автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Архитектура современных православных малых храмов и часовен

кандидата архитектуры
Канаев, Иван Петрович
город
Москва
год
2002
специальность ВАК РФ
18.00.02
Диссертация по архитектуре на тему «Архитектура современных православных малых храмов и часовен»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Канаев, Иван Петрович

Введение.

I. Исторические предпосылки становления современной церковной архитектуры.

1.1. Основные исторические этапы формирования архитектуры Русской Православной Церкви. g

1.2. Современный зарубежный опыт проектирования христианских храмов.

1.3. Современный отечественный опыт проектирования храмов и часовен.

1. 3.1. Тенденции развития русской храмовой архитектуры.

Выводы по главе.

II. Функциональные основы и классификация церковных объектов. Размещение малых храмов и часовен в Москве и Подмосковье.

II. 1. Аллегоризм, символика и каноническое устройство храма.

11.2. Классификация церковных объектов.

11.2.1. Обоснование классификации церковных объектов. 35 II.2. 2. Группа 1. Объекты богослужебного назначения.

Подгруппа 1а. Основные объекты богослужебного назначения. 3g

II. 2.3. Подгруппа 16. Дополнительные объекты богослужебного назначения.

II. 2.4. Группа 2. Объекты вспомогательного назначения.

11.3. Состав приходского комплекса малого храма и часовни.

11.4. Размещение малых храмов и часовен в Москве и

Подмосковье.

Выводы по главе.

III. Рекомендации по проектированию малых храмов и часовен.

III. 1. Планировочное решение малых храмов и часовен.

III. 1.2. Состав и расположение помещений малых храмов и часовен.

III. 1.3. Нормали основных планировочных элементов малых храмов и часовен.

III. 1.4. Функциональное устройство помещений малых храмов и часовен.

III. 2. Объемно-пространственные элементы интерьера и фасада, оборудование и детали.

111.2.1. Алтарь.

111.2.2. Иконостас.

111.2.3. Средняя часть храма.

111.2.4. Традиционные и новые элементы.

III. 3. Архитектурное решение малых храмов и часовен.

III. 3.1. Объемно-пространственное решение малых храмов и часовен.

Ш.3.2. Пропорции малых храмов.

III.2.2. Цвет и материал в храмовой архитектуре, ее освещение.

III.4. Перспективное расширение малого храма и часовни.

Выводы по главе.

Введение 2002 год, диссертация по архитектуре, Канаев, Иван Петрович

Актуальность проблемы. В последние десятилетия в России растет количество верующих. Хотя за последние 15 лет количество действующих храмов в Москве увеличилось больше чем в 10 раз, с 42 до 474, существующие храмы Москвы и Подмосковья по большим церковным праздникам не могут вместить всех желающих. Причем, большинство действующих храмов - это восстановленные старые храмы в пределах исторического центра Москвы, а в новых районах храмов почти нет.

Патриархия России не может обеспечить финансирование строительства множества приходских храмов. Она сконцентрировала средства для строительства и реставрации крупных храмов и комплексов. Абсолютное большинство же новых приходских храмов строится на средства прихожан и спонсоров, иногда методом народной стройки. Все это - малые храмы, в основном деревянные. Ставятся также часовни, часто на местах разрушенных храмов.

За время многолетнего перерыва в строительстве храмов опыт их проектирования и строительства практически был утерян. Отсутствуют отвечающие современным требованиям научные принципы формирования малых храмов, удобных в эксплуатации, выразительных по архитектуре и соответствующих канонам православия.

Исходя из этого необходимо разработать теоретические положения и дать практические рекомендации по возведению церковных объектов - малых храмов и часовен, являющихся на данном этапе одним из звеньев духовного развития общества.

Изученность проблемы. Истории церковной архитектуры посвящено множество серьезных трудов - Н.И. Брунова, И.Э. Грабаря, H.H. Воронина, К.Ф. Князева, М.А. Ильина, П.Н. Максимова, A.A. Тица и др. Эволюция композиции древнерусских храмов рассматривается в работах П.А. Раппопорта, И.Л. Бусевой-Давыдовой. Истории деревянного зодчества посвящены работы A.B. Ополовникова, В.П. Орфинского, Ю.С. Ушакова и др. Рабочий метод древнего храмостроения описан в работах К.Н. Афанасьева.

