автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Методика целостности архитектурных аналогий

кандидата архитектуры
Курбатова, Надежда Владимировна
город
Новосибирск
год
2004
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Методика целостности архитектурных аналогий»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Курбатова, Надежда Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ.

1.1. Целостность и аналогии.

1.1.1. Понятие.

1.1.2. Концепция.

• 1.1.3. Метод.

1.2. Проблемы теории и практики архитектурных аналогий

1.2.1. Интерпретация.

112.2. Конструирование.

1.2.3. Принцип.

1.3. Архитектура и аналогии.

1.3.1. Архитектурные аналогии в языке архитектуры.

1.3.2. Архитектурные аналогии в вербальной системе творчества

1.3.3. Архитектурные аналогии в реставрации.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ.

2.1. Архитектурное творчество и аналогии.

2.1.1. Вопросы устойчивости аналогий архитектурного стиля

2.1.2. Метод аналогий прототворчества.

2.1.3. Архитектурные аналогии формотворчества.

2.2. Архитектурная природа формы и аналогии.

2.2.1. Архитектура природной формы как предмет аналогии

2.2.2. Архитектурная природа творчества.

• 2.2.3. Аналогия формы в онтологии творчества.

2.3. Аналогии мышления в архитектуре.

2.3.1. Человек и архитектурная среда.

2.3.2. АСЖ.

2.3.3. АСЖ как знаковый символ искусства.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. АНАЛОГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ В АСПЕКТЕ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ АСЖ.

3.1. Архитектурные традиции

3.1.1. Архитектурные традиции как предпосылки формирования целостности АСЖ.

3.1.2. Устойчивые формы эволюции антропогенной среды как предмет аналогии.

3.1.3. Прочтение архитектурных традиций как метод.

3.2. Аналогии в архитектуре.

3.2.1. Форма.

3.2.2. Тектоника формы и архитектоника.

3.2.3. Корреляция формы.

3.3. Конструирование целостности.

3.3.1. Архитектурное наследие как предмет аналогии.

3.3.2. Причинность как принцип формообразования.

3.3.3. Архитектурные аналогии в границах творческой парадигмы.

Выводы по третьей главе.

Введение 2004 год, диссертация по архитектуре, Курбатова, Надежда Владимировна

Актуальность исследования обусловлена формированием концепции целостности интегрированной модели архитектурной теории, которая в свою очередь является умозаключением по аналогии языка архитектуры, и практического творческого процесса на уровне профессионального моделирования, а также реставрационного проектирования. Поводом к исследованию и разработке методики послужил ряд проблем, существующих в архитектурной теории и практике. Проблема целостности культурного наследия, распадающаяся на составляющие понимания значения целостности и аналогии в архитектуре, толкования ценностных ориентиров культуры, прочтения их понятий, сохранения информационного потенциала в виде традиций и резерва профессионального опыта, а также рассмотрение культурного наследия как одного из важнейших ресурсов архитектурного творчества. Проблема сохранения или воссоздания целостности; предметной среды артефактов. Проблема градостроительной реконструкции с позиций функциональной целостности ее формообразующих элементов и их взаимодействия с пользователем. Проблема ревалоризации - создание целостной архитектурной системы в ходе проектирования и строительства в сформировавшейся материальной среде.

На языке архитектуры понятие «аналогия» употребительно в основном в следующих смысловых значениях. Во-первых, архитектурная аналогия традиционно трактовалась как культурно-исторический образец или прототип творческого мышления (Е.А. Ащепков [8, 9, 10], A.B. Иконников [60, 61, 62, 63], A.B. Ополовников [106, 107]и др. [116, 36 (46-47)]) Примерами образа и формы служат наименования фрагментов застройки и отдельных объектов народного зодчества, интерпретируемые С.Н. Баландиным [13, 14], M.F. Бархиным [17], A.B. Буниным [130 (262)], JI.H. Вольской [31], B.JI; Глазычевым [35]. В Т. Горбачевым [38]j И.Э. Грабаре [130 (269)], Н.Ф. Гуляницким [130 (269)], О.П. Орфинским [130 (284)], С.С. Подъяпольским [128], Т.Ф. Саваренской [130 (291

292)], В.А. Симагиным [117, 137], Ю.П. Спегальским [7], А.А Тицем [66], Ю.С. Ушаковым [156] и другими архитекторами-исследователями как историко-культурные, номенклатурно-типологические и стилевые аналогии. Во-вторых, архитектурная аналогия формотворчества несла во многом образную информацию формы конкретных объектов, создаваемых с учетом основ композиционного построения и в соответствии с характерными особенностям ' строительной культуры, в русле архитектурной философии. [147, 41] По существу, не акцентируя внимание на самом понятии «аналогия», архитектурная теория использовала другие характеристики, обозначающие данную категорию архитектурного творчества: «пропорция» по Витрувию* «каркас», «ткань» города и «градостроительная? система» по А.Э. Гутнову, «русла» расселения, заложенные в проекты И. Лежавы, С.Садовского и др. [49, 50], «точка омеги» как асимптотический предел сообщества, означающий конечное совершенство человечества Тейяра де Шардена [50 (7-8)]. Кишо и

Курокава ввел в архитектуру понятие «философию метаболизма» по аналогии с живыми организмами и:«философию симбиоза» как аналогию взаимодействий человека с природой, техникой, историей и культурами [18 (124)]. С конца 1980-х годов архитекторы используют архитектурную грамматику фракталыюсти г по аналогии с концепцией Бенуа Мандельброта «Фрактальная геометрия природы» [54]. За «ствол» или «стилевой стержень» советского» современного движения; был принят, по словам С.О. Хан-Магомедова, конструктивизм [130 (298-299)]. Как аналогия архитектурной идеи в виде «продолжения; человеческого «Я» М. Хеймсона или «соответственности, сопряженности, взаимосвязанности предметно-пространственного окружения к межчеловеческим взаимодействиям» В Л. Глазычева, - представлена городская среда. «Лингвистическая аналогия» по Г.З. Каганову рассматривает городскую среду как особый вид текста [95 (15)]. Сама архитектура в контексте искусства трактуется как аналогия музыки [90 (327)].

