автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.04, диссертация на тему:Издание художественной литературы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )
Автореферат диссертации по теме "Издание художественной литературы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи
ИВАНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА
уда 002.2:82^9^1945"
ИЗДАНИЕ ХУДОЖВСТВЕННОй ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
05.25.04 - "Книговедение"
А в ? орефераг диссертации на совонанве зченой отепевв кандидата филологических наук
Москва -
1992
Специализированный совет ВАКРоссилс::ой федарапии № Д 063.39.02 ори Московском ордена Трудового Красного Знамени полиграфическом инотитуте (Москва, 127550, ул.Прянишникова, 2-а, телефон: 976-78-81)
Работа выполнена в Научно-производственном объединении "Всесоюзная «нежная палата"
Научный руководитель - кандидат филологических наук А.П.Толотяков
Официальные оппоненты: Доктор фядологичвокиг ваук, профаосор Баражбауи И.Е.(Л«индградский циституд культуры) кавдида» ис«орич«окиа вауи» 1вгуяов Е.К.(Идституе сяавявова-
~ даввя я балканистики)
Ведущая организация: ___
Моокововий гооудароивдпый институт культуры_
Защита ооотоится "_"_199_г. в_час.
на заседании специализированного совета № _
по присуждению ученой отепени кандидата филологических наук (127550 г.Москва, ул.Прянишникова, 2-а, телефон: 216-78-81). С диссертацией мотао ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разоолан "_"_199_г.
Ученый секретарь специализированного оовета Д 063.39.02 к.ф.в., доцавв
Кожамиков Г.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Процесс перестройки общественного сознания, который происходит в нашем обществе на современном этапе, невозможен без возрождения духовности общества, его истинной культуры. Произведения художественной литераторы, в частности, были и остаются колоссальным источником нравственного совершенствования человека. Однако "содействие литературно-художественной книги движению общества в историческую перспективу, -по меткому замечанию Н.Ф.Кодака, - будет тем значительнее, чем глубже будет постигнута ретроспектива нашего исторического движения, чем последовательнее будут учитываться плодотворные уроки духовно-практической деятельности по эффективной социализации гуманизирующих поэтических идей всемирной литературы средствами массового книгоиздания"*. Таким образом, изучение опыта прошлого по выпуску изданий художественной литературы представляется на современном этапе особенно актуальным.
Актуальность обращения именно к периоду Великой Отечественной войны подтверждает теория корреляции между историческими обстоятельствами и книгоизданием художественной литературы. Согласно этой теории существует ряд исторических периодов со схожими характеристиками. Таковыми, например, могут быть гражданская война 1918-1920 гг. и Великая Отечественная война 19412
1945 гт. Учитывая установку на революционные преобразования в нашем обществе, на политику перестройки Есех сфер общественной жизни, современный исторический период в какой-то мере можно поставить в один ряд с периодами вышеуказанными. Помимо перечисленных параметров экстремальности, такое сравнение делает оправданным и общность целей, поставленных перед книгоиздателями этих временных отрезков: усиление действенности художественных произведений на читателей, возможно более полное в оперативное обеспечение их изданиями художественной литературы и т.д.
Целью диссертации ЯЕляется выявление основных тенденций развития издания художественной литературы в военные годы, определение важнейших этапоЕ этого развития и их особенностей, а также
1 Когак Н.Ф. Время. Произведение. Книга. Киев, 1987. С. 8.
2 Там же. С. 77.
восоозданяе исторически достоверной картины книгоиздания этого периода.
Для достижения указанной цели били поставлены конкретные задачи:
1. На оонове полученных статистических данных проследить, как менялись количественные показатели выпуска художественной литературы на различных этапах войны - в период перестройки книжного дела страны на военный лад и затем, в период его постепенной стабилизации; как эти изменения сказались на объеме изданий, их формате, художественном и техническом оформлении и т.д. Проследить также соотношение выну сна на разных этапах войны произведений классической и современной, отечественной и зарубежной художественной литературы. Определить тенденции выпуска изданий о различным целевым назначением и читательским адресом. Выявить особенности взаимосвязи различных средств массовой информации в экстремальных условиях военного времени.
