автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Разработка системы автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха

кандидата технических наук
Карцева, Ирина Владимировна
город
Омск
год
2004
специальность ВАК РФ
05.13.12
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Разработка системы автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха»

Автореферат диссертации по теме "Разработка системы автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха"

На правах рукописи

КАРЦЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОГО ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ОДЕЖДЫ С ОБЪЕМНОЙ ТЕКСТУРОЙ МЕХА

05.13.12 -Системы автоматизации проектирования (промышленность)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Омск -2004

Работа выполнена на кафедре технологии швейных изделий Омского государственного иисппута сервиса.

Научные руководители: доктор технических наук, профессор

Браилов Иван Григорьевич,

кандидат технических наук, доцент Шалмкна Ирина Ивановна.

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Щербаков Виталий Сергеевич,

кандидат технических наук, доцент Минитаева Алина Мажитовна.

Ведущая организация: Костромской государственный техничесшй

университет, кафедры САПР, ТМШП.

Защита состоится «16» декабря 2004 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.178.07 , при Омском государственном техническом университете по адресу: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11, ауд. 340.

С диссертацией можно ознакомятся в библиотеке Омского государственного технического университета.

Автореферат разослан «15» ноября 2004 г.

Ученый секретарь -

диссертационного совета Д 212.178.0 /¿S*—

кандидат технических наук, доцент К .Л. Панчук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный уровень развития информационных технологий позволяет обеспечивать проектирование швейных изделий в автоматизированном режиме. При этом, все более нарастающая информационная и программно-техническая интеграция средств автоматизации позволяет постепенно переходить от решения отдельных задач с помощью ЭВМ к комплексной автоматизации.

Однако на сегодняшний день идея сквозной автоматизации процесса проектирования и подготовки производства пока не может быть реализована из-за значительного отставания информационного, программного и математического обеспечения процесса проектирования и производства одежды как единого целого и отдельных его этапов. В настоящее время реализованными в плане автоматизации в определенной степени можно считать ряд составляющих процесса проектирования одежды. Например, процессы параметрического конструирования, технического размножения лекал, раскладки лекал, расчета расхода материалов и др.

При автоматизации процесса проектирования наиболее трудно формализуемыми являются этапы, связанные с творческим подходом специалистов. Например - создание эскиза или графического образа модели одежды, конструктивное моделирование, выбор оптимального технологического решения и др. В настоящее время активно ведется поиск новых путей компьютерного проектирования одежды, позволяющих автоматизировать начальные этапы проектирования. К числу подобных путей относится совершенствование технологии формирования графического образа изделия, переход к созданию трехмерной компьютерной модели одежды, интенсивное использование средств оперативного обмена информацией для работы с клиентами и др.

Объемный графический образ одежды является более современной и информативной формализованной версией эскиза модели, которая нашла применение при автоматизированном проектировании одежды. В настоящее время ищутся пути улучшения способов визуализации графического образа одежды. На основе анализа литературных источников, а также ведущих швейных CAD/CAM/CAE систем выявлено, что задачи создания графического 2D- или 2,5D-образа фигуры и одежды, наложения двухмерной текстуры и цвета на поверхность модели, задания эффектов драпируемости материала при автоматизированном проектировании в общих чертах можно считать решенными. В ряде САПР одежды имеется возможность создания трехмерного графического образа одежды на манекене. Но при этом графический образ одежды не рассматривается в системе с

размеры конкретной фигуры потребителя. Кроме того, в существующих программных продуктах отсутствует возможность одновременного трансформирования трехмерного графического образа фигуры и одежды.

Швейные изделия изготавливаются не только из плоских материалов, но и из объемных, например искусственного или натурального меха, ворсовых материалов. Такие материалы оказывает значительное влияние на восприятие объемной формы изделия и способны искажать пропорции фигуры.

Наиболее сложным является процесс проектирования одежды из натурального меха в условиях изготовления её по индивидуальным заказам. Повышенные требования к начальным процессам проектирования изделий из натурального меха обусловлены высокой стоимостью сырья.

Необходимость разработки текстуры, имитирующей мех, определяется отсутствием возможности оценки внешнего вида изделий из объемных материалов до изготовления, как при ручном, так и автоматизированном проектировании.

Одним из важных направлений данной работы является исследование и разработка способов машинного представления информации о системе «человек-одежда» с учетом возможностей современной компьютерной графики. Решение данного комплекса задач позволяет перейти к последующим этапам реализации информационной технологии сквозного проектирования одежды. Все это определило актуальность темы исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка системы автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой материала на примере объемной текстуры меха.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

1) проанализировать и обобщить направления развития информационных технологий в области проектирования и производства одежды и выбрать наиболее перспективные для формирования графического образа одежды;

2) провести декомпозицию трансформируемого графического образа одежды на отдельные элементы, параметризовать модель представления данных о натуральном мехе;

3) разработать принципы и алгоритмы синтеза проектных решений из элементов системы и на основе их создать целостный программный продукт;

4) разработать концептуальную модель процесса автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой материала на примере текстуры меха.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Декомпозиция графического образа на трансформируемый каркас фигуры, каркас одежды, модель многослойной текстуры материала изделия, включающую объемную текстуру меха.

2. Алгоритмы синтеза проектных процедур формирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха.

3. Графический образ одежды, формируемый путем создания многослойной каркасной модели объекта проектирования, в которую включены: трансформируемый каркас фигуры, трансформируемый каркас одежды, модель свойств материала, содержащая многослойную текстуру материала и объемную текстуру меха.

4. Параметризованная модель представления данных о натуральном мехе.

Научная новизна работы:

• разработаны принципы структурирования и декомпозиции графического образа одежды из элементов трансформируемого каркаса фигуры, элементов каркаса одежды, элементов многослойной текстуры материала, в том числе и объемной текстуры меха;

• разработаны принципы синтеза проектных решений из элементов базы данных программной системы, характеризующиеся тем, что графический образ одежды может формироваться методом создания многослойной поликаркасной модели;

• разработаны алгоритмы формирования отдельных частей трансформируемого графического образа одежды: алгоритм построения объемного каркаса фигуры, алгоритм преобразования системы костей, алгоритм создания модели одежды методом территорий, алгоритма подготовки пучка волос, ' алгоритм автоматического и ручного режимов нанесения меховой текстуры, алгоритм снятия объемной текстуры;

• разработана структурная схема функциональных модулей программной системы и принципы их взаимодействия, на основании чего создана концептуальная модель процесса автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха.

Практическая значимость состоит в том, что в процессе работы была:

• создана программа автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды, имеющего объемную текстуру материала на примере текстуры меха, которая может использоваться при проектировании одежды в условиях учебного и производственного процессов;

• разработаны методические рекомендации по организации процесса проектирования графического образа моделей одежды в автоматизированном режиме.

Апробация работы. Основные результаты исследований докладывались, обсуждались и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России» (г. Екатеринбург, 2001-2004 гг.), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса» (г. Омск, 2004 г.), республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений по направлению «Технические науки» (г. Абакан, 2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (г. Самара, 2004 г.), юбилейной региональной научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки специалистов сферы сервиса» (г. Омск, 2001 г.), университетских научно-практических конференциях «Катановские чтения» (г. Абакан, 2000-2004 гг.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем работы - 132 с. и семь приложений. Список литературы включает 134 наименования.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность диссертационной работы, сформулированы цель исследования, научная новизна, практическая значимость.

