автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.07, диссертация на тему:Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия

кандидата технических наук
Киселева, Альбина Николаевна
город
Москва
год
1991
специальность ВАК РФ
05.19.07
Автореферат по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия»

Автореферат диссертации по теме "Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия"

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДК'ЛЯ ШМ А,Н.КОСЫГИНА

На правах рукописи

УДК 087.01:159.937

КИСЕЛЁВА Альбина Николаевна

ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ОДБКДЫ ДЛЯ ПР0ШШЖ0Г0 ПРОИЗВОДСТВА с гйтом "'/.КОЛОВ ЗРИТЕЛЬНОГО 30СППВП1Я-

Специальность 05.19.07."Художественной офэрцлиние л молелироьянио т'-.к'-гихьних и "георннх тделпЯ, пд<.л\дь' 1! обуви''

АВТОРЬЭЕРАТ Дч^с-ртзида но гоиспнив ученой степени кандидата

технических паук

/

Работа вшолншт в Московской госулар,стпеьноп гчжс-тлыЫ) академии имени А.Ц.Косыгина

доктор технических наук,профессор Т.В.Козлова

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущий организация:

доктор техническим наус, профессор Е.БЛЬо'лнкина -

кандидат технические наук, О.Н.Диена

Ивановский государственный концерн "Ийтокс" ¡'.Итысьо

Защита состоится"^1 в/Л^^ас. на засе-

дании специализированного совета К.053.25,01 в Московской государственной текстильной академии имени А.Н.Косыгина по адресу: 11791В Москва,М.Калужская,ул.,д.1

С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке академии. / .

Автореферат радослан {рётЯ^Ш X г.

УЧГайЯ СВбОДРЬ

айшшш'оа&ш'о штк

канддяат технических няук,

ДОЦСНТ

Г.АЛЬс!

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ . ■

Актуальность темы диссертации.

Удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления за счет улучшения методов хозяйствования и планирования .расширит.'! ассортимента шлейных и текстильных изделий, по-нышеиия художественного и эстетического качества продукции с учетом особенностей человека,внедрения научно-технических достижения - одно из основных поправлений в работе легкой промышленности.Наличие научно обоснованной программы художественного проектирования обеспечит значительное повышение эстетического уровня проектной деятельности предприятий.

В настоящее время в недостаточной степени применяется на практике комплексный научный подход в структурообразоваиии новых видов ассортимента,о изготовлении изделий с одновременным решением задач по моделированию,конструирований,технологии в условиях промышленного производства одежды.Промышленность ориентируется на срецне-статистические типы фигур,поэтому игнорируются особенности строения фигуры потребителя,не учитывается механизм зрительного восприятия з системе "фигура человека-костюм".

Противоречие,которое существует сегодня в сферах деятельности текстильных и швейных предприятий,еще более обострится, если не будут предприняты попытки по формированию нового подхода в художественном проектировании одежды,Процесс создания шпеПнмх изделий сегодня находится в полной зависимости от работы текстчльньпс предприятий.Разработка новых текстильных материалов предшествует и потому определяет работу швейников,диктует образ и форму костюма.

Расширение ассортимента,рашообразие форм и художественной чнразитзльности пвейных изделий,улучшение качества текстильных материалов необходимо решать в соотзетствии с научным комплексным подходом на стадии художественного проектирования как в швейном,ток и текстильном(отделочном) производствах.

Вэуне.Чаам зченом этой* зада «и является формирование основных принципов гармовияации*фигуры нп э-.-п >'к* о,:л:пкси.»го анализа системы "Фигура чслэвека-косгк.л".Решение этих теоретических воп-рэсотз п галоГшом и текстильном производствах позволяет сократить оптлбги практического проектировать одокцч,уменьшить сроки раз-

работки ьзьих моделей .повысить народнохозяйственную эффективность производства.

• Ц^ль работы и задачи исследования..

