автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв.
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Старостина, Айталина Анисимовна
Природно-климатические особенности и их влияние на расселение народа саха.
1.1. Ландшафт исследуемой территории.
1.2. Ареал проживания якутов и основные территориальные образования.
1.3. Формирование духовной культуры саха. Особенности ритуально-мемориальных сооружений. Выводы по первой главе.
Глава II
Возникновение и формирование культуры и зодчества народа саха с XV до середины XVII вв.
2.1. Основные этапы расселения якутов.
2.1.1. Типы ведения хозяйства.
2.1.2. Расселение якутов, типы поселений. Особенности планировки усадьбы.
2.2. Жилища саха и хозяйственные постройки
2.3. Архитектурно-планировочные особенности жилища и его интерьера.
2.4. Декоративно-прикладное искусство Якутии. Выводы по второй главе
Глава III
Эволюция зодчества саха с середины XVII до начала XX века.
3.1 Влияние русской культуры и архитектуры на зодчество народа саха, планировку поселений.
3.2. Архитектурно-пространственное решение жилища 114 стр. и хозяйственных построек
3.3 Сакральные сооружения и их типы 120 стр.
Выводы по третьей главе 124 стр.
Введение 2002 год, диссертация по архитектуре, Старостина, Айталина Анисимовна
Генезис и формирование зодчества Саха (Якутии) является малоисследованной и особенно актуальной темой в наше время, когда исчезают малые нации со своими обычаями, культурой и искусством. Фундаментальных исследований по истории архитектуры Якутии не существует, имеются лишь исследования по отдельным аспектам, поэтому проведенная научная работа является необходимой и своевременной.
Культура и искусство Саха тесно связано с искусством и культурой других народов, обитающих в соседних регионах. Взаимосвязь и взаимовлияние этих культур также мало изучены, поэтому для полноты раскрытия исторического процесса возникновения и развития искусства и зодчества Саха, проведен сопоставительный анализ культур народов Севера, Сибири, Средней Азии, Монголии.
История Якутии, как страны отдельно взятой исторической формации, очень разнообразна и интересна. Ее историю исследователи разделяют на следующие этапы:
1 .Появление первобытных охотников на этой территории УШ - XI вв.;
2.Переселение других народов (в данном случае, саха) на эту территорию, которые со временем стали ее коренными жителями с XII в.- до XV века;
3. Присоединение страны, уже с коренными жителями (саха) к русскому государству - вторая половина XVII века.
Рассматривая каждый этап, можно столкнуться с совершенно разной культурой, которая характеризуется новым укладом жизни. Менялись люди, менялся уклад жизни, а это приводило к трансформациям или коренным изменениям предметов обихода, орудий труда, типов жилищ, различных типов построек быта и каждый раз по-новому изменялся мир, так как эта территория удалена от других более развитых стран, от мест скопления большой массы народа. Фактор некоторой изолированности, может быть, способствовал тому, что народ саха сохранил свой быт, свою неповторимую культуру до сегодняшних времен.
Каждый регион имеет свои отличительные черты, это касается и территории Саха. Особенностью данной территории, является суровый климат и длительный зимний период, также наличие вечной мерзлоты. Человек живет здесь каждый день в гармонии с силами природы. Оптимальный учет природных факторов при обустройстве быта, для выживания человека - необходимо просто жить, и трудится - это образ жизни всех народов Севера, включая саха, после переселения на эту территорию. Такой образ жизни проникает глубоко в сознание коренному жителю. Здесь, на этой территории человек живет по ритму меняющего сезона, он вынужден, находится под властью могучей силы природы. И так, с прибытием весны и лета, он будет заранее заботиться об устройстве жизни к следующей зиме и готовится к ней. Суровый климат территории также проникал в быт, культуру и мировоззрение того народа, который заселял данную территорию. Развитие своеобразного уклада жизни северных народов в свою очередь меняется по этапам, и каждый раз открывается и изобретается что-то новое. Все это, мы наблюдаем в данном исследовании в быту, культуре и в зодчестве саха.
Ареал распространения человека на данной территории, охватывает в основном бассейн реки Лены. Она является почти единственной дорогой проникновения на эту территорию, ее притоки охватывают всю территорию этой «земли».