В первой главе проведен анализ развития информационных технологий проектирования одежды, существующих САПР одежды и методов формирования графического образа изделия. По результатам проведенного анализа определен объект исследования - система автоматизированного проектирования графического образа одежды с объемной текстурой материала, сформулированы задачи исследования и определены подходы к решению научных задач.

В основу классификации графического образа положены работы ЕБ. Кобляковой, Т.В. Козловой, Г.П. Бескоровайной, А.А. Кузьминой, Г.С. Ивлевой, Т.Ю. Холиной, В.Г., Н.Н. Раздомахина, Н.М. Тальман, Д. Тальман.

Во второй главе была проведена декомпозиция графического образа одежды на составные части. Трехмерный графический образ одежды на высшем (нулевом) уровне структурной модели должен включать в себя три компонента.

1. Трансформируемый каркас фигуры.

2. Трансформируемый каркас поверхности одежды.

3. Модель эффектов (свойств) материала.

Эти компоненты являются геометрическими элементами объекта проектирования. Наилучшим вариантом описания их является иерархическая модель данных.

На основе этого, аналитически модель объекта проектирования -трансформируемый трехмерный графический образ одежды (ГОО) можно представить в виде кортежа:

ГОО= { ТКФ,ТКО,МЭМ},

где ТКФ - трансформируемый каркас фигуры, состоящий из множества геометрических примитивов и структурных связей между ними;

ТКО - трансформируемый каркас поверхности одежды, также состоящий из примитивов и связей между ними и элементами ТКФ,

МЭМ - модель эффектов (свойств) материала, содержащая в себе двухмерные элементы эффектов материала: цвета, рисунков материала, прозрачности, драпируемости и трехмерную текстуру меха.

В третьей главе разработана структура процесса проектирования трансформируемого графического образа одежды (ГОО). Рассмотрены теоретические вопросы формирования его декомпозиционных элементов, создания алгоритмов синтеза проектных решений из элементов системы.

При создании графического образа одежды в основу работы был положен поликаркасный метод моделирования трехмерных геометрических моделей, как наиболее полно соответствующий объекту проектирования на данном этапе. Этот метод характеризуется тем, что объект проектирования формируется из нескольких каркасов, образующих пространственную форму фигуры и одежды, на которые затем накладываются различные по свойствам и назначению текстуры.

Задача построения трехмерного изображения делится на несколько этапов:

• представление объекта в виде набора точек, или координат в трехмерном пространстве;

• соединение вершин объекта линиям и - получение каркаса;

• задание свойств поверхностей каркаса — текстурирование, добавление цвета, освещения;

• трансляция результата в двухмерное изображение.

Изображение объекта формируется в виде сложного многогранника, все

грани которого представляют собой многоугольники (трех- и четырехугольные) Обычно используются треугольные многоугольники, так как математическая составляющая их достаточно хорошо изучена. Однако при построении сложных моделей, к которым относится графический образ одежды их использование становиться неэффективным, так как возрастает число единичных объектов.

Поэтому для построения каркаса фигуры или одежды было предпочтительнее использовать четырехугольные полигоны.

Построение модели начинается с формирования массива данных о модели, содержащего в себе информацию о положениях вершин (узловых точек) или их координатах в мировой трехмерной системе координат.

Структура данных модели фигуры содержит следующие массивы:

• информация о вершинах;

• информация о ребрах;

• информация ограни;

• информация о каждом многограннике.

Первым этапом построения грани является определение координат ее вершин в мировой системе координат, и в частности, их положения на экране, для чего требуется повернуть систему координат модели на заданные углы. Этот поворот осуществляется умножением радиус-вектора вершины на матрицу поворота, причем все три поворота вокруг каждой из осей координат проводятся последовательно и при каждом новом повороте в качестве начальных координат используются предыдущие координаты. Такое преобразование относится к аффинным преобразованиям системы координат.

Далее необходимо определить все точки, лежащие внутри каждой грани. Для определения видимости найденных точек или «глубины» положения точки используется метод 2-буферизации.

К основным формообразующим элементам каркаса модели фигуры клиента относятся элементы, называемые костями. Трансформация манекена происходит за счет изменения расстояния между конечными точками костей (рисунок 1). Программно они берутся как массив уесОbones[i], где г - индекс каждого соединительного элемента (кости).

Каждая кость характеризуется охватывающей областью, в пределах которой может происходить ее трансформация. Границы обхватывающей области определяются ограничениями, накладываемыми на размерный параметр. Одним из наиболее значимых моментов в процессе создания модели фигуры была разработка алгоритма преобразования системы костей (рис. 2). Примеры трансформации фигуры представлены на рисунке 3.

Трехмерная модель фигуры была разбита на части торса, верхних и нижних конечностей, головы, шеи, для которых формировались трехмерные примитивы поверхности каждой части. Каждый примитив поверхности был проиндексирован.

Индексы примитивов и порядок их соединения читаются из файла, характеризующего каждую часть модели. Примитивы соединяются в блок, имеющий вид сетки. Поверхность всей модели фигуры строится на основе этих укрупненных элементов.

Рисунок 2 - Схема последовательности построения фигуры

Рисунок 3 - Варианты трансформации фигуры: а - фигура устанавливаемая по умолчанию, б —фигуры после трансформации

Для получения гладких обтекаемых поверхностей существует три метода:

• увеличение числа полигонов в объекте (недостаток - перегрузка объекта элементами, что делает работу неэффективной);

• интерполяция поверхности внутри заданного каркаса по условиям, которые устанавливаются пользователем в интерактивном режиме (недостаток - процесс интерполяции проводится вручную и продолжительное время);

• использование р-рациональных сплайнов (ограничение в использовании обуславливается невозможностью получения сложных поверхностей, например, лица и отсутствие этого метода в дизайнерских программах или его недостаточная реализация)

В данной работе для создания и сглаживания поверхностей применялись на разных этапах все три метода. Для создания и сглаживания каркаса фигуры использовались Р-рациональные сплайны.

Модель поверхности одежды создавалась из 3D-шаблонов элементов одежды, которые затем программно соединялись с поверхностью манекена. В качестве исходного изображения было взято растровое изображение, состоящее из спектра серых оттенков. За высший предел был

взят оттенок, находящийся ближе к белому, и, соответственно, за минимальный предел - черный оттенок. Поверхность строилась при указанных параметрах длины вектора г, растяжения по спектру. Каждый пиксель рисунка при этом был точкой высоты трехмерной поверхности.

Для построения модели одежды были взяты два растровых изображения видов спереди и сзади модели одежды. На эти изображения накладывался шаблон, нарисованный ранее, по которому отсекалась ненужная часть изображения. Две части соединялись вместе и преобразовывались программно в трехмерную поверхность. Полученная итоговая модель одежды затем вносилась в библиотеку моделей программной системы.

Для примера рассмотрим одно растровое изображение, полученное с модели человека. Представим это изображение как матрицу Также

пусть существует матрица поверхности, в которую будут заноситься полученные точки -

где R.G.B- цвета цветовой модели RGB.

