автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов

кандидата архитектуры
Арынов, Калдыбай Канаевич
город
год
1995
специальность ВАК РФ
18.00.02
Автореферат по архитектуре на тему «Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов»

Автореферат диссертации по теме "Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов"

Центральный ордена Трудового Красного Знамени аучно-исследовательский и проектный институт индивидуального и экспериментального проектирования жилища /ЦНИИЭП жилища/

од

1, На правах рукописи

УЖ 377.5

АРЫНОВ Калдыбай Канаевич

ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ /Йа примере Казахстана/

18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Москва - 1995

Работа выполнена в Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте по планировке и застройке сельских населенных мест и жилищно-гравданскому строительству на селе / АО ЦНИИЭПграждансельстрой /.

Научный руководитель - кандидат архитектуры, с.н.с. ,

действительный член Мевдународной академии энергоинформационных наук М.Ю.Лимонад

Официальные оппоненты: доктор архитектуры, заслуженный

архитектор России С.Ф.Наумов

кандидат архитектуры, с.н.с. Н.В.Решетникова

Ведущая организация - Московский ордена Трудового Красного Знамени архитектурный институт

Защита состоится /Оя асов на

заседании специализированного Совета Д.033.14.01 при Центральном научно-исследовательском и проектном институте индивидуального и экспериментального проектирования жилища /ЦНИИЭП жилища/ по адресу: 127434, Москва, Дмитровское шоссе, 9, корпус "Б".

С диссертацией'можно ознакомится в методфонде ЦНИИЭП жилища.

Афтореферат разослан "___"_______________1995 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, доктор архитектуры, профессор

В.К.Лицкевич

Актуальность исследования. Народные художественные промыслы - особый вид творчества, тесно связанный не только с местными производственно-сырьевыми условиями, но и, что самое главное, с особенностями локальной народно-художественной культуры, с этноэстетическими аспектами каждого народа, края, региона, селения. Поэтому главными задачами развития художественных промыслов в условиях рыночной экономики являются правильная организация творческого процесса, сохранение живых традиций не только в наиболее крупных центрах, но и в мелких, где есть еще мастера, которые могут передать свои знания ученикам. Необходимо четко определить условия работы промыслов на современном этапе, осуществить соответствующие организационные мероприятия для обучения молодежи прикладному искусству, создать на промыслах полноценную архитектурную среду, способствующую развитию народного творчества.

В последнее шестидесятилетие в Казахстане наблюдалась тенденция развития сети различных учебно-производственных объектов художественных промыслов. Появились учебные и кустарные мастерские прикладного ремесла, мастерские в составе ПТУ, художественные школы, отделения в художественных училищах и техникумах, кружки для занятий по прикладному ремеслу /ковроделие,резьба по дереву, чеканка, керамика и т.п./ .при ВУЗ ах, фабриках, комбинатах. На базе профессионально-технических и средних специальных учебных заведений организовываются художественно-промышленные лицеи и колледжи.

Результаты обследования, проведенного соискателем, свидетельствуют о том, что вышеперечисленные' группы учебных заведений и материальная база для обучения молодежи прикладному искусству развиты недостаточно как по составу и площадям помещений, так и по оснащению их учебным оборудованием. Это положение объясняется прежде всего практикой приспособления для учебы и производства всевозможных зданий и сооружений, которые по своим

архитектурным и технологическим характеристикам непригодны для обеспечения учебно-воспитательного процесса по прикладному искусству. Приспособление зданий требует больших материальных затрат, но не приводит к созданию условий, вполне отвечающих современным педагогическим,гигиеническим и социально-экономическим требованиям. Вместе с тем, проявляется большой интерес молодежи и взрослых к художественно-прикладному промыслу. По результатам анкетных опросов,проведенных автором диссертации, среди населения южных областей республики,желающие заниматься теми или иными видами прикладного ремесла составляют в среднем 12-13 % от общей численности населения, из них 8-10 % - учащиеся общеобразовательных школ. Этим обуславливается необходимость разработки новых типов учебно-производственных зданий народного прикладного ремесла /УПЗ НПР/.

Теоретической и методической базой данного исследования явились труды и научные разработки по вопросам художественного наследия казахов /А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, М.С.Муканов, Н.Нур-мухамбетов, Т.К.Басенов, М.М.Мендикулов/,подготовки кадров для народного искусства /А.В.Бакушинский, А.И.Некрасов, А.В.Луначарский, В.В.Алексеева, Е.С.зуренская, Г.В.Лабунская, Б.М.Йеменский, В.С.Шербаков, М.ДЛэернштейн, А.А.Милюков, А.А.Дейнека, М.А.Некрасова/, совершенствования системы подготовки специалистов в учебных заведениях народных художественных промыслов /НХП/ /В.Ф.Максимович/, развития сети и типов профессионально-технических и средних специальных учебных заведений /С.Ф.Наумов, Л.Н.Ковальский, Р.Я.Станиславская и др./, а также сети и типов внешкольных учреждений /В.И.Степанов, Л.Б.Мирчевская, Л.А.Александрова, Н.Ф.Шивков и др./.

