автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Принципы проектирования центров народных художественных промыслов
Автореферат диссертации по теме "Принципы проектирования центров народных художественных промыслов"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-4 СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ХЕРУВИМОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА
Принципы проектирования центров народных художественных промыслов
18.00.04. - Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура и планировка сельскохозяйственных населенных мест
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Санкт-Петербург - 1996
Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.
Научный руководитель Официальные оппоненты
- кандидат архитектуры, профессор Барсова И. В.
- член-корр. РААСН доктор архитектуры, профессор Курбатов Ю. И.
- кандидат архитектуры Жуйков В. а
Ведущая организация - НИИП Градостроительства
(Санкт-Петербург)
Защита состоится 5 УНОМ_ 1995г. в /(час, на
заседании диссертационного Совета Д-063.31.02 при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 198005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, дом 4, ауд. БОБА.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета
Автореферат разослан
5
1995г.
Ученый секретарь диссертационного^^* совета, кандидат архитектур^^ЗщрС
тН. Королев
"...от отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - ото долг, счастливая и , радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины".
Академик Л. С. Лихачев*
Народное искусство - это составная часть культуры страны, впитываюшдя в себя все накопленное историей народа, отражающее интересы и заботы настоящего времени, мечтой устремленное в будущее.
Народные художественные промыслы - неотъемлемая составная часть народного искусства и творчества, уходящая своей историей и традициями в глубь веков, отражающая особенности художественного восприятия окружающего мира. Материальному выражению творческого восприятия истории, природы, быта, фантазии и мечты испокон веков человек отдавал свой досуг, время, а порой это становилось главным в его жизни, его профессией. Так рождались народные промыслы, центры которых формировались во многих точках нашей страны.
Развитию ремесел и, вместе с ними, народных художественных промыслов обществом и руководством государства, как в дореволюционное время, так и в последующие десятилетия уделялось немалое внимание. Это нашло отражение во многих документах, вплоть до специального Указа Президента Российской Федерации (1994г.) "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов".
В связи с реализуемым ныне реформированием социального уклада жизни общества, которое неизбежно сопровождается и градостроительным преобразованием, в том числе и сельских поселений, появляются возможности расиирения функций центров народ-
* 1.1 А. Некрасова Народное искусство как часть культуры. М.: "Изобр. иск. 1983. - с. б.
ных художественных промыслов, усиление их градоформирующей роди как в городе, так и в сельской местности.
Центры художественных промыслов должны выполнять не толь-га производственные и торговые функции, но и учебные, научно-исследовательские, культурно-просветительские - музейные, Еыставочно-ярмарочные, туристические. Такие центры могут входить в зоны архитектурно-исторических и природно-ландшафтных заповедников или являться ядром организуемых вокруг них вапо-ведних или рекреационных зон.
Раввитие многофункциональных центров народных промыслов может содействовать решению многогранных задач: повышению культуры народа, его нравственного уровня, придания отдыху людей познавательного аспекта и, одновременно, обеспечению трудоэанятости населения, повышению профессионализма мастеров промыслов, увеличению выпуска продукции и т. д.
Проектирование центров народных художественных промыслов должно строиться на базе определенных принципов, учитывающих многофункциональность и разнообразие типов центров, их место и роль в градостроительной и природно-ландшафтной ситуации»; условия функционирования промыслов.
В настоящее время сложилась практика проектирования центров промыслов, в которых разрабатывается лишь производственная зона. Проектирование ведется по нормативным документам для промышленных объектов, без учета специфических особенностей функционирования промысла как художественно-творческого процесса Полностью остаются вне разработки все остальные боны промысла, игнорируются архитектур. но-пространсгвенная и функционально-планировочная среда объекта.
Натурное обследование объектов НХП и анализ проектных материалов убеждают в том, что отсутствие типологии объектов, принципов их проектирования, специальных нормативных документов, шаблонный взгляд и подход к проектированию даже чисто производственных объектов, учебных помещений, приводит к созданию функционально малопригодных к нормальной эксплуатации сооружений.
Проводимые в стране научно-практические исследования по народным художественным промыслам, как ранее, так и ныне, посвящены искусствоведческим, историческим, социальным и эко-
номическим вопросам. Градостроительные аспекты проблемы проектирования центров промыслов практически не рассматривались.
Изученность проблемы. Практической и теоретической базой исследования явились:
- изучение эволюционного развития народных промыслов на территории России, их размещения, форм функционирования, характера производственной деятельности по материалам фундаментальных исследований а области истории народных художественных промыслов, искусства и культуры: Алиханова Р. А., Арбата 5й А. , Ашаршой Н. А. , Баклановой а Б., Барадулина Е А., Бардиной Р. А., Белогорской Р. К , Беслеевой Л. И. , Богуславской Я Я., Василенко К М. , Виппера Б. Р., Воронова В. С., Гамзатовой Е Р. , Грабаря И. Э. , Гуляева В. А., Дайн Г. Л., Дурасова Г. Л., Канцедикаеа А. С., Каллан Е И., Кильчев-ской Э. Е , Крестьянииовой Л Ф., Маркграфа О. В. ■ Моисеен-ко Е. Ю., де ЪЬраяа А. , Некрасовой М. А., Оршанского Л. Г., Пира-лова А. С., Поповой 0. С., Пругавина В. С., Разиной Т. М., Рон-дели Л. Д., Рыбакова Б. А., Семеновой Т. С., Темерина С. М., ^гте-евой Е А. , Черепахиной А. Е , !йефова А. Е , Шиллинга Е. М.