Важным этапом при создании каркаса одежды было определение величин зазора между поверхностью модели фигуры и поверхностью одежды. Задача была решена методом коллизии, который заключается в отыскании наименьшего допустимого расстояния между поверхностью одежды и поверхностью фигуры. Поверхности разных элементов одежды распределялись по слоям (легкая, верхняя одежда) для того, чтобы обеспечить одевание нескольких элементов одновременно. Отличительной особенностью данной работы является обеспечение возможности одевания трансформируемой фигуры (рис. 4).

Процесс создания многослойной текстуры материала одежды происходит путем формирования тендера материала, объединяющего цвет, рисунок (текстуру материала), вид материала и другие эффекты поверхности, который затем внедряется на поверхность модели одежды методом территорий.

Для выбора цветового решения были взяты параметры (T,L,S) вместо параметров (R,G,B) Свойства этого пространства изучены. Переход от параметров (T,L,S') к (R,G,B) и обратно определяется формулами 3- 8:

x-ia

(1)

z = (R-G + B)-y

(2)

Я + й + В

3_

л = £ 3 0 = ^ + 25со5(Г) 3

(4)

(5)

(6)

(7)

д = ^ .Усо^Г) | 58м(Г)

(8)

з -Л

Параметры Т, Ь, 8 во-первых, удобно использовать для интерактивного выбора цвета на экране монитора. Для этого необходимо представить на экране сокращенную палитру при фиксировании яркости L, а затем увеличить или уменьшить яркость.

Рисунок 4 - Варианты трансформации графического образа одежды одновременно с трансформацией фигуры Текстура проецируется на сетку, которая в свою очередь проецируется на плоскость (растровое изображение). Взятая текстура приобретает нужную форму, размер, распределяясь по двухмерной плоскости Далее на эту текстуру накладывается изображение швов.

Фактура накладывается аналогично распределению цвета или с использованием растрового изображения как диффузного источника света.

Несколько иной принцип имеет процесс создания объемной текстуры материала. В данной работе предлагается рассмотреть объемную текстуру на примере трехмерной имитации натурального меха.

Особенностью моделирования одежды из натурального меха являются сложные зрительно-иллюзорные эффекты, возникающие, как правило, из-за объемного строения меха. При этом, конструктивный объем разрабатывается по параметрам кожевой ткани, а конечный объем изделия воспринимается по краю волосяного покрова, что создает трудности при выборе модели на конкретную фигуру.

Объемная текстура создавалась по аналогии с исходным материалом — натуральным мехом. Сначала был создан прототип волоса, в котором были заложены свойства, приближающие его к натуральному. Это неоднородность распределения цвета по длине волоса, блеск, волнистость, толщина, заостренная с одной стороны форма. Затем был разработан механизм присоединения волоса к поверхности модели (по нормали - рис. 5), заданы ограничения по присоединению к поверхности и ограничения по положению и ориентации с управлением взвешивания каждого волоса. Ориентация волоса в пространстве определяется случайно в зависимости от веса. Длина волоса также задается случайно с помощью функции RANDOM в выбранных пределах. Для повышения иллюзии натуральности меха, его случайности ориентации в данной работе был реализован механизм нанесения меха пучком, состоящим из случайного числа волос, выбранного из заданных пределов, определяющих густоту меха (рис 6).

Рисунок 5 - Формирование пучка волос объемной текстуры меха: а -нормаль распределения пучка, б- пучки с разной длиной и толщиной

волоса

Процесс подготовки пучка волоса (рис. 6, 7) характеризуется тем, что вначале в интерактивном режиме пользователем задается ряд параметров меха: длина остистого волоса и подпушка, толщина остистого волоса и подпушка, жесткость, которая будет влиять на вес волоса и число изгибов, частота волос в пучке, блеск.

Вес волоса Ж зависит от его длины, толщины и коэффициента гравитации и определяется исходя из следующего соотношения:

где - коэффициент величины массы волоса, зависящий от длины волоса;

- коэффициент величины массы волоса, зависящий от толщины волоса;

О - коэффициент гравитации.

Коэффициенты величины массы волоса к/ и kj определяются по формулам 10,11:

к, =/ (RANDOM (а Ъ)) (10)

к,, =/ (RANDOM (а Ь)) , (11)

где а, Ъ - параметры длины и толщины волоса, задаваемые пользователем в интерактивном режиме

Затем параметризованные единичные волосы формируются в пучок на основе заданного параметра частоты. Далее в интерактивном режиме задается цвет волоса и цвет диффузии Информация о текущем цвете храниться в хранилищах данных.

Для формирования объемной текстуры материала на примере текстуры меха была разработана параметризованная модель представления данных о пучке волос.

Рисунок 6 - Схема процесса подготовки пучка волоса

В работе были определены два режима нанесения меха - ручной и автоматический. При выборе автоматического режима в окне модуля создания текстуры меха начинается процесс нанесения текстуры меха на всю поверхность активной части модели. Для каждого режима нанесения текстуры были разработаны алгоритмы. Для осуществления ручного режима нанесения текстуры меха используется интерактивный инструмент — кисть. На одной модели возможно нанесение меха вручную с различными параметрами длины, цвета, толщины, частоты остистого волоса и подпушка (рис 7).

Рисунок 7 - Модуль нанесения текстуры меха

В четвертой главе рассматриваются вопросы создания

программного продукта - системы автоматизированного проектирования графического образа одежды, декомпозиции системы на функциональные модули и их синтез. В качестве программного средства выбрана объектно-ориентированная среда разработки Delphi 7.0 фирмы Boiiand, для формирования массивов элементов каркасов фигуры и одежды и объемной текстуры меха - 3ds max фирмы Discreet.

Программа имеет интуитивно понятный интерфейс со стандартными настройками под операционную систему Windows.

Минимальные требования к аппаратным средствам: компьютер ШМ PS, процессор не ниже РЗ 650 MHz, оперативной памяти не менее 128

Mb, операционная система - Windows 2000 и выше, разрешение экрана не менее 1024x768 точек, манипулятор «мышь» с колесом прокрутки.

Программа занимает 193 536 КБ. Объем оперативной памяти равен 83 168 КБ, при нанесении текстуры меха - несколько возрастает.

Общие выводы по работе:

1. Проведенный анализ позволил выявить актуальное направление развития САПР одежды - создание автоматизированной системы проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха.

2. Разработаны принципы структурирования и декомпозиции графического образа одежды из элементов трансформируемого каркаса фигуры, каркаса элементов одежды, элементов текстуры материала, в том числе и объемной текстуры меха, связанной с каркасом одежды.

3. Разработаны принципы синтеза проектных решений из элементов базы данных программной системы, характеризующиеся тем, что графический образ одежды формируется методом создания многослойной поликаркасной модели.

4. Разработаны принципы формирования массива данных поликаркасной модели, массива размерных признаков, характеризующих параметры каркаса фигуры, массива данных, характеризующих многослойную и объемную текстуры материала, в том числе и меха. Разработана параметризованная модель пучка натурального меха.

5. Разработаны алгоритмы формирования отдельных частей трансформируемого графического образа одежды: алгоритм построения объемной модели фигуры, алгоритм преобразования системы костей, алгоритм создания модели одежды методом территорий, алгоритм подготовки пучка волос, алгоритм автоматического и ручного режимов нанесения меховой текстуры, алгоритм снятия 3D-текстуры.

