автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.07, диссертация на тему:Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа

кандидата технических наук
Фаршатова, Талина Маратовна
город
Москва
год
2000
специальность ВАК РФ
05.19.07
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Фаршатова, Талина Маратовна

ВВЕДЕНИЕ.:.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КИНЕТИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

1.1. От способов изображения движения на плоскости к кинетизму в искусстве XX века.

1.2. Кинетическое искусство.

1.3. Трансформация кинетизма в дизайне и архитектуре.

Выводы по главе.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ

ФОРМЫ

2.1. Некоторые особенности восприятия движения и кинетической формы.

2.2. Особенности восприятия статичного объекта

2.2.1. Понятие фигуры и фона в процессе восприятия.

2.2.2. Гештальт-законы группирования.

2.2.3. Контуры в процессе восприятия.

2.3. Оптические феномены и особенности их восприятия.

2.3.1. Феномен кажущегося движения статичной формы.

2.3.2. Природа полиэйконических феноменов.

Выводы по главе.

ГЛАВА 3. КИНЕТИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

3.1. Приемы и средства кинетического формообразования.

3.2. Уровни образования кинетической формы в костюме из трикотажа

3.3. Принципы художественного проектирования на основе кинетического подхода

3.3.1. Эксперименты в области создания оптических феноменов движения статичной формы.

3.3.2. Методика серийных принципов построения орнамента на основе кинетического подхода.

3.3.3. Методика построения полиэйконического орнамента.

3.4. Апробация результатов исследования.

Выводы по главе.

Введение 2000 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Фаршатова, Талина Маратовна

Для современных художественных процессов формообразования характерно развитие экспериментальных методов, основанных на поисках новых средств и принципов организации формы.

Введение движения в практику искусства и дизайна привело к возникновению направления дизайнерской деятельности, которое получило определение, как кинетическое формообразование.

Главным формообразующим фактором этого направления является движение. Диапазон приемов и средств использования движения в кинетическом формообразовании необычайно широк: от изображения и выражения движения на плоскости, до выхода в пространственно - временной континуум сложных систем, обладающих самоорганизацией.

Важно отметить, что кинетическое формообразование подразумевает не только, точнее не столько то, что объект, образованный по этим принципам должен быть обязательно подвижным. Основной принцип заключается в том, что объект должен иметь мобильную структуру построения, то есть иметь возможность изменяться в соответствии с заданием, проектной ситуацией и т. д. В данном случае акцент перемещается с результата на процесс* организации и функционирования формы.

За последнее время возросло число публикаций, посвященных проблемам движения в психологии восприятия, теории и практике дизайна. Повышенный интерес к исследованию данной темы возможно во многом обусловлен расширением наших представлений в этой области. Развитие науки и технических средств; новое поколение компьютерной техники, позволяющих моделировать, и что особенно важно, фиксировать микро - и макро - процессы; введение реального движения в область искусства, развитие интерактивного творчества - все это привело к новому интересу в области восприятия и создания движущейся формы, ее эстетического и психологического воздействия на человека, потребовало знаний законов построения и функционирования динамичной формы.

В современной проектной терминологии под процессом понимается последовательность изменений во времени вещества, энергии, информации об объекте. Процесс может быть рассмотрен и как объект [107, С.48].

Современные исследования, связанные с этими вопросами можно условно разделить на две области - к первой относятся исследования посвященные изучению этого вопроса с точки зрения психологии восприятия, философские и эстетические исследования, одним словом, те в которых движение рассматривается как образ [См. об этом 6, 7, 9, 17, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 76, 83, 109]. Вторая область исследований связана с вопросами создания и функционирования движущейся формы и ее элементов [См. об этом 1, 8, 11, 34, 39, 52, 53, 54, 61, 69, 74, 90, 97, 95, 124, 130]. В данном случае, акцент падает на рассмотрение конструкции динамичной формы. Деление на эти две области, конечно условно. Они посвящены изучению одного и того же явления, но сама многогранность проявления движения в жизни приводит к тому, что для его изучения необходимо объединение усилий физиков и психологов, математиков и философов, художников и программистов. В рамках диссертационного исследования были выбраны публикации, посвященные изучению приемов создания движущейся формы, физика этого вопроса не рассматривалась.

Сложность результатов кинетического формообразования требует специфической оценки. Для проектирования подобных произведений не достаточно одного знания предмета. Здесь во многом требуется системный подход к процессу проектирования. Представляется вполне логичным включение в научный аппарат исследования данных, полученных в результате экспериментов в области психологии зрительного восприятия.

Вальтер Гропиус писал: "Я действительно считаю психологические проблемы фундаментальными и первостепенными, в то время как технические компоненты формообразования, есть наши мыслительные дополнения к этому, направленные на то, чтобы мы могли понять неосязаемое через осязаемое" [34, С.91]. Для этого в Баухаузе были проведены исследования, направленные на то, чтобы снабдить студента знаниями о таких явлениях, как пропорция, оптическая иллюзия и цвет. По замыслу Гропиуса, это могло способствовать открытию «новой грамматики формообразования» [34, С.86].

Рассматривая теоретические исследования в сфере дизайна, Хан -Магомедов отмечает, что "художественные проблемы формообразования представляют собой сложный комплекс, включающий и особенности психологии восприятия. "[116, С.10].

Актуальность проблемы

Движение - это факт, сторона современной жизни и не использовать этот основной инструмент в изобразительных искусствах значило бы признаться в немощности» Фрэнк Малина [В кн. 100, С.86].

V На современном этапе перед художниками текстиля стоит задача создания изделий, способных выдержать жесткую конкуренцию. Для этого кроме формирования эстетических качеств изделий необходимо внесение корректив во весь процесс художественного проектирования. Необходима разработка методики проектирования, позволяющей создавать серии изделий, способная быстро реагировать на меняющуюся проектную и рыночную ситуацию. Создание научно обоснованной методики художественного проектирования трикотажа, основанной на принципах кинетического формообразования может способствовать решению этих задач.

Изменение экономической ситуации, динамическое развитие производства, введение рыночных отношений с неизбежной конкуренцией, вносят свои требования к улучшению качества подготовки выпускников высших учебных заведений, в частности специалистов в области художественного проектирования. При этом особое значение имеет не только получение знаний, сколько умение их использовать и применять в профессиональной деятельности. Профессиональной зрелости специалистов текстиля во многом должно способствовать совершенствование методики художественного проектирования на основе современных экспериментальных методов формообразования, одним из которых является использование движения как основного фактора проектирования формы.

