автореферат диссертации по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам, 05.11.18, диссертация на тему:Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения

кандидата технических наук
Кулаков, Александр Кириллович
город
Ленинград
год
1984
специальность ВАК РФ
05.11.18
цена
450 рублей
Диссертация по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам на тему «Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Кулаков, Александр Кириллович

Введение. 4

1. Методы оценки и анализ воспроизводящих свойств кинематографической системы, обусловливающих резкость экранного изображения. II

1.1. Анализ кинематографической системы с помощью функций рассеяния и ФПМ.

1.2. Численные оценки ФПМ.

1.3. ФПМ и резкость изображения.

1.4. Определение информационной емкости кинематографической системы.

1.5. Информационная оценка систем кинематографа

Выводы.-vy .••». ^

1 * • ^

2. Исследование зрительного анализатора как фильтра пространственных частот . •'Г",

2.1. Методы получения пороговой контрастной чувствительности зрительного анализатора

2.2. Понятие порога сенсорной чувствительности зрительного анализатора и его измерение.

2.2.1. Тест-объект для определения пороговой контрастной чувствительности зрительного анализатора

2.2.2. Установка для определения пороговой контрастной чувствительности зрительного анализатора в условиях рассматривания экранного изображения.

2.3. Определение пороговой контрастной чувствительности зрительного анализатора в условиях рассматривания экранного изображения

2.4. Исследование линейности зрительного анализатора к восприятию контраста экранного изображения

2.5. Исследование линейности зрительного анализатора как фильтра пространственных частот

Выводы.943. Исследование свойств сквозной кинематографической системы, обусловливающих резкость экранного изображения . 97 3.1. Информационная плотность записи сквозной кинематографической системы.

3.2. Количественная оценка воспроизводящих свойств сквозной кинематографической системы

3.3. Квалиметрическая оценка резкости сквозной кинематографической системы.- . . ИЗ

3.3.1. Макет установки для моделирования пространственных преобразований изображений в кинематографической системе.П

3.3.2. Построение сенсорных характеристик зрительного анализатора по параметру четкость и резкость

3.3.3. Квалиметрическая оценка резкости экранного ' ' изображения для различных систем кинематографа

Выводы.

4. Определение допустимой величины смещения киноленты вдоль оптической оси объектива в сквозном кинематографическом процессе.14

4.1. Измерение смещения киноленты вдоль оптической оси объектива киноаппаратов

4.1.I. Исследование процесса смещения киноленты вдоль оптической оси объектива

4.2. Экспериментальное определение суммарной допустимой величины смещения киноленты вдоль оптической оси объектива в сквозном кинематографическом процессе

4.3. Определение допустимой величины смещения киноленты вдоль оптической оси объектива для каждого звена сквозного кинематографического процесса

4.4. Влияние смещения киноленты вдоль оптической оси объектива на воспроизводящие свойства сквозной кинематографической системы

4.5. Конструктивные решения ряда узлов осветительно-проекционной системы кинопроектора 23КПК для кинопроекции при высоких полезных световых потоках

Выводы . ^d

Введение 1984 год, диссертация по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам, Кулаков, Александр Кириллович

Zt В В Е Д Е Н И Е Кинематографу принадлежит большая роль в формировании коммунистического мировоззрения трудящихся, нравственном воспитании советских людей. Воспитание человека коммунистического общества Конституция СССР закрепляет как одну из важнейших государственных задач, ХХУ1 съезд КПСС в своем программном документе "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I1985 годы и на период до 1990 года" поставил перед кинематографистами задачу значительно улучшить качество кинообслуживания населения в самом широком смысле этого понятия, включая проблемы повышения идейно-художественного и технического качества кинофильмов, качества их тиражирования и демонстрирования. Качественный уровень кинопроизведения и эффективность его воздействия на зрителя определяется не только идейно-художественными, но и техническими параметрами. В связи с этим в решении задачи кинообслуживания населения все более важное значение приобретают вопросы дальнейшего укрепления и развития материальнотехнической базы кинематографа, совершенствования используемых технических средств и технологических процессов. Анализ современных тенденций развития систем кинематографа в СССР и за рубежом показывает, что основным видом кинопоказа будет обычная система кинематографа, обеспечивающая отличное качество. К этому необходимо стремиться уже сегодня, непрерывно совершенствуя аппаратуру, исходные материалы и технологию получения массовой фильмокопии. Повышение качества экранного изображения необходимо также вследствие того, что в настоящее время ведутся работы по созданию телевизионных систем, позволяющих получить очень высокое качество изображения, что, несомненно, привлечет значительное количество кинозрителей к телевизионным экранам и еще более снизит посещаемость кинотеатров. Понятие качества экранного изображения включает два аспекта: объективный, характеризующий совокупность физических параметров, и субъективный, зависящий от характеристик воспринимающего органа. Для кинематографической системы звеном, воспринимающим экранное изображение, является зрительный анализатор (ЗА) человека, под которым понимаются все элементы зрительной системы человека, включая соответствующие участки мозга. Совокупность кинематографической системы и ЗА образует сквозную кинематографическую систему. Современная сквозная кинематографическая система позволяет получить лишь удовлетворительное или почти хорошее качество экранного изображения. Поэтому актуальной задачей сегодняшнего дня следует считать разработку научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение качества экранного изображения, улучшение воспроизводящих свойств различных систем кинематографа. Воспроизводящие свойства определяют способность систем создавать изображение, достаточно полно отображающее снимаемый объект. Для их оценки в телевидении применяют fl, 2] линейные, шумовые и нелинейные параметры. Наиболее важными являются линейные и шумовые параметры, позволяющие оценить воспроизводящие свойства системы, обусловливающие резкость изображения, Резкость, наряду с цвето- и тонопередачей, неустойчивостью и зашумленностью, относится к наиболее значительным параметрам качества и имеет один из самых высоких коэффициентов весомости Б общей квалиметрической оценке, равный 0,3 [з]. Резкость субъективный параметр, характеризующий воспроизведение скачков яркости в изображении и легче всего оцениваемый визуально, при помощи простых элементов изображения: одиночных линий и краев. Поэтому естественным и наглядным представляется измерение резкости путем определения функций рассеяния (ФР). Однако при анализе кинематографических систем такие вычисления могут быть очень трудоемкими. Трудоемко и экспериментальное определение функции рассеяния. Поэтому в исследовании резкостных свойств системы воспроизведения сигнала изображения основное место стали занимать не пространственные, а частотные представления, связанные с понятием функции передачи модуляции (ФШ1). Последние годы характерны тем, что теоретические методы, используемые ранее, главным образом, в радиоэлектронике и теории связи, все глубже проникают в оптику, фотографию и кинематографию. Такие понятия, как импульсное воздействие, импульсная реакция, частотная характеристика и т.д., приобрели для систем передачи оптической информации конкретный физический смысл и успешно используются при анализе преобразования сигналов изображений. Это объясняется тем, что физические процессы, происходящие в радиоэлектронных приборах, близки процессам, проис* В литературе функцию передачи модуляции иногда называют пространственно-частотная характеристика (ПЧХ) или частотноконтрастная характеристика (ЧКХ).ходящим Б оптических, фотографических и кинематографических системах. Основной задачей кинематографической системы является запись и воспроизведение изображения объекта наблюдения. При этом ее звенья с целью обработки сигнала изображения, несущего информацию об объекте съемки, создают последовательность промежуточных изображений. Каждое преобразование связано с потерей информации и приводит к ухудшению резкости экранного изображения, образованного на выходе системы. Рассматривая каждое звено кинематографической системы, как достаточно линейный и пространственно инвариантный фильтр пространственных частот, можно на основе его ФПМ определить величину этого ухудшения, оценить воспроизводящие свойства системы, обусловливающие резкость экранного изображения. Решению этой проблемы служат методы объективной численной оценки ФШЛ. Попытки сделать это одним числом предпринимались многими исследователями, однако предлагаемые количественные критерии [4-б] не имели достаточного физического обоснования, не позволяли однозначно связать объективные характеристики, полученные на основе ФПМ, с субъективно воспринимаемой резкостью изображения. Основной целью диссертационной работы является разработка методов и приборов, позволяющих установить и физически обосновать наличие такой связи, использовав полученные результаты для улучшения резкости экранного изображения. Визуальное восприятие экранного изображения, кроме ФШЛ кинематографической системы, зависит от свойств конечного звена ЗА наблюдателя. Поэтому естественно, что в последних работах [б, по теории кинематографических систем пространственные преобразования изображения рассматриваются с учетом фильтрующего действия ЗА. Учитывая его характеристики, обычно делают ряд допущений, поскольку для условий кинематографа восприятие зрительным анализатором пространственной информации исследовано недостаточно. Это делает необходимым дальнейшее исследование свойств ЗА человека и разработку на основе полученных данных физически обоснованного критерия, который бы учитывал воспроизводящие свойства кинематографической системы и воспринимающую способность ЗА в условиях рассматривания экранного изображения. Разработка такого критерия возможна с применением теории записи и воспроизведения изображений, теории информации и методов психофизики. Его использование позволит провести сравнительный анализ кинематографических систем с целью оптимизации вариантов их построения, прогнозировать свойства вновь создаваемых систем, а также устанавливать допуски на искажения, приводящие к ухудшению резкости экранного изображения. Эти искажения могут быть обусловлены, в частности, смещением (прогибом) киноленты вдоль оптической оси киносъемочного или кинопроекционного объектива, неплотным контактом негатива и позитива при печати. При определенных условиях смещение киноленты приводит к заметному для кинозрителя снижению резкости экранного изображения. Поэтому была поставлена задача определения допустимой величины смещения (прогиба) киноленты вдоль оптической оси объектива для каждого звена сквозного кинематографического процесса. С целью определения путей улучшения резкости экранного изображения, образуемого различными системами кинематографа, в диссертационной работе: 9 1. Рассматриваются методы количественной оценки воспроизводящих свойств систем, определяющих резкость экранного изображения. 2. Проводится обоснование и выбор параметров для исследования. 3. Исследуется ЗА как фильтр пространственных частот. 4. Разрабатывается количественный информационный критерий, устанавливающий однозначную связь между воспроизводящими свойствами сквозной кинематографической системы и субъективной оценкой резкости экранного изображения. 5. Проводится квалиметрическая оценка резкости экранного изображения для линейных изотропных систем кинематографа. Рассматриваются варианты технологической схемы получения фильмокопии и пути ее улучшения. Формулируются требования к кинематографической системе, обеспечивающей "отличное" по резкости экранное изображение. 6. Устанавливается допустимая величина смещения (прогиба) киноленты вдоль оптической оси объектива для каждого звена сквозного кинематографического процесса, не приводящая к заметному кинозрителю ухудшению резкости экранного изображения. 7. Предлагаются конструктивные решения ряда узлов осветительно-проекционной системы кинопроекционного аппарата. На защиту выносятся следующие положения: 1. Применение информационной емкости и информационной плотности записи линейной изотропной кинематографической системы для оценки воспроизводящих свойств, обусловливающих резкость экранного изображения. 2. Использование пороговой контрастной чувствительности ЗА 10 для исследования и оценки зрительного восприятия в условиях рассматривания экранного изображения. 3. Оценки воспроизводящих свойств сквозного кинематографического процесса для различных систем кинематографа и условий рассматривания экранного изображения. Требования к кинематографическим системам, обеспечивающим "отличное" по резкости экранное изображение. 4. Рекомендации по допустимой величине смещения (прогиба) для каждого звена сквозного кинематографического процесса. 5. Новые конструктивные решения узлов осветительно-проекционной системы кинопроектора, обеспечивающие уменьшение прогиба кинокадра при высоких полезных световых потоках, улучшающие резкость экранного изображения.II I. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗ ВОСПРОИЗВОДЯЩИХ СВОЙСТВ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ОБУСЛОВЖВАЮЩИХ РЕЗКОСТЬ ЭКРАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ Для анализа сквозную кинематографическую систему можно представить (см. рис.1.I) в виде последовательности звеньев записи, преобразования, воспроизведения и восприятия информации о снимаемом объекте. Первое звено системы киносъемочный аппарат преобразует поступающий от объекта наблюдения световой сигнал в скрытое фотографическое изображение. В устройстве обработки и печати производится необходимое количество фильмокопий позитивных фотографических изображений. В виде фильмокопии зрительная информация об объекте наблюдения передается во времени и пространстве. Кинопроекционный аппарат воспроизводит полученную фильмокопию на киноэкране в форме экранного изображения. Киноизображение, воспринимаемое зрителем, образуется лишь на выходе кинематографической системы, а внутри системы записываются и преобразуются сигналы изображений (оптических, фотографических и т.