6. Разработаны элементы пользовательского интерфейса системы автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха. Разработаны и запрограммированы основные процедуры процесса проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой материала на примере текстуры меха.

7. Реализована система автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха в виде программной системы «3D Clothes».

8. Проведенная апробация программой системы автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха в учебном и производственном процессах показала перспективность предложенного подхода.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Бутакова Е.В. и др. К вопросу об усовершенствовании процесса создания эскизов моделей одежды / Е.В. Бутакова, И.Г. Браилов, И.В. Карцева // Совершенствование системы подготовки специалистов для сферы сервиса. Материалы региональной научно-практической юбилейной конференции (ОГИС 25 лет). Часть 2. -Омск: ОГИС, 2002. - С. 28-29.

2. Карцева И.В., Горбачева Э.Г. Усовершенствование учебного процесса по специальности 030500.13 «Профессиональное обучение (производство товаров широкого потребления)» // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тез. докл. 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16-18 дек. 2002 г./ Под. ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф. - пед. ун-та, 2002. - С.67-68.

3. Карцева И.В., Амосов В.В. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 3821. Программа автоматизации проектирования эскизов моделей одежды 3D Clothes. // Министерство образования и науки Российской федерации, Госкоорцентр информационных технологий, ОФАП.

4. Карцева И.В., Амосов В.В. Регистрационная информация № 7992 о программе автоматизации проектирования эскизов «3D Clothes» // База данных отраслевого фонда алгоритмов и программ http://www/ofap/ru/program/ofapis_ bd/db_printresult_user.php?page=0// 06.10.2004.

5. Карцева И.В. и др. Регистрационная информация № 8901 о модуле создания текстуры меха » / Карцева И.В., Шалмина И.И., Браилов И.Г., Амосов В.В. // База данных отраслевого фонда алгоритмов и программ http://www/ofap/ru/program/ofapis_bd/db_printresult_user. php?page=l// -06.10.2004.

6. Карцева И.В. и др. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 4556. Модуль создания меховой текстуры. / И.В. Карцева, И.И. Шалмина, И.Г. Браилов, В.В. Амосов // Министерство образования и науки Российской федерации, Госкоорцентр информационных технологий, ОФАП.

7. Карцева И.В. Современные компьютерные технологии - в помощь ремесленникам-предпринимателям // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тез. докл. 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-12 нояб. 2004 г./ Под. ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф. - Пед. Ун-та, 2004. - С. 69-70.

8. Карцева И.В., Шалмина И.И. Анализ функциональных составляющих САПР одежды // Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции 20-22 сентября 2004 г. - Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 68-74.

9. Карцева И.В., Шалмина И.И. Об особенностях организации современного производства в области дизайна и изготовления одежды // Современные аспекты экономики. - 2004. - № 10. - С. 123 -125.

Ш.Карцева И.В., Шалмина И.И. Современные методы формирования внешнего вида изделия при автоматизированном проектировании // Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации. Сборник докладов II Международной научно-практической конференции. - Омск: ОГИС, 2004.-С. 56-60.

П.Карцева И.В. и др. О создании параметрического интерактивного манекена / И.В. Карцева, И.И. Шалмина, И.Г. Браилов // Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации. Сборник докладов II Международной научно-практической конференции. - Омск: ОГИС, 2004. - С. 60-65.

Тираж 100 экз. Заказ 972.

Издательско-полиграфический центр ОГИС 644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 9.

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Карцева, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ.

1.1. Обзор развития технологий автоматизированного проектирования одежды.

1.2. Анализ функциональной составляющей САПР одежды.

1.3. Технология визуального проектирования одежды.

1.4. Современные методы формирования графического образа одежды при автоматизированном проектировании одежды.

1.5. Требования к проектируемой САПР графического образа одежды.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ОДЕЖДЫ.

2.1. Выбор модели жизненного цикла программной системы.

2.2. Определение подходов к системному анализу процесса проектирования графического образа одежды.

2.3. Декомпозиция модели графического образа одежды.

2.4. Разработка концептуальной модели программной системы.

2.5. Разработка логической модели программы.

2.6. Разработка информационного фонда программной системы.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОГО ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ОДЕЖДЫ.

3.1. Разработка структуры процесса проектирования графического образа одежды с точки зрения его автоматизации.

3.2. Разработка модели трансформируемого каркаса фигуры.

3.3. Разработка трехмерной формы моделей одежды.

3.4. Создание текстуры материала.

3.4.1. Создание многослойной текстуры материала.

3.4.2. Создание меховой текстуры.

3.5. Проектирование процедуры настройки сцены.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.

4. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

4.1. Выбор программных средств.

4.2. Разработка структуры программной системы.

4.3. Разработка интерфейса системы.

4.4. Разработка программного обеспечения системы автоматизированного проектирования графического образа одежды с объемной текстурой меха.

4.4. Внедрение результатов работы.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4.

Введение 2004 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Карцева, Ирина Владимировна

Производство одежды является одной из перспективных отраслей швейной промышленности, так как имеет устойчивый спрос, достаточно быструю окупаемость, не требует значительных капиталовложений. Для успешного развития предприятий, выпускающих одежду в России, необходимо внедрение высоких технологий на производстве.

Достигнутый уровень развития современных информационных технологий позволяет обеспечивать проектирование швейных изделий в автоматизированном режиме. При этом, все более нарастающая информационная и программно-техническая интеграция средств автоматизации позволяет постепенно переходить от решения отдельных задач с помощью ЭВМ к комплексной автоматизации.

Однако на сегодняшний день идея сквозной автоматизации процесса проектирования и подготовки производства пока не может быть реализована из-за значительного отставания информационного, программного и математического обеспечения процесса проектирования и производства одежды как единого целого и отдельных его этапов. В настоящее время реализованными в плане автоматизации в определенной степени можно считать ряд составляющих процесса проектирования одежды. Например, процессы параметрического конструирования, технического размножения лекал, раскладки лекал, расчета расхода материалов и др. Применение информационных технологий при этом позволило частично снизить ресурсоемкость, повысить уровень разработок.

Автоматизация процесса проектирования базируется на формализации основных его этапов. Наиболее трудно формализуемыми оказались этапы, связанные с творческим подходом специалистов. Например - создание эскизов или графических образов моделей одежды, конструктивное моделирование, выбор оптимального технологического решения и др. В настоящее время активно ведется поиск новых путей компьютерного проектирования одежды, позволяющих автоматизировать творческие этапы проектирования. К числу подобных путей относится переход к трехмерному проектированию одежды, совершенствование технологии формирования графического образа изделия, разработка экспертных систем, интенсивное использование средств оперативного обмена информацией для работы с клиентами, применение принципов комбинаторики, агрегатирования и модульного проектирования к созданию новых моделей, более детальной параметризации объектов проектирования и пр. Работы в указанных направлениях ведутся в ЦНИИШП, МГУДТ, СПбГУДТ, ОГИС, и др. А также за рубежом - в Челмерском Технологическом Университете (Великобритания), Государственном Текстильном Колледже (Северная Каролина, США), Шведском Г осударственном Институте Технологии (Swiss Federal Institute of Technology), University of Geneva (Женевском Университете), Textile & Clothing фирмы Gerber Garment Technology и др. [4-8, 12-15,21,23-28, 34-37, 56,102-120].

