автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Динамика визуального образа города

кандидата архитектуры
Степанова, Светлана Анатольевна
город
Москва
год
2006
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Динамика визуального образа города»

Автореферат диссертации по теме "Динамика визуального образа города"

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

На правах рукописи УДК 72.1

СТЕПАНОВА Светлана Анатольевна

ДИНАМИКА ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА ГОРОДА (на примере г. Хабаровска)

Специальность 18.00.01 - Теория и история архитектуры,

реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры

Москва —2006

Работа выполнена в Московском архитектурном институте (Государствен' ной академии), на кафедре «Дизайн архитектурной среды»

Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор

Ефимов Андрей Владимирович

Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор

Микулина Елена Михайловна

кандидат архитектуры, доцент Гервер Александр Владимирович

Ведущая организация: ГУПМНИИП «МОСПРОЕКТ-4»

Защита состоится «16» ноября 2006 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.124.02 Московского архитектурного института (Государственной академии) по адресу: 103754, г. Москва, ул. Рождественка, д.11

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института (Государственной академии).

Автореферат разослан «12» октября 2006 года

Учёный секретарь диссертационного

совета Иманов

профессор ' М.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи профессионалы постоянно занимаются поиском решений, обеспечивающих формирование определенного образа среды. При этом визуальный образ среды мыслится как категория, достижение которой является сверхзадачей творчества архитектора-дизайнера.

Объективный анализ российских городов показывает, что в связи с изменениями социально-экономических условий их среда приобретает хаотичный характер, большей частью за счет торговых павильонов, рекламных установок, бессистемного вечернего освещения. Хаотичность городской среды — один из полюсов ее состояния, другой полюс — монотонность как результат механистичного господства типовой архитектуры. Оба этих состояния, как правило, вызывают отрицательную эмоциональную реакцию. Очевидно несовершенство связи потребностей образа жизни горожан с организацией предметно-пространственной среды их обитания.

В настоящей работе мы используем введенные А.Э. Гутновым понятия «каркаса», «ткани» и «плазмы» города. В реальности «каркас» и «ткань» формируются преимущественно архитектурой, а «плазма» — преимущественно средствами средового дизайна. Освоение городских пространств и формирование «плазмы» города большей частью происходит без какого-либо проектного решения, что затрудняет процесс ориентации в городе, размывает положительный образ отдельных исторических фрагментов и приводит к негативному впечатлению от города в целом.

Существующая практика архитектурно-дизайнерского проектирования, как правило, не учитывает реальных потребностей жителей, имеющихся возможностей преобразования, развития и совершенствования городской среды. При этом разрозненность работы утверждающих ин-

станций не позволяет организовать полноценную систему ее мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования. Кроме того, слабая методическая и информационная база усугубляет остроту данного вопроса.

В силу сложившейся в стране практики архитектурное проектирование и средовая организация городов представляют собой разрозненные процессы. И если первое действие завоевало права гражданства, то средо-вое архитектурно-дизайнерское проектирование, которое завершает процесс архитектурного проектирования, находится в стадии становления, не обладает собственной методикой и, главное, не является обязательным.

Особую актуальность приобретает введение архитектурно-дизайнерской проектной составляющей в общую систему архитектурного проектирования с целью формирования целостной, эстетически совершенной, информативной, художественно-осмысленной среды городов в дневное и вечернее время. Решить проблему управления формированием визуального образа городской среды позволит создание научной базы и методики корректировки фрагментов городской среды средствами дизайна, а также — внедрение этого знания в учебный процесс и проектную практику.

Степень изученности проблемы. Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов:

— по эстетике и проблемам восприятия рассматривались работы таких учёных как H.A. Бердяев, JT. Выготский, Д. Гибсон, Г.Ф. Гегель, В.А. Кант, З.Н. Яргина;

— по восприятию городской среды: Р. Арнхейм, A.B. Баранский, Е.Л. Беляева: В.Л. Глазычев, P.JI. Грегори, К. Дэй, Г.Б. Забельшанский, И.Г. Лежава, В.М. Розин, В.А. Филин, В.Т. Шимко;

— по истории архитектуры, реконструкции и ландшафтной организации: A.B. Бунин, 3. Гидион, А.Э. Гутнов, A.B. Иконников, Н.П. Крадин, В.И. Лучкова, М. Нащекина, А.Г. Раппапорт;

— по колористике, пластике: И.В. Гете, A.B. Ефимов, Й. Иттен, В. Кандинский, Д.Л. Мелодинский, A.B. Степанов;

— по освещению вечернего города: Н. М. Гусев, В.Г. Макаревич, В.Келер, В.Лукхардт, Р. Нарбони, Н. И. Щепетков и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ Н.М. Гусева, Н.И. Щепеткова и некоторых других, посвящена проблематике городской среды, существующей в дневное время. В настоящей работе автор предпринял попытку исследовать формирование динамического визуального (дневного и вечернего) образа городской среды.

Цель исследования заключается в выработке методики корректировки существующей городской среды с помощью средств средового дизайна, которая позволит совершенствовать ее визуальный образ в дневное и вечернее время.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать понятие визуального образа города.

2. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых по визуальному восприятию городской среды.

3. Выявить особенности визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время.

4. Обосновать выбор фрагментов городской среды г. Хабаровска и провести на их базе социологическое исследование визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время для последующей проектной корректировки.

5. Предложить методику корректировки фрагментов городской среды в дневное и вечернее время средствами средового дизайна на примере данных фрагментов.

6. Связать методику корректировки с существующими стадиями архитектурного проектирования.

Объектом исследования являются три характерных фрагмента городской среды центра г. Хабаровска, различающиеся по своим функциям и структурному построению.

Предметом исследования является процесс формирования визуального образа города в дневное и вечернее время, обладающего наибольшей информативностью, вызывающего устойчивые положительные эмоции и эстетические переживания.

Границы исследования:

— теоретические границы определяются возможностями совершенствования визуального образа фрагментов городской среды средствами средово-го дизайна;

— территориальные определяются фрагментами среды в центральной части города Хабаровска, имеющими свои культурные, типологические и светопространственные характеристики;

— временные границы — весеннее-летний период.

Методы исследования:

• теоретический (изучение и систематизация философской, психофизиологической, архитектурной и научно-методической литературы по данной проблеме);

• эмпирический (опросы, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, натурные обследования);

• графический (анализ и схемы);

• проектно-поисковый.

Научная новизна работы заключается в том, что:

— дано определение понятию визуального образа городской среды;

— определены особенности визуального восприятия городской среды путём выделения трёх аспектов: психофизиологического, эстетического и

художественно-образного, которые в процессе суммарного восприятия обеспечивают создание ее целостного визуального образа в дневное и вечернее время;

— предложен и апробирован способ анализа среды фрагмента города при помощи социологического исследования;

— предложена методика корректировки среды исследуемого фрагмента города средствами средового дизайна, позволяющая изменить существующую среду с целью создания ее положительного визуального образа, синтезирующего дневную и вечернюю составляющую.

— обозначено место данной методики в системе архитектурного проектирования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученной методики в проектной практике и в учебном процессе вузов архитектурно-дизайнерских специальностей.

Апробация работы прошла в форме докладов и выступлений автора на ряде международных и научно-практических конференций. Научные результаты и выводы диссертации использованы в материалах курса «Дизайн среды», читаемых студентам пятого курса на кафедре «Дизайн и прикладное искусство» в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ общим объемом 1,92 п.л.

Структура диссертации строится в соответствии с методикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Во введении отражены актуальность, состояние и изученность проблемы, определены цели, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна и практическая значимость результатов.

В первой главе «Городская среда как объект восприятия» автором раскрывается понятие городской среды, определение ее визуального образа, составляющих элементов, анализ существующих исследований по восприятию городской среды.

Понятие облика тесно связано с понятием образа. Как эстетические категории они находятся в одном ряду, но различаются сферой существования: облика — в реальной действительности, образа — в сознании субъекта. Облик представляет собой объективно необходимую основу образа. В этом смысле облик первичен, поскольку материален, а образ как адекватное отражение в сознании — явление вторичное. Облик — реальная, образ — творчески интерпретированная действительность. Облик города является совокупностью наиболее общих и значимых особенностей облика его фрагментов, следовательно, когда меняется облик города, меняется и его образ.

Формулирование определения визуального образа обусловлено философской и эстетической системой определений художественного, изобразительного и выразительного.

Отражая те или иные явления действительности, образ одновременно несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение автора к миру. Это дает основание говорить об образном языке