п.). Эти преобразования сигнала изображения (именуемого в дальнейшем изображение) носят вспомогательный характер. Процесс образования кинематографического изображения может быть представлен математической зависимостью между характеристиками оптических звеньев, светочувствительных материалов и изо12 /Ш(У1 I OKfte/fma I 1иио I I шофажение I Шьекгт) Запись HuHOCbeowмый аппарат Преоразобанйё ВосгроизбеОвт Эпранное Устроиапбо о *НинОПрОСАfom/vj и neiMnx/ ционныО иифалсенае пленки аппарат Восприятие Зритемныи aHOJujamap Рис.I.I. Структурная схема сквозной кинематографической системы 13 i) бражения. При этом воспроизводимое движущееся черно-белое изображение описывается функцией трех аргументов Z/, (,У где Zi/x яркость; У у пространственные координаты в плоскости экрана или светочувствительного материала; t время. Для эветного изображения учитывается также оптический спектр излучения EQ (Х) где /1 длина волны света. Анализируя пространственные преобразования изображения, будем считать, что изображение неподвижное, т.е. не зависит от времени,и при неизменном масштабе описывается функцией только двух пространственных координат ж у ваемое функцией Lg(y,i/) функцию входной. В результате записи, преобразования и воспроизведения получаем изображение, описываемое новой функцией Z/v//, Назовем эту функцию и описываемое ею изображение выходными. Для представления системы используют [7] математический оператор У[...] который показывает, как нужно воздействовать на входную функцию, чтобы получить выходную. Таким образом, входная и выходная функции оказываются связанными соотношением: Изображение, описы(рис.1.1), назовем входны1Л, а саму Lkiv(,yjf[LiAy,)l. Оператор (I.I) полностью описывает кинематографическую систему, поскольку по заданному входному изображению определяет изображение на выходе системы. Задача определения функции LSki*(t,y} облегчается, когда система линейна, а это означает, что для всех входных функций Z cifi Liifi {у, у J выполняется условие суперпозиции и где L8%i()(,y]- составляющие сигнала; n число составляющих сигнала; Qi постоянный множитель. Выражение (1.2) показывает, что в случае линейности системы функция, описывающая входное изображение, может быть разложено на определенные элементарные функции, облегчающие анализ ее воспроизводящих свойств. В первом приближении можно принять, что кинематографическая система, формирующая и преобразующая изображение, пространственно инвариантна или изопланарна, т.е. свойства ее остаются неизменными по всему полю изображения. При этом нахождение функции -Л/у/У упрощается, поскольку функциональная форма элементарных объектов разбиения функции Д ()С,у) всегда сохраняется. В современной теории передачи сигнала изображения разработано два способа представления светового поля и соответственно два метода вычисления яркости (освещенности) в изображении, образуемого линейными пространственно инвариантными системами. Первый заключается в том, что предмет рассматривается состоящим из множества светящихся точек световых импульсов, а его изображение является суммой изображений этих элементарных объектов [8. 9]. Второй способ анализа позволяет рассматривать световое поле изображения в виде суперпозиции некоторого числа гармонических составляющих, отличающихся амплитудой, частотой и фазой. При этом процесс образования изображения исследуют в частотном представлении, т.е. как передачу пространственных частот, с исполь15 зованием понятия Ф Ш системы [10-12]. Для изучения структуры светового поля, а также резкостных свойств звеньев кинематографической системы важно использовать рационально и поэлементный, и пространственно-частотный методы анализа. I.I. Анализ кинематографической системы с помощью функций рассеяния и ФПМ Если входное изображение /,/)СуУ (см. рис.1.2) условно разложить на бесчисленное множество точек, то изображение LSbiyf у) выходе линейного пространственно инвариантного звена кинематографической системы будет определено выражением [7, 12] Llv*kv}ffLg где ;-/У-Х/у у-У/У (%y)-3Tfx->ioj/-y,)ddi/, импульсная реакция звена системы. (1-3) Данное выражение является двумерной сверткой функции LS%{%yl Т ff/ l/(/J Последнюю функцию называют функцией рассеяния точки (ФРГ) и обозначают BrfK!/) Выражение (1.3) пригодно для анализа преобразований во всех звеньях кинематографической системы. Следовательно, можем написать Llibi%(x,y)LSr(i(,il)i(* Brfyy); L"Sbii f>,!/JlSb/yfx,!/J &rf,l/J; d) (i.5) где 3f fX/j/) SrfKf/J г/>/УУ" соответственно звеньев записи, преобразования и воспроизведения изображения.16 Вт(х,у) A.y; -(f.fy) ГА.А) ltjxfxy) SSbx(f,fy) Рис.I.2. Характеристики звена-фильтра кинематографической системы 17 Экспериментальное определение ФРТ связано с определенными трудностями, вызванными потребностью использования чрезвычайно чувствительных приборов, поскольку объектом является светящийся предельно малый кружок, а сканирующим элементом диафрагма с отверстием очень малого диаметра [1зЗ Сложность графического представления двумерных ФРТ и их экспериментального определения вынуждает изыскивать пути оценки резкостных свойств системы с помощью одномерных функций. В частности, изотропные системы могут быть полностью оценены одномерными функциями рассеяния линии (ФРЛ) b/if>(} яния края (ФРК) Bi[s(} и функцией рассеВсе эти функции взаимосвязаны bjiMJBrf)(,i/>dy=fBTf\f)(Jolil. -ОС (1.7) ФРК 5f f)) описывает распределение освещенности (или яркости) в изображении края светящейся полуплоскости. Эту функцию иногда называют краевой, а ее график пограничной кривой [14-1б]. ФРК связано с ФРЛ выражением: X 3/fx) =fBjt(Xi) dXf, (1.8) Поскольку ФРЛ и ФРК одномерны, то их графическое изображение возможно в двумерном пространстве. Кроме того, экспериментальное определение ФРЛ и особенно ФРК значительно удобнее, чем ФРТ, поскольку тест-объектом является светящаяся полоса или светящаяся полуплоскость, а сканирующим элементом щелевая диафрагма. Анализ численных методов оценки пограничной кривой показы18 вает, что наиболее удачно они могут быть применены для оценки резкости однозвенных фотографических и оптических систем. При этом выбор того или иного параметра пограничной кривой необходимо производить с учетом области применения и конкретной задачи, для решения которой предназначено данное звено системы. Видимая простота и ясность оценки резкости по воспроизведению края полуплоскости делает ее во многом привлекательной. Поэтому в разных вариантах предложения определять резкость при помощи ФРК делались неоднократно [16-18]. Использование ФРК, а особенно ФРТ и ФРЛ, существенно усложняется при оценке многозвенных систем, подобных кинематографическим. Это объясняется тем, что аналитическое и инструментальное определение параметров последовательности функций рассеяния требует громоздких математических вычислений свертки функций и весьма сложной аппаратуры, результаты измерений на которой получаются менее надежными, хуже воспроизводимыми при повторных испытаниях, чем определение ФШ!. В последнем случае объект представляется в виде суммы гармонических составляющих, отличающихся амплитудой, частотой и фазой. ФПМ показывает, с какими изменениями по амплитуде система передает гармонический сигнал различной пространственной частоты. Для двумерного сигнала свойства звена-фильтра (см. рис.1.2) кинематографической системы могут быть оценены двумерной ФПМ, определяемой при помощи двумерного преобразования Фурье функции 3 r l 2 19]. Обозначим i/y/Уу,/УУ И S/i/yf/y/J (где и пространственные частоты вдоль осей ние Фурье функций//,/х;уУ И ///Х/>У и у преобразоваТогда в соответствии с выражением (1.3) и теоремой двумерной свертки [12] можно записать: 19 /./v fh /yJ IA /y) A hJ. (I где */x/,/y спектр входной функции, S//y/y/yJ спектр выходной функции. Применяя обратное преобразование Фурье, возможно на любой ступени процесса от спектра перейти к соответствующей функции: А /уУ /г Л С1.П) Как отмечалось выше, ФРЛ, ФРК, так же как и ФРГ, полностью оценивают воспроизводящие свойства изотропной системы, следовательно, такие системы достаточно полно будут оценены одномерной ФПМ (/J: /J вм (1 еур i2rjx) dx. (1.13) ФПМ определяют как функцию передачи контраста изображения одномерного гармонического тест-объекта с контрастом Т=1 от пространственной частоты Поскольку ФПМ связано преобразованием Фурье с функциями рассеяния, то кинематографическая система и ее звенья полностью характеризуются любым из этих параметров. Поэтому безразлично, какой из них выбран для оценки воспроизводящих свойств системы. Для практических расчетов предпочтение отдают ФШД, поскольку воспроизводящие свойства последовательно соединенных звеньев в данном случае определяются более простой операцией перемножения ФПМ. 20 Применение ФШ! для оценки воспроизводящих свойств кинематографической системы, обусловливающих резкость экранного изображения, рассмотрено в работах А.Т.Ащеулова [llj, И.Б.Блюмберга [4, 20], Д.С.Волосова [2l], В.В.Раковского [б], В.Г.Комара [з], О.Ф.Гребенникова и др. При этом в соответствии со структурной схемой (рис.1.1) ФПМ кинематографической системы определяется из выражения [7j: vTifisf/J У 4nffj ч11() соответственно одномерные ФПМ звеньев записи, преобразования и воспроизведения изображения; пространственная частота, приведенная к поверхности фильмоС учетом ФПМ каждого элемента, ФШ! системы, до фильмокопии включительно будет равна произведению: копии. fgnf/)- ""f f/) V f/J- /cSl r/), (I.I5) где co(f) съемочного объектива; Ннп fp ФПМ негативной кинопленки; Нпппи} ФПМ копировального аппарата, используемого для печати промежуточного позитива; пппfj ФПМ позитивной кинопленки; /ffef/9/ ФШЛ копировального аппарата, используемого для печати контратипа; hlgnfJ ФПМ дубль-негативной кинопленки; Нппср f-fj ФПМ копировального аппарата, используемого для печати фильмокопии; /i/pp f/) ФПМ позитивной кинопленки; Hcgif{) Ф М сдвига киноленты при экспонировании в киносъемочном аппарате и в процессе копирования. Для нахождения ФПМ IJf-/) системы до экрана включительно учитывается также ФПМ Нпо f-fj кинопроекционного объектива и ФПМ 1finjif-f)Т кинофильма в кадровом окне кинопроектора:

