автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Развитие архитектурного своеобразия исторического города (на примере Иркутска). Том 1

Корзун, Алла Вадимовна
город
Москва
год
1984
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Развитие архитектурного своеобразия исторического города (на примере Иркутска). Том 1»

Оглавление автор диссертации — Корзун, Алла Вадимовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПОНЯТИЕ АРШЕКТУРНО-ГРАДХТРОИТЕЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ

1.1. Своеобразие в структуре понятий "облика" и "образа" города.

1.2. Облик города как динашческая система.

1.3. Развитие исторически сложившегося архитектурногра^сГстроительного своеобразия и проблемы его современной культурно-художественной интерпретации.

Глава П. СТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ ИРКУТСКА В ПЕРИОД ХУЛ - НАЧАЛА XX ВВ.

2.1. Своеобразие компонентов облика города

2.1.1. Композиционные особенности планировочной структуры.

2.1.2. Своеобразие стилевого зодчества. (Стилистические особенности "сибирского барокко" в монументальных культовых сооружениях Иркутска ХУШ века.

2.1.3. Своеобразие непрофессиональной архитектуры (традиции деревянной жилой застройки)

2.2. Своеобразие композиционно-художественных связей

2.2.1. Особенности масштабных отношений Иркутска

2.2.2. Своеобразие исторического силуэта города

Глава Ш. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЙ ИРКУТСКА 3.1. Изменение облика Иркутска в период 20-60-ых годов

3.1.I. Трансформация компонентов облика города (планировочной структуры и городской застройки)

3.1.2. Изменение композиционно-художественных связей (масштабных отношений и силуэта города)

3.2. Поиски путей развития своеобразия облика города на этапе 70-80-ых годов.

3.2.1. Анализ архитектурной практики Иркутска 70-80-ых годов.

3.2.2. Анализ новых градостроительных идей и цроектов периода 70-80-ых годов.

КОНСТАТИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ.

Введение 1984 год, диссертация по архитектуре, Корзун, Алла Вадимовна

Актуальность исследования. В последние годы в решениях партии и правительства большое внимание обращается на повышение эстетических качеств советского градостроительства, на то, что "градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии".35 В этой связи возрастает актуальность изучения архитектурного своеобразия старых городов, которое выступает и как особый цриём построения многозначного художественного образа города и как одна из форм преемственности градостроительной культуры. При этом современные представления о своеобразии растущих исторических городов далеки от того, чтобы считать его чем-то застывшим в своей ценности. Отношение к своеобразию цредполагает как созфанение всего художественно ценного в облике города, так и развитие исторически сложившихся ицдиввдуальных характеристик.

В научной литературе цроблема градостроительного своеобразия прямо или косвенно затрагивалась в работах ряда советских и зарубежных авторов. Среди них ввделяются: широкий 1фуг исследований,

ЗЕК посвященных различным аспектам градостроительного творчества ; труды по истории архитектуры и градостроительства300^ исследования, посвящённые проблемам градостроительной композиции и принципам формообразования в архитектуре300®; работы, в которых предлагается Материалы ХШ съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981, с. 174-375. зое Работы Л.Авдотьина, Н.Баранова, М.Бархина, Ю.Бочарова, В.Глазы-чева, Э.Гольдзамта, А.Гутнова, Я.Косицкого, Й.Лежавы, И.Смоляра, З.Яргиной и др. нэш Работы Г.Алфёровой, К.Афанасьева, Е.Ащепкова, Л.Андреева, А.Ба-бурова, А.Бринкмана, А.Бунина, Г.Вёльфлина, З.Гидиона, А.Гозака, и.Грабаря. Н.Гуляницкого, К.Зитте. В.Косточкина, В.Лаврова, Л.Лисенко, Б.Оглы, А.Ополовникова, В.Островского, Т.Проскуряковой, А.Рябушина, Т.Саваренской, Л.Тверского, С.Хан-Магомедова, О.Швид-ковского, Ё.Шкварикова и др. зной Работы К.Вейхарта, А.Иконникова, Л.Кирилловой, А.Коротковско-го, В.Кринского, И.Ламцова, Ю.Ранинского, Г.Степанова, ЬГ.Туркуса и др. методика и цринципы анализа градостроительной формы*. При изучении градостроительного своеобразия может быть также использован опыт исследовательской методики, накопленной в трудах из других областей науки - психологии, философии, эстетики, семиотики, информативной эстетики, изучающих воцросы восприятия и формирования образа, возможности его качественной и количественной оценок. Вместе с тем проблема комплексного анализа архитектурно-градостроительного своеобразия и теоретического осознания закономерностей его развития ещё не достаточно разработана в архитектурной науке в то время, как современное состояние теории и задачи градостроительной практики делают актуальным её ввделение в качестве темы специального исследования.

