автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Исторические планировочные структуры городов Южного Казахстана

Сулейменова, Сауле Аскаровна
город
Москва
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Исторические планировочные структуры городов Южного Казахстана»

Автореферат диссертации по теме "Исторические планировочные структуры городов Южного Казахстана"

)У <7 1

ч

МОСКОВСКИЙ ОВДЕНА ПУДОВОГО КРАСНОГО ЗН^.ОЙГЛ АРХИТЕКТУРНЫМ ИНСТИТУТ

Ка правах рукописи УД1: 72.03 + 711/ 574.5 /

Архитектор СУЛЕЙЛЕНОВА Сауле Аскаровна

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ ■ ГОРОДОВ КЖНОГО КАЗАХСТАНА

18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация памятников архитектуры

Автореферат диссертации на соискшг/е ученой стапенп кандидата архитектуры

Москва 1592

Бабота выполнена в Московском ордена Трудового Красного Зна-

конп архитектурном институте

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -

кандидат архитектуры, профессор М.Н.Итнов

ОЖЦШЬНЫЗ ОППОНЕНТЫ:

доктор архитектуры, профессор К.Н.Афанасьев кандидат архитектуры, доцент М.Г.Сейдалкн

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Научно-исследовательский инстшпг теории и истории изобразительного искусства Академии художеств Российской Федерации ( сектор архитектуры )

Защита диссертации состоится ^.". .. .1992 г. в "ЖФ* часов на заседании специализированного Совета Д.063.20.01 при московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном пнс«»и титуте со адресу: 108754, Москва, ул.Роэдествснка.П.

.С диссертацией ыонно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.

Автореферат разослан "./.." 1992 г«

Ученый секретарь специализированного Совета

кандидат архитектуры, профессор М.Н.Иглнов

«'Уг'ЯНМЩ - I

•кн

ГД?.<

ОБШ ХАРЛКТЕРХСТЖЛ РАБОТА

дальность г.сследозанкя. Градостроит

ятельная культура

захстене, являщеяся частью мировой Езразлпснс;; цивилизации, г настояцел вре?/я развивается бе? всестороннего учета за<оно«р:-о-отей мае',чого зодчества. Призывы л:е к вкязлеяко к освое:га зг.-:о--нокерносгей регионально;! архитектура к градостроительства гр^дпо-легаат научнул проверку традиционных приемов, начатую пржлгд. яссяедсюакиям!, систематизация и творческое воплощение -

вльности архитектора. Для систематизации закономерностей слсдуг.т рассмотреть наследие с точки зрения современных требовани;;, а главное - систематизация долгна бить установлена в аспекте тектурко-худонестьо.нного мировоззрения, ке оставаясь вне поля зрения специалистов - проектировщиков.

"Местное" или "региональное" зодчество имеет д;ш вас:: стран как национальное, так и г.ежкациональчоо значение. При зге:: "региональное" есть продукт не изоляций, а в займов лиянил и зза^о-обогаи;ек:м.

Бресте с те/.! в 30-е год** некоторые обозреватели стилистической направленности архитектуры Казахстана выразили отр:о;ательнов откопанле к закономерностям местного зодчества. Пр:: ото:/, раз-в ива лея известны?, тезке К.Танге. о то?/, что традиция должна быть катализатором творческого процесса, не проявляясь з заверяете;.', произведении. Ко архитектура еялшкок значительное искусство, что бы з нем что-то бесследно исчезло. чтобы традщия стали катализатором - их слездет знать.

Традиции на кгязем исторгпеско?.: этапе складов а-о тс- из местного зодчества :*. достижений архитектуры сопредельных стран.

Рассмотрим градостроительную культуру Южного Казахстана в контексте равной составляющей Евразийской культуры. Находясь в центре континента в соотаве Казахско-Среднеазиатского культурного субконтинента, гранича с Индийской, Китайской, Персидской, Русской мировыми цивилизациями, на стыке мусульманской, буддийской, христианской религий - Южны" Казахстан представляется инк ресным и малоизученным регионом в вопросе взаимосвязи культур в целом, и во взаимовлиянии архитектурных направлений, в чсстност; Поэтому, в настоящем исследовании предлагается рассмотреть теоретические концепции крупнейте градостроительных школ и их пре> ломление/в чаотности, на городах Юзшого Казахстана.

Теоретической базой для настоящего исследования служат ив тодологшеские принциш, излокенные в трудах К.Н.Афанасьева,

A.В.Бунина, А.В.Иконникова, М.Н.Иманова, ЯЛ2-Косицкого, В.А.Еав рова, Т.Ф.Саваренской, И.М.Смоляра, З.Н.Яргиной и других ученых которые рассматривав? принципиальные вопросы в области архитектурной и градостроительной теории.

Из капитальных трудов зарубежных ученых, затрагивавших в различной море вопросы теории архитектурно-градостроительной se тетики, следует назвать Я .Отекера. П.Наведана, А.Бриккыанна,

B.Рауда, З.Гиедиона, Н.Ардалань и В.Бахгияр, Чанг-Э-Чанга, К.Линча и др.

Вопросы пространствообразоваиня исторических городов Средней Азии носледовались НД.Аскеровым, И.С.Булатовым, B.ÎI^Bi ' рониной, В.Накуренным, И.И.Ноткюшм,. Г.А.Пуг£гченковой в др.

