автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Генезис тетраконхов с угловыми нишами в Закавказье
Автореферат диссертации по теме "Генезис тетраконхов с угловыми нишами в Закавказье"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи УЖ 726.5.053.8(479.2)(091) "04/14"
КАЗАРЯН АРМЕН ЮРЬЕВИЧ
ГЕНЕЗИС ТЕТРАКОНХОВ С УГЛОВЫМИ НИШАМИ В ЗАКАВКАЗЬЕ
Специальность 180001 - История и теория архитектуры, реставрация памятников архитектуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва - 1991
Работа выполнена на секторе древнерусского искусства Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства Культуры СССР
Научный руководитель доктор искусствоведения
А.И.Комеч
Официальные оппоненты: доктор архитектуры кандидат искусствоведения
' А.Г.Григорян В.П.Выголов
Ведущая организация - Государственный музей искусства народов Востока, Москва.
Защита диссертации состоится "" е^г+стль^М!991 г. в М часов на заседании Специализированного Совей. Д092 10 01 при Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания Министерства Культуры СССР по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер., 5, ВНИИ искусствознания.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ искусствознания.
Автореферат разослан
Учёный секретарь Специализированного Совета кандидат искусствоведения
Н.Е.Григорович
\
Актуальность исследования. Однш из высших достижений зодчества средневекового Закавказья является создание крестообразных центральнокупольных композиций, активно разрабатываемых здесь уже со второй половины У1 в. Именно в У1-УП вв. было создано большое число оригинальных пространственных структур христианских храмов, снискавших мировую славу армянским и грузинским зодчим. В этом ряду архитектурных памятников особо выделяется группа единых по пространственной композиции построек, наиболее известных благодаря двум святыням Армении и Грузии - храмам Рипсиме в Эчмиад-зине и Джвари во Мцхете, воплотившим в себе лучшие традиции искусства народов этих стран. Будучи прекрасными образцами архитектурной классики, они являлись источником вдохновения для армянских и грузинских зодчих последующих поколений. Изучению этой группы памятников, которые мы определяем как тетраконхи с угловыми нишами, посвящены многочисленные научные работы, в том числе подробные и серьезные монографии. Публикации раскрыли многие аспекты развития этих памятников, они являются хорошей базой для дальнейшего их изучения.
Однако во многих работах основное внимание уделялось наиболее популярным, лучше сохранившимся и легко доступным памятникам. Неполный охват фактического материала не позволял углубить первоначальные оценки, проводимый зачастую поверхностно анализ приводил к необоснованным или спорным датировкам храмов. Нельзя считать удовлетворительными имеющиеся представления о первоначальном облике многих построек, их пропорциональном построении, конструкциях, строительной технике, декоративном убранстве, не говоря о нерешенности комплекса вопросов, связанных с проблемой происхож-
дения их композиции.
За последние годы увеличилось число выявленных памятников--тетраконхов с угловыми нишами, на некоторых из них произведены археологические и реставрационные работы, уточнены обмеры, в результате чего появились новые сведения по их архитектуре и строительной истории. Расширился и круг исследований по архитектуре Закавказья, углубились и специализировались методы анализа средневекового зодчества, стали полнее учитываться результаты изучения зодчества других регионов средневекового мира. Стала возможной и необходимой новая попытка выяснения сложной проблемы генезиса того замечательного и оригинального явления, которое представляют собой тетраконхи с угловыми нишами. Этим определяется актуальность предлагаемого исследования.
Выяснение генезиса этих тетраконхов Закавказья конца Л-УП вв. является целью нашей работы. Б соответствии с намеченной целью определены и более частные задачи исследования, в числе которых выделяются следующие:
- определение места тетраконхов с угловыми нишами в типологическом ряду средневековых построек Закавказья;
- определение времени появления первых памятников зтого типа и уточнение хронологии последующих построек;
- выявление комплекса черт, характеризующих архитектуру первого памятника либо начальной группы тетраконхов с угловыми нишами;
- выяснение функции исследуемых построек;
- выявление истоков их композиции и объяснение причин, способствовавших формированию нового архитектурного типа.
Основным методом исследования является всесторонний анализ всего сохранившегося материала. Необходимой основой решения этих А
вопросов стали результаты работы с архивными материалами, натурного изучения, обмеров и реконструкций церквей, произведенных автором, а также ознакомление с исследованиями архитекторов, искусствоведов и историков, посвященными вопросам культуры не только средневекового Закавказья, но и широкому кругу явлений ранневизан-тийской и восточной архитектуры. Автор стремился проанализировать строительную технику и конструктивные решения, композиционные принципы и стиль, художественно-образные и религиозно-философские аспекты, то есть всю совокупность, все стороны архитектурной жизни эпохи.
Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к изучению особенностей архитектуры тетраконхов с угловыми нишами. Большое внимание уделено вопросам искусствоведческого характера, а также рассмотрению материала на фоне развития мировой архитектуры эпохи. В результате место тетраконхов с угловыми нишами в зодчестве Закавказья и раннесредневекового мира определено во многом по-новому, разностороннее и, как нам кажется, плодотворнее.
Практическая значимость работы. Выводы и результаты работы могут способствовать уточнению и расширению имеющихся взглядов на ход развития средневековой архитектуры Армении и Грузии, дальнейшему исследованию центричных композиций этих стран. Они применимы при написании.разделов по истории архитектуры, для использования в лекционных курсах и экскурсионной работе. Некоторые результаты работы и предлагаемые автором новые реконструкции памятников позволяют решить существенные вопросы реставрации этих построек, как и типологически и хронологически близких им.
Апробация работы. Отдельные положения исследования изложены в докладе на Н Международном симпозиуме по грузинскому искусству (Тбилиси, 1989 г.), научных публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Во введении кратко дана постановка вопроса и представлена историография.
Хотя проблема генезиса тетраконхов с угловыми нишами исследователями архитектуры Закавказья монографически не изучалась, однако она затрагивалась во многих работах по истории раннесредяевеко-вого зодчества Армении и Грузии, как и в некоторых исследованиях по архитектуре христианского мира.
Первая существенная гипотеза о генезисе тетраконхов с угловы ми нишами, принадлежащая Й.Стриговскому, основана на разработанной этим исследователем теории эволюционного развития центрально-купольных храмов Армении. Согласно концепции ученого, тип тетра-конха с угловыми нишами произошел от купольного квадрата с опорными нишами по осям (тип Мастары). Этого взгляда придерживались многие историки архитертуры, несколько по-разному объяснявшие причины появления новой композиции, которые в основном сводились к необходимости решения конструктивных задач (А.Б.Еремян, С.Х.Мнацака-нян, О.Х.Халпахчьян, С.А.Маилов). Г.Н.Чубинашвили выдвинул гипотезу об эволюции от простого тетраконха до композиции тетраконха с угловыми нишами при промежуточной звене," представляемом храмом в Ниноцминде. Эта мысль поддержана некоторыми исследователями (В.В. Бервдзе). Согласно Ы.М.Асратяну исходным образцом для создания исследуемой композиции является простой тетраконх, а главная роль угловых ниш заключается в увеличении подкупольного квадрата при сохранении максимальных размеров апсид. Существует мнение о развитии в композиции тетраконха с угловыми нишами идей Эчмиадзинского собора (В.М.Арутюнян). Появление угловых ниш обычно связывается либо с необходимостью в распределении нагрузки от купола на боль-б
шее число опор, а такке с эстетическими соображениями (О.Х.Халпах-чьян), либо с разработкой удобных путей сообщения между центральным и угловыми помещениями (Т.Нарутян).
Ряд других мнений основан на поиске прототипов этих построек в античном и раннесредневековом зодчестве соседних стран. Появление тетраконхов с угловыми нишами связывается с использованием закавказскими зодчими композиционных принципов некоторых римских античных построек (Г.Т.Ривойра), с совмещением двух типов античных мавзолеев (А.Грабар), с архитектурой раннехристианских иартириев и баптистериев (Х.Валятек) либо с античными купольными постройками типа поликонха (А.М.Высоцкий). Отмечается некоторая аналогия между композиционными решениями и отдельными формами тетраконхов с угловыми нишами и храмом Св.Софии в Константинополе, которая предполагает рассмотрение византийского памятника в качестве образца для зодчих Армении (А.Х.Тораманян, Ж.-М.Тьерри). Ж.-М.Тьер-ри, не отрицая возможности эволюционного развития лучеобразных церквей Закавказья, указывает на некоторые истоки рассматриваемого гчпа в архитектуре эллинистических мавзолеев и иранских памят-* ников огня. Разнообразие представленных точек зрения демонстрирует большой интерес к этой проблеме в научном мире и необходимость их учета и использования в нашем исследовании.
Во введении такие обосновывается необходимость рассмотрения исследуемого типа в целом, не разделяя его по национальному признаку. Тем более, что раннесредневековое зодчество Армении и Восточной Грузии было единым архитектурным явлением, которому свойственно использование общих архитектурных типов, общее развитие стиля, аналогичность строительной техники, конструктивных и декоративных решений. Основой этому' служила религиозная и культурная общность двух народов Закавказья, слоившаяся в процессе общей
исторической действительности (Н.Я.Нарр, И.А.Орбели, А.Л.Якобсон, Р.Я.Агабабян, П.М.Мурадян, С.А.Маилов, А.П.Новосельцев, А.М.Высоцкий).
