автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.16, диссертация на тему:Интерактивная система синтеза/обработки музыкальной информации реального времени на базе персональной ЭВМ
Автореферат диссертации по теме "Интерактивная система синтеза/обработки музыкальной информации реального времени на базе персональной ЭВМ"
АКАЖШ К/,УХ БЕЛАРУСИ ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ
На правах рукспкс* УДК 519.7
ИихаЙЕСза Катамя Николаевна
ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА СИНТЕЗА / СЕРАБОТКИ МУЗЖМЬНОЛ ИНФОРМАЦИИ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ НА БАЗЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЗВМ
05.13.16 - "Применение вычислительной техники 4 мате ма? гче с ко го ысдолировалая и математических методов в научных исследованиях"
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Млнск - 1992
Работа выполнена б Вычислительном Центре ЛН СССР
Научный руководитель: А. С. Тангяи, доктор фнэико-
иатеыатических наук
Официальные оппоненты: Б. 11 Лобанов, доктор технических наук
Г. В. Крзсков, кандидат технических наук
Ведущая организация: ИЛИИ Российской АН
Зашита диссертации состоится »ЦхМ&рГГ-,!592 Г. I и вЗк^чао. на заседании Специализированного совета Л006 24.01 ' ' при НТК АН Бел. по адресу: 220012, Цинск ух Сургановз, в. в конференц-зале. .
С диссертацией иоию ознакомиться в НТК АН БССР. Автореферат разослан п2Нп ^? 1992 г.
Ученый секретарь ^о
Специализированного совета доктор технических наук 2 _Г. И, Алексеев
.rv.jjjr;,,, А.тгуад>;нзсть тоы. К середине 70-х гг. музыкальные прило-
■•"й Ле^Ш" элекгР°ники выделились в самостоятельное направление, по-
Отдедучн зшее название "музыкальная информатика" или "компьютерная хертаций --TaySEka".
Интерес к этой области настолько велик, что начиная с 1974г. регулярно созываются международные конференции, с 1977г. Массачусетсом • Технологическим институтом выпускается "Computer fAisic Journal", учреждена Международная ассоциация по музыкальной информатике, в 1982 г. установлен стандарт на музы-• кальный интерфейс. Специальная библиография Д. Девиса насчитыва-
I
' ет 4500 названий. Однако, при растущем объеме гаруйе.жчой информации, среди отечественных публикаций практически нет работ, содержащих оригинальные исследования.
Использование микропроцессорной техники и технологии СЕКС дало возможность разработать ряд коммерческих музыкальных синтезаторов, новых цифровых музыкальных инструментов и систем синтеза, имеющих музыкальные приложения - от простейших таймер-ных приставок для озвучивания игровых автоматов и приставок -синтезаторов к персональным компьютерам до полностью цифровых студий. В настоящее время известно несколько десятков промышленных компьютерных музыкальных систем разной степени сложности стоимостью от 100 до 500. ООО долларов.
В данной работе под компьютерной музыкальной системой понимается любая необходимая конфигурация вычислительных средств общего и специального назначения, выполняющих функции обработки, анализа, синтеза, ввода и вывода звукового музыкального сигнала ь реальном времени, в заданном диапазоне частот и с требуемой точностью.
Возможности таких систем достаточно широки. Кроив синтеза искусственных тембров, компьютерные системы позволяют имитировать звучание различных традиционных (оркестровых) музыкальных инструментов, видоизменять его,' конструировать (создавать) свои звуки, а также редактировать, исполнять партитуру, что находит применение в^музыкальном образовании, звукозаписи, решении ряда научных и прикладных задач в области акустики.
Промьзиленному выпуску компьютерных музыкальных систем предшествовали фундаментальные исследования в области музыкальной информатики, проводимые в крупнейших научных и технических центрах, работы в области цифровой ввукотухники. а такие непрерывное совершенствование музыкальных синтезаторов. В результате• были разработаны методические основы цифрового музыкального синтеза, созданы первые экспериментальные компьютерные музыкальные системы и решены некоторые задачи в области искусственного интеллекта и цифровой обработки сигналов. Итогом технических исследований стала разработка функционально законченных элементов компьютерных музыкальных систем, часть которых выпус-|;ается в настоящее время е виде специализированных БИС. Создан ряд промышленных звуковых процессоров, отличающихся предназначением и отражающих различные концепции в методологии обработки сигналов. *
В настоящее время можно выделить два принципиально различных подхода к музыкальному синтезу. Первый основан на непосредственном вычислении значений сигнала. .Второй ориентирован на использование закодированной информации о естественных звуках. Наиболее полно первый из них реализован в синтезаторе 5упс1а\1ег (США), разработанном в Дартмутском университете в
1975 г. Второй подход впервые был использован Австралийской фирмой Falrllght в одноименном синтезаторе, прототип которого, синтезатор Quazar, был продемонстрирован в 1.978 г.
