автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Система объектов монументальной пропаганды в структуре исторического города
Оглавление автор диссертации — Волков, Михаил Михайлович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Основные концепции решения вопросов монументальном пропаганда.
1.1. Этапы реализации ленинских идей монументальной пропаганды в градостроительстве.
1.2. Существующая практика размещения произведений монументально-декоративного искусства.
1.3. Обоснование комплексного подхода к решению вопросов монументальной пропаганды в градостроительстве
ГЛАВА П. Городское пространство как среда размещения объектов монументальной пропаганды и благоустройства . ••.•"
2.1. Градостроительные и функциональные характеристики объектов монументальной пропаганды и благоустройства.
2.2. Особенности формирования системы монумеиталь-но-декоративных решении в составе отдельного фрагмента городской среды
2.3. Основы построешм концептуальной схемы комплексного художественного решения
ГЛАВА Ш. Методика .размещения объектов монументальной пропаганды и благоустройства
3.1. Факторный анализ городской территории
3.2. Принципы планцровочной организации и тематического зонирования.
3.3. Рекомендации по построению генеральной схемы комплексного монументально-декоративного и художественного решения города . ЗЮЗ
ЗАКЛШЕНИЕ.
ЕШШ01РАФШ.
1ШПССТРАЦИИ, табл. J".:," 1-29.
Введение 1985 год, диссертация по архитектуре, Волков, Михаил Михайлович
Начиная с 12 апреля 1918 г. - дня принятия декрета "О памятниках Республики", предложенного В.И.Лениным, осуществляется целеустремленное развитие советского монументального искусства [ 2.17. Первые послереволюционные годы вызвали к жизни новые специфические монументально-декоративные формы, играющие активную роль в жизни общества. Ленинский план монументальной пропаганды явился программой всестороннего взаимоувязанного архитектурно-художественного освоения городской среды, и представляет собой выходами далеко за пределы создания монументальных произведений продуманную систему идейно-образного взаимопроникновения .духовной и материальной культуры. Нет такой сферы деятельности, где советский человек не соприкасался бы с произведениями искусства /"1.4.93,7. В век научно-технической революции роль искусства особенно возрастает. Монументально-декоративное искусство и художественное творчество призвано выполнять высокую миссию - быть посредником между урбанизированной средой и человеком. Архитектура, скульптура, живопись, декоративное искусство, дизайн очеловечивают, наполняют художественным смыслом окружающий нас мир. Наполнить, одухотворить пространство города - только так, с помощью художественных средств можно решать важные идеологические задачи, которые В.И.Ленин называл политической культурой народа /"1.3.404 J. Ясно выраженная гуманистическая программа, устремленная на создание наилучших условий жизни человека, является основой основ для архитектора и художника.
Воплощение ленинского плана монументальной пропаганды в наши дни привело к невиданному размаху работ в области монументального искусства. При этом далеко не всегда сооружение памятников, создание произведений монументальной живописи осуществляется с должным учетом их градостроительного окружения, роли в городе, связей с рядом расположенными художественными произведениями. Произведения монументального характера, нередко возникают случайно, в противоречий с эстетической целесообразностью. Иногда, чрезмерно насыщаются шли сооружения и территории рядового характера, ив то же время планы создания крупных произведений синтеза искусств, призванных лести большую идейно-художественную нагрузку, остаются нереализованными. Часто в конкретных городских ансамблях монументальные произведения вступают в противоречие с системой расположения в зоне их влияния установок наглядной агитации, реклам, элементов городского оборудования. Происходит это из-за отсутствия в архитектурно-градостроительной практике перспективных планов размещения и реализации объектов монументально-декоративного искусства в структуре города /"3.49.21 J.
Многие вопросы органичного слияния художественного и архитектурного начала в облике города порой решаются интуитивно, не имеют общепринятой методической основы, позволяющей избежать излишних творческих и материальных затрат. Ыежду тем число новых произведений монументально-художественной пропаганды растет, огромные средства, расходуются на сменное и временное оформление, на бытовую и деловую рекламу, формируя сегодняшнее лицо советских городов.
В стране за пятилетие расходуется около трех миллиардов рублей на всевозможные виды художественных работ только по линии государственного субсидирования, не считая расходов предприят ий, городских организаций и др.
В наши дни дело реализации идей ленинского плана монументальной пропаганды характеризуется широким подходом к проблеме: рассматриваются не отдельные произведения, расположенные з сложившемся пространстве, а идейно-художественное формирование всей среды в целом. Успехи социалистического строительства, достижения советской архитектуры и изобразительного искусства позволяют решать задачи формирования облика наших городов на уровне подлинного синтеза градостроительных решений и входящих в их состав произведений архитектуры, пластических искусств, средств городского оборудования. Усилиями городских и общественных организаций, архитекторов и художников закладываются сегодня основы комплексного монументального и декоративно-художественного решения среды наших городов.
Ответственна роль архитекторов и градостроителей в этой работе^ Они призваны составить единую для каждого города долгосрочную пространственную программу размещения, проектирования и реализации памятников и декоративных художественных произведений, специальной и общей рекламы, установок наглядной агитации и деловой информации, увязать основные пластические формы и принципы булущих элементов городского убранства с градостроительной ситуацией, характером ее изменений в перспективе zf3.7I.32 J.
В последние годы проводится значительная работа по разработке проектов монументально-декоративного и художественного оформления для целого ряда исторических и новых городов. Сразу же необходимо определить смысл слова "оформление", которое используется в самом названии генеральной схемы, таким образом, как оно записано в постановлении Совета Министров ГСОСР и применяется в различных директивных документах /"2.3 У. Под словом "оформление" в данном случае закономерно понимается идейно-эстетическое формирование среды, когда во взаимодействие или в синтез вступают архитектура, монументальное искусство, памятники истории, ландшафтные элементы, дизайн. Второе значение термина "оформление" - украшение города в дни праздничных торжеств, когда лозунги, плакаты, крупномасштабные агитационные установки сочетаются с музыкальным, цветовым и световым сопровождением -в данной работе не употребляется.
В настоящее время развитие монументального искусства может идти только по перспективнойу плану монументальной пропаганды и должно стать частью генерального плана города, предусматривающей комплексность монументальной пропаганды, идейно-смысловое зонирование, распределение художественных средств и их эстетическое воздействие /"3.47.181 7.
Решениям современных вопросов взаимосвязи архитектуры и произведений монументального искусства посвящены труды целого ряда исследователей: А.3.Данина и и.Г.Кругловой, Г.П.Степанова, А.В.Иконникова, О.А.Швидковского, Н.В.Баранова, Ь.А.Лаврова, И.А.Артамонова, И.А.Стригале^а, В.А.Толстого, И.В.Ивановой, И.О.Азпзян и многих других.
Одни работы посвящены общей характеристике памятников и композиционным вопросам, другие рассматривают художественные формы в пространстве, как элементы формирования городской среды. Но в этих работах не ставилась задача комплексного формирования с градостроительных позиций плана размещения объектов монументально-декоративного искусства в структуре городов.
Роль научных исследований в выявлении закономерностей, оказывающих существенное влияние на формирование комплексных планов монументальной пропаганды, постоянно возрастает, однако до настоящего времени не установлены общие закономерности формирования комплексной системы объектов монументально-декоративного искусства, наглядной агитации и элементов благоустройства в структуре исторического города.
Действующие рекомендации по составлению схем комплексного формирования художественного облика городов определяют лишь идеологические основы схемы. Однако в них нет указаний по методике и организации проектной разработки второй важнейшем стороны схемы - обоснованию и определению объемно-планировочных решений, что затрудняет создание единой четкой программы действия в городе для архитекторов и художников.
Проблема монументальной пропаганды и благоустройства является самостоятельной научной проблемой, состоящей из градостроительных, архитектурно-художественных, социально-экономических, историко-культурных аспектов. Создание идейно-художественной среды еозмокно лишь при комплексном подходе к проблеме, требующем взаимосвязанного последовательного решения всех вопросов, идя от общего градостроительного уровня. Только таким путем можно добиться композиционной художественной целостности и индивидуальности облика города /"3.72.6J.
Составление генеральной схемы комплексного монументально-декоративного и художественного решения города, являющейся проектным документом градостроительного характера, становится определенным этапом формирования системы размещения объектов монументальной пропаганды и благоустройства.
Цвль исследования - разработать специальную методику составления комплексных долгосрочных схем размещения объектов монументально-декоративного искусства, средств наглядной агитации и элементов благоустройства в структуре исторических городов. Это создает необходимые условия для полноценного совместного использования архитектурно-градостроительных, идейно-воспитательных и утилитарно-информационных изобразительных решений и средств с учетом динамики развития города.
В связи с этим решаются задачи:
- рассмотрения градостроительных особенностей объектов монументально-декоративного искусства, средств наглядной агитации и элементов благоустройства;
- определения места, роли и функциональной взаимосвязи объектов монументальной пропаганды в системе города;
- обоснования комплексности подхода к составлению схемы размещения объектов монументальной пропаганды;
- исследования градостроительных, ландшафтных и социально-экономических факторов городской среды, влияющих на размещение объектов монументальной пропаганды;
- выявления методики комплексного анализа градостроительной ситуации для размещения объектов монументальной пропаганды;
- разработки предложений по методике размещения объектов монументальной пропаганды в структуре исторических городов и рекомендаций по составлению генеральной схемы комплексного плана монументальной пропаганды.
В качестве объекта исследования рассмотрены приемы размещения объектов монументально-декоративного искусства и элементов благоустройства в структуре исторических городов. Для анализа условий размещения данных объектов привлечены идейно-художественные концепции и проекты, разработанные в разное время для городов РОЗСР.
Диссертация разработана на основе изучения и систематизации материалов, главным образом отечественного опыта,по литературным источникам, анализа проектных материалов, изучения нормативных и рекомендательных документов, натурного обследования гг.Владимира, Ярославля, Москвы, Смоленска; авторского участия в создании целого ряда монументальных сооружений и в разработке проекта комплексного художественного и монументально-деко-ратиЕНОГО решения г.Владимира.
На защиту выносятся:
- теоретическое обоснование архитектурно-пространственных характеристик площадей л магистралей, необходимых для целей размещения соответствующих объектов монументальной пропаганды и элементов благоустройства;
- принципы подхода к объектам монументальной пропаганды, к элементам благоустройства как к единой системе в структуре города;
- методика составления общеградостроительной долгосрочной схемы размещения объектов монументально-декоративного искусства, средств наглядной агитации и элементов благоустройства в структуре исторического города.
Научная новизна состоит:
- в исследовании объектов монументальной пропаганды, как единой системы в структуре города;
- в обосновании принципов анализа города, как среды для системы произвелений монументальной пропаганды, по трем основным группам факторов: лащцпафтно-проотранотвенные характеристики, уровень и характер интенсивности транспортного и пешеходного движения , характеристики всех видов исторического наследия города^
- в разработке методики составления общеградостроительной долгосрочной схемы размещения объектов монументальной пропаганды и элементов благоустройства в структуре исторического города.
Практическое значение подученных результатов состоит:
- е разработке теоретических основ формирования структуры размещения объектов монументальной пропаганды и элементов благоустройства в системе исторических городов;
- в методике составления для них перспективных планов развития монументальной пропаганды, что будет способствовать реализации ленинского плана монументальной пропаганды и выполнению схем комплексного художественного решения города, разрабатываемых во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от I октября 1976 г. В 546.
Апробация работы. Основные положения диссертации реализованы при выполнении научно-исследовательской и проектной работы по составлению "Схемы комплексного художественного и монументально-декоративного оформления'" г.Владимиракоторая рассмотрена Межведомственной комиссией Госстроя РСйСР и Министерства культуры РСФСР, утверждена Горисполкомом г.Владимира и рекомендована Советом Министров PCSCP (J£ 840-01-29 от 10.06.81) в качестве основы для практического применения; использованы при составлении учебного пособия "Реализация идей монументальной пропаганды в градостроительном проектировании nj изданном в Московском архитектурном институте. M.I984.
Материалы исследования опубликованы в журнале "Архитектура СССР" & 10 и JS 12 1981 г. и в статьях на научных конференциях 1ДАРХИ; частично использованы автором в градостроительных решениях при проектировании и сооружении памятников В.И.Ленину в Одессе, мемориала на территории Г.ИУ на проспекте Вернадского в Москве,памятника "Потёмкинцам" в Одессе, памятника В.И.Ленину в Брянске и др.
Заключение диссертация на тему "Система объектов монументальной пропаганды в структуре исторического города"
Выводы:
1. В результате анализа пространственно-планировочных фак-^ торов определяется объемно-пространственная характеристика всей территории города, пластические свойства его структурных элементов, площадей и магистралей, улиц и парков, и прежде всего -значимые в общественном плане и выгодные по архитектурным соображениям точки и зоны города, наиболее подходящие и нуждающиеся в комплексном монументально-декоративном решении и благоустройстве. Объективность получаемой системы пространственно-художественных площадок подтверждается ее соответствием общей градостроительной основе, планами развития города.
2. Принципиальная структура объектов, подлежащих комплексному монументально-декоративному решению и благоустройству - самостоятельный градостроительный документ, отличный от генерального плана. Он дополняет и уточняет - с позиций художественно-эстетических - положения генплана, преобразуя присущие ewy функционально-пространственные предложения в специфические художественные задачи на данном этапе развития города. Тематическое зонирование территории города дифференцирует и уточняет эти задачи, наполняя конкретным содержанием общие положения.
3. Генеральная схема комплексного монументально-декоративного решения и благоустройства обобщает и фиксирует в документальной, удобной для дальнейшей работы форме результаты пред-проектного анализа, и содержит необходимые сведения для продолжения соответствующих проектных работ. Учитывая общий объем всех работ по городу, генсхема позволяет выбирать на каждом этапе развития города приемлемые формы и сроки реализации концепции монументально-декоративных решений.
Пообъектный: • характер включенных в нее проектных документов допускает возможность выборочной реализации отдельных звеньев системы без ущерба для качества целого, т.к. генсхема указывает необходимые для каждого случая ограничения, подсказанные общей композиционной структурой.
4. Особое значение генсхема имеет в историческом городе, так как она позволяет расчленить Сложную и часто противоречивую ситуацию на отдельные системы и дает возможность найти взаимоприемлемое решение для совокупности этих систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Этапы реализации ленинских идей монументальной пропаганды прошли путь от сооружения отдельных памятников и монументов-до всестороннего и полноценного насыщения городской среды объектами монументально-декоративного искусства, благоустройства, делового и специального оформления. Современный этап характеризуется большим количеством разработок комплексных идейно-художественных концепций развития синтеза искусств в градостроительстве.
2. Общей чертой всех объектов монументальной пропаганды и элементов благоустройства в конкретном градостроительном окружении является их многофункциональность. Каждый объект определенного типа может выполнять различные функциональные и композиционные задачи, в т.ч. выступать доминирующим, главным компонентом пространственной структуры, композиционным акцентом "второго порядка" , подчиненным доминанте, и рядовыми "фоновыми" элементами композиции,-составляющими ее ткань и; поддерживающие значимость художественных акцентов и доминант ансамбля.
3. Объекты монументальной пропаганды и средства художественного решения в городской среде воздействуют на зрителя не порознь а составляют единый комплекс взаимно дополняющих друг друга пространственных компонентов города. Причем i монументально-декоративные средства'работают"вместе .> не только в составе отдельных градостроительных ансамблей, они образуют в городе единую много-уровненную идейно-художественную и пространственную систему, и все воцросы проектщювания и осуществления элементов художественного решения должны рассматриваться, исходя из их места в этой системе.
4. Установленные факторы, влияющие на формирование схемы комплексного художественного решения города, указывают на не обходи-мость последовательного изучения и сравнения градостроительной, исторической и природной среды города. В этих целях анали^уются объемно-пространственные и природные особенности городской среды, функциональные нагрузки, определяющие интенсивность транспортного и пешеходного движения, насыщенность городской среды произведениями монументально-декоративного искусства, сложившееся размещение памятных и исторических мест.
ПофакторныЙ анализ городской территории и сопоставление аналитических схем позволяет сформулировать предложения по общеградостроительной структуре и тематическому зонированию всей пространственно-художественной системы города.
5. Существующим в градостроительной практике трем уровням архитектурно-планировочных объектов, отмечающих значимость этих образований в генеральном плане города^соответствуют принципиальные схемы компоновки художественного решения, что позволяет структурировать систему, отказаться от субъективного "штучного" подхода в пользу разработки укрупненных комплексных узлов разного ранга. Сходство номенклатуры объектов монументальной пропаганда и элементов благоустройства градостроительных узлов одного и того же ранга сводит задачу определения полного объема общегородских монументально-декоративных и художественных работ к выполнению ряда подзадач: выявление и ранжирование архитектурно-планировочных объектов; составление необходимого "ряда" художественных средств и элементов благоустройства для городских объектов различного ранга; пообъектное суммирование элементов художественного решения по всему городу с учетом их вариации в каждом конкретном объекте в зависимости от местных градостроительных условий.
6. Проблемы общегородского масштаба решает генеральная схема комплексного художественного и монументально-декоративного решения, выполненная на основе генплана города. Эта схема определяет роль отдельных градостроительных узлов и магистралей в создании городского облика и регламентирует номенклатуру и тематику важнейших художественных решений этих узлов в соответствии с общей концепцией проекта. Генеральная схема представляет собой проектный документ планировочного характера, основу всей дальнейшей деятельности в области монументально-художественных и декоративных работ в городе.
Вместе с тем схема не предлагает конкретных форм, цветового решения и пластических характеристик будущих монументальных произведений, содержит только соответствующие рекомендации, изложенные в виде описания градостроительной ситуации и отобранной номенклатуры средств городского убранства.
Условная форма рекомендаций, подсказывающая только набор элементов и общую направленность работ, оставляет для архитекторов и художников широкие возможности интерпретации этого "задания" в конкретных художественных формах и темах.
7. Градостроительное проектирование монументально-декоративного и художественного решения должно вестись в рамках единой долгосрочной црограммы. Общественная значимость, большой объем работ, многоуровневый, разносторонний характер проектных задач, непрестанное возникновение проблем, требующих нестандартного решения, непосредственная связь с формированием хуцожественного образа социалистического города - все это делает проектные работы, связанные с художественным решением города, самостоятельной и важной областью архитектурной практики, требующей специального внимания и участия как архитектурно-градостроительных организаций, так и общественных и советских органов.
Библиография Волков, Михаил Михайлович, диссертация по теме Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс ф. Об искусстве. М., "Искусство", 1976, т.1 и П.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1969.
4. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.$1.
5. Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М., 1967.
6. Луначарский, А.В. Ленин о монументальной пропаганде. Лит. газ.* 4-5, 1933, 29 января.
7. Официально-документальные материалы
8. Известия ВЦИК, 1918, 14 апреля. Декрет " 0 снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" утвержден Советом Народных Комиссаров 12 ацреля X9I8 г.
9. Известия ВЦИК, 19X8, 2 августа, J6 163. Список памятников, намеченных для установки в Москве, Петрограде и других городах, разработанный Отделом изобразительных искусств Нарком-проса,., подписан В.И.Лениным.
10. Постановление Совета министров РЖР от I октября IS76 г. "О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в ГСФСР в свете решений ХХУ съезда КПСС."3. Книги и статьи
11. Артамонов В.А. Город и монумент. М., Стройиздат, 1974. • ,
12. Азизян И., (Етригалева А,, ИвановаИ.ВзаимодеЙствие архитектуры и пластических искусств. В кн.: Композиция в современной архитектуре. М., Стройиздат, 1973.
13. Азизян И., Иванова И. Памятники вечной славы. М., Стройиздат, 1976 г.
14. Азизян И. Цветовая композиция в современной архитектуре. В кн.: Композиция в современной архитектуре. М., Стройиздат, 1973.
15. Аркин Д.В. Образы скульптуры. М., "Искусство", 1961.
16. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М., "Советский художник", 1983.
17. Беляева Е.Л. Движение и время в восприятии городской среды. Город и время. М., IS73.
18. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., Стройиздат, 1977.
19. Безобразова Т.А., Кутузова Н.М., Халтурин А.Г. Монументы СССР. М., "Советский художник", 1969.
20. Дунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М., Академия архитектуры, 1940.
21. З.П. §унин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М., 1979.
22. Бродский Б., Варшавский А. Века, скульптуры, памятники. М., "Советский художник", 1962.
23. Баранов Н.В. Композиция центра города. М., Стройиздат, 1965.
24. Баранов Н.В. Главный архитектор города. М., 1978.
25. Бочаров Ю.П., Кудрявцев O.K. Планировочная структура современного города. М., 1972.
26. Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. М., изд-во Академии архитектуры, 1935.
27. Бринкман А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., изд-во Академии архитектуры, 1935.
28. Дуров А.К. Об архитектуре. М., Стройиздат, I960.
29. Воронов М. Советская монументальная скульптура. М., Знание,1976.
30. Волков М.М., Коноплева Р.Г., Шимко В.Т. Градостроительная программа монументально-декоративного оформления города. М.,"Архитектура СССР," 1981, й 10.
31. Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. Л., Стройиздат, 1982.
32. Валериус С.С. Прогрессивная скульптура XX века. М., Изобразительное искусство , 1973.
33. Валериус С.С. Проблемы современной советской скульптуры. Л.,1. Искусство , 1961.
34. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Идущее города. М., Стройиздат,1977.
35. Горбачев В.Н. Архитектурно-художественные компоненты озе-• ленения городов. М., Высшая школа, 1983.
36. Герчук Ю.С. Синтез и функция. "Декоративное искусство", 1965, & 2.327. 1УляницкиЙ Н.Ф. Особенности современного подхода к развитию исторических городов в СССР. В кн.: Город и время. М., Стройиздат, 1973.
37. Еолтовский И.В. Воспоминание о встрече с В.И.Лениным. "Строительная газета", 1954, 10 октября.
38. Вадова Л.Н. Монументальная живопись Мексики. М., Искусство , 1965.
39. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М., Стройиздат, 1979.
40. Иконников А.В. Среда и образ времени."Декоративное искусство СССР", 1974, № 9.
41. Иконников А.В. Одушевленная среда. Сб.: Советское декоративное искусство. 1977-78. М., "Советский художник", 1980.
42. Иконников А.В. формирование городской среды. М., 1973.
43. Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М., Стройиздат, 1972.
44. Иконников A.B.j Степанов Г.П. Эстетика социалистического города. М., изд-во Академии художеств СССР, 1963.
45. Иконников А.В. Эстетические проблемы архитектуры. М., " Знание: , 1976.
46. Иванова И. Скульптура и город. М., Стройиздат, 1975.
47. Круглова М.Г. Монументы в архитектуре городов. М., Стройиздат, 1952.
48. Кочетов А.Н. Памятники героям-потемкинцам в Одессе. М., "Искусство-, 1967, & 3.
49. Королев Ю.А. От создания росписи до формирования среды.
50. В сб.: Советское монументальное искусство-73. М., "Советский художник", 1975.
51. К1филлова Л.И. Основные принципы композиции. Композиция в современной архитектуре. М., Стройиздат, 1973.
52. Композиция в современной архитектуре. М., Стройиздат, 1973.
53. Кириллова Л.И. Теория композиции в современной архитектуре. Сб.: Архитектурная композиция'. М., Стройиздат, 1970.
54. Кулага Л.Н. Проблема архитектурно-пространственной целостности города. "Архитектура СССР", 1979, й 2.
55. Лебедева В. Советское монументальное искусство 60-х годов.1. М., "Наука", 1973.1.B.
56. Николаевская И.А. Благоустройство городов; М., Высшая школа, 1981.
57. Основы формирования архитектурно-пространственного облика городов. М., бтройиздат, 1981.
58. Памятники архитектуры в структуре городов СССР. М., Строй-издат, 1978.
59. Полянский А. Архитектура объединяет искусства. М., "Архитектура СССР", 1983, № 3-4.
60. Посохин М. 225 лет единения архитектуры и монументальных искусств. М., "Архитектура СССР", 1983, £ 3-4.
61. Ранинский Ю.В. Центры исторических городов и проблемы их реконструкции. М., "Архитектура СССР", 1974, $ 5.
62. Рубаненко Б.Р. Градостроительство и синтез. "Художник", 1973, Л 12.
63. Степанов А.В. Памятник Н.С.Лескову в Орле. М., "Архитектура СССР", 1983, № 3-4.
64. Стригалев A.jS. Связь времен. "Декоравивное искусство", 1978, № 4. ,
65. Сойз архитекторов СССР. Город и ланднафт (материалы совещания). М., 1983.
66. Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. М., Советский художник , 1978.
67. Толстой В.П. Ленинская идея монументальной пропаганды в развитом социалистическом обществе."Искусство", 1974, II.
68. Тхор Б.И. О монументальной пропаганде на новом этапе формирования центра Москвы. "Строительство и архитектура Москвы", 1969, № 7.
69. Тхор Б. И. Облик нашего города. "Строительство и архитектура Москвы". М., 1969.
70. Уллас Н.Н. Система озеленения в структуре современного города и ее роль в преобразовании и оздоровлении городской среды. В кн.: Влияние местных природно-климатических условий на цроектирование городов. М., 1974.
71. Фаворский В.А. О сотрудничестве архитектора со скульптором и живописцем. "Архитектура СССР", 1933, № 2.
72. Фаворский В.А. Первый опыт. Вопросы синтеза искусств. М.,1. Искусство , 1936.
73. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. I9I7-I925. М., Наука , 1970.
74. ЦНИИПградостроительства. Актуальные проблемы благоустройства городов. Сборник, М., 1980.
75. ЦНИИПградостроительства. Рекомендации по формированию систем открытых пространств в городах и групповых системах населенных мест с учетом улучшения окружающей среды. М., 1982.
76. ЩИЙПградостроительства. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов. М., Стройиздат, 1981.
77. Швидковский О.А. Синтез искусств в современной советской архитектуре. М., Знание , 1972.
78. Швидковский О.А. Художник и город. М., Советский художник1973.
79. Швидковский О.А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. М., Стройиздат, 1984.
80. Швидковский О.А. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., Советский художник , 1973.
81. Шимко В.Т., Волков М.М., Микулина Е.М. Градостроительные проблемы реализации ленинского плана монументальной пропаганды. М., "Архитектура СССР", 1981, В 12.
82. Шимко В.Т., Волков М.М. Реализация идей монументальной пропаганды в градостроительном проектировании. М., 1984.
83. Шепетис Л.К. Искусство и среда. М., Советский художник ', 1978.
84. Эмиль Е.П., Шмиглевская Е.В. Памятники, сооруженные по проектам скульпторов Российской федерации. 1945-1963. М., "Художник ВЖР , 1967.
85. У- установки и устройства наглядной агитации ипропаганды3 3 бытовая и деловая информация1. общее и специальное благоустройство1. X.11 : 1<
86. Q Гимтппгм *ргмт«гггры Границы ппанировочньл J0.1. ЛвИШСИИ NKTI »■ \ Общегорояскон центрмкта. СМММНЫ* с ртолюцмояиыми событками 190S к 1917 гг.
87. Д МонуМИПТ ф Ммуямтаямы* ИОЦЧИИ
88. Q fllmmwn ~—~ Городср дерс-г- со (►ррсст.
89. Цешри imiw^eeeNwt р»*оне« ,Глл-ис-л«с.Рлг, ,оРсл.1. Зелень обидегеролс^огосхемы перспективного плана монументальной пропагандыг.гагарин
90. Принципиальная cx»'m-!iporp:u.::.:n к рпзрпботкс тг/,:ат::чосг.::/ ,\пр::;ру1. М CDOOOсхемы перспективного плана монументальной пропагандыг.Владимирi оо-.огорсдокаяг?.ль:10-;и!.;0рапззpciieim.;, .1 комплексное
91. Opi.'.IGIinC ICOII— ирстисго городского г.пса:.:бля, 1'. проектированиеэле.-.еитор гL родового von:; потна.примеры площадок Ш категории (местного значения)
92. ПРИМЕРЫ пловдок Щ КАТЕГОРИИ ЛЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ/
-
Похожие работы
- Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий
- Синтез искусств в архитектуре Таджикистана
- Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города
- Декор в современной архитектуре Таджикистана
- Пространственная организация монументальных комплексов каменного века в Европе и Западной Сибири