Проблема развития архитектурно-градостроительного своеобразия и методика его анализа могут быть раскрыты на цримере одного характерного города. В работе выбран Иркутск как активно развивающийся исторический центр Восточной Сибири, во многом сохранивший архитектурно-художественный колорит прошлого. (Иркутск включён в число 115 исторически ценных городов РСФСР). Для него, как и для многих других культурных центров Сиб1фи, являющихся своеобразными полюсами культуры, социальной и экономической жизни целых щэаёв и обширных промышленных областей, остро стоит цроблема сохранения и развития своеобразия. В современных условиях форсированного развития подключение старых культурно-исторических слоев к системе живой современной культуры и архитектуры приобретает первостепенную важность и служит своего рода стимулом и точной отсчёта в принятии сегодняшних творческих решений. Работы К.Алексацдера, Р.Гаряева, Н.Кострикина, М.Кудрявцева, К.Линча, Г.Мокеева, "С.Регамэ, А.Щенкова и др.

Цель исследования состоит в уточнении самого понятия архитектурно-градостроительного своеобразия, определении закономерностей его становления и принципов развития в историческом городе. Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи:

- теоретическое исследование понятия архитектурно-градостроительного своеобразия, разработка методики его анализа;

- историко-генетический анализ своеобразия облика Иркутска периода ХШ-Х1Х вв. и выявление закономерностей его становления в "доицдустриадьном городе";

- критическая оценка трансформации исторического облика Иркутска в XX веке, а также выявление путей и принципов современного развития своеобразия исторического города.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является своеобразие облика города в его развитии. Объектом исследования послужил Иркутск.

Границы исследования. Исследование ограничено временными рамками ХУП-ХХ вв., что соответствует историческому периоду формирования Иркутска. Содержательные границы диссертационного исследования охватывают общетеоретические, исторические и некоторые прикладные аспекты проблемы развития архитектурного своеобразия исторического города.

Методологическая основа исследования базируется на фундаментальных принципах марксистко-ленинской философии - единства исторического и логического, формального и содержательного при анализе явлений. Системный подход позволяет изучить облик города как специфическую целостность, рассматриваемую в рамках работы двояко: в условной статике для выявления составляющих компонентов и связей мевду ними, а также в динамике действительного существования, что последовательно реализуется в главах исследования.

Исходной научно-методологической базой работы является ленинская теория отражения, раскрывающая философскую природу образа, а также понятие о художественном образе в эстетике. Профессионально-методологической основой исследования послужили работы ведущих советских учёных, в которых раскрываются узловые воцросы преемственного развития исторического города, образности и своеобразия архи-тек1уры и градостроительства.

Методика исследования заключается в историко-генетическом анализе индивидуальных особенностей облика Иркутска, сопоставлении цроведённого анализа с теоретическими положениями работы, обобщении полученных результатов и выведении на этой основе определённых закономерностей развития архитектурного своеобразия исторического города. н

Научная новиза работы заключается в том, что в ней даётся новая интерпретация понятий градостроительного своеобразия, облика и образа города, предложена и применена методика анализа индивидуальных особенностей города, а также впервые проведён последовательный, комплексный теоретико-исторический анализ развития архитектурного своеобразия конкретного города от его "д ©индустриальногои до современного состояния.

Теоретико-познавательная и тактическая ценность работы оцреде-ляются новыми теоретическими знаниями по проблемам преемственности градостроительной культуры и дополнительным историческим материалом по архитектуре и градостроительству Иркутска. Конкретный аналитический материал по Иркутску может быть привлечён для предцроект-ных исследований по реконструкции города. Предложенная методика исследования и сам подход к решению проблемы развития своеобразия в Иркутске могут быть использованы (с соответствующей коррект<фовкой) для других исторических городов - и црежде всего городов Сибири.

Библиография Корзун, Алла Вадимовна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Маркс К», Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4б, ч.1.