История градостроительства Казахстана посвятили свои тру , ды Т.К.Басонов, А.Мархулан, Ы.Цвнднкулов. Проблемы советского периода рассмотрены в работах Б.Гяеуииовп, М.Г.Сейдалхна, А.СЖаршжова И Д2р*

Топография и локализация средневековых городов Южного Ка-захотана освещена в работах археологов и историков К.А.Акшпева, К.Н.Бай1акове и др.

. До настоящего времени Южный Казахстан изучался археологами, историкам, архитекторами в различных аспектах этих наук. Но ног аП одно;'; работы в области теории и истории градостроительства, оснозскноз на изучении вопросов влияния различных градостроительных школ на планировочные традиции данного региона.

Ь нестоящее зремя ЮНЕСКО в решах Всемирного десятилетия развития культур:; осуществляется проект "Комплексное изучение , торговнх аелковых !гуте!;: дорога.'/л диотога".

Длл Европейского континента неиссякаемым источником взаимовлияния стол ВелпкиЛ Шелковый путь, протянувшийся от Келтого моря до Средиземного. Это уникальное явление в истории человечества дало возможность проследить процесс развития отношения меэд государствги/л, через территории которых пролегала трансатлантическая нить. Люди, осуществлявшие взаимовыгодный обмен • товара),ш, несли кроме того, мировоззрение, идеологию, в свою очередь обогещая. собственный кругозор увиденным и услышанным. В 195:) году проела тек называемая "степная" экспедиция, повторяющая Шелковый путь черзз Одессу, Черное и Каспийское моря, Бухару, Самарканд, Ташкент, Фрунзе, Алма-Ату, Урумчи, Пекина.

Спукестаге/гае проекта занериигол в 1992 году в Париже птоговой конкуренцией по проблемам Шелкового пути, где будут проскалиЗ'^роэяпи иатернаян всех произведенных нп тот момент ис-оледонаипа.

Таи яет Ехнеказахсгпкскпя реп:он являлся одним из звеньев ¡Гстковсго цуга, то изучение его гредоотрелгельноя культуры, ® чрстпозт7, в есгечто сактога различных пепревяеняй, ггред-

- 4 -

ставляет несомненный научный интерес.

Исэто:,:у, седьа исследования являетоя выявление региональных планировочных традиций городов Юкного Казахстана на основе анализа взаимовлияния принципов градостроительных культур исоле-дуекогс регконй й сопредельных стран.'

Для достижения поставленной дели в рамках исследования решаются следующие задачи:

- анализ исторического освоения ажноказахспнекого региона;

- исследование предпосылок формирования планировочной отрук туры городов Южного Казахстана в процессе их исторического развития;

- выявление устойчивых тенденций планировочных традиций исследуемых городоз на основе сравнительного анализа о сопредельны:;"! регионами;

- определение возможности регионального развития исторических планировочных структур во взаимосвязи с современным градостроительным состоянием.

Объектом исследования является сеть городских поселений, исторически сложившихся на территории Южного Казахстана вдоль древнего караванного пути.

Определение критериев "регионализации" градостроительных структур, т.е. проникновение современных градостроительных принципов в культурно-специфические ареалы и, с другой - поднятие местных ценностей 'на уровень этих взаимовлияний выделена в качестве предмета исследования.

Методов исследования являются:

- сбор и систематизация сведений литера^ркых и архивных данных, изучение 'археологических материалов;

- анализ генеральных планов и ЩП городов Южного Казахстана;

- метода графической обработки материалов обследования и результатов анализа, позволивших синтезировать основные положения работы.

Научная новизна работы заключается в:

- определении интернациональных связей градостроительных принципов на всах этапах исторического развития кшнокозахстанс-ксго региона;

- выявлении возможности трактовки основных типов плониро-вочных структур, как сложившихся в исторической региональной системе расселения;

- теоретическом обосновании "градостроительного генетического кода";

- обозначении концепции своеобразия исследуемых городов.

Практическое значение работы заключается в определении

научно-обоснованных принципов и архитектурно-художественных средств формирования целостного облит?а "традиционного города".

Представленные в работе методические основы открывают путь к развитию дальнейших исследований в облас: а синтеза градостроительных направлений. Предложенная методика может быть использована врхптекторами в качестве предпроектно*о этапа работы, необходимого при строительстве в историческое среде. Кроме того, разработанная методика рекомендуется для применения при /лучении студентов архитектурных вузов, выполняющих курсовые и дипломные работы по созданию новых комплексов в исторически сло-зашвахсл городах.

Внедрение я апробация результатов работы. Результаты проведенного исследования были внедрены на уровне курсового и дипломного проектирования на кафедре "Архитектура ля л нх и общественных зданий" Алма-Атинского архитектурно-строительного ннсти-тута. •

Основные положения и вывода диссертации опубликованы г ~~ 3 статьях профессиональной печати, а также представлен« докладами и вслли в сборники 41, 42 и 44 научных конференций ?'.АрхИ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, основных выводов л списка литеразуры. Робота изложена на страницах машинописного текста, иллюстрирова-

на 25 планшетами.

СОДЕРЖАНИЕ 7АБ0ТЫ

Во введении раскрываются актуальность и новизна исследования, определяются его цель и основные задачи, выделяются объект к предает исследования, положения, выносимые на защиту, а также выявляются метода работы.