2. Исследовать деятельность центральных издательотв по вы-пуоку художественной литературы в годы войны - главным образом специализированных: Гослитиздата и "Советского писателя". Определить особенности в их работе, а также роль по выпуску художественной литературы в книгоиздательской системе страны. Изучить работу издательств, в продукции которых тот или иной читательский адоео был очевиден, т.е. работу Воениздата, издательства "Молодая гвардия" и Детиздата. Особое внимание обратить
на перестройку книгоиздательской деятельности в Москве в начале войны.
3. Изучить особенности деятельности областных, краевых и республиканских издательств по выпуску художественной литературы на различных этапах войны, сравнить их о особенностями работы издательств центральных. Проанализировать деятельность различных издающих организаций, подпольной печати и т.д.
4. Провести анализ репертуара изданий художественной литературы, выпущенных в годы войны, о точки зрения его тематики, жанрового своеобразия, целевого назначения и читательского адреса. Причем анализ жанрового своеобразия художественных произведений, не сводя его к литературоведческому, дать во взаимосвязи с издательским воплощением этих произведений^
Объектом исследования яеились непериодические изгиния художественной литературы, выпущенные в горы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., - книги, брошюры, частично листовки и плаката. Газетная и вдрнальная продукция специально не анализируются. Обращение к листовкам и плакатам обусловлено их возросшим значением е это время.
Предметом исследования являются особенности издания художественной литературы в года Великой Отечественной войны 19411945 гг.
Разработанность теш. Необходимость обращения к этой теме продиктована еще и тем, что при всей своей важности в книговедческой литературе она освещена совершенно недостаточно. В обобщающих трудах по истории кйвгй СССР А.И.Назарова, И.Е.Баренбау-ма, А.Я.Червяка и др. изданию художественной литературы в года Великой Отечественной войны посвящены лишь двух-трехстраничные разделы. Среди программных работ о военном книгоиздании особо следует отметить труды Г.Д.Комкова: раздел в монографии "На идеологическом фронте Великой Отечественной..." (И., 1983) и две статьи, опубликованные в сборнике "Книга. Исследования и материалы": "Советское книгоиздательство в годы Великой Отечественной войны" (1963. Сб. 8) и "Книга в года Великой Отечественной войны" (1967. Сб. 15). В этих работах очень точно очерчены основные особенности книгоиздания военных лет.
В материалах, посвященных развитию культуры в этот период -М.П.Кима, Л.В.Максаковой, подчеркивается роль книги в мобилизации советского народа на борьбу о врагом.
Работы, опубликованные в периодической печати, в большинстве своем затрагивают один из аспектов теин - жанровый, региональный и т.д. Таковы, например, статья Б.Геронимуса "Альманахи военных лет" (Звезда Востока. 1982. Л 5), Т.Яковлевой "Фауст сорок второго" (Комсомольская правда. 1982. 15янв.), Л.Соскина "Изданы в блокадном Ленинграде" (Кн. обозрение. 1982. 5 февр.) и др.
В работах, посвященных национальному книгоизданию военных лет, издание литературы художественной, паи правило, рассматривается лишь эпизодически. Тем не менее осмысление этого материала позволило выявить обшие закономерности издания художественной литературы в союзных и автономных республиках в военные го-
да, а такке установить его особенности в различных регионах страны. Б немалое степени этому способствовали статьи ФЛ1.Репин ской "Книгоиздание в Узбекистане в года Великой Отечественной войны", опубликованная в сборнике "Книга и культура" (М., 1979), статья Т.Байрамова "Полиграфическая промышленность Туркменской ССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (Уч. зал. Туркмен, гос. ун-та. Ашхабад, 1971), А.Удриса "Издание латышокой худокествениой, политической в учебной литературы в ооветоноы тылу (1941-1944 гг.)" (Изв. АН ЛатвССР. 1865, » 210) в др.
В некоторых юбилейных отатьях освещена работа того или иного издательства в года войны. Например, к 50-летию Воениздата был выпущен большой буклет, где несколько разделов посвящены работе издательства в интереоувдий нас период. Однако сведения об издании собственно художественной литературы в материалах подобного рода весьма фрагментарны.