Целью диссертационной работы является создание научных положений, способствующих значительному улучшения качества.рьо^крении ассортимента швейных изделий в комплексе с особенностями- телосложения фигуры человека,закономерностями зрительного восприятия,ксм-позиционно-конструктияным построением костила и реализация их на стадии художественного проектирования одежды в швейном и текстило-ном (отделочном) производствах,

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

-исследование систош "фигура человека-костюм" и определение основных принципов взаимного влияния фигуры и костюма е учетом законов зрительного восприятия;

-разработка классификации зрительных: иллюзий применительно к процессу художественного проектирования костюма на основе анализа законов зрительного восприятия;

-выявление закономерностей в развитии композиционного и структурного построения женской одежды,систематизация вариантов конструктивно-композиционных реиений формы;

-исследование механизма зрительного восприятия в сиетоме "фигура человека-костюм" в трехмерном пространстве с использованием стереофотограмметрин и ыакетно-нодзльяого метода проектирования оДедцы;

-разработка съулълтурыого эталона женской фигуры; -разработка методики определения оценки влияния костюма ьа фигуру человека методом семантического дифференциала;

-разработка теоретических пр;чгл:;пов гариониоа'чик ф-.ггури человека за счет конструктмБНО-К|П;;п"!п;;г;.;о.1:.1;ого ропения кос.-и:.:а -с учетом механизма зрительного восприятия;

-формкровакие нового подходе ь хуликестаенноы кроокткрзванин одеяда путем модульного из! озовленкя на ткеши расклепок орг:бкш>'ги-рованных одежды с ксполмсваш:«.: рг.зрнбогшшгдч пр-селюа.

Объект исследования. . '

3 качестве объегта исслс-до1-а:;,1л пр;;.:ята систо:-.» "фнгуп:» -века-ксетш',' опр«1?леш принцип ¡пандодоПс.'иия и ус,с л:м.ч

по оиз нйибояеь значклис,с зрея,:; г,--эрги .:-..ьч.\л.:,

носприятияг^пктороз - композипюшю-конструктизному построению костюма.

Методы исследование.

В основу положен принцип анализа явлений,исхода из диалектического разлития лачонон природы.Для сравнительного анализа применено данные исторического развития коотома на различите лтапах, при этом основное внимание обратно на преобразование модного образа и комструктивно-коклозициончое построение формы.

3 работе использованы современны« методы исследования:метод системного подхода,структурно-графического анализа,основные положения теории зрительного восприятия и теории информации,стереофо-тогра!ялетрический метод,макетно-модельный метод проектирования одежды,метод;: математической статистики .методы социологических чсяовзниЧ - метод семантического дифференциала .метод парного сравнения.

3 работе применены общенаучные методы анализа и формальной логики,необходимые для формулировки заключений и вьтодоп, по лученных я процессе теоретических 1« экспериментальных исследований.

Лаучнач новизна.

При проведении теоретических и экспериментальных исследований впервые:

-разработаны конетручтивньх положения гармонизации фигура •'ере? художественное ойэрчление костюма с учетом законов зритель-чого восприятия;

-систематизированы конструктив.чо-конпозишюннче элементы, определена 1<х роль_в системе "фигура человека-костюм",выязлекы ;яиболее значите варианты с позиции теории зрительного восприятия и способстэуталю гармонизации фигуры;

-рззрпботанз классификация законов зрительного восприятия I определена целесообразность ее использования на стадии художест-енного проектирования;

-разработена методика оценки влияния к^нструктипно-композл-;».онього построения костема на зрительное восприятие фигуры чело' ка;

-предложен иою«й подход ь художественном проектировании »суды путем модульного изгото-.'.'.-яы на ткани раскла.ток орм&мен-оза.шгх летала ¡гаечных и*чсчгли на основе разроСогыцр.ьтс прин-

с

ципоъ гармонизации, способствуший расширению ассортимента и экономии ресурсов.

Практическая значимость.

Результаты работы являются научной'базой дпя швейной и текстильной промышленности при проектировании новых моделей одежды и соэданич тканей новых разработок в серийном промышленном производстве, а также при индивидуальном изготовлении.