Платон ввел в эстетическую науку термин «аяа/с^/а» который Цицерон очень точно перевел на латынь словом «ргорогНа», понимая под этим равенство двух отношений [29 (65); 37(7); 140(99)]

В контексте обучающей методик МАРХИ, УралГАХА, НГЛХА, НГАСУ (Сибстрин), ГУЗ и других архитектурных вузов «архитектурные аналогии» преимущественно рассматриваются как методы аналогий формы, образа и пропорции или интерпретируются в виде концептов [16; 133; 171; 43; 134]. Реставрация использует метод архитектурных аналогий, отображающий конкретную профессионально-архитектурную специфику [99; 128]. В сети Интернет предоставлена информация об употреблении понятия «архитектурная аналогия» в материалах по истории ? архитектуры и в критических статьях зарубежных и отечественных периодических изданий по архитектуре и дизайну [54]. Актуальным оказалось заимствование термина «архитектурные аналогии» в политике и маркетинге социологии и психологии [148], моде [150] и медицине. Для дизайнеров по примеру психологов особый интерес представляет эмпатия, то есть личная аналогия: Об эмпатии в архитектурном творчестве косвенно сообщается в некоторых трудах отдельных исследователей архитектурной теории [36, 123]. В списке простейших методов стимулирования и поиска новых идей в моделировании одежды аналогия стоит на первом месте. Далее следуют фантазия, инверсия, эмпатия, выявление визуальных несоответствий, преобразование и пр. [147].

Целью архитектурного исследования является приращение знания о методах проектирования и корреляции артефактов АСЖ в виде формулирования концепции целостности в процессе разработки методики системного переноса креативных аналогий в архитектуре.

Приоритетной задачей диссертационного исследования является синтез архитектурной теории и творческого моделирования в аспекте эвристики в контексте архитектурной профессии: В целом задачи исследования предполагают решение нескольких проблем. Базовыми являются две: определение и структурирование комплекса факторов, влияющих на формулирование концепции целостности и ее взаимодействия с аналогией? в аспекте наследия, архитектурных традиций, взаимодействия идей и артефактов в границах творческой парадигмы; а также разработка проекта матричного модуля коннотативной аналогии принципов архитектурного формообразования в виде исследования методов толкований архитектурных прочтений:

Объект научного изыскания — область структурных взаимодействий • информации, образа и формы архитектурного объекта, пространства и элементов АСЖ.

Предмет диссертационного исследования. Перспектива решения отдельных задач соответственно, формирует несколько наименований принципов взаимодействия: аналогии в виде координат профессионального пространства (архитектуры природной формы, устойчивых форм эволюции антропогенной среды, корреляции формы, архитектурного наследия); языка архитектуры в виде аналогии мифологического образа, стилевой аналогии образа, протоконцепта, аналогии графического и коннотативного образа; архитектурных традиций в виде толкований целостных прочтений; и информации как причинности формообразования в виде тектонического и этимологического анализа артефактов в процессе их взаимодействия; Значительное внимание уделено предмету операционализации - тектонической и этимологической корреляции элементов, формирующих целостную среду обитания или? АСЖ на примере двух направляющих - архитектоники и тектоники формы элементов среды обитания.

Границы диссертации! определяются объектом архитектурного исследования и включают область знаний, неограниченную временными и территориальными рамками.

Научная новизна архитектурного; исследования. Проведено исследование структурного взаимодействия методов архитектурных аналогий и разработана методика их комплексного использования. Предложена методика толкований целостных прочтений архитектурных традиций, которая является умозаключением по аналогии анализа информационного принципа и порядка формообразования архитектоники и тектоники элементов рукотворного пространства в генезисе и эволюционном развитии АСЖ посредством использования архитектурных созидательно-информативных аналогий артефактов.

Предмет защиты; диссертационного исследования. Конструктивный анализ архитектурных аналогий рассматривается в трех концептуальных направлениях:

- структурные модели аналогий - триединство констант целостности, система профессионального языка архитектуры, процесс архитектурного формотворчества и реставрационного проектирования; система факторных методов архитектурных аналогий, являющаяся основой методики системного переноса креативных аналогий в архитектуре; методика целостных прочтений архитектурных традиций среды жизнедеятельности и отдельных ее элементов как артефактов: метод толкований архитектурных прочтений, метод причинности формотворчества как совокупность формообразных принципов использования информативных и созидательных аналогий прототворчества, так как причинность созидания архитектоники и тектоники артефактов является умозаключением по аналогии этимологической! концепции анализа закономерных тенденций корреляции устойчивых координат АСЖ.

Методы и средства научных изысканий. Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались положения системного подхода диалектической логики, которая в данном исследовании выступает на нескольких уровнях. Во-первых, диалектический принцип рассматривает вопросы архитектурного формотворчества в их развитии, изменении и взаимодействии. Во-вторых, данная методология интегрирует совокупность различных областей знаний. И, в третьих, затрагивает специальные методы архитектурно-реставрационного исследования, которое является выражением поисковой функции теории реставрации - ревалоризации.

Для анализа основных направляющих объекта исследования использованы методы поиска новых идей. Общие методы стимулирования новых идей - аналогия, эмпатия, инверсия понятий визуализации формы и информации формообразования, выявление образных, этимологических, информативных и других несоответствий и взаимодействий. При определении принципов ревалоризации использован нормативно-параметрический метод.

Учет формообразующих факторов и выявление группы» устойчивых методов в виде: комплексных исследований памятника архитектуры и объекта реконструкции- проектирования, сравнительных аналогий, воссоздания типичной образности реставрируемого объекта, сравнительных, аналогий и пр. Эти методы используются в качестве пролегоменов в виде синтеза методов архитектурных аналогий, а также специальных требований, предъявляемых к архитектурному пространству со стороны потребителя и проектировщика, например, аналогия Модулора «ДА».

Использован метод инверсии информационного, семантического и визуально-графического языка архитектуры созидательных принципов взаимозависимости формы и информации артефактов АСЖ. Проведено конструирование интерпретации методов архитектурных аналогий в творчестве средствами структурной и факторной операционализации и путем разработки структурной модели архитектурных аналогий в теории и практике. При выполнении исследований проводились натурные обследования объектов, теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта по нормативно-справочным и литературным источникам и через сеть Интернет, логическое и графическое моделирование исследуемых систем.

