автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура буддийских храмов средневековой Кореи

кандидата архитектуры
Тян, Валерий Дмитриевич
город
Москва
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Архитектура буддийских храмов средневековой Кореи»

Автореферат диссертации по теме "Архитектура буддийских храмов средневековой Кореи"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АРХИТЕКТУРНЫМ ИНСТИТУТ

На правах рукописи УДК 72.. 05 ~\7) «04 /¿8>7 ■+ 726.-1

Архитектор

Тян Валерий Дмитриевич (Чан Хонхи)

АРХИТЕКТУРА БУДДИЙСКИХ ХРАМОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КОРЕИ

18.00.01 — Теория и история архитектуры, реставрация памятников архитектуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Москва 1992

Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:

доктор архитектуры, профессор С. С. Ожегов кандидат архитектуры, профессор Ю. Н. Герасимов

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор искусствоведения В. Л. Хаит доктор исторических наук М. Н. Пак

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Институт этнологии и антропологии Академии наук СССР (отдел этнографии народов Зарубежной Азии и Океании)

Защита диссертации состоится «А6 » 1992 г. в «/4.00» ча-

сов на заседании специализированного Совета Д.063.20.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте по адресу: 103754, Москва, ул. Рождественка, 11.

Ваши отзывы в 2-х экземплярах, заверенные печатью, просьба высылать по вышеуказанному адресу.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.

Автореферат разослан » сргЖ.'Л^Л- 1992 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат архитектуры, доцент

М. Н. Иманов

>

^¿Хисуальность теш.Взаимодействие различных культур,специфика их исторического развития,определение ценности и неповторимости их вклада в становление всей мировой цивилизации является одной из наиболее актуальных научных проблем на сегодняшний день.Архитектура Восточной Азии остаётся и по сей день недостаточно изученным и притягательным объектом для исследователей.

Особый интерес к архитектуре Кореи вызывает то обстоятельство, что само географическое положение этой страны обусловило её роль в качестве своего рода моста мезду континентальной культурой Китая и островным миром Японии.При этом само посредничество выражалось в определённой трансформации и "редактировании" собственно китайского влияния на японскую культуру,что,в общем,признаётся многими японскими исследователями.* Необходимо констатировать,тот факт,что в силу ряда причин исторического и политического характера,архитектура Кореи, и в частности архитектура буддийских храмов,ещё нв получила должного освещения в советской науке.Это обусловлено крайней ограниченностью материалов,которыми располагают советские библиотеки,а такте' недоступностью до недавнего времени материалов и исследований, находящихся в Корее.Натурные исследования также были весьма ограничены в силу характера взаимоотношений между СССР и Японией- до 1945 года и Республикой Корея после 1945 года.Отдельные свидетельства о корейской архитектуре древнего периода,приводятся в трудах крупнейшего востоковеда дореволюционного периода и.Еичурина.^

1

Сеито Тадаии.Культура Древней Кореи и Японии.Токио:Токио дайгаку субанеьй, 1381 / на яп.яз./.

2

' Бичурзш К.Собрание сочинений о нар одах,обитавших в Средней Азии в древние гггзмэна.Повествования о восточных иноземцах.т.2,М.-Л.,1956.

Помимо этого,отрывочные сведения содержатся в отчётах русских путешественников по Корее в дореволюционный период.^

К числу немногих публикаций специалистов по корейской архитектуре, можно отнести опубликованную в 1952 году в журнале "Советская архитектура" Р 2 статью архитектора КЦЦР Ким Дкенхи "Архитектура корейского народа"4 и статью Л.К.Абрамова "Народное зодчество Кореи" в книге "Корейское классическое искусство",изданной в Москве в 1972 году.Тем не менее эта информация также не выходит за рамки ознакомительной.

НаибольпиР вклад в исследование корейской архитектуры советскими исследователями,безусловно,принадлежит востоковеду О.Н.Глухаревой, посвятившей большую часть своих работ искусству Кореи.5 Помимо ряда статей во "Всеобщей истории архитектуры" и "Всеобщей истории искусств" ,посвященных историческим периодам в корейской архитектуре, многолетние исследования были обобщены в самой значительной работе по данной тематике - "Искусство Кореи с древнейших времён до конца XIX века",опубликованной в 1982 году.Помимо работ русских и советских

3

Ряд ценных свидетельств об архитектуре Сеула,некоторых храмов и крепостей,приводятся в книге В.Ялова "Корея запретная страна",вышедшей в 1504 г. в С-Петербурге,е такие в книге "По Корее.Путешествия./1695- 1696 гг./»вышедшей в 1958 г.,в Ь'.оскве,В.Сероше вский "Корея"., С.-Петербург, 1909 г.Д.К.Абрамов.Каталог выставки.!. ,1954 г.

* В 1954 г.Ким ^енхи защитил в КАРХИ. диссертацию "Основные принципы восстановления и реконструкции городов КВДРп,в которой такке содержится некоторая информация по традиционной архитектуре Кореи.

с

Глухарева О.К.Кскусство Кореи.-в кн.Всеобщая история искусств в С-тк т,т.Глухарева О.Н.Архитектура Кореи.-в кн.Всеобщая история архитектуры б 10-ти т. ,т.С,кн.;., ,1961.Глухарева -0.К.Пещерный храл' Смжурам.-в кн.Коре.-.ское классическое искусство.К. ,1972 г.

исследователей,непосредственно касающихся проблематики традиционного корейского зодчества,следует отметить важное значение,которое имеют работы советских востоковедов в скехных областях.В частности, при анализе корейского зодчества,на наш взгляд.невозногно игнорировать работы по китайской классической философии.® Значение этих исследований велико в той же кере,в которой древнекитайская философская мысль оказала влияние на традиционное мировоззрение в Корее. К сожалению,на сегодняшний день не существует работ аналогичного плана в отнесении древнекорейской философии и специфика её мало от-ракена даже в таких фундаментальных трудах как " История корейской философии"»изданной в переводе с корейского языка в йоскве в 1960 году.Большое значение для поникания некоторых специфических особенностей корейской архитектуры имеют труды советских исследователей по корейской этнографии",наиболее значительные из которых принадле-

^сследовакия древнекитайской философии откосятся к одному из крупнейших направлений в советском востоковедении,Ваяний вклад в его развитие вкёсён такими исследователями как Васильев Л.С.,Карапеть-янц А.Ы.,Кобзев А.И. .Конрад Н.И.,Кроль Г.Л.,Позднеева Л.Д. ,К,уцкий Е.К..Яншина Э.И. и другие.Oficie сведения по истории китайской философии приводятся в книге .Го !ío Ео - Философы древнего Китая.М. ,1561, а такге б переведённой с китайского В.С.Тарасккна "Истории китайской филососии",Ы.»Прогресс,ISey. Особую ценность в изучении древнекитайской философии имеет переводы древних философских трактатов на русский язык,выполненные советскими востоковедами /см.Древнекитайская философия,т.I,£.LL. ,1!ысль, 1972-1973; Атеисты,материалисты,диалектики древнего Китая.!!. ,Наука,Главная редакция восточной литературы, 1567/.

жат Р.Е.Дкарылгасиновой. В таи яе плане представляет интерес различные работы по истории Кореи.® и корейского буддизма.^* Приоритет в начале научных исследований корейской традиционной архитектуры принадлежит японский учёным,активно работавших в этом направлении в период оккупации Кореи Японией / 1910 - 1945 гг. /.В их числе такие как Секино Тадопи,4удзисиыа Гайдзиро,Ёнэда Миёдзи,Сукияма Шиндго, Ь!урата Дзиро.При том,что в США и раде европейских стран / Франции, Германии,Англии / слогились относительно мощные исследовательские центры корейской культуры,машо констатировать,что на сегодняшний день корейская традиционная архитектура пока не стала предметом достаточно серьёзных исследований в этих странах.

Исследования традиционной архитектуры в Республике Корея были начаты сравнительно недавно.Без учёта японских исследований их история едва ли насчитывает пятьдесят лет,из которых следует вычесть отрезок с 1945 до конца 50 -х годов /почти 15 лет! /,в течение которого не велось никаких работ.Достаточно полная структура исследований слабилась только к концу,70-х годов.Общетеоретические проблемы традиционной архитектуры рассматриваются в работах Хён Дуёна,Пак Сиока,

^Дгарылгасиноза Р.Ш.Древние когурёсцы / из этнической истории корейцев /.М.,Наука,1972;Дкарылгасинова Р.Ш.Этногенез и этническая история корейцев до данным этнографии.К.,Наука,1979.

История Кореи.Институт Кореи.Институт историографии АН КЦЦР / пер. с кор.яз./,т.1,М.,1960.

^ К сожалению на сегодняшний день в отечественной литературе существует только одна научная работа по истории корейского буддизма,в которой была рассмотрена история проникновения и развития буддизма в Корее в 1У - IX вв./си.Волков С.В.Ранняя история будцизма в Корее, К.,Наука,1985 /.

Ли Санхэ,Ли СантхэДи Ёнбона.Чве Бёнхо и др.Различные аспекты истории корейской архитектуры рассматриваются в работах Юн Чжансопа,Пак Онгона.Чкон Ингука.Ким Донука,Ким Хонсика.Син Енхуна.Чан Гёнхо,Ким Сону и др.Вопросам формообразования в традиционной архитектуре Кореи посвящены работы Ан Ёнбэ»Ли йансока,Ким Бонрёля,Ким СонсуДи Ронги,Ли Чонгшш и др.

В отличие от предшествующих исследований настоящая диссертация посвящена комплексному рассмотрению буддийских храмов Кореи как архитектурного типа в его историческом развитии .Помимо этого в настоящей работе сделана попытка проникновения в сферу традиционного мировоззрения в. средневековой Корее и на этой основе интерпретация архитектурного образа буддийского храма.

Объектом исследования избраны буддийские храмы Кореи 1У-кон.Х1Х вв.К рассмотрению привлечено более 40 храмов,построенных в различные исторические периода.

Материалами исследования послужили обмерные чертежи буддийских храмов,выполненные корейскими исследователями,любезно предоставленные Институтом исследования культурного наследия Республики Корея. Часть материалов получена автором в результате натурных обследований буддийских храмов в период пребывания, в Республике Корея в 1590-1991 гг./ около 20 храпов /.

Основными источниками исторических сведений послужили работы по истории Кореи и корейского буддизма,выполненные советскими и корейскими исследователями,исторические хроники "Самгук саги", " Сш,тук юса" и "Корёса".

Предмет исследования - архитектура буддийских храмов Кореи. ■ Гранины исследования определены исторически:началом буддийского строительства в Корее в 1У в. и концом, корейского средневековья в последние года XIX в.Введение широких хронологических границ вызван-; поставленной целью исследования - проследить полный путь раз-

вития архитектуры буддийских храмов Кореи.Территориально границы исследования определена соврвменнны раздал они ем Кореи ка два государ-ства:КДЦР и Республику Корея.В н&столцей работе преимущественно рассматриваются храмы,располоьетша па территории Республики Корея.

Дель исследования - повааать целостную картину развития архитектуры буддийских храмов Кореи,определить основные приёмы в принципы формообразования,раскрыть 0бразн&-спыведическсз содорсанио пространственной структуры храмовых ксшлвксез. Задачи исследования!

- изучение исторических источников,работ советских и варубехшх последователей по доннсй теие|

- сбор и систематизация графических и текстовых ыаторисяов;

- Определение основных этапов буддийского храмового строительства! шявление специфики кавдого не них и сакоксиврностей, единых для всей историиI

- создание планировочной классификации буддийских храмошх комплексов!

- анализ архитектурно-конструктивных особенностей буддийского храмового строительств

- шявление специфики архитектура буддийских в связи с особенностями традиционной духовной культуры Восточная Азии /буддизмом»традиционной философией & учению: "тунцу*/ & ка втсЗ основг пктерарэ-тация образно-символического содерашшя архитектура буддийского хра-ка»

Цетод исследования основывается па диалектической понимании исторического процесса.значительная роль в котором отводится шровоз-вренческиы представлениям в идеологическим кокпеппкям.Сложный характер рассматриваемого объекта потребовал привлечения различных ке-тодое исследования!исторического,логического,метода восхоадекпл от абстрактного к конкретному.В кссяедсмляп саделязг три ©сноешх ас-

пекта:

- изучение исторического развития явления,

- анализ формообразования,

- анализ содержательной', смысловой стороны явления.

Научная новизна работы. В настоящей исследовании впервые ка основе обобщения и систематизации разнородных материалов прослеживается полный путь становления и развития архитектуры буддийских храмов средневековой Кореи 1У - коп.XIX вв.,что позволило выявить устойчивые тенденции этого развития;

- в научный обиход вводятся обширные текстовые и графические материалы по истории культуры и архитектуры Кореи,ранее недоступныо отечественной науке,

- предлагается новая планировочная классификация храмовых комплексов. При этом вводится критерий социальной значимости каадого храма,что

позволяет расположить их в единой иерархической системе,

- впервые принципы формообразования в архитектуре буддийских храмов Кореи рассматриваются в связи с учением "пхунсу",при этом впервые сопоставляется влияние,оказанное этим учением,с воздействием на архитектуру храмов буддийских доктрин, .

- на основе анализа архитектуры ранних буддийских храмов государства Пэкче,в свете учения "пхунсу" выдвигается гипотеза о местонахождении двух ранее не обнаруженных храмов / Пунхёльса и Тонхёльса /, существовавших в р-не г.Кончжу в период Трёх Государств / 1в.до^д.в.-

- 668 г./,

- выдвигается и обосновывается гипотеза о более раннем проникновении учения "пхунсу" в Корею.Зто событие нами относится к концу У-нач.УП вв.,что ранее общепринятой датировки / конец IX в./ примерно на три столетия.

Ка зациту выносятся:

- анализ исторического развития архитектуры буддийских храмов Кореи,

- планировочная типология храмовых комплексов,

- интерпретация формообразующий принципов б архитектуре буддийских храмов средневековой Кореи в связи с будцийсниыи доктринами,учением "пхунсу" и традиционной восточноазиатской философией.

Практическая ценность н апробация работы.Результаты работы могут быть включены в соответствующие разделы учебных курсов "Истории архитектуры" .читаемых в архитектурных ВУЗах.Лрактическая ценность заключается в возможном использовании при проектирование культурглас центров советских корейцев Еа территории России и других республик, а такте советско-корейских совместных предприятий и межгосударственного научного сотрудничества.Основные положения и результаты исследования опубликованы в периодической печати в ыгазеГ: стране и Республике Корея,излагались на научных семинарах Университета Хон-Ик /Республика Корея /,ка лекциях г Центральном /о;.;е Архитекторов СА СССР, Государственном Музее искусства народов Востока.

Структура работы.Диссерташя состоит из двух томов.В перЕй то^ включены введешь,три глава и заключение.Второй том содержит примечания, библиографии,экспозиционно-графтеескке материалы и фотографии.

Краткое содержание работы.Введение состоит из трёх разделов:обшей части,краткого исторкно-географкческого очерка и обзора работ русских,советских и зарубежных ученых по исследуемому вопросу.

ГЛАВА I. РАЗБЯТКЕ ЕГДШАСКОГО ХРАТОСТРОЕК'^Я В КОРЕЕ.

Б первой главе рассматривается проникновение бу^цкзма е Кореи, его кстория,пслктика правящих династий по откозегапп к буддизму, процесс исторического развития храмового строительства з Корее,таг

se анализируются материалы археологических работ корейских и .японских учёных.Общепринятая династическая периодизация истории Кореи определила членение главы на четыре раздела:

1.1. ПЕРИОД ТРЕХ ГОСУДАРСТВ / 1в.до н.э. - 668 г./

1.2. ПЕРИОД ОЬЪЕЕЖЕННОГО США /668 - 918 гг./

1.3. ПЕРИОД КОРЕ / 918 - 1392 гг./

1.4. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЛИ / 1392 - 1910 гг./.

1. На процесс развития буддийской храмовой архитектуры большое влияние оказало отношение правящей династии к буддизму.Первоначаль-но буддизм очень быстро утвердился в роли государственной религии. Ео всех трёх государствах Кореи / 1в.до н.э.- 668 г./ правящая династия играла решающую роль в восприятии и распространении буддизма. Соответственно и сооружение храмов являлось важным политическим кероприятиек.Зто отношение к буддизму сохранялось в период Объединённого Сплла / £68 - 918 гг./ и в период династии Норе /91Ь-1392гг./. Однако в период династии Ли / 1392 - ISI0 гг./ СуддалА резко утратил свои позиции и вплоть до начала XX века подвергался гонениям со' стороны властей .Политика правящей династии оказывала существенное влияние на перемещения зон активного строительства буддийских храмов.

2. Особенности развития архитектуры буддийских храмов в Корее связана с эволюцией корейского Суддиз'-га.Прониннозенпе буддизма г Корею происходило из различных государств,существовавших в этот, период / 1У в./ на территории Китая.В китайском буддизме к этому времени уг.е слопкись отдельные направления. Однако эти различия ещё

не были закреплен созданием скол.Буддизм г Когуро.пс вссИ видимости , обладал схо:-:.:с.ш характеристиками с буддизмом Северного г'_::г;:.я, в то рри.1.1 ка:г в государстве Пэкче больное влияние приобрело jxa;oe направледлю т"т?аГ:ского буддизма.Б Сияла буддизм воспринял оба zzvs.-кия - гак се верной,так и кг.ной ветвей китайского буддизма,с

- 10 -

преобладанием северного компонента.

В период Объединённого Силла / 668 - 918 гг./ в Корее,как и в Китае сформировались отдельные школы будцизма..При этом соотношение влияния конкретных школ в Корее »отличались от Китая.Вплоть до периода Объединённого Силла / 668 - 918 гг./ в корейской буддизме доминировали школы доктринального направления,что обусловило выделение ритуального аспекта в буддийском учении и большое значение в композиции храма - главного сакрального сооружения - пагода.В период Объединённого Силла / 668 - 918 гг./ возникает и быстро приобретает влияние медитативное направление в корейском буддизме - школа Сон / кит.Чань,яп.Дзен /.Распад корейского буддизма на отдельные школы усиливается в период Кора / 918 - 1322 гг./.вплоть до начать столкновений менду представителями различных течений.Влияние отдельных школ претерпевает периода возрастания и упадка.Из шксл доктринального направления наибольшим влиянием пользуются школы Хваом и Чонтхо. В период династии Ли / 1392 - 1910 гг./ после принудительного сокращения количества школ корейского буддизма, в Х>'1 в. осуществляется их с.-:1яз:е и возникновение так называемого уыи-буддкз^.Развитпе ц изменение корейского буддизма оказали существенное Ел^якке как на перемещение центров активного строительстве храмов,так и на эволюцию применявшихся планировочных приёмов.

3. Ь процессе развития буддийского храмового строительства,центры активного строительства неоднократно перемещались .Первоначально в период Трёх Государств / до С68 г./ центры строительства буддийских храмов складываются вокруг столиц Когурё,Пз~-ге,Стала.После объединения стран: государством Ci.ti._i / С££ г./ активнее строитель -стео сохраняется только б районе г.Кёнчгу - столицы государства С::л-ха,откь.-ке ставшей столицей всего государства.Вместе с стим 2 период Объединённого Сияла / 56£ - SIE гг./ начинается строительство храмов е горах.Со смени" правящей динаска; в ?1£ г. центр ого

• - II -

строительства храмов смещается в г.Кэсон,ставший столицей Кореи этого периода / 918 - 1392 гг./ и одновременно большого размаха достигает строительство.храмов в горной иестности.Период династии Коре / 918 - 1392 гг./ является периодом наивысшего расцвета архи- ' тектуры буддийских храмов.{Максимальная активность храмового строительства сопровождается использованием самых разнообразных композиционных приёмов и наиболее совершенных архитектурно-конструктивных решений.В период династии Ли / 1392 - 1910 гг./ строительство храмов в городах почти полностью прекращается и окончательно перемещается в горы.Наибольшая активность буддийского храмового строительства отмечается в начале периода Объединённого Силла / 668 - 918гг./, в начале периода династии Корё / 918 - 1392 гг./ и в середине периода династии Ли / 1392 - 1910 гг./.Последний период оживления стро-игельства был вызван необходимостью послевоенного /Имчяинская вой-ка,нашествие чкурчгеней / восстановления храыов.Зталы развития буддийской архитектуры в основном совпадает с династической периодиза-истории Кореи.

4. Развитие храмового строительства в Корее связано с двумя тенденциями противоположными друг другу.Первая из них связана со строительством всё более мелких храмов, а вторая - с расширением храмов, основанных в период Объединённого Силла.Развитие буддийской храмовой архитектуры началось с возведения чрезвычайно крупных ансамблей, сооружения которых достигали грандиозных размеров.В архитектуре храмов этого периода отчётливо прослеживается параллели с королевскими дворцами.Грандиозный масштаб комплексов,их геометрически правильная плашфовка были расчитаны на пшшое действо,в котором принимал участие королевский двор во главе с самим королём.С конца периода Трёх Государств начинается строительство храмов менее значителызо: по свое;'}' масштабу.Эта тенденция сохраняется в период Объединённого Силла / С£5 - 916 гг./ к б период династии Корё / 916 - 1392 гг./

при увеличении общего количества стррящихся храпов.В конце периода Корё и в период династии Ли тенденция к уменьшению масштаба буддийского храма нашла своё завершение в строительстве храмов,состоящих

только из одного небольшого молитвенного павильона.Противополахная по направленности тенденция к увеличению масштаба буддийского храма связана с расширением и развитием храмов,основанных в период Объединённого Сияла / 66В - 918 гг./ и завершилась формированием крупных храмовых комплексов во второй половине периода династии Ли / 1392 - 1уЮ гг./ /храмы Хэинса,Хваомса,Тховдоса,Ссангеса,Сонгван-са,Г1омоса,Кшсанса и ряд других /.

Ь. В процессе развития буддийского строительства состав сооружений храма претерпел определённые изменениях самого начала храмы возводились с довольно развитым набором сооружений.В него входили пагода,молитвенный павильон,ворота,колокольный и учебный павильоны, хранилище сутр,ограждающие галерой и килые павильоны.С периода Объединённого Силда / 668 - 91Б гг./ начинают возводиться отдельные молитвенные павильоны,посвящёншз ко буддам,а второстепенным персонажам буддийского пантеона - бодцхисатвам и архатам.В период Корё в дсполнашо к ним стали строиться павильоны,посвященные божествам местных саманнстических культов, а такг;е даосским божествам / ¿ух Семи Звёзд /.Б процессе перемещения зоны активного строительства пз города б горы,каря^ с ксчззновешюм ограждающих галерей уволичз^ва-стся количество разнообразных ворот.В период Корё возникает разновидность колокольного павильона,выполняющего,функции промежуточных ворог,а s период династии Ли / 13?2- 1910 гг./ возникает сооружение, называемое "¡^так" ,сошсщапщоо 4ункщп: последних ворот храма к па-m^rbOiK для прспсБсда.

С. Ьгс LsojurTBCi33iE павильоны корейских храмов на протяжении более 1;>СО лет храпового строительства в Корее возводились в виде одноэтаг-

Г.Мост-павкльон Ухвачаж.

2.Ворота Чхокваяиун.

3.Павильон Кигендан.

4.Пазильон Чгиигеру.

5.Колокольный павильон.

6.Павкльон Яксачяон.ХУП в. 7?Павильон &юа1гаюн.Ш11 в. Э.Павкльон Попсонё.

9.Кельи монахоо«

ГО.УчебниЯ павильон.

11.Павильон Тэунчжон.

12.Пав»иьон Кваньолаон.

13.Гостнни«жьй павильон.

14.Павильон и«чгилчжон.

15.Павильон Сольпогпсхон.

16.Павильон Чосадан.

Г7.Павильон Хасадан.1450 г. 13.Павильон Кухсач*он. 1359 г.

Рис. { Храм Соигванса.Основан в период Объединённого Сияла.

Рис. 4. Храм Чондьшса.Павильон Тэунчкон.1621 г.

шх зданий.Иногда зти постройки имели несколько ярусов кровель,но внутреннее убранство оставалось единый,не расчленённым стенами ши перегородками.Изменение внешнего облика сооружений буддийских' срамов происходит в рамках применения традиционных деревянных кон-:трукцкй "тугон".Применение этих конструкций объединяет архитектуру буддийских храмов с архитектурой всех общественных сооругекмй 'дворцов,конфуцианских школ,государственных учреждений и т.д. /. Зазначение постройки /посвящение тому или тому божеству / никоим збразоы не отражалось на Енешнем облике сооружения и могло быть определено только по специальной доске с надписьа над входом,по характеру внутреннего убранства / наличие статуй,картин / и частично .ю характеру декоративной росписи наружных стен.получшших распространение в конце периода династии Ли / 1332 - 1910 гг./.

7. На протяжении всей истории буддийского храмового строительства в Корее прослегиЕается тенденция к последовательной десакрализа-ции центральной части комплекса.Первоначально храмы размещались з городской черте и поблизости к резиденции корсля.Ограгдагцие галереи являлись неотъемлемой частьв комплекса,отсекающего сакральный мир буддийского храма от обыденной гизни.1!ногоярусная деревянная пагода являлась-пространственным и смысловым центром будгцйского ' храма.}':.:;? з самом начале строительства храмов в период Трёх Государств /1в. до н.э. - £65 г./ в центральное ядро комплекса вводятся не сакральные по своему назначения сооружения - учебный павильон,голоксльный, .павильон х: хранилище сутр / буддийских писаний /.С началом строительства в горах в период Объединённого Силла / 6££ - 528 гг./ храмы начинает возводиться без огрзгдащнх центральное ядро зсзгплеЕса. галерзй.Зпа-чение пагода в композиции храма неуклонно снижается с конца периода Объединённого Сзглла - начала периода Корё,отдельнкз храмы строятся без пггод.Появлскке храмов-ЕСиксгнх лагерей в середине периода

династии Ли /кон.ХУТ - ХУП вв./ отразило заключительный этап в де-сакрализации центральной части храпа,когда в едином пространстве общего двора рядом с молитвенным павильоном начали размещать гилые павильоны.

6. Б процессе своего развития архитектуре буддийских храмов Кореи находилась под влиянием китайской архитектуры.В свою очередь архитектура корейских храмов,в особенности государства Пэкче,оказала, большое влияние на становление буддийского строительства в Японии. ¡1 в Корее и в Японии архитектура буддийских храмов развивалась в соответствии с особенностями национальной культуры.Тем не менее при имеющихпя определённых различиях,буддийские храмы Китая,Кореи и Японии являются одним из моментов,которые скорее сближают архитектуру этих трёх стран,нежели создают различия.

ГЛАВА II. ФОРМООЕРАЗУСТМЕ ОСНОШ КОРЕЙСКИХ БУДДИЙСКИХ ХРАШВ.

2.1. В разделе "ПЛАНИРОВОЧНАЯ ТИПОЛОГИЯ ХРАЫОШХ КОМПЛЕКСОВ" предпринята попытка создания целостной классификации планировочных решений храмовых комплексов.При этом впервые вводится категория социальь-коГ' значимости храма.В процессе развития буддийского строительства в Корее слоеилось несколько типов планировочных решений буддийских храмов.Из них можно выделить три основных: А - храмы с галереями, Е - храмы без галерей с единым центром, В - храмы без галерей с несколькими планировочными подцентрами.

Тип А. /храмы с галереями / имеет 4 подтша:подт:ш АЛ. - храм с с дно Г: пагодой и тремя молитвенными павильонами, возникший в государстве Когурё / период Трёх Государств /»подтип А.2. - храм с од-, ной пагодой и одшм молитвенным павильоном, возникший в государстве Пэкче /период Трех Государств /»подтип А.З. - храм с двумя пагодами и одним молитвенным павильоном,возникший в Силла /период Трёх Го-

- 15 - '

сударств /»подтип А.4. - храм с несколькими дворами,применявшийся во всех трёх государствах.

Тип Б, /храш без галерей с единым центром / отличается от предыдущего типа А. отсутствием галерей и теы,что пагоды в храмах типа Б. возводятся исключительно из камня.Иыеется 4 подтипа планировочных решений этого типа храыов:подтип Б.1. - храм с одним молитвенным павильоном,подтип Б.2. - храм с одной пагодой и одним молитвенным павильоном,подтип Б.З. - храм с тремя молитвенными павильонами, подтип Б.4.- храы с одной / двумя / пагодами и тремя павильонами.

Тип В. /храш без галерей с несколькими планировочными подцент-рами / имеет 4 основных подтипа планировочных решенийгподтип В.1.-- с размещением' продольных осей планировочных подцентров параллельно главной оси комплекса,подтип В.2. - с размещением продольных осей планировочных подцентров перпендикулярно главной оси комплекса, подтш В.З. - с размещением второстепенных павильонов позади главного на. периферии композиционного ядра,подтип В.4. - с размещением второстепенных павильонов по периметру центрального двора.

Плакировочное решение центрального ядра храмов типа В. / без галерей с несколькими планировочными подцентрами / основано на подтипах ЬЛ. / храм с одним молитвенным павильоном /,Б.2./храм с одной пагодой и одним молитвенным павильоном /,Б.З. /храм с тремя молитвенными павильонами / и Б.4. /храм с одной или двумя пагодами и тремя молитвенными павильонами /.При этом наиболее распространннныа явг. ляется применение подтипа Б.З. - с тремя молитвенными павильонами / без пагоды /.Подавляющее большинство храмов периодов Трёх Государств и Объединённого Силла,а такие главный храм страны периода Корё при-надаеглт к 4 типу ксшозиционкого решения / храмы с галереями -тип А. /.Начиная с периода Объединённого Сипла начинают возводиться храмы без галерей с единые центром / тип Б. /,а с периода Корё -

- храпы без галерей с несколькими планировочными подцентрами /тип Б. /.При этом с периода Коре возведение храмов с галереями ?тип А./ заканчивается.

Буддийские храмы Кореи по своей социальной значимости делились на 4 категории:

1.храм национального значения, П.храм специального назначения /еозбодпееийся по королевским указам,но менее значительный по сравнению с храмом I категории /»Ш.главные храмы отдельных шксш-буддизма, U.прочие храмы.

Планировочное решение храмов национального значения /I категория/ относится к подтипу А.4. /храмы с несколькими дворами и галереями/. Планировочное решение храмов специального назначения / II категория/ относится к подтипам A.I. /храмы с галереями,одной пагодой и тремя молитвенными павильонами /,А.2. /храмы с галереями,двумя пагодами к одним молитвенным павильоном /,А.З. /храмы с галереями.двумя пагодами к одним молитвенным павильоном /.Планировочное решение храмов III категории относится к подтипам B.I. / с размещением продольных осей планировочных подцентров параллельно главной оси комплекса /, В.2. /с размещением продольных осей планировочных подцентров перпендикулярно главной оси комплекса /,В.З. / с размещением второстепенных павильонов позади главного на периферии ядра /,Б.4. / с размещением второстепенных павильонов по периметру центрального двора /. Планировочное решение храмов ЗУ кагегорки относится к подтипам В. I. / храмы с одним молитвенным павильоном /,Б.2./храмы с одной пагодой к сдгааг молитвенным павильоном /,Б.З. / храм с тремя молитвенными павильонами /,£.4./храм с одной / двумя / пагодами и тремя молитвенным: павильонами.Планировочное решение крупнейших комплексов Суд- . дпйских храмов Кореи,особенно храмов III категории - главных храмов отдельны;: скол буддизма,отличает одновременное применение нескольких

юдтшов плакировочных решений« Характер применённых подтипов плакировочных решений и их соотношение друг с другом определяет индивидуальный облик конкретного храмового комплекса.

2.2.АРЙЯ2ШРН0 - КОНСТРЖПШШЕ ОСОБЕННОСТИ ЬЮЛПТВЕНШХ ПШгЛЬ-ЭНОВ. В этом разделе даётся характеристика конструктивной системы, испольванной при строительстве молитвенных павильонов,приводятся сведения об изменении игр дотки,использовавшихся в архитектуре Кореи. Наиболее древний из них "Чхок из кёлтих бобов"/ предполокителько 34,7 см./.Основываясь на анализе различных сооругений периода Трёх Государств и ряде исторических источников,был выявлен так называемой "Когурёский чхок? Его размер колеблется около еоличины 34,7см. "Когурёски," чхок" применялся при возведении таких сооружений как пагода храма Чонншса близ города ПуЗ,крепости государства Поэте ка горе Пусоса,пагоды храма Хваннёнса,при разбивке городских кварталов древнего Пхеньяна и дворцового комплекса короля государства Силла, а таксе при сооружении японских храмов Хорцдзи и Ацукадера.

Аналогичным способом определён размер "Танского чхока".применявшегося з период Объединённого, Силла / примерно 29,6 см./.С его применением связывается разбивка плана храма Пульгукса,пагод Таботхад и Соккатхад этого ме храма,планы храмоз Соккураы,Сачхонванса,и;андок-са, безымянного храма близ деревни Чхонгунни,павильона Куряксучзон храма Пусокоа,а таксе Львиной пагодн храма Хваомса и ряда других со-орупекн?..

Б период династии Корё применяется "СунскиЗ чхок",размеры которого колеблется около 31,4 см.К числу сооружений,где использовалась эта размерная единица,откосятся павильон Кынкакч^он храма Ьокчзонса, павильон Чосадан храма Пусохса,павильон Тэукчхон храма Судркса,а так-л:е ворота Гэксамун в Какмыне.Бсе здания и сооружения периода династии Ли возводились с пр1:мен£якем гёкч^о чхока",размеры которого со-

ставлявт 31,24 см. Б настоящее время "совремекаЖ чхок" равняется 30,3 см.

В строительстве храмов использовались сооружения павильонного типа. На всём протяжении исторического развития конструктивное решение сооружений будци";сккх храмов оставалось принципиально неизменны?.!.В его основе лестт использование деревянного каркаса с подкро-вельншж конструкциями "тугоп" и несколько типов решения скатных черепичных крш.Различают 5 основных типов кровли: "матпя" - дгух-скатная кровля,"пхальчак" - четырёхскатная кровли с двумя торцовыми фронтока-ми,"уташгак" - четырёхскатная кровля с коньком,"само" -- четырёхскатная натровая кровля,"пхальмо" - восьиискатная кровля / восьмиугольная в плане /.В Корее не применялись кр^тлые кроил*.. 5 основных типов кровель слукат исходными формами для создания кровель более слогного очертакия.Кроме этого,кровли могли иметь несколько / 2,3,5 и т.д./ ярусов.

Применение конструкции "туген" позволяло равномерно распределять нагрузку от тяжёлой черепичной крогаш,обеспечить значительный вынос и характерный изгиб свесов кровли,а такте 'зхорошее проветривание деревянгзп: элементов конструкций / защиту от гниения /.Различает? три разновидности конструкций " тутон",отличающихся по характеру размещения ярусов крокште:чноЕ относительно опоры и форме кронштейнов: " чусимпхо", "тэшпхо" и "¡гккок". £грогде?ше разновидности "чусттхо" относится к доисторическому периоду,задолго до проникновения буддизма е Корею,но окончательное становление относится к середине периода Коре / 916 - 1352 гг./.Разновидность "тхнпхо" начинает использоваться такг.е с середины периода Корё .Разновидность "^усимпхо" перестав использовать с начала периода династии Ли /1392 - 1910 гг./,. но возникает разновидность "некой".

Наиболее древний из них "чусимпхо",в которой ярусы кронштейнов устанавливались только над колоннами и очертания кронштейнов наибо-

- 19 - •

ев близки к простым геометрический формам.Оснотгд признаком тхапхо" служит размещение ярусов кронштейнов не только над колоннами,но и на СБязуищей.их балке.Очертания кронштейнов разновидное-1 и "тхапхо" в процессе развития от простых геометрических форм а ериод их становления,в дальнейшем в период высшего развития приоб-ет^ет форму "свесо" / "бычий язык" /.К концу периода династии и,кронштейны "тхапхо" приобретает скульптурные формы /цветка ло-|ОСа,2ИВ!>ТКЫХ и т.д. /.

Возникновение третьей разновидности конструкции "тугон",именуе-юй "иккоп",продиктовано экономическими сообрагениями.Это наиболее ростой тип конструкций,используемый для сооружений второстепенно-'О назначения.Сорма кронштейнов "иккон" выполняется в виде одинар-гаго или двойного птичьего крыла,В конце периода династии Ли они ■акза подвергаются скульптурной обработке.

Размеры зданий традиционно определялись в "канах" / термином "кан" ^означается I пролёт мезду колоннами /.Физические размеры зданий определялись в традиционной корейской мерз длины "чхок",которая в рсце'ссе своего существования претерпела ряд изменений.Общая харлк-'еристика сооружения могла быть дана через определение количества, [ролётов по главному и боковому фасадам,типам и количеству ярусов гровли н разновидности конструкций "тугон".

Г1АБА Ш.иНХГ.СЮг ХРАШ КОРЕИ К ТРАШМ ВОСТОЧНСАЗаАТСКО* .□ОРБНС" КУЛИУРц,

с.:.;х:^сгск:!Я с СШЗСГИКА Б ХРЖОВСЗ АРХПЕКЗУЕЕ.Б раз-

;еле выделяется отдельные мотивы архитектурного декора,символика ко-■срых восходит к буддийскому ученш и являющихся Ескличительной осо-егегегты; буддпйсксго храма.Анализируется влияние дсктринальннх осо-

бенностей буддийских школ на пространственную композицию храмовых комплексов.

Буддийский храм является материальным воплощением определённой концептуальной модели архитектурного сооружения,существовавшей в представлениях создателей храма.Она отразила произошедшее в ней наложение как минимум двух концептуальных идеологических ст^ГЕтур. Одна из них связана с буддийской религиозно-философской градацией и буддийской космогонической моделью мира / "мандат/, вторая -с традиционной восточноазиатской философией и учением "пхунсу", вобравшим в себя древнекитайские космогонические представления.

В отдельных моментах происходило противоречивое наложение обеих составляющих концептуальной модели буддийского храма,но в ряде случаев они дополняют друг друга.В архитектуре буддийских храмов Кореи в отличие от буддийских храмов Индокитая и Тибета,формообразующие принципы композиции,заложенные в "мандате",ке получили, ва редким исключением,прямого отраженна .Но иерархически:" аспект "мандвлы" стал одной из составляющих концептуальной модели корейского храма.В соответствии с эти.? в планировочной структуре корейского храма,простегиваются определённые черты,единые д^я всего буддийского мира.То есть буддийский храм могло рассматривать как своего рода микрокосмос архитов,бодцхисатв к будд.^®

^Архат - букв."дсстойныйп,чедсБгк,достигший высокого уровня духовного развития.Б буддизме "мехаяны" более низкая ст упень нежели боддхисатва.

Гюдпхнс&тва - букв."существо,стремящееся к просветлению".В буд-ди?"е достигшие просветления,не добровольно остающиеся'

в сансаре сг,та ства, ведущие всех остальных лгдей к спасению.

Будда-"проеветлёнкый",букв.ппрс6угдё1шы3п ,ЕЕСшее бс.-ество,человек,достилай наивысшего предела духовного развития.

'шштвенше павильоны делятся на три категории:содержащие изобрахе-шя архатов / и духов /,боддхисатв и будд,при этой архитектурная 1ерархия находится в соответствии с иерархией бсгества.

Внешний облик молитвенных павильонов почти не связан с будцкйс-' аш чучением.В то же время теоретические разногласия буддийских икод «разились в особенностях планировочных решений храмов различная шол.&ти особенности проявляются не а виде абсолютной закономерно-:ти,но в виде тенденций.Наиболее чётко выделяются особенности плани-зоеочных решений пяти 1шш:Чонтхо,1.'.ирикчгон,Чонтхэ и уни-буддизма.

Для храмов школы Чонтхо характерно особое отношение к западному оправлению и в связи в этим,в западной части сакральной зоны хра-га.Главный павильон или один из второстепенных посвящается Будде чшде / Еудце .Западного Рая /.

Для храмов сколы Еиь-чжон характерно выделение в качестве главного сооружения пагода и посвящение одного из павильонов Будде Пай -срейе / Будде Будущего /.

Для храмов школы Хвасм характерно посвящение одного из павильонов Вудда Байрочане / Еудце Сияющего Света /,а также наделение ворот срама значением отдельных этапов "очищения" на пути а "нирвана",символизируемой главный павильоне«.

В храмах уни-будцкзма произошло смешение планировочных приёмов, характерных для отдельных школ.

2.2.AFXKTZKxJTA ХРАПОВ В СВЯЗИ С УЧЕНИИ! "ПХУВСУ" И ТРАДЩИОШШ ЫШСОйИЕй.Б разделе анализируются особенности менталитета в восточ-яоазиатской духовной культуре,обусловившие специфическое отношение к архитектурному сооружению .Предпринята попытка осмысления процесса зтроительства в соответствии с учешем "пхунсу" »требованиями этого учения сооружаемому зданию или комплексу.Даются обвяснения основных герыиков и принципов,применявшихся в учении "пхунсу*.

Собственно буддийская составляющая в концептуальной модели храпа представляется менее значительной по сравнению с влиянием,оказанным на неё учением "пхунсу".Учение "пхунсу" наделяло архитектурное сооружение радом метафизических свойств,в соответствии с которыми ему отводилась особая роль во взаимоотношениях человека с универсумом.В связи с этим,занимаемое архитектурным сооружением положение в пространстве,его ориентация и время строительства наделялось своеобразной семантикой .Архитектурное сооружение мыслилось во взаимосвязях с природным окружением.При этом связь имела три аспекта:!, функциональный, обусловленный практическим назначением здания; ¿.формальный,обусловленный конфигурацией и ориентацией элементов окружающего ландшафта;З.символико-метафизический,обусловленный функционировавшими в традиционной культуре представлениями о мироздании.

Учением "пхунсу" выделяются наиболее значимые элементы архитектурного комплекса / главный павильон,двор,колодец,кухня,туалет / за которыми закрепляются специфические ХЕрактеристики метафизического пла-на.Размеры сооружений,а также другие аспекты,связанные с понятием числа / количества колонн,интерколумниев,ярусов кровли и т.д. /.наделялись символическим значением,не совпадающим с символикой числа в буддийской традиции.

Символика декоративных элементов по учению "пхунсу" /защитная и благожелательная / связана с древнекитайской космогонической моделью мхгра.Пространственная иерархия "мандалы" дополняется учешем "пхунсу",требованием к расположению глашого сооружения б точке "хёль", обладсЕщей наиболее благоприятными метафизическими характеристиками.

Анализ архитектуры ранних буддийских храмов Пэкче / 655 г./ в свете учения "пхунсу" позволяет нам выдвинуть гипотезу о ыестокахо-г хденш: деух необнаруженных ка сегодня храмов в районе г.Кончгу /хр^лз; Пугхёльса и Тонхёльса /.Одновременно результаты проведённого

анализа позволяют нам отнести проникновение учения "пхуксу" в Корею к гораздо более раннему периоду,некели это было принято ранее.Мы этносим это событие на конец У - нач.УП вв.,что отличается от принятой ранее датировки конец IX в.,примерно на три столетия.

Религиозная догматика корейского буддизма определила наиболее 1бстактный слой в концептуальной модели буддийского храма.Ученио 'пхунсу" более конкретно увязывало его с природным окрушением.Реальное Ее воплощение буддийского храма в архитектурных формах происходило в рамках существовавших строительных традиций.Совокупность этих трёх составляющих и определила своеобразие буддийской архитек-гуры Кореи.

Публикации по теме исследования.

1.*Эсев о Корее" / сопоставление восточноазиатских и европейских архитектурных традиций /,"Ку мим" / "Архитектура и дизайн"/, Р 66, Сеул,1990,с.7б-77 / на кор.яз./.

2. "К проблемой исследования буддийских храмов Пакта в связи о учением "пхунсу"./Сб.научшх работ по традиционной архитектуре Кореи Цснтитута исследования культурного наследия Республики Корея/, /на кор.яз./.принято к печати,

3."Космос,гармошш,храы"./"Этнографическое обозрение",1992,Г2/»

4. "К вопросу о методологии исследований буддийских храмов средневековой Кореи".Сообщение на семинаре по проблемам исследования т традиционной архитектуры Кореи в университете Хон-Ик,Сеул,4.04.91 г.

5. "О характере и границах влияния учения "пхунсу" на архитектуру буддийских храмов средневековой Кореи".Сообщение на семинаре по проблемам исследования традиционной архитектуры Кореи в университете Хон-Ик,Сеул,20.05.91 г.

С."Буддийские храмы средневековой Кореи".Сообщение в Центральном Доме Архитекторов.Москва,15.11.91 г.

Зак ТирЛО Тш. Мин-на культуры СССР