Вшило много интересных книг, повеотвующих о работе писателей, журналистов на фронте. Таковы сборники "Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны" (Лит.' наоледство. М., 1966. Т.78, кн. 1-2), "В редакцию не вернулся" (2-е изд. М., 1972-73. Т.1-3), "Строка, оборванная пулей: Московские писатели, павшие на фронтах Великой Отечественной войны" (М., 1976) и др. Однако вое онв в основном носят мемуарный характер и не содержат строгих научных оведений из истории книгоиздания. Тем не менее изучение подобного рода литературы помогло по отдельным деталям воссоздать атмосферу тех лет, дополнить оухой научный материал дат и цифр описанием конкретных событий, судеб людей. Интереоны в втом плане и журнальные публикации: М.Шагинян "Уральский дневник" (Новый мир. 1985. N 4-5), "Из переписки ленинградских писателей периода Великой Отечественной войны" (Руо. лит.' 1986. Л I), Ц.Солодарь "Правда - на нашем вооружении!" (Юность. 1985. Л 5) г до.
Существуют и отатьи, рассказывающие о книгах какого-либо писателя, выходивших в года войны. Так, военной публицистике А.Толотого поовящена отатья Л.Скорино "На передовой линии" (Знамя. 1983. № 12), а в юбилейном выпуске "Альманаха библиофила" -"Вевон Пушкину" опубликована отатья А.Гдалина "В боевом строю. Издание книг Пушкина в года Великой Отечественной войны" (М., 1987).
Нельзя не упомянуть и литературоведческие труда, каоашие-ся атого периода: А.Абрамов "Лирика и эпоо Великой Отечественной войны" (М., 1975), сборник "Литературный Ленинград в дай блокада" (Л., 1973), И.И.Саченко "Война и публицистика" (Минок, 1980), сборник "Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет" (М., 1985). В журнальных публикациях подобного рода рассматриваются, как правило, более частные аспекты, чаще всего гсанровый: в публикации Л.Хватова "Одухотворенные люди" (Звезда. 1985. № 4) говорится о развитии жанров рассказа и повеоти в года войны; о фольклорных традициях в кан-ре рассказа повествует работа Н.М.Кузнецова в журнале "Руоская литература" (1985. № 5); интересна публикация Р.Ромавовой "Сатира и юмор в дай Великой Отечественной войны" (Вопр.' лит.' 1985.1 й 5). Пожалуй, больше всего публикаций о поэзия военных лет: А.М.Абрамов "Сердцевина поэзии - человечность" (Руо. лит. 1985. Я 2), В.Кочетков "Поэзия великой войны" (Наш современник. 1985. № 5), А.Урбан "Священная война" (Звезда. 1985. й 2) и рр,- Это сугубо литературоведческие работы, которые, кал правило, не касаются вопросов книгоиздания. Однако детальное их изучение позволило установить закономерности между произведениями различных жанровых образований в литературе военных лет и их издательским воплощением.
Таким образом, число публикаций, на первый взгляд, кажется немалым, однако все они или лишь эпизодически касаются непосредственно нашей теш, или освещают ее небольшой аспект.
Источниковая база исследования. Детальное изучение вышеуказанных и других работ по теме и осмысление полученного материала явилось явно недостаточным дня воссоздания целостной картины издания художественной литературы в годы войны. В первую очередь недоставало конкретного статистического материала, чтобы подтвердить или опровергнуть положения других ученых, сделанные или интуитивно, или на основе слишком общих данных. Сбор этих сведений проходил по двум каналам. Нами были изучены все выпуски "Книжной летописи" за июль 1941 - май 1945 г., что дало возможность получить количественные показатели выпуска художественной литературы практически всеми издательствами и издающими организациями страны. Сведя эти данные в таблицы и распределив их по регионам, мы получили базовый статистический материал для анали-
за выпуска художественной литературы центральными и местными издательствами, а также издательствами союзных и автономных республик. Обращение » научному архиву отдела статистики печати и научной библиотеке НПО "Всесоюзная книжная палата" помогло дополнить эти сведения.
С другой стороны, чтобы получить данные о работе отдельных издательств, специализировавшихся на выпуске художественной литературы, нам пришлось тщательно изучить фонды этих издательств за военные годы, которые хранятся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства СССР и в Центральном государственном архиве литературы и искусотва СССР. Следует отметить, что там содержится обширный материал, до нао еще практически не введенный в научный оборот, о технической работе издательств и в частности - их подразделений; оводаи о состоянии портфелей, бухгалтерские документы, приказы об эвакуации и реэвакуации и т.д. Все это помогло исоледовать особенности работы издательств тех лет на основе достоверных сведений.