Гипотеза диссертационного исследования! заключается в анализе понятия целостности как сущностной парадигмы. Константа целостности интерпретируется в виде триединства: целостности во взаимодействии с аналогией: При условии, что научная гипотеза является умозаключением по аналогии как новое знание или идея, целостность интерпретируется как временная константа в теории познания. При условии; что АСЖ (целостность архитектуры) создается по аналогии с целостностью природы, целостность интерпретируется как конструктивно-созидательная константа архитектуры. При условии, что архитектурная аналогия есть метод мышления, как одна из констант архитектурного наследия, целостность интерпретируется как концептуальная константа наследия.

Практическая; ценность диссертации. Полученные результаты архитектурных исследований позволят систематизировать по внешним и внутренним признакам методы неологии, гомологии и генкодирования, интегрируя их в область реставрационного проектирования в ходе приближения к обоснованию реальной оценки целостности прочтений архитектурных традиций; реализовать на практике и в учебных целях использование разработанных методов архитектурного творчества в соответствии с методикой системного переноса креативных аналогий.

Апробация § результатов диссертационного исследования. Основные положения исследований были представлены к обсуждению в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрине) на научно-технических конференциях «Архитектура и градостроительство»- -1999-2004 и на региональных научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава - 2002/2004; в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии - 2002/2003; в: Московском институте коммунального хозяйства и строительства: (МИКХиС) на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы градостроительства и жилищно-коммунального комплекса» - 2003; в рамках международной промышленной специализированной выставки СТРОЙСИБ-2003, ВО «Сибирская Ярмарка» на региональной научно-практической конференции «Качество урбанизированной среды: архитектурно-градостроительный аспект»; в рамках программы Tacis LIEN «Доступное образование высокого уровня» и проекта «Интеграция людей с ограниченными физическими возможностями в систему образования высокого уровня» Новосибирского государственного университета, НРООИ ЦНЖ «Финист» и Технологического университета города Бордо (Франция) на Российско-Французской конференции в 2003 году.

Реализация и публикация результатов научных изысканий. Результаты исследований были опубликованы в 37 печатных трудах и использованы в диапазоне проектного моделирования. Теоретические и практические положения диссертации используются в учебном процессе НГАСУ для подготовки архитекторов и инженеров-строителей. Кроме того, учебно-методическая издательская деятельность содержит 7 наименований публикаций.

Структура и объем диссертации. Очередность решения задач определила структура диссертации. В первой главе определяется: стратегия исследования и разработки методики. Выявляется значение и место аналогий в системе архитектурного мышления, профессионального языка, творческого процесса и формы. Во второй главе разрабатывается концепция формирования методики, аналогия рассматривается как категория целостности в аспекте гносеологического восприятия! архитектурной среды жизнедеятельности. В третьей главе архитектурные аналогии рассматриваются в аспекте целостности * на примере метода толкований целостных прочтений архитектурных традиций и методики системного переноса креативных аналогий в архитектуре. В г заключении приводятся основные результаты диссертационного исследования.

Диссертационная^ работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и библиографии, включающей 180 ' наименований, в том числе 9 на иностранных языках. Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах, содержит 9 таблиц и 65 графических таблиц, а также 3 приложения.

Заключение диссертация на тему "Методика целостности архитектурных аналогий"

Выводы по третьей главе

1. Дрхитектурпая аналогия интерпретирует себя как признак внутренней созидательно-информативной сущности архитектурных форм, объекта и пространства через сопоставительный этимологический анализ формотворчества многоуровенной системы АСЖ.

2. Проявляется очевидность, изучения выбранного направления в виде самостоятельной темы исследования, где в качестве предмета исследования рассматриваются архитектурная семиотика в виде семантической образности и специфика формообразования архитектоники и тектоники элементов рукотворного пространства, их взаимодействие, тождественность и порядок в эволюционном развитии и генезисе антропогенной среды.

3. Днтропогенная среда, которую человек формирует в ходе создания тектонических форм-образов в виде архитектурного пространства и совокупности элементов среды жизнедеятельности, рефлексирует и выделяет наиболее характерные прототипы формы, непосредственно используемые человеком: в процессе его формотворчества; архитектурные аналогии взаимодействуют с прочими артефактами рукотворного пространства в виде этимонов, определений и терминов, техническим и образно-информативным содержанием формы, функциональным ее наполнением и семантическим назначением; следовательно, в целях правильного образного прочтения знаковых символов и достоверных толкований информативности самой архитектурной формы необходимо восстановить причинность формирования семантической образности во взаимосвязи с этимологией архитектурных понятий:

4. Под воздействия внешних факторов и в постоянном стремлении к новому незаметно утрачивается внимание к внутренним рациональным зернам в виде изоморфизмов или других каких-либо пока не выявленных свойств; с учетом данного наблюдения следует деликатно относиться к культуре, при этом решение вопросов сохранения наследия, непосредственно следует проводить через причинность формообразования среды обитания; исследования должны носить» комплексный: характер, так как АСЖ впитывала в своем эволюционном; развитии большой тождественный набор приемов и способов создания рукотворных элементов целостной среды.

5. Причинно-следственные связи принципа формообразования следует изучать в процессе выявления закономерностей и тенденций корреляции целого ряда антропогенных направляющих, особенно изоморфизмов, которые активно работают в развитии архитектурной формы и направляют эволюционное формообразование элементов среды обитания как внутренние созидательные аналогии в виде артефактов.

6. Интеграция накопленного рукотворного опыта, отшлифованного новаторским* поиском, критическим восприятием лучшего из старого и созданием? на его основе нового, более совершенного по аналогии изоморфизмов или фракталов, и синтеза архитектурной практики г и теоретической мысли как умозаключения по аналогии, - в итоге подводит к понятию сущности архитектурного наследия;

7. По законам эволюции развиваются как природная и антропогенная формы, так и сами процессы творчества, а: также их познание; в качестве беспристрастного наблюдателя этого проекта выступает метод комплексных архитектурных и личных аналогий, который служит весомым подспорьем в анализе теории и практики архитектурного наследия.

8. Методика комплексных архитектурных и личных аналогий основана на эмпатии и творческой памяти, знаниях об этимологии и анализе формообразования; метод работает подобно человеческой» памяти, под воздействием которой форма, образ, тектоника и стиль сравниваются с сохранившимися в памяти примерами и аналогами.

