автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Пассаж как новый тип общественно-торгового сооружения Москвы XIX - начала XX вв.

кандидата архитектуры
Прокофьева, Ирина Александровна
город
Москва
год
1999
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Пассаж как новый тип общественно-торгового сооружения Москвы XIX - начала XX вв.»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Прокофьева, Ирина Александровна

Введение

I Глава Пассаж как тип общественно-торгового сооружения

1. Понятие пассажа, его характеристики

2. Влияние иных близких типов зданий на происхождение пассажа

3. Пассаж в контексте новых общественных и торговых сооружений XIX века

II Глава Пассаж в европейской практике строительства

1. Причины появления и эволюции пассажа

2. История возникновения и развития пассажа как типа архитектурного сооружения в Европе

III Глава Пассажи Москвы

1. Торговые сооружения Москвы к середине XIX века а.) Гостиный двор б.) Торговые ряды

2. Основные предпосылки появления пассажей в Москве

3. Появление и развитие пассажа как типа архитектурного сооружения в Москве

1.) Галерея кн. М. Н. Голицына

2.) Солодовниковский пассаж

3.) Александровский пассаж

Введение 1999 год, диссертация по архитектуре, Прокофьева, Ирина Александровна

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается тенденция возрождения активной коммерческой городской жизни. которая сопровождается строительством соответствующих сооружений и. в частности, возрождением пассажа как типа архитектурного сооружения. Исследование появления и развития торговой архитектуры пассажа в XIX - начале XX веков актуально и сегодня.

Научные открытия, экономические, политические и социальные преобразования в XIX веке охватили всю Европу. Преобразования жизни привели к появлению новых типов сооружений. Важное место среди новых типов зданий занял пассаж. XIX век в Европе - век пассажей.

Пассаж - тип торгового или делового сооружения, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода со стеклянным покрытием. Один или несколько таких проходов соединяют две или более улицы, которые обычно равны по своей значимости. Пассаж как новый тип торговых зданий стал мощным звеном организованного городского пространства и розничной торговли.

В Москве во второй половине XIX - начале XX вв. было построено девять торговых пассажей: Галерея кн. М.Н. Голицына /1835-1839 гг./. Солодовниковский пассаж /1862-1884 гг./, Александровский пассаж / около 1865г.*/, Джамгаровский пассаж /1870-1877 гг./. Лубянский пассаж /1882-1885 гг./, Тверской пассаж /1887-1895гг./, Верхние Торговые ряды /1889-1894 гг. /. Петровский пассаж / 1904-1906 гг./, Голофтеевский пассаж /1912-1913 гг./.**

При всей значительности этих сооружений московские пассажи как архитектурный тип не изучены в отечественной и. тем более, зарубежной специальной литературе. В данной работе делается попытка частично восполнить этот пробел. Историю происхождения и развития крупных торговых сооружений на западе, в том числе пассажей подробно освещают зарубежные исследователи - Д. Гайст, Д. Гаслинг. С. Дарлоу, Б. Мейтленд, Э. Эдбургам. точная дата не установлена, архитектор неизвестен см. схему плана г. Москвы (ил. 47)

В отечественной специальной литературе пассажи лишь упоминаются. Архитектура Москвы конца XIX - начала XX веков, общие картины застройки центра города описываются в многочисленных источниках. С одной стороны-это историко-культурные исследования И. Е. Забелина, А. Ф. Малинковского. П. В. Сытина, с другой - это работы, касающиеся историко-градостроительных вопросов и непосредственно архитектуры: исследования Г. В. Барановского. И. А. Бондаренко, В. С. Горюнова, А. В. Иконникова Е. И. Кириченко. М. П. Тубли и многих других.

Во всех этих трудах авторы, исследуя историю многих ансамблей, лишь частично касаются новых торговых сооружений. Многочисленные источники дают только отрывочные сведения о торговой архитектуре Москвы на рубеже XIX - XX веков. Следует отметить, что ряд московских пассажей был забыт и в литературе вообще не упоминается. Эти пассажи были выявлены и в возможной степени изучены в данной работе.

Систематическое изучение пассажа является смыслом данной работы. Этим исследованием, как было сказано выше, делается попытка восполнить недостаток информации по данной теме в истории отечественной архитектуры, а также вводится новый материал для последующих исследований.

Московские пассажи в работе представлены в контексте соответствующей европейской и российской архитектуры. Отсюда и название темы - Пассаж как архитектурный тип.

Предметом исследования является изучение московского пассажа в контексте соответствующего зарубежного опыта, как специфического типа сооружения в динамике его становления и развития в московской строительной практике.

Объектами исследования являются существующие и ныне утраченные пассажи Москвы, а также характерные пассажи Парижа, Лондона, Милана. Рима и других крупных европейских и некоторых американских городов.

