автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Модели и алгоритмы автоматизированного проектирования макетов сцен мультимедиа тренажеров

кандидата технических наук
Вавилова, Наталья Ивановна
город
Тверь
год
2002
специальность ВАК РФ
05.13.12
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Модели и алгоритмы автоматизированного проектирования макетов сцен мультимедиа тренажеров»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Вавилова, Наталья Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОГРАММНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ КАК ОСНОВНОЙ

ЭЛЕМЕНТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Анализ программных тренажеров как объектов проектирования.

1.2. Методологические аспекты проектирования. Инструментальные средства.

1.3. Требования к тренажеру, как объекту проектирования. Архитектура тренажерного комплекса.

1.3.1. Требования к тренажеру, как объекту проектирования.

1.3.2. Архитектура тренажерного комплекса.

1.4. Проблема проектирования тренажеров, ориентированных на функционирование в глобальной сети. Постановка задач диссертации. 53 Выводы к главе 1.

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ МИРА ТРЕНАЖЕРА.

2.1. Разработка предметной модели на основе онтологического подхода.

2.2. Обобщенные атрибутивные модели предметной области тренажера.

2.3. Модели интерпретаций для таксономий.

2.4. Модели интерпретаций отношений онтологии.

Выводы к главе 2.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРА.

3.1. Постановка задачи проектирования макета Тех1т.

3.2. Алгоритм проектирования габаритов е - образов.

3.3. Алгоритм проектирования макета сцены тренажера.

3.4. Алгоритмы генерации списков е - образов интерпретаций отношений.

3.5. Проектирование сценария тренажера на основе обобщенной интерактивной модели преобразования ситуации.

Выводы к главе 3.

ГЛАВА 4. ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТРЕНАЖЕРОВ.

4.1. Методика проектирования тренажера функционального типа.

4.2. Методика создания библиотеки е - образов О V& для построения интерпретаций отношений онтологии тренажера функционального типа.

4.3. Методика проектирования тренажера структурного типа.

4.4. Методика создания библиотеки е - образов 0Gr3d для построения интерпретаций отношений онтологии тренажера структурного типа.

Выводы к главе 4.

Введение 2002 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Вавилова, Наталья Ивановна

Актуальность проблемы. Одной из наиболее сложных задач обучения и подготовки специалистов является задача передачи эмпирических знаний. Традиционно она решается за счет применения различных тренажерных средств. Однако многие Вузы сталкиваются с проблемой износа существующих лабораторных стендов и дороговизной приобретения нового оборудования. В то же время стоимость организации компьютерных учебных аудиторий в настоящее время невысока, происходит регулярное обновление парка компьютерной техники в Вузах. Это делает возможной замену в учебном процессе традиционных лабораторных установок программными тренажерами.

В отличие от программ по обучению базовым понятиям или директивным нормам, тренажеры помогают обучаемому осмыслить теоретические знания и сформировать личные эвристики для их применения. Применяя имеющиеся знания, обучаемый получает опыт практической работы, одновременно идет процесс уточнения его теоретических знаний на практике. С этих позиций тренажер становится не столько средством обучения, сколько инструментом извлечения знаний, формирования личного опыта.

Тренажер позволяет построить обучение на основе проблемно-ситуационного подхода. Студент должен переосмысливать информацию, рассуждать, творчески подходить к решению поставленной задачи. За счет этого не просто развиваются навыки работы с устройствами или формируется навык действия по готовому алгоритму, но развивается логическое и образное мышление, способность решать разнообразные задачи на основе усвоенного объема теоретической информации. При работе с тренажером максимально сближаются процессы получения и закрепления информации. Тренажерные технологии активизируют познавательные процессы обучаемого, не ограничивая его свободу действий в процессе поиска верного решения.

Использование тренажеров с применением мультимедийных технологий позволяет на практике реализовать сложную когнитивную задачу. Она состоит в ускорении формирования бинарных отношений эквивалентности на элементах двух множеств: множества условных графических изображений, схем элементов КТС и множества реальных объектов, которые в мультимедиа исполнении могут представлять собой фото, видео фрагменты с реалистичным изображением объектов.

Особую актуальность программные тренажеры приобретают с развитием новых информационных и образовательных технологий - сетевых технологий, способствующих возникновению систем дистанционного и открытого образования. Задача переноса методик инженерного образования в системы открытого и дистанционного образования может быть решена только с разработкой тренажерных комплексов, ориентированных на работу в глобальной сети.

В системах дистанционного обучения компьютерный тренажер -единственно возможный путь реализации принципа системности обучения на завершающих этапах подготовки специалистов, особенно технических специальностей, так как обеспечивает использование всех видов дидактических приемов обучения.

Бурное развитие мультимедиа и \¥еЬ-технологий открывает перспективное направление совершенствование тренажерных систем, создает условия для комплексного решения задач разработки концепции мультимедиа тренажерного комплекса, ориентированного на дистанционное образование, математических и методических средств для его автоматизированного проектирования.

Эффективность процесса обучения на тренажере в значительной степени определяется:

- видом модели предметной области тренажера, т.е. степенью эквивалентности интерпретаций, созданных с помощью моделей мира тренажера реальным объектам и отношениям физического мира;

- полнотой сценария тренажера, т.е. степенью эквивалентности сценария схемам развития событий на имитируемых объектах физического мира.

Приведенные факты свидетельствуют об актуальности темы диссертации, которая определяется:

- важностью объекта проектирования как дидактического средства обучения;

- особенностью тренажера как объекта проектирования, интегрирующего различные виды информационных структур, и необходимостью использования субъективных и качественных критериев;

- отсутствием формальных методик проектирования мультимедиа тренажерных комплексов и средств автоматизации проектирования этого класса объектов.

Целью диссертационной работы является разработка структуры мультимедиа тренажера, ориентированного на работу в глобальной сети и программно - методического комплекса для автоматизированной поддержки проектирования предметной модели тренажера.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выполнить анализ современных тренажеров, разработать архитектуру мультимедийного тренажерного комплекса (МТК) и сформировать парадигму процесса проектирования предметной модели тренажера.

2. Разработать методику проектирования моделей предметной области тренажера на основе онтологического подхода.

3. Разработать алгоритмы проектирования интерпретаций онтологической системы предметной области тренажера и макетов сцен предметной модели тренажера.

4. Разработать модель сценария на основе унифицированной модели интерактивного преобразования ситуации и методику его проектирования.

5. Разработать программное обеспечение алгоритмов для решения задачи проектирования моделей и отдельных компонентов тренажера.

6. Произвести верификацию методики проектирования МТК на примере создания тренажерных комплексов по системам автоматизации технологических объектов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в качестве базовой методологии, являющейся основой исследования, в работе использовались методы структурного системного анализа. Также использованы: теория множеств (при разработке информационных моделей и моделей интерпретаций онтологии), элементы теории графов и теории автоматизированного проектирования (при создании моделей и алгоритмов автоматизированного проектирования макетов сцен тренажеров).

Новые научные результаты:

1. Новая архитектура мультимедиа тренажерного комплекса, ориентированного на функционирование в глобальной сети и реализацию сеансового режима работы, управляемого обучаемым.

2. Предметная модель тренажера (ПМТ), базирующаяся на взаимосвязи двух моделей: мультимедийной (Техйг) и атрибутивной (Тпйг).

3. Методика проектирования моделей предметной области тренажера на основе онтологического подхода. Онтологическая модель предметной области "Технические средства автоматики", включающая универсальные таксономии концептов, множества экземпляров концептов, множество отношений. Модели интерпретаций отношений онтологической системы.

4. Постановка задачи проектирования макетов сцен как задачи размещения на ограниченной площади сцены множества мультимедиа объектов с нефиксированными размерами.

5. Алгоритмы автоматизированного проектирования макетов сцен тренажера.

Практическая ценность работы:

1. Созданы варианты программной реализации ПМТ на разных предметных задачах для тренажеров функционального и структурного типов, доказывающие работоспособность и эффективность новой модели.

2. Предложена классификация программных тренажеров по структурно-функциональным признакам.

3. Сформирована парадигма автоматизированного проектирования ПМТ и на ее базе создана методика проектирования мультимедиа тренажеров.

4. Разработаны библиотеки элементарных образов для построения интерпретаций отношений онтологической системы, включающие 450 графических е - образов, 10 звуковых и 500 видео образов.

5. Программное обеспечение для задач автоматизированного проектирования тренажеров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предметная модель тренажера базируется на единстве двух составляющих предметной модели (Textr и T intr). В основу концептуальной модели тренажера положена онтологическая система предметной области.

2. Парадигма проектирования МТК, основанная на итерационной схеме создания ПМТ, включающей новые модели задачи компоновки макета сцен и определения рациональных размеров графических интерпретаций экземпляров концептов.

3. Алгоритмы, программное и информационное обеспечение автоматизированного проектирования мультимедиа тренажеров нового класса.

Внедрение результатов. Результаты исследований, включающие программное и методическое обеспечение мультимедиа тренажеров "Изучение и поверка магнитного газоанализатора" и "Разработка САУ температуры на базе микропроцессорного контроллера Ремиконт Р130" переданы для использования в учебном процессе Московского государственного университета пищевых производств (МГУ 1111), а также внедрены в учебный процесс Тверского государственного технического университета (ТГТУ).

Апробация работы. Научные и практические результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научных конференциях. В частности на VIII международной конференции "Знания - Диалог - Решение" (KDS) - 1999 (Донецк), на международной научной конференции "Математические методы в технике и технологиях" (ММТТ) - 2000 (Санкт-Петербург), на V международной научнометодической конференции "Новые информационные технологии в электротехническом образовании" (НИТЭ) - 2000 (Астрахань), на V международной конференции "Information Theories and Applications" - 2001 (Варна, Болгария), на научной конференции "Новые информационные технологии" (НИТ) - 2001 (Рязань), на международных конференциях "Современные технологии обучения" - 2001, 2002 гг. (Санкт-Петербург), на международной научной конференции "Математические методы в интеллектуальных системах" - 2002 (Смоленск), на международной конференции "International Conference on Advanced Learning Technologies" -2002 (Казань). Также результаты работы докладывались и обсуждались на ежегодных научно-технических семинарах профессорско-преподавательского состава ТГТУ - 2000-2002 (Тверь).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, из них 6 статей, тезисы к 7 докладам на всероссийских и международных научных конференциях и 1 статья в электронном журнале.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 160 страницах машинописного текста, в том числе на 30 рисунках и в 27 таблицах. Список использованной литературы включает 122 наименования.

Заключение диссертация на тему "Модели и алгоритмы автоматизированного проектирования макетов сцен мультимедиа тренажеров"

Выводы к главе 4.

1. Доказана работоспособность и эффективность предметной модели тренажера. Обоснованность предложенной структуры проверена путем разработки программных версий тренажеров по ТСА, ориентированных на работу в глобальной сети. Разработка велась на Dynamic HTML с использованием скриптовых языков сценария JavaScript и VBScript.

2. Доказана работоспособность методик проектирования мультимедиа тренажеров, полученных на основе парадигмы процесса проектирования ПМТ. Разработка нескольких тренажеров для различных проблемных и предметных областей, с различной реализацией

При создании функционального тренажера "Изучение и поверка магнитного газоанализатора" разработана модель Tintr, отображающая состояние 12 экземпляров концептов предметной онтологии. Для создания модели Т extr спроектировано:

- 5 макетов сцен ("Общий вид стенда", "Аналитическое устройство", "Вторичный прибор", "Манометр", "Реометры и компрессор");

- сценарий функционирования (ПО на языке JavaScript объемом около 2 Мбайт).

При создании структурного тренажера "Проектирование САУ на базе МПК PI 30" разработана модель T intr, отражающая состояние более 200 экземпляров концептов онтологии. Для модели T extr спроектировано:

- 4 макета сцен ("Спецификация", "Конфигурация МПК PI 30", "Сборка САУ", "Пуск и наладка САУ").

- сценарий функционирования (ПО на языке JavaScript объемом 100 Кбайт).

3. Разработано программное обеспечение генераторов списков е-образов, необходимых для создания множества интерпретаций онтологии тренажера, для задач автоматизированного проектирования мультимедиа тренажеров.

4. Созданы методики проектирования графических и видео элементарных

148 образов для построения множества интерпретаций ПМТ.

С использованием предложенных методик разработаны библиотеки элементарных образов для построения интерпретаций отношений и концептов онтологий, включающие:

- 550 графических е-образов общим объемом около 15 Мбайт;

- 450 видео образов общим объемом около 110 Мбайт.

Готовые библиотеки е-образов позволяют создавать на их основе новые интерпретации по теме "Технические средства автоматики".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Разработана архитектура мультимедиа тренажерного комплекса, ориентированного на функционирование в глобальной сети.

2. Предложена концепция предметной модели тренажера, базирующаяся на взаимосвязи двух моделей: мультимедийной (Тех1т) и атрибутивной

ТЫг).

3. Сформирована парадигма процесса проектирования предметной модели тренажера.

4. Разработана методика проектирования моделей предметной области тренажера на основе онтологического подхода. Создана онтология "Технические средства автоматики". Определены необходимые и достаточные таксономии, построены множества интерпретаций.

5. Выполнена постановка задачи проектирования макетов сцен тренажера как задачи размещения е-образов нефиксированных размеров на множестве взвешенных позиций. Разработаны алгоритмы:

- проектирования габаритов е-образов;

- размещения множества е-образов на ограниченном поле сцены.

6. Разработаны алгоритмы генерации списков е-образов, необходимых для построения множества интерпретаций отношений онтологии тренажера, обеспечивающих:

- построение сценария тренажера, эквивалентного по размерам пространству состояний физической задачи, являющейся темой МТК;

- минимизацию числа ограничений на действия пользователя.

7. Предложена новая концепция проектирования сценария тренажера на основе обобщенной интерактивной модели преобразования ситуаций, которая является ядром алгоритмов поддержки сценариев тренажеров. Концепция позволяет создавать сценарии тренажеров на основе одного универсального алгоритма.

8. Разработано программное обеспечение, реализующее предложенные

150 алгоритмы и модели.

9. Программная реализация разработанных моделей и алгоритмов показала их эффективность при решении задач проектирования, а также работоспособность тренажерных комплексов созданных на их основе.

Библиография Вавилова, Наталья Ивановна, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. "Базы знаний интеллектуальных систем" С-Пб. - 2000.

2. Луговская Е.А., Тарасов В.Б. "Многоагентные системы поддержки открытого образования в техническом университете" // "Программные продукты и системы", №2, Тверь 2001.

3. Зенкин A.A. "Когнитивная компьютерная графика", М. 1991.

4. Проблема цвета в психологии // РАН Институт психологии, М. 1993.

5. Зайнутдинова Л.Х. "Создание и применение электронных учебников. На примере общетехнических дисциплин", Астрахань 1999.

6. Норенков И.П. "Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем", М. 1980.

7. Балакирев B.C., Филатова H.H. "Электронный учебник по математическому моделированию: принципы проектирования и технология" // тезисы докладов международной конференции ММИИСТ-2001, М. 2001.

8. Аткинсон Р. "Человеческая память и процесс обучения", М. 1980.

9. Солсо Р. "Когнитивная психология", М. 1996.

10. Зиновченко А.Н. "Предъявление информации в обучающих программных продуктах" // НИТЭ-98, с.76-79.

11. П.Горелов И.Н. "Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы", М. Наука 1987. - 255 с.

12. Моргунов Е.Б. "Человеческие факторы в компьютерных системах", М. Тривола -1^94.

13. Антонов A.B. "Восприятие внетекстовых форм информации в издании", М. Книга-1972.-104 с.14. "Человеческий фактор" в 6-ти томах, под ред. Г. Сальвенди, М. Мир 1991.

14. Пушков А. "Как создать мультимедийное приложение. Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов" // Мир ПК, №12,1997.

15. Nakâbayashi К., Maruyama M., Koike Y., Kato Y., Touhey H., Fukuhara Y.

16. Architecture of an Intelligent Tutoring System on the WWW" // Proceedings of the 8th World Conference on Artificial Intelligence in Education Knowledge and Media in Learning Systems (AI-ED'97), Kobe, Japan - 1997.

17. Брусиловский П.Л. "Адаптивные обучающие системы в WWW: обзор имеющихся в распоряжении технологий" // http://www.contrib.andrew.cmu.edu/~pbl/UM97workshop/

18. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. "Основные компоненты компьютерных технологий обучения" // "Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом", Вып.З, М. 1998.

19. Brusilovsky P. "Methods and techniques of adaptive hypermedia" // Spec. Iss. on Adaptive Hypertext and Hypermedia User Modeling and User-Adapted Interaction, v.6(2 - 3), pp.87 - 129,1996.

20. Kinshuk, Patel A. "A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems" // "Knowledge Transfer", v.2, pp.117 124, pAce, London, UK - 1997.

21. Мельников A.B., Цытович П.Л. "Принципы построения обучающих систем и их классификация" //http://scholar.wc.ac.ru/Teachers/methodics/joumal/numero4/pedag/tsit3.html

22. Кривицкий Б.Х. "О систематизации учебных компьютерных средств" // Educational Technology & Society 3(3), 2000 ISSN 1436 - 4522 pp.548-556.

23. Гостин A.M. "Математическое и программное обеспечение операциональной модели обучаемого и ее синтез в программных приложениях открытой гипермедийной среды" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.11, Рязань 2000.

24. Голубева Е.Ю. "Интегрированная мультимедиа обучающая среда по небесной механике" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 01.02.01, М. -1998.

25. Меньшикова К.Г. "Разработка диалогового тренажера для учебно-исследовательских САПР" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.13, 05.13.12, М. 1987.

26. Долгих Д.В. "Автоматизация проектирования компонентов дистанционногообучения и диагностики качества знаний специалистов для сети Internet" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.12, 05.13.10, Воронеж 1998.

27. Удальцов C.B. "Технология разработки адаптивных систем дистанционного обучения на основе интеллектуальных программных агентов" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.11, С-Пб. 1999.

28. Цытович П.Л. "Автоматизация проектирования обучающих систем на основе объектно-контейнерного подхода" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.12, Челябинск 2000.

29. Осипова Е.М. "Разработка объектных моделей для автоматизации анализа и проектирования систем дистанционного обучения" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.16, С-Пб. 2000.

30. Князева М.Д. "Методы проектирования математических моделей и математического обеспечения для компьютерных систем и тренажеров" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.11,05.13.01, М. 1999.

31. Пауков А.Ю. "Программное обеспечение элементов технологии мультимедиа в автоматизированных обучающих системах" / автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.11, М. 1998.

32. Сафронова И.Е. "Разработка математических моделей объектов проектирования для автоматизированной обучающей системы в САПР/САЙТ ЭВА" / автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.12, М. -2000.

33. Нарыжный Е.В. "Построение интеллектуальных обучающих систем, основанных на экспертных знаниях" / автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.10, М. 1998.

34. Михеева Т.Н. "Разработка методов и средств построения компьютерных обучающих систем на основе гипертекстовых моделей" / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.16, Самара 1996.

35. Вавилова Н.И., Филатова Н.Н. "Принципы создания мультимедиа тренажеров" // сборник научных трудов ТГТУ "Проектирование технических и медико-биологических систем", Тверь 2000, стр. 4-7.

36. Филатова H.H., Вавилова Н.И., Ахремчик О.JI. "Виртуальные тренажеры как основа интенсификации когнитивных процессов" // материалы VII международной конференции "Современные технологии обучения", Санкт-Петербург 2001, Часть 1, стр. 200-202.

37. Filatova N.N., Vavilova N.I. "The trainer-simulator's models of the world on the basis of the plurality of the figurative representations" // International Journal "Information Theories and Applications" 2001, volume 8, number 4, pp. 176-184.

38. Filatova N.N., Vavilova N.I. "The trainer-simulator's models of the world on the basis of the plurality of the figurative representations" // International Journal "Information Theories and Applications", Abstracts 2001, pp. 2.

39. Филатова H.H., Вавилова Н.И. "Представление знаний в мультимедиа тренажерах" // сборник научных трудов V международной научно-методической конференции "Новые информационные технологии в электротехническом образовании", Астрахань 2000, стр. 258-263.

40. Вавилова Н.И. "Виртуальные тренажеры" // сборник трудов международной конференции ММТТ-2000, Санкт-Петербург 2000 г, стр. 10-11.

41. Вавилова Н.И. "Виртуальный монтажный стол для проектирования и наладки систем управления" // материалы конференции НИТ-2001, Рязань -2001, стр. 15-16.

42. Вавилова Н.И. "Мультимедиа тренажеры" // материалы конференции "Развитие новых технологий в системе открытого образования России", Тверь -2001, стр. 4-5.

43. Вавилова Н.И., Ахремчик O.JI. "Два уровня моделей в мультимедиа тренажерах" // сборник трудов международной научной конференции "Математические методы в интеллектуальных системах", ММИИСТ-2002, Смоленск 2002 г., стр. 20.

44. Вавилова Н.И. "Проектирование моделей тренажера на основе онтологического подхода" // сборник материалов всероссийской заочной конференции "Перспективы развития волжского региона", Тверь 2002, вып.4, стр. 142-146.

45. Филатова H.H., Ахремчик O.JL, Вавилова Н.И., Тулова С.А. "Тренажеры для обучения разработке систем автоматизации, реализованные в WWW" // proceedings ЕЕЕЕ International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 288-292.

46. Айзенменгер P. "HTML 3.2 / 4.0: справочник". Перевод с нем. под редакцией С. Молявко. Москва: ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998. 432 с.

47. Морис Б. "HTML в действии". С-Пб: ПИТЕР, 1997.-132 с.

48. Петерсон М.Т. "Эффективная работа с 3D Studio МАХ". С-Пб: ПИТЕР, 1999. 656 с.

49. Хольцшлаг М.Э. Использование HTML 4, 6-е издание. Пер. с англ. Учебноепособие. M.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 1008 стр.

50. Холыщер С. "Dynamic HTML Руководство разработчика". Перевод с английского С. А. Бойко под редакцией А. А. Кудряшовой. Киев: издательская группа BHV, 1999.-624 с.

51. Хоумер А., Уилмен К. "Dynamic HTML Справочник". Санкт-Петербург: "ПИТЕР Ком", 1999. 512 с.

52. Федоров А.Г. "JavaScript для всех". С-Пб: "Компьютер ПРЕСС", 1998.

53. Касаткин А.И. Практическое введение в программирование на JavaScript -M.: Инфра-М, 1998. 432 с.

54. Паттерсон JL, Шарльворс С., Корнелиус Д. и др. "Использование HTML 4" 3-е издание. Киев Москва - Санкт-Петербург: Издательский дом "Вильяме", 1998.-384 с.

55. Ломаке П. "Изучаем VBScript". Перевод с английского под редакцией М. В. Коломыцева. Киев: издательская группа BHV, 1998. 400 с.101. "Мультимедиа" под редакцией Петренко А. И. Киев, 1994.-139 с.

56. Гринченко Т. А. "Гипертекстовая информационная технология" // Кибернетика и системный анализ, 1992, №5, с. 115-135.

57. Леннон Д. "Системы гипермедиа" // Программирование, 1995, №2, с.48-60.104. "Фирменные традиции для мультимедийных учебников" // Мир ПК, 1999, №2, с. 119-121.

58. Антонова Т, Харитонов А. "Мультимедийный учебник. Поиски жанра" // Компьютер пресс, 1998, №9, с. 111-115.

59. Александров М.А., Алтунин В.К., Захаров В.Л., Кадочников A.C., Чудаков O.E. "Опыт создания компьютерных тренажеров для военно-морского флота" // Программные продукты и системы, №2,2000, с.24-27.

60. Девятков В.В., "Онтологии и их применение" // Программные продукты и системы, №3,2000, с.2-10.

61. Башмаков А.И., Башмаков И.А. "Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 1" //

62. Информационные технологии, №6,1999, с.40-45.

63. Башмаков А.И., Башмаков И.А. "Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 2" // Информационные технологии, №7, 1999, с.39-45.

64. Gang Wei, Valery A. Petrushin, Anatole V. Gershman "A Learning Environment For Creating Media Processing Systems" // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 283-287.

65. Норенков И.П., Маничев В.Б. "Системы автоматизированного проектирования электронной и вычислительной аппаратуры". М. Высшая школа, 1983 г. - 272 с.

66. Филатова Н.Н. "Автоматическое формирование знаний в САПР". Тверь, 1996 г. 144 с.

67. Поспелов Д.А. "Ситуационное управление: теория и практика". М.: Наука, 1986 г.-288 с.

68. Sally Не, Kinshuk, Hong Hong, Ashok Patel "Granullar Approach to Adaptivity in Problem-based Learning Environment" // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 3-7.

69. Li Xiao, Li Jianguo, Zhang Xiaozhen, Qiu Yuhui "Resource Organization and1601.arning State Control for Adaptive Learning System" // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 5052.

70. Jamie Rasmussen, Deirdre Butler, Glorianna Davenport "A Web-based Environment for Assembling Multimedia Learning Stories in Irish Primary Education" // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 64-68.

71. Izhitkin V.S., Zolotova T.A., Borisova D.A. "Polimedia Database and Testing Complex in WWW on Ritual Complex of the Russians of the Volga Region" // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan-2002, pp. 79-83.

72. В состав переданных материалов входагг:

73. В состав переданных материалов входят:

74. Методика проектирования мультимедиа тренажеров на базе парадигмы автоматизированного проектирования предметной модели тренажера.

75. Методика проектирования моделей предметной области тренажера на основе онтологических систем.

76. Мультимедиа тренажер "Проектирование систем автоматического управления на базе микропроцессорного контроллера РемиконтР130", ориентированный на функционирование в глобальной сети.

77. Мультимедиа тренажерный комплекс "Виртуальный стенд поверки", включающий электронное учебное пособие, тестирующую программу и тренажер.

78. Переданные научные и методические материалы, а также программные средствад.т.н., профессор1. Дмитриев. Г.А.

79. Декан факультета АС, к.х.н., доцент