автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Рекомендательная литературная библиография как средство формирования художественной культуры общества

доктора педагогических наук
Давыдова, Милитриса Ивановна
город
Москва
год
1992
специальность ВАК РФ
05.25.03
Автореферат по документальной информации на тему «Рекомендательная литературная библиография как средство формирования художественной культуры общества»

Автореферат диссертации по теме "Рекомендательная литературная библиография как средство формирования художественной культуры общества"

■ А С " ^ Ч Ч

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОС7ДАРСТВЕНШЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

ДАВЬЩОВА Милидаса Ивановна

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЕИЕЯИ01РАФЩ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ • ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОНЦЕСТВА

Специальность 05.25.03 • Библиотековедение и би&шографоведение

'АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук '

МОСКВА - 1992

Работе выполнена на кафедре отраслевой библиографии Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры ,

Официальные оппоненты:_

Ведущая организация

доктор педагогических наук, црофвсссг Анатолий Николаевич Ванеев

доктор педагогических наук, црофессо Маргарита Георгиевна Вохрыпева

доктор филологических наук, црофесоо Кцрклл Дмитриевич Вишневский

Челябинский государственный инотитут культуры

Защита состоится " 1992 г. в

часов на. заседании специализированного совета Д 092.07.01 до защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном инотитуте культуры.

Адрес: 141400, г. Химки-6 Московской области, ул. йбяиоте' нал, 7 (библиотечный корпус).

С .диссертацией мозно ознакомиться в научной библиотеке института.

' Автореферат разослан " $ " Слл\Л£ 1992 г.

1

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогаческих наук, доцент

В.Т.Клапитя

:!

' I Актуальность исследования

Ценности эатдожественной культуры, накопленные человечеством в течение шюгпх веков и создаваемые в ваш дай, способствуют утвердивши в сознании лвдей нравственных цринципов, основанных на цриоритете ойцечеловеческого по отношению к классовому и национальному, на суверенности личности. Поэтому важно симулировать усиление роли художественной литераядры и искусства в жизни общества, формировать на гуманистической основе его художественную культуру, а значит, актуальной становится рассмотрение рекомендательной бабяиоярафии в качестве одного из средств такого формирования. Это дает возможность объединить на сущностной основе усилия слукб, создавдих рекомендательную библиографическую информацию по отрасли - как сосредоточенную в библиотеках, так и ведущутея в периодической шчаш, через средства иаооовой информации. Совершенствование этой деятельности в направлении формирования художественной культуры общества будет способствовать решении актуальной и вапной соцаально-культурной ~ цроблокы щшойдения наших современников л соотечественников к широкому 1фугу художественных ценностей црошого п. настоящего.

В то гае время исследование рекомендательной литературной библиографии в названной ракурсе актуально п о точки зрения осмысления развивая и, следовательно, прогнозирования дальнейшей судьбы самой этой бзблио1ра$ии как явления кулыуры. Развитие рекомендательной длтерачденой библиографш в течение прах о половиной последних дзояталетий показало, что задачи регламентации чтения рексиевдательн0-бзбш10^рафачесш.а средствами.вое более уступают место задачам даффзрбшщрошнной ивфораздай о широком круге явлений худосественной литература, цредставлящих ойцест-венвнй интерес. ТЬ еачъ овановлешо именно в качество одного из средств формирования художественной культз(рн общества является доминантой разгатая рея ом евда тельной-ли тго?атзфной библиохрафш! га госледзао десятилетия.

Характдртя для со^ремвнноозя установка т воспитание. у человека сеностолтодыгостл ыыилекня, способности выработать свои

я>

собственную жизненную позицию дает возможность формировать художественную культуру общества гак, чтобы она охватила вое духовные богатства, созданные человечеством. Иакие возможности открылись и благодаря тому, что неизмеримо расширился круг явлений худоаественной культуры црошлого и настоящего, функционирувдих в обществе, и благодаря талу, что самой логикой общественного развития снимаются запреты на их популяризацию, пропаганду различными средствами. Это делает актуальным, созвучным современности взгляд на рекомендательную литературную библиографию как средство формирования худоаественной культуры ойцества.

•' Научная новизна исследования

Шучная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании направлений и перспектив рекдаендательно-бнблио1рафичвской деятельности в области художественной культуры в наш дни, когда особое значение и новый смысл обретает просветительская работа и в то же щемя делаются попытка отрицать целесообразность в современных, условиях рекомендательно-библиографической деятельности, которая является частью цросветательокой работы. Эшм попыткам противопоставлено в даооертации утверздение возможностей рекомендательной литературной библимра^ш как средства офаве-ния - с позиций современности - художественной литературы црот-лого и настоящего во всей сложности, многообразии явлений и овя-зей мевдг явлениями, как оредотвй создания - в целях ориентации читателей - широкой панорамы мира художественной литературы и тем самым содействия формированию свободной от идеологических дота, самостоятельно мыслящей личности.

Факое понимание рекомендательной литературной библиомании, выдвинутое и обоснованное соискателем, являетоя новш в бийлио-графоведении. В то хе время оно - закономерный результат развития библиографоведческой мысли на протяжении трах последних десятилетий.

Рекомендательная литературная библиырафия рассматривается в библио1рафоведческих работах обычно в комплексе о библиограф ей искусства (эстетический комплекс) как средство астатического воспитания, художественного развития личности, фи этом последователи иоходят из характера чтения различными читательокиыи хрущами литературы эотетнческого комплекса, потребностей лич-нооти в ойцении о искусством на разных отадиях ее развития. Ио-

годным моменте»,I цри такал исследовании является личность воецри-нимапцего художественную литературу и искусство, его потребности в общении с миром художественной культуры и то, каким образом • эта потребность монет стимулироваться, удовлетворяться, развиваться с помощью средств рекомендательной библиографии.

Посредничество меяду личностью и мира! художественной культуры осуществляется не только рекомендательной библиографией и даго не в первую очередь ею. Поэтому в тех исследованиях, которые показывают рекомендательную библиографию как часть работы ло эстетическому развитию личности, сама эта библиография как бы отходит на второй план, что соответствует объективной кщтне соотношения составных частей этой области цросветительской деятельности, но но дает возможности всестороннего изучения данной отраслевой библиографии, поворачивая ее в одном - цусть первостепенной важности - ракурсе1.

В других исследованиях, тле внимание сосредоточено на отраслевой библиографии как средотво эстетического развития читателей^, больше возлохшостей для детального рассмотрения отрасловой -рекомендательной библиографии, однако за рамками остаются валшо шленга, но связшпшэ непосредственно о воспитательным воздействием на читателя.

К ТО-м годем слоЕилась лстшигого-пвдагогичсская концепции рекомендательной библиографии (понятие введено в библиографове- • денае А.И.Ьроуксм). Суть ее состоит в том, что рекомендательная байлиографм понимается как средство содействия непрерывному, поэтапному образованию и развитию личности. Она выракена в работах, посвященных кок рекомендательной библиографии в делом (Ю.М.!1^тов), так п отраслевым библиографиям, цреимущеотвенно эстетического комплекса (С.А.Трубников, Ю.С.Зубов, А.Н.Горбунов, Н.ИЛУсева). Ю.С.Зубов к создателям этой концепции цричисляет и авторов, изучащих но отолько библиографию, только чтете -Л.И.Беляеву, Л.Г.йбицкую, И.И.ТйхомиронУ. 'В этих работах показано, каким образом реализуется на практике и должно реализовать* Зубов Ю.С. аблиограйги и художественное .развитие личности. -м.: Книга, 1979. - 144 с.

о '

Трубников С.А. Литературная библиография как средотво эстетического развития читателей. - М., 1970. - 238 с.

ся в дальнейшем положение об изоморфно с та системы рекомендательной библиографической информации хедактфу читательской деятельности на разных этапах читательского развития.

Исследования соискателя в области литературной библиографии долгое дремя в значительной мере развивались в русле психолого-педагогической концепции, что отразилось в опубликованных рабо- . тах 70-х годов, хотя возникали и опоры с отдельными теорешче-скими положенил-д ее представителей. Но именно эта исследования и опоры привели автора к пониманию затрагиваемых в ходе развитая этой концепции воцросов как части долее общих цроблш н цреаде всего цробледа ьшогшфного отражают щра художественной ллт&-- ратуры средства™ рекомендательной литературной библиографии.

В 1979 году Ю.С.Зубовым била выдвинута инйашационно-псиа;оло-гаческая когоегогор (см. его указанную вше работу). Основным достоинством этой концепции, на нал взгляд, является« во-первых, рассмотрение рекомендательной библиографии в ряду других форм работы да эстетическому воспитанию, и, во-вторых, соотнесение рекомендательной библиографии не только с чтением литературы эо-тетического. ко;.шлекса, но и о потребностями в информации об источниках познания, различными па различных этапах читательского развития. С этим связано утверждение Ю.С.Зубэва, что рекомендательная библиография "следует за двфференциэдией читательского мира, фориированиам и развитием ого информационных штр обнос той" и "во всех'развитых формах... изшорфна читательской деятельности как орнентцровочио-исоледовательокой" (названная ешэ работа, с. 33).

Исследование рекомендательной литературной библиографии год углом 'зрения дашсологочюдагогической и пнфориацаошю-пенхологп-ческой концепций, перспективное и теперь, позволяет выявить образовательные и просветительские возмозностп рекомендательной литературной библиографии со отношении к личности. В наш дш мно-гшерное отраЕение одра художественной литературы средств&чя рекомендательной библиографии становится условием осуществления этих возможностей. Поэтому последованио рекомендательной литературной библиографии как средства художественного развития личности дсишно сочетаться о исследованием этой библиографии как средства моделирования мцра худоаественной литературы под угяш зрения современности, что гоедускатодваотся лнЗюто'анттотао-куд^-чур^огд^оскоД коццепци^. ,

Информационно-культурологическая концепция рекомендательной • библиографии была выдвинута и обоснована соискателем в 1983 году на Всесоюзной научно-практической конференции. В соответствии с этой концепцией основная задача рекомендательной библиографии -моделирование духовной культуры общества дня дифференцированного удовлетворения многообразия групповых и личностных интересов читателей, подготовка и распространение в этих целях сведений о цроизведениях печати и других документах. В диссертации эта концепция применяется к анализу литературной библиографии. _

В соответствии с информационно-культурологической концепцией рекомендательная литературная библиография входит в художественную культуру общества, которую составляет совокупность созданных а усвоенных данным обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания и усвоения обществом п'каздым отдельным человеком, распространения и восприятия. В-сфере художественной культуры рекомендательная литературная библиография является средством отражения совокупности духовных ценностей прошлого и настоящего, которые соответствуют современной культурной пара- -датаэ. "йшое понимание заставляет видеть в рекомендательной. литературной библиографии и одно из средств формирования названной совокупности духовных ценностей, поскольку отражение делает их зримыми, запечатленными в источниках рекомендательной библиогра-фгчеокой информации, внедряет в сознание общественности, которая, в свои очередь, играет активную роль в отборе духовных ценностей для формирования личности современника.

Все это делает рекомендательную литературную библиографию необходимым компонентом худояественной культуры общества. Как никакая другая область популяризаторской деятельности, она, благодаря свернутости информации, способна воссоздать широкую панораму мира худонественной литературы, помочь освоению этого мира в различных ракуроах, цродиктованных многообразием читательских интересов, среда которых - интересы н т.а.гам,' ггщрам, литературным направлениям п стилям, воаду спектру нравственных проблем, освещаемых в художественной литературе.

В трактовке рекомендательной литературной библиографии как облаоти художественной культуры общества'и в то же время как средства ее отражения и формирования (в части худозкественйой литературы), в информационно-культурологической концепции, на основании которой цроводится целостное рассмотрение этой библио-

е.

графин и на основании которой, с нашей точки зрения, только и мояно его цровести, в том, что подобное целостное рассмотрение впервые цроводатся по отношению к отраслевой рекомендательной библигарафци, состоит научная новизна работы.

Бе научная новизна состоит и в тда, что здесь соискателем впервые цри исследовании рекомендательной библиографии было применено понятие актуальной культуры, которое весша плодотворно цри изучении деятельности учреждений, опособотвувдих функционированию в обществе культурных ценностей вообще и художественных ценностей, в чаотнооти. Понятие "актуальная культура" было цред-.лояено Л.Н.Коганш и Ю.Р.Вишневокш в 1972 году и определялось 'ими как совокупность духовных ценностей простого н настоящего, а также видов культурной деятельности, которые практически попользуются обществом дня формирования личности*. В дальнейшем это понятие не разрабатывалооь в теоретическом тане, однако оно употребляется культурологами цри характерного динамики культурной аизнп общества. С понятием актуальной культуры связано духовное воогроизводство, которое оцределяетоя как "систзма общее таенных отношений, направленная на использование и цродуццро-вание духовных ценностей, на формировании личноош.

Рассмотрение рекомендательной библио1рь$ш как средства фор- • мирошния.актуальной культуры позволило увадеть ьадную культурологическую функцию этой блблиогра1]ш. Oía - п только она - способна сформировать на ооновании данных современной науки и культурной парадоксы, организовать в единое целое тот пласт духовных ценностей, который должен быть в cffiqpe шпшшш общественности. Задача эта иояет быть.разрепеш, еолц ой будет подчинена даятелъ-ность воех библиографических средств, начиная от информации о лучших книгах по каналал шосоеых калцушкаций ц в контексте библиотечной работы и кончая поцул^рннап <5п&тао1рафэтоскЕа иэдапп-ями.

Информацпонно-кулыурологаческая концепция даяа воггкшюоть в диссертации:

1 Коган Л.Н. и Вишневский Ю.Р. Очерки теории социашошчоской культуры. - Свердловск, 1972. -.С. 88.

2 Коган Л.Н. п Сесгална И.В. Духовное воспроизводство. Методологические а социологические цройлеш. - Tanca, 1986. - С. 30.

- рассмотреть рекомендательную литературную библиографию с позиций социальной эффективности, акцентировать внимание на выполнении библиографической системой ее общественных функций по отношению к различным сферам общественной лизни;

- объединить на сущностной основе различные формы этой библиографии, как пряло направленные на продвиаениё книг к читателям, так и служащие в первую очередь информацией о происходящем в щре литературы;

- цредставить непосредственную помощь в самообразований, выборе книг для чтения как относительно частные задачи рекомендательной литературной библиографии.

В диссертации выдвигается и обосновывается определение рекомендательной литературной библиографии как средства отражения и формирования худозествешюй культуры общества для дифференцированного удовлетворения многообразия групповых и личностных интересов наших современников и соотечественников к худояественной литературе и средства подготовки п распространения в этих целях -сведений о произведениях почати п других документах. •

Т5шм образш, основным результатом, оцэаделявдам научцзп? норизну исследования я личный вклад автора в библиографоведегше, является создание на базе современных достижений н понятийного аппарата ряда наук целостной теории рекомендательной литературной библиографии как средства моделирования худояеотвенной культуры ойдества в целях содействия формированию личности.

Ершленениа этих теоретических оснований при рассмотрении современного состояния' рекомендательной литературной библиографии дало возмоаность:

- выявить тендепдио развития рекселендательной литературной библиографии к все более разностороннее отражению худонзствен-ной культуры ойдества;

- обосновать личностный подход бпйшогрйфа к литературным явлениям;

- црогнозирошть направления развития новых яанров в рекомендательной литературной библиографии;

- обосновать хграктер связей рекомендательной би&шографачо-ской информации различных форм, их взаимодополнение.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что анализ одной из отраслевых библиографий как целостного образования, как одного из средств формирования духовной культуры общества может

быть применен и цри исследовании других отраслевых рекомендательных библиографий и рекомендательной библиографии в целом. Такая концепция открывает новые перспективы развития рекомендательной библиографии, которая всегда будет существовать в различных, порою неожиданных формах. Ведь читательская потребность в информации о дримечательном, ввдашемся, актуальном в мире литературы, искусства, Hai.cn нецраходяща. Т&кая концепция демонстрирует не-щавомерность отождествления рекомендательной библиографии с примитивно понятым руководством чтения, трактовки ее только как средства целенаправленного идеологического воздействия, как преимущественно охранительной. Эта трактовка связывается о у!фепив-'шейся за библиографией с популяризаторскими, в сущности, задачами термина "рекомендательная", вызывающего порой негативные эмоции. С новой остротой поэтому встает давно обсулдащийся в среде библиотоафов вопрос о замене термина.

Исследования библиотрафии в целом с точки зрения ее социального статуса как феномена культуры, ее культурологического значения признаются перспективными и в качестве направления дальнейшего развития библио1рафоведения (А.В.Соколов, М.Г.ВохрышеЮг-"Сов. библиография", 1991, И 3).

Таким образом, защищаемая диссертация является теоретическим исследованием актуальной и важной социально-культурной проблемы, .а примененный цри ее решении информационно-культурологический подход может положить начало новому направлению в библиохрафове-дении.-

В качестве базы исследования используются приводимые в работах культурологов, искусствоведов, литературоведов данные о функционировании явлений художественной литературы в общэотве, наблюдения библиотековедов и исследователей чтения над особенностями запросов различных категорий читателей, использованием рекомендательно-библиохрафачеокой информации. '

В диссертации в большой мере попользован практический материал, в разработке которого диссертант принимал непосредственное угас тле. В 1956-1970 годах, когда соискатель работал библиогра-фш в Отделе рекомендательной библиографии ГШ, создавались библиографические работы, совокупность которых определила основные черты ныне .существующей и разнивапцейся системы рекомендательных библиографических пособий. Соискатель является соавторам семнадцати рекомендательных библиографических пособий, редакторш не-

окояышх библно1рафпчеоких изданий. Осмысленно деятельности библиографов - авторов рекомендательных указателей - велось в многочисленных статьях, рецензиях, обзорах, методических рекомендациях читателям и библиотекарям, опубликованных диссертантом, начиная о 60-х годов.

Вое это в конечном очете легло в основу диссертации, помогло сформировать ее концепции.

Использован п опыт применения рекомендательной библиографической информации в различных областях библиотечной работы - в изучении и комплектовании фонда, работе с читателями. Это опыт л сп.?ого соискателя п студентов - авторов курсовых и дипломных работ, написанных под руководством соискателя.

Апообзция исследования и эго значение ящ блбтаоточно-блбгоографдческой ,практаки

Всего по проблемам библиографии соискателем опубликовано около 80 работ. Это статьи в центральных научно-црактпчееккх . ц?ршлах и гаучннх сборниках но бзбяаирашлп и библиотековедении, учебные материалы, бяблисцрафические пособия. Остановился па основных, по црешотсству теоретических работах.

Содержании диссертации отрагэдо п деионцровакной в ШЮ Ии-схраультура монографии "Рокомсндахельная литературно бпблло-1ра[Тш1:- специ^лка а гюзюгноси в качество сродства формирования, зудогественной культуры общеопзап Ш., 138Э).

Отрагаищия шиболеэ общнэ, црянцшиальшго полояенпя, легаше а основе той кондещпд, которая вцрапена и дассегртадлп, являются такта оледутадаэ цубяпкацня. Статья "Специфические возмокностя рекдаеядатольной бпйлпохрафза а форщроЕании духошой культуры" (1984). Здесь . изложена 'П1ф!тага1Ш01ШО-культуролйгаче-скал концепция рекомендательной библиографии. Статья "Сущность организации рриенпгровочвой деятольноси читателя средствами ре-пелендательной литоратурной библпограс^пп" (1991}, в которой ут-вфздпотоя, что ориентация гататсда в 'миро худоЕеотвенной лито-ратуры предполагает ооэданио шдела этого ыцра с позиций современной пауки л общественной пгзкн, а такса разработку подстил углсг.1 зрения модели мцра печатных изданий- по отрасли. Статья "Новый яацр в рекомендательной литературной библиография" • (1987), в которой рассматриваются овязп рекомендательной литературной библиографии и литературоведения, утверждается перепек-

ы

тивность "гифидаых" - литературоведческих и библиографических -авцров дан поцуляризации знаний в облает художественной литературы. Тезисы доклада на 7 Научной конференции so фойодш книговедения (1992), в которая утверадается статус рексы ендатель-ной литературной библиографии как необходимого Компонента современной художественной ку.Чтуры оСцества, раыфываится уникальные ее возиоаности в содействии просвещению.

Шсли, высказанные в эшх статьях и тезисах, явились и тогой исследований, отраженных в других опубликованных работах автора. Статья "Литературная рекомендательная библиография л ее ойцеот-. венное назначение" (1970) - наиболее ранняя из теоретических работ на тему диссертации. Здесь утверждается в качеотве общественного назначения рекомендательной литературной библиографии содействие цросвещению, воестсроннемг духовному развит» личности, а в качеотве задачи совокупности рекомендательных библиографических изданий - содействие поэтапному поотикению ценностей мцровой литературы. Утвдрвдение, что основное назначение рекомендательной <>ибдиохрафии - в том, чтобы способствовать цриобще-нию читателей к объективно сущеотвдгпщш духевнш ценностей, развивается и в полемической статье "О рекомендательной библиографии как сиотеме" (IS7I). Многочисленные отклики вызвала - н продолжает вызывать да сих пор - отатья "Роль личносш библиографа - в цроваганде худовественной литературы" (1972). Здесь впервые была развита мысль о тем, что в основе деятельности библиографа додано латать личноотное отношение к литературным ценностям. В отатае "Литературная рекомендательная библиография на душ оо-эдания системы указателей в пшодь оауоофаэрвашвР (1974) характеризуется окладыващаяоя система рекомендательных библиографических пособий. Здесь обосновано гологанне о своеофааан классификации пособий литературной библиографии so целевоцу и читательскому назначению, высказано мнение, что в оонову этой классификации дслаев лечь уровень знаний в цредотавлений читателей о художественной литеразурв, соотносимый в пзввотной отепени о общим кулыурнда уровнем, о уровнем образования, выдвинута идея интенсивного в экстенсивного сеаоофазованая. Эта работа используется и теперь в учебной процессе, она рекомендуется в учебной щюхрамме ■ "йблиография художественной литературы п литературоведения" (1988) и в учебнике того ае шзвания (1985).

а

Проблема целевого и читательского назначения более детально' рассмотрена в статье "О читательском и целевом назначении рекомендательных библиографических пособий" (1977). Здеоь характеризуются две группы адресатов рекомендательных библиографических пособий ш художественной литературе и искусству - "молодые читатели" и "любитати литературы". Эта статья вызвала полемику в печати: о возражениями цротав умаления социального статуса читателей как основы для классификации адресатов библиографических пособий еыотупила *«!.А.Богадельшкова ("Сов. библиография". 1980, В 5). Дальнейшее развитие рекомендательной литературной библиографии подтвердило право ту дяссготанта.

Некоторые существенные сообраяения о рекомендательных библиографических изданиях бшш высказаны по конкретным поводам. В рецензии на указатель "Советская литература. Роман. Повесть" СРскшендатэльшй указатель ш поторш развития советской прозы", 1978) высказана шелъ. о характере связи рекомендательной библиографической информации. о современном литературном цроцессе (бзблпографзя поЕлнох) н о литературном наследии. В рецензии на ~ указатель "Сквозь даль веков. Из сокровищницы зарубоЕной поэзии" (Теномендатальшй указатель, яоевязопный зцрубеяной поэзии", 1976) обоснована рать пергачиой информации как воополнящей "но-достащло звзгоя" э представления читателя о данной области литературы, а тахго воалогнооть в бибяиографгееоких изданиях - ' благодаря СЕсрпутоога информация - сшптнвать шцрокаласштабные тез, оовззать цроблоо, которые щэ только возникают й литара-

?ЭРОВОДО!ШП.

В работах диссертанта рассштриваштоя и другие формы рекомендательной. бзйтаогргфгческоЗ информации. О задачах рецензий и аннотаций па новые книги в ля тцратзрно-эдоиготвешшх щтрналах го-крится а отатьо "Рецензия - "пятеркп" я "двойки"?; оцубопшован-пой в "Литературной газете" (1983), о.гадатах црпкшпшх списков - в отатьо-"Црикшшшя блбяпогрс&тя в популярных литературо-вадческшс издании" (1975). ,

Анализ, о одной стороны, сиотсга рсксмсндателышх библиографических пособзй, а о другой отсроны, библиографической информации в лптератзрно-худояеотвеннах г^рпалах, в литературоведческих изданиях поолутал основой для йцработкп принципа классификации литературной рекомендательной библиографической информации, отличного от ранее известных (статья "Принципы классификации лате-

. спорной рекомендательной библиографической информации" (1982). На эту статью ссылаются в своих работах библиографы-црактики ("•В помсщь использованию рекомендательно-библиографических пособий по художественной литературе". М., 1986. С. 5).

В учебном пособии "Библиография зарубежной художественной литературы в _аботе массовых библиотек" (1974), статьях "Роль библиографических пособий по литературе в образовании и самообразовании" (1979), "Дифференциация методики пропаганды худо-Еествепной литературы" (1983), "Направления комплектования фонда ЦЕС зарубенной художественной литературой" (1984) разрабатываются различные нахравления использования рекомендательной библиографической информации.

Положения, находящиеся в основе доосертащш, в двух из названных публикаций разрабатывались на материале оточеотвенной библиографии а ару беги ой худогеотвенной ла горазды. Это ©одолжило тецу кандидатской диссертации соискателя "Основные теоретические и мотодаческие вопросы &лбди оэдафзровалия здрубелпой художественной литературы" (1963).

Проблемный обзор работ и высказываний отечественных баблио-1рафоведов дай в ста^ьо "Советское бабаио1рафоведэние о теоретических п методических вопросах рекомендательной библиографии художественной лнтературн п литературоведения" (1978). Эта работа в конце 70-х годов вызвала отклик в польской печати.

Осноеныо полоаеквд дасссртацш! излагаются в лекциях по курсу "В1бяпографал худоягеташшой латараозры и литературоведения*, который постоянно, начиная о 1Э70 года, читается соискателем в Московское государс тзешш институте культуры п ошЕодачаски -в Киевском и Ровэнсхом гооудцрогвешах институтах культуры, а также в лекцаях^аа факультете повыишпш квалпфакахеш псковского государственного нет сну та культуры преподавателя;! библзогря фш средних опеидальнш: и шеидх учебных ааводонай.

Значение выполненного исследования для бибяяотечво-бибгщо-гоаЗической шяктики состоит в следующем?

- результаты исследования сриенщруютйз биографов на щро-кое и объективное, основанное на щрабокшанх литературовед внаем ценностных критериях озраавшо п цодшщроваиие щра худосо-ственной литературы, дают возможность осознать ваавооть своей просветительской задачи, создать ш этой базе систему, сбъода-

нящую различные формы рекомендательной библиографической информации ;

- в исследовании обоснована необходимость в современных условиях самостоятельно существующей рекомендательно-библиографической службы, систематически осуществляющей слежение за потоком литературы, его своевременный аналитико-синтешческМ анализ, и, следовательно, необходимость развития и совершенствования этой службы;

- в исследовании выявлена диалектическая связь между средствами библиографической информации о современней литературном процессе и литературном наследии, мезду библиографическими источниками, способствущими интенсивному и экстенсивному самообразованию, роль личностного подхода библиографа к явлениям художественной литературы, что укрепляет теоретическую базу, на которой строится система рекомендательных библиографических пособий; -

в исследовании обоснована перспективность библиографических танров, в различных вариантах соединявших рекомендательно-библиографическую, литературоведческую информацию и антологию литературных текстов, что должно способствовать их развитию и совершенствованию;

- теоретические положения диссертации реализованы в деятельности соискателя как автора и редактора рекомендательно-библио-' графических пособий и материалов, изданных центральными библиотеками, а также в многолетней работе над аннотированной цветной карточкой - ванным средством формирования и раскрытия библиотечных фондов. За три десятилетия, начиная о 60тХ годов

и до 1992 года, в процесое работы над аннотированной печатной карточкой отобрано из потока новых поступлений и проаннотировано диссертантом более трех тысяч изданий художественных цро-изведений и литературоведческих работ..

Значение исследования для преподавания курсов библи'огоайии на библиотечных факультетах высших и средних учебных заведений состоит в тем, что благодаря предпринятому целостному рассмотрению одной из отраслевых рекомендательных.библиографий

- обрел целостность раздел курса "Библиография художественной литературн и литературоведения", посвященный рекомендательной библиографии, усилилась его теоретическая база;

И/.

- созданы щ>едпосылки для аналогичной разработки этого раздела в'учебных курсах по другим отраслевым библиографиям с учетом их специфики.

Методологической основой диссертационного исследования является, прелде всого, положение о приоритете общечеловеческих цен-ностей-и интересов перед классовыми, национальными. Эти ценнооти, в сущности, утверадаются мировой художественной культурой на протяжении столетий и, следовательно, подход к изучению художественной культуры плодотворен только тогда, когда зиждется на названием выше приоритете.

С этим связано и лежащее в основе исследования убеждение, что художественная литература как часть духовной культуры общества способна положительно воздействовать на нравственный климат, то есть, в конечном счете, что "красота спасет мир", по известному выражению Ф.М.Достоевсксго.

Методологической основой исследования является также положение о принципиальной познаваемости - для несп'диалиота - той области духовно:! кулыуры, к которой стремится приобщить читателей рекомендательная литературная библиография.

Теоретический материал по исследуемой проблеме (роль литературоведения как общественной науки, "тираничные" медцу литературоведением и библиографией жанры) диссертанту дали труды'В.Г.Белинского, А.В.Луначарского.

В диссертации использованы исследования современных отечественных культурологов. Наиболее значимым для проблематики диссертации цредотавляетоя положение об актуальной культуре, которое разрабатывается Л.Н.Коганоы в соавторстве с Ю«Р.Шшневским, И.В.Сесшиной, об особенностях функционирования в современном обществе художественных ценностей прошлого и настоящего (Ю.У.Фохт-Бабушкин, Е.В.Волкова).

Опирался автор и на работы библимрафоведов, библиотековедов, исследователей чтения П.Н.Беркова. Б.Я.Бухштаба, А.Н.Ванеева, М.Г.Вохрышевой, К.Н.Дерунова, Н.В.Здобнова, ДЛ.Иванова, О.П.Кср-щунова, И.Г.Нрргенштерна, НД.Рубакина, Е.ИЛ'ыокина, А.В.Соколова, С.А.Трубникова, А .Г. Фомина, О.С.Чуберьяна.

В диссертации применяются различные методы исследования. Работа вапиоана, с одной стороны, на основе индуктивного метода - анализа современного состояния рекомендательной литератур-

ной библиографии с точки зрения ее содержания, назначения, методики библиографирования. Ход и результаты этого анализа нашли отражение во многих опубликованных работах диссертанта, поэтому появилась возможность в значительной мере вынести его за пределы диссертации. В тексте диссертации отр&тшо то новое в отраслевом библиографоведении, что вытекает из этого анализа. Таковой является целостная картина системы пособий отраслевой рекомендательной библиохрафии и перспективы ее развития, а также представление о характерных особенностях и месте в системе рекомендательной библиографической информации нашей отрасли других фсгрм этой информации.

С другой стороны, применялся п метод дедукции. Современная рекомендательная литературная библиография осшсливается в диссертации на основе тенденций развития художественной культуры и задач приобщения к художественным ценностям пщроких читательских прутов, фа этом'ш опирались на работы отечественных ученых, занимающихся вопросам развития культуры (среда них - И. В. Бес ту-. сев-Лада, Л.Н.Коган, Д.С.Лихачев, Ю.У.Оохт-Еабушш), а также зарубежных исследователей культуры (среди них - Р.Эскарпп, Х.Гобард, Д.Янкелсвнч, П.Х.Манн).

В диссертации сделана попытка применить к рекомендательной литературной библиографии метод системного анализа - проанализировать эту библиографию во внутренних связях ее элементов и внешних связях о близкими ей по характеру областями деятельности, а также оперировать не только фактами, библиографическими явлениями, но и проникнута в щоцесс их создания.

Цри анализе рекомендательной библиографической информации, существующей в контекста художественной литературы и литературоведения, применялись статистический метод . Использовал в диссертации и метод моделирования. С его помошьа построена модель взаимодействия и взаимодополнения разлгашх форм рекомендательной йлбгаограгрчесхоЯ информации, а такжо модель ристсш рекомендательных библиографических пособий, которая является теоретической п в то ео гребля воплощена в действуадпх в настоящее время библиографических пособиях. При анализе отбора, характеристики литературных явлений в библиографических источниках применялся метод литературоведческого анализа.

В диссертации использовал исторический метод, а также метод источниковедческого анализа. Цркмененные к библиографоведчееккл

исследованиям, они дали возможность показать, как освещалось в науке да разных ее этапах развитое рекомендательной литературной библиотр&Тпи. Примененные к источникам рекомендательной библиографической информации, они позволили выявить зависимость рекомендательной библиографической информации от обусловленной временем установки общества на 'Нормирование того или иного типа личности.