К исследованию процесса использования движения в текстильном дизайне подводит и ряд выявленных нами противоречий: необходимость формирования нового видения формы и неиспользованность в полной мере данных из области экспериментального формообразования в современном искусстве и дизайне;

- накопление определенного теоретического и практического опыта в области применения кинетической формы в промышленном дизайне и недостаточное внимание к методам кинетического формообразования в художественном проектировании трикотажа;

- необходимость использования движения как формообразующего фактора и отсутствие разработанных методик художественного проектирования на его принципах; наличие современных исследований в области психологии зрительного восприятия динамичной формы и необходимость более полного использования данных из этой области в исследовательском и учебном процессе.

Указанные противоречия потребовали сформулировать научную проблему: как следует использовать в полной мере данные из области экспериментального формообразования, в частности кинетического формообразования, разработанные в современном искусстве и дизайне в художественном проектировании трикотажа.

Осознание необходимости разрешить названную проблему способствовало выбору темы: «Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа».

Согласно выбранной теме определились объект и предмет исследования.

Объект исследования: теория и метод художественного проектирования на основе кинетического формообразования.

Предмет исследования: кинетическое формообразование как подход к процессу художественного проектирования и метод создания формы в трикотаже.

Цель и задачи исследования:

Целью теоретической и практической работы является определение путей совершенствования методики художественного проектирования трикотажа на основе использования экспериментальных методов формообразования, в частности, основанных на кинетическом подходе. В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи:

- установить степень разработанности вопроса по теме исследования в научной литературе, в теории и практике искусства и дизайна;

- выявить основные приемы и средства использования движения в экспериментальном формообразовании;

- определить методические основы исследовательского процесса создания динамичной и кинетической формы;

- разработать принципы использования кинетического формообразования в художественном проектировании;

- разработать последовательность этапов процесса художественного проектирования трикотажа на основе кинетического подхода.

- провести апробацию полученных данных в промышленном производстве.

Методы исследования:

Основу исследования составляют теоретические и практические разработки в области художественного проектирования трикотажа, исследовательские материалы из области психологии восприятия, теории информации и других смежных специальностей. Для реализации поставленных задач использовались методы: наблюдения, системный подход, практический эксперимент.

Повышению научного уровня методики художественного проектирования способствует применение комплексного, проблемного, экспериментального методов, а также принципов технической эстетики, теории и практики компьютерного искусства.

Диссертационное исследование строилось в соответствии с поставленными задачами. В работе использовались: аналитический метод при изучении литературных источников, предметно-аналитический метод исследования иллюстрации и объектов искусства и дизайна.

На этапе исследования психологии восприятия динамической и кинетической формы использовались данные из области психологии зрительного восприятия, принципы организации и восприятия формы, разработанные гештальтпсихологией.

На этапе разработки серийных принципов проектирования орнамента с эффектом движения и полиэйконического орнамента, использовались методы автоматизированного проектирования и экспериментального моделирования. Теория и практика компьютерного искусства и технической эстетики.

При разработке проектных задач использовались принципы кинетического формообразования.

Научная новизна работы:

Кинетическое формообразование - это экспериментальная область современного искусства и дизайна, в которой наиболее успешно разрабатывается проблема использования движения для создания нового языка художественного проектирования, новых средств формообразования.

Термин «кинетический» происходит от греческого слова хи-утрсд ~ «приводящий в движение». Особенностью данного вида формообразования является то, что образ произведения формируется в процессе движения и имеет временной характер.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка использования возможностей кинетического формообразования из области современного искусства и дизайна в теории и практике художественного проектирования трикотажа.

В ходе исследования:

1. Проведена классификация приемов и средств создания динамической и кинетической формы в экспериментальном формообразовании.

2. Проведен анализ восприятия динамической и кинетической формы на основе исследований из области психологии зрительного восприятия.

3. Выявлены приемы и средства создания динамической формы с использованием феномена движения в художественном проектировании.

4. Разработана методика создания полиэйконической формы в трикотаже.

5. Разработаны серийные принципы художественного проектирования трикотажа на основе кинетического подхода.

6. Осуществлено промышленное проектирование изделий из трикотажа на основе принципов кинетического формообразования.

Научные рекомендации по процессу художественного проектирования трикотажа на основе кинетического формообразования могут быть использованы как в качестве средства, повышающего художественную выразительность орнаментальных форм, так и в качестве метода художественного проектирования. Методические принципы могут найти применение в учебном процессе при разработке теоретических основ курса композиции для средних и высших учебных заведений.

Использование принципов кинетического формообразования в художественном проектировании трикотажа расширит палитру профессиональных средств художника, способствует оптимизации творческого процесса, открывает возможности создания новых орнаментальных форм.

В качестве результатов исследования предлагается методика художественного проектирования орнамента для трикотажа на основе принципов кинетического формообразования; серия орнаментов, построенных на основе результатов исследования с использованием компьютерной графики и конкретная коллекция из трикотажа, выполненная в условиях промышленного производства.

Публикации

Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 9 статьях.

На 5 трикотажных полотен, внедренных в промышленное производство, получены патенты.

На 12 трикотажных полотен, внедренных в промышленное производство, получены авторские свидетельства на промышленный образец.

Структура исследования:

Диссертационная работа изложена на 190 страницах машинописного текста и содержит: введение, три главы с выводами, заключение, 64 рисунка и 7 страниц приложений. Библиография включает 140 наименований на русском языке и 87 наименований на иностранных языках.

Заключение диссертация на тему "Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа"

Выводы по главе:

1. Произведения, строящиеся на основе кинетического формообразования в художественном проектировании строятся на включении движения как основного формообразующего фактора и средства художественной выразительности. При этом значимым становится то, что проектируемый образ возникает и формируется в процессе движения и имеет временной характер. Сам процесс художественного проектирования приобретает ярко выраженный кинетический характер, где форма создается и трансформируется в пространственно-временном континууме.

2. Выделенные во второй главе элементы зрительного восприятия, такие как фигура/фон, контуры и уровни восприятия позволили провести анализ и выделить элементы и принципы художественного проектирования кинетической формы. Были выделены уровни кинетического формообразования в художественном проектировании:

1 уровень формообразования: акцент на принципы кинетизма при восприятии полотна (материала) и статичного костюма. Здесь в основном, движение выступает как средство художественной выразительности, с использованием феномена движения статичной формы.

2 уровень - построение кинетической формы в пространственно-временном континууме. Процесс создания и функционирования формы,' результатом которого могут быть серии орнаментальных решений, построенных на принципах кинетического формообразования.

3. На основе выделенных уровней были проведены эксперименты, которые имели следующие результаты:

- эксперименты в области создания оптических феноменов с использованием движения двух орнаментальных систем подтвердили предположение о том, что в процессе движения элементарных орнаментальных элементов, в частности, полосы и круга, могут возникать сложные орнаментальные формы, с изменением не только орнаментального строя, но и изменением самой пространственной структуры. Опытным путем была подтверждена правомерность применения при создании объектов пассивного кинетизма таких операций как перемещение и поворот.

- Эксперименты в области полиэйконической формы позволили выделить основные принципы соединения нескольких образов в одном произведении: соединение орнаментальных форм с наложением друг на друга и последующей заменой общего цвета на цвет первой или второй системы; соединение нескольких орнаментальных решений, не взаимосвязанных между собой и последующее представление их во времени; соединение нескольких орнаментальных решений, таким образом, что в результате наложения одной системы на другую образуется новое орнаментальное решение.

Эксперименты в области серийных принципов построения кинетического орнамента на основе комбинаторики подтвердили возможность создания бесконечного числа серий орнаментальных решений.

4. Особенность разработанной последовательности этапов художественного проектирования на основе кинетического формообразования заключается в том, что в данном случае происходит смещение акцентов в проектировании с результата проектирования на сам процесс создания и организации формы. При этом, форма может организовываться на принципах полиэйконии, комбинаторики и других принципах кинетического формообразования. Серийное формообразование на основе кинетического подхода включает в себя многоуровневое построение формы, где на каждом уровне можно получать свой результат.

5. Апробация результатов проведенных экспериментов подтвердила возможность использования в практике художественного проектирования трикотажа на уровне проектирования формы «пассивного» кинетизма, методов построения оптических феноменов на основе законов группирования, и правомерность привнесения принципов кинетического формообразования во весь процесс художественного проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение художественного и эстетического уровня промышленных изделий тесно связано с уровнем художественного мастерства и теоретической подготовкой дизайнеров. Для этого необходимо опережающее развитие творческой разработки художественных проблем формообразования.

Использование данных научного аппарата теории и практики дизайна в художественном проектировании трикотажа позволяет решать в комплексе проблемы современного производства.

Экспериментальные методы, разработанные в архитектуре и дизайне в начале XX века, в частности метод кинетического формообразования, обогатили практику художественного проектирования. Включение кинетического формообразования в художественное проектирование трикотажа позволяет расширить арсенал научных средств, открывает новые формообразующие возможности создания трикотажных полотен и моделей, способствует совершенствованию методики художественного проектирования трикотажа. В ходе исследования были рассмотрены вопросы, связанные с использованием данного метода в практике художественного проектирования трикотажа.

Исследование принципов кинетического формообразования и их использование в художественном проектировании трикотажа позволяет по-новому подойти к процессу проектирования.

Разработанные принципы художественного проектирования трикотажа на основе кинетического формообразования позволяют рассматривать художественное проектирование как процесс, результатом которого являются серии композиционных решений на плоскости и пространсвенно-временном континууме.

Цель данной теоретической и практической работы заключается в совершенствовании методики художественного проектирования трикотажа на основе использования методов экспериментального формообразования, в частности, кинетическое формообразование.

В результате разработки вопроса установлено, что в области современных методов экспериментального формообразования, практике искусства и дизайна широко применяются принципы кинетического формообразования. Однако было отмечено, что отсутствуют теоретические и практические разработки данной темы в области текстильного дизайна, в частности художественного проектирования трикотажа.

Проведенное исследование позволило выявить основные приемы и средства кинетического формообразования. Были сформулированы принципы функционирования кинетической формы. Даны характеристики основных формообразующих элементов структуры кинетического формообразования, что позволило разработать и провести апробацию этапов художественного проектирования трикотажа на основе кинетического подхода.

Результаты теоретических и практических исследований в области художественного проектирования на основе кинетического подхода подтвердили обоснованность использования в исследовании данных и методов из психологии зрительного восприятия.

Промышленное проектирование трикотажа на основе кинетического формообразования подтвердило правомерность использования принципов кинетизма в художественном проектировании.

Полученные промышленные результаты на основе теоретических экспериментов подтвердили правильность выбора последовательности решения планированных задач.

Полученные результаты повышают качество методики художественного проектирования, в чем автор видит главный результат диссертации.

В ходе теоретических исследований были получены важные дополнительные результаты:

- выявлены основные виды контуров, как средство и способ образования художественной формы;

- выявлены и систематизированы признаки, на основе которых происходит группирование графических элементов в форму;

- на основе данных из психологии зрительного восприятия систематизированы уровни восприятия трикотажного полотна и костюма.

Полученные побочные данные имеют важное методологическое и практическое значения для процесса художественного проектирования трикотажа и костюма в целом.

Дальнейшее исследование темы планируется провести по пути более углубленного изучения восприятия на уровне пространственно-временного континуума. Отдельно планируется рассмотреть такой значимый элемент восприятия формы, как цвет. Результатом должна стать разработка комплексной методики художественного проектирования на основе кинетического формообразования на уровне проектирования и функционирования костюма в целом.

Проведенная апробация позволила сделать следующие практические предложения. Использование методов и принципов образования кинетической формы с одной стороны повышает креативный уровень создания полотен и моделей. С другой стороны, что наиболее важно, результатом процесса становится не единичное изделие, а серия орнаментальных и художественных решений, что способствует оптимизации затрат на уровне художественного проектирования, повышает потребительскую и эстетическую ценность проектируемых изделий.

Апробация результатов исследования в промышленности практически подтвердила правильность выдвинутых теоретических положений, результативность и целесообразность использования разработанных методик для повышения качества выпускаемой продукции.

На основании теоретических и практических исследований получены следующие результаты:

- на основе предметно-исторического анализа произведений искусства и дизайна выявлены и систематизированы принципы функционирования кинетической формы. Описаны элементы ее структуры и особенности ее восприятия.

- Впервые на основе • данных психологии зрительного восприятия проведена классификация произведений искусства и дизайна на «Пассивный» и «Активный» кинетизм. Полученная классификация была в дальнейшем использована для разработки авторской методики художественного проектирования трикотажа.

- На основе методов и данных из области психологии зрительного восприятия были выделены особенности восприятия трикотажных изделий: виды и способы образования контуров, феномены фигуры/фона в орнаменте, уровни восприятия костюма из трикотажа, признаки группирования графических элементов.

- Разработаны и применены в практике художественного проектирования феномены кажущегося движения статичной формы, и феномены неоднозначности по глубине и по содержанию.

- Впервые разработана методика серийных принципов построения орнаментальной формы на основе кинетического подхода.

- Впервые выявлены принципы организации и разработана методика проектирования полиэйконического орнамента полотен из трикотажа на основе принципов кинетического формообразования.

- Проведена апробация методов художественного проектирования трикотажа с эффектом кажущегося движения статичной формы и полиэйконической формы, а также принципов построения серийной формы на предприятиях трикотажной отрасли.

- Получили положительную оценку на художественно-технических советах и внедрены в производство более 50-ти полотен и моделей. На 5 трикотажных полотен (9 вариантов) получены патенты, на 12 трикотажных полотен (33 варианта) - авторские свидетельства на промышленный образец.

Библиография Фаршатова, Талина Маратовна, диссертация по теме Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви

1. Адаскина Н.Л. Об особенностях современного подхода кхудожественным вопросам формообразования в пространственных искусствах и дизайне. М.:Тр. ВНИИТЭ, вып.20, 1979. - с. 79-94.

2. Адаскина Н.Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа /1920-1926/, -М.: Тр.ВНИИТЭ, вып.21,1979. с.44-63.

3. Адаскина Н.Л. Формальный метод в художественной пропедевтике, как преломление творческой концепции, М.: Тр. ВНИИТЭ, вып. 28, 1981.-с.8-24.

4. Адаскина Н.Л. Формирование дизайнерской концепции Л.С.Поповой ГВНТМ-ВХУТЕМАС 1921-1923 гг. Тр. ВНИИТЭ, вып.41,1983. -с.43-61.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998,- 376 с.

6. Антонов A.B. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М.: "Книга",1972. - 104 с.

7. Антонов A.B., Трофимов Ю.Л. Восприятие различных форм внетекстовой информации. Киев, 1975. - 52 с.

8. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм, М.: Строииздат, пер. с англ., 1984. - 192с., илл.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М.: Прогресс, 1974.-392 с.

10. Аронов В.Р. Баухауз и ВХУТЕМАС /Сравнительный социокультурный анализ, Тр.ВНИИТЭ, вып.34,1982 - с. 1-90.

11. W 11. Аронов В.Р. Проблемы формообразования в современной архитектуре. Архитектура и проблема среды /сборник/, М.: 1975. - 82 с.

12. Аронов В.Р. Теоретические проблемы дизайна. /Сб. статей/, -М.1979, 92 с.

13. Аронов В.Р. Функционализм и попытки его переосмысления в дизайне конца 70-х годов, Тр.ВНИИТЭ, вып.20,1979. - с.108-121

14. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения, М.: Наука , 1969. - 223 с.

15. Архитектурная бионика /Под ред. Ю.С.Лебедева/, М.: Стройиздат, 1990, - 368 с.

16. Аскин А.Ф. Время и творчество /Сб. научных трудов "Пространство и время в искусстве"/, Л.:1988, - 169 е., илл.

17. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия, М.: Наука , 1990, - 240 с.

18. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования, Из-ство литературы по строительству, 1969. - 223 с.

19. Бердяев Н. Кризис искусства /Репринтное издание/, М.,СП.: Интерпринт,1990. -48 с.

20. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия, М.Л.,Гизлегпром, 1934, 103 с.

21. Валюс Н.А. Стереоскопия, М.: Изд-во Ак.Наук СССР, 1962. 379 с.

22. Вертхаймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. -336 с.

23. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне /Метод, материалы/ Отв.ред. О.И.Генисарецкий, - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 88 с.

24. Винглер Ганс М. Баухаус Архив в Берлине /пер. с HeM./(Hans M. Wingler Muséum, Bauhaus-Archiv Berlin, 1979), - 1984. - 58 c.

25. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. M., 1950. - 96 с.

26. Восприятие пространства и времени /Материалы симпозиума/, -Л.:Наука,1969. -135 с.

27. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. /Пер. с анг./, М.:Прогресс,1988. - 462 с.

28. Грановская Р.М., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы, М.: Наука, 1981. - 208 с.

29. Грегори Р.Л. Иллюзии восприятия и модели мозга (Perception illusions and brain models)/nep. с англ./ В журн. «Proceedings of the Royal Society», 1968/- v.171, №1024, p.279-296.

30. Грегори P.Л. Разумный глаз /пер.с англ./, М.:МИР,1972. - 216 е.,илл.

31. Григорович Н.Е. Шедевры живописи музеев СССР/Альбом/, вып.1-4, М.: 1977 г.

32. Гриднева Р. А Движение в искусстве /Автореферат/, Л.:1988.16 с.

33. Гринберг Д.П. Компьютеры в архитектуре, М.: В мире науки, 4.1991,- апрель, с.52-59.

34. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры /пер.с англ./, М.Искусство, 1971. 286 с.

35. Гуйк Яан Ф. Восприятие движущегося объекта, -Таллинн.:Вальгус, 1986.-232 с.

36. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим, М.: Знание, 1987. -240 с.

37. Джонс К. Дж. Инженерное и художественное конструирование (пер.с англ), М.: Мир, 1976. - 375 с.

38. Дизайн жилой среды/Метод, рекомендации/, Лен.: - 1989. - 22 с.

39. Динамическая и кинетическая форма в дизайне /Метод, материалы/, М.:ВНИИТЭ,1989. - 81 с.

40. Желудков А. Свойства элементов в декоративной и пространственной композиции, М.1977. - 78 с.

41. Жестков И.Васильев А. Пространство и время Наума Габо, -"Огонек" №50, декабрь 1990.

42. Живопись 1920-1930 Государственный Русский музей: Каталог-альбом,- М.:Сов.художник,1989.-280с.,илл.

43. Заболотская Е.А. Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом зрительного восприятия орнамента в костюме: Дис., к.т.н. М.,1998. - 192 с.

44. Зейтун Ж. Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем /пер, с фр./. М.: Стройиздат,1984. -160 е., илл.

45. Инфантэ Ф. Из опыта освоения геометрической формы. -Тр.ВНИИТЭ, вып.28, М.:1981. - с.67-75

46. История психологии /Под ред. Ярошевского М.Г./. М.: Мысль, 1985. -575 с.

47. Каган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени /В сб. научных трудов/. Л.: 1988. - с. 22-29

48. Кандинский В. О духовном в искусстве /живопись//серия из архива русского авангарда/. Лен.: 1990. - 66 с.

49. Касаткина Е.Орлова Е. "Движение" в действии. "Смена" 1.1968. -с. 16-17

50. Козлова Т.В. и др. Основы теории проектирования костюма. -М.:Легпромбытиздат, 1988. 352 е., илл.

51. Козлова Т.В. Основная терминология в теории костюма. М.: МТИ, 1979.-39 с.

52. Колейчук В.Ф. Кинетизм.(Новое искусство XX век.). М.:Галарт, 1994. - 160 е., илл.

53. Колейчук В.Ф. Кинетизм направление дизайнерского формообразования. - ТР.ВНИИТЭ,вып.33,1982. - с.68-82.

54. Колейчук В.ф. Кинетические тенденции в дизайне. Тр.ВНИИТЭ, №6,1979.-с. 25-26

55. Колейчук В.Ф. Мобильная архитектура /обзор/. М.:1973. - 48 с.

56. Колейчук В.Ф. Новейшие конструктивные системы. М.-.Знание,1984. -48 с.

57. Колейчук В.Ф. О комбинаторном формообразовании. Тр. ВНИИТЭ, вып.20,1979. - с.32-40

58. Колейчук В.Ф. Опыт классификации трансформаций плоского листа. Тр.ВНИИТЭ,вып.23,1980. -с.99-116

59. Колейчук В.Ф. Программируемое формообразование в дизайне. -Тр.ВНИИТЭ,№3,1979. с.1-5

60. Лаврентьев А.Н. Первая дизайнерская школа А.Родченко. ИНХУК и ранний ВХУТЕМАС. Тр.ВНИИТЭ.вып.41,1983. - с.61-78

61. Лаврентьев А.Н. Серийность в работах А.М.Родченко как отражение программируемого формообразования. Тр.ВНИИТЭ.вып.3,1979.с.11-13

62. Лаврентьев А.Н. Степанова Р.Ф. О раннем конструктивизме. Тр. ВНИИТЭ, вып. 21,1979. - с. 111-118

63. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М.:Искусство, 1992. - 222 е.,илл.

64. Линдсней П.,Норман Д. Переработка информации у человека /введение в психологию/. М.:Мир,1974. - 550 с.

65. Лисицкий Эль /1890-1947/ Сб.статей. М.:Гос.Третьяковская Галерея, - 214 с.

66. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. -М.:МГУ, 1985.-223 с.

67. Маркузон В.Ф. О специфике художественного языка предметно-пространственной среды. Тр.ВНИИТЭ,вып.20, 1979. - с.3-11

68. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов /Пер. с англ./. М.Радио и связь, 1987. - 400 е., илл.

69. Мастерская конструктивизма геометрия, структура, орнамент, цвет - Каталог выставки. - М.: Альба, Выставочный центр ГТГ, 1998. - 67 с.

70. Мерло-Понти М. Око и дух /пер, с фр./. М.: Искусство, 1992. - 63 с.

71. Мириманов В.Б. Малая история искусств /Первобытное и традиционное искусство/. М.:Искусство,1973. - 317 с.

72. МОДЕРНИЗМ. Анализ и критика основных направлений /Под ред. В.В.Ванслова/. М.: Искусство, 1987. - 305 с.

73. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие /пер.с фр. /. М.,1966

74. Монахова Л.П. Художественное конструирование как новый отличительный от прикладничества подход к созданию предметной формы. -Тр.ВНИИТЭ.вып.33,1982. с.41-68

75. Наков A.B. Русский авангард. М.:Искусство, 1991. - 191с., илл.

76. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. Б.: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 1998. 224 с.

77. Нешатаев А.А.,Гусейнов Г.М.,Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.:Легпромбытиздат,1987. - 272 с.

78. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. -ВНИИТЭ,1989. 88 с.

79. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов/под ред. Т.В.Козловой. М.:Легпромбытиздат, 1988. - 352 с.,илл.

80. Перцева^ Т.М.Поиски форм взаимосвязи науки и искусства /По материалам ГАХН/. Тр.ВНИИТЭ, вып. 21,1979. - с. 30-44

81. V 81. Пидоу Д. Геометрия и искусство /пер.с анг./. М.:Мир,1979. - 332 е., илл.

82. Полевой В.М. Двадцатый век. М.:Советский художник, 1989. -456 е.,илл.

83. Предводителев А. С. Механика движения. Минск, 1975. - 248 с.

84. Проблема времени в искусстве и кинематографе /под ред.Пальцева А.А./. М.:1979. - 140 с.

85. Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве /материалы симпозиума/. Л.:Советский писатель, 1970. -71 с.

86. Пространство в формировании структуры и образа предметной среды. Тр.ВНИИТЭ, вып.40,1983. - 72 с.

87. Пространство и время в искусстве /межвуз.сб.научных трудов/. -Л.:1988. 169 с.

88. Пухначев Ю.В. Четыре измерения искусства. М.:3нание,1981. -176 с.

89. Пушкарев А.Г. Вопросы художественного проектирования основовязанных полотен из различных видов сырья: Дис.,к.т.н. М., 1985. -204 с.

90. Пушкарев А.Г. Кинетическое формообразование в орнаменте. В сб.Дизайн жилой среды.Л.,1989. с.19-21

91. Пушкарев А.Г. Феномен самоорганизации в орнаменте. Труды ВНИИТЭ, вып.47, 1985. - с.68-79

92. Родченко, Степанова "Будущее единственная наша цель." /под.общ.ред.П.Невера/. - Австр.музей прикладного искусства, Вена.:Изд.Престель /Каталог выставки/ 1991. - 258 с.

93. Рок И., Пальмер С. Наследство гештальт-психологии. "В мире науки", №2,1991.-с.38-46

94. Рок И. Введение в зрительное восприятие /пер.с англ.//в двух книгах/. М.:Педагогика,1980.

95. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие /сост. H.H. Ростовцев и др./. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

96. Светомузыка в России и в СССР /библиографический указатель 1942-1982/ сост.Галеев Б. и др./. Казань.:КАИ, 1983. - 44 с.

97. Семенов О. Проблема времени в оп-арте, поп-арте и кинетическом искусстве. М.:"Декоративное искусство'^ 1.1969

98. Сидорина Е.В. Дизайн 20-х:образ мира и образ творчества. -Тр.ВНИИТЭ, вып.41,1983. с.1-86

99. Сидорина Е.В. Концепция производственного искусства и "театральный Октябрь". Тр.ВНИИТЭ, вып.28,1979. - с.24-42

100. Синтез искусства в эпоху НТР /тезисы докладов семинара "Свет и музыка" 20-30 сент.1987, Казань/. Казань.: КАИ, 1987. - 160 с.

101. Советское декоративное искусство, 1917-1945.Очерки истории. -М.Искусство. 1984. 256 е., илл.

102. Соколов Е.И. Измайлов А.Н. Цветовое зрение. М.МГУ,1984. -176 с.

103. Соколов М. Идеи и модели Вячеслава Колейчука. "Д.И."II.1980.

104. Соколова Т. Орнамент почерк эпохи. -Л.:1972. - 173 с.

105. Стоиков А. После заката абстракционизма. М.: Изобразительноеискусство, 1974

106. Стоиков А. Критика абстрактного искусства и его теории. -М.:Искусство,1964. 247 с.

107. Теория управления /терминология/, вып.107 Ак.наук СССР. -М.:Наука, 1988. 55 с.

108. Толанский С. Оптические иллюзии /пер.с англ./. М.: Мир,1967. -127 с.

109. Ульман Ш. Принципы восприятия подвижных объектов /пер. с англ./. М.Радио и связь,1983. - 168 с.

110. Федотов В.М. Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса. Саратов.:1989. - 131с.

111. Флоренский П. У водоразделов мысли /под общей ред.Н.А.Струве/. УМСА-РКЕ88,РАШ5:1985. - 398 с.

112. Фрадкин Э.Е. Полиэйкония в искусстве тлинкитов /в кн.: Культура народов Америки. Сб. Музея Антропологии и Этнографии Х1/. -Л.:Наука,1985. с. 92-110

113. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига, 1990. - 94 с.

114. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство /пер. с нем./. М.: Стройиздат, 1973. - 118 с.

115. Фриман Дж.Уолтер. Физиология восприятия. «В мире науки» 4. 1991.-с.26-36

116. Хан-Магомедов О теоретических исследованиях в среде дизайна Тр.ВНИИТЭ, вып.20,1979. 1-3 с.

117. Хан-Магомедов С.0. Дизайнерская концепция В.Е.Татлина в системе художественных дисциплин дерметфака ВХУТЕИНа /1927-1930/. Тр. ВНИИТЭ, вып. 28, 1981. - с. 42-60

118. Хан-Магомедов С.0. Дискуссия в ИНХУКЕ о соотношении конструкции и композиции /янв.-апр.1921/. Тр.ВНИИТЭ, вып. 20,1979. - с. 4079

119. Хан-Магомедов С.0. Константин Мельников. М.Стройиздат,1990. 296 с.

120. Хан-Магомедов С.0. Конструкция, изобретение и конструктивизм. -Тр. ВНИИТЭ, вып. 23,1980. с. 48-81

121. Хан-Магомедов С.0. Молодое и старое поколение художников-производственников на этапе "от изображения к конструкции". Тр.ВНИИТЭ,вып.21,1979. с.63-111

122. Хан-Магомедов С.0. Николай Ладовский. М.:3нание,1984. - 64 с.

123. Хан-Магомедов С.О. Особенности становления и развития отечественного дизайна. Тр.ВНИИТЭ.вып.41,1983. - с.3-10

124. Хан-Магомедов С.О. Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов. Тр.ВНИИТЭ,вып.ЗЗ,1982. - с.82-100

125. Хан-Магомедов С.О. Разработка теоретических проблем художественной композиции во ВХУТЕМАСе-ВХУТЭИНе /1923-1930г/. -Тр.ВНИИТЭ,вьп.34,1989. с.39-55

126. Хан-Магомедов С.О.Некоторые проблемы истории отечественного дизайна. Тр.ВНИИТЭ,вып.21,1979. - с.3-13

127. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН /Комплексная архитектурно-художественная школа, 1920-1930гг./. М.: Знание, 1990. - 64 с.

128. Щугаев В.М. Орнамент на ткани. М.:1969. - 87 с.

129. Щукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. -М.:Стройиздаг,1990. 318 с.

130. Эксперимент в дизайне. Тр.ВНИИТЭ,М.:1987. -68 с.

131. Юккер Гюнтер.Каталог выставки"Юккер в Москве" 14сен.-1 ноября, ЦДХ, 1988. -213с.,илл.

132. Статьи, написанные автором и в соавторстве

133. Пушкарев А.Г., Фетисова У.Н., Фаршатова Т.М. Кинетическое формообразование и возможности его использования в художественном проектировании текстильных изделий//Межвуз. сб. науч. трудов. М.:МТИ, 1988, с.126-129.

134. Пушкарев А.Г., Крючкова H.A., Маслов М.А., Фаршатова Т.М. Использование возможностей экспериментального формообразования орнамента в текстильном дизайне//Межвуз. сб. науч. трудов. М.:МТИ, 1989, с.155-156.

135. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г. Полиэйкония, как одно из направлений кинетического формообразования в текстиле// Межвуз. сб. науч. трудов. М.:МТИ, 1990, с.162.

136. Нешатаев A.A., Пушкарев А.Г., Фаршатова Т.М. Полиэйкония в художественном проектировании трикотажа //Журнал «Текстильнаяпромышленность, №10-1993.

137. Фаршатова Т.М., Нешатаев А.А., Пушкарев А.Г. Принципы полиэйконии в текстильном дизайне. Справка о депонировании научной работы за № 3857-ЛП-от 26.07.99

138. Фаршатова Т.М., Нешатаев А.А., Пушкарев А.Г. Контуры, как средство создания изображения в художественном проектировании костюма. Справка о депонировании научной работы за № 3858-ЛП-от 26.07.99

139. Фаршатова Т.М., Нешатаев А.А., Пушкарев А.Г. Серийные принципы построения орнаментальной формы на основе кинетического формообразования. Справка о деп. научной работы за №3911- ЛП-от 14.04.00

140. Фаршатова Т.М. Эксперименты в области создания оптических феноменов движения статичной формы. Справка о депонировании научной работы за № 3912 -ЛП от 20.04.00

141. Фаршатова Т.М. Приемы и средства кинетическогоформообразования в художественном проектировании. Справка о депонировании научной работы за № 3913 -ЛП от 20.04.00

142. Книги и статьи на иностранных языках

143. Albers J. Interaction of Color//London,1975. 81 p.

144. Arnheim R. The State of the Art in Perception // Leonardo V.20. N4 p/ 305-307, 1987

145. Arnheim R. Art and visual perception. A psychology of the creative eye II California press, p.408, 1964

146. Arte Russa Soviética. 1870-1990,Ediz.-1989.-Gruppo Edit.Fabbri.-511p.,ill.

147. Baker G., Andrews R. On the objective design and construction of my kinetic metal sculptures // Leonardo V.8, p. 273-279, 1975

148. Baldwin R. Kinetic art: On producing illusion by photicstimulation of alpha brain waves with flashing lights // Leonardo V.5, p.147-149, 1972

149. Bartholomeio C. Mechanical toys // Hamlyn, 1979,156 p., M.

150. Baschet B. Structures sonores // Leonardo V., p.393-403, 1968

151. Belik J. Creation through a Machine: Kinetic Art // Leonardo V.27, N3 pp.243-246, 1988

152. Birren F. Color, form and space // N.Y., Reinhold, 1965, 128p., ill.

153. Bonacic V. Kinetik Art: Application of abstract algebra to objects with computer-controlled flashing lights and sound combinations // Leonardo V.7, p. 193200, 1974

154. BenB. The beauty of light//N.Y.,1988,350 p.

155. Braunstein M. Minimal condition for the perception of rotary motion // Irvine (Calif.), 1975,21 p

156. Brill T. Light: Its interaction with art // New York. London, 1980. 287 p.

157. Burns J.A., Burns J.K. Kinetic art: a mural of variably stressed pholoelasticmateryal with light polarizers // Leonardo V.6, p.325-327,1973

158. Calos N. A discussion of kinetic art with a group of italian art students// Leonardo V.7,p.253-254,1974

159. Calos N. Electicite et mouvement physique daus mes qeuvres// Leonardo V.1 ,p.415-418,1968

160. Caloutsis V. Kinetic art: The kinoptic system// Leonardo V.3,p.433-434,1970

161. Card B. Optical Designs in Motion with Moire Overlays//Dover. New York, 1976 30p.

162. Cavraher R. and Thurston J. Optical illusions and the visual art//N.Y.Reinhold.London.Studio Vista,cop. 1966,127p.

163. Celli G. L'altro occhio di Polifemo Mosrta//Bologna,1978,231 p.ill.

164. Cook D. Kinetic art: The Luminetic system with and without sound// Leonardo V.8,p.1-5,1975

165. Computergraphia: New visions of form, fantasy and function//Joan Scott ed. with the Third Coast computer graphia group. Houston etc. 1984

166. Critchlow K. Order in space. A design sourses book//London.Thames and Hudson,1976,120p.

167. Doubek J. Applications of lasers to kinetic art for the theater and cinema// Leonardo V.10,p.95-100,1976

168. Dourdeyhimi B. Programming Technigues in Computer-aided Design of Woven Fabries//J.Textile Institute,1989,V.1989,V.80,N3,p.391-402

169. Downey J. Electronically operated audio-kinetic sculptures// Leonardo,V.2,1969,p.403-406

170. Duncan F. Kinetuc art: on my psychokinetic objects// Leonardo V.8,p.97-101,1975

171. Edmiston J.Kenneth Computer and kinetic art: INVESTIGATIONS OF MATRIX CONFIGURATION// Leonardo V.6,p.17-22,1973

172. Emery L. and Morriss Robert Kinesone 1: A Kinetic sound sculpture// Leonardo V.19,N3,p.207-210,1986

173. Franke H.W. Computers and visual art/Visual Art Mathematics & Computers/Ed. by Frank J. Malina//p.235-242

174. Gabriel H. The Hanging Mobile: A historical review//Leonardo V. 18, N1 ,p.39-44,1985

175. Galeyev B.M. Music-kinetic art medium: on the work of the group "PROMETEI"(SKB),KAZAN,U.S.S.R.// Leonardo V.9,p.177-182,1976

176. Giorgio Giusti Kinetic Art: Paintings, with electric light// Leonardo V6,p.145-146,1973

177. Gombrich, Ernst H. The sense of order: A study in the psychology of decorative art//Cornell univ.press., 1979,411 p.,ill

178. Goodman N. Langueges of art. An approach to a theory of symbols//N.Y.,1968,277p.

179. Graef M. Toward a Cybernetic Art Corresponding to the Symbols of our Early Ancestors// Leonardo V 19, p.293-296, 1986

180. Hoenich P.K. Light symphony N1': A kineic pictorial artwork with light// Leonardo V14,p.38-40,1981

181. Hoenich P.K. Kinetic art with sun light: todayII Leonardo,V1,p.113-120,Pergamon press, 1968

182. Howard Mitton B. My thermoformed plastic audio-kinetic light sculpture since 1966// Leonardo,V2,p.411-412,1969

183. Janson G. Perceived rotary motion//Uppsals,1969,32p.

184. Jaumotte A. Art,science and technology// Leonardo,V5,p.165-168,1972

185. Jenkins J.,Dave Q. Motion,Motion.Kinetic Art//Gibbs. Smith publisher, 1989,64p.ill

186. Kinetic Art.Theory and practice. Selection from the journal' Leonardo'/Ed.by Frank J.Maluna//N/Y/Dover.1974,244p.

187. Kinetic Art:Third conference on "Light and music"// Leonardo V9,p.238-239,1976

188. Koler.Paul A. Aspects of motion perception//Pergamon press, 1972,220p.

189. Land Richard I. Non verbal 'discuussion' using music and kinetic painting// Leonardo V1,p.121-123,1968

190. Laposky Ben F. OSCILLONS: Electronic abstracion// Leonardo V2,p.345-354,1969

191. Lasergrafic. Medium fur Buhme//Munchen, Callwey, 1975 116 p.

192. Loveless R. The Computer revolution and the arts//Tampa, 1989 -99p

193. Lausten T. Kinetic art: A programmed and a sound-controlled flashing light installation// Leonardo,V9,p.224-225,1976

194. Lausten T. Kinetik art: Construstions with stretched fabric stripes// Leonardo V6,p.47-48,1973

195. Lausten T. Kinetic art: Two installations with flashing electric lights// Leonardo V7,p.47-48,1974

196. Light. From Aten to Laser//Ed. by Thomas B. Hess and J. Ashbery/N.Y.1969, 166 p.

197. Loeman P. Hidden images: Games of percertion, anamophic art, illusion//N.Y.,Abrams,166p.,ill.1976

198. Loeb A. Space structures: Their harmony// Reading(mass) etc. Addison-Wesley, 1976,XV111,169p.

199. MacGillaury.G.Henrielte.Fantasy & Symmetry//N.Y.,Abrams,1976,p.84

200. Mcllhany.S. Art as design:design as art//N.Y.,1970,p.155

201. Malina Frank J. Kinetic painting: The Lumidyne System// Leonardo V1,p.25-33,1968

202. Malina Frank J. Electric light as a medium in the visual fine arts: a memour// Leonardo V8,p. 109-119,1975

203. Matsuo M.,Yorura N.,Sadahiko N. Use of the Double-illumination Method with Two light souses in Moire Topograhy//J/Textile Instytute V79 N1p.91-107,1988

204. Mastai M., Illusion in art//Lindon.Seeker & Warburg, 1976,379p.

205. Mattox C. The evolution of my audio-kinetic sculptures// Leonardo V2,p.355-363,1969

206. McMurray J.K. A course in kinetic art at andover/Philips academy/USA// Leonardo V10,p. 135-137,1977

207. Ostoja-Kotkowski J.S. Audio-kinetic at: The construction and operation of my 'Laser-chromasonic tower'// Leonardo V10,p.51053,1977

208. Ostoja-Kotkowski J.S. Audio-kinetic at with laser beams and electronic systems// Leonardo V8,p.142-144,1975

209. Pavola Rene Optical art. Theory and practice// Reinhold book corp.1969,N.Y.,144 p.

210. Pavon M. Forme e tecniche nell'arte tessile//Canova, 1972 212 p.

211. Pepper A. Kinetic art:3-dimensional lyminous images projected into volumes of smove (pentrojection)// Leonardo V12,p.283-288,1979

212. Rieser D. Art and science//London.N.Y.,1972,96p.

213. Rogers B. 'TIMEPIECES': A series of static and kinetic sculptural constructions//Leonardo V14,p.5-12,1981

214. Rogers B. The 'umbrella series':Static and kinetic constructions// Leonardo V9,p.265-269,1976

215. Russian "Movement" group/From CENA N1, January 1968// Leonardo V1,p.319,1968

216. Robert H. Horisontally oriented rotating kinetic painting// Leonardo V2,p.239-250,1969

217. D.Smith Kinetic art: The shift register, a circuit for sequental switching of lights// Leonardo V5,p.59-61,1972

218. Tolansky S. Complex curvilinear designs from pendulums// Leonardo V2,p.267-274,1969

219. Turner A. Drawings based on lines projected from the surface of the circular cylinder// Leonardo V13,p.43-50,1980

220. Turner H. Trial optical illusions & how to design them//Dover Publication, inc. N.Y.30p.,ill

221. Viova J/-L. Kinetic sculptura; My moire of wife and thread forming geometrical surfaces// Leonardo V14,N3,p.213-215,1981

222. Visual art, Mathematics & Computers:/Selections from the Journal Leonardo/Ed. by F.J.Malina/ Pergamon Press.

223. Voque pattern book//London,N21,1956

224. Watkins J.K. Kinetic art: Producing unusual moire effects by means of specially prepared drawing// Leonardo V15,N2,p.133-136,1982

225. Wier D.R, Light shows: A kinetic art techique using chemical// Leonardo V2,p.251-256,1969

226. Whitehead R., Whitehead D. Kinetic art: constructions with perspex tubes and vools// Leonardo V11,p.223-224,1978

227. Woody H. Kinetic environmental art: sky sculpture// Leonardo V7.P.207-210,1974

228. Zach J. Imagery, light and motion in my sculpture// Leonardo v3,P.285-293,1970

229. Zuk W., Clark R. Kinetic architecture//n.y.P. 165,1970полученные по результатам исследования1. Патенты

230. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

231. Патент на промышленный образец № 41325. Приоритет 20 апреля 1994 г.

232. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

233. Патент на промышленный образец № 41326. Приоритет 20 апреля 1994 г

234. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г., Нешатаев A.A.

235. Патент на промышленный образец № 41402. Приоритет 20 апреля 1994 г.

236. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г., Нешатаев A.A.

237. Патент на промышленный образец № 41722 (3 варианта). Приоритет 20 апреля 1994 г.

238. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

239. Патент на промышленный образец № 41723 (3 варианта). Приоритет 20 апреля 1994 г.1. Свидетельства

240. Фаршатова Т.М., Маслов М.А.

241. Свидетельство на промышленный образец № 34895. Приоритет 26 декабря 1990 г.

242. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

243. Свидетельство на промышленный образец (два варианта) № 35125. -Приоритет 24 декабря 1990 г.

244. Фаршатова Т.М., Маслов М.А.

245. Свидетельство на промышленный образец № 35126. Приоритет 24 декабря 1990 г.

246. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

247. Свидетельство на промышленный образец (три варианта) № 35130. -Приоритет 26 декабря 1990 г.

248. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.190

249. Свидетельство на промышленный образец № 35131. Приоритет 26 декабря 1990 г.6. Фаршатова Т.М.

250. Свидетельство на промышленный образец № 35132. Приоритет 26 декабря 1990 г.

251. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

252. Свидетельство на промышленный образец (пять вариантов) № 35133. Приоритет 26 декабря 1990 г.

253. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

254. Свидетельство на промышленный образец № 36204. Приоритет 26 декабря 1990 г.

255. Маслов М.А., Фаршатова Т.М.

256. Свидетельство на промышленный образец (два варианта) № 36205. -Приоритет 26 декабря 1990 г.

257. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

258. Свидетельство на промышленный образец (два варианта) № 36206. -Приоритет 26 декабря 1990 г.

259. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

260. Свидетельство на промышленный образец (семь вариантов) № 36237 Приоритет 26 декабря 1990 г.

261. Фаршатова Т.М., Пушкарев А.Г.

262. Свидетельство на промышленный образец (семь вариантов) № 36278. Приоритет 24 декабря 1990 г.191