Символика русских храмов рассматривается в работах П.А. Флоренского, А.Меня, Н.Троицкого, архиепископа Сергия (Голубцова), архитекторов Кудрявцевых М.П. и Т.Н., Г.Я. Мокеева, A.C. Щенкова.

Каноническое, функциональное устройство и оборудование храмов описаны в изданиях Московской Патриархии, дореволюционных трудах Н.В.Покровского, А.Салько.

Анализу современной ситуации были посвящены конференции «Храмостроительство в России. Традиции и современность», 1996 г., Москва, и "Христианский храм. Идея и образ", 2000 г., Москва. Конференции отметили важность соблюдения традиций в строительстве православных церквей в России.

Проблемам строительства храмов посвящены кандидатские диссертации Е.Р. Возняк «Архитектура современной православной приходской церкви» (на примере С-Петербурга), Спб 1996 г., и Ю.Э. Саратовской «Размещение и объемно-пространственная композиция церковных комплексов в современных градостроительных условиях» (на примере Москвы и Московской области), М. 2000 г. В первой работе автор предлагает градацию храмов по вместимости, устанавливая верхний предел вместимости малого храма - 300 человек, а также дает рекомендации в соответствии со спецификой С-Петербурга. Во второй работе рассматривается градостроительный аспект церковных комплексов. В данной диссертации разработано объемно-планировочное решение малого храма и часовни и даны рекомендации с учетом специфики Москвы и Подмосковья.

Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ "Арххрам" выпущен в 2000 году Свод правил "Здания, сооружения и комплексы православных храмов" (СП 31-103-99), принятый и рекомендованный к применению Госстроем России. Однако минимальная вместимость городского храма в Своде правил принимается 450 чел., тогда как на данном этапе наблюдается массовое строительство малых храмов вместимостью 50 - 300 чел., которым и посвящена данная диссертация.

Цель исследования: на основе выявления исторической преемственности церковной архитектуры разработать теоретические положения и научно-обоснованные рекомендации по функциональной и объемно-пространственной организации проектируемых малых храмов и часовен, а также по восстановлению и приспособлению к современным условиям существующих малых храмов.

Объект исследования - новые и восстановленные малые храмы и часовни.

Предмет исследования - архитектурно-планировочные принципы формирования малых храмов и часовен. Задачи исследования:

- провести анализ исторического развития русской храмовой архитектуры и современного опыта проектирования храмов;

- обобщить современный зарубежный опыт проектирования христианских храмов;

- выявить основные тенденции развития русской храмовой архитектуры и варианты функционального и стилевого решения малых храмов и часовен;

- разработать типологические принципы формирования малых храмов и часовен и дать практические рекомендации по их проектированию и строительству, а также их размещению в жилой застройке.

Границы исследования: Географические - Москва и Подмосковье. Типологические - рассматривается низшее звено иерархии церковных объектов - часовни, а также среднее звено - приходский храм, а именно - малый храм вместимостью до 300 человек, максимально приближенный к жилью.

Методы исследования:

- изучение литературных источников, сайтов интернета, проектов дореволюционного и современного периодов, а также нормативных документов;

- типологический анализ материалов архитектурно-художественного и проектно-реставрационного центра "Арххрам", ООО архитектурнохудожественных мастерских Данилова монастыря и частных проектных фирм;

- проведение натурных обследований и фотофиксации храмов и часовен (обследовано 33 новых малых храмов и часовен Москвы и Подмосковья);

- проведение опросов духовенства и прихожан;

- проверка результатов исследования в авторском проектировании и осуществлении проектов.

