автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX - начала XX вв

кандидата архитектуры
Никитин, Юрий Анатольевич
город
Ленинград
год
1979
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX - начала XX вв»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Никитин, Юрий Анатольевич

ВВДДЕНИЕ

ГЛАВА Из истории выставочного дела в России

Раздел X. История и значение русских промышленных, сельскохозяйственных и сцециалязя ров аяяых выставок; их классификация

Раздел 2« Организация русских отделов на выставках за рубежом

ПАВА 2«, Формирование основных типов отечественных выставочных павильонов . . . . . . л

Раздел 1А Развитие архитектура главных экспозиционных зданий на всероссийских и местных выставках г • • *

Раздел 2«, Архитектура частных выставочных сооружений

Раздел 3^ Основные виды и стилистические особенности архитектуры России на выставках за рубежом •

ГЛАВА 3«, Всероссийские и местные выставки - новый вид архитектурного ансамбля

Раздел I., Градостроительные проблемы устройства выставок

Раздел Вопросы формирования художественной среды выставочных комплексов

Введение 1979 год, диссертация по архитектуре, Никитин, Юрий Анатольевич

В последние годы советская архитектурная наука всё больше проявляет интерес к сложным и противоречивым явлениям русского зодчества второй половины XIX - начала XX вв. Появился целый ряд исследований, авторы которых смогли преодолеть традиционный пренебрежительный взгляд на архитектуру этой эпохи, как на воплощение архитектурного "безвременья"«, В работах Е«Д^Борисовой, Т»Д.#аждан, Е.ВДяриченко, А .Д., Оунина, Г,р.Стерняяа, Н »Л Амуров ой и многих других наметилась чёткая тенденция всестороннего объективного анализа архитектуры эпохи капитализма и в тесной взаимосвязи с общим процессом всей художественной жизни тогдашней России.

Растущий интерес современной науки к архитектурному наследству этого периода вполне закономерен., Развитие капитализма в России, как и в других странах, связано с небывалым размахом строительства. Разрабатываются новые типы зданий,, "рост торговли, фабрик, городов, железных дорог, - писал В«И.Деыйн, - предъ являет спрос на совершенно иные постройки, непохожие ни по своей архитектуре, ни по своей величине на старинные здания патриархальной эпохи* *, (I, с.,5Э0) Особое место в этом стремительном процессе занимала выставочная архитектура.

Всероссийские и местные промышленные, сельскохозяйственные и различные специализированные выставки, вызванные к жизни развитием капитализма, получили в XIX - начале XX вв., широкое распространение. Организуемые систематически, они имели свои традя дни, приобретенные почти за сто лет с момента первой отечествен ной выставки. Однако их история еще не написана, а архитектура мало'изучена. В специальной литературе существуют только отрывочные сведения об архитектуре российских выставок. Большинство авторов рассматривало только отдельные сооружения в основ ион Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 iv в Нижнем Новгороде, а в делом этой проблемой не занималось* Архитектура отдельных выставочных павильонов частично отражена в ряде монографических работ, посвященных творчеству Монигеття, Ропета, Шехтеля, Щуко, Щусева, Шухова и др„ До оих пор яет достаточно полного исследования выставочной архитектуры России, в то время как архитектуре выставок советского периода посвящено несколько трудов« Среди них кандидатские диссертации дяной "Архитектура советских сельскохозяйственных выставок" (МНС И, 1953 ) и Л «Ильинского "Сельскохозяйственные выставки в городах СССР"., (59) Последняя работа частично затрагивает историю дореволюционных выставок, но в основном посвящена истории развития сельскохозяйственной экспозиции«, Это исследование не раскрывает полных масштабов выставочного дела в России, не содержит анализа выставочной архитектуры, грешит историческими ошибками и неточной периодизацией строительства. Эти же недостатки повторены и в первой главе популярной брошюры В^И^Ре-вякина "Выставки,, Архитектура и экспозиция"*, (133)

Архитектуре всемирных выставок, оказавших определенное влияние на отечественные выставки, посвящена кандидатская диссертация Н«Д Овчинников ой "Архитектура всемирных выставок"«, (III) Это первая относительно полная историческая работа в этой области, вде определено понятие "всемирная выставка" и в хронологическом порядке прослежено их развитие, начиная со знаменитой лондонской выставки 1851 г. и до выставки 1ЭТ0 г» в Осака.

Опыт организации русских отделов на выставках за рубежом, архитектура этих выставочных сооружений также является мало изученной областью, хотя всякий раз русские постройки были заметным явлением на этих всемирных съездах, вызвавших к жизни совершенно новый тип зданий - национальный выставочный павильон России. Попытку дать краткую характеристику русских отделов на всемирных выставках ми встречаем в популярной книге Б.Бродского "Художник и город"« (15) Однако оценка русских отделов дается в одной единственном аспекте - полное отрицание каких бы то ни было положительных моментов« Отсутствие объективного анализа, предвзятая тенденциозность оценки не позволили автору найти правильный ответ на вопрос о значении участия России в выставках за рубежом». Участие России на всемирных выставках частично рассматривалось в кандидатской диссертации Н%С^Сутейниковой "Русское изобразительное искусство на всемирных выставках XIX века" (81) ив ухе названной выше работе Н ♦ Д«0 вчинняк ов ойОднако первое исследование не касается выставочной архитектуры» а вторая лишь бегло перечисляет отечественные постройки только на > всемирных выставках, совершенно не затрагивая павильоны России на международных выставках.

Всероссийские и местные выставки явились важным событием в экономической и культурной жизни России. Они оказывали благотворное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, торговля, технического и социального прогресса« На этих выставках демонстрировались саше современные до тому времени образцы всех областей деятельности русской нации* "Великая задача цивилизации - сближение лсд ей и обмен понятий разрешается здесь (на выставках - КУЦ) на практике; соединение в одном месте богатств страны, её умственных: н производительных сил в техническом применении, дает правильную оценку её развития и определяет её место мевду цивилизованными нациями"« (55,с.1)

Русские промышленные и различные специализированные выставки создали не только совершенно новый тип зданий - выставочный павильон, но и интересные образцы градостроительных решении -выставочные комплексы. Выставочные павильоны, помимо выполнения чисто экспозиционных функций сама до себе явились важнейшими экспонатам!, которые демонстрировали новейшие отечественные и зарубежные достижения в области строительства», Изучение конкретных достижений архитектуры наших выставок во многом помогает нам определить начальные даты тех или иных прогрессивных явлений отечественного зодчества второй половины XIX- начала XX вв., так как именно на этих выставках часто впервые появлялись новые решения многих проблем в области строительства«

Данная работа имеет несколько целей: проследить формирование архитектуры главных экспозиционных зданий - общих и тематических, возводимых выставочными комитетами; выявить специфические особенности частной выставочной архитектуры; показать, как складывались основные типы отечественных сооружений на выставках за рубежом, причины стилистической устойчивости их архитектуры, а также дать анализ планировочных решений выставочных комплексов, их зонирование, размещение в системе города в функциональном и эстетическом отношениях»,

В работе над диссертацией использованы многочисленные архивные материалы, литература и периодика на русском, Французоком, английском и немецком языках* Автором составлены таблицы с относительно полным перечнем международных, всероссийских и наиболее крупных местных промышленных, сельскохозяйственных и специализированных выставок, состоявшихся в России, а также участия России в различных выставках за рубежом« Отдельная таблица содержит наиболее интересные технические данные о крупнейших русских правительственных выставках«, Иллюстративная часть работы предоставлена в виде отдельного альбома, содержащего 250 фоторепродукций*