Границы исследования включают период, начиная со строительства первых пассажей в XIX веке и до начала XX века, когда в силу ряда причин (исторических, экономических) возведение пассажей прекратилось.

Цель исследования - изучение генезиса, развития и особенностей московского пассажа, как нового типа торгового сооружения в контексте европейской и российской архитектуры середины XIX- начала XX вв. Задачи исследования:

1.) Проследить возникновение и развитие пассажей в европейской архитектуре.

2.) Изучить московскую практику строительства крупных торговых сооружений. Эта задача включает в себя два уровня: во-первых - рассмотрение архитектурного контекста, то есть уже существовавших типов крупных торговых сооружений Москвы, исторически сложившихся к середине XIX века, в частности как предпосылки для появления в Москве нового, изучаемого нами типа зданий; во-вторых - исследование пассажей Москвы, как нового типа крупного торгового сооружения.

3.) Провести типологический, структурно-композиционный и сравнительный анализ пассажей, опираясь на европейский опыт и отечественную практику строительства конца XIX - начала XX веков и выявить место московских пассажей в контексте соответствующих архитектурных сооружений.

Методика исследования основана на изучении и сопоставлении профессиональных источников, литературных данных, графических материалов, архивных документов, натурных наблюдений.

В работе использовался сравнительный анализ различных проектных материалов. Исследование проводилось традиционными историко-архитектурными методами анализа материала с выходом на типологические структурно-композиционные таблицы и схемы. Изучение зарубежных пассажей, проводилось по литературным источникам, что же касается пассажей Москвы - то это, в основном, натурное исследование существующих пассажей с привлечением исторических документов, а также реконструкция облика несохранившихся пассажей на основе архивных материалов. Для исследования московских объектов было проведено изучение центра города в натуре, по архивным материалам и фотодокументам, на основании чего была восстановлена, утраченная к нашему времени, картина местоположения всех пассажей города и основные характеристики уже забытых пассажей.

Ряд материалов был получен при изучении фондов Музея Истории и реконструкции Москвы, Историко-архитектурного архива Управления Госконтроля по Охране и Использованию памятников истории и культуры. Центрального архива научно-технической документации Москвы, Центрального государственного исторического архива Москвы. Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка изучить и систематизировать в контексте зарубежного опыта московские пассажи середины XIX- начала XX вв. с выявлением их специфических черт и характерных особенностей; данной работой вводятся в научный обиход неизвестные до сих пор объекты и материалы, связанные с этим типом сооружений в Москве. В ходе работы было восстановлено местоположение всех несохранившихся пассажей на плане центра города, которое не было зафиксировано ни в одном литературном издании. В результате исследования, для полного и всестороннего типологического анализа были, по возможности, реконструированы основные архитектурно-планировочные характеристики и облик утраченных сооружений.

Предметом защиты являются:

- выявленные в работе характерные особенности пассажа как нового типа общественно-торгового сооружения Москвы середины XIX- начала XX вв., восходящие к западным прототипам;

- хронология и систематизация московских пассажей, построенных в середине XIX - начале XX вв., по градостроительным, структурно-планировочным и объемно-пространственным решениям в контексте соответствующего европейского опыта;

- определенные автором место и роль пассажа в структуре застройки Москвы на основе реконструированной планировки центра города /начала XX в./ с точным расположением на ней всех московских пассажей;

- специфические черты московских пассажей, выявленные в результате проведенного автором сравнительного анализа их особенностей и характеристик в контексте европейского опыта строительства данного типа сооружений.

Поставленная цель и задачи определили структуру текста.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Содержание работы.

Заключение диссертация на тему "Пассаж как новый тип общественно-торгового сооружения Москвы XIX - начала XX вв."

Заключение.

В результате проведенной работы было установлено, что в Москве с 1835 по 1911 гг. было построено девять пассажей:

Галерея кн. М. Н. Голицына /1835-1839 гг./, Солодовниковский пассаж /18621884 гг./. Александровский пассаж /1865г.-точная дата не установлена/. Джамгаровский пассаж /1870-1877 гг./, Лубянский пассаж /1882-1885 гг./, Тверской пассаж /1887-1895гг./, Верхние Торговые ряды /1889-1894 гг. /, Петровский пассаж / 1904-1906 гг./, Голофтеевский пассаж /1912-1913 гг./.

Исследование дает возможность на основе обобщения известных и большого количества полученных автором новых данных реконструировать планировку центра города с точным расположением на ней всех московских пассажей и воссоздать достоверную картину городской застройки с новыми общественно-торговыми сооружениями, существовавшими в Москве в XIX -начале XX вв.

В результате исследования в научный обиход вводятся некоторые новые, выявленные автором материалы по истории развития и типологии московского пассажа как особого архитектурного типа. Описание истории развития пассажей в хронологическом порядке было составлено на основании многочисленных архивных документов, фиксирующих основные этапы проектирования, строительства и эксплуатации этих сооружений. Важными для данного исследования были новые, не использованные ранее в отечественной литературе, архивные документы: письма и прошения владельцев пассажей в Московскую Городскую Управу, связанные с любыми изменениями в сооружениях и подробно освещающие исторические этапы существования каждого пассажа; программа конкурса на лучший проект здания Верхних Торговых рядов, пояснительная записка к проекту пассажа архитектора А. Н. Померанцева и устав Общества Верхних Торговых рядов; записки к проектам Петровского и Солодовниковского пассажей, составленные участковыми архитекторами. Для описания истории развития, а также для полного и всестороннего структурно-композиционного анализа московских пассажей был, по возможности, реконструирован облик утраченных сооружений.

На основании многочисленных вариантов проектов, документов и материалов, находящихся в архивах, были восстановлены архитектурно - планировочные решения Галереи Голицына, Солодовниковского, Лубянского, Голофтеевского пассажей, а также были воссозданы в первоначальном виде планировки Александровского и Тверского пассажей.

В работе были проанализированы и систематизированы московские пассажи по градостроительным, структурно-планировочным и объемно-пространственным решениям в контексте европейского опыта строительства этого типа сооружений.

Проведенный в работе анализ позволил сделать следующие выводы:

1. К середине XIX в России укрепилась тенденция к централизации розничной торговли. Наряду с уже существующими традиционными типами торговых зданий (торговые ряды, гостиные дворы) в больших городах появилась потребность в создании новых крупных общественно- торговых сооружений, отвечавших обновившимся требованиям жизни.

2. Популярность пассажей на Западе, их широкое распространение в XIX веке во всех крупных городах Европы, повлияли на появление этого типа сооружения в Москве. Многочисленные зарубежные пассажи стали объектом изучения отечественных архитекторов. Основные принципы архитектурно-планировочных и конструктивных решений были осмыслены на европейском опыте строительства этого типа сооружения. Однако, русские архитекторы и инженеры, используя все последние достижения, создавали, опираясь на зарубежные аналоги, особые архитектурно-планировочные и пространственные решения, усовершенствованные конструкции. Следует особенно отметить роль выдающегося русского инженера В. Г. Шухова, который как удалось установить по литературным источникам, а также по новым, полученным в результате исследования данным занимался разработкой, руководил производством и установкой конструкций стеклянных покрытий проходов пяти московских пассажей. Он применил новый, не использовавшийся ранее на Западе, тип покрытия -четырехскатный стеклянный фонарь (Лубянский и Тверской пассажи), и усовершенствовал уже известный вариант покрытия - стеклянный цилиндрический свод (Верхние Торговые ряды, Петровский и Голофтеевский пассажи).

3. Известный по европейскому опыту пассаж, как новый тип общественно-торгового сооружения, занял достойное место в исторической застройке Москвы. В XIX веке пассажи стали уникальным решением проблемы нового строительства в условиях плотной городской застройки. Они позволили сохранить уже сложившиеся и создать новые пешеходные связи внутри массивов застройки. Благодаря пассажам, возникли специфические пешеходные общественно-торговые территории в центре города, устройство которых обеспечивало дополнительный комфорт, функциональную целесообразность и престижность городского центра.

4. Московские пассажи имели все характерные черты, которые определяли специфику этого типа сооружения в Европе. Один или несколько симметричных проходов пассажа, доступных только для пешеходов, соединяли несколько улиц. Все пассажи имели стеклянные покрытия проходов, защищавшие пешеходов от неблагоприятных погодных условий. Фасады магазинов московских пассажей, выходившие в проходы - это фактически наружные, уличные фасады, симметричные по обеим сторонам прохода и единообразно решенные на всем протяжении.

Подобно истории развития пассажа как типа архитектурного сооружения в Европе, в московской практике строительства пассаж прошел процесс эволюции от самых простых архитектурно-планировочных и конструктивных решений ( Галерея Голицына, Александровский пассаж) к сложным многоуровневым значительным по размерам и площади отдельно стоящим сооружениям с многочастной планировочной системой и новейшими типами стеклянных покрытий (Верхние Торговые ряды).

5. В итоге проведенного исследования были выявлены специфические черты, явно выводящие московские пассажи за пределы европейского опыта. Специфика некоторых московских пассажей явилась результатом синтеза европейских и отечественных традиций, сформировавшихся в таких типах российских общественно-торговых сооружений как Гостиные дворы и Торговые ряды.

В итоге появились новые, не встречавшиеся в Европе типы пассажей:

1.) Здание с парадными проходами для пешеходов, как и в Европе, и примыкавший к нему второй блок сооружения с большим отдельным

Библиография Прокофьева, Ирина Александровна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX вв.: Принципы художественного единства. Под ред. Саваренской Т. Ф. - М., 1997.

2. Арнаутов Л. И., Карпов Я. К. Повесть о великом инженере. М. 1с)81.

3. Афанасьев К. Н. Нерешенная проблема архитектурной науки.// Материалы конференции. Архитектура мира. Запад-Восток: искусство композиции в истории архитектуры, вып.5 М.1996.

4. Боборыкин П. Д. Китай-город. М., 1985

5. Белоусов В. Н. Застройка района Новый Белград в столице Югославии.//Строительство и архитектура Москвы. 1964. - №10.

6. Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. М., 1991.

7. Борисова Е. А. Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX в.в. - М. 1971.

8. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М. 1979.

9. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства в 2-х т. Том 2-М., 1971.10. Весь Милан. Ф., 1991.

10. Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. Том 10, М., 1972.

11. Гастеев М. С. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. В 5- ч. Часть 1, М., 1841.

12. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М., 1984.

13. Гольдзамт Э. А., Швидковский О. А. Градостроительная культура европейских социалистических стран. М., 1985.

14. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М. 1992.

15. Градостроительство. Справочник проектировщика./ Под общ. Ред. Бепоусова В. Н./2-е изд., -М„ 1978.

16. Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII начала XIX вв. - М. 1985.

17. Зодчие Москвы. XX век. Составители М.И. Астафьева-Длутач. Ю. П. Волчок. А. М. Журавлев. М„ 1988.

18. Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. М., 1984.

19. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830 1910 гг. - М., 1978.

20. Кириченко Е. И. Москвз-ча рубеже столетий. М. 1977.

21. Кириченко Е. И. Москва. Памятники архитектуры 1830-1910 гг. VI. 1977.

22. Кириченко Е. И. Исторический музей. М., 1984

23. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М. 1986.

24. Ковельман Г. М. Творчество инженера В. Г. Шухова. М. 1961.

25. Коган Л. Б. Быть горожанами. М., 1990.

26. Косицкий Я. В. Композиционные основы планировочной структуры города. Учебное пособие. М. 1984.

27. Косицкий Я. В. Систематизация градостроительных концепций. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М. 1 979.

28. Лежава И. Г. Проблемы формирования и пространственной организации центров досуга в современном городе. Диссертация на соискание уч. степ, кандидата архитектуры. М., 1970.

29. Лежава И. Г. Функция и структура формы в архитектуре. Диссертация на соискание уч. степ, доктора архитектуры. М. 1987.

30. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Том 27-М. 1956

31. Лисенко Л. М. Дерево в архитектуре. М. 1984.

32. Мартынов А. . Снегирев И. М. Русские достопамятности в 3-х т. Том 1. М. 1 883.

33. Машков И. П. Спутник зодчего по Москве. М., 1895.

34. Мейтленд Б. Пешеходные торгово-общественные пространства. М. 1989.

35. Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. М., 1998.

36. Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII первой половине XIX вв. Диссертация на соискание уч. степ, кандидата архитектуры. - М. 1957.

37. Памятники архитектуры Москвы. Китай-город. Отв. ред. Г. В. Макаревич. М. 1987.

38. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. Отв. ред. Г. В. Макаревич. М. 1989.

39. Питчер X. Мюр и Мерилиз. М. 1993.

40. Раафат А. А. Железобетон в архитектуре. М. 1963.

41. Ранинский Ю. В. Историко-теоретические основы преемственности в развитии архитектурного ансамбля. М. 1982.

42. Ранинский Ю. В. Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля. М. 1980.

43. Рубинов А. Н. Вот такой пассаж.// Обозреватель. ¡994. - №3.

44. Рябушин А. В. Развитие жилой среды: Проблемы, закономерности, тенденции. -М. 1976.

45. Саваренская Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII XIX веков. - V!. 1987.

46. Саваренская Т. Ф. Швидковский Д. О. История градостроительного искусства: Поздний феодализм и капитализм. Учебник для ВУЗов. М. 1989.

47. Словарь иностранных слов. Отв. ред. И. В. Лехина. Ф. Н. Петрова. 5-е изд. М. 1955.

48. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М.,1990.

49. Смоляр И. М. Формирование системы группового расселения и совершенствование окружающей среды. В кн.: Градостроительство и окружающая среда. - Киев. 1973.

50. Смоляр И. М. Новый город и научно-техническая революция. // Архитектура СССР. 1968. -№ 9.

51. Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы в 3-х т. Том1 М. 1950.

52. Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы в 3-х т. Том2 М. 1950.

53. Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы в 3-х т. ТомЗ М. 1950.

54. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Отв. ред. А. М. Кантор. М. 1997.

55. Хайт В. Л. От утопии к реальности.//' Геополис. Город, построенный всем миром. -М., 1998.

56. Хайт В. Л. Культурное взаимодействие и проблема глобализации истории архитектуры.// Материалы конференции. Архитектура мира. Запад Восток: взаимодействие традиций в архитектуре., вып. 2. - М. 1993.

57. Хайт В. Л. Роль и место классического ордера в европейской культуре и ее распространении.// Материалы конференции. Архитектура мира. Запад Восток: античная традиция в архитектуре., вып. 3. - М. 1994.

58. Хайт В. Л. История современной архитектуры как профессиональная рефлексия.// Материалы конференции. Архитектура мира. Запад Восток: 2000 лет архитектурной книги., вып.6. - М. 1997.

59. Хайт В. Л. Классическая архитектура и архитектурная школа.// Материалы конференции. Архитектура мира. Запад Восток: архитектурные школы нового и новейшего времени., вып. 7. - М. 1998.

60. Хайт В. Л. Классицизм и постмодернизм.;/ Архитектура Запада, кн. 4. Модернизм и постмодернизм, критика концепций. М. 1987.

61. Швидковский О. А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. М. 1984.

62. Шумилкин С. М. Пассажи России периода классицизма. .,/ Материалы конференции. Архитектура мира. Запад Восгок: проблемы истории архитектуры., вып. 1.-М. 1992.

63. Шумилкин С. М. Развитие торговых пространств ул. Рождественской в Нижнем Новгороде XIX начата XX вв.// Материалы конференции. Архитектура мира. Запад - Восток: искусство композиции в истории архитектуры, вып. 5. - М. 1996.

64. Шумилкин С. М. Архитектура Нижегородской ярмарки. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. Кандидата архитектуры., М. 1982.

65. Barigazzi G. Cento Anni in Galleria. Milan. 1957.

66. Behrendt W. Die einheitliche Block front als Raumelement im Stadtebau. Berlin . 1912

67. Briggs A. Viktorian Cities. London. 1963.

68. Cezar D. Revue generale d architecture. 1849.

69. Curtis N. Architectural Composition. Cleveland. 1923.

70. Dumont G. H. Comment Bruxelles tut dotes des Galeries Saint-Hubert. Les Cahiers Leopoldiens.- Serie II. No 9,- 1961.

71. Egli M. Geschichte des Städtebaus, vol.1. Berlin. 1985.

72. Fürst A. Das elektrische Licht. Munich . 1926.

73. Geist J. Arcades. London. 1985.

74. Gibson J. J. The Ecological Approach to Visual Percthtion. Boston. 1979.

75. Gombrich E. The Sence of Order. Oxford. 1969.

76. Kask T. Syymmetrie und Regeimasigkeit. Französische Architectur in Grand Siecle. -Basel. 1971.

77. Kolloff E. Paris ein Reisehandbuch .- Paris. 1849.

78. Vlontagu M. Briefe aus dem Orient ( tranlation of Letters from the Orient . 1 784) 2d edition. Stuttgart. 1962.

79. Ponten J. Architektur . die nicht gebaut wurde. 1925.

80. Saintenoy Р. P. Cluysenaar. Architecte des Galeries Saint-Hubert.- Brüssels. 1944.

81. Veber M. Wirtschaft und Gesellschaft, vol.2. Cologne. 1956.

82. Wigand T. Palmvra. Ergebnisse der Expedition von 1902-1917. Berlin. 1932.

83. Zanten D. Le System des Beaux Arts. !' Architectural Design. - 1978. -Nov.

84. Архив ГНИМА им. Щусева. Наброски и исторические сведения. Раздел 1329/ 1 -19

85. ПГИА г.Москвы. Ф.2. оп. 1. д. 2

86. ЦГИА г.Москвы. Ф.2. оп. 1.д. 12. лист7

87. ЦГИА г. Москвы. Тверская часть № 499/ т.1

88. ЦГИА г. Москвы. Тверская часть № 499/' т.2

89. ЦГИА г. Москвы. Тверская часть № 27/д.22 91 .Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы, кг 4/укЗ/8

90. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы, кг 9/ук7/3

91. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы. 1-751 Петровский пассаж т. 1 кн. 1

92. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы. 1-751 Петровский пассаж т. 3 кн. 1

93. Архив ЦАНТДМ Мясницкая часть. № 50/54

94. Архив ЦАНТДМ Мясницкая часть. № 51/55

95. Архив ЦАНТДМ Мясницкая часть. № 425/55

96. Архив ЦАНТДМ Мясницкая часть. № 414

97. Архив ЦАНТДМ Тверская часть. № 279/299

98. Архив ЦАНТДМ Тверская часть. № 396 г.1 101 .Архив ЦАНТДМ Тверская часть. № 396 т. 2

99. Архив ЦАНТДМ Тверская часть. № 37-398/43

100. Архив ЦАНТДМ Тверская часть. № 397/332

101. Архив ЦАНТДМ Китай-город. № 5/17105. Фонд Моспроектад. 7219

102. МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТна правах рукописи 725.2(470.311) «18/19»

103. ПРОКОФЬЕВА Ирина Александровна

104. ПАССАЖ КАК НОВЫЙ ТИП ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВОГО СООРУЖЕНИЯ МОСКВЫ XIX НАЧАЛА XX вв.1800. 01 теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

105. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата архитектуры ТОМ 2

106. Научный руководитель доктор архитектуры,профессор, академик РААСН А. В. Рябушин1. МОСКВА 19991. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙстр.1. Схема развития пассажей 11. Хронологическая таблица 2

107. Лондон. Проект пассажа «Сити оф Лондон» /1839 г./ 3

108. Париж. Схема размещения пассажей в центре города /нач. XX в./ 4 Париж. Пале-Рояль. Галереи де Буа / интерьер, литография 1820 г/. 5 Париж. Пассаж де Панорама, Пассаж Жуфро, Пассаж Вердофрагмент центра города, план/. 6

109. Париж. Пассаж де Панорама / интерьер, литография 1810г./ 7

110. Париж. Галерея Голберт /интерьер, литография 1828 г./ 8 Париж Галерея Вивьен /интерьер/ 9

111. Париж. Пассаж де лЪпера/план, фасад/ : 10

112. Париж. Пассаж де л'Опера /интерьер/ 11

113. Париж. Галерея Орлеан /интерьер, литография 1834 г./ 12

114. Париж. Галерея Орлеан /интерьер/ 13 Милан. Галерея Витторио Эмануеле IIа) План центра до 1850 г.б) план центра после строительства

115. Галереи Витторио Эмануеле II /1865-1867гг./ 14

116. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /проект, изометрия/ 15

117. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /проект, разрез по куполу/ 16

118. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /интерьер/ 17

119. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /фрагмент интерьера/ 18 Лондон. Барлингтон Аркада, Роял. Аркада, Пи-кадилли Аркада.фрагмент центра города, план/. 19

120. Лондон. Барлингтон Аркада /интерьер/. 20

121. Лондон. Роял Опера Аркада /интерьер/ 21

122. Лондон. Роял Опера Аркада /вид крыши/ 22 Кардиф. Морган Аркада, Вунхэм Аркада, Роял Аркада, /фрагмент центра города, план/.

123. Кастел Аркада, Хай Стрит Аркада, Квин Стрит Аркада,фрагмент центра города, план/. 23 Лидс. Тронтон Аркада, Квинс Аркада, Гранд Аркада, Кантри Аркада, Кросс Аркада.фрагмент центра города, план/. 24 Сидней /фрагмент центра города, план/.

124. Мельбурн /фрагмент центра города, план/. 25

125. Берлин. Кайзергалерея /план 1 этажа/ 26

126. Берлин. Кайзергалерея /вид с улицы Фридрихштрассе/ 27

127. Берлин. Кайзергалерея /интерьер/ 28

128. Берлин. Кайзергалерея /интерьер после реконструкции 1928 г./ 29

129. Берлин. Кайзергалерея /интерьер после реконструкции 1928 г./ 30

130. Берлин. Фридрихштрассенпассаж /план 1 этажа/ 31

131. Берлин. Фридрихштрассенпассаж /интерьер/ 32

132. Берлин. Фридрихштрассенпассаж /интерьер/ 33

133. С. Петербург. Гостиный двор. 34 С. Петербург. Пассаж на Невском /интерьер, фотография конца XIX в./ 351846-1848 гг. /арх. Р. Желязевич

134. Москва. Гостиный двор /план 1 этажа, проект Дж. Кваренги/ 36

135. Москва. План Красной площади и Торговых рядов в 1779 г. 37 Москва. Схематический план центра после пожара 1812 г. Проект Комиссии для строений в Москве 1817 г., совмещенный с проектом реконструкции Кремля1. М. Ф. Казакова 38

136. Москва. План Верхних Торговых рядов / 1845 г./ 39

137. Москва. Проект перестройки Верхних Торговых рядов /1840 г./ 40 Москва. План владения братьев Вешняковыхв Верхних Торговых рядах /1867 г./ 41 Москва. Разрез и фасад владения братьев Вешняковыхв Верхних Торговых рядах /1867 г./ 42

138. Москва. Средние Торговые ряды / Вид по ул. Варварке 1880-е г./ 43

139. Москва. Средние Торговые ряды, арх. Р. Клейн /план 1 этажа/ 44

140. Москва. Средние Торговые ряды /фрагмент фасада/ 45

141. Москва. Средние Торговые ряды / фотография нач. XIX в./ 46 Схема размещения пассажей в центре Москвы /1913 г./реконструкция автора 47

142. Москва. Галерея кн. Голицына /интерьер, литография 1841 г./ 48

143. Москва. Галерея кн. Голицына /план 1 этажа, 1845 г./ 49 Москва. Галерея кн. Голицына /фасад по ул. Петровке,реконструкция автора/ 50 Москва. Галерея кн. Голицына / поперечный разрез,реконструкция автора/ 51

144. Москва. Солодовниковский пассаж /план 1 этажа, 1884 г./ 52 Москва. Солодовниковский пассажпроект фасада по ул. Неглинной, 1884 г./ 53

145. Москва. Солодовниковский пассаж / поперечный разрез, 1884 г./ 54

146. Москва. Джамгаровский пассаж /план 1 этажа, 1877 г./ 55 Москва. Джамгаровский пассаж /фасад по ул. Кузнецкий мост, 1877 г./ 56

147. Москва. Джамгаровский пассаж /продольный разрез, 1877 г./ 57 Москва. Джамгаровский пассаж / разрез по корпусу,выходящему на ул. Кузнецкий мост, 1877 г./ 58

148. Москва. Лубянский пассаж/план 1 этажа, 1885 г./ 59

149. Москва. Лубянский пассаж /фасад по Китайскому проезду, 1885 г./ 60

150. Москва. Лубянский пассаж /фасад по Китайскому проезду, 1885 г./ 61

151. Москва. Лубянский пассаж /поперечный разрез, 1885 г./ 62

152. Москва. Тверской пассаж /план 1 этажа, реконструкция автора/ 63

153. Москва. Тверской пассаж /фасад по ул. Тверской/ 64 Москва. Тверской пассаж /поперечный разрез, реконструкция автора/ 65

154. Москва. Верхние Торговые ряды /интерьер, фотография 1910-х г./ 66

155. Москва. Верхние Торговые ряды /вид с Красной площади/ 67

156. Москва. Верхние Торговые ряды /план 1 этажа/ 68 Москва. Верхние Торговые рядыфрагмент фасада, по Красной площади/ 69

157. Москва. Верхние Торговые ряды /поперечный разрез/ 70

158. Москва. Петровский пассаж /интерьер/ 71

159. Москва. Петровский пассаж /план 1 этажа/ 72период до 18201820-18401840-I8601860-1880пассаж город даты стр-ва

160. Галереи де Б уд Париж 1786-17881. Пассаж Фейдо Париж 1791 *

161. Пассаж дю К.э.р Париж 1799

162. Пассаж де Панорама Париж 18001. Пассаж Делорм Париж 1808

163. Пассаж Монтескье Париж 1811

164. Роял Опера Аркада Лондон 1816-1818

165. Барлингтон Аркада Лондон 1818-1819

166. Пассаж де ла Монэ Брюссель 1820

167. Пассаж де л'Опера Париж 18231. Галерея Вивьен Париж 18251. Пассаж Шеасоль Париж 1825

168. Аппер анд Лоуер Аркады Бристоль 1825

169. Галерея Голберт Париж 1826

170. Галерея Веро-Дода Париж 1826

171. Пассаж дю С о мои Париж 1827

172. Филадельфия Аркада Филадельфия 1826-1827

173. Эржпл Аркада Глазго 1827 *

174. Пассаж де л'АрГ Л ион 1825-1828

175. Вейбассет Аркада Провиденс 1827-1829

176. Галерея Орлеан Париж 1828-1829

177. Шувер Аркада Лондон 1829-1931

178. Рояль Аркада Пыокасл 1831-1832

179. Галерея де Крнетофори Милан 1831-18321 алерея Борделеа Бордо 1831-1834

180. Пассаж Лемонье Льеж 1837-1839

181. Галерея Голицына Москва 1835-1839

182. Эль Тержесто Триест 1840-1842

183. Пассаж Помре й Нант 1840-1843

184. Екзетер Аркада Лондон 1842-1843

185. Снллемс Базар Гамбург 1842-1845

186. Пассаж Жуфро Париж 1845-1847

187. Галерея Сан Убер Брюссель 1846-1847

188. Пассаж на Невском Петербург 1845-1848

189. Квинс Аркада Мельбурн 1853

190. Солоцошнжонснин пассаж Москва 1862-1884

191. Александровский пассаж Москва 1863*

192. Кенигин Август Холл Кельн 1863

193. Пассаж Витторпо ЭмапуелеП Милан 1865-1877

194. Рояль Аркада Мельбурн 18691860-1880 Джамгаровскнй пассаж

195. Галерея Мазики I снуя 1880 *

196. Галереи Принчнпе Неаполь 1878-1882

197. Пассаж дю Норд Брюссель 1882

198. Лубянский пассаж Москва 1882-18851. Пассаж Гаа. а 1883-1885

199. Тверской пассаж Москва 1887-1895

200. Кайзер Пассаж Карлсруэ 18871. Квинс Аркада Лидс 1888

201. Кливленд Аркада Кливленд 1888-1890

202. Верхние Торговые ряды Москва 1889-1894

203. Аркада Александра Оуанси 1890

204. Галерея Национале Турин 1890

205. Галерея Умберто 1 11еаполь 1887-18911. Катри Аркада Лиде 1897

206. Сити Аркада Бирм ингем 18991. Франкфурт на

207. Кайзер Вильгельм Пассаж Майне 1900

208. Пассаж Георга 1 анновер 1901

209. Сентрал Аркада Вулверхемгпон 1904

210. Фридрихипрассенпассаж Берлин 1904

211. Петровский пассаж Москва 1904-1906

212. Паризер Гоф Будапешт 1909-1911

213. Пикадилли Аркада Лондон 1912

214. Го.тофтеевский массаж Москва 1912-1913

215. Медлер Пассаж Лейпциг 19141 1нчтрп Аркада А'1 л <1Н га 1916

216. Галерея Пьяпца Колонна Рим 1925*- точная дата неизвестна

217. Лондон. Проект пассажа «Сити оф Лондон» /1839 г./

218. Париж. Схема размещения пассажей в центре города /нач. XX в./

219. Париж. 1 але-Рояль. Галереи де Б yd / интерьер. литография 1820 г/

220. Париж. Пассаж де Панорама. Пассаж Жуфро. Пассаж Вердо /фрагмент центра города, план/.1. РЛХЯАСЕЗ !Ж ГЛ)Р¥МЛ./ Ч 7.г//</<' '¿'а}*/: //а.//:л; ^я.,У«?,У у,,;- ¿Л-гЛ/У*^^ ' .¿-Л^Л,*//1> ' ¿у* ¿'¿¿¿'Г ^ г-еУ А.„„ 'Л,/<' /^.'./„^ /¡„/„-Г.-,, ,у„, ^г- ^ и*.

221. Ж-¿/у?,*/; ,/, ///(„.¿г ,;■„/> „„^.т,,„У /.л././дал/у^ ^/гУ; г/' ^лу,////^'^--/,,- /г/' -.-/¿/у* „ у>„„^

222. У*л?Л. а^.ш.о и, "».их а 411' оиалШ ^с'и Ги, ^ Л. '"nU.vJuw.Uu V'зм.лх о'кхккл!, ш:.ч глхзлок.ч ет пк мин* гжноигнк.ч.

223. Париж. Пассаж де лОпера /план, фасад/

224. Париж. Галерея Орлеан /интерьер, литография 1834 г

225. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II 'проект, изометрия/

226. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /проект, разрез по куполу/

227. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /интерьер/

228. Милан. Галерея Витторио Эмануеле II /фрагмент интерьера'

229. Лондон. Барлингтон Аркада. Роял Аркада. Пи-жадилли Аркада /фрагмент центра города, план/.

230. Лондон. Барлингтон Аркада /интерьер/.

231. Лондон. Роя. Опера Аркада интерьер

232. Кардиф. Морган Аркада. В\нх чм Аркада. Роял Аркада, фрагмент центра города, план

233. Кастел Аркада. Хай Слрит Аркада. Квин Сгрит Аркада, фрагмент центра города, план . (о)

234. Лидс. Тронтон Аркада. Квинс Аркада. Гранд Аркада. Кантри Аркада. Кросс Аркада, фрагмент' центра города, план .

235. Мельбурн /фрагмент центра города, план/.

236. Берлин. Кайзергалерея /план 1 этажа/

237. Берлин. Кайзергалерея вил с \лицы Фридрихштрасее,

238. Берлин. Кайзергалерея интерьер/

239. Берлин. Кайзергалерея интерьер после реконструкции 1с)28 i

240. Берлин. Кайзергалерея интерьер после реконструкции 1928 I

241. Берлин. Фридрихштрассенпассаж интерьер/s/СЛyis / s

242. Москва, -остиныйлвор .лам 1 г.ажа. проект Дж

243. План Красной площади и торговых рядов в 1779 г. Составлен архитектором Семеном Кориным в связи с произошедшим с 24 на 25 марта 1779 г. пожаром. Музей Академии художеств СССР.

244. Москва. Схематический план центра после пожара 1812 г.

245. Проект Комиссии для строений в Москве 181~ г. совмещенный с проектом реконструкции Кремля М. Ф. Казакова

246. Москва. План Верхних Торговых рядов / 1845 г./

247. Москва. Проект перестройки Верхних Торговых рядов /1840 г./1. X . . ■ Н*•<- ■ <л4 /I*7 Г /"

248. Границы земли сею владптя наложены1. Строены //»^,«<1«'>.1. ГУ*.

249. Москва. Разрез и фасад владения братьев Вешняковых в Верхних Торговых рядах /1867 г./

250. Москва. Средние I opi оные ряды / Вид по ул. Варварке I 880-е i.