- исследования, посвященные экономическим проблемам развития художественных промыслов и художественной промышленности: Ковригиной Е М., Куренковой 3. № и экономического отдела НЮОТ1
- материалы ведущих научно-исследовательсгах и проектных организаций, занимающихся проектированием объектов народных художественных промыслов: ЦНИИПградостроительства Граж-данстроя, ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов, специализированного проектного бюро управления худо-яйственных промыслов Горьковской области, проектных бюро при управлении местной промышленности Ленинградской области, министерстве местной промышленности Дагестана, СевкавЗНИ-ИЭПсельстроя и Росгипроместпрома, научно-исследовательского института художественной промышленности (НЮМ1, г. Москяа), его филиала в Махачкале;
- материалы натурных обследований действующих центров промыслов на территории России и ?а рубежи: Сэрги-ев-Посалский центр художественной обработки дерева, Богородский промысел художественной-резьбы по дереву, Нижнетагильский промысел художественной росписи подносов, Куба-
чкнский промысел художественной обработки металла, Унцу-кульский промысел художественной обработки дерева, Бал-харский промысел художественной керамики, ковровые промысла Дагестана (Дербент, Хив, Куыук, Хучни), промыслы художественного вязания Кабардино-Балкарии, Уральские промыслы художественной обработки камня (Кунгур, Екатеринбург), центры художественных промыслов Ленинградской области (Кингисепп, Любань, Кириии, Ваганово, Волхов), станица Раэдорская Ростовской области; "Ииттала-центр" - художественная обработка стекла, Финляндия; Клокаргорден - "Усадьба пономаря" -в Швеции; ремесленный центр на Мальте; центр художественной керамики в Копенгагене;
-фундаментальные исследования в области градостроительства и ландшафтной архитектуры: Барсовой И. К , Блохи-на В. Е , Бунина А. В., Вергунова А. П., Залесской Л С., Иконникова А. Е , Кудрявцева А. 0., Курбатова КХ И., Лаврова Е А., Лунца Я Б.. Маханько К А., Микулиной Е. М., Пронина Е. С., Ранинского Ю В., Саваренской Г. Ф., Саймондса Дне. О., Сычевой А. Е , Ушакова Ю. С., Хромова Ю. Б. , Яргиной 3. Е
- исследования й области архитектуры и градостроительства рекреационных и культурных объектов и территорий: Гуво-вой Г. М., Есаулова Г. К , Заикина Г. С., Зелекиной Н. М., Лобанова 1й Н , Маковецкого И. Е , Ополовникова А. Ы., Орлова М. А., Ре~ вякина Е Ы., Грушшьша Е. К.
- работы, посвященные вопросам эстетики и благоустройства производственных объектов: Блохина Е Е, Болотова Ы. Е, Иванова А. Е , Илгунаса А. 1й , Илгунас М. А., Лейкина Д. К., Новикова В. А. , Рудницкого А. И., Рыгалова В. А., Яковлеваса-Матец-киса К.М. -
Предмет исследования и осшвлыэ объекты доследования:
Предметом исследования является функционально-планировочная структура центров народных художественных промыслов в ее взаимосвязи с градостроительной и ландшафтной средой
Основными объектами исследований выбраны исторически сложившиеся традиционные центры и современные предприятия народных художественных промыслов Северо-Кавкааского, Северо-Западного (Ленинградская область) и Уральского (Свердловская область) регионов.
Цель иссдедовагагя: Разработка функционально-планировочной типологии центров народных художественных промыслов и принципов их проектирования.
Основные задачи- В соответствии с целью настоящего исследования рассматриваются следующие задачи:
- выявление исторически сложившихся и складывающихся в настоящее время особенностей функционирования художественных промыслов, определение их градофоршруюш,ей роли я места в экономической, социальной и культурной жизни народа;
- изучение факторов, злиякщх на функционально планировочную структуру центров промыслов различных типов;
- определение значения и места народных художественных промыслов как градоформирующего фактора в городских и сельских поселениях разной величины (крупных, больших, средних, малых);
- разработка функционально-планировочной типологии центров художественных промыслов;
- моделирование структуры центров;
- разработка основных рекомендаций по проектированию центров промыслов разных типов;
- экспериментальное проектирование на базе выработанных рекомендаций.
Границы исследования. Исследование ограничивается вопросами: Градостроительные факторы размещения и функциониро^ вания центров НХП; определение основных позиций функционально-планировочных и ландшафтных решений.
Вопросы объемного и ландшафтно-дендрологического проектирования объектов НХП рассматриваются лишь в частных случаях, так как они могут явиться самостоятельным научным исследованием.
