автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.05, диссертация на тему:Разработка и обоснование конструкций изделий из кожи с трансформируемыми элементами

кандидата технических наук
Карасева, Алина Игоревна
город
Москва
год
2013
специальность ВАК РФ
05.19.05
цена
450 рублей
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Разработка и обоснование конструкций изделий из кожи с трансформируемыми элементами»

Автореферат диссертации по теме "Разработка и обоснование конструкций изделий из кожи с трансформируемыми элементами"

КАРАСЕВА АЛИНА ИГОРЕВНА

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Специальность 05.19.05 - Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галаитереиных изделий

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

2 8 НОЯ 2013

Москва-2013

005539640

КАРАСЕВА АЛИНА ИГОРЕВНА

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Специальность 05.19.05 - Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва-2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии» на кафедре «Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи»

Научный руководитель доктор технических наук, профессор,

Московского государственного университета дизайна и технологии Костылева Валентина Владимировна

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор, пенсионер Зак Илья Самуилович

кандидат технических наук, руководитель отделения оптовых продаж по Москве и Московской области ООО «Фортис» - детская обувь ТМ ЗЕБРА Грошева Наталья Николаевна

Ведущая организация ОАО «Центральный научно-

исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности» (ОАО «ЦНИИКП»), г. Москва

Защита состоится «18» декабря 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии

Автореферат разослан « ноября 2013г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д212.144.01

Е. В. Лунина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы обувная розница растет очень динамично: число магазинов внутри сетей за год увеличивается в полтора-два раза. Так, в Москве и Санкт-Петербурге доля специализированных магазинов в настоящее время превышает долю рынков. Однако в ряде регионов рынки остаются основными местами покупок. Выбирая обувь в магазине, одни покупатели наиболее важным фактором считают качество товара, другие - цену, широту предлагаемого ассортимента и пр.

Эксперты отмечают, что значимость фактора «качество товара» продолжает расти. В последние годы успех магазина, торгующего обувью, на 7580% определяется такими понятиями как «место» и «ассортимент». Особенностью сегодняшнего рынка обуви эксперты называют значительную сегментированность потребителей по уровню покупательной способности и предпочтениям и выделяют 5 основных ценовых сегментов. Большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые и ориентирована значительная часть российских производителей. Поэтому они наиболее интенсивно развиваются, и продажи обуви здесь активно растут. Данная тенденция связана с ростом уровня дохода широких слоев населения. Важным в развитии российского обувного рынка является постепенное формирование узких сегментов продвинутых покупателей, воспринимающих обувь как предмет имиджа, демонстрацию статуса.

Российский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует актуальным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилистике изделий. Костюм, как элемент предметно-пространственной среды, оказывает серьезное психологическое воздействие на людей. Мода все чаще рассматривается как социальное явление, несущее на себе отпечаток времени и настроения общества.

В современных условиях получение прибыли возможно лишь в случае конкурентного преимущества перед остальными участниками рынка. Внедрение нового ассортимента, несомненно, имеет одно из важнейших значений для дальнейшего развития и повышения рентабельности продукции производителя.

Сегодняшняя ситуация такова, что небольшим количеством трансформируемых изделий можно создавать разнообразные предметные ансамбли. Одежда постоянно претерпевает изменения, становится многофункциональной, универсальной, легко модифицируемой, что экономит средства и жизненное пространство потребителя. Одежда и обувь должны быть не только эргономически, но и психологически комфортны, что предполагает выход на принципиально новые позиции при проектировании изделий.

Многокомплектность предметного ансамбля прочно входит в нашу жизнь. На основе сочетаний элементов одного видоизменяемого комплекта можно создать не только разнообразные, но и компактные варианты моделей. Комплектование элементов костюма и его использование превращаются в творческий процесс. Сегодня каждое отдельно взятое изделие предусматривает возможность комбинаторики, трансформации и различного сочетания элементов. Разработка многофункциональных изделий позволяет расширить ассортимент и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

К приобретению нескольких пар обуви склонны в основном женщины, так как помимо ситуационной необходимости приобретения дополнительных вещей они испытывают мотивацию следовать актуальным тенденциям. В основном это потребители в возрасте от 18 до 35 лет, занимающие активную жизненную позицию, со средним или выше среднего достатком, проживающие в крупных городах, хорошо информированные, ориентированные на приобретение товаров высокого дизайнерского качества, подчеркивающих их индивидуальность.

Таким образом вышеперечисленное свидетельствует об актуальности задачи, связанной с разработкой трансформируемых конструкций изделий.

Объектом исследования является: ассортимент трансформируемой обуви, одежды и аксессуаров.

Предметом исследования является процесс конструирования трансформируемой женской обуви.

Целью работы является создание научно обоснованной базы проектирования конструкций трансформируемой обуви с высокими эстетическими свойствами.

Для достижения поставленной цели в работе:

- проведен анализ патентных материалов в области технических решений по созданию трансформируемых изделий;

- проанализированы тенденции в формообразовании обуви и аксессуаров в различные исторические периоды;

- проведен анализ методов формообразования, используемых в дизайнерском проектировании и обеспечивающих многовариантность, трансформируемое^ и технологичность конструкций;

- проведены маркетинговые исследования российского рынка трансформируемых изделий;

- разработана эталонная конструкторская документация, предназначенная для изготовления трансформируемой обуви;

- изготовлены опытные образцы трансформируемой обуви.