2. Ленин В.й. Материализм и эмпириокритицизм; - Соч., 4-е изд.,T.I4;

3. Ленин В.И; Философские тетради. - Соч., 4-е иад^, т.38;

4. Авдот.>ин Л.Н. Системный подход к актуальным проблемам градостроител.ьной теории. - Архитектура СССР, 1968, W 10. . 5; Алексеев М.П. Сибирь в известиях Западно-европейских путешественников и писателей.Ш-ХУП вв. - Иркутск: Ирк. обл. изд., I94I;

5. Алфёрова Г;В. Цветок шиповника - наш город. - Знание - сила,1.8I, Р 3.

6. Авдреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып.1, ХУЛ век.М. - Л.: Изд. АН СССР, I960.

7. Анциферов Н.П; Город как выразитель сменящихся культур.В кн.: Книга о городе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926-1927.

8. ApHxejtoi Р. Искусство и визуальное восприятие. - M.s Прогресс,1974.

9. Арнхейм Р. J^maMHKa архитектурных форм. - М.: Стройиздат, 1984.

10. Архитектура СССР, 1972, R^ 5, II;

11. Архитектура СССР, 1982, Р 9.

12. Архи-ректура сегодня. - Архитектура СССР, 1982, Р 3.14; Афрюханский город. - М;: Наука, 1979. 15. iiiqenjxoB Е.А. Г^сское народное зодчество в Восточной Сибири.М.: Гос. изд. лит. по стр-ву и ^х-ре, 1953.

13. Ащегоюв Е.А. Особенности развития архитектуры народного жилища в Сибири. - М.: Наука, 1964.

14. Бабу.эов А. Композиционный потенциал архитектурно-градостроительного наследия; - В сб.: Принципы и средства композиции в современной архитектуре. - М;: 1ЩШ градостроительства, 1979. 147;

15. Балавдин С , Ваганова 0. Сибирский архитектор А.Д.Крячков.Новосибирск: Западно-сибирск. кн. изд., 1973.

16. Балдаев Ф.И. Бгурятский народный орнамент. - Улан-Уде: Бурятское кн. изд., 1972.

17. Баранов Н.В. Композиция центра города. - М.: Стройиздат, 1965.

18. Баранов Н.Н. Роль силуэта застройки в формировании архитектурно-художественного облика города: Автореф. дис. кацц; арх. Л., 1978.

19. Баранов Н.Н. Силуэт города. - Л.: Стройиздат, 1980.23; Барановский Е.Ю. Типологические особенности деревянной застройки Иркутска Ж Х века.- Материалы Х Ш " научн. конф. МАрхй. М., 1978.

20. БароЕско в России. Вып.1. - М.: Госуд. Акад. худ. наук, 1926.

21. Барт Р. Семиология и градостроительство. - Современная архитектура, I97I, Ш I.

22. Барт Р. Семиотика и урбанизм. - ПШТБ. - Ш 77/37032. - W e ^ , ,1.7I, 82 4.

23. Басиа Е.Я. Семантическая философия искусства. - М.: Шсль,1973.

24. Беляева Е.А. Архитектурно-пространственная среда города какобъект зрительного восприятия; Автореф. дисс.. каед. арх. М., 1974.

25. Бензэ М. Введение в информационную эстетику. - В кн.: Семиотика и изкусствометрия. - М;: Мир, 1972.

26. Березин М.П. Пространство - восприятие - поведение. - Строительство и архитектура Ленинграда, 1975, IP 7.

27. Блауберг И.В. О категории целого и части в марксисткой философии; Автореф. дис.. кавд. фил. наук. - М., 1962.

28. Блауберг И.В., 11цин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании, - М;: Знание, 1972.

29. Большая советская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1974;

30. Бонта X. Анатомия архитектурной интерпретации. - В кн.: Система значимости в архитектуре и проектировании. - Барселона: изд. 1^става Гили. - ГПНТБ. - H^ 83/925.

31. Буров А. К. Об архитектуре. - М.: Госстройиздат, I960.45; Е|урятский бытовой орнамент. - Улан-Удэ: Е!урятск. кн. изд., 1974.

32. Ваши'ейн С И . История народного искусства 1^вы. - М.: Наука,1974.

33. Вель^яин Г. Ренессанс и барокко. - СПб., I9I3.

34. Волкс'ва Е;В; Произведение искусства - предмет эстетическогоанализа. - М;: Изд. МГУ, 1976.

35. Габр1!:чевский А.О. О специфике строения художественного образа в архЕЕтектуре; - В кн.: Искусство / Труды ГАХН /; - М., 1927.