Применение нового подхода в художественном проектировании одевды за счет соединения разработки новых материалов и новых моделей одежды в. единый творческий процесс путем солдаты купонных раскладок орнаментированных деталей значительно, расширяет ассорги-. .мент текстильных материалов и швоНш.к изделий,открывая перспективы резкого снижения материалоемкости и трудоемкос.ти.

Теоретические положения работы воплощены при создании коллекции моделей оделда,которые демонстрировались ь стране и за рубежом:

на Всесоюзных выставках - даП-Оо, ЛТШ-67, НТТЛ1-91 ."Доотимеиия ученых Минвуза СССР в научно-исследовательской работе"(1937г., ЗД|1Х СССР);нэ XII Всемирном фестивале молодежи и сту,дентов( 1956г., г.ь'лскиа) ¡международных выставках и ярмарках .Берлин, г. ЛеИпгаг <!987г.),г.Луанда(1967г.),г.Брно(1907г.),г.Пло иди и(1967г.).

Рьбота получила общественное и международное признание и отмечена 10 медалями ВДЖ СССР, в том число автор награжден 2 сиреб- • ряными и I бронзовой медалями ВДНХ СССР»Почетными'грамотами Глн-вуза СССР,ЦП ВЬТО .легкой промышленности,Дипломами за наупноа руководство студенческими работали по итогам Всероссийских конкурсов 19Ь6-1930гг.

Практическое воплощение работы реализовано в текстильном (отделочном) производстве Ивановского имени Самойлова, с чем свидетельствует акт внедрения .Фактическая экономим от р|;;>лиз;ц;ия разработки составила 41 тыс. руб.

Мате^клы по работе исполыюишлд в лг1пшь»:*ь'\ 11 -^'бора-

то рнчх занятиях Ивановского гогсги.чыюго институт ни-.ни ^.ГЗ.^'руше для специальностей ГЮ5 и 1112 по дисциплинам "Рисунок и сиецком-поаицяя" ."Конструирование швейных издел«.1!".

Апробацил.

Основное теоретические полохх-икн и нрг.чпг'кекпг р>муя!//&'л ,

а также выподн по диссертационной работе полу!или положительную оценку на:

-Всесоюзной научно-технической конференции г.Ипаново,1987г.;

-Всесоюзной научно-технической конференции "Модуль-89", г.Иваново,1989г.;

-Всесоюзной научно-технической конференции "Прогресс-90", г.Иваново,1990г.;

-научно-технической конференции молодых исследователей МТМ имени А.Н.Косыгина, г.Москва,1904г.

•Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения,списка литературы,включающего НО наименований и 9 приложений .содержит страниц 222 .включая 56 рисунков и 17 таблиц

Содержание работы

Во введении изложены основные положения диссертации,ео актуальность,цель и задачи исследования,научная новизна и практическая значимость.

Первая глава - "Анализ системы "фигура человека-костюм" с позиции теории зрительного восприятия" посвящена изучения характера взаимодействия фигуры и костима как объекта зрительного восприятия, анализу иллюзорных еффектов,разработке классификации зрительных иллюзий применительно к художественному проектированию костюма. - (

3 результате исторического анализа установлено активное влияние. эстетического идеала,господствующего на определенном этапе развития моды,на фигуру человека.Подравнивание фигуры осуществляется посредством костюма за счет физической (силуэт,геометрический вид формы,конструктивные прибавки,масса) и визуальной (покрой, членения,орнамент,цвет,фактура,декоративная форма) деформации. При формировании современного модного образа,характеризующегося -уменьшением объемов костюма,сокращением периодов существования одной формы возрастает роль визуального "управления" фигурой,причем главенствующая роль отводится композиционно-конструктивному построению.При этом максимальней значимостью обладают линии (конструктивные членения,композиционные линии и т.д.).Преобладавшее воздействие формы котурз при зрительном восприятии объекта по

сравнению с другими факторами (цвет,фактура и т.д.) установлено в психофизиологических исследованиях.Кроме того доказано,что человек опознает линию того или иного наклона за минимально возможное и всегда постоянное время,благодаря эталонному врожденному опознаванию.