К-анализу процесса отрадения и формирования художественной культуры общества средствами рекомендательной библиографии был применен и метод восховдения от абстрактного к конкретному, впервые использованный в библимрафоведении Ю.М.Тутовым и О.П. ■'Коршуновым. •

Объект и поедают исследования, его цели q задачи

Объекта.! исследовшшя является отечественная рекомендательная библкогоайия художественной литературы и литературоведения (литературная библиография) на современном этапе, начало которого относится ко второй половине 50-х годов, когда была выдвинута идея создания системы рекомендательных библиографических пособий и сделаны первые наги в ее осуществлении. В диссертации эта библиография рассматривается как специфическое, основанное на вторично-документальной, свернутой информации средство Формирования художественной культуры общества - и это является предметом исследования. Рекомендательная литературная библиография стала объектом и предметом исследования из-за ее исключительных потенциальных возмояноотей в формировании духовной культуры общества. Ведь само существование произведений художественной литературы как общественного явления неразрывно связано с функционированием в обществе в виде печатных изданий и других форм публикации, посредством которых документ вводится в общественное обращение (1рамзашси, видеозаписи и т.п.), а эти формы цредстав-ляют собою непосредственный объект рекомендательно-библиографической деятельности. Таким образом, в эту деятельность вовлечены, в сущности, сами явления художественной литературы - црямой объект общественного интереса. Эта особенность побуждает рассматривать в первую очередь именно литературную рекомендательную библиографию в качестве средства формирования духовной культуры общества (в той части, которая касается художественной литературы) , выдвинуть содействие тай ому формированию как задачу, кото-

рая объединяет усилия слуяб, создавдих различные формы рекомендательной библиографической информации о худояествешюй литературе а литературоведении. Диссертант ставит целью создать оптимальную модель результатов деятельности этмх слухсб, стремится обосновать возможные пути использования рекомендательной библиографической информации и, следовательно, пути совершенствования ее под углом зрения такого использовшшя.

Целостное рассмотрение рекомендательной литературной бийлио-1раф£Ш под углом зрения формирования ею актуальной художественной культуры обусловило в качестве задач исследования разрешение следупдих неразработанных или мало разработанных щюблем:

- выявление связей рекомендательной литературной библиографии о другими средствами формирования актуальной художественной культуры - о литературоведением как наукой и популярной литературоведческой продукцией, о процессом обучения литературе в школе и вузе, с работой массовых библиотек, а также выявление тенденций

в рекомендательной литературной библиографии, которые возникают благодаря связям с кавдой из этих областей; •

- осмысление характера связи рекомендательной литературной библиографии о научно-вспомогательной литературной библиотрафией;

- определение особенностей реализации в данной отраслевой библиографии общих для рекомендательной библиографии задач;

- классификация форм отраслевой рекомендательной библиографической информации, взаимодействие и взаимодополнение этих форм

в соответствии с выдвинутой концепцией и особенностями отрасли;

- анализ системы, рекомендательных библиографических пособий с точки зрения моделирования ею мира художественной литературы;

- изучение использования рекомендательной библиографической информации в различных областях просветительской деятельности, а также выявление, в соответствии с концепцией работы, и даугих возможностей такого использования;

- изучение всех плодотворных идей, выдвинутых и развитых в библиохрафоведении, библиотековедении, педагогике, культурологии, и их интерпретация в рамках информационно-культурологической концепции рекомендательной библиографии;

- обогащение системы понятий и терминов, связанных с рекомендательной литературной библиографией.

У8

Положения, выносимые на зэлиту

1. Рекомендательная литературная библиография является необходимым компонентом современной художественной культуры общества, пронизывая различные области популяризаторской деятельности, выступая в неразрывной связи с литературоведением и критикой и

в то та время являясь самостоятельным, обдадащим уникальными возможностями средством содействия просвещении.

2. Рекомендательная литературная библиография является средств»! отражения и формирования художественной культуры общества дня ориентирования читателей в мире художественной литературы, дифференцированного удовлетворения групповых п личностных интересов к художественной литературе и средством подготовки и расфостранения в этих целях сведений о произведениях печати и других документах.

3. Сущностью организации, ориентировочной деятельности читателя средствами рекомендательной литературной библнограри является разработка на научной основе модели актуальной художественной культуры (в части художественной литературы).

4. Задача рекомендательной литературной библиографии и цреадэ всего системы библиографических изданий состоит в тал, чтобы содействовать функционировании в оСсцестве явлений художественной литературы, составляющих актуальную художественную культуру, то есть ознакомлению читателей с заслулнвапцнш внимания новинками литературы, зацеплению в чтении тех цроизведеялй, которые выдержали проверку Еремонем, введению лучших произведений недавнего цропшого в историко-литературный контекст (в сознании читателя), пересмотру литературного наследия, под углом зрения современности. '

5. Источники рекомендательной литературной библиографии целесообразно использовать в культурологическом аспекта и детерминировать такое использование цри их создании.

6. Реализованный в диссертации по отношению, к литературной библиографии подход целесообразно црименитъ цри исследовании друтах отраслевых рекомендательных библиографий и рекомендательной блблиографгш в целом.

ОСНОВЮЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава диссертации называется 'Толь и назначет;о реко-иендательно^ литературной библиографии как области художественной культуры". Рекомендательная литературная библиография рассматривается здесь как необходимый, компонент художественной культуры общества, составная часть различных областей просветительской деятельности, связанной с эстетическим образованием, посредничеством ыедду произведениями художественной литературы и чигапдей публикой.

В первом параграфе рассматривается понятие "актуальная художественная культура". Она определяется как совокупность тех художественных ценностей прошлого и настоящего из функционирующих в ойцестве в каждый данный период времени, которые соответствуют культурной парадигме данного этапа развития общества и используется обществом для формирования личности/

Круг явлений актуальной художественной культуры постоянно изменяется, с одной стороны, в силу изменений в общественной жизни, в ценностных установках и, с другой стороны, под влиянием регла-ыентаций сверху, вызванных, в конечном счете, отрешением способствовать формированию такого типа личности, который находился бы в соответствии со сложившимся общественным порядком. Эти процессы могут быть взаимно согласованными, а Ыогут противоречить ДРУГ другу. Еумашстический смысл художественных ценностей прошлого и настоящего, общественному функционировании которых содействовала рекомендательная библиография, на всех этапах общественного развития не позволял ей уйти от внедрения в сознание читателей общечеловеческих ценноотей, формирования личности на их основе, хотя в ряде случаев 1фуг этих ценностей искусственно сузился утверзденной сверху установкой на формирование личности, не споообной разбираться в олишксм сложных жизненных цроцесоах, избегащей цроблем, которые предполагают возможность альтернативных решений.

Только исходя из установки формирования у человека самоотоя-тельноотп мышления можно формировать актуальную художественную культуру, которая схватывала бы вое духовные богатства, созданные чаловечеотвсы. Создатели рекомендательной библиографической информации в наш дни видят свою задачу' в том, чтобы найти в актуальной, популяризируемой и продвигаемой к читателю культуре

хо

место всем значима.! для современников явлениям литературы прош- ' лого и настоящего, веста дифференцированную информацию о них, обращенную к читателям различного уровня знания художественной литературы и различного характера интересов.

Средствами формирования актуальной художественной культуры являются: I) всевозможные библиографические средства, в том числе используемые массовой периодической печатью, каналами массовой информации (радио, телевидение), библиографическая информация, создаваемая читателям и реализуемая цри комплектовании личных библиотек, 2) популярные литературоведческие работы, литературная критика, 3) обучение литературе в школе и вузах, 4) работа Массовых библиотек с художественной литературой.

В последующих трах параграфах этой главы рассматриваются связи рекомендательной литературной библиографии с литературоведением, которое является тучной базой этой библиографии, с популярной литературоведческой продукцией и критикой как областью литературоведения; с процессом изучения литературы в учебных за- . ведениях; с работой по продвижению художественной литературы к • читателям в массовых библиотеках. Выявляются тенденции в рекомендательной литературной библиографии, возникающие -благодаря этим связям и нередко противоречащие друг другу. Здесь использованы работы культурологов Ю.А.Дукина, С.Н.Артановского, литературоведов и критиков А.С.Вгшина, В.В.Коашова, С.И.Машинского, Д.В.Старикова, ВДубилюса, Ю;Борева, В.Р.Щербины, Д.С.Лихачева, библиографоведов и библиотековедов С.П.Еавина, М.П.Бронштейн, Д.Д.Иванова, А.М.Горбунова, Н.А.Слядневой, а также И.В.Владис-лавлева, К.Н. Дерунова.

Благодаря взаимодействию с каждой из названных выше областей просветительской и культурной деятельности рекомендательная литературная библиография может быть фактором, содействущим овладению на научной основе знаниями явлений литературы, составляющих современную художественную культуру, применительно к потребностям читателей, различных по уровню образования и характеру интересов; фактор ал повышения этого уровня и развития этих интересов на педагогической основе; фактором, способствующим широкому и целенаправленному использованию книжных фондов.

Вторая глава называется "Место рекомендательной литературной библиографии среди других областей библиографии и ее специфика".

Здесь рассматриваются:

I) Рекомендательная литературная библиография как область рекомендательной библиографии в делам. Рекомендательная библиография характеризуется как просветительская деятельность, надавленная на распространение знаний (как через информацию о печатных источниках, та: и непосредственно), на формирование личности современного человека, способного на основе духовных богатств, накопленных человечества!, выработать собственную зтзненную позицию. Особое значение рекомендательной библиографической информации в наш дни связано, с одной стороны, с расширением базы духовной гизни общества и, следовательно, появлением книг и иных печатных публикаций по проблемам, доселе 1.яло известным читателям, н, с другой стороны, с декультуризацией гязни значительного числа лвдей, о появлением изданий, научный и нравственный потенциал которых сшнЕтелен. Задача рекомендательной библиографической информации в этих условиях состоит в тол, чтобы помочь 'лтатзлв найти наиболее целесообразные пути постпкения новых для пего гроблш, областей культуры, а такта противостоять декульту-риззщш, содействовать пропаганде чтения как способа приобретения знаний, пзфоти взглядов, интеллигентности.'

Егаолняя, препдэ всего, просветительские функции, свойствон-пыз рекомендательной бяблиохрефш изначально и искаженные в период господства адшшетративно-командной системы, рекомендательная блблиографзя способна вновь обрести, авторитет, созданный- ей бзблзохрафсз-^рссЕОТителями Х1Х-ХХ вв. и утраченный в то црсля, когда рекомендательная библио1рафия воспринималась -п я тшу бапо назло .оснований - только как средство идеологического воздействия. •

Утгсргжаэтся необходимость существования в наши дни как реко-мездаташюй (Ьбллюрофпчеокой пнформацш, протшэивакцой различила сбластл попгящшзатстрской, образовательной деятельное та, так а ксмшгсиса бзйяпохрафзчгекпх изданий, подготавливаемого коллек-таезгл бабиохрафов. Пооледоватетьная работа над таким комплексом бзблиохраоачоских пздашй, получащая в процессе его создания- теоретическое осмысление, создает перспективу развития ре-кселсндателько-блй'ширафячсской деятельности в целом, повышает оэ уровень. Эта работа способствует подготовке творческих кадров, формировании "иол" библиографов, разработке многообразных

типов библиографических изданий, совершенствование методики библиографирования.

Высказываются предложения ш приобретшее в ваши дни особую остроту вопросу о замене термина "рекомендательная библиография!!

2) Связи с научно-вспомогательной литературной библиографией, которые обусловлены общностью научной базы, однородностью, хотя и не тодцественностью материала. В главе утверждается, что это -различные области библиографии, равноправные по отношению друг

к другу, соседствущие, но соподчиненно не'связанные. Это объясняется различным их общественным назначением и, следовательно-( различием задач. Цри рассмотрении этого вопроса привлекаются ■ работы А.Г.Фомина, Д.Д.Иванова, Р.С.Гиляревского, Е.ИЛ'ыскина.

3) Сущность организации ориентировочной деятельности читателя средствами рекомендательной литературной библио1рафШ1. Ош ощ>еделяется как ориентация читателя, цревде всего, в мцро художественной литературы, пр-едполагавдая создание шделп этого мира с позиций современной науки и общественной жизни, выявление в нем основного, типичного, наиболее полно вцрааащего сущность художественной литературы как средства познания действительно с та и самостоятельно существующего феномена духовной газни. При разработке этой цроблемы диссертант опирается на работы Ю.М.Т^гова, Ю.С.Зубова, С.А.Трубникова, А.И.Барсука, О.П.Кориу-нова.

4) Роль личности библиографа в отражешш с формировании художественной культуры оСщества. В личности библиографа соединяются литературовед, стоящий на уровне современных представлений о литературных ценностях, педагог, осуществлящий своз просветительские функции через рекомендацию книг, в библиотекарь, вла-депций методаш наиболее целесообразного использования кнлгвых фондов применительно к интересам в потребностям различных читателей. В разработке этого вопроса диссертант использует работы Е.Н.Фсьшной, М.Г.Возрышевой, а также практический опыт создания библиографических пособий в собственный опыт работы над библиографическими указателями по зарубежной художественной литературы в качестве их автора.

Глава третья называется "Классификация Рекрм^щатнидай литературной бибяиограДичепя^ пяфпрм>рти. Спешйические-яоалож-носта Различных ее видов в отражении и »армировании художественной культуры общества". Рекомендательная литературная бийлио-

¿J

графя возникает- в ответ на определенную общественную потребность, которая конкретизируется преимущественно как осознанная или не вполне осознанная потребность в источниках информации о книгах со оторонн читателя, знакомящегося с мцрш литературы. Различные модификации этой потребности удовлетворяются различными формами рекомендательной библиографической информации. Задача их, а сущности, состоит в том, чтобы от одного пли нескольких Произведений литературы или литературоведения привести читателя к знакомству с друтами печатный публикациями, расширяпцпми, до-полнящими, утлубляпцими знания худохео твенной литературы в литературоведения, к овладению более иироким кругом явлений литературы, соотавлящих современную художественную культуру. В соответствии о этим, органичным представляется существование рекомендательной вторично-документальной информации в определенной связи о первичной. Степень и характер связи с первичной информацией выделяется в диссертации как основной принцип, по которому различаются формы рекомендательной библиографической информации о художественной литературе и литературоведении, в цротявовео традшшонпсцу стремлению связать модификации рекомендательной баблно1рафяческой информации црезде ¿сего с каналами, по которым сна передается (периодическая печать - телевидение - радио -прикнизвде библиографические списки - библиографические издания). Еа этш оонованнп выделяются в рассматриваются:

1) Рекомендательная библиографическая информация, существуто-пая в непосредственной связи о художественной литературой и литературоведением, которая цредставлена дрккняжнши бйблиотрафиче-сншя ошсвшш в популярных литературоведческих и литературно-зудозествонншс изданиях, информацией об изданиях произведений шсателя гоояе чтения его произведений по радио, показа экранизация по тапегяденшз. ;

2) Резшеадатольпая бзблпографэтеская информация, существующих в kohtejotq художественной литературы н литературоведения. Она предотазлека рецензппл разного рода, обзорами в лптературно-худоазотвешгп sypnacax, длтвратурныг радиожурналах, образова-тэяьтд толсаер одачзх.

3) РекоксядатальЕШ йз&таохрефпчеоная информация,, сущеотцужь пая ссмсотсятзлапо. Опа средатоплена, дрозде всего, отдельно изданная рекоыондатольншл библиографическими пособиями. Здесь первичная шфоркния црпсутстгуот в снятом виде, как исходные

мг.

для библиографа представления читателя о данной области литера-туры, а так.7.0 непосродстветю, в.качестве сведений о явлениях литературы, которым посвящено библиографическое пособие.

В главе анализ!:рувтся источники рекомендательной библиографической информации названных форм, привлекаются' библиографоведчэ-ские работы М.П.ЕронитсПн, З.Л.Фрадкиной,'А.А.!йровской, А.В.Епкгл, А.В.Маконтова, Л.М.Равич, А.И.Еарсука, А.П.Куликовой, С.Д.Колегаевой.

В диссертации доказывается, что воцрос'о координации рекомендательной библиографической информации различных форм должен решаться прежде всего на основе 1а взаимодополнения. Такому взаимодополнению будут способс.твовать: I) пониг.гише рекомендательной вторично-документальной информации, существующей в непосредственной связи с первичной, как формы, которая стимулирует самообразовательное чте;ше, а такие знакомит любителей чтения о возможноетями рекомендательной библиографии как средотва познания актуальной худоазственной культуры; 2) пошманио рекомендательной вторично-документальной информации, существующей в контексте первичной информации, как одного из средств ориентации в мире художественной литературы - в основном, современной, -дифференциации, углубления, расширения интереса к ней; 3) понимание рекомендательной вторично-документальной информации, существующей самостоятельно, как формы, способствующей црпобрете-нию системы знаний п цродставлений о мире литературы.

Четвертая глава называется "Отражение и форм^овздиО-ХУДО*»-ственной культуры обпоства посредством спстемч т>ет;омзнпздрташ бийлиограйлческих пособий". Здесь формулируются щшзнакп спотеш поссмй рекомендательной литературной библиограф:

1) Рекомендательные библиографические пособия, составляло систему, должны охватывать все основные явления, области яудожа-ственной литературы и цройтеш литературоведения, о ниш связанные. Система должна ориентировать читателя как в наследии мировой литературы, так и в современном литературном процессе, то есть в известном смысле должна быть изоморфна той области культуры, в познании которой она призвана оказывать помаць (содержательный аспект).

2) Система рекомендательных библиографических пособий призвана охватить широкий 1сруг дучпих книг, доступных тем читателям, которш она адресована, - издапий художественных произволений в

Л-S

литературоведческих материалов - и в зтом смысле быть изоморфной . /печатной'продукции, которой располагает читательский мир (кни-гоописательный, библиографический в узкш смысле слова аспект).

3) Рекомендательные библиографические пособия, составляйте систему, доллшы удовлетворять различным потребностям читателей в их интересе к художественной литературе и в приобретении связанных о этим интересом знаний, то. есть систеш в целом должна быть изоморфна шпичнда читательским интересам и пртребностям (читательский аспект).

4) Слетела должна складываться из пособий ряда относительно стабильных форм, определенных типов.

Система рекомендательных библиографических пособий, создаваемая в течоше последних трех с половиной десятилетий, рассматривается в дассфташш как совокупность средств, способстцуицих:

1) ознакомлению общественное-ш о широким кругом новинок литературы;

2) зацеплению в чтении произведений, ^которые выдержали щ>о-. верку временем на протяжении одного - полутора десятилетий;

3) введению произведений недавнего прошлого в 1фуг явлений, еоотавлявдих ооедовпщшцу литературы;'

4) пересмотру соадовигцницы мировой литераторы под углом зрения современности.

Первые два параграфа главы посвящены рекомендательным библиографическим изданиям в помощь ориентации в Современном литературном процессе и рекомендательным библиографическим изданиям в пшощь овладению литературным наследием. В третьем' траграфо рассматриваются специфические для литературной библиографии и реализуешь Ь библиографических пособиях гришипы подхода к художественной литературе: принцип персоналии, тематический, видовой и жанровый, общелитературный. .Прогнозируется появление и иных цринципов подхода к худогоственной литературе цри библиографировании. Диссертант анализирует здесь ооновные щшнципы структуры библиографической рекомендации, не придавая первостепенного значения тоцу, вылилось ли данное отруктурноа образоваг-нае в самостоятельное библиографическое издание (например, те-гатический указатель произведений худоаеотвенной литературы) или существует вцутри библиографического издания (тештический принцип построения общелитературного указателя). Этот анализ дает возможность прооледатъ, какую роль играет тот или иной

2, С

принцип, будучи основой дал построения библиографической рекомендации в целом, и как изменяется его роль, когда он выступает в качестве элемента внутренней структуры библиографического пособия.

Более трех десятилетий прошло с тех пор, как впервые была поставлена задача создания системы рекомендательных библиографических пособий и, в частности в области литературной библиографии. Как показало дальнейшее развитие рекомендательной библиографии, а также теоретико-методическое, его осмысление, это было продиктовано не только стремлением упорядочить деятельность библиотек в области создания библиографических пособий, определить перспективы такой деятельности, но и стремлением осознать рекомендательную библиографию как целостное общественное явление со своей спецификой и задачами, поскольку именно в системе рекомендательных библиографических пособий наиболее последовательно отражается динамический процесс функционирования ценностей культуры в обществе.

Дри.разработке проблематики четвертой главы автором учтены и критически проанализированы работы библиографоведов С.П.Еавшха, А.И.Барсука, Е.Я.Еухштаба, А.М.Горбунова, Ю.С.Зубова, Е.И.Рыски-г на, И.В.Самшпшой, Н.А.Сдядневой, Ю.М.Тугова, А.П.Куликовой, автор полемизирует о М.А.Богаделыццковой по вопросу о читательском и целевом назначении библиографических пособий, о Ю.М.Ла-уфером о том, в какой мере к сегодняшнему дню слошлась система пособий рекомендательной литературной библиографии. Цривлекаются труды исследователей чтения Н.Е.Добрыниной, В.Д.Стельмах, Л.Б.Еурлаковой, И.П.Осиповой, О.М.Олпрновой, С.М.Смирновой, литературоведа Л.И.Тимофеева, культуролога Э.А.Баллера. В главе обойцается опыт работы по созда!Шю рекомендательных 'библиографических пособий, накопленный библиографами .в. речение трех с половиной десятилетий, и цревде всего ош4таМвестных бибдиотра-фов, как С.П.Бавин, Л.А.Виролайнен, А.М.Гррбунов, О.А.Г^рболико-ва, Е.Д.Золотарева, Э.Н.Кабалкина, Р.Н.Крендель, А.А.Кунина, Э.Э.Найдач, В.И.Петровская, Б.А.Пескина, Л.Ю.Румановд, А.С.Рыв-кинд, Е.М.Сахарова, И.В. Семибратова, З.П,Шалашова, Л.Г.васина.

Пятая глава называется "Направления использования литературной рок Рентабельной бибтиогпайжческой информации". Здесь ос-

вещается вопрос об использовании отраслевой рекомендательной библиографической информации:

1) как в помощь выбору книг для чтения и самообразованию, так и для подытоживания и упорядочения знаний в области художественной литературы п.литературоведения, для обозначения явлений актуальной культуры, что способно вывести рекомендательную библиографическую информацию -за пределы внутрибиблиотечного использования;

2) в помощь изучению курса литературы в учебных заведениях

п таким образом более основательному овладению кругом литературных явлений, составляющих художественную культуру общества;

3) в помощь повышению профессионального уровня работы библиотекаря, который должен стать помощником читателей в овладении кругом литературных явлений, составляющих художественную культуру общества, п тем самым способствовать более эффективному использованию библиотечных фондов;

4) в помощь комплектованию фонда LffiCÍ

5) з помощь пропаганде книга в библиотеке.

В соответствии с основной концепцией диссертации в главе делается еледуявдй вывод. Исходя из того, что рекомендательная литературная библиография способна щроко отразить художественную литературу, л литературоведение, что она является информацией по только - и дажа по столько - об изданиях произведений художественной литературы, но п о самих этих произведениях, что литературная библиография вбирает в себя большую долю .информационной деятельности в области художественной литературы и литературоведения п, гршшча с'критикой л популярным литературоведением, создает гибридные гацрп, но следует - в теоретическом плане -ограничивать задачи рекомендательной библиографии информацией об изданиях, о сочатшх публикациях и аудиовизуальных материалах. Она долгла шфермяровать о ценностях художественной литературы, о литературной гяенл общастга-. Справедливость этого по-лэгезня подтасрздаотся п па практик э: иоточяшга реиомендатель-пой литературной бзблпотрафпа с успехом используются для повы-пепия осведомленности, для ценностной ориентации в современной зудожзоттэнпой культуре. Очоеидео, это обстоятельство необходимо учитывать цри создании рекомендательной библиографической информации. Чтобы разрепать свои культурологические задачи, рекомендательная библиографическая информация должна ш возможности

•широко охватывать явления современной художественной культуры, информируя о них дифференцированно, исходя из типичных и общественно значимых потребностей и интересов к художественной литературе, раскрывать перед читателями ценность и значимость этих явлений культуры.

В главе использован материал исследований, которые проводились в различных библиотеках. Он отражен в сборниках научных трудов и коллективных монографиях "Моделирование библиотечных фондов" (М,, 1983), "Чтение в зеркале социологии" (М., 1990) и других изданиях, в работах Н.Б.Добрыниной, В.А.Акимовой по комплектование фондов. Привлекались и труды К.Н.Дерунова.

