автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека"
Козлова Татьяна Евгеньевна
Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека
Специальность 05.19 04 «Технология швейных изделий»
Автореферат
Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук
Козлова Татьяна Евгеньевна
Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
Автореферат
Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук
Работа выполнена в Государственном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования Российском заочном институте текстильной и легкой промышленности
Научный руководитель
доктор технических наук, профессор Шершнева Лидия Петровна Официальные оппоненты
доктор технических наук, профессор Меликов Ерванд Хоренович кандидат технических наук, профессор Конопальцева Надежда Михайловна
Ведущее предприятие: ОАО ЦНИШП, г. Москва
диссертационного совета К 2 12.501.01 при ГОУ ВПО РосЗИТЛП по адресу: 123298, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 38. к. 2
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РосЗИТЛП
/9
Зашита состоится
час. на заседании
Автореферат разослать «
_» 2 0 0 5 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета К 212.201.01 кандидат технических наук, доцент Тихонова Т.П.
Обшая характеристика работы
Актуальность темы. На данном этапе развития рыночной экономики личность потребителя и его требования к одежде играют важную роль в развитии промышленности. Это обусловлено стремлением потребителя к выражению в достойной форме своей внутренней сути и обеспечению себе физиологического и психологического комфорта одеждой. Такая одежда должна быть физиологична, антропометрична, гармонична с обликом потребителя, а при необходимости и корректировать проблемные зоны телосложения. Кроме того, одежда должна иметь цену доступную для средне обеспеченного потребителя, а ее покупка не быть затруднена длительными поисками нужного товара, по умеренной цене. Швейные предприятия традиционной формации не способны решать поставленные задачи.
Необходима принципиально иная организация предприятий, которая позволила бы в короткие сроки по умеренной цене создавать одежду, отвечающую требованиям потребителя. Решение таких задач возможно в условиях гибких производств, выполняющих индивидуальные заказы одежды промышленными способами. Однако отсутствие технологии адресного автоматизированного проектирования сдерживает их развитие. В связи с этим проблема совершенствования конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека актуальна.
Выполненная работа позволит повысить психологический комфорт потребителя от приобретенной вещи, а производству экономию времени и эффективность работы за счет адресного ее проектирования.
Цель работы заключается в повышении удовлетворенности населения за счет гармонизации между объектом проектирования и субъектом, при адресном проектировании одежды в условиях гибких производств.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучены форма и методы работы с потребителем и предложены наиболее объективные, позволяющие индивиду увидеть на себе предлагаемые модельные рекомендации.
2. Изучена информация о биосоциальных признаках женщины и установлены те из них, которые формируют ее имидж, требуют корректировки и являются достаточными для проектирования гармоничной одежды.
3. Конкретизирован характер влияния способов и средств используемых для корректировки телосложения одеждой.
4. Разработана технология работы с заказчиком, при автоматизации этапа выбора модели.
5. Создан банк данных приемов корректировки телосложения одеждой.
6. Разработано программное обеспечение решения задачи гармонизации.
Обшая характеристика объектов и методов исследования
В основу решения проектных задач был положен системный подход, методы оптимизации, логики, теории проектирования, композиции и конструирования костюма, антропологии и психологии человека, организации производства и социологии. В работе использованы методы математического моделирования, фотометрической съемки объектов, методы экспертных оценок, теория алгоритмизации и программирования. Достоверность результатов, полученных в диссертационной работе, подтверждена статистическим обоснованием воспроизводимости результатов.
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые получены следующие научные результаты:
1. Доказано, что мода устанавливает господство определенных признаков, как одежды, так и облика человека. Формирование, которого осуществляется параметрическими способами и визуальными средствами.
2. Установлено, что на форму и пропорции тела и его частей, помимо метрического индекса (Огщ/Р). существенное влияние оказывает очертание грудной клетки на уровне обхвата груди третьего.
3. Установлен показатель - коэффициент грудной клетки Кг.„ характеризующий ее форму и определены интервалы безразличия ее параметров, в пределах, которых изменения не влияют на форму, пропорции тела и на конструктивно-композиционные решения моделей одежды.
4. Установлены три основных типа телосложения в зависимости от формы горизонтального сечения грудной клетки и значения параметров для узко-, средне-, широкосложенного и громоздкого типов телосложения и типа «богатырь» для 60% дополнительных размерных признаков.
5. Доказано, что изменение формы грудной клетки оказывает существенное влияние на величины передне-заднего и бокового баланса, растворы вытачек и уровни положения линий груди, талии и бедер.
6. Разработана методика проведения социологического исследования по оценке проблемных зон телосложения, позволившая установить, что не каждый потребитель объективно воспринимает свое телосложение и делает правильный выбор модели, однако он реально оценивает телосложение других, поэтому при выборе модели ее следует демонстрировать на виртуальном изображении фигуры заказчика, а не на реальном изображении.
7. Установлено, что при проектировании одежды необходимо учитывать, прежде всего, имидж потребителя, его метрический индекс телосложения и форму грудной клетки.
8. Разработана методика проведения эксперимента по оценке иллюзий зрения в одежде и установлены границы действий зон светлоты, вертикальных и горизонтальных линий в одежде.
9. Установлены способы корректировки проблемных зон телосложения, которые осуществляются физическими или оптическими способами.
Практическая значимость работы заключается в разработке: информационного обеспечения для проектирования моделей одежды, обеспечивающей психологический комфорт потребителя от ее гармоничности с обликом потребителя и корректирующей проблемные зоны его телосложения; методики расчета построения чертежа абриса тела женщины; методики работы с потребителем; банка данных приемов и средств гармонизации; программного обеспечения решения этой задачи.
Апробация работы.
Основные результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на кафедре и на конференциях :
- 5-ой международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», С-П., 2002 г.
- Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию РосЗИТЛП «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2002г.
- Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2004), Иваново, 2004г.
- Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2004г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы, заключения и приложений. Материалы диссертации изложены на 150 страницах, содержат 43 рисунка, 15 таблиц. Приложения представлены на 76 страницах.
На защиту выносится впервые установленная закономерность влияния пропорций грудной клетки на телосложение и количественная характеристика конструктивно-композиционных средств его корректировки.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и конкретные задачи исследований, характеризуются научная новизна и практическая значимость работы. Приведены сведения об объектах исследования и представлены данные о практической значимости апробации и публикациях.
В первой главе работы дан аналитический обзор источников информации, посвященных состоянию современного проектирования женской одежды, автоматизация которого требует объективной и достаточной информации о биосоциальных признаках потребителя, формирующих его внешний облик, который выступает как «знак-сигнал», данный человеку от природы. Установлено, что мода устанавливает господство определенных, целенаправленно формируемых признаков, не только одежды, но и облика человека, его имиджа. При этом модные каноны не всегда соответствуют природным данным человека. Отсюда стремление людей к подравниванию своего образа к модным канонам.
Для придания телу соответствующих очертаний, люди прибегают к хирургическим способам или механическим изменениям (корсетами, грациями и т.п.) параметров той или иной части тела.
Кроме того, используют изменение визуальных признаков телосложения одеждой, в конструктивно-композиционных решениях которой, положены зрительные иллюзии.
Установлено, что формирование имиджа личности происходит чаще стихийно, из-за отсутствия необходимой и достаточной информации в виде банка данных конструктивно-композиционных решений моделей одежды по корректировке телосложения одеждой для принятия обоснованных решений.
Вторая глава. Ранее был установлен ряд размерных признаков телосложения, для определенных соотношений которых были установлены коэффициенты, характеризующие форму тела в фас и в профиль. Однако, для
такого важного показателя, как очертание сечения грудной клетки коэффициенты не установлены. Отсюда цель этого этапа работы -определение очертаний горизонтального сечения грудной клетки на уровне обхвата груди третьего и интервала безразличия пропорций грудной клетки, в пределах которого изменения формы тела не требуют новых конструктивно-композиционных решений моделей одежды, определение характера влияния очертания грудной клетки на форму и пропорции тела и развертку его поверхности.
За критерий отличий принят коэффициент пропорций грудной клетки
Кг.«-
Кг.«=с1м.гш/ ¿игШ>
где (^.гш - передне-задний диаметр груди на уровне обхвата груди третьего, ¿п.гП! - поперечный диаметр груди на уровне обхвата груди третьего. Для его определения был использован метод экспертиз чертежей абрисов женских фигур группой специалистов (художников и конструкторов). Исследования проводились в благоприятных условиях по методике профессора Шершневой Л.П.
В результате исследований были установлены три типа фигур в зависимости от очертаний грудной клетки: типовой - Кг=0,73, эллиптической формой грудной клетки - и с округлой -
Кп£Ы6±0,21. На рисунке чертежей абрисов (рис.1) показано изменение местоположения ряда точек в зависимости от значений В таблице 1 приведены численные значения этих изменений, которые произошли у 60% размерных признаков тела. Корреляционный анализ подтвердил, что эти изменения не случайны, а обусловлены формой грудной клетки.
Далее были установлены численные значения 35 размерных признаков для женщин узко-, средне-, широкосложенных, громоздких типов телосложения и типа «богатырь». Правильность найденных значений подтверждена чертежами разверток поверхности тела.
Рис. 1 а) ^.„<0,44*0,19,6) Кг.,> 1,16±0,21
Анализ разверток показал, что существенные изменения получили координаты точек, которые оказывают большое влияние на передне-задний и боковой баланс изделия.
В третьей главе решалась задача разработки методологии решения задачи гармонизации между субъектом (потребителем) и объектом (одеждой) с учетом личности и восприятия телосложения женщиной.
Для реализации поставленной цели была проведена серия социологических исследований для изучения мнений потребителей и специалистов к проблемам гармонизации между субъектом и объектом.
В результате установлено, что не каждый человек воспринимает себя объективно, многие женщины не имеют реального представления об особенностях собственного телосложения и имиджа. Хотя всегда правильно оценивают других.
Таблица 1
Величины изменения размерных признаков
№ Наименование размерного Величины отклонения
п/п признака 0 С1 3 I 3 й размерных признаков от типовой, %
«1 1 § о эллиптическая грудная клетка округлая грудная клетка
1 2 3 4 5
1 Длина спины до уровня выступающих точек лопаток Д. -23" +20,4
2 Длина спины до уровня задних углов подмышечных впадин Д.у -23 +19,7
3 Длина спины до уровня обхвата Огга ДгШ.с -18,3 +13
4 Длина спины до талии Дг.е -3,06 +2,04
5 Длина спины от линии талии до линии бедер Дт., -2,6 +2,6
б Расстояние между выступающей точкой лопаток и 7-м шейным позвонком В, -17 +25,7
7 Расстояние между выступающими точками лопаток ц. +37,8 -17,1
8 Ширина спины передне-задняя ни -35,8 +26,9
9 Длина до выступающей точки груди Дш.гШ -23,8 +23,2
* Знак «+» обозначит увеличение, знак «•» указывает на уменьшение размерных признаков.
Продолжение таблицы 1
10 Длина талии спереди до грудкой железы ДгШ.т +16,3 -18,6
11 Высота груди Вщ.гШ -20 +20
12 Ширина груди передне-задняя Ш„„ -35,6 +34,4
13 Расстояние между центрами грудных желез Цг +27,9 -27,9
14 Глубина прогиба талии по боку Гя +7,6 -23
15 Величина выступания бедер Г« -65,1 +65,1
16 Величина выступания живота Гж +17,6 -41,1
17 Поперечный диаметр груди на уровне ОгШ +20 -20
Поэтому для оценки, выбираемой модели, необходимо демонстрировать ее на безличном чертеже абриса или на виртуальном изображении фигуры близкой к телосложению заказчика. Для выявления признаков габитуса, оказывающих наибольшее влияние на конструктивно-композиционные признаки моделей одежды, был использован метод априорного ранжирования факторов. В результате установлено, что потребитель и специалисты неодинаково расставляют акценты учета влияния биосоциальных факторов на признаки модели. Однако их мнения сходятся в том, что, прежде всего, необходимо учитывать имидж, метрический индекс и форму грудной клетки. Усредненная диаграмма представлена на рисунке 2.
В IV главе решалась задача определения количественных характеристик конструктивно-композиционных элементов костюма, когда их расположение, число, кривизна и др. приводят к визуальному изменению параметров формы.
В работе выявлена возможность замены объемной фигуры ее плоскостным изображением. Для правомерности такой замены был проведен
эксперимент по адекватности восприятия конструктивно-композиционных решений моделей одежды на объемной фигуре и плоскости.
SUdwd Plot (1vTe)
110 100
и
* «
I 70 60 <0
40 Ир Кг Itimrit
Рис. 2 Усредненная диаграмма рангов факторов, оказывающих влияние на выбор модели.
В результате исследования было установлено, что характер иллюзий зрения воспринимается одинаково и на объемном теле и на плоском его изображении.
Установлено, что смешение вертикали от центра на 20% у узкосложенных фигур и на 17% у широкосложенных фигур приводит к увеличению размеров формы. К аналогичному эффекту приводят две вертикали, когда расстояние между ними составляет 15-75% ширины формы. В остальных случаях они уменьшают ее ширину. В ходе эксперимента установлено, что в корректировке нуждаются две зоны в фас со стороны переда и спины, расположенные между вертикальными линиями, идущими из точек определяющих ширину спины и ширину груди и зона сбоку, расположенная между линиями, проходящими через выступающие точки груди и лопаток. Размеры двух первых зон примерно одинаковы, поэтому и приемы корректировки телосложения линиями близки. В приталенных изделиях эффект усиливается, если линия повторяет контур боковой поверхности тела. Эффект заужения достигает своего максимума, если боковая часть окрашена в темный цвет. Горизонтальная линия,
расположенная от верхнего края формы на 30%, 40% и 60% делает ее выше, в остальных случаях ниже.
Влияние иллюзий уменьшается на темных и пестрых тканях. Для усиления иллюзий, линии должны быть выделены строчками, кантом и т.п.
V глава. Разработана система классификации, кодирования и программное обеспечение проектирования одежды, корректирующей линиями фигуры женщин различных типов телосложения.
Разработан генеральный список комплексных решений для корректировки и информационно-поисковая система для формирования моделей. Принятая в работе классификация открывает и допускает возможность изменения или исключения из нее отдельных элементов. Для перевода классификационных признаков объекта с естественного языка на формализованный использована регистрационная серийно-порядковая система кодирования информации.
Разработаны рекомендации по работе с программой.
Общие выводы по работе
1. В результате выполненной работы решены задачи совершенствования конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека.
2. Установлено, что мода диктует господство определенного типа телосложения, которое не всегда соответствует природным данным, что приводит к снижению качества модели одежды, при адаптации их к типовым фигурам.
3. Установлено, что в пределах обхватных характеристик типовых фигур, существуют различные варианты формы тела. Доказано, что на форму тела его частей и пропорций существенное влияние оказывает очертание грудной клетки на уровне обхвата груди третьего.
4. Установлен показатель коэффициента характеризующий форму грудной клетки и определены интервалы безразличия ее параметров в
пределах которых, эти изменения не влияют на форму и пропорции тела и конструктивно-композиционные решения моделей.
5. Выявлены три основных типа телосложения в зависимости от формы горизонтального сечения грудной клетки (фигуры округлой, эллиптической и стандартной формы) и значения дополнительных размерных признаков для узко-, средне-, широкосложенного, громоздкого, «богатырей» типов телосложения женщин, которые изменяются под воздействием соотношения <1«.гШ И dn.HH.
6. Установлено, что не каждый человек воспринимает особенности своего телосложения объективно, поэтому целесообразно для выбора модели демонстрировать ее на чертеже абриса его тела.
7. Установлено, что на выбор модели оказывает существенное влияние метрический индекс, форма грудной клетки на уровне обхвата груди третьего, форма тела в профиль со стороны переда, характер человека.
