автореферат диссертации по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам, 05.11.18, диссертация на тему:Методология квалиметрической оценки динамической точности звукоблоков кинопроекционной аппаратуры
Автореферат диссертации по теме "Методология квалиметрической оценки динамической точности звукоблоков кинопроекционной аппаратуры"
РГБ ОД
1 ог./,.'. да
На правах рукописи
Иванов Александр Константинович
Методология квалиметрической оценки щнамической точности звукоблоков кинопроекционной аппаратуры.
Специальность: 05.11.18,- Приборы и методы фото- и кинематографии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата технических наук
Санкт-Петербург 2000 г.
Работа выполнена в Санкт-Петебургском Государственном университете кин и телевидения
Научный руководитель: к.т.н., проф. H.H. Коломенски
Научный консультант: к.т.н. К.Г. Ершов
Официальные оппоненты: д.т.н. проф. В.А. Иванов
А ОU,. к.т.н. О.П. Макаров
Ведущая организация: Научно-исследовательски
кинофотоинстиг
Защита состоится «¿¿гС 2000 г. ъ-f 1.— часов на заседании диссертационно: совета Д.035.01.01. Санкт-Петербургского Государственного университета юл и телевидения по адресу г. Санкт-Петербург, 191119-, ул. Правды ,13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГУКиТ.
Автореферат разослан ¿У"* 2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета t^£)\jO> к.т.н. Гласман К.
Общая характеристика работы
К числу важнейших и актуальных научно - технических проблем тематографии относятся квалиметрические проблемы нормирования эъекгавного качества кинотеатрального звука, а также соответствующего шического и метрологического обеспечения процесса проектирования, оизводства и 'эксплуатации комплексов киновидеоаппаратуры и яотехнологического оборудования на всех стадиях производства и ;плуатации.
Научно-обоснованное нормирование качества звука, воспринимаемого но и телезрителем предполагает аксиоматическое построение теории енивания этого качества с использованием методов психофизики, зволяющих устанавливать связь между психометрическими (субъективными) физико - техническими (объективными) параметрами аппаратуры, шщипиалышм вопросом при разработке теории оценивания и нормирования íecтвa звука является определение научно- обоснованных критериев (мер) егпси и разработка физико -математических моделей качества как по частным раметрам— дифференциально, так и по совокупности - интегрально.
Уровень качества функционирования кинопроекционной аппаратуры нематографических систем характеризуется состоянием во времени физико -<нических параметров, определяющих на основе сенсорных функций общенные психометрические (субъективные) параметры качества звука при но и телепоказе. Поэтому оптимизация технических параметров звукоблоков нопроекционной аппаратуры является важнейшей системной задачей и гбует формулирования единых основ анализа и синтеза с точки зрения еспечения качества психометрических параметров (интегрального качества ука).
Постановка и разработка некоторых указанных проблем и является держанием представленной диссертационной работы, в которой ализируется состояние проблемы оценки психометрических параметров >та кинематографических (кинотелевизионных) систем и осуществляется, бственно, разработка современных концепций оценки динамической чности функционирования звукоблоков кинопроекционной аппаратуры.
Актуальность работы заключается в необходимости научно -основанного (количественного) управления уровнем качества и технического стояния звукоблоков кинопроекционной аппаратуры на всех этапах их именного цикла от идеи создания, проектирования и производства, до снятия жсплуатации.
В настоящее время в кинематографии отсутствуют теоретичес: концепции качества кинотеатрального звука и соответственно динамичес) точности звукоблоков кинопроекционной аппаратуры. Существуют: дифференциальные и интегральные критерии оценки качества звука обеспечивают указанного управления, так как не имеют необходим теоретического обоснования и построены па интуитивно - умозрителы предпосылках.
: Таким образом, нормирование и повышение уровня точно звукоблоков кинопроекционной аппаратуры, их сравнение между соб прогнозирование технического состояния и определение ресурса, а та! оптимизация различных затрат, как составные элементы управле] оказываются не реализуемыми и в основе всех конструкторско технологической, эксплуатационной, метрологической, экономической других видах деятельности находиться эмпиризм, подкрепленный отдельнь исследованиями.