В условиях рыночной экономики от швейного производства требуется повысить эффективность, конкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг. При этом определяющими задачами является выпуск одежды, удовлетворяющей потребителя по всем показателям качества в максимально сжатые сроки. Свойства выпускаемой продукции напрямую зависит от качества проведения всех этапов проектирования. Наиболее ответственными являются именно начальные этапы, так как на них закладываются свойства будущего изделия, которые в дальнейшем определят его коммерческий успех. К ним относится процесс разработки эскиза или его более информативной и современной формализованной версии - графического образа. При создании графического образа одежды художник-модельер или дизайнер решает сложную задачу по выбору будущей модели, перерабатывая большие объемы формализованной и неформализованной информации [45, 56, 57]. Повысить эффективность процесса разработки графического образа одежды невозможно без применения специальных средств и новых технологий обработки информации. Использование компьютерных методов в данном случае позволяет значительно увеличить производительность труда и качество работы проектировщика.

Создание графического образа одежды - этап, еще недостаточно изученный в плане его автоматизации именно из-за содержания в нем множества процедур, решаемых эвристическими методами. Поэтому была поставлена задача комплексного рассмотрения данного этапа.

Наиболее перспективным на сегодняшний день является переход от двухмерного проектирования к трехмерному, как одежда, по сути, является объектом, имеющим объемную форму. Поэтому технология разработки графического образа модели одежды в данной работе реализовывалась с использованием средств трехмерного компьютерного моделирования.

Создание нового способа компьютерного проектирования одежды подразумевает:

• разработку детальной функционально-логической схемы процесса проектирования графического образа модели одежды;

• решение вопросов организации и ведения информационного фонда;

• формирование структуры пользовательских меню и диалоговых сценариев взаимодействия проектировщика с ЭВМ в ходе выполнения различных проектных операций.

Одним из ключевых моментов данной работы является исследование и разработка способов машинного представления графической информации с учетом возможностей современной компьютерной графики [78]. Решение данного комплекса задач позволяет перейти к последующим этапам реализации информационной технологии сквозного проектирования одежды. Все это определило актуальность темы исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка системы автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой материала на примере объемной текстуры меха.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

• проанализировать и обобщить направления развития информационных технологий в области проектирования и производства одежды и выбрать наиболее перспективные для формирования графического образа одежды;

• провести декомпозицию трансформируемого графического образа одежды на отдельные элементы, параметризовать модель представления данных о натуральном мехе;

• разработать принципы и алгоритмы синтеза проектных решений из элементов системы и на основе их создать целостный программный продукт;

• разработать концептуальную модель процесса автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой материала на примере текстуры меха.

В качестве объекта исследования в диссертационной работе выбран процесс проектирования графического образа женской одежды. Это обусловлено тем, что процесс проектирования женской одежды отличается содержит полный перечень этапов, характерных для процессов проектирования швейных изделий различного ассортимента.

В соответствии с этим, предметом исследования является система автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды.

Для эффективного решения задачи создания автоматизированной системы разработки графического образа модели одежды необходимо рассмотрение этого этапа с точки зрения системного подхода и решения возникших задач комплексно.

В качестве методов и средств исследования были использованы теория системного анализа, теории информационного и математического моделирования, методы векторной алгебры, трехмерного моделирования аналитической геометрии, объектно-ориентированного программирования, прикладная теория конструирования швейных изделий.

В работе также используются теоретические и практические достижения в области проектирования одежды.

Научная новизна данной работы заключается в том, что были:

• разработаны принципы структурирования и декомпозиции графического образа одежды из элементов трансформируемого каркаса фигуры, элементов каркаса одежды, элементов многослойной текстуры материала, в том числе и объемной текстуры меха;

• разработаны принципы синтеза проектных решений из элементов базы данных программной системы, характеризующиеся тем, что графический образ одежды может формироваться методом создания многослойной поликаркасной модели;

• разработаны алгоритмы формирования отдельных частей трансформируемого графического образа одежды: алгоритм построения объемного каркаса фигуры, алгоритм преобразования системы костей, алгоритм создания модели одежды, алгоритма подготовки пучка волос, алгоритм автоматического и ручного режимов нанесения меховой текстуры, алгоритм снятия объемной текстуры;

• разработана структурная схема функциональных модулей программной системы и принципы их взаимодействия, на основании чего создана концептуальная модель процесса автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха.

Практическая значимость состоит в том, что в процессе работы была:

• создана программа автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды, имеющего объемную текстуру материала на примере текстуры меха, которая может использоваться при проектировании одежды в условиях учебного и производственного процессов;

• разработаны методические рекомендации по организации процесса проектирования графического образа моделей одежды в автоматизированном режиме.

Разработанная программная система позволяет:

• повысить уровень автоматизации начальных процессов проектирования одежды;

• исключить время на непроизводительные затраты на подготовку, ввод исходной информации и оформление промежуточной информации;

• повысить качество проектных работ;

• значительно сократить время на создание графического образа модели одежды;

• обеспечить накопление и эффективное использование информации, заключенной в разработанных проектных решениях.

Реализация результатов работы. Компоненты диссертационной работы были реализованы в виде контрольных примеров и действующей программы при участии программистов Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. В разработанной программе автоматизации проектирования эскизов «3D Clothes» были реализованы следующие модули:

• модуль создания и визуализации каркаса трансформируемой фигуры;

• модуль создания моделей одежды; ч

• модуль создания многослойной текстуры;

• модуль создания коллекции моделей одежды;

• модуль создания текстуры меха;

• модуль проведения дополнительных настроек.

Программа автоматизации проектирования графического образа одежды 3D Clothes, а также её функциональный модуль создания объемной текстуры меха были зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ Государственного координационного центра информационных технологий при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Реализованные функциональные модули и программная система могут применяться самостоятельно или быть интегрированы с действующими САПР, используемыми на предприятиях, изготавливающих одежду из тканей и меха и моделирующих организациях.

Апробация. Практическая значимость работы подтверждена испытаниями в условиях производственного процесса изготовления одежды из меха в фирме «Милана», а также в условиях учебного процесса в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова.

Основные результаты исследований докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России» (г. Екатеринбург, 2001-2004 гг., на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса» (г. Омск, 2004 г.), республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений по направлению «Технические науки» (г. Абакан, 2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (г. Самара, 2004 г.), юбилейной региональной научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки специалистов сферы сервиса» (г. Омск, 2001 г.), университетских научно-практических конференциях «Катановские чтения» (г. Абакан, 2000-2004 гг.), а также на заседаниях кафедры ТШП ОГИС (2001-2004 гг.), заседаниях кафедры ТШП и МПО и Ученого Совета ИТСиД ХГУ им. Н.Ф. Катанова (2000-2004 г.г).

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Омского государственного института сервиса в рамках госбюджетной аспирантуры.

Публикации. Основные положения работы были отражены в одиннадцати печатных работах.

Структура и объем работы: диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения на 132 страницах машинописного текста, включающих рисунки, таблицы и списка литературы, состоящего из 134 наименований, а также семи приложений.