Однако, следует отметить отсутствие специальных трудов по архитектурно-планировочной организации учебно-производственных объектов народных художественных промыслов /НХП/. Не изучался ранее этот вопрос и применительно к условиям Казахста-

на.

Таким образом, комплекс предпосылок создания новой архитектурной среды, отвечающий требованиям развития народного прикладного искусства в условиях рыночной экономики,определяет актуальность темы настоящей диссертации.

Цельп исследования является формирование новых типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов, способствующих развитию художественно-культурных традиций и эффективному обучению местной молодежи и взрослых.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать опыт эксплуатации и проектирования существующих учебных объектов народных художественных промыслов;

выявить требования к функциональной организации учебно-производственных зданий народного прикладного ремесла;

разработать общую теоретическую модель формирования учебно-производственных зданий народных художественных помыслов;

разработать номенклатуру типов зданий;

дать предложения по формированию архитектурно^планировоч-ных решений учебно-производственных зданий народных художественных промыслов /УПЗ НХП/;

предложить сослав, площади и взаимосвязи -основных функциональных групп помещений, разработать архитектурно-планировочные элементы /кабинеты, творческие и производственные мастерские/ УПЗ НХП.

Объектами исследования явились здания системы профтехобра^ зования, художественные учебные заведения, внешкольные учреждения /дворцы и дома молодежи, детские художественные школы,межшкольные учебно-производственные комбинаты/, различные виды существующих персональных мастерских прикладного ремесла.

Границы исследования. Работа проведена на примерах сельских населенных мест Казахстана, преимущественно в его южных

регионах /Южно-Казахстанская, Жамбылская и Кзыл-Ординская области/ и ограничивается архитектурно-планировочной разработкой новых типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов /УПЗ НХП/.

Метод исследования включает:

анализ данных государственной и ведомственной статистики по рассматриваемой проблеме, изучение публикаций в области народного прикладного ремесла, методических, научных и проектных материалов- по теме исследования;

проведение натурных обследований объектов, экспертный опрос специалистов в области народного прикладного ремесла, очный опрос населения по специальным анкетам;

графо-аналитическое моделирование, эскизное проектирование вариантов организации сети и типов зданий в различных системах сельского расселения, технико-экономическую оценку предложенных типов УПЗ НХП.

Научная новизна состоит в том, что впервые рассмотрена архитектурно-планировочная организация УПЗ НХП в условиях рыночной экономики; разработана общая теоретическая модель формирования УПЗ НХП; предложены новые типы зданий и разработаны принципы их размещения в структуре сельского расселения Казахстана, определена их номенклатура, установлены состав- и площади основных функциональных групп помещений и принципы объемно-планировочной структуры зданий.

Указанные положения выдвигаются как предмет защиты.

Практическое значение работы. Внедрение в практику результатов работы даст возможность проектировать новые типы УПЗ НХП с учетом возрастных особенностей населения и структуры сельского расселения Казахстана. Предложенные номенклатура типов зданий, основные функциональные группы помещений и планировочные элементы послужат основой при архитектурно-планировочном решении различных видов индивидуальных мастерских и художес-

твенных учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в четырех статьях, изложены на ХУ111 научно-технической конференции студентов Жэмбылского гидромелиоративно-строитель-ного института /ЖГМСИ/, 13 декабря 1989 г. и на Х1Х научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава ЖГМСИ, 27 марта 1990 г. /г. Жамбыл/.Выводы и результаты работы одобрены и рекомендованы к официальной защите на объедененных заседаниях секций НТС АО "ЦНИИЭПграждансельстрой" 17 шаля 1995г.

Внедрение результатов работы. Основные результаты исследования внедрены в следующих работах:

"Программа-задание на проектирование новых типов сельских учебно-производственных зданий народных художественных промыслов на основе номенклатуры региональных типов зданий для их строительства в отдельных центральных усадьбах районов и районных центров"; сформулированные в диссертационной работе выводы были использованы в проектной работе Арендного проектного института "ЖАМЕЫЛГРАЖДАНПРОЕКТ" при Госархстрое Казахстана, г. Еамбыл, 1992 г.;

"Использование данных модели формирования учебно-произ-водстЕенных зданий народных художественных промыслов для организации учебно-производственных мастерских прикладного ремесла в составе /проект/ многофункционального кинотеатра на 800 мест". Жамбылский гидромелиоративно-етроительный институт /ЖГМСИ/, г. Жамбыл, 1992 г.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа содержит 130 страниц машинописного текста, 16 таблиц, 36 иллюстраций, библиографию /145 наименований/ и 6 приложений.

В первой главе рассматриваются проблемы истории развития народного искусства Казахстана и ряда- других республик. Анализируются существующая сеть, структура учебных зданий народных

художественных промыслов и процесс обучения ремеслам молодежи.

