автореферат диссертации по радиотехнике и связи, 05.12.04, диссертация на тему:Исследование и разработка методов и устройств повышения качества синтезированных изображений в интерактивных телевизионных системах
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Мумтади, Фатима
Оглавление.
Введение
1. Обзор известных методов формирования изображения в интерактивных телевизионных системах
1.1. Современные тенденции развития интерактивных телевизионных систем
1.2. Классификация методов формирования цветных изображений в интерактивных телевизионных системах
1.3. Анализ требований к дискретному цветному изображению в интерактивных телевизионных системах
1.4. Обзор диаграмм основных цветов МКО
1.4.1. Стандартная трихроматическая система основных цветов
ХУг МКО-1931 года
1.4.2. Равноконтрастные диаграммы цветностей
Выводы
2. Исследование применимости диаграммы основных цветов МКО для анализа изображения в интерактивных телевизионных системах
2.1. Особенности восприятия и воспроизведения цвета в телевидении
2.2. Выбор метода исследования диаграммы основных цветов МКО для анализа изображения в интерактивных телевизионных системах
2.3. Анализ возможности использования диаграмм основных цветов МКО для оценки ансамбля дискретных цветов синтезатора
2.3.1. Исследование стандартной трихроматической диаграммы основных цветов XYZ МКО - 1931 года
2.3.2. Исследование равноконтрастной диаграммы основных цветов UVWМКО - 1960 года
2.4. Развитие практики нелинейного преобразования диаграмм основных цветов МКО - 1931 и 1960 годов
2.5. Исследование криволинейной диаграммы цветностей г|
Выводы
3. Определение ансамбля видеосигналов дискретных цветов синтезатора в системе координат ц
3.1. Особенности формирования ансамбля дискретных цветов синтезатора
3.2. Выбор закона формирования ансамбля дискретных цветов синтезатора
3.3. Аппроксимация треугольника основных цветов приёмника в системе координат ц
3.4. Разработка методики определения параметров ансамбля дискретных цветов синтезатора
3.5. Расчёт видеосигналов ансамбля дискретных цветов синтезатора
Выводы
4. Практическая реализация полученных результатов
4.1. Описание алгоритма и программы перехода из системы координат х,у в систему криволинейных координат ц
4.2. Определение параметров видеосигналов ансамбля дискретных цветов синтезатора
4.3. Сравнение экспериментальных и расчётных результатов
Выводы
Введение 2001 год, диссертация по радиотехнике и связи, Мумтади, Фатима
В последнее десятилетие в мире, наряду со значительным прогрессом в области вещательного телевидения, интенсивно развиваются новые перспективные системы мультимедиа, которые основаны на комплексном использовании различных способов и технических средств обмена информацией на базе компьютерных методов.
К важнейшим компонентам этих систем относятся интерактивные телевизионные системы, с помощью которых традиционное, так называемое, линейное вещание, характеризующееся пассивным просмотром программ, преобразуется в нелинейный информационный процесс, при котором пользователь может управлять получаемой информацией, в том числе, передаваемыми программами. Внедрение интерактивности может стать новым элементом многих программ вещания, способствовать расширению возможностей таких программ и повышению их привлекательности.
Актуальность проблемы. Основное требование, предъявляемое к интерактивным телевизионным системам, заключается в том, что формируемые в них синтезированные изображения, должны обеспечивать оптимальное число цветов и не создавать неоправданной нагрузки на каналы связи при передаче видеоданных.
Вопрос выбора оптимального числа цветов в вещательном и прикладном телевидении непосредственно не рассматривался, поскольку там с момента начала работ по цветному телевидению постоянно решалась обратная задача -определение допустимых искажений цвета на экране телевизора.
В известных работах по теории колориметрии рассматриваются вопросы использования диаграмм основных цветов МКО, полученных с помощью линейных преобразований, для выбора ансамбля дискретных цветов. Однако в них даются только количественные оценки равноконтрастности получаемых ансамблей дискретных цветов, отсутствует аппарат прогнозирования воспринимаемых различий в цветности между парами соседних цветов, а вопросам специфики выбора числа цветов для интерактивных телевизионных систем уделялось мало внимания.
Использование криволинейных диаграмм основных цветов МКО для решения вышеупомянутых задач вообще не рассматривалось в силу сложности выражений, описывающих данное преобразование.
Из изложенного следует, что современный этап развития интерактивных телевизионных систем характеризуется необходимостью проведения исследований, в результате которых следует получить решение следующих вопросов:
• разработка метода исследования пригодности равноконтрастных диаграмм для анализа качества синтезируемого цветного изображения в интерактивных телевизионных системах;
• разработка метода теоретической и экспериментальной оценки достаточного количества цветов, формируемых в синтезированных изображениях.
Цель диссертации. Цель данной диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе выбранных критериев оценки качества цветных синтезированных изображений в интерактивных телевизионных системах разработать методы теоретического и экспериментального определения достаточного количества цветов в телевизионных изображениях и методы определения параметров синтезированных видеосигналов дискретных цветов для телевизора с нелинейным кинескопом.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи.
• Проведение теоретического анализа линейных преобразований диаграмм основных цветов МКО, направленных на получение равнокон-трастной плоскости, с помощью которой можно оценивать качество дискретного цветного синтезированного изображения.
• Определение возможности нелинейных преобразований диаграмм основных цветов МКО для получения равноконтрастной плоскости, обеспечивающей приемлемую точность определения параметров цветов с гарантированным постоянным цветовым контрастом во всём интервале цветов, воспроизводимых интерактивной телевизионной системой.
• Разработка алгоритмов и программ перехода из системы координат х, у в систему криволинейных координат £ ц и алгоритм обратного перехода от системы криволинейных координат £ ц, к системе координат X, У.
• Исследование и разработка методики определения оптимального числа цветов и разработка методики определения их параметров.
• Исследование и разработка методики определения параметров дискретных цветов синтезированных видеосигналов.
Методы исследования. При решении поставленных задач использовались методы математического анализа и аналитической геометрии, теории телевидения, теории колориметрии, вычислительной математики и теории программирования, а также теории вероятности в части обработки результатов экспериментальных методов исследования.
Работа состоит из четырёх глав, заключения и пяти приложений.
В первой главе сделан обзор и классификация известных методов формирования изображения в интерактивных телевизионных системах и проанализированы современные тенденции развития подобных систем. Здесь же проведен анализ требований к дискретному цветному изображению и обзор диаграмм основных цветов МКО.
Во второй главе разработан метод теоретической оценки пригодности диаграмм основных цветов МКО для анализа качества синтезируемого цветного изображения в интерактивных телевизионных системах. На основе этого метода показана пригодность криволинейной диаграммы цветностей £ ц МакАдама для расчёта параметров ансамбля дискретных цветов синтезатора в интерактивных телевизионных системах. Впервые с помощью разработанных алгоритма и программы расчёта и визуализации перехода из системы координат х, у в систему координат £ ц была построена в нелинейной системе координат г} фигура охвата цветностей (локус), треугольник основных цветов приёмника и на их фоне была нанесена масштабная сетка системы координат х, у.
В третьей главе на основе анализа количества цветов, которое способно уверенно воспринять человеческое зрение, показано, что 8-ми разрядное представление каждого из цветов не оптимально с точки зрения использования информационного пространства и создаёт неоправданную нагрузку на каналы связи при передаче видеоданных интерактивных телевизионных систем. Отсюда очевидна необходимость выбора оптимального числа цветов при сохранении качества синтезированного изображения интерактивных телевизионных систем. Разработан метод выбора ансамбля цветов в соответствии с заданными цветовыми отличиями, выраженными в единицах среднеквадратического отклонения (СКО). Получены аналитические выражения, которые позволяют достаточно просто по результатам выбора ансамбля дискретных цветов определить параметры синтезированных видеосигналов дискретных цветов для телевизора с нелинейным кинескопом системы европейского стандарта (ЕС).