В Заклечении к диссертации соискатель суммирует свои теоретические изыскания.

Выводы

1. Рекомендательная литературная библиография является средством отражения и формирования художественной культуры общества, обладапцим уникальными возможностями воздействия на функциони- . рование произведений,художественной литературы в обществе, поскольку фермой такого функционирования являются црежде всего, печатные публикации и поскольку рекомендательная литературная библиография, оперируя свернутой информацией, способна экономными средствами отразить широкую панораму литературных ценностей.

2. Рекомендательная литературная библиография, являясь необходимым компонентом современной художественной культуры общества, имеет возможность и должна содействовать адекватному познанию той области духовной культуры, которая сама по себе обладает огромной силой нравственного воздействия. Прл этом она должна и имеет возможность содействовать целенаправленному познании, в результате чего эта сила нравственного воздействия художественной литературы может реализоваться полнее благодаря дифференцированной рекомендации под углем зрения читательского адреса, цели, а также актуальности, общественной значимости явлений литературы. •

3. Разработка на научной основе модели актуальной художественной культуры в части художественной литературы является сущностью рекомендательной литературной библиографии как средства организации ориентировочной деятельности читателя.

4. Различные формы рекомендательной литературной библиографической информации цризваны н имеют возмолнооть содействовать функционированию в общеотве явлений художественной литературы посредством ознакомления читателей о 'заолугивапщши внимания новинками литературы, содействия закреплению в чтении тех произведений, которые издержали проверку временем, введению лучших произведений недавнего прошлого в историко-литературный контекст в сознании читателя, пересмотру литературного наследия под утлом зрения современности.

5. Необоснованными являются попытки трактовать рекомендательную литературную бяблио1рафпп только как средство идеологического воздействия. Она всегда была, а в условиях демократизации общества тем более долина и монет стать действенным сродством приобщения читателей к Ецрсзксму кругу ценностей художественной литературы.

Выдвигаются задачи

перед рекомендательной литературной библиографией:

- координация ыегяу учреядениямп, работающими в данной облаоти, о целью охвата всех сфер художественной литературы и литературоведения, предотавляищх общественный интерес, анализа накопленной н вновь выходящей початной продукции о сЬзиций, выработанных рекомендательной литературной библиографией па научных, литературоведческих основах и Ездопгмешгщпхся о изменениями в науке о литературе, в обществе;

- содействие восгоиятагз современной художественной культуры в оэ новом качества, аовлеченпе в орбиту рекомендации того нового, что воадо и входят в эту яулыуру э паси дни;

- выявление, прогнозирование разнообразных индивидуальных и групповых ннтсросоз читателей к художественной литературе п содействие ялодотворшгл цут.та ео познания;

перед байзиохрафоводэшем:

- псслодовахпе рекомендательной бибшогрефии в целом, а такие отраслевых рексмендатагьпых библиографий о точяи зрения возмоз-есстой отражения я формирования актуальной культуры.

Сггдоох .тпбот. опуботкогятта по тего дяооептта Отдалъяно лвдртая

I. Рекомендательная литературная библзохрафзя: сПбцафжа а Еопг.'огносга а качество сродства формирования худогэсташшой яуль-ирп обдеотш: Ионогр. - Г.!., 1983. - 186'с. - ¡Налшпопзсь. Депо-

нировано в Информкультуре Гоо. б-ки СССР им. B.I1. Ленина. Per. номер 2064. Основная публ. Аннот.//Сов. библиогр. - 1992. - В? 2.

2. Библиография зарубежной художественной литературы в работе массовых библиотек: Учеб. пособие по спецкурсу / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1974. - 82. с.

Статьи

3. Е.И.Рыскпн как теоретик библиографии // Б-ки СССР. - М., 1966. - Вып. 31. - С. 143-148.

4. О помощниках в воспитании эстетического вкуса // Библиотекарь. - 1969. - Я 7. - С. 59-60.

5. Художественная литература в сельских библиотеках // Ш6--лиотекарь. - 1969. - № 12. - С. 52-55.

6. Литературная рекомендательная библиография и ее ойцествен-ное назначение // Сов. библио1р. - I9TO. - К 4. - С. 29-35.

7. О рекомендательной библиографии как системе // Сов. библиогр. - 1971. - й 3. - С. 62-74.

8. Роль личности библиохрафа в пропаганде художественной ли- ' тературы // Сов. библиогр. - 1972. - К 4. - С. 33-44.

9. Литературная рекомендательная библиография на щгш создания системы указателей в помощь самообразованию // Сов. библиогр. - 1974. - В 6. - С. 38-46.

10. Црикнижная библиография в популярных литературоведческих изданиях // Редактор и книга. - Ы., 1975. - Вып. 7. - С. 71-83.

11. Рекомендательный указатель, посвященный зарубежной поэзии // Сов. библиогр. - 1976, - J3. т С. 87-92.

12. О читательском и целевом назначении рекомендательных библиографических пособий // Сов. библиотр. — 1977. - $ 3. -

С. 44-53.

13. Рекомендательный указатель по истории развитая советской прозы // Сов. библиогр. - 1978. - К I. - С. 66-71.

14. Советское библиографоведение о теоретических и методических вопросах рекомендательной библиографии художественной литературы и литературоведения // Воцр. библиографоведония / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина. - М., 1978. - С. 43-84.

15. Роль библиографических посоСйй по литературе в образовании и самообразовании // Сов. библиогр. - 1979. - № 3. -

С. 22-28.

.г/

16. Принципы классификации литературной рекомендательной биб-. лиографической информации // Сов. библиогр. - 1982. - й 2. -

С. 12-21.

17. Дифференциация методики пропаганды художественной литературы // Сов. библиотековедение. - 1983. - }& 4. - С. 40-48.

18. Шправления комплектования фонда ЦК! зарубежной художественной литературой // Сов. библиотековедение. - 1984. -

й 5. - С. 47-57.

19. Специфические возможности рекомендательной библиографии в формировании духовной культуры // Рекомендательная библиография - ванное средство коммунистического воспитания и научно-технического прогресса: Сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В.ИЛе-нина. - М., 1984. - С. 29-35.

20. Новый жанр в рекомендательной литературной библиографии // Сов. библиогр. - 1987. - № 3. - С. 44-55.

21. Сущность организации ориентировочной деятельности читателя средотвш® рекомендательной 'ли тературпой библиографии // Теоретико-методологические проблемы отраслевой библиографии: Медвуз. сб. науч. тр. / Моск. гоо. ии-т культуры. - М., 1990. -

С. 103-110. .

Тезисы докладов на научных конференциях

22. Роль личности библиографа в пропаганде художественной литературы. - М.: Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина, 1972. - 17 о. -(Науч. конф. "Соврем, цробл. рекоменд. библиогр.").

23. В1блиографический тацр в популярном литературоведении // 5 Всеоота. науч. конф! по щюбл. книговедения. Секция библиогр. Тез. докл. / Воеоога. кн. палата. - М., 1984. - С. 36-38.

24. Рекомендательная литературная библиография как оредотво отражения и формирования худояественной культуры общества. // 7 Науч. конф. по проблемам книговедения. Секция библиогр. Тез. докл. / Всесога. кн. палата. - М., 1992.

. в^отраФтаивд

25. Зарубежная литература (1957): Рекоыенд. указ. / Гоо. б-ка СССР гол. В.И.Лешша. - М., 1958..- 134 е.: В соавт. с А.М.Горбуновым.

26. Зарубежная литература (1958); Рекоменд. указ, / Гос. б-ка-СССР им. В.ИЛенина. - М., 1959. - 204 о. В соавт. о А.М.ГсрбУновым.

27. Книга зарубежных писателей XX века: Рекоменд. указ. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина.' - П., 1960. - 244 с. В соавт. о А.М.Горбуновым и З.П.Шалашовой.

28. Классики зарубежной литературы: Рекоменд. указ. - М.: Искусство, 1961. - 84 с. В ооавт. о А.М.Гсрбуновым.

29. Современные зарубегные писатели: Рекоменд. указ. - Ы.: Искусство, 1961. - 94 с. В соавт. о А.М.Горбуновым.

30. Зарубежные писатели XX века: Рекоменд. указ. - М.: Книга, 1972. - 332 с. В соавт. о А.М.Гсрбуновым.