Методы исследования. Основой исследования служил системный подход к формированию конкурентоспособных конструкций качественной трансформируемой обуви. В ходе выполнения работы использованы методы

социологических исследований и классификаций, основные теоретические положения технологии и конструирования изделий из кожи, дизайна. Научная новизна диссертации заключается в разработке:

- концептуального подхода к созданию трансформируемых конструкций обуви, включающего ретроспективный обзор, патентный поиск, оценку потребительских предпочтений, интерактивное проектирование на основе моделей-аналогов и изготовление экспериментальных образцов;

- классификаций конструктивных решений трансформируемых изделий включающих хронологию появления видов трансформации в изделиях гардероба различных исторических периодов; методов трансформаций; преобразований функций изделия и структурных связей между трансформируемыми элементами изделия; вариантов конструктивных решений трансформируемой ремешково - сандальной обуви и их выбора; концепции оптических иллюзий и визуальных трансформаций;

- методики маркетингового исследования по выявлению актуальности трансформируемых изделий и проведении социологического опроса;

- базы моделей-аналогов оригинальной и концептуальной обуви.

Практическую значимость работы составляют:

- результаты проведенных маркетинговых исследований потребительских предпочтений, которые рекомендуются для предприятий обувной индустрии;

- систематизированная информации для моделирования и проектирования трансформируемой обуви;

- возможность расширения ассортимента и повышения эстетических свойств и конкурентоспособности женской обуви за счет разработки современных многофункциональных конструкций изделий;

- изготовленные образцы женской трансформируемой обуви, разработанные с учетом эстетических предпочтений потребителей.

Реализация результатов. Исследования проводились во всемирной системе объединенных компьютерных сетей - Интернет и лабораториях МГУДТ. Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи Московского государственного университета дизайна и технологии в форме двух учебных пособий под грифом УМО: «Обзор патентной литературы в области создания трансформирующихся конструкций одежды, обуви и аксессуаров», «Моделирование и конструирование изделий с использованием принципов трансформации».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи МГУДТ; Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области

технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки; XXI международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров. Выполнен грант на тему: «Разработка конструкции трансформирующейся обуви и систематизация информации проектной деятельности» в рамках научного направления вуза -«Фундаментальные и прикладные исследования в производстве изделий из кожи».

Публикации. Основные положения проведенных в диссертации исследований опубликованы в 4-х статьях, 3 из которых в списке ВАК.

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов по работе, списка литературы, приложений. Работа изложена на 147 страницах машинописного текста, в том числе 80 рисунков и 6 таблиц. Библиография включает 130 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность диссертационной работы, сформулированы цель и задачи исследования, отмечена научная новизна и практическая значимость ее результатов.

Первая глава посвящена анализу информации, полученной в ходе изучения литературных источников, которые дают представление о многообразии видов трансформации, используемых в историческом костюме. Выделено несколько характерных периодов развития техники трансформации.

Анализ материалов проведенного патентного поиска показал, что трансформации в обуви связаны с преобразованием деталей низа и верха.

Трансформации в сумках связаны с изменением размеров, объема деталей или всего изделия в целом; функций с инверсными и сдвинутыми характеристиками. Трансформации в головных уборах проявляются в преобразовании одного головного убора в другой, изменении функций головного убора (кепка-сумка). Трансформация в одежде осуществляется изменением линейных размеров (длины платья), объема (система надува), преобразованием одного вида одежды в другой (пелерина-юбка, куртка-жилет) или ее элементов в другой предмет (сумку, головной убор, рюкзак) и т.д. Конструктивные решения трансформируемых изделий и элементов представлены нами в виде классификации.

Все многообразие предлагаемых решений трансформируемых изделий может быть разделено на две группы: трансформация одной формы в другую (например, изменение высоты и формы каблука, длины юбки); трансформация

деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, завязываются вокруг шеи и т.д.)

Проведенный литературный обзор и патентные материалы позволили соотнести виды трансформаций с описанием действий, производимых с изделием или его элементами и привести примеры преобразований (табл. 1).

Таблица 1. Виды трансформации (фрагмент)

Вид трансформации

Действия, производимые с изделием или элементом

Примеры технических решений

Растяжение -сжатие

Использование свойств эластичности материалов

Исчезновение -появление

Изменение изделия в результате его уменьшения или увеличения

По результатам анализа исторических материалов представлена примерная хронология видов трансформации, повлиявших на развитие конструкций изделий (табл. 2)

Таблица 2. Виды трансформации в исторических этапах развития изделий с трансформируемыми элементами

Виды трансформации Этапы исторического развития изделий с трансформируемыми элементами

Растяжение -сжатие Свертывание — развертывание Регулирование -фиксация Начальный период развития прототипов одежды от Утысячелетия до н.э. Использование природных материалов: шкур животных, кора деревьев, волокна растений и т.д. Первый этап становления трансформируемой одежды до XII— ХУвв. Развитие плетения, вязания, ткачества. Использование таких свойств материалов как способность изгибаться, сминаться, драпироваться, растягиваться и формироваться. Примерами одежды данного периода служил хитон, гиматий, хламида, плащ-тебена, стола, пала. Используются фиксирующие элементы.

Замещение Замена Совмещение — вкладывание Отделение — присоединение Перестановка Исчезновение - появление Выворачивание Развитие форм кроеной одежды XV - XVIII вв. Существование долгое время отдельных предметов одежды: рукавов, воротников, левой и правой частей штанин, гульфиков, набедренных штанов, обуви с отдельной внутренней частью. Использование закрытых и открытых разрезов в одежде, подвязывание, шнуровка. Существование дополнительных приспособлений в одежде: нижние юбки, каркасы, ватные подкладки, наплечники и т.д.

Ориентация Складывание -раскладывание Изобретение пленочных материалов, технологий склеивания и сварки XIX - ХХвв. Возможность создания одежды, допускающей исключение и появление объема изделия. Использование возможности ткани сворачиваться в качестве декоративного приема при изготовлении одежды: подтыкание верхних юбок женских платьев, фиксация свернутых рукавов и т.д.

Помимо внешних изменений трансформация способствует преобразованию функций изделия. Предложена схема преобразования функций изделий при трансформации. От принципа трансформации и применяемых материалов зависят виды структурных связей трансформируемых элементов с деталями изделия.

Во второй главе рассмотрены методы проектирования изделий из кожи. В каждом методе определены виды трансформации деталей и изделий.

Методы создания изделий при решении проектных задач позволяют простыми средствами разрабатывать многофункциональные конструкции. На основе рассмотренного материала составлена таблица 3, в которой представлены различные методы трансформации.

Таблица 3 Методы трансформации (фрагмент)

Метод организации формы Описание метода Виды трансформации Пример использования технических решениях в

Из целого кускамате- Создание серии моделей одного или Свертывание -развертывание;

риала разного ассортимента, разных по форме изделий из целого полотна материала с регулирование -фиксация; совмещение -вкладывание

применением различных подрезов.

Деконструкции Свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре. Выворачивание і г

В главе детально представлено модульное проектирование трансформируемой ремешково-сандальной обуви. Рассмотрены способы соединения деталей верха и низа обуви. Так, в сборно-разборной конструкции изделий для соединения заготовки верха и низа способом «продёржки»в подсистеме деталей низа необходимо иметь углубления или отверстия, использовать различную фурнитуру в виде петель, пряжек, крючков, хольнитены и их комбинаций.

В предлагаемых вариантах обувь представляет собой конструктивные разборные подсистемы верха и низа, в которых каждый конструктивный элемент может быть заменен новым с другими конструктивно-художественными характеристиками. Наиболее простым способом изменения является использование декоративных элементов, т.к. их установка не требует дополнительных деталей на самом изделии, что нашло отражение в

предложенной схеме разработки вариантов конструктивных решений трансформируемой ремешково - сандальной обуви. Это можно наглядно проследить в предложенной нами схеме выбора вариантов совмещения деталей верха и низа трансформируемой ремешково - сандальной обуви. Например, съемные конструкции заготовок верха обуви могут являться готовыми конструктивными узлами деталей верха обуви. Разнообразить модельный ряд позволяет использование принципов трансформации и внутри подсистемы верха: вариации способов переплетения шнуров, лент, эластичной тесьмы, ремней; сочетания цветовых решений и фактур; применение подкладок контрастных цветов и т. д. Перечисленные принципы трансформации возможны и в других видах обуви.

Систематизированная таким образом предпроектная информация облегчает работу дизайнеров и конструкторов при создании ассортимента новых изделий.

В третьей главе дана характеристика отечественного рынка трансформируемой обуви, сформулированы признаки его формирования: ориентация ассортимента на конкретного потребителя, постоянное обновление ассортимента в связи с изменениями актуальных тенденций; новые материалы и способы их обработки; конкуренция на товарном рынке.

Для совершенствования параметров продукции в качестве метода исследования использован социологический опрос.

В связи с развитием научно-технического прогресса по условиям эксплуатации модельная обувь перешла из разряда эксклюзивного продукта в разряд дифференцированный. В главе рассматривается текущий ассортимент модельной обуви, отмечается, что все его многообразие ввиду частой сменяемости отражается не в базах данных российской и зарубежной патентной служб, а представлено в виде рекламной продукции фирм-производителей и торговых организаций.

С помощью анкеты, размещённой в сети интернет на сайте одной из социальных сетей, нами проведен социологический опрос. Эта социальная сеть была создана в 2006 году и за это время приобрела широкую популярность в среде молодежи в возрасте от 16 до 35 лет, которая является целевой аудиторией данного исследования.

Для понимания предмета исследования респондентам на странице с опросом были предложены фотографии и видеозаписи с различными трансформирующимися предметами одежды, обуви и аксессуаров. По комментариям и сообщениям респондентов определено, что подобные наглядные примеры существенно помогли опрашиваемой аудитории при формулировке ответов на вопросы анкеты. Задача данного опроса - оценить потенциальный интерес потребителей к новому изделию.

Анкеты составлены на кафедре художественного моделировании, конструирования и технологии изделий из кожи Московского государственного университета дизайна и технологии. Опрос проводился в интервалес 28 декабря 2011 года по 10 марта 2012 года. Количество опрошенных составило 200 человек. На рис. 1 приведены статистические данные Интернет-ресурса о половозрастной принадлежности респондентов, принявших участие в опросе.