В четвертой главе представлены результаты практической реализации полученных результатов, заключающееся в описании алгоритма и программы перехода из системы координат х,у в систему криволинейных координат С ;/, определены параметры видеосигналов ансамбля дискретных цветов синтезатора и проведено сравнение экспериментальных и расчётных результатов, подтвердившее теоретические выводы об избыточности 24-х разрядного кодирования видеосигнала при передаче видеоданных интерактивных телевизионных систем.
В заключении содержится краткое изложение результатов проведения теоретических и экспериментальных исследований и сделан ряд рекомендаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Результаты анализа и классификация известных методов формирования изображения в интерактивных телевизионных системах.
2. Результаты анализа требований к дискретному цветному изображению и обзор диаграмм основных цветов МКО.
3. Разработанный метод теоретической оценки пригодности диаграмм основных цветов МКО для анализа качества синтезируемого цветного изображения в интерактивных телевизионных системах.
4. Разработанный метод выбора ансамбля цветов в соответствии с заданными цветовыми отличиями, выраженными в единицах СКО.
5. Полученные аналитические выражения, которые позволяют по результатам выбора ансамбля дискретных цветов синтезатора определить параметры синтезированных видеосигналов дискретных цветов для приёмника с нелинейным кинескопом в европейской системе ЕС.
6. Результаты экспериментальной проверки полученных теоретических исследований.
7. Разработанные алгоритм, программы расчёта и визуализации перехода из системы координат х, у в систему координат £ т].
Основные результаты работы и их научная новизна.
1. В результате исследования диаграмм основных цветов МКО, полученных путём линейных преобразований диаграммы основных цветов XYZ МКО - 1931 года, было показано, что эти преобразования недостаточно эффективны и не могут быть использованы для анализа качества синтезированного дискретного изображения в интерактивных телевизионных системах.
2. Предложена методика теоретической оценки пригодности диаграмм основных цветов МКО для анализа качества изображения, позволившая доказать, что для расчёта параметров ансамбля дискретных цветов синтезатора интерактивных телевизионных систем может быть использована криволинейная диаграмма цветностей £ ц МакАдама, которая позволяет определить параметры цветов информационных телевизионных систем с приемлемой точностью, гарантируя постоянный цветовой контраст во всём интервале воспроизводимых телевизионной системой цветов.
3. Предложен и исследован метод преобразования, который позволяет по результатам выбора ансамбля дискретных цветов синтезатора определить параметры синтезированных видеосигналов дискретных цветов для приёмника с нелинейным кинескопом ЕС.
4. Разработаны алгоритм, программы расчёта и визуализации перехода из системы координат х, у в нелинейную систему координат £ г\.
5. Показано, что 8-ми разрядное представление каждого из трёх видеосигналов основных цветов не оптимально и переход на 5-ти разрядное представление видеосигналов позволяет в 1,6 раза повысить скорость обмена при передаче по информационным каналам синтезированных видеосигналов цветных изображений.
Практическая ценность работы состоит в том, что её итогом является разработка методики определения параметров видеосигналов дискретных цветов для приёмника с нелинейным кинескопом в европейской системе ЕС. Это даёт возможность существенного улучшения качества синтезированных изображений за счёт оптимизации различимости цветных деталей.
Публикации.
По материалам диссертационной работы опубликованы 12 печатных работ.
Апробация работы. Основные научные результаты диссертационной работы обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры телевидения МТУ СИ, а также на научно-технических конференциях МТУ СИ. Диссертационная работа является развитием проводимых на кафедре телевидения МТУСИ и работ по исследованию и разработке методов повышения качества синтезированных изображений интерактивных телевизионных систем.
Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. Общий объем работы - 153 страницы, в том числе 23 рисунков и 15 таблиц. Библиография содержит 81 наименование.
Заключение диссертация на тему "Исследование и разработка методов и устройств повышения качества синтезированных изображений в интерактивных телевизионных системах"
И. Результаты работы могут быть также использованы для различных прикладных телевизионных установок.
129
Заключение
1. В результате проведённого анализа, были условно определены три группы устройств, реализующих методов формирования дискретных цветных изображений в интерактивных телевизионных системах, а именно:
• устройства, формирующие условных цветов;
• устройства, синтезирующие изображений с помощью знакогенераторов;
• устройства, формирующие цветных изображений программными средствами.
2. Исследования динамики развития наиболее удобного средства работы с информацией в сети Интернет - систем гипермедиа WWW, показали что:
• использование синтезированных цветных изображений актуально и перспективно;
• использование для формирования синтезированного цветного изображения 24-х разрядного сигнала явно избыточно с точки свойств восприятия цвета человеком и технико-экономически нецелесообразно.
3. На основе проведённого анализа сформулированы предварительные требования, которым должно удовлетворять синтезируемое цветное изображение интерактивных телевизионных систем:
• в синтезированном дискретном цветном изображении должно содержаться большое число цветов, которые образуются с помощью достаточного числа комбинаций уровней выходных сигналов
• недопустимо использование сочетаний цветов, которые обладают малым цветовым контрастом;
• выбранная система дискретных цветов должна обеспечивать равное число СКО между соседними цветами.
4. На основе разработанного метода исследования пригодности диаграмм основных цветов для анализа качества синтезируемого цветного изображения в интерактивных телевизионных системах получены следующие результаты:
• диаграммы основных цветов ХУ7. МКО - 1931 года и !1У\¥ МКО— 1960 года представляют собой площади с неравномершям распределением цветностей, и не могут быть использованы для решения данных задач;
• криволинейная диаграмма цветностей ц МакАдама обладает лучшими характеристиками, чем все остальные диаграммы МКО, благодаря чему она может быть использована для расчёта параметров ансамбля дискретных цветов. Использование криволинейной диаграммы цветностей ц дает возможность определения параметров цветовых тонов информационных телевизионных систем.
5. С помощью криволинейных преобразований из координат х, у в систему координат т] и последующей аппроксимации получено упрощенное выражение для треугольника основных цветов приёмника в новой системе координат т|\ В результате аппроксимированная фигура треугольника основных цветов приёмника представляет собой квадрант - четверть круга, центр которого смещён по вертикали вверх на величину радиуса относительно осей новой системы координат.
6. Впервые с помощью разработанных на языке высокого уровня алгоритма, программы перехода из системы координат х, у в систему координат с,, Ц и программы визуализации было осуществлено автоматическое графопостроение фигуры охвата цветностей (локус) и треугольника основных цветов приёмника на фоне масштабной сетки системы координат х, у. Это сделало возможным выбор ансамбля цветов в соответствии с заданными цветовыми отличиями, выраженными в единицах СКО.
7. Для выбора оптимального числа комбинаций в ансамбле цветов интерактивных телевизионных систем был разработан аппарат прогнозирования воспринимаемых различий в цветности между парами соседних цветовых тонов.
8. Произведённые преобразования позволяют достаточно просто по результатам выбора ансамбля дискретных цветов синтезатора произвести дальнейшие колориметрические расчёты при определении параметров синтезированных видеосигналов дискретных цветов для телевизора с нелинейным кинескопом ЕС.
9. По результатам расчётов подтверждено, что в телевизионной системе достаточно передавать не более 30 ООО дискретных цветов, которые могут быть воспроизведены тремя 5-ти разрядными числами при передаче трёх синтезированных видеосигналов основных цветов.
10. Автор показал, что 8-ми разрядное представление каждого из трёх видеосигналов основных цветов не оптимально и переход на 5-ти разрядное представление видеосигналов позволяет в 1,6 раза повысить скорость обмена при передаче по информационным каналам статических синтезированных изображений, а также изображений современных компьютерных игр.
Библиография Мумтади, Фатима, диссертация по теме Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения
1. Кривошеев М. И., Федунин В. 1. Интерактивное телевидение. - М.: Радио и связь, 2000. - 344 с.
2. Бородин Ю. А. Что такое «интерактивное телевидение». Broadcasting. Телевидение и радиовещание № 3 (7), 2000, с. 70-75.
3. Кривошеев М. И., Федунин В. Г. Интерактивное телевидение. М.: Информ-связь, 1996. - 83 с.
