автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции

кандидата технических наук
Черемисина, Татьяна Александровна
город
Москва
год
2008
специальность ВАК РФ
05.19.04
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции»

Автореферат диссертации по теме "Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции"

/¿г

На правах рукописи

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ИНТЕГРАЦИИ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ С БАЗОЙ ДАННЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЕЕ КОНСТРУКЦИИ

Специальность 05 19 04 «Технология швейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ и0С344ВВ50

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

2 2 СЕН 2003

МОСКВА 2008

003446650

На правах рукописи

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРА 1Л

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ИНТЕГРАЦИИ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ С БАЗОЙ ДАННЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЕЕ КОНСТРУКЦИИ

Специальность 05 19 04 «Технология швейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

МОСКВА 2008

Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Технология швейного производства»

Научный руководитель доктор технических наук, профессор

Андреева Елена Георгиевна

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор

Шершнева Лидия Петровна

кандида г технических наук Воробьева Та1ьяна Александровна

Ведущая организация Российский государственный

университет туризма и сервиса

Защита состоится « /Гъ октября 2008 г в 10 00 ч на заседании диссертационного совета Д 212 144 01 при Московском государственном университете дизайна и техночогии по адресу 115998, г Москва ул Садовническая, д 33

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии

Автореферат разослан « /Д_ » сентября 2008 г

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212 144 01 Киселев СЮ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ В соответствии с постоянно растущими потребительскими требованиями к одежде, стремлением к созданию гармоничного индивидуального внешнего образа, возникает необходимость в разработке и внедрении новых технологий проектирования, ориен тированных на максимальное удовлетворение требований индивидуальных потребителей, связанных, прежде всего, с эстетическими показателями изделий

Решение задач художественного проектирования осуществляется специалистом на основе личного опыта и интуиции Эскиз модели изображается художником стилизованно, как правило, на идеальную фигуру При дальнейшем проектировании на стандартную фигуру происходит значительное изменение внешнего вида и формы модели Отсутствие объективных методов создания технических эскизов на типовые и нетиповые фигуры, а также алгоритмов перехода от эскиза к конструкции является причиной недостаточной автоматизации этапа художественного проектирования одежды В отличие от этапов построения конструкции, оформления и градации лекал, составления технической документации, которые полностью автоматизированы в настоящее время, этап художественного проектирования только осваивается разработчиками САПР, так как задачи, выполняемые на этих этапах, относятся к трудноформализуемым

Исследования процесса автоматизированного проектирования мужской и женской одежды на фигуры различного телосложения в промышленном производстве и по индивидуальным заказам ведутся во всех отечественных отраслевых НИИ и ВУЗах Поиском путей рационального перехода от эскиза к конструкции занимаются в СПбГУТД, МГУДТ, ИГТА, ЦНИИШП, МГУС, РосЗИТЛП, а также за пределами России

В настоящее время существуют различные классификации признаков внешнего вида фигуры человека применительно к художественному проектированию моделей одежды Современные цифровые технологии

позволяют не только получить информацию о размерах фигуры заказчика, но и визуализировать ее изображение, необходимое для учета особенностей внешней формы тела Проводятся исследования по разработке методов гармонизации системы «человек-костюм» на основе принципов «золотого сечения», а-ромба, разработаны практические рекомендации по художественному оформлению одежды с учетом зрительных илчюзий Для различных этапов проектирования созданы концептуальные модели различных этапов САПР, разработаны информационные базы данных, компоненты экспертных систем и баз знаний, предложена информационная технология трехмерного проектирования одежды и др

Отмечая значимость результатов ранее выполненных работ, можно сделать вывод о необходимости проведения научных исследований по автоматизированной трансформации эскиза в конструкцию в едином процессе проектирования одежды с использованием передовых технологий для повышения уровня удовлетворенности потребителей, стабильности качества продукции и эффективности ее производства

Целью данной научной работы является разработка метода интеграции этапов художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака с учетом индивидуальных особенностей телосложения фигур и свойств применяемых материалов

В качестве объекта исследования в работе принят процесс проектирования мужского пиджака Относительная стабильность конструктивно-технологических особенностей этого вида изделия определяет преимущества автоматизации процесса его художественного проектирования

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи

- проведен анализ современных методов, применяемых при художественном проектировании объектов в различных отраслях промышленности, с целью их использования при проектировании одежды,

- проанализированы методы художественного проектирования мужской и женской одежды в САПР,

- исследовано комплексное влияние основных признаков внешней формы мужских фигур и величин конструктивных прибавок на зрительное восприятие системы «человек-костюм»,

- усовершенствована классификация типовых фигур мужчин с учетом принципа подобия пропорциональных соотношений частей тела на основе данных антропометрического обследования мужских фигур ЦНИИШП (2005

г),

- выявлены закономерности формообразования мужских пиджаков из различных видов ткани с помощью спроектированных и изготовленных макетов изделий и промышленных образцов,

- определены математические зависимости величин основных конструктивных прибавок от величин пространственных зазоров между фигурой человека и изделием с учетом свойств ткани,

- разработаны структурно-функциональная и информационная схемы процесса автоматизированного художественного проектирования одежды на фигуры различного телосложения,

- проведена промышленная апробация результатов работы и выполнены расчеты экономической эффективности

Методы исследований Работа базируется на целостном, системном подходе к проблеме проектирования В работе использованы основные принципы теории разработки баз данных, системно-структурного анализа, многомерной классификации, методы автоматизированного проектирования конструкций одежды, статистической обработки экспериментальных данных (корреляционный и регрессионный анализ), ангропометрии, алгоритмизации В основу разработки частных задач положены методы априорною ранжирования и экспертной оценки

Научная новизна работы заключается в разработке

- метода расчета конструктивных прибавок мужского пиджака путем преобразования проекционных параметров технического эскиза в конструктивные параметры изделия, позволяющего обеспечить соответствие внешнего образа замыслу художника,

- классификации современных мужских фигур по принципу зрительного подобия пропорций на основе данных о проекционных размерных признаках, являющейся исходной информацией для базы данных разработанного специализированного программного комплекса,

- математической модели для расчета величин конструктивных прибавок на этапе анализа технического эскиза изделия и получения состава исходной информации для построения конструкции в соответствии с первоначальным замыслом художника с учетом свойств ткани,

структурно-функциональной схемы автоматизированного процесса интеграции художественного и конструктивного проектирования с учетом свойств используемых тканей и особенностей телосложения потребителя для создания его гармоничного внешнего образа

Практическая значимость исследований состоит в разработке

- методики расчета конструктивных прибавок мужского пиджака в соответствии с его техническим эскизом,

- базы данных исходных конструктивных параметров мужского пиджака, обеспечивающих гармоничность внешнего образа потребителя, на основе современных антропометрических обследований мужских фигур,

- блок-схемы алгоритма и специализированного комплекса «Technical Art Design», обеспечивающего интеграцию художественного и конструктивного этапов проектирования мужских костюмов с учетом свойств ткани

Достоверность и апробация результатов работы Достоверность полученных результатов подтверждена экспериментальными исследованиями, выполненными с применением современных объективных методов и средств Работа выполнялась в рамках тематического плана НИР