Рассматривая проникновение человека на эту территорию, как выше было оговорено, отметим, что первыми проникли охотники и рыболовы каменного века, о чем свидетельствуют Ленские наскальные росписи палеолита. Первобытные охотники оставили собственную оригинальную культуру. Их верование было связано с основным занятием, т.е. охотой. Здесь надо отметить, что первобытные охотники строили свое жилье из материалов, добытых на охоте, где использовали кости мамонта и носорогов, также и оленьи рога.
Для якутов, как и для большинства коренных народов Сибири, характерны три этапа в историческом развитии, на самый ранний из которых до XV века падает период миграции «кочевых» племен саха, язык которых относится к тюркской ветви (уйгурской группе). Затем переход к «полукочевому» образу жизни, с культурой отражающей систему иерархии родоплеменного союза, формированием раннефеодальных отношений с XV по вторую половину XVII века. Третий этап, начиная со второй половины XVII века, связан с появлением русских на территории Сибири, когда культура Саха, как и других народов сибирского региона, испытала влияние русской.
Начиная с XII-XV вв. на этой территории появляется народ саха, по-видимому, из южных кочевых народов, что вызывает огромный интерес у историков, этнографов и других исследователей. Миграция этих народов, как пишут они, примерно происходила по нескольким направлениям: с юго-запада по реке Лене, с запада по Енисею потом волоком по притоку Лены -Вилюю и с юга по Олекме. Переселяясь на эту территорию, якуты начали оттеснять местных аборигенов, так как, они были сильнее, многочисленнее, более развиты и вели, более оседлый образ жизни. Переселяясь на эту территории, народ саха привнес свою культуру и быт. Но уклад жизни, под влиянием особого сурового климата и тяжелых условий жизни, постепенно меняется и приобретает новое качество, кроме этого происходит более веское изменение культуры и быта в результате общения с местными аборигенами. Хотя, до переселения на эту территорию, в культуре и в быту якутов можно наблюдать влияние других культур.
Следующий этап появления инородных наций принадлежит русским. Путь проникновения русских на эту территорию происходит также по реке Лене и по его притоку Вилюй. У этих народов, как говорится в преданиях саха: «Глаза - глубокосидящие, синие; носы - высокие, торчащие вперед, острые; лица - обросшие волосами, головы коротко постриженные, одежда -тесная, сжимающая, подобно водоросли. Нашего разговора не понимают, а объясняются движениями рук и путем догадок». Происходит следующий этап синтеза культур и быта, незнакомый уже коренным жителям (саха) этой территории. Строятся крепости - остроги; отрожки и зимовья, появляется новый вид оружия с «огненным» вздохом; происходит крещение якутов и еще много не виданных ранее событий и новых открытий.
Со времени завоевания русским государством эту территорию признают Якутской губернией. Дальнейшая история Якутии представляется уже не как оторванной территорией, а в единстве с русским государством.
Однако, современная Якутия (Саха) - край древней культуры, богатый памятниками и предметами народного искусства. Формирование народного зодчества края тесно связано с культурой древнего тюркского народа, которая несет в себе синтез нескольких культур, как монголоидную, полиазиатскую, культуру северных народностей, а также русскую. Поэтому в историческом освоении Якутии, в начале XX века на ее огромной территории сложилось большое разнообразие форм, приемов и типов в строительстве поселений, усадеб и жилых построек, представляющих большую ценность для истории культуры и народного зодчества для настоящего и последующего поколений.
Материальная и духовная культура Саха особенно второго и третьего периодов, проанализированная в данной исследовании, является очень важной для раскрытия ее эволюции, использования ретроспективы в современном культурном развитии народа.
Актуальность темы.
Зодчество народа саха своеобразно и интересно - это взаимовлияние многих культур, в результате чего и сложилась исконно северное зодчество, принадлежащее этому народу. Оно должно найти соответствующую нишу в истории архитектуры и культуры народов Сибири и России.
Для восполнения пробелов в истории зодчества саха необходимы исследования, охватывающие различные исторические периоды, начиная со становления и формирования нации, истории возникновения этноса в целом и по периодам, раскрывающим полную картину эволюцию быта, культуры и зодчества якутов.