8. Установлено, что корректировка проблемных зон телосложения осуществляется физическими или оптическими способами. В последнем случае используются иллюзии линий, для которых установлены количественные границы их действия в одежде, а именно местоположение линий, интервалы между ними, их конфигурация и расположение зон светлоты.
9. Разработана технология работы с заказчиком, при автоматизации этапа выбора модели.
10. Создан банк данных приемов и средств гармонизации человека с одеждой.
Опубликованные работы по теме диссертации
1. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Область применения иллюзий зрения // Тезисы докладов 5-ой международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», С-П., 2002 г.
2. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Влияние зон светлоты на восприятие размеров формы одежды. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию РосЗИТЛП «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2002г.
3. Шершнева Л.П., Козлова Т.Е. Проектирование одежды на нетиповые фигуры. Журнал Швейная промышленность № 2, М., 2002.
4. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Мода и телосложение. Сборник научных статей «Повышение эффективности швейного производства», Шахты, 2003г.
5. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование отношений потребителей к особенностям своего телосложения и к адаптации к промышленным моделям. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2004), Иваново, 2004г.
6. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование восприятия потребителем особенностей своего телосложения. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2004г.
7. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование факторов оказывающих влияние на зрительное восприятие формы. Сборник научно-исследовательских трудов «Текстильная и легкая промышленность (наука и производство) в XXI веке», М., 2003г.
8. Козлова Т.Е., Шершнева Л.П., Восприятие потребителем особенностей своего телосложения. Сборник имиджелогия - 2004:
состояние, направление, проблемы. Материалы второго Международного симпозиума по имиджелогии. М., 2004. 9. Шершнева Л. П., Баскакова Е.В., Сунаева С.Г., Ганке М.А., Козлова Т.Е. САПР-одежды в решении проблем увеличения темпов сменяемости моделей. Журнал Швейная промышленность № 6, М., 2004.
РосЗИТЛП Заказ Тираж &0 экз.
OF. ff- OF. 21
906
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Козлова, Татьяна Евгеньевна
Общая характеристика работы
Глава I. Современное состояние проектирования одежды для гибких производств
1.1 К вопросу о структуре информации о потребителе.
1.2 Анализ морфологической информации о человеке.
1.3 Характеристики черт личности.
1.4 Процесс формирования имиджа личности.
1.5 Механические способы изменения антропоморфологических признаков телосложения.
1.6 Способы и средства визуального изменения параметров и конфигурации тела.
1.7 Общая постановка задачи оптимизации конструктивно-композиционных решений моделей при корректировке телосложения одеждой.
1.8 Виды графических программ, позволяющих обрабатывать экранное изображение.
Выводы по главе 1.
Глава II. Изучение особенностей телосложения женщин, имеющих различную форму грудной клетки
2.1 Постановка задачи.
2.2 Разработка способа построения чертежа абриса нетиповой фигуры.
2.3 Определение величины интервала зрительного безразличия изменения формы тела при изменении передне-заднего диаметра ёп.3.гш и поперечного диаметра на уровне обхвата груди третьего ёп.гш.
2.4 Сравнительный анализ признаков телосложения женщин в зависимости от коэффициента грудной клетки Кг.к.
2.5 Исследование зависимости между формой грудной клетки и другими размерными признаками.
2.6 Исследование влияния формы грудной клетки на развертку поверхности тела.
Выводы по главе II.
Глава III. Исследование личностного восприятия телосложения женщиной
3.1 Постановка задачи.
3.2 Исследование восприятия потребителем особенностей своего телосложения.
3.3 Исследование влияния внешнего облика потребителей на конструктивно-композиционные решения моделей одежды.
3.4 Исследование восприятия специалистами особенностей внешнего облика женщин.
3.5 Сопоставление результатов оценки восприятия респондентов и специалистов.
Выводы по главе III.
Глава IV. Исследование иллюзорно- компенсаторных функций одежды
4.1 Постановка задачи.
4.2 Исследование возможности замены объемной фигуры плоскостным изображением.
4.3 Исследование влияния размера фигуры на восприятие иллюзий.
4.4 Определение интервалов между линиями, приводящих к увеличению размера формы на одежде прямого силуэта.
4.5 Определение интервалов между двумя линиями, приводящих к увеличению размеров формы на одежде повторяющей форму тела.
4.6 Влияние цвета рисунка и светлоты материала на иллюзии изменения размера фигуры линиями.
4.7 Определение влияния зон светлоты, отличающихся цветом и рисунком на восприятие размера формы.
4.8 Определение влияния места расположения горизонтали на восприятие размера формы в зависимости от ее высоты. f1 Выводы по главе IV.
Глава V. Разработка технологии подбора одежды по экранному изображению потребителя
5.1 Цель этапа.
5.2 Определение образа заказчика.
5.3 Практический способ получения исходной информации о телосложении заказчика.
5.4 Формирование базы данных о конструктивно-композиционных средствах моделей.
Вы воды по главе V.
Введение 2005 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Козлова, Татьяна Евгеньевна
Актуальность темы. На данном этапе развития рыночной экономики личность потребителя играет важную роль в развитии промышленности. Это обусловлено стремлением потребителя к выражению в достойной форме своей внутренней сути и обеспечению себе физиологического и психологического комфорта одеждой. Такая одежда должна быть физиологична, антропометрична, гармонична с обликом потребителя, а при необходимости и корректировать проблемные зоны телосложения. Это возможно, если одежда будет надежна, безопасна, гигиенична и эргономична в эксплуатации, будет иметь хорошую посадку на фигуре и иметь цену доступную для средне обеспеченного потребителя, а ее покупка не будет затруднена длительными поисками нужного товара. Швейные предприятия традиционной формации не способны решать поставленные задачи. Массовое производство - из-за невозможности удовлетворять индивидуальные требования потребителя, эксклюзивные Дома Моды - из-за высокой цены заказа. Предприятия Сервисной службы - из-за качества, что обусловлено недостаточной квалификацией исполнителей, отсутствием дизайнера и нужной информации о моде, способах корректировки телосложения и др. Здесь одежду не создают, а предлагают из журналов мод, в которых модели разработаны на идеальные фигуры. Если художник (дизайнер) и предлагает свою модель, то рисует ее в свободной манере, стилизуя фигуру под модный канон тела. Он не пытается передать в рисунке реальную форму тела заказчика и показать, какая из моделей наиболее соответствует ей. Заказчик (неспециалист) должен представить себя в этой одежде и сделать вывод о ее соответствии своему облику. В результате это приводит к конфликтам между потребителем и производителем из-за неудовлетворенности заказчика готовым изделием.
Необходима принципиально иная организация предприятий, которая позволила бы в короткие сроки по умеренной цене создавать одежду, отвечающую требованиям потребителя. Решение таких задач возможно в условиях гибких производств, выполняющих индивидуальные заказы промышленными способами. Однако отсутствие технологии адресного автоматизированного проектирования одежды сдерживает развитие таких производств.
В связи с этим проблема совершенствования конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей человека актуальна. Для ее реализации потребуется разработка объективной и достаточной информации об объекте (одежде), субъекте (заказчике), способах и средствах корректировки телосложения одеждой, приемах гармонизации в системе «человек-одежда», а также разработки технологии работы с индивидуальным заказчиком в условиях гибких производств, направленной на повышение удовлетворенности потребителя качеством одежды и снижение трудоемкости технологического процесса.
Выполненная работа позволит повысить психологический комфорт потребителя от приобретенной вещи, а производству обеспечит экономию времени и эффективность работы за счет адресного проектирования.
Цель данной работы - повышение удовлетворенности населения за счет гармонизации между объектом проектирования и субъектом, при адресном проектировании одежды в условиях гибких производств.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучены форма и методы работы с потребителем и предложены наиболее объективные, позволяющие индивиду увидеть на себе предлагаемые модельные рекомендации.
2. Изучена информация о биосоциальных признаках женщины и установлены те из них, которые формируют ее имидж, требуют корректировки и являются достаточными для проектирования одежды.
3. Конкретизирован характер влияния способов и средств используемых для корректировки телосложения одеждой.
4. Разработана технология работы с заказчиком, при автоматизации этапа выбора модели.
5. Создан банк данных приемов и средств гармонизации.
6. Разработано программное обеспечение решения этой задачи.
В качестве объектов исследования выбраны процессы проектирования женской одежды, обеспечивающие корректировку проблемных зон телосложения и формирование имиджа потребителя.
Методы и средства исследований. В основу решения проектных задач был положен системный подход, методы оптимизации, логики, теории проектирования, композиции и конструирования костюма, антропологии и психологии человека, организации производства и социологии. В работе использованы методы математического моделирования, фотометрической съемки объектов, методы экспертных оценок, теория алгоритмизации и программирования. Достоверность результатов, полученных в диссертационной работе, подтверждена статистическим обоснованием воспроизводимости результатов.
Экономическая и социальная значимость работы состоит в повышении удовлетворенности населения качеством одежды за счет достоверной информации банка данных средств гармонизации и повышении производительности труда на этапе проектирования за счет автоматизации процессов.
Научная новизна заключается в разработке технологии адресного проектирования. В работе впервые получены следующие научные результаты:
1. Доказано, что мода устанавливает господство определенных признаков, как одежды, так и облика человека. Формирование, которого осуществляется параметрическими способами и средствами и визуальными.
2. Установлено, что на форму и пропорции тела и его частей, помимо метрического индекса (Огш/Р), существенное влияние оказывает очертание грудной клетки на уровне обхвата груди третьего.
3. Установлен показатель — коэффициент грудной клетки Кгк, характеризующий ее форму и определены интервалы безразличия ее параметров, в пределах, которых изменения не влияют на форму, пропорции тела и на конструктивно-композиционные решения моделей одежды.
4. Установлены три основных типа телосложения в зависимости от формы горизонтального сечения грудной клетки и значения параметров для 60% дополнительных размерных признаков для узко-, средне-, широкосложенного и громоздкого типов телосложения и типа «богатырь».
5. Доказано, что изменение формы грудной клетки оказывает существенное влияние на величины передне-заднего и бокового баланса, растворы вытачек и уровни положения линий груди, талии и бедер.
6. Разработана методика проведения социологического исследования по оценке проблемных зон телосложения, позволившая установить, что не каждый потребитель объективно воспринимает свое телосложение и делает правильный выбор модели, однако он реально оценивает телосложение других, поэтому при выборе модели ее следует демонстрировать на виртуальном изображении фигуры заказчика, а не на реальном изображении.
7. Установлено, что при проектировании одежды необходимо учитывать, прежде всего, имидж потребителя, его метрический индекс телосложения и форму грудной клетки.
8. Разработана методика проведения эксперимента по оценке иллюзий зрения в одежде и установлены границы действий зон светлоты, вертикальных и горизонтальных линий в одежде.
9. Установлены способы корректировки проблемных зон, которые осуществляются физическими или оптическими способами.
Практическая значимость работы заключается в разработке: информационного обеспечения для проектирования моделей одежды, обеспечивающей психологический комфорт потребителя от ее гармоничности с обликом потребителя и корректирующей проблемные зоны его телосложения; методики расчета построения чертежа абриса тела женщины с учетом формы грудной клетки; методики работы с потребителем при выборе моделей; банка данных приемов и средств гармонизации; программного обеспечения решения этой задачи.
Апробация работы. Основные результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на кафедре и на конференциях:
- 5-ой международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», С-П.,2002 г.
- Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию РосЗИТЛП «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2002г.
- Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2004), Иваново, 2004г.
- Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2004г.
Внедрения результатов работы. Практическая значимость работы подтверждена результатами внедрения на предприятиях и в учебный процесс. По материалам экспериментальных исследований разработана методика работы с потребителем.
Публикации.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Область применения иллюзий зрения // Тезисы докладов 5-ой международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», С-П, 2002 г.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Влияние зон светлоты на восприятие размеров формы одежды. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию РосЗИТЛП «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М.: 2002г.
- Шершнева Л.П., Козлова Т.Е. Проектирование одежды на нетиповые фигуры. Журнал Швейная промышленность № 2, М.: 2002.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Мода и телосложение. Сборник научных статей «Повышение эффективности швейного производства», Шахты, 2003г.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование отношений потребителей к особенностям своего телосложения и к адаптации к промышленным моделям. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2004), Иваново, 2004г.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование восприятия потребителем особенностей своего телосложения. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М.: 2004г.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование факторов оказывающих влияние на зрительное восприятие формы. Сборник научно-исследовательских трудов «Текстильная и легкая промышленность (наука и производство) в XXI веке», М.: 2003г.
- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П., Восприятие потребителем особенностей своего телосложения. Сборник имиджелогия - 2004: состояние, направление, проблемы. Материалы второго Международного симпозиума по имиджелогии. М.: 2004.
- Шершнева Л.П., Баскакова Е.В., Сунаева С.Г., Ганке М.А., Козлова Т.Е. САПР-одежды в решении проблем увеличения темпов сменяемости моделей. Журнал Швейная промышленность № 6, М.:2004.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы, заключения и приложений. Материалы диссертации изложены на 154 страницах, содержат 43 рисунка, 15 таблиц. Список литературы включает 117 наименований. Приложения представлены на 76 страницах.
Заключение диссертация на тему "Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека"
Основные результаты диссертационной работы диссертанта Козловой Татьяны Евгеньевны внедрены на швейном предприятии «Дуэт» г. Ухты, специализирующегося на индивидуальном изготовлении одежды различного назначения.
Внедрены рекомендации по корректировке телосложения одеждой с использованием ЭВМ.
Внедрение результатов диссертационной работы позволило расширить ассортимент продукции предприятия, повысить психологический комфорт потребителя и конкурентоспособность продукции предприятия.
Директор швейного предприятия «Дуэт» - А
А- ■
А •* г полнись
Попович Е.Я. МЕНЬЕ "ДУЭТ" ИТД ПОПОВИЧ Е.Я. ИНН 1Ш000В0605
Библиография Козлова, Татьяна Евгеньевна, диссертация по теме Технология швейных изделий
1. Амирова Э.К., Саккулина О.В. Конструирование Мастерство, 2001- 220 стр.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Издательство Московского университета, 1980.
3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование, дипломные и диссертационные работы. М., 2002.
4. Асатурян В.И. Теория планирования эксперимента. М.: Радио и связь, 1983.
5. Бардин В.К. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976.
6. Батищев Д.И. Методы оптимального проектирования. М.: Радио и связь. 1989.
7. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. М,, 1962.
8. Беззубова В.Г., Обозненко В.И, Пути достижения сбалансированности спроса потребителя Потребности населения и пути их удовлетворения. Сборник научных трудов. М., изд. НИЕИ, 1983-210 с.
9. Беляева-Экземплярская Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М., Академия моды, 1996. Ю.Биология человека: Пер. с англ. М 1979.
10. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Моделирование и конструирование. М.: Легпромбытиздат, 1995.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л: ЛГУ, 1982. 1 З.Боровиков Б. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере., Питер, 2003. И.Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение. Б.&К., Санкт-Петербург, 2000. одежды. М.:
12. Бунак В.В. Антропометрия М., 1941.
13. Бунак В.В. Фотопортреты как материалы для определения вариаций строения головы и лица//Советская антропология. 1959. 2.
14. Бунак В.В. Применение фотографии в закройном деле Швейная промышленность 2, стр. 4-5.
15. Ванагас В.В. Принцип изображений// активного многоуровневого системы. узнавания Материалы зрительных 1987.
16. Войтович А.Я. Производитель и потребитель: как совместить интересы на рынке Швейная промышленность, 1991-№1-с. 22.
17. Волкова Е.К. Исследование и разработка методики интегрированной 1996.
18. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
19. Гальперин СИ. Анатомия и физиология. М., 1974.
20. Ганушкин П.Б, Избранные труды. М.,1964.
21. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2000.
22. Гордейчик Г. Мода и маркетинг Текстильная промышленность, 1983 №7,с.31-33. 27. ГОСТ 17522-72 «Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды».
23. Гохман О.Г. Экспертное оценивание. Воронеж. Университет, 1991.
24. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антопометрии: Пер. с нем.-М., 1967. системы «адресного» построения автоматизированного Зрительные Всесоюзного симпозиума «Зрение организмов и роботов». Вильнюс, проектирования одежды. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М.: МГАЛП,
25. Джемардьян Т.Ю. Разработка информации процесса проектирования моделей одежды. Дис... канд. техн. наук. М., 1997.
26. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. М., 1981. ЗЗ.Доможиров Ю.А., Мурзакова В.Д. Изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам потребителей в условиях массового производства одежды// Швейн. пром-сть. 1982. №4.
27. Дубов А.И. Схема соотношения пигментации волос и глаз// Вопросы антропологии МГУ. 1988. 80. ЗЗ.Дуда Р.Д., Харт П. Распознавание образов и анализ сцен. М.: МИД, 1996.
28. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б. и др. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии-1996-Вьш. 23.
29. Ефимов М.Р. Статистика. М., Инфра-М, 2003. 38.Ж. Апостон. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982. 39.3агродин Ю.М., Фригман Е.З., Шляхтин Г.С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М.: Наука, 1981.
30. Зрительное восприятие изображений// Под общей ред. Мирошникова М.М. Л., 1990.
31. Иоханнес Иттен. Искусство цвета, Пер. с немецкого, 2-е издание, Предисловие Монаховой Л. М.: Издательство Д. Аронов, 2001 96 стр.; ил.
32. Кириллов Е.А. Цветоведение. М., 1987.
33. Коблякова Е. В., Позднякова Н.В., Волкова Е.К. Метод «адресного» автоматизированного проектирования мужской верхней одежды// Швейная промышленность.- 1999. 2. с. 24-25.
34. Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С, Романов В.Е. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. М.: 1998- 350 стр.
35. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
36. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева Г.Н. Моделирование и художественное
37. Конструирование оформление одежды с женской помощью и детской компьютера одежды. М.: Легпромбытиздат, 1990-260 стр. Швейная промышленность М.: ЦНРШТЭИлегпром, 1992. №2, с. 12-14.
38. Коробцева Н.А. Проектирование одежды: Импрессивный подход. М., «Издательство Гном и Д», 2001.
39. Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Истоки имиджа или одежда в азбуке общения. М., Гном-Пресс, 1999. ЗО.Коцюбинский А.О., Грошев СВ. Компьютерная графика. Издательство «Технолоджи-3000», 2001.
40. Красникова-Аксенова Л.Я. Учитесь красиво одеваться. М., 1982.
41. Кривобородова МГАЛП, 1994. ЗЗ.Кузин B.C. Психология. М., 1982.
42. Лашина И. В., Коблякова Е.Б., Бахмутская Е.А. Рекомендации по модификации основных параметров конструкции верхней женской одежды в зависимости от типа телосложения фигур// Швейная промышленность. 1992. 4. 31-33.
43. Лашина И.В., Коблякова Е.Б. Систематизация женских фигур больших фигур по признакам внешней формы тела// Швейная промышленность. 1992.-№6.-С. 31-32.
44. Логвиненко Д.Д. Психология восприятия. М., 1987.
45. Лопандина К. Новые разработки ОАО «ЦНИШП» в области размерной типологии.- Тезисы докладов Всероссийской отраслевой научно-практической конференции. М., 2004. Е.Ю. Разработка автоматизированных методов конструктивного моделирования одежды. Дис. канд. техн. наук. М.:
46. Лопандина К. Размерная типология населения. Основы промышленного проектирования одежды Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов легкой промышленности. М.: 1992.
47. Макс Люшер. Магия цвета. АО «Сфера», Харьков, 1996. бО.Мартынова А.И., Андреева одежды. М.: МГАЛП, 1999. б
48. Матузова Е.М., Соколова Г.И., Гончарук Н.С. Мода и крой. М., 2001.
49. Матузова Е.М., Соколова Г.И., Гончарук Н.С. Разработка конструкций женских изделий по моделям. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983. бЗ.Медведева Т.В. Петров В. Единая система проектирования одежды на типовые и нетиповые фигуры// Швейн. пром-сть. 1992. №5.
50. Методика выбора варианта конструкции изделия для фигур различного телосложения при автоматизированном проектировании// Медведева Т.В., Коблякова Е.Б., Сафарова Т.А., Братковская О.Е.// Проектирование и производство швейных изделий. М., Легпромбытиздат, 1992. б
51. Мураховский В.И. Компьютерная графика. ООО «Аст-Пресс СКД», 2002. Е.Г. Конструктивное моделирование
52. Нестерович М., Токахара Я. Общая теория системы математической основы. Пер. с английского под ред. Емельянова СВ. М.: 1969- 216 стр.
53. Николаев Л.П. Типы осанок и их учет при крое одежды Швейная промышленность-193 5-№-с.8-15.
54. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории проектирования САПР. Учебник для ВТУЗов.-М.: Высшая школа, 1990. 74.0сновы теории проектирования костюма. Под ред. Козловой Т.В. М.: Легпромбытиздат, 1988-123 стр.
55. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., «Легпромбытиздат», 1997.
56. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М., 2002.
57. Пирязева Т.В. Автоматизация конструирования плечевой одежды на нетиповые фигуры. Дис... канд. техн. наук. М., 1999.
58. Преображенский К. К. Психологические аспекты проектирования цветных изображений в машинной графике. М.,1990.
59. Робер Н.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. пер.с ФР.
60. Родинская Я.Я., Левина М. Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978 210 стр. 81.Р0КИЦКИЙ П.Ф. Биологическая статистика. Минск, 1967.
61. Сестры Сорины. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. М., 2000.
62. Сестры Сорины. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М.,2001.
63. Сестры Сорины. Язык одежды или как понять человека по его одежде. М., 1998.
64. Словарь иностранных слов, 1997, с. 229.
65. Соловьев А.Н., Кирюхин СМ. Оценка качества и стандартизация текстильных материалов. М., «Легкая индустрия», 1974.
66. Справочник Швейное производство предприятий бытового обслуживания Матузова Е.М., Назарова А.И., Реут Т.Н., Куликова И. А.- М.: Легпромбытиздат, 1988-416 с.
67. Стивен Шварц, Филис Дэвис. Corel DRAW 11. ДМК Пресс, 2003.
68. Сунаева СТ. Разработка технологии проектирования рациональных серий моделей одежды. Дис... канд. техн. наук. М., 2001.
69. Сырейщиков О.А. Разработка принципов проектирования женского платья с элементами ломаных форм. Дис... канд. техн. наук. М., 1996. 91.Т. Брил. Свет. Воздействие на произведение искусства. М., 1983.
70. Тамаркина М.А. Формообразование одежды. М., «Легкая индустрия», 1974.
71. Тесты психологии индивидуальных различий. М., Изд. МГУ, 1982.
72. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ экспериментов, М., Легкая индустрия, 1974.
73. Тихонова Т.П. Разработка технологии унификации элементов конструкции опорной поверхности женской канд. техн. наук. М., 1986.
74. Толтонбаева Г.Ш. Разработка методов автоматизированного проектирования конструкций новых моделей одежды. Автореферат дис. канд. техн. наук. М.: МГАЛП, 1994-23 стр.
75. Тузова И.А. Разработка метода гибкого многовариантного проектирования женской верхней одежды. Автореферат дис. канд. техн. наук. М., 1998.
76. Урбах В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. М., 1963. 99.УХТОМСКИЙ А.А. Сочинение. М., 2002.
77. Фрилинг Г. АУЭРК. Человек цвет пространство. М., 1973. плечевой одежды. Дис.
78. Хидеяки Чидзиива. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций. Астрель. Аст, Москва 2003,
79. Хокс. Автоматизированное проектирование и производство. М.: Мир, 1991. ЮЗ.Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М., 1983.
80. Чистякова Т.В. Исследование и разработка метода трехмерного проектирования базовых основ одежды. Дис... канд. техн. наук, МТР1ЛП. М., 1993.
81. Шевелев И.Ш., Мерутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М., Стройиздат, 1990.
82. Шершнева Л.П. Качество одежды. М., Легпромбытиздат, 1985.
83. Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев. М., Легпромбытиздат, 1991.
84. Шершнева Л.П. Конструирование одежды в системе САПР Обзорная информация. Выпуск 4.- М.: ЦНИИТЭлегпром, 1992- 17 стр.
85. Шершнева Л.П. Методические основы автоматизированного проектирования, одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. Дис. док. техн. наук. М., ВЗИТЛП, 1991. ПО.Шершнева Л.П. Методы оценки точности обработки одежды. Дис... канд. техн. наук. М., 1969.
86. Шершнева Л.П. Основы конструирования женской и детской одежды. М., «Легпромбытиздат», 1987, 220 стр.
87. Шершнева Л.П. Проектирование одежды с учетом облика человека. Материал семинара «Совершенствование проектирование одежды, изготовленной по индивидуальным заказам». М., 1981.
88. Шершнева Л.П. Стандартизация одежды в швейной промышленности. ВЗИТЛП, 1981 -21 стр.
89. Шершнева Л.П. Теоретические основы унификации промышленности, 1983 -10 стр. конструкций одежды.// Системный анализ и оптимизация АСУ. М.: НТО Легкой ПЗ.Шершнева Л.П., Машкин М.Н. Моделирование, конструирование и изготовление женского платья. М., 1995.
90. Шершнева Л.П., Пирязева Т.В. Проектирование одежды на нетиповые фигуры. II Швейная промышленность- М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1999, №3,с.31-37.
91. Шершнева Л.П., Пирязева Т.В., Тихонова Т.П., Основы прикладной антропологии и биомеханики. Метод, указания к курс, проекту. М., 2001.
-
Похожие работы
- Автоматизация конструирования плечевой одежды на нетиповые фигуры
- Разработка технологии адресного проектирования одежды для пожилых женщин
- Разработка технологии проектирования одежды для женщин в до- и послеродовой период
- Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды
- Проектирование современной национальной одежды на основе бесконтактных методов измерения женских фигур
-
- Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
- Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья
- Технология текстильных материалов
- Технология швейных изделий
- Технология кожи и меха
- Технология обувных и кожевенно-галантерейных изделий
- Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви
- Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности