автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Малый сад в городской среде

кандидата архитектуры
Лазарева, Екатерина Владимировна
город
Москва
год
2002
специальность ВАК РФ
18.00.04
Диссертация по архитектуре на тему «Малый сад в городской среде»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Лазарева, Екатерина Владимировна

Введение.

Цель исследования.

Научная гипотеза исследования.

Объект исследования.

Границы исследования.

Научная новизна.

Методика исследования.

Практическая ценность.

Структура работы.

Глава первая: Признаки малого сада и его типологические особенности.

1.1. Место малого сада в городской среде. (Натурные обследования).

1.2. Современная практика и перспектива проектирования и строительства малых садов.

1.3. Роль малого сада в городской среде и его основные признаки.

3.4. Выводы первой главы.

Глава вторая. Особенности формообразования малых садов в истории ландшафтной архитектуры.

2.1. Анализ признаков малого сада на основе исторического материала.

2.2. Выводы второй главы.

Введение 2002 год, диссертация по архитектуре, Лазарева, Екатерина Владимировна

Малый сад является продуктом суперурбанизированной среды, в которой природный комплекс города дробится на участки все меньших и меньших размеров. Одновременно с миниатюризацией участков, наблюдается разнообразие форм интеграции природы в городскую застройку. Не случайно, термины "карманный сад", "минисад", "микросад" стали все чаще встречаться в публикациях о ландшафтной архитектуре. Территориальная миниатюризация ландшафтных комплексов ведет к расширению роли и места зеленых насаждений в городской среде, за счет формирования «микроландшафта». При этом важно отметить, что определяющим признаком малого сада является не столько размер, но и степень его ассимиляции, органической «вживленности» в среду обитания человека и придания ей черт одухотворенности. Все это отражает процессы, которые уравновешивают, балансируют проблемы глобализации в мире, создавая более соразмерные с человеком, комфортные условия для его жизни. Рассматриваемое явление - как форма очеловечивания и индивидуализации условий жизни, - особенно характерно для ландшафтной архитектуры.

В первой половине XX века в связи с развитием промышленности отмечается резкое сокращение озелененных территорий и природных ландшафтов. Формировалась достаточно агрессивная среда, где человеку становилось дискомфортно, ему не хватало общения с живой природой. Не случайно, многим горожанам мир стал казаться лишенным равновесия, стабильности и одухотворенности. Это и породило в последующем стремление внести живую природу в чуждые ей материалы и формы, компенсируя тем самым вытеснение естественной природы застройкой. Ощущение дисгармонии и дискомфорта вызваны не только отсутствием зелени, но, - и это главное, - недостаточным вниманием при проектировании к значению социальных, экологических и эстетико-художественных требований. Малые сады могут и должны стать важным средством решения многих проблем. Малый сад становится одним из важных приемов гуманизации современной городской среды.

Сад всегда выражает результаты сложной духовной деятельности человека, стремление его к гармонии, к определенному этическому и эстетическому идеалу. Изменение экономических, политических, культурных условий жизни приводило к корректировке и смене этих идеалов. Это, в свою очередь, приводило к развитию садового искусства, как жанра, смене художественных стилей в его организации. Изменения происходили в подходах к формированию малых садов, в развитии функций малого сада, в поиске новых архитектурных форм и композиционных приемов. Но при этом никогда не утрачивается особое значение поэтики малого сада, его семантико-символического содержания, как объекта художественного творчества. Поэтому актуально изучение и осмысление исторического опыта различных регионов и культур по созданию малых садов.

В контексте новых социально-экономических условий конца XX-начала XXI веков в градостроительном проектировании возникла актуальная необходимость комплексного подхода к выявлению, изучению, проектированию малых садов как фрагментов среды современного города. Малый сад рассматривается во взаимодействии с человеческим, социальным и общекультурным факторами развития процесса "малой ландшафтной архитектуры". От того, насколько грамотно будет решаться эта проблема, зависят такие важные аспекты, как создание благоприятных экологических, социальных и эстетических условий жизни горожан, повышение качества среды обитания человека. В специальной литературе в основном рассматриваются вопросы, в которых освещаются крупные объекты садово-паркового искусства. Это фундаментальные труды Л.С. 3алесск0й(32), В.Я. Курбатова(45), Д.С. Лихачева (49), Е.М. Микулиной (32, 57), С.С. Ожегова (66). Богатейшее наследие русского садово-паркового искусства рассматривается в работах И.В. Барсовой (3), А.П. Вергунова (12,13), В .А. Горохова (12), Т.Б. Дубяго (29), Л.Б. Лунца (50) , Е.П.Щукиной 6

102). Ряд авторов, например, Л.С. Залесская, Е.М. Микулина (32), П.И.Приходько (74), употребляют понятие "малый сад" в своих трудах. В последние десятилетия за рубежом и в России издаются каталоги, журналы и книги посвященные личным садам, в которых также представлена информация о малом саде, которая позволяет анализировать его как самостоятельную форму ландшафтной архитектуры. Среди работ российских исследователей, хотелось бы выделить еще таких авторов как

H.П. Титову (91), М.В. Нащокину (62), А.В. Сычеву (89), И.Н. Воскресенского (14), В.Л. Глазычева (21,22) и других, показавших роль небольших ландшафтных комплексов в городской среде. Работы современных зарубежных авторов в основном интересны освещением экспериментов в области практической организации малых садов. К таким авторам относятся: Jory Johnson (122), Helphand Kenneth (119), Trulove James Grayson (137) и другие.

Мы наблюдаем накопление информационного материала по теме "малый сад", но это пока не привело к профессиональному осмыслению самого явления. В связи с этим представляется важным рассмотреть "малый сад" как самостоятельный объект исследования и проектирования и предложить свою версию его формирования.

Цель исследования

Целью данной работы является изучение особенностей формирования малого сада как объекта ландшафтной архитектуры в городской среде. В связи с этим решается ряд задач по теме:

I. Определить понятие "малый сад", выявить и систематизировать его признаки;

2. На примере исторического материала обобщить композиционные средства и приемы формирования малого сада;

3. Выявить тенденции развития малого сада и потенциал данного объекта для совершенствования современной городской среды. 7

Научная гипотеза исследования

Малый сад является самостоятельным, уникальным типологически многообразным объектом городской среды, заслуживающим специального изучения и активного внедрения в практику.

Объект исследования

Малый сад в городской среде, его социальная и эстетико-художественная интерпретация, а также его роль в формировании комплексов жилых и общественных зданий.

Границы исследования

Ландшафтная организация малого сада продемонстрирована на материале, охватывающем основные исторические периоды в широких географических границах от древнего мира до современности

Научная новизна

1. На основе теоретического моделирования, изучения исторического материала и современной практики определено понятие малого сада как структурной единицы городской среды и предложена типология современных малых садов по их образному содержанию.

2. Рассмотрены основные этапы развития малых садов, что позволяет в хронологическом и типологическом отношении выявить особенности этого объекта в контексте истории архитектуры.

Методика исследования

1. Изучение исследований в области ландшафтной архитектуры, истории садово-паркового искусства, озеленения городов.

2. Изучение и анализ примеров исторической и современной практики ландшафтной архитектуры по литературным источникам.

3. Натурные обследования в Москве (ЦАО, управа Хамовники) 8

Практическая ценность

Обобщение приемов формирования малого сада и его размещения в городской среде, систематизация выразительных средств, системный подход к предмету исследования дают возможность использовать полученные результаты в градостроительной практике. Для улучшения качества городской среды и определения путей ее развития в будущем. Предлагаемые таблицы и графический материал могут быть использованы в учебном процессе и при продолжении научных исследований в данной области.

По теме диссертации сделаны доклады на научно практических конференциях, опубликованы статьи, выполнены авторские переводы.

Структура работы

Во Введении определяются исходные позиции - актуальность, цель, метод, границы исследования и его новизна и практическая ценность.

В Первой главе "Признаки малого сада и его типологические особенности" приводятся результаты натурных обследований территорий ограниченного пользования Хамовнической управы г. Москвы (ЦАО), дается характеристика местоположения малого сада в городе в соответствии с имеющимся градостроительным нормированием. Приводятся нормативные и исторические определения понятия "сад". Выявляется роль малого сада в городской среде и систематизируются его ключевые признаки. Предлагается определение понятия "малый сад".

Во Второй главе "Особенности формообразования малых садов в истории ландшафтной архитектуры", на исторических примерах исследуется многообразное содержание малого сада. Выявляется исторический опыт России в создании малых садов. Прослеживаются композиционные связи между внутренней архитектурой помещений и прилегающими к ним малыми садами. Во втором разделе главы устанавливается назначение малых садов в зависимости от их размещения. Устанавливается, что малые сады являлись неотъемлемой

частью жизненной среды человека и окружали его с давних времен на всех этапах истории, но облик этих садов изменялся в соответствии со сменой исторических стилевых эпох и эволюцией творческих методов. Материалы 2 главы расположены в соответствии с общепринятыми разделами истории мировой культуры.

В Третьей главе, "Типология малых садов и принципы их организации" в первом разделе рассматриваются проблемы ландшафтной архитектуры конца XX в. Доказывается, что создание малых садов важное средство решения художественно-эстетических и планировочных задач при формировании интерьеров городской и жилой среды. Приводятся отечественные и зарубежные примеры малых садов второй половины XX века. Отмечается преемственность и новаторство в планировочных и композиционных приемах формирования исторических и современных малых садов. Показывается, что малый сад продолжает эволюционировать на современном этапе, влияет на поведение людей в городской среде, получает новые средства и приемы решения; новые художественные образы малых садов, в них, применяются новые материалы и современные технологии. Во втором разделе главы на примере современных малых садов подтверждаются ранее выявленные признаки малого сада. На основании доказанных признаков предлагается типология современных малых садов по их эстетико-художественному образному содержанию ("Сад-букет", "Висячий сад", "Место встречи", "Сад-символ" "Личный сад") и местоположению в городской среде. В третьем разделе приводятся некоторые теоретические установки ландшафтных архитекторов, посвященные проектированию малых садов.

В Заключении приводятся основные результаты исследования.

Диссертация включает введение, основной текст, выводы, приложение, аналитические таблицы, библиографию. Материал экспозиции представлен на 43х планшетах, в том числе, композиция центрального квадрата объединяет 4 укрупненных планшета (планшеты 4-7). Центральный квадрат в экспозиции представляет собой единую

Заключение диссертация на тему "Малый сад в городской среде"

3.4. Выводы третьей главы

1 .Проведенное исследование показало целесообразность устройства малых садов в высокоурбанизированной городской среде ради создания положительно-эмоционального, лечебно-оздоровительного и эстетико-художественного воздействия на человека.

2.В современных условиях функции малых садов развиваются, что требует новых композиционных и образных решений, на основе преемственности и новаторства. Рассмотрен градостроительный аспект формирования малых садов и раскрыты особенности их функциональной организации в зависимости от их размещения "внутри здания", "вблизи" или "на расстоянии" от него и доступности ("открытые", "ограниченной доступности" и "закрытые"), что определяет приемы и средства их архитектурного решения

3.Предложена типология малых садов по образному решению, представляющая широкую палитру современных особенностей малых садов в соответствии с их местом в городской среде.

4.Градостроительный потенциал малого сада состоит в использовании таких его свойств как декоративность, независимость от существующего рельефа и взаимосвязь с архитектурным сооружением, компактность организации, организация общения, содержательность, индивидуальность построения.

114

Заключение. Основные результаты исследования

1.Рассмотренный в работе градостроительный объект - " Малый сад", означает небольшой участок искусственного ландшафта необходимый для формирования полноценной архитектурной среды.

2.В результате системного исследования функционального назначения и использования малого сада были сформулированы 5 ключевых признаков, которые вместе отличают малый сад как самостоятельный объект исследования и проектирования. К этим признакам относятся:

1) Небольшие размеры и как следствие, "картинность" восприятия.

2) Искусственный рельеф и другие ландшафтные формы, взаимосвязь с архитектурой сооружения

3) Ясные границы и определенная принадлежность

4) Символическая нагрузка

5) Авторский подход

3.Малые сады располагаются, как правило, внутри архитектурного сооружения или комплекса, рядом или на некотором расстоянии, а по условиям доступности подразделяются на "открытого", "ограниченного" или "закрытого" доступа (планшет 39, табл. 3)

4.В работе предложена типология малых садов построенная на основе образного осмысления приведенных выше пяти ключевых признаков, проверенных на историческом материале и осмысленных на примерах современной ландшафтной архитектуры. Современные малые сады в городе можно подразделить на 5 типологических групп связанных с доминирующей ролью одного из признаков.

115

САД-БУКЕТ" - небольшой участок искусственного ландшафта, оторванный зрительно от естественного рельефа, и так же как букет цветов, поставленный в вазу, представляющий декоративную композицию, имитирующую живую природу.

ВИСЯЧИЙ САД" - небольшой участок искусственного ландшафта, расположенный чаще всего в структуре сооружения, прорастающий из его архитектурных форм и неотделимый от него.

САД МЕСТО ВСТРЕЧ" - небольшой участок искусственного ландшафта, расположенный вблизи оживленных участков городской среды, обеспечивающий создание уютной атмосферы социального общения, имеющий вполне ощутимые физические границы и отличающийся изобразительностью, замкнутостью композиции и изоляцией от окружения.

САД-СИМВОЛ" - небольшой участок искусственного ландшафта, обладающий значительной символической нагрузкой и способный передать в символической форме информацию об идеальных, гармонических отношениях человека и природы.

ЛИЧНЫЙ САД" - небольшой участок искусственного ландшафта, в котором ясно читается индивидуальное решение, авторская концепция, воплощенная в названии, способе использования, функционально-планировочной организации, символе или метафоре.

116

Библиография Лазарева, Екатерина Владимировна, диссертация по теме Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов

1. Барсова И.В. "Усадебные парки Ленинградской области и принципы их использования", Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры, П., 1972

2. Боговая И.О., Фурсова Л.М. "Ландшафтное искусство", Москва, ВО "Агропромиздат", 1988 г.

3. Болотов А.Т. "Жизнь и приключения Андрей Болотова, описанные самим им для своих потомков", 3 том, М.Л., Academia, 1931.

4. Блинова Г.Н. "Основные принципы организации ландшафтной среды жилого комплекса", диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры, Киев, 1975

5. Блудова В. "Природа и структура художественного восприятия .//Эстетические очерки". Вып.4, М."Музыка", 1977, стр.124-152

6. Быльский Д.И. "Новый взгляд на сад", Архитектура и строительство России 9.97. Часть первая

7. Бумагина О.И. "Архитектурная ландшафтная символика монастырских садов (на примере Москвы)", диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры, М., 1994.

8. Бунин А.В, Саваренская Т.Ф. "История градостроительногоискусства", М., "Стройиздат", 1979.

9. Бюллетень Общества "Россия-Япония", # 39, 2001.09.09.

10. Вергунов А.П., Горохов В.А. "Вертоград: садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века)",М., "Культура", 1996

11. Вергунов А.П. "Архитектурно-ландшафтная организация озелененных пространств в городских центрах". Учебное пособие, .М.,МАРХИ,1986.

12. Воскресенский И.Н. "Зона ответственности ландшафтной архитектуры", Ландшафтный дизайн. 5.2001

13. Временные Нормы и Правила проектирования планировки и застройки г. Москвы (Приложение к Постановлению Правительства от 12.08.97г. N 592)16. "Всеобщая история архитектуры" под редакцией В.Н.Владимирова. Издательство Академии Архитектуры СССР, М.,1944

14. Герман Груб. "Зелень между домами".

15. Гомер. "Одиссея", пер. с греческого В.Жуковского, М.,"Моск.рабочий", 1982

16. Гозак А.П. "Композиционные проблемы взаимосвязи архитектуры и природного ландшафта". Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1971.

17. Гостев В.Ф. "Архитектурно-биолокационное поле","Архитектурный вестник", 1992, N4.

18. Глазычев В.Л. "Социально-экологическая интерпретация городской Среды, ("От города-сада" к "экополису.")",Архитектура СССР, 1984, N4, стр.47-51

19. Глазычев В.Л. "Экология городской среды", "Архитектура СССР", N4, 1984

20. Горохов В.А. Лунц Л.Б. "Парки Мира", М., "Стройиздат", 1985.

21. Горышина Т.К. "Растения в городе", Л., Издательство ленинградского университета, 1991.

22. Гутнов А. Природа и город глазами архитектора и эколога, Архитектура СССР, 1984, N4, стр.13

23. Долганов В.И. "Зеленое пространство, строительство в Москве",М., 1938

24. Докторович В.П. "Оптимизация соотношения "искусственного" и "природного" в формировании внегородской рекреационной среды", автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры, МархИ, 1988

25. Дмитриева А.И. "Элементы природы в интерьере общественных зданий" в кн.: "Синтез искусств и архитектуры общественных зданий", М.,1974

26. Дубя го Т. Б. "Русские регулярные сады и парки", Ленинград, "Госстройиздат",1963

27. Дэй Кристофер. "Места, где обитает душа. Архитектура как лечебное средство", перевод с английского В.Л.Глазычева.-М.:МП "Ладья",1994

28. Закон города Москвы о регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы

29. Залесская Л.С., Микулина Е.М., "Ландшафтная архитектура", М.,"Стройиздат", 1979

30. Зитте К. "Художественные основы градостроительства". (Перевод Крастиньша Я.А.),М., "Стройиздат", 1993

31. Иванов В.В. "Природные символы как элементы знаковых систем культуры", Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия, М., "Наука", 1981

32. Иванов В.В. "К истории ландшафтной архитектуры Москвы XX века", "Архитектура, строительство, дизайн" 03(25)

33. Квасов А.Ф. "Город не антипод природы, а ее интерпретатор", Моспроектовец, N 27-29, 1994

34. Коган Л.Б., "Социально-культурная функция города и пространственная среда", М, 1982

35. Коганов Г.З., "Проблемы образности предметно-пространственной среды", Техническая эстетика N1 стр. 15-16,1983

36. Крашенинников А.В. "Обучение средовому проектированию", Сб. Всесоюзной конференции "Современные проблемы формирования городской Среды". М.: ВНИИТАГ, 1989

37. Крашенинников А.В. "Социально-пространственный аспект формирования жилой среды города", диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры,М., МАРХИ., 1985

38. Курбатов В.Я. "Сады и парки", Санкт-Петербург, Издание товарищества М.О. Вольфа, 1916.

39. Кузьмин А. "Проект нового генерального плана развития Москвы на период до 2020 года", Строительство Дизайн 4(14), 1999

40. Лежава И.Г. "Функция и структура формы в архитектуре", Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1987

41. Линч К., "Образ города", "Стройиздат", 1982

42. Лихачев Д.С. "Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей", Ленинград,"Наука". »

43. Лунц Л.Б. "Парки культуры и отдыха", М., 1935

44. Макарская Т.В., "Ландшафтная архитектура в контексте новой культурной парадигмы", сб.статей, МархИ, каф. Философии, 1997

45. Мак-Кой Питер, "Мини-сад. Архитектура, дизайн, декор", перевод с английского доктора биологических наук А.И. Кима, London, 2000

46. Манусевич Ю.П. "Особенности художественной организации пешеходных зон в историческом центре города". Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры, М., 1996

47. Махровская О.В., "Жизнь в городе", Архитектура и строительство Ленинграда, N2,1980

48. МГСН 1.01-98, Сводная редакция

49. Микулина Е.В. "Оконное право Хюндертвассера", "Новый дом", Июнь 2000

50. Микулина Е.М. "История садово паркового искусства и эволюция среды", диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1984

51. Михайловский Е.В. "Опыт сохранения и реконструкции исторических комплексов в зарубежном градостроительстве. (Обзор)", М.,1974

52. Морозова Г. "Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы", "Строительство/Дизайн", 4 (14) 1999

53. Музычкин В. А., 'Жильцы проектируют сами", "Архитектура" (приложение к строительной газете), N 18,1979

54. Мустофаева О.В., "Среда обитания: Качество и эмоции", "Строительство и архитектура Ленинграда" N2. Стр. 24-26,1980

55. Нащокина М.В. "Античное наследие в Русской архитектуре 30-50г. 19 века, его изучение и творческая интерпретация ", МАРХИ, 1983

56. Николаева Н.С. "Каноническая структура японского сада", в сб.:"Проблема канона", М., "Наука", 1973

57. Нормы и Правила проектирования планировки и застройки г. Москвы, МГСН 1.01-99

58. Ожегов С.И. "Словарь Русского языка", М., 1997

59. Ожегов С.С. "История ландшафтной архитектуры", учеб. для Вузов.-М.: Ладья, 1994

60. Ожегов С.С., Лазарева Н.В. "О ландшафтной архитектуре", "Архитектура- Строительство- Дизайн" N2(5) -97.

61. Павлова В.А. "Исторические концепции ландшафтной архитектуры", Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры, МАРХИ,- М., 1998

62. Палентреер С.Н. "Сады XVII века в Измайлово", Сообщение Ин-та истории искусств АН СССР. 1956г. N7

63. Палентреер С.Н., "Ландшафтное искусство".-М, МЛТИ, 197271. "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади" (под ред. Посохина М.В., Балдина В.И., Богданова В.В. и др.), М., 1982

64. Постановление правительства Москвы от 18 августа 1998 года N 629 о перспективном строительном и ландшафтном зонировании территории г. Москвы

65. Плиний Младший, "Письма". Письма 1-Х. Издательство "Наука" Москва 1984

66. Приходько П.И.,"Ландшафтная композиция малого сада", Киев, "Буд1вельник", 1996

67. Пронин М.И., "Архитектурная дендрология" (учебное пособие) М.,1994

68. Прохорова М.И., "Городской сквер", М., Гос. Архитект. Из-во, 1946.

69. Прохорова М.И., "Архитектура парков и природные условия".- в Кн. Проблема садово-парковой архитектуры.М., 1936

70. Пушкин А.С., "Дубровский", М., 1979

71. Регель А., "Изящное садоводство и художественные сады", СПб.:Изд. Т.В. Винглер, 1896

72. Рябушин А.В., "Развитие жилой среды", М.,197683. "Сад одного цветка": сб. статей и эссе., Составитель Н.И.Пригарина., Москва, Наука, 1991, 292с.

73. Саймондс Дж.О. "Ландшафт и архитектура". Пер. С англ. М., 1965

74. Саксон Р., "Атриумные здания", М.,1972

75. Светлов Г.Е., "Путь богов: Синто в истории Японии", М., 198587. "Словарьтерминов". Ландшафтный дизайн, М., МАРХИ, 2001

76. Сидорин A.M., "Ландшафтный дизайн Итоги XX века", Архитектура и строительство России 1-2.2001

77. Сычева А.В., "Ландшафтное проектирование/ Учебное пособие в 2х частях", Минск, БГ ПА, 1993

78. Табышалиева Д.С., "Природные формы в городской среде", диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1992

79. Титова Н.П., "Ваш сад. Советы ландшафтного архитектора", М., "Московский рабочий" 199192. "Тюремные ландшафты", "Политические ландшафты", "Зодчество Мира".,4.2000,

80. Фейхтвангер Л., "Испанская баллада", М.,1958

81. Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях от 15 февраля 1995 года

82. Филин В.А., "Видеоэкология и Архитектура", М., 1995

83. Хан-Магомедов. С.О. "Семантика предметной среды". Декоративное искусство СССР, N5, 1976

84. Хачатрянс К.К., 'Жилая среда и бытовая самодеятельнвсть населения", НИИПИ г. Киев, 1961

85. Хромов Ю.В., "Прогрессивные приемы внешнего благоустройства и озеленения новых жилых территорий за рубежом (обзор)", М., ЦИНИС, 197999. "Частный сад", "Частная архитектура" 6(30)1999

86. Черкес Б.С., "Аграрный элемент в структуре города", Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. МАРХИ, М., 1985

87. Шварц С.С. "Экология человека: новые подходы к проблемам человека и природы", Наука и жизнь, N6 1976

88. Щукина Е.П. "Памятники садово-парковой архитектуры в структуре современного города // Памятники архитектуры и современная городская застройка", 1973

89. Эрат Б., Вулстон Д., "Индивидуальные теплицы в современном жилище", М.,1996.

90. Эрвин Ласло., "Век бифуркации", М., "Путь", 7.1995.

91. Яровой И.Ю., "Пейзажные сады русской провинции", диссертация на соиск. Ученой степени кандидата архитектуры, М., 1960.1. На иностранных языках

92. Ambasz Emilio,"lnventious", N.Y., Rizzoli, 1992,337р

93. Amos Rapoport, "House farm and culture" (Endglewood Cliffs, NJ>K Prentice-Hall, 1969

94. Booth Norman K., "Basic elements of Landscape Architectural design", 1995.

95. Brookes John, "The garden book, London", Crown Publishers Inc., 1984

96. Conner Patrick, "Oriental Architecture in the West", 1979, Thames and Hudson Ltd, London

97. Cooper Guy and Taylor Gordon, "Garden for the future", London, 2000, 224p.

98. Crosbie Michael J., "Green architecture", The American Institute of architects press. Washington, D.G.1994.

99. Francisco Cerver, City Squares and Plazas, Hearst Books International, New York, 1997, 185p.

100. Girling Cynthia L, Helphand Kenneth I, "Yard-street-park", N.Y., 1994

101. Gothein M„ "A History of Garden Art", Dent&Sons J.M, 1993

102. Graham Rose, "The romantic Garden", Frauces Liucolu , London, 1995, 168 p.

103. Holden Robert, "International Landscape Design", London, 1996

104. Haruzo Ohashi, "The Japanese Garden. Islands of Serenity» , Tokyo, Japan, 1997

105. Helphand Kenneth I."Visions of an American Landscape", Roberts Rinehart, 1991

106. Hester Randolph, and Mark Francis. "The Meaning of Gardens", Cambridge, MA:MIT Press, 1990121. "Impressionist Gardens", Jude Welton Studio Editions LTD.,1993.

107. Johnson Jory, "Modern Landscape architecture", United States, 1991

108. Karson Robin, "Fletcher Steele landscape architect", N.Y., 1989, 343p.

109. Keen Mary, "The glory of the English garden", Barrie Seukins, London, 1985, 255p.

110. Masuno Shonmyo, "Ten Landscapes Rockport Publishers", Gloucester, 1999,105p.

111. Moore Charles W., "Water architecture", London, 1994, 224p.

112. Olhman John, "Gardens in time", N.Y., 1993

113. Pearsou Dan, "The Essential Garden Book", Terence conran, London, 1998, 265 p.

114. Process. Architecture -1988. N78.

115. Richard T.T.Forman, "Ecology of Greenways", Minnesota, 1993

116. Saudan Michel, Sylvia Saudan from Folly to Follies, "Le septieme Fou", Geneva, 1987, 237 p.

117. Shaw Robert John and Janet, "The new Horizon ladder Dictionary of the English language, N.Y.,1970

118. Schmidt Kurt R. «Japanishe Gartenkunst in Augsburg» Hanover, Berlin. 1985

119. Taschen R., Taschen В., "Garden Architecture in Europe", Cologne, 1992, 576p.129

120. Tamura Tsuyoshi, «Art of the landscape garden in Japan». Tokyo, 1935

121. Teiji Itoh «Die Garten Japans», Koln. 1999

122. Trulove James Grayson, "Pocket gardens, big ideas for small spaces", N.Y., 1993

123. Vale Brenda and Rovert, "Green architecture", Lonson, 1996,191 p.

124. Wailacher Udo, "Between landscape Architecture and Land Art", Basel Bizkhauser, 1999, 246p.

125. Озелененный участок ва ул. Пречистенка

126. Озеленение и благоустройство у Храма Христа Спасителя.

127. Фонтан Треви. Рим. Арх.Сальвий. Нач XVIIIb. Камень, скульптура, вола заменили живую растительность.

128. Особенно широкое развитие сооружение пейзажных парков получило в XIX веке. Ее представители, в частности Г. Пюклер создали прекрасные композиции (Бранитц 1845г.)191. КОНЕЦ XIX-нач. XX века

129. Сад любви". Арх.Андре Вера. Париж. 1919 год.1. Выводы второй главы

130. Выявлен исторический опыт России в создании малых садов с конца XVII до начала ХХвв.

131. Прослеживаются интерьерно-экстерьерные связи между архитектурой помещений и прилегающими к ним малымиtсадами как регулярно-классического, так и ландшафтного направлений.334*3

132. Сад стекла" Арх.: Andrew Сао.

133. МАЛЫХ САДОВ ПО ИХ ОБРАЗНОМУ СОДЕРЖАНИЮ

134. Наименование признака Характеристика образа

135. Признак 2: Искусственный рельеф, включающий изображение форм естественной природы "ВИСЯЧИИ САП"- небольшой участок искусственного ландшафта, расположенный в структуре сооружения, прорастающий из его архитектурных форм и неотделимый от него.

136. Проведенное исследование показало целесообразность устройства малых садов в высокоурбанизированной городской среде ради создания положительно-эмоционального, лечебно-оздоровительного и эстетико-художественного воздействия на человека.

137. Предложена типология малых садов по образному решению, представляющая широкую палитру современных особенностей малых садов в соответствии с их местом в городской среде:

138. САД-БУКЕТ" (декоративная композиция имитирующая живую природу); "ВИСЯЧИЙ САД" (искусственный рельеф, включенность в пространственную структуру сооружения);

139. МЕСТО ВСТРЕЧ" (комфортная среда социального общения), "САД-СИМВОЛ" (ориентир, достопримечательность, символ в городском окружении);

140. ЛИЧНЫЙ САД" (уникальное авторское решение, отражающее творческую натуру создателя (автора))

141. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

142. Рассмотренный в работе градостроительный объект -" Малый сад", означает небольшой участок искусственного ландшафта необходимый для формирования полноценной архитектурной среды.

143. В результате системного исследования функционального назначения и использования малого сада были сформулированы 5 ключевых признаков, которые вместе отличают малый сад как самостоятельный объект исследования и проектирования. К этим признакам относятся.

144. Небольшие размеры и как следствие, картинность восприятия.

145. Искусственный рельеф и другие ландшафтные формы, взаимосвязь с архитектуройсооружения

146. Ясные границы и определенная принадлежность4. Символическая нагрузка5. Авторский подход

147. Малые сады располагаются, как правило, внутри архитектурного сооружения или комплеса, рядом или на некотором растоянии, а по условиям доступности подразделяются на "открытого", "ограниченного" или "закрытого" доступа.

148. САД-БУКЕТ небольшой участок искусственного ландшафта, оторванный зрительно от естественного рельефа, и так же как букет цветов, поставленный в вазу, представляющий декоративную композицию, имитирующую живую природу.

149. ВИСЯЧИЙ САД" небольшой участок искусственного ландшафта, расположенный в структуре сооружения, прорастающий из его архитектурных форм и неотделимый от него.

150. САД-СИМВОЛ" небольшой участок искусственного ландшафта, обладающий значительной символической нагрузкой и способный передать в символической форме информацию об идеальных, гармонических отношениях человека и природы.

151. ЛИЧНЫЙ САД" небольшой участок искусственного ландшафта, в котором ясно читается индивидуальное решение, авторская концепция, воплощенная в названии, способе использования, функционально-планировочной организации, символе или метафоре.