9. Комплексные исследования архитектурных и личных аналогий с использованием этимологии и эниологии расширяют границы в различных сферах архитектурного проектирования и творчества: в обучающей практике облегчается! прочтение, осмысление, понимание и запоминание ахитекгурно-строительной терминологии; в реставрационном проектировании) повышается грамотность восстановления утраченных частей архитектурных деталей и элементов памятников архитектуры; в концептуальном проектировании просматривается* устойчивая позиция преемственности традиций? в соответствии с концепцией устойчивости формы- по аналогии' с эниологией; в новаторской архитектурной парадигме архитектурное наследие как предмет аналогии претерпевает интерпретацию бионических биогеоценозов в виде фрактальных форм; При этом используются; традиционные методы архитектурного моделирования в обновленном виде как алгоритмов высоких компьютерных технологий.

В заключении приведены основные результаты теоретических и методологических диссертационных исследований. В- качестве основного вывода интерпретируем проявление архитектурных аналогий в виде многофункционального креатива, который характеризуется следующим рядом свойств и признаков: признак формирования научной гипотезы! как созидательный инструмент теории познания; творческий признак мышления; творческий признак разработки проекта и/или концепции; свойство внешнего созидательного образа-знака через семиотику; признак внутреннего созидательного изоморфизма сущности; формы, объекта, пространства через пропорционирование; признак внутренней созидательно-информативной; сущности архитектурной формы, объекта и пространства через сопоставительный этимологический анализ формотворчества; многоуровенной системы АСЖ. Посредством данного признака, который рассматривается как инструмент наследия в виде преемственности и прочтения традиций, прежде всего, архитектурных, можно будет приблизиться к правильному толкованию - интерпретировать сведения о причинности прототворчества, запечатленного в артефактах, создающих АСЖ как целостность по аналогии с природой и ее элементами.

1. Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык - язык архитектурных форм, неразрывно связанный с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм можно уяснить, лишь рассматривая; сооружение в его идее, информацию о которой; передает этимологическое и семиотическое ее толкование. Кроме того, архитектурную форму невозможно представить в отрыве от среды обитания; как целостности и совокупности артефактов, как части целого.

2. Методика целостных прочтений архитектурных традиций по принципу созидательно-информативных аналогий интерпретирует архитектурную аналогию как категорию целостности в аспекте гносеологического созидания (восприятия и создания) АСЖ. Ведущим принципом архитектурных аналогий, таким образом, можно будет считать причинность, как сущностную функцию, порождающую целостность по И. Канту, а также - информационное начало как главное свойство архитектуры, -возможность реализовать смысловые цели в виде концепта или проекта.

3. Констатируется, что проект интеграции знаний, синтезирующий архитектурно-строительные, культурологические, этнографические и многие другие науки должен развиваться не только регулятивно, но и конструктивно. Движение идеи сопоставительного анализа изоморфизмов; эниоэпюр и этимонов элементов многоуровенной структуры АСЖ предусматривает рассмотрение совокупности методов архитектурных аналогий.

4. Приход новой архитектуры связан с утверждением! новой картины мира как современной интерпретацией целостности, в которой природа и культура видятся выросшими из единого повествования - «нарратива вселенной». Новаторство архитектурной парадигмы заключается в том, что за основу идеи «разумной красоты» все чаще берется принцип технической аналогии с новейшими; разработками цифровых технологий операционной компьютерной; системы. Фрактальность следует рассматривать как внутреннюю аналогию по типу гомологии, созидающую форму и передающую информацию по принципу изоморфизмов или внутриструктурного сходства. Архитектурная грамматика фрактальности: в качестве принципа? внешней аналогии образа? использует метафору, которая- позволяет интерпретировать образ сооружения как множество органических объектов.

5. Традиция в виде созидательно-энергетической! информации, где многие категории и алгоритмы, определяющие обозначенную методику, заимствованы из прошлого, архитекторы должны использовать как креативный инструмент в виде неологии, интерпретирующий генеративные возможности цифровой техники, что позволит создавать новаторские инфопространства по аналогии с киберпространством.

6. В аркологии, градостроительной реконструкции и реставрационном проектировании значимость архитектурной аналогии определяет историко-архитектурный фон, в качестве пролегоменов: глубокого, а возможно, и истинного воссоздания или; восстановления которого предлагается проект матричного модуля аналогии формы и широко рассматриваются сопоставительный метод этимологических аналогий, метод синтаксических аналогий архитектурной концепции формы и пространства, метод интегрирования или системного переноса и сопоставления креативных аналогий по принципу эниологическиой согласованности, тектоники архитектурного ордера, денотата образа типа, прототипа концепта, образа, формы, типологии, стереотипа в виде типологической и градостроительной модели, строительных материалов и технологий; «технического изоморфизма», информационного потенциала, природных основ архитектурной гармонии, пропорционировая, антропоморфического и визуального образа, аркологии моделей АСЖ, корреляции артефактов, эмпатии, стилевых трансформаций; мифологии, метафоры, фантазии творческого поиска и преемственности архитектурного наследия. Этимоны основных образующих АСЖ во многом корреляционны и тождественны, так как установлено, что наследуется причинность или принцип формообразования структурных артефактов АСЖ как системы по принципу генкодирования.

7. Разработана структура обучающей методики целостности архитектурных аналогий, которая представлена как эвристика: Композиционная структура методологии составлена как умозаключение по аналогии научно-теоретического мышления (метод - цель и задачи — предмет исследования' - структурная операционализация), которое стремится проникнуть Bí сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения. В качестве обобщающей идеи; была разработана концепция методики целостности архитектурных аналогий. Концепция дает возможность комплексно и межсистемно использовать совокупность методов архитектурных аналогий в системе устойчивой сущностной группы воздействия по принципу изоморфизмов. Переменная или предметная группа воздействия аналогий дополняет сущностную и рассматривается как структурный элемент целого.

8. Композиционная пластика архитектурного пространства в целом, как в частности; и архитектурной формы, становится фактором энергоинформационного обмена между жилищем и человеком. «Гармонизирующий энергоинформационный обмен» осуществляет красота -фактор, определяющий момент возникновения у человека при созерцании архитектуры и взаимодействия с ней состояние душевного переживания. Таким образом, архитектура реализуется в трех аспектах - материальном, энергетическом и информационном. В их совокупности - как целостности, -проявляется отражение в создаваемой человеком среде обитания единства его духовного и физического начала: Анализ становления причинности формообразования и сущностной энергии в образе гармонии архитектурно-композиционной формы, основанный на логике неразрывности функциональных и эстетических начал; свойственных народному зодчеству, создающему архитектурную форму в виде хранителя информации, позволяет, констатировать, что гомология базируется на методике неразрывности и коннотативных аналогий образа-типа.

9. Интегрированный метод аналогий создает методику креатива в архитектуре в результате взаимодействия аналогий формы внешнего проявления, аналогии семантической образности и эмпатии. Синтез аналогий прототипа формы в разных ее проявлениях при совокупной информации о ней рождает новый архитектурный образ;

Библиография Курбатова, Надежда Владимировна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Аксаков K.G. Еще несколько слов о русском воззрении. В кн. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; предисловие А.В^ Гулыги. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с.

2. Арнхейм Р. Динамика архитектзфных форм. /Пер. с англ. В:Л. Глазычева. - Mi: Стройиздат, 1984. - 192, — Перевод изд.: The dynamics of architectural form /R. Arnhein.

3. Архитектура Древней Руси http://\vww.russia-hc.ru/rus/culture/oldart/arht Храмовая РОССИЯ

4. Архитектурное наследство. Вып. 34. Преемственность и влияния в архитектуре народов СССР / ЦНИИ теории и истории архитектуры; Под ред; О.Х, Халпахчьяна,- М.: Стройиздат, 1986.- 270 с.

5. Аршакуни O.K. Народное зодчество Пскова: Архитектурное наследие Ю.П. Спегальского. - М:: Стройиздат, 1987. - 199 с.

6. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество. - М;: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1950. - 104 с.

7. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Государственное издательство по строительству и архитектуре, 1950.—102 с.

8. Ащепков Е.А. Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири: Архитектура Сибири / Ежегодник Новосибирского отделения союза советских архитекторов, июль, 1951-С.29-65. •'

9. Ашукин Н.С., Ашукина MJ", Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. -М. : «Правда», 1986. - 768С.

10. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Стройиздат, 1983. - 250 с.

11. Баландин G.H. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 г г . Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978. - 136 с.

12. Баландин Н. история архитектуры русских земледельческих поселений в Сибири (XVU-XX вв.). - Новосибирск: ниси ИМ. ВВ. Куйбышева, 1984. -84 с.

13. Баратынский Е.А. Новая литература по культурологи. - М;: Инион, 1995. - 201.

14. Бархин Б. Г. Проектирование как трехступенчатый процесс: анализ - оценка — синтез / Методика архитектурного проектирования .http://sreda.boom.ni/glossary 1.htm

15. Бархин M.F. Архитектура и человек. М.: Наука, 1979. - 240 с.

16. Белоногова М.А. Метаболизм / В кн. Российская архитеюурно- строительная энциклопедия (РАСЭ): В 4-х томах / Под Ред. Е.Н. Басина. Т. IV - М.: Министерство Строительства РФ, ВНИИНТПИ, 1996. Т. IV. - 338 с, - 1241

17. Ожегов СИ:, Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» /Крысин Л.П. «Толковый' словарь иностранных слов» //Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 (БЭКМ): www. К.М. ru/www. MEGABOOK. Ru

18. Борисовская H.A. Лев Бакст. - М;; Искусство, 1978. - 120 с.

19. Буровик К.А. Родословная вещей. - М.: Знание, 1985, - 224 с.

20. Бурцев A.F. Семиотическая модель языка архитектурных форм: Автореф. канд. арх. - Екатеринбург: Урал ГАХА «Архитектон», 20011 - 30 с.

21. Бэнэ Рейнер. Взгляд на современную архитекгуру: Эпоха мастеров. Пер. с англ, /Под. ред. Е.В.Асса, А.В.Бокова. - М.: Стройиздат, 1980. - 172 с.

22. Васильев Ю.М. Из истории латвийского зодчества //Сквозь века. К истокам культуры народов СССР: Сб. Вып. 2/6. Б. Пиотровский и др. - М.: Знание, 1986. -240 с , 197-213

23. Веденин В.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России // актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. - М.: Стройиздат, 1995. 5-20.

24. Викторов A.M., Звягинцев Л.И. Белый камень. - М.: Наука, 1981. - 125 с.

25. Витрувий М.П. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. Петровского. - Л.:ОГИЗ, 1936.-341 с.

26. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. Т.1.-СП6.: ЛИТА, 2000. - 864с.

27. Вольская Л.Н. Градостроительное наследие Сибири: Уч. пособие. - Новосибирск: НГАХА, 1996. - 90 с.

28. Вуек. Я. Мифы и jrronnn архитектуры XX века /Пер. с пол. М.В. Предтеченского; Под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Стройиздат, 1990.-286 с.

29. ВСН-89 Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга. - СПб.: Главленархитектура, 1991: - 83 с.

30. Гидион 3. Пространство, время, архитектура /Сокр. Пер. с нем. М.В. Леонене, ИЛ. Черня. —3-е изд.-М.: Стройиздат, 1984. -455 с.

31. Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. - М.: Стройиздат, 1983. - 126 с.

32. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986. -495 с.

33. Гликин Я:Д. Методы архитектзфной гармонии. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1979:-96 с,

34. Горбачев ВТ. Принципы рационального размещения поселков лесозаготовительных предприятий Сибири: Дис. канд. арх. — Новосибирск: НИИ сельских зданий и сооружений, 1963. — 256 с.

35. ГрадостроительныйКодексРФ, 07.05.98№73-Ф3, ст. 6, 11-13; 18; 20, 56, 64; ст. 12 реставрацияj 18, 66.

36. Грегорян Е. А. Основы^ композиции в прикладной графике. - Ереван: Аревик, 1986.-120С.

37. Груббе Г.Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам: Справочник / Пер. с нем. М:В. Алешечкиной — М.: Стройиздат, 1990, 216 с.

38. Гудкова»Т.В. Моделирование процесса творческого проектного мышления (на примере начального этапа высшего архитектурного образования): Дис: канд. архит. - Новосибирск: НГАХА, 2000. - 187 с.

39. Гумеев И.П. Мировоззрение манси: дом и космос. П.: Наз^а: Сиб: Отд-ние, 1990:-232 с.

41. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная; проблема. В кн: Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; предисловие А.В. Гулыги. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с.

42. Гуревич А.Я: Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М: Искусство, 1990: - 396 с.

43. Гусев O.Mi Магия русского имени: - СПб.: ЛИО Редактор,20011-192 а, С 90.

44. Гутнов А:Э: Эволюция градостроительства; - М:: Стройиздаг, 1984:-256с:

45. Гутнов А.Э,, Глазычев В:Л: Мирархитектуры: Лицо города. - Mi: Мол. Гвардия, 1990.-352 с.

46. Даль В: Толковый словарь живого великорусского языка: Т. I- IIL - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. V 1955 - Т. I. А-3. 700 с ; Т. П. И-О. 780 с ; Т. Ш. P-V. 684 с ; Т. IV. П. - М.: «Русский язык», 1980. - 555 с.

47. Доброхотов А Л. Телеология Канта. Критика способности суждения / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 (БЭКМ):// www. MEGABOOK.Ru

48. Дженкс Чарльз Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Мир, 1986,- 326 с.

49. Дженкс Чарльз Новая парагщгма в архитектуре / Проект international, № 5. 2003.-G. 98-112.

50. Еремин Б.К. Преемственность в развитии исторических городов // Архитеетурное наследие и реставрация / Под ред. В.М. Дворяшина. - М,: Стройиздат, 1988. G. 107-117.

51. Забелин И.Е. Домашний быг русских цариц в 16 и 17 столетиях. Новосибирск, «Наука», 1992. - 246 с.

52. Иванов Г. Архитектура в культуротворчестве тоталитаризма: философско-эстетический анализ. - К,: Стилос, 2001, - 168 с.

53. HrjTvieH Андроник (Трубачев). Флоренский Павел Aлeкcaндpoвич//www. К.М. ru/www. MEGABOOK. ni Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003(БЭКМ).

54. Иванов А. Образ исторического города в сознании горожан и; его градостроительной интерпретации. //Проект России. 2000, №3.-0.65-72.

55. Иконников А.В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. - М.: Сов. Художник, 1985: - 334 с.

56. Иконников А.В: Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985.-175 с.

57. Иконников А.В .Функция, форма, образ в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986.-228 с.

58. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1997. - 559 с.

59. Иовлев В.И. Введение в проектирование: архитектурной среды. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2002. - 240 с.

60. Ирзабеков. А. Я мог бы стать архитектором. // Архитектура. Приложение к «Строительной газете», 1983. № 16. - 8. ¥

61. История русской архитектуры: Учеб. для вузов // В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков, Г.В. Заушкевич, Ю.Р. Савельев - 2-е изд. - СПб.: Стройиздат СПб., 1994. - 600 с.

62. Итоги всесоюзного творческого совещания //Архитектура СССР. - № 7. - 1935.-С. 2.

63. Каганов Г.З. Формирование городской среды (вопросы теории): Обзор. - М.: ЦНТИ. 1987.

64. Кант И. Критика чистого разума. - СПб: ИКА «Тайм-аут», 1993. - 472 с.

65. Каплзш А.И.Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. - 232 с.

66. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990. - 672 с.

67. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Из-во Артия, 1966/96. -608 с.

68. Кизищин В.И. Словарь античности. М.: Прогресс, 1994. - 704 с.

69. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры - М.: Высш. шк., 1984. - 104 с.

70. Кожевников А., Ерофеев Ю. Программирование творчества? Свежий номер №19 (396). - 2001. Architectm-al Sketch Compuscraping Analysis (ASCA) //sakozh@cityline.ru //erju@mail.cnt.ru

71. Кондаков НИ. Логический словарь-справочник. М.: НАУКА, 1975. - 720 с.

72. Кондильяк Э.Б. Логика, или умственная наука, руководствующая к достижению истины. — М., 1805. —120 с.

73. Корзин О. А. Геомансия - утраченные знания и мастерство древних // Парапсихология и психофизика. - 1992.-№ 3 (5).

74. Кузнецов Я. Православие и apxHTeKTypa://www.mssia-hc.ru/rus/cuIture

75. Курбатов Ю.И; Генетические корни частного дома. //Частная архитектура. 1999i№5 - С . 120-123.

76. Курбатов Ю.И: Степанов Г. К истокам языка новых форм: - «Зодчество 2 (21)». - М : Стройиздат, 1978. - 172-180.

77. Лаврик Г.И. Методические проблемы исследования архитектурных систем /Автореф. доктора архитектуры. - ЬСиев: НИИСП Госстроя УССР, 1980.-24 с.

78. Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. - М.: Искусство, 1977. - 344 с. •> •' культуры. Новые открытия / Под. Ред. А.Д. Копысова- Л.: «Наука», 1984. - 536 с.

79. Лебедев Ю.С. Дом-улитка; и другие природные формы и образы в архитектуре Москвы и Подмосковья.- М;: Московский рабочий, 1983.-158 с.

80. Лебедянский М.С. Живопись, рожденная октябрем. - М.: Искусство, 1986. -252 с.

81. Линч К. Образ города. — М.: Стройиздат, 1982. - 326 с.

82. Лимонад И.Ю., Цьп'анов А.И. Живые поля архитектуры: Русоград://ги50§га(1.пагос1.ги/Ы81огу/Нтопа(1Г1Ь1т1

83. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - Ml: Политиздат, 1988. - 366 с.

84. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

85. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -368 с.

86. Лукьянов А.С., Ларченко Г. Развитие социально-пространственной среды населения народностей Севера. Красноярск: Стройиздат, 1990.- 40 с.

87. Маяинин Н; Как нам обустроить Китай-город? //Столица. - 1991, № 6. - 40 -41 .

88. Мастера советской архитектуры об архитектуре: — М.: Стройиздат, 1974. - Т. 1,2, Т. 2 . -С. 2711

89. МасловА.В. Новая архитектура в исторической среде: - М.: Стройиздат, 1990.-194 с.

90. Метленский Е.М. Поэтика мифа: - М.: Наука, 1976. - 402 с.

91. Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. - М.: Галарт, 1994. - 288 с.

92. Николаев И.С. Профессия архитектора. - М.: Стройиздат, 1984. - 384 с.

93. Об охране в национальном плане культурного и природного наследия. Рекомендации ЮНЕСКО. 1972. - 24 с.

94. Окладников А.П., Гоголев З.В., Ащепков Е.А. Древний Зашиверск. Древнерусский заполярный город. —М.: Наука, 1977. -146 с.

95. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество: Гражданское строительство. - М.: Искусство, 1983. -288 с.

96. Ополовников А.В. Сокровища русского севера. - М.: Стройиздат, 1989. - 367с.

97. Памятная книжка Западной Сибири. - Омск; Типография Окружного Штаба, 1881.-392 с.

98. Положение о порядке подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории города Москвы: Распоряжение Мэра Москвы от 6.05.96 № 424-РП.- М.: МОСКОМАРХИТЕКТУРА, 1998 г. - 10 с.

99. Популярная история архитектуры/Авторы-сост. К.А. Ляхова, г.в, Лашнова, Ев: Доброва,Ю.В; Рычкова-М.: Вече, 2001. -528 с.

100. Цравонажшнь:РазУ1Ь1шлениео KOHciR^nffiffiMey/dg .^daspcrajii/^ ^

101. Православный форум «Русская беседа»://www.voskres.ru web-портал «Русское Воскресение»

102. Правоторова А.А., Гусаченко В;Л: Город и наследие. - Н:: Научно- производственный; центр по сохранению историко-культзфного наследия Новосибирской области. 20021 - 252 с.

103. Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока / Под ред. В.А. Симагина, А.П. Долнакова, В.Н. Филиппова, Л.В. Тимишевской, М.О. Акишина. -Новосибирск: HI|Writetr, 1997. - 103 с.

104. Прот. Василий Михайловский. Словарь православного церковно- богослужебного языка и священный обрядов. М.: Фонд «Благовест» Подворье Троице - Сергеевой Лавры, 1997. - 320 с.

105. Пруст М. В поисках утраченного времени, Т. 2. Л., 1935. — 196 с.

106. Путешествие Игумена Данирша // Путешествия русских людей в чужия земли. Изд. 2.4.1. СПб., 1837., с. 29, прим. 4.

107. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М:: Главная редакция Восточной литературы, 1989: - 560 с.

108. Ранинский Ю.В. Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля. -М.:МАРХИ, 1980. - 109 с.

109. Раппопрот А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. - М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.

110. Раппопрот П.А. Зодчество Древней Руси. - Л.: Наука, 1986. - 160 с. т-ё) Азбука-классика, 2001, - 320 с. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. - М.: Наука, 1980. - 288 с.

111. Ремизов Е.И: Очевидцы незримого. // Ватерпас, 1998, № 8 (16), с. 68 - 76; Поэтика и символика модерна. // Ватерпас, 1998, № 5 (13), с. 44 - 51; Ватерпас, 1998, № 6 (14), с. 44 - 51.

112. Ренато Де Фуско. Ле Корбюзье - дизайнер. Мебель, 1929. Пер. с иг. И англ. И.А. Пантыкиной. (Вступ. и научн. Ред. В.Л. Глазычева). - М.: «Советский художник», 1986. — 112 с.

113. Реставрация памятников архитектуры: Учеб, пособие для вузов/С.С. Подъяпольский, Г.Б. Бессонов, Л.А, Беляев и др.; под общ. ред. С. Подъяпольского. 2-е изд: - М.: Стройиздат, 2000: - 288 с.

114. РНиП 1.02.01-94 Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для; реставрации недвижимых памятников истории и культуры. - М.: Институт "Спецпроектреставрация", 1994. - 24 с.

115. Российская архитектурно-строительная энциклопедия (РАСЭ): В 4-х томах / Под Ред. Е.Н. Басина. Т. IV - М.: Министерство Строительства РФ, ВНИИЬГГПИ, 1996. Т. IV. - 338 с.

116. Русское Воскресение: web-портал /Православный форум «Русская беседа» ://www. voskres.ru

117. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси: - М;: Наука, 1987. - 703 с.

118. Сазонов В1И: Гармоничная структура модульности архитектурного пространства как специфическая форма средств современной композиции: Автореф. канд. архит. - М.: МАРХИ, 1981. - 26 с.

119. Саркисов К. Эвристическое моделирование в архитектурном проектировании: Учебное пособие. -М:: ГУЗ, 1996. - 76 с.

120. Св. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М:, 1848. - 67

121. Сергий, епископ Новгородский (Голубцов). Выражение лит)фгической жизни Православной Цер1сви в храмовой архитектуре. Рукопись. Св. Троицкая Сергиева Лавра. Библиотека МДА, 1962., 9:

122. Симагин В.А., БулгачР.Ы Эволюция и перспективы жилища. /Известия вузов. Строительство. - 2001, № 12, - 92-98;

123. Славина Т.А. Проблемы исследования в архитектуре: Дисс. д-ра архит. - Л , 1985.-Т. 1,. 292 с.

124. Словарь иностранных слов. /Под ред. И.В. Лехина, СМ. Локшиной, Ф.Н. Петрова. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1947. — 807 с.

125. Смолина НИ: Традиции симметрии в архитектуре - М.: Стройиздат, 1990. -344 с.

126. СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения. - М., 2000. - 15 с . Изменение № 4, п. 4.1.

127. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. И.В; Лехина, А.М: Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632 с.

128. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и ситиль. /Глав. Ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2002. - 480 с.

129. СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов. - М.: Стройиздат, 1999. - 43 с.

130. СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. -М.: ГУЛ ЦПП, 2001. - 81 с.

131. Срезневский ИИ. Материалы для словаря древне-русского языка. Тт. I - Ш. СПб., 1893-1903., т. Ш, ст. 579-580.

132. Станькова Я;, Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер, с чеш. В.К. Иванова; Под ред. В.Л. Глазычева. - 2-е изд.- М. Стройиздат, 1987. -269 с.

133. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов / А.В: Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. - М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.

134. Степанов Н. Беседа с анонимом. — «Зодчество 2 (21)». — М.: Стройиздат, 1978.-С. 29-34.

135. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: «ГИТИС», 1994. -160 с.

136. Токарев В.П. Изобразительное искусство Сибири XVII-XIX веков. Жизнь и творчество художников. -Новосибирск, 1999. Нащ)авахруюописи.-1020с. • t

137. Томашевский Б,В. Стилистика. Л.: ЛГУ, 1983. - 288 с.