Заключение диссертация на тему "Разработка системы автоматизированного проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха"

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4

1. Для реализации проекта были выбраны среда разработки - Delphi 7.0, как наиболее удовлетворяющая условиям разработки, так как именно объектно-ориентированные среды разработки могут обеспечивать значительную экономию временных ресурсов, затрачиваемых на разработку.

2. Для создания прототипа волоса, прототипов элементов одежды, элементов модели был выбран графический редактор трехмерного изображения - 3DS МАХ, как наиболее отвечающий условиям проектирования.

3. Разработаны элементы пользовательского интерфейса системы автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой поверхности материала.

4. Разработаны и запрограммированы основные процедуры процесса проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой поверхности материала.

5. Реализована система автоматизации проектирования трансформируемого графического 3D- образа одежды с объемной текстурой поверхности материала в виде программной системы «3D Clothes».

6. Проведенная апробация программой системы автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха в учебном и производственном процессах показала перспективность предложенного подхода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный анализ позволил выявить актуальное направление развития САПР одежды - создание автоматизированной системы проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха.

2. Разработаны принципы структурирования и декомпозиции графического образа одежды из элементов трансформируемого каркаса фигуры, каркаса элементов одежды, элементов текстуры материала, в том числе и объемной текстуры меха, связанной с каркасом одежды.

3. Разработаны принципы синтеза проектных решений из элементов базы данных программной системы, основанные на том, что графический образ одежды формируется методом создания многослойной поликаркасной модели.

4. Разработаны принципы формирования массива данных поликаркасной модели, массива размерных признаков, каркаса фигуры, массива данных многослойной и объемной текстуры меха. Разработана параметризованная модель пучка натурального меха.

5. Разработаны алгоритмы формирования элементов трансформируемого графического образа одежды: алгоритм построения объемной модели фигуры, алгоритм преобразования системы костей, алгоритм создания модели одежды, алгоритм подготовки пучка волос, алгоритм автоматического и ручного режимов нанесения меховой текстуры, алгоритм снятия ЗБ-текстуры.

6. Разработаны элементы пользовательского интерфейса системы автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха. Разработаны и запрограммированы основные процедуры процесса проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой материала на примере текстуры меха.

7. Реализована система автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха в виде программной системы «3D Clothes».

8. Проведенная апробация программой системы автоматизации проектирования трансформируемого графического образа одежды с объемной текстурой меха в учебном и производственном процессах показала перспективность предложенного подхода.

Намечены дальнейшие направления исследования, связанные с поиском методов понижения ресурсоемкости процесса, оптимизации работы программной системы «3D Clothes».

Библиография Карцева, Ирина Владимировна, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. Алескеров Т. Система трехмерного проектирования: российский вариант // В мире оборудования. 2001. - № 3 (8). - С. 34-35.

2. Амосов. В.В., Карцева И.В. Создание подсистемы проектирования эскизов моделей одежды // Катановские чтения — 2004 (Тезисы докладов республиканских дней науки). Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - С. 93-94.

3. Андреева М.В. и др. Проектирование внешнего вида в САПР «Ассоль» / К.Г. Андреева, О.А. Немцева, О.Н. Чижик // Швейная промышленность. -2001.-№5.-С. 36-41.

4. Андреева М.В. и др. Работа с лекалами и градация по нормам в САПР «Ассоль» / М.В. Андреева, Т.Ю. Холина, A.M. Павлов // Швейная промышленность. 2001. - № 3. - С. 27-30.

5. Андреева М.В. и др. Раскладка лекал в САПР «Ассоль» / М.В. Андреева, Т.Ю. Холина, A.M. Павлов // Швейная промышленность. 2001. - № 4. - С. 39-41.

6. Андреева М.В., Холина Т.Ю. Комбинаторика и автоматическая запись сценариев построения моделей в САПР «Ассоль» // Швейная промышленность. 2001. - № 2. - С. 31-34.

7. Андреева М.В., Холина Т.Ю. Конструктивное моделирование в САПР «Ассоль» // Швейная промышленность. 2001. - № 1. - С. 34-37.

8. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.: Энергоатомиздат, 1985. 96 с.

9. Бабушкин Д. Виртуальный магазин: плюсы и минусы // Модный magazine. 2002. -№ 2 (2). - С. 56-57.

10. Ю.Баранова Е., Кынчев М. От виртуального образца до готового изделия // В мире оборудования. 2003. - № 9 (38). - С. 25-28.

11. П.Беляева С.А. Новые разработки АО ЦНИИП1П, направленные на повышение конкурентоспособности продукции // Швейная промышленность. 1995. - № 6. - С. 10-11.

12. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2001. - 120 с.

13. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1986. -544 с.

14. Булатова Е.Б. и др. Компьютерные технологии проектирования одежды на базе системы «Грация» / Е.Б. Булатова, В.В. Размахнина, В.Г. Ещенко // Швейная промышленность. 2000. - № 1. - С. 38-40.

15. Булатова Е.Б. и др. Новые возможности совершенствования процесса конструирования, предоставляемые САПР «Грация» / Е.Б. Булатова, JI.M. Гладкова, О.В. Журавлева // Швейная промышленность. 2000. - № 4. - С. 42-44.

16. Булатова Е.Б. и др. Сквозное модульное проектирование в САПР «Грация» / Е.Б. Булатова, В.Г. Ещенко, JI.M. Гладкова, О.В. Журавлева // Швейная промышленность. 2001. - № 5. - С. 14-16.

17. Волкова Е.В. Конструирование одежды по методике 2,5 D // Швейная промышленность. 2004.- №2.- С. 51.

18. Волкова Е.К. Исследование и разработка методики построения интегрированной системы «адресного» автоматизированного проектирования. Дисс. . канд. техн. наук. М., 1990. - 219 с.

19. Гофман В., Хомоненко A. Delphi 5. СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. -800 с.

20. Донецков A.M. Проектирование одежды с помощью САПР «Конструктор» // Швейная промышленность. 1996. - № 4. - С. 23-24.

21. Зак И.С., Сизова Р.И. Снижение затрат на инженерную подготовку производства моделей // Спецодежда. 1999. - № 4. - С. 45-47.

22. Зыков А.А. Основы теории графов. М.: Наука, Гл. ред. физ - мат. лит., 1987.-384 с.

23. Информация о новых разработках в области проектирования одежды // Информационный портал текстильной и легкой промышленности / www. saprlegprominfo.

24. Информация о продукции компании Gerber // www.belHardCompani.ru.31 .Информация о разработках компании «Аскон» // www.ascon.ru.

25. Информация о САПР «Ассоль». Состав и назначение основных модулей // www.assol.mipt.ru.

26. Информация о САПР Julivi // www.saprleg.com.ua.

27. Информация о САПР Комтенс // www.comtense.ru.

28. Информация о САПР ЛЕКО // www.lekala.ru.

29. Информация о САПР Реликт, «aLiza» // www.relict.ru.

30. Информация о САПР TFlex «Одежда» // www.tflex.ru

31. Карцева И.В., Шалмина И.И. Об особенностях организации современного производства в области дизайна и изготовления одежды // Современные аспекты экономики. 2004. - № 10. - С. 123 -125.