Возросший интерес, в последнее время, к культуре народа саха -историков, этнографов и археологов - проявляется в более углубленном изучении культуры северного народа. Наблюдается постепенная утрата сохранившихся памятников зодчества XV - XVII вв., так как их сносят или уникальные постройки сами разрушаются с течением времени. В данный момент многие виды народного зодчества для нас неизгладимо потеряны, их можно восстановить только по существующим литературным источникам исследователей. Некоторые постройки находятся еще нетронутыми в глухих местах, но и для них «время» берет свое, так они находятся в полуразваленном состоянии и восстановить их очень сложно. В связи с этим возникает проблема изучения, сохранения и фиксации этих исторических памятников архитектуры. Необходимость исследования различных типов построек и ареалов их распространения, учет архитектурной значимости памятников, функциональных особенностей, а в некоторых случаях изучение путей дальнейшего развития архитектуры послужили основанием для проведения данной научной работы.
Степень разработанности. Научной основой при исследовании зодчества саха являются работы архитекторов Е. А. Ащепкова, А.П. Окладникова, [36, 37, 38, 39, 40, 41, 42] и А.И. Гоголева [15], которые содержат большой материал, знакомящий с особенностями старинного народного быта. Большой вклад в культурологию был сделан в огромной исследовательской работе В. JI. Серошевского «Якуты» [57]. Наиболее полные материалы по постройкам якутов имеются в работах А. В. Ополовникова [44], Ф. М. Зыкова [21], где рассматриваются жилые и хозяйственные постройки якутов. Типологическую работу по постройкам провела О. В. Ионова, в своей книге «Из истории якутского народа (XVII в.)» [27], затрагивающей данную тему. О Якутии писали выдающиеся ученые-путешественники XVIII века О. Н. Бетлинг [10], Я. И. Линденау [69], Р. К. Маак, А. Ф. Миддендорф [22], Г. Ф. Миллер [33], И. М. Сибиряков и другие, где можно найти отдельные небольшие, но ценные исторические сведения по интересующей теме. Общий обзор зодчества жилых, хозяйственных и крепостных построек Якутии, выполнил Д. К. Сивцев - Суорун Омоллоон. Ему же принадлежит открытие музея архитектуры на правом берегу реки Лены, в селении Соттинцы Усть-Алданского улуса. Исследования проводили Г. В. Ксенофонтов [33] и Л. Н. Гумилев [17], писавшие о саха. Архитектор Н. П. Крадин в своей книге «Оборонительные сооружения Сибири» [32], описал деревянные оборонительные сооружения Якутов и подробно исследовал Якутский острог. Принципам планировочной структуры расселения в Центральной Якутии посвящена научная работа архитектора С. В. Данилова [18]. Кроме того, Е. Андросов провел исследование такого народного жилища, как берестяная ураса. В последнее время исследовательские работы проводят архитектор О. Г. Карамзин («Архитектура города Якутска») [30] и историк П. П. Петров («Православные церкви Якутии») [46]. И, тем не менее, проведенный обзор исследований показывает, что наследие народного зодчества саха еще недостаточно полно изучено, и они не дают полного анализа о развитии зодчества.
Целью исследования является выявление архитектурно-строительного наследия, осмысление его роли и места в культуре народа саха, а также причин изменения в условиях миграции этого народа и устойчивости традиций в период с XV до начала XX вв. Кроме этого, исследование включает комплексный анализ и выявление основных типологических особенностей архитектурно-планировочной организации жилых, бытовых и ритуально-монументальных построек народа саха.
Главные задачи исследования:
-анализ особенностей эволюции архитектурно-строительных традиций в зодчестве народа саха как синтеза нескольких этнических культур;
-выявление принципов организация планировочных структур поселений по историческим срезам;
-определение типологических, конструктивных характеристик жилья и других построек, распространенных на территории Якутии.
Для сравнительного анализа, были привлечены большие группы поселений в следующих характерных районах: Алтая, Забайкалья, Амурской области. Выбор этих районов определился сходными этапами исторического развития, хозяйственно-экономическим состоянием общества, так как якуты мигрировали с этой территории на север Восточной Сибири. Это вызвало большое разнообразие используемых приемов застройки, способов связей жилья с хозяйственными постройками, строительных конструкций и объемно-пространственных композиций жилища и поселений.
