автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Разработка метода адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм
Автореферат диссертации по теме "Разработка метода адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм"
ХАБИРОВА КЛАВДИЯ МИХАЙЛОВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДА АДРЕСНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ СЛОЖНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
1 О НОЯ 2011
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва - 2011
4859205
ХАБИРОВА КЛАВДИЯ МИХАЙЛОВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДА АДРЕСНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ СЛОЖНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва-2011
Работа выполнена
в
Московском государственном университете дизайна и технологии
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор
Кривобородова Елена Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
Костылева Валентина Владимировна кандидат технических наук, доцент Груздева Людмила Васильевна
Ведущая организация: ОАО «Центральный научно-исследовательский
институт швейной промышленности»
Защита состоится «30» ноября 2011 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.
Автореферат диссертации разослан «28» октября 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.144.01
Е. В. Лунина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. Повышение уровня жизни, рост благосостояния людей и возможность широкого выбора на рынке одежды способствует формированию более жестких требований потребителей к качеству швейных изделий, разнообразию ассортимента и форм моделей одежды, их эстетической выразительности. Стремление современных потребителей к созданию индивидуального стиля, способствующего самовыражению личности, отражается и на состоянии современной рыночной экономики.
Успех деятельности предприятий, производящих швейные изделия, зависит от быстрого удовлетворения часто меняющихся запросов потребителей, стабильность его работы в значительной степени определяется адресной направленностью процесса проектирования, обеспечивающей максимальное удовлетворение требований заказчиков.
Важным условием повышения удовлетворённости потребителей качеством одежды является всесторонний учет объективной информации о их внешнем облике для создания гармоничного визуального образа. Существующие методы адресного проектирования направлены на удовлетворение запросов отдельных типологических групп потребителей, предъявляющих однородные требования к одевде, или индивидуальных заказчиков, с максимальным учетом особенностей их внешнего облика.
Несмотря на использование отдельных автоматизированных методов для гармонизации визуального внешнего облика человека, подход к его созданию и оценке, как совокупности единичных признаков, является трудоёмким и основывается на субъективном опыте специалистов. Дня повышения эффективности адресного проектирования, необходима разработка объективных методов создания моделей одежды с широким привлечением средств автоматизации и внедрение принципиально новых форм обслуживания населения, например, дистанционное выполнение заказов.
Учитывая современные тенденции сближения линий высокой моды «haute couture» и изделий «pret-a-porter», предназначенных для промышленного производства, а также появление отдельных линий одежды класса «люкс», становится актуальной задача разработки моделей сложных форм для более широкого круга потребителей.
Проектирование моделей одежды разнообразных форм является сложным процессом, качество которого в большой мере зависит от соблюдения принципов архитектоники, особенно в процессе адаптации исходных эскизов на индивидуальные фигуры. Гармонии достигают в результате создания целостной композиционной системы «человек - одежда», обеспечивающей единство содержания и художественной формы, подчиненной визуально воспринимаемой информации о внешнем облике человека.
Большинство ранее проведенных научно-исследовательских работ в об-
ласти композиционного и конструктивного формообразования одежды посвящено разработке отдельных аспектов архитектоники вне их связи с общей структурой формы и методов проектирования простых форм моделей одежды, приближенных к поверхности тела человека. Создание более сложных пространственных форм одежды, абстрагирующихся от поверхности фигуры, в наибольшей степени зависит от особенностей ее строения и взаимосвязи компонентов тектоники «форма — конструкция - материал». В связи со сложностью моделирования свойств материалов, даже для изделий простых форм в настоящее время не обеспечена тесная согласованность составляющих тектоники для создания пространственной структуры формы модели. Недостаточно изучено влияние формообразующих свойств тканей на создание сложных форм моделей, что приводит к искажению проектируемого внешнего вида при его воплощении в изделии.
Для повышения эстетической выразительности разнообразных форм моделей одежды, адекватных исходному замыслу, и эффективности процесса адресного проектирования, основанного на применении средств автоматизации, необходимо проведение исследований по выявлению соответствия визуальных признаков форм изделий наиболее распространенным типам внешнего облика современных потребителей, а также обеспечению их согласованной связи с принципами архитектоники и тектоники.
Целью работы является разработка метода адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных форм для создания модельных конструкций, соответствующих архитектонике и тектонике пространственной формы.
Объектом исследования является процесс проектирования женской одежды сложных форм из материалов плательной группы.
Основные этапы работы:
• исследование и анализ внешнего облика и классификационных характеристик женских фигур, выявление современных типажей женщин по морфологическим признакам внешней формы;
• выявление наиболее часто встречающихся типажей и разработка комплексной классификации типажей женских фигур;
• разработка концептуальной модели гармонизации внешнего облика потребителей;
• исследование принципов архитектоники и древнерусской системы мер для гармонизации строения женских фигур и структуры моделей одежды сложных пространственных форм;
• разработка универсального способа построения условно-пропорциональных женских фигур для идентификации индивидуальных;
• разработка формализованного представления геометрической структуры и
классификации форм моделей одежды сложных пространственных форм;
• разработка рекомендаций по выбору предпочтительных форм моделей одежды для потребителей-женщин с наиболее распространенными типажами фигур;
• разработка системы пропорционирования моделей одежды сложных форм с учетом принципов архитектоники;
• установление математических зависимостей между параметрами компонентов тектоники моделей одежды;
• разработка методики адресного проектирования моделей одежды сложных форм с учетом принципов архитектоники и тектоники;
• апробация результатов исследования и определение экономической эффективности.
В работе применены следующие методы исследования: логический, системно-структурный и графический анализ, визуализации субъекта и объекта проектирования, экспертных оценок, планирования эксперимента, математического моделирования и обработки экспериментальных данных, методы систематизации, классификации и кодирования, алгоритмизации и программирования.
Использованы программные продукты операционной среды Windows: Microsoft Word, Microsoft Excel, СУБД Microsoft Access, универсальная графическая система проектирования AutoCAD, графические редакторы Corel Draw, Photoshop, САПР Julivi, Eleandr CAD, прикладной пакет Visual View.
Достоверность полученных в работе результатов подтверждена согласованностью теоретических и экспериментальных исследования, а также их апробацией и положительной оценкой в промышленности. Автор защищает:
• универсальный автоматизированный способ построения графических моделей условно-пропорциональных женских фигур;
• метод гармонизации моделей одежды сложных форм на основе пропорционирования их структуры;
• метод прогнозирования параметров компонентов тектоники: сложных форм моделей одежды и модельных конструкций в соответствии с формообразующими свойствами материалов;
• метод адресного проектирования моделей одежды сложных форм с позиций архитектоники и тектоники.
Научная новизна заключается в:
• разработке математической модели графического построения условно-пропорциональных женских фигур для объективной идентификации индивидуальных;
• разработка формализованного представления геометрической структуры и
классификации моделей одежды сложных пространственных форм;
• разработке гармонического ряда на основе древнерусской системы мер, позволяющего задавать и оценивать пропорции моделей одежды;
• разработке метода гармонизации моделей одежды сложных форм с позиций архитектоники;
• установлении количественных взаимосвязей между параметрами внешнего вида форм моделей одежды и параметрами модификации конструкции с учетом влияния формообразующих свойств материалов;
• разработке метода адресного проектирования моделей одежды сложных форм с позиций архитектоники и тектоники.