Целями и задачами работы являются;
1. Разработка психофизических методов . квалиметрической оцо кинотеатрального звука.
2. Разработка случайных динамических моделей функционировав звукоблоков кинопоекционной аппаратуры, а также критериев и мето, оценки их точности.
3. Расчетно - экспериментальная проверка разработанных теоретичес; положений диссертационной работы.
Научная ценность работа определяется, в первую очередь, нау обоснованным анализом - синтезом динамической точности звукобло кинопроекционной аппаратуры с целью нормирования всей совокупности исходных, так и выходных психометрических параметров, а также в получе1 сравнительных характеристик (показателей) различных звукоблоков точности.
Важным научным результатом работы является возможно прогнозирования технического состояния и определения ресурса звукобло кмюпрекционнной аппаратуры с оптимизацией затрат на всех этапах создания и эксплуатации.
Практическая ценность работы:
В сфере производства обеспечивается соответствующий уров технологичности, серийнопригодности и конкурентоспособности (кла< кинопроекциионной аппаратуры, а в сфере эксплуатации гарантирован!
зепь качества и надежности их функционирова1гая в зависимости от шовленного класса, а также категории кинотеатра или киновидеозала.
В управленческо - организационной сфере создг>нии€(на основе выводов и эмендаций работы) стандарты и руководящие технические материачы золят иметь научно — обоснованную методологию отраслевого управления ;ством и надежностью кинопроекционной аппаратуры.
Апробация работы проводилась на кафедре "Прецезионных технологий и гификации киновидеотехники" СПбГУКиТ научно-технической ференции ГТРК "Петербург - 5 канал" и НИИ телевидения, 1998 г.
Публикации по теме диссертации осуществлены в паучных трудах гитута Кино и телевидения в 1997 - 2000 гг. (5 статей).
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, глав и выводов по работе. Содержит страниц текста, рисунков,
тац и списка литературы £0 наименований.
Обобщенное изложение результатов исследований.
1. Психофизический подход к квалиметрической оценке кинотеатрального
звука.
Свойства таких сложных физических объектов, как световой или звуков сигнал, преобразованный и искаженный аудиовизуальной систем! практически могут быть описаны (и описываются) физическими термина (информационными критериями), например, коэффициент модуляц) отношение сигнал -помеха, нелинейные искажения и др. определяются величине соответствующими контрольно - измерительными приборами.
Однако конечным звеном кинематографической системы (ее приемнико является слушатель - зритель и наиболее специфическими и ценны свойствами в описании записанных и воспроизводимых сигналов, оказываю' именно их "человеческие" свойства. Поэтому наиболее корректныу окончательным критерием оценки качества воспроизводящих свой аудиовизуальных систем должен бьггь результат экспертной оцен полученный на основе научно-обоснованного и строго проведенного алгорот необходимых исследований. В противном случае, в описании сигналов мо] быть утрачены, значимые для человеческого восприятия их качества и не бу, выполнено главное условие психофизического анализа - точное отображени описание характеристик внешних воздействий. Специальной задачей зд становиться поиск такого вербального описания субъективных обра; физических параметров сигналов изображения и звука, в котором несмотря неизбежные упрощения, будут выделены их специфические качест определяющие основное содержание психического образа этих сигналов. Г этом считается, что между множеством субъективных представлений внешнем сигнале Я и соответствующими реакциями Я имеется изоморф] связь с точностью до некоторых возможных случайных вариации, вызвана внутренними факторами, например, нейронными шумами.
Для теории и методов оценки качества звука целесообразно постулиров предположение о наличии стохастического оператора связи между множестт субъективных отображений /? и множеством £ внешних сигналов. Указаня оператор при этом является в определенном смысле статистическ усреднением допустимых для данного множества сигналов 5 реакций Предполагается способность слушателя - зрителя давать численную оце) степени различия между ощущениями вызванными разными по велич1 внешними сигналами (их параметрами).
В качестве критериев оптимальности при принятии статистических решет экспертами - слушателями предлагается использование бейесова кла критериев (критерии Бейеса, Неймана Пирсона и критерии "идеальн наблюдателя") на оспове отпошигия правдоподобия.
Анализ основных современных теоретических представлений сенсорной гтвительности экспертов (нейроквантовая модель Стивенса, - модель сокого порога" Блэкуэлла, статистическая модель сенсорного научения :а, статистическая теория обнаружения (различия)) показал, что важнейшим тором, определяющим предельно разрешающую способность сенсорной гемы, ее потенциальную помехоустойчивость являются сенсорные шумы на уровне отражения, так и на уровне принятия решения данной сенсорной гемы. Поэтому восприятие изменений сигнального процесса и оценивание сорной чувствительности экспертов предлагается проводить с помощью очих характеристик (РХ), то есть взаимной зависимости вероятностей аружения сигналов и ложной тревоги.
Эсновное назначение указанных вероятностно - статистических хофизических методов для целей, квалиметрической оценки звука - это крытяе соотношений детерминированных и случайных закономерностей пеционирования сенсорных систем слушателя — зрителя с, целью снования современных критериев качества звука в кинематографе. Статистическая природа ощущений на соответствующие епшулытые действия, привела к необходимости разработки стохастических моделей имосвязи физического и слухового сенсорного пространств. При этом ^полагалось, что статистические свойства одинаково присущи как сорному, так и физическому пространствам, то есть определенные пределения вероятностей случайных величин стимулов (параметров) Сражаются в некоторые распределения вероятностей случайных величин ущений.
Одномерная линейная стохастическая модель взаимосвязи физического (S) и [сорного (R) пространства с учетом постоянного характеристического (ффициента К и мультипликативного белого шума Ws:
dR =\к-В112}lS + BdWs \rh - R),
; R и dWs - стохастические дифференциалы Ито;
В2/2 - параметр, обусловленный особенностями стохастического ^ференцирования по Ито.
Решениями уравнения по математическому ожиданию и дисперсии будут iдующие выражения:
Мм- ехр[(£ - М2 !l\s - Sfr)] Mm=RH+{Rtn - Rn )exp[- (к -M2 / - SQ)] DM =R^exp[2(j^ - M2\S - S0)]l - exp M2(S - S0)]
Окп= [дя + (л„2 - ехр[- 2(К - М)2(5 -50){1 - ехрМг(Б -
Следует отметить, влияние мультипликативных шумов моя проявляться физически в следующих аспектах:
- в повышении динамичности (уменьшении устойчивости) ощущенвд
- в появлении дополнительной систематической составляющей ощущениях при линейных дифференциальных отображениях отсутствии стимула (сигнала);
в увеличении дисперсий параметров ощущений и их корреляции г многомерных наблюдениях.
Полученные экспотенциальные зависимости психометрических и физ! - технических параметров при оценке качества изображения и звука шире применяются для аппроксимации экспериментальных данных.
Так, особенно часто эта зависимость в детерминированном вг используется для оценки ухудшений качества телевизионных изображений частным психофизическим параметрам. Аналогично аппроксимирую-экспериментальные крив.ые (сенсорные функции) при оце! кинематографического изображения по резкости и четкости в зависимости информационных критериев.
Имеются экспериментальные данные о том, что ощущения лингвистическим переменным звонкость, объемность, мягкость, четкость звукового давления, длительность шумовых сигналов, скорости повторе! звуковых импульсов и т.п. также аппроксимируются экспоненциальны зависимостями.
В настоящее время отсутствуют теоретические концепции субъективн< качества звука в кинематографе. Существующие дифференциальные интегральные оценки качества кинотеатрального звука не имеют необходим! теоретического обоснования и построены на тггуитивно-умозрительн предпосылках.