Чтобы изучить общественный резонанс вышедших в военные годы изданий художественной литературы, установить связь между выходом этих изданий и реальными событиями войны, выявить основные направления официальной издательской политики тех лет, необходимо было просмотреть буквально вое выпуски "Литературной газеты" и газеты "Литература и искусство" за военный период.
Методологическую основу диссертации составляют принципы всеобщего диалектического метода о преемственности в развитии всех объектов действительности и необходимости их изучения с точки зрения внутренней отруктуры и процесса.
Из специальных методов применялся метод оравнительно-исто-ричесний, который позволил определить основные тенденции развития объекта, выявить и сопоставить различные уровни в этом развитии. Количественные и качественные характеристики состава книжного репертуара были выявлены при помощи аналитико-темати-ческого и структурно-типологического методов. При изучении общественной роли изданий художественной литературы был использован функциональный подход как ведущий, позволяющий решить поставленные задачи наиболее целенаправленно.
Научная новизна диссертации определяется ее местом в историографии Великой Отечественной войны как первого полного специального исследования издания художественной литературы в указанный период. Выявлены основные тенденции и этапы издания художественной литературы в это время. Введены в научный оборот новые факты. Рассмотрен ряд вопросов, не получивших должного освещения в специальной литературе. Особенно это касается перестройки работы центральных издательств на военный лад в самом начале войны, усиления взаимосвязи различных средств маосовой информации в этот период, повышения роли изданий художественной литературы в военные года и т.д.
Научная, новизна исследования характеризуется и тем, что рассматриваемые вопросы решаются на основе выявленных автором статистических данных о выпуске художественной литературы центральными, республиканскими, а такйе областными и краевыми издательствами и издающими организациями. Кроме того, некоторые разделы диссертации почти полностью построены на основе осмысления архивных материалов. Таковы, например, разделы о деятельности Гослитиздата, издательства "Советский писатель", об эвакуации и реэвакуации издательств ОГИЗа РСФСР и т.д.
Практическое значение работы состоит в том, что она является определенным вкладом в разработку истории книги СССР, составной частью которой выступает история издания художественной ли-, тературы в годы Великой Отечественной войны. В диссертации даны конкретные рекомендации современным издателям. Штериалы работы были использованы в преподавании курса "История книги" в Московском полиграфическом институте.
Апробация работы. Основные положения и вывода диссертации апробированы в докладах на Первой научной конференции молодых ученых и специалистов Всесоюзной книжной палаты (Москва, 1986), Первой конференции молодых ученых и специалистов по проблемам книговедения (Львов, 1987), Первых "Сытинских чтениях" (Москва, 1988), Первой Всесоюзной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов отрасли (Москва, 1988), Шестой Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения (Москва, 1988).
Основное содержание диссертации раскрыто в шести публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экстремальные исторические обстоятельства оказывают свое воздействие буквально на все сферы издательского процесса: отбор произведений к печати, их издательское воплощение; организацию работа редакций и других творческих подразделений издательства, их взаимосвязь о подразделениями других отраолей книжного дела -книгопечатания в книгораспространения. Они оказывают воздействие даже на отрунтурное наполнение издательства как такового, высвечивая наиболее оптимальную отруктуру для того или иного вида издательства, Подобное воздействие было наглядно продемонстрировано в годы Великой Отечественной войны. С устранением энстремаль-нооти книгоиздательская система страны возвращается в русло поступательного развития, оставив, однако, в овоем арсенале лучше завоевания дериода экстремальнооти.
2. Психологически оправданным в военные годы оказался про-цесо усиления взаимосвязи различных средств массовой информации на основе критерия публицистичности.
3. Под влиянием экстремальных обстоятельств на разных этапах войны происходила актуализация тех или иных жанровых образований, что, в овою очередь, влекло за ообой актуализацию соответствующих издательских форм. Однако творческие новшества издателей военного периода зачастую были продиктованы не только кадровыми особенностями произведения, но и теми факторами, усиление которых произошло под влиянием оботоятельотв военного времени.
К таковым, например, отнооится повышение в литературном процессе роли отдельных писателей в необходимость учитывать их творческую индивидуальность при выборе той или иной издательской формы, чтобы уовлить дейотвеннооть их произведений на читателя.
4. Усиление конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов идейного смысла художественных произведений, теснейшая взаимосвязь авторских и читательских установок неизмеримо повысили социальную значимость литературно-художественных изданий
в года Великой Отечественной войны.
5. в процессе детального изучения источников удалось выявить многие закономерности, на основе которых автором была составлена следующая периодизация вздания художественной литературы в годы Великой Отечественной войну: I) 22 июня 1941 - конец 1942 г.' - перестройка книгоиздания на военный лад, выпуск маосовой мало-
объемной книги агитационного характера; 2) конец 1942 - 1943 г. - стабилизация работы издательотв, редакционная подготовка к выпуску крупнообъемных изданий; 3) 1944 - май 1945 г. - выпуск крупнообъемных книг, увеличение доли выпуска классической литературы.
Структура диссертации определена целями и последовательностью решения поставленных задач.
Работа состоит из введения, четырехглав, заключения и приложения.
Во введении обоснован выбор теш - доказана ее актуальность и научная новизна, охарактеризованы источниковая база и методологическая основа, выявлены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы положения, выносите на защиту, обозначена структура работы.
В первой главе исследуются основные тенденции издания художественной литературы в года Великой Отечественной войны. На оо-нове анализа выявленных автором статистических данных, а такие архивных и других материалов прослеживаются изменения'в издательской политике на разных этапах войны, анализируется взаимосвязь различных средств массовой информации в этот период, а также особенности оформления изданий.
Вторая глава посвящена изданию художественной литературы центральными издательствами. Особое внимание уделено деятельности Гослитиздата и "Советского писателя" - издательств, специализировавшихся на выпуске художественной литературы, а также работе издательств, основная продукция которых имела четкий читательский адрес.
В третьей главе дана оценка деятельности республиканских, краевых и областных издательств, ешшшны основные направления их работы на разных этапах войны. Особо отмечена мемориальная роль изданий, в подготовке которых принимали участие представители различных национальностей. Рассмотрена работа издающих организаций, подпольное книгоиздательство и т.д.
В четвертой главе анализируется репертуар изданий художественной литературы, выпущенных в года Великой Отечественной войны. Рассмотрен тематический аспект формирования репертуара, а также аспект жанровый, который дан, однако, в органическом единстве с издательским воплощением художественного произведе-
ния. Издания проанализированы также с точки зрения их целевого назначения и читательского адреса. Социальная роль литературно-художественных изданий военных лет прослежена через призму читательского восприятия. Отмечена культурно-историческая роль этих изданий и для современного читателя.
В заключении сделаны основные выводы, а также приведены конкретные рекомендации современным издателям, вытекающие из творческого осмысления опыта книгоиздателей военного периода.
В приложении дан список издательств, действовавших на территории Советского Союза в 1943 г., и таблицы, отражающие выпуск художественной литературы цептральными, республиканскими, краевыми и областными издательствами и издающими организациями. Эти таблицы составлены автором на основе детального изучения всех выпусков "Книжной летописи" за июль 1941 - май 1945 г., а также архивных материалов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Военная обстановка предъявила весьма серьезные требования к издателям художественной литературы. Необходимо было изменить сюветно-тематический диапазон, эмоциональный строй выпускаемой художественной литературы, сделать каждое издание боевым, предельно активны).! в массовым по своим формам. Для достижения этой цели прежде всего были пересмотрены издательские портфели: сняты с производства или заморожены издания, которые на данном этапе не имели первостепенного значения, а также издания, требовавшие сложных полиграфических работ. Например, из портфелей Гослитиздата, самого крупного в стране издательства художественной литературы, было исключено 6? рукописей и 1132 - законсервированы в связи с условиями военного времени*. И е дальнейшем планы издательств, исходя из потребностей текущего времени, неоднократно подвергались значительным изменениям.
Перестройка деятельности издательств и выпуск литературы были сопряжены с большими трудностями. В первые месяцы войны резко сократилась материальная база советского книгоиздательства. Серьезный урон был нанесен полиграфической промышленности.
1 ЧГАОР СССР, ф. Р-4851, оп.Х, ед.275, л.48.