Во второй главе предлагаются принципы формирования учебно-производственных зданий НХП, разрабатывается общая теоретическая модель формирования УЛЗ НХП, даются предложения по расчету сети и типов зданий, а также по их номенклатуре.

В третьей главе разрабатываются основные архитектурно-планировочные элементы УПЗ НХП, рассмативаются предложения по функционально-планировочной организации и приемам архитектурно-планировочных -решений зданий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В результате комплексного анализа существующей сети объектов для обучения молодежи и взрослых различным видам народного прикладного ремесла в сельской местности Казахстана и конкретно в его южном регионе выявлено, что сложившаяся система объектов обучения и производства художественных изделий не в достаточной степени удовлетворяет спрос населения к изделиям прикладного ремесла и желание молодежи заниматься народным прикладным ремеслом. В диссертации выявлена и рассмотрена система объектов обучения молодежи и взрослых народному прикладному ремеслу, сложившаяся на практике каждого учебно-воспитательного учреждения.

В южных областях Казахстана существуют более десяти детских художественных школ. Практически все школы организованы стихийно на основе устаревшего фонда зданий и состоят из следующих функциональных групп помещений: учебная группа, обще-* школьный центр и административно-хозяйственная группа. Во всех обследованных зданиях школ проявляются одни и те же недостатки - неудачно сложивш&тся планировка зданий и нехватка помещений для художественного цикла, что вынуждает пристраивать к зданиям дополнительные помещения или выносить подготовку по некоторым профилям в другие здания, где также отсутству-

ет необходимая материальная база. Средняя площадь помещений для занятия живописью, рисованием, прикладным искусством и лепкой составляет всего 27-42 м^/на одного учащегося 1,82,5 м /; обеспеченность лаборантскими и подсобными помещениями составляет только 3,2 % от норм, рекомендованных Институтом общественных зданий для проектирования зданий детских школ искусств /В.И.Степанов/.

Обследования показали, что функционирующие б республике Алматынскае и Шымкентское художественные училища, а также около 70 профессионально-технических училищ /из них 20-22 % с отделениями или группами для художественно-прикладного ремесла/ функционирующих в регионе южного Казахстана, организованы на базе устаревших зданий; средняя площадь помещений в них для теоретических занятий составляет только 20-56 м^ /на одного учащегося 2,2-2,8 м2/, а для практических занятий 20-48 м2 /на одного

о

учащегося 2,6-3,0 иг/, что крайне недостаточно для обеспечения полноценного учебно-творческого процесса. При среднем количественном соотношении кабинетов к творческим мастерским 3:1,обеспеченность лаборантскими составляет 2,5 %, подсобными помещениями 4% от норм,рекомендованных Институтом общественных зданий для проектирования зданий профтехучилищ /С.Ф.Наумов/.

В последнее время возникли различные кружки для занятий по прикладному ремеслу /ковроделие, резьба по дереву, изготовление конструкций юрт, чеканка, керамика и т.п./. Кружки организовывались в различных условиях - при фабриках, комбинатах, общественных центрах, учебно-воспитательных учреждениях, в составе которых отсутствовали вспомогательные помещения, лаборатории для окраски, обжига и химической обработки материалов, комбинированные мастерские и т.п. На базе ПТУ, техникумов организовывались художественно-промышленные лицеи и колледжи.

Вышеприведенные учебные здания и подразделения в основном организованы в городах с населением не менее 100 тыс. человек.

Для сельского населения специальные учебно-производственные здания народного-прикладного ремесла с учетом возрастных особенностей до сих пор не предусмотрены. В диссертации, на основе результатов анкетного опроса, проведенного среди населения Южного Казахстана, обоснована целесообразность развития сети УПЗ НПР для сельских районов с количеством населения 10-20 тыс. человек и в рядовых селах с населением в пределах 300-800 и 1000 человек.

Также, как и в городах, на селе в большинстве обследованных зданий осуществлялась перепланировка и переделка этажей с целью создания более удобной материальной среды. Это приводило к нарушению некоторых требований при проведении занятий учащихся, удлинению коммуникационных связей между кабинетами, нехватке сбалансированного количества специализированных помещений, а также ухудшению общего архитектурно-художественного облика здания.

В диссертации доказано, что ликвидация недостатков практики /отставание материальной базы, нарушение педагогической и функциональной технологии/ и решение задач дальнейшего развития сети УПЗ НХП должны осуществляться на базе новых теоретических разработок.

С этой целью, для глубокого анализа современного состояния вопроса с последующим определением типов и вместимости УПЗ НХП, были выявлены основные направления исследований в организации зданий: спрос среди населения на изделия прикладного ремесла, средний показатель желающих заниматься теми или иными видами прикладного ремесла, занятость населения производством изделий прикладного ремесла; классификация всех разнообразных форм и методов обучения кадров мастеров в области народного искусства; технология изготовления изделий прикладного ремесла, виды и конструкции станков, принципы работы мастеров, типология существующих персональных мастерских. Указанные направления позволили оп-

ределить потребительский спрос населения на тот или иной вид прикладного ремесла, выявить типологические и функциональные требования к разработке организационно-типологической структуры, состава, площадей, параметров основных архитектурно-планировочных элементов УПЗ НХП с учетом необходимого оборудования, типов и вместимости зданий.