Границы исследования определяются целью и поставленными задачами. Исследование ведется по историческим срезам, начиная с формирования искусства и зодчество народа саха с XV до начала XX вв. Географические границы исследования территории Якутии определяются административными: с востока - ограничением по реке Колыме, через горы северо-востока России, хр. Джугджур и Становым хребтом, на западе -Среднесибирским нагорьем, с севера - морем Лаптевых и ВосточноСибирским морем, захватывая Новосибирские острова и на юге Амурской областью. В целом Якутия, занимающая площадь 3103,2 тыс. кв. км., расположена в северной части Восточной Сибири, обладает региональными архитектурно-планировочными особенностями в зодчестве, связанными с суровым природным климатом и национальным своеобразием культуры.
Хронологические рамки исследования - период с XV до начала XX века, позволяют проследить процесс становление и развитие поселений, архитектурно-пространственную композицию жилых, хозяйственных, сакральных и ритуально-мемориальных сооружений.
Объектом исследования являются поселения, жилые и хозяйственные постройки, ритуальные сооружения, декоративно-прикладное искусство народа саха и историко-культурные традиции.
Предметом настоящего исследования являются проблемы генезиса и формирования зодчества, эволюционные процессы их развития.
Раскрывая, исторический процесс возникновения, распространения и развития народного жилища якутов в разных районах Якутии, ставятся следующие задачи:
-проследить преемственность связей народного жилища якутов с северными и древнетюркскими народами, а также монголоидными и палеоазиатскими группами;
-выявить в натуре, зафиксировать и систематизировать характерные образцы жилых построек;
-определить основные типы жилища, хозяйственных построек и их основные разновидности;
-провести анализ с выявлением планировочных, архитектурно-композиционных, конструктивных приемов и декоративного убранства жилища;
-наметить районы распространения специфических приемов строительства народного жилища саха.
Как показывает анализ эволюция жилища до начала XX в., оно определяется по историческим периодам. С конца XIV до середины XVII вв. в Центральной Якутии появляется новый тип жилища, перенесенный из юго-восточной части Сибири и северных соседних районов. В конце XVI в. некоторые приемы строительства жилища северных народов заимствованы якутами. В Центральной Якутии появляется такой тип жилища, как юрта-балаган. Разновидности жилища этого времени в основном зависят от предыдущего места проживания переселенцев и конкретных природноклиматических факторов места. В XVII веке с разрастанием заселения различных климатических районов Якутии и резкой дифференциацией хозяйственной деятельности разных районов возникает множество новых приемов устройства жилища. В конце XVII века в результате проникновения русской культуры происходят значительные качественные изменения в жилищном строительстве.
Методология и метод исследования. Работа основывается на теории этноса, рассматривающей особенности традиций в народной культуре в связи с протекающими этническими процессами.
Для данного исследования недостаточно обобщенного деления культуры на материальную и духовную в существующих работах, т. к. традиции зодчества сочетают в себе элементы материальной и духовной культуры и утонченного художественного творчества народа в разные исторические периоды. В исследовании используется сравнительно - исторический и типологический методы, а также системный анализ. Работа основывается на комплексном анализе и систематизации широкого круга исторических, этнографических, иконографических материалов и натурном обследовании.
Новизна работы и ожидаемый результат. Проведенный анализ позволяет проследить эволюцию архитектурно - строительных традиций принцип архитектурно - планировочных организаций поселений и определить типологию построек. В работе впервые проводится подробное исследование по определению устойчивости традиций в условиях постоянного контакта с другими этническими группами на основе исторической парадигмы.
Данное исследование представляет научно-практическую ценность в современной практике восстановлении, реконструкции и реставрации памятников зодчества якутов, в выявлении их типологических характеристик. Результаты исследования позволят восполнить существующий пробел в истории культуры саха и могут быть использованы в научных работах по истории архитектуры Сибири и Дальнего Востока, а также смежных областях наук - искусствоведами, этнографами, историками. Некоторые выявленные памятники народного жилища и материалы исследования могут быть применены как в деле охраны наследия, так и их музеефикации (организация заповедных зон и пополнении музеев «под открытым небом», создаваемых в Республике Саха).
В последнее время стала возникать востребованность в модернизации древних построек якутов, где могут функционировать национальные кухни, клубы национальных обрядов и народного творчества.
Фактический материал необходим при разработке методических материалов, программ и учебных курсов школ народной культуры, высших учебных заведений в Якутии.
Заключение диссертация на тему "Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв."
Выводы по третьей главе:
Влияние русской культуры нашло отражение на ведении хозяйства якутов, началось активное развитие земледелия и появление в связ с этим новых сооружений, таких, как мельницы, новые типы амбаров.