Заключение диссертация на тему "Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения"

ВЫВОДЫ

1. Анализ спектра процесса смещения киноленты вдоль оптической оси объектива показал, что периодическое изменение резкости экранного изображения вызывается гармониками с частотой V =8+12 Гц, а статическая нерезкость - гармониками с V > 18*20 Гц.

2. Измерения, проведенные на реальных аппаратах, и субъективные пороговые оценки заметности изменения резкости экранного

Рис,4.35. Термопара для измерения температуры по полю кинокадра и графики изменения температуры в пяти точках по диагонали кадрового окна ( FnoJ =£0000 лм): I - система воздушного охлаждения, равная по эффективности системе водяного охлаждения кинопроектора 23К1Ш; 2 - дополнительное охлаждение, вызванное обдувом обтюратора зоны кадрового окна; 3 - влияние бленды; V/ скорость охлаждающего потока воздуха, необходимая для создания аналогичных температурных условий

Л Лу , мм

44. 0,3. 0,2.

V-1--—i---—г--1----1-1—1---1-1--1-1 ' ' " 'ж

1 2. } 4 f 6 7 S 9 tO Н 12 f3 * ю3

Рис.4.36. Весовой вклад в уменьшение среднеквадратического значения амплитуды прогиба кинокадра разработанных элементов конструкции осветительно-проекционной системы кинопроектора 23КПК: I - исходное значение амплитуды смещения при прямолинейном фильмовом канале; 2 - криволинейный фильмовый канал; 3 - установлен обтюратор, осуществляющий обдув зоны кадрового окна;

4 - применена плоская бленда изображения позволили определить допустимую среднеквадратиче-скую амплитуду смещения киноленты вдоль оптической оси объектива относительно плоскости наилучшей наводки с учетом весового вклада каждого звена сквозного кинематографического процесса.

3. Полученные информационные оценки позволили обосновать допустимую величину смещения киноленты вдоль оптической оси объектива.

Для киносъёмочной камеры и кинокопировального процесса амплитуда смещения кинопленки вдоль оптической оси объектива невелика и по характеру изменения приближается к случайному (квазипериодическому) закону.

5. Наибольший весовой вклад в суммарную величину смещения киноленты вдоль оптической оси объектива вносит кинопроекционный аппарат. Воздействие его лучистого потока на кинофильм приводит к периодической термоупругой деформации, определяющий величину прогиба проецируемого кинокадра в кадровом окне.

6. Для большинства кинопроекционных аппаратов, работающих при номинальных полезных световых потоках, реальная величина прогиба кинокадра ниже допустимой, что позволяет для 35- и 16-мм ситем при обычной кинопроекции несколько увеличить относительное отверстие кинопроекционного объектива, а следовательно и полезный световой поток. При кинопроекции 16-мм фильмокопии в залах для показа 35-мм кинофильмов (с увеличением в 2,1х бо'лыиим, чем при обычной кинопроекции), относительное отверстие кинопроекционных объективов должно быть уменьшено в 1,5-2 раза.

7. При высоких полезных световых потоках { Fh0Jl> 10000 лм) целесообразно применять криволинейные фильмовые каналы с оптимальным радиусом кривизны RcpH =220*250 мм, осуществляющие "фильтрацию" низкочастотных составляющих спектра процесса смещения и уменьшающих тем самым амплитуду прогиба киноленты вдоль оптической оси объектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты выполненной работы показали, что в современном кинематографе имеется сравнительное низкое качество экранного изображения. Квалиметрическая оценка его наиболее весомого параметра - резкости - для большинства изотропных 70-мм и 35-мм систем кинематографа не превышает 3,2-3,9 балла, а для 16-мм -2-2,5 балла. Вследствие этого необходимо повышение качества экранного изображения, улучшение воспроизводящих свойств систем, обусловливающих его резкость.

Выполнение указанной задачи осуществимо только при комплексном подходе к повышению качества кинопленок, киноаппаратуры и условий кинопоказа. Для решения этой задачи разработана методика численной оценки резкости экранного изображения в сквозном кинематографическом процессе, позволяющая научно обосновать область использования систем кинематографа, определить наиболее слабые звенья, изыскать пути улучшения воспроизводящих свойств кинематографических систем. С этой целью в диссертации:

- рассмотрены численные критерии оценки ФПМ;

- теоретически доказана и на конкретных примерах показана возможность учета с помощью информационных критериев "информационная емкость" и "информационная плотность записи" функциональной формы ФПМ и получения количественных оценок, характеризующих ФПМ одним числом;

- для оценки воспроизводящих свойств кинематографической системы с учетом ЗА разработано специальное проекционное устройство и в условиях рассматривания экранного изображение получены ФПМ ЗА и кривые пороговой контрастной чувствительности ЗА, численно характеризующие его как фильтр пространственных частот;

- доказана линейность ЗА как фильтра пространственных частот, при /с > 10мм~^;

- предложена методика совместной оценки ФПМ кинематографической системы до экрана включительно и кривой пороговой контрастной чувствительности ЗА;

- разработан физически обоснованный информационный количественный критерий "максимальная информационная плотность записи" ("максимальная плотность энтропии") ffpg сквозной кинематографической системы, позволяющий при совместном рассмотрении оценить ФПМ кинематографической системы и пороговую контрастную чувствительность ЗА одним числом;

- установлена линейная связь между значениями Hpz и резкостью экранного изображения на шкале отношений; разработан алгоритм вычисления квалиметрических оценок;

- доказано, что благодаря процессу обмена между резкостью и четкостью, максимальная плотность энтропии сквозной кинематографической системы однозначно численно характеризует резкост-ные свойства экранного изображения при любой реальной форме ФПМ (1,1 ^Г) ^ 2,5) для всей длины зрительного зала $ =1,25*5 Шэ);

- определено, что системы, обеспечивающие одинаковую резкость, но имеющие выпуклую форму ФПМ (П 2), могут быть охарактеризованы как '"жесткорисующие", с вогнутой формой ФПМ П < 1,5) - как "мягкорисующие";

- разработан прибор и проведены измерения смещения (прогиба) киноленты вдоль оптической оси объектива в киносъемочных, кинопроекционных аппаратах и в процессе копирования;

- на основе субъективных измерений заметности изменения резкости экранного изображения определена допустимая средне-квадратическая амплитуда смещения (прогиба) киноленты в сквозном кинематографическом процессе;

- показано, что допустимая величина изменения резкости экранного изображения количественно обусловливается значением минимальной плотности энтропии,определяемой для сквозной кинематографической системы" в полосе разрешаемых пространственных частот;

- для каждого звена кинематографической системы допустимая величина смещения киноленты вдоль оптической оси объектива найдена с учетом весового вклада звена, измерениями показано, что наибольший вклад в процесс смещения вносит кинопроекционный аппарат;

- предложены конструктивные решения ряда узлов осветитель-но-проекционных систем кинопроекционных аппаратов, позволяющие уменьшить величину прогиба кинокадра, и благодаря внедрению осветителей с горизонтальной ксеноновой лампой повысить полезный световой поток кинопроектора 23КПК до 10000-12000 лм.

На основении проведенных исследований разработаны рекомендации, направленные на улучшение резкости экранного изображения. Получены следующие основные теоретические и практические результаты:

I. Для получения "отличного" по резкости экранного изображения максимальная плотность энтропии, обеспечиваемая сквозной кинематографической системой, должна составлять 4,6*I(Afr 4 ?

4,7*10 нат.ед./ммс - при кинопроекции цветного изображения, S^'IO^S^'IO71- нат.ед./мм^ - при кинопроекции черно-белого изображения.

2. Использование в технологическом процессе получения фильмокопии звеньев, обеспечивающих максимальную информационную плотность записи в системе, позволяет улучшить резкость экранного изображения на 0,3-0,5 балла даже при существующей номенклатуре кинопленок и киноаппаратуры. Сокращенная технологическая схема получения фильмокопии (печать с оригинального негатива) повышает резкость экранного изображения на 0,7-1,0 балл.

3. 16-мм система кинематографа при кинопоказе в залах для 35-мм кинопроекции позволяет получить сравнимое по резкости экранное изображение только в случае использования сокращенной технологической схемы получения фильмокопии и лучших образцов кинопленок и аппаратуры.

4. Допустимая среднеквадратическая амплитуда смещения (прогиба) киноленты, не приводящая к заметному зрителю снижению резкости экранного изображения при кинопроекции массовой фильмокопии, составляет: а) для 70- и 35-мм системы кинематографа: киносъемочный аппарат .0,025 мм, кинокопировальный процесс .0,03 мм, кинопроекционный аппарат .0,35 мм; б) для 16-мм системы кинематографа: киносъемочный аппарат .0,025 мм, кинокопировальный процесс .0,03 мм, кинопроекционный аппарат .0,22 мм.

5. Для большинства кинопроекционных аппаратов при номинальных световых потоках осветителей величина смещения (прогиба) кинокадра меньше допустимой, что позволяет для 70- и 35-мм систем при обычной кинопроекции увеличить относительное отверстие кинопроекционных объективов до значений 1:1,6; 1:1,8, для 16-мм системы до 1:1,1. При кинопроекции 16-мм фильмокопии в залах для показа 35-мм кинофильмов (увеличение в 2,1х больше, чем при обычной кинопроекции) рекомендуемое относительное отверстие кинопроекционного объектива 1:2.

6. При высоких полезных световых потоках ( Fnms 10000 лм) необходимо применение фильмового канала с уменьшенным радиусом кривизны (R<pn =220*250 мм), снижающего прогиб киноленты в среднем на 20%. Эффективной мерой уменьшения смещения киноленты являетсяприменение обтюраторов, осуществляющих обдув зоны кадрового окна.

Научные результаты, полученные в ходе выполнения диссертационной работы. В результате выполненных исследований:

- разработаны методики расчета информационной емкости и информационной плотности записи изотропных линейных кинематографических систем;

- впервые определена нороговая контрастная чувствительность ЗА и ФПМ ЗА в условиях рассматривания экранного изображения. Изучена возможность совместного рассмотрения ФПМ кинематографической системы до экрана включительно и кривой пороговой контрастной чувствительности ЗА;

- разработана и экспериментально проверена возможность получения на их основе физически обоснованного численного критерия, однозначно оценивающего резкость экранного изображения в зависимости от функциональной формы ФПМ;

- с помощью предложенного критерия "максимальная плотность энтропии" сквозной кинематографической системы получены квали-метрические оценки и сформулированы требования к кинематографическим системам с различным форматом кинокадра, обеспечивающим "отличное" по резкости экранное изображение;

- предложена методика определения допустимого изменения резкости экранного изображения и с ее помощью обоснована допустимая величина смещения (прогиба) киноленты вдоль оптической оси объектива для каждого звена сквозного кинематографического процесса.