Практическая значимость заключается в разработке:
• универсального автоматизированного способа построения графических моделей условно-пропорциональных женских фигур;
• комплексной классификации типажей женских фигур;
• алгоритма идентификации типажа индивидуальных фигур на основе соответствующих им условно-пропорциональных;
• рекомендаций по выбору предпочтительных форм моделей одежды для типажей фигур;
• сетки пропорционирования сложных объектов на основе разработанного гармонического ряда;
• базы данных простых геометрических фигур с гармоничным соотношением параметров для формирования структуры моделей одежды сложной пространственной формы;
• метода прогнозирования формы и особенностей модельной конструкции одежды в соответствии с формообразующими свойствами используемых метариалов.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: VI международной научно-технической конференции «Инновации и перспективы сервиса» (г. Уфа, 2009г.); IV Московской межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука» (2009г.); научно-практической конференции молодых ученых «Фестиваль науки» V Московского фестиваля науки (2010г.); Korean-Russian International Fashion Conference «Grand Fashion» (2011г.); 61-й, 62-й и 63-й научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые - ХХЗ веку» (2009,2010 и 2011гг.).
Результаты работы апробированы и внедрены в производство на предприятиях ЗАО «Дом моды» и ООО «Евросервис» (г. Уфа), «ИП Моисеева» (г. Рассказово), а также в учебный процесс МГУДТ при проведении лабораторных работ по дисциплине «Проблемы и методы проектирования швейных изделий из тканей» и выполнении задач курсового и дипломного проектирования.
Публикации. Основные результаты диссертационной работы отражены в семи печатных работах, три из них опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов по каждой главе и работе, списка литературы и 11 приложений. Объем диссертации составляет: 179 страниц печатного текста, включая 73 иллюстрации и 20 таблиц. Библиографический список содержит 112 источников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулированы цель и задачи исследований, отражены научная новизна и практическая значимость результатов работы.
В первой главе проведен анализ предпосылок процесса адресного проектирования моделей одежды сложных проиранственных форм и определены основные направления его совершенствования.
На основе анализа литературы выявлены наиболее важные факторы, влияющие на формирование гармоничного визуального образа потребителей: антропоморфологическая характеристика внешней формы фигур и структура силуэтной формы моделей одежды.
Анализ современных классификаций женских фигур показал, что для интенсификации разработки новых моделей одежды, индивидуальные фигуры следует рассматривать не по комплексу единичных показателей, что приводит к бесчисленному разнообразию вариаций внешней формы, а по совокупности наиболее характерных признаков и отличительных особенностей, выделенных в типаж. '
Показано, что информативным способом идентификации типажа фигуры является графическое сопоставление абриса индивидуальной фигуры с эталоном. С точки зрения эстетического восприятия и широты применения обоснована целесообразность использования в качестве эталона графических моделей условно-пропорциональных фигур (УПФ), а не типовых или условно-идеальных. Анализ существующих методов построения графических моделей условно-пропорциональных фигур позволил установить, что они не обладают универсальностью и не обеспечивают возможность создания абрисов тела человека в широком диапазоне размеро-ростов и полнотных групп.
Определены основные позиции архитектоники, которые обеспечивают согласованную связь и соразмерность составных частей формы через гармоническое сочетание ее пропорций применительно к сложным формам одежды.
Анализ систем пропорционирования, разработанных для целей проектирования одежды, выявил, что они применимы для гармонизации моделей одежды простых форм, т.к. в их основе лежат закономерности, ограниченные двух-
частными отношениями элементов. Они не могут быть использованы применительно к сложным пространственным формам (СПФ), поскольку не позволяют рассматривать форму с позиций архитектоники.
Проведен анализ подходов к выявлению тектонических свойств моделей одежды. Выявлено большое количество классификаций, в которых на основе системного подхода представлены различные аспекты пространственной структуры формы одежды. Наибольшей детализации подвергнут геометрический аспект восприятия формы в целом и ее отдельных компонентов, однако количественные критерии их сочетания в единой структуре не определены. Анализ методов проектирования модельных конструкций, соответствующих заданной форме, с учетом свойств материалов позволил заключить, что взаимосвязи системы «форма-конструкция-материал» выявлены только для частных вариантов комбинаций элементов тектоники.
На основе анализа существующего состояния процесса адресного проектирования одежды определены приоритетные направления его развития и совершенствования с учетом принципов архитектоники и тектоники.
Во второй главе разработана концепция создания гармоничного визуального образа человека. На базе системного подхода и всестороннего анализа главных компонентов - внешнего облика потребителей и формы моделей одежды - выделены основные этапы процесса гармонизации, определены целевые функции и виды работ (рис. 1):
• объективная идентификации типажа индивидуальной фигуры на основе условно-пропорциональной;
• структурирование предпочтительной формы модели средствами системы пропорционирования;
• разработка основ тектоники моделей одежды для повышения адекватности проектирования заданной формы.
В качестве теоретической основы для гармонизации фигуры и формы модели принята древнерусская система мер (ДСМ), опыт применения которой в строительстве на Руси составляет свыше 10000 лет. Поскольку и жилище, и одежда выполняют для человека утилитарно-эстетические функции, служат его потребностям в защите от неблагоприятных воздействий окружающей среды, и, в то же время, могут являться произведениями искусства, в настоящей работе принципы, применяемые в архитектуре, использованы для проектирования моделей одежды.
Отличительная особенность ДСМ состоит в том, что она является единственной в своем роде соизмерительной системой, которая позволяет не измерять объекты, а составлять гармоничные пропорции на основе длин саженей и их частей (табл. 1), находящихся в непосредственной связи с размерами тела человека. Выделяют более десяти саженей.
^ Идентификация индиви-I дуального внешнего облика
• определение основных признаков внешнего облика;
• выявление современных типажей фигур;
• определение частоты встречаемости типажей фигур;
• выделение проблемных характера' \ стик типажа фигуры.
• разработка комплексной классификаций типажей фигур;
• разработка универсального способа построения УПФ;
• разработка способа идентификации индивидуального типажа фигуры.
V
Гармонизация сложных форм^\ моделей одежды '
• анализ классификаций форм -моделей одежды;
• анализ принципов архитектоники объектов сложных форм;
• анализ систем пропорциони-рования одежды.
• разработка формализованного представления структуры моделей одежды СПФ;
• разработка гармоничных закономерностей построения геометрической структуры формы одежды;
• разработка системы пропорциони-рования;
разработка закономерностей тектоники моделей СПФ.
У
Формирование гармоничного визуального образа человека
• разработка рекомендаций по выбору предпочтительных форм и художественно-конструктивных признаков моделей одежды для типажей фигур;
• адаптация формы модели средствами гармонизации;
• разработка процесса проектирования моделей одежды на основе прогноза тектоники формы.
Рисунок 1 - Концептуальная модель гармонизации внешнего облика потребителей
Таблица 1 - Древнерусские сажени (фрагмент)
№ п/п Наименование саженей Услов. Значения Доли саженей
обозна- саженей, 1/2 пол- 1/4 1/8 1/16 1/32
чение см сажени локоть пядь пясть вершок
1 Меньшая смн 133,2 66,6 33,3 16,6 8,3 4,1
2 Малая С" 141,0 70,5 35,2 17,6 8,8 4,4
3 Простая С" 149,4 74,7 37,3 18,6 9,3 4,6
4 Кладочная скл 158,2 79,1 39,5 19,7 9,8 4,9
5 Египетская сег 167,6 83,8 41,9 20,9 10,4 5,2
6 Народная сн 174,4 87,2 43,6 21,8 10,9 5,4
7 Церковная С" 184,7 92,3 46,1 23,0 11,5 5,7
Закономерности саженей отражены в русской матрице золотых пропорций, представляющей собой поле взаимосвязанных чисел, по столбцам которого осуществляется деление на два, а диагональный ряд золотого сечения является частным видом гармоничных отношений.
Золотая пропорция, определяемая числом Фибоначчи Ф=1,618, образует двухчастное членение линейного объекта. Учитывая, что тело человека построено не на двучленных, а на трёхчленных отношениях, например: голова -туловище - ноги, плечо - предплечье - кисть, бедро - голень - стопа и т.д., целесообразно гармоничные пропорции фигуры и, соответственно, одежды строить по соотношению трех параметров.