32. Конструирование мужской верхней одежды с использованием ЭВМ. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 120 с.

33. Кнут Дональд Эрвин. Искусство программирования. В 6 т. Т. 1. Основные алгоритмы: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 832 с.

34. Кнут Дональд Эрвин. Искусство программирования. В 6 т. Т. 2. Получисленные алгоритмы.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 832 с.

35. Кнут Дональд Эрвин. Искусство программирования. В 6 т. Т. 3. Сортировка и поиск.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 832 с.

36. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 144 с.

37. Комисаров О.Ю., Скирута М.А. Одежда и компьютер. М.: Легпромбытиздат, 1991. - 208 с.

38. Конструирование одежды с элементами САПР: учеб. для вузов. / Под ред. Е.Б. Кобляковой. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 464 с.

39. Короткое С. Н. Конструирование одежды. Л.: Гизлегпром, 1934. - 307 с.

40. Короткова И.В., Мелкова С.В. Обзор швейных САПР (возникновение и развитие) // Швейная промышленность. 2002. - № 5. - С. 40-42.

41. Краснов М.В. DirectX. Графика в проектах Delphi. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.-416 с.

42. Кривобородова Е.Ю. и др. Проектирование эскиза модели с помощью универсальных средств компьютерной графики / Е.Ю. Кривобородова, Е.Б. Коблякова, Т.В. Пяева // Швейная промышленность. 2001. - № 1. - С. 4041.

43. Кривобородова Е.Ю. и др. Современные методы формирования графических изображений при автоматизированном проектировании одежды / Е.Ю. Кривобородова, Е.Б. Коблякова, А.Г. Перегняк // Швейная промышленность. 2000. - № 5. - С.46-47.

44. Кривобородова Е.Ю. и др. Типовое автоматизированное проектирование коллекции женских костюмов из трикотажных полотен / Е.Ю. Кривобородова, Е.Б. Коблякова, И.А. Гришина // Швейная промышленность. 2000. - №4. - С.34-35.

45. Кривобородова Е.Ю., Коблякова Е.Б. Классификация и кодирование деталей швейных изделий. Методические указания. М.: МГАЛП, 1997. -78 с.

46. Кузьмина А. А. Принципы комбинаторного проектирования при автоматизации проектно-графических работ. Реферат №1 М.: МТИЛП, 1991.-45 с.

47. Кузьмина А.А. Разработка методики структурирования графической информации при автоматизации проектирования одежды. Автореф. Дис. . канд. техн. наук. М.:МГАЛП, 1993.- 124 с.

48. Кустовская Л. Цветовые модели и их цветовой охват // Компьютерное обозрение. 1998. - № 27. = С. 26-27.

49. Кынчев М., Ферд Н. Швейная САПР лицом к конструктору // Швейная промышленность. 2001. - № 1. - С. 10-11.

50. Лазарев В.А. Система "Леко": автоматизация работы модельера-конструктора в третьем измерении. // Швейная промышленность. 1994. -№2. - С. 12.

51. Ли Ким. 3D Studio МАХ для дизайнера. Искусство трехмерной анимации. Пер. с англ./ Ким Ли и др. К.: ООО «ТИД «ДС», 2003. - 864 с.

52. Локтев В. Сквозные CAD/CAM/CAE-технологии в машиностроени. / Локтев В., Лысухин В., Николаев А., Савушкин В. // Компьютер пресс. -1996. №8.- С. 120-132.

53. Лопандин И.В. Расчет оболочек и разверток одежды промышленного производства: Уч. Пособие для втузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 168 с.

54. Лопасова Л.В. и др. Информация для проектирования головных уборов с учетом овала и черт лица / Л.В. Лопасова, Ю.В. Кулиш, И.Ю. Доржинова // Швейная промышленность. 2000. - № 4. - С. 31-33.

55. Маров М. 3ds max 5. Новые возможности. СПб.: Питер, 2003. - 288 с.

56. Маров. М. Эффективная работа: 3ds max 4. СПб.: Питер, 2002. - 864 с.

57. Медведева Т.В. и др. Представление моделей одежды в интерактивном режиме / Т.В. Медведева, С.В. Петров, И.О. Акрамова // Швейная промышленность. 1993.- №1.- С. 39-41.

58. Медведева Т.В. Предпосылки автоматизации работ творческого характера в системе 3-CAD. // Швейная промышленность. 1994. - №5. - С. 15-17.

59. Миллер Ф. Внутренний мир 3D Studio МАХ 3: моделирование, материалы и визуализация Пер. с англ./ Ким Ли и др. К.: ООО «ТИД «ДС», 2000. -720 с.

60. Модульная САПР фирмы Assist // Реферативный обзор. Швейная промышленность. Зарубежный опыт. М.: ЦНИИТЭИлегпром. 1990. -№1.- С. 7-9.

61. Моисеенко С. Кратко о фильтрации текстур // Компьютерное обозрение. -1998.-№48.-С. 18-23.

62. На выставке BOBBIN-92. Комплексные системы автоматизированного проектирования и производства // Швейная промышленность. 1993. -№1.- С. 22-23.

63. Наумович С.В. и др. Трехмерное проектирование одежды и градация лекал / С.В. Наумович, Н.Н. Раздомахин, А.Г. Басуев, Е.Я. Сурженко // В мире оборудования. 2001. - №3. - www.saprlegprominfo.

64. Нечаев В.И. Автоматизация в индивидуальном пошиве одежды // www.lekala.rn.

65. Норенков И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем. М.: Высшая школа, 1986. - 304 с.

66. Норенков И.П., Основы автоматизированного проектирования: Учебн. для вузов. 2-е изд. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 336 с.

67. Отраслевые стандарты определения цвета и сортности меха. Шкурки лисицыи норки. // www.foxinfo.ru./ О мехах.

68. Павлов А. Что такое 3D графика // IxBT. 2003. / http://www.ixbt.eom/statii/l 212.html.

69. Петров С.В., Медведева Т.В. Метод проектирования цифровых моделей поверхности манекенов фигур. // Швейная промышленность. 1992. - №5. - С.30-32.

70. Погребинский А.В. Математическое обеспечение автоматизированного проектирования изделий сложной формы с учетом реальной геометрии. Дисс. . канд. техн. наук. М., 2001 — 196 с.

71. Попов Д. Две интерпретации термина "системная интеграция". // Компьютер пресс. 1996. - №8. - С. 107-108.

72. Порев В.Н. Компьютерная графика. СПБ.: БХВ-Петербург, 2002. - 432 с.

73. Раздомахин Н. Н. и др. Единство компонентов 2-мерного и 3-мерного проектирования в современной технологии производства одежды / Н. Н. Раздомахин, Е.Я. Сурженко, А. Г. Басуев // В мире оборудования. 2002. -№9 (26). - С. 24-25.

74. Раздомахин Н.Н. и др. Система трехмерного автоматизированного проектирования одежды и перспективы ее развития / Н.Н. Раздомахин, А.Г. Басуев, Е.Я. Сурженко // Вестник СПбГУТД. № 1. СПб.: Изд-во СПбГУДТ. - 1996.-С. 289-303.

75. Раздомахин Н.Н. Система трехмерного проектирования одежды: российский вариант // В мире оборудования. — 2001. №3. - С. 6-7.

76. Раздомахин Н.Н. Система трехмерного проектирования одежды: российский вариант // В мире оборудования. — 2001. №4 - С. 6-7.

77. Раздомахин Н.Н. Трехмерное автоматизированное проектирование одежды. // Швейная промышленность. 1995. - №5. - С. 12-14.

78. Ревякина О.В. Разработка диалоговой системы проектирования одежды на основе использования средств визуального программирования. Дисс. . канд. техн. наук. Омск, 2004. - 163 с.

79. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики: Пер. с англ. М.: Мир, 2001. - 604 с.

80. Родионова O.J1. Интерактивно-алгоритмический метод проектирования иструктура программно-информационного комплекса САПР одежды. Автореф. Дисс. . канд. техн. наук. Минск, 1997. - 16 с.

81. Славинская A.JI. Разработка информационного обеспечения САПР базовых моделей одежды для предприятий службы быта. Дисс. канд техн. наук. -Киев, 1986.-214 с.

82. Солтанбаева Г.Ш. Разработка методов автоматизированного проектирования конструкций новых моделей одежды. Дисс. . канд. техн. наук, М., 1992. - 144 с.

83. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Г. Корн, Т. Корн: Пер с амер. / Под ред. И.Г. Арамовича. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1978.-831 с.

84. Сурженко Е.Я. и др. От расчетно-мерочных систем кроя к системе СТАПРИМ / Е.Я. Сурженко, Н.Н. Раздомахин, А.Г. Басуев // В мире оборудования. 2004. - №6 (47). - С. 45-46.

85. Сурикова Г.И. и др. САПР «Грация» универсальный инструмент для проектирования одежды / Г.И. Сурикова, В.Е. Кузьмичев, О.В. Сурикова // В мире оборудования. - 2001. - №5. - С. 36-37.

86. Сухарев М. И., Бойцова А. М. Принципы инженерного проектирования одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 345 с.

87. Тальман Н.М., Тальман Д. Система для анимации виртуальных людей // Открытые системы. 1996. - № 5 (19). - С. 19-27.

88. Терешков В.Н. Один метод построения полигональных моделей // RDSN Magazine. 2003. - № 6. - С. 56-59.

89. Тихомиров Ю. Программирование трехмерной графики. СПб.: BHV Санкт-Петербург, 1998. - 256 с.

90. Тюкачев Н., Свиридов Ю. Delphi 5. Создание мультимедийных приложений. Учебный курс. СПб.: Питер, 2001. — 400 с.

91. Холина Т.В. Разработка информационной технологии процесса проектирования моделей одежды. Дисс. . канд. техн. наук. М., 1997. -119 с.

92. Цветоведение: Конспект лекций для студентов 1-го курса специальности 05.24 / И.А. Лаптева. Омск: ОМТИБО, 1994. - 30 с.

93. Чен Ш.-К. Принципы проектирования систем визуальной информации: Пер.с англ. М.: Мир, 1994. - 408 с.

94. Чистякова Т.В. Исследование и разработка метода трехмерного проектирования базовых основ одежды. Дисс. канд. техн. наук. М., 1993.- 252 с.

95. ПО.Шершнева Л.П. Методические основы автоматизированного проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. Дисс. . докт. техн. наук. М., 1991. - 322 с.

96. Шикин Е.В., Боресков А.В., Компьютерная графика. Полигональные модели. М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2001. - 464 с.

97. Шикин Е.В., Боресков А.В., Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 1995. - 326 с.

98. Шикин Е.В., Плис А.И., Кривые и поверхности на экране компьютера. -М.: ДИАЛОГ МИФИ, 1996. - 312 с.

99. Шрайнер Дейв. OPEN GL. Официальный справочник. К.: ООО «ТИД «ДС», 2003.-512 с.

100. Яковлева Е.Я. Разработка метода проектирования конструкций женского платья гладкой формы в системе 3-CAD. Дисс. . канд. техн. наук, М., 1996. 244 с.

101. Bruner. D. An Introduction to the Body Measurement System for Mass Customized Clothing //Developed by TC. 2 Textile/Clothing Technology Corporation /Published By Textile/Clothing Technology Corporation. -www.tc2.com/13.09.2004

102. Carignan M., Yang Y., Magnenat Thalmann N., Thalmann D. Dressing Animated Syntethic Actors with Complex Deformable Clothes // Proc. SIGGRAPH'92, Computer Graphics № 26 (2) 1992, S. 99-104

103. Information of Compani and Product // www.asahi.com.

104. Information of Information of CAD/CAE System Grafis // www.grafis.de.

105. Information of Lectra CAD/CAM/CAE // www.lectra.com.

106. Information of System Information of CAD/CAE/CAM System Investronica sys // www.ivestronica.es.

107. Information of PadSystem CAD/CAE // www.padsystem.com.

108. Information of Softwares Сотр. OptiTex // www.optitex.com.

109. Jianhua S, Thalmann D. Interactive Shape Design Using Metaballs and Splines, Implicit Surface "95, Eurographics Workshop on Implicit Surfaces, Grenoble, France, 1995. S. 227-235.

110. Kajiya J.T., Kai T.L. Rendering Fur with Three Dimensional Textures, in: Models and Techniques in Computer Animation. 1993. - Springer-Verlag/ - S. 128-138.

111. Kunii T.D., Gotoda H. Modelling and Animation of Garment Wrincle Formation processes. // Prog. Computer Animation, 1990. Springer-Verlag. -S. 131-146.

112. Kurihara T. etc. Hair Animation with Collision Detection / Kurihara T, Anjyo K, Thalmann D. // Models and Techniques in Computer Animation, 1993. -Springer-Verlag, Tokyo. S. 128-138.

113. Perlin К., Hoffert. Hyper texture. // Computer Graphics. 1989. - № 23 (3). -S. 253-262.

114. Rosenblum R.E. etc. Simulating the Structure and Dynamics of Human Hair: Modelling, Rendering and animation / Rosenblum R.E., Karlson W.E., Tripp III E. // The Journal of Visualization and Computer Animation, Vol. 2. -1991. №4. - S. 141-148.

115. Thalmann Т. M. etc. Virtual Clothes, Hair and Skin for Beautiful Top Models / Thalmann Т. M., Carion S., Courchesne M., Volino P., Yin W. // MIRA lab, University of Geneva, 1998. S. 234-245.

116. Volino P, Magnenat Thalmann N. Collision and Self-Collision Detection: Efficient and Robust Solutions for Highly Deformable Surfaces. // Eurographics Workshop an Animation and simulation (to appear), Grenoble, France, 1995.

117. Weil J. The synthesis of Cloth Objects, Proc. SIGGRAPH'86 // Computer Graphics. 1986. - № 4/ - S. 49-54.

118. Werner H.M. etc. User Interface for Fashion Desing, Graphics Desing and Visualisation / Werner H.M., Magnenat Thalmann N., Thalmann D. // IFIP Trans. Nort Holland, S. 197-204.

119. Zyda M. etc. Real-Time Collision Detection and Response. / Zyda M., Pratt D., Osborne W., Monahan J. // The Journal of Visualization and Computer Animation. 1993. - № 4 (1). - S. 13-24.