Комплексное исследование существующей сети учебно-производственных объектов для народного прикладного ремесла, региональные и сельскохозяйственные особенности рассматриваемых местностей позволили сделать автору диссертации вывод о необходимости разработки теоретической модели формирования УПЗ НХП, позволяющую представить общую схему организации зданий. В предложенной модели отражены основные организационно-функциональные и сетевые структуры предполагаемых учебно-производственных зданий НХП и их связь с другими учреждениями. Структура модели образована из следующих систем: поставка сырья, прием заказов от населсчия на изготовление изделий прикладного ремесла, формирование кадров и обеспечение притока учеников в УПЗ НХП, производство и реализация изделий прикладного ремесла. Также, в результате анализа организации учебно-педагогической работы прикладного ремесла в учебно-воспитательных учреждениях,натурного обследования и опроса населения,в структуре модели предложены предполагаемые типы УПЗ НХП. В зависимости от возрастных различий учащихся установлены основные виды обучения и соответственно этому типы УПЗ НХП: дошкольные - мастерские с миниатюрным оборудованием в детском саду; внешкольные - студия прикладного искусства и ремесленная школа; для лиц,окончивших неполную среднюю или среднюю общеобразовательную школу - лицей прикладного искусства. В итоге для каждого из предложенных зданий выявлены организационно-педагогические, типологические и функциональные требования, произведен расчет, на основе которого определена номенклатура типов зданий.

Для расчета и разработки номенклатуры проведено исследование по трем основным направлениям.

Первое - на основе демографических, региональных, сельскохозяйственных особенностей рассматриваемых местностей и результатов опроса населения /спрос на изделия прикладного ремесла, средний показатель желающих заниматься тем или иным ремеслом, занятость населения производством изделий/ выявлены потребности в том или ином виде изделий и рекомендованы виды прикладных ремесел для определения состава и площадей помещений учебно-производственных зданий НХП.

Второе - на базе классификации разнообразных форм и методов обучения кадров мастеров в области народного искусства и изучения рекомендаций по проектированию внешкольных учревдений и детских школ искусств определены наиболее приемлемые организационно-педагогические требования к типам УПЗ НХП.

Третье - проанализированы существующие нормативы и рекомендации по проектированию учебно-производственных комбинатов, профтехучилищ, техникумов.

В результате исследования были установлены основные организационно-педагогические требования к студии, ремесленной школе и лицею прикладного искусства. Студия организовывается в специально оборудованных мастерских при учебно-воспитательных учреждениях, фабриках, комбинатах под руководством опытного мастера; в студию в основном принимаются дети в возрасте 8-10 лет, а также взрослые, желающие заниматься ремеслом. Руководствуясь организационно-педагогическими требованиями и учитывая способности учеников, учителю-наставнику предоставляется право определить срок обучения каждого ученика в студии в пределах 3-7 лет. В ремесленную школу принимаются дети в возрасте 8-И лет, .которые должны иметь подготовительный период обучен ния 1-2 года, после чего начинается основное обучение, рассчитанное на 5-7 лет, с тем, чтобы оно закончилось вместе с окон-

чанием неполной средней общеобразовательной школы.

Дня расчета численности учеников рекомендуется принимать 4,5-5 % учащихся общеобразовательных школ, находящихся в зоне действия студии прикладного искусства /ПИ/ и ремесленной школы.

Предложена оледующие номенклатура типов студий и ремесленных школ.

Тип здания по едино- Число учащихся, Численность обслу-временной вместимос- обслуживаемое в живаемого населе-ти, мест течение нед.,чел. ния, тыс. чел.

Детская студия ПИ

4-6 12 - 18 0,3 - 1

8-12 24 - 36 1,5 - 2

18 - 20 54 - 60 2,5 - 3

28 84 - 100 4 - 6

Детская ремесленная школа

28 - 42 84 - 126 4 - 6

56 - 84 168 - 252 8 - 12

112 - 140 336 - 420 16 - 100

Расчет вместимости лицея ПИ проведен на основе численности учащихся, оканчивающих неполную среднюю школу /15-20 % от числа оканчивающих/, оканчивающих среднюю общеобразовательную школу /5-8 %/ и количества взрослого населения, желающего зани-матся прикладным ремеслом /8-12 человек на 1 тыс. жителей/. Предложенный метод расчета позволит более точно определять потребную вместимость лицея ПИ для каждого конкретного района, поскольку он тесно увязан с демографией сельского расселения.

Предложен номенклатурный ряд лицея ПИ на 84 лицеиста /3 группы/, 168 /6 гр./, 252 /9 гр./, 336 /12 гр./,420 /15гр./, а также на 504 /18 гр./ учащихся лицеиста. По результатам расчета численности обслуживаемого населения для лицея приведены следующие показатели и соответствующая вместимость зданий: для поселений с численностью населения 5-15 тыс. жителей - лицеи вместимостью 84 и 168 учащихся; для 15-25 тыс. жит. - 252 и

336 учащихся; для 30-200 и более жителей - 420 и 504 учащихся.

В результате проведенного зонирования территории бывщего СССР, анализа и обобщения статистических и картографических материалов были определены шесть наиболее характерных по своей структуре зон расселения Казахстана и выявлены соответствующие типы поселенческих образований, для которых предложены структуры размещения различных типов УПЗ НХП.

В результате анализа межселенных связей по зонам расселения и, соответственно этому выявленных типов поселенческих образований в зонах расселения, выявлены наиболее распространенные градостроительные ситуации и предложена, соответственно им -организация сети УПЗ НХГГ /рис Л/.

1. Сельские населенные пункты с населением 0,3-3,5 тыс.,в кустовых поселках 0,3-2 тыс. жителей. В зависимости от колебания численности людей в поселениях размещается студия ПИ на 628 учащихся и мастерская для взрослых до 20 мест.

2. Сельские населенные пункты с населением 6-10 тыс. жителей, расположенные вокруг поселков городского типа. Здесь размещается персональная мастерская,при которых функционирует студия прикладного искусства /ПИ/.

3. Сельские населенные пункты, расположенные компактной группой или кустом q общим количеством населения от 3 до 6 тыс. чел. и удаленные от райцентра /с колич. населения 6-20 тыс. жит./ в пределах 30 минут транспортной доступности. В этой ситуации центром обслуживания становится районный центр и один

из сельских поселков, имеющий хорошую транспортную связь с центром и другими сельскими поселениями, для которых он является местным центром обслуживания. В райцентре размещается ремесленная школа и студия средней вместимости, в состав студии также входят маотерские для взрослых.

4. Большие селитебные образования с населениям от 30 до 200 тыс. жителей и более, где сосредоточены производственные

мощности агрообъеденения. Здесь целесообразно размещать сеть базового учебно-производственного комплекса народных художественных промыслов /УПК НХП/, в состав которого входят лицей ПИ, ремесленная школа, студия, специальные учебно-производственныа мастерские для взрослых, а также производственная зона народных художественных прокыслов.

На основе обобщения опыта проектирования, рекомендаций, нормалей планировочных элементов профтехучилищ и внешкольных учреждений, а -также авторских проектно-аналитических проработок, в диссертации впервые разработаны архитектурно-планировочные элементы группы помещений общехудожественного цикла УПЗ НХП. К этой группе относятся мастерские для обучения мастерству, комплекс вспомогательно-производственных помещений и кабинеты. лаборатории для художественно-композиционного цикла.

Площадь на одно рабочее место в помещениях определена в зависимости от вида прикладного ремесла /характер проводимых занятий, необходимое оборудование, станки, мебель и т.п./в пределах 3,5-8 м2.

Основопологающим положением для определения габаритов мастерских явилось выявление ширины помещений. Исследования вариантов размещения оборудования и станков, авторские графо-анали-тические проработки определили допустимые пролеты помещений для УПЗ НХП в 6 м; 7,2 м; Эми 12 м. Расположение оборудования в планировочных элементах разработано в соответствии с видом ремесла, определящего тот или иной профиль подготовки мастеров, с учетом их возрастных особенностей, с соблюдением правил техники безопасности, охраны труда и производственной санитарии. На предложенных автором чертежах нормалей указаны минимальнее расстояния между оборудованием и мебелью,размеры основных проходов и подходов, а также приведена номенклатура оборудования и мебели.

В итоге предложена номенклатура основных групп помещений

учебно-производственных зданий НХП.

Группа помещений

Помещения

Общие габариты помещений

Площадь, м

всего

•на одного :учащегося

С1У2м_ПИ_и_ремесленная_школа

Для изобра- рисунка,живописи 6x15 90 6

зительного композиции 6x12 72 5

искусства скульптуры 6x12 72 5

6x9 54 3.8

Для декора- художественной тивно-при- обработки кладного материалов:

искусства древесины и кости, 6x12 72 6

металла и камня; 6x12 72 6

ковроткачества 6x12 72 6

керамики 6x18 108 7,7

Лицей_пр«кла2Ногд_искусства

Творческие мастерские для обучения мастерству

Кабинеты и лаборатории для художес-твенно-ком-позиционного цикла

Вспомогательно-производственные помещения

ковроткачества; ткачества ворсового и безворсового ковра

смешанного ткачества и гобелена

6x9+6x3 9x12+9x3

7,2x15 9x12 7,2хТ5 9x12

72 135

7.2x9+7.2x3 86

художественной обработ.материалов: металла и камня, древесины.кости и 7.2x9+7.2x3 рога. 6x6+6x3+6x6

керамики 7,2x15

рисования,живописи, 6x15 композиции,черчения, 7.2x12 скульптуры 7,2x8+7,2x4

7,2x6+7,2x3

комбинированные мастерские для механической обработки материалов; столярная часть,

металлообрабатывающая часть

86 90

108

90 86 86 65

108 108 108 108

7,7 7.7

4.6

4,6

5.1

6.2

5.1 4.6 4.6 7

10 10 10 10

В диссертации разработана функционально-типологическая

структура лицея ПИ. В ходе разработки структуры определены функциональные группы, состав помещений и принципы внутреннего взаимодействия помещений и их группировки. В итоге установлена функциональная структура лицея ПИ, включающая три основные группы помещений: 3/помещения общехудожественного цикла. 2/по-мещения общеобразовательно-гуманитарного цикла, 3/псмещения админстративно-хозяйственного и общественно-бытового назначения /рис. 2/.

Одним из-важных моментов в организации сети УБЗ НХП является разработка функционально-типологической структуры базовых учебно-производственных комплексов народных художественных промыслов /УПК НХП/. В структуре охвачены все архитектурно-планировочные элементы. По функциональному признаку все они были объедененн в две основные зоны - пАя-учебная и '^"-производственная. Учебная зона, в состав которой входят студия, ремесленная школа, лицей ПИ и персональные мастерские, состоят из двух групп помещений: общеобразовательно-гуманитарного и общехудожественного цикла. Производственная зона комплекса /фабрики, комбинаты, фирмы, производственные мастерские/ состоит из двух основных функциональных подзон, предназначенных для производства изделий БШ и их коммерческой реализации. Админстратив-но- хозяйственные и общесТвенно-бытовые зоны комплекса одновременно обслуживают учебную н производственную зоны.

Таким образом, основная идея создания комплекса направлена на интеграцию обучения с производством, в основе которого лежит архитектурно-планировочная организация двух основных функциональных зон - "А" и "Б". Кроме э.того, структура базовых УПК НХП позволяет установить не только перечень конкретных групп помещений и функциональных зон, входящих в состав комплекса, но н определяет функционально-планировочное построение УПК ШП-.

На основе функционально-типологической структуры кокплек-

са составлена схема функциональной взаимосвязи объектов, входящих в состав этого комплекса. В комплексе предусмотрено осуществление следующих видов учебно-производственной и коммерческой деятельности: учебно-производственная практика учащихся через производственные зоны комплекса; выставка-продажа творческих работ учащихся, продажа готовых изделий через торговую сеть комплекса; подготовка заказов населения через производственные мастерские УПК НХП. Составление структуры позволило определить принципы взаимосвязей основных зон УПК НХП /учебной и производственной/ и вспомогательных /общественно-бытовой и адаинстратив-но-хозяйственной/ между собой, на основе которых получены рекомендуемые варианты размещения помещений в зданиях и зданий в комплексе. Предложенная схема расчитана также на поэтапное обучение молодежи народному прикладному искусству, совмещая его с производством и коммерческой деятельностью.

Исследование показало, что проектирование объемно-планировочной структуры УПЗ НХП, в отличие от других учебно-воспитательных учреждений, должно осуществляться с учетом следующих особенностей:

секционность построения групп помещений общехудожественного цикла по специальностям;

образование различных типов мастерских и лабораторий /мастерские для обучен>1я мастерству, комбинированные мастерские и лаборатории, мастерские для дополнительной обработки и подготовки материалов к ручной художественной обработке/;

комбинированные мастерские и мастерские для заготовки шерсти и хлопка, в отличие от других помещений должны решаться обособленно, но с обеспечением удобной связи с творческими мастерскими для обучения мастерству;

решение групп помещений общеобразовательно-гуманитарного, административно-хозяйственного и общественно-бытового назначений согласно нормам и рекомендациям проектирования профтехучи-

лищ, средних специальных учебных заведений.

На основе вышеприведенных особенностей организации УПЗ НХП в диссертации разработана организационно-педагогическая модель расположения помещений УПЗ НХП. Модель позволяет выявить требования к объемно-планировочной структуре зданий с учетом последовательности учебно-педагогического процесса, связанного с поэтапностью технологии художественной обработки материалов. Модель разработана на основе учебно-методических программ обследованных художественных учебных заведений. В результате уста новлен порядок расположения помещений в зданиях по двум основным направлениям: 1/общеобразовательной и художественно-композиционной подготовке, 2/подготовке по специальности.

Ввиду сложности подъема на вехние этажи тяжелых оборудования и материалов,необходимости размещения станков на фундаментах /по условиям сейсмичности и требований шумозащиты/, а также из за необходимости удаления отходов производства /в том числе вредных/ разработана рациональная структура размещения помещений общехудожественного цикла по вертикали. В структуре указанные помещения подразделяется на две группы: "нижние" и "верхние". "Нижние", которые необходимо распологать в первом этаже,- мастерские для художественной обработки металла и камня, древесины и кости, керамики, а также вспомогательно-производственные мастерские и лаборатории. "Верхние" - мастерские для ковроткачества, художественной обработки кожи, ткани, художественного конструирования и дизайн. Эти мастерские рекомендуется размещать на втором или третьем этажах зданий.