В стадии освоения русскими территории Якутии, появились многочисленные укрепленные поселения по берегам рек, построенные из дерева. Возникают города, с новыми для Якутии типами сооружений: церквями, церковно-приходскими школами и пр.
Большую роль в развитии Якутии сыграл почтово-торговый тракт, связавший эту территорию с обжитыми областями Сибири, что послужило развитию торговли, организации ярмарок.
Для рассматриваемого этапа развития характерно возникновение нового типа расселения, появления новых строительных приемов при строительстве жилья, хозяйственных построек под влиянием русской культуры и архитектурно-строительных традиций.
Заключение
1.Зодчество коренного населения Сибири одна из малоизученных областей отечественной архитектурной науки. Традиции народного зодчества и культуры северо-восточной части Сибири до настоящего времени не находят еще достаточного отражения в специальной литературе, в особенности это касается Якутии, проведенное исследование в определенной степени, восполняет этот пробел.
2.На основе научных источников отметим, что на территории современной Якутии, до прихода народа саха, в основном жили следующие народы: эскимосы, чукчи, коряки, ненцы, нгацаны, юкагиры, тунгусы, ламуты, эвены и эвенки.
3.Важным этапом изучения культуры народа является движение и переселение саха с юга на север. Связи их с тюркской и монгольской (бурятской) культурой отразились в основном на морфологии языка саха, частично на обрядах, на прикладном искусстве и в литературных произведениях - сказаниях. Прослеживаются взаимосвязи культуры этих народов, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Изменения духовной жизни саха, подтверждают останки захоронений. Типы захоронений первые описываются в данном исследовании.
4.Анализируя природно-климатические особенности можно отметить:
-продолжительность зимнего периода - почти шесть месяцев;
-пронизанность территории большим количеством рек и озер;
-значительное количество лесов вдоль речных трасс, возможность применения древесины в качестве строительного материала и в огромном количестве, употребляющейся как топливо, хотя в северной части тундровой зоне можно отметить нехватку леса.
5.Климатические условия воздействовали на образ жизни якутов (полуоседлость или мобильность: зима - лето). Соответственно :>то повлияло на тип жилых и хозяйственных построек в Якутии, выявленных в процессе исследования.
6.На основе исторического, этнографического и иконографического материалов констатируем, что до конца XV века в результате хозяйственно-культурной деятельности развивалась архитектура «кочевого» общества, а затем с переходом от кочевья к оседлости, с внедрением скотоводчества и отчасти земледелия, переход от подвижного жилища к стационарному.
7.К середине XVII века, времени появления русских землепроходцев, по описанию Семена Дежнева в северной части современной Якутии упоминаются крупные укрепленные поселения, в местах проживания якутов, коряков и др. В глубине континентальной части Восточной Сибири, также имелись укрепленные ставки якутов, некоторые крупные поселения имели оборонительные башни, как, например башня Якутского тойона Пономарева. Описание «городков» и «острожков» народов Западной Сибири свидетельствуют о взаимодействии архитектурно-строительных культур этого региона с Восточной Сибирью. Основной материал - дерево, из которого возводились укрепления и жилье, бревенчатые и срубные конструкции были распространенным материалом и в Якутии.
8. У саха отметим следующие основные виды занятий и хозяйствования: -скотоводством и коневодством занимаются в основном центральные и вилюйские якуты;
-земледелием занимаются южные (олекминские) якуты; -рыбным и пушным промыслом занимаются в основном в северной части Якутии;
9.Социальное положение, дифференциация на богатых и бедных в Якутии также нашли отражение в хозяйственной деятельности, сооружении жилых и хозяйственных построек, их типологии, планировке, интерьере. Богатые якуты имели жилье и хозяйственные постройки больших размеров, чем бедные. Интерьеры жилища были богато декорированы.
10.Анализ жилища саха показывает, что наиболее древним видом жилища является «юрта - балаган» и «ураса». Со временем юрта - балаган утвердилась вначале как зимнее жилище, а «ураса» как - летнее. «Ураса» вызывает большой интерес, так как представляет собой высокохудожественный синтез архитектурно-конструктивного и декоративно-прикладного решений. Позже «ураса», начиная со второй половины XVII века, возможно, в связи с трудоемкостью возведения, исчезает. Интересны срубные сооружения XVI в. многоугольной формы, а также соединения жилой постройки с хозяйственной зоной (хотоном).