Анализ литературы показал целесообразность использования в художественном премировании композиционно-конструктивного построения костюма в качестве наиболее эффективного средства визуальной деформации.способствующего гармонизации системы""фигура человека-костюм". Для определения оптимального месторасположения.характера, •направления,параметров композиционных и конструктивных элементов необходимо иметь научно обоснованную информацию а их влиянии на зрительное восприятие фигуры человека.Одним из важнейших условий при этом является классификация существующих иллюзорных явлений с точки зрения их использования в теории костюма.

При разработке классификации использованы основные положения теории информации.По аналогии с картинами абстрактной живописи первичными знаками в костюме являются линия,полоса,геометрическая фигура,цвет.Список первичных знаков (алфавит костюма) является системой,которая не поддается разложении на более простые знаки и одновременно оказывается достаточно богатой в смысле своего многообразия .благодаря варьировании направлением,месторасположением, количеством знаков,оказътая влияние на зрительное восприятие системы "фигура человека-костюм".

Анализ грамматики абстрактной живописи позволил составить список простейшйх правил оперирования первичными знаками, т.е. грамматику костима» операции над линиями - пересечение,изгиб,излом, прерывание,периодичность;операции над полосами - пересечение,периодичность {операции над фигурами - наложение,обрамление,деформация, дробление,периодичность¡операции над цветом - запслнение фигуры цветом,фигура и фон ¡"смешанные операции - пересечение линией геометрической фигуры,пересечение линией полосы,Разработанная классификация .вклачает 57 иллюзорных явлении,которые могут возникнуть в костюме в результате различных вариантов киыпо.чиционно-конструк-аигного решения.

Все иллюзии были разделены в соответствии с алфавитом костюма на пять групп¡иллюзии.возникающие в результате восприятия линий; иллюзии,возникающие от того или tttioio чзайкодсГи'.тмш полос¡иллюзии, возникавшие в результате различных- кгмбииш■ с геометрическими

фигурами; иллюзии цвета;иллюзии,вызванные комплексным воздействием элементов.

Кроме того диктат человеческой фигуры.с ее индивидуальными особенностями телосложения в каждом конкретном случае ставит задачу изучения формы тела человека и систематизации типоп фигур.

" Судлстиуыщт- классификаций типов телосложения но учитывают наиболее значительные' с точки зрения теория зрительного восприятия особенности в строении фигуры человека - пропорции,осанку,степень жироотложений.Для разработки рекомендаций по использованию законов зрительного восприятия в художественном проектировании проведена систематизация типов женских фигур,в которой в качестве основных показателей изменения фигуры приняты перемещения информативных (антропометрических) точек.

Определены основные направления изучения■механизма зрительного восприятия в системе "фигура человека-костюм" на объемных фигурах человека в полны?, рост.

Вторая глава - "Формирование принципов гармонизации фигуры человека посредством костюма" посвядена установлению закономерностей влияния.:коы.,ззициоино-конструити'шюго построения костюма с учетом законов зрительного восприятия в системе "фигура человека-костюм". Ято направление работа вызвало необходимость проведения графического анализа на основе икокчческого материала за период 1960-1990г.г.Объектом исследования в работа определен костюмно-плательный ассортимент,как наиболее стабильный в женской одежде, Анализ конструктивного построения женского платья осуществлен на базе основных номинальных признаков¡силуэта изделия»характера членения основных деталей изделия,направления и месторасположения конструктивных,конструктивно-декоративных.декоративных линий в кэгтюне. На каждый год было отобрано по 50 наиболее характерных образцов женской одевды костюмно-плательного ассортимента.На ос-ноое результатов графического анализа и основных положений структурного метода разработана схема,отражающая наиболее характернее месторасположения композиционных линий в ко с томе, и определена частота рстречаемости различных по характеру композиционных линий о чостаме (игртичалышп ,горизонтальные,диагональные,вертикально-■"Ори^онтальные.Еертикалыю-диагональяне.горизйнтально-диагональ-:чо) гм ¡'авдып год исследуемого периода.Установлено,что основными •иауэтиыки формами костчмпо-плательного ассортимента в, женской

