автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Создание компьютерного аналога рекомендательного библиографического пособия по художественной литературе
Автореферат диссертации по теме "Создание компьютерного аналога рекомендательного библиографического пособия по художественной литературе"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УВИВЁРОИТЕГ КУЛЬТУРУ • и ОД На правах рукописи
• У I :.:.•/
ЛОПАТИМ Наталья Викторовна
СОЗДАНИЕ КОМПЬЮГЕРНОГО АНАЛОГА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУР^ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ)
Специальность 05. 25. 03 библиотековедение и библиографоведение
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-1996
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ •
На правах рукописи
ЛОПАТИНА Наталья Викторовна
СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО АНАЛОГА' РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ . ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ).
Специальность 05.25.03. библиотековедение и библиографоведение
Автореферат . диссертации на соискание ученой степени кандидата, педагогических наук
Москва-1996
Работа выполнена на кафедре информационно-аналитической деятельности Московского государственного университета культуры.
Научный руководитель - доктор педагогических наук профессор Е А. Сляднева
V
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук ! профессор М. И. Давыдова
кандидат педагогических наук В. М. Мищенко
■ Ведущая организация - Российская государственная
библиотека
I
Защита состоится ' 1996г. в /О Масов на
заседании диссертационного совета К 092.07. 02" по'Присвоению ' ученой степени' ¡кандидата наук в Московском ' государственном университете куДьтуры по адресу: 141400, Московская область,• ■ г. Химки-6, ул. Библиотечная, д. 7.
! _ ' О диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке
университета.
Автореферат разослан '■^¿/1996г.
Учений секретарь
п '-'сс е рташюнно}'о совета,
тжтор педагогических наук. ' . 7
,:Г" "Ь~ '.'спг ,/-..,» И. л. Оляднева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ^ Актуальность исследования. Современное общество испытывает на себе постоянное влияние эволюционных тенденций информатизации. Качественные преобразования систем информационных комйу-никаций, формирование новых информационных технологий; появление неиэвестных ранее инструментов оперирования информацией предоставляют возможность- быстрого, ' свободного и эффективного контакта каждогочлена социума с богатством и разнообразием мировых информационных ресурсов. Современный этап общественного развития характеризуется использованием компьютерной техники на всех участках социальной практики, в том числе и в непрофессиональной сфере, быту, досуговой и самообразовательной деятельности. , I
Процессы информатизации,охватывают и духовное развитие общества, общекультурную деятельность человека. Необходимость учета гуманистической ориентации современной информационной среды, влияния культурных традиций прошлого и настоящего на развитие современного общества предопределяет актуальность исследований общих тенденций информатизации сферы художественной культуры, а также отдельных направлений, технологических инноваций. | '
В связи с этим актуально сегодня исследование ^возм9*ностей ^ направлений компьютеризации рекомендательной библиографии судожественной литературы. Сегодняшнему читателю требуется бо-тее совершенные средства ориентации и освоения литературно-ху-[ожественного пространства. Современные компьютерные технологи позволяет решить данную проблему на уровне, максимально оответствующем естественным .интеллектуальным процессам по-ска,. линейному и нелинейному мышлению. Однако многолетний пыт рекомендательной библиографии в помощь свободному 'выбору итературно-художественних ценностей и многообразие современ-«х компьютерных технологий существуют разрозненно, отОутству-' г как теоретические, так и практические разработки в этой сб-1сти. Именно этим и обусловлена актуальность данного исоледо-шия. I
■ Разработанность теш. Целостного, многоаспектного исследо-шия проблем и перспектив использования компьютерной техники я построения инструмента информационной" помощи широким кру-м читателей в освоении литературно-художественного прост-
ранетва до настоящего времени не предпринималось.
Отдельные случаи рассмотрения этой проблемы связаны с непосредственными попытками построения баз данных (БД) ~ по худо,-жственной литературе, осуществляемыми в лабораторно-экспери-ыентальных условиях. Изучалась идея возможности внедрения компьютерных технологий в рекомендательную литературную библиографию, описывался.опыт реализации данной идеи. Представление
0 реальном уровне разработанности проблемы получено на основании работ С. ПБавина, В. Д. Невского, Е. А. Николаевой, зарубежных колле'г Лж.Кибби, Д. Р. Морхед, Дж.Ос.тин, А. М. Пейтерсен, Е Б. Роуз. Однако комплексная научно-теоретическая и организационно-методическая база построения компьютерных аналогов.рекомендательных литературно-библиографических пособий, учитывающая специфику художественной сферы и особенности читателя, профессионально не связанного- с ней, разработана не была. В то же время проблематика исследования пол 'шла рассмотрение в разнообразных по содержанию работах, раскрывающих отдельные аспекты темы. • -
Отправной точкой решения проблемы явились.работы теоретит ков информационной деятельности, библиографоведов, раарабаты-взвдих основные положения системного, деятельностного и культурологического подходов к информационным явлениям, Э. К. Беспаловой, ; М. Г. Бохрышевой, Ю. С.' Зубова, О. П. Коршунова, Н. Л. Слядневой, ¡а М. Тугова, & А. Фокеева и др. 1
Необходимость оценки '■ современной информационной ситуации обусловила привлечение работ общетеоретического и философского плава, характеризующих современное состояние и тенденции развития информационного пространства. В числе авторов этих работ Р. Ф. Абдеев, М. В; Арапов., Р.-С. Гиляревский, А. П Ершов, Э. Д. Семе-нхк, М. М. Субботин, А. Д. Урсул, Э. Л. Шапиро, Ю.А. Шрейдер. -
Рассмотрение многолетнего опыта традиционной рекомендательной библиографии основано на изучении работ И. М. Андреевой, С. П. Васина, . А. И. Барсука, Э. К. Беспаловой, М. Г. Вохрышевой, А, М. Горбунова, ^ ЛД'усевой, М. И. Давыдовой, Н. Е. Добрыниной, «1 С. Зубова, А. П. Куликовой, Е. И. Рыскина, :С. А. Трубникова, V). М. Тугова, Е. Н. Фоминой, К. П. Чуприна и др,- '
Исследовчние специфики литературно-художественной коммуни-'-чуи опираюсь на концепции С.Г.Антоновой, М. М. Шхтшп,
1 Ч 13»Г'. тч'.-Ч.' Л. Г1. 1<"УОДСКОГО, л. М. Лэякдлра, А. И Л*ОЧТЬ?Ц.1.
Д. С. Лихачева, а М. Лот мака, А. Моля, М. Баумана, Л. Н. Столовича, Д. Епенштедта, Р. Хазана.
Изучение специфики информационно-аналитического рассмотрения литературно-художественных, объектов потребовало обращения к работам С. Г. Антоновой, С. Н. Артамоновой,' М. М. Бахтина, Л И. Влюменау, Л. А. Гаврилова, а И. Гендиной, С. А. Карасева, -Д. Г.'ЛахутИ( Л. В. Ласьковой, В. Е Леонова, а М. Лотмана, 0. АЛруС-никова, Л. В. Чернец; А. Я. Эсалнек и др. 1
Необходимость выявления специфики информационного поведения в литературно-художественном пространстве читателя,профессионально не связанного с данной'сферой, обусловило привлечение. работ,- освещающих общие вопросы информационного обслуживания, формирования потребностей. Среди авторов таких работ '. а Г. Андросш, Д. И. Блюменау, И. А. Давыдова, Ё. В. Иениш; С. Д. Ко- -готков, Л. В. Ласькова, Н. Е Огурцова, Н. А. Сляднева и др..
Современные информащюные технологии представляются и анализируются в работах Т. А. Гавриловой, Ю. С. Гузева. Д. Г. Лахути, а Моргана, Д. Г. Перцева, М. М. Субботина, Е А. Титова, К. Р. Чер-винской, • К1Л Шемякина и др. Вопросам построения диалога человек-компьютер посвящены работы Е И. Агеева, С. С. Лаврова, Р. Г. Пиотровского,Г. Я. Узийевского и др.
Таким образом, тема диссертации носит интеграционный характер, требуя для своего решения привлечения материала из различных областей знания: философии, психологии, библкографо-ведения, информатики, литературоведения, искусствоведческих наук, психолингвистики, вычислительной техники.
Объектом исследования является компьютеризация информационной помоши- читателю художественной литературы.
Предмет можно представить как теоретико-методологические разработки построения компьютерного аналога рекомендательного библиографического пособия по художественной литературе.
Дедь диссертационного исследования заключается в том.чтобы на"основе комплексного методологического подхода рассмотреть перспективы компьютеризации информационной помовд широким кругам потребителей литературно-художественной информации,создания и ведения баз данных (БД), енполняющих функции путеводителя по литературно-художественному пространству.
"Достижению основной цели Подчинено решение пя*.-"/««»*
- 4 - 1 ' ■ '
- выявить специфику -информационного поведения читателя в литературно-художественном пространстве, определить принципы его моделирования в автоматизированной информационно-поисковой системе (АИПС); ■ .
- проанализировать теоретические концепции и методические приемы , предложенные традиционной рекомендательной библиографией, с точки зрёния возможности их использования в создании АИПС;
- обосновать особенности информационного анализа литературно-художественных произведений как одного И8 основных этапов конструирования АИПС;
- выделить основные-подходы к представлению в АИПС отдельного произведения и целостного литературно-художественного пространства или его фрагмента ;
■ - рассмотреть! многообразие современного программного обеспечения с точки зрения его совместимости с задачами информационной .помощи, | определить требования к специальным программным средствам!для БД по художественной литературе.
Мэтодологическая основа исследования. Пониманию задач исследования способствовало изучение трудов, раскрывающих фи-лософско-методологические проблемы информационной деятельности, работ по библиографоведению, информатике, литературоведению, • психологии!
Основой диссертационного исследования является взаимо-, действие информологического, деятельностного, системного и культурологического подходов. Оно реализуется через комплекс конкретных методов научного иссследования, обусловленных поставленной целью и задачами: метод источниковедческого исследования, позволивший автору проанализировать позиции других исследователей и показать новизну или, преемственность своего подхода; метод логической обработки данных, анализа и синтеза, способствующий выделению основных принципов, подходов и направлений использования компьютерной техники в рекоменда-тояъпоп библиографии группу компаративных методов, предоста-гимп|х позмогкносгть "продемонстрировать общее и особенное в ч»,сгро*вии традиционных пособий и ЛИЛО; метод контент'анализа, у >гм;ый с «и5лиоги4ическим пособиям; методы моделирования '■ ¡!;>' я*:« *> кия,1 кччадгов Построении АИПС; К-жсльзопппи оОяк?-"' 1' о И Г5м:чМ'1"1-":'-''<Г'„' И'."''Л-" "пг-ч'ПЙ для
определения современного состояния информлшадш-гй ■
практики.'
Щечная новизна исследования состоит в том, что:
- с привлечением обширного теоретического иатрр'.'о.-'' рассмотрена проблема использования- и преимущества совр«меттч компьютерных технологий для оказания ин^рмчциочной помогай, ми тателю художественной литературы в освоении и«фср»тшо"я.-ч пространства;
- продемонстрирована преемственность опыт»! традиционной и компьютерной рекомендательной библиографии;
_ - представлен анализ современных программных средотп о точки"' зрения их соответствия задачам создания и аффектитгогч функционирования компьютерных аналогов рекомендательна пог-1 -бий по художественной,литературе;
- предпринята попытка формирования научно-методпчеокэт " организационных принципов построения АИГО реком°идзтс-пь?<я!-с характера. по„художественной литературе; '
- сформированы некоторые 'принципы построения полт-зовг.те'п ского интерфейса, исходя из специфики информационного пог^.т-чч^ читателя при свободном выборе художественна ценностей.
Теоретическая еначимость исследования состоит в о(Чра:Т'Ч'ч к проблеме построения А5ШС по художественной литературе с позиций научных представлений о взаимодействии человека и ратурно-художественного пространства.в контексте ин'.Нрмптк-л-ции, с учетом современных компьютерных технологий, опыта Р'чю мендателъной библиографии, наук инфоруологичоского г№'л*л. Нл учные выводы, .сделанные на основе рассмотрения основны* гт.б лем построения АИ1Ю по художественной литературе. материал для дальнейшей разработки данного напранленич.
Выводы и рекомендации диссертационного ие.«леяорл«"л м г.ч быть использованы в практике современных «еетроз -л"
ной библиографии, б преподавании диецапли» ■
яе?твеяяой лптеряггурн"."Игформчционнпя •"/т.-'у^л л»-:»'. <•>•• < '
Кеолепование пачноЯ проблемы име«т я'«-* "Ч"-" •■ • ;
■¡е'Л'ое вн-ччени'.', овл^ачкое с !!пгг;хс';ч\!.....■ -.у,
ч"-ч'тодичйе;:;:!'! г-.рт'анн'чттнонной Г^.-ч г'ч и-^тр ■ ' лит« рпту^«-., , ч -
- 6 -
глав, заключении, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность теш, проанализирована; степень разработанности поднимаемых в диссертации проблем, оп-' ределены цели, задачи исследования, отражены научная новизна и' практическая значимость, сформулированы основные положения.выносимые на зашиту.
В первой главе дисертации - рассматривается взаимодействие читателя и литературно-художественного произведения как объект моделирования при построении АИЛС. В этом контексте изучается 'специфика информационного поведения читателя в литератур-но-худжественном пространстве и формулируются основные принципы ее ' учета и отражения при построении БД по художественной _ литературе рекомендательного характера. Рассматриваются технологии ■информационного анализа литературно-художественных произведений как основа построения моделей литературных явлений.
Ш второй главе проанализированы ^основные .компьютерные технологии с точки зрения их' использования для построения АШ1С по художественной литературе для широких кругов читателей. Рассматриваются проблемы представления дискретного литературного произведения в АШС, построение системы БД как отражение системного характера литературно-художественного пространства, организации пользовательского интерфейса.
В заключении подведены итоги исследования.
В соответствии с основными выводами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Создание компьютерных аналогов рекомендательных пособий представляет собой качественно новый и закономерный этап развития рекомендательной литературной библиографии, сформировавшей' для этого необходимый научно-методический потенциал. Современные компьютерные технологии позволяет на колом уровне решить актуальные проблемы данного вида библиографической деятельности.
г. Задача создания крмпыогтераого рекомендательного пособия предъявляет разработчикам программных средств и администраторам соответствующих БД качественно новые требования: необходимость моделирования в АШЮ особенностей информационного поведения читателя в процессе свободного выбора художественных ценностей и специфики собственно литературно-художественный явлений.; Зто находит выражение в своеобразии процессов инфор-
мацконного анализа (формировании тезаурусов и классификационных схем,' экстрагировании фрагментов, приемах реферирования и т. д.).
3. Информационное поведение читателя предполагает возможность свободной и ассоциативной навигиции в литературном пространстве, необходимость изучения сочетания целостных дискретных и системных моделей художественных произведений, условий для перцепции ' уровня текста и эмоционального контекста произведения. Эти условия могут быть смоделированы в АШС на основе современных аналитических технологий с использованием гипертекста, а в перспективе - мультимедиа и гипермедиа.
4. Программное обеспечение БД - аналогов рекомендательных библиографических пособий должно быть адаптировано к специальным задачам АИПО этого типа, а пользовательский интерфейс -соответствовать особенностям'информационного поведения читателя -в процессе свободного выбора ( принципы опережения стадии формирования запроса, облегченого осуществления основных поисковых процессов, реализации возможности самобучения и т.д.).
Апробация результатов работы: основные положения и выводы были использованы при разработке курса "Информационная культура личности" и спецкурса "Перспективы использования новых компьютерных технологий в рекомендательной литературной библиографии", преподаваемых автором в МГУК. Основные положения и выводы были изложены в докладах на 14 научно-практических конференциях (1992-1996 гг.), в том числе 5 международных.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАЩЕ ДИССЕРТАЦИИ'
В первой главе диссертации "Взаимодействие читателя и ефе->ы художественной литературы как.объект моделирования в ЛИПС" «осмотрены методологические основы создания компьютерного .налога рекомендательного библиографического пособия по худо-ественной литературе. Изучение специфики информационного по-едения читателя в литературно-художественном пространстве озволил сформулировать главные задачи создания компьютерного налога рекомендательного библиографического пособия по худо •стренчой литератур? . а тшоте обоснорап, требсвлинл к ии^ср-
- В - \
iwí«vuiw«y uaua.wy литературного произведения, к подбору прог--¡».ituinci'u oCcuncicHtót и организаций баз данных. Изучение специ-¡U-.ftü шы^рмациошю--аналитического рассмотрения литературного щ-иедье дойна дало возможность определить' основные принципы icpíUAoniH информационного анализа-. отвечающие задачам постро-<лшн дщ; i'O худо)шстьенной литературе для широких кругов читателей. ila основе обобщения опыта рекомендательной библиогра-ф,ш сделан ьыьод о том.' что компьютерный зтап отвечает необходимости поиска новых ресу|»сив совершенствования информационной иоыощл читателю и нвлнетей закономерным В ее 'развитии. Компьютерна,- С1к;темц рекомендательного характера, сохраняя раанооб-роакё традиционных средств, обладает свойством более активного сооЛгййШЫ на подь&оьатвля и взаимодействия с ним. Задачи и . направления информационного помощи свободному выбору .. литера-v>p)íü-худул^ствмпшл ценностей определяется особенностями ин-4>>1<*ышошы1'о' пивед^иял читателе в данной сфере. Информационнее цоьед^ша - зто целостная система взаимосвязанных реакций чииэьбка на контакт с ¡шфо ршщюниой средой. Объектами моделирования в АШЙ шшгаея сущностные характеристики информационного поведения' <адаптивность и экономия усилий), а такла его условия, логика,- отдельные стадии и циклы.
Уелошшш информационного поведения выетупа?л' информационнее поле и информационная культура читателя. Информационное но-лг рихыагривается как свернутое отраленш ьноизи;п nii-ícpmuu ■ ош;сй среды я созиаоиь шгателя,которое форинрустоя и органи-2Уь-?ин с учетом личностных особенностей его носит имя. Шдели-
пш^ршишного поля ь АИЮ предполагает орце-нищии .•nr.üpfciiine naja типичного, достаточно подготовленного читателя ib особенности на тезаурус и библиографический запас). Инфор-нягс-лщая кудыура - aro способ информационного поведения, i^ouihi и кавыки осуществления информационных оп.;ра;шй, способность it тгрьгуддцпп и е'амошшяэу (рефлексии) собственного bui".pw;;8fojnoro кода и поведения. Поэтому АНШ, ориентируясь «:i вогьзолзйсгд с различным ее ур.овием (в той числе, и с ры--"Пчли-м vpcr.aeM компьютерной грамотности) ■ должна создавать у-;глгчл гля роагкзауии любой информационной стратеги«, обвит)-Ч"Гч*уь г^гкиисхти разшпя иифортциоаной культура
• íi'íí^ü.-Ki'PiiHií'-1 сред^тга облалает интером ишой крнродей об-■ :ь оказывать HtíopM-i:>Uoin:yíi> пс-нощь fu-
- О - '
сору в форме привычного диалога и реальной : демадо ;,.,
Последовательность развертывания контакта, ;Поэтат»л>1 ыв,и>... информации, организация системы обратной связи погиомы моди даровать в АИШ логику информационного поведения читатели.
Отражение информационного поведения предполагает ыдемрч вание основных его стадий: поиска и выбора! художественны произведения; его восприятия; оценки и анализа'. Стадия шио(-,л и выбора состоит -из процессов подбора и вероадизации поискоки.' параметров, навигацийдвижения) по литературному пространству, смоделированному в БД, - принятия решения о выборе. Ыодедирова ние поисковой стадии в АИПС заключается в со8дании| услоыь' комфортной реализации данних процессов, в содействие их осуществлению на основе учета психофизиологических оснований ¡¡и ведения конкретного читателя. Исследования типичного чита тельекего поведения в литературно-художественном. про.?гране-т. выявили, что читатели, как правило, испытывают трудности при вербализации поисковых параметров художественного произведения и их.последующей формализации для-предъявления информационному посреднику или АИПС. Поэтому диалог с АИПС .доллеи'строиться на явим, удовлетворяющем и пользователя, и-систему, счмдаг.-л 1. условия для их взаимопонимания. Это мо'лет быгь обеспечено чу тем сближения тезауруса читателя'' и поискоык параметров, используемых в БД. Специфической характеристикой поисковой деятельности читателя художественной литературы 'яьмшЫ ■ее ценнеегная ориентация и ассоциативный характера . в осноъ; которого лежат контекстные и ьшцисиааьно-образине свази, чч.; збяо»тельио ждано с!ш> учтено при организации ЬД. ' '
Шлояироьание процесса навигации преследует шль &яг/<ш ьацни знания о конкретном литературном явлении, .юрыцюьат»' пеанаьательного стимула. Свободная навигаций щ».ишзгчег, > в АИПС читателю обеспечено гибгзпе кфьиросьни» V >?.Ы}>уга ^Сис«- •' нщ. художественного. ироегрансгея. ■ _ 1 .
Стадии ьосирчатиа "и оцыжн произведения иоду .а» гг ь >>'.¡1'.: нас а в трэдииисннсм-пособии, слсиредозшш;^ оггде-низ ил\»-. создания условий дли пе)'Ц'"-ппья у|српя текста и. ом -ак е. . !Х!1Тск1на прсикведенг.п, влпнгая ы\ ^лир'-ЖпбмукГоь.м: •'Иротпкг; лйяьнейчмх пут*~й освоения худокс гренка! лиг-»
Моделнрул ййфорытеизиио* повод:;.чх мщ-.^рл, [■•■: г- •/■ ДЖО лм.т^и осеопечн!'-^:!! :< яогл-чь -•■■■< . ■■•.
■ - 10 -
ние контакта "читатель-художественное произведение", закладывать потенциал сотворчества и доверительного общения с пользователем, сохр'лнях1 и развивая наследие традиционной рекомендательной библиографии. Реализаций этих задач подчинены информационно-аналитическая деятельность по созданию системы, порядок организации БД, конструирование пользовательского интерфейса.
, Идея обеспечения комфортных условий информационной помоши свободному выбору литературно-художественных ценностей требует проведения специализированного информационного анализа,отвечающего особенностям взаимодействия читателя и литературно-художественных объектов. Информационный анализ как основа построения АИПС по художественной литературе представляет собой комплекс процедур выявления, отбора,- создания библиографических описаний и рекомендательных характеристик^индексирования,фраг-ментирования художественных текстов; построения системы связей между отдельными литературно-художественными явлениями системной организации литературно-художественной информации . ■
Сфера художественной литературы оказывает мощное 'влияние на конкретные методы информационного свертывания и технологию информационного анализа. Объектами информационного анализа в соответствии с коммуникативной программой читателя должны выступать и конкретные художественные произведения, и целост- , ное литературное пространство, и его подмножества (национально- и историко-литературные, персональные, жанровые), что вы-, ражается в создании моделей двух видов: дискретной и системной. Информационный анализ предполагает моделирование тех параметров, которые составляют потенциальный поисковый образ. Ориентируясь на реальные читательские запросы, возможно сформировать несколько групп подобных параметров: параметры смысла художественного произведения (характеристика действия» блок элементов, характеризующих фрагмент действительности, выбранный автором для" реализации творческой программы, характеристика психологических и социальных отношений), авторский замысел (эмоциональный ¡и когнитивный), характеристики собственно текста (стиля,, авторского языка и т.д.), . параметры документального воплощения произведения (размер, объем, шрифт.• ил-члстрации. дополнительные материалы, справочный аппарат). Еди-"ос^рпзнос аналитическое рассмотрение этих элементов у форма-!1р<?Д','Т';5*Я'Ч!Ие роауататоп *Р"*У1!>Г Ч<?ТК')Й, УСГО0О
- и - -
отлаженной методики информационного анализа, а также необходимой вспомогательной базы: системы тезаурусов, помогающих находить точные, понятные читателю формулировки для описания от-■дельща параметров и их комбинаций; систем классификаций, дающих возможность анализировать произведения по выше представленным параметрам. Информационно-аналитическая деятельность должна опираться на методики, апробированные традиционной рекомендательной библиографией, видоизменяя их с учетом'динамики информационных технологий и представлений о задачах информационного обслуживания. Качественно новые требования предъявля- • ются к процессам индексирования, создания рекомендательной характеристики, фрагментирования художественного текста. Если к текстовым фрагментам, включаемым в БД в сфере точного знания прежде всего предъявляется требование информативности, то в художественной сфере фрагментирование преследует цели I воссоздания художественной целостности произведения, ' его уникальности, неповторимости, особого эмоционального настроя.!
С учетом специфики литературно-художественной 'сферы сформулирован ряд принципов технологии информационного анализа литературно-художественных явлений для АШЮ: |
- принцип учета неоднородности объектов анализа,рыражаю-щийея в создании моделей двух видов: дискретной и системной;
-принцип детализации, подразумевающий использование максимально возможного числа узкоаспектних параметров для точной передачи разнообразия литературного явления; ' ;
- принцип разумного соотношения комплексности и дискретности при отражении элементов разных уровней (смысл-текст, смысл-автор, смысл-контекст,.автор-контексТ);
- принцип имшации читательского поведения, подразумевающий моделирование в АШС параметров в. соответствии со стилем читательской интерпретации литературных явлений;
- принцип "контекста", согласно которому каждое произв'еде-ние должно отражаться в контексте как литературного пространства, так л внелитературных обстоятельств (биографии автора, исторических событий,всевозможных . интерпретаций художественного текста).
Вторая глаЕа диссертации "Основные принципы организации рекомендательной «$ш?и данных по художественной литературе" посвящена изучению проблем построения и ведения баз данных по
.- .х-*естеетгай литературе, анализу опыта традиционной рекомсн-даг<т(той библиографии и' возможностей его использования на компьютерно^, этапе.- Рассмотрение проблем представления литера-туиио-художествен^ых.объектов в АИПС позволило изучить основ-ян® подходы к демонстрации художественного произведения,сформировать принципы ¡подбора программного обеспечения. Исследование возможностей1, представления в АИПС системных литературно художественных|объектов помогло увидеть значительные прей« муиества, демонстрируемые, в этом плане. современными компыотер-чыми технологиямй. В параграфе, посвященном особенностям '"онструировзния пользовательского интерфейса, представлены требования к программному обеспечению для формирования дру--ественного интерфейса с точки зрения психологии,педагогики, поведенческих особенностей пользователя.
Компьютерное представление литературно-художественной информации дслжно бить максимально с 1ряженно - с возможностями пользовательского' восприятия и понимания. Сегодняшние средства организации библиографического знания в сфере художественной литературы должны строиться на основе подходов, диктуемых пот? ребктелями. Традиционная рекомендательная библиография добилась . в этом плане значительных успехов, предложив читателю альтернативные "входы" в пособие черев .инварианты моделей произведения: базову|о (подробную,основную) и упрощенные, располагаемые во вспомогательных указателях, в виде маргинальных или' выделяемых особыми средствами записей, ссылок и. отсылок, условных и графических средств. Но эффективно использовать эти приемы могут лига! читатели с достаточно высоким уровнем информационной культуры, В ряде случаев авторский замысел остается • ме реализованным: в' связи с, ограниченными полиграфическими возможностями публикации рекомендательных пособий. Компыяер поз-голяет поеодоя-эть эти недостатки, однако механическое юспро-:-:ря#ч,.Чил ()•> ПтЬя Н'.)С!1№»ЛЯ]С обнчних .библшграфичтких списков ■ ¡г-.* Г.ч у.''-" нчго'м ттд п сравнении с лоотилликями »'опр^/енпой (•••'•:'»»>>!!гл7'!ль1н4 бйвл»*нткфЧ! (пособил 0. П. Глк «та. л. м. Горбуна -м А к .лр.). ■ - ' •
1 : црг>| сред-1т ^сл^-чпгк^г йормат-
• ■ ■;•>-' ,4. и о'|-кг.-ч''-< гт'л-'ГПФ'.'.нашил"! спог-ебн
; • г-1"!-" < : г'-тпг-'' 1>£. '.)<■"?" , ГГ*<!', Г.У"Г',\.]
. ,, ^г.'-I1 ' ■ 1"'- '¡Г - '{['•.:' ¡' V /7
жественных произведений (звуковых, изобразительных, анимационных, видео). В данных условиях выбор программного средства должен осуществляться на основе изучения соотвествия способа представления информации ряду принципов, сформулированных нами с учетом анализа опыта рекомендательной- библиографии и лабораторных исследований возможностей отдельных программных средств ,и их соответствия задачам БД рекомендательного характера . по художественной литературе. Принцип детализации предполагает многоаспектную'демонстрацию разнообразия, произведения путем свободного использования читателем каждой характеристики. Принцип интеграции требует целостного и комплексного представления сведений о разнообразии произведения, истории его создания и функционирования, показа произведения как целостного явления, использования полноценного текста, а не только отдельных, не связанных общим замыслом характеристик. Принцип динамики-вариативности предполагает возможность изменения ракурса рассмотрения литературного явления в соответствии с поисковой стратегией читателя. Соответствие принципу наглядности означает возможность обеспечить ' оперирование большими текстовыми блоками, наличие гипертекстовых механизмов (для включения в БД полноценных рекомендательных характеристик, фрагментов художественных текстов, литературно-критических работ, мемуар-но-документальной литературы), а также графико-изобразительннх средств. Принцип наглядности должен обеспечивать свободное использование, восхождение читателя к данным средствам. В основе действия принципа системности лежит необходимость демонстрации месторасположения произведения в пространстве, связей с другими произведениями. С этой точки зрения наиболее соответствует задачам БД рекомендательного характера -комбинация объектно-ориентированного й реляционного представления художественного произведения в сочетании с его эяелиигвисти-ческими аналогами, построенными с помощью изображения; внука, анимации, видеоряда. Особые перспективы приобретают современные аналитические технологии с использованием гипертекста, мультимедиа и гипермедиа.
Представление системных литературно-художествен*«« гов' в АЙПС следует вести в каиравл>?ям отражения ^иот-многгп г костного литературно-художественного рростр-гчетга я .-тл«».*». его фрагментов, пп.ц'ксл^стр. ("':"'г-м<1'ч» м';;т.№
посредством отдельных БД и их совокупностей. Значительные преимущества для демонстрации результатов системного информационного анализа приобретает программные средства, способные наг-1-лядно представлять системные объекты: их архитектуру, элементы и связи между ними;" обеспечивать свободную навигацию по связям иерархического,эквивалентного характера, в том числе по связям: ассоциативным, трудноформализуемым; включать вместительные! текстовые материалы (историко-литературные экскурсы,'литерату-; роведчес'кие справки, биографические материалы). Особое значе- ' ' ние приобретает панорамирование'художественных объектов, поз*-; воляющее путем концентрации на отдельных блоках наглядных схем' выбирать нужную степень детализации. Перспективны в данном случае гипертекстовые технологии,позволяющие создать многоуровневые системные модели," дающие читателю возможность полно-: ценно реализовать любую поисковую стратегию и познавательную' программу. ,
Создание АВДС как отражения системности литературно-художественных объектов .требует разработки методических рекомендаций, регулирующих порядок отражения динамики литературного процесса для поддержания -БД в актуальном состоянии,комплекса этических требований к организаторам системы.
Задачи построения АШС по художественной литературе- вызывает необходимость особой организации потенциала" челове-ко-компьютеркого взаимодействия. От' читателя требуются умения Использования компьютера для решения задач информационного поведения. От программных средств - построение пользовательского интерфейса, учитывающего специфику поведения читателя в-.литературно;-художественном пространстве. Программистам следует помнить о специфике выражения запросов,о способности пользователя фокусировать внимание лишь на одном пласте " действительности,о его стремлении к экономии интеллектуальных и операциональных усилий. В связи с этим предлагается уделить внимание организации средств опережения стадии формулировки запроса,облегчению осуществления основных поисковых процессов (навигации,перцепции уровня текста,просмотру связей,фиксированию собственных программ чтения); реализации возможностей самообучению и т. д.