11 .Большую роль в развитии зодчества саха, играл и орнамент как важнейший элемент декоративно-прикладного искусства якутов. Элементы орнаментальных мотивов: геометрического, зооморфного и растительного -развились из реальных образов и достигли высокой степени стилизации еще в древнее время. В исследовании впервые проведена дифференциация видов и типов орнаментов.
12.Влияние российского зодчества прослеживается в планировке поселений, острогов, зимовий и городов, таких как Якутск, Зашиверск и другие. В этих городах базировались государевы чиновники, казаки, занимавшиеся сбором ясака. Города были узлами внешних транспортных путей и центрами торговли. В этот период появляется новый тип расселения: а) концентрация населения в городах, вокруг которых образовывались зимовья; б) коренное население - якуты начинают вести почти оседлый образ жизни, создавая стационарные поселения.
Происходит эволюция жилища якутов. Юрта-балаган, проходит апогей своего развития, распространяется другой тип жилища, как «сытыары балаган» - срубная изба.
13.Во второй половине XVII века - времени присоединения Якутии к России появилось земледелие. В хозяйственных постройках, с развитием земледельчества возникают новые типы построек: мельницы, амбары и другие.
14.Влияние русского зодчества в связи с распространением православной религии нашло отражение в сооружении храмов на территории Якутии. Храмы строились якутами совместно с русскими, в строительстве применялись некоторые элементы интерьера жилища саха.
15.В сакральных сооружениях Якутии, в жилье, в хозяйственных постройках этого периода отразились строительно-конструктивные приемы характерные как для русского Севера, так и для аборигенов Сибири, выявленные в процессе данного исследования.
Библиография Старостина, Айталина Анисимовна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Абдыкалыков А. Енисейские киргизы в семнадцатом веке -(рукопись)
2. Алексеев Н. А. Традиционное религиозные верования якутов (с XIX -начало XX в.) Новосибирск, 1975;
3. Алтайский орнамент (альбом) Гор но - Алтайск, 1971;
4. Альбом, Якутск былые годы. XVII - XIX вв. - Якутск, 1992;
5. Андросов Е. Саха туос ураЬата Хотугу сулус, № 8, 1987;
6. Архитектурное наследие, № 30, Москва, 1990;
7. Бахшурин С. В. Якутия в XVII веке Якутск, 1953;
8. Берштайн А. Н. Архитектурные памятники Киргизии;
9. Берштам А. М. Материалы к изучению архитектуры киргизов и казахов XVIII XIX вв. в Семиречье - Москва, 1995;
10. Бетлинг О. Н. О языке якутов Новосибирск, 1990;
11. Бурятский бытовой орнамент Улан-удэ, 1974;
12. Винокурова У. А. БиЬиги сахалар Якутск, 1992;
13. Винокурова У. А. Сказ о народе саха Якутск, 1996;
14. Гафферберг Э. Г. Гедан кочевое жилище белуджей - Москва, 1964;
15. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) Якутск, 1993;
16. Грабарь И. История русского искусства;
17. Гумилев Л. Н. Древние тюрки Москва, 1993;
18. Данилов С. В. Планировка и застройка населенных мест Центральной Якутии (автореферат дисс.) Москва, 1972;
19. Деревянко А. П., отв. ред. Народы Сибири / Права и возможности -Новосибирск, 1997;
20. Достойнова Н. Я. История жилища Вологда, 1922;
21. Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов XIX начало XX вв. - Новосибирск, 1986;
22. Иванов В. Н. Исторические связи народов Якутии с русским народом -Якутск, 1987;
23. Иванов В. Н. Русские ученые о народах Северо Востока Азии (XVII - начало XX в.) - Якутск, 1978;
24. Иванов В. X. Якутская кость (альбом) Ленинград, 1978;
25. Иванов В. Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII -XVIII вв. Москва, 1974;
26. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник -М-Л, 1963;