Анализ методологии обоснования рассмотренных критериев формирования их соответствующих математических выражений показывг что в качестве исходных посылок во всех случаях использовались Л1 аппроксимации эмпирических зависимостей, либо разные интуотив; умозрительные представления. Поэтому, в отсутствие единой аксиоматичен основы, предложенные критерии:
1. имеют разнородные и противоречивые содержание и форму;
2. не учит ывают стохастичность восприятия и оценки качества звука;
3. не отражают весовой вклад отдельных (частных) параметров в обш (интегральную) оценку;
е раскрывают возможные корреляционные связи между отдельными щстными) параметрами.
¡ля аксиоматического построения теории квалиметрии звука введем ¡транство £1 с множеством элементарных ощущений и совокупностью Р шожеств qi ощущений по отдельным признакам (параметрам) качества а. Предполагаются выполненными следующие аксиомы:
. Если qi £.Р, то дополнительное подмножество (обозначим его через ({1)
также принадлежит Р; -
. Б содержит все пространство Д £2£р, !
. Если д/, д2............-совокупность подмножеств из Р, то их объединение и
пересечение также принадлежит Р, \J\ilj ^ Р, ^ > Дзлее
п п
исходным понятием теории квалиметрии считаем функцию <2 (({¡) каждого подмножества из Р, удовлетворяющую условиям: • ЯШ ~ неотрицательное число (0 < < 1)-,
к Если <7, , дг,............. - счетная последовательность попарно
пересекающихся подмножеств из К то
ч п У 1=1 /=1 /1 /=1 к-1
Изложенная структура с сенсорным пространством (£2, Р, О) дставляет собой логико-математическую основу, которая обеспечивает мирование квалиметрии звука в субъективных экспертизах как научной циплине.
С учетом стохастического характера откликов экспертов значения как гных психофизических параметров, так и обобщенного (интегрального) ества звука от эталонных представляют собой случайные величины. Таким азом случайные величины 0(д,) являются измеримыми относительно Р (<Т -гбры) функциями определенными для всех точек из множества
зъекгивного пространства) £2.
При введении субъективной вероятностной меры [0,1] как функции )жества (аксиоматика Колмогорова) или нечеткой меры [0.1] как функции яаддежности (аксиоматика Заде) выражение для интегральной оценки ества звука представляет собой многомерную характеристическую нсцию:
^ [ Ы ¿Ы\ ¿=1 )
где А1 — многомерные кумулянтные математические ожидаз коэффициентов чувствительности частных психометрических парамет звука;
-Ац- - двумерный центральный момент, характеризуюп корреляционную взаимосвязь коэффициентов чувствительности.
Предложенные в данной работе критерии, модели и алгоритмы шттег дифференциальной оценки качества звука, воспринимаемого эксперта потребуют в дальнейшем специальной всесторонней и пол] экспериментальной проверки с учетом различных факторов. В теоретичеа плане, по мнепию автора, указанные критерии, модели и алгоритмы мо? считать достаточно логико-математически обоснованными и имеюпц непротиворечивую аксиоматику. В качестве расчетно-эксперементалы проверки предлагаемого интегрального критерия и подтверждения эффективности воспользуемся известным статистическим материа! опубликованным в работах Иофе В.К. и Мазголина В.Б. по субъективной ощ качества звучания воспроизводящей аппаратуры.
Для обобщения оценки качества звучания авторы использов линейную многомерную модель вида
ы
где I') - основпые статистически независимые субъективные ощущенш (признаки качества), оцениваемые с помощью специальных психологически: шкал, чаще всего в баллах;
V) - весовые множители, определяющие значимость каждого ощущеш (признака качества) при формировании общей оценки (суждения).
Для расчета интегро-дифференциальной оценки качества звучания четырем психофизическим свойствам - звонкости (д]), объемности мягкости (дз) и четкости (д,{) по линейному многомерному крите] использовалось уравнение:
0=0,52^1+0,40^2+0,17^3+0,34^4-0,05 где О. - общее звуковое впечатление (ощущение) по шкале отношений.