Острый недостаток ощущался в кадрах издательских и типографских работников. Многие из квалифицированных редакторов, наборщиков, печатников ушли в Красную Армию. Значительная часть их была направлена в редакции и типографии фронтовых газет и журналов, сеть которых увеличилась во много раз.
Однако, несмотря на это, издание художественной литературы в стране не прекращалось. Необходимо было оперативно реагировать на стремительно развивавшиеся события. Возникла острая потребность в большом количестве литературы агитационного характера. Вы взят куро на выпуск массовой малообъемной книги,, которая была бы удобна в обращении в слоеных условиях войны. Это обусловило основную тенденцию в книгоиздании первых полутора военных лет - резкое снижение числа изданий, уменьшение объема книг при повышении общего и среднего тиража. По сравнению с 1940 г. в 1942 г. число печатных единиц художественной литературы уменьшилось на 47$, листаж - на 64$, в то время как общий, тираж возрос на 59$, а средний - почти в три раза1.
Тщательное изучение редакционных планов издательств, выпускавших художественную литературу, позволяет заключить, что в
1943 г. в издательской политике намечается перелом. Хотя по количественным показателям выпуска художественной литературы этот год был, пожалуй, наиболее неблагоприятным, все же можно говорить о некоей стабилизации в книгоиздании. На повестку дня встал вопрос об издании крупнообъемных произведений. К этому времени советские писатели уже успели создать значительные эпические произведения, описывающие непосредственно события Великой Отечественной войны. Кроме того, чтобы возместить огромный ущерб, нанесенный' книжному фонду страны, издательства стали готовить к выходу в свет объемные однотомники писателей-классиков.
■ Наиболее ощутимо это направление в издательской политике
1944 г., характерной особенностью которого является значительное увеличение удельного веса в общем числе изданий книг большого объема. В 1944 г. также увеличился выпуск иностранной художественной литературы, тираж и листаж которой возросли по сравнению с 1943 г. почти в 2,5 раза.
1 Научный архив Всесоюзной книжной палаты, ф. отд. статистики печати, д.2. Листы не пронумерованы.
Определившийся подъем книгоиздательства происходил главным образом благодаря восстановительным работам на освобожденной от врага территории и вводу в действие дополнительных полиграфических мощностей. В частности, успешно проходили вос-отановительные работы в Украинской ССР, где за один год было восстановлено 765 полиграфических предприятий, 9 республиканских и три областных книжно-журнальных издательства-1. В целом положение в издательской системе страны постепенно стабилизировалось. В 1945 г. значительно увеличилось число печатных листов-оттисков, а в 1946 г. тираж превысил довоенный более чем в два раза, листаж - почти в три раза. По данным Всесоюзной книжной палаты, всего за года войны было выпущено почти 7 тыс. изданий художественной литературы тиражом около Г70 млн экземпляров, что соотавило около 400 млн печатных листов-оттисков.
Под влиянием экстремальных условий военного времени возникла необходимость более тесной взаимосвязи различных средств массовой информации. Многие видные писатели работали на радио. Подавляющее большинство известных писателей, не будучи профессиональными журналистами, выступали на страницах периодической печати. Все это способствовало росту популярности писателей среди самых широких слоев населения, а следовательно, и улучшению распространения их изданных произведений. Нередко газетные статьи, а также рассказы и очерки, прочитанные по радио, выходили в виде отдельных брошюр и сборников. Такие издания выпускались как специализированными книжными издательствами, так и редакциями газет, в частности фронтовых. Не остался в стороне и кинематограф. На первом этапе еойны, который в литературе и искусстве проходил под девизом создания произведений малых форм оборонной тематики, экранизировались даже рассказы советских писателей.
Во многом процесс взаимопроникновения различных задав искусства происходил стихийно, от необходимости более эффективного воздействия на массового читателя, зрителя, слушателя. Часто это было обусловлено нехваткой высокохудожественных произведений, а такие чисто технических средств для их передачи. Так или иначе этот процесс оказался психологически оправданным. Знаменитый кинорежиссер С.Эйзенштейн, учитывая психофизиологию
1 Правда Украины. 1945. 19 окт.
восприятия искусства, утверждал, что при ооздании произведений надо иметь в виду такое качество, как "синэстетика", т.е. способность сенсорной системы человека сводить воедино все ощущения, приносимые из разных областей разними органами чувотв . С.М.Эйзенштейн предлагает эту меру для совершенствования образного ряда одного произведения с целью усиления его воздействия на реципиента. Однако, растянув этот процесо во времени, можно добиться аналогичного результата. Эффективность этой теории, как показано выше, была наглядно продемонстрирована в года Великой Отечественной войны..
В этот период роль облаотных, краевых и республиканских издательств очень возросла. Центральными издательствами было выпущено лишь 36,8% названий всей художественной литературы. Это объясняется необыкновенно сложными условиями, в которых им пришлось работать. Сказались и трудности эгакуации и резгзакуа-ции в первые года войны. Кроме того, не следует забывать, что основная тяжесть по подготовке рукописи к набору чаще всего ложилась на центральные издательства, в региональных издательствах значительное место занимали перепечатки.
В года войны художественную литературу выпускали в основном 14 центральных издательств из 64, зарегистрированных Всесоюзной книжной палатой. Ведущее место среди них занимало Государственное издательство художественной литературы. Характер редакционной работы Гослитиздата значительно отличался от работы отраслевых издательств. Гослитиздат в основном имел дело о авторским предложением - представленной рукописью, судьбу которой ему предотояло решать. И еще одна интереоная закономерность: не менее 50$ книг в издательстве были отредактированы внештатными сотрудниками. Это давало возможность привлекать к редактированию рукописей известных ученых-филологов.
Вторым крупным издательством, опециа-изировавшимся на вы-цуоке художественной литературы, был "Советокий писатель". Структурно он был меньше, чем Гослитиздат, и выполнял несколько иные функции. Гослитиздат выпускал в основном классические произведения русокой, ооветоной в зарубежной литературы, литературы народов СССР, а также современные произведения, выпуск
* См.: Коновалова Л.С. С.М.Эйзенштейн о проблеме целостности в искусстве // Вопр. теории и истории эотетики. М., 1976. Вин.9.
которых в массовых тиражах уже был признан необходимым. Новым произведениям авторов предстояло еще пройти апробации в издательстве "Советский писатель". Впрочем, ва начальном этапе войны функции обоих издательств тесно переплетались.
Немалая заслуга в обеспечении людей художественной литературой в годы войны принадлежит и Военному издательству Наркомага обороны СССР (Воёнлздату), ставшему в этот период крупнейшим центром книгоиздания. .
В годы Великой Отечественной войны художественную литературу выпускали 26 издательств союзных республик, 19 областных, 5 краевых и 16 издательств автономных республик. Больше всего названий приходится на долю республиканских издательств. Издательствами союзных республик было выпущено 23$ изданий, а издательствами автономных республик - 17,9$. Книжная продукция облетных издательств составила 9,7$, краевых - 2,1$.
Центральные издательства не могли в полной мере удовлетворить возросший спроо на издания художественной литературы. Кроме того, эвакуация многих центральных издательств в полиграфических предприятий в начале войны в восточные районы странй благотворно сказалось на деятельности издательств на местах. Они оказались достаточно хорошо обеспечены бумагой, полиграфическими мощностями, профессиональными кадрами издательских работников и полиграфистов за счет ресурсов центральных издательств. Да в не только центральных: бумажные ресурсы, а также та часть полиграфического оборудования, которую удалось вовремя эвакуировать из Эстонии, Латвии, Украины и других республик, поступила на восток страны. Таким образом, 1942 г. оказался годом наивысшего подъема книгоиздательской'деятельности на местах. Этому способствовал и тот факт, что центральные издательства при эвакуации были вынуждены размещать по издательской периферии также и производственные портфели. В 1943 г. количественные показатели выпуска продукции этой группой издательств снижаются.
В начале войны в трудном положении оказались и издательства союзных республик, так как многие из их работников упши на фронт. Выход был найден в привлечении к издательской работе писателей, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, центральных и других областей страны. Это во многом способствовало взаимному
проникновению и развитию братских литератур. Вмо выпущено много совместных изданий, сделаны хорошие переводы, молодые национальные писательские кадры получили урок литературного мастерства у более опытных прозаиков л поэтов из других союзных республик. Важной формой сотрудничества оказалось создание альманахов.
Многие исследователи республиканского книгоиздания военных лет отмечают крайне тяжелое положение полиграфических предприятий союзных республик. На этил основании мы можем сделать вывод, что если поступление эвакуированного оборудования и бумаги благотворно сказалось на деятельности издательств и типографий Урала и Сибири, то издателям и полиграфистам, например республик Средней Азии, приходилось в основном изыскивать внутренние резервы для обеспечения страны книжной продукцией.
На разных этапах войны возникала необходимость выпуск' литературы тех или иных тематических направлений. Так, на начальном этапе в актуальный контекст интродуцируются произведения исторической тематики, поэтика которых отмечена преобладанием пафоса героики. В это же время издается и много произведений, призывающих к ненависти, клеймящих предательство и т.д. Вообще соединение трагического и героического начал очень характерно для литературы военного периода. Через их призму преломлялось в решение всех общечеловеческих вопросов - о любви и ненависти, о страхе и бесстрашии, о жизни и смерти. Та или иная трактовка этих проблем предлагалась практически во всех произведениях, изданных в военные годы.
В разные периода войны актуализировались произведения различных жанровых образований. В первый год наиболее действенными оказались поэтические и прозаические произведения малых форм: стихи, песни, рассказы. Их издательские воплощения варьировались от вполне традиционных сборники, лйстоелИ, плакаты - до нов- . шеств, продиктованных нуждами военного времени. Например, стиха иногда печатались даже на пакетиках с пищевыми концентратами. Большую роль в это время сыграли художественно-публицистические произведения. С ионца 1942 г. декларируется выпуск крупнообъемных произведений - поэм, повестей, романов. Основной формой их издательского воплощения становится, согласно терминологии кни-
гоиздателей военного периода, однотомник. Однако в диссертации исследуются и другие издательские формы, которые наглядно продемонстрировали творческие возможности издателей военных лет.
Художественные произведения сыграли огромную роль в годы Великой Отечественной войны. Некоторые из них вошли в сокровищницу мировой литературы как образцы художественной прозы и поэзии. Это относится'к таким произведениям, как "Русские люди" К.Симонова, "Морская душа" Л.Соболева, "Народ бессмертен" В.Гроосмана, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Они сражались за Родину" М.Шолохова, "Фронт" В.Корнейчука, рассказы А.Платонова и П.Павлеико, художественно-публицистические статьи И.Эренбурга и А.Тологого, "Василий Теркин" Л.Твардовского, "Пулковский меридиан" В.Инбер, "Февральский дневник" О.Берггольц и др. Усиление конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов идейного смысла этих произведений, теснейшая взаимосвязь авторских и читательских установок делали их необходимыми дал миллионов и миллионов людей в годы войны.
Необходимы они и для современного читателя. По-разному сейчас можно оценивать произведения, написанные под влиянием" экстремальных исторических обстоятельств. Однако, может быть, именно этот аспект и придает им ту культурно-историческую и гракданско-иравственную роль, которую они, несомненно, играют и сегодня,
Публикации автора по теме диссертации;
1.- На выставке "Книга сражается" // Книга. Исследования и материалы. 1985. Сб.51. С.137-140.
2. Выпуск художественной литературы в годы Великой Отечественной войны // Тез. докл. Первой научной конференции молодых ученых и специалистов Всесоюзной книжной палаты. М., 1986. С. 19-21.
3. Издание художественной литературы в года Великой Отечественной войны // Книга. Исследования и материалы. 1987. Сб.55. С.94-113.
4. Издание художественной литературы областными издательствами в годы Великой Отечественной войны // Тез. докл.. Первой Всесоюзной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов отрасли. М., 1988. С. 48-49.
5. Гослитиздат в года Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Тез. докл. Шеотой Всесоюз. науч. нонф. по проблемам книговедения. М., 1988. С.33-35. Секция йот. оов. книги.'
6. Деятельность Государственного издательотва художественной литературы в года Великой Отечественной войны // Книга. Исследования и материалы. 1992. Сб. 65. 0,5 а.л. В печати.
-
Похожие работы
- Кинофотодокументы начального периода Великой Отечественной войны. Опыт историко-архивоведческого и источниковедческого исследования
- Фотодокументы личного происхождения по истории Второй мировой войны как объект архивоведческого исследования
- Библиотечная и издательская деятельность Германии на оккупированной территории
- Перемещенные книжные собрания России и Германии в контексте реституционных процессов
- Центральные государственные архивы СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.