27. Ионова О. В. Из истории якутского народа (XVII в.) Якутск, 1945;
28. Историко-этнографический Атлас Сибири Москва - Ленинград, 1961;
29. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока (альбом) Москва, 1980;
30. Карамзин О.Г. Архитектура города Якутска Якутск, 2000
31. Кацовский В. Д. Зимовье и летнее пастбище киргизов Томск, 1897;
32. Крадин Н. П. Русское деревянное оборонное зодчество Москва, 1988;
33. Ксенофонтов Ураангхай сахалар, т. 1, т. 2 Якутск, 1990;
34. Майдель К. Л. «Путешествие в северо-восточную часть Якутской области в 1868 1870 гг.»;
35. Новиков А. Г. О менталитете саха. Монография Якутск, 1996;
36. Окладников А. П., Гоголев 3. В., Ащепков Е. А. Древний Зашиверск
37. Окладников А. П. История и культура Бурятии Улан-Удэ, 1976;
38. Окладников А. П. Древние культуры Дальнего Востока СССР -Москва, 1960;
39. Окладников А. П. История Сибири
40. Окладников А. П. История Сибири и Алтая Барнаул, 1968;
41. Окладников А. П. Исторический путь народов Якутии Якутск, 1943;
42. Окладников А. П. История Якутской АССР
43. Орнамент народов Крайнего Севера Магадан, 1972;
44. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Деревянное зодчество Якутии Якутск, 1987;
45. Парникова А. С. Расселение якутов в XVII начале XX вв. - Якутск, 1971;
46. Петров П. П. Православные церкви Якутии Якутск, 2000
47. Попова М. П. Саха тьорут культурата, ч. 1 Якутск, 1993;
48. Потапов JI. П. Алтайский шаманизм Ленинград, 1990;
49. Пюрвеев Д. Б. Архитектура Калмыкии — Москва, 1975;
50. Пюрвеев Д. Б., Майдар Д. От кочевой до мобильной архитектуры -Москва, 1980;
51. Расцветаев М. К. Якутская АССР Москва, 1932;
52. Ред.кол. Герасимов И. П., Преображенский В. С. И др. Якутия -Москва, 1965;
53. Республика Саха (Якутия) административно-территориальное деление - Якутск, 1999;
54. Река Лена (фотоальбом) Москва, 1973;
55. Сафронов Ф. Г. ред. Развитие гуманитарных исследований в Якутии -Новосибирск, 1981;
56. Сафронов Ф. Г. ред. Из истории Якутии XVII XIX вв. - Якутск, 1965;
57. Серошевский В. Л. Якуты (опыт этнографического исследования) -Москва, 1993;
58. Сивцев Суорун Омоллоон Sacha - Jakutien - (иллюстрии);
59. Софронеев П. С. Якуты в первой половине XVIII в. Якутск, 1972;
60. Токарев С. А. Очерк истории якутского народа Москва, 1940;
61. Токарев С. А. Общественный строй якутов в XVII XVIII вв. -Якутск, 1945;
62. Токарев С. А. Якутия в семнадцатом веке.
63. Хабарова М. В. Народное искусство Якутии Ленинград, 1981
64. Харумзин Н. История развития жилища кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России Мосва,1896;
65. Яковлев В. С. Тыгын дархан Якутск, 1995;
66. Яковлев В. С. Тулаайах ого (сирота) Якутск, 19;
67. Якутия, ред. кол. Герасимов И. П., Преображенский В. С. и др., -Москва, 1965;
68. Я. И. Линденау Описание городов Сибири (первая половина XVIII в.) -Магадан, 1983;
69. И. С. Гурьвич Культура северных якутов-оленеводов;
70. Врангель В.П. Путевые записки, «Исторический вестник»1. СловарьА
71. Аар-тойон или Айыы-тойон всевышний господин1. Абаасы злой дух1. Айа луки самострелы1. Айыы светлый дух1. Алаас поляна с озером1. Апгыс благословение1. Ат — конь
72. Арангас погребальное сооружение в виде помоста для гроба Б1. Багана столб
73. Бастынг почетное, бастынг орон, т. е. почетное место, место значимости Бёрё - волк Буллгунньах - курган Булуус - ледник, погреб Буор - земляной дерн Бурдук - мука Быа - нить или веревка Бэс - сосна
74. Бютэй закрытое со всех сторон пространствоД
75. Дал загон для скота Доргоон табык - звучный барабан Долбуур - полка для посуды Дъ1. Дьураа линии Дьиэ - доми
76. Исит посуда Иччи - дух Ийэ - мать К