В таб. 1 представлены исходные данные и итоговые экспериментальные и ¡счетные по предлагаемому критерию числовые значения субъективной денки качества звучания радиоэлектронной аппаратуры.
аблица 1.
1» Дифференциальные оценки (эксп) Интегральные оценки
Уп 41 42 чз Ч4 <3 (эксп) С}(шч)
1 0,66 0,64 0,52 0,43 0,49 (Г,48
2 0,66 0,47 0,52 0,33 0,50 0,53
3 0,28 0,71 0,45 0,14 0,37 0,44
4 0,70 0,38 0,35 0,37 0,47 0,43
5 0,59 0,60 0,51 0,29 0,60 0,50
6 0,35 0,03 0,50 0,30 0,18 0,33
7 0,39 0,01 0,40 0,40 0,16 0,29
Результаты расчетов по таб. 1 наглядно свидетельствуют о достаточно очном соответствии экспериментальных и расчетных данных по определению нтегрального качества звучания (для исследованных четырех сихофгоических параметров) и о пригодности н корректности нового пиверсального критерия для интегро-дифференциальных оценок как качества вука в кинематографе.
2. Моделирование и оценка динамической точности звукоблоков кинопроекционной аппаратуры.
Для оценки динамической точности функционирования звукоблокс поведен корреляционный анализ линейной параметрической системы. В вил механизмов транспортирования сигналоносителя звукоблоков, в которы процессы, воспроизведения сопровождаются ошибками перемещен» (продольными, поперечными, осевыми колебаниями и т.п.) сигналоносителя.
Известно, что в процессе воспроизведения световой поток (для линейно системы) определяется как свертка входного сигнала и импульсной функци анализируемого процесса (системы) - Р (1,а). Воздействие входного сигнала I носитель в сканирующей системе за время Т-прохождения сигналоносителе сканирующего штриха (щели) будет представлять в среднеквадратическо смысле нормированный сигнал на выходе линейной параметрической систем (действующая освещенность).
к(х,Т)=~ I )тР^а)£ь{х-а)(1аа I . Т т -
где ¡(а) - импульсная функция линейной системы с постоянные (заданными) параметрами, например функция рассеяния линии оптики.
. Импульсная функция (как известно, связана преобразованием Фурье передаточной функцией g(ja),t)^.
2л _гс
где а - круговая частота.
При условии, что случайный входной процесс - £ь и импульсная функци рассматриваемой параметрической системы не коррелированы, корреляционн; функция выходного сигнала для координат носителя х1 и ^(соответственно в моменты ^ и /2) по общим правилам равна:
Д4(*1?Г;г2,Г)= М {А(х11Г>(х2,Г)} =
I * п
Приведем конечное выражение корреляционной функции сигнала на оде линейной параметрической системы, которая обуславливает случайную тбку перемещения сигналоносителя Б^):
U-rЛ = f Mja» \FJ.m)\\B¿r,6>)dtsdt1e'°'dú}
где F/s) - энергетический спектр входного сигнала; ja>) Р - закон преобразования энергетического спектра и lAQtci) / - ЧКХ гапленки; ФПМ объектива и т.п. входного сигнала на выходе линейной темы с заданными параметрами
1 г
* о
актеристика, усредненная за время Т, представляет собой характеристику ргетического фильтра для F£ (е) и обусловлена ошибкой перемещения S(t).
Передаточная функция представлена в виде g(ja,t) ~ exp[jcü(p(pt)7 и в ультате ряда преобразований получено выражение, позволяющее )еделить характеристику энергетического фильтра, обусловленного ошибкой смещения. Используя теорему Парсеваля, получается:
в(ео, Т) = В „{со, Г) =—ехр (<г>2) ? Ф, <Ж)Ф2 (-WyfíV, 7ж ^
Ф,(1Г) = Г2 sin с2 (Ж
где сг/, В, (т) - дисперсия и корреляционная функция ошибки перемещения 8(1).
Как и следовало ожидать, параметрическая система обуславливает линейные искажения: наличие суммы в последнем выражении адетельствует о появлении в спектре выходного сигнала дополнительных статных слагаемых.
В нормативной документации на киноаппаратуру не учитывается щьтрация сигнала случайными динамическими фильтрами (за счет колебаний орости носителя (КСН) и осевых колебаний.
Например, для звукоблоков кинопроекторов нормированный ГОСТ - 2( спад амплитудно - частотной характеристики (АЧХ) на верхней граничт частоте (8 кГЦ) установлен в 3,0 -т-3,5 дБ. Рассматриваемый случайн динамический фильтр приводит к спаду АХЧ приблизительно на 1,8 дБ. Б показывают расчеты, спад в 3,0 ^-3,5 дБ обеспечивается по техничес! документации на звукоблоки, но не обеспечивает запаса парам стричес! надежности. В значительной степени указанный запас зависит от динамичеа точности звукоблока, которая в процессе эксплуатации имеет необратим тенденцию к снижению, что необходимо учитывать при проектирован изготовлении, сборке и юстировке звукоблоков кинопроекторов.
Следует отметить, что процесс воспроизведения колебаний скоро* носителя (КСН) и осевых колебаний как линейная параметрическая систс приводит к появлению нелинейных искажений и ухудшению отношения сип - помеха.
Конструкторско - технологическую разработку звукоблоков необхода обеспечить расчетно -экспериментальным или экспериментальным методом разработкой метрологии) определения необходимой точно* функционирования звукоблоков должна быть обеспечена при эксплуатацт ремонте.
Для звукоблока при наличии КСН ошибкой функционирования будет ошибка перемещения фонограммы. Дисперсия ошибки положения
Л-2 а2
Среднеквадратичное отклонение КСН <т3, также коэффициент КСБ детонации (Кс и Кд), является интегральной оценкой. Ка - позволяет судит том, воспринимается человеком или пет продукты ПЧМ. В конструкторе технологическом аспекте параметры сг&, Кс и Кд не являю представительными оценками: они не позволяют определить непосредстве1 точность функционирования звукоблока.
Точность функционирования звукоблока может быть оцен энергетическим спектром продуктов паразитной частотной модуляции (ПЧ: шириной полосы этого спеюра, временем корреляции, энергетичеа функцией; передачи модуляции (ФПМ), отношением сигнал - помеха и: КСН, наконец; интересующей нас ошибкой перемещения фонограммы.
Знание ошибки перемещения позволяет обоснованно проводить анали устанавливать допуски на точность деталей и механизма звукоблока пу структурного статистического анализа.
Дисперсия временной ошибки зависит от спектра КСНи, следовательно,, определения допустимой величины ошибки перемещения фонограммы
кретном звукоблоке кроме Кс (Кд) необходимо знать спектральное тределение составляющих КСН.
Хля суммы гармонических компонент КСН дисперсия временной ошибки та:
где К - коэффициент нормирования спектральных составляющих КС по ффицненту КСН определяется из следующего выражения
им образом, используя стандартные измерительные приборы - детанометр и лизатор спектра, по результатам измерений можем определить ошибку смещения фонограммы из-за КСН.
Задаваясь ошибкой положения фонограммы при конструкторско-нологической разработке можно обоснованно устанавливать допуски на ность отдельных деталей звукоблоков на основе принципов имозаменяемости.
Существует ряд методов прямого измерения временной ошибки гограммы. Сущность измерения среднеквадратического отклонения менной ошибки заключается в том, что исследуемый процесс А (О ггрируют, выделяют модуль и определяют среднее значение деформированного процесса, которое при известном законе распределения |Дного процесса является прямопропорционалъным его даеквадратичному отклонению. Измерение временной ошибки (или ошибки смещения) осуществляется по эталонному сигналу (например,^ = 3150 Гц) гем измерения флуктуации периода воспроизводимого напряжения юсительно среднего значения.
2
Выводы по работе.
1. Анализ отечественной и зарубежной научно-технической литерату позволил констатировать отсутствие в кинематографии общепризнанн научно-обоснованных принципов оценки субъективного качества зву Существующие интегральные критерии субъективной оценки качества зв; не имеют необходимого аксиоматического обоснования и едш теоретической концепции, вследствие чего противоречивы и разнородны 1 по форме, так и по содержанию.
2. Предложен множественно - вероятностный подход доя аксиоматаческ! построения теории субъективной оценки качества звука в виде кол множеств со структурной булевой или сг - алгебры и многомерн сенсорного пространства с вероятностной (по Колмогорову) и нечеткой Заде) мерой множеств.
3. Разработан универсальный показатель интегральной оценки качества зв; по совокупности психометрических параметров и на основе классификации.
4. Предложен статистический подход к оценке сенсорной чувствительно экспертов по качеству звука на основе психофизической тео] обнаружения сигналов.
5. Установлено, что связь между психометрическими и физико-техничесга параметрами при оценке качества звука определяется на осн стохастического уравнения и между параметрами имеется экспоненциаль зависимость.
6. Разработаны случайные динамические модели функционирова: звукоблоков кинопроекционной аппаратуры, обеспечивающие оценку управление точностью характеристики воспроизводимых сигналов соответственно качеством звука.
7. Предложены методы и средства оценки динамической точно звукоблоков для технической диагностики, технического обслуживали ремонта кинопроекционной аппаратуры.
Список публикаций по диссертации.
коломенский H.H., Кулаков А.К., Нестерова Е.И., Иванов А.К. Реализация принципов сертификации изделий киновидеотехники по квалиметрическим показателям. Сборник научных трудов СПбГУКиТ, вып. 9,1998. Коломенский H.H., Кулаков А.К., Ковалев К Н., Усачева Е.В., Иванов А.К. Психофизическое и технико-экономическое сравнение проекционных гистем. Сборник научных трудов СПбГУКиТ, вып. 10,1999. Коломенский H.H., Кулаков А.К., Нестерова Е.И., Иванов А.К., Хейфец С.Д. Повышение параметрической надежности деталей и . механизмов киновидеоаппаратуры. Сборник научных трудов СПбГУКиТ, вып. 10,1999. Коломенский H.H., Кулаков А.К., Нестерова Е.И., Иванов А.К., Ковалев К.Н., Усачева Е.В., Хейфец С.Д. Вербальное структурирование качества изображения и звука фото-, кинематографических и кинотелевизионных систем. Сборник научных трудов СПбГУКиТ, вып. 11, 1999.
Иванов А.К., Коломенский H.H. Моделирование и оценка динамической точности и надежности звукоблоков киноаппаратуры. Сборпик научных трудов СПбГУКиТ, вып. И, 1999.
-
Похожие работы
- Разработка методов и средств повышения функциональной и технологической точности кинообъективов
- Разработка модели с целью оптимизации номенклатурного ряда профессиональной кинопроекционной аппаратуры
- Научные основы функциональной и технологической точности аудио- и видеосистем и аппаратуры
- Разработка методов и устройств для уменьшения прогиба кадра и износа фильма при его нагреве в кинопроекторе
- Разработка научных основ точности и надежностимеханизмов кнновидеоаппаратуры
-
- Приборы и методы измерения по видам измерений
- Приборы и методы измерения времени
- Приборы навигации
- Приборы и методы измерения тепловых величин
- Приборы и методы измерения электрических и магнитных величин
- Акустические приборы и системы
- Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы
- Радиоизмерительные приборы
- Электронно-оптические и ионно-оптические аналитические и структурно-аналитические приборы
- Приборы и методы для измерения ионизирующих излучений и рентгеновские приборы
- Хроматография и хроматографические приборы
- Электрохимические приборы
- Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий
- Технология приборостроения
- Метрология и метрологическое обеспечение
- Информационно-измерительные и управляющие системы (по отраслям)
- Приборы, системы и изделия медицинского назначения
- Приборы и методы преобразования изображений и звука