автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Резные царские врата русских иконостасов XVI-XVIII веков
Автореферат диссертации по теме "Резные царские врата русских иконостасов XVI-XVIII веков"
министерство культуру и туризма российской федерации ' россиискил институт искусствознания
На правах рукописи.
Левина Тамара Васильевна РЕЗНЫЕ ЦАРСКИЕ ВРАТА РУССКИХ ИКОНОСТАСОВ ХУ1-ХУН ВЕКОВ
180001
История и теория архитектуры, реставрация
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва - 1992*
Работа выполнена на Секторе Овода памятников художественной культуры Российского института искусствознания.
Научный руководитель - доктор искусствоведения В.П.ЕУголов.
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор П.А.Тельтевский;
кандидат искусствоведения Г.Н.Бочаров;
ведущая организация - Государственный исторический музей.
Защита состоится«^У1992 г. на заседании специализированного совета Д 092 10 01 при Российском институте искусствознания Министерства культуры и туризма Российской Федерации /103009, Москва, Козицкий пер., 5/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института искусствознания.
Автореферат разослан1992 г»
Ученый секретарь специализированного совета, доктор искусствоведения
Н.Е.Григорович.
I.
Актуальность теш. Данная работа посвящена изучению резных царских врат и порталов русских иконостасов ХУ1-ХУП вв.
Иконостас, отделяющий алтарь в интерьере храма, всегда был одним из важнейших элементов организации пространства в русской культовой архитектуре. В общем художественном решении иконостаса особое внимание уделялось царским вратам, несущим одну из основных идейно-смыеловнх нагрузок. Врата нервдко служили богатыми вкладами в храм и считались ценными подарками. Почти все древние иконостасы не дошли до нашего времени, они были переделаны или разобраны в ХУШ-Х1Х вв. Царские врата оказались одним из немногих сохранившихся элементов иконостасов, т.к. при перестройках их обычно сохраняли или переносили в другую церковь.
В иконостасах ХУ1 и ХУП вв. были распространены врата живописные и резные. Живописные врата неоднократно рассматривались в литературе, в данной работе они не исследуются. В отличие от живописных, резные царские врата остались почти неизученными. Круг опубликованных произведений был слишком мал, а датировки их очень противоречивы, что не давало возможности судить о времени их создания. До сих пор считалось, что резные врата изготавливали в ХУ и даже в Х1У вв., не было известно, как изменялась их форма, композиция, орнамент и техника выполнения. Совсем не привлекали внимания исследователей порталы иконостасов, представляющие собой
I
обрамление пролета царских врат, которые тоже интересны по своему художественному решению. 1
Изучение и систематизация резных царских врат дают возможность более определенно датировать время их появления в русских храмах началом ХУТ в. Ото и 'определило раннюю границу данного исследования. На протяжении Х3^1 и ХУП вв. в художественном решении резных
царских врат сложились свои традиции и своя система, которые в начале ХУП1 в. коренным образом меняются. Поэтому поздней границей исследования является рубеж ХУП-ХУ1Н вв.
В работе рассматривается сложение и развитие традиционных форм русской резьбы по дереву и не затрагивается "флемская резьба" /интерпретация барокко, появившаяся на Буси в середине - второй половине ХУП в./, представляющая собой по характеру и стилю пласт совершенно иных художественных принципов и приемов.
В исследовании ставилиоь следующие задачи;
1.Выявление как можно более широкого круга памятников ХУ1-ХУН вв.
2.Уточнение датировок резных царских врат и порталов и времени их появления в русской культовой архитектуре.
3.Анализ эволюции форм, композиции, орнамента и технологических приемов в решении царских врат и порталов.
Методика исследования. В основе изучения эволюции резных царских врат лежит систематизация их в стилистические группы по ана- • логичным признакам формы, композиции или орнамента. Группы расположены в хронологическом порядке, в них рассматриваются каждые врата в отдельности и вся группа в целом. В каждой группе имеются памятники с точными датами, остальные произведения датированы по аналогии. Аналцз эволюции композиции, орнамента и технических приемов резных врат проводился путем сопоставления групп. Для анализа эволюции формы царских врат привлечено более ста произведений, среди которых не только резные, но и врата, выполненные в другой технике: живописные, басменные, с накладным оловянным декором. Это объясняется существованием одинаковых закономерностей процесса развития формы врат.
3.