Научная новизна:

- впервые разработаны типологические основы проектирования малых храмов и часовен - классификация церковных объектов по функциональному назначению; состав приходского комплекса; состав, расположение и площади помещений и предложения по нормалям основных планировочных элементов малых храмов и часовен;

- доказана целесообразность строительства в Москве и Подмосковье малых храмов на 50, 100, 200 и 300 человек;

- предложены принципы расширения малых храмов и часовен;

- рекомендовано внести ряд дополнений и изменений в «Свод правил по проектированию и строительству зданий, сооружений и комплексов православных храмов» (СП 31 - 103 - 99);

- разработаны композиционные принципы расположения малых храмов и часовен в городе;

- при выборе стилистики храмов доказана целесообразность следования древнерусским образцам.

Эти положения и выносятся на защиту.

Научно-практическое значение работы.

Рекомендации предлагается использовать в Москве, Подмосковье, а также других районах средней полосы России в качестве материалов для проектирования при разработке проектов и строительстве малых храмов и часовен как профессионалами, так и методом народной стройки.

Рекомендации могут служить дополнением к "Своду правил по проектированию и строительству зданий, сооружений и комплексов православных храмов".

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов и предложений, списка литературы (112 наименований) и приложений. Текст содержит 97 страниц. Приложения включают 28 таблиц иллюстраций.

Заключение диссертация на тему "Архитектура современных православных малых храмов и часовен"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Разработана классификация церковных объектов, в основу которой предлагается положить принцип деления их на объекты богослужебного (1 группа) и вспомогательного (2 группа) назначения, с разделением 1 группы на основные, самостоятельно функционирующие (1а - храмы, часовни) и дополнительные (16 - колокольня, звонница, крещальня).

2. Выявлена необходимость дополнительного звена в системе приходских храмов в Москве и Подмосковье - малых храмов на 50, 100, 200, 300 человек. Определено, что малые храмы на 50 и 100 прихожан обслуживают соответственно 6,7 и 13 тыс. жителей, т.е. условный микрорайон, а малые храмы на 200 и 300 прихожан обслуживают соответственно 27 и 40 тыс. жителей, т.е. условный жилой район или подмосковный районный центр. Таким образом, малые храмы на 50 и 100 прихожан необходимы как внутриквартальные, в пешеходной доступности от жилья, а малые храмы на 200 и 300 прихожан выполняют функции храмов в транспортных узлах, на площадях и больших улицах.

3. Разработаны состав приходского комплекса малого храма, состав, расположение и площади помещений малого храма и часовни, их функциональное устройство, оборудование, детали и объемно-пространственные решения.

Разработаны предложения по нормалям основных планировочных элементов малого храма и часовни. Доказано, что в малых храмах церковное оборудование занимает 25 - 32% от площади средней части храма, а площадь на 1 человека должна составлять 0,31 - 0,33 кв.м.

4. Расширение малого храма или часовни целесообразно осуществлять за счет пристройки приделов, трапезной и притвора под колокольней; в свою очередь малые храмы и часовни могут проектироваться с учетом вхождения в состав будущего храма в качестве придела или притвора под колокольней или в будущий храмовый комплекс, причем малый храм - в качестве крестильного или зимнего храма.

5. На основании полученных результатов предлагается дополнить действующий Свод правил СП 31-103-99 рядом положений, в частности, включить в номенклатуру приходских храмов малые храмы, уточнить классификацию церковных объектов, увеличить на 15 - 22% площади, занимаемые в малых храмах церковным оборудованием, и на 0,6 - 0,8 кв.м расчетную площадь на 1 человека, ограничить радиусом не менее 40 м расстояние от храма до увеселительных заведений.

6. Стилистическое разнообразие, характерное для архитектуры современных малых храмов, обусловлено влиянием на творчество зодчих лучших образцов самобытной русской храмовой архитектуры, развивавшейся в течение X - XX веков. В контексте современной культурной ситуации наиболее правомерно следование в стилистике храмов древнерусским образцам.

7. Встречающееся в мировой практике обращение к новым формам (модернизм, постмодернизм, деструктивизм и др.) неприемлемо для русских православных храмов на данном этапе развития.

8. Западный опыт строительства религиозно-общественных центров, объединяющих на церковной территории помещения культурно-социального назначения (многофункциональные залы, молодежные клубы, учебные классы, мастерские, гостиницы, торговые и др. помещения), является актуальным для России при создании культурно-духовных комплексов на базе приходских церквей и монастырей.