138. Тонеев Любен. Композиция современного города. - София, 1973. - 68 с.

139. Топоров В.Н. Космос. /Мифы народов мира.: Наука, 1982. - 288 с.

140. Троицкий Н; Христианский православный храм в его идее // Тульские Епархиальные ведомости. Тула, 1916., 16-18.

141. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. - Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1982. - 168 с.

142. Федоров М.В., Короев Ю.И. Объемно-пространственная композиция в проекте и в натуре. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961; - 148 с.

143. Филатов В.В: Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.: Просвещение, 1996, - 226 с,

144. Фремптон К. Современная архитектзфа: Критический взгляд на историю развития. /Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под. ред. В.Л: Хаита. - М.: Стройиздат, 1990. - 535 с.

145. Хан-Магомедов СО: Проблемы динамической формы в: творческих концепциях 20-х годов / Тр. ВНИИТЭ. 33. Техническая эстетика. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне. -М. , 1982. - 82-98:

146. Хисамов И. и др. Культ геометрии. /Эксперт, № 35, 2003; - 72-79

147. Цукшвердт А. Э: Курс корабельной архитектуры. - М:: Военмориздат, 1951.-340 с.

148. Чудинова Т. Модные силуэты//Архитектура. Приложение к «Строительной газете», 1984. № 2. - 8. •• •) мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. - М.: Стройиздат, 1986. - 200 с.

149. Шекспир В. Гамлет, принц датский. Перевод Бориса Пастернака.- Н.: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980. - 176 с.

150. Шелегина ОН. Очерки материальной культуры крестьян Западной Сибири. Н.: ВО Наука. Сиб. издат. фирма, 1992.-252 с.

151. Шпенглер О. Закат Европы. Очерют мифологии мировой истории - М.: Мысль, 1993:-667 с.

152. Энциклопедия символов, знаков, эмблем /Под ред. В.Андреевой, В. Куклева, А. Ровнера. - М.: Логик; Миф. - 576 с.

153. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII - середина XIX в./ Под ред. В.А. Александрова. - М.: Haj^a, 1981. - 271 с.

154. Янковская Ю.С. Обыденное и профессиональное мышление в архитектурно-композиционном процессе: Дне. канд; архит. -Екатеринбург: УГАХА, 2000. - 159 с.

155. Condillac. Oeuvres philosophiques, vol. I - II. Paris, 1947 - 1948. - P. 14-17.

156. Graver D.S., The piano: is story from zither to grand. London, 1976. - 112 p.

157. HANNA A. Concepts. /Яnfomlational Design 1989, - Vol. 36. - VU/VUI, № 4. - P. 151-164.

158. Leon Bakst. -Aurora Art Publishers, Leningrad, 1986. - 16 p.

159. Leo Zrudlo; Le Ijgement amerindien. Qvebec. Nord, 1974: - P. 51 - 64.

160. Leo Zrudlo. The design of new Housing types for Arctic Quebec. Inter - Nord. №7,1985.-P. 15-23.

161. Panofsky Erwin: History of the Theory of Human Proportions as a Reflection of the History of Stiles, (Meaning in the Visual Arts), New York, 1955. - 160 p.

162. U. Fehlig. MODE gestem und heute. Ein kulturgeschichtlicher Abrib. Printed in GDR, 1984.-232p.

163. Wittkower Rudolf: Architectural principles in the Age of Humanism. - London, 1952,-223 p. 4 ' » *> ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В ПЕЧАТНЫХ РАБОТАХ:

164. Курбатова HiB. Источники - на службу здоровья: Мнение специалиста // Заря коммунизма (Орган Чукотского райкома КПСС и районного Совета народных депутатов). - 1988^ № 89-90 (5488-5489). - 2.

165. Курбатоват Н.В. Принципы архитектурно-планировочной организации профилакториев в оленеводческо-промысловых поселениях зоны Севера //Общественные здания- Обзорная информация. - М:: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1990, Вып. 6. - 56 с.

166. Курбатова Н.В1 Мода глазами! архитектора: Серия публикаций'в рубрике «Зеркало» / Вечерний Новосибирск, 1994 по 1996 гг.

167. Курбатова Н.В. Северянка: Каталог моделей одежды. - П.: ОАО Северянка, 1999,-16 с.

168. Курбатова^ Н.В.* Стиль мышления и стиль архитектуры. /Известия вузов. Строительство. - 2002, № 5. - 100-110.

169. Kyp6aTOBatH:B;,* Зайцев К.П, Кочергин О.Б. Бугринский;солодовый завод: комплексная реконструкция и реставрация памятника архитектуры /Архитектура и строительство Сибири. - 2002, № 8 (10) - 46-49.

170. З.Курбатова Н.В.,* Зайцев К.П., Дорохов А.С., Стрельникова А.В. Сохранение архитектурного наследия? (Концепция «городского» музея) /Архитектура и строительство Сибири. - 2002, № 1 1 - 1 2 - 36-39.

171. Курбатова Н.В: О введении специаиьного учебного курса высшей: архитектурно-инженерной школы «Организация общедоступной; среды жизнедеятельности» /Архитектура и строительство Сибири. - 2003, № 6-7, 36-43

172. Курбатова Н.В;,* Булгач Р.В. Экология архитектуры экстремального климата./Известия ВУЗов. Строительство, 2003, № 1, 87-92.

173. Курбатова: Н.В.* Тектоника формы и архитектоника среды обитания •» /Известия ВУЗов. Строительство, 2003, № 5, 117-123. М1 •> /Известия ВУЗов; Строительство, 2003, № 6, 88-95.

174. Курбатова Н.В.* Прочтение архитектурных традиций /Известия ВУЗов. Строительство, 2003, № 11, 107-111.

175. Курбатова Н.В., Булгач Р.В: Официальный каталог /Fresh Art Siberia-2003: Пятая всесибирская выставка изящных искусств. - П.: ВО «Сибирская f, ярмарка», 2003. - 11,43, 54. « i 176. Курбатова Н:В.*, Булгач Р.В: Архитектурная экология карельского жилища / Известия ВУЗов. Строительство. - 2004, № 3. - 101-104.

177. КурбатоваН:В.* Архитектурные аналогии / Известия ВУЗов; Строительство. -2004, № 5;-С. 93-99; * В соавторстве с В.А. Симагиным *« » j