4. Новаковский С. В, Котельников А.В. Новые системы телевидения. М.: Радио и связь, 1991. - 88 с.
5. Птачек М. Цифровое телевидение. Теория и техника. М.: Радио и связь, 1991.-528 с.
6. Яновский Г. Г. Информационные службы в сетях передачи информации общего пользования «Электросвязь» (Итоги науки и техники ВИНИТИ). М.:1984, 14, с. 3-216.
7. Голышева Г. А., Юлиш А. Н., Сорока Е. 3. Системы передачи дополнительной вещательной информации для телевизионного воспроизведения системы Телетекста. Зарубежная радиоэлектроника № 4, 1987, с. 3.
8. Дж. Мартин. Видеотекс и информационное обслуживание общества. М.: Радио и связь, 1987. 184 с.
9. Бухвинер В. Е. Развитие новых служб связи: телетекст, видеотекс, телетекс. Зарубежная радиоэлектроника № 5, 1987, с. 16.
10. Шварцман В. О. Некоторые вопросы развития телематических служб. Электросвязь № 2, 1992, с. 36.
11. Ануфриев И. К., Быструшкин К. Н. Интерактивное телевидение мультимедиа - информационная технология XXI века. ИнформКурьер-Связь № 4, 1996, с. 27-31.
12. Отречёмся от «старого мира» ПК. Computerworld Россия, февраля 2001, с. 23.
13. Скрещиваем телевизор. «Мир ПК» № 1, 2000.
14. Наумов Н., Уваров Л. Крепнущие связи. «625», 1999, с. 60.15. «Телеком Рикор» формирует информационную среду семьи XXI века. Телеспутник, №1 (51), Январь 2000.
15. Гагин А. Сервисы Интернет: практическое рассмотрение. М.: Радио и связь, 1996, 134 с.
16. Уваров Н.Е., Хитрово Н. Г. Достижения прикладного телевидения. «Радиотехника» (Итоги науки и техники ВИНИТИ). М.: 1985, 34, с. 3 234.
17. Maufdam D.L. Note on the number of listinet chroticities. JOSA. -1994. v. 37. -N. 4.-P. 308-309.
18. Мартинес Ф. Синтез изображений. Принципы. Аппаратное и программное обеспечение. -М.: Радио и связь, 1990. 191 с.
19. Криксунов JI. 3., Падалко Г. А. Тепловизоры: Справочник. К.: Техшка, 1987,- 166 с.
20. Селиванов А. С., Тучин Ю. Н. Радиотелевизионный комплекс спутников «Метеор» для исследования природных ресурсов Земли. Исследование Земли из космоса, 1981, № 5, с. 28-34.
21. Елизаренко А. С. Оптико-электронные системы в исследованиях природных ресурсов. М.: Недра. 1984. 215 с.
22. Мумтади Ф., Новаковский С. В. Классификация методов формирования цветных изображений в интерактивных телевизионных системах. Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» № 2190 СВ-2001 от 22.05.2001г., с. 8 18.
23. Гуглин И. Н. Телевизионные игровые автоматы и тренажеры. М.: Радио и связь, 1982, 272 с.
24. Ярославский JI. П. введение в цифровую обработку изображений. М.: Сов. радио, 1979. - 312 с.
25. Мумтади. Ф., Котельников А.В. Формирование изображения информационных телевизионных систем. Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» № 2108 СВ-97 от 20.10.97г., с. 2-7.27. Спецификация HTML 3.2.
26. Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982, 184 с.
27. Аксёнтов Ю. В., Ерангажиев Н. А., Перевезенцев JI. Т. Определение допусков на координаты основных цветов телевизионных приемников. Техника кино и телевидения № 5, 1963, с. 43-50.
28. Ерангажиев Н. А. О допустимых искажениях цвета в ЦТ. Техника кино и телевидения № 3, 1973, с. 39-40.
29. Дерюгин Н. Г., Кустарёв А. К. Допустимый разброс цветности опорного белого. Техника кино и телевидения № 4, 1968, с. 43-50.
30. Шепелев Ю. В. Определение и использование допусков на амплитудные характеристики датчика цветного телевидения. Техника кино и телевидения №8, 1971, с. 53-57.
31. Паздерак И., Кепр М. Метод измерения и оценки качества цветопередачи телевизионного изображения. Радио и телевидение № 4, 1984, с. 26-31.
32. Гофайзен О. В., Певзнер Б. Характеристики зависимости качества изображения от основных параметров телевизионного тракта. Линейные искажения. Техника кино и телевидения № 10, 1987, с. 33-38.
33. Sagava Ken. Visual comfort evaluated by number of categorial colours in a coloured image. Research and Applications № 3, V. 25, 2000, p. 193-199.
34. Suggested optimum primaries and gamut in colours imaging. Research and Applications № 2, V. 25, 2000, p. 148-150.
35. Uniform colour space modeled with cone responces. Research and Applications № 1, V. 25, 2000, p. 56-63.
36. Новаковский С. В. Цвет в цветном телевидении. М.: Радио и связь, 1988. -288 с.
37. Джадц Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. Пер. с англ. М.: Мир, 1978.-592 с.
38. Wright W., The sensitivity of the eye to small colour differences, Proc. Phys. Soc. London, 53, 93, (1941).
39. Wright W., The graphical representation of small colour differences. JOSA. -v. 33, 1943.—p. 632.
40. Judd D.B. The 1931 ICI standard observer and co-ordinate system for colorimetry. JOSA v. 23, 1933. p. 359-374.
41. MacAdam D. L. Visual sensivity to color differences in daylight. JOSA v. 32,1942, p. 247.
42. Judd. D., A Maxwell triangle yelding uniform chromiticity scales. JOSA v. 25, 1935, p. 24.
43. Хабка. А., Мумтади. Ф., Котельников A.B. Особенности нелинейных колориметрических преобразований. Деп. в ЦНТИ Информсвязь № 2140 СВ-99 от 27.04.1999г., с. 45-50.
44. MacAdam D. L. Projective transformation of I.C.I, color specifications. JOSA №8, v. 27, 1937.-p. 294-299.
45. MacAdam D. L. Uniform color scales. JOSA v. 64, 1974. p. 1691-1702.
46. Wyszecki G. Uniform color scales: CIT 1964 U*V*W* convertion of OSA committee selection. JOSA v.65, 1975. p. 456-460.
47. McLaren K. The development of the CIE (L* a* b*) uniform color space and colour-difference formula. Dyers colorists. JOSA № 92, 1976. p. 338-341.
48. MacAdam D., Specification of small chromaticity differences. JOSA № 33,1943, p. 18.
49. MacAdam D., Geodesic chromaticity diagram based on variances of colour matching by 14 normal observers. Applied optics № 1, v. 10, 1971. p. 1-7.
50. Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. 175 с.
51. Луизов А. В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, Ленингр. отделение, 1989.-256 с.
52. Новаковский С. В. Цвет на экране телевизора. М.: Радио и связь, 1997, 168 с.
53. Аббуд И. О допустимых цветовых искажениях телевизионного изображения. Техника кино и телевидения, № 5, 1974, с. 64-65.
54. Аксёнтов Ю. В. Техника кино и телевидения № 8, 1969.
55. Постникова Л. Н., Пономаренко И. Е. Искажения цветопередачи на экранах масочных кинескопов. Техника кино и телевидения № 11, 1971, с. 45-48.
56. Stiles W., Wyszecki G. Field trials of color-mixture functions. JOS A v. 52, 1962, p. 52.
57. Сынзыныс Б. И. Ильин А. В. Биологическая опасность и нормирование электромагнитных излучений персональных компьютеров. М.: «Русполиграф», 1997, 64 с.
58. Wyszecki G., Fielder G. New color-matching ellipses. JOSA v.61, 1971, p. 1135-1152.
59. Brown W., MacAdam D. L. Visual sensivities to combined chromaticity and luminence differences. JOSA, v.39, 1949, p. 808.
60. Takasaki H. Chromatic changes induced by changes in chromaticity of background of constant lightness. JOSA v. 57,1967, p. 93.
61. Newhall S., The control of eyelid movements in visual experiments/ Am. J. Psychol. V.44, 1932, p. 562.
62. Stiles W., A modified Helmholtz line element in brightness-colour space. Proc. Phys. Soc. London v. 58, 1946, p. 41.
63. Wyszecki G., Fielder G. Color-difference matches. JOSA v.61, 1971, p. 1501.
64. Баксбаум Г., Бедросян С. Д. Зависимость количества цветов от числа уровней серого: количественное соотношение. ТИИЭР, т. 72, № 10, октябрь 1984, с. 213-215.
65. Цифровое телевидение/ Под ред. М. И. Кривошеева. М.: Связь, 1980. -264 с.
66. Цуккерман И. И., Кац Б. М., Лебедев Д. С. и др. Цифровое кодирование телевизионных изображений. М.: Радио и связь, 1980. - 264 с.
67. Певзнер Б. М. Качество цветных телевизионных изображений. М.: Радио и связь, 1988.-224 с.
68. S. D. Bedrosian and W. Xie. Fuzzy measure justification of some grey-tone image experimental date. Electron Lett., v. 18, 1982, p. 615-617.
69. Помехоустойчивость и эффективность систем передачи информации. Под ред. А. Г. Зюко. М.: Радио и связь, 1985. - 272 с.
70. Мешковский К. А., Кириллов Н. Е. Кодирование в технике связи. М.: Связь, 1966.-323 с.
71. Хабка. А., Мумтади. Ф., Котельников А. В. Оптимизация параметров дискретных цветов. Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» № 2140 СВ-99 от 27.04.1999г., с. 40-44.
72. Бронштейн И. Н. и Семендяев К. А.Справочник по математике. М.: ГИТТЛ, 1956, 608с.
73. Мумтади Ф., Новаковский С. В. Аппроксимация треугольника основных цветов приёмника в криволинейной системе координат Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» № 2190 СВ-2001от 22.05.2001г., с. 19 24.
74. Мумтади Ф., Новаковский С. В. Разработка методики определения параметров ансамбля дискретных цветов синтезатора. Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» № 2190 СВ-2001 от 22.05.2001г., с. 2 7.
75. Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. М.: Наука, 1969, 416 с.
76. Мумтади Ф., Новаковский С. В. Расчёт видеосигналов ансамбля дискретных цветов синтезатора. Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» № 2190 СВ-2001 от 22.05.2001г., с. 33 -39.153
77. Ангафоров А. П. Цветные кинескопы. М.: Радио и связь, 1986. 128 с.
78. П. Киммел и др. Borland С + + 5./ Пер. с англ. СПб: БВХ Петербург, 2000 976 с.
79. Утверждаю» первый проректор МТУСИ1. АКТоб использовании результатов диссертационной работы Мумтади Фатимы на тему «Исследование и разработка методов и устройств повышения качества синтезированных изображений в интерактивных
80. Заведующий кафедрой телевидения, к.т.н., доцент
-
Похожие работы
- Исследование динамических характеристик телевизионных преобразователей и разработка методов коррекции искажений изображения
- Телевизионные методы визуализации объектов и процессов в химически агрессивных средах
- Исследование искажений цветопередачи и разработка методов цветовой коррекции для систем телевидения повышенного качества
- Разработка методов и устройств ввода дополнительной информации в телевизионный радиосигнал
- Разработка методики, алгоритмов и технических средств для дискретного представления и классификации мелкоструктурных графических изображений
-
- Теоретические основы радиотехники
- Системы и устройства передачи информации по каналам связи
- Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения
- Антенны, СВЧ устройства и их технологии
- Вакуумная и газоразрядная электроника, включая материалы, технологию и специальное оборудование
- Системы, сети и устройства телекоммуникаций
- Радиолокация и радионавигация
- Механизация и автоматизация предприятий и средств связи (по отраслям)
- Радиотехнические и телевизионные системы и устройства
- Оптические системы локации, связи и обработки информации
- Радиотехнические системы специального назначения, включая технику СВЧ и технологию их производства