одежде за период 1560-1950 гг. являются прямоугольная и Х-образ-нвя, выявйени зависимости в развитии фигур и конструктивно-композиционных линий. Результаты анализа позволили выразить все многообразие структурно-композиционного построения через комбинации простых черт (конструктивные, композиционные линии).и их связей, комбинации взаимосочетания небольшого числа элементарных признаков конструкции одкеды. Таким образом дж? проведения экспериментального исследования по определении оценки влияния костюма на фигуру человека получена исходная информационная " база, включающая таблицы вариантов вертикальных членений, расположенных на различны* участках поверхности костюма и ограниченных основными горизонтальными линиями, таблицы вариантов кокеток, -вставок, вариантов разнонаправленных конструктивно-композиционных линий, орнаментальных полос.

Исследование ограничено наиболее характерными для данного периода силуэтными формами и композиционными элементами, т.к. все варианты представляют собой бесконечное множество.

Установлено, что законы зрительного восприятия часто в.ету-паит в противоречие мевду художественным проектированием оде&ды на плоскости и объемном восприятием композиции костима за счет несовместимости отдельных объемов о единой по замыслу форме, несоответствия формы ее частей и расположенных на ней деталей по стила и характеру. Поэтому в работ»; экспериментальные исследования проведены не на плоскости, а на объемных фигурах - скульптурных эталонах .женской фигуры.

Разработка и изготовление их осуществлены на базе иакешо-модельного метода с использованием информации о размере и форме -поверхности женской фигуры^ виде горизонтальных и фронгалььо-прэфиЛных сечений, получении: ст^реоуэтограшетрнческим методом. Изготовление-макета женокой фигура и ее скульптурных эталонов 'выполнено в ИвТИ на кафедре конструировании и технологии одевд:!. Скульптурные; эталоны женской фигурц обослсчивают /мвютонио г,.а~ сокую объективность полученных резупьтатоз при проведении экспериментальных- исследований методом парного сравнения, олним из обязательных условий которого яввдотея наличие абсодопю одкнаки-вых форш.

Изучение механизма -зрительного лоспритгпч в си>-;ч:Ми "фш-урч. человека - гостом" предаествоБалп рсг.рУЪткл астодиикг'кли крл'-ракш сошологического исследовании ¡;.-, «огодд лсдоитачис-

>го дифференциала. Методика включает: построение тезауруса пгазателей образно-эмоциональной характеристики костюма, разра->тку анкет, проведение экспертного опроса, математико-статисти-¡ckjto обработку результатов эксперимента. Количество макетов, вставленных экспертной rpynnS (30 человек) для оценки, опре- ■ глено количеством вариантов конструктивно-композиционного решил костюма, включенных в таблицы (более 300 макетов одежды). ¡энателыюе упрощение рассматриваемых вариантов костима необхо-»10 для получения более объективной оценки при восприятии. Про-¡дура эксперимента заключалась в следующем: респондентам пред- ■ шалась для оценки пара абсолютно одинаковых объектов. Один |стюм представлял собой "чистую" форму "и оставался неизменны!.! i протяжении всего эксперимента,'другой - представлял различные фианты композиционно-конструктивных решений, предусмотренных ¡тодикой. Свое мнение каждый эксперт отражал в анкетах № I и 2.

Большой объем исходной иьформаши привел к необходимос-тч .шинной обработки с использованием методов математической ста-1С.ТИКИ. В результате была определена образно-эмоциональная ха-¡ктеристика системы "фигура человека - костюм" и разработаны !Комендации дл.ч выбора оптимальных композиционно-конструктивных пений костюма с учетом законов зрительного восприятия,

Данная методика дает возможность объективно оценить комг.о-^ионные и конструктивные роао.ия при разработке новых моделей еия на всех стадия* проектирования и производстпз нвеР.нрх делий.