Методика нследовалия. Используется системный подход -от изучения и обобщения практики к теоретическому и графическому моделированию, к разработке рекомендаций и экспериментальному проектированию. Изучение литературных, истори-ко-архивных, проектных и'документальных.материалов по градостроительной практике размещения и функционирования центров промыслов дополнено натурным обследованием значительного числа объектов НХП и пилотажным анкетированием мастеров ряда промыслов. Выработанные на основэ сравнительного анализа ре-
- в -
комендации использовались к проверялись в экспериментальных проектах.
Структура исследоваши. Диссертационное исследование состоит из трех глав. В первой главе обобщено изучение истории развития центров народных художественных промыслов, определены основные экономические, социальные и культурные функции современны;: промыслов, установлены формы и характер производственной деятельности промыслов, освещена зарубежная практика функционирования промыслов. Глава вторая посвящена комплексном/ градостроительному анализу современных центров художественных промыслов < региональное и отраслевое размещение центров на территории России: анализ функционально-планировочных решений центров и их объектов); дана характеристика факторов психологического воздействия среды Функционирования промыслов. В главе третьей изложены функционально-планировочная типология и основы проектирования центров, предлагаемые автором, приведены материалы экспериментального проектирования.
Научная и практическая новизна исследования заключается в разработке функционально-планировочной типологии центров и их структурного состава, теоретических основ принципов проектирования центров художественных промыслов, на основе которых могут быть выработаны основные нормативные рекомендации и положения. Ранее эта работа вообще не была проведена.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
- установленные особенности архитектурно- и функционально-планировочных решений центров промыслов;
- функционально-планировочная типология центров народных художественных промыслов и номенклатура входящих в состав центров зон и объектов;
- основные принципы и рекомендации к проектированию центров художественных промыслов разных типов;
- графо-аналитическое моделирование центров;
- экспериментальное проектирование центров-комплексов;
- схемы регионального и отраслевого размещения центров НХП на территории России.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные пололения и результаты исследования доложены на научно- технических конференциях РИСИ (1982-1987Г. г.), на науч-
но-практической конференции СевкавЗНИИЭПсельстроя (Ростов-на-Дону, 1983г.), Региональной научно-практической конференции "Искусство народных художественных промыслов Северного Кавказа: вопросы историк и современного развития" (г.Махачкала, 1986г.), Ростовской областной научно-технической конференции (1938г.), Всероссийской школе-семинаре "Лаковая миниатюра и художественная роспись подносов (НИЮШ), Нижний Тагил, 1988г.), научной конференции "Художественный металл Урала XVIII-XX веков" (Свердловск, 1990г.), научных конференциях ЛИСИ (1988-90г. г.), научно-техничеких конференциях Ростовского архитектурного института (1989-93г. г.), научной конференции "Народная культура как средство развития духовной личности" (Пенза, 1994г.).
Основные положения и результаты исследования были доложены на заседании Национального координационного совета по НХП Министерства культуры РФ (Москва, 1992г.) и на совещании Госкомитета вые пего образования РФ "Народная художественная культура в проблемах знания, образования, творческой практики и производства" (Ижевск, 1994г.) и представлены на выставке Государственного комитета РФ по высшей школе "Достижения высшей школы - 94" (Москва, 1995г.).
Основные результаты и выводы диссертации внедрены: в экспериментальном проекте планировки центра-комплекса Нижнетагильского подносного промысла (справка от 4.10.90 N 124); проекте реконструкции цеха художественных промыслов Пятигорской сувенирной фабрики (справки от 19.01.8 N13-187 и от 23. 08. gi N 13-1664); в хоздоговорные научные теш "Охранные зоны памятников истории и культуры Ленинградской области" (х/д N 515, 1990г., ЛИСИ); -"Научно-исследовательские разработки открытой экспозиции Раздорского Государственного этнографического музея-заповедника на острове Поречный в ст. Раздорской Ростовской области" (х/д N 9/92, 1992г., РАИ, акт-внедрения N 13/557 от 30.12.94); научно-технические отчеты по программе ГКВО РФ "Народная художественная культура за 1993 и 1994 г. г. (акт-внедрения N 23-5717 от 01.12.94); в дипломном и курсовой проектировании в ЛИСИ (1988-1990г. г.); в Ростовском архитектурном институте (1909-95г. г.), в ШСИ (1984-88г. г.).
Состав и объем работы; диссертация состоит из двух томов. Первый том Еключает введение, три глаЕЫ, общие выводы и река-
мендации (общим объемом 207 страниц), 39 иллюстративных таблиц, 21 текстовая таблица, список литературы в количестве 162 наименований. Второй том - приложения.
КРАТКОЕ СОДЕРЙАНИЕ
Истоки народного искусства берут свое начало в глубокой древности. В изготовление предметов быта,охоты, для ведения войн, вкладывается стремление человека придать им красивый вид, форму, внести украшения. Решение утилитарных задач сочеталось с отражением религиозных взглядов и всегда проявляло авторское ощущение красоты.