36. Глазьтаев В;Л, Образы пространства. - В сб.: Творческий процесси художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978;

37. ГлаЗЕГчев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городскойсреды. - М.: Ш.ука, 1984.

38. Гозан: А.П. Композиционные проблемы взаимосвязи архитектуры иприродно1'о лаццшафта /на примере современной архитектуры Финляндии, Швегр1, Норвегии/i - Дисс.. кацц. арх. - М, I97I.

39. Гозав; А.П; Композиционное взаимодействие естественных и искусственных элементов городской среды. - В сб.; Формирование архитектурно-художественного облика советских городов. - М.; ЦНЙИП градо, 1975.

40. Гозав; А.П. "I^flbTypHaH экология" Реймн Пиетили, - В кн.: Архитектур£1 Запада. Вып. 3 - М.: Стройиздат, 1983.

41. Гольденберг Л.А. Семён Ульянович Ремезов - сибирский картограф и географ. - М.: Наука, 1965.

42. Горб£1чёв В. Т. Особенности развития архитектуры городов Сибири во второй половине П Х - нач. XX века: Автореф. дисс.. д-ра арх. - М,, 1983.

43. Грабарь Н.Э. Дух барокко. - В кн.: О русской архитектуре.М.: Наука, 1969.

44. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.2. - М.: Изд. Кнебель, 1909 - I9I0.

45. Григорян А. П. З^дожественный стиль и структура образа. - Ереван: Изд., АН Арм. ССР, 1974.

46. Т^резич Л. Л. О семиотических структурах городского пространства. - ;з сб.: Проблемы планировки и застройки крупного города. М.: ЦНЙЙП градостроительства, 1976.

47. Г^ревич Л.Л. Язык городского пространства, - Строительствои архитектура Ленинграда, 1974, Р II.

48. Г^ренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации /философский анапиз/. - Новосибирск: Наука, 1982.

49. Путнов А.Э, Влияние изменяемости городской среды на принципыеё проектирования: Автореф. дис.. канд. арх, - М., 1970.

50. I^THOB А.Э. Город как объект системного исследования. - В сб.СА СССР: Вопросы теории архитектуры. - М., 1976;

51. Гуттв А.Э;, Лежава И.Г. Будущее города. - М.: Стройиздат,1977;

52. Тутков А;3'; Структурно-функциональная организация и развитиеградострэительных систем, - Дисс.. д-ра арх. - М., 1979.

53. I^THOB А.€0. Ключ к шифру; - Знание - сила, I98I, Р II.77; Денисов М; йивые материалы архитектуры. - Архитектура СССР, 1.8I, IP 4.

54. Дёмин Н. Системные методы исследования в архитектуре и градостроитэльстве /проблемы моделирования/. - М.: ЦНТЙ по град-ву и арх-ре, 1970.

55. Дзевя Б. Современный язык архитектуры. - ГПНТБ. - W 44235/81.

56. Иконников А.В. Основные эстетические проблемы города: Автореф.дис.;, докт. арх, - Л;: 1964;

57. Иконников А.В;, Степанов Г.Н. Основы архитектурной композиции. - Mi: Искусство, I97I; 90; Иконников А.В; фикция, форма, образ. - Архитектура СССР, 1972, IP 2.

58. Иконников А.В; Память города. - Знание - сила, 1980, IP 10.92; Иконников А;В. Смнсловые значения пространственных форл средневекового города. - В кн.: Культура и искусство Западноевропейского средневековья. - М;: Советский художник, I98I.

59. Иркутск. Материалы по истории города ХУП-ЗОТП столетий.М.: Тип. М.Н.Лаврова и К., 1883; 97; Иркутск; Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири. - М., I89I.

60. Kai'aH М.С. Человеческая деятельность /опыт системного анализа/. - М;: Политиздат, 1974.

61. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделировшше. - М.: МАрхй, 1975.

62. Кос'а?рикин Н.Д; План города как основа формирования его художественного образа. - Дис.. кацц. арх. - М., 1977.

63. КоС5?рикин Н.Д. Искусство городского плана.- Архитектура СССР,1984, Р 3.

64. Кочодамов В.И. Первые русские города Сибири. - М,: Стройиздат, 1978.

65. Кочодалюв В.И. Антон Лосев - иркутский архитектор конца ХУШначала Ж Х века. - В кн.: Архитектурное наследство. - М., Стройиздат, I<972, № 19.

66. Коч(5ШКов Н.В; Декоративное искусство монголоязнчных народовXIX - св.з. XX вв. - М.: Наука, 1979.

67. Кна(5е Г. Вцутренние формы культуры. - Декоративное искусствоСССР, I9I3I, fP I.

68. Крадин Н.П. Крепостное деревянное зодчество Сибири ХУП-ХУШ вв.- Дис.. кавд. арх.- М., 1979. 121; Кра^ркий словарь по философии. - М.: Изд. полит, лит-ры, 1979.

69. Кринский В., Ламцов И., Туркуо М. Элементы архитектурно-пространственной композиции. - М;-Л.: Госстройиздат, 1934. 123. ^ущжвцер Ф.А., Вевдрих Г;А; Иркутск. Очерки по истории города. - Иркутск; Вост.-Сиб. кн. изд., 1958;

70. Н;уд.зявцев М.П. Опыт приведения композиции Москвы конца ХУЛ в.к идеализированной схеме. - Архитектурное наследство, 1982, Р 30.

71. Лав.ров В.А. Реконструкция крупных городов. - М.: Изд. лит-рнпо стр-ву, 1972.

72. Лав.ров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложивпшхся городов. - М;: Стройиздат, 1977.

73. Леб(здинский В.И. Из наблюдений над крестьянским зодчествомИркутского округа. - Иркутск, 1929.

74. Лев1Шсон А. Г. Традиционные ценностные системы и город. - В кн.:Урбанизация и рабочий класс в условиях НТР. - М.; АН СССР, 1970,

75. Лев.шсон А. Г. Семантика городской среды. - Декоративное искусство СССР, 1975, (Р 9.

76. ЛвЖ1ва Й.Г. О стилевых особенностях современной архитектуры.В сб.; СА СССР: Вопросы теории архитектуры. - М, 1976.

77. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982.136; Лисенко Л.М. Северное деревянное жилище в Заонежье. - Дис.. кацц. ар:с. - М., 1944.

78. Лисонко Л.М. Деревянное зодчество русского народа /Заонежье/.Архитект;/ра жилых и общественных зданий и сооружений. - Дис.. докт. ар:с. - М., 1975.

79. Лих!1чёв Д. Экология культуры. - Москва, 1979, W 7.

80. Лосев А.Ф. }^дожественнне каноны как проблема стиля. - Вопросы эстетики, 1964, W 6.

81. Лот1йан Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство,1970.

82. Лотидан Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.: Искусство, 1972.

83. Лот.«ан Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. - В кн.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азия и Африки. - М.: Наука, 1973. 84. Лот:иан Ю.М. З^дожественный ансамбль как бытовое пространство.Декоративное искусство СССР, 1974, fP 4.

85. Маковецкий И.В. Деревянное зодчество среднего Приангарья/ ХУШ-ХХ вв./. - В кн.: Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. - Новосибирск: Наука, I97I.

86. Манасеин B.C. Иркутский острог. - В кн.: Известия обществаизучения Восточно-Сибирского края, т.1. - Иркутск, 1936.

87. Маркузон В. О закономерностях развития и семантике архитектурного языка, - Архитектура СССР, 1970, Ш I,

88. Минервин Г,Б. Об отражении социалистической действительностив образах архитектуры: Автореф. дис.. канд. арх, - М., 1953.

89. Михайлова А.А. З^дожественный образ как динамическая целостность. - В сб.: Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1976, Р I.

90. Монеев Г.Я. Черты своеобразия в структуре городов восточныхи западных славян. - Архитектурное наследство, 1975, Р 23.

91. Мовеев Г.Я. Типология древнерусских городов. - Архитектурное наследство, 1976, Р 25.

92. Мовеев Г.Я. Многоглавые 3qpaMH древней Г^си, - Архитектурноенаследство, 1978, Ш 26.

93. Moib А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973.

94. Монахова Л.П; Проблема культурного наследия в архитектуреЗапада. - В кн.: Архитектура Запада. Противоречия и поиски б0-70-ых годов. Вып. 3. - М.: Стройиздат, 1983.

95. Моталова В.В. "Низовое" барокко в Польше. Драматургия и поэзия.' - В кн.: Барокко в славянских культурах. - М.: Наука, 1982.

96. Оглы Б.Й; Некоторые вопросы развития и реконструкции Иркутска. - Известия вузов. Строительство и архитектура, 1958, Ш 2.