Третья глава -г "Художественное проектирование сдеяди путем дульного изготовления на ткани раскладок деталей швейных яздо-й с учетом здконоз зрительного восприятия" посвящена реализа-и в промышленности нового подхода в художественной прэпктирэ-K'.r.j путем модульного изготовления на ткани купонных раскладок использованием осиошшх принципов гармонизации системы "фигу-человека - костюм". При этом детали, декоративно оформлении.-: соответствии С [{ОППОЗИЦИОННЫМ замыслом, ОСНОВНЫМИ принципа:'!' рмонпч/инш сиетс-мм "фигура человека - костим", лечатеютсч с моть.-о сетчатых к»блонов на ткани в виде раскладки л«кчл егом их paii'ioiia.'isipro п-ел^ння. Впесге с контурл>1.« на

вдр jtii.is с .¡о; ::.«!!/.-) ао»аии износ ri декоративный орнзчип,

композиционные элементы, припуски на швы, необходимые пояснения по технологической обработке изделия. Полный комплект деталей размещается в одномодульном, двухмодульном, трехмодульном купоне. Площадь модуля определяется технологическими возможностями отделочного оборудования - шириной ткани, длиной окружности печатного вала или площадью плоского шаблона.

Новый подход обеспечивает:

- совмещение процессов разработки новых материалов и новых моделей в единый творческий процесс за счет переноса художествеь по-конструкторских работ по созданию одежды в текстильное (отделочное) производство, «то значительно сокращает и упрощает путь от эскиза до готового изделия;

- повышение качества швейных изделий за счет более современного художественного и конструктивного решения;

- получение широкого ряда моделей на базе одной раскладки за счет многфвариантного колорирования деталей в купоне;

- получение при печати на ткани основных деталей изделия, декоративно-конструктивных элементов, форма и расположение которых определяется на стадии художественного проектирования одежды с учетом законов зрительного восприятия;'

- снижение трудоемкости пошива изделий за счет введения печатных декоративно-конструктивных элементов;

- получение изделий гармоничных по композиции, яркого колористического решения в широкой цветовой гамме;

- снижение расхода красителя за счет рационального размещения рисунка на ткани внутри контуров деталей (усиление цветового акцента в центре композиции и снижение цветовой насыщенности в периферийных зонах деталей);

- снижение затрат на конфекционирование материалов в модели) одежда (исключение подбора при изготовлении изделий тканей - компаньонов, отделочных материалов и т.д.).

Поомышленный выпуск отпечатанных на х/б ткани в виде купоног полных комплектов деталей швейных изделий детского ассортимента освоен на Ивановском ХБК им.Самойлова. Промышленная партия отпечатанных на шерстяной ткани в виде купонов раскладок деталей швейных изделий молодежного ассортимента женской одегды изготовлена на Черниговском камвольно-суконнэм комбинате.

Модульное изготовление купонных раскладок обеспечивает изготовление широкого ассортимента швейных изделий и может быть рекомендовано к использованию в текстильном и швейном промышленных производствах, на предприятиях „бытового обслуживания населения, при индивидуальном пошиве. Для изготовления одежды сложного конструктивно-композиционно го решмшя в отечественной практике купонные раскладки применяются впервые.

Наибольшие перспективы данного способа открываются в швейном производстве при снижении трудоемкости изготовления одегкды. Спо-со-бом печати на изделие можно наносить воротники, кокетки, встав-, ки, амблемы, аппликации, выполнять имитацию отделки кружевом тесьмой и т.д. Замена натуральных конструктивных элементов рисованными позволяет снизить трудоемкость пошива изделий в среднем на 5-10 %, а в отдельных моделях на 40 %. Анализ результатов ра- ■ боты показал, что применение купонных раскладок 'значительно сокращает расход материала на изделие. Для разработанных моделей процент межлекальных выпадов меньше отраслевого нормативе: по соответствующему виду изделий на 2-Ю %, в отдельных случаях межлекальнне потери сокращены на ЗО-ЬО %.

На осноре" анализа разработанных раскладок определены оптимальные ассортиментные и размероростои.т-нке варианты швейных изделий. Установлено, что для детей ясельного возраста наий^ к.-ргслоп'улпп'и чзллются однонодульние раскладки, для детей дозколь-ного и старшего школьного возра.-та целесообразны двухмодульмке раскладки. Одежи,а для взрослых может быть получена комбинированным способом, при сочетании-купонных раскладок деталей с мерным полотнам или лоскутом.

Реализация нового подхода и художественном проектировании з промышленном производство подтвердила целесообразность изготовления швейных изделий из купонных раскладок орнаментиронан-ш>: деталей, рззрабоганнше на основе принципов гармоштнии c:ic-•'вкн "фигура человока - костюм" с учетои законов зрительного вос-гриптия. Факччгчоская окономия от выпуска и реализации 13625 они- ' 1иц купонных раскладок детской одеэды на Ивановском ХБК им.Самойлова составила 40337 руб.

Обпне ш'подя

I. Определен!I наиболее йфТ.сктипцые^чапрльлония п ра'/.тириьи

ассортимента, повышении качестве и конкурентоспособности швейных изделий:

- создание научных отправных положений для разработки промышленных моделей одежды в комплексе с особенностями телосложения фигуры человека, композиционно-конструктивным построением формы, закономерностями зрительного восприятия системы "фигура человека - костюм";

- формирование нового подхода в художественном проектировании одежды и реализация его в отделочном текстильном и швейном производствах путем модульного изготовления купонных раскладок ориентированных деталей.

2. Исследована в историческом аспекте динамика развития системы "фигура человека - костюм". Определяющим фактором в процессе "управления" зрительным восприятием образа потребителя является костюм при главенствующей роли конструктивно-композиционного построения.

3. Разработаны теоретические и экспериментальные основы использования механизма зрительного восприятия системы "фигура человека - костюм" в швейном и текстильном производствах.

4. Разработана классификация законов зрительного восприятия на базе основных положений структурного анализа и теории информации применительно к промышленному производству швейных изделий. Она охватывает все объекты классифицируемого множества, обладает достаточной глубиной и избыточностью, что позволяет не только учитывать иллюзорные эффекты, но, и определять вероятные причины их возникновения в костюме.

5. Доказана необходимость проведения экспериментальных исследований по изучению механизма зрительного восприятия системы "фигура человека - костюм" на объемных формах -макетах фигуры человека в полный рост. С этой целью изготовлены скульптурные эталоны женской фигуры,

6. Разработана методика определения оценки зрительного восприятия системы,"фигура человека - костюм" на основе социологических методов исследования. Она позволяет получить объективную информацию образно-эмоциональной характеристики системы в целом, установить оптимальные варианты конструктивно-ксмпозичионной проработки формы костюма, способстЕугаие максимальной художе< тденно:

¿разительности композиции, гармонизации фигуры человека, при шчитальном снижении материальных и трудовых затрат в прошчз-здном производстве од^ады.'

7. предложены рекомендации, по использованию установленных псоноперностей зрительного восприятия в системе "фигура челояе-1 - костил" на стадии проектирования новых моделей одежды и (зработки новых рисунков материалов в швейном и текстильном ■дслочном) производствах.

и. Разработан иопый подход в художественной проектировании [е:кды путем модульного изготовления на ткани раскладок орнамен-¡ро ванных деталей швейных изделий с учетом основных принципов рмонизапии.

9. Апробация результатов работы подтвердила' ее целесооо'рг»з-счь и-яффективность. Применение ногого подхода в художеетвен-м проектировании при промышленном производстве одежды способст-ет расширению ассортимента,повышению качества и конкурент бноети при значительном сокращении трудовых и материальных т как в текстильном (отделочном), так и в иьейном прсизгзодстие.

Подтпервденная фактическая пкономия от реализации разработки ставляйт 40937,5 руб.Результаты работы использованы на Иианоьс-м ХБК имени Самойлова и Черниговском хамводьно-сукзнном комбатах.

Основное содержание рабош отроено в публикациях

1.Киселева А.Н. Проехгнроьаиие одевды с учетом юшмкя аько-i ¡»штельного иоспрнятая на систему "фигура человека-костш"// кн.--техн. конф. №, M.B.Sjjudh, 15-16 кач 7984 г.г'Г.упдлкл.-шоеоДт - С.30:2.

2.№ч-елопп А, Н.Ксп«льзогр.пие оотгалогичг;С}сих методой иселгдо-к изучении с:и."?«.и "фигура человека-костом"//Нежпуп. об.

*ч. тр./МГН им.А.МЛСасисиьа - 1930,- С. 121.

.'Mwcurectn А.¡1.,Козлова Т.В.Скулы!гурьое и и'оторленио тк>;гл СК )'/ фигуры//!куч.кочф. 1.«лоД(к исследователе,'\ Ш1*:Т«.».аоал. -"■•¿'.'А.

,№ллэпа Т.В. '»^годика «оследочаняч нлялпк-?

5рун;«е, 1о-16 мая 1984р.: Тез .докл. - Иваново, 1984.-0.300,301.

б.Киселеяа А.Н.,Козлова Т.В.Систематизация законов зрительного восприятия с целью их использования в художественном"проектировании одежды//Технический прогресс в развитии ассортимента и качества изделий легкой промышленности:Тез.докл, Всесоюз.науч,-техн. конф. 13-15 мая 1987г.-Иваново,1987.-СЛ66.

6.Киселева А.Н. .Сурикова Г.И.Обновление ассортимента х/б тканей на основе купонных раскладок деталей швейных изделий// Прогресс - 88:Тез.докл. Всесовз. науч.-техн. конф.,17-18 мая 1988г. Иваново,1988 -С.168.

7.Киселева А.Н..Ахмедулова Н.И..Соколова Л.Н.,Мостовая Л.А. Технология изготовления модульных раскладок лекал швейных изделий методом печати//Прогресс - 90:Тез,докл.Всесопз.науч.-техн. конф. 15-17 мая 1990г. - Иваново,1990. -С.227.

8.Киселева А.Н..Соколова Л.Н.,Ахмедулова Н.И..ЫостоваяЛ.А, Реализация нового направления художественного проектирования швейных изделий из шерстяных тканей//Известия вузов.Технология легкой промышленности.-1991,- М. - С.124,125.

2.Киселева А.Н.,Веселов В.В,.Соколова Л.Н. .Сурикова Г.И.Модульное изготовление раскладок деталей швейных'изделий способом печети на ткани.Проспект ВДНХ СССР.-М.,1950,

Ю.Киселева А.Н.,Мостовая Л.А. .Соколова Л.Н. Разработка технологии изготовления модульных раскладок лекал швейных изделий методом печати//Межвуз.сб.науч.тп./НвТИ им.Ы.В.Фрунзе -1991.-С.4-9.

0:«чрск;:Л орг-зна Трудового Каленого Зналмнн авнсишсннкЗ ;'ьст1:тут км. С. Я Королева

ЕЕЛОПУХОВ Егиентин Николаевич

КМЛ ЛАЗЕРНОГО ТЕХНОЛОГ/ГЕСКСГО ЙЛЯГОДЧ ПСЬЕРЯГОТЕЯ Ш'АПК-ИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КРИВСШ

Специальность 05.1?.. С5 - элементы и устройства вычислительной техники и систем управления

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на ссискгшие ученой степени ¡'лидид.тга тех;;ичес;с-!:с наук

Самара 1091

,'Л > '

(¡Як?. /