автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Пропорции грузинских крестово-купольных памятников XI века

Качарава, Майя Гивиевна
город
Тбилиси
год
1998
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Пропорции грузинских крестово-купольных памятников XI века»

Автореферат диссертации по теме "Пропорции грузинских крестово-купольных памятников XI века"

Грузинский технический университет

11а правах рукописи

Качарава Майя Гивиевна

ПРОПОРЦИИ ГРУЗИНСКИХ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ XI ВЕКА

Специальность: 18.00.01 - теория и история архитектуры

реставрация и реконструкция историко-архитектурных памятников.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание кандидата архитектуры

Тбилиси 1998

Работа выполнена па кафедре основ архитектурного проектирования архитектурного института Грузинского технического университета.

11аучным руководитель: Эксперт:

Официальные опоненты:

академик, вице-президент Международной академии архитектуры Восточных стран, профессор Г. Мосулишвили.

доктор архитектуры, профессор Р. Меписашвили.

доктор исторических паук, профессор Г. Кипиани.

кандидат искусствоведения Д. Хоштария.

Ведущая организация: Тбилисская государственная

академия художеств, каф. истории и теории искусства.

Защита состоится ,.!6.декабря 1998 года в 12® часов па заседании специализированного совета Arc 18.00 С№1 при архитектурном институте Грузинского технического университета по адресу:

Тбилиси, ул. Костава №72, ауд. №603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Грузинского технического университета.

Автореферат разослан ..16. ноября 1998 года.

Ученный секретарь специализированного совета, профессор

а

Т. Махарашвили.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы. Творчество зодчих древней Грузии характеризуется высоким архитектурно-эстетическим уровнем, которое в историко-художествениом плане достаточно подробно изучено. Что касается творческих методов, с помощью которых осуществлялось строительство выдающихся памятников архитектуры, то их исследование носило фрагментарный и несистемный характер.

Большой вклад в становление и развитие теории структурных соразмерностей древней грузинской архитектуры (1У-ХУП в) внес проф. Г. Мосулишвили, однако в определенной степени остались не до конца изученными вопросы закономерностей пропорций внешних объемев и декора, которые играют важную роль в формировании художественно-эстетического облика сооружений.

В этом аспекте представляется актуальной задачей воссоздание творческих методов, которыми пользовались древние зодчие.

Цепью работы является, на основании разработанного научного метода анализа пропорций, установить закономерности пропорций грузинских крестово-купольных памятников архитектуры XI в, и тем самым выявить творческие методы древних зодчих.

Основные задачи. На основе критического обобщения результатов исследований теоретиков пропорций, а также анализа пропорций памятников архитектуры Грузии XI в - Светицховели, Алавер-ди, Самтависи, Самтавро и Гелати (XII в), удалось раскрыть код, с помощью которого грузинские зодчие того времени решали эстетику пропорций зданий.

Научная новизна определяется тем, что впервые в теории зодчества Грузни установлены пропорции внешних объемов, отдельных форм декоративных элементов крестово-купольных зданий XI века и выявлены творческие методы зодчих того времени, с иомощыо которых они решали художественно-эстетическую сторону сооружений.

На основании анализа пропорций перечисленных выше памятников. восстановлена последовательность решения пропорций основных форм внешних объемов и их декора.

Практическая ценность заключается в восполнении пробела в теории грузинской архитектуры полученными результатами исследований, которые дают возможность лучше познать творческие методы древних зодчих,

- в создании научно-обоснованного метода исследований пропорций древних памятников,

- в разработке алгоритма для реставрации старых памятников и проектировании новых зданий,

- п нспользопашш научных результатов в учебных целях.

Апробация работы. Основные положения н результаты работы доложены на двух Республиканских конференциях, в Институте истории грузинского искусства им. Г. Чубипашвилн и в отделе Государственного музея искусств им. Ш. Лмиранашвнли, на расширенном заседании кафедры основ архитектурного проектирования.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 научные работы и 2 тезиса докладов.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, библиографии и приложения. Содержит 126 страниц машинописного текста, 17 рисунков и 100 наименовании литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

В введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, определены научная новизна и практическая ценность результатов исследования.

В первой главе рассмотрены и проанализированны существующие с древних времен и по настоящее время теории пропорций. Большой вклад в теории пропорций внес античный теоретик Марк Витрувий, который еще в I в до н. э. написал "Трактат об архитектуре". Основные положения этою трактата, утерянного, а затем обнаруженного в 1414 году, использовались многими теоретиками ре-несанса - Барбаро, Палладио, Альберти, Винола, Леонардо Да Винчи и др.

После эпохи возрождения в теории соразмерностей наступает некоторое затишье, но со второй половины Х1Хв и в XX веке к пей вновь пробуждается интерес. Появляется ряд теоретических трудов различных направлений, среди которых выделяются работы Виоле Ле-Дюка, А. Тирша, О. Шуази, А. Цайзинга, Д. Хембиджа, М. Гика, П. Брунова, К. Афанасьева, Б. Рыбакова, Ле Корбюзье и др.

Проблемами архитектурных пропорций занимались и грузинские ученые - Г. Чубинашвили, И. Северов, В. Беридзе, И. Цицишви-ли, Р. Мепнсашвили, М. Чхиквадзе, Г. Мосулишвили. Проф. Г. Мо-сулишвили внес большой вклад в развитие теории структурных соразмерностей грузинских памятников зодчества, выявил основную структуру композиционного решения.

Анализ различных теории пропорций выявил два основных направления - реалистическое, представители которого рассматривают пропорции неразрывно с социал-экономическими, идеологическими и визуально-эстетическими факторами и идеалистическое,

представители которого сводят решение проблемы пропорций только лишь к математическим законам. Наиболее ближе к истине, очевидно, следует признать концепцию представителей первого направления.

Во второй главе излагаются предпосылки разработки научно-обоснованного метода исследования пропорций, на создание которого особое влияние оказали работы Витрувия, Альберти, Цайзинга, Месселя, Афанасьева, Рыбакова и Мосулишвпли.

При разработке метода приняты рекомендации по методике исследований К. Афанасьева и Г. Мосулишвпли.

Предложеный метод анализа пропорций основан на делении диаметра окружности на равные части (2, 3, 4, 5, 6 и 9) с вытекаюс-щими отсюда построениями - квадрата и построенные на его диагонали динамические прямоугольники V2, V3, ^5, прямоугольник 2:3, Египетский треугольник (3:4:5), золотое сечепие, полученное графическим путем.

Метод исследования пропорций основан на геометрических и арифметических приемах анализа пропорций. Исходной геометрической величиной анализа является внешний диаметр купола.

Разработанному методу анализа свойственен эфект масштабирования - при изменении величины диаметра купола изменяются только размеры сооружения, пропорции же остаются неизменными.

I! третьей главе дана общая характеристика памятников архитектуры Х-ХШвв. Проведен анализ пропорций памятников первой трети XI века - Светицховели и Алаверди.

Анализ пропорций памятника Светицховели основывается на анализе соразмерностей структурных элементов и величии, проведенного Г. Мосулишвпли (рис. 1).

Во время анализа памятника нами воспроизведена последовательность, соответственно которой строилось его здание в свое время.

На рис. 2 показан анализ пропорций внешних форм и декора памятника. С помощью разработанного метода выявлены основные закономерности Светицховели, которые заключаются в следующем: высота памятника Уи" равна четырем внешним диаметрам М'; АВ -ширина фасада равна 2М'; длина - плоский угол конуса купо-

ла равен 60°; высота купола равна М'; высота до нижней точки бокового ската равна М' (с уровня цоколя) п т.д.

В работе приведен анализ продольных и поперечных фасадов, а также декора.

С точки зрения изучения творческих методов древних зодчих периода объединенной Грузии, большой интерес представляет анализ памятника XI века - Алаверди (рис. 5), пропорции которого иод-

чпмяготся тон же геометрической схеме, что и анализ пропорции Светицховели.

В четвертой главе рассмотрены пропорции памятников второй трети XI века Самтависи (рис. 6), Самтавро (рис. 7), а также Ге-лати (рис. 8).

Результаты проведенного анализа в этой главе свидетельствуют о сходстве пропорций основных форм восточных фасадов Самтависи и Светицховели, а что касается Самтавро и почти построенного через 70 лет Гелатн, то пропорции внешних форм объема обоих памятников являются аналогичными, что еще раз подтверждает преемственность творческих приемов древних зодчих.

Анализ памятников XI века позволил разработать общий алгоритм, который дает возможность восстановливать первоначальные пропорции при реставрации памятников архитектуры.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Грузинские зодчие при строительстве в XI веке крестово-куполь-ных сооружений владели методами, правилами и законами, которые позволяли решать закономерности зданий в целом, отдельных фрагментов и декора, которые формировались в течении веков и передавались из поколения в поколение.

2. Для проведения анализа пропорций архитектурных памятников XI века - Светицховели, Алаверди, Самтавро, Самтависи и Гелатн (начало XII в) был разработан метод, который представляет собой обобщение и синтез результатов исследований отдельных теоретиков пропорций, начиная с древних времен и до наших дней.

3. Установление пропорций объема, фасада и элеметнов декора перечисленных выше памятников архитектуры древними зодчими производились по одной и той же геометрической схеме.

4. Уставлепно, что при строительстве зданий для определения объема их внешних параметров исходной величиной является его наружный диаметр.

5. Зодчие древней Грузии шли по пути индивидуального развития, однако, их творческие методы и принципы были общими и подобными с творческими методами зодчих цивилизованных христианских стран, что еще раз свидетельствует о том, что Грузия была составной частью мировой цивилизации.

6. На основе результатов исследования памятников архитектуры XI века стало возможным разработать алгоритм, согласно которому можно проводить реконструкцию памятника с соблюдением первоначальных пропорций, а также проектирование новых сооружений с аналогичными пропорциями.