Издревле занимались на Руси обработкой металла: художественное литье (золото, серебро, бронза) - начиная с VI века, ковка, чернь и' гравировка - с X века, скань (филигрань), эмали - Х-Х1 века, литье из чугуна - XV век. В средневековье обработка металла становится самостоятельным ремеслом, часто, с производителями, для которых оно является основным родом деятельности. Происходит территориальная концентрация ремесленников в определенных населенных пунктах или частях городов (слободы ремесленников). Бурно развивается гончарное производство, формируются крупные поселения гончаров, активное развитие получают мастерские камнерезов, литейшиков, ювелиров, эмальеров, иконописцев, косторезов, в основном размещавшиеся в городах. На селе, в поместьях землевладельцев и в монастырях, расширяется ремесленничество злагошвей, вышивальщиц, художественного ткачества. Развитие промыслов в некоторых городах иреврашдет последних в ремесленные и торговые центры (например, Новгород), становящиеся распространителями прикладного искусства. В XV-XVI веках растут посады - поседения ремесленников и купцов. Растет художественная роль Пскова с его развитыми ремеслами литейщиков, гончаров, Серебрянников. Формируются художественные мастерские Строгановых в Сольвычегодске и многие другие.
Позле, в ХУШ-Х1Х веках, формируются многочисленные гончарные промыслы, широкое распространение получает производство майоликовой фигурной посуды. С Гжелью связывают рождение и развитие русской керамики. Развиваются промыслы глиняной игрушки: Дымково, Фидимоново, Каргополь, Грине во, Аба-шево и другие.
Развивается ручное ткачество, вышивальные и кружевные промыслы, ручное ковроткачества, художественная обработка дерева (Сергиев Посад, Богородское, Хохлома, Городец, северные губернии России). С XVIII века развивается промысел лаковой росписи (Федоскино, Жостово, Нижний Тагил, Невьянск).
Происхождение кустарных художественных промыслов неоднородно, они берут свое начало от: •
- городских ремесел (великоустюжское чернение серебра, нижнетагильский подносный промысел, каслинское литье и т.д.);
- деревенских ремесел (набойса на ткани в Московской губернии, обработка дерева в Архангельской, Олонецкой, Вологодской и других губерниях, гончарство в Новгородской, Вятской, Тверской, Тульской и других губерниях, кружевопле-тение в Вологодской, Санкт-Петербургской (Кяриши), Рязанской
И ДРУГИХ);
- ремесел помещичьих и монастырских мастерских (Мстерская вышивка, золотошвейное ремесло);
- бытового крестьянского искусства (ткачество, вышивка, гончарное дело - повсеместно);
- иконописных мастерских (с.Палех).
Конец XIX - начало XX века, вплоть до конца 20-х годов характеризуются подъемом развития народных промыслов. Гак, организовавшаяся в 1924г. "Артель древней живописи" в Палехе в составе семи живописцев, к 1929 году насчитывала 22 работника, в то же время организуются крупные артели в строчевышивальном промысле в Нижегородской губернии (Елецкое товарищество кру-жеаного производства, Мстёрские гладошзейки во Владимирской губернии и многие другие).
Период коллективизации и индустриализации страны отнюдь ие являлся лучшим в истории развития народных промыслов, В это время отмечается спад в развитии промыслов, связанный с резким уменьшением численности сельского населения, переходом к промышленному производству, ограничениям возможностей индивидуальной и артельной трудовой деятельности.
В послевоенные годы внимание к художественным промыслам вновь усилилось, что привело к возрождению сгаоих промыслов, их развитию и повышению художественного уровня продукции. Народные промыслы Богородского, Хохломы, Палеха, Хочуя и Тагила, Кубачей к Балхар завоевывают международное признание я
выходят на мировой рынок.
В последующие десятилетия, вплоть до середины семидесятых годов, состояние промыслового производства, его экономическая эффективность сохранялись примернс на одном уровне. Затем новый подъем, который характеризуется увеличением выпуска художественных изделий с 1975г. по 1990г. более, чем в полтора раза (с 395 млн. до 637 млн. руб.). Однако, реальные современные экономические и социальные условия функционирования народных художественных промыслов свидетельствуют о далеко не благополучном положении в этой области. В одних случаях происходит дробление сложившихся коллективов мастеров на отдельные группы по 2-3 художника (Палех), в других - переформирование производства только на выпуск пользующейся спросом, но низкого художественного уровня продукции, появление изделий, являющихся подделкой под известные образцы традиционных промыслов, (под "хохломскую" или "городецкую" роспись и др. ).
Изучение истории развития и современного состояния НХП в России и за ее пределами (в числе последних отдельные центры Швеции, Финляндии, Мальты, Мексики, Мали - натурным ознакомлением или по литературным источникам) позволяют выявить следующие типологические признаки (основные функции) современных народных художественных промыслов:
- прокзводотив»цшэ - выпуск художественной продукции на государственных и акционированных предприятиях (объединениях, комбинатах, фабриках, цехах); то же подсобными промыслами (кооперативами, артелями, надомничеством, индивидуальной трудовой деятельностью);
- учебиыа - обеспечение профессиональной подготовки кадров (училища, вколи, курсы, кружки, наставничество);
- методические и научто-исследовательские - разработка обучающих и совершенствующих производство л творческий процесс мастеров методов, информационных и научных материалов;
- соцмшшмсь-пядофорюфугшгиэ - обеспечение трудозаня-тоети населения, вовлечение в трудовую деятельность свободных (особенно женских) рабочих рук путем формирования многофункциональных центров НХП;
- кулм ур1к»-пропагаз[деллгаша - возбуждение интереса к предметам искусства и их творцам, истории промыслов путем
- и -
развития музеев, выставок, туризма:
- торговые - продажа продукции 1Ш1 в специализированных магазинах и других торговых объектах, на целевых ярмарках и аукционах.
Следует отметить, что если производственная функция свойственна всем промыслам, учебная - части из них (учебные заведения работают, например, при Богородском, Нижнетагильском, Палехском, Кубачинском и др. промыслах), то другие функции реализуютя в малой степени: научные учреждения представлены лишь научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП), пере.тараюцим сейчас нелучшие времена; экспозиции НХП представлены только частично в историко-краеведческих и художественных музеях в местах нахождения промыслов или же только в ассортиментных кабинетах при производствах. Открыт единственный музей декоративно-прикладного искусства народов России в Москве. Демонстрация определенных форм народного промыслового творчества осуществляется в историко-этнографичееких музеях-заповедниках, этнографических парках, музеях под открытым небом. На территории России их очень мало ("Забайкалье" вблизи г.Улан-Удз, "Коломенское" Моск. обл., станица Раздорская, Ростовск. обл.). Б ближнем зарубежье подобные функционируют в Таллинне, Риге, Львове, Киеве ("Древний Киев"). В целом ху-цояественно-промысловое творчество представлено в музеях страны крайне мало в связи с нехваткой специализированных экспозиционных плошадей. Значительную роль в выполнении этой функции может играть включение центров НХП в сеть туризма, разработка тематических специализированных туристских маршрутов республиканского и региональных уровней.
Анализ исторических примеров и выполненное натурное обследование позволяют обнаружить широкое разнообразие типов центров промыслов, определяемое набором функций, выполняемых тем или иным центром НХП, градостроительными условиями их размещения. Последнее обстоятельство свидетельствуем о необходимости разработки функционально-плаяирортшой типологии центров НХП, которая должна определять целевые задачи проектирования соответствующих центров. Описание предлагаемой типологии приводится ниже.
Составленные нами схемы дислокации на территории России
исторически сложившихся центров и современных предприятий НХП, позволяют выявить зоны концентрации, зоны дисперсного, локального и одноотраслевого (в том числе кустового) или многоотраслевого их расположения.
Расположение центров НХП связано с системой расселения страны, с особенностями социально-исторических условий развития населенных мест и конкретным природно-географическим положением.
Анализ проектных решений и натурное обследование многих центров НХП позволяют сделать следующие выводы:
- проекты развития и реконструкции населенных мест, как правило не учитывают наличие промыслов;
- функционально-планировочные решения объектов не учитывают творческого характера производственной деятельности промыслов, многопрофильность сути функционирования современных центров НХП;
- объемно-композиционные и функционально-планировочные решения объектов примитивны, не обеспечивают необходимую их гибкость;
- архитектурный облик запроектированных и построенных современных производственных объектов характерен для типовой промышленной архитектуры и не отражает художественно-творческой сущности промыслов;
- специальная нормативная документация и рекомендации для проектирования центров и объектов НХП полностью отсутствует.
Изучение архитектурно-пространственной дислокации, при-родно-ландшафтного потенциала, этнографии, быта, характера и форм производственной деятельности подтверждают, с одной стороны, жизнеспособность НХП в дальнейшей градоформирующей деятельности, с другой - отсутствие основополагающих принципов проектирования комплексов в соответствии с современными требованиями градостроительства
Комплексный градостроительный анализ приводит к выводу о том, что населенные места с действующим народным художественным промыслом представляют собой особые градостроительные объекты, специфика которых при проектировании должна учитывать следующие главные требования:
- сохранение культурно-художестЕенного национального
- 13 -
наследия в городах и селах республики;
- сохранение исторической ландшафтно-градостроительной среды, определившей характер промысла;
- учет зкологическиих и социально-градостроительных принципов при проектировании новых и реконструкции действующих объектов центров НХИ
В настоящей работе под термином "центр 1ШГ понимается градостроительный объект - населенный пункт или его часть с ярко выраженным действующим народным художественным промыслом, с комплексом сооружений различного назначения и типа.
Предлагаемая функционально-планировочная типология центров НХП даст возможность точнее ориентироваться в специфике различных НХП при проектировании реконструкции или их развития, обеспечения ими многоцелевых функций НХП (в полном или частично-групповом наборе).
В основу классификации положены следующие факторы:
- художественная и историческая ценность и значимость промысла;
- формы и характер производственной деятельности НХП: работа мастеров на государственном или акционированном предприятии (мастерские, цеха, фабрики, комбинаты и т. д.), надомничество при указанных предприятиях, подсобные промыслы, артели, индивидуальная деятельность;
- основные функции НХП: производственные, учебные, научные, музейные, культурно-просветительские;
- градостроительные условия существования промысла на уровне региональных схем расселения и генпланов населенных пунктов различных типов и конкретные условия расположения центров НХП;
- перспектива развития и целевое назначение центров НХП;
- основной и обязательный состав зон НХП;
- изменяющиеся условия современной социальной и природ--ной среды.
В соответствии с многочисленными функциями НХП в состав центров должны входить объекты, образующее следующие основные зоны: производственную, жилую, учебную, музейно-выставочную, музейно-этнографическую, зрелищчо-этнографич^скую, научно-методическую, торговую, торгово-ярмарочиуп, гостмнич-но-туристскую, парковую, исторически сложишуюся архитектур-
но-пространственную среду, зону охраняемого природного ландшафта
Предложены следующие основные типы центров с присущимим каждому из них функционально-планировочными и структурно-планировочными характеристиками, являющимися определяющим материалом при проектировании центров НХП
А. По структурно-планировочным признакам:
Сельский центр-комплекс являет собой базовый вариант центра, градостроительные условия существования которого позволяют включить в проект полный состав предложенных зон. Это обеспечивается значительной свободой в решении генпланов, широкой возможностью использовать исторически сложившуюся архитектурно-пространственную среду и природно-ландшафтные условия. Проектируется на базе развитого исторического центра промысла, расположенного в сельском населенном пункте с богатыми естественными природными условиями, развитыми внешними транспортными коммуникациями.
При кустовом размещении промысла г концентрации населенных мест с развитыми одним или несколькими видами промыслов) центр-комплекс проектируется в пункте с наиболее благоприятными условиями для строительства новых объектов, резервом свободных территорий, наличием прир^дно-ландшафтных участков для организации расширенной парковой зоны, вблизи пересечения транспортных линий, соединяющих селения куста между собой и с магистралями, связывающими с более крупными населенными пунктами.
При локальном размещении' данного вида промысла проектирование центра-комплекса может выполняться лишь на базе уникального, исключительно ценного промысла при обязательном соблюдении перечисленных выше условий.
Проектирование сельских центров-комплексов обязательно должно предусматривать взаимосвязь зон и их взаимопроникновение . Проектируемые самостоятельные архитектурные объекты каждой зоны должны составлять единый художественный образ архитектурно-пространственного ансамбля всего комплекса.
Проект сельского центра-комплекса должен предусматривать выделение до 50Х всей территории для парковой зоны,
обеспечивающей чистоту экологических условии, источник вдохновения и повышения творческого потенциала мастеров, зоны отдыха для промысловиков и туристов.
Гостинично-туристская гона должна размещаться на периферии населенного пункта или прилегающей к нему территории.
Проектирование сельских центров-комплексов, носящих од-ноотраслевой характер, целесоооразпо, например, в селениях Дагестана - Кубачи, Балхар, Унцукуль, в селе Богородское, Московской области. Предложения по проектированию сельского центра-комплекса представлены в экспериментальном проекте Богородского промысла художественной резьбы по дереву.
Городской центр-гамплекс несет на себе те же функции, что и сельский. Однако, в зависимости от присущих данному городскому промыслу традиций и форм производственной деятельности, а также конкретной градостроительной ситуации населенного пункта, возможно проектирование комплекса НХП с компактной или дисперсной схемой размещения объектов в планировочной структуре города. В стесненных условиях сложившегося исторического города возможно исключение самостоятельной гостиннчно-туристской зоны. Выбор формы архитектурно-планировочной и пространственной организации - дисперсной ми компактной, - принимаемой при проектировании городских центров-комплексов, определяется величиной городского поселения, характером его планировочной структуры и особенностями конкретных градостроительных ситуаций.
При проектировании центров-комплексов в малых и средних городах рекомендуется дисперсная форма с размещением отдельных збъектов и зон комплекса в границах истерических планировочных центров поселений, в пределах пешеходной доступности.
Проектирование компактной формы городского центра-комп-некса рекомендуется для крупных городов, в которых дентр-комплекс размещается на едином участке территории. В швисимости от размеров отводимой для центра территории, ее юнкретных характеристик и градостроительного масштаба при-хегающей городской среды, принимаются различные варианты Юъемно-пространственной композиции данного центра: единый архитектурный объем, сблокированные здания или отдельно неположенные. Отводимая для проектирования территория долж-[а располагаться в пределах планировочного или админнстра-
тивного центра города или в наиболее благоприятных природ-но-экологических его районах.
Если размеры территории достаточно велики, то гостинич-но-теристскач зона, составляющая 5-10% от общей площади, проектируется здесь ли. Б других условиях используется городской гостиничный фОНД.
Подробный анализ проектирования городского (компактного) центра-комплекса проведен на примере экспериментального проекта Нижне-тагильского подносного промысла.
Проектирование городского (дисперсного) центра-комплекса может быть осуществлено, например, для г.Дербента (отраслевой центр-ко'»тле ко ковроткачества) и в г. Махачкале (многоотраслевой центр-комплекс расположенных в регионе многочисленных промыслов разных отраслей), где имеются все необходимые градостроительные и социально-экономические условия.
Другие типы центров являются производными от центров-комплексов и отличаются определенным набором зон и объектов, включаемых в проект, что связано с ограничением функций, выполняемых данным центром.
Учебно-производственный центр должен содержать, помимо производственной зоны, расширенную учебную - профтехшколу, специализированные училища и школы, методические центры или пункты, мастерские для занятий школьников. Целесообразно проецировать небольшие музейные и торговые площади.
Музейно-прошводстЕаккьсЯ центр несет на себе основную культурно-пропагандистскую функцию. В его состав входят музе йно- выставочная, производственно-демонстрационная, производственная, музейно-этнографическая и эрелищно-этнографи-чзская, торговая зоны. Могут включаться торгово-ярмарочные и гостикично-туристская зоны.
Торгово-производственный центр - в его составе зоны: производственная и расширенная торговая, предназначенная д,дя ошо^о-закупочной и розничной торговли через специализированные ^ комиссионные магазины ЮТ, ярмарки. В проект включаются небольшие мастерские с демонстрацией производства изделий и их продажей.
Це>тр надомников (художественно-производственный) пред-наг, гачен для организации и координации производств энной и
творческой работы надомников, использования свободных рабочих ^ творческих рук, обеспечение их сырьем, "заготовками", простейшей техникой и инструментами, помощью для осуществления сбыта продукции. Организует обмен опытом мастерства путем проведения выставок, семинаров: научно-методических и практических.
Центры надомников рекомендуется создавать в районах бытования промыслов как в городских, так и в сельских условиях, когда надомный труд для данного промысла является предпочтительным. Они могут быть самостоятельными градостроительными объектами или являться составной частью сельских или городских центров-комплексов.
Производственный центр состоит в основном из объектов производственного назначения, с предусматриваемыми небольшими выставочно-ассортиментными площадями.
В. По функционально-координирующему назначению
Многоотраслевой региональный центр проектируется для решения целевых отраслевых задач научного, учебного, культурно-просветительского плана. Размещается в районе концентрации промыслов,, как правило, в крупном городе. Может базироваться на одном из городских центров-комплексов или являться самостоятельным организмом, обеспеченным всеми объектами для нормального функционирования. В состав его проекта должны включаться учебные, научно-методические, музейно-выставочные, небольшие производственные, торговые и обеспечивающие центр надомников объекты.
Одноотраслевой региональный центр организуется для решения задач, аналогичных решаемым многоотраслевым центром, но лишь для одного вида (отрасли) промыслов, что, соответственно, уменьшает потребность в площадях, включаемых в проект зон и объектов. Таким центром, как правило, будет один из центров-комплексов (городской или сельский).
Кустовой отраслевой центр формируется на базе гоуппы населенных пунктов, жители которых заняты одним промыслом, и размещается в одном из них. Как празило, такой центр многофункционален и по структурному содержанию должен приближаться к центру-комплексу НХП.
- 18 -
Термин - "отраслевой ..." центр определяет в первую очередь функциональную сущность и значимость центра. Ранее перечисленные термины отражают, кроме того, и градостроительный аспект типа центра.
На основе предлагаемой типологии и, учитывая сущность жизнедеятельности народных художественных промыслов, разработана гипотетическая модель функционально-планировочной структуры центров НХП различных типов.
Основными принципами проектирования центров КХП являются:
- функционально-планировочный подход к определению назначения, типа и структуры проектируемого центра;
- выбор места дислокации проектируемого центра должен опираться на сложившуюся существующую ситуацию размещения центров промыслов на территории России;
- установление уникальности, значимости и перспективности функционирующего или возрождаемого центра промысла, избираемого как основа объекта проектирования;
- четкое установление типа проектируемого центра НХП (в соответствии с предложенной типологией) - доминирующей его характеристикой, определяющей как перечень выполняемых функций, так и основы структурно-планировочных решений;
- использование принципа зонирования в определении состава объектов, их взаимосвязи, взаиморасположения, соотношения территорий зон и объектов в соответствии с избранным типом центра.
Количественные соотношения площадей зон и объектов в их составе определены эмпирически в результате натурных обследований многих центров НХП, проведения пилотажного анкетирования мастеров и организаторов промыслов, экспериментального проектирования с частичным учетом действующих нормативов (табл. 2).
Использование названных принципов и рекомендаций к проектированию отражено в экспериментальных проектах, подробно' описанных в диссертации.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКСШЩАЦИИ
1. Исторический обзор и анализ современного состояния у
расположения народных художественных промыслов России выявляет их значительную роль в культурной и социальной жизни общества Перспективы развития, особенности функционирования, уникальность архитектурного образа дают возможность считать центры художественных промыслов градоформирующими и градообразующими факторами в системе населенных мест страны.
2. Изучение отечественного опыта проектирования и строительства объектов НХП показывает недостаточное представление о специфике этих объектов, выполняющих множественные функции художественного,- культурно-социального и экономического характера, являющихся во многих случаях действующими памятниками народного творчества, духовной и материальной культуры.
3. Отсутствие в отечественной проектной практике целевых установок и принципов проектирования центров НХП приводит к низкому качеству проектирования этих объектов.
Используемые методы проектирования центров и объектов НХП опираются на нормативные документы для проектирования типовых промышленных зданий, что совершенно неприемлемо для объектов НХП. В разрабатываемых проектах часто игнорируется архитектурно-пространственная и природно-ландшафтная среда, в которой развивается промысел.
Отсутствие типологии центров НХП не дает возможности четко определить содержание и структуру центров, состав зон и объектов, выработку гибких решений, обеспечивающих вариантность объектов и зон при развитии и реконструкции центров.
4. Установление понятия "Центры НХП", как архитектурно-планировочные образования в структуре населенных мест с действующим или возрождаемым промыслом, позволяет определить основные принципы проектирования этих центров:
- избирательный принцип выбора объекта проектирования и его местоположения;
- функционально-планировочный подход в определении назначения, состава и объема проектируемого центра;
- принцип зонирования в принимаемых структурно-планировочных решениях.
5. Выбор центров, проектирование которых определяется, должен опираться на разработанные "Отраслевые и региональные схемы размещения центров НХП на территории России" (рис. 1,2), с учетом следующих условий: художественная ценность и
уникальность данного промысла, наличие сохраненной истори-ко-архитектурной пространственной среды, богатой природ-но-ландшафтной среды, экологически чистой среды и территории, удобных транспортных связей.
6. Исходя из основных функций, выполняемых данным центром, определяется тип проектируемого центра в соответствии с разработанной функционально-планировочной типологией центров НИЪ
а По структурно-планировочным признакам:
- сельский центр-комплекс;
- городской центр-комплекс (компактный или дисперсный);
- учебно-производственный;
- музейно-производственный;
- торгово-производственный ;
- центр надомников;
- производственный.
6. По функционально-координирующему назначению:
- многоотраслевой;
- отраслевой региональный;
- отраслевой кустовой.
7.' При проектировании центров обязательно соблюдение системы аонирования территории центра данного типа, обеспечение взаимосвязи зон (табл. 1) и соотношения их основных параметров (площадей территорий зон) (табл. 2).
В состав проектируемых центров НХП, в соответствии с принятым типом, должны входить объекты, образующие следующие основные золы-, производственная, жилая, музейно-выставочная, музейно-этнографическая, зрелищно-этногарфическая, учебная, научко-методическая, торговая, торгозо-ярмарочная, гостинич-но-туристская, парковая, исторически сложившаяся архктектур-но-пространственная среда, охраняемый природный ландшафт.
8. Проектирование ландшафтной среды всех зон центра должно предусматривать подбор растительности и ее расположение не только учитывающие природно-климатические условия, но и обеспечивающие соответствие их функциям зон, раскрытию пейзажа, как источника творческого вдохновения мастеров промысла, созданию участков отдыха.
- 21 -
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
• 1. К вопросу формирования музейно-производственных комплексов народных промыслов на Северном Кавказе / "Градостроительство. Сев. Кавказ и Поволжье". Шивуз. сб. / РИСИ -Ростов н/Д, 1982. - с. 56-62.
2. Ландшафтная организация территорий центров народных промыслов / Обл. научн. -техн. конференция "Наука ВУЗа - перестройке"/, /тез. докл./, РИСИ - Ростов н/Д, 1988г. - с. 45,
3. Функционально-планировочная организация культурных комплексов - центров народных промыслов / "Развитие градостроительных систем Сев. Кавказа". Межв. сб. / РИСИ - Ростов н/Д, 1988г. - с. 115-118.
4. Проект организации центра-комплекса Нижнетагильского подносного промысла / "Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу", сб. трудов НИЮШ, ВНИИХП - Ы., 1989г. - с. 64-70, 121-122.
5. Психологическое воздействие среды бытования нар.-худ. промысла на творческий процесс мастера / 2-ая .;а-уч.-техн. конференция РАН/, /тез. докл./, РАИ - Ростов н/Д, 1990г. - с. 33.
6. Функционально-типологическая характеристика центров художественных промыслов в Дагестане / 3-я науч.-техн. конференция РАИ/,/тез. докл./, РАИ - Ростов н/Д, 1991г. - с. 51.
7. Формирование единой регионально- республиканской сети центров НХП на примере Дагестана / Межвуз. сб. /, РАИ - Ростов н/Д, 1991г. /в печати/
8. Функциональная типология центров народных художественных промыслов / "Архитектура и градостроительство Сев. Кавказа", межв. сб./, РАИ - Ростов Н/Д, 1992г. - с: 115-118.
9. Формирование центров-комплексов художественных промыслов как основа развития малых населенных мест/ "Архитектура России", межв. сб. тез. докл./, Екатеринбург, 1992г. - с. 128.
10. Архитектурно-экологические аспекты среды бытования народных художественных промыслов. / "Народная культура как средство развития духовности личности", науч.конф. тез. докл./, Обл. Департамент культуры - Пенза, 1994г. - с. 68-69.
11. Моделирование планировочной структуры центров НХП различных типов, /статья, Удмуртск.ГУ, Шжвск, 1994г./, /в печати/.
12. Схемы размещения центров НХП на территории России, /метод, пособие/ РАК - Ростов н/Д, 1995г. - 53с.
-
Похожие работы
- Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов
- Архитектурная типология учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования
- Совершенствование техники и организации промысла гидробионтов Дальневосточного бассейна
- Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма
- Роль орнамента в формировании архитектуры Кыргызстана