В компьютерных музыкальны/ системах 80-х годов эти направления получили далы{1-йшее развитие. С использованием высокопроизводительных микропроцессорных средств и БИС обработки сигналов - Ш38000, DSP 5600Х. DSP9600X ф. Motorola , 80385 ф. Intel, TMS320XX ф. Texas Instruments, MB 8764 ф. Fljltsu и др., больших банков оперативной памяти, внешней памяти на твердых дисках объёмом в сотни 145. получили промышленное внедрение компыотерныэ музыкальные системы Fairllght Serie? III ф. Falrlight, Emulator II ф. Digidesign, Kurzweil 250 ф. Kurzwell Music Systems, 16П ф. Tehnos и др.
В рамках музыкальных разработок были созданы исключительно мощные процессоры для обработки сигналов. Примером может быть процессор 4Х, созданный в Парижском Координационно-Исследовательском Институте Музыки и Акустики (IRCAM), который в настоящее время используется в музыкальных и речевых исследованиях, а также в ультразвуковой эхо-локации.
Существенную поддержку в развитии профессиональных и коммерческих компьютерных музыкальных систем оказало принятие стандарта обмена музыкальной информацией - MIDI, позволившего конструировать локальные сети на основе синтезаторов, цифровых музыкальных инструментов, персональных компьютеров, специализированной профессиональной аппаратуры. С 1984 г. начался выпуск персональных компьютеров с музыкальным математическим обеспечением, с 1985г. - модульных систем компьютерной музыки. В нашей стране интерес к музыкальной информатике возник сравни-
■' - 4 -
тельно недавно. Среди отечественных исследований по аппаратно-программным средствам можно выделить работи по синтезу на осноЕе частотной модуляции, • начатые с 10S5 г. в рамках речевой лаборатории Института Технической Кибернетики АН БССР. Кировском политехническом Институте. К концу 1087 г. К&шрадиопромом СССР Оило принято решение о разработке промышленных компьютерных музыкальных систем. В связи со сказанным, актуальность исследований и разработки компьютерных музыкальных систем в нашей стране обуславливается: • высокими зарубежшми достижениями, отсутствием отечественных разработок в области технологии компьютерного синтеза музыки и создания компьютерных музыкальных систем реального времени, практической значимостью проблема Цель работы. - разработка методологии конструирования систем цифрового полифонического синтеза музыкального звука реального времени и создание отечественных аппаратно-программных средств синтеза на элементной базе широкого применения. В большинстве публикаций, посвященных конкретным системам основное шшуанле уделено специализированным аппаратным средствам синтеза. Это объясняется существованием ряда проблем в реализации процесса вычислений (обработки и управления) на уровне генерации сигнала Вариантность технических решений обусловлена применением различных моделей для синтеза музыкального звука, аппаратной реализацией алгоритмов синтеза, организацией параллельных вычислений.
Согласно оценкам американских инженеров для синтеза вось-миголосого полифонического сигнала приемлемого'качества в реальном времени требуется производительность звукового процессора Солее 30 млн. оп/сек. при средней скорости передачи
' - 5 -
управляющей информации около 100 Кб/сек. Поэтому разработка специализированных процессоров реального времени для компьютерных музыкальных систем ставит ряд задач системотехнического и алгоритмического характера. Наиболее существенные из них связаны с созданием алгоритмов функционирования компьютера управляющего уровня, организацией интерфейса медду двумя асинхронными, протекающими в реальном времени процессами управляющего и управляемого уровней, рациональной организацией вычислений в звуковом процессоре.
Решение этих вопросов в основном заключается в выборе оптимального соотношения программных и аппаратных ресурсов компьютерной музыкальной системы и их структуры с учетом выбранного метода (или группы методов) и особенностей элементной базы.
В связи с этим в работе были поставлены следующие цели: 1) провести системотехнический анализ существующих подходов к конструированию компьютерных' музыкальных систем и специализированных устройств; 2) по результатам анализа разраббтать звуковой процессор реального времени 3) создать макет такого устройства на отечественной элементной базе 4) создать на основе процессора экспериментальную систему синтеза, используя серийно выпускаемые ПЭВМ.
Научная тозюкз. Задача исследования компьютерных музыкальных систем реального времени и специализированных устройств музыкального синтеза ставилась впервые в отечественной практике, впервые были обобщены и исследованы методологические и системотехнические решения, позволившие разработать первый отечественный полифонический микролрограммируемый звуковой процессор.
- б -
Научная м практическая цешюсть: 1) Проведен методологический и системотехнический анализ компьютерных музыкальных систем и ььуковых процессоров; 2) на основе проведенного анализа разработан проект звукового процессора; 3)выполнен экспериментальный макет цифрового процессора звуковых сигналов реального времени на отечественной элементной базе 4) разработаны структура и алгоритм работы программных средств синтеза; 5) реализованы демонстрационные программные средства; 6) создана инструментальная система отладки.
В процессе работы главное внимание было уделено разработке аппаратно-программной идеологии синтеза музыкального звука реального времени и созданию аппаратуры, пригодной для использования в прикладных целях. IIa основе звукового процессора разрабатывается модуль музыкального синтезатора для ГОШ "АГАТ". Здесь же используется часть созданного программного обеспечения. Накопленный опыт работы предполагается использовать при создании широкого круга компьютерных музыкальных систеи и сервисного музыкального программного обеспечения. Аппаратное и программное обеспечение инструментальной системы может быть использовано для отладки микропрограммируемых устройств реального времени.
Соответствие шиповым темам ИД». Диссертационная работа выполнена в соответствии с плановыми НИР ВЦ АН СССР: "Работы по созданию систем автоматического распознавания и синтева слуховых образов" (НГР 01.86.0 130451). Результаты диссертации опубликованы в 6 печатных работах общим объемом 5.5 печ. д., список которых приводится в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения трех глав, заключения, списка литературы (216 наименований). Я приложений. Объем работы 154 листа, включая 10 рисунков и 3 таблицы.
Оодвржаниэ диссертации
Ввиду того, что данная работа является одной из первых в СССР по музыкальной информатике, и обобщает большое количество информационного материала, в начале главы 1 помещен неболькой вводно-ориентирующий материал, и в приложении 1 дана детализированная аннотация части указанных по тексту работ. Часть теоретических исследований, связанная непосредственно с чх практической реализацией, вынесена в главу 3.
Во введеиик обосновывается актуальность темы, ставится цель исследований, перечисляются проблемы, ревенные в ходе разработки, определяется научная новизна и практическая ценность, кратко излагается содержание работы по главам.
Первая глава - "Методология синтеза с использованием наиболее распространенных моделей синтеза звука". Вводный материал главы ориентирует во многообразии,музыкальных систем синтеза. Здесь систематизированы! этапные моменты в развитии музыкальных систем - первый электронный музыкальный . инструмент Л. Термена, электрический орган Л. Хаммонда, электронный синтезатор Р. Муга, первые цифровые синтезаторы: 5упс1ау1ег и Га1г11еЬЬ. Рассмотрена эволюция понятия "осциллятор", как основной генерирующей единицы в аналоговых и цифровых музыкальных системах. Проиллюстрированы возможности систем синтеза на примере наиболее известных (лучших) современных систем, предназначенных для исполнения музыки. , •
Предварительное рассмотрение материала дало возможность выделить два принципиально отличных подхода к музыкальному синтезу. Первый основан на непосредственном вычислении значений сигнала в процессе генерации звука. Вюрой заключается а использовании в процессе синтеза информации о естественных звуках, предварительно закодированной определенным образом.
Основное назначение главы - выбрать критерии и дать оценку применимости существующие методов с точки зрения их реализуемости для "живого" исполнения - исполнения в реальном времени. Оценка заключает в себе, с одной стороны, общепринятые критерии восприятия человеком музыкального ввука. с другой - критерии, определяющие целесообразность аппаратной реализации данной модели, включая регулярность алгоритма, трудоемкость, объем вычислений, разрядность, объем памяти.
Определяющим критерием при выборе метода синтеза музыкального ввука следует считать его динамические свойства, т. е. возможность управления динамикой звука, реально выражаемую через структуру модели и число параметров, ' управляющих синтезом. В качестве методологического материала били вьйраны методы, иллюстрирующие разносторонние подходы к задаче синтеза. В настоящее время для синтеза музыкального звука активно используются аддитивные, разностные и нелинейные методы, включая частотную, составную и комплексную модуляцию, рею - методы, основанные на различных формулах суммирования тригонометрических рядов, фор-мантные методы. К числу экспериментальных относятся методы, использующие для синтеза заданную определенным образом отображающую функцию: "функцию двух параметров", или "функцию формы" -метод программируемых искажений. Особую категорию составляют
методы, построенные на использовании алгоритма линейного предсказания, кратковременного спектрального анализа, э также компилятивные методы, в частности, сэштлинг. Последние характер!« тем, что связывахяг воедино процесс кодирования и декодирования г*узыкальной информации во времени. Основкши методами, разработанными к настоящем/ времени, являются ЧМ-адцитивный и ксмпи.ся-?ивные. Перспективными для реализации на уровне отечественной элементной базы и технологии - сзмплинг, для последуя?^* реализаций - методы, основанные на компрессии сигнала, в частности, жпользуюаие кратковременный спектральный анализ и цифровую фильтрацию с привлечением процедуры линейного предсказания.
Зо дтсрцЭ г дао. "Системотехника построения компьютерны* музыкальных систем и звуковых процессоров" , проведена систематизация сущгствупцих аппаратных решений епециади^.^ьанных средств синтеза и коцпыотерных музыкальных сисгем. С точки зрения восприятия звуковой информации, для большинства исполнительских компьютерных музыкальных систем "потребительским" критерием является кх производительность, измеряемая в количеств голоеоз, звучавших одновременно, качестве синтезируемого зву(л. "жгячая его тембровый состав и динанщческяе свойства, иястру-*»ктальний состав. Понятно, что в данном олучае, производительность во многом определяется внбранным методом синтеза и способом его аппаратной реализации.
Теоретический анализ, проведенный в 60-е годы Ы.Мэтьювом, дает возможность выделить отличительные особенности структуры музыкальной информации, участвующей в процесса синтеза - независимость ее отдельных компонент, что особенно характерно для аддитивных методов. Это позволяет рассматривать процесс синтеза *
в предположении, что большая часть вычислений может производиться независимо и параллельно. Это, в свою очередь, положило начало возникновению нескольких альтернативных вариантов "нало-иения" такой структуры на структуру аппаратных средств.
Один из вариантов, реализованный Ыассачусетским Технологическим институтом, опирался на использование сравнительно однородной вычислительной среды - "машины обработки потоков данных" (data flow machine -DFM), разрабатываемой в институте в 70 -е годы. Для структуры DFM была проведена оптимизация процесса музыкального синтеза.(процесса вычислений), представленного на языке музыкального моделирования "Music 11".
Значительное число вариантов, прочно зарекомендовавших себя б промышленно выпускаемых синтезаторах, системах синтеза/обработка профессионального уровня, складывались стихийно,, по. мере изменения технологии и элементной базы аппаратных средств. Обободо, можно сказать, что здесь логика вычислений предполагают выделение нескольких однотипных процессов и соответствующих им групп вычислений, выполняемых при реализации моделей- синтеза. с последующим аппаратно-функциональным. разделением с минимизацией связей. В их реализации обычно используются« современные микропроцессорные средства и. элементная база. Результатом, как правило, является иерархическая система, содержащая несколько уровней процессорной обработки.
В настоящее время нелегко Сделать окончательный выбор, однако, можно сказать, что приоритетность использования однородной вычислительной среды возможна только при высоком уровне производительности и технологии, е противном случае такая аппаратура не обладает качественными отличиями от многопроцессорной
системы, и осложняется дополнительными временным:! и алппратнчм затратами на асинхронный обмен.
В данной работе предпочтение отдано второй группе вариантов. В этом случае, условием достижения необходимой ¡трпизводн-телыгости является построение специализированной структуры аппаратных средств, ориентированной на алгоритмы музыкального синтеза. Специализация структуры опирается на разделении процессов обработки музыкального сигнала на быстрее :: сть ;сительнс медленные, различающиеся примерно на два порядка. В условии',, использования микропроцессорной техники это приводит к целесообразности построения многоуровневой структуры средств музыкального синтеза, в которой реализация медленно протекав) гс процессов ложится на микропроцессорные средства, а быстроарше-кающих - на специализированные средства обработь;. сигналов. Таким образом, функционально законченная компьютерная система реального времени должна содержать минимум три уровня процессорной обработки, представляющих процесс синтеза. Первый - уровень обработки исходных событий, на котором в результате исполнения или преобразования нотной записи вырабатывается поток управляюорй информации, или событяй^ производительностью около 30 тыс. оп/сек. Второй - уровень модели инструмента, названный так, поскольку фактически определяет параметры, отвечающие тембру и специфике исполнения на данном инструменте, производительность около 50 тыс. оп/сек, на котором происходи преобразование описаний отдельных групп событий в описание синтезируемого звука. Третий - уровень генерации, где осуществляется собственно синтез звука, производительностью до 30 млн оп/ сек.
О цед>-ю оптимизации процесса вычислений и обмена в системе, проводится анализ основных видов информации и ее обработки, и систематизация алгоритмов обмена на уровне "процессор моде-ли"-"звуковой процессор". На примерах наиболее интересных с точки зрения аппаратной организации компьютерных музыкальных систем и звуковых процессоров, отражающих их эволюцию и современнее состояние, иллюстрируются основные положения проведенного анализа.
Рассмотрены три типа архитектуры звуковых процессоров: кодульной на основе быстродействующей магистрали обмена данными; "жестко" организованной, со связям« в соответствии с основным алгоритмом работы; регулярной (магистральной) и высокой степенью распараллелености вычислений. На примерах цифровое студии ЬисаБШт, 1982, компьютерного музыкального инструмента Ра1г11ЕЬ1, 1978 г., синтезаторов Бупс1ау1ег, 1976 г., КигагеП 250, 1985 г., подводятся итоги проведенного анализа Обсуждаются варианты аппаратно-программной структура средств музыкального синтеза, рассматриваются вопросы структуры программных средств музыкального синтеза, распределения аппаратных и программных ресурсов исходя яз ресурсов времени обрабатывающих к управляющих программ различных уровней.
Приведены сравнительные параметры компьютерных музыкальных систем, включающих специализированные БИС обработки сигналов к микропроцессорные средства общего назначения, Рассмотрены системы синтеза на основе средств стандартных операционных систеи ке-сш, СР/М, 1шх.
В третьей гладе "Экспериментальная система синтеза - практическая реализация", представлена модель звукового процессора в составе компьютерной музыкальной системы минимальной конфигурации, демонстрационные программные средства, приведена метелка рассчетов основных параметров: разрядности, частоты выборки, частоты, музыкального тона Даны практические рекомендации по разработке процессора для полифонического еинтьза и организации его работы в составе системы синтеза. По ходу излсиаыш анализируются вопросы, связанные с реализацией метода для постоянной и переменной разрядных шкал, целочисленной и плаважщэй арифметики, выбором диапазонов частот музыкального тона.
Процессор имеет микропрограммное управление (размзр микроинструкции 40 бит) и позволяет синтезировать до 8 полифоничес-50« голосов различных музыкальных инструментов или дшдгеров (для речевого сигнала) компилятивным методом (залрНпк). Структура процессора построена по принципу параллзлъного двунаправленного разделенного обмена данными по двум входным магистралям данных, и однонаправленной выходной. Первые служат для вн/^роя-!*ого обмена управляющей информацией и ее приема от управлятс^-го .компьютера, последняя - для обмена дгнлымн с ЦАП и управляющим компьютером. При разработке звукового процессора исподьзспа-,;нсь: адресация оперативной памяти от разрядов мищхнтструкций, страничная организация памяти, стековая организация управления адресами, . аппаратная реализация условной адресащш. Для разработанной модели звукового процессора предлагается возможность экспериментальной установки необходимой разрядности, приведены функциональная схема, основные алгоритмы, и параметры функциональных блоков.
' '- 14 -
Набор демонстрационных программных средств включает в себя средства: исполнения реального времени (программа IRTPC), полифонического четырехголосого исполнения (программа PRTC), средства работы со звуковысотной шкалой и клавиатурой - редактор клавиатуры (KEN), редактор темперации (FSP), средства диспетчеризации и управления (PRSKTPC). Даны структура и алгоритм работы прогрзмых средств, их взаимодействие с аппаратным уровнем, подготовка и работа с библиотеками. Приведен экспериментальный материал по синтезу отдельных звуков и полифонического исполнения музыкальных фрагментов.
В заключении приводятся основные результаты работы и расс-• -
матриваются перспективные направления в разработке микропроцессорных устройств компьютерной музыки.
Б приложении 1 приведены:
описания обсуждаемых по тексту работы звуковых процессоров и систем синтеза - синтезатор S.C. S., процессор 48, процессор 4 С, система синтеза RTM-5, процессор DMX-1000, процессор Sekigichi, процессор фирмы Lucasfllm, процессор Synclavler;
пркмеры организации интерфейса пользователя и сервисных средств компьютерного музыкального инструмента Fairlight, синтезаторов Synclavler, Kurzweil 250.
В дрижиаои 2 даны методика оценки погрешности частоты музыкального тона, таблица определения величины разрядности инкремента фазы, протокол управляющего сообщения музыкальных события. фр&гдект текста исполнительской программы для полифони- . ческого исполнения реального времени, формат записи данных и мнемоника микрокоманд звукового процессора на примере работы редактора микроинструкций. . ; ' . ; .
ВЫВОДЫ
1. Впервые в отечественно практике был проведен методологический и системотехнический анализ специализированных процесса-ров обработки музыкальных сигналов, включающий все аспекты исследований. необходимые для построения компьютерных муз« сальных систем реального времени.
2. Результаты исследований позволили сконстр>ировать первый отечественный полифонический зе/ковой процессор и создать Но его основе систему синтеза под управлением персонального компьютера АГАТ.
3. Разработаны структура и алгоритм работы программных средств синтеза Реализованы демонстрационные программ« средства в объеме редактора музыкального тона, клавиатуры, темперации, средств исполнения реального времени, четырехголосны полифоническим синтезом, диспетчеризация работы с библиотекой темЗров.
4. Результаты работы дали возможность накопить теоретический н практический опыт в разработке аппаратной и программкой среды компьютерных музыкальных систем и получитк первый экспериментальный звуковой материал. г.
5. Разработаны аппаратно-программные средства систем« отладки в объеме отладочного модуля и редактора микроинструкций позволяющие эмулировать систему команд звукового процессора, юэмплекта тестовых программ.
6. Опубликован первый отечественный обзор по системотехнике построения компьютерных музыкальных систем синтеза реального времени.
Осаовим? кублияац» до тема диссертации.
1. Михайлова IL К. Системотехнические аспекты организации информационных потоков в системах синтеза и обработки музыкальных сигналов // Всесоюзная конференция "Проблемы развития к освоения интеллектуальных систем", тезисы докладов. Новосибирск, 1Ш6, С. 226-227.
2. Кузнецов А. И . Михайлова IL Н. Системотехника компьютерных музыкальных синтезаторов // Микропроцессорные средства и системы, 1987, -N 3,-С. 38-45.
3. Лукьянов Д. А. Ыихайлога Е Е МИДИ- сетевой интерфейс му-быкальных систем //Микропроцессорные средства и системы, 1987, - N 3. -С. 50-52.
4. Козадаев В. IL , Михайлова Е Е , Тангян А. С. Архитектура периферийного звукового процессора //Сб. ВЦ АН СССР "Анализ, синтез и распознавание речи" - 1987, -С. 70-79.
5. Михайлова Е Е Технические средства синтеза звуков в человеко-машинных системах // Тезисы II Всесоюзной конференции по проблемем интеллектуальных систем. Новосибирск, 1987, -С. 133 -134.
6. Михайлова Е Е Звуковой процессор в компьютерной системе анализа/синтеза звука //Сб. ВЦ АН СССР "Автоматическое распознавание и синтез слуховых образов "-1987 -С. 92-96.
-
Похожие работы
- Исследование математических моделей, разработка алгоритмов и интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI
- Идентификация музыкальных объектов на основе непрерывного вейвлет-преобразования
- Исследование и разработка программно-инструментальных средств интерактивного синтеза распределенных информационно-вычислительных сетей
- Алгоритмы обработки и моделирования пространственно-временных музыкальных акустических сигналов в помещении
- Информационное обеспечение специалистов музыкального искусства высших учебных заведений
-
- Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
- Теория систем, теория автоматического регулирования и управления, системный анализ
- Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления
- Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
- Автоматизация технологических процессов и производств (в том числе по отраслям)
- Управление в биологических и медицинских системах (включая применения вычислительной техники)
- Управление в социальных и экономических системах
- Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей
- Системы автоматизации проектирования (по отраслям)
- Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
- Системы обработки информации и управления
- Вычислительные машины и системы
- Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (по отраслям наук)
- Теоретические основы информатики
- Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
- Методы и системы защиты информации, информационная безопасность