В первой глазе "Взаимовлияния кулыур в архитектуре юга Казахстана" выявляется связь различных культурных течений методом анализа нарративных источников, археологических и архивных данных, проектных и исследовательских работ. Обосновывается щи.-вомерность трактовки архитектуры как "симбиоза" культур.

Во второй главе "Развитие градостроительных тенденций на различных исторических этапах" проводится исследование раавхтяя и трансформации планировочных структур городов юга Казахстана в истории; выявляются основные типы пданироаки, а также принципы их взаимоотношения, в структуре улиц, кварталов, городов.

Третья глава "Проблема регионального: понятия и критерии" дается определение "традиционного города", выявляются базовые концепции "региональной архитектуры", а также определяются возможные средства создания современных градостроительных систем.

3 заключении приводятся основные выводы и результаты работы.

Поставленная в работе цель и вытекающие из нее задачи тре--буют даяьнейиего углубления анализа принципов взаимовлияния культур применительно к специфике архитектурного исследования как исторического опыта, так я современно:'; практики градостроительства.

' Этот анализ позволит выявить те закономерности, которые мог/т по-олу~лть исходной концепцией при реиенки вопроса о принципах формирования традгаг энного горолч, выработке концепции его своеобразия.

Для выявления концепции пространств, характеризующих своеобразие городов, не обходи.; .анализ взаимовлияния градостроительных культур на рсзлкчцда ¡кодрреческих этапах, их преломление в местной, традиционно;! .^жкдак^уре, .родеряание этих концепций определяется как усто!фЮйф£>Я5> 'Ш .традиционных планировочно-пространстзениых структур специально проанализирована

типология наименее г.еэдеддазнкых и наиболее интенсивно используемых пространств;:

- 1фре;гулц5>Ш>Я5>.» ее генезис и эзотацкя на примере центров и ".тазнеспособных" улиц восточных городов;

- замкнутые пространства традиционной "квартальной системы" • являющейся планировочной единице" города.

Именно эти типы пространств являются основоголзгаккцнми в определена; концепции своеобразия "традиционного города" Юетого Казахстана.

Выявление п развитие собственных положительных "генов" эжнокозехскпх гродов в дакно;: работе исследуется на процессах взаимодействия явле.члП, имея-дих как универсальный, тек региональный характер. Тгкое ззаг-модьПстгие определено термином: регионализация. Региональное стенсэится верным уровнем преодолевая ;:ецпонсльно2 обособленности и вкгэтается э интернациональные сзяэл с гекдет.щ раззптая. "Региональное" при ЕсеП рее-

ильгвчатости этого понятия, означает соединение традиций регионального зодчества с достижениями современной архитектуры. "Региональное" - есть осмысление местной, традиционной культуры и трансформации различных градостроительных направлений на основе принципов, выработанных современной архитектурой.

Для того, чтобы определить своеобразие традиционного города, необходимо понять, что место в ¡лире той или иной региональной концепции обусловлено специфичными чертам социальной психологии нации. Психология конкретной нации определяла их в прошло« и будет- определять их в дальнейшем, разумеется, трансформируясь.

Исследуемый регион является наиболее подходящим объектом изучения градостроительных взаимосвязей. Исторически здесь наблюдался симбиоз двух миропредставлений-, двух этнических и мировоззренческих систем. В периоды миграций кочевой тип вторгался в северные области региона, смещая этническую граничу, причем доминировал тип культуры, связанный с религиозными и космогоническими системам!, кочевников (митраизм саков, солкцепоклонни-• частно гуннов). В периоды упадаа кочевых государств в этом регионе постепенно перевешивал другой тип, приносит "зий с юга различимо веяния - от зороастризма и буддг-ма в античности до христианства и ислама в средние века. Смене идеологии соответствовали смени художественных систем.

Анализ нарративных источников, выполненный с позиции выявления взаимовлияния различных культур показал, что ати связи работали уже с момента возникновения древнейпих очагов цивилизаций Евразии. Тек, Авеста, известный памятник истории шолн Востока, для рассказа оо Отрарском оазисе интересна наиболее ранним упоминанием о нем (в Авесте-Кангхе) - древнем городо и стране. К-тлий Казахстан фигурирует в китайских летописях во

П в. до н.1., в описаниях историков Древней Греции, Кндиа и др.

Для того, чтобы найти точки соприкосновения различных культур, надо заглянуть в литературное наследие, и через приз:,у народного творчества понять общечеловеческие ценности. Ото легенда, эиосы, которые отппдь не противоречат друг друг;', напротив, несмогря на'велчкое разнообвазке сюг.етов и выразительных средств - родственны. Несг-денно еще и то, что эпос - не гоян;о с01;с;гудопсествонное литературное! произведение, но и чрезвычайно важный исторический документ. Гак, персидский эпос "Игхнаме" Сирдсуси, "Сокровечноо сказание о мочгольско:.' народе", русский ' "Сии о о полку Игореве", горксклП "Сказание моего деля Корку та" не гшоря о собственно казахских - содержат ценные сзедекич о Йяьом Казахстане. , •

, Изучение таких труде® как Авеста, Яетопкск Китая или эпо-сол и легенд солредел->шх культур, дсюг ^озтзеегь определить возраст'городов, ьремч их возникновения п констатировать континуитет городской традиции юляоказахагих городов. Исолодсвателт: разных строи и в разное время оставили отдания месткосте;':, го. родов я поселений, а таьке обычаев и нравов Юглого Казахстана, йс зоппси уточнлзт стзетвяекия Великого Шелкового пути, населении« г.укк?ы ка нем, дал возможность включить недостающие ззокья в цепочка городов на торговой дорого, в частности, и в системе расселения вообще. .': .

Базируясь на теоретических исследованиях по истории городов яга Казахстане, брхеологичъс;:;« и ерхлвннх материалах, а' ТЕкхе л^'чпв конкретнее сятуедюнкые примеры градостроителыюГ: культура исследуемого региона, з ргботе в иле г. ахи аять пег ¡::пдст» реавитаа исторхмезкоЗ систем! рессечегся, • вютяяже возникновение :: ^ормпровпиид основных £срп расселения с тру игу р регно-

- 10 -

нального города и их : эаимоотношения.

Первый пзриод - стихийнее возникновение городов в 1Х-Ш вв. до н.э. Этот исторически период характеризуется возникновением поселений, которые концентрируются вдоль берегов рек, озер в предгорных долин. Они представляли собой квадратные или прямоугольные (Еаябас-кала^ а окрутив (Кой-Крылган-кела) в плане сесурушшь Еилые пощадим в егих городах располагались в двойнях стенах по всему периметру. С классовой дифференциацией внутри племен и родов- в пределах городских стен возникают цитадели, -тип города становитоя двухструктурным.

Второй период - "полисное" развитие городов в 0 в. до н.э. - IX в. н.э. в рамках восточной античнооти. Города этого периода развивались независимо друг от друга, место их размещения было определено ролю города как центра оазиса, функционально города подразделялись на города-государотвв. являвашеся центре;.-:; независимых округов (Ксфядааб, Отрар, Тараз) города-врепоо-ти, представлявшие собой форпосты на границах оазисов (Веоидк, Гагирд, Карачук) и города-спутники при крупных центрах (Кон-Мардан, Куйрук-тобе, Няяний Барохая). Дреэнае географ» а ученые дают материалы о размерах городов, поаволшвкх ккаооифвцвровать их на: столичные и крупные города .о нахвчкеи еаисов, храм», ионе тгшх дворов - свидетельствушиг о столдодо характере; "бояь-шпе города" и "большие селения". Некоторые города 8того периоде состоят ухе из 3-х частей - цитадели, вшхристана и рвбада, окруженного или нет стеной* В боишшепе своем они округлые в плане {62%), остальные прямоугольные.

В рассматриваемый период система расселения сочетала оседлую городскую форму о рассредоточенной кочевой.

Характер планировки городов постепенно менялся, античная

регулярная планировочная схема уступала место иррегулярному пространству средневековья.

Третий период - формирование системы рарселения в IX-7J вв. н.э. связан о расцлетом Великого Шелкового пути, отрезок которого лежал на территории Южного Казахстана. Характерной чертой данного этапа является процесс трансурбанизации, распространение городской ::л.Ч1Ш не только по главным торговым магистралям, но и вглубь отрвнн. Основные караванные дороги проходили через густонаселенные оа- йен, вдоль которых прослеживалась линейная структура расселения: в расположиhiui городов помечается строгая закономерность. Например, в долине реки Талао они находятся на расстоянии 1£>—20 км друг от друга в наиболее удобных участках долины. В ЧуКской долано закономерность еще более четкая - тринадцать городов расположены в предгорной зоне на расстоянии 15-35 км. Это расстояние является суточным переходом каравана. Тогда становятся понятным вознг'нояенпе этой цепочки городов - они выполняли функцго охрани торговых путей и служили перевалочными ■пунк-'томи.

Города, сформировавшиеся у отен караван-сараев на торговых путях получеят отатус - города караван-сараи.-Ото город Том-• тадж. Суо, Аныр-Тш. В них торговая площадь и гостинный двор, склада, базары становятся планировочным центром и играют определенную роль в формировании его структуры.

Другой вариант градообрезования зтого периода - это формирование городов при культовых'снсвмблях. Это Ясц, /к-Бешим, Но-вакет.. Тякпе поселения характеризовались, как правило, сильно виратавныга композиционными доминантами - крупными объемами хра-> uto. Для старых городов этот этап характеризуется функциональной дифференциацией городских поселений не адгешпегратипные (0треп.

Tapas, Ксфдааб и др.) к опорные (Ко.;-!.'ардан, Куйрук-тсбе, Чим-г.сли 'л др.). К XI в. окончательно сложился тип среднеазиатского города, состоявшего из ¿рех частей.

Четверти"! период - возрождение оазисного типа расселения кек последствие монгольского непест?ия в >У-ДГШ вв. Если ранее расселение шло вглубь страны и образовало сеть поселении, то на да::но1/ этапе мелкие и среднпз города концентрировались вокруг крупного, образуя "гроздья". Такими центрами стали Отрар, ЙоЛид-;;:аб, Ясы и др. Насильственное щ. ркваняе роста городов рассматриваемого региона привело к их неравномерному развитию: одни города из "стол!Г!Ных" превратились в рядовые провинциальные (такие как Tapas), другие наоборот стали играть заметную роль в зхизни страна (например, Сыгнак).

Результатом дальнейшего развития планировочных отруктур городов стала низко-плотная иррегулярней застройка, представляющая собой группу многоугольных в плане килнх массивов, приотроенных ДР''Г к другу.

Пяты;! период - формирование систеш расселения в связи о •■развитием капитализма в XIX - начале XX вв. В системе расселения данного периода появился новый элемент - рабочий поселок. Этс Еенгер, Карамурт п др. Для них харек: рна простая регулярная застройка по единому плану. Господствовавший до этого тип поселения так называемый "гроздьевый" стал чередоваться с "линейными", вытянутыми вдоль трасс.

Включившись в систему Российской империи у пжноказахских городов отпала необходимость в крепостных стенах. Это обусловило территориальной рост поселений: густонаселенные города внплео-пулись за городские стены, разуплотнялись кварталы, пробивались широкие улицы.

- 13 -

Исследование развития и трансформации ппанпровоч!шх структур городов юга Казахстана проводилось при помощи сопостгткгечь-ного анализа с сопредельными странами. Рассматривались теоретические концепции крупнейших градостроительных школ и их преломление, в частности, на городах исследуемого региона.

1. Среднеазиатская планировочная школа. Анализом охвачен доисламский период казахско-среднеазиатского региона. Изучение особенностей данного этапа проводилось на юяноказахских городох Отрар и Куйрук-тобе и среднеазиатских Пендалкенте и Гирдани-Хиоор. Сопоставление городоз выявили трехчастнуга структуру; прямоугольные цитадели, ориентированные по странам света; шах-ристаны шогоугольной формы, но по-разнощ ориентированные относительно стран света. Планировка городов имела регулярный характер. о прямыми пересекающимися улицами. Развитая система магистральных и второстепенных улиц, а такяе деление раннесредне-векового города на кварталы«

Подведя итоги анализа квартальной планировки установлено, что в Пендошкенте жилая застройка окантовывалась по периметру улицами, т.е. сердцевиноЧ квартала являлась сплошная застройка, а границами его были улидн. А в Юкном Казахстане в У1-УП в. городской квартал идея ухе систему: внутриквартальная улочка закрывалась воротами*, квартал имел -обособленный характер, повторяя в миниатаре структуру города. Археологи проследил и^эрай-тер квартальной застройки по Куйрук-тобе.

Прослеженная в городах Южного Казахстана замкнутая система квартала со своими стенами л ворога,»/л и улицами, не наблюдается в среднеазиатских городах данного периода.

2. Китайская планировочная школа. До настоящего исследования прямых параллелей между градостроительными традициями К и-

тая и Казахстана не проводилось. Сопоставительный анализ ранне-средневековых городов Китая,- Чаньань, Кайфые и Казахстана - Та-раз, Отрар выявил трехчастную структуру, регулярную планировку, иерархию уличной сети, ориентацию сторон но странам-света (за исключением шахрпстана Отрара), идентичную систему квартальной застройки.

Изучение особенностей расселения обеих стран дало возможность констатировать процесс взаимовлияния. Это нашло отражение в планировочной структуре китайского города: впервые в от^лице Китая г.Чаньанв появилось трехчастное деление, ставшее традиционным впоследствии; композиты города была подчинена не имевшей прецедента в древности строгой симметрии по центральной оси Юг-Север; примыкание Дворцового города (цитадели) к оеверной городской стене. Благодаря хронологическое разбору, позволительно сказать, что все перечисленные особенности, характерные для казахского города, были заимствованы китайски).::: градостроителям: из среднеазиатского региона.

В свою очередь китайская "квартальная система" Фан уходах своими корнями в древность и была оформлена уже в трактате Чжоу в Ш в. до н.э. в строительном каноне Древнего Китая. Квартал бы прямоугольным в плане, имел свои стены и ворота, запирающиеся и ночь, храм, базар и торговые лавки. Квартал являлся планирсв очно.':, социально;: единицей - городом в шипа горе. Поэтому, вполне логично предположить, что "квартальная оистема" в вшеиэяоненнс теще проникла в Южшй Казахстан из Китая в У1-УП вв.

Духовная и политическая ориентация Казахстана на восток, г отороьу Китая, доминировавшая до.УШ в, смекилаоъ в сторону е< пуск от о мира.

3. Исламская архитектура. В ходе исследования городской культуры иолвмского мира были рассмотрены Ближневосточные города Багдад, Дамаск, Халеб, казахские - Исфиджаб, Отрар, Кок-Кардан, индийские - Дели, Ахмадабад, среднеазиатская - Бухара. Проведенный анализ показал, что Исфиджаб, Халеб, Дамао"и Бухара имели в основе античную регулярную крестообразную планировку впоследствии переросшую в "потрескаваиеся" тупичками распластанные массивы оплошной, низкоплотной застройки иррегулярного пространства. Цуоульменское градостроительство сохранило традиционное трехчаот-ное деление на цитадель, пахристан, рабад.

Сопоставительный анализ Багдада и Отрара показал развитие . традиционной для Двуречья и Южного Казахстана округлой планировка п ориентации городов углами по странам света.

Планировочная система Индии имела регулярный характер. Анализ внявкл общие корни индийского и среднеазиатского градостроительства, в частности, крестообразную планировку, а также рас-иологение цитадели (кола) у городской стень;

Анализ генезиса п эволюции "квартальной системы" выявил:

- в городах Югного Казахотана она возникла на рубеже У1-УП вв, в городах Средней Азии - в X веке,' на Ближнем Востоке оо второй полсзпне XI века, а в Индии - в ХШ.в'еке;

- хронологически эти даты увязываются о расцветом в гс-оледсзаяпых регионах тюркской диаспоры;

- порректпвн, внеоенные иоламом: самостоятельность, об- • еденный характер "квартальной системы", которая становилась приходом окзоа мечети имела своп символику, внешние признаки;

- э шдяйскнх городах территории каст представляли городски кварталы, что приводило к совпадению кастовых и квартальных обцхн. В целю, ислам, генетически связанный с городской средой

и благодаря свсзад универсализму, дает возможность развиваться местным доле лаг :ским воззрениям.

В работе проведена реконструкция планировочной системы Отрара по методике Н.Соваке на основе планов разных хронологических периодов и археологических данных.

С древнейших времен мировое градостроительство считало главной планировочной единицей города-квартал. Изучая планировочные структуры городов древнекиих цивилизацией, таких кл в Египте - Мемфиса, Кахуна; городов Двуречья - Дур-Шаррукина и Ваиилона; города Егейской щшилизации - Гурния и Микены - пожалуй только в Древней Индии, в городе Мохенддо-Даро (сер.Ш -оер.П тыо. до н.э.) моето говорить о квартальной застройке. В средние века на Ближнем Востоке такие кварталы назывались "харе", в Средней Азид - "махалля", в Китае - "фая", в Индии -"пура".

План ировочно-пространственная структура города находится в прямой зависимости от формы землепользования. Зто положение изучено в работе на градостроительных решениях, приоуиих конкретным регионам и на основании излокенного выведены принципы регионального градостроительства.

Устойчивой тенденцией планировочной структуры средневекового города Китая является регулярная гредостроителъная оис-гема с четким йушщиональшш зонированием, трехчаотной структурой и иерархией микрорайонов и кварталов. Зависимость планировочной схемы от земельной собственности определяется наличке государственной собственности па городикуп земли п строгая рьг -пмгнтащ'л градостроительной деятельности со стороны влеотей.

Устойчивой тенденцией плпнировочкоД структуры блигневоо-?г«пого сродаевеког'ого города квляется иррегулярная планировке

- г/ -

с общим градостроительным надзором и низко-плотная квартальная ~ застройка с : эотичной системой внутриквартальных улиц. Зависимость градостроительной концепции города от земельно:} собственности определяется наличием государственной собственности на городскую землю, которая фактически является объектом купли-продажи.

Устойчивой планировочной тенденцией средневекового города. Индии является регулярная градостроительная схема с подчинением едино:? плану разнохарактерных квартальных структур. Зависимость планировочной концепции от земельной собственности вырагается в частной собственности на городскую землю, частная жо являлась элементом общинной собственности.

Устойчивой тенденцией планировочной структуры средневекового города Средней Азии является иррегулярная планировка с выборочным регулированием градостроительной ситуации, уплотненная квартальная застрс"ка с хаотичной уличной сетью внутри квар-• талов, в 'осноае которых лежит феодальная собственность на город-скуп землю с развитой системой экономических рычагов.

Устойчивой тенденцией планировочной структуры средневе-. нового южноказахского города является иррегулярный характер планировочной системы на основе скелета традиционной жесткой уличной сета и ннзко-плотниД застройки массивами кзолировапш.-х один от дп7Гого кварталов. Завис гадость градостроительной концепции города от земельной собственности определяется наличием в средние века феодальной собственности на городскую земли и широки:.: использованием арендных отношений. Переход ог частной собсгвенностп а зпоху город®-государств к феодальной собственности городской земли ознаменовался переходом от регулярной градостроительной структуры полисов у иррегулярней средневековой планировке.

- 18 -

Принципы регионального градостроительства легли в оонаву ~ семантического атлиза, исследующего соотношение знака и обозначенного, и непосредственно обусловлен анализом чг-авеческой па-мята. Региональное градостроительство всегда ¡мело свой собствен-нпй язык. Так, китайский город принудительно расселял новоприбывших и народившихся горожан по ячейкам своей структуры, тем способствуя воспроизводству сложившейся социальной и планировочной структуры. Таким образом регулировалась градостроительная структура и территориальный рост города, при этом композиционное я^ро города оставалшь «незыблемым, а рост жилых кварталов шло как бы во внешнее к аадамхрич-еское кольцо. Индийский город решал проблем роста внущда шетюво-квартальной системы, не нарушая регулярной схемы шродокиго .плана. Что касается ».мусульманской городской культуры, то планировочная структура складывалась из различной величины участков, дробленных или целых с .различной плотностью застройки на них. Поскольку в этих городах не придерживались "красной "инии", то одни дома вылезали, другие углублялись, придавая улицам криволинейный характер.

В работе рассмотрено развитие известных вое" культурам символических знаков "круг" и "квадрат" п их преломление в градостроительном искусстве начиная с иероглифов древнейших цивилизаций, идеальных городов утопических философов до футуристических проектов современности. Основной темой анализа стала оценка значения городского плана как проекции на землю идей, мировоззрений конкретных ладей, принадлежащих к определенной исторической формации и региону.

В условиях, когда общинноеть видится одной из гарантий ооцппи ::ого спокойствия, получают особую, международную поддержку и распространение типы общинных жилых кварталов в городах в псоелек-дх.

Квартал, в лилой среде - это обособленная система пространств социальной группы, анклав; его соединяют с улицей пространства квартальных центров - оазисы с хаузом и квартальной мечетью, и наконец улица - канал всевозможной городской жизни, обмена.

К улице примыкают, сообщаясь с ней, дворы, площади, кварталы. Они имеют собственную, часто автономную от улицы, внутреннюю функцию, и соединяются с улицей посредством композиционно промежуточного типа пространства. Наличием здесь мест отдыха, созерцания, эти пространства "сцепляют" улицу и зоны, сменные с ней, посредством своих функций.

Ныне людская предубезкденность и строительные норки препятствуют иррегулярной плакировке. Но в нашем климате многоповоротные пешеходные улицы необходимы, помимо эмоциональных факторов, и для защиты от неблагоприятных факторов функционального порядка: в таких улицах создается необходимое для человека чередование освещенных и затененных oipesse© ужицы; они также рекомендуются для пнлезащиты.

Вне профессиональной градостроительной эстетики, развивалась архитектура местной инициативы, создаваемая горожанами. Одним из образцов "домашней архитектуры" стала попытка сохранить ткань "квартальной системы" ее интимный облик местными мастерами. Их стиль отличался от репрезентативного стиля "национальной архитектуры", созданного профессионалами вдоль ¡йрадных улиц и площадей.

Слоаившийся в традиции современного градостроительства ВЗГЛЯД на иррегулярные пространства как нерегулируемые образо-Эвяен йв способа ТВ сгв ал развитию движения за кварталы-махаллл среди профессионалов.

Таким обрезом, проследив эволюцию "квартальной систем»" с момента ее возникновения до сегодняшнего дня, наблюдая периоды

роста и трансформации, официального запрета и поддержки на местном уровне, можно уверенно констатировать феномен жизнеспособности традиционного типа "жилого квартала"..

Второй составляющей своеобрази" традиционного города Южного Казахстана является иррехулярная уличная сеть.

Очаровывающая стихийность уличной сети в иррегулярном пространстве сложилась не сразу. В них веками формировались и упорядочивались наилучшие соотношение функций, соответствующих им типов зданий и открытых пространств, и внешний их облик отраяает эту внутреннюю функциональную жизнеспособность. В исторически сложившихся городах Востока важной частью уличной сети, хребтом всей планировочной структуры были линейные ансамбли центров-базаров, служащих для взаимосвязи функций и пространств. В планировочной организации системы базаров формально и функционально прослеживаются три типа центров; местный соседский в отдельных тупик о образных пространствах, квартальный в вида пучков торговых улиц, городской в виде линейной решетки. Улица организует и связывает медду собой традиционные типы центров-базаров.

Иррегулярные пространства, обусловленные интересами пешехода, трудны, а то и невозможны для транспортного движения. В этом существенный признак иррегулярных пешеходных пространств: при реконструкции старого города транспортная схема о центральным подземным транзитом, переферийным кольцом и местными пере-ферийными вводами в жилую.территорию отвечает современному обслуживанию иррегулярных пешеходных пространств по традиционной структуре центров-базаров.

Таким образом, система улиц-базаров традиционного города представляется калькой иррегулярной уличной сети.

Ветро-, пыле- и солнцезащита. обусловили плотность застройки и иррегулярность уличной сети исторически сложившихся поселе-

няй в жарком климате. Возрокдение этих .сачеотв рекомендовано ляп градостроительства в районах Казахстана и Средней Азии о сильными ветровыми потоками и пыльными бурями. Гибко осуществляемая иррегулярность преследует цель регулирования режимов запиты на равных участках транспортных и пешеходных путей, она определяется как начертанием их собственной сети, так и ориентяциями компонентов застройки.

Рассмотрев иррегулярное пространство в традиционных жилых кварталах; в системе улиц-базаров, представляющих центральную исторически сложпвпуяоя часть города; учитывая климатические условия; приходим к выводу, что иррегулярная планировочная схема является оптимальным жизненным пространством для традиционного города Южного Казахстана.

Примеры градостроительной практики, приведенные во 2 главе показали необходимость анализа причин иррегулярной планировки, особенно в контексте местного градостроительного опыта. Феномен саморегуляции могат бнть объяснен кая наличие у системы цели функционирования и внутренней организации, направленной на достижение атой цели. В этом случае иррегулярную планировку южноказахских городов можно определить как феномен жизнеспособности традиционного типа "нррохулярного пространства". _ ■

К данное моменту в картине взаимовлияния градостроительных культур по Сото.у Казахстану выявлено три концепции своеоб-

■ Г"'

разия: исторически сложившаяся зависимость планировочнз^структуры города от владения городской землей; жизнеспособности традиционного типа "жилого квартала"; жизнеспособности традиционного типа "пррэгулярного проотрвнотва". Содержание этих концепций определяется как устойчивость типов их традиционных плагги-роврчно-простренстаенных структур.

- 22 -

ВЫВОДЫ

I. Города ¡итого Казахстана, расположенные на стыке степной :: ;чо;.'.ЧОД)ЛЬЧеС1{ой культур, исторически являлись связующи звеном 'ду и;:ми. По ним пролегала трасса Великого Шелкового пути, кос> i; д-tjj толчок континентальной трансурбанизации, возможность вдсвязи мезду людьми, странами, а значит передвижению идей, ;,уг.отюззреиий, прогресса. Все это послужпо стимулом для возник- ■ иилоиля новых городов, укреплению и росту существующих на расс-гл!'р;;в,чомое время, а также их функцианалькой дифференциации.

Систематизация и обобщение археологических данных, исторических планов и нарративных источников, позволили дополнить ис-'.одическую карту расселения в зонз Великого Шелкового пути. В расколом ir.ni исследуемых городов выявлены определенные закономерности - установлена, чапример, иерархия городов, кратность их расстановки, равная дневному переходу каравана, что укладывается в ражи линейной структуры расселения.