Научная и проектная разработки планировочных схем УПЗ НХП обеспечивают значительное многообразие в композиционных вариантах зданий. Выбор архитектурной композиции УПЗ НХП для сельской местности осуществляется под влиянием двух основных групп факторов:. природные /особенности рельефа,климата,ландшафта/;типологические /вместимость зданий,состав основных групп помеще-

ний, функциональные взаимосвязи между ними и др./. Воздействие этих факторов на формирование архитектурной композиции здания проявляется в выборе схемы планировочного решения, степени его компактности, характера открытых помещений и др. В наиболее неблагоприятных природно-климатических условиях района необходимы предельно компактные, замкнутые объемно-пространственные композиционные решения зданий. В районах, характеризирующихся менее суровым климатом, могут использоваться более открытые композиции с внутренними дворами. В итоге предложены два вида архитектурной композиции зданий: централизованная - моноздания в 1-2 этажа с компактной в плане централизованной схемой и децентрализованная - комплекс отдельно стоящих блоков, павильонов, зданий.

Централизованная компактная композиция включает множество планировочных вариантов, основанных на применении укрупненной сетки колонн,различных видов трансформирующихся стен, верхних источников освещения и позволяет значительно снизить теплопотери за счет уменьшения внешнего периметра стен, сократить коммуникации, получить в целом значительный эффект в использовании площади.

Децнтрализованная композиция имеет ряд достоинств, основным из которых является возможность изоляции различных функциональных групп помещений при сохранении удобной связи мевду ними и соответствующими зонами участка. При этом оптимальное вза-имодеиствие основных групп помещений достигается за счет расположения отдельных блоков-павильонов в зависимости от конкретных особенностей участка. К другим положительным качествам децентрализованной композиции относятся органичная.связь с природным окружением, комфортные гигиенические условия /естественная освещенность, сквозное проветривание/, возможность строительства зданий- поэтапно и т.п.

Приведенные виды архитектурной композиции не следует рас-

сматривать в качестве единственных проектных вариантов, а использовать как одну из возможных концепций проектирования УПЗ НХП.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Исследована и разработана принципиальная теоретическая модель формирования учебно-производственных зданий народных художественных промыслов, позволяющая регламентировать общие положения по созданию сети и типов зданий. Структура модели состоит из следующих узловых систем: поставка сырья и прием заказов от населения на изготовление изделий прикладного ремесла, формирование кадров и обеспечение притока учеников, типы и классификация зданий и их размещение в структуре сельского расселения, производство и реализация выпускаемой продукции прикладного ремесла.

Модель позволяет детально подходить к решению поставленной задачи по архитектурно-планировочной организации УПЗ НХП.

2. По результатам расчета численности обслуживаемого населения установлены наиболее целесообразные виды учебно-производственных зданий НХП и разработаны номенклатура их типов: дошкольные - мастерские с миниатюрным оборудованием в детском саду /количество детей в мастерских определяется с учетом общей наполняемости детского сада/; внешкольные - студия прикладного искусства со вместимостью мастерских на 4, 6, 8, 10, 12, 18, 20, 28 учащихся с наполняемостью групп 4-6 чел. и ремесленная школа на 28, 42, 56, 84, 112. 140 учащихся; для окончивших неполную среднюю или среднюю общеобразовательную школу - лицей прикладного искусства на 84 уч./З группы/, 168

/6 тр./, 252 /9 тр./, 336 /12 тр./, 420 /15 тр./ и 504 /18гр./.

3. В результате анализа межселенных связей по зонам расселения Казахстана и, соответственно, выявленных типов поселенческих образований в зонах расселения, предложены наиболее распространенные градостроительные ситуации и соответствующая им

организация сети учебно-производственных зданий:

Сельские населенные пункты /СНП/ с населением 0,3-3,5 тыс., и в кустовых поселках 0,3-2 тыс. жителей. В зависимости от колебания численности людей в поселениях размещается студия ПИ.

СНП с населениями 6-10 тыс.чел.,расположенные вокруг поселков городского типа. Здесь размещается персональная мастерская, при которой функционирует студия прикладного искусства.

СНП, расположенные компактной группой с общим количеством населения 3-6 .тыс.чел. и удаленные от райцентра /с кол.населения 6-20 тыс.чел./ в пределах 30 минут транспортной доступности. В этой ситуации центром обслуживания становится один из сельских поселков, имеющий хорошую трансаортную связь с центром и другими сельскими поселениями, для которых он является центром. В центре размещается ремесленная школа и студия, в состав студии также входят мастерские для взрослых.

Большие селитебные образования - районный центр или город с населением 30-200 тыс.жителей и выше. Здесь целесообразно размещать сеть базового учебно-производственного комплекса НХП.

4. Предложены архитектурно-планировочные элементы для групп помещений общехудожественного цикла учебно-производственных зданий: творческие мастерские для обучения мастерству прикладного ремесла, кабинеты и лаборатории для художественно-композиционного цикла, вспомогательно-производственные мастерские /комбинированные мастерские и лаборатории/.

5. Установлены основные функциональные группы и состав помещений УПЗ НХП: группа помещений общехудожественного цикла -мастерские для обучения мастерству, кабинеты и лаборатории художественно-композиционного цикла, вспомогательно-производственные помещения; группа помещений общеобразовательно-гуманитарного цикла; группа админстративно-хозяйственных и общественно-бытовых помещении. Площадь на одно рабочее место в помещениях определена в зависимости от вида ремесла в пределах 3,5-8лЯ

6. Разработана функционально-типологическая структура базового многофункционального учебно-производственного комплекса народных художественных промыслов. Комплекс состоит из основных двух зон - "А"-учебная и "Б"-производственная. В состав учебной зоны входят студия, ремесленная школа, лицей ПИ, мастерская для взрослых. Зона состоит из двух групп помещений: общеобразовательно-гуманитарного и обыехудожественного цикла. Производственная зона комплекса - фабрика, комбинат, фирма, производственная- мастерская НПР, - состоит из двух основных функциональных подзон, предназначенных для производства изделий прикладного ремесла и их коммерческой реализации. Админстратив-но-хозяйственные и общественно-бытовые помещения комплекса, одновременно обслуживают учебную и производственную зоны.

7. Предложены основные два вида архитектурной композиции зданий: централизованная - моноздания в 1-2 этажа с компактной планировочной схемой, которая применяется в более суровых климатических условиях республики; децентрализованная - комплекс отдельно стоящих зданий, блоков, павильонов, которая применяется в более теплых климатических условиях.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Арынов К.К., Исаков O.A. Избежать однообразия // Коммунальное хозяйство.- М.: Стройиздат, 1991ч № 3.- С.

2. Арынов К.К. Как развивать народное прикладное ремесло /на.каз. яз./ Интеллект, Алматы, 1991, 'Л 12, С. 27-29, илл.

3. Арынов К.К. Теоретическая модель формировании учебно-производственных зданий народных художественных промыслов // Жилищное строительство.- М.: Стройиздат, Т992, №10,- С.28-30.

4. Арынов К.К. Универсальный стол-верстак для художественной обработки металла, древесины, кости и камня. // Информационный листок о передовом опыте. Липецкий межотраслевой территориальный центр научно-технической информации и пропаганды,-1993. № 184-93, илл.

Формирование сети УПЗ НПР в структуре сельского расселения Казахстана пн

дан"

^мии—м^,;, ^»'джд жмии

Состав основных групп помещений лицея прикладного искусства

Л-' \ И

О мастерские для ткачества ворсового ковра; »мастерские «я ткачества безворсового ковра; • мастерские аяя смещенного ткачества

КОВРОТКАЧЕСТВА

I вкпмБитговАнчнг мастерские да ме>-ан"'1гп:<оП обработка ыстал г а , к к'к . др н :~г<: :. копт::; »настгрот'Е с чтиклирояАИНн™ установками щч чагстоэхи эттсти и "•'.«о:1.кл

• мастерские хм художественной обработки древерины:

• мастерские для художественной обработки к ост» ■ рога

ХУДОШГГВЙШЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ, КОСТИ И РОГА

• мастерские для художественной обработка металла; 9 мастерские для художественной обработки камня

ШОЮТВЕШАЯ ОБРАБОТКА НЕТАШ И КАИИ

0 мастерские для художественной обработки кожи а меха

ЛУДРЯЕОТШНАЯ ОБРАБОТКА КОХИ И 1ЕХА

О гончарные цех;

• мастерские для художественной керамики О цех-мястепская дел поехав одемы

I • мастерские »«<■ изготовления деревянной конструкции юрты: I »мастерские для изготовления пиновки к войлока срто

в ЛАГОРАТОТУЧ Д1Я ОКРАСКИ ШЕРСТИ. ХЛОПКА И КОТИ: О ЛАЮРАТ0Ш1 ДНЯ ОКРАСКИ ДРЕВЕСИНЫ: • ЛАБОРАТОРИЯ ДМ ОИКИГА МЕТА Ш И КЕРАМИКИ

О ИНСТРУМЕНТ АЛ1-НИЕ ««АДОЗЬТ: по металлообработке: по деревообработке: по ковроткачеству: по керамике

в сшда злготозттльнух МАТЕРИАЛОВ

ЛИЦЕ

ПРИКЛАДНОГО I

искус ства

щй

10 3 '

■ЗГ

• КАБВДЕТН И ЛАРОРАТОРКИ: рисовании: живописи: композиции: черчения; скульптуры: технологии и Х7ло*естиенноИ обработки мятериялов: современной иизаин