77. Камелек печка Кёль - озеро Кийиит - невеста Кулун - жеребенок
78. Кыбыы огороженное место для хранения снопов Кымырдагас - муравей Кысын - зима
79. Кыстык зимнее место для проживания Кыргыс уйэ - времена войн Кыыннаах бысах - кинжал Кюрюэ - изгородь М1. Мае дерево
80. Могол главный, большой, крупный; могол-ураса -Муоста - пол О1. Ойуун шаман1. Олонхо народный эпос саха1. Онкучах неглубокая яма1. Отор осеннее поселение1. Отуу летний шалаш1. Ох-саа лукС
81. Сагынньах меховая шуба Сайылык - летнее место проживание1. Сайын лето
82. Сандама ураса от слово сандаарар - .светится, светлый, светлая ураса Саппанньа - передняя камера погреба или ледника Сарбынньах - лоскутки
83. Саха якут, относятся к тюркской национальности Сибэкки - цветок
84. Симиир кожаная бочка для молочных продуктов, от слово сим, т.е. зипихать
85. Сис мае толстая матица, т. е. балка, используемая для покрытия потолка1. Сохсо ловушки для зверей1. Суол дорога1. Суорумньу сватовство1. Сулуу калым
86. Сурт место, где пасут скот1. Сыа жир1. Сыарга сани
87. Сыма рыбные заготовки в специальных ямах1. Сыттык — подушка1. Сэбирдэх листья1. Сэргэ столб - коновязьГ1. Тангара бог
88. Тиргэ волосяные петли для охоты Тирэх - тополь
89. Титиик летний хлев для скота Тойон - господин
90. Томторук намордник для теленка Тураах - ворона Туос - береста
91. Тюсюлгэ площадка или место проведения ысыаха или какого нибудь обряда У
92. Удаган шаманка Уелэс - труба
93. Улуу великий или могучий, Улуу Тойон - Великий Господин, Улуу ойуун - Великий (Могучий) шаман Умусах - яма Унга - направо
94. Ураса летнее жилище из бересты Урагас - шест
95. Уруу родственники, также используется как созыв на свадьбу X
96. Хааччах крытый загон для лошадей1. Хасаа загон для лошадей1. Хайа гора1. Хангас налево1. Хамначчыт слуга или раб1. Хахай лев1. Хотон хлев для скотаЧ
97. Чэчир заслон из молодых срубленных березок Чабычах - туес больших размеров Чуолган - бойницы Ы1. Ыагыйа туес из бересты
98. Ыал населенный пункт, поселение, соседи, семья Ый - месяц
99. Ысыах летний праздник встречи лето и нового года Ынах - короваэ
100. Эмэгэт амулет Энньэ - приданое Ю1. Ютянь охотничий шалаш
101. Юют отверстие, юют багана, столб с отверстиями, через которое пропускают жерди1. Ююнээйи растительность1. Коновязи пародов Сибири
102. Глава IL Генезис и формирование зодчества народа саха до середины XVII века
103. Типы жилищ на территории Сибири и Дальнего Востока (по Йоновой)
104. Типы построек 1.Конические шалаши Монголоидные Тюркские Алтайцы; сагайцы; кызылыхы; тувины; якутьт Тунгусо-маньчжурские^ Долганы эвенки; эвены; нанайцы Угорские Хаиты; нганасаны Полиазиатские Юкагиры
105. Пирамидо- образные шалаши Якуты Долганы . эвенки; эвены Ханты
106. З-Шалашн в форме усеченной пирамиды Алтай- кижи: сагайцы; якуты Долганы эвенки Ханш; кеты; селькупы Юкагиры
107. Прямоугольные срубы Алтайцы, буряты, тувинцы, якуты 15,Многоугольные срубы Буряты и монголы Алтай- кижи; сагайцы; кызылыдо: тувины; якуты f'VliSRJI. И.
108. Глава IIL Эволюция зодчества саха до начала XX века
109. Изменение объемно-планировочных решений жилищана сш г gs1. Русский срубный дом
110. L ЭВОЛЮЦИЯ ЗОДЧбСЛПВЯ CStXSl ДО НИЧЙЛЯ seicsi Хозяйственные постройки1. Мельницычп
111. Двухэтажный амбар | Двухэтажный амбар с пристройкой
-
Похожие работы
- Православные христианские храмы на территории Якутии
- Архитектурно-планировочная эволюция города Якутска (XVII - XX вв.)
- Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв.
- Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века
- Методология проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии