автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды

кандидата технических наук
Черняева, Алеся Александровна
город
Москва
год
2013
специальность ВАК РФ
05.19.04
цена
450 рублей
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды»

Автореферат диссертации по теме "Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды"

00505т*''*

На правах рукописи

ЧЕРНЯЕВА АЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИЛУЭТНОЙ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

05.19.04 «Технология швейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

4 АПР 2013

Москва -2013

005051274

На правах рукописи

ЧЕРНЯЕВА АЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИЛУЭТНОЙ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

05.19.04 «Технология швейных изделий»

.АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени каццид,1"а технических наук

Москва - 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии»

Научный руководитель:

Доктор технических наук, профессор Кривобородова Елена Юрьевна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор технических наук, заведующая кафедрой «Технология и дизайн швейных изделий» Новосибирского технологического института (филиал) МГУДТ Мокеева Наталья Сергеевна доктор технических наук, заведующая кафедрой «Технология и материаловедение швейного производства» Костромского государственного технологического университета Смирнова Надежда Анатольевна ОАО «Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности»

Защита состоится «17» апреля 2013 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.

Автореферат разослан «16» марта 2013 года Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.144.01

Лунина Е. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. В у слови; х конкуренции и насыщения рынка сбыта одеждой происходит постоянный рост истребительских требований к качеству выпускаемых изделий. Наряду с обеспеченном эстетических и эргономических показателей, предъявляются 1ребования к возможности формирования гармоничного внешнего облика потребителей средствами кос пома.

Важным условием гармонюацш: визуального образа потребителей является персонифицированный подход к его созданию, с максима 1ьным учетом морфологических особенностей внешней формы фигур, а также использования средств художественного и конструктивного формообразования.

Существующие методы проектирования моделей одежды направлены на воплощение в готовом изделии дизайнера:сй идеи, заложенной в художественном эскизе, с точки зрения эстетики восприятия п]юектируемой внешней формы. При этом задачам пространственной организации силу»тных форм (СФ) моделей, на уровне конфигурации очертаний их контуров и ориентации относительно поверхности фигур с различными морфологическими особенное:-я ми, не уделяется должного внимания. Однако, с точки зрения эстетики восприятия проектируемого визуального образа человека и принципов архитектоники, необходимо осуществлять адштацию структурных составляющих художественного эскизл не только по гармонизации пропорциональных у ровней, но и с ;гзетом ориентационне й связи в системе счеловек — костюм».

Для обеспечгния точного соответствия заданной СФ готовому изделию, требуются знания закономерностей тектониьи моделей одежды, определяющей переход к вещественной структуре формы на уропне ее физических характеристик. Современные исследования, связанные с конструктивным формообразованием в одежде, посвящены вопросам создания различных гространственных геометрических форм в однослойных изделиях, а также степени их объемности с учетом формообразующих свойств (ФС) тканей.

Вследствие многообразия факторов, влияющих на формирование СФ новой модели н£: различных этапах ее проектироЕ ания, и отсутствия закономерностей взаимосвязи тектонических компонентов: формы, конструкции и материала, — процесс разработки изделий, включающих: пакет мгтериалов, опирается на накопленный опыт конструирования и осуществляется в значительной степени субъективно.

Чтобы получить объективный инструментарий обес течения корректности заданной СФ, адеквагной как замыслу д-лайнер;!, так и морфологическим особенностям внешнего облика индивидуальных готребителей, необходимо разработать комплексный метод, учитывающий принципы ¡1рхитектоники и закономерности тектоники, что позволит осуществлять прогноз итоговых параметров силузтной формы на стадии эскизного проектирования.

Целью работы является разработка метода комплексного проектирования модельных конструкций одежды ! соответствии с художественным эскизом и

заданной пространственной ориентацией изделия относительно поверхности фигуры человека.

Объектом исследования является процесс проектирования женских плечевых изделий костюмного ассортимента.

Основные этапы работы;

• исследование существующих методов проектирования СФ моделей одежды и способов адаптации художественных эскизов на нетиповые фигуры потребителей;

• выявление комплекса факторов, влияющих на образование СФ моделей одежды и ее ориентацию относительно поверхности фигуры человека;

• разработка концептуальной модели процесса комплексного проектирования СФ изделия в соответствии с эскизом;

• разработка формализованного представления СФ плечевых изделий в системе «человек - костюм», классификации и структуры кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

• разработка способа формирования гармоничных силуэтных контуров моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей;

• выявление влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию СФ изделия;

• установление закономерностей расчета величин объемных прибавок и их распределения между формообразующими элементами (ФЭ) изделия с учетом вида, количества, местоположения и параметров ФЭ модельных конструкций (МК);

• разработка метода комплексного проектирования СФ модели одежды, соответствующей исходному прообразу с учетом модельных особенностей, структуры пакета материалов и ФС тканей;

• разработка метода прогнозирования параметров отдельных компонентов тектоники с учетом пакета материалов плечевых изделий;

В работе использовались следующие методы исследования: логический и системно-структурный анализ, визуализации субъекта и объекта проектирования, экспертных оценок, бесконтактные фотограмметрические методы измерения объектов; планирования эксперимента, математического моделирования и обработки экспериментальных данных, методы классификации, алгоритмизации и программирования.

Использованы программные продукты операционной среды Windows: Microsoft Word, Microsoft Excel, СУБД Microsoft Access, универсальная графическая система проектирования AutoCAD, графические редакторы Corel Draw, Photoshop, Illustrator, специализированные программы: САПР Julivi, Eleandr CAD.

Достоверность полученных в работе результатов подтверждена согласованностью теоретических и экспериментальных исследований, а также их апробацией и положительной оценкой в промышленности.

Научная новизна работы заключается в:

• выявлении комплекса фактор эз, влияющих на СФ модели одежды на различных стадиях процесса проектирован ci;

• установлении количественные значений визуальных параметров СФ моделей одежды, гармонизирующих внешни]'! облик индивидуальных фигур;

• разработн: способа проектирования предпочтительных силуэтных контуров моделей: одежды по параметрам типовых и нетиповых фигур потребителей в системе «человек-костюм»;

• установлении закономерности. влиянии структуры и свойств пакета материалов на образование и пространствен iyio организацию СФ изделия;

• разработн: метода проектирования модельных конструкций женской одежды, на основе комплексного учета фактсров, влияющих на формообразование, который позволяет обесгечить заданную в эс сизе СФ изделия.

Практическая значимость р1(5оты заключается в: » разработке формализованного представления силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм», классификации и системы кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

<• разработке метода пространственной адаптации силуэтных контуров художественных эскизов, включающего математический и графический способы расчета параметров на основе размерных признаков фигур;

•» разработке рекомендаций для создания гармоничных сшуэтных решений моделей одежды на основе параметров внешней формы фигур;

* разработке информационного обеспечения для программного модуля автоматизированного измерения параметров сизгемы «человек — ко том» по фотоизображениям; » разработке метода расчета констэуктивных параметров ФЭ модельных конструкций (МК), позволяющего, с учетом комплексного влияния факторов, обеспечить соответствие пространственной формы готового изделия исходному прообразу; » разработке метода прогнозирования параметров основных элементов, определяющих компоненты тектоники (формы, конструкции, материала) моделей одежды, для обеспечения заданных характеристик проектируемого силуэта.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: научно-практической конференции молоды* ученых «Фестиваль науки» V Московского фестиваля науки (2010г.); Korean-Russian International Fashion Conference «Grand Fashion» (2011, 2012 гг.); 61-й и 63 ii научной конфереяции студентов и аспирантов «Молодые ученые - XXI веку» (200!» и 2011гг.).

Результаты работы апробированы н внедрены в н]хлпводство на предприятиях ЗАО «Шестидесятые», а также в учебный процесс МГУДТ при проведении лабораторных работ по дисциплинам «Проблемы и методы проектирования швейных изделий из тканей» и «Инновационные технологии в дизайн:» и выполнении задач курсового н дипломнзго проектирования.

Публикации. Основные положения и результаты научного исследования изложены в 8-и публикациях, в том числе три работы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулированы цель и задачи исследований, отражены научная новизна и практическая значимость результатов работы.

В первой главе проведен всесторонний анализ факторов, влияющих на процесс проектирования СФ моделей одежды.

На основе анализа индивидуальных особенностей внешнего облика человека и современных классификаций женских фигур выявлены наиболее значимые антропо-морфологические размерные признаки фигур, которые необходимо учитывать при формировании предпочтительных СФ моделей плечевой одежды. Ввиду разнообразия вариантов внешней формы тела индивидуальных потребителей, интенсифицировать процесс проектирования новых моделей одежды можно путем предварительных конструкторских разработок на наиболее распространенные среди населения типажи фигур, характеризуемые совокупностью ряда морфологических признаков, которые отличаются от условно- пропорциональных (типовых) фигур числовыми значениями показателей.

Представлены специфические особенности понятий архитектоники и тектоники, проявляемые при решении художественных и технических задач в процессе проектирования СФ моделей одежды, гармонизирующих внешний облик потребителей.

При анализе существующих способов адаптации художественных эскизов на индивидуальные фигуры потребителей выявлено, что их использование обеспечивает пропорциональную соразмерность структурных частей и целостной формы модели в соответствии с габаритными параметрами фигур, но вопросы детального формирования гармоничных силуэтиых контуров в системе «человек-костюм», обусловленные требованиями архитектоники, решаются субъективно. При этом не обеспечивается гармонизация внешнего облика индивидуальных потребителей средствами пространственной организации СФ относительно поверхности фигуры.

В результате анализа современных 20 и ЗЭ методов конструктивного формообразования моделей одежды выявлено, что процесс пространственной организации заданной силуэтной формы при разработке деталей МК осуществляется с использованием ряда традиционных рекомендаций по проектированию ФЭ и личного опцта специалистов. Такой подход при разработке МО на нетиповые фигуры сопровождается необходимостью уточнения силуэтных контуров изделия в процессе примерок, поскольку закономерности между компонентами тектоники «форма-конструкция-материал» выявлены только для частных вариантов форм однослойных изделий.

Таким образом, на основе анализа существующего состояния процесса проектирования СФ моделей одежды, показана необходимость комплексного учета факто-

Таким образом, на основе анализа существующего состояния процесса проектирования СФ моделей одежды, показана необходимость комплексного учета факторов на различных стадиях проектирования модели для обеспечения соответствия силуэта готового изделия замыслу дизайнера и морфологическим особенностям фигур потребителей.

Во второй главе разработана концепция комплексного проектирования СФ моделей одежды с целью гармонизации внешнего облика потребителей с учетом принципов архитектоники и закономерностей тектоники.

На основе системно-структурного анализа разработана концептуальная модель формирования силуэтного решения в системе «человек-костюм» (рисунок 1), в основных блоках которой отражены методы, предоставляющие объективный инструментарий для обеспечения корректности разработки силуэтного решения в соответствии заданной формой и контролем ее пространственной ориентации относительно поверхности типовых и нетиповых фигур.

Процесс создания новых моделей одежды (МО) представлен в виде двух взаимосвязанных этапов художественного и технического проектирования. В процессе

Художественное проектирование

Художественный эскиз

Ткань верха

Метод проектирования гармоничных силуэтных решений моделей одежды на фигуры индивидуальных потребителей Внешний облик человека

"1

Технический эскиз

Техническое проектирование

Метод комплексного проектирования силуэтной формы моделей одежды, заданной пространственной ориентации

Модельные особенности

| Модельи

Модельная конструкция

Структура пакета материалов

Готовое изделие

Технологическая обработка

Рисунок 1 - Концептуальная модель комплексного учета факторов, влияющих на силуэт изделия на различных этапах проектирования

художественного проектирования дизайнер разрабатывает эскизы новых МО, которые представлены, как правило, на стилизованных фигурах. Связующим звеном двух этапов является технический эскиз, при его разработке возникает необходимость адаптации художественного эскиза применительно к особенностям строения реальных фигур потребителей и подчинения конструктивных методов создания формы соответствующим композиционным и тектоническим свойствам.

Для создания метода, позволяющего адаптировать художественные эскизы на фигуры индивидуальных потребителей, необходимо было в дополнение к методу, основанному на использовании систем пропорционирования, разработать способ проектирования гармоничных СФ моделей одежды.

На этапе технического проектирования решаются задачи конструктивного устройства МО, с учетом средств материального воплощения их внешней формы. Чтобы обеспечить адекватность разработки МК силуэтной форме, представленной I ТЭ, необходимо владеть информацией об её объёмно-пространственной структуре. Исследование и выявление взаимосвязей между компонентами тектоники (формы, конструкции и материала) на уровне конкретных параметров и разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы моделей одежды открывает возможности для прогнозирования СФ готового изделия на этапе эскизного проекта.

В конкретной модели средства для реализации силуэтного решения определены видимыми и скрытыми факторами. Видимые факторы представлены модельными особенностями внешнего вида, ФЭ конструкции и свойствами заданной ткани верха Свойства структуры пакета материалов скрыты для визуального восприятия, их влияние проявляется в пространственной ориентации изделия относительно поверхности фигуры. Поэтому формализованное описание СФ представлено совокупностью приз-знаков внешних очертаний формы модели и параметров пространственной связи поверхности изделия с фигурой, как показано на рисунке 2.

В плечевых изделиях прилегающего и полуприлегающего силуэтов абрис становой части приближен к поверхности туловища, вследствие чего конфигурация его

Шп, Шг, Шт, Шб, Шн, Шгор., Ди, Шр.в, 111р.п, Др,

а - проекционные параметры

ПпрЛо - проекционные параметры пространственной С! язи с фигурой,

где | = п, С, б -по переднему, спинному и боковому контурам

Рисунок 2 — Формализованное описание фигуры и силуэтной формы в системе «человек — костюм»

контуров в большем степени может подчеркнуть как дссгоинства, так и недостатки фигуры, что необходимо учитызать три разработке ГЭ. С целью формирования гармоничных СФ моделей одежды для индивидуальных потребителей с ярко выраженными морфологическими особенностями фигур был про веден экспертный опрос среди высококвалифицированных специалистов в области дизайна и конструктивного моделирования сдежды по выбору предпочтительных контуров силуэтных решений.

Для сведении всего многообразна индивидуальных женских фигур к конечному числу, на основе анализа и способов гадания графических моделей фигур, выбраны: классификация, н которой представл ;иы типажи фигур, наиболее часто встречаемые среди женского населения России, и комплексная классификация женских фигур, со-дгржмцая количественную информацию о РП по новой размерной типологии.

Для 11-ти типажей фигур в масштабе 1:8 построены I'M и разработаны абрисы женских жакето! прилегающего и по. ^прилегающего силуэтов с различной степенью прилегания в области туловища, а тиэке с варьированием продольных и широтных параметров (рисунок 3).Оценка резу.» ьтатов опроса производилась методами математической статист ики, по совпадениям очертаний СФ, выбранных экспертами. На основе тайных экспертного опроса разработана система силуэтных коэффициентов К1 -Кб, которые представляют собой соотношения основных визуальных параметров гармоничной силуэтной формы зкенсигс жакетов (таблица 1).

По полученным в результате экспертного опроса данным о пространственной связи СФ изделия с фигурой, разра£ станы математический и графический способы формирования гармоничной степени прилегания женской одежды для типовых и не-типоеых фигур. На основе параметром, описывающих контуры туловища индивидуальной фигуры (//,-, Гт.сум /т) можно рассчитать значени; предпочтительной проек-

Рисупок 3 - ГМ фигу ры с вариантами кошуров изделия полугрилегающего силуэта

Таблица 1 - Средние значения силуэтных коэффициентов для жакетов полу прилегающего силуэта для 11-ы типажей женских фигур

Значения силуэтных коэффициентов

№ Фронтальная проекция Профильная

ти- проекция

па- К1 К2 КЗ К4 К5 Кб

жа Шп/ Шп/ Шп/ *Шшах Шгб/ Шгв/

Шг„ Штп Шн„ /Ли Шт5 Шн6

Полуп рилегающий силуэт

1 1,29 1.42 1,С9 0,62 1.22 0,99

2 2.10 1,52 U9 0,63 1,32 1,03

3 2.32 1.36 1.С8 0.67 1,36 1.05

4 1.18 1,26 1.СЗ 0.62 1.06 0.94

5 1,26 1,27 1,13 0.65 1.20 1,04

...

11 1.33 1.46 1.С9 0,59 1.21 1,00

*ll Iinax - выбирается наибольший проекционный диаметр Шн„ нпи Шп

ционной прибавки Ппр./Г на линии талии с использованием выявленньгх числовых значений коэффициента прилегания Kj :

' IInp./T = К} * ( Т78. i Т79. i) = Kj * Гт.сум /. (i)

где j = 1, 2; (1 - соответствует изделиям прилегающего силуэта. 2 - изделиям полуприлегающего силуэта). Т78. / - глубина талин верхняя. Т79. i -глубина талин нижняя), а также определить с помощью построенных номограмм (рисунок 4). По данному способу получен патент на изобретение.

Н5 Гт.сум.б Ппр.б

1,7; 1.6 1,5 1.4

-1-

■■ I

б

I

1.»

м 1.) -- 1.0

■ 09

■ 0Л|

Рисунок 4 - Определение предпочтительных проекционных прибавок для полу прилегающего силуэта изделия: а - параметры бокового контура абриса фигуры; б - номограмма (фрагмент)

Для повышения удобства и точности измерен!« параметров объектов в системе «человек - костюм» но их фотографическому изображению, в настоящем исследовании усовершенствован разработанный ранее бесконтактный фотограмметрический метод измерения фигуры. С учетом специфики работы в автоматизированном режиме, разработана информационная база для создания специализированного программного модуля. Обеспечена возможность контроля пространственной ориентации готового изделия относительно поверхности фигуры человека (манекена) способом наложения их фотоизображений в программе Photoshop.

Третья глава посвящена исследованию взаимосвязей между параметрами компонентов тектоники, с учетом структуры пакета материалов, для обеспеченш возможности их прогнозирования при разработке моделей одежды.

С целью учета многообразия исследуемых факторов (визуальные параметры СФ в ТЭ и параметры ее пространственной связи с поверхностью индивидуальной фигуры, формообразующие особенности МК и ткани верха, переменная структура пакета материалов), оказывающих совокупное влияние на образование СФ в процесс; ее технического воплощения в готовое изделие, проведен трехэтапный эксперимент, структурно-логическая схема которого представлена на рисунке 5.

За<)ача Предпосылки Исходные данные Но нн/пи проверит эксперимента Этапы жеперимента

Рисунок 5 — Структурная схема процесса выявления взаимосвязей меяеду компонентами тектоннкн с учетом структуры пакета материалов

Путем маркетингового исследования женских жакетов, представленных в торговой сети московских магазинов, на основе частоты встречаемости интересуемых характеристик (таблица 2), обоснован выбор: силуэта, типов конструктивных решений (различающихся по виду (вытачки и членения) и числу (от минимального - 0 до максимального - 6) формообразующих элементов (ФЭ) в области туловища (рисунок 6), а так же структуры пакета материалов (волокнистый состав ткани верха, способы дублирования деталей верха (по всей поверхности деталей полочки и под-борта и зональное), наличие подкладки).

Для удобства представления различных комбинаций переменных факторов раз-

Таблица 2 - Процентное соотношение встречаемости КР женских

жакетов по исследуемым характеристикам

Различия по типу МК

Тип КР А Б В Г а Е

Встречаемость, % 4 3 11 28 40 14

Различия по волокнистому составу ткани верха

Волокнистый состав ткани верха с натуральными волокнами (> 40%) с искусственными волокнами (> 50%) с синтетическими волокнами (> 50%)

УУО СО VI АС РЬ

Встречаемость, % 21 34 16 6 23

Различия по структуре пакета материалов

Встречаемость, % на подкладке 92 Встречаемость, % без подкладки 8

Í

1

г- Ч. Л

г- к V.

I

В Г Д Е

Рисунок 6 — Варианты КР женских жакетов, различающиеся количеством и видом ФЭ в области туловища (фрагмент)

работано формализованное описание структуры женских жакетов — их математическая модель и система кодирования. Математическая модель плечевого изделия (Ир): MKn U Тш U Ki U Ilj с Ир, в формализованном виде описывает количество вариантов его переменной структуры Ир € [1; р]; где MKn G [1; 7] - количество вариантов МК; Тш С [1; 7] -разновидности ткани верха; Ki € [0; 5] -варианты клеевого прокладочного материала; ГЦ € [0; 5| -подкладочные ткани.

Система кодирования структуры плечевого изделия представлена в виде двухступенчатого кода, который имеет вид: Х.Х.Х.Х. - Х.Х.Х, и классификатора. Первая ступень кода характеризует формообразующие особенности МК (тип МК; силуэтное решение по степени прилегания на основных конструктивных уровнях груди, талии., бедер; процентное распределение суммарного раствора вытачек (СРВТ) по талии между ФЭ). Вторая ступень дает информацию о структуре пакета материалов изделия (вариантах ткани верха, клеевого прокладочного материала и подклад-ки).Структурная схема этапов эксперимента представлена на рисунке 7.

Цель 1-ого этана эксперимента заключалась в выявлении влияния параметров ФЭ в области туловища и ФС ткани верха (без учета всего пакета материалов) на пространственную ориентацию изделия относительно поверхности фигуры. Поскольку в изделиях прилегающего и полуприлегающего силуэтов на уровнях груди и бедер изделие, как правило, приближено к поверхности фигуры, силуэтная форма определяется изменением величины конструктивной прибавки по линии талии, на данном уровне и подвергнуты варьированию значения конструктивных прибавок. Методом комбинаторного сочетания 3-х наиболее популярных типов КР (Г,Д, Е), 3-х величин значений конструктивных прибавок по талии (Пт1=1,5см, П12=3;5см, 11,3=5,5см) и рациональных вариантов распределен™ СРВТ между ФЭ (на участках спинки 35^45%, боковой части 35^45%, полочки 10^30%) получено 9 вариантов МК женских жакетов. При использовании 3-х тканей верха TI, Til, ТШ, изготовлено 27 макетов женских жакетов.

Задачи эксперимента

1. 1-й ЭТАП -Выявление влияния модификаций МК и ФС ткани верха на пространствен иую ориентацию «меля*

Объекты исследоваггия

Комбинации объектов для исследования

4.3 вида МК. рамичаюишхея по числу ФЭ в области туловища 13.3 степени прилегания в области талии

14.2 варианта % распределения Ероств. вытачек

5. 3 вила ткани верха, разлнчакчциеся по ФС

2. 2-» ЭТАП -Выявление влияния структуры и свойств пакета материалов на пространственную ориентацию нгаелия

I вид МК

8. раглнчная структура пакета материалов

3. 3-й ЭТАП

Установление взаимосвязей между компонентами тектоники с учетом структуры и свойств пакета мате-

хИ

2 силуэта: полуприле-гаюшнн, прилегающий

1 вид МК

II. 3 вила ткани верха, рамичаюшиеся по ФС

12.

I вил клеевой и I вил подкладочной ткани

15. без прокладочного материала, 5 видов подкладки

16.5 видов прокладки (с дублированием по всей поверхности н зональным), без подкладочного материала

17. с прокладочным и подкладочным материалами: 5 видов прокладки (с дублированием по всей поверхности) + 5 видов подкладки:

18.5 вариантов степени прилегания я области талин

19.2 варианта % распределения £раств. вытачек

Рисунок 7 - Структурная схема трех этапов эксперимента По выявлению взаимосвязей между компонентами тектоники

Определены зависимости величин суммарных проекционных прибавок (£Ппр = Ппр.п + Ппр.б + Пирс) от значений конструктивных прибавок на уровне линии та лии. Установленные зависимости отражены в виде графиков на рисунке 8.Установлены закономерности изменения величин суммарных проекционных прибавок по талии, границы их значений, а также изменение характера огибания и ориентации изделия в горизонтальном сечении в зависимости от изменения значений конструктивной прибавки, числа ФЭ конструкции и особенностей СРВт между ФЭ. На Н-ом этапе эксперимента решали задачу выявления влияния ФС и структуры пакета материалов на пространственную ориентацию изделия относительно поверхности фигуры.

-МК1-Т1 -МК1-Т11 —МК1-ТИ1 -МКИ-Т1

-мкн-тн -мки-тш

— МКШ-П -МКШ-Т11

- мкш-тш

Рисунок 8 -Зависимость величин суммарных проекционных прибавок от значений конструктивных прибавок на уровне линии талии для МК1, МКП, МКШ

Г1т, см

Исследованы женские жакеты самых популярных КР - типа Д, Е, с рациональными величинами параметров ФЭ (Пт=5,5см, процентное распределение СРВТ на участках спинки 30+40%, боковой части 40-55%, полочки 15+30%) и переменной структурой пакета материалов Тт + К| + (т=1 -> IV, \ =0+5 (с зональным дублированием или с дублированием по всей поверхности), j = 0 +5). Методом комбинаторного сочетания переменных факторов разработаны соответствующие МК, изготовлено и исследовано 58 вариантов женских жакетов.

Установлено влияние технологической обработки швов, вида дублирования деталей и степени влияния подкладки на характер огибания (по изменению величин проекционных прибавок) верхним слоем пакета изделия поверхности туловища.

Для каждого исследуемого варианта структуры пакета материалов рассчитаны коэффициенты жесткости, которые были определены стандартным методом консоли.

При установлении влияния вариантов клеевого прокладочного материала и подкладочной ткани на жесткость пакета, а также на величины значений суммарных проекционных прибавок по талии, выявлено, что коэффициент жесткости не отражает закономерности влияния структуры пакета материалов на пространственную ориентацию изделия относительно поверхности фигуры.

Поскольку пространственная ориентация изделия рассматривается в горизонтальном сечении по линии талии (что соответствует направлению уточной нити), выдвинуто предположение и целесообразности изучения влияния жесткости ткани по утку на изменение значений проекционных прибавок. В связи с чем, принято решение на третьем этапе эксперимента рассматривать жесткость гкани по утку, причем значение жесткости определять методом консоли переменной длины, позволяющим установить жесткость в зависимости от длины образца

Цель Ш-его этапа эксперимента заключалась в установлении взаимосвязей между параметрами основных элементов, определяющих тектонику: СФ женских жакетов, их МК, ФС ткани верха и структуры пакета материалов.

Для типа МК - Г, прилегающего и полуприлегающего силуэтов с различной степенью прилегания в области линии талии (свободное, среднее, и плотное) и двумя вариантами процентного распределения СРВТ, для трех тканей верха ТУ, ТУ1, ТУН (с различной жесткостью по утку), с учетом полной структуры пакета материалов, исследованы параметры пространственной взаимосвязи поверхности изделия и фигуры. Методом комбинаторного сочетания исходных данных сшито 30 женских жакетов, представленных 10-ю вариантами МК.

Вертикальные ФЭ конструкции разделяют периметр сечения по линии талии нг участки - /1,12,13,14 (рисунок 9) каждый из которых имеет определенную жесткость. Так как длина участков деталей между ФЭ различна, необходимо было установить зависимость жесткости ткани по утку от длины поперечного участка (Ву').

Суммарную жесткость ткани верха по контуру сечения в области линии талии (]ГВу') рассматривали как сумму жесткости по утку всех поперечных участ-

Рисунок 9- Схемы МКУ.1.1.1 (164 - 88 - 90) женского жакета: а — становая часть; б — горизонтальное а сечение по линии талии

ков, расположенных между ФЭ по периметру изделия /1, П., 13,14, при этом значение жесткости на участке 14 - с учетом дублирования ткани.

По результатам испытания тканей ТУ, ТУ1, ТУН построены графические зависимости жесткости Ву' от длины свешивающейся части пробы /, что позволило определять суммарную жесткость ткани по периметру в горизонтальном сечении по линии талии. Установлена также количественная система перехода между значениями жесткости ткани по утку, определяемой методом консоли переменной длины, и жесткости по утку, определяемой методом постоянной длины.

По результатам экспериментальных данных выявлены: зависимости величин суммарных проекционных прибавок изделия от величины суммарной жесткости по утку в сечении по линии талии (рисунок 10); закономерности процентного распределения СРВТ (между передним, боковым и задним участками) в зависимости от % -го распределения проекционной прибавки по каждому контуру.

По результатам трех этапов эксперимента установлены также зависимости определения конструктивных прибавок по величинам значений суммарных проекционных прибавок на линии талии.

Путем аппроксимации графиков, установлены математические зависимости

а

и

Рисунок 10- График зависимости суммарной проекционной прибавки (Хпр.пр) от суммарной жесткости по утку в сечении женских жакетов (£Ву') на уровне линии талии

_пр.пр, см

между параметрами пространственной связи СФ с поверхностью фигуры (в систем;; «человек — костюм»), с модификацией ФЭ модельной конструкции при комплексном учете переменной структуры и свойств формируемого пакета материалов (ФС ткани, суммарной жесткости ткани). Разработанные математические зависимости позволяю:: прогнозировать создание проектируемой формы модели и определять недостающие параметры основных элементов тектоники при изменении переменных факторов.

Например, по исходному ТЭ модели (тип МК, величины проекционных прибавок Ппрл по контурам фигуры), с учетом рекомендуемой ткани верха (известно зна чение жесткости по утку Ву), можно разработать МК, обеспечивающую корректность заданной силуэтной формы костюма.

• Определяют конструктивную прибавку на линии талии Пт - на основе рассчи танной суммарной проекционной ]Гпр.пр (при известной Ву): Тп: Пт„ = А"(ХПпр)2 + Г-(£Ппр) — Ж. Коэффициенты X, К, Z расчитывают в зависимости от типа МК.

По параметру суммарной проекционной прибавки £пр.пр (при известной Ву) рассчитывают 2 Ву': £ Ву' = Л/-1п(£пр.пр) + /V, где М = -0,0042 Ву2 + 10,619-Ву - 6693,3; N=-0,0138 В/ + 31,294Ву -17476.

• Ориентируясь на расположение ФЭ в техническом эскизе, уточняют их местоположение ФЭ по периметру изделия в области талии таким образом, чтобы жесткость всех участков в сумме составляла £ Ву'. Длину участков рассчитывают по формуле, с учетом способа дублирования: для ткани верха: Тп: Ву' - А-?,

где А = 0,0002 Ву2- 1,4513-Ву+ 2319,5; £ = 0,9347-1п(Ву)-8,3927. для ткани верха проклеенной клеевым прокладочным материалом: Тп+К: Ву' = С-1В, где С = -10,577-Ву + 16485; й = 0,0017-Ву - 3,3225.

• Определяют процентное распределение СРВт- Расчет процента от £Ппр на передний, боковой и спинной участки осуществляют по формулам: для участка полочки: у„ = -0,065'ХП + 16,228; для бокового участка: уб = 100 - у6 — ус; для участка спинки: ус = -0,1599-хс+ 38,443, где у! — процент от СРВ,; х1 — процент от £Ппр.

По указанным формулам возможно и прогнозирование визуальных параметров силуэтной формы изделия, при изменении ткани верха для разработанной МК.

В четвертой главе, как результат проведенных исследований, разработан метод комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды, позволяющий формировать гармоничную силуэтную форму' на типовые и нетиповые фигуры потребителей и разрабатывать модельные конструкции с заданной пространственной ориентацией в системе «человек-костюм». На метод подана заявка на изобретение, которая проходит экспертизу по существу.

Метод включает следующие этапы (рисунок 11): 1. Получение исходной информации о внешнем облике заказчика:

• цифровое фотографирование заказчика в фас и профиль;

• снятие размерных признаков индивидуальной фигуры (1П, Т78. ¡, Т79. ¡) бесконтактным методом.

а 6 в

Рисунок 11 - Художественный эскиз, ТЭ женского жакета и готовое изделие

2. Создание технического эскиза путем адаптации художественного эскиза на индивидуальную фигуру (типовую или нетиповую):

• расчет параметров пространственной взаимосвязи (Ппрлт) на уровне линии талии на базе параметров индивидуальной фигуры (Ш, Т78. ¡, Т79. ¡), с использованием графического (по номограммам) или автоматизированного способа проектирования предпочтительных силуэтных контуров моделей одежды;

• разработка абриса гармоничной СФ модели, путем расчета ее параметров с использованием системы силуэтных коэффициентов (К1-К6);

• уточнение горизонтальных уровней изделия, положения конструктивно-декоративных элементов, путем использования сеток пропорционирования, построенных на основе А-ромба и древнерусской системы мер.

3. Разработка МК проектируемого изделия с использованием разработанного метода прогнозирования параметров компонентов тектоники:

• определение исходных данных проектируемой модели: параметров пространственной взаимосвязи (с ТЭ) и жесткости ткани верха по утку Ву (методом консоли постоянной длины на приборе ПТ-2);

• определение величин параметров БК (Пт), параметров модификаций МК (положения ФЭ, % распределения СРВТ), в зависимости от Ву, с использованием установленных математических зависимостей.

Для реализации указанного метода разработаны локально-проектные решения, обеспечивающие автоматизированный режим при: снятии измерений в системе «человек-костюм», расчете параметров гармоничных СФ, адаптации художественных эскизов на индивидуальные фигуры потребителей, прогнозировании компонентов тектоники.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. На основе анализа современных подходов в процессе проектирования силуэтной формы моделей одежды определено, что существующие методы не обеспечивают объективность разработки и контроль заданной в эскизе пространственной организации изделия, что сопровождается необходимостью уточнения силуэтных контуров в процессе примерок.

2. На основе системно-структурного анализа разработана концептуальная модель процесса комплексного проектирования силуэтной формы моделей одежды, с учетом большого числа факторов, влияющих процесс формирования силуэта изделия на различных этапах проектирования: морфологических особенностей внешнего облика индивидуальных потребителей, визуальных параметров гармонизации силуэтной формы и ее пространственной связи с поверхностью фигур, особенностей проектирования формообразующих элементов модельных конструкций, обеспечивающих заданную силуэтную форму с учетом структуры и свойств пакета материалов.

3. Разработано формализованное описание силуэтной формы в системе «человек-костюм». На основе системного подхода разработаны математическая модель, классификация и система кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов.

4. На основе экспертного опроса высококвалифицированных специалистов в области дизайна и конструктивного моделирования одежды, разработаны рекомендации по формированию гармоничной силуэтной формы для наиболее часто встречающихся типажей женских фигур.

5. Разработаны графический и математический способы определения предпочтительных силуэтных контуров моделей одежды по параметрам индивидуальных фигур, реализованные в автоматизированном режиме. Получен патент РФ № 2426485 на изобретение указанного способа.

6. Разработан программный модуль измерения параметров системы «человек -костюм», на базе усовершенствованного в настоящей работе бесконтактного фото грамметрического способа измерения сложных объектов.

7. Разработана структурная схема процесса исследования основных элементов, определяющих тектонику моделей одежды. Проведен трехэтапный эксперимент по выявлению новых зависимостей и установлению закономерностей влияния визуальных параметров модельных особенностей, конструктивных факторов, а также структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию силуэтной формы изделий.

8. По результатам эксперимента, на основе установленных графических зависимостей, определены количественные закономерности системы «форма - конструкция - материал» и разработан метод прогнозирования параметров основных элементов, определяющих компоненты тектоники.

9. Разработан метод комплексного проектирования силуэтных форм моделей одежды, обеспечивающий объективность создания в готовом изделии заданной силу-

riTno î формы модели одежды. Разработаны локальные проектные решения для реализации указанной метода в режиме автоматизированного проектирования Подана заявкам 2011115709 на патент на кзобр r enne указанного мгтода.

10. Проведена промышленная апробапия основных результатов диссертационной работы в ЗАО «Шестидесятые» и внедрение в учебный процесс МГУДГ, что подтверждает их актуальность и практическую значимость. Установлено, что результаты выполненного исследования имеют экономический и социальный эффект.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. Проектирование предпочтительных силуэтных решений моделей одежды д/я женских фигур Научный журнал «Технология легкой промышленности», №4. СП(>, 2011, с. 95 — 98. (0.3 пл. / 0.18п.л.) (из перечня ВАК).

2. Черняева A.A., Кривобородо! а Е.Ю. Комплексное проектирование силуэтной формы моделей одежды // Научный журнал «Текстильная промышленность», №3. — М, 2012, с.53-55. (0.3 п.л. /0.14 п.л.) (из перечня ВАК).

3. Черняева A.A., Кривобородов i Е.Ю., Румянцева Г.П., Семенова А.Г. «Исследование тектоники моделей одеждм:>. // Научно-технический журнал «Швейная промышленность», № 3. -М, 2012, 0.19-21. (0.3 п.л. /0.18 п.л.) (из перечим ВАК).

4. Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. Проектирования формообразующих элементов в конструкции адекватно силуэтному решению модели, //«Техника и технология». - ?.009. - №9. - С. 83-8^,

5. Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. «Проектирование изделий предпочтительных силуэтных решений на типовые и индивидуальные фигуры потребителей с учетом свойств материалов», тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции моле дых ученых «Молодая наука», Умосковский фестиваль науки (8 - 10 октября 201 )), с. 18.

6. Chernyaeva A.A., Krivoberodo"£. Е..Г. Garment shaping with account of textile properties // Grand fashion: Сборник докладов международной Корейско-Российской конференции. - M.: KF&CDA. - 201 >. С. 119 - 120. (0.16 п.л. / 0.08п.л.) с. 119 - 120.

7. Chernyaeva A.A., Krivoborodcva E.J. Development of preferable clothing design silhouette shape:! for individual custoner figuresv// Grand ashion: Сборник докладов международной Корейско-Российской конференции. — M.:: KF&CDA. — 2012. С. 60 -63. (0.16 п.л. / 0 08п.л.).

3. Патент РФ № 2426485, А 4: H 3/00, 20.07.2011. Бюл.№ 23. Кривобородова Е.Ю., Черняева A.A. Способ разработки силуэтных форм моделей одежды на фигуры индивидуальны* потребителей. (1.0(1 п.л. / 0.5 п.л.).

ЧЕРНЯЕВА АЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИЛУЭТНОЙ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Усл.-печ. 1,0 п.л. Тираж 80 экз. Заказ №©-3/- т'З Редакционно-издательский отдел МГУДТ. 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1. Тел./факс (495) 506 72 71 e-mail: rfrost@yandex.ru Отпечатано в РИО МГУДТ

Текст работы Черняева, Алеся Александровна, диссертация по теме Технология швейных изделий

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

На правах рукописи

04201354956

Черняева Алеся Александровна

РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИЛУЭТНОЙ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель: д.т.н., профессор Кривобородова Е.Ю.

Москва - 2013

Оглавление

Введение.....................................................................................................................6

1. Факторы, влияющие на силуэт изделия при проектировании одежды..........12

1.1 Анализ особенностей внешнего облика человека, влияющих на создание силуэтной формы изделия......................................................................................12

1.2 Формализованное описание формы туловища человека........................17

1.3 Анализ вопросов архитектоники и тектоники при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры......................................................18

1.4 Анализ способов адаптации художественных эскизов при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры потребителей 25

1.5 Конструктивные средства, используемые для образования силуэтной формы моделей одежды..........................................................................................31

1.6 Исследование и анализ формообразующих свойств тканей, влияющих на силуэтную форму изделия......................................................................................36

Выводы по первой главе.........................................................................................41

2. Аспекты гармонизации силуэтных форм..........................................................43

2.1 Концептуальная модель процесса проектирования силуэтной формы моделей одежды с учетом комплекса влияющих факторов................................43

2.2 Формализованное описание силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм»...................................................................................50

2.3 Формирование предпочтительных силуэтных форм моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей..............................................54

2.4 Разработка способа адаптации силуэтных контуров художественных эскизов на типовые и нетиповые фигуры потребителей в инженерном проектировании........................................................................................................67

2.5 Предпосылки для совершенствования бесконтактного метода определения размерных характеристик сложного объекта................................70

2.6 Разработка информационного обеспечения для программного комплекса измерения параметров тела человека, модели одежды и системы «человек -костюм» по фотографическим изображениям......................................................72

Выводы по второй главе.........................................................................................79

3. Разработка основ тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов 81

3.1 Разработка программы эксперимента по выявлению влияния компонентов тектоники на пространственную ориентацию силуэта изделия.........................81

3.2 Маркетинговое исследование для обоснования выбора конструктивных решений и элементов структуры пакета материалов женских жакетов............89

3.3 Разработка системы классификации и кодирования структуры плечевого изделия и пакета материалов..................................................................................95

3.4 Исследование влияния модификаций модельных конструкций и формообразующих свойств тканей верха на силуэтную форму модели одежды97

3.5 Установление влияния свойств и структуры пакета материалов на пространственную взаимосвязь изделия с фигурой..........................................106

3.6 Установление количественных взаимосвязей между параметрами компонентов тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов..........114

Выводы по третьей главе......................................................................................132

4. Разработка методики комплексного проектирования моделей одежды заданной силуэтной формы..................................................................................135

4.1 Алгоритм реализации метода проектирования моделей одежды заданной пространственной формы.....................................................................................135

4.2 Программный модуль измерения параметров системы «человек - костюм» ..................................................................................................................................138

4.3 Автоматизированный способ пространственной адаптации силуэтных форм художественных эскизов моделей одежды на типовые и нетиповые фигуры

потребителей..........................................................................................................141

4.3 Апробация методики проектирования моделей одежды заданной пространственной формы.....................................................................................144

4.5 Промышленная апробация методики комплексного проектирования силуэтной формы моделей женской одежды......................................................152

Выводы по четвертой главе..................................................................................155

Общие выводы по работе......................................................................................156

Список литературы................................................................................................159

Приложение А...........................................................................170

Приложение Б...........................................................................220

Приложение В...........................................................................237

Приложение Г...........................................................................242

Приложение Д...........................................................................251

Приложение Е...........................................................................255

Сокращения

БД - база данных

БК - базовая конструкция

ВО - внешний облик

ГИ - графическое изображение

ГМ - графическая модель

ГО - графический образ

ГСФ - графическая силуэтная форма

ДСМ - древнерусская система мер

МГУДТ - Московский государственный университет дизайна и технологии

МК - модельная конструкция

ИМ - исходная модель

ИМК - исходная модельная конструкция

КДЭ - конструктивно декоративные элементы

КМ - конструктивное моделирование

КП - конструктивный параметр

ММ — математическая модель

МО - модель одежды

РП - размерный признак

ТЭ - технический эскиз

УПФ - условно-пропорциональная фигура

ФС - формообразующие свойства

ФЭ - формообразующие элементы

ХКП - художественно-конструктивный признак

ЦНИИШП - Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности

Введение

С переходом современного общества к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободный рынок, произошли значительные изменения в социально-экономических условиях функционирования предприятий швейной промышленности и отношении потребителей к качеству выпускаемых изделий [1, 2, 3]. В период насыщения рынка сбыта одеждой, наряду с обеспечением эстетических и эргономических показателей, предъявляются требования к возможности формирования гармоничного внешнего облика средствами костюма [4].

Важным условием гармонизации визуального образа потребителей является всесторонний учет объективной и точной информации о их внешнем облике. Персонифицированный подход к его созданию, с максимальным учетом морфологических особенностей внешней формы фигур, а также использования средств художественного и конструктивного формообразования, возможен на базе метода визуализации системы «человек-костюм» в рамках общей методологии процесса адресного проектирования одежды [4, 5, 6, 7].

Существующие методы традиционного проектирования моделей изделий, а также методы, реализованные в 2Б [8, 9, 10, 11, 12, 13] или ЗЭ САПР [14, 15, 16, 17] одежды, направлены на воплощение в готовом изделии дизайнерской идеи, заложенной в художественном эскизе, главным образом, с точки зрения эстетики восприятия проектируемой внешней формы. На основе принципов архитектоники, определяющей организационную взаимосвязь внешней формы модели и ее внутреннего содержания, решаются вопросы, связанные с пропорциональной адаптацией исходных стилизованных эскизов с учетом основных габаритов фигур индивидуальных потребителей. При этом задачам эстетичности пространственной организации силуэтных форм моделей, на уровне конфигурации очертаний их контуров, и ориентации относительно поверхности фигур с различными морфологическими особенностями, не уделяется должного внимания. Однако, с точки зрения эстетики восприятия проектируемого визуального образа человека,

необходимо осуществлять адаптацию структурных составляющих целой формы не только по гармонизации пропорциональных уровней, но и с учетом ориента-ционной связи в системе «человек - костюм».

Для обеспечения точного соответствия заданной силуэтной формы готовому изделию требуются знания закономерностей тектоники моделей одежды, определяющей переход к вещественной структуре формы на уровне ее физических характеристик. Современные исследования, связанные с конструктивным формообразованием в одежде, посвящены вопросам создания различных пространственных геометрических форм в однослойных изделиях, а также степени их объемности с учетом формообразующих свойств тканей [5, 6, 18]. Недостаточный учет формообразующих свойств тканей верха, возможностей модификации (согласно заданному эскизу) формообразующих элементов модельных конструкций, а также влияния структуры и свойств пакета материалов на образование силуэтной формы изделия и ее ориентации относительно поверхности фигуры приводит к необходимости проведения дополнительных примерок для уточнения очертаний проектируемой формы модели в соответствии с исходным замыслом и, как следствие, увеличивает трудоемкость ее разработки.

Вследствие многообразия факторов, влияющих на формирование силуэтной формы новой модели на различных этапах ее проектирования, и отсутствия закономерностей взаимосвязи тектонических компонентов: формы, конструкции и материала, - процесс разработки изделий, включающих пакет материалов, опирается на накопленный опыт конструирования и осуществляется в значительной степени субъективно.

Чтобы получить объективный инструментарий обеспечения корректности заданной силуэтной формы, адекватной как замыслу дизайнера, так и морфологическим особенностям внешнего облика индивидуальных потребителей, необходимо разработать комплексный метод, учитывающий принципы архитектоники и закономерности тектоники в их взаимосвязи и взаимовлиянии, что позволит осуществлять прогноз итоговых параметров силуэтной формы на стадии эскизного проектирования.

Поэтому исследование и выявление закономерностей, поэтапно определяющих гармонизацию проектируемой силуэтной формы и ее воплощение в модельной конструкции с учетом структуры и свойств пакета материалов и возможности контроля пространственной ориентации, является актуальным.

Целью работы является разработка метода комплексного проектирования модельных конструкций одежды в соответствии с художественным эскизом и заданной пространственной ориентацией изделия относительно поверхности фигуры человека.

Объектом исследования является процесс проектирования женских плечевых изделий костюмного ассортимента. Основные этапы работы:

• исследование существующих методов проектирования силуэтной формы моделей одежды и способов адаптации художественных эскизов на индивидуальные фигуры потребителей;

• выявление комплекса факторов, влияющих на образование силуэтной формы моделей одежды и ее ориентацию относительно поверхности фигуры человека; •разработка концептуальной модели процесса комплексного проектирования силуэтной формы изделия в соответствии с эскизом;

• разработка формализованного представления силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм», классификации и структуры кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

• разработка способа формирования гармоничных силуэтных контуров моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей;

• исследование способности тканей огибать поверхность фигуры для установления наиболее значимых формообразующих свойств, влияющих на пространственную ориентацию изделия;

• выявление влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию силуэтной формы изделия;

• установление закономерностей расчета величин объемных прибавок и их распределения между формообразующими элементами изделия с учетом вида,

количества, местоположения и параметров формообразующих элементов модельных конструкций;

• разработка комплексного метода проектирования силуэтной формы модели одежды, соответствующей исходному прообразу с учетом модельных особенностей, структуры пакета материалов и формообразующих свойств тканей;

• разработка метода прогнозирования параметров отдельных компонентов тектоники с учетом пакета материалов плечевых изделий;

• апробация результатов исследования и определение экономической эффективности.

В работе использовались следующие методы исследования: логический, системно-структурный и графический анализ, визуализации субъекта и объекта проектирования, экспертных оценок, бесконтактные фотограмметрические методы измерения объектов, планирования эксперимента, математического моделирования и обработки экспериментальных данных, методы классификации, алгоритмизации и программирования.

Использованы программные продукты операционной среды Windows: Microsoft Word, Microsoft Excel, СУБД Microsoft Access, универсальная графическая система проектирования AutoCAD, графические редакторы Corel Draw, Photoshop, Illustrator, специализированные программы: САПР Julivi, Eleandr CAD, прикладной пакет Visual View.

Достоверность полученных в работе результатов подтверждена согласованностью теоретических и экспериментальных исследований, а также их апробацией и положительной оценкой в промышленности. Научная новизна работы заключается в:

• выявлении комплекса факторов, влияющих на силуэтную форму модели одежды на различных стадиях процесса проектирования;

• установлении количественных значений параметров силуэтной формы моделей одежды, гармонизирующих внешний облик индивидуальных потребителей;

• разработке способа проектирования предпочтительных силуэтных контуров моделей одежды по параметрам типовых и нетиповых фигур потребителей;

• установлении закономерностей влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию силуэтной формы изделия;

• разработке метода проектирования модельных конструкций женской одежды на основе комплексного учета факторов, влияющих на формообразование, который позволяет обеспечить заданную в эскизе силуэтную форму изделия.

Практическая значимость работы заключается в:

• разработке формализованного представления силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм», классификации и системы кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

• разработке метода пространственной адаптации силуэтных контуров художественных эскизов, включающего графический и математический способы расчета на основе параметров типовых и нетиповых фигур;

• разработке рекомендаций для создания гармоничных силуэтных решений моделей одежды на основе параметров внешней формы фигур;

• разработке информационного обеспечения для программного комплекса измерения параметров системы «человек - костюм» по фотографическим изображениям;

• разработке метода расчета конструктивных параметров формообразующих элементов модельных конструкций, позволяющего, с учетом комплексного влияния факторов, обеспечить соответствие пространственной формы готового изделия исходному прообразу.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: научно-практической конференции молодых ученых «Фестиваль науки» V Московского фестиваля науки (2010г.); Korean-Russian International Fashion Conference «Grand Fashion» (2011, 2012 гг.); 61-й и 63-й научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые - XXI веку» (2009 и 2011гг.).

Результаты работы апробированы и внедрены в производство на предприятиях ЗАО «Шестидесятые», а также в учебный процесс МГУДТ при проведении лабораторных работ по дисциплинам «Проблемы и методы проектирования

швейных изделий из тканей», «Инновационные технологии в дизайне» и выполнении задач курсового и дипломного проектирования.

Публикации. Основные результаты диссертационной работы отражены в восьми печатных работах, три из них опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по каждой главе и работе, списка литературы и 6 приложений. Объем диссертации составляет: 263 страницы печатного текста, включая 50 иллюстрации и 38 таблиц. Библиографический список содержит 120 источников.

1. Факторы, влияющие на силуэт изделия при проектировании одежды

1.1 Анализ особенностей внешнего облика человека, влияющих на создание силуэтной формы изделия

Для целей проектирования одежды внешний облик человека, при визуальном восприятии, представляет собой совокупность индивидуально-различных особенностей по антропоморфологическим признакам тела (размеры и форма �