Первая глава диссертации посвящена типологической классификации, определению датировок и функции тетраконхов с угловыми нишами..Все памятники рассматриваются в качестве построек одного типа, объединяющихся по общей структуре центрального ядра интерьера. Композиционной основой является широкий купол на квадратном в пла-' не основании, к которому по двум главным осям примыкают четыре экседры, а по диагоналям, к углам квадрата - ниши в три четверти цилиндра. Тип этот, впервые обозначенный Й.Стриговским, был назван им купольным квадратом с опорными нишами по осям и диагоналям. Название, используемое в работах 1.-1Г.Тьерри, Ы.М.Асратяна и в нашем исследовании, - тетраконх с угловыми нишами - содержит более широкую характеристику.основы пространственной структуры как архитектурной формы.
В рамках обозначенного архитектурного типа возможно объединить восемнадцать известных на сегодняшний день построек Закавказья. Они входят в общий типологический ряд центральнокупольных крестообразных церквей, созданных по схеме тетраконха и наиболее близки композициям с широким центральным 'квадратом и относительно узкими апсидами. С другой стороны, они примыкают к группе памятников, имеющих в качестве основной композиционной ячейки октагон, к которому они близки числом подкупольных опор и развитие* пространства от центра по восьми направлениям в плане.
В рамках рассматриваемого типа выявлены отдельные группы памятников, сближающихся между собой по ряду дополнительных признаков. При проведении деления на подтипы учтен важный композиционный и функциональный признак - количество угловых помещений. Бо-8
лее детальное разделение памятников основано на учете особенностей объемных композиций, тесно связанных со стилистическими признаками. В результате сформированы три подтипа, второй и третий из которых подразделяются на две группы построек.
1. Памятники без угловых помещений (Мохренис, малая церковь Дзвели Шуамта, Кветера).
2. Памятники с двумя восточными помещениями:
а) со следованием принципу обобщения внешней стеной прямоугольного периметра (Таргманчац-ванк);
б) с расчлененным контуром внешних стен (Сорадир, Ахта-
мар).
3. Памятники с четырьмя угловыми помещениями:
а) с охватом стеной прямоугольного контура (Аван, Рипсиме, Гарнаовит, Арцвабер, Сисаван, Арамус, Барагаванк, Колатак);
б) с расчлененным контуром внешних стен (Джвари, Атени, большая церковь Дзвели Шуамта, Мартвили).
Б ходе исследования учитываются и другие черты архитектуры, специфичные для некоторых групп этих построек.
Очевидна важность возможно более точного определения датировок памятников, что позволяет выявить первые образцы иссльдуемого типа, время начального формирования композиции и этапы ее дальнейшей эволюции, проследить связь между хронологией появления отдельных памятников и их местом в типологической классификации, рассмотреть тетраконхи с угловыми нипгами в контексте общего хода развития искусства, строительного дела, исторических и политических событий. Уточнение некоторых дат, либо выбор одного из существующих мнений проведены на основе анализа сведений письменных источников, эпиграфики, особенностей строительной техники, конструктивной системы, стиля, декоративного убранства памятника и с
учетом аргументации альтернативных точек зрения по каждому конкретному вопросу. Основное вникание при этом было уделено анализу стиля и художественной выразительности форм. Подробное обоснование датировок памятников изложено в приложении I диссертации.
Первой точно датированной постройкой исследуемого типа является с нашей точки зрения храм в Аване, построенный католикосом халкедонитской армянской церкви Иоанном Багаранци в последнем десятилетии Н века. Как этот, так и следующий за ним памятник -'храм Св.Рипсиме (Св.Свидетельниц Христовых) в Эчмиадзине, построенный католикосом Комитасом в 618 году, - относится к группе построек с четырьмя угловыми помещениями и с обобщенным прямоугольным контуром внешних стен. А первым памятником того же подтипа, но с расчлененным контуром внешних стен, является храм Джвари (Св. Креста) во Мцхете. Весьма проблематично время появления построек без угловых помещений. Границы возможного возведения первой из них - церкви Мохрениса - определяются в рамках раннего средневековья, но не раньше появления первого однотипного памятника -Авана -, исходя из особенностей форм подкупольных опор и капителей Мохрениса. Возникновение памятников с двумя восточными помещениями связано со строительством церкви Таргманчац-ванк в Айге-шате (возможно, 630-е гг.), хотя кристаллизация подтипа, сопровождающаяся изменениями характера объемного решения, произошла позже, в 1Х-Х вв.
Летописные источники содержат сведения о назначении некоторых построек. В частности, Аванский памятник строился в качестве кафедрального храма халкедонитской армянской церкви, призванного стать духовным центром Закавказья; храм Рипсиме являлся мартири-еы на месте мученичества Святых дев (Рипсиме и ее тридцати двух сподвижниц), история которых была связана с событиями принятия 10
христианской религии на рубеже Ш-1У веков; храм Дквари, построенный на месте важной реликвии Картли - Св.Креста, воздвигнутого первоначально в 1У веке, также служил мартирием. Кафедралами являлись храш Сисавана, Атени, Ахтамара, Мартвили. Обобщение имеющихся данных о функции тетраконхов с угловыми нишами позволяет установить, что эти постройки воздвигались как в качестве кафедральных церквей, так и в качестве ыартириев.