мужчины — 25.2% женщины — 74.8%

до 18 - 16.21% от 18 до 21 — 19.45% от 21 до 24 — 31.17% от 24 до 27 — 22.44% от 27 до 30—4.74% от 30 до 35 — 2.74% от 3S до 45 — 1.00% от 45 - 2.24%

Рис. 1 Диаграмма распределения половозрастных групп респондентов

Все результаты опроса представлены в виде диаграмм. На рис.2-3 представлены распределения ответов на отдельные вопросы.

Знакомы лн Вы с изделиями подобного рода (трансформирующиеся изделия)?

■ Использую его р«улярко

■ Покупал (а) несколько раз

и Знаком (а) понаслышке

I впервые узнал (а) сейчас

Рис. 2 Гистограмма распределения ответов об осведомленности респондентов о трансформируемых изделиях

Нравится ли Вам идея обуви 2 в 1?

■ Да, очень 27

я Да, неплохая идея 49,7

я Нет, но другим может понравится 17,3

я Нет, идея плохая 5,9

Рис. 3 Гистограмма распределения симпатий респондентов относительно трансформируемой обуви

Поскольку интерес к опросу возрос, нами была составлена дополнительная анкета с такими вопросами, как, из какого источника респонденты могли узнать: о трансформирующихся изделиях, стране-производителе подобных изделий; торговых точках, в которых интервьюеры сталкивались с трансформируемыми предметами гардероба; с какими изделиями-трансформерами гардероба потребители сталкивались на рынке чаще; какую сумму, потребители готовы потратить на пару трансформируемой обуви.

Анкета была размещена на сайте 19 мая 2012 года. Опрос продолжался до 23 июля 2012 года и набрал 80 респондентов из нескольких стран и различных городов России. Результаты также представлены в виде диаграмм распределения.

По результатам социологического исследования выявлено, что при выходе на рынок новый трансформирующийся предмет гардероба - обувь будет востребован потребителем. Помимо значительного интереса к таким изделиям со стороны потребителей на рынке практически не существует высокой конкуренции. Сложившаяся ситуация предполагает, что новые изделия, помимо высоких функциональных качеств, могут быть эксклюзивными, неповторимыми, с высокими эстетическими свойствами.

В четвертой главе демонстрируется процесс разработки коллекции обуви класса «люкс». Подход к созданию трансформируемой обуви высокого класса отличается от аналога, используемого в массовом производстве. На первое место

выступает поиск эстетически верных решений, поскольку в качестве потребителя выступает персона с большим достатком.

Процесс художественного проектирования (поиск концепта) сложен и нелинеен. В связи с этим в главе рассмотрены новые теоретические подходы и принципы создания художественного образа изделий (одежды, кожгалантереи и обуви), а также практические вопросы трансформации, используемые дизайнерами при создании костюма. На основе анализа данного материала составлена схема, демонстрирующая приёмы визуальных трансформаций изделий (рис. 4).

На основе результатов социологических исследований представлены: современные модели - аналоги обуви - в виде трансформеров. Для женской модельной и повседневной обуви характерна повышенная приподнятость пяточной части. Для изготовления деталей обуви чаще всего используются натуральные материалы.

Разработка эскизов подобных изделий преимущественно нацелена на создание новой художественной формы, достижение стилевого единства костюма, обеспечение рациональных потребительских свойств и начинается с поиска концепта.

Визуальные трансформации

Метонимия

__ —і -і_

Замещение реального объекта знаковой структурой

I "

Изделие в виде линий, форм, деталей, выражающих реальный объект

Метафора

Ассоциативное обьединение разных объектов__

Цветовые трансфор-—мгуии—

Образ, выражаемый максимальной степенью обобщенности

Рис. 4 Схема приемов визуальных трансформаций изделий

В результате проведённого анализа составлена иерархическая схема методов, видов и визуальных приемов трансформации, нашедшая применение в процессе двустороннего развития проектной деятельности (рис. 5).

Методы, виды и приемы трансформации, используемые при проектировании одежды, обуви и аксессуаров, представляют в совокупности процесс создания изделий, которые можно рассматривать с двух сторон: от верхнего звена к нижнему, и в обратном порядке.

1. целый кусок материала

2. модульный метод

3. метод деконструкции

4. комбинаторика

5. безразмерная одежда

1. растяжение - сжатие

2. отделение - присоединение

3. регулирование - фиксация

4. свертывание - развертывание

5. замена

6. исчезновение - появление

7. замещение

8. совмещение - вкладывание

9. ориентация

10. перестановка

11. выворачивание

12. складывание - раскладывание

У

1. метонимия

2. метафора

3. цветовые трансформации

Рис. 5 Схема методов, видов и приемов трансформации, нашедших применение в процессе двустороннего развития в проектной деятельности

На основе результатов проведенных социологических исследований и с учётом возможностей современных технологий были разработаны ассортиментные образцы трансформируемых сапожек для женщин (рис. 6). Характерной особенностью разработанной в рамках исследования конструкции сапожек является голенище из нескольких деталей, соединенных между собой

застежкой-молнией. Дополнительно были проработаны варианты конструктивных и цветовых решений изделий.

Конструирование модели выполнено по методике ARS SUTORIA, которая позволяет учитывать ожидаемые стилистические решения верха обуви уже на этапе проектирования конструктивной основы. Основной целью при проектировании было определение положения основных линий реза, характерных для данной модели. Преимуществом методики ARS SUTORIA является авторская система корректировки чертежей с учетом вида обуви, высоты каблука и т.д.

Рис. 6 Ассортиментный образец трансформируемых сапожек

Конструктивная основа верха трансформируемых сапожек состоит из нескольких деталей: деталей туфли - лодочки (союзка и задинка) и голенища, включающего в себя 3 детали, соединяющиеся между собой застежкой-молния. Подошва изготовлена из кожволокна, что придает обуви привлекательный облик.

Конструктивную основу трансформируемого сапожка оцифровывали в программе «Naxos» итальянской компании «TESEO» на Невельской обувной фабрике. На рис. 7(а, б) представлены экранные формы конструктивной основы верха трансформируемого сапожка и ее градирование.

б. градирование Рис. 8 Рабочие окна в программе «Кахоэ»

Концепция проектирования основана на использовании колодки с высокой приподнятостью пяточной части. При разработке конструкции

применены различные методы, виды и приёмы визуальных трансформаций, учтены значимые для формирования художественных качеств трансформативные свойства обуви:

- сочетание цветовых решений и фактур;

_ применение контрастных по цвету материалов подкладки и наружных деталей изделия;

- выворачивание манжет-голенищ;

- изменение линейных размеров голенища;

- комбинирования деталей;

использования декоративных элементов.

Экономическую выгоду трансформируемых сапожек можно получить за счет компактного хранения и транспортировки: детали голенища отсоединяемые и плоские, что позволяет использовать ту же упаковку, что и для туфель; а разнообразие предлагаемых вариантов сменных деталей подтолкнет потребителей к совершению комплексных покупок.

В результате проведения проектного эксперимента реализован замысел по созданию трансформируемых сапожек, обладающих повышенными эстетическими свойствами и совмещающих в себе 2 вида обуви: туфли, сапожки и 2 разновидности: полусапожки и ботфорты. Изготовленные 3 пары трансформируемых сапожек были представлены на XXI международном конкурсе молодых дизайнеров обуви и аксессуаров 5Ьоез-51у1е'2013 и удостоены диплома финалиста.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Проведена систематизация информации научных и литературных источников о трансформируемых изделиях легкой промышленности, что позволило разработать классификацию их конструктивных решений.

2. Выявлены направления трансформации в костюме и аксессуарах по материалам патентного поиска. Составлена таблица, в которой виды трансформаций с описанием производимых с изделием или его элементами действий и примерьг технических предложений соотнесены с этапами исторического развития костюма.

3. Показано, что кроме внешних изменений, трансформация способствует преобразованию функций изделия. Составлена схема преобразования функций изделия при трансформации.

4. Показано, что от принципа трансформации и применяемых материалов зависят виды структурных связей трансформируемых элементов с деталями изделия. Составлена схема видов структурных связей между трансформируемыми элементами изделия.

5. Проведены маркетинговые исследования по выявлению актуальности трансформируемых изделий. Установлено, что большинство потребителей следуют моде и предпочитают носить модные изделия, когда они отвечают их вкусу и не получили еще массового распространения. Значимая доля опрашиваемых интересуется новинками (42,2 %) и высказалась в пользу их адаптации в повседневную моду (39,9 %). Из полученных данных наиболее популярным источником информации о трансформирующихся изделиях является интернет (35 %).

6. Выявлено, что наиболее важной характеристикой при выборе трансформирующихся изделий из кожи является многофункциональность (26,9 %). Помимо многофункциональности основными причинами, влияющими на совершение покупки изделия-трансформера, являются: удобство (19,2 %), эстетичность (14,3 %), уникальность (11,5 %) и лишь на пятом месте цена (8,8 %). Установлено, что распределение сезонов носки трансформируемой женской обуви по популярности выглядит следующим образом: осень-весна (41,2 %), лето (16,5 %), лето-осень (13,7 %), осень-зима (12,6 %), зима (10,4 %). Что касается летнего сезона носки, то наиболее популярным является ремешково-сандальный вид женской обуви.

7. По результатам маркетинговых исследований установлены актуальные признаки женской трансформируемой обуви. Разработана база моделей-аналогов.

8. Систематизирована информация о методах и визуальных приемах при создании трансформируемых изделий для решения проектных задач для разработки многофункциональных конструкций. Разработана схема визуальных трансформаций изделий. Предложено рассматривать ход проектирования изделия как иерархию методов, видов и приемов трансформации, по которой его можно развивать как от верхнего звена к нижнему, так и наоборот.

9. Проведен анализ моделей-аналогов, из оригинальной и концептуальной обуви современных молодых дизайнеров для поиска решений новых конструкций.

Разработаны эскизы, реализована идея создания и обоснования новой конструкции трансформируемых сапожек осенне - весенне — летнего сезона носки конкурентоспособного ассортимента, отвечающих эстетическим требованиям потребителей. Предложен концептуальный подход к созданию трансформируемых конструкций обуви, включающий ретроспективный обзор, патентный поиск, оценку потребительских предпочтений, разработку эскизов, интерактивное проектирование на основе моделей-аналогов и изготовление экспериментальных образцов.

10. В порядке реализации теоретических предпосылок на основе разработанной конструкторской документации изготовлены три

экспериментальных пары трансформируемых сапожек, конкурентоспособного ассортимента, отвечающих эстетическим требованиям потребителей.

11. Результаты работы имеют социальную направленность, выражающуюся в обеспечении потребителей многовариантной, эксклюзивной обувью отечественного производства, обладающей высокими эстетическими качествами.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. А.И. Горохова, В.В. Костылева/ Трансформация как инструмент разработки коллекций обуви, одежды и аксессуаров // Дизайн и технологии. -2012. - №30. - с. 36-46. - 0,58 п.л. / 0,29 п.л. (из перечня ВАК).

2. А.И. Горохова, В.В. Костылева / Маркетинговое исследование рынка трансформирующихся изделий гардероба. Сообщение 1 // Дизайн и технологии. - 2012. - №32. - с. 17-26. - 0,52 п.ч. / 0,26 п.л. (из перечня ВАК).

3. А.И. Горохова, В.В. Костылева / Маркетинговое исследование рынка трансформирующихся изделий гардероба. Сообщение 2 // Дизайн и технологии. - 2012. - №33. - с. 19-26. - 0,41п.ч. / 0,2 п.л.(из перечня ВАК).

4. Карасева А.И., Ключникова В.М., Костылева В.В. / Исследование рынка трансформирующейся обуви, создание рекламы II Международный сборник научных трудов Техническое регулирование: базовая основа качества и материалов, товаров и услуг. - Шахты.: «ЮРГУЭС», 2013. - 88-93 с. - 0,3п.л. /0,1 п.л.

Карасева Алина Игоревна

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Усл. печ. 1,0 п.л. Тираж 80 экз. Заказ № 167-т

Редакционно-издательский отдел МГУДТ 117997, Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1 тел./факс: (495) 506-72-71 e-mail: idopost@vandex.ru Отпечатано в РИО МГУДТ

Текст работы Карасева, Алина Игоревна, диссертация по теме Технология кожи и меха

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

Карасева Алина Игоревна

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Специальность 05.19.05 - Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий

На правах рукописи

04201450264

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Костылева В.В.

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................4

ГЛАВА 1. ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ....................................9

1.1. Эволюция трансформирующихся конструкций костюма..................9

1.2. Обзор патентных материалов в области технических решений по созданию трансформирующихся изделий............................................18

1.3. Классификация конструктивных решений трансформируемых

изделий и элементов изделий............................................................37

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.....................................................47

ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ...............................................................50

2.1. Методы конструктивных трансформаций при проектировании

изделий.......................................................................................51

2.2 Реализация модульного метода проектирования для конструктивных

решений трансформируемой ремешково-сандальной обуви......................64

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.....................................................71

ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ..................................................73

3.1. Планирование и подготовка маркетингового исследования.................73

3.2. Маркетинговое исследование актуальности трансформируемых изделий

и отношения потребителей к ним.......................................................78

3.3 Маркетинговое исследование критериев при выборе обувной и

кожгалантерейной трансформируемой продукции..................................90

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ..................................................101

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОБУВИ.................................................103

4.1. Систематизация методов визуальных трансформаций изделий...........103

4.2. Разработка специализированной базы моделей - аналогов

трансформируемой обуви...............................................................110

4.3 Разработка конструкторской документации на изготовление

трансформируемых сапожек...........................................................117

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ..............................................125

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ..................................................126

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................129

ПРИЛОЖЕНИЕ А Эскизы ремешково-сандальной обуви......................140

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Маркетинговое исследование. Анкеты......................143

ПРИЛОЖЕНИЕ В Конструкторская документация разработанной модели

трансформируемых сапожек...........................................................151

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Презентация разработанных трансформируемых сапожек на конкурсе Shoes-style'2013, выставке Messe Dusseldorf.......................157

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Акты внедрения..................................................162

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы обувная розница растет очень динамично: число магазинов внутри сетей за год увеличивается в полтора-два раза. Так, в Москве и Санкт-Петербурге доля специализированных магазинов в настоящее время превышает долю рынков. Однако в ряде регионов рынки остаются основными местами покупок. Выбирая обувь в магазине, одни покупатели наиболее важным фактором считают качество товара, другие -цену, широту предлагаемого ассортимента и пр.

Эксперты отмечают, что значимость фактора «качество товара» продолжает расти. В последние годы успех магазина, торгующего обувью, на 75-80% определяется такими понятиями как «место» и «ассортимент». Особенностью сегодняшнего рынка обуви эксперты называют значительную сегментированность потребителей по уровню покупательной способности и предпочтениям и выделяют 5 основных ценовых сегментов. Большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые и ориентирована значительная часть российских производителей. Поэтому они наиболее интенсивно развиваются, и продажи обуви здесь активно растут. Данная тенденция связана с ростом уровня дохода широких слоев населения. Важным в развитии российского обувного рынка является постепенное формирование узких сегментов продвинутых покупателей, воспринимающих обувь как предмет имиджа, демонстрацию статуса.

Российский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует актуальным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилистике изделий. Костюм, как элемент предметно-пространственной среды, оказывает серьезное психологическое воздействие на людей. Мода все чаще рассматривается как социальное явление, несущее на себе отпечаток времени и настроения общества.

В современных условиях получение прибыли возможно лишь в случае конкурентного преимущества перед остальными участниками рынка. Внедрение нового ассортимента, несомненно, имеет одно из важнейших значений для дальнейшего развития и повышения рентабельности продукции производителя.

Сегодняшняя ситуация такова, что небольшим количеством трансформируемых изделий можно создавать разнообразные предметные ансамбли. Одежда постоянно претерпевает изменения, становится многофункциональной, универсальной, легко модифицируемой, что экономит средства и жизненное пространство потребителя. Одежда и обувь должны быть не только эргономически, но и психологически комфортны, что предполагает выход на принципиально новые позиции при проектировании изделий.

Многокомплектность предметного ансамбля прочно входит в нашу жизнь. На основе сочетаний элементов одного видоизменяемого комплекта можно создать не только разнообразные, но и компактные варианты моделей. Комплектование элементов костюма и его использование превращаются в творческий процесс. Сегодня каждое отдельно взятое изделие предусматривает возможность комбинаторики, трансформации и различного сочетания элементов. Разработка многофункциональных изделий позволяет расширить ассортимент и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

К приобретению нескольких пар обуви склонны в основном женщины, так как помимо ситуационной необходимости приобретения дополнительных вещей они испытывают мотивацию следовать актуальным тенденциям. В основном это потребители в возрасте от 18 до 35 лет, занимающие активную жизненную позицию, со средним или выше среднего достатком, проживающие в крупных городах, хорошо информированные, ориентированные на приобретение товаров высокого дизайнерского качества, подчеркивающих их индивидуальность.

Таким образом вышеперечисленное свидетельствует об актуальности задачи, связанной с разработкой трансформируемых конструкций изделий.

Объектом исследования является: ассортимент трансформируемой обуви, одежды и аксессуаров.

Предметом исследования является процесс конструирования трансформируемой женской обуви.

Целью работы является создание научно обоснованной базы проектирования конструкций трансформируемой обуви с высокими эстетическими свойствами.

Для достижения поставленной цели в работе:

- проведен анализ патентных материалов в области технических решений по созданию трансформируемых изделий;

- проанализированы тенденции в формообразовании обуви и аксессуаров в различные исторические периоды;

- проведен анализ методов формообразования, используемых в дизайнерском проектировании и обеспечивающих многовариантность, трансформируемость и технологичность конструкций;

- проведены маркетинговые исследования российского рынка трансформируемых изделий;

- разработана эталонная конструкторская документация, предназначенная для изготовления трансформируемой обуви;

- изготовлены опытные образцы трансформируемой обуви.

Методы исследования. Основой исследования служил системный подход к формированию конкурентоспособных конструкций качественной трансформируемой обуви. В ходе выполнения работы использованы методы социологических исследований и классификаций, основные теоретические положения технологии и конструирования изделий из кожи, дизайна. Научная новизна диссертации заключается в разработке:

- концептуального подхода к созданию трансформируемых конструкций обуви, включающего ретроспективный обзор, патентный поиск, оценку потребительских предпочтений, интерактивное проектирование на основе моделей-аналогов и изготовление экспериментальных образцов;

- классификаций конструктивных решений трансформируемых изделий включающих хронологию появления видов трансформации в изделиях гардероба различных исторических периодов; методов трансформаций; преобразований функций изделия и структурных связей между трансформируемыми элементами изделия; вариантов конструктивных решений трансформируемой ремешково - сандальной обуви и их выбора; концепции оптических иллюзий и визуальных трансформаций;

- методики маркетингового исследования по выявлению актуальности трансформируемых изделий и проведении социологического опроса;

- базы моделей-аналогов оригинальной и концептуальной обуви.

Практическую значимость работы составляют:

- результаты проведенных маркетинговых исследований потребительских предпочтений, которые рекомендуются для предприятий обувной индустрии;

- систематизированная информации для моделирования и проектирования трансформируемой обуви;

- возможность расширения ассортимента и повышения эстетических свойств и конкурентоспособности женской обуви за счет разработки современных многофункциональных конструкций изделий;

- изготовленные образцы женской трансформируемой обуви, разработанные с учетом эстетических предпочтений потребителей.

Реализация результатов. Исследования проводились во всемирной системе объединенных компьютерных сетей - Интернет и лабораториях МГУДТ. Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из

кожи Московского государственного университета дизайна и технологии в форме двух учебных пособий под грифом УМО: «Обзор патентной литературы в области создания трансформирующихся конструкций одежды, обуви и аксессуаров», «Моделирование и конструирование изделий с использованием принципов трансформации».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи МГУДТ; Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки; XXI международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров. Выполнен грант на тему: «Разработка конструкции трансформирующейся обуви и систематизация информации проектной деятельности» в рамках научного направления вуза - «Фундаментальные и прикладные исследования в производстве изделий из кожи».

Публикации. Основные положения проведенных в диссертации исследований опубликованы в 4-х статьях, 3 из которых в списке ВАК.

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов по работе, списка литературы, приложений. Работа изложена на 147 страницах машинописного текста, в том числе 80 рисунков и 6 таблиц. Библиография включает 130 наименований.

ГЛАВА 1. ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1. Эволюция трансформирующихся конструкций костюма

В начальный период развития прототипов одежды, длившийся до V тысячелетия до н.э., когда использовались лишь природные материалы (шкуры животных, кора деревьев, волокна растений и т.д.) и основная функция одежды была защитной, уже сформировались первые приемы ее видоизменения. Например, различные способы надевания шкур: крепление на плече, продевание головы в отверстие посередине шкуры, обертывание вокруг туловища и др. Первые формы обуви были столь же примитивны: кусок кожи, обёрнутый вокруг ноги и закрепленный в нескольких местах [57].

Первый этап становления трансформируемой одежды связывают с развитием техники плетения, вязания, ткачества, широко используются такие свойства текстильных материалов, как способность изгибаться, сминаться, драпироваться, вязаных материалов - растягиваться и формоваться [57]. Для одежды народов древнего мира было характерно обертывание тела специально вытканным или связанным куском ткани, то есть драпирование. Одежда, представляющая собой целый кусок ткани различной формы (прямоугольник, эллипс), приспособлялась к изменению погоды, антропометрии, ситуации использования, социальному статусу владельца и т.д. [88]. Таким образом, одно и то же изделие могло менять размеры, форму, демонстрируя свои защитные и социальные функции.

Широко известны драпированная одежда древних греков - хитон, гиматий и хламида (рис.1.1.), а также плащ-тебена у этрусков, стола и палла, распространенные в Античном Риме, одежда Древней Индии, почти без изменения дошедшая до наших дней [57].

а. б.

Рисунок 1.1. а. - Ангел в хитоне и гиматии, фрагмент византийской мозаики в монастыре Дафни, XII век;б. - Ангел в хитоне и хламиде,

византийская икона, XV век.

Сформировавшиеся в древности многочисленные и сложные приемы драпирования требовали большого искусства. В одежде часто применялись вспомогательные фиксирующие элементы: фибулы, заколки, пряжки, ленты, шнурки, тесьма, пояса, ремешки и т.д., ставшие прототипами современных средств крепления и фурнитуры [58].

Появление кроеной одежды - одежды с отделяемыми частями -ознаменовало следующий период развития трансформации. Долгое время рукава, воротники, левая и правая части штанин, гульфик, объемные набедренные штаны существовали как отдельные предметы одежды, которые крепились друг к другу или на теле (рис.1.2.). Считается, что членение одежды на части было заимствовано портными у изобретателей рыцарских доспехов, хотя круглые накладные воротники-ожерелья использовались еще в Древнем Египте.[58]

Рисунок 1.2. Мужской костюм, середина XVII века

Идея отделяемого воротника дошла до наших дней и использовалась в одежде позднего средневековья (воротник-фреза), эпохи Возрождения (воротник Марии Медичи и раф), плосколежащих широких декорированных кружевом воротниках европейского костюма XVII в. Обувь древних русских народов, по сути, была изделием комплексным. Кроме собственно обуви, носили еще внутреннюю, не предназначенную для самостоятельного ношения вне дома (мягкие кожаные, войлочные и полотняные сапоги всевозможных конструкций, кожаные чувяки - носки). В холодное время года повсеместно использовались наголенники, наколенники и набедренники, защищавшие ногу от грязи, механических повреждений и холода. В это время сумками часто служили платки, завязываемые в узел [2]. На Руси в XVIII в. к зипунам и рубахам пристегивался расшитый жемчугом и каменьями воротник, называемый обнизью. Разновидностей обнизей было много, их пристегивали по мере надобности показаться наряднее или проще. Они отличались по размеру, цвету и декоративному решению.

На протяжении веков рождались и совершенствовались различные способы регулирования объема и формы одежды или отдельных ее частей. Большую роль в конструктивной организации костюма играли открытые или закрытые разрезы, подвязывание, шнуровка.

Наиболее широко было распространено подвязывание одежды: подпоясывание столы повязкой (у римлян), широких рукавов - лентой переплетенной на груди (в Китае), регулирование длины штанов подвязками у колен (на Арабском Востоке), ширины брюк на уровне лодыжек (в Корее) и т.д.

Различные способы надевания и ношения одежды были известны еще у скифов. Известны различные способы ношения шайки с оплечьем в раннее средневековье, шапки - "треуха", завязывания галстука-кроата. С появлением вшивных рукавов применяются различные рукава к одному и тому же костюму. В XVIII в. примером вариантного решения костюма может служить короткий плащ-казак (рис. 1.З.), платье всадников-кабан и др. Плащ - казак с помощью многочисленных застежек по боковым швам и швам рукавов (до 150 пуговиц и петель) можно было превращать в одежду с длинными и широкими рукавами или короткую пелерину. Пристегнув спинку к боковой части рукава, можно было спереди оставить разрезы для свободного движения рук. Рукава кабана вшитые в пройму только в верхней части и могли либо надеваться на руки, либо отбрасываться назад, застегиваясь на спине.

ШТАП-ОФИЦЕР

¿.Mra£mywt<rKOtfi fyctyiCKMf- л/-,*/?'/

Рисунок 1.3. Плащ - казак. (Гравюра 1815-1819 гг.)

Известна конструкция трансформируемой нижней юбки в женском европейском костюме XIX в., которая по мере необ