Публикации по теме диссертации:

1. Возможен ли русский стиль сегодня. // Красивые дома. №1. 1997. С. 64-65.

2. Каким быть современному храму? // Строительство и бизнес. №3. Ноябрь 2000. С. 22 - 23.

3. Жилым районам Москвы нужны малые храмы. // Жилищное строительство. Находится в печати.

Апробация:

Доклад "Необходимость соблюдения традиций в современном храмостроении". Международная конференция "Христианский храм. Идея и образ", посвященная 2000-летию Рождества Христова. 5-7 октября 2000 года, Москва.

Практические авторские работы: 1. Проект интерьера, двух иконостасов, элементов фасада и ворот храма Воскресения Словущего ХУП-Х1Х вв. в с. Колычеве Домодедовского р-на

Московской обл. (в процессе осуществления).

2. Проект дома священника при вышеприведенном храме в с. Колычеве (осуществлен)

3. Проект восстановления храма Успения Пресвятой Богородицы XVIII-XIX в. в с Успенском Домодедовского р-на Московской обл. (в процессе осуществления)

4. Проект храма в честь Рождества Христова в г. Домодедове (осуществлен)

5. Проект часовни-памятника в ознаменование Рождества Господа Бога и Спаса нашего И.Х. в г. Домодедове. 1999 г.

6. Проект ограды с воротами, церковной лавки и магазинов на Домодедовском кладбище. 2001 г.

7. Проект деревянной часовни в скиту. 2001 г.

8. Проект Свято-Никольского храма в пос. Шафранове Алыыеевского р-на Башкортостана, в соавторстве с Катаевым В.И. 2002 г.

9. Проект восстановления храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в с. Матвейкове Дмитровского р-на Московской обл. 2002 г.

Библиография Канаев, Иван Петрович, диссертация по теме Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

1. Алонов Ю., Осипова 3. Современная православная архитектура. Из личного опыта. //Архитектурный вестник № 5,6. 1996.

2. Астафьева-Длуга М. Храм Троицы Живоначальной. //Домострой №22. 11.06.91.

3. Афанасьев К.Н. Об архитектуре и математике, о соразмерности и пропорции. М., 1997.

4. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М.,2002.

5. Барсегян Т. Божием велением сотворенные. //Московский журнал. №6. 1991.

6. Баталов A.M. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996.

7. Бондаренко И.А. Реконструкция Соборной площади московского кремля в конце XV начале XVI в. и творческий метод итальянских мастеров. //Архитектурное наследство №38. М., 1995.

8. Бондаренко И.А. Средства создания архитектурно-художественного единства в русском градостроительстве XVI в. (на примере центрального ансамбля Москвы). Автореф. дисс.канд. архитектуры. М„ 1980.

9. Бондаренко И.А. Эстетика древнерусского города. //Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI XVII в.в. М.,1996.

10. Ю.Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1898.

11. П.Бунин A.B. , Саваренская Т.В. История градостроительного искусства. М.,1979.

12. Буров М. В блеске куполов вехи творческих успехов.//Строительная газета №45, 10 ноября 1995 г.

13. Бусева-Давыдова И.Л. Влияние архитектуры Москвы на ярославское зодчество XVII в. Архитектурное наследство № 40.

14. Бусева-Давыдова И.Л, Древнерусский архитектурный идеал в русской провинциальной архитектуре XVIII-XIX веков (к уяснению культурного смысла).//Архитектура в истории русской культуры. (Сборник научных трудов НИИТАГ). М.,1996.

15. Бусева-Давыдова И.Л. Русское церковное искусство. X XX вв. //Православная энциклопедия. М., 2000.

16. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира.//Византийский временник. Т.47. М.,1986. с.163-181.

17. Вагнер Г.К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси, (возвращение к проблеме) //Архитектурное наследство №38. М., 1995.

18. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль или объяснения о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. В 2 томах. Том I. М., 1992.

19. Вержбицкий Ж.М. Проектирование культовых сооружений в государственных художественных вузах. //Сборник научных трудов С-Петербургского института живописи. С-П.,1995.