Системная зависимость между саженями и их составными частями выражена в древнерусском «всемере» (четырехгранный брусок-инструмент), который позволяет составлять трехчастные гармоничные пропорции по определенному числу делений каждой шкалы. Для параметров а, Ь, с они могут быть определены по формуле вурфа, выведенной на основе прикладных исследований в биомеханике:
(а, Ь, с) = (а+Ь) (Ь+с) / Ь (а+Ь+с).
Впервые уникальные закономерности древнерусской системы мер использованы для гармонизации системы «фигура человека - модель одежды».
С целью объективной идентификации реальных фигур, разработан универсальный способ построения условно-пропорциональных фигур (УПФ), которые можно создавать в соответствии с любыми индивидуальными (по значениям ведущих размерных признаков (РП)).
Математическая модель создания графического представления УПФ включает построение графической модели (ГМ) базовой условно-пропорциональной фигуры (БУПФ) с учетом величин антропометрических приращений по каждому РП. Гармонизация пропорций УПФ, с позиций архитектоники, на любой рост, размер и полнотную группу обеспечивается использованием параметров БУПФ, выделенных в группе малых, средних и больших размеров (по обхвату груди третьему), а так же величин межростовых, межразмерных и межполнотных приращений фигур, выраженных в значениях саженей:
ТМПупф = ТШП БУПФ
где: 1=1,..., п;
/ -ый проекционный размерный признак УПФ рассчитывается на основе:
• соответствующих РП базовой условно-пропорциональной фигуры, выраженных в измерениях саженей 7*1 бупф,
• величин отклонений АТ] = Т]ИФ - Т]Бупф индивидуальной фигуры Т],,ф от базовой условно-пропорциональной Т]БуПФ по ведущим размерным признакам ] = Т1,Т16,Т19,
• величин межростовых ЛЬСТ1, межразмерных АЬСТ16 и межполногных ЛЬСТ19 приращений / -ых РП при изменении ведущих параметров фигуры Л 7}' на 1см.
Ведущие РП базовой УПФ в группе малых размеров 176-92-98 определены по результатам экспертного опроса специалистов, дизайнеров и конструкторов, проведенного предыдущими исследователями МГУДТ. Недостающие проекционные параметры по новой типологии 2003г. нами рассчитаны с помощью корреляционных коэффициентов на основе данных НИИ антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова. В таблице 2 представлены ведущие 174,4 - 92,3 -97,8 и ряд подчиненных размерных признаков БУПФ и их приращений, выраженных в величинах значений саженей; на рис. 2 дано ее графическое представление.
Таблица 2 - Ряд размерных признаков и их приращений базовой условно-пропорциональной фигуры, выраженных в значениях саженей (фрагмент)
Наименование РП Обозначение РП Обозначение РП в сажени Величина РП в сажени Изменчивость РП в величинах саженей, см
по размерам ПО ростам по полн.гр.
Рост Т1 Ся 174,4 - 5,44 -
Обхват груди третий Т16 Ц 92,34 4,16 - -
Обхват бедер с учетом выступания живота Т19 14 Сир 97,8 4,16 - -
Высота линии талии Т7 14 С" 107,7 4,2 од -
Поперечный диаметр бедер Т12 '/2 С 79,11 -0,3 3,8 -0,3
Глубина линии талии первая Т78 /32 Ь 4,16 -0,13 0,13 0,01
Для сведения всего многообразия женских фигур по морфологическим особенностям к конечному числу часто встречающихся типажей, проведен анализ их типов, которые имеют (по мнению авторов, практикующих изготовление одежды по индивидуальным заказам или исследующих внешнюю форму тела) наибольшую распространенность среди женского взрослого населения.
Учитывая различия в подходах, по трем наиболее содержательным классификациям производилось сопоставление словесных описаний типажей, а также их графических изображений, путем одномасштабного наложения абрисов фигур, характеризующих какой-либо типаж, с абрисом типовой фигуры, представляемой автором. На основе анализа выявлено пять общих (с аналогичными характеристиками), представленных на рис.3, и шесть индивидуально-различных типажей. Установлены основные морфологические признаки, по которым следует определять типаж индивидуальной фигуры.
В результате разработана комплексная классификация типажей женских фигур, отличающаяся полным структурированным описанием характеристик,
С_ща-З
I - - !
I МЧ ^ ! /''--—]_
«¡1
а б
Рисунок 2 - ГМ базовой условно-пропорциональной женской фигуры с обозначениями величин саженей: вид в фас (а) и в профиль (б)
информативным графическим представлением (относительно соответствующей УПФ в фас и профиль), наличием числовых значений морфологических признаков, позволяющих однозначно идентифицировать типаж. Проведен эксперимент, позволивший установить частоту встречаемости выделенных типажей внешней формы среди женщин младшей возрастной группы: наиболее распространенными являются «худая» (22%) и «атлетическая» (17%) фигуры. Разработанная классификация типажей может служить основой для промышленного проектирования предпочтительных моделей одежды и их конструктивных решений с высокими показателями эстетического и антропометрического соответствия, для повышения удовлетворенности потребителей, имеющих нетиповые фигуры.
Рисунок 3 - Графические модели типажей женских фигур
В третьей главе разработаны основы архитектоники моделей одежды сложных пространственных форм.
Силуэты моделей сложных форм (с позиций внешних очертаний и внутреннего композиционного строения) представляют собой многокомпонентную структуру, элементы которой принято описывать простыми геометрическими фигурами (ГФ). Для выявления гармонично пропорциональных соотношений между компонентами целостной формы осуществлена формализация общей структуры формы моделей одежды.
На основе системного подхода разработаны классификация и способ кодирования геометрической структуры сложных форм моделей одежды. Определены базовые геометрические формы, их виды (по геометрии), варианты (по соотношению параметров) и типы сочетаний (по расположению и степени перекрытия в общей структуре). Комбинаторный подход позволил выявить наибольшее разнообразие сочетаний итоговых вариантов (816) простых и сложных форм из ограниченного числа базовых ГФ, которые представлены в матрице (рис. 4).
На основе матрицы, в соответствии с основными этапами процесса распознавания структуры и описания форм, разработана классификация моделей одежды, отражающая аспект сложного скульптурного построения формы.
Сййууяше П1 I 1.2
1.1 I птг ГНПГ П(ПГ" 1 т 1.»
П, 1 У г&пг и гшг ЛЙП1- в П2ПУ гпз" п п 2 тахгг ■ к« 1.4
13 в ¡¡1 § д а глаг !П2- 1 «г В В § 15
1.4 т (М гмпг у и ПмШГ ОмШГ' аа ыпг1 п«тг 1__ и а г&мкг & Г&1КГ У пшкг У а т» 1 «6
1-5 I п 1 Й ПЛ5 Л Й и У Т ЯП' T~.ni* Н Й Г к т!пг ) И ! \ Т»К1- а Т1КГ Г"! / \ у ПКУ и и Т1Р»*Г а ПЯжГ "ППлИ" 1 \ 'ггту £1 Т1ТГ о •1тг 1 тг
1.* м т? а 1 Т2ПГ цр г ; тшг- и в \ {___А апг* п & А та*«я а .ЙЕ... 0 и ??9СГ □ тгпш И гЛ ттиг П Т?Якс':~ А / \ таят ТТ"" о ЯИ" р) Т'11.... ея Т2Т2- ; Т2ТГ Й тгтг-
Рисунок 4 - Матрица формирования структуры форм моделей одежды (фрагмент)
В классификации выделены простые и сложные формы моделей, определен способ организации формы, с точки зрения наличия и расположения зон статического контакта с опорными участками поверхности фигуры и зон свободного падения материала, наличие одно- или двухслойного соединения поверхностей, образующих форму в одной модели, и другие особенности. Матрица формализации структуры форм и указанная классификация легли в основу разработки рекомендаций по выбору предпочтительных форм моделей, позволяющих визуально корректировать недостатки выделенных типажей фигур.
