женской национальной одежды создана база данных элементов национального костюма и получено авторское свидетельство на разработку интеллектуального продукта «Электронный каталог композиционных и конструктивных элементов национального костюма» номер 0213 Т1 от 16.02.2010 г.

Разработанный электронный каталог женского национального костюма содержит иллюстративную, цифровую и вербальную информацию об объектах, необходимую для присвоения и распознавания штрих-кода (Рисунок 2).

I [ДЕДЕ

Чона 0931610214015

Ншо», ярю

РиКМцАНаСШь: "»к АиШЁриЗЛ. Шглком «юш

Регион

КдМ&руЫДО. г. п(^цмвршт

ЯВГО1

ДбЫЦ.

С!

чг «

Рисунок 2 - Диалоговое окно присвоения и распознавания штрих-кода

Экономический эффект применения штрихового кодирования в музеях достигается за счет уменьшения затрат времени на поиск и инвентаризацию музейных экспонатов, а также за счет сокращения персонала, занятого подготовкой и оформлением документации. Практическую значимость разработанного метода штрихового кодирования национального костюма обеспечивает возможность обмена информацией как внутри каждого музея в Таджикистане, так и между другими организациями с помощью средств электронного обмена данными (ЭОД).

Во второй главе диссертационной работы приведены результаты исследования потребительского спроса среди женского населения Таджикистана.

Для прогнозирования рациональной структуры ассортимента, пользующегося высоким спросом у современных потребителей, были выявлены предположительные прообразы моделей женских платьев, выполнена декомпозиция внешнего образа обобщенного изделия на составные части, проведено кодирование вариантов основных и дополнительных признаков. В качестве основных художественно-конструктивных признаков (ХКП) для оценки женских платьев выбраны такие признаки как силуэт, покрой рукава, длина изделия, вырез горловины, вид и фактура основного материала, цветовая гамма. В качестве дополнительных ХКП выбраны наличие и места расположения декора и техника декорирования (Рисунок 3).

Силуэт

10% □ прямой

19%- Яполуприл егающин П трапеци-

16%7 55% евидный □ безрйзлн чно

Техника декорирования

2% V. О вышивка золотом

34% ■ вприкреп гладью

5% 14% □ аппликацн я

П К^жпкл и.

а б

Рисунок 3 - Фрагмент результатов исследований предпочтений населения по художественно-конструктивным признакам женского платья:

а) диаграмма процентного распределения предпочтений по виду силуэта;

б) диаграмма процентного распределения предпочтений по технике декорирования.

Для изучения потребительского спроса использовалось интервьюирование, как один из наиболее эффективных способов

проведения социологических опросов. При составлении программы опроса учитывалась необходимость получения данных о потребителе (социальное положение, род занятий, размеры их доходов) и сведения, характеризующие отношения покупателей к качественным и эстетическим свойствам товаров.

Результаты обработки информации, собранной в ходе опроса позволили определить:

^ сегментацию рынка женского платья для различных регионов Таджикистана по демографическому и социально-экономическому признакам;

^ распределение предпочтений по основным и дополнительным художественно-конструктивным признакам; ^ сегментацию рынка по полнотно - возрастным признакам.

По результатам исследования потребительских предпочтений разработана рациональная структура ассортиментной коллекции современного женского платья с национальными элементами Таджикистана, состоящая из 18 базовых моделей и их модификаций по полнотно-возрастным группам. Предложенная в работе коллекция современного платья с национальными элементами удовлетворяет 80% потребителей.

В целях обеспечения наибольшей удовлетворенности женского населения готовой одеждой на базе внутреннего производства в третьей главе выявлены особенности антропоморфных характеристик фигур и внешнего облика коренного населения Таджикистана с применением контактных и бесконтактных методов измерений; разработана шкала процентного распределения типовых фигур. При проведении антропометрических исследований женского населения Таджикистана был использован мобильный бесконтактный комплекс, разработанный на кафедре «Художественное моделирование, конструирование и технология

швейных изделий» МГУДТ под руководством к.т.н. Петросовой И.А. (Рисунок 4).