Исследование показало, что __ рекомендательная литературная библиография сформировала необходимый научно-методический потенциал для внедрения компьютерных технологий: апробированные
■ г- 15 - -
(методики информационного анализа, типологии читателей худо явственной литературы, классификации видов поиска и критерия выбора, . организационно-методические подходы. Специфика компь-: ютерного инструмента требует адаптации данного опыта к современным условиям. В результате исследования выявлен ряд проблем технологического и организационно-методического характера, определены направления дальнейших исследований. В первую очередь .это создание единой методической базы, ориентированной на современного библиографа й сегодняшнее состояние информационного пространства. Во-вторых, это проблемы подготовки специалистов-библиографов, владеющих, компьютерными и информационными технологиями, которые были бы способны создать подобные- БД. Ре-, пение этих проблем особо актуально в наши дни в связи с процессами информатизации общества.
По теме диссертации опубликованы слёдующие работы:
1. Давыдова й. А., Лопатина Н. В. Дифференцированный подход как основа преподавания курса ' "Информационная культура личности" //Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. междунар. науч. конф. - Краснодар, 1995. -С. 35-38...
2. Лопатина а а Возможности использования технологии объектного реферирования как основы создания баз данных по художественной литературе для широких кругов читателей //Новые пути наук о культуре: Тез. докл. конф. молодых ученых.-М.: МГИК, 1994. - С. 141-143. ' ■
3. Лопатина Н. В. Изучение специфики литературно-художест-вешюй коммуникации студентами квалификации "Референт-аналитик информационно-коммерческих служб" // Человек в мире культуре Тез. докл. междунар. науч. конф. /МГУК. Ч. 11. -М., 1995. -С. 93-95.
4. Лопатина Г. К Информационная культура потребителя /ите-ратурно-художестренной информации //Новые пути наук о культуре: Тез. докл. междунар. науч. -практ. конф. -М.: МГУК, 1995. -с. 97-98.
5/. Лопатина Е В. Компьютер на службе рекомендательной литературной библиографии //Библиогр.-1995.-N5. -С. 35-^3.
6. Лопатина Н. а Культура чтения как компонент итФормист-онной культуры личности (на примере непрофессионального пет-, робиния художественной литератур«) //Проблемч ^ермьг.-пр«;«:
культуры чтения: Tea. докл. межвуз. науч. конф. -Тамбов, 1994. -С. 32-36.
7. Лопатина Е Е Перспективы информатизации читательской деятельности в области национальной культуры //Проблемы воз. ' рождения национальной культуры: Тез. докл. науч. -практ. конф. -УланУдз, 1993. - С. 108-110.
. * 8. Лопатина ЕЕ Перспективы создания компьютеризированных ИПС в помощь сводобному эстетическому выбору в области худо' жатвенной культуры //Информационные технологии в славянской ,¡культуре ' и украинском . возрождении: Тез. докл. мевдунар. на. уч. конф. - Харьков, 1993.-0,15-17. ' "
9. Лопатин^4 Н. В. Проблемы самоотовдествления читателя с читательско-целевым адресом библиографических пособий- //Третья науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов печати "Печать. Молодежь. Рынок": Тез. дйкл. -М. ,1992. -0.107-110.
10. Лопатина Н.В. Профессионально-информационная культура библиотекаря-массовой (публичной) библиотеки в условиях информатизации общества //Информационная культуры специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф. - Краснодар, 1993. - С. 147-148.
И.Лопатина ЕВ. Специфика выражения поисковых параметров в базах данных по художественной культуре //Человек в мире искусства: информационные аспекты: Тез. докл. междунар. науч. конф. 4 11. - Краснодар, 1994. С. 332-335.
12. Лопатина Я Е Специфика литературно-художественной информации в. аспекте представления в компьютеризированной инфор-
. мационно-поисковой системе //Урбанизация и культурная жизнь Сибири: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 1995. -С.271-274.
13. Лопатина It Е Технология объектно-документального ана- . ■ v лива как предме.т преподавания и основа создания базы данных по
художественной литературе //Совремэные проблемы 'подготовил кадров в вузе культуры: Сб. материалов к обсуждению на науч. -истод, конф. проф.-препод, состава МГИК. 4.2. - 1С , 1993. -С. 5-6.
-
Похожие работы
- Рекомендательная литературная библиография как средство формирования художественной культуры общества
- Белорусская рекомендательная библиография: история и теоретико-методические проблемы. 1917-1990 гг.
- Краеведческая библиография для детей в структуре информационных ресурсов общества
- Становление и развитие советской рекомендательной библиографии по педагогике
- Формирование ценностного отношения читателя к писателю как библиотечно-библиографическая проблема.