Бо второй главе - "Архитектурный анализ тетраконхов с угловыми нишами" - проведено подробное многостороннее исследование архитектуры этих памятников, включающее анализ пространственной композиции, методов ее планового и объемного построения, строительной техники, конструктивной системы, декоративного убранстга, стилистических особенностей и художественного образа, симролики архитектурных форм построзк. Плохая сохранность первого известного образца - Аванского храма и отсутствие полной уверенности в том, что не существовало иного памятника, к которому могли бы восходить церкви Авана, Рипсиме, Джвари и некоторые другие, обусловили необходимость исследования Есей совокупности раннесредневековых памятников, особенно второй половины У1 - середины УП века, для выявления комплекса черт, могущих характеризовать группу первых построек рассматриваемого типа.
Их основу составляет тетраконх с квадратным в плане широким центральным купольным пространством. Углы центрального КЕадрата заменены узкими нишами с основанием в три четверти круга. Введением перед восточной и западной апсидами прямоугольных пространств -беи - композиция удлинена по продольной оси. В результате подпу-польные арки над восточной и западной парами пилонов оказались большего пролета, чем две другие. Неравенство двух пар главных арок усилено в большинстве ранних памятников увеличением апсид на
II
продольной оси, что являлось художественно-композиционный приемом, направленным на акцентированное выделение в центричной постройке оси запад-восток, на которой располагался алтарь храма и главный вход большинства памятников. Неравенство двух пар арок явилось причиной сдвига угловых ниш с диагоналей подкупольного квадрата в сторону поперечной оси. Угловые ниши служат переходом, соединяющим центральное пространство храма с угловыми помещениями, которые расположены по сторонам от западного и восточного рукавов пространственного креста.
Рассмотрение форм перекрытий показывает, что они логически связаны с планами построек, а их некоторые участки помогают лучше понять композиционную структуру памятников. Так, перекрытия угловых ниш ранних памятников, состоящие из двух элементов, выделяют глубокую полукруглую в плане зону ниши и ее переднюю зону, дополняющую основную нишу до трех четвертей цилиндра. Конструкция перекрытия ниш Рипсиме, включающая конический тромп, подчеркивает центральный квадрат композиции и постановку осей угловых ниш на его углах.
Если центральный квадрат обрисовывается гранями подкупольных опор, то над ними четыре большие -и четыре малые арки формируют неправильный восьмиугольник, непосредственно от которого в первых памятниках начинается подкупольный переход.
Формы подкупольного перехода, барабана купола в наибольшей мере были подвержены изменениям в соответствии с направлениями развития зодчества Закавказья. В первых памятниках (Аван, Рипсиме) подкупольный переход был комбинированный: арочно-парусный, либо тромпово-парусный, завершающийся кольцевым карнизом, который служит основанием многогранного барабана (Рипсиме, Таргманчац--ванк). Завершает композицию широкий купол параболической формы в 12
сечении. С 630-х гг. наблюдается замена комбинированного переходи тромповым и появление во многих постройках восьмигранных барабанов.
Освещение первых памятников осуществлено благодаря наличию окон в апсидах и большого числа окон в многогранном барабане (в Рипсиме - 12 окон в 16-ти гранном барабане). В дальнейше:.: "нсдо окон под куполом сократилось до четырех, что существенно изменило распределение световых акцентов в пространстве храма.
Угловые помещения в раннесредневековых памятниках были трех видов. В Аване они круглой формы, перекрытые вытянутыми кверху "яйцевидными" куполами. В Рипсиме и памятниках этой группы они квадратные, перекрытые в основном крестовыми сводами. В группе, возглавляемой Джвари, эти комнаты слегка крестообразной ¿Г.ормы, средняя квадратная часть перекрыта крестогьтм сводом.
Исключительным своеобразием обладает объемная композиция каждой из групп тетраконхов с нишами. (Реконструкции некоторых памятников содержатся в приложении 2). В Аване композиция внутреннего ядра, дополненная четырьмя угловыми помещениями, обобщена снаружи стеной прямоугольного контура, поставленной на ступенчатое основание. Такая внешняя форма основного объема экстерьера не отражала особенностей внутренней структуры. Намек на крестообразный характер интерьера заключен в возвышающемся над основным объемом крестообразном завершении, рукава которого, как и в интерьере, вероятно, были довольно узкими, в соответствии с размерами апсид, и формировались посредством устройства надсводных камер над апсидами (Рипсиме, Гарнаовит). Над основным объемом еысился широкий барабан на кубовидном основании, купол покрывался шлсмо-видным (Джвари), либо пирамидальным шатром. У;::е в начале УП в. была поставлена цель выявить снаружи объемы апсид, тем самым прояс-
13
нить на уровне плана особенности -внутренней структуры храмов, но при этом стремились по возможности скомпановать все формы в пределах общего прямоугольного объема. Крупным иагом в достижении этой цели явилось применение на фасадах Рипсиме глубоких трапециевидных шиз, перекрытых сводами в форме усеченных полуконусов. Их использование позволило не только выявить снаружи крестообразность интерьера и придать апсидам трехгранную внешнюю форму, но и избежать глухих массивов стены по сторонам апсид (Аван). Б работе подробно исследуется характер фасадных ниш Рипсиме, отмечается их активность, самостоятельность, тогда как позднее ниши оказываются подчиненными структуре фасадной стены. Подобные ниши явились характерной чертой зодчества Закавказья УП в. и в дальнейшем. В экстерьере Дквари желание сильнее выделить апсиды привело к созданию расчлененного контура стен, что достигнуто изменениями стандартного плана, хотя некоторое стремление к объединению форм ощущается в зоне, непосредственно предшествующей кровлям храма. Наиболее откровенно внутренняя структура отражена в постройках без угловых помещений.
Исследования, проведенные в последующих разделах этой главы, выявляют особенности отдельных архитектурных форм, строительной техники, декоративного убранства, планового и высотного построения (анализ построения памятников изложен в приложении 3) первых тетраконхов с нишами. Отмечается их соответствие характерны!: чертам архитектуры Закавказья на отдельных этапах ее развития. Особое внимание уделено изучению конструктивной системы, выявлена ее способность к хорошей работе как при статических, так и динамических нагрузках, что исключительно вакно в ссйсмоопасных условиях Закавказья.
Анализ композиции и ее отдельных объемных и пространственных
форм позволяет выявить своеобразный характер интерьера первых тет-раконхов с нишами. Пространство развито по девяти направлениям от центра. Восемь экседр: четыре широкие апсиды и четыре угловые ниши, чередуясь между собой, группируются вокруг купольного квадрата, между округлыми, вогнутыми поверхностями вырастают достаточно четко вычлененные подкупольные опоры, узкие, устремленные евысь грани которых подчеркивают вертикальную ориентация.' Строгость и определенность направленности композиции вносят и предапсидные пространства на продольной оси. Более спокойное широкое развитие форм по главным направлениям плана как бы противопоставлено динамике устремленных ввысь стройных изящных угловых ниш, завершающихся системой конх и арочек их перекрытий, арок или тромпов подку-польного перехода, вздымающихся к высоко поднятому куполу. В Рип-симе этот эффект усилен оригинальными веерообразными элементами перекрытий передних зон ниш. Фронтальные поверхности подкупольных арок и тромпов плавно переходят в £орму паруса, завершающегося кольцевым карнизом, как бы замыкающим основное пространство храма и противопоставленным активной перекличке больших и малых экседр. Их чередование вокруг широкого купольного пространства с квадратной основой создает неповторимый ритм пространства тетраконхов с нишами, чья строгая центричность разнообразится осевым движением с запада на восток, по линии расширенных и углубленных западной и восточной апсид. Постановка высокого и широкого купола подчеркивает центрический характер этих построек. Активность купола достигается не только его размерами и центральным располокением, но и обильным освещением, созданным в зоне барабана, непосредственно над кольцегым карнизом паруса. Большое число окон и их значительная высота создают эффект парящего над пространством купола - самого пространного и возвышенного элемента интерьера, подчиняющего
себе ритм форы и поверхностей основного объема храма.
Богатству внутреннего ритма в наружном облике Авана противопоставлен глухой прямоугольный объем с гладкими стенами, редко оживляемыми проемами. Зодчий как бы стремился к сокрытию сложной композиции интерьера, глухому ограничению и изоляции идеального мира храма от мира реального, обыденного.
Одним из главных вопросов в изучении средневекового зодчества являются проблемы символики общего плана и отдельных частей структуры, связи архитектурных форм со.спецификой посвящения или особенностями религиозного■назначения построек, составляющие предмет архитектурной иконографии (Р.Краутхаймер, А.Грабар). Выяснение символики архитектурных форм тетраконхов с нишами особенно важно потому, что широкое распространение в У-УП вв. центральноку-польных крестообразных храмов, скорее всего, было связано с происшедшими в это время изменениями мировоззренческих основ (А.И.Ко-меч). Крестообразный план символизировал победу Христа, распространение христианства во всех частях света. Возможно, в основе исследуемых тетраконхов заложен восьмиконечный животворящий крест, широко почитаемый в Армении. Возвышавшийся над храмом купол символизировал небосвод, а его постановка над квадратом - моделью мира - олицетворяла связь небесного и земно^оГ Параллели между основными пространственными формами тетраконхов с нишами и элементами композиций некоторых других построек при совпадении их функциональных ососбенностей позволили предположить наличие определенной символики двух принципиальных пространственных схем исследуемых храмов. Плановая форма квадрифолия олицетворяла на Востоке образ Еселенской церкви, а структура из четырех полукруглых ниш на диагональных направлениях, перекликающаяся с функционально различными христианскими постройками Византии - баптистериями и марте
тириями, символически связывается с взаимозависимостью между крещением, смертью и воскрешением. Количество подкупольных опор можно связывать с символикой числа восемь, отражающей воскрешение, духовное очищение, крещение и новую жизнь (Р.Краутхаймер). Символический смысл усматривается и во множестве других форм этих памятников.
В третьей главе - "Генезис тетраконхов с угловыми нишами" -излагаются взгляды и доводы автора относительно происхождения этих построек. Аванский храм (590-е гг.) является первым памятником среди сохранившихся тетраконхов с нишами. Уже в УП в. этот тип получил широкое распространение в Армении и Восточной Грузии, за их пределами в течение раннего средневековья он не находил воплощения. В нашем исследовании отмечается малая вероятность существования неизвестного ныне более раннего образца этого типа, который мог бы копироваться зодчими Авана, Рипсиме и Джвари.
Локальное распространение тетраконхов с нишами, с одной стороны, предполагает поиск истоков их композиции в зодчестве Закавказья. С другой стороны, исходя из существования тесных связей искусства этого региона с культурами соседних, особенно христианских народов, необходимо также рассмотрение возможных истоков и аналогий в архитектуре Средиземноморья и Передней Азии.
Исследуемые тетраконхи являются синтезированным типом построек, в которых воедино связаны несколько простых архитектурных форм. Это определяет ход исследования, на первом этапе которого рассматриваются причины присутствия каждой из простых схем в композиции (подобный порядок исследования осуществлен Ж.-М.Тьерри и Х.Валятек). В качестве принципиальных выделены три основные схемы: I) квадрифолий или тетраконх с широким подкупольным квадратом и узкими апсидами; 2) четыре цилиндрические ниши на диагона-
17
лях центрального пространства; 3) четыре угловых помещения. Истоки квадрйфолия подобной формы обнаруживаются в монументальном зодчестве Средней Азии первых веков нашей эры (Керкидон, Сеталак), а близкие формы были распространены и в архитектуре Ирана того времени.
Квадрифолий как в чистом виде, так и в составе сложных композиций присутствует в различных постройках раннехристианского времени, сосредоточенных главным образом в Армении и на востоке Византии: Лихей (У в.), Эчмиадзинский собор (после реконструкции -У в.), баптистерий в Сиде (1У-У вв.), церковь в Селевкии Пиерии (П пол. У в.), возможно, и Великая церковь императора Константина I в Антиохии (327 г.) и др. Большинство этих памятников являются кафедральными церквами. Эту же фу^цию имеют и другие, более поздние постройки: армянские храмы Багарана и Мастары. Использование схемы квадрифолия в Аване означало нечно большее, чем повторение традиционной формы, сопровождающей восточные кафедралы и символизирующей идею вселенской церкви. Оно явилось, скорее всего, результатом копирования конкретного образца - Эчмиадзинского собора. Католикос Иоанн, задумавший строительство нового кафедрала армянской церкви, выбрал для него место в Аване, недалеко от Двина, куда еще в У в. переместился из ЭчмиадзинЗ центр монофизитской церкви. В этих условиях использование в новом храме структурного элемента плана Эчмиадзипа могло восприниматься современниками как перенесение почитаемого символа, сравнимое с актом перемещения священной реликвии, и служило повышению авторитета халкедонистской церкви.
Рассмотрение других типов тетраконхов, которыми особенно богато Закавказье (простой тетраконх, тип Мастары, тетраконхи с обходом), а также оригинальных памятников Саракапа, Ниноцминды и
Чамхуса привело к заключению, что ни одна из этих построек не могла являться образцом для копирования либо звеном на путях эволюционного развития центричных памятников, приводящим к формированию тетраконхов с угловыми нишами.
Анализ форм угловых ниш армянских и грузинских храмов позволяет провести параллель с полуциркульными нишами античных и византийских построек с круглой или октагональной основой плана, в которых центры ниш также находятся на пересечениях диагональных осей памятников с границей центрального пространства. Среди них наибольший интерес представляют территориально и функционально близкие тетраконхам с нишами мартирий в Нисе (кон. 17 в.), церкви--мартирии в Босре (512/13 г.), Эзре (515 г.), Герасе (531 г.), мартирий (или баптистерий) в Картамине, а также храм Сергия и Вакха в Константинополе (I пол. У1 в.) и некоторые другие. Особенно близка памятникам Закавказья постройка в Нисе, имевшая октагональ-но-крестообразную структуру. Во всех этих постройках присутствие восьмиугольной схемы с полукруглыми нишами, сопровождаемой, вероятно, определенным символическим истолкованием, было связано на наш взгляд с назначением этих построек в качестве мартириев. Перенесение византийской иконографической схемы, носящей мемориальный характер, в Закавказье можёт быть объяснено западной ориентацией создателя Аванского храма - католикоса Иоанна.
Схрма из четырех перекрытых куполами круглых помещений, расположенных в углах постройки Авана, перекликается с древней структурой италийских гробниц с центральным куполом на квадрате и четырьмя угловыми куполами над круглыш комнатами, хотя большая разница в расстоянии и во времени не позволяет развить эту гипотезу. Круглые помещения, перекрытые куполами, присутствуют и в западных углах Драндского храма (П пол. Л в.) - памятнике, хроноло-
19
гически и географически близкой Авану и перекликающемся с ним по композиции. Вероятно практические неудобства привели к изменению форм угловых помещений в последующих памятниках. Устойчивое присутствие четырех комнат в большинстве тетраконхов с нишами было обусловлено не функциональной, а скорее композиционной необходимостью.
Совмещение этих трех схем было глубоко продумано с точки зрения создания цельного архитектурного пространства, в чем состояла главная заслуга зодчего Авана и развивших его идею архитекторов Рипсиме, Джвари и последующих памятников. Использование иконографических схем не носило характера буквального копирования. За основу композиционного ядра была взята первая схема, с ее центральным квадратом были совмещены полукруглые ниши второй схемы. Продолжение контура ниш до пересечения с центральным объемом предопределило их трехчетвертную форму. Удобное расположение, небольшие размеры и некоторая замкнутость ниш стали причиной их использования в качестве прохода в угловые помещения. Центральный купол поставлен на простенки между апсидами и угловыми нишами, что позволило создать единое нерасчлененное пространство храма. В исследовании. объяснены причины некоторых композиционных решений, применение отдельных архитектурных форм, в частности, форм перекрытия центрального квадрата.
В работе исследуются вопросы, связанные с выразительностью внутреннего пространства храмов. Отмечается, что в его особенностях отразились общие устремления в развитии купольного зодчества Византии и стран восточного христианства, преломленные в призме специфического понимания пространства храма армянскими и грузинскими зодчими, с характерным стремлением к созданию цельного интерьера, ограниченного четкими взаимосвязанными формами гладких 20
стен. Ритм внутреннего пространства тетраконхоз с нишами, характеризующийся чередованием больших и малых пластических форм вокруг центрального купольного объема, в некоторой мере может быть сравнен с церковью Сан-Лоренцо в Милане, но по своему богатству он сопоставим лишь с лучшим образцом юстиниановской эпохи - интерьером Св.Софии в Константинополе, на который могли ориентироваться создатели первых закавказских тетраконхов. Величие зодчего Авана заключается в том, что имея в своем арсенале ограниченную совокупность средств художественной выразительности, ему удалось создать интерьер, вызывавший у входящего в храм неповторимое ощущение торжественности, приподнятости, пространственного богатства. Аналогами куполу Рипсиме (вероятно и Авана), парящему над пространством храма, залитым светом множества окон барабана, могут являться купол Св.Софии и купол хронологически близкого Драндского храма.
Отдельная часть главы посвящена исследованию принципов формирования экстерьера, поиску истоков композиционных особенностей, причин появления отдельных архитектурных форм, в частности, фасадных ниш в Рипсиме. Рассмотрены вопросы соотношения образов экстерьера и интерьера храмов.
Исследуя особенности строительной техники, конструктивных решений, декоративного убранства, мы хотим отметить, что несмотря на широкий кругозор зодчих и мастеров первых тетраконхов с нишами, обращение к идеям из разных источников, новые решения реализовыва-лись после их приведения в соответствие с нормами местных строительных и художественных традиций. В результате удалось избежать эклектичности и создать ряд прекрасных, сложных по замыслу и архитектурно цельных произведений зодчества Закавказья.
В работе проводится анализ особенностей исторической эпохи, политических событий, процессов культурной жизни, которые могли
21
способствовать созданию трех первых значительных сооружений: Ава-на, строительство которого относится ко Бремени усиления византийской экспансии и халкедонитства, а также подъема культурного явления - грекофильства, продолжавшегося и в УП веке; Рипсиые, воздвигнутого в период усиления монофизитства, являющегося в это время единственной привилегированной христианской конфессией на Востоке, и Джвари, построенного в период установления халкедонитства в Картли и достижения относительной независимости страны.
В заключении сформулированы основные выводы исследования:
1. Композиция тетраконха с угловыми нишами, уникальная по оригинальности и сложности своего замысла для конца У1-УП вв., является замечательным примером создания сложной пространственной структуры, не имеющей полных прототипов и аналогов в предшествующем развитии мировой архитектуры. Первым примером такой композиции являлся Аванский кафедрал, возведенный католикосом Иоанном в последнем десятилетии У1 века. Новый архитектурный тип получил дальнейшее развитие в зодчестве Армении и Грузии, причем два выдающихся памятника - храмы Рипйиме в Эчмиадзине и Джвари во Мцхете -явились важнейшими звеньями этой эволюции. Памятники с такой композицией имели сложную функцию, они являлись и кафедральными храмами, и мартириями. За пределами Закавказья в раннем средневековье этот архитектурный тип не получил воплощения.
2. Сложность исследуемой композиции обусловлена переплетением в ней трех (для простого варианта, без угловых комнат, - двух) центрических схем, наиболее вероятное происхождение каждой из которых удалось выявить благодаря наличию подобных структур в других памятниках раннесредневекового и дохристианского зодчества. Присутствие каждой из схем, наделенных определенной символикой, было связано со спецификой назначения построек. Главная, централь-22
пая форма, - тетраконх с широким купольным квадратом и более узкими апсидами - возникла в результате копирования формы, ограничивающей внутреннее пространство древнейшего кафедрала церкви Закавказья - Эчмиадзинского собора. Другая важнейшая форма этих тетракон-хов - композиция из четырех угловых нии - является частью традиционной для "западного" мира октагональной схемы с полуциркульными нишами на диагональных направлениях, присутствующей в-композициях мартириев на Востоке Византии.
3. Зодчий Авана на редкость удачно объединил эти три схемы в цельную пространственную композицию. Внедрение в форму тетраконха четырех узких угловых ниш привело к ликвидации углов купольного квадрата, однако его роль в центральном пространстве оставалась относительно доминирующей благодаря характеру форм подкупольных опор и постановке центров ниш в углах этого квадрата, в результате чего ниш приобрели форму трехчетвертных цилиндров. Окончательная разработка композиции зодчим Авана была связана с рядом других преобразований: расширением и углублением западной и восточной апсид, размещением угловых комнат по их сторонам и использованием трехчетвертных ниш в качестве проходного элемента в угловые помещения и, наконец, объединением всей структуры в общем прямоугольном внешнем объеме. Внутреннее пространство с чередованием больших и малых апсид и ниш вокруг центральной формы - широкого купольного квадрата - характеризуется устремленностью ввысь, оригинальным, редким по богатству ритмом, подчинением строгому единению всей композиции. Цельность всего пространства, открытость его элементов к центральной форме, объединение звездообразной структуры под высоко поднятым широким куполом являлись отражением духа времени возведения первых тетраконхов с нишами.
4. Результаты исследования подтверждают существование особой
23
иконографии архитектуры в рамках отдельных, довольно крупных регионов христианского мира, поддерживаемой символикой композиционных схем и архитектурных форм. Выбор каждой из них осуществлялся в соответствии с особенностями назначения постройки, а также был связан с копированием конкретных, наиболее значимых образцов. Возможным вариантом при копировании пространственной схемы являлось использование лишь какой-либо одной ее формы (элемента). Композиционно и функционально сложные постройки могли формироваться на основе нескольких более простых и распространенных схем. Включение в композицию иконографических схем иногда сопровождалось их переосмыслением, наделением новой ролью в пространственной структуре и конструктивной системе памятника..Достижения строительной техники и конструктивных решений были призваны обеспечить реализацию пространственной композиции, сформированной на основе намеченной иконографической программы. Авторы этой программы, именуемые "ши-нох" (строитель), являлись представителями высших чинов церковной иерархии, а воплощение программы в конкретную архитектурную композицию, решение архитектурных проблем и инженерное руководство строительством памятника осуществлялось архитекторами - "чартара-петами" (главами ремесленников).
Отмеченные особенности формирования композиции важны для познания процесса развития архитектуры Закавказья, где вследствие некоторых особенностей политической и религиозной жизни и существования оригинальных местных строительных традиций уже на первом этапе развития христианского монументального зодчества были разработаны пространственные структуры с необычной интерпретацией широко распространенных иконографических схем и специфическими совмещениями отдельных элементов. Выводы работы позволяют уточнить не только генезис тетраконхов с угловыми нишами, но и их место в ар-24
хитектуре Закавказья и мировом зодчестве, правильно понять эволюцию, ход развития форм, художественную природу средневековых памятников Армении и Грузии.
По теме дисертации опубликованы следующие работы соискателя:
1. Анализ архитектурной композиции тетраконхов с угловыми нишами / ВШИ искусствознания Министерства культуры СССР. --М., 1990. -1,8 п.л. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им.Ленина 19.12.90, № 2382.
2. Архитектура церкви св.Геворга в Гарнаовите и ее связь с памятниками типа Рипсиме-Джвари // У1 Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 8-19 октября 1989. Тезисы докладов. - Тбилиси: Мецниереба, 1990.
3. Архитектура церкви св.Геворга в Гарнаовите // Архитектура СССР. - М., 1990. - № 6. - 0,5 п.л.
4. Генезис храма Рипсиме // Промышленность, строительство и архитектура Армении. - Ереван, 1991. - № 3. - 0,5 п.л.
5. О первоначальном посвящении и символике декоративного убранства храма Рипсиме // Архитектура и градостроительство южных городов с учетом местных условий. Межвузовский сборник научных трудов. - Ереван, 1991: - 0,5 п.л. - В соавт. с Г.А.Налбандя-ном.
-
Похожие работы