3. История взаимовлияния есть история завоеваний, этнического симЗиоза и распространения религиозных верований.

Диализ истории Южного Казахстана, выполненный с позиции вы-глшлгая взаимовлияния различ(шх культур, показал, что:

- ираноязычная часть населения юга Казахстана, будучи носи-тилем '¡панской цивилизации древности и раннего средневековья род-п-и.ла планировочные традиции рассматриваемого региона со Средней Азией, Ираном, Афганистаном и т.д.; .

- тюрки, вышедшие из Северного Китая и распространившиеся чрцентр Евразии до Египта и Рит привнесли в культуру Ка*ахс-

\: ,\-едцс;: Азии свои традиции и образ щелей;

- •ислам, зародивзись в Ajabun и став одтой зз шгровнх редл-ювлол Казахстан в с; еру ».^сультясксго сооб:л отва, имевшего

свои каноны и регламент - в том числе г в градостроительной культуре.

4. В исторических планировочных структурах южнотслзахск'.гс городов наиболее часто встречающимися формами плана являтоя ок руглая (62%) и прямоугольная, близкая к,квадрату. Аналогичные форш планов свойственны также историческим городам Еликног^о и Среднего Востока ( Хатра, Фирузабад, Ктескфон, круглый город Багдад и др.), китайские и индийские "идеальные города" ктодппт-ной формы ( Чаяьань, Лоян, Кайфын и др.). Прослежено развитие известным всем, культурам знаков "круг" и "квадрат" и их преломлет-ч я. градостроительном искусстве начиная с иероглифов древле^тсгх цивилизаций и идеальных городов утопических философов до Футуристических проектов современности. Человеческая мысль пнопь и вновь возвращалась к этим моделям, олицетворяя их то с смает жизни и космоса, то математически просчитывая и находя их наиболее рациональной формой.

5. Исследованные города, иллюстрирующие процессы взаимовлияния п взаимопереплетения в градостроительстве -Южного Казахстана и сопредельных стран на .различных исторических этапах позволили проследить те основные тенденции, которые определили эти об:цие процессы. Они заключаются:

- в становлении и закреплении традиционных, веками прове-

*

реиных шкширозочкых схем, приемов'и типов, что может быть отсе-сено к категории национальной архитектуры;

- в дополнении, видоизменении национальной архитектур'! с-учетом трансформации различных градостроительных напра влепи!; и фор^ярогании на этой основе новых качеств и черт, что может бнть отнесено я категории интернациональной архитектуры;

- э ссшслении традиционной, местной культуры в ее синтезе

• ; ■•азличными градостроительными направлениями на основа достижо-" ■ :-Л современной архитектуры, что может быть отнесено к категории !.алюкальнол архитектуры.

6. Анализируя эволюцию "квартальной системы" как социального явления с учетом хронологии ее возникновения в различных ;".;г/,онах Азии, можно констатировать, что генезис этой систем« исходит к китайское запирающееся кварталу -"фан", который в ./II веке -был заимствован южноказахскими и среднеазиатскими горо-/.аг.ы ( т.н.махалля ), а оттуда распространился в XI веке на Средин;; ц Ближний Восток ( т.н.хара ) и Индию ( т.н.дур ). Кварталь-н;ш система, формировавшаяся на основе тупиковых улиц г. внутренних дворов с формой частного землепользования - обусловили иррегулярную структуру планировки городов юга Казахстана.

7. Образцы региональной градостроительной культуры в работе исследованы во взаимосвязи с различными планировочными школами ¡¡а уровне планировочных систем городов, внутригородских пространств, уличной сети и квартальных образований до законом таос-тел, выявивших устойчивые типы планировочно-пространственкых структур. Эти звкономерности, рассгатриваеше как градостроительный генетический код, дают основание выявить три концепции своеобразия традиционного южноказахского города, содерла!ие которых определяется как:

. - исторически сложившаяся зависимость планировочной структуры города от формы землепользования;

- :-з:знеспособность традиционного типа "жилого квартала";

- жизнеспособность традиционного типа "иррегулярного пространства".

Ь. В результате исследования раскрыта регкс альнал целостность г "зло о" гост илькой культуры ¡.аглого Казахстана во взаидасвя-

о сопредельными отранами, в основе которой лежат элементы их гатектурно-планировочных традиций*

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

Средневековые города Южного Казахстана. Материалы 41 научной конференции МАрхИ. - М., 1985.

Генезис планкрнючной структуры исторических городов. Материалы 42 научной конференции МАрхИ. - М., 1986. Проблемы территориального роста городских поселений в условиях Южного Казахстана //(Й.ВДШ1градосгроител£ства. - М., 1986.

Проект использования памятников истории как градоформирушце-го элемента //Сб.м^здисщшлинарноЙ конференции ЮНЕСКО по проблемам торговых путей. - io:c;:o, 1ЬУ1.

Некоторые аспекты перспективного развития южноказахстанских городов. Материалы 44 научной конференции МАрхИ. - М., 1988. Попроси гзаимопгаяЬ/Ш культур в градостроительстве //Курьер ЮНЕСКО. - Пяриж, 1992 ( в печати ).

2ак.//47ат /0.04.92 г. Т<//о. ¿Рг/течатано

6 МГУ