Научная новизна. Настоящая диссертация - первое монографическое исследование резных царских врат. В ней рассматривается более 70 произведений ХУ1-ХУП вв., происходящих из Архангельской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тверской, Тульской и Ярославской губерний; Лишь незначительная часть их опубликована. Около трети изучаемых врат не сохранились до настоящего времени. Их фотографии конца XIX- начала XX в. обнаружены автором в Ленинградском отделении Института Археологии и Государственном музее архитектуры им. A.B. Щусева. Архивные материалы Центрального Государственного архива древних актов, Центрального Государственного архива г.Москвы, Центрального Государственного архива РСФСР, а также архивов музеев и реставрационных организаций помогли определить время создания ряда изучаемых памятников.
Практическое значение диссертации состоит в том, что она может быть использована при изучении общих процессов в русском монументальном искусстве ХУ1-ХУП вв." Материалы исследования важны для правильного понимания тех традиций, которые легли в основу развития этого вида искусства в ХУ1П и XIX вв. Хронологический список резных царских врат, данйЬй в приложении к диссертации, значительно расширяет круг подобных произведений русского искусства ХУ1-ХУП вв. Материалы диссертации могут найти применение в музейной научной работе при атрибуции произведений резьбы по дереву и в реставрации для подбора аналогов.
Структура диссертации. Работа состоит из двух частей. Основная часть содержит текст диссертации, включающий Введение, четыре главы и Заключение. Во" второй части помещены примечания, список исследованных памятников и иллюстрации, включая схемы орнамента резьбы, сгруппированные по типологии.
Введение содержит историографический обэор и объяснение терминов, относящихся к названиям различных частей царских врат и порталов.
Интерес к резным царским вратам возник впервые в середине XIX в. в связи с изучением отечественных древностей и утверждением идеи национального стиля, источником которого считали древнерусское искусство. Это был этап накопления знаний, когда основное значение придавалось выявлению произведений. Изображения резных царских врат были опубликованы в альбомах "Древности государства Российского"/1849-1853/, "русская архитектура" с фотографиями И.Ф.Барщевского/1895-1896/, "русские народные деревянные изделия" /1911-1914/ А.А.Бобринского, последний, XII выпуск которого посвящен резным царским вратам, и др. Однако, эти публикации не сопровождались описаниями и.не имели датировок.-
Одновременно шел процесс осмысления полученных знаний. В работах Г.Филимонова/1859/, Н.Сперовского/1893/, Н.Троицкого/1897/, Е.Голубинского/1901/ речь идет о времени появления древних алтарных преград с царскими вратами, сюжетах живописных изображений на них и символике иконостаса. В первых трудах, посвященных истории древнерусской архитектуры, А.М;Павлинова/1894/ и М.В.Красов-ского/1916/ в разделе о внутреннем убранстве храмов уделяется внимание иконостасам и царским вратам, как их важной части. Подобные сведения есть и в труде Д.К.Тренева/1902/ об иконостасе Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Все эти авторы, приводя примеры царских врат, специальным их изучением не занимались.
Р конце XIX - начале XX в. была предпринята попытка более глубокого изучения резных врат. Так, Н.В.Султанов в двух статьях подробно рассматривает двое царских врат ХУ1 в. Однако, автор за-
частую преувеличивает влияние Востока на русское искусство, а приводимые им датировки врат неправильны.
Впервые наиболее полно резные царские врата исследуются в вышедшей в 1934 г. книге Н.Н.Соболева "Русская народная резьба по дереву". В ней делается попытка проследить пути развития резьбы врат на основании хронологического ряда произведений, но их датировки даются автором без каких-либо оснований и слишком широко -в пределах столетий. Сравнительно небольшое число привлеченных памятников не позволило Н.Н.Соболеву придти к убедительным выводам об их эволюции. Он считает, что резьба на царских вратах появилась постепенно: сначала на полях живописных изображений врат делали надписи вязыо, которые зрительно воспринимались как орнаментация; надписи все увеличивались в размерах и со временем были заменены живописным орнаментом, на смену которому пришла резьба. Н.Н.Соболев считает, что с середины ХУП в. флемская резьба полностью заменила предыдущую художественную традицию, что не соответствует действительности.
Тем не менее, книга Н.Н.Соболева по полноте собранного материала долгое время оставалась наиболее значительной работой о резных царских вратах. Приводимые в ней сведения легли в основу разделов о резьбе по дереву в "Истории русского искусства'УН.Е.Мне-вой, Н.Н.Померанцева, М.Е.Постниковой-Лосевой/ и "русском декоративном искусстве"/И.М.Бибиковой/. Все авторы, вслед за Н.Н.Соболевым считали, что резные царские врата появились в ХУ, или даже в Х1У вв., что с середины ХУ11 в. существовала только флемская резьба. При этом авторы повторяли датировки Н.Н.Соболева и в качестве примеров приводили те же памятники. Обращение исследователей к ограниченному кругу произведений вновь помешало внести яс-
б.
ност^ в картину развития этого вида,искусства.
.Новым подходом в изучении резных врат отличаются три статьи, вышедшие в последние 20 лет,- А.Л.Якобсона/1971/, И.И.Плешановой /1974/ и Г.Н.Бочарова/1989/. Их авторы впервые сосредоточили свое внимание на анализе отдельных памятников. Однако, в их поле зрения оказались лишь две небольшие группы резных врат ХУ1 в., что не дало возможности проследить общий процесс их эволюции.
Во Введении также содержатся сведения об иконографии живописных изображений на царских вратах и о названии различных частей врат и порталов иконос1«л.:оь. Древнерусские резные царские врата состоят из двух створок и имеют прямоугольную фор^г со скругленным верхом. Верхняя скругленная часть называется щитом. Полукруглый брусок с перехватами, прикрывающий стык полотен врат, именуется притворным билам- или нащельником. Внизу врата заканчиваются подзорами. Каждая створа делится по вертикали на три филенки, в центре каждой из них помещен киотец с живописным изображением. Пролет царских врат в иконостасе обрамляет портал, представляющий собой дверной косяк..Он состоит из столбцов, сени и коруны. Врата навешиваются на столбцы; над вратами расположена сень -широкая доска с вырезом в нижней части, куда заходит щит; над сенью закреплена колуна - доска трапецевидной формы.
Первая глава Посвящена изучению композиции и орнамента более тридцати резных царских врат, которые мы относим к ХУ1 в. По технике исполнения и аналогичному художественному решению они объединены в пять стилистических групп.
В первую группу входят врата'с пятиугольной формой щита и характерной деталью композиции - изображениями светильников с пламенем на плечиках створ: из Снетогорского монастыря, бывшего собра-
ния Н.В.Султанова и церкви Николы на Рождественском кладбище в Новгороде. Все они датировались ранее Х1У-ХУ вв. Но мотив светильников, появившийся впервые в архитектурном декоре Венеции в конце ХУ в., не может быть отнесен на Руси ко времени ранее начала ХУ1 в. Он, видимо, бнл заимствован русскими мастерами с привозных произведений декоративного искусства или из работ, созданных в это время в Москве фряжскими зодчими и ювелирами. Использование
в резьбе этих врат два вида орнамента - плетеный с абстрактными
,1
элементами типа узлрв и с пальметтами-кринами, сменившие в русском искусстве друг друга на рубеже ХУ-ХУ1 вв., дают возможность датировать врата началом ХУ1 в.
Во вторую группу входят врата с изображениями трилистников на плечиках и золоченым орнаментом, вырезанным на тонких липовых пластинах, под которые подкладывали слюду и цветную бумагу. Это врата из церквей Спаса Преображения на Нёредице, Вознесения в Коломенском, Преображения в Радонеже, Богоявления на Острову Ярославской губ. и др. Ранее они датировались ХУ-ХУП вв. -
Среди всех остальных царских врат они имеют наиболее сложное художественное решение: насыщенную большим количеством деталей композицию, по краям створ использованы объемные украшения в виде валиков, большое разнообразие примененных орнаментальных мотивов, многослойную технику выполнения декора/деревянные пластины, слюда, цветная бумага/. Характерной чертой манеры резьбы является желобок, проходящий по середине всех элементов орнамента. За наличие желобка в литературе ее называют резьбой из "сдвоенных ремневидных полос". В резьбе врат кроме орнамента с кринами-трилистниками использован орнамент с пальметтами, окруженными побегами. Побеги создают фигуры, напоминающие сердцевидную форму, ромб, круг.
На основании выявленных датировок врат церкви Вознесения/1532/ и Богоявления/ранее 1543 г./, аналогии с другими точно датированными произведениями резьбы/например, новгородским софийским амвоном 1533 г./, а так же анализа орнамента резьбы, установлено, что такой тип врат был широко распространен с начала 1530-х до 1560-х годов.
В следующую группу входят точно датированные врата из"церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова/1562/ и из Саввина монастыря близ Твери/1561/. Их анализ приводит к выводу о том, что в начале 1560-х гг. на резных царских вратах сохраняются черты сложившейся к тому времени декоративной системы, но в ряде моментов она начинает меняться: наблюдается стремление к более плоскому решению ряда конструктивных деталей, которые раньше делали объемными/обрамления щита и валиков/,'некоторые иёлкие .детали композиции исчезают/трилистники на плечиках створ/, появляются новые виды орнамента. Эти новые черты становятся характерными для следующей группы врат.
Высоким уровнем мастерства отличаются врата четвертой группы, происходящие из Успенского собора Шаровкина монастыря Калужской губ., Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря и церкви Рождества Богородицы с. Монастырщина Тульской губ. Их объединяет ряд характерных особенностей, не встречающихся у врат других групп: стрельчатый абрис щита, оригинальная форма киотцев и особый орнамент резьбы. Из них опубликованы только врата с.Монастырщина, датировавшиеся по-разному - 1380 г., ХУ и ХУП вв. На
I
основании архийных документов в диссертации установлено время создания врат из Шаровкина/1560/ и Краснохолмского/1558-1564/ монастырей, что дало возможность отнести к 1550-1564 гг. и врата с.Мо-
настырщина.
Киотцам царских врат большей частью придавали условную форму храма в виде здания с- трехлопастным завершением и луковичными главками. Тип киотцев-храмиков данной группы врат совершенно иной -центрические и прямоугольные башни, опоясанные 3-4 ярусами аркад. Их архитектурные формы можно, пожалуй, сопоставить с рядом сооружений западноевропейской романской архитектуры, преимущественно монастырскими церквами, тип которых получил наиболее законченное выражение в XI-XII вв.
Время создания врат такого типа совпадает с периодом распространения в басме орнамента византийского происхождения с роговидными лепестками, который использован в их резьбе. При его выполнении мастера явно стремились достичь в резьбе эффекта басмы с ее четкостью линий и выверенностью рисунка.
Врата из с.Moнастырщина, Шаровкина и Краснохолмского монастырей среди других врат ХУТ в. стоят особняком и не имеют аналогий. Найденные резчиками оригинальные формы щита и киотцев не получили дальнейшего развития! Не повторялась позже и попытка достижения в резьбе врат эффекту другого материала.
Пятую группу образуют врата со спиральным орнаментом и изображенными в нем профильными листьями. Они происходят: из Новгород -ского Софийского собора, церкви Пафнутия в Пафнутьеве Боровском монастыре, Сергия Радонежского и Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре, Иоанна Милостивого в Мячине в Новгороде и Исидора Блаженного в Ростове. Именно эти врата рассматривались в ряде статей, опубликованных в последние годы, где софийские врата датируются ХУ и. даже Х1У в., а остальные 1530-ми гг., 1560 г. и 1572 г.
Спиральный орнамент, использованный в резьбе этих врат, был широко распространен на Руси в ювелирных крашениях, изделиях из металла, кожи, а так' же в книжной графике. Он появился в русской орнаментике в первой, половине ХУ в. в вариантах, наиболее близких искусству балканских славянских стран. В резьбе по дереву спиральный орнамент начал применяться позже, чем в других видах декоратив--ного искусства. Развитие его в резьбе продолжалось три четверти века, форма профильно изображенного в нем листа так и не была до конца понята резчиками.
На основании сведений Софийской второй летописи/отрывок по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку 1445-1553 гг./ и ряда других письменных источников в диссертации установлено время создания софийских врат - 1528 г. Таким образом они являются самыми ранними из известных нам датированных резных царских врат.
Врата церквей Пафнутия, Сергия Радонежского и Иоанна Милостивого имеют особенно ¡много общих черт - одинаковые композицию, форму щита и технику выполнения/резьба этих врат сквозная, сначала выпиливался ее фон, а потом вырезался орнамент/. Кроме того, в трактовке элементов спирального орнамента у этих врат в равной степени проявляется условность, которая зависела от индивидуального понимания резчиками изображаемой формы. По манере резьбы, а также по ряду мелких' деталей композиции они близки вратам церкви Исидора Блаженного в Ростове/1572/. Учитывая это, можно датировать трое указанных врат тем же временем, что и ростовские врата - началом 1570-х годов.
В художественном решении четырех врат иэ церквей Сергия Радонежского, Иоанна Милостивого, Пафнутия и Исидора Блаженного в■ последовательном и завершенном виде предстает тенденция к боль-.
шей простоте, отмечавшаяся ранее на вратах церкви Иоанна Богослова на Ишне и Саввина монастыря. Мастера, создавшие эти четверо врат, опирались на достижения резьбы предшествующего периода, но ничего не повторили! буквально. Тип врат со спиральным орнаментом сложился не постепенно, а появился сразу в законченном виде. Подобное возникновение новой стилистической группы наблюдалось у врат с басменным орнаментом в 1550-1560-е годы.
В отличие от. четырех перечисленных памятников этой группы врата церкви Иоанна Лествичника представляют' собой пример постепенной эволюции, когда к известному художественному решению добавляется что-то новое. Поэтому можно считать, что они были сделаны позже предыдущих - в последней четверти ХУ1 в,
К ХУ1 в., кроме того, относится ряд врат, которые не принадлежат ни к одной из вышеуказанных стилистических групп, т.к. не имеют аналогов. Таковы врата церкви Иоакима и Анны в Рыбной слободе в Галиче, придела Гурия, Симона и Авива в церкви Ильи Пророка в Ярославле и др. Точное время создания этих врат установить не удается, но по форме, орнаменту и технике выполнения их можно датировать второй, половиной столетия.
В результате исследования складывается следующая картина эволюции резных царских врат на Буси в ХУ1 в. На протяжении столетия в их резьбе использовался орнамент византийского и балканского происхождения. По сравнению с другими видами декоративного искусства в развитии орнамента резьбы заметно запаздывание в появлении новых орнаментальных композиций. Неоднократно сменялись в течение столетия технические приемы резьбы врат. В первой половине века широко использовалась облицовка врат резными пластинами, применявшаяся в то же время в других видах декоративного искусства -
резьбе по кости, басме, чеканке, где пластинами покрывали деревянную основу предмета/ларцы, троны/. Во второй половине века распространилась сквозная резьба, которую выполняли на самих створах врат.
Анализ композиции и декора свидетельствует о том, что царские врата, датировавшиеся в литературе Х1У-ХУ вв., относятся к ХУ1 столетию. Очевидно, на Руси.ранее этого времени резных врат вообще не делали.
Исходя из этого возникает необходимость сопоставления времени появления резных царских врат на Руси и в других православных странах. В литературе такой вопрос пока не затрагивался, но среди значительного количества опубликованных памятников самые ранние балканские врата относятся к ХУ-ХУ1 вв. Болгарские и югославские исследователи справедливо полагают, что декоративные традиции резных царских врат иконостасов ведут свое происхождение от более ранних резных входных дверей в храм, ряд которых сохранился. Появление примерно в о ■ •¡о время на Руси и Балканах резных царских врат связано с дальн< ¡шим развитием иконостаса. Очевидно, на Руси в начале ХУ1 в. использовалась балканская художественная традиция, что подтверждает сравнение памятников.
Однако, древнерусские и балканские врата различаются по своему художественно!^ решению. По краям створ балканских врат проходят плоские обрамления без мелких деталей декора, таких как ромбы, пуговицы или репьи на древнерусских вратах. Живопись клейм балканских врат выполнялась прямо на створах и обрамлялась не ки-отцами, а валиками или профилированными рамками в форме круга или арки. Показательно, что у балканских врат наблюдается та же смена технических приемов резьбы, что и в древней Руси: на более ранних
вратах декор выполнен на тонких деревянных пластинах, в ХУ1 в. начала применяться сквозная резьба.
Во второй главе рассматривается композиция и орнамент почти сорока резных врат ХУ11 в., которые объединены в четыре стилистические группы.
Для первой группы врат характерны подковообразная форма щита, глухие плечики, появление которых было обусловлено упрощением технологии изготовления, и применение плоскорельефной резьбы. В такой резьбе фон углубляли, и орнамент выступал над ним невысоким рельефом. Ята группа, просуществовавшая с конца ХУ1 в. по 1670-е
I I
годы, включает врата из церквей с.Братеева Московской губ., Благовещения Соловецкого монастыря, Логазовицкой близ Пскова и др. Технические приемы и решения, найденные в них, использовались потом во вратах на протяжении всего ХУЛ в.
Изменения произошли и в орнаменте резьбы врат этой группы. Основой композиции орнамента остался побег, создающий сердцевид -ные, ромбические или иные фигуры, характерные для византийской и балканской орнаментики и широко использовавшиеся в русском декоративном искусстве ХУ1 в. Но трактовка растительных форм, окружающих побег, меняется. Они становятся близкими к реальным, а порой даже натуралистическими, их количество увеличивается настолько, что они скрывают сам побег. Яти изменения свидетельствуют о влиянии на орнамент западноевропейского Ренессанса.
Особенно интересны в первой группе врата из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря, сделанные согласно надписи на столбцах в 1633 г. по заказу одного из крупнейших вкладчиков монастыря келаря Александра Булатникова. В надписи сообщается не только время и место их создания, но и имя мастера - резчика Троице-Сер-
гнева монастыря Льва Иванова, что крайне редко встречается на произведениях декоративного искусства древней Руси.
Вторую группу составляют врата с угольниками на филенках, происходящие из церквей Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве, Ризоположения в Московском Кремле и ряда ярославских храмов. Произведения этой группы были широко распространены с 1620-х по 1680-е гг. Они; представляют собой новый тип врат, созданный, по-Еидимому, резчиками Оружейной палаты и оказавший влияние на другие виды искусства роспись по дереву, изразцы.
Отличительной особенностью врат этой группы является композиция филенок, в которых выделены углы. Углы ограничены валиком и имеют сложную конфигурацию, составленную из прямых и дугообразных линий. Композиция филенок напоминает книжные оклады, где на доску переплета накладывали 'металлические пластины, украшенные надписями или изображениями, которые образовывали на переплете композицию со средником и угольниками.
Врата с угольниками появились в 1620-е гг. сразу в законченном варианте, как это было в ХУ1 в. с вратами, украшенными
трилистниками на плечиках и вратами с роговидным спиральным орнаментом. В орнаменте резьбы врат с угольниками заметно сходство с так называемыми композициями "канделябром" эпохи Возрождения, встречающимися на европейских изделиях второй половины ХУ1 в. Однако, между подобными композициями в русской резьбе и западноевропейской резьбе и росписи существуют различия.в форме элементов орнамента, их разнообразии и динамике построения композиции.
Третья группа, названная в диссертации "врата с картушами", включает врата из приделов Симеона церкви Варвары Великомученицы в Ярославле, Гурия и Варсонофия церави Иоанна Предтечи в Толчкове
в Ярославле и Трех святителей церкви Воскресения на Дебре в Костроме . Яти врата относятся к 1650-1660-м годам и были созданы, вероятно, ярославскими мастерами на основании врат с угольниками. Картуши на филенках врат, составленные из переплетающихся стеблей и завитков, в композиционном отношении играют ту же роль, что и угольники на филенках врат предыдущей стилистической группы -
выделяют киотцы на поверхности створ. ___
К четвертой группе относятся врата с пропильным орнаментом, широко распространенные в ХббОгтначале ХУШ столетия. Это врата из погоста Чекуево Архангельской губ., церкви Афанасия Александрийского в деревне Верхкокшеньга Вологодской губ., Успенского собора г.Кеми и др.
Характерными чертами врат этой группы являются цельное композиционное решение створ без членения на филенки, упрощенные формы киотцев, а порой и отсутствиё их, крупный сквозной орнамент с невысоким качеством выполнения резьбы. Орнамент врат составляют мотивы ХУ1 и ХУП вв., своеобразно понятые и схематично переданные. На вратах в различных .вариантах встречается плетеный орнамент и орнамент с ромбической или сердцевидной формой побега. Пропиль-ная техника выполнения орнамента здесь впервые становится основным декоративным приемом, хотя применение ее прослеживается с начала ХУ1 в. Эта группа врат существовала одновременно с расцветом флемской резьбы, однако в ней нашли продолжение традиции русской резьбы ХУ1 - первой половины ХУП вв. Есть основания считать, что выполняли врата провинциальные резчики. Врата с пропильной резьбой завершают эволюцию рассмотренных резных врат ХУП столетия.
Наиболее заметные изменения в ХУП в. произошли в технике изготовления царских врат. В это время не применяется уже облицовка
деревянными пластинами, широкое распространение получила плоскорельефная резьба._В орнаменте отразились стилистические изменения времени - в нем чувствуется некоторое влияние Ренессанса, хотя орнамент сохраняет в основе своей византийскую и балканскую I орнаментику. Форма и композиция врат, найденная мастерами в конце ХУ1 - начале ХУП вв., сохраняется на протяжении всего столетия. Цветовое решение врат ХУП в. такое же, как в ХУ1 столетии
- золоченый орнамент на цветном фоне.
Третья глава посвящена изучению формы царских врат, ее разновидностям и эволюции. Изменения формы царских врат связаны с их верхней частью - щитом, основная часть всегда оставалась прямоу -гольной, поэтому анализируются только щиты врат. В главе рассматривается более ста царских врат, начиная с XIII в., выполненных в различной технике - живописные, резные, басменные, а так же . изображения царских врат на древних иконах и в книжной графике. Привлечение к изучению формы врат произведений, выполненных в различной технике, объясняется тем, что процесс развития формы протекал у них одинаково и имел общие закономерности^ которые нагляднее видны на большом'круге памятников.
В диссертации выделено девять разновидностей формы и-их варианты/шесть из них были установлены в начале XX в. М.Красов-ским без определения времени распространения формы/. В работе выяснено, какие формы, начиная с XIII в., встречаются в то или иное время, в какой последовательности сменяют друг друга, какие из них применялись на протяжении длительного времени, а какие
- недолго.
Одной из самых древних форм щита является полукруглая, существовавшая уже в XIII в. В первой половине ХУ в. встречается киле-видная форма. В сравнительно небольшой промежуток времени с
конца ХУ до середины ХУ1 в. наступает период бурного формообразования, когда появляется шесть новых форм: секирная, пятиугольная, подковообразная, овальная, стрельчатая и с волютами. Некоторые из них, как, например, пятиугольная и стрельчатая, просуществовали всего около четверти,века и не имели широкого распространения, другие захватывают ХУП и даже ХУШ столетия. Наиболее широко рас -
I
пространенными били секирная и с волютами.
К концу ХУ1 в. процесс формообразования замедлился. В это время наиболее популярной становится подковообразная форма, которая использовалась до конца ХУП в. Со второй половины ХУП в. наблюдается возврат к самой простой форме - полукруглой без плечиков.
Период активного формообразования врат с конца ХУ до середины ХУ1 в. примерно совпадает с появлением резных врат в иконостасах. Обилие новых форм царских врат и создание нового типа их декора /резного/в сравнительно короткий отрезок времени можно связать лишь с процессом дальнейшего развития русского многоярусного иконостаса, который,по(мнению М.А.Ильина и Л.В.Бетина, формировался на рубеже Х1У - ХУ веков.
£
Царские врата в храмах АфонБолгарии, Сербии и МакДонии имели полукруглую форму с плечик оли или без них. Остальные формы, характерные для Руси, там не встречаются.
В четвертой главе рассматривается эволюция порталов царских врат, состоящих из столбцов, сени и коруны. Ранее ХУ1 в. порталы целиком не сохранились, но об их форме можно судить по изображениям в книжной графике и на иконах "Покров" Х1У-ХУ1 вв. Здесь мы видим царские врата только со столбцами, без сени и коруны. Вероятно, такие врата со столбцами были характерны для того времени
и связаны с ".существованием алтарных преград и низкого иконостаса. В начале ХУ в. у царских врат уже появляются сени. Самые ранние сохранившиеся из них датированы I4II г. и второй четвертью ХУ в. /из ГТГ и Загорского музея/. Но сень, видимо, не стала еще-обязательным элементом: на иконах и в книжной графике, где давался традиционный и хорошо знакомый образ врат, она не изображалась.
Появление сени связано с процессом развития высокого иконо -стаса и отвечало общему направлению в его формировании - полностью изолировать алтарь. Установленное в данной работе время возникновения сени над вратами согласуется с выводами Л.В.Бетина и М.Л. Ильина о времени сложения на Гуси на рубеже Х1У-ХУ вв. высокого иконостаса.
С появлением в ХУ в. сени можно говорить о начале сложения портала царских врат..В работе порталы, так же как и царские врата, разделены на группы. В первую входят порталы из церквей Спаса Преображения на Нередице/1530-1560-е гг./, Рождества в с.Мо-настырщина/1550-1560-е гг./, Вознесения в Коломенском/1532/, Софийского собора в Новгороде/1528/, церквей Иоанна Богослова на ИЛГШ /1562/, Петра и Павла в Новгороде/второй половины ХУ1 в./ и др. Все они состоят из столбцов и сени, а в ряде случаев и коруны, которая придавала порталу более законченную форму. Наиболее ранним является портал, у которого столбцы, сень и коруна расположены в одной плоскости. Этот тип портала характерен не только для резных, но так же для живописных и басменных врат/например, в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения в Московском Кремле, Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря и др./. Такие порталы существовали в ХУП и начале ХУ1П в. в церквях Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве/1620-е гг./, Афанасия
Александрийского в Верхкокшеньге Вологодской губ./конец ХУП в./, Спаса в Заворине Московской губ./начало ХУШ в./ и др.
Наряду с плоскими порталами в начале ХУП в. появляются перспективные. Среди них можно выделить три группы, для каждой из которых характерно все большее увеличение глубины, связанное со стремлением придать особую декоративность и нарядность иконостасу.
У первом группы, существовавшей в начале- третьей четверти ХУП в./порталы иконостасов Благовещенского собора в Сольвычегод-ске, 'Логазовицкой церкви близ Пскова и др./, ферма порталов аналогична соответствующим формам фасадных архитектурных деталей -перспективным обрамлениям дверных проемов храмов, известных с домонгольского времени. Заглубленность им придавали сдвоенные столбцы и утолщение по краю арочного проема сени, напоминающее архивольт.
У второй и третьей группы, существовавших во второй четверти ХУП в. и в 1640-1680-е гг., для достижения большей глубины портала менялась его, конструкция, в которой стали использовать полые каркасы. Для формы перспективных порталов этих групп характерна ориентация на архитектурные ренессансные порталы Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Таковы порталы иконостасов церквей Благовещения в Соловецком монастыре, Воскресения на Дебре в Костроме, Иоанна Предтечи в Толчкове, Варвары Великомученицы в Ярославле и др. Особенно широкое распространение такие порталы получили в Ярославле.
Изучение эволюции порталов дает возможность сделать вывод о том, что в ХУ1-ХУП вв. существовали две., формы порталов - плоская и перспективная, сменившие друг друга. Глубокие перспективные порталы - яркое и своеобразное явление в интерьере русских хра-
моб. В других православных европейских странах порталы царских врат оставались плоскими.
Заключение. В диссертации сопоставлено по стилистическим признакам более 70 резных царских врат и порталов иконостасов. В основном ото неизвестные ранее произведения. Впервые собран и проанализирован обширный материал по резным царским вратам древней Руси ХУ1-ХУН вв., что позволило представить целостную картину развития этого вида искусства.
В диссертации проведена систематизация врат и их датировок, прослежена эволюция:резьбы. Установлено время появления на Руси резных врат, их происхождение и связи с Балканами.
Конкретный анализ резных врат с рассмотрением их по группам дает возможность сделать.ряд важных выводов о характере раз-пития этого вида художественного творчества. Процесс эволюции шел от усложненных композиций к более простым. Он складывался из постепенного развития, когда к известному и хорошо освоенному художественному решению добавлялось что-то новое, и скачкообразного, при котором отдельные стилистические группы появлялись сразу в законченном виде.
Работа позволяет по-новому, взглянуть на вопрос смены художественной традиции. Русская резьба, начавшая складываться в ХУ1 веке, не прекратила свое развитие в середине ХУП столетия с появлением флемской резьбы, которая не заменила предыдущую традицию, а существовала наряду с ней.
Важными моментами в изучении данной проблемы является-анализ эволюции формы царских врат и порталов. В диссертации систематизированы разновидности формы и определено время распространения каждой из них. Выяснено, что сложение новых форм было обуслов -
лено сложением высокого русского иконостаса.
Изучение эволюции резных царских врат русских иконостасов дает возможность наиболее полного понимания процессов, происходивших в резьбе по дереву в ХУ1-ХУП вв., оно дополняет конкретными данными существующее представление о процессе формирования русского высокого иконостаса и расширяет сведения о русском храмовом интерьере.
Статьи автора по теме диссертации:
1.Сохранившиеся предметы убранства интерьера церкви Вознесения. //Коломенское. Материалы и исследования. 4.1, М., 1991. 0,4 п.л,
2.Резьба русских иконостасов ХУН-Х1Х вв.//Коломенское. Материалы и исследования. ч.2. М., 1991. 1 п.л.
3.К вопросу о методике определения времени создания резных-царских врат иконостасов первой половины-середины ХУ1 в.//Памятники культуры. Новые открытия, 1990 г. М., 1992. I п.л.
-
Похожие работы
- Керамические иконостасы Товарищества М. С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала XX веков
- Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов
- Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов
- Шестистолпные храмы XUII века
- Сельское усадебное строительство Владимирской губернии второй половины VIII - первой половины XIX веков