Практическая ценность диссертации заключается в:

- определении конкретных рекомендаций по улучшению резкости экранного изображения, что дает возможность сформулировать требования к создаваемым кинематографическим системам, сопоставить новые технологические схемы получения фильмокопии с существующими;

- создании проекционных устройств и приборов, позволяющих определять характеристики ЗА в условиях кинематографа, его разностную (дифференциальную) и абсолютную пороговую контрастную чувствительность, способность наблюдателя замечать изменение резкости экранного изображения;

- разработке измерительной фотоголовки, позволяющей определять смещение киноленты вдоль оптической оси объектива для киносъемочного, кинокопировального и кинопроекционного аппаратов, служить для контроля по этому параметру при выпуске аппаратуры на заводах-изготовителях;

- использовании полученных результатов в учебном процессе на факультете киноаппаратуры Ленинградского института киноинженеров.

Технико-экономическая эффективность выполненных исследований вытекает из использования методов математического моделирования для исследования резкостных свойств кинематографических систем, позволяющих в короткий срок без макетирования и с наименьшими затратами на реализацию определять оптимальные параметры систем.

Сформулированные рекомендации и внедренные комплекты приборов для измерения смещения киноленты вдоль оптической оси объектива обеспечили исключение брака по дефекту "дыхание" резкости экранного изображения для ряда образцов выпускаемой киносъемочной и кинопроекционной аппаратуры, что дало экономический эффект около 40 тыс.рублей в год.

Реализация результатов подтверждена соответствующими актами о внедрении.

Рекомендации по совершенствованию технологической схемы получения фильмокопии были использованы в цехе обработки кинопленки киностудии "Ленфильм" и отрабатывались при съемке сюжета под названием "Двухперфорационный кинокадр".

Рекомендации по допустимой величине смещения киноленты вдоль оптической оси объектива внедрены в "Технические требования на унифицированный ряд киносъемочных аппаратов для профессионального кинематографа", утвержденные техническим советом Госкино СССР в качестве основных требований к разрабатываемой профессиональной киносъемочной аппаратуре. Указанные рекомендации использованы Московским конструкторским бюро киноаппаратуры при создании профессиональной киносъемочной аппаратуры по заказам Госкино СССР.

Данные о допустимой величине смещения киноленты вдоль оптической оси кинопроекционного объектива использованы Одесским конструкторским бюро киноаппаратуры для оптимизации параметров осветительно-проекционной системы новой модели кинопроекционного аппарата 35-КСА.

На Ленинградском оптико-механическом объединении им.В.И.Ленина были изготовлены опытные образцы приборов, предназначенных для измерения величины смещения (прогиба) кинокадра вдоль оптической оси кинопроекционного объектива. Указанные приборы используются в ОТК объединения для проверки кинопроекционных аппаратов по дефекту "дыхание" резкости.

Внедрение указанных приборов позволило исследовать причины этого вида брака в выпускаемой объединением стационарной кинопроекционной аппаратуре типа 23КПК, что дало возможность выработать рекомендации по внедрению для этого типа аппаратуры новых образцов осветителей с горизонтальной ксеноновой лампой.

На Ленинградском киномеханическом заводе внедрены конкретные конструктивные решения ряда узлов осветительно-проекционной системы кинопроектора 23КПК. С целью уменьшения прогиба кинокадра при высоких полезных световых потоках ( Рпм =10000 лм) разработана конструкция криволинейного фильмового канала с уменьшенным радиусом кривизны, предложена система охлаждения проецируемой фильмокопии, включающая в себя обтюратор, осуществляющий обдув зоны кадрового окна и плоскую бленду.

Материалы диссертационной работы используются в курсах "Основы записи и воспроизведения изображений", "Физические основы кинотехники", "Кинопроекционная аппаратура и ее эксплуатация".

Библиография Кулаков, Александр Кириллович, диссертация по теме Приборы и методы преобразования изображений и звука

1. Антипин М.В. Интегральная оценка качества телевизионного изображения. Л.: Наука, 1970. - 154 с.

2. Антипин М.В., Андронов В.Г., Гласман К.Ф. Квалиметрия кинотелевизионных систем.Учебное пособие. Л., 1976. - 123 с.

3. Гуляев С.М., Журавлева Л.И., Лысенко Л.П., Раковский В.В. Визуально-слуховой метод квалиметрического контроля изображенияи фонограммы фильмовых материалов. Труды НИКФИ, 1978, вып.93, с.5-17.

4. Блюмберг И.В., ЗДьянова Т.М. Передача малых по величине деталей в последовательных изображениях. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1972, т.17, вып.1, с.3-7.

5. Комар В.Г. Критерии резкости изображения и его оценки в различных системах кинематографии. Успехи научной фотографии, 1964, т.Х, с.79-89.

6. Раковский В.В. Квалиметрическая оценка резкостных свойств киноизображений, кинопленки и киноаппаратуры. Труды НИКФИ,1978, вып.93, с.97-110.

7. Гребенников О.Ф. Основы записи и воспроизведения изображения. М.: Искусство, 1982. - 240 с.

8. Тудоровский А.И. Теория оптических приборов. М.: Изд. АН СССР, 1948, т.1. - 662 с.

9. Ащеулов А.Т. Применение интеграла Фурье к изучению свойств оптического и фотографического изображения. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1956, т.4, вып.6, с.465-476.

10. Перрен Ф. Методы оценки фотографических систем. Успехи физических наук, 1962, т.ХХУШ, вып.2, с.306-344.

11. Ащеулов А.Т. Характеристики качества оптических и фотографических систем. Оптико-механическая промышленность, I960, № б, с.1-10.

12. Гудмен Дж. Введение в Фурье оптику. - М.: Мир, 1970.- 364 с.

13. Креопалова Г.В., Пуряев Д.Т. Исследование и контроль оптических систем. М.: Машиностроение, 1978. - 223 с.

14. Миз К., Джеймс Т. Теория фотографического процесса.- Л.: Химия, 1973. 627 с.

15. Higgins G.C., Jones L.A. The Nature and Evaluation of the Scharpness of Photographic Jmage. Journal SMPTE, 1952, vol.58, p.277-290.

16. Goldbery E.G. Dus Auflosungsvermogen von photographis-chen platten. Zeitschrift wissenschaftliche Photograph, 1915, N 12, s.77-92.

17. Фризер X. Фотографическая регистрация информации. М.: Мир, 1978. 607 с.

18. Артюшин Л.Ф. Расчетное определение показателя субъективной резкости изображения края по ЧКХ в кинематографии. Техника кино и телевидения, 1976, № 10, с.3-12.

19. Мврешаль А., Франсон М. Структура оптического изображения. М.: Мир, 1964. - 294 с.

20. Блюмберг И.Б., Зязина Т.М. Передача малых по величине деталей в последовательных изображениях. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1968, т.13, № 5, с.340-344.

21. Волосов Д.С. Фотографическая оптика. М.: Искусство, 197I. - 671 с.

22. Heynacher Е. Tiber die Bedeutuny der Kontrust-widergube Photograhischer Objiktive. Kino-Technik, 1964, bd.I8, IT 7,s.159-164.

23. Оценка качества оптического изображения. Пер. с англ. О.А.Герасимовой. М.: Геодезиздат, 1959. - 304 с.

24. Crane Е.М. An objective method for rating Picture scharpnes: SMT acutunce. Journal SMPTE, 1964, vol.73, N 8, p.645-647.

25. Grendron R.G. An Juproved Objective Methode for rating picture scharpness: CMT Acutance. Journal SMPTE, 1975, N 12, p.1009-I012.

26. Приставко В.В. Оценка качества изображения методом сопоставления объективных и субъективных характеристик. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1973, т.18, вып.4, с.308-312.

27. Шульман М.Я. Критерии качества изображающих систем на основе частотно-контрастных характеристик. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1974, т.19, вып.5,с.328-337.

28. Eudolph J. tfber die Moglichkeiten zur Kenuzeichnuny der Bildscharfe fotographischer Aufnahnun. Bild und Ton, 1969i T.I, N II, s.327-330; T.2, N 12, s.354-360.

29. Андреев Ю.С., Позняк Е.С. Частотно-контрастная характеристика зрительного анализатора и ее воспроизведение в измерительном устройстве. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1972, т.17, вып.б, с.423-426.

30. Вендровский К.В., Вейцман А.И., Арбузкина Л.Н. Исследование взаимосвязи визуальной и информационной оценок изображения. Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии, 1975, т.20, вып.2, с.91-97.

31. Голдовский Е.М. Информационная емкость фильмокопий при трансформации кинематографических систем. Техника кино и телевидения, 1971, № I, с.19-28.

32. Комар В.Г. Информационная оценка качества изображения кинематографических систем. Техника кино и телевидения, 1971, № 10, с.9-22.

33. Красковский Р.А. Вычисление энтропии оптического изображения и определение эффективных размеров фигур рассеяния. Успехи научной фотографии, 1964, т.Х, с.23-30.

34. Голдман С. Теория информации. М.: Изд-во иностр.лит., 1957. 466 с.

35. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. -М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 829 с.

36. Вендровский К.В., Вейцман А.И. Фотографическая структу-рометрия. М.: Искусство, 1982. 272 с.

37. Проворнов С.М. Основы кинотехники. Конспект лекций. -Л., 1973, вып.1. 122 с.

38. Девойно Е.Г. Исследование воспроизводящих свойств различных кинематографических систем. Дис. . канд.техн.наук, -Л.: ЛИКИ, 1981. - 205 с.

39. Разработка и использование новых цветных кинопленок, создание средств и методов их испытания: Отчет по НИР, № ГР 77045790. М.: НИКФИ, 1979. - 73 с.

40. Иофис Е.А. Современные кинопленки. Техника кино и телевидения, 1974, № 4, с.73-79.

41. Светочувствительные материалы и процессы их обработки: Сб.научн. трудов Госниихимфотопроект: Под ред.Ю.С.Андреева, В.С.Чильцова. М., 1980. - 160 с.

42. Тельнов Н.И. Телевизионная техника в кинопроизводстве.- М.: Искусство, 1978. 145 с.

43. Ольвовская М.Б. О методе объективных испытаний кинопроекционных объективов. Журнал научной и прикладной фотографиии кинематографии, 1968, т.13, вып.1, с.31-35.

44. Кривовяз Л.М., Пуряев Д.Т., Знаменская М.А. Практика оптической измерительной лаборатории. М.: Машиностроение, 1974.- 332 с.

45. Новик Ф.С. Частотно-контрастные характеристики киносъемочных объективо^Методы и приборы для их измерения. Обзорная информация ОНТИ НИКФИ, серия "Кинофототехника", Т976, вып.21,с.3-57.

46. Новик Ф.С. Частотно-контрастные характеристики киносъемочных объективов и приборы для их измерения. Техника кино и телевидения, 1976, № II, с.3-12.

47. Голод И.С., Пиявский В.Ф. Частотно-контрастные характеристики при печати на копираппаратах. Техника кино и телевидения, 1972, J? 3, с.25-32.

48. Голод И.С. Частотно-контрастные характеристики изображения при различных видах печати. Техника кино и телевидения, 1973, К 4, с.15-21.

49. Есипенко И.Н. Исследование качества печати фотографических фонограмм методом частотно-контрастных характеристик. Дисс. на соиск.учен. степени канд.техн. наук. Л.: ЛИКИ, 1977. 177 с.

50. Островская М.А. Частотно-контрастная характеристика зрительного анализатора. Оптико-механическая промышленность, 1969,1. F- 2, с.45-54.

51. Кравков С.В. Глаз и его работа. M.-JI.: изд. АН СССР, 1950. - 532 с.53» Van Nes F.L., Bouman М.А. Spatial Modulation Transfer in the Human Eye. Journal of the Opticul Society of America, 1967, vol.57, N 3, p.401-406.

52. Schade O.H. Opticul und Photoelectric Analog of the Eye. Journal of the Opticul Society of America, vol.46, N 9, 1956, p.721-739.

53. Pollen H., Roching H. Effect of Noise on the Trausfer. Function oh th Visual Channel. Journal of the Opticul Society of America, 1970, vol.60, IT 6, p.842-848.

54. Oue S. Sharpness of Photographic Jmage . The Relation of Sharpness and Sine Wave Response Function. Journal applied Phusicks, 1962, N JI, p.178-186.

55. Забродин 10.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности. В кн.: Психофизические исследования. - М.: Наука, 1977, с.31-125.

56. Индлин Ю.А. Роль физических, сенсорных и внесенорных факторов в обнаружении. В кн.: Психофизические исследования. -М.: Наука, 1977, с.125-148.

57. Кушнир Ф.В., Савенко В.Т., Верник С.М. Измерения в технике связи. М.: Связь, 1976. - 429 с.

58. Selwyn E.W. The photogruphic and visual resolving power of lenses. Phot.J., 1948, vol.88, N 6, p.46-54.

59. Scott F. The production of variable-transmission sinusoidal patterns and other imuges. Photogr.Sci.Eng., 1965» N 9»p.89-98.

60. Lamberts R.L. Measurement of sine-wave response of a photographic emulsion. Journal of the Opticul Society of America, 1959, vol.44, N 3, p.425-451.

61. Ро.уз А. Зрение человека и электронное зрение. М.: Мир, 1977. - 216 с.

62. Ярбус А.П. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. - 166 с.

63. Индлин Ю.А. Деятельность наблюдателя в ситуации обнаружения. Вопросы психологии, 1977, № 3, с.78-83.

64. Галкин Е.Б. Зонирование зрительных мест в кинотеатрах. Техника кино и телевидения, 1973, № 4, с.3-15.

65. Артишевская И.Б., Дашков В.А., Тарасов Б.Н. Метод определения допустимой величины неустойчивости изображения на экране. В кн.: Разработка и проектирование узлов кинотехническойаппаратуры. Труды ЛИКИ. Л.: 1977, XXX, с.77-81.

66. Смирнов И.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, Т964, - 485 с.

67. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977. - 288 с.

68. Coltman J.W. The specification of Imaging Properties Ъу Response to a Sine Wave Japut. Journal of the Opticul Society of America, 1954, vol.44, N 9, p.468-471.

69. Артемьева Е.Ю., Мартынов E.M. Вероятные методы в психологии. М.: изд.Московского университета, 1975. - 206 с.

70. Brundahl О. Some Recent findings of the transfer characteristics of Photographia emulsion and Human eue. Simposium Intercamera, Praha, 1965» s.215-224.

71. Miyakawa U. Sampling Theorem of Stationaiy Stochastik wariables in Multi Demensional Space. - The Journal of the Institute of Electrical Communication Engineers of Japan, 1959» vol.45, N 4, p.421-427.

72. Гофайзен O.B., Епифанов Н.И., Куприянова Г.К., Крыжанов-ская Н.Г. Опенки четкости и качества цветного изображения с учетом его двумерной структуры. Техника кино и телевидения, 1980, № 3, с.42-49.

73. Гутер Р.С., Овчинский Б.В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. М.: Наука, 1970. - 432 с.

74. Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Кинотеатры. СНиП 11-73. 1977, с.2-3.

75. Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л.: Наука, 1974. 296 с.

76. Рыфтин Я.А. Телевизионная система. Теория. М.: Советское радио, 1967. 271 с.

77. Вифанский Ю.К., Гороховский Ю.Н. О численной оценке резкости фотографического изображения. Журнал научной прикладной фотографии и кинематографии, 1961, т.б, вып.5, с.382-384.

78. Антипин М.В. Оценка совершенства оптического звена телевизионной системы. Техника кино и телевидения, 1967, № 3, с.33-44.

79. Баранова В.Г., Махотина Л.Г., Редько А.В. Информационные свойства изображений на кинофотоматериалах при их быстрой обработке. Техника кино и телевидения, 1979, N2 3, с.26-30.

80. Слюсарев Г.Г. Расчет оптических систем. Л.: Машиностроение, 1975. 639 с.

81. Голод И.С., Пиявский В.Ф. Частотно-контрастные характеристики печатных объектов при расфокусировке. Техника кино и телевидения, 1974, N° 2, с.15-18.

82. Круг В., Вайде Г. Применение научной фотографии. М.: Мир, 1975. 389 с.

83. Индлин Ю.А. Модель обучаемого наблюдателя в ситуации обнаружения и различения. В кн.: Проблемы принятия решений. М.: Наука, 1976, с.56-77.

84. Антипин М.В., Блюмберг М.И., Кузнецова А.Л. Визуальная оценка киноизображения по резкости и зернистости. Техника кино и телевидения, 1979, № 3, с.3-10.

85. Stuls K.E., Zweig H.J. Roles of sh.urpn.ess and Grainimss in Photographic Quality and Definition. Journal of the Optical Society of America, 1962, vol.52, N I, p.45-50.

86. Бейтман Г., Эрдейи А. Таблицы интегральных преобразований. М.: Наука, 1970, Т.П. 283 с.

87. Кинцис Ю.О., Акимов В.Ф., Волосков Н.Я. Бесконтактный метод измерения пульсации фильма в кадровом окне кинопроектора. -Труды НИКФИ, 1974, № 72, с.32-38.

88. Надеждин В.А., Куперман А.Я., Тарасенко П.Г. Измерение нагрева и коробления фильма в кадровом окне кинопроектора. Техника кино и телевидения, 1970, № 2, с.7-13.

89. Бабарика М.Ф., Ничипорович Г.Ф. Прогиб кадра 35-мм фильма при кинопроекции. В кн.: Материалы конференции ЛИКИ и киноорганизаций г.Ленинграда. - Л.: I981. - 68 с.

90. ОСТ 3-3032-75. Метод контроля продольной неустойчивой кинопленки.

91. Тарасенко Л.Г. Автоматическая кинопроекция. М.: Искусство, 1980. 358 с.

92. Раев О.Н. Измерение продольной нестабильности положения кинопленки в киносъемочных аппаратах. Техника кино и телевидения, 1982, № 2, с.18-21.

93. Новик Ф.С., Ногин П.А. Киносъемочная оптика. М.: Искусство, 1968. 408 с.

94. Барбанель Сим. Р., Барбанель Сол. Р., Качурин И.К., Королев Н.М., Соломоник А.В., Цивкин М.В. Кинопроекционная техника. М.: Искусство, 1966. 631 с.

95. Гребенников О.Ф. Киносъемочная аппаратура. Л.: Машиностроение, 1971. 352 с.

96. Дженкинс Г., Ватте Д. Спектральный анализ и его приложения. М.: Мир, I97E. 316 с.

97. Бендат Дж., Пироол Л. Измерение и анализ случайных процессов. М.: Мир, 1974. 463 с.

98. Ли И.В., Читем Т.П., Винер Дж.Б. Применение корреляционного анализа для обнаружения периодических сигналов в шуме. В кн.: Теория информации и ее применение. М.: Физматгиз, 1959, с.138-157.

99. Игнатьев Н.К. Оптимизация вертикальных частотно-контрастных характеристик ТВ системы. Техника кино и телевидения, 1979, № II, с.53-57.

100. Мэнли Р. Анализ и обработка записей колебаний. М.: Машиностроение, 1972. 367 с.

101. ПО. Математическое обеспечение ЕС ЭВМ. Пакет научных программ/ Пер. с англ. под ред. Т.И.Пыльцевой, Н.Д.Соколовой. -Минск, 1973, вып.1, ч.1. 228 с.

102. Брагинский Т.Н., Кудрин С.К. Технология основы кинопленок и магнитных лент. Л,: Химия, 1972. 376 с.

103. Мелик-Степанян A.M. Условия отсутствия затягивания витков при наматывании киноленты в рулон. Техника кино и телевидения, 1982, № II, с.15-20.

104. Мелик-Степанян A.M., Макаров О.П., Дашевская Н.В. Экспериментальное исследование характеристик грейферных механизмов и киноленты. Материалы научно-технической конференции преподавателей. - ЛИКИ, 1975.

105. Петров В.В. Качество кинопроекции. М.: Искусство, 1982. 222 с.

106. International Radio Consultative Commitee. Union int. des Telecommunication, 1975, XI, p.65-67.

107. Ван дер Варден Б.П. Математическая статистика. М.: Изд-во иностр. лит., I960. 287 с.

108. Тихомирова Г.В. Временная амплитудная чувствительность зрительного анализатора. Техника кино и телевидения, 1979, № 7, с.13-16.

109. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анализатора и оценка его линейности. Техника кино и телевидения, 1979, № 10, с.3-9.