автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.05, диссертация на тему:Разработка принципов формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов

кандидата технических наук
Рябова, Екатерина Александровна
город
Москва
год
2012
специальность ВАК РФ
05.19.05
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Разработка принципов формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов»

Автореферат диссертации по теме "Разработка принципов формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов"

На правах рукописи

РЯБОВА Екатерина Александровна

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБУВИ И АКСЕССУАРОВ КАК АРТ-ОБЪЕКТОВ

Специальность 05.19.05 «Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий»

9 ДВГ 2012

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва-2012

005046597

На правах рукописи

РЯБОВА Екатерина Александровна

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБУВИ И АКСЕССУАРОВ КАК АРТ-ОБЪЕКТОВ

Специальность 05.19.05 «Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва - 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи»

Научный руководитель: кандидат технических наук,

доцент кафедры «Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи» Рыкова Елена Сергеевна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

ректор Национального института дизайна, президент Союза дизайнеров России Назаров Юрий Владимирович кандидат технических наук, руководитель отдела продаж ООО «КРЕДО» Грошева Наталья Николаевна

Ведущая организация: Центральный научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности (г. Москва)

Защита состоится «19» сентября 2012 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, 33

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии

Автореферат разослан «_»_2012 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

Лунина Е. В.

з

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Сегодня производится большое количество обуви и аксессуаров разнообразных форм. В условиях широкого выбора наряду с утилитарными к ним предъявляются повышенные требования изысканности и оригинальности, что влечет за собой желание создавать свой собственный неповторимый стиль. Постоянное усложнение конструкций, появление новых объемно-пространственных решений форм, больше воспринимаемых как арт-объекты (от англ. art - искусство), ставят перед конструкторами сложные технические задачи по воплощению дизайнерских проектов. Их реализация может быть найдена на пути классификации современной модельной обуви, систематизации арт-обуви и создании на их основе специализированной базы данных, что позволит сократить временные затраты на этапе предпроекгной деятельности.

Опыт показывает, что предлагаемое промышленностью количество изделий определенного ассортимента образует запасы непроданных товаров. Ассортиментная политика должна быть направлена на создание изделий с такими свойствами, которые удовлетворяли бы специфические запросы определенного контингента потребителей. В связи с этим возникает необходимость получения информации, позволяющей прогнозировать потребности рынка. Реальной базой для этого могут стать маркетинговые исследования потребительских предпочтений для выявления актуальных художественно-конструктивных признаков изделий из кожи при подготовке нового ассортимента продукции.

Большинство известных работ, посвященных проектированию обуви и кожгалантереи, направлено на решение ряда теоретических и практических положений конструирования, а также автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Однако практически отсутствуют исследования в области дизайн-проектирования современной модельной обуви сложных форм. Это обусловливает необходимость проведения исследований в области формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов. Установленные принципы их формообразования послужат основой для разработки интерактивной среды проектирования арт-обуви на основе базы данных форм-прообразов, допускающей возможность их модификаций с учетом модных тенденций.

Целью диссертации является совершенствование процесса проектирования изделий из кожи на этапе предпроектных исследований с учетом принципов формообразования изделий сложных конструкций, воспринимаемых как арт-объекты.

Для достижения поставленной цели в работе:

• исследованы особенности развития исторических типов изделий из кожи и определены базовые конструкции современной обуви;

• проведен анализ современного ассортимента женской модельной обуви и расширена ее классификация;

• исследованы принципы и средства гармонизации изделий сложных форм в современном художественном проектировании;

• разработаны принципы систематизации конструкций обуви как арт-объектов;

• проведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений при выборе обуви и кожгалангерейных изделий;

• разработана специализированная база данных форм-прообразов для создания интерактивной среды проектирования обуви как арт-объекта;

• создан Интернет-сайт в качестве систематизированного и визуализированного информационного обеспечения и рабочей среды для дизайнерских и конструкторских групп предприятий, занимающихся разработкой арт-обуви;

• разработана комплексная методика поиска новых форм изделий из кожи в целях совершенствования предпроектной деятельности художников-конструкторов и даны практические рекомендации для промышленного моделирования изделий сложных форм;

• разработаны экспериментальные образцы с учетом принципов формообразования обуви как арт-объектов.

Объекты и методы исследования. Объектами исследования являются обувные и кожгалантерейные изделия сложных форм, процесс их формообразования. Для исследования объектов и решения поставленных в работе задач применялась комплексная методика исследований, включающая: поиск визуальной информации; историко-аналитический и структурно-графический анализ; анкетный опрос и статистический анализ; классификация и систематизация; программирование; теоретические и практические основы конструирования изделий из кожи.

Научная новизна работы заключается в разработке:

• классификации современной модельной женской обуви;

• принципов систематизации конструкций моделей арт-обуви;

• методики формообразования обуви и аксессуаров как арт-объекггов;

• концепции совершенствования предпроектной деятельности художников-конструкторов, основанной на сочетании комплекса разработанных методов: ретроспективного анализа, анализа творческого источника, оценки потребительских предпочтений и интерактивного проектирования на основе специализированной базы данных.

Практическая значимость работы состоит в:

• создании информационной базы о современной обуви как арт-объекте в виде разработанного электронного каталога «Fashion&Desire», предназначенного для поиска новых форм на этапе предпроектного анализа;

• разработке специализированной базы данных форм-прообразов и деталей современной модной арт-обуви, допускающей возможность их модификаций в соответствии с эстетическими требованиями и направлениями моды;

• разработке интерактивной среды проектирования обуви как арт-объекта на основе специализированной базы данных, которая может использоваться отдельными творческими корпорациями для разработки новых моделей посредством виртуального заказа;

• разработке анкет и проведении маркетинговых исследований потребительских предпочтений, результаты которых открыты для использования предприятиями кожевенно-обувной индустрии;

• изучении и систематизации обширного исследовательского материала по истории развития типов и конструкций обуви и аксессуаров и формообразованию сложных объемно-пространственных объектов в виде учебных пособий для студентов профильного направления;

• разработке экспериментальных образцов в качестве апробации предложенной в работе методики проектирования обуви как арт-объектов;

• разработке рекомендаций для промышленного проектирования изделий из кожи сложных форм.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертационной работе, подтверждается применением современных информационных технологий, корректным использованием методов статистического анализа, апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, конференциях, семинарах, учебном процессе, а также актами производственной апробации разработанных методов и положительной их оценкой на предприятиях обувной и кожгалантерейной промышленности.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения диссертации и результаты работы доложены и получили положительную оценку на 62-ой научной конференции "Молодые ученые 21 веку" (Москва, 2010), международной технической конференции "Новое в технике и технологии текстильной и легкой промышленности" (Витебск, 2011), Корейско-Российской Международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference "Grand Fashion" (Москва, 2011), заседаниях кафедры «Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи» (МГУДТ, 2009-2012 гг.).

В 2010 г. разработанная модель бескаблучной обуви как арт-объекта была награждена дипломом П степени и почетным призом Международного конкурса на самую оригинальную дизайнерскую модель обуви «Award for the Crazy Shoe 2010 Vienna», проходившего в рамках ежегодного бала обувщиков под патронажем Венского союза обувщиков и производителей ортопедической обуви. В 2012 г. проект бескаблучной обуви награжден дипломом за участие в фестивале молодых дизайнеров в рамках 25-й международной выставки «КОНСУМДИЗАЙН-2012».

В 2010/11 гг. исследования по диссертационной работе выполнялись в рамках научно-исследовательского гранта по направлению аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" и программы "Михаил Ломоносов" на базе университета Hochschule Niederrhein (Германия). Промежуточные и итоговые результаты по проекту докладывались на семинарах в Москве, Бонне и ученом совете МГУДТ.

Основные результаты работы прошли апробацию в ООО «Лакшери», ООО «Кредо», ОАО «Егорьевск-обувь», ООО «Спорттовары Боско», ООО «Медиа групп СТЕП», ООО «Викарм» и используются в учебном процессе на кафедре "Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи" в виде двух учебных пособий под грифом УМОЛегпром для подготовки бакалавров, обучающихся по направлениям 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности» и 262000 «Технология изделий легкой промышленности».

Публикации. Основные положения проведенных исследований опубликованы в 13 научных статьях, из них три в научных изданиях, включенных в список, утвержденный Высшей Аттестационной Комиссией, две статьи опубликованы в зарубежных изданиях.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы, включающего 146 библиографических и электронных источников и пяти приложений. Работа изложена на 140 страницах машинного текста, содержит 117 рисунков и 4 таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы; сформулированы цель и основные задачи; определены объекты и методы исследования; отражены научная новизна и практическая значимость работы, апробация полученных результатов.

В первой главе показано, что одним из путей решения проблем поиска новых форм изделий из кожи является ретроспективный анализ

формообразования обуви и аксессуаров. Разработана структурная схема историко-аналитического исследования, состоящая из трех условных этапов: предыстории, истории и современности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структурная схема проведения исследования

По этой схеме проведены исследования исторических типов обуви и выделены базовые конструкции современных видов ремешково-сандальной обуви, туфель, полуботинок, ботинок и сапог с модификациями в зависимости от способа закрепления на ноге.

Для анализа и классификации современного ассортимента женской модельной обуви за основу взята общепризнанная классификация Ю.П. Зыбина, согласно которой основные пять видов обуви определяются степенью закрытости ноги деталями верха.

Разработанная нами классификация (рисунок 2) содержит новые виды верха и низа обуви как то: гибриды, к которым относятся пограничные конструкции, например, сапоги-сандалии или обувь-трансформер (рисунок 3, а) и смешанный тип, включающий перетекающие друг в друга каблук-платформу; перевернутый каблук; конструкцию с отсутствием геленочной части подошвы; бескаблучную обувь (с опорой на платформу в носочной части и отсутствием каблука) (рисунок 3 б, в).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕНСКОЙ МОДЕЛЬНОЙ ОБУВИ

1. Конструкция верха обуви"!

Сандалии

X

Туфли

с круговой союзкои —

с отрезным носком

с отрезной задинкои

с овальной вставкой —

с составной союзкои

X

Полуботинки

— с настрочными берцами —

Ботинки

с настрочнои союзкои

с овальной вставкой

__на резинке

Сапоги

— на застежке-молнии

— без застежки

X

Гибриды

— на шнурках

— на пуговицах/ кнопках

-| 2. Конструкция низа обуви ||

глухое голенище

X

Подошва

Каблук

Смешанный тип

с рантом

клиновидная

>

платформа \-

прямая

прямой

скошенный

сужающиися

расширяющийся

фигурный

Рисунок 2 Фрагмент классификации современной женской модельной обуви

Рисунок 3 Новые виды обуви: а - гибриды; б, в - смешанный тип низа обуви

Предложенная классификация современной модельной обуви использована при создании специализированной базы данных арт-обуви, которая влечет за собой совершенствование методики проектирования обуви как арт-объекта. Таким образом, формируется методическое обеспечение дизайнерской деятельности, на базе которого и развивается собственно процесс формообразования.

Во второй главе представлены исследования принципов формообразования объемно-пространственных форм применительно к обуви и аксессуарам как арт-объектам.

Систематизированы сложные формы обуви и аксессуаров с точки зрения пластической характеристики, эмоционального восприятия, степени открытости объемных форм. Фрагмент систематизации представлен на рисунке 4. Рассмотрены средства гармонизации объемно-пространственных форм, использование которых наиболее целесообразно в проектировании обуви и аксессуаров как арт-объектов: нюанс, контраст, тождество, статика или динамика, ритм, симметрия и асимметрия, масштабность и пропорции (рисунок 5).

Форма 1

Характерные признаки

Легкая форма

вытянутые вверх параллелепипед, пирамида, эллипсоид, равнобедренные треугольники и т.п.

1. С точки зрения пластической характеристики

Тяжелая форма в основе куб, параллелепипед или

Рисунок 4 Фрагмент систематизации сложных форм обуви и аксессуаров на основе эстетического свойства

Вид средства гармонизации Характерные признаки

1 2

1. Нюанс

Характеризуется слабым различием элементов формы по основным композиционным признакам

Сближенное отношение «Р Выражается обратным изменением свойств, например увеличением размеров и упрощением фактуры

Отдаленное отношение Характеризуется прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров

Рисунок 5 Фрагмент систематизации средств гармонизации обуви и аксессуаров сложных форм

На основе изученного материала по теории композиционного формообразования нами выделены основные принципы формообразования объемно-пространственных объектов применительно к обуви и аксессуарам сложных форм: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность, способствующие поиску и разработке новых форм изделий из кожи (рисунок 6).

Предложена структурная схема анализа творческого источника (рисунок 7), состоящая из поэтапного изучения визуальных характеристик источника: формы, структуры, конструкции, элементов декора, фактуры, цветового решения.

Систематизированные данные о средствах и принципах формообразования объемно-пространственных форм и разработанная схема поэтапного анализа творческого источника предложены в качестве второй методики поиска новых форм изделий из кожи на стадии предпроектных исследований и эскизного проектирования.

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

1. Рациональность

4. Гибкость

в. Образность

7. Целостность

2. Тектоничность

3. Структурность |-»

• установление прямой связи формы с предъявляемыми к ней функциональными и экономическими требованиями; -принятие рационального композиционно-художественного ^ решения формы_

- прямое раскрытие в форме ее конструктивной основы;

- наложение на конструктивную основу декоративных элементов

-нахождение гармоничной связи (структурного соподчинения) элементов формы путем выделения главного и второстепенных элементов, их контрастного сопоставления за счет цвета, ^ пластики, размеров и др. _

- построение новой формы на основе модификации конструкции, цвета, материала, комбинаторики ее элементов

5. Органичность ]_»

- построение композиции на основе анализа особенностей морфологии и пластики биоформ, закономерностей их ^ тектонического формообразования_

• раскрытие в форме идейного замысла посредством материала;

• выражение стилистического характера формы за счет отражения стилевых черт времени

• установление связи между средствами и приемами композиционного построения формы путем организации ритмического строя, соблюдения пропорций, со подчиненности элементов и др.

Рисунок 6 Принципы формообразования изделий из кожи сложных форм

Схема поэтапного анализа творческого источника:

1. Анализ формы

- определение исходных формообразующих элементов (прямоугольник, трапеция, овал), пропорций и соподчиненности этих элементов

2. Изучение структуры

3. Анализ конструкции

4. Анализ элементов декора

6. Изучение фактуры

- изучение формы главных, менее значимых и второстепенных элементов

- определение постоянства связей частей целого через характерный ритм геометрических элементов

- выявление способов соединения конструктивных элементов формы

• подетальное изучение особенностей художествнно-композиционного соподчинения элементов декора, специфики орнаментации формы

- изучение средств передачи фактуры поверхности

в. Анализ цветового решения - выявление тесноты связи цвета с другими

средствами композиции

• изучение как с помощью цвета можно акцентировать или ослабить нужные элементы формы

Рисунок 7 Схема поэтапного анализа творческого источника

В третьей главе излагаются основные положения методики маркетингового исследования по выявлению актуальных художественно-конструктивных признаков обуви и аксессуаров. Для изучения потребительских предпочтений при выборе обуви и кожгалантереи разработаны четыре анкеты и проведены экспериментальные исследования по трем направлениям: мода, обувь (женская и мужская) и кожгалантерея (сумки). В опросе приняли участие 300 респондентов (женщин и мужчин соответственно) в возрасте от 18 до 24 лет, проживающих в Москве и Московской области.

По результатам исследования выявлено, что большинство потребителей следуют моде и предпочитают носить модные изделия, когда они отвечают их вкусу и еще не распространены массово. Значимая доля опрашиваемых отнесли себя к группе интересующихся «остромодными» новинками и высказались в пользу их адаптации в повседневную моду, что подтверждает актуальность нашей работы.

Установлено, что наиболее важной характеристикой при выборе изделий из кожи является форма изделия в целом. Преобладающее большинство потребителей предпочитают покупать обувь и сумки с верхом из натуральной кожи, что свидетельствует о повышенных требованиях потребителей к гигиеническим требованиям и требованиям надежности. На эти факторы рекомендовано обратить особое внимание при разработке концепции нового ассортимента.

Определена значимость основных художественно-конструктивных признаков весенне-осенней, летней и модельной женской и мужской обуви, а также повседневных и нарядных сумок и выявлен наиболее популярный вид обуви в зависимости от сезона носки и назначения.

Установлено, что самьм востребованным ввдом нарядной мужской обуви среди потребителей оказались полуботинки из натуральной кожи, на низком и среднем каблуке, с овальной и треугольной формами носочной части. Популярные цвета материала верха обуви: черный, коричневый и белый. В выборе фурнитуры большинство мужчин указали шнуровку и ремешки с пряжкой.

Что касается женских нарядных сумок, то наиболее популярными моделями являются сумки маленькие и среднего размера, прямоугольной формы, из кожи черного цвета. Среди функциональной фурнитуры наибольшие предпочтения получили застежка-молния и клапан; среди декоративной фурнитуры - накладки, пряжки и цепочки.

Выявлено, что в качестве модельной женской обуви большинство женщин выбирают туфли из гладкой кожи или замши, на высоком и особо высоком каблуке, с овальной формой носочной части. Популярные цвета:

черный и белый; синий, красный и бежевый. Желаемой фурнитурой являются ремешки с пряжками.

Предложенная методика маркетинговых исследований является частью комплексной методики проектирования обуви как арт-объекгов.

В четвертой главе показано, как при создании изделий нового ассортимента художник-модельер может использовать разработанные нами методики проектирования обуви как арт-объекта: ретроспективный анализ, анализ творческого источника, оценка потребительских предпочтений и интерактивного моделирования на основе специализированной базы данных, для чего составлена наглядная схема комплексной методики проектирования обуви как арт-объекта (рисунок 8).

Рисунок 8 Методика проектирования обуви как арт-объекта

При анализе современного ассортимента обуви как арт-объектов мы установили, что основополагающими признаками для их систематизации являются системы верха и низа обуви, а также базовая форма, характеризующая общую структуру объекта (рисунок 9).

В конструкциях верха современной модной обуви мы выделили: бесшовные, цельнокроеные, мягкие (свободные) и конструкции со сложными переплетениями. В систему низа обуви мы включили выделенные нами ранее

конструкции смешанного типа: с каблуком, перетекающим в платформу, с перевернутым каблуком, подошвой без геленочной части и бескаблучную конструкцию (рисунок 3).

Базовую форму мы систематизировали по визуальному восприятию на архитектурную, скульптурную, футуристическую, иллюзорную, металлическую (hardwear), художественную (artistic performance).

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБУВИ КАК АРТ-ОБЪЕКТОВ

I

Система верха обуви —Базовая форма ^^ Система низа обуви

1 Архитектурная Скульптурная

Бесшовная конструкция Конструкция каблук-платформа

Цельнокроеная конструкция Футуристическая Конструкция с перевернутым каблуком

Иллюзорная »

Мягкая (свободная конструкция) _ Конструкция подошвы без геленочной части

Hardware (Металлическая)

Конструкция со сложными переплетениями Artistic performance (Художественная) Бескаблучная конструкция

Трансформируемая

Рисунок 9 Систематизация обуви как арт-объекта

На основе анализа современной арт-обуви разработан каталог «РазЫоп&Эезпе», который содержит подборку оригинальной обуви от современных молодых дизайнеров и их концепциях для поиска решений нового ассортимента на стадии предпроектного анализа (рисунок 10).

Для достижения поставленной в работе цели мы разработали Интернет-сайт, структура которого позволяет пользователю ознакомиться с информацией об обуви как арт-объекте, изучить ее классификацию и воспользоваться интерактивным приложением (программой-конструктором обуви), создавая собственный дизайн модели. Структурная схема сайта представлена на рисунке 11.

Специализированная база данных представляет собой разработанные в CoralDRAW базовые формы и конструктивно-декоративные элементы моделей арт-обуви с учетом современных направлений моды.

ЬыЬиГ"»

FASHION

Интернет млга j an

Ъпш пара v.:

Г

1 Войти І

Андреи Чавес окончила институт Polimorfa во Флоренции в 2010 годц. Творческие проекты уроженки Бразилии привлекли внимание международных средств массовой информации еще во время ее учебы. Известность начинающему дизайнеру принесли 'InvitibleShoe" с их инновационным визуальным подходам к проектированию овуви. Дизайн ее моделей построен на оптическом эффекте -зеркальных поверхностях, позволяющих отражать окружающую среду, создавая «невидимость« самой оОуви. "InvitlbleShoe' выли отмечены на: международных выставках и в ведущих изданиях. Первая серия авангардной обуви от Андреа Чавес Выла запущена в феврале гон года я

Рисунок 10 Фрагмент разработанного электронного каталога «Fashion & Desire»

• їлавная страница Классификация арт-обуви • Каталог Fashion&Desire • Интересные статьи • FAQ

I-

Выбор вида обуви I

• Сандалии

• Полуботинки

• Сапоги

• Ботинки

• Туфли

Моделирование _I

Руководство пользователя

^ Создание модели сф

• Выбор деталей верха, низа и декора

• Изменение цвета деталей

• Вращение моде/1 и на 180о

• Общий вид

• Сохранить

• Вернуться к выбору вида обуви

Оформление заказа

Рисунок 11 Схема разработанного Интернет-сайта арт-обуви

Приложение по моделированию обуви располагается на одной из страниц сайта, доступ к которой имеет зарегистрированный в системе пользователь. В Приложении предлагается выбрать вид обуви для разработки, после чего подгружаются детали верха и низа обуви и декоративные элементы в соответствии с пунктами классификации. Пользователь выделяет необходимые детали обуви, которые автоматически собираются на прообразе контура ноги в отдельном окне. Он может изменять цвета деталей, вращать собранную модель на 180°, что позволяет увидеть ее с внутренней и наружной сторон, и просмотреть, как будет выглядеть собранная обувь на виртуальной модели. После этого разработанную модель можно сохранить и приступить к оформлению заказа.

При помощи интерактивной среды проектирования арт-обуви нами разработан экспериментальный образец бескаблучных сапог (рисунок 12).

Рисунок 12 Разработка экспериментального образца в интерактивной среде проектирования арт-обуви

Апробация разработанной интерактивной среды проектирования арт-обуви на ООО «Лакшери», ООО «Кредо», ОАО «Егорьевск-обувь», ООО «Спорттовары Боско», ООО «Медиа групп СТЕП», ООО «Викарм» подтвердила правильность выдвинутых в диссертации положений разработки методики проектирования обуви сложных конструкций.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Разработана структурная схема историко-аналитического исследования обуви. Проведено исследование развития исторических типов и конструкций обуви и определены базовые конструкции современной обуви в зависимости от способа ее закрепления на ноге.

2. Рассмотрены и систематизированы формы обуви и аксессуаров сложных форм с точки зрения пластической характеристики, эмоционального восприятия и степени открытости объемно-пространственных форм. Выделены средства гармонизации объемно-пространственных форм, использование которых наиболее целесообразно в проектировании обуви и аксессуаров как арт-объектов.

3. Определены основные принципы формообразования объемно-пространственных объектов применительно к обуви и аксессуарам как арт-объектам. Составлена структурная схема поэтапного анализа визуальных характеристик творческого источника на этапе эскизного проектирования.

4. Предложена методика маркетингового исследования потребительских предпочтений при выборе обувной и кожгалантерейной продукции. Разработаны анкеты и проведены экспериментальные исследования по трем направлениям: мода, обувь (женская и мужская) и кожгалантерея (сумки). Показана значимость основных художественно-конструктивных признаков весенне-осенней, летней и нарядной женской и мужской обуви и повседневных и нарядных сумок для потребителей. Выявлены наиболее популярные модели в зависимости от сезона носки и назначения.

5. Предложена классификация современной модельной обуви с учетом конструкций обуви как арт-объектов. Систематизированы модели арт-обуви по составляющим систем верха и низа обуви и восприятию базовой формы.

6. Разработан каталог «РазЫоп&Оезпе», который содержит подборку оригинальной и концептуальной обуви от современных молодых дизайнеров для предпроектного анализа и поиска решений новых конструкций.

7. Разработана специализированная база данных форм и конструктивно-декоративных элементов обуви как арт-объектов с учетом современных направлений моды и классификации женской модельной обуви.

8. Разработан интернет-сайт, структура которого позволяет пользователю ознакомиться с информацией об арт-обуви и воспользоваться интерактивным приложением для создания собственной модели, используя базу данных форм-прообразов. Предложенная модель Интернет-сайта может использоваться отдельными творческими корпорациями в качестве «онлайн-ателье» для разработки новых моделей в режиме виртуального заказа.

9. Разработана концепция совершенствования предпроектной деятельности художников-конструкторов, основанная на сочетании комплекса методик: ретроспективного анализа, анализа творческого источника, оценки потребительских предпочтений и интерактивного проектирования на основе специализированной базы данных. Промышленная апробация результатов работы на на реальных предприятиях обувной промышленности показала эффективность и перспективность внедрения предложенных методик.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Рябова Е.А. Обувные арт-объекгы XX века. Ж-л «STEP-new» № 6 -M.: 2009. - 0,18 п.л. (лично автором 0,18 п.л.).

2. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Фукин В.А., Костылева В.В. Прогнозирование нового ассортимента на основе графиков цикличности формообразования обуви. Научный ж-л «Дизайн и Технологии», № 15 - М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. - 0,31 пл. (лично автором 0,10 пл.) (из перечня ВАК).

3. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Костылева В.В. Формообразование обувных арт-объекгов в истории моды. Сборник тезисов докладов 62 Научной конференции студентов и аспирантов «Молодые учёные - XXI веку», посвященной 80-летию университета/ - М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. - 0,06 пл.

(лично автором 0,02 пл.).

4. Рябова Е.А. Каблук как арт-объекг. Ж-л «STEP-new» № 3 - M.: 2010. -

0,18 пл. (лично автором 0,18 пл.).

5. Рябова Е.А. Фурнитура как арт-объекг, или история одной маленькой детали. Ж-л «STEP-new» № 4 - M.: 2010. - 0,18 пл. (лично автором 0,18 пл.).

6. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Фукин В.А. Выявление базовых прототипов современного ассортимента обуви на основе ретроспективного анализа моды, конструкций и форм обуви. Научный ж-л «Дизайн и Технологии», № 18 - М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. - 0,18 пл. (лично автором 0,06 пл.) (из перечня ВАК).

7. Рябова Е.А. Forming of the shoeshape and accessories as ari-objecxs. Сборник докладов международного научного семинара стипендиатов программ «Михаил Ломоносов И» и «Иммануил Кант II» 2010/2011. - 0,25

пл. (лично автором 0,25 пл.).

8. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Фукин В.А. Прогнозирование нового ассортимента на основе графиков цикличности формообразования обуви. Сборник международной научной конференции "Новое в технике и технологии текстильной и легкой промышленности". Часть 3/ - Витебск: ВГТУ, 2011. - 0,12 пл. (лично автором 0,04 пл.).

9. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Синева В.В., Фукин В.А. Principles of art-objects forms creation for shoes and accessories design. Сборник докладов международной Корейско-Российской конференции «Grand fashion»/- М.: KF&CDA, 2011. - 0,12 пл. (лично автором 0,03 пл.).

10. Рябова Е.А. Перчатки. Вторая кожа или важнейший аксессуар Ж-л «STEP-new» № 5 - М.: 2011. - 0,18 пл. (лично автором 0,18 пл.).

11. Рябова Е.А. Прогнозирование женского обувного ассортимента сезона весна-лето 2012. Ж-л «STEP-new» № 5 - М.: 2011. - 0,12 пл. (лично автором 0,12 пл.).

12. Рябова Е.А. Маркетинговое исследование потребительских предпочтений при выборе женских аксессуаров. Ж-л «STEP-new» № 2 - М.: 2012. - 0,18 пл. (лично автором 0,18 пл.).

13. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Фукин В.А. Выявление актуальных художественно-конструктивных решений кожгалантерейных изделий сезона осень-зима 2012/13. Научный ж-л «Дизайн и Технологию), № 28 - М.: ИИЦ МГУДТ, 2012. - 0,18 пл. (лично автором 0,06 пл.) (из перечня ВАК).

Рябова Екатерина Александровна

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБУВИ И АКСЕССУАРОВ КАК АРТ-ОБЪЕКТОВ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Усл.-печ. 1,0 п.л. Тираж 70 экз. Заказ № 156-12

Редакционно-издательский отдел МГУДТ 117997,г. Москва, ул. Садовническая, 35, стр. 1 Тел/факс (495) 506 72 71 e-mail: rfTost@vandex.ru Отпечатано в РИО МГУДТ

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Рябова, Екатерина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОДЫ В ОБУВИ И АКСЕССУАРАХ.

1.1 Формирование исторических типов и конструкций обуви и аксессуаров.

1.2 Анализ особенностей развития конструкций современной обуви.

1.3 Анализ современного ассортимента женской модельной обуви и его классификация.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБУВИ И АКСЕССУАРОВ.

2.1 Особенности процесса формообразования в теории современного художественного проектирования.

2.2 Исследование средств гармонизации и принципов формообразования современной обуви и аксессуаров.

2.3 Исследование процесса формообразования обуви и аксессуаров как артобъектов.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБУВНОГО И КОЖГАЛАНТЕРЕЙНОГО АССОРТИМЕНТА.

3.1 Экспериментальное исследование отношения потребителей к моде.

3.2 Маркетинговое исследование актуальных художественно-конструктивных признаков женской обуви и кожгалантерейных изделий.

3.3 Маркетинговое исследование актуальных художественно-конструктивных решений мужской обуви.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

КОНСТРУКЦИЙ ОБУВИ КАК АРТ-ОБЪЕКТОВ.

4.1 Разработка принципа систематизации обуви как арт-объектов.

4.2 Разработка интерактивной среды проектирования обуви как арт-объектов на основе специализированной базы данных форм-прообразов.

4.3 Рекомендации для промышленного моделирования обуви сложных конструкций.

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ.

Введение 2012 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Рябова, Екатерина Александровна

Актуальность исследования и состояние вопроса. Сегодня производится большое количество обуви и аксессуаров разнообразных форм. В условиях широкого выбора к ним предъявляются повышенные требования изысканности и оригинальности, что влечет за собой желание создавать свой собственный неповторимый стиль.

Постоянное усложнение конструкций, появление новых решений объемно-пространственных форм ставят перед конструкторами сложные технические задачи по воплощению дизайнерских проектов. Их реализация может быть найдена на пути классификации современной модельной обуви и создании на ее основе специализированной базы данных, что позволит сократить временные затраты на этапе предпроектной деятельности.

Чтобы потенциальные покупатели смогли удовлетворить свои индивидуальные пожелания, нужно предложить им выбор изделий в широком ассортименте. Ассортиментная политика должна быть направлена на создание изделий с такими свойствами, которые удовлетворяли бы специфические запросы определенного контингента потребителей. В связи с этим возникает необходимость получения информации, позволяющей прогнозировать потребности рынка. Реальной базой для этого могут стать маркетинговые исследования потребительских предпочтений для выявления актуальных художественно-конструктивных признаков изделий из кожи при подготовке нового ассортимента продукции.

Сегодня особо смелые молодые дизайнеры не желают разрабатывать обувь и аксессуары для масс маркета, а хотят самовыразиться в своей работе, создавая модели, зачастую относящиеся к арт-объектам. Арт-объект — это объект искусства, вещь, которая представляет собой не только материальную, но и художественную ценность. Арт-объекты создаются в основном не как функциональные (утилитарные) изделия, а изделия, в которые вложена душа творца. Фантазия и мастерство художника позволяют ему создавать арт-объекты, используя любые предметы и материалы. Каждый новый модный сезон обязательно появляются новые оригинальные модели: обувь как абстрактная скульптура, обувь-трансформер, каблуки-небоскребы, бескаблучная обувь и пр. Безусловно, арт-обувь привлекает женское внимание, но с присущей им практичностью они предпочитают восхищаться такими «шедеврами» исключительно на полках бутиков. И только те дизайнерские изделия, которые попадают под определение «wearable art», так называемое «носибельное искусство», пользуются спросом у широкого круга покупателей. Коммерчески успешные бренды, в чьих коллекциях представлена креативная обувь, не упускают из поля зрения комфорт, которым непременно должна отличаться современная обувь. Создание не просто оригинальных форм обуви, но и одновременно удобных в носке считается высшим пилотажем в мире моды.

Высокая конкуренция среди отдельных дизайнеров и брендов способствовали развитию интернет-торговли для продвижения «остромодных» новинок на современный рынок. Однако креативная обувь, не ограниченная только «красивой картинкой», а отличающаяся еще и высоким качеством, сопровождается крайне завышенными ценами, ведь в мире моды ничто не ценится так высоко, как оригинальная идея.

Задачей нашего исследования является создание специализированного сайта в качестве модели Интернет-магазина, в котором пользователь может с помощью встроенной программы моделирования создавать собственный дизайн обуви, используя формы-прообразы модной арт-обуви из предоставленной ему специализированной базы данных. Такой маркетинговый подход может стать решением проблемы внедрения «остромодной» обуви на современный рынок: во-первых, привлечь покупателя, который может позволить себе купить оригинальную пару женской обуви собственного дизайна, во-вторых, за счет имеющихся уже в наличии деталей и элементов обуви повысить эффективность процесса их производства.

Большинство известных работ, посвященных проектированию обуви и кожгалантереи, направлено на решение ряда теоретических и практических положений конструирования, а также автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Однако практически отсутствуют исследования в области дизайн-проектирования современной модельной обуви сложных форм. Это обусловливает необходимость проведения исследований в области формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов.

Комплексное исследование принципов формообразования изделий из кожи предполагает анализ и систематизацию научных материалов различных областей знаний. Так, вопросами исторического развития конструкций изделий из кожи занимались отечественные и западные исследователи, как то Ю. П. Зыбин, Ф. М. Пармон, Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева,А. Ю. Круглова, А.А Зыбина, М. Н. Мерцалова, Н. М. Каминская, Е. В. Киреева, Ж. Б. Янукс, И. В. Грязева, Е. А. Косарева, Э. Б. Плаксина, JI. А. Михайловская, А. А. Васильев, В. Брун, Дж., Ричардсон, А. Кребер, Дж. Лавьер, А. Фукай, Т. Сьерр, М. Ивагами, Брост X. [1] - [27] и др. Богатым источником знаний о периодической изменчивости форм модной одежды, цикличности сменяемости элементов костюма являются работы Т. В. Козловой [17] и Г. И. Петушковой [18]. Весомый вклад в вопросы влияния различных факторов на процессы формообразования изделий внесли работы современного научного исследователя Г. А. Бастова [14].

Кроме того, ретроспективному анализу форм и конструкций изделий из кожи способствовали экспозиции Государственного исторического музея и Музея истории и реконструкции Москвы, Первый российский виртуальный музей обуви Shoe Icons (в том числе книга-альбом Н. Мустафаева и Н. Подтелковой «Обувь XX века. История моды и дизайна» [28], выпуски журнала мод «S» («СТЭП») и сайты о моде [29] - [49], а также сайты зарубежных музеев: Музей института костюма Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке (США), Обувной музей Бата в Торонто (Канада), Венский музей обуви (Австрия), Музей обуви Эльды (Испания), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), Музей обуви Вилла Фоскарини Росси (Италия), Музей Shoes or no Shoes (Бельгия), Немецкий музей обуви и кожи в Оффенбахе и Музей обуви в Пирмазенсе (Германия), виртуальный музей обуви на высоком каблуке [50] - [82].

В вопросах исследования истории обувного дела и развития кожевенного производства использовались материалы В. А. Перебаскина, С. А. Семенова, П. Вебера, Ф. Штихельбергера [83] - [86].

При изучении приемов формообразования объемно-пространственных объектов существенную помощь оказали труды Г. Б. Миневрина, А. В. Ефимова, А. В. Иконникова, И. А. Азизян, И. А. Добрициной, Г. С. Лебедевой, О. Н. Даниловой, И. А. Шеромовой, А. А. Ереминой, Б. П. Михайлова и зарубежных авторов [87] - [96], а также терминологические справочники [97] - [98]. В работах В. Б. Устина, О. Л. Голубевой, А. В. Степанова, Т. В. Козловой и Ф. М. Пармона подробно рассмотрены средства композиции в художественном проектировании [99] - [103]. Иллюстрации студенческих работ взяты из каталогов конкурсов молодых дизайнеров обуви и аксессуаров «Mosshoes», «Московский дебют» и «Shoes-Style» [104] - [107].

Маркетинговые исследования производились на основе метода социологического исследования закономерностей функционирования моды, разработанного А. А. Зыбиной [108] и методики анкетного опроса, описанного И. В. Бестужевым-Лада и др. [109] - [112].

В вопросах классификации, проектирования и технологии изделий из кожи использованы материалы Ю. П. Зыбина, В. М. Ключниковой, Т. С. Кочетковой, В. А. Фукина, А. Н. Калиты, Т. В. Козловой, 3. Н. Боскова, Г. 3. Крюкова, Г. Б. Миневрина, И. Т. Волкотруба, Т. О. Бердника, Б. Я. Иванова, А. Я. Палицкого, В. С. Макаровой, Н. 3. Майоровой, Л. П. Морозовой, В. Д. Полуэктовой, Е. Я. Михеевой, Г. А. Мореходова, Т. П. Швецовой и др.[113] -[127].

Исследованию современного дизайна и стилей способствовали работы П. Макнил, Д. Риелло, В. Г. Власова, Н. М. Сокольниковой, В. Н. Крейн, С. М. Михайлова, Г. Г. Курьеровой, В. JL Глазычева и зарубежных авторов [128] -[135].

При изучении современного ассортимента женской модельной обуви использованы материалы специализированных изданий «СТЭП», «Shoes Report», «S» (STYLE), «ARS-Arpel», «InShoes» [136] - [142] и Интернет-ресурсы. Обширными, но требующими особого анализа источниками информации о современных направлениях моды в обуви послужили международные выставки «Обувь. Мир кожи», «Мосшуз», «Консумэкспо», «GDS».

При разработке интерактивной базы данных использованы материалы С. Суэринга, Т. Конверса, Дж. Парка и электронные источники [143] - [146].

Таким образом, рассматривая вопросы формообразования обуви и кожевенно-галантерейных изделий, можно сделать вывод о том, что имеющийся в нашем распоряжении обширный исследовательский материал создает предпосылки для глубокого изучения развития форм и конструкций обуви и аксессуаров, усовершенствования классификации современной обуви и создания информационного сайта на основе специализированной базы данных актуальных форм-прообразов обуви как арт-объектов.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является совершенствование процесса проектирования изделий из кожи на этапе предпроектных исследований с учетом принципов формообразования изделий сложных конструкций, воспринимаемых как арт-объекты.

Для достижения поставленной цели в работе:

• исследованы особенности развития исторических типов и конструкций изделий из кожи и определены базовые конструкции современной обуви;

• проведен анализ современного ассортимента женской модельной обуви и разработана его классификация с учетом принципов формообразования обуви как арт-объектов;

• исследованы принципы и средства гармонизации изделий сложных форм в современном художественном проектировании;

• систематизированы конструкции обуви как арт-объектов;

• создана интерактивная среда проектирования обуви как арт-объектов на основе специализированной базы данных форм-прообразов;

• разработан Интернет-сайт для работы в интерактивной среде проектирования арт-обуви. Сайт ориентирован на группы дизайнеров и конструкторов, занимающихся разработкой креативных моделей обуви;

• проведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений при выборе обуви и кожгалантерейных изделий;

• разработана комплексная методика поиска новых форм изделий из кожи в целях совершенствования предпроектной деятельности художников-конструкторов и даны практические рекомендации для промышленного моделирования изделий сложных форм;

• созданы коллекции обуви как арт-объектов в качестве апробации предложенных в работе методик;

• даны рекомендации для промышленного проектирования и подготовки производства серии моделей арт-обуви.

Объектом исследования являются обувные и кожгалантерейные изделия сложных форм.

Предмет исследования - процесс формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов.

Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач применялась комплексная методика исследований, включающая поиск визуальной информации, историко-аналитический и структурно-графический анализ, анкетный опрос и статистический анализ, классификация и систематизация, программирование, теоретические и практические основы конструирования изделий из кожи.

Научная новизна работы заключается в разработке:

• классификации современной модельной обуви;

• принципов систематизации конструкций моделей арт-обуви;

• теоретического описания процесса формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов;

• концепции совершенствования предпроектной деятельности художников-конструкторов, основанной на сочетании комплекса разработанных методов: ретроспективного анализа, анализа творческого источника, оценки потребительских предпочтений и интерактивного проектирования на основе специализированной базы данных.

Практическая значимость работы состоит в:

• создании информационной базы о современной обуви как арт-объекте в виде разработанного электронного каталога «РазЫоп&Оезн-е», предназначенного для поиска новых форм на этапе предпроектного анализа;

• разработке специализированной базы данных форм-прообразов и деталей современной модной арт-обуви, допускающей возможность их модификаций в соответствии с эстетическими требованиями и направлениями моды; разработке интерактивной среды проектирования обуви как арт-объекта на основе специализированной базы данных, которая может использоваться отдельными творческими корпорациями для разработки новых моделей посредством виртуального заказа;

• разработке анкет и проведении маркетинговых исследований потребительских предпочтений, результаты которых открыты для использования предприятиями кожевенно-обувной индустрии;

• изучении и систематизации обширного исследовательского материала по истории развития типов и конструкций обуви и аксессуаров и формообразованию сложных объемно-пространственных объектов в виде учебных пособий для студентов профильного направления;

• разработке экспериментального образца при помощи интерактивной среды проектирования обуви как арт-объекта;

• разработке рекомендаций для промышленного проектирования изделий из кожи сложных форм.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертационной работе, подтверждается применением

10 современных информационных технологий, корректным использованием методов статистического анализа для оценки значимости параметров формообразования и формирования баз данных и согласованностью результатов теоретических и экспериментальных исследований, апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, конференциях, семинарах, а также актами производственной и учебной апробации разработанных методов и их положительной оценкой на предприятиях обувной и кожгалантерейной промышленности.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения диссертации и результаты работы доложены и получили положительную оценку на: 62-ой научной конференции "Молодые ученые 21 веку" (Москва, 2010), международной технической конференции "Новое в технике и технологии текстильной и легкой промышленности" (Витебск, 2011), корейско-российской Международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference "Grand Fashion" (Москва, 2011), заседаниях кафедры «Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи» (Москва, МГУДТ, 2009-2012 г.).

В 2010 г. разработанная модель бескаблучной обуви как арт-объекта была награждена дипломом II степени и почетным призом Международного конкурса на самую оригинальную дизайнерскую модель обуви «Award for the Crazy Shoe 2010 Vienna», проходившего в рамках ежегодного бала обувщиков под патронажем Венского союза обувщиков и производителей ортопедической обуви. В 2012 г. проект бескаблучной обуви награжден дипломом за участие в фестивале молодых дизайнеров в рамках 25-й международной выставки «КОНСУМДИЗАЙН-2012».

В 2010/11 гг. исследования по диссертационной работе выполнялись в рамках научно-исследовательского гранта по направлению аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" и программы "Михаил Ломоносов" на базе университета Hochschule

Niederrhein (Германия). Промежуточные и итоговые результаты по проекту докладывались на семинарах в Москве, Бонне и ученом совете МГУДТ.

Основные результаты работы внедрены в ООО «Лакшери», ООО «Кредо», ОАО «Егорьевск-обувь», ООО «Медиа групп СТЕП», ООО «Спорттовары Боско» и ООО «Викарм» и используются в учебном процессе на кафедре "Художественное моделирование, конструирование и технология изделий из кожи" Московского государственного университета дизайна и технологии в виде учебных пособий под грифом УМОЛегпром: "Выявление исторических прототипов современной моды в обуви и закономерностей ее развития" (МГУДТ, 2011) и "Формообразование сложных объемно-пространственных объектов" (МГУДТ, 2012) для подготовки бакалавров, обучающихся по направлениям 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности» и 262000 «Технология изделий легкой промышленности».

Публикации. Основные положения проведенных исследований опубликованы в 13 научных статьях, из них 4 в научных изданиях, включенных в список, утвержденный Высшей Аттестационной Комиссией, 2 статьи опубликованы в зарубежных изданиях.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и пяти приложений. Работа изложена на 140 страницах машинного текста, содержит 117 рисунков и четыре таблицы. Приложения представлены на пяти страницах. Список литературы включает 146 библиографических и электронных источников на русском и иностранных языках.

Заключение диссертация на тему "Разработка принципов формообразования обуви и аксессуаров как арт-объектов"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Разработана структурная схема историко-аналитического исследования обуви. Проведено исследование развития исторических типов и конструкций обуви и определены пять базовых конструкций современной обуви в зависимости от способа ее закрепления на ноге.

2. Определены и систематизированы формы обуви и аксессуаров сложных форм с точки зрения пластической характеристики, эмоционального восприятия и степени открытости объемно-пространственных форм.

3. Рассмотрены и систематизированы средства гармонизации объемно-пространственных форм, использование которых наиболее целесообразно в проектировании обуви и аксессуаров как арт-объектов: сближенный и отдаленный нюанс, сдержанный и обостренный контраст, полное и частичное тождество, статика и динамика, ритмические ряды, симметрия (зеркальная, осевая, поворотная, аффинная, криволинейная) и асимметрия, масштабность и пропорции.

4. Выделены основные принципы формообразования объемно-пространственных объектов применительно к обуви и аксессуарам как арт-объектам: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность, способствующие поиску и разработке новых форм изделий из кожи.

5. Предложена структурная схема анализа творческого источника на этапе эскизного проектирования, включающая поэтапный анализ его визуальных характеристик (формы, структуры, элементов декора, фактуры и т.п.).

6. Предложена методика маркетингового исследования потребительских предпочтений при выборе обувной и кожгалантерейной продукции. Разработаны анкеты и проведены экспериментальные исследования по трем направлениям: мода, обувь (женская и мужская) и кожгалантерея (сумки), по результатам анализа которых установлено, что большинство потребителей следуют моде и выступают в пользу адаптации «остромодных» новинок в повседневную моду, что подтверждает актуальность нашей работы. Выявлено, что наиболее важной характеристикой при выборе изделий из кожи является форма изделия в целом. Большинство потребителей предпочитают покупать обувь и сумки с верхом из кожи, что свидетельствует об их повышенных требованиях к гигиеническим свойствам и требованиям надежности.

7. Показана значимость основных художественно-конструктивных признаков весенне-осенней, летней и нарядной женской и мужской обуви и повседневных и нарядных сумок для потребителей. Выявлены наиболее популярные модели в зависимости от сезона носки и назначения. Рекомендовано использовать предложенную методику маркетинговых исследований потребительских предпочтений дизайнерскими и маркетинговыми отделами предприятий на этапе предпроектного анализа.

8. Предложена классификация современной модельной обуви для минимизации описания художественно-конструктивных признаков модной обуви при кодировании в базе данных.

9. Систематизированы модели арт-обуви по составляющим систем верха и низа обуви и восприятию базовой формы.

10. Разработан каталог «РаБЫоп&Оезке», который содержит подборку оригинальной и концептуальной обуви от современных молодых дизайнеров для предпроектного анализа и поиска решений новых конструкций.

11. Разработана специализированная база данных форм и конструктивно-декоративных элементов обуви как арт-объекта с учетом современных направлений моды и классификации женской модельной обуви.

12. Разработан интернет-сайт, структура которого позволяет пользователю ознакомиться с информацией об арт-обуви, изучить ее классификацию и воспользоваться интерактивным приложением для создания собственной модели, используя базу данных форм-прообразов.

Предложенная модель Интернет-сайта может использоваться отдельными творческими корпорациями в качестве «онлайн-ателье» для разработки новых моделей в режиме виртуального заказа.

13. Разработана концепция совершенствования предпроектной деятельности художников-конструкторов, основанная на сочетании комплекса методик: ретроспективного анализа, анализа творческого источника, оценки потребительских предпочтений и интерактивного проектирования на основе специализированной базы данных. В качестве апробации предложенных методик созданы экспериментальные коллекции арт-обуви, которые были представлены на различных выставках и были отмечены дипломами и почетными призами. Промышленная апробация результатов работы на ООО «Лакшери», ООО «Кредо», ОАО «Егорьевск-обувь», ООО «Спорттовары Боско», ООО «Медиа групп СТЕП», ООО «Викарм» показала эффективность и перспективность внедрения предложенных методик.

14. Даны рекомендации для промышленного проектирования и подготовки производства серии моделей арт-обуви.

Библиография Рябова, Екатерина Александровна, диссертация по теме Технология кожи и меха

1. Зыбин Ю.П. История развития конструкции обуви: учеб. пособие. М.: МТИЛП, 1977.- 168 с.

2. Пармон Ф.М. Эстетика форм и конструкции костюма в историческом аспекте: учеб. пособие. М.: МТИЛП, 1982. - 56 с.

3. Пармон Ф.М., Круглова А.Ю. Античные сандалии классический пример решения ремешковой обуви/ Сб-к трудов МТИЛП/ - М., 1983, с.32-37

4. Зыбина А. Ремешковая обувь от Тутанхамона до наших дней// Step. -1998. №4. - с.102-105

5. Мерцалова М.Н. История костюма/ М.: Искусство, 1972. - 97 с.

6. Каминская Н.М. История костюма/ М.: Легкая индустрия, 1977. - 128с.

7. Киреева Е.В. История костюма/ М.: Просвещение, 1976. - 165 с.

8. Козлова Т.В. Обувь и костюм: учеб. пособие. М.: Легпромбытиздат, 1987.- 97 с.

9. Грязева И. Этнические традиции изготовления обуви народов России и их значение для дизайна современных изделий: монография/ М.: НИЦ МГУДТ, 2009.-212 с.

10. Зыбина А. Ботинки: от эпохи ледников до современности// Step. 1998. -№5. с.94-96

11. Зыбина А. Сапоги: от кульков до Сен-Лорана// Step. 1998/99. - №6. -с.88-91

12. Косарева Е.А. Мода. XX век. Развитие модных форм костюма/ СПб.: Петербургский институт печати, 2006. - 486 с.

13. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма: стили и направления/ М.: Академия, 2003. - 221 с.

14. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи/ М.: Легпромбытиздат, 1995. - 208 с.

15. Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века: учеб. пособие. М.: МГТУ им. Косыгина, 2003. - 160 с.

16. История костюма/ Серия «Учебники XXI века»: учебник для вузов. -Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 416 с.

17. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования костюма: учеб. пособие, 2-е изд., перераб., доп./ М.: Легпромбытиздат, 1987. - 236 с.

18. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: учеб. для вузов/ М.: Академия, 2004. - 416 с.

19. Васильев A.A. Русская мода: 150 лет в фотографиях/ М.: Слово, 2004. - 448 с.

20. Янукс Ж.Б. Обувь сквозь века/ пер. Билфельд А./ Брюссель, 1999. -335 с.21 .Брун В. История костюма от древности до нашего времени/ пер. с нем. Светличной Г.А./ М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. - 464 с.

21. Laver J. Taste and fashion. From the French revolution to the present day/ J. Laver.-L., 1946.

22. Fukai A., Suohr Т., Iwagami M. Fashion History: Eine großartige Reise durch die Zeit und die Vielfalt der Mode: 2 Bände/ Publisher: Stiebner Verlag GmbH, 2008. - 242 S.

23. Karner R., Dopper E. Mode: von Kopf bis Fuß: 1750-2001/ Katalog des Historischen Museums/ Wien: Historisches Museum, 2009. - 215 S.

24. Seeling Ch. Mode: das Jahrhundert der Designer: 1900-1999/ Köln: Konemann, 1999. - 655 S.

25. Art of the 20th Century/ Ruhrberg, Schneckenburger, Fricke/ Cologne: Taschen, 1998.-432 S.

26. Wilcox C. Bags/- London: V&P Publishing, 1999. 127 S.

27. Каталог музея фотоматериал./ Венский музей обуви, 200977. http://www.museocalzado.com/78. http://www.vam.ac.uk/79. http://www.villafoscarini.it80. www.shoesornoshoes.com/81. http://www.ledermuseum.de/82. http://highheelshoemuseum.com/

28. Перебаскин В.А. Прамерь всех разумных// «Химия и жизнь». 1985. -№4.-с. 41-44

29. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке/ С.-Пб.: Наука, 1968. -361 с.

30. Вебер П. История обувного дела/ пер. Верлак А./ Швеция, 1998. -212 с.

31. Штихельбергер Ф. Кожевенное производство/ пер. Шпрингер Ю./ -Швеция, 1996.- 195 с.

32. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм: вып.2/ М.: ВНИИТЭ, 1974.- 179 с.

33. Минервин Г.Б., Ефимов A.B. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ М.: Архитектура-С, 2004. - 504 с.

34. Иконников A.B., Степанов Г. Основы архитектурной композиции/ М.: Искусство, 1971. - 224 с.

35. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры/ М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 568с.

36. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина A.A. Архитектоника объемных форм: учеб. пособие/ Владивосток: ВГУЭС, 2005. - 100 с.

37. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной архитектоники/ М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. - 280 с.

38. Иттен И. Искусство формы/ М.: Д. Аронов, 2001. - 136 с.

39. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество/ Под ред. Г.Б. Минервина/ -М.: Мир, 1969.-167 с.

40. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: Учеб. для вузов. Киев: Выща школа, 1991. - 245 с.

41. Kleefisch-Jobst U. Architektur im 20.Jh./- Köln: Dumont, 2003. 180 S.

42. Терминологический справочник: Формы геометрических тел/ М.: Недра, 1977. - 246 с.

43. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики/ Ростов на/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.

44. Устин В. Б. Композиция в дизайне/ М. : Астрель, 2007. - 240 с.

45. Голубева О.Л. Основы композиции/-М.: Изобразительное искусство, 2001.- 117с.

46. Степанов A.B., Мальгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/ М.: Издательство «Архитектура-С», 2003. - 256 с.

47. Козлова T.B. Художественная композиция в обуви/ Сборник трудов МТИЛП №22 / М., 1962, с. 16-17

48. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары/ М.: Триада Плюс, 2002. - 312 с.

49. Каталог международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров «MosShoes-Style» Изоматериал. 2008.

50. Каталог международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров «MosShoes-Style» Изоматериал. 2009/10.

51. Каталог международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров «Московский дебют» Изоматериал. 2010.

52. Каталог международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров «Shoes-Style» Изоматериал. 2011.

53. Зыбина A.A. Создание теоретической модели функционирования моды в обуви: дисс. на соискание уч. степ, к.т.н./ М.: 1989. - 166 с.

54. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества/ М.: Наука, 1984. - 257 с.

55. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества/ М.: Наука, 1987. - 392 с.

56. Андреева И.А. Массовая мода и "технологическая эстетика"// Техн. эстетика. 1985. - № 7. - 82 с.

57. Айльхауер Х.-Д., Альтенбург У. Мода между спросом и предложением Текст.: пер. с нем. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993.-104 с.

58. Конструирование изделий из кожи: учеб. пособие для вузов/ Ю.П. Зыбин, В.М. Ключникова, Т.С. Кочеткова, В.А. Фукин/ М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 264 с.

59. Практикум по конструированию изделий из кожи: учеб. пособие для вузов/ В.М. Ключникова, Т.С. Кочеткова, А.Н. Калита/ под ред. В.А. Фукина/ М.: Легпромбытиздат, 1985. - 336 с.

60. Козлова T.B. Основы художественного проектирования изделий из кожи: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп./ - М.: Легпромбытиздат, 1987. - 232 с.

61. Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: учебник для вузов/ М.: Высшая школа, 1986. - 239 с.

62. Волкотруб И. Т. Основы художественного проектирования/ Киев: Высшая школа, 1988. - 191 с.

63. Фукин В.А., Буй В.Х. Развитие теории и методологии проектирования внутренней формы обуви/ М.: МГУДТ, 2006. - 214 е.: илл.

64. Иванов Б. Я. Производство модельной обуви/ М.: Легкая промышленность, 1951. - 240 с.

65. Палицкий А.Я., Дейч М.М. Изготовление обуви по индивидуальным заказам М.: Легпромбытиздат, 1990. 256с.

66. Белова Л.А., Бекк Н.В. Построение конструктивных основ моделей верха сапог: учеб. пособие для вузов/ Н.: НТИ МГУДТ, 2006 - 134 с.

67. Основы проектирования обуви: методич. пособие для модельера-конструктора. Часть 2/ М.: ТОО Дом моделей "Коллекция", 1993. - 66 с.

68. Макарова B.C. Моделирование и конструирование обуви и колодок / М.: Легпромбытиздат, 1987. - 160 с.

69. Справочник обувщика (проектирование обуви, материалы)/ Л.П. Морозова, В.Д. Полуэктова/ М.: Легпромбытиздат, 1988. - 432 с.

70. Майорова Н.З. Технология сборки обуви/ М.: Легпромбытиздат, 1985.-144 с.

71. Справочник обувщика (технология)/ Е.Я. Михеева, Г.А. Мореходов, Т.П. Швецова/ М.: Легпромбытиздат, 1989. - 416 с.

72. Эргономика: принципы и рекомендации: методич. руководство/ Изд. 2-е/ М.: ВНИИТЭ, 1983.

73. Макнил П., Риелло Д. Пешие прогулки как наука и искусство/ Теория моды/ пер. Силакова С./ 2006/07. - №2

74. Власов В.Г. Стили в искусстве/ Словарь. Т. 1/- СПб., 1995. 238 с.

75. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве/ М.: Гардарики, 2009. - 395 с.

76. Михайлов С.М. История дизайна. Учеб. для вузов/ 2-е изд. исправл. и доп. Т. 2/ М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 393 с.

77. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна/ М.: ВНИИТЭ, 1993. -153с.

78. Глазычев В.Л. Ле Корбюзье и дизайн XX века/ М.: Сов. художник, 1986. - 107с.

79. Busch В., Leuschel К., Oelke Н. Design: Entwicklungen in Deutschland/ -Bonn: InterNationes, 1992. 108 S.

80. Суэринг С., Конверс Т., Парк Дж. PHP и MySQL/ М.: Диалектика, -2010.-912 с.144. http://www.mysql.ru145. http://ww.novate.ru/blogs/270608/9630/146. http://www.developphp.com

81. Следите ли Вы за изменениями моды?1. A) да, слежу постоянно

82. Б) слежу от случая к случаю1. B) почти не слежу

83. Знаете ли Вы о современных направлениях моды?

84. A) да, в общем знаю Б) знаю частично1. B) почти не знаю

85. Какие источники информации о моде для Вас являются основными?

86. A) журналы мод, периодическая печать Б) витрины магазинов

87. B) телевидение, программы о моде Г) реклама1. Д) интернет Е) показы мод

88. Ж) примеры других людей, информация от знакомых

89. К какой группе людей по отношению к моде Вы себя относите?

90. A) к интересующимся остромодными новинками

91. Б) к принимающим моду, когда она еще не распространена массово

92. B) к принимающим моду вместе со всеми

93. Ваше отношение к современной моде?

94. A) нравится все, что модно

95. Б) нравится модное, если оно отвечает моему вкусу

96. B) безразличное, руководствуюсь только своим вкусом

97. Г) отрицательное, покупаю только необходимое и подходящее по цене

98. Какие характеристики являются для Вас наиболее важными при выборе обуви?

99. A) форма изделия в целом Б) форма носочной части

100. B) форма и высота каблука Г) материал1. Д) цвет

101. Е) наличие функциональных деталей и фурнитуры

102. Ж) наличие модных деталей, украшений, декоративной фурнитуры

103. Какие характеристики являются для Вас наиболее важными при выборе сумок?

104. A) форма изделия в целом Б) степень жесткости1. B) материал Г) цвет

105. Д) способ внутреннего оформления сумки Е) наличие функциональных деталей и фурнитуры Ж) декоративное оформление

106. Что, как правило, мешает Вам сделать покупку понравившегося изделия? (укажите не более трёх причин)1. A) высокая цена

107. Б) плохое качество изготовления

108. B) сомнение в удобстве эксплуатации «остромодных» изделий

109. Г) отсутствие желаемой модной новинки в ассортименте магазинов Д) однообразие цветов Е) отсутствие вашего размера, полноты Ж) отсутствие рекламы торговой марки

110. Из двух одинаковых по дизайну пар обуви с разницей в цене из-за материала верха, какая для Вас будет предпочтительней:

111. А) пара обуви из искусственного материала по невысокой цене Б) пара обуви из натурального материала по более высокой цене

112. Из двух одинаковых по дизайну сумок с разницей в цене из-за материала, какая для Вас будет предпочтительней:

113. А) сумка из искусственного материала по невысокой цене Б) сумка из натурального материала по более высокой цене

114. Считаете ли Вы, что «остромодные» новинки следует адаптировать в повседневную моду?1. А) да Б) нет

115. Некоторые сведения о себе:

116. Возраст: А) 18-24 Б)25 29 В)30 - 401. Социальное положение:

117. A) учащийся (студент, аспирант)1. Б) работающийукажите, пожалуйста, должность)1. B) неработающий

118. Большое спасибо! Вы нам очень помогли!

119. Художественно-конструктивный признак Варианты Сезон носкизимняя весенне-осенняя летняя нарядная1 2 3 4 5 6

120. Вид обуви ремешково-сандальная- туфли - полуботинки - ботинки - сапоги

121. Геометрическая форма носочной части обуви треугольная- овальная - прямоугольная

122. Каблук низкий каблук (5-40мм)- средний каблук (40-60мм) - высокий каблук (60-90мм) - выше 90 мм

123. Степень закрытости обуви низкая- средняя - высокая

124. Место расположения фурнитуры носочная часть- подъем - пяточная часть

125. Материал наружных деталей верха гладкая кожа- замша - велюр - текстиль - мягкая искусственная кожа -

126. Цвет материала наружных деталей верха черный- белый - серый - коричневый - бежевый - синий - зеленый - красный -

127. Сочетание цветов в модели контрастное- сближенное - сближено-контрастное - 1. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

128. Художественно-конструктивный признак Варианты Назначение сумкиповседневная Нарядная дорожная спортивная1 2 3 4 5 6

129. Форма изделия прямоугольная- округлая - трапецевидная -

130. Способ носки носимая на плече- носимая в руках 3. Размер маленькая - средняя - большая 4. Степень жесткости жесткая - полужесткая - мягкая

131. Карманы наружные прорезные- накладные - располагающиеся на основном корпусе - располагающиеся на боковинках - внутренние прорезные - потайные

132. Внутренние детали карманы (для моб. телефона, мелочей)- перегородки - перегородки-карманы на застежке-молнии 1 2 3 4 5 67. Ручки простые - фигурные - съемные - мягкие - жесткие - цепочки - пластмассовые -

133. Рабочая фурнитура ремни-запряжники- застежка-молния - застежка-липучка - рамочный замок - магнитная застежка - 9. Декор отсутствует - декоративные накладки - складки - ремни - пряжки - цепочки -

134. Материал наружных деталей верха кожа- велюр - текстиль - мягкая искусств, кожа -

135. Цвет материала наружных деталей верха черный- белый - серый - коричневый - бежевый - синий - зеленый - красный 1. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

136. Художественно-конструктивный признак Варианты Сезон носкизимняя весенне-осенняя летняя нарядная1 2 3 4 5 6

137. Вид обуви ремешково-сандальная- туфли - полуботинки - ботинки - сапоги -

138. Геометрическая форма носочной части обуви треугольная- овальная - прямоугольная

139. Каблук низкий каблук (10-20мм)- средний каблук (20-30мм) - высокий каблук (30-40мм) - без каблука (сплошная подошва)

140. Высота верхнего канта(степень закрытости) низкая- средняя - высокая

141. Место расположения декора носочная часть- подъем - пяточная часть

142. Материал наружных деталей верха гладкая кожа- замша - велюр - текстиль - мягкая искусственная кожа -

143. Цвет материала наружных деталей верха черный- белый - серый - коричневый - бежевый - синий - зеленый - красный -

144. Выбор деталей верха, низа и декора 1 Изменение цвета деталей 1 Вращение модели на 180о 1 Общий вид • Сохранить

145. Вернуться к выбору вида обуви1. Оформление заказа