МГУДТ «Разработка методологии сквозного автоматизированного проектирования одежды и процессов ее изготовления», результаты подтверждены актом апробации на швейном предприятии ООО «Модус-Маркет» (г Москва) Получено свидетельство об отраслевой регистрации программы «Technical Art design» (свидетельство № 2008613943 от 19 августа 2008 г)

Публикации. Основные научные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах, доложены и получили положительную оценку на международных научно-технических конференциях «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС - 2006) (г Иваново, 2006 г), «Мода и дизайн исторический опыт - новые технологии» (г Санкт-Петербург, 2007 г), а также на заседаниях кафедры «Технология швейного производства» МГУДТ (2006 - 08 гг)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, выводов по разделам и работе в целом и приложений. Основные результаты работы изложены на 141 странице, в том числе 43 рисунка и 41 таблица Работа содержит 7 приложений, представленных на 88 страницах и содержащих 36 таблиц Библиография составляет 135 наименований

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определена ее цель, сформулированы основные задачи и методы исследования, указаны научная новизна и практическая значимость работы, ее структура и объем

В первой главе проведен анализ методов художественного проектирования, который показал важность этого этапа при формировании основных потребительских эстетических показателей качества швейных изделий

Проведенный сравнительный анализ САПР одежды отечественного и зарубежного производства позволил выявить основные тенденции развития САПР на современном этапе - это поиск и разработка новых технологий трехмерной визуализации системы «фигура - костюм» и автоматизация творческого процесса художественного проектирования новых моделей одежды для достижения максимальной эффективности процесса проектирования в целом

Выявлено, что, несмотря на использование прогрессивных методов программирования и построения САПР одежды, такие важные этапы проектирования как определение индивидуальных особенностей фигуры заказчика и идентификация ее пропорций, расчет и оптимизация величин конструктивных параметров для получения желаемой формы изделия остаются практически неавтоматизированными и носят субъективный характер в зависимости от квалификации, опыта и интуиции специалистов

Отмечено, что наиболее важной задачей при проектировании внешней формы одежды является выбор прибавок. Существующие САПР одежды не позволяют осуществлять расчет прибавок на свободное облегание по основным конструктивным поясам на базе технического рисунка модели одежды, поэтому эта информация определяется конструктором на основе опыта с учетом имеющихся рекомендаций

Недостаточно исследовано влияние закономерности изменения конструктивных прибавок при градации, при традиционном размножении лекал прибавка от размера к размеру не меняется, отчего в крайних размерах возможны значительные изменения внешнего вида одежды, что, прежде всего, сказывается на посадке изделия и целесообразности его изготовления в крайних размерах в связи с нарушением художественного замысла дизайнера и невостребованностью таких изделий в торговой сети Однако наибольшее значение имеет выбор прибавки при производстве одежды на нетиповые и непропорциональные фигуры. Чем точнее конструктором будет выбрана

прибавки, тем гармоничней будет образ человека с телосложением отличным от типового

Для изучения закономерностей распределения пододежного пространства предлагается использовать понятие проекционной прибавки Используя современные способы считывания информации с объекта можно получить точные данные по проекционным прибавкам, которые в совокупности с проекционными размерными признаками фигуры позволят осуществить переход от создания художественного образа модели одежды к ее конструктивному проектированию

Вторая глава посвящена разработке классификации типовых фигур мужчин по данным новой размерной тинолоши 2005 г (НРТ) в группы, объединяющие в себе зрительно подобные по пропорциям фигуры Исследования распределения типовых фигур в зрительно подобные группы уже проводились рядом авторов, однако выполнены они были на основе данных ОСГ17-325-86, что снижает их значимость на сегодняшний день

Классификация типовых фигур по принципу зрительного подобия пропорций проведена на основе данных о соотношениях роста (Ti) и размерных признаков, характеризующих пропорции фигуры поперечные и передне-задние диаметры груди, талии и бедер

Сопоставитечьный анализ данных размерных типологий показал значительные изменения размеров, формы и пропорций тела современного российского мужчины, о чем свидетельствуют данные табл 1

Таблица 1 Сравните чьный анализ пропорциональных соотношений проекционных размерных признаков типовой фиг>ры Т, (182-100-84(88)) к росту Г; по ОСТ17-325-86 и НРТ

Источник данных Отношение размерного признака Т1 к росту Ti

Та/ Ti Г, 5/ Ъ Тб4/ Т, Т56/Т, 7V Ti 7Ъ/ Ti Тш/ Ti

ОСТ17-325-86 0,24 0,18 0,18 0,21 0,14 0,14 0,16

НРТ 0,23 0,16 0,17 0,19 0,13 0,12 0,15

Пропорциональные соотношения габаритных характеристик послужили основой того, чтобы 300 типовых фигур НРТ всех полнотных групп были объединены в 17 классов, или типов пропорций (табл 2)

Информативность предлагаемой характеристики «класс (тип пропорции)» позволяет использовать ее в качестве одной из главных антропоморфных характеристик, необходимых для идентификации особенностей пропорций и формализации информации о конкретной фигуре на этапе приема заказа на изготовление изделия Для более точного описания пропорций индивидуальной фигуры использована дополнительная характеристика (в соответствии с классификацией Бунака) по соотношению длины туловища и нижних конечностей, а именно - роста сидя (Tíos) к росту (Ti)

Разработанная классификация типов позволит использовать информацию о телосложении заказчика для осуществления наиболее точного выбора конструктивных параметров изделия

Таблица 2 Фрагмент сквозной классификации типовых мужских фигур по принципу подобия пропорций

Класс Поли -возр группа Число фигур в классе Метрический индекс Размер фигуры по новой размерной типологии Отношение размерных признаков к 77

Т53/ TI Т55/ TI Т6-1/ TI Т56/ Т1 Т94' TI T9S/ TI Till/ TI

1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13

2 л а 0) 2 7 0,483 182-88-72 0 22 0,16 0,1 ( 0,19 0,13 0,13 o.lí

0,477 176-84-68 0,22 0,16 0,16 0,19 0,131 0,13 0 16

3 0,478 176-84-74 0,22 0,1< 0,16 0,19 0,13 0,13 0,lí

0,483 182-88-78 0,22 0,16 0,16 0,19 0,13 0,1^ 0,1«

0,51 188-96-86 0 22 0,16 0,17 0.19 0,13 0,13 0,15

4 0,51 188-96-92 0 22 0,16 0,17 0,19 0,13 0 13 0 15

0,515 194-100-96 0 22 0,16 0 17 0,19 0,13 0,13 0,15

----

Кроме получения точной информации о фигуре заказчика важным фактором при приеме заказа является определение габаритов изделия, наилучшим образом соответствующих данному типу фигуры Адресное проектирование классического ассортимента мужской одежды на фигуры различных полнотных 1рупп связано, прежде всего, с варьированием конструктивных прибавок с целью получения гармоничного образа

Не менее важно это и при массовом выпуске изделий на типовые фигуры, когда выбор конструктивных параметров производится при разработке конструкции, а на эгапе градации по размерам при переходе от одного размера к другому в пределах одной размерной группы, по правилам градации лекал, величины прибавок по груди, талии и бедрам остаются неизменными Это приводит к изменению степени прилегания изделия к фигуре в крайних размерах и ростах, и как следствие, к несоответствию разработанного образца первоначальному замыслу дизайнера

Разработанная классификация типов позволит использовать информацию о телосложении заказчика для осуществления наиболее точного выбора конструктивной прибавки, в наибольшей степени подходящей конкретной фигуре и отвечающей замыслу художника

Проведенный в работе экспертный опрос, в котором приняли участие квалифицированные специалисты швейной промышленности, выявил, что степень прилегания изделия к фигуре является определяющим фактором при визуальной оценке изделия Это говорит о том, что первоначально необходимо проектировать форму изделия, и, оперируя геометрическими данными формы, такими как - величины проекционных прибавок, осуществлять построение конструкции

Третья глава посвящена совершенствованию методов расчета конструктивных параметров изделия путем выявления закономерностей распределения величин объемных прибавок в конструкциях мужских пиджаков

В соответствии с планом первой части эксперимента в промышленных условиях спроектированы и изготовлены образцы мужских пиджаков из полушерстяной ткани с различными конструктивными прибавками к полуобхватам груди, талии, бедер и обхвату плеча (границы варьирования для прибавки к полуобхвату груди Пг - от 6,5 см до 12,5 см (интервал- 1,5 см), к полуобхвату талии Пт - от 5,4 см до 10,2 см (интервал- 1,2 см), к полуобхвату бедер Пб - от 4,2 см до 8,2 см (интервал- 1,0 см), обхвату плеча Поп - от 6,0 см до 10,0 см (интервал- 1,0 см))

По построенным графическим изображениям сечений манекена и пиджака по основным и вспомогательным уровням были измерены проекционные прибавки изделия на различных участках

Проведенный регрессионный анализ полученных данных позволил получить математические зависимости для расчета конструктивных прибавок по проекционным Так математическая зависимость конструктивной прибавки от соответствующих проекционных прибавок выражается в общем виде уравнением

У = к! + к2 * а/ + кз • х.' + к* • х>,

где кI, кг, кз, Ь-коэффициенты регрессии,

X' XI, хз, - величины проекционных прибавок на участках, У - расчетная конструктивная прибавка на свободное облегание Выявленные математические зависимости были использованы при проектировании коллекции на предприятии в промышленных условиях Был изготовлен ряд макетов и промышленных образцов мужских пиджаков, в процессе изучения которых стал очевидным факт изменения силуэта изделия при использовании одинаковых коэффициентов регрессии для изделий из разных тканей

Существуют участки технического эскиза, на котором проекционные прибавки не видны (например, в области переднего и заднего углов

подмышечных впадин Г-2 и Г-3) Глубина и форма складок-фалд Г-2 и Г-3 меняются в зависимости от физико-механических свойств ткани, что в свою очередь сопровождается изменением проекционных прибавок Г-1 и Г-4

Для нахождения адекватных математических моделей, применимых к проектированию изделий из различных тканей все виды костюмных тканей условно разделили на три группы, отличающиеся показателями геометрических и механических свойств ткани (толщина материала, поверхностная плотность, драпируемость, жесткость) Причисление конкретной ткани к той или иной группе может осуществляться тактильно, на основе технических характеристик ткани или путем проведения экспериментальных исследований, принятых в материаловедении

На основе экспериментальных исследований разработанных нами промышленных образцов мужских пиджаков, были найдены коэффициенты регрессии для уравнений зависимости величин конструктивных прибавок от величин пространственных зазоров между фигурой человека и изделием по основным консгруктивным уровням с учетом свойств тканей (табл 3, рис 1) Для подтверждения достоверности полученных в результате исследования математических зависимостей, рассчитанных основных конструктивных прибавок, были разработаны конструкции и изготовлены в промышленных условиях пиджаки на мужскую фигуру 176-100-90 из трех групп тканей

Расхождение между величинами проекционных прибавок, полученных с технического эскиза и с горизонтальных сечений, снятых с изделий описанным выше способом, не превышает погрешности измерений равной 0,05 см, допустимой в швейной промышленности, что подтверждает адекватность полученных зависимостей исследуемому процессу

На основе проведенных исследований полученные математические зависимости использовались при разработке конструкций промышленной коллекции на все рекомендуемые размеры и роста с учетом ассортимента тканей предприятия Разработанная методика позволила рассчитать

необходимые конструктивные прибавки для каждой модели изделия и каждой группы тканей, в отличие от традиционного подхода субъективного выбора конструктором прибавки из рекомендуемого диапазона Изготовленные с учетом предлагаемого нами метода расчета конструктивных прибавок изделия получили положительные оценки специалистов при обсуждении разработанной промышленной коллекции При анализе более 100 образцов коллекции, специалистами было отмечено, что наблюдается более полное соответствие внешней формы полученного изделия первоначальному замыслу художника и улучшенное качество посадки изделий на фигуре человека за счет обеспечения заданного силуэтного решения и гармонизации внешнего образа потребителя

Сформированная по результатам исследования база данных о закономерностях формообразования является компонентом информационного обеспечения специализированной программы «TechnicalArt design» (TAD), разработанной для автоматизированного проектирования мужских классических пиджаков на основе численных величин проекционных прибавок, считываемых с технического эскиза изделия, с учетом индивидуальных особенностей мужских фигур и формообразующих свойств материалов

В четвертой главе предложена усовершенствованная структурно-функциональная схема процесса автоматизированного художественного и конструктивного проектирования моделей одежды (рис 2), состоящая из пяти этапов

На основе предложенной блок-схемы разработана специализированная программа «Technical-Art Design» для автоматического расчета предпочтительных величин конструктивных прибавок на основе численных значений проекционных прибавок

Таблица 3. Математические зависимости конструктивных прибавок от проекционных для изделий из различных тканей

Конструктивная прибавка Обозначение проекционной прибавки Математическая зависимость конструктивной прибавки (К) от проекционных прибавок (хГ)

Для тканей малой жесткости (I группа) Для тканей умеренной жесткости (II группа) Для жестких тканей (III группа)

Пг XI - отрезок Г-1; XI - отрезок Г-4. У = - 23,43 - 16,32х/ + 45,21л У = -1,11+ 1б,15х1~11,54хг У = -8,91 - 4,Их,- 14,91X2

Пт х/ - отрезок Т-1; XI - отрезок Т-2. XI - отрезок Т-3. У- 2,61+ 10,12х; — 5,41 X; - 0,49л У = 2,55 - 0,71х/ +3,79X2 + 0,45х> У =2,98 +0,44х/ +1,41 х2+ 0,64xj

Пб XI - отрезок Б-1\ Х2 - отрезок Б-2. хз - отрезок Б-3. У - 0,56 + 1,45л:/ + 2,24х; - 1,53*; У = -0,43+0,9IX/ +5,96X2- 4,04х> У — 0,07+4,49XI -5,21X2+ 2,87X;

Поп X/ - отрезок 0-1; X! - отрезок 0-2. XI - отрезок О-З. У = 3,1 + 1,99.x/ + 0,99X2 + 2,36х> У = 5,46 + 1,32х/ + 0,44X2 + 0,59х; У = 4,25 +1,69х/ -0,14X2 + 0,84xj

Рисунок 1. Изображение сечений манекена 176-100-90 и трех пиджаков, выполненных из различных видов тканей с

Пг = 8,0 см: (о) - по линии обхвата груди, (б) - по линии талии, (в) - по линии бедер

15

На первом этапе производится интерактивный обмер фигуры по ее фотографическому изображению с учетом вертикального и горизонтального коэффициентов искажения Определение состава информации об особенностях внешней формы фигуры заказчика осуществляется бесконтактным методом с использованием бытовой цифровой фотокамеры для фотографирования фигуры в полный рост при одинаковых условиях съемки (рис 3 ,а)

Расчет пропорциональных соотношений проекционных размеров фигуры к росту и причисление ее к одному из 17 классов (или типов) пропорций происходит на втором этапе, после чет о происходит загрузка фафическою изображения одной из 51 фигуры, соответствующей по пропорциональным соотношениям фигуре заказчика

На третьем этапе осуществляется интерактивная корректировка загруженного эскиза модели пиджака в соответствии с особенностями пропорций и пожеланиями заказчика На этом этапе у специалиста появляется возможность выбора группы ткани, из которой планируется изготовить изделие Выбор осуществится с помощью специального диалогового окна (рис 3,6)

На четвертом этапе непосредственно на экране по техническому эскизу проводится интерактивное измерение величин проекционных прибавок по основным конструктивным поясам во фронтапыюй и профильной проекциях, аналогично тому, как производится обмер фигуры (рис 3, в)

На заключительном эгапе программа рассчитывает конструктивные прибавки и представляет данные в специальном диалоговом окне Рассчитанные значения прибавок автоматически переносятся в подсистему конструктивного проектирования для расчета конструкции, что обеспечивает преемственность информации различных подсистем САПР (рис 3, г)

Начало ^

S trpySKb pWTpo во го изображ екня фигуры

МасштаВйровакив профкдьяого изо Сраж екиж в соответспим с размерами фронтального иэоОражвнил

Интерактивное нзнерекна проекционных размеров фигуры по изображению О про де лаки® со став а раз м е рны х п ри зн ако в фигуры

Т1

Т53

Т55

ТЙ4

Т5б ZI

БД графических изображений классификации зритель ко подобных по пропорция» мужских фигур

194

zrr

Т 95

1111

Т10 5

Определение класса (типа пропорций)в соотношения длины туловища и нижних конечное? ей Загрузка графического изображения фигуры и технического эскиза

Выбор группы ж есткостн ткани для изготовлевня изделия

Корректировка силуэтных линий эскиз & в кнтерактквкок режжу»

Интерактивное измерение проекционных прибавок по техкическо иу эскизу

Информация по

показателям геометрических к механических свойств ткали

По лкнни ОгЗ

По гинкк От

L

X

По линии Об

По линии Оп

Математические зависимости конструктивных прибавок от яроекциоиных для изделий из различных тканей

Расчет конструктивной прибавки

Ввод информации о конструктивных прибавках в алгоритм построения конструкции

Построение конструкции в автоматической режиме

Сохранение проекта -+ .

Бывов лекал на печать

Конец

Рис 2. Структурная блок-схема алгоритма процесса автоматизированного проектирования модели одежды по техническому эскизу

при работе в программе «Technical-Art Design» 18

Рисунок 3. Фрагменты диалоговых окон

Установлено, что результаты проведенных исследований имеют научную и практическую значимость, получен экономический эффект за счет сокращения процесса проектирования изделий и увеличения удовлетворенности потребителя конкретными изделиями Осуществлена промышленная апробация результатов выполненной работы, что подтверждено соответс i вующим актом внедрения Внедрение разработанных мероприятий обеспечивает снижение себестоимости изделий, сокращение сроков изготовления изделия за счет исключения дополнительных примерок, способствует повышению производительности труда конструкторов и дизайнеров

11о пучено свидетельство об отраслевой регистрации на программу «Technical-Art Design» (свидетельство № 2008613943 от 19 августа 2008 г)

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1 Выявлено, что, несмотря на использование прогрессивных методов программирования и построения САПР одежды, такие важные этапы проектирования, как определение индивидуальных особенностей фигуры заказчика и идентификация ее пропорций, расчет и оптимизация величин конструктивных параметров для получения желаемой формы изделия остаются практически неавтоматизированным и носят субъективный характер в зависимости от квалификации, опыта и интуиции специалистов

2 Найдены основные антропоморфные характеристики внешней формы мужских фигур для определения соответствующего класса пропорций и введена дополнительная характеристика, равная величине кормического индекса, для описания фигуры по соотношению длины нижних конечностей к росту

3 Предложен способ распределения мужских типовых фигур в зрительно подобные группы по принципу подобия пропорций в профильной и фронтальной проекциях на основе расчета соотношений между ростом и

поперечными и передне-задними диаметрами фигуры по данным новой размерной типологии ЦНИИШП

4 Предложена классификация всей совокупности типовых фигур мужчин в 17 групп по принципу подобия пропорциональных соотношений час I ей тела, объединяющая в себе фигуры четырех полно гных групп, но имеющие сходные пропорции

5 В результате обработки данных экспертного опроса по визуальной оценке сходства внешней формы мужских пиджаков на фигурах различных полнотных групп установлено, что определяющим фактором является степень прилегания изделия к фигуре, которая зависит от выбранных величин основных конструктивных прибавок

6 По спроектированным и изготовленным в промышленных условиях образцам мужских пиджаков из полушерстяной ткани с различными конструктивными прибавками к полуобхватам груди, талии, бедер, обхвату плеча, получены графические изображения горизонтальных сечений манекена и изготовленных образцов и экспериментально определены величины основных проекционных и конструктивных прибавок по линиям груди, талии и бедер

7 На основе регрессионного анализа экспериментальных данных получены математические зависимости для расчета величин основных проектируемых конструктивных прибавок для мужскою пиджака на основе соответствующих проекционных прибавок

8 Выявлены значительные изменения формы пиджаков в зависимости от вида материала, что обусловило необходимость проведения нового исследования с целью нахождения адекватных математических моделей, применимых к проектированию изделий из различных тканей Для чего были изготовлены и исследованы изделия из трех групп тканей, отличающихся показателями геометрических и механических свойств (толщина материала, поверхностная плотность, драпируемость, жесткость)

9 В результате обработки экспериментальных данных найдены математические зависимости конструктивных прибавок от проекционных для различных по формообразующим свойствам групп костюмных тканей, позволяющие еще на основе технического эскиза рассчитать величины конструктивных прибавок, необходимых для проектирования конструкции изделия, соответствующего первоначальному замыслу художника

10 Организована информационная взаимосвязь этапов художественного и конструктивного проектирования путем формализации и передачи данных для расчета конструктивных параметров, получаемых на различных этапах проектирования, из одной подсистемы проектирования в другую

11 Разработана структура процесса автоматизированного художественно-конструктивного проектирования мужской одежды, включающая следующие функциональные модули интерактивный обмер фигуры, корректировка технического эскиза в соответствии с особенностями пропорций и телосложения фигуры, измерение проекционных прибавок, расчет конструктивных прибавок и построение конструкции

12 Разработан специализированный программный комплекс, позволяющий осуществить автоматический расчет конструктивных прибавок на основе численных величин проекционных прибавок, считываемых с технического эскиза изделия, с учетом индивидуальных особенностей мужских фигур и формообразующих свойств материалов

13 В результате промышленной апробации разработанного способа интеграции художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака в условиях предприятия ООО «Модус-Маркет» установлена высокая степень соответствия изделий, изготавливаемых по предложенному методу, техническому эскизу изделия без дополнительных примерок, что обеспечивает высокии уровень качества выпускаемых изделий и сокращение длительности производственного цикла

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Черемисина Т А , Мартынова А И, Волкова Е К К вопросу о конструктивных прибавках в изделиях разных размерных групп // Вестник МГУДТ, № 5, 2006

2 Черемисина Т А, Волкова Е К Совершенствование способов переноса графической информации с эскиза в конструкцию модели // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Материалы международной научно-технической конференции «ПРОГРЕСС - 2006»), Иваново, 2006

3 Андреева Е Г , Волкова Е К , Черемисина Т А Совершенствование способов интеграции процесса художественного проектирования одежды с разработкой ее конструкции // Мода и дизайн исторический опыт - новые технологии Материалы 10-й Международной научной конференции СПб, СПГУТД, 2007

4 Черемисина Т А , Андреева Е Г , Волкова Е К Манекен, я тебя вижу // Fashion Marketing Design Информационно-методический журнал для профессионалов, №19, 2007

5 Андреева Е Г , Волкова Е К , Черемисина Т А Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды // Швейная промышленность, №1, 2008

ЧЕРЕМИС ИНЛ ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Уел -печ 1,0 Тираж 80 экз Заказ № ОЯР-ОР Информационно-издательский центр МГУДТ 115998, г Москва, ул Садовническая, 33 Отпечатано в ИИЦ МГУДТ

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Черемисина, Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

1.1. Понятие, сущность и особенности процесса художественного проектирования.

1.2. Автоматизация процесса художественного проектирования в различных отраслях промышленности.

1.3. Неформальные задачи процесса проектирования одежды и их решение.

1.3.1. Анализ автоматизированных антропометрических измерительных комплексов, применяемых при проектировании одежды.

1.3.2. Методы создания технического эскиза изделия в современных САПР на фигуры различного телосложения.

1.3.3. Проектирование конструктивных прибавок в САПР.

1.4. Сравнительный анализ существующих САПР швейных изделий.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 1.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМОРФНЫХ ПРИЗНАКОВ МУЖСКОЙ ФИГУРЫ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-КОСТЮМ».

2.1. Сравнительный анализ размерных типологий мужского населения.

2.2. Исследование закономерностей изменения пропорциональных соотношений частей тела мужских типовых фигур различных полнотно-возрастных групп.

2.2.1. Расчет пропорций мужских типовых фигур различных полнотно-возрастных групп.

2.2.2. Разработка классификационной схемы мужских типовых фигур по принципу подобия зрительного восприятия пропорций.

2.3. Исследование взаимосвязи величин проектируемой конструктивной прибавки и размерной характеристики фигуры.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 2.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИН КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИБАВОК В МУЖСКИХ ПИДЖАКАХ.

3.1. Исходная информация для создания экспериментальных образцов мужских пиджаков.

3.2. Проектирование образцов мужских пиджаков.

3.3. Экспериментальное определение цифровой информации о поверхности манекена типовой фигуры и образцов мужских пиджаков.

3.4. Исследование взаимосвязи проекционных и конструктивных прибавок пиджака.

3.5. Математическая обработка экспериментальных данных.

3.6. Исследование взаимосвязи проекционных и конструктивных прибавок для изделий из различных видов ткани.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 3.

4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ МУЖСКИХ ПИДЖАКОВ С УЧЕТОМ

ВЕЛИЧИН ПРОЕКЦИОННЫХ ПРИБАВОК.

4.1. Разработка специализированного программного обеспечения для автоматизации начальных этапов проектирования одежды.105 >

4.1.1. Техническое описание программы автоматизированного построения конструкции на основе данных о проекционных прибавках.

4.1.2. Структура и функции автоматизированной программы построения конструкции мужского пиджака.

4.2. Экспериментальная апробация и использование результатов исследования

4.3. Расчет экономической эффективности.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 4.

Введение 2008 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Черемисина, Татьяна Александровна

Переход к рыночной экономике вызвал потребность повышения гибкости швейного производства. Выпускать одежду высокого качества, чутко реагировать на модные тенденции, повышать эстетические качества одежды — важнейшие задачи всех современных предприятий. В период насыщения рынка сбыта одеждой значительно возрастают потребительские требования к ее качеству, что предопределяет необходимость повышения уровня конкурентоспособности изделий на внутреннем и мировом рынке. Потребитель желает видеть максимально широкий и разнообразный ассортимент одежды, отвечающий его индивидуальному вкусу, внешнему облику, типу телосложения и направлению моды.

В соответствии с постоянно растущими требованиями к одежде и качеству ее изготовления, стремлением к созданию гармоничного индивидуального внешнего образа, возникает необходимость в разработке и внедрении новых технологий проектирования, ориентированных на максимальное удовлетворение индивидуальных потребителей, связанных, прежде всего, с эстетическими показателями изделий.

Решение задач художественного проектирования осуществляется специалистом на основе личного опыта и интуиции. Для автоматизации этого этапа необходима формализация данных об эскизе модели. Отсутствие объективных методов создания технических эскизов на типовые и нетиповые фигуры, а также алгоритмов перехода от эскиза к конструкции является причиной недостаточной автоматизации этапа художественного проектирования одежды.

Исследования вопросов автоматизированного проектирования мужской и женской одежды на фигуры различного телосложения в промышленном производстве и по индивидуальным заказам населения ведутся во всех отечественных отраслевых НИИ и ВУЗах, а также за рубежом.

В настоящее время существуют различные классификации признаков внешнего вида фигуры человека применительно к художественному проектированию моделей одежды. Для различных этапов проектирования определены информационные базы, созданы различные концептуальные модели информационных технологий с использованием методов искусственного интеллекта, предложена информационная технология трехмерного проектирования одежды. Проводятся исследования по разработке методов гармонизации системы «человек-костюм» на основе принципов «золотого сечения», а-ромба, предлагаются рекомендации по художественному оформлению одежды с учетом зрительных иллюзий.

Отмечая значимость результатов ранее выполненных работ, можно сделать вывод о необходимости увязки научных исследований по трансформации эскиза в конструкцию в единый процесс проектирования одежды с использованием средств автоматизации и передовых технологий, обеспечивающих повышение уровня удовлетворенности потребителей, стабильность качества продукции и эффективность ее производства.

Целью данной научной работы является разработка метода интеграции художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака с учетом индивидуальных особенностей фигур и свойств используемых тканей.

В качестве объекта исследования в работе выступает процесс проектирования мужского пиджака. Этот вид одежды является традиционным в гардеробе современного мужчины, кроме того, относительная стабильность конструктивно-технологических особенностей мужского пиджака создает возможность автоматизации процесса художественного проектирования данного вида одежды.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:

- провести анализ современных методов, применяемых при художественном проектировании объектов в различных отраслях промышленности, определить возможность их использования при проектировании одежды;

- проанализировать методы художественного проектирования мужской и женской одежды в системах автоматизированного проектирования;

- исследовать комплексное влияние основных признаков внешней формы мужских фигур, а также величин конструктивных прибавок на зрительное восприятие системы «человек-костюм»;

- усовершенствовать разработанную ранее классификацию типовых фигур мужчин по принципу равенства пропорциональных соотношений частей тела на основе данных об антропологических изменениях мужских фигур по данным ЦНИЖПП;

- спроектировать и изготовить макеты мужских пиджаков из различных видов ткани для наблюдений за характером формообразования путем исследования горизонтальных сечений манекена и образцов;

- определить математические зависимости величин конструктивных прибавок от величин пространственных зазоров между фигурой человека и изделием по основным конструктивным поясам с учетом свойств ткани;

- разработать структурно-функциональную и информационную схемы процесса автоматизированного художественного проектирования одежды на фигуры различного телосложения;

- провести апробацию результатов работы и выполнить расчет экономической эффективности.

Методы исследований. Работа базируется на целостном, системном подходе к проблеме проектирования. В работе используются основные принципы теории разработки баз данных, многомерной классификации, методы автоматизированного проектирования конструкций одежды, системно-структурного анализа, математической обработки экспериментальных данных, антропометрии, алгоритмизации. В основу разработки частных задач положены методы априорного ранжирования, экспертной оценки и др.

Научная новизна работы заключается в:

- разработке структурно-информационной схемы процессов художественного и конструктивного проектирования мужских пиджаков на фигуры индивидуальных потребителей;

- разработке классификации особенностей внешней формы тела для мужских фигур различного телосложения на основе данных новой размерной типологии;

- разработке состава исходной информации и формул для определения величины конструктивной прибавки на этапе технического эскиза изделия в соответствии с первоначальным замыслом художника с учетом свойств ткани;

- разработке интегрированной методики процесса автоматизированного проектирования технического эскиза и конструкции модели одежды в соответствии с индивидуальными особенностями внешнего облика потребителей.

Практическая значимость исследований состоит в:

- разработке классификационной схемы типов мужских фигур для определения типа пропорций фигуры заказчика на основе данных о' проекционных размерных признаках;

- разработке состава исходной информации, необходимой при переходе * ■ -от художественного проектирования к конструктивному для получения конструкции, точно соответствующей эскизу;

- разработке алгоритма и создании специализированного программного продукта, интегрирующего художественное и конструктивное проектирование мужских костюмов с учетом свойств ткани.

Апробация. Работа выполнялась в рамках тематического плана НИР МГУДТ «Разработка методологии сквозного автоматизированного проектирования одежды и процессов ее изготовления».

Достоверность результатов работы подтверждена актом апробации на швейном предприятии ООО «Модус-Маркет» (г. Москва). Подана заявка на получение свидетельства об отраслевой регистрации программы «Technical Art design»

Основные результаты исследований опубликованы в пяти печатных работах, обсуждены на международных научно-технических конференциях «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС — 2006) (г. Иваново), «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (г. Санкт-Петербург, 2007г.), а также на заседаниях кафедры «Технология швейного производства» МГУДТ (2006 -2008гг.).

Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, выводов по разделам и работе в целом, списка литературы и приложений. Основные результаты работы изложены на 141 страницах, в том числе 43 рисунка и 41 таблиц. Работа содержит 7 приложений, представленных на 88 страницах и содержащих 36 таблиц. Библиография составляет 135 наименований.

Заключение диссертация на тему "Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции"

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Выявлено, что, несмотря на использование прогрессивных методов программирования и построения САПР одежды, такие важные этапы проектирования как выбор предпочтительных художественных решений моделей одежды на конкретную фигуру, расчет и оптимизация величин конструктивных параметров для получения желаемой формы изделия остается практически неавтоматизированным и носит субъективный характер в зависимости от квалификации, опыта и интуиции специалистов.

2. Предложена методика распределения мужских типовых фигур в зрительно подобные группу по принципу равенства пропорций в профильной и фронтальной проекциях на основе расчета пропорциональных соотношений и расчета соотношений между ростом и признаками, характеризующими пропорции фигуры по новой размерной типологии.

3. Предложена классификация всей совокупности типовых фигур мужчин по принципу равенства пропорциональных соотношений частей тела, объединяющая в себе фигуры различных полнотных групп, но имеющие сходные пропорции.

4. Выявлены основные антропоморфные характеристики внешней формы мужских фигур и состав проекционных размерных признаков для определения соответствующего класса пропорций и введена дополнительная характеристика, определяемая величиной кормического индекса, для более точного описания фигуры заказчика.

5. Установлено, что при оценке сходства внешней формы изделий на фигурах различных полнотных групп определяющим фактором является степень прилегания изделия к фигуре, которая зависит от величин основных проектируемых конструктивных прибавок.

6. В результате эксперимента спроектированы и изготовлены в промышленных условиях образцы мужских пиджаков из полушерстяной ткани с различными конструктивными прибавками к полуобхватам груди, талии, бедер, обхвату плеча и получены графические изображения горизонтальных сечений манекена и специально изготовленных образцов, определены основные проекционные и конструктивные прибавки по линии груди, талии и бедер.

7. На основе регрессионного анализа экспериментальных данных получены математические зависимости основных проектируемых конструктивных прибавок от проекционных.

8. Найдены математические зависимости конструктивных прибавок от проекционных для различных по формообразующим свойствам групп тканей, позволяющие еще на этапе технического эскиза точно определить величину конструктивной прибавки, необходимой для получения изделия, точно соответствующего первоначальному замыслу художника.

9. Организованна информационная взаимосвязь этапов художественного и конструктивного проектирования путем формализации данных, получаемых на каждом этапе проектирования и их передачи из одной подсистемы проектирования в другую.

10. Разработана структура автоматизированного художественно-конструктивного проектирования, включающая следующие функциональные модули: интерактивный обмер фигуры, корректировка технического эскиза в соответствии с внешним обликом фигуры, измерение проекционных прибавок, расчет конструктивных прибавок, построение конструкции.

11. Разработан метод интеграции процессов художественного и конструктивного проектирования мужского пиджака в автоматизированном режиме с учетом индивидуальных особенностей мужских фигур.

12. Разработан программный комплекс, позволяющий осуществить автоматический расчет конструктивных прибавок на основе численных величин проекционных прибавок, считываемых с технического эскиза изделия, учитывающий индивидуальные особенности мужских фигур и формообразующие свойства ткани.

13. В результате промышленной апробации разработанного метода интеграции художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака в условиях предприятия ООО «Модус-Маркет» установлена высокая степень соответствия изделий, изготавливаемых по предложенному методу, техническому эскизу изделия без дополнительных примерок, что обеспечивает высокий уровень качества выпускаемых изделий и сокращение длительности производственного цикла.

Библиография Черемисина, Татьяна Александровна, диссертация по теме Технология швейных изделий

1. Михайлов С.М. , Кулеева JIM. Основы дизайна. М.: «Союз дизайнеров», 2002.

2. Амиров Ю.Д. Основы конструирования: творчество — стандартизация — экономика. — М., 1990.

3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. — М.: Стройиздат, 2001.

4. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятия решений. М., 1998.

5. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. — М.,2002.

6. Котина C.B. Поиск красоты. Роль эстетических ориентиров в формирующейся научной теории. — М., 2002.

7. Яковлева Н.Б. Принципы совершенствования процесса и метода художественного проектирования одежды в системе индивидуального проектирования: дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. М, 1984.

8. Жахова О.Н. Дизайн — метод формирования ассортимента одежды в швейной промышленности. Часть 1. Теория метода. — М., 1992.

9. Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С., Романов В.Е. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. М.: Легпромбытиздат, 1988.

10. Иконников A.B. и Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. -М. 1971.

11. Леонардо да Винчи. Суждения. М.: «Эксмо-Пресс», 2000.

12. Корытов A.B. Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования: дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004.

13. Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970.

14. Гамаюнов В.Н. Проективография, или современный феномен учений о фигурах, пропорциях и отображениях. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», №4, 1991.

15. Гамаюнов В.Н. Чтение проективографический чертежей. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», №5, 1991.

16. Виноградова Н.П. Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов. Методики и практика. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. — М., 2001.

17. Еретин. A.B. Индивидуальное дизайн проектирование с использованием антропометрического модуля: основы теории и методологии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. М., 2002.

18. ГОСТ 22487 77. Проектирование автоматизированное. Термины и определения. М., 1977.

19. Римский Г.В. Теория систем автоматизированного проектирования. -М., 2003.

20. Http://en.wikipedia.org/wiki/Solidmodelling.21.

21. Http://faksu. vstxi.vinnica.ua/SiteNEV/rus/erectronicinter/sapr/machine.htm.

22. Жуков Д.А., Сидоренко B.C., Шатохин Ю.И. «САПР и графика», № 3. 2002.

23. Photo Works и Solid Works Animator, или Способ достижения гармонии между формой и содержанием. // САПР и графика. №1, 2001.

24. Holland in vorm: Dutch design 1945-1987 // final ed.: Gert Stall, Hester Wolters; 'S - Gravenhage: Stichting Holland in vorm, 1987.

25. Юдин А.И. Система визуального объемного геометрического моделирования, часть 1. -М., 1998.

26. Костылева В.В., Фукин В.А. Проектирование обувных колодок. М.:1987.

27. Буй Ван Хуан. Разработка метода получения и проектирования внутренней формы обуви с использованием цифровых и информационных технологий: дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М.: МГУДТ, 2006.

28. Байдык Т.Н. Нейронные сети и задачи искусственного интеллекта. — Киев, 2001.

29. Хокс Б. Автоматизированное проектирование и производство. — М., 1991, с. 48.

30. Гаскаров Д.В. Интеллектуальные информационные системы. — М.,2003.

31. Рогожин А.Ю. Разработка методов проектирования швейных изделий в системе САПР. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. - М., 985, с. 49-50.

32. Коблякова Е.Б и др. Автоматизация проектирования одежды и технологических процессов ее изготовления. Обзорная информация. //Швейная промышленность. №4, 1990, с. 77.

33. Климов В.Е. Под ред. Петрова A.B. Разработка САПР. В 10 книгах, книга 7. Графические системы САПР. Практич. пособие. М., 1990, с. 5-9.

34. Мурыгин В.Е., Чаленко Е.А., Алексанян Е.А., Козлова С.М. Структура автоматизированной технологической информационной системы подготовительно-раскройного производства. // Швейная промышленность. №4,1994.

35. Гребенкин А., Мишенин О., Голубев М. САПР швейного производства на основе открытых систем. // В мире оборудования. №4 (33), 2003, с. 21.

36. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. — дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. М., 1991.

37. Фукин В.А., Зыбин Ю.П. Бесконтактный метод получения контуров сечений со стопы и колодки. // Научные труды МТИЛП. Вып.ЗЗ. 1967, с. 143146.

38. Киселев С.Ю. Разработка элементов САПР технологической оснастки обуви. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. -М., 1990.

39. Сухарев М.И., Бойцова A.M. Принципы инженерного проектирования одежды. -М., 1981, с. 272.

40. Shawn Meadows. Digital Zone offers industry glimpse of tomorrow's supply chain. Bobbin Americas 2000 at a glance. Bobbin Magazine. October, 2000.

41. Body measuring and management systems from French manufactorer telmat Informatique. // World Manufactoring clother. №11, October, 2006.

42. CAD/CAM on Show. -World Clothing Manufacturer. №2, 2003, p. 45-50.

43. Body modelling. Apperal International. №1, 2002, p. 19-20.

44. Медведева T.B. Учет индивидуальных особенностей потребителей одежды в САПРО. // Швейная промышленность. №1, 1995.

45. Гетманцева В.В. Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. - М., 2006.

46. Сизова Р.И., Зак И.С. Снижение затрат на инженерную подготовку производства коллекций моделей. «МИКС-Р» расширяет свои возможности. // Швейная промышленность. №5, 1999.

47. Наумович С.В., Эглит JI.A. Проектирование одежды с использованием САПР «КОМТЕНС». // Швейная промышленность. №4, 2002, с. 17-18.

48. Андреева М.В. Ассоль. Новые направления развития. Интерактивная параметрика. // Швейная промышленность. №1, 2006, с. 36-38.

49. Лазарев В.А., Зубенко О.А. Новые возможности конструирования одежды в системе ЛЕКО. // Швейная промышленность. №5, 1999.

50. Кынчев М., Нутрихина Н. Швейная САПР лицом к конструктору. //Директор ЛегПромБизнес. №9, 2000.51. «Ассоль» на IBM 2003. // Швейная промышленность. №5, 2003.

51. Солтанбаева Г.Ш. Разработка метода автоматизированного проектирования конструкций новых моделей одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н.-М., 1992.

52. Таран А.Н. Формализация способа выполнения адаптационного анализа женской одежды. — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2004.

53. Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2004.

54. Сильчева Л.В. Совершенствование технологии проектирования конструкций одежды на начальных стадиях проектных работ. дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. - М., 2006.

55. Акимочкина И.М. Разработка метода автоматизированного проектирования разверток объемно-пространственных форм моделей одежды с учетом адресных принципов. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. - М., 2007.

56. Лашина И.В. Разработка исходной информации для автоматизированного проектирования женской верхней одежды на фигуры различного телосложения, — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 1992.

57. Маркелова И.Д. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2005.

58. Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных фигур. — М., 1998.

59. Агапова Ю.И., Кривобородова Е.Ю. Совершенствование эскизного проектирования одежды на основе адресного подхода к потребителям. //Швейная промышленность. № 6, 2006, с. 30-32.

60. Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды. дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. - М., 2004. с.130-136.

61. Шершнева Л.П. Проектирование объекта с учетом облика человека. Материалы семинара «Совершенствование проектирования одежды, изготавливаемой по индивидуальным заказам населения». М.,1981.

62. Медевдева T.B. Пути совершенствования показателей качества одежды в процессе ее проектирования. // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. МГУС М., 2004.

63. Медведева Т.В. Предпосылки автоматизации работ творческого характера. // Швейная промышленность. №5, 1994.

64. Волкова Е.К. Исследование и разработка методики построения интегрированной системы «адресного» автоматизированного проектирования одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. - М., 1998, с. 209.

65. Мелкова C.B. Разработка технологии получения фотографической информации по экранному изображению человека в одежде. — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2002.

66. Шершнева Л.П., Машкина В.А., Машкин М.Н. САПР Одежда. - М.,1994.

67. Раздомахин H.H. Создание трехмерного изображения модели одежды на экране монитора. // Швейная промышленность. №5, 1995.

68. CAF Systems. Gybrid International. Рекламный проспект фирмы AFM Reece, Лидс, Англия, 2004.70. http://www.gerbertechnology.ru/stich.php

69. Niki Tait. The Asahi Apparel CAD 3D-PDS System. Apparel International, №12, 1999, p. 35-38.

70. Белков A.B., Грызлова Т.П., Шаров В.Г. Проблемы и методы построения эффективных визуальных информационных систем. // Программные продукты и системы. №3, 2002.

71. Обзор текстильной промышленности, весна, 2006, с. 24-25.

72. Джемардьян Т.Ю. Методы представления информации в специализированных САПР. Реферат 1. — М., 1995.

73. Германович В.Г. Комплексная САПР и оптимизация технологических процессов. // Швейная промышленность. №5, 1992.

74. Курбатов Е.В. Анализ взаимосвязей методов трехмерного и двухмерного проектирования одежды. Реферат №1. М., 2003, с. 15-26.

75. Who suplies what from where in terms of CAD and MIS. — Apparel International, №1, January, 2003.

76. Волкова E.K. Современные интегрированные системы автоматизированного проектирования одежды на типовые и нетиповые фигуры. Реферат 1. -М., 1996.

77. Ребарбар Я.М. Конструирование одежды с помощью компьютера (ByT/McCarthey and B.K.Itinds. Computer-aided garment design//Textile Asia. August. 1989). // Швейная промышленность. №2, 1992, с. 12-14.

78. Development of state-of-the art manneguin/ Apparel Intrnational, Vol.26 №6, June, 2003, p. 36-38.

79. Body measuring and managment System from Irens manufactorer Telmat Informmatigue//World manufactoring clother. October, 2000, p. 31-3382. http://www.optitex.com/en/Products/3DRunwayDesigner

80. Волкова E.K. Современные системы автоматизированного проектирования одежды. Обзорная информация. // Fashion Marketing Design. №5-6, 2003, с. 94-95.84. www.cadrus.ru/style/text.shtml7/texts/texts/06texts.txt

81. Баранова Е., Кынчев М. Трехмерная САПР для швейного производства: цветочки и ягодки. // Рынок легкой промышленности. Директор. №7, 2000, с. 45.

82. Рябуха В., Головацкий В. Julivi — система, созданная профессионалами фирмы «Сапрлегпром». // Рынок легкой промышленности. №23, 2002, с. 60-61.87. http://www.julivi.com/index.php?do=news&action=show&id=6888. http://www.lectra.com

83. Сурикова А.В., Сурикова Г.И., Ахмадулова И.И., Жерлупина А.Е. Решение интеллектуальных задач конструирования в САПР «Грация». //Швейная промышленность. № 4, 2005, с. 37-40.

84. Мартынова А.И. Автоматизированное проектирование одежды. //Швейная промышленность. №1, 2005, с. 37-38.

85. Афанасьева Е.Д. Проектирование одежды с использованием ЭВМ. //Швейная промышленность. №7, 1976, с. 45.

86. Лазарев В.А. Краткий обзор боди-сканирования. // Швейная промышленность. №5, 2003.

87. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С., Иевлева Р.В. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии. — М., 2001.

88. Молодцова Н. Есть ли проблемы у швейного рынка России? // Fasion Marketing Design. №19,2007.

89. Лопандина С.К., Паршина И.С. Создание размерной типологии населения страны. //Швейная промышленность. №7, 2005.

90. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды. М., 2005.

91. ОСТ 17325-86. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры мужчин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. — М., 1987.

92. Позднякова Н.В. Автоматизированное проектирование мужской одежды на фигуры различного телосложения на основе разработки локальных информационных систем. — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. М., 2001.

93. Гринчий А.А. Проектирование машиностроительных чертежей в системе AutoCAD. Екатеринбург, 1993.

94. Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика, 2002.

95. Бунак В.В. Методика антропологических исследований. — М., 1925.

96. Методика морфофизиологических исследований в антропологии. — М., 1981.

97. Янчевская Е.А. Конструирование одежды. — М., 2005.

98. Раздомахин Н. Проект дизайнера одежды — виртуальная трехмерная модель. // В мире оборудования. №4, 2003.

99. Коблякова Е. Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. М., 1984.

100. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. М., 2002.

101. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т. 3. Базовые конструкции мужской одежды. — М., 1988.

102. Единая методика конструирования мужской верхней одежды (ЦОТШЛ).-М., 1979.

103. Воронин М.Л. Конструирование и изготовление мужской верхней одежды беспримерочным способом. — Киев, 1986.

104. Гриншпан И .Я. Конструирование мужской верхней одежды по индивидуальным заказам. — М., 2005.

105. Коблякова Е.Б., Мартынова А.И., Ивлева Г.С. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР. — М., 1992.

106. ГОСТ 17521-72. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды.

107. Андреева Е.Г., Волкова Е.К., Черемисина Т.А. Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды. // Швейная промышленность. №1, 2008.

108. Мальцев С.А. Влияние свойств ткани на выбор конструкции изделия. // Швейная промышленность. №4, 2000.

109. Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство). — М.,2004.

110. Алыменкова Н. Д. Ассортимент костюмных тканей. — М., 2000.

111. Бузов Б. А., Алыменкова Н.Д., Петропавловский Д.Г. Практикум по материаловедению швейного производства. — М., 2003.

112. Савостицкий H.A., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. — М., 2001.

113. Беляева С.А. Совершенствование проектирования изделий, исследование свойств материалов. -М., 1990.

114. Симошкин М.А. Автоматизация преобразования и обработки графической информации. — Минск., 1991.

115. Петров М.Н. Компьютерная графика. М., 2004.

116. Леонтьев Б.К. Энциклопедия дизайна и графики на персональном компьютере. — М., 2004.

117. ГОСТ 19002-80. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения. — М., 1980.

118. Журнал «Монитор», №16, 2007.

119. Никитина Т.А. Автоматизированное проектирование графических элементов информационного дизайна. С-пб., 2003.

120. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории проектирования САПР. М., 1990.

121. Журнал «Монитор», №20, 2006.

122. Никулин Е.А. Компьютерная геометрия и алгоритмы машинной графики. С-Пб., 2003.

123. Синицин С.А. Теоретические основы точности геометрического формообразования на основе компьютеров. — Киев., 1991.

124. Минаси М. Графический интерфейс пользователя. Секреты проектирования. М., 1996.

125. Методические рекомендации по определению экономической эффективности использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в швейной промышленности. М., 1978.

126. Безсонов Н.В. Методическое пособие для расчета экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских предложений. — М., 1985.

127. Попандопуло В.Н. Анализ экономичности модели одежды. —М.,1989.