С целью определения пропорционально гармоничных связей и сбалансированного равновесия между составляющими компонентами в единой структуре сложной формы по принципам архитектоники, разработана система пропор-ционирования, объединяющая свойства двухчастных и трехчастных отношений.
Для выявления большого числа пропорциональных закономерностей, заложенных в древнерусской системе мер, в настоящем исследовании подвергнуты анализу структура «вавилона» и древнерусского «всемера».
«Вавилон» представляет собой графическую схему, позволяющую по величинам двух саженей восстанавливать значения остальных. В результате анализа его структуры: соотношений площадей составляющих геометрических фигур и их линейных элементов, определены повторяющиеся числа, на основе которых разработан гармонический ряд:
0,41; 0,50; 0,60; 0,70; 0,85; 1,0; 1,20; 1,41; 1,70; 2,0; 2,40; 2,80;...
Свойства гармонического ряда. Ряд бесконечен и является обратным относительно 1. Каждый последующий член ряда «,<+1 соответствует значению и/А, где А-регулярно чередующиеся коэффициенты 1,2 или 1,17: ...; /ii=l,0; п2 = П/1Д; п3 = и21,17; п4 = п3' 1,2; я5 = я4"1,17; ... Каждый пятый член ряда удваивается.
Разработанный числовой ряд отражает гармоничные двухчастные пропорциональные отношения площадей геометрических фигур и их параметров. Числа этого ряда могут быть применены как автономно, для определения гармоничного соотношения двух параметров (например, по длине или ширине), так и в качестве системы, заключенной в сетке пропорционирования (рис. 5, а).
Эксперимент по оценке пропорциональной структуры форм моделей одежды высокой моды (рис. 5, б) показал, что большинство исследуемых изделий «haute couture» (84%) соответствуют пропорциям разработанного гармонического ряда. Это доказывает гармоничность установленных в ряде закономерностей и возможность их использования для оценки пропорций компонентов формы, а также параметров ее геометрической структуры.
С целью выявления закономерностей вурфных отношений, которые гармонично связывают не два, а три параметра, проведен эксперимент, в рамках которого изготовлен макет новгородского мерила (древнерусского «всемера») и
г
^ метры ГФ
Рис. 5 - Сетка пропорционирования (а) и анализ структуры формы модели одежды высокой моды (б) на основе закономерностей гармонического ряда
составлена его математическая модель (табл. 3). Методом комбинаторного сочетания длин делений трех шкал новгородского мерила по формуле вурфа \¥(а, Ь, с) просчитаны все возможные комбинации (общее число которых составляет 27360).
В соответствии со значением «золотого» вурфа фигуры человека, заданного числом Ф2/2 = 1,309, выявлены четкие закономерности чисел по граням мерила. Например, для 6-го деления шкалы Ь древнерусского «всемера» выявлены следующие гармоничные закономерности: ба-6Ь-6е, 5а-6Ь-7с, 4а-6Ь-8с, За-6Ь-9с, 2а-6Ь-10с, 7а-6Ь-5с, 8а-6Ь-4с, 9а-6Ь-Зс, 10а-6Ь-2с.
Таблица 3 - Математическая модель новгородского мерила (фрагмент)
№ п/п а, см Ь, см с, см № п/п а, см Ь, см с, см
1 5,933 7,303 8,376 6 35,60 43,82 50,26
2 11,87 14,60 16,75 7 41,53 51,12 58,63
3 17,80 21,91 25,13 8 47,46 58,42 67,01
4 23,73 29,21 33,55 9 53,40 65,72 75,38
5 29,67 36,51 41,88 10 59,33 73,03 83,76
Для представления сбалансированного равновесия составных компонентов в структуре одной формы модели, на основе выявленных двух- и трехчленных закономерностей ДСМ, разработана база данных различных видов геометрических фигур (прямоугольники, треугольники, трапеции, овалы) с гармоничными пропорциями описываемых параметров.
В результате исследования закономерностей ДСМ разработана комплексная система пропорционирования, средства которой (сетка пропорционирова-ния на основе гармонического ряда и база данных ГФ с гармоничными пропорциями), связывают два или три параметра, что значительно расширяет возможности для достижения гармонии в общей структуре компонентов моделей одежды сложных форм. Эти средства необходимы для адаптации стилизованных моделей на реальные фигуры потребителей при создании технических эскизов.
В четвертой главе исследована тектоника моделей одежды, как взаимосвязь формы конструкции и материала.
Чтобы обеспечить адекватность разработки модельных конструкций заданной сложной форме модели, представленной в техническом эскизе, необходимо владеть информацией об её объёмно-пространственной структуре, обусловленной тектоникой. Исследование и выявление количественных взаимосвязей компонентов тектоники открывает возможности для их прогнозирования на этапе эскизного проекта.
Для выявления математических зависимостей между параметрами внешнего вида проектируемой формы изделия и его модельной конструкцией (МК), с учетом формообразующих свойств тканей, проведен эксперимент. В соответствии с его программой, определены исходные данные:
1. осуществлен выбор базовой трапециевидной формы женского платья: без закрепления (Ф1) и с закреплением низа изделия на подкладке в виде формирования складок (Ф2); разработано их формализованное описание во фронтальной и профильной проекциях (рис. 6, я);
2. для видоизменения наполненности формы платья разработаны три варианта МК, различающихся значениями суммарной величины конического разведения деталей: Рхмк1=65°, Рд«к2=;710, Р£мкз=78° (рис. 6, б);
3. выбрано 5 тканей (Т1-КГ5), различающихся по формообразующим свойствам: показателям драпируемости Кд и жесткости В: Кдп=2,5%, КдТ2=12,5%, Кдхз=26%, КДТ4=31%, КДТ5=38%, а также поверхностной плотности, толщине, растяжимости; чтобы установить зависимость очертаний каждой формы макета от массы ткани, определены 5 уровней длины (от линии горизонтального членения, см. рис. 6, а): /.]=98см, ¿2=87см, ¿3=76см, ¿4=65см, Х1=54см.
С учётом совокупности исходных данных, в процессе эксперимента изготовлено и исследовано 150 вариантов макетов. Интересуемые параметры
Параметры формы модели: а- силуэтный угол; £ - длина от начала конического расширения; А - максимальная ширина; Р-ширина на уровне бёдер; С - уровень максимального расширения; ГУ- стрела прогиба, характеризующая наполненность формы. Параметры МК: (¡у = ХР] - суммарный угол конического разведения, 1 - число мо-а а дификаций.
Рисунок 6 - Схема измерения визуальных параметров формы Ф1 модели во фронтальной проекции (а) и модельная конструкция переда МК1,
Рг=71°(б)
получены бесконтактньм способом путем измерения визуализированных на компьютере фотографических изображений макетов, надетых на манекен.
На основе данных эксперимента проведен анализ взаимосвязей параметров составляющих тектоники: абрисов внешнего вида форм моделей, конструктивных модификаций деталей и формообразующих свойств тканей.
Выявлены количественные зависимости, представленные в виде графиков: • для формы модели «трапеция» без закрепления по низу Ф1 значения силуэтных углов а, характеризующих её объёмность, увеличиваются с уменьшением драпируемости тканей Кд и длины £ (следовательно, массы) изделия (рис. 7) и увеличением параметров конструктивного моделирования р2 (рис. 8);
14 12
-♦-11=98 см -«-12=87 см -чк-13=76 см 14=65 см 15=54 см
Кд,% а
Рисунок 7 - График зависимости силуэтного угла а (а) от драпируемости Кя в форме модели Ф1 МК1 (б)
Рисунок 8 - График зависимости силуэтного угла * || | а (я) от параметра конструктивного моделирования Р в ЯЯ
форме модели Ф1, Ь4 = 76 см (б) б
О для формы модели с закреплением по низу Ф2 значения силуэтных углов а увеличиваются при увеличении жесткости ткани по утку Вут и уменьшении длины Ь (следовательно, массы); уровень максимальной ширины формы С увеличивается с увеличением жесткости ткани по основе и утку ХД параметров ру и длины Ь (рис. 9).