Место расположения матрицы, считанной однократно предварительно

Напракгвине поворота -платформы

Считывающее

устройство

Линия направления считывания

Рисунок 4 - Схема расположения фигуры человека и считывающего устройства в бесконтактном измерительном комплексе

Принципиальная схема процесса получения размерных признаков с помощью бесконтактного измерительного комплекса включает в себя (Рисунок 5):

^ процесс получения цифровой, визуальной и метрической информации об объекте с помощью считывающих устройств. ■/ предварительную обработку результатов сканирования, после чего может осуществляться получение размерных признаков в автоматическом режиме или с помощью управляющего воздействия оператора; ^ определение размерных признаков в интерактивном режиме. Затем полученные данные экспортируются в САПР одежды.

При разработке программы измерения женского населения Таджикистана в работе ставились условия получения достаточной необходимой информации для определения конструктивных параметров одежды на фигуры различного телосложения.

Получение информации о форме поверхности фигуры человека помощью считывающих устройств

Предварительная обработка результатов

ГЖЗЗГ"™™"

Анализ J

Автомтгесюю о предел-ют? рамерньог характеристик фигуры челюека

Интерактивное отделение размерных характеристик фигуры человека

Экспорт массива данных в САПР одежах

-

WM _ j

Рисунок 5 — Схема процесса получения размерных признаков с помощью бесконтактного измерительного комплекса

По полученным антропометрическим данным проведена

систематизация измеренных фигур с помощью известной классификации,

включающей в себя 5 различных уровней:

> 1-й уровень (класс) - ведущие размерные признаки Ть Ti6, Т19;

> 2-й уровень (подкласс) - размерные признаки, определяющие особенности внешней формы верхней опорной поверхности, в том числе осанку, включающую положение плеч Т74, Т72, положение корпуса и рук Tjib Тр;

> 3-й уровень (группа) - признаки, определяющие пропорции женской фигуры, выраженные отношением высоты линии

> талии Т7 к общей длине тела Tj;

> 4-й уровень (подгруппа) - форма тела во фронтальной и сагиттальной плоскостях, как соотношение поперечных и переднезадних диаметров груди и бедер Т», Т^, Т98 и Тш;

> 5-й уровень (вид) - размерные признаки, характеризующие особенности внешней формы нижней опорной поверхности, определяемые формой ягодиц ДТ79 и формой живота АТШ-

В процессе антропометрического исследования были измерены 1146 женщин в возрасте от ] 8 до 59 лет в различных областях Таджикистана, в том числе Согдийской, Хатлонской и Кулябской. В результате статистической обработки антропометрической информации выявлено, что брахиморфный тип имеют 52% женщин, мезоморфный тип - 36% и долихоморфный тип у 12% женщин Таджикистана. Среди младшей возрастной группы наиболее часто встречаются женщины с долихоморфным типом фигур. Согласно результатам измерений по типу осанки к кифотическому типу относятся 31% женщин, к равновесному -56% и к лордотическому - 13% женщин Таджикистана. Преобладание кифотического типа осанки женщин над лордотическим типом связано с культурными и религиозными традициями данного региона.

Для расчета процентного распределения типовых фигур женского населения Таджикистана были определены значения основных статистических параметров ведущих размерных признаков, их средние арифметические значения, а также установлена степень варьирования ведущих признаков путем расчета коэффициентов асимметрии и эксцесса (Таблица 2).

Расчет коэффициентов асимметрии и эксцесса, а также величины погрешности П< 5% показал, что отклонения эмпирического ряда от нормального несущественны (Рисунок 6).

Для построения размерной типологии в работе рассчитана встречаемость всех выделенных типов фигур среди населения (для выявления удовлетворенности женского населения сочетанием ведущих размерных признаков) и выбраны типы женских фигур с наибольшей встречаемостью.

Таблица 2 - Основные статистические параметры размерных признаков женских фигур населения Таджикистана

№ признака Наименование размерного признака М, см (Г, см У1 У2 Я, %

1 2 3 4 5 6 7

Т1 Длина тела 161,25 6,12 -0,193 -0,223 3,6

Т16 Обхват груди третий 98,71 8,22 -0,325 0,014 4,01

Т19 Обхват бедер 110,61 7,04 -0,136 0,223 2,99

Т28 Обхват плеча 30,9 3,59 -0,02 -0,031 0,42

Т45 Ширина груди 35,6 3,15 -0,05 -0,03 0,79

Т47 Ширина спины 37,1 3,19 0,015 0,287 1,8

Т74 Положение корпуса 6,2 - -0,26 -0,235 4,61

250 200 150 100 50 0

<3 <5 <9 ,<9 .<3 <Э <Ь

^ ^ ^ ^ 4У ^ р

л

1 V

\

А ч

—теоретичес кая кривая — эмпирическ ая кривая

Рисунок 6 - Эмпирическая и теоретическая кривые по длине тела (у женщин в возрасте от 18-59 лет населения Таджикистана).

Таким образом, установлены 82 типовые фигуры, характерные для женского населения Таджикистана, которые сгруппированы в четыре полнотные группы и выделены четыре основных группы по росту.

При сравнении шкалы процентного распределения типовых фигур женщин Таджикистана со шкалой процентного распределения размеров-ростов и шкалой процентного распределения размеров-полнот женщин Москвы и Московской области, разработанными в 2003 году ОАО «ЦНИИШП», были выявлены различия как по величине антропометрических признаков, так и по соотношению размеров и их процентному распределению во всех группах женского населения Таджикистана. Шкалы процентного распределения типовых фигур женщин Таджикистана включает только четыре полнотные группы в соответствии с процентным распределением обхвата груди и обхвата бедер, тогда как для Москвы и Московской области выделено шесть полнотных групп от нулевой до пятой. Общее число типовых фигур женского населения Таджикистана составляет 82, а для Москвы и Московской области выделено 144 типовые женские фигуры.

Следует также отметить и различия в процентном распределении типовых фигур женщин. Так, количество типовых фигур женщин Таджикистана в первой полнотной группе составляет 18,4%, а по Москве и Московской области -16,6%; во второй полнотной группе в РТ - 28,7%, а по Москве и Московской области- 25,2%; в третьей полнотной группе в РТ - 36,9%, а по Москве и Московской области- 30,9%; в четвертой полнотной группе соответственно 16,5% и 16,0%. Кроме того в шкале, разработанной для женского населения Москвы и Московской области, в нулевой полнотной группе и в пятой полнотной группе количество типовых фигур соответственно 5,9 % и 5,4%. Эти полнотные группы в шкале процентного распределения типовых фигур женщин РТ отсутствуют.

Для женского населения Таджикистана отмечен и иной состав ростов. Согласно новой типологии РФ исчез рост 146 см и добавился рост 182 см; по результатам же антропометрических исследований женского населения Таджикистана встречаемость длины тела, равной 146 см, составляет 2,1%, а длины тела равной 182см - 1,4% (тогда как ранее такой рост среди женского населения Таджикистана практически не встречался).

Проведенные исследования женского населения на территории Таджикистана показали, что у женщин увеличились продольные размеры тела, обхват груди практически не изменился, обхват талии и бедер стали меньше в младшей и средней возрастной группе. Однако в старшей возрастной группе обхват бедер с учетом выступа живота увеличился. Это связано с отсутствием физической нагрузки и активности среди этой возрастной группы. Изменилась осанка - женщины стали менее сутулыми.

Полученные данные могут быть использованы при массовом производстве для повышения удовлетворенности женского населения Таджикистана готовой одеждой.

Результаты исследования, приведённые в третьей главе, использованы в качестве исходной информации при разработке рекомендаций по проектированию базовых и модельных конструкций женской одежды.

Четвертая глава диссертации посвящена проектированию современного женского платья с использованием: информации, содержащейся в разработанном электронном каталоге конструктивных и композиционных элементов таджикского национального костюма; данных выполненного обмера населения; результатов исследования ассортимента и конструкции современных женских платьев с национальными элементами. Базовая конструкция женского платья разработана по методике МГУДТ с учетом размерной типологии женского населения Таджикистана, оптимальных прибавок на свободное облегание,

согласованных с направлениями моды и национальными традициями региона. Базисный размер конструкции женского платья 164-96-104 определен в соответствии с разработанной шкалой процентного распределения типовых женских фигур населения Таджикистана. Сведения о форме одежды таджички определяются набором конструктивных прибавок к основным обхватным размерным признакам тела человека (обхватам груди, талии, бедер), которые зависят от вида и назначения одежды, а также свойств материалов.

Для традиционного женского платья типовой покрой характеризуется наличием кокеток спинки и переда, нижние части платья расширены относительно кокеток и имеют сборку по этой линии.

При индивидуальном изготовлении одежды ширина нижних частей платья, и соответственно степень посадки, устанавливается, как правило, из расчета полного использования ширины ткани. В итоге получается большая присборенность нижних частей платья на фигурах малых размеров и меньшая присборенность на фигурах больших размеров. Это оправдано и с эстетической точки зрения.

Решение промышленной конструкции с использованием известных методов градации лекал деталей не обеспечивает возможность рационального использования ширины тканей.

Для повышения производственной технологичности конструкции женского платья использован народный опыт экономного расходования материала при раскрое. С целью формализации метода проектирования верхних срезов нижних частей платья и дальнейшей автоматизации метода предложено математическое описание параллельного расширения и сжатия верхних срезов нижних частей платья.

На рисунке 7 представлена схема параметризации с зонами расширения при расчете коэффициента посадки Кп с учетом ширины изделия и базовой ширины модели.

Последовательность построения верхних срезов нижних частей платья включает в себя следующие этапы:

1. Проектирование линии кокетки известными методами конструктивного моделирования. На рисунке 7 (а) обозначена ширина участка, на котором проектируется посадка (Хно), и высота этого же участка, т.е. разность уровней точек А и Б - (Ун).

Рисунок 7 - Схема параметризации деталей спинки платья для расчета коэффициента посадки нижней части

2. Расчет ширины припосаживаемого участка верхнего среза нижней части (Хн) по формуле (1)

Хн = Штк/2 - Хб.п - Шпр.с - Пт, где (1)

Штк - ширина ткани; Хб.п - ширина беспосадочного участка; Шпр.с - ширина проймы спины; Пт - технологическая прибавка (рисунок 7 в)

3. Определение К посадки на участке АБ конструкции по формуле (2).

К = Хн/Хно (2)

При проектировании базовой конструкции современного платья усовершенствована методика МГУДТ путем использования бесконтактных проекционных измерений: положение корпуса, наклон плеча, высота и длина лопатки, расстояние между центрами лопаток.

В работе предложены схемы построения плечевой вытачки для фигур с типовым наклоном плеча и для фигур с высокими и низкими плечами (Рисунок 8).

Наиболее предпочитаемой модельной особенностью женского платья является расширенная к низу юбка, состоящая из нескольких клиньев. В работе предложен способ рационального использования ширины материала за счет адаптивной градации деталей юбки.

Особенностью такой градации является, дополнительное по сравнению с типовым, расширение клиньев юбки малых размеров и заужение к низу деталей юбки больших размеров. При этом уменьшается процент межлекальных потерь в раскладках деталей малых размеров и расход материала при раскрое изделий больших размеров. Экономия составляет 1,5-=-2 см при ширине материала 150 см.

Рисунок 8 - Схемы построения плечевой вытачки конструкции спинки с использованием измерений, полученных бесконтактным способом: а, б -определение угла и построение вытачки для фигур с типовым наклоном плеча; в, г- построение вытачек для фигур с высокими и низкими плечами (дополнительно используются номограммы проф. Кобляковой Е.Б.)

Предлагаемый метод проектирования облегчает работу дизайнеров и конструкторов благодаря систематизации исходной информации и предлагаемым методам конструирования и конструктивного моделирования, а также позволяет соединить актуальные направления современной моды с национальными традициями костюма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Впервые проведена систематизация и разработана штрих-кодовая классификация ассортимента, внешней формы и конструкции традиционной одежды женского населения Таджикистана.

2. Для автоматизации начальных этапов процесса проектирования одежды с учетом национальных традиций создана база данных композиционных и конструктивных элементов женского национального костюма.

3. На основе анализа потребительских предпочтений по основным и дополнительным художественно-конструктивным признакам одежды разработана рациональная структура ассортиментной коллекции современного женского платья с национальными элементами, в большей степени удовлетворяющая потребителей.

4. Использование бесконтактного измерительного комплекса при проведении антропометрических исследований позволило получить необходимое количество измерений женских фигур с большей точностью, за меньшее время и в более комфортных условиях.

5. По результатам математической обработки антропометрических материалов получена детальная характеристика разнообразия морфологических типов, встречающихся среди женского населения Таджикистана, и разработана шкала процентного распределения типовых фигур.

6. С целью рационального использования ширины ткани разработан метод расширения и сжатия нижних частей женского национального платья.

7. Предложен метод проектирования современного женского платья с использованием измерений, полученных бесконтактным способом.

8. По результатам промышленной апробации установлено, что внедрение предложенных разработок позволило сократить трудоемкость

снятия размерных признаков на 25%, сократить затраты времени на создание коллекций женских платьев на 14% и повысить спрос на производимую продукцию на 30%.

Публикации по теме диссертации:

1. Сангинова ДА., Ашуров Д., Мухамитшина З.С. Разработка электронного каталога элементов национального костюма. - Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов ХФТУТ-2010, г. Худжанд. С. 76-78.

2. Сангинова Д.А. Совершенствование размерной типологии женского населения РТ. - Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов ХФТУТ-2010, г. Худжанд. С. 86-88.

3. Сангинова Д.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Структурный анализ наиболее характерных элементов женского национального костюма Таджикистана конца XIX - начала XX века - Журнал «Дизайн и технология» МГУДТ, 2010, №16(58) С. 28-31.

4. Сангинова Д.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Анализ изменчивости длины тела у женского населения РТ. - Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» г. Душанбе, 2011. с. 112-114

5. Сангинова Д.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Разработка системы штрих-кодовой классификации женской национальной одежды Таджикистана - Журнал «Швейная промышленность» 2011, № 3. С. 38-39.

6. Сангинова Д.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Антропоморфологические особенности внешней формы женских фигур населения Таджикистана - Журнал «Швейная промышленность» 2011, №4. С.28-29.

Саипшова Дилафруз Абдурабиевна

Проектирование современной национальной одежды на основе

бесконтактных методов измерения женских фигур Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук усл.-печ. 1,0 пл. Тираж 90 экз. Заказ № Информационно - издательский центр МГУДТ 117997, г. Москва, ул. Садовническая, 33 Отпечатано в ИИЦ МГУДТ

Текст работы Сангинова, Дилафруз Абдурабиевна, диссертация по теме Технология швейных изделий

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

На правах рукописи

04.2.0 1 1 6 5 2 9 3 -

САНГИНОВА Дилафруз Абдурабиевиа

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ БЕСКОНТАКТНЫХ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕНСКИХ

ФИГУР

Специальность: 05.19.04 "Технология швейных изделий"

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель

доктор технических наук, профессор Андреева Е.Г.

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение 5

1 Анализ внешней формы, конструкций и декоративных элементов традиционной женской одежды Таджикистана 10

1.1 Исторический аспект развития национальных особенностей женского национального костюма * 10

1.2 Структурный анализ характерных элементов женского национального костюма конца XIX- начала XX века 15

1.3 Разработка классификации и кодирования женской одежды народов Таджикистана 19

1.3.1 Разработка информационной базы данных элементов 19 женской национальной одежды

1.3.2 Кодирование конструктивных особенностей национальной одежды на примере женского платья 25

1.3.3 Кодирование композиционных особенностей женских платьев 27

1.4 Применение штрих-кода для разработанной классификации 29

1.5 Синергия этнических традиций и современных тенденций в потребительских требованиях к национальному женскому костюму 32

V

Выводы к главе 1 33

2 Проектирование рациональной структуры промышленной коллекции женской одежды с учетом национальных традиций и потребительского спроса 35

2.1 Исследование и сегментация рынка женской одежды с учетом национальных традиций и потребительского спроса 36

2.2 Разработка рациональной структуры ассортимента женского платья 44

Выводы к главе 2 49

3 Определение особенностей телосложения женского населения Таджикистана с применением контактных и бесконтактных методов антропометрических исследований " 50

3.1 Совершенствование бесконтактных методов исследования внешней формы фигуры человека 50

3.1.1 Совершенствование информационно-технической структуры бесконтактного измерительного комплекса для определения размерных характеристик объектов сложной формы 52

3.1.2 Разработка методики и программы измерений с помощью бесконтактного измерительного комплекса 57

3.2 Антропоморфологические особенности внешней формы женских фигур населения Таджикистана 65

3.2.1 Результаты антропометрического обследования женского населения-Таджикистана 67

3.2.2 Основные размерные признаки внешней формы женской фигуры 74

3.3 Разработка шкалы, процентного распределения женских типовых фигур Таджикистана 79

Выводы к главе 3 85

4 Разработка методики конструирования современной национальной женской одеяеды 86

4.1 Создание электронного каталога композиционных и конструктивных элементов таджикского национального костюма

4.2 Разработка методики проектирования конструкции женского платья с использованием измерений, получаемых бесконтактным способом

4.3 Совершенствование метода проектирования традиционного платья для женщин Таджикистана ^

4.4 Промышленная апробация результатов работы 103

86

90

Выводы к главе 4 106

Выводы по работе 107

Список литературы 109

Приложения 118

ВВЕДЕНИЕ

Возрождению национальных обычаев и культуры каждого народа сопутствует возрастающий интерес к истории этнического костюма. Создание современного национального костюма базируется на систематизации стилевых решений этнической одежды народов Таджикистана, выявлении уникальных конструктивных и декоративных особенностей. Эффективности

Чг

проектирования одежды с использованием элементов этнической культуры способствует создание базы данных уникальных видов национальной одежды, ее классификации и штрихового кодирования.

В Таджикистане производство современных платьев с национальными элементами в условиях промышленного производства находится на стадии становления. Малые предприятия не могут полностью удовлетворить возрастающий спрос на женскую одежду с учетом национальных традиций и обеспечить хорошее качество посадки изделия на разнообразных индивидуальных фигурах населения. Поэтому большое значение приобретает получение научно-обоснованной информации о размерах и антропоморфологических особенностях фигур, выбор моделей^ с учетом потребительских- предпочтений, использование рациональных методов-конструирования* одежды и прогрессивная технология её изготовления:

Изучением спроса на одежду различных типологических групп и их предпочтений, а также совершенствованием рациональных конструкций одежды с учетом осанки, пропорций и телосложения посвящены работы Кобляковой Е.Б., Шершневой Л.П., Мартыновой А.И., Андреевой Е.Г., Смирновой Г.С., Конопальцевой Н.М., Кривобородовой Е.Ю. и др., в которых показаны пути их решения на основе развития1 и разработки систем автоматизированного проектирования конструкций одежды и методов получения точного кроя изделий.

Неудовлетворенность потребителей качеством швейных изделий, изготавливаемых на малых предприятиях Таджикистана, во многом связана с использованием устаревших методик проектирования и размерных типоло-

гий. Важной проблемой, при проектировании современной одежды в Таджикистане, является изменение типологического состава населения за последние 30 лет, в результате социально-экономической динамики, миграции русскоязычного населения, смены поколений, поэтому использование российской типологии возможно только при учете различий в соотношении типовых фигур. Однако, из-за культурных и религиозных традиций, снятие размерных признаков среди женского населения становится дискомфортным. Особую актуальность при проектировании одежды приобретает задача формирования новой типологии женского населения* Таджикистана с использованием бесконтактных способов измерения:

Для выявления особенностей телосложения, женского населения Таджикистана в работе проведены антропометрические исследования, разработаны шкалы процентного распределения типовых фигур, а также усовершенствованы методы, изучениям внешней" формы тела бесконтактными способами.

Разработка новой размерной типологии женского населения обеспечит предприятия легкой) промышленности Таджикистана документацией для выпуска конкурентоспособной соразмерной одежды.

Для реализации процесса проектирования современной одежды на основе национальных традиций разработан электронный, каталог композиционных и конструктивных элементов женского национального костюма.

С целью рационального использования ширины ткани разработан метод параллельного расширения и сжатия нижних частей женского национального платья. В работе предложен- метод проектирования современного женского платья с использованием измерений, полученных бесконтактным способом.

Цель работы состоит в разработке метода проектирования современной женской одежды с использованием измерений, полученных бесконтактным способом с учетом национальных традиций, потребительских предпоч-

тений и особенностей антропоморфных характеристик населения Таджикистана.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

• провести анализ внешней формы, конструкций и декоративных элементов традиционной женской одежды Таджикистана;

• провести систематизацию и классификацию ассортимента женской национальной одежды;

• создать базу данных конструктивно-декоративных элементов таджикского костюма;

• провести маркетинговое исследование и сегментацию рынка женской одежды с учетом национальных традиций и потребительских предпочтений с целью разработки рациональной структуры потребительской коллекции современной женской одежды;

• определить особенности телосложения женского населения Таджикистана с применением, бесконтактных методов антропометрических исследований;

• разработать-шкалу процентного распределения женских типовых фи-'

гур;

• разработать метод параллельного расширения и сжатия нижних частей женского национального платья с целью рационального использования ширины ткани;

• разработать метод проектирования современного женского платья с использованием измерений, полученных бесконтактным способом;

• апробировать результаты исследования в промышленности. Объектом исследования выбран процесс проектирования современного женского платья с национальными элементами.

Научная новизна работы заключается в:

• разработке классификации женской национальной одежды по композиционным и конструктивным признакам;

• разработке способа кодирования женской национальной одежды с использованием современных цифровых технологий;

• совершенствовании методов изучения внешней формы; тела человека бесконтактными способами;

• разработке новой размерной типологии женского населения Таджикистана;

7 *

• разработке методики проектирования» женской современной национальной одежды с использованием измерений; полученных бесконтактным способом.

Практическая значимость работы заключается в разработке:.

• электронного каталога элементов: национального костюма;

• системы штрих-кодовой классификации женской национальной; одежды;

• рациональной? структуры! ассортимента женской- одежды с учетом национальных традиций;

• шкалы процентного распределения типовых фигур женского населения Таджикистана;.

• методики конструирования основных деталей женского платья;

• способа адаптивной градации деталей юбки с целью рационального использования ширины ткани.

Методы исследования: В работе использованы методы экспертных оценок, методы теории; вероятности и математической статистики, методы классификации и кодирования, метод системно-структурного анализа, теория создания баз данных, контактные и бесконтактные методы исследования фигур, теоретические и практические достижения в проектировании одежды. В работе для решения отдельных задач использовались программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Photoshop, AutoCAD 2006, «Eleandr GAD», CorelDRAW.

Экспериментальные и теоретические исследования проведены в лабораториях кафедры ХМК и ТШИ МГУДТ, кафедры «Технология и конст-

руирование изделий легкой промышленности ХФТУТ (ныне ХПИТТУ им. академика М.Осими) и на промышленных предприятиях.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения исследований докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международных, межвузовских и научно-практических конференциях, а также на заседаниях кафедры «Художественное моделирование, конструирование и технология швейных изделий» МГУДТ (г. Москва, 2009-2011г.).

Практическая значимость работы подтверждена результатами ее промышленных испытаний в условиях ОАО «Зинат», Центр по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции Согдийской области (г. Худжанд).

Публикации. Основные результаты проведенных исследований опубликованы в шести печатных работах.

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ, КОНСТРУКЦИЙ И ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКИСТАНА

1.1 Исторический аспект развития национальных особенностей женского костюма Таджикистана*

Традиционный костюм таджиков органично взаимодействует с природой, приспособлен к климатическим условиям; используемые материалы зависят от ресурсов местности и трудовой деятельности населения. В нем господствуют традиции: на протяжении; одного поколения в одежде меняются пропорции, используемые материалы, некоторые декоративные элементы. Постепенно определились и закрепились обычаями комплекты одежды. Одежда горного населения отличалась от одеяния равнинных таджиков: вследствие относительной изолированности одежда, горцев сохранила в себе гораздо больше архаических черт, нежели костюм равнинных тaджикoBj претерпевших значительные изменения; влроцессе исторического развития [ 1 ] ^

Таджикский народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью, обилием? украшений. Стилевые решения и определённый образ народного костюма складываются; в ходе многовековой истории, однако, эта область этнической культуры недостаточно исследована и практически ограничена повествовательным этнографическим описанием. Основным источником изучения костюма являются изобразительные и археологические материалы, найденные в могильниках Зангулука, Тиллятеппе, Кампиртепа, Иттифок, погребениях в Уструшане, Пенджикенте, Согде, жи-вописях Яфросиаба, а также описание средневекового костюма по данным миниатюр и др.

Анализ костюма VI тыс. до н.э. [2, 3, 4] показал, что одежда из шерстяных тканей частично вытесняет кожаную. Древнейшие подлинные археологические раскопки фрагментов одежды из Центральной Азии датируются III тыс. до н.э. (могильник Кончидарья в Синьцзяне) [2]. Остатки женского кос-

тюма III тыс. до н.э. обнаружены в поселении Саразм (Северный Таджикистан) [1]. Материалы андроновских могильников Центральной Азии свидетельствуют, что женщины носили шерстяные одежды, налобные повязки, талию стягивали поясами с накладными пластинками.

Первые детальные изображения костюма населения Центральной Азии в древности донесли изобразительные источники (рельефы Персеполя, Бехи-стунской стелы, Амударьинского клада). B V-IV вв. до н.э. четко выделяются южные и северные ансамбли одежд. Южный ансамбль включает бактрий-ский, дангианский, парфянский, арийский, а в северный — хорезмский, согдийский. Южный вариант состоит из рубахи и пояса без пряжек, очень широких штанов, высоких сапог, налобных повязок. Северный-тип включает в себя короткие кафтаны назад полами, широкие шаровары, опущенные до стопы, головные уборы с выступом на теменной части. Отдельно можно выделить сакскую одежду с более высоким остроконечным головным убором [2]. Именно в женском костюме Центральной Азии ахеменидского периода наиболее ощутимо влияние собственно иранской моды — длинные до щиколоток с горизонтальными складками юбки, облегающие рубахи с длинными рукавами, плащи накидки, короткие кафтаны [1].

Характер одежды в V-III вв. до н.э. находился под влиянием иранской и эллинской культур. Их достижения, прежде всего, проникали в элитные слои общества, осваивались, распространялись и становились традиционными. Подобный стиль одежды распространился в Хорезме, Согде, Парфии, Иране, Бактрии. Особый синкретизм эллинских элементов, местных традиций и новых кочевнических веяний ярко проявляются в костюме кушанской эпохи (I в. до н.э. - IV в. н.э.). Женский ансамбль состоял из длинного платья, накидки с ложными'рукавами - кандиз, тиарообразных головных уборов, высоких колпаков, чалмообразных повязок, диадем шапочек с невысокой тульей. Одежду шили большей частью из хлопчатобумажной ткани и шелка, реже -шерсти.

Одной из значительных вех в истории таджикского костюма стал период раннего средневековья, когда в различных районах Центральной Азии возникли собственные центры художественного шелкоткачества [5]. Это способствовало распространению новых форм одежды. Обнаружены подлинные археологические одежды IV-V вв. в Кургане (Старый Термез) и одежды VI-VII вв. из Мунчактеппа (Наманганская область). Они дают зримое представление о костюме Тохаристана и Ферганы. Ансамбль одежд из Кургана состоит из хлопчатобумажных туникообразного кроя рубах с длинными до запястий рукавами; штанов с мотней для» шага. Мужская, женская и детская одежды сходны-по конструктивному решению.

В этот период происходит усложнение кроя, появляются накладные карманы. Конструктивные швы декорировались разноцветными шелками. В женском ансамбле с возрастом количество одновременно надеваемых платьев в зависимости» от социального статуса» женщины* увеличивалось. Много-слойность одежды раннего средневековья; ярко представлены в живописи Афрасиаба, Пенджикента, Балалыктепа, Аджинатепа и-др [1]. Они сшиты из ярких известных шелков занданечи и других популярных тканей. Костюм состоял из прямого или завышенной талией) платья, халатов с односторонними отворотами и без них, плащ-накидки, мягких сапог, сандалий.

Проникновение ислама в Центральную Азию наряду с местными религиями отразились на стилистике костюма населения. В связи с новыми эстетическими требованиями, отпадает необходимость в большом количестве жестких тканей типа занданечи. Взамен используют легкие, хорошо драпирующиеся шелка, шерсть и хлопчатобумажные ткани. В:основе своей костюм 1Х-Х1 вв. сохраняет во многом приверженность к традициям домусульман-ской эпохи. Женская одежда представлена двумя разновидностями: длинного платья и кофты с шароварами (костюм музыкантши), легкого широкого шарфа.

В Х^Хта вв. носили одежду преимущественно из гладких тканей белого, голубого, синего, серого, черного, различных оттенков красного, ко-

ричневого, зеленого, желтого, фиолетового цветов. Вплоть до 30-х годов