97. Оглы В.И. Планировка и застройка Иркутска. - Дис.. кацц.арх. - Новосибирск, 1959;

98. Оглы В.И. Архитектура жилых домов Иркутска XIX в. - Архитектурное наследство, 1967, W 16.

99. Огзш Б.И. Некоторые особенности градостроительных условийг.Иркутска. - Известия вузов. Строительство и архитектура, 1969, Ш 1 0 .

100. Ог;ш В.И. Архитектурные памятники Иркутска ХУШ - начала XX вв.- Архитег.турное наследство, 1979,- Р 27. 160; Оглн Б.И. История формирования и тецценции развития городов Сибири. •• Дисс.. докт. арх. - М., I98I;

101. Оглн Б.И. Иркутск. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1982.

102. Одинцова М.К. Из истории русского деревянного зодчества вВосточной Сибири / Х Ш в./ - Иркутск: Кн. изд., 1958. 163; ррфннокий В.П. Деревянное зодчество Карелии. Генезис, эволюция, национальные особенности: Автореф. дисс.. д-ра арх. - М., 1975.

103. Пал.1ас П;С. Цутешествие по разным местам Российского государства. - СПб., 1788, т. 3. 165; Перзое столетие Иркутска, - СПб., Изд. В.П.Сукачева, 1902.

104. Пол^^нина Н.М. У истоков каменного града. - Иркутск: Вост.Сиб. кн. изд., 1979;

105. Потапов С;П; Национальное искусство Якутии. - Якутск: Госиздат, 1932.

106. Цро15лемы художественного образа в застройке советских городов, - М., Правление СА СССР, 1976.

107. Проскурякова Т.О. Планировочные композиции городов-крепостейСибири /второй половины ХУП - бО-е гг. ХУШ в./ - Архитектурное наследство, 1976, f- 25;

108. Прозкурякова Т.С; Старое и новое в градостроительстве Сибири. - Архитектурное наследство, 1978, № 26.

109. Прозкурякова Т.С. Особенности сибирского барокко. - Архитектурное наследство, 1979, Р 27.

110. Прозкурякова Т.С. О регулярности в русском градостроительствеХЗШ - ХУШ вв. - Архитектурное наследство, 1980, № 28.

111. Прозкурякова Т.С. О взаимовлияниях в архитектуре народов Сибири. - Архитектурное наследство, 1983, W 31.

112. Рангшский Ю.В. Улица и облик старого города. - Жилищноестроительство, 1976, Р 5.

113. Ранйнский.Ю.В. Проблемы реконструкции среды историческогогорода. - Шлищное строительство, 1977, Р 12. 176* Ранинский Ю.В. Уроки своеобразия в архитектуре исторического города. - Архитектура СССР, 1978, Р 7;

114. Ранинский Ю.В;, Своеобразие города в прошлом и будущем.В сб.: Архитектурное творчество, Р 6. - М.: Стройиздат, 1979. 178; Ранинский Ю.В. Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля /курс лекций/. - М.: Изд. МАрй1, 1980.

115. Рёшинский Ю.В. Основные принципы сохранения и использованияпамятнивов архитектуры в ансамбле города /курс лекций/. - М.: йзд. ШфхИ, 1980.

116. Раьинский Ю.В; Суздаль - туристкий центр. - М.: Стройиздат,1.8I.

117. Ра£инский Ю.В; О специфике архитектура во взаимодействии спространством и временем. - В сб.: Проблемы архитектуры. Навстречу УП с'1)езду архитекторов. - М;: Стройиздат, I98I.

118. Ранинский Ю.В. Историко-теоретические основы преемственностив развт-ии архитектурного ансамбля. - Дис.. д-ра арх.- М., 1982.

119. Ранинский Ю.В. Ансамбль и здание. - Строительство и архитектура Москвы, 1977, Р 5.

120. Ра(}путин В.Г. Иркутск с нами. - В сб.: Памятники отечества,Р I. - II.: Советская Россия, 1980.

121. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУ-ХУП веков. - М.: Наука, 1966. 186. p3JfflHH М.И. Памятники русского зодчества. - М;: Гос. изд. арх-ры и град-ва, 1950.

122. Рогс>в А.И; Проблемы славянского барокко. - В кн.: Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. - М.: Наука, 1979;

123. I^ cciKoe искусство барокко. Материалы и исследования. Сб.№ 5.М.: Наука, 1977;

124. I^ccKoe искусство Ш 1 в. - Ж»г ЛсаоСегпиа , 1929.

125. Ряб^члин А.В. Постоянство обновления /творческие поиски нарубеже 80-ых гг./. - В сб.: Проблемы архитектуры. Навстречу УП съезду а.)хитекторов. - М.: Стройиздат, I98I.

126. Ряб^дпин А.В. Этапы советской архитектуры. - М.: Стройиздат,1977.

127. Ряб^щин А.В. Зрелость профессии. - Архитектура СССР, I98I,Ш 9.

128. Ряб^тпшн А.В., Хаит В.Л. Новые тенденции архитектуры капиталистических стран конца б0-нач.70-х годов. - В кн.: Архитектура Запада. .3ып. 3 - М.: Стройиздат, 1983.

129. Савоськина Т.О. Эстетическая сущность архитектурного образа:Автореф. дис.. кавд. филос. наук. - Киев, 1979.

130. Серцюк И.И. Восприятие архитектурной среды. - Львов: ВищаШкола, 1979.

131. Сибирские города ХУЛ - нач. XX века. - Новосибирск: Наука,Сиб. отд., I98I. 197; Славина Т.А. Исследователи русского зодчества: русская историко-архитектурная наука ХУШ - начала XX века. - Л.: Изд. ЛГУ, 1983.

132. Соколов С И . Психологические аспекты восприятия города.В сб.: Художественное восприятие. - Л.: Наука, I97I.

133. Соколов Н. Интерпретация классиков "Шангу" как художественный метод в китайской классической живописи. - В кн.: Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М.: Наука, 1983.

134. Софронова Л.А», Липатов AiB. Барокко и проблемы истории славянских литератур и искусств. - В кн.: Барокко в славянских культурах; - М.: Наука, 1982.

135. Теш.тевский П.А. Проблемы барокко в русской архитектуре:Автореф; дис . . . д-ра искусствоведения. - М;, 1965;

136. Тве.)Ской Л;М. Ь^сское градостроительство до конца ХУЛ века.Л.-М;: Гос. изд. лит-ры по стр-ву и арх-ре, 1953.

137. Тихонов B.C. Застывшая музыка мировоззрения. - Строительство и архитектура Москвы, 1983, Ш I,

138. Ува.х>в А.С. Христианская символика. - М.; Тип. r.JbiccHepa иД.Собко, 1908, 4 .1 .

139. Фаворский В.А. Образ в пространственном и словесном искусстве, - Де:хоративное искусство СССР, I97I, W- 9.

140. Фатьянов А.Д. Старый Иркутск глазами художников. - Сибирь,1. 6. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1979.

141. Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1962.

142. Фре^^енберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - Л.: Гослитиздат,1936.

143. Фрезе П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1970.

144. Храггаенко М.Б. Природа эстетического знака. - Вопросы философии, 1^т, № 2.

145. Чернов И.А. Литературная культура русского барокко./Пути иметоды иг1учения/: Автореф. дис;. кавд. фил. наук./- Тарту, 1975.

146. Шккфиков В.А; Планировка городов России ХУШ-нач.Х1Х вв.М., 1939.

147. Шкв€1риков В.А. Очерки истории планировки и застройки русскихгородов. - М.: Гос. изд. лит-ры по стр-ву и архаре, 1954;

148. Шмш' §.й. Барокко как историческая категория. - В кн.: 1^сское HCKj'ccTBO ХУЛ века. - Л;: ЛсасСепгщ^ 1929.

149. Шоэ{ §. Заметки по поводу городской семиологии. - Современная архитектура, I97I, Р I; 220; Щукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада, /критический анализ концепций/.- Дис.. канд. искусствовед. - М., 1980.

150. Щенвов А.С. Структура русских исторических городов и системаградострсительных ориентиров / на материалах городов ХУ1-перв. пол. ХЕХ вв./. - Д и с с . кадц. арх. - М;, 1980.

151. Щербакова В.'П. По улицам родного города. - Иркутск: Кн. изд.,1961.

152. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М;.:Искусство, 1964.

153. Якубова Х.Ш. З^дожественный образ как процесс: Автореф. дис..кацц. филос. наук. - Л., 1966.

154. Яргина З.Н. Социальные основы градостроительного проектирования / учебное пособив /. - М.: МАрхй, 1982. 226. \Melcke.rt К б£елгел1Ь ded dtoidteSciuJCcAeri ^Коггигон-ЬСо/гг