20. Виноградов В. Образ храма//Московский строитель. №27. 1990.

21. Власова Т., Лосицкий Ю. Церковная архитектура Радослава Жука. Архитектура СССР. № 3. 1991.

22. Возняк Е.Р. "Архитектура современной православной приходской церкви" (на примере С-Петербурга),. Автореферат дисс. канд. архитектуры. Спб 1996

23. Воронин H.H., Каргер М.К. История культуры древней Руси. Т. И. М,-Л„ 1951. с.301.

24. Всеобщая история архитектуры. Под ред. Михайлова Б.П. М.,1958.

25. Галеев С. Традиции православного храма сегодня. //АСД.

26. Гандельсман Б.В. Большая Москва Бориса Еремина.// Архитектура и строительство Москвы. №1, 2002.27.(Голубцов) архиепископ Сергий. Церковная архитектура.//К свету №17.

27. Героев Т. Далекая Россия. //Московский журнал. № 6. 1994.

28. Гиговская Н.Е. О реконструкции Немецкого рынка.//Архитектура и строительство Москвы №3, 2000.

29. Гуляницкий Н.Ф. Традиции классики и черты ренессанса в архитектуре Москвы XV XVII вв. //Архитектурное наследство № 26, 1978.

30. Гуляницкий Н.Ф. XVIII век в русской архитектуре (эпоха, стиль, градостроительный метод). //Архитектурное наследство №38. М 1995.

31. Ерофеев A.B. Становление модерна в архитектуре Москвы. //Архитектурное наследство №38. М 1995.

32. Ефимов A.B. Колористика города. М., 1990.

33. Ефимов A.B. О художественном образе Москвы. //Архитектура и строительство Москвы. № 6. 1996.37.3осимов Г.И. Архитектура 1990-х. М., 2001.

34. Иконников A.B. Архитектура: рубеж веков и выбор пути.// Архитектура и строительство Москвы. № 2-3, 2001.

35. Иконников A.B. Мы разрушим мы отстроим? //Московский строитель. № 29, 1990.

36. Иконников А В. Парадоксы неорусского стиля. // Архитектура и строительство Москвы № 5, 1995.

37. Ильин М.А. Москва. М., 1970.

38. ИльинМ.А. Подмосковье. 1966.

39. История русской архитектуры. Под ред. Ушакова Ю.С., Славиной Т.А. СПб., 1994.

40. Кабанова О. Новая московская архитектура в вынужденном поиске культурной идентичности. //Проект Россия, № 3.

41. Казарян А.Ю. Копирование в средневековье и современности (на материале армянской архитектуры).

42. Калуцков В.Н., Иванова A.A., Давыдова Ю.А., Фадеева JI.B., Родионов Е.А. Культурный ландшафт русского Севера. М.,1998.

43. Кеслер М.Ю. Православное храмостроительство. //Приход № 2. 2002.

44. Кеслер М.Ю. Храм Господа храм души нашей. //Архитектура №1-2.1995.

45. Кеслер М.Ю. Пути возрождения духовности. Современное храмостроительство в формировании среды городов Северо-Запада России. //Архитектура №1-2.1995.

46. Кеслер М.Ю. Строительство деревянных храмов. //Приход № 4. 2002.

47. Копылова H.A. Новые храмы в Москве.//Архитектура и строительство Москвы №1. 1998.

48. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1. Деревянное зодчество. 1916.

49. Кудрявцев М.П., Мокеев Г.Я. О типичном русском храме XVII века.//Архитектурное наследство № 29. М., 1981.

50. Кудрявцев М.П. «Москва третий Рим», М.1994.

51. Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм.// Къ свету № 17.

52. Кудрявцев М.П. Русский храм.//Къ свету № 17.

53. Кудрявцева Т.Н. Влияние Кормчей книги на формирование традиций церковного строительства Древней Руси. //Архитектурное наследство №38. М 1995.

54. Культовые сооружения. Противопожарные требования. НПБ 108-96. М., 1997.

55. Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт.//Наше наследие. IV, 1991.

56. Махнач В. Выбор Константина Тона. М.,1997.

57. Мельник А. Освященное пятиглавие. //Московский журнал № 4,1992.

58. Мержанов С.Б. Конкурс: второй тур.//Московский журнал № 1, 1991.

59. Мержанов С.Б. Кружева родного дома //Сельское строительство №5,1991; №9, 1997; №2,3, 1998.

60. Мержанов С.Б. Некоторые особенности храмостроительства на современном этапе.//Приход. № 6. 2002.

61. Миньков А. Символика христианского храма и его составных частей.

62. Архитектура и строительство России. №11. 1991.

63. Мокеев Г.Я. Огненные храмы древней Москвы.//Московский строитель 10-17, 14/90.

64. Мокеев Г.Я. Многоглавые храмы древней Руси. Архитектурное наследство №26. 1978.

65. Мокеев Г.Я. Москва священная. //Мир Божий №1. 1998.

66. Московские епархиальные ведомости № 1-2, 2002

67. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001.

68. Национальные традиции архитектуры России. Тезисы докладов. Всероссийское научно-творческое совещание. Кострома 1992 г. Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства. НИИТАГ. М„ 1992.

69. Памятники архитектуры Московской области. Каталог. М., 1975.

70. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. С-п.,1999

71. Попов Д. Анатолий Полянский: «Все будет очень просто, без излишеств». // Домострой №22, 11.06.91.

72. Поселянин Е. Радость русской души в кустарном и церковном искусстве//" Светильник". Религиозное искусство в прошлом и настоящем. №№ 3-4. 1915 г.

73. Приказчикова Ю.В. Сакральные столбы в современной картине мира жителей Вятского края. Доклад на научной конференции "Фольклор и художественная культура" М.,2000.

74. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. М.,1970.

75. Салько A.M. Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде существованию церквей в Империи. Саратов, 1898.

76. Саратовская Ю.Э. Оазис в современном городе: храм как духовно-культурный комплекс. //Мир Божий. №4.

77. Саратовская Ю.Э. «Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях (на примере Москвы и городов Московской области)». Автореферат дисс. канд. архитектуры. М.2000

78. Сардаров А. Архитектура в русле национальной культуры // Архитектура СССР №5-6. 1990.

79. Свод правил "Здания, сооружения и комплексы православных храмов" (СП 31-103-99) М., 2000.

80. Современная архитектура (культовая архитектура) № 3 1966.

81. Соленикова Е.В. Проблема копирования образца в новгородской архитектуре IV XV веков.

82. Справочник «Православная Москва». М., 1999.

83. Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее. //К свету №17.

84. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965.

85. Туркатенко М.Н. Польский костел. //Архитектура СССР №6. 1990.

86. Успенский JI.А. «Богословие иконы православной церкви» 1989

87. Успенский JI.A. Вопрос иконостаса. М.1992.

88. Успенский JI.A. Символика храма. //Журнал Московской патриархии. № 1. 1958.

89. Фесенко Д. Возвращение к храму. Церковная архитектура сегодня. // Домострой №22, 11.06.91.

90. Флоренский П.А. Иконостас.//Богословские труды Москвы. № 9. 1972.

91. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. //Архитектура и строительство Москвы. № 8. 1989.

92. Хан-Магомедов С. О. Цивилизация, культура, архитектура (Российский парадокс ) // Архитектура в истории русской культуры. Сборник научных трудов НИИТАГ. М.,1996.

93. ЮЗ.Чижков А.Б. Деревянные храмы Москвы и Подмосковья. //

94. Architektura. № 3-4. 1989.109.DBZ. №12. 1980.

95. Progressive architekture. № 12. 1990. 111.Space Design. №1. 1989.

96. Stroik D.G. The Roots of Modernist Church Architecture // Adoremus

97. Bulletin, vol. Ill, No. 7: October 1997. 113.Smith T. G. An Architecture to Honor the Church Vision // Adoremus Bulletin, vol. Ill, No. 8: November 1997.1. XVII в.

98. Эволюция силуэта каменного хрлмл юо от статического к динамическому22 Д1. Колокольня Новодевич .его1. Условные обозначения:1. Малые храмы1