В результате аппроксимации графиков разработаны математические зависимости, которые позволяют прогнозировать создание желаемой формы модели и определять недостающие параметры компонентов тектоники. Возможны два варианта прогнозирования:
а
Рисунок 9 - График зависимости (а) уровня максимальной ширины формы С от жёсткости для модели формы Ф2 длиной £3 (б)
Кдт1=2,5% ~»-Кдт2=12,5%
«*»КдгЗ=2б%
-*-Кдт5=38%
-#~р;[мк2=7Г
Нхсмг
6
1. Ф + Т—*МК. По заданному эскизу модели (определены параметры а, С, Ь) и рекомендуемой ткани (с известными значением драпируемости Кл) определяют параметр конструктивного моделирования 0т. Например, для модели формы Ф1 по параметру ее внешнего абриса а (при 1=76см) и драпируемости Кд суммарную величину конического разведения деталей р рассчитывают по формуле:
где е = 2,718 - число Эйлера;
М = -0,002* Кд 2 - 0,004* Кд + 0,96; ЛГ= -0,0008* Кд2 - 0,018* Кд + 4,43.
2. МК + Т—► Ф. Для разработанной модельной конструкции при изменении используемой ткани можно прогнозировать визуальные параметры формы. По параметрам МК р£ и Ь и с учетом драпируемости ткани Кд возможно прогнозировать очертания внешней формы модели, характеризуемые углом а:
а = М* 1п(Р) + N.
При изменении длины Ь в разработанной МК1, с использованием ткани (Кд) возможно спрогнозировать силуэтный угол а:
а =М* 1п(Кд) + Лг где М - -0,0002*/,2 + 0,048*£ - 3,4803; Лг= 0,0006*Л2 - 0,2295*1 + 24,337.
Прогноз выявлении и для определения уровня максимальной ширины С формы Ф2 в зависимости от свойств выбранной ткани (жесткости В).
Осуществлен сбор информации для контроля пространственной ориентации исследуемых форм моделей относительно поверхности манекена в горизонтальных сечениях на основных антропометрических уровнях.
В пятой главе, как результат исследований процесса гармонизации внешнего облика потребителей, разработана методика адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм, включающая следующие этапы:
1. Получение исходной информации о внешнем облике заказчика:
• цифровое фотографирование заказчика в фас и профиль;
• снятие размерных признаков индивидуальной фигуры бесконтактным методом;
• получение абриса фшур по фотографическому изображению.
2. Установление типажа индивидуальной фигуры:
• построение ГМ условно-пропорциональной фигуры по ведущим размерным признакам индивидуальной;
• сопоставление графической модели УПФ и абриса индивидуальной фигуры;
• определение типажа индивидуальной фигуры по совокупности ее отличительных морфологических особенностей с помощью комплексной классификации типажей женских фигур.
3. Создание художественного эскиза модели одежды:
• выбор предпочтительных художественно-конструктивных признаков для определенного типажа с учетом разработанных рекомендаций;
• определение геометрической структуры модели по матрице формализованного представления форм;
• разработка художественного эскиза модели с учетом рекомендаций.
4. Адаптация художественного эскиза модели на индивидуальную фигуру с использованием комплексной системы пропорционирования:
• разработка гармоничной графической структуры (рис. 10, а): ■определение гармоничных для индивидуальной фигуры уровней изделия,
по наложенным на нее сеткам пропорционирования;
■вписание в структуру формы геометрических фигур с гармоничным соотношением параметров из базы данных;
• разработка технического эскиза пропорционируемой модели одежды.
5. Разработка модельной конструкции проектируемого изделия с использованием метода прогнозирования компонентов тектоники:
• определение исходных данных проектируемой модели: параметров формы с технического эскиза и формообразующих свойств используемой ткани;
• определение величин параметров модификаций модельной конструкции с использованием математических зависимостей между компонентами тектоники;
• разработка деталей модельной конструкции изделия (рис. 10, б).
Для реализации предложенной методики в режиме автоматизированного проектирования разработаны локальные проектные решения:
• универсальный автоматизированный способ построения графических моделей условно-пропорциональных женских фигур в САПР Julivi;
• алгоритм идентификации типажа индивидуальных фигур, на основе соответствующих им условно-пропорциональных, осуществляемый путем наложения их абрисов с использованием графического редактора Corel Draw;
• рекомендации по выбору предпочтительных форм моделей одежды для типажей фигур;
• система пропорционирования для создания электронных эскизов гармоничных моделей одежды сложных форм методом одевания фотографических изображений заказчика, включающая:
■сетку пропорционирования сложных объектов на основе разработанного гармонического ряда, реализованную в программах Corel Draw и AutoCAD;
Рисунок 10 - Графическая структура проиорционируемой модели для фигуры атлетического типажа (а) и готовое изделие на заказчике (б)
• базу данных простых геометрических фигур с гармоничным соотношением параметров, представленную в СУБД Access, с возможностью автоматизированного выбора ГФ и интеграции с программами Corel Draw и AutoCAD;
• метод прогнозирования формы и особенностей модельной конструкции одежды в соответствии с формообразующими свойствами используемых материалов, определение параметров которых производится с помощью программы Excel.
Достоинство предложенной методики заключается в гармонизации внешнего облика потребителей, что способствует повышению их удовлетворенности изделиями высокого эстетического уровня.
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1. На основе анализа современного состояния процесса адресного проектирования одежды определено, что существующие методы не обеспечивают запросы современных потребителей в создании их гармоничного визуального образа.
Разработана концептуальная модель, отражающая принципы гармонизации внешнего облика потребителей при создании разнообразных моделей одежды сложных форм, реализуемые в среде САПР.
2. В результате анализа современных классификаций женских фигур выявлены наиболее часто встречающиеся типажи, определены их отличительные признаки.
Разработана комплексная классификация типажей женских фигур, характеризуемая информативным представлением графических моделей типажей, подробным структурированным описанием и наличием количественных критериев для идентификации типажа.
3. В результате исследования и анализа древнерусской системы мер (включающей набор саженей, «вавилон» русской меры и древнерусский все-мер), русской матрицы золотых пропорций и вурфных отношений, выявлен широкий комплекс пропорциональных закономерностей, базирующихся на двучленных и трехчленных иерархиях.
Впервые закономерности древнерусской системы мер применены для целей гармонизации системы «человек-костюм» с позиции архитектоники.
4. На основе системы древнерусских саженей разработаны: математическая модель и универсальный способ построения графических моделей условно-пропорциональных женских фигур для объективной идентификации типажа индивидуальной фигуры, в любом диапазоне размеро-ростов и полнотных групп.
Разработан алгоритм построения графических моделей условно-пропорциональных фигур, реализованный в среде САПР «Мт».
5. На основе системного подхода, разработаны формализованный способ представления и система кодирования геометрической структуры форм моделей одежды, которые являются основой для пропорционирования формы в целом и составляющих ее компонентов.
Разработана иерархическая классификация объемно-пространственных форм моделей сложного скульптурного построения.
6. Разработаны рекомендации по выбору предпочтительных форм и художественно-конструктивных признаков моделей одежды для наиболее часто встречающихся типажей женских фигур.
7. Анализ существующих систем пропорционирования тела человека и моделей одежды показал ограниченность их применения.
На основе исследований закономерностей «вавилона» русской меры раз-
работая гармонический числовой ряд и сетка пропорционирования, позволяющие задавать и оценивать гармоничность пропорций моделей одежды сложных форм. Подана заявка № 2011115708 на изобретение гармонического ряда.
8. На основе гармоничных закономерностей двучленных и трехчленных иерархий разработана система пропорционирования моделей одежды сложных форм. Подана заявка №2011115709 на изобретение системы пропорционирования.
9. По экспериментально выявленным закономерностям вурфных отношений, соответствующим фигуре человека, разработана база данных геометрических фигур с гармоничными параметрами для структурирования моделей одежды. Подана заявка №2011620372 на авторское свидетельство по структуре базы данных гармоничных геометрических фигур, реализованная в СУБД Access.
10. Определены параметры компонентов тектоники, наиболее важные для проектирования моделей одежды, адекватных исходному эскизу. Проведен эксперимент по выявлению взаимосвязей параметров внешнего вида моделей одежды и параметров модификации конструкций деталей с учетом формообразующих свойств материалов.
11. Разработан метод прогнозирования параметров компонентов тектоники для проектирования новых моделей одевды на основе выявленных математических и графических зависимостей системы «форма - конструкция -материал».
12. Разработана методика адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм, нацеленная на формирование гармоничного визуального внешнего облика человека. Разработаны локальные проектные решения для реализации указанной методики в режиме автоматизированного проектирования.
13. Промышленная апробация основных результатов диссертационной работы в ЗАО «Дом моды» и на предприятиях швейной отрасли (ООО «Евро-сервис» и ИП «Моисеева»), внедрение в учебный процесс МГУДТ подтверждает их актуальность и практическую значимость. Установлено, что результаты выполненного исследования имеют экономический и социальный эффект.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Способ построения условно-пропорциональных женских фигур на основе закономерностей древнерусских саженей. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. // Научный журнал «Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности». - СПб. СПГУТД- № 4, 2010. том 10. - С. 59-63. 0,68 п.л. (лично автором - 0,34 п.л.).
2. Оценка гармоничности моделей одежды сложных форм с учетом принципов архитектоники. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. // Научный журнал «Дизайн и технологии». - М: Изд-во ИИЦ МГУДТ . - № 23, 2011. - С. 63-68. 0,68 п.л. (лично автором - 0,34 пл.).
3. Тектоника моделей одежды сложных форм. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Румянцева Г.П., Евтушок В.А. // Научный журнал «Дизайн и технологии». - М: Изд-во ИИЦ МГУДТ. - № 24, 2011. - С. 30-36. 0,69 п.л. (лично автором - 0,30 п.л.).
4. Учет внешнего облика потребителей при создании сложных форм моделей одежды. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Инновации и перспективы сервиса. Сборник научных статей VI международной научно-технической конференции. Уфа: ИИЦ УГАЭС, 2009. - С. 227-230. 0,43 п.л. (лично автором -0,22 п.л.).
5. Гармонизация пропорций фигуры человека и одежды средствами древнерусской системы мер. Кривобородова Е.Ю., Хабирова K.M., Валынкина Е.А., Моисеева Ю.С. // Техника и Технология. - 2010, №3. - С. 91-93. 0,25 пл. (лично автором - 0,09 пл.).
6. Пропорциональные закономерности древнерусской системы мер в современной одежде высокой моды. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. V Московский фестиваль науки. Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Фестиваль науки». М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. - С. 15-16. 0,13 пл. (лично автором - 0,07 п.л.).
7. Estimation of proportions of clothes patterns. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. // Grand fashion: Сборник докладов международной Корейско-Российской конференции. - М.: KF&CDA. - 2011. - С. 112-113. 0,2 пл. (лично автором - 0,10 пл.).
ХАБИРОВА КЛАВДИЯ МИХАЙЛОВНА
Разработка метода адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Усл.-печ. 1,0 пл. Тираж 80 экз. Заказ № 160-11 Редакционно-издательский отдел МГУДТ 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1 Отпечатано в РИО МГУДТ
Заключение диссертация на тему "Разработка метода адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм"
Общие выводы по работе
1. На основе анализа современного состояния процесса адресного проектирования одежды определено, что существующие методы не обеспечивают запросы современных потребителей в создании их гармоничного визуального образа.
Разработана концептуальная модель, отражающая принципы гармонизации внешнего облика потребителей при создании разнообразных моделей одежды сложных форм, реализуемые в среде САПР.
2. В результате анализа современных классификаций женских фигур выявлены наиболее часто встречающиеся типажи, определены их отличительные признаки.
Разработана комплексная классификация типажей женских фигур, характеризуемая информативным представлением графических моделей типажей, подробным структурированным описанием и наличием количественных критериев для идентификации типажа.
3. В результате исследования и анализа древнерусской системы мер (включающей набор саженей, «вавилон» русской меры и древнерусский все-мер), русской матрицы золотых пропорций и вурфных отношений, выявлен широкий комплекс пропорциональных закономерностей, базирующихся на двучленных и трехчленных иерархиях.
Впервые закономерности древнерусской системы мер применены для целей гармонизации системы «человек-костюм» с позиции архитектоники.
4. На основе системы древнерусских саженей разработаны: математическая модель и универсальный способ построения графических моделей условно-пропорциональных женских фигур для объективной идентификации типажа индивидуальной фигуры, в любом диапазоне размеро-ростов и пол-нотных групп.
Разработан алгоритм построения графических моделей условно-пропорциональных фигур, реализованный в среде САПР «Julivi».
5. На основе системного подхода, разработаны формализованный способ представления и система кодирования геометрической структуры форм моделей одежды, которые являются основой для пропорционирования формы в целом и составляющих ее компонентов.
Разработана иерархическая классификация объемно-пространственных форм моделей сложного скульптурного построения.
6. Разработаны рекомендации по выбору предпочтительных форм и художественно-конструктивных признаков моделей одежды для наиболее часто встречающихся типажей женских фигур.
7. Анализ существующих систем пропорционирования тела человека и моделей одежды показал ограниченность их применения.
На основе исследований закономерностей «вавилона» русской меры разработан гармонический числовой ряд и сетка пропорционирования, позволяющие задавать и оценивать гармоничность пропорций моделей одежды сложных форм. Подана заявка № 2011115708 на изобретение гармонического ряда.
8. На основе гармоничных закономерностей двучленных и трехчленных иерархий разработана система пропорционирования моделей одежды сложных форм. Подана заявка №2011115709 на изобретение системы пропорционирования.
9. По экспериментально выявленным закономерностям вурфных отношений, соответствующим фигуре человека, разработана база данных геометрических фигур с гармоничными параметрами для структурирования моделей одежды. Подана заявка на авторское свидетельство №2011620372 по структуре базы данных гармоничных геометрических фигур, реализованная в СУБД Access.
10. Определены параметры компонентов тектоники, наиболее важные для проектирования моделей одежды, адекватных исходному эскизу. Прове-, ден эксперимент по выявлению взаимосвязей параметров внешнего вида моделей одежды и параметров модификации конструкций деталей с учетом формообразующих свойств материалов.
11. Разработан метод прогнозирования параметров компонентов тектоники для проектирования новых моделей одежды на основе выявленных математических и графических зависимостей системы «форма - конструкция- материал».
12. Разработана методика адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм, нацеленная на формирование гармоничного визуального внешнего облика человека. Разработаны локальные проектные решения для реализации указанной методики в режиме автоматизированного проектирования.
13. Промышленная апробация основных результатов диссертационной работы в ЗАО «Дом моды» и на предприятиях швейной отрасли (ООО «Ев-росервис» и ИП «Моисеева»), внедрение в учебный процесс МГУДТ подтверждает их актуальность и практическую значимость. Установлено, что результаты выполненного исследования имеют экономический и социальный эффект.
Библиография Хабирова, Клавдия Михайловна, диссертация по теме Технология швейных изделий
1. Ещенко В.Г., Булатова Е.Б. Повышение конкурентоспособности швейных предприятий на основе высоких технологий// В мире оборудования. 2007. №2.-С.10-11.
2. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в 2010 г. // Швейная промышленность. 2011, № 2. - С. 7-15.
3. Шахов А. А. Диверсификация или дифференциация?: стратегия развития российских текстильных и швейных предприятий в современных условиях // Российское предпринимательство. 2008. № 10, вып. 1. - С. 156-161.
4. Родионова Н.П Факторы повышения эффективности бизнеса предприятий швейной промышленности //Рынок легкой промышленности. 2006. №46.
5. Рымар Е.В., Нагорная З.Е. Оптимизация процедуры приема индивидуальных заказов на пошив одежды. // Швейная промышленность. 2007. №4. — С. 50-51.
6. Кривобородова Е.Ю. Разработка методологии адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий: Дисс. . докт. техн. наук. М., 2005. 358с.
7. Акимочкина И.М. Разработка метода автоматизированного проектирования разверток объемно-пространственных форм моделей одежды с учетом адресных принципов: Дисс. . канд. техн. наук. М.,2007. 279с.
8. Коблякова Е.Б. Разработка основ проектирования рациональных размеров и формы одежды: Дис. докт. техн .наук. М., — 541 с.
9. Коблякова Е., Кривобородова Е. Принципы адресной ориентации // В мире оборудования. -2005. Ш.-С. 26-27.
10. Волкова Е.К. Исследование и разработка методики построения интегрированной системы "адресного" автоматизированного проектирования одежды: Дисс. . канд. техн. наук. М., 1998. -291с.
11. Юдина Е.О. Особенности маркетингового обоснования инновационных проектов в швейной промышленности // Швейная промышленность 2003.1705. С.30-32
12. Шершнева JT.П., Гордеева Т.А., Скрыльникова О.А. К вопросу имиджело-гии в швейном производстве. // Швейная промышленность. 2006. № 4. -С. 37-39.
13. Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды: Дисс. . докт. техн. наук. М., 2004.-413 с.
14. Ло, Ю. В.Е. Кузьмичев Конструктивное обоснование получения объемно-пространственной формы одежды // Швейная промышленность. 2010. № 4. - С. 40-43.
15. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: Ап Introduction. 8-е изд. -М.: Вильяме, 2007. -832 с.
16. Кривобородова Е.Ю. Методология адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий: Монография. М.: ИИЦ МГУДТ, 2007. - 264 с.
17. Упине А.М. Проблемы имиджа в контексте дизайна костюма. // Швейная промышленность. 2006. № 5. - С. 45-47.
18. Савельева И.Н. Некоторые творческие аспекты структуры процесса создания имиджа-образа. // Швейная промышленность. 2007. № 2. - С. 33-35.
19. Бочкарева В.Е. Шьем для женщин. Любые выкройки на любую фигуру. -М.: РИПОЛ классик, 2007. 608 с.
20. Красникова-Аксенова Л.Я. Крой без тайн любой одежды методом «ЛЮ-БАК'С». М.: «Авторская школа «ЛЮБАКЛС», 2000. - 530с.
21. Шершнева Л.П., ЛарькинаЛ.В. Теория и практика: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФА, 2006. - 288 с.
22. Шершнева Л.П Методологические основы автоматизированного проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам: Дисс. . докт. техн. наук. М., 1991. 322 с.
23. Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды: Автореферат дис. . докт. техн. наук. М., 2004.171
24. Савельева Н.Ю. Совершенствование методов автоматизированного проектирования на индивидуального потребителя: Дисс. . канд. техн. наук, Шахты, 1996.-182 с.
25. Тихонова Т.П. Разработка технологии унификации элементов конструкции опорной поверхности женской плечевой одежды: Дисс. . канд. техн. наук, М., 1989.-279 с.
26. Коблякова Е.Б. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии. М., 2001. 287 с.
27. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. , Иевлева Р.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Учебник для вузов под ред. Е.Б.Кобляковой М: ИИЦ МГУДТ, 2005.
28. Акимочкина И.М., Кривобородова Е.Ю. Экспертная система выбора предпочтительных моделей одежды для формирования гармоничного внешнего образа индивидуальных потребителей. // Швейная промышленность. -2007, № 2. С. 35-38.
29. Кривобородова Е.Ю., Акимочкина И.М., Гетманцева В.В. Экспертная система выбора предпочтительных моделей одежды (с учетом внешнего облика индивидуальных потребителей). Методические указания. — М.: МГУДТ, 2006. 22 с.
30. Единый метод конструирования женской одежды, изготовленной по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Часть 2.-М.: ЦБНТИ, 1989. 189 с.
31. Коблякова Е.Б., Иевлева Г.О., Романов Б.Е. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. / Учебник для вузов. М., Легпромбытиздат, 1988. -464 с.
32. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. М., Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 208 с.
33. Рогожин А.Ю., Иевлева Р.В., Кривобородова Е.Ю., Гусева М.А., Петросо172ва И.А. Практикум по размерной антропологии и биомеханике. Учебное пособие для вузов М.: ИИЦ МГУДТ, 2010.- 159 с.
34. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.
35. Афанасьева Н.В. Разработка информационного обеспечения визуальных образов систем "женская фигура-модель пальто": Автореферат дис. . канд. техн. наук. Иваново, 2007. 19 с.
36. Куренова C.B., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
37. Агапова Ю.И., Кривобородова Е.Ю. Создание эскизов женской одежды в соответствии с законами художественного проектирования. // В мире оборудования, ЛегПромБизнес. 2004, № 10. - С. 12-14.
38. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Учет внешнего облика потребителей при создании сложных форм моделей одежды. Инновации и перспективы сервиса. Сборник научных статей VI международной научно-технической конференции. Уфа.: ИИЦ УГАЭС, 2009. - С. 227-230.
39. Кривобородова Е.Ю., Хабирова K.M., Валынкина Е.А., Моисеева Ю.С. Гармонизация пропорций фигуры человека и одежды средствами древнерусской системы мер. // Техника и Технология. — 2010, №3. С. 91-93.
40. ГОСТ 17522-72. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. Сборник. М.: Изд-во стандартов, 1984.-384 с.
41. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. М.: ОАО «ЦНИИШП», 2003. - 107 с.
42. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник для вузов. М., «Триада плюс», 2002.-312 с.
43. Маркелова И.Д. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме: Автореферат дисс. . канд. техн. наук. М., 2005. 16 с.
44. Петушкова Г.И. Архитектоника объемных форм. / Конспект лекций. М.: МТИ, 1983.-48 с.
45. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина A.A. Архитектоника объемных форм: учеб. пособие Владивосток: ИИЦ ВГУЭС, 2005. - 100 с.
46. Степанов A.B. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов. / A.B. Степанов, В.И.Малыгин, Г.И.Иванова и др. М.: Архитектура-С,. 2004. -256 с.
47. Пономарев В.А. Архитектурное конструирование: учеб. М.: Архитектура-С, 2008. - 736 с.
48. Раздомахин H.H. Проект дизайнера одежды и обеспечение качества продукции // Швейная промышленность. 2003. № 4. — С. 22-23.
49. Фот Ж.А. Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры: Дисс. . канд. техн. наук. Омск, 2008. 161 с.
50. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя. М: Издательский центр «Академия», 2004. - 120 с.
51. Медведева Т.В., Таран А.Н. Способ Медведевой-Таран разработки предпочтительных модельных конструкций женской одежды. Патент РФ №2225698 С1., 2002.-20 с.
52. Кривобородова Е.Ю., Гетманцева В.В. Создание электронных эскизов моделей одежды (с учетов внешнего облика индивидуальных потребителей): методические указания к выполнению лабораторных, курсовых и дипломных работ. М.: ИИЦ МГУДТ, 2007 - 36 с.
53. Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды. М.: Легкая индустрия, 1968. - 220 с.
54. Матузова Е. М., Соколова Р.И., Гончарук Н. С. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.-224 с.
55. Козлова Т.В. Основы моделирования и художественного оформления одежды: Учебник для сред. спец. учеб. Заведений легкой промышленности / Т.В. Козлова, Л.Б. Рытвинская, З.Н. Тимашева. М.: Легкая индустрия, 1979.174
56. Фалько Л.Ю., Кравцова Т.А., Лукашева И.А Художественное конструирование одежды: Конспект лекций. Владивосток: Изд-во ВГУиЭС, 1999. -104 с.
57. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. 416 с.
58. Каракова Т.В., Сабило. Н.И. Принципы структурного формообразования в дизайне костюма. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Изд-во: Самарский научный центр РАН. 2009, том 11, № 4. — С. 272-276.
59. Бутко Т.В., Гусева М.А. Разработка художественно-конструкторской характеристики модели. Определение параметров конструкторского моделирования. Методическое пособие. -М.: ИИЦ МГУДТ, 2009. 49 с.
60. Колпинская А.Н., Гетманцева В.В. Классификация геометрических объемных форм женской одежды // Швейная промышленность. 2008. №6. — С. 35-36.
61. Нижибицкий О.В. Техническая эстетика /У В мире оборудования. — 2003. №7. С. 28-29.
62. Мартынова А.И, Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды: Учебное пособие для вузов. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. - 216 с.
63. Бузов Б. А. Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Б.А. Бузова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 448 с.
64. Козловский Д. А. Разработка методов оценки жесткости льняных тканей при изгибе: Автореферат дис. . канд. техн. наук. Кострома, 2006. 16 с.
65. Морилова Л.В. Разработка методов оценки и прогнозирования изменений линейных размеров льняных тканей в деталях одежды косого кроя: Автореферат дис. канд.техн.наук. Кострома, 2008. 15 с.175
66. Юсеф Н. Разработка метода проектирования пространственной поверхности деталей швейных изделий на основе изучения процесса технологической посадки материала: Автореферат дис. . канд. техн. наук. Киев, 1995. — 26 с.
67. Смирнов A.B. Новые методы исследования драпируемости на примере льняных тканей: Дисс. . канд. техн. наук. Кострома, 2001. 196 с.
68. Мальцев С.А. Влияние свойств ткани на выбор конструкции изделия. // «Швейная промышленность». 2000. № 4. - С. 18-20.
69. Немирова Л.Ф. Разработка метода автоматизированного подбора материалов для одежды: Автореферат дисс. . канд. техн. наук. М., 1993. 40 с.
70. Горелова А.Е. Совершенствование способов формообразования и формо-закрепления деталей стана плечевых швейных изделий: Автореферат дис. . канд. техн. наук: Иваново, 2006. — 20с.
71. Паченцева С.Г. Разработка и исследование методики проектирования одежды с объемными материалами: Автореферат дис. . канд. техн. наук. Шахты, 2005. 21 с.
72. Щербакова Н.И. Разработка экспресс-методов оценки технологических показателей качества одёжных тканей: Автореферат дис. . канд. техн. наук. М, 2008. 16 с.
73. Жихарев А.П., Смирнова H.A., Иванова О.В. Проектирование швейных изделий с ниспадающими складками. // Швейная промышленность. 2008. №4.-С. 31-32.
74. Иванова О. В. Разработка методов оценки и прогнозирования драпируемости тканей: Автореферат дис. . канд. техн. наук. Кострома, 2008. 16 с.
75. Петрова Е.С. Разработка технологии рационального конфекционирования тканей при проектировании однослойной одежды: Автореферат дис. . канд. техн. наук. М., 2006. — 17 с.
76. Скрипченко А.Г. Исследование технологической посадки деталей швейных изделий в зависимости от драпировочной способности ткани: Дис. . канд. техн. наук. Кишинев, 2004. — 236 с.176
77. Новикова A.B. Совершенствование процесса проектирования плотнообле-гающей одежды на основе исследования свойств высокоэластичных материалов: Автореферат дис. . канд. техн. наук: С-Пб, 2009. 18 с.
78. Сырейщикова O.A. Разработка принципов проектирования женского платья с элементами ломаных форм: Дисс. . канд. техн. наук. М., 1996. 255 с.
79. Беляева С.А. Совершенствование проектирования изделий, исследование свойств материалов. М., Легпромбытиздат,1990. — 40 с.
80. Бузов Б.А., Жихарев А.Н., Немирова Л.Ф. Разработка системы автоматизированного выбора материалов для швейных изделий. // «Швейная промышленность». 1992. № 6. - С. 24 - 25.
81. Бузов Б. А. Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б. А. Бузов, Н. Д. Алымен-кова, Д. Г. Петропавловский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -416 с.
82. Савостицкий H.A., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. / Учебное пособие. М., Академия, 2001. - 240 с.
83. Алыменкова Н.Д. Ассортимент плательных материалов. / Учебное пособие. М., 2002. - 48 с.
84. Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. Русская матрица основа золотых пропорций. -М.: Белые альвы, 1998. - 144 с.
85. Черняев А.Ф. Основы русской геометрии. М., 2004. - 422 с.
86. Пилецкий A.A. Система размеров и их отношений в древнерусской архитектуре. Сборник. Естественнонаучные знания в Древней Руси. — М.: Наука, 1980.
87. Беляев Г.Н. О древних и нынешних русских мерах протяжения и веса177нал «Дизайн и технологии». М: ИИЦ МГУДТ . - 2011. № 23, том 10. -С. 59-63.
88. Кривобородова Е. Ю. Автоматизированное проектирование моделей одежды. Методическое пособие М.: ИИЦ МГУДТ. 2007 - 51 с.
89. Патент РФ №2211652. Кривобородова Е.Ю., Покровская О.В. «Способ бесконтактного измерения внешней формы тела человека». 2003. Бюл.225.
90. Махоткина Л.Ю., Коваленко Ю.А., Хасанова Д.Р. Особенности конструирования и моделирования женской одежды с отклонениями от типового телосложения: учебное пособие. Казань: Издательство Казан, гос. технол. ун-та, 2008. - 80 с.
91. Петрова Е.А, Коробцева H.A. Презентация внешности или фигура в одежде и без / Сестры Сорины. М.: Гном-Пресс. 1998. - 219 с.
92. Короткова Е. И. Легкая женская одежда. М., Легкая индустрия. 1971. — 244 с.
93. Фалько Л.Ю. Индивидуальный стиль в одежде: Конспект лекций Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. - 137 с.
94. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.: Академия моды, 1996. - 117 с.
95. Заявка на патент РФ № 2011115708 от 15.07.2010г. Кривобородова Е.Ю., Черняева A.A. Способ разработки силуэтного решения для индивидуального потребителя.
96. Заявка на патент РФ № 2011115708 от 21.04.2011г. Кривобородова Е.Ю., Хабирова K.M. Способ построения сетки пропорционирования.
97. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учеб. пособие. М.: ИРПО: Издательский центр "Академия", 2002. - 528 с.
98. Старик Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов. / Учеб пособие. -М. ЗАО "Финстатинформ", 2001. 131с.
-
Похожие работы
- Разработка метода автоматизированного проектирования разверток объемно-пространственных форм моделей одежды с учетом адресных принципов
- Разработка методов эргономического проектирования мобильной формы и конструкции социально-ориентированной одежды для женщин, ожидающих ребенка
- Разработка исходной информации для формирования рационального гардероба и ассортимента детской одежды для школьников
- Разработка методологии адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий
- Разработка параметрического метода 3-D моделирования женских поясных изделий
-
- Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
- Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья
- Технология текстильных материалов
- Технология швейных изделий
- Технология кожи и меха
- Технология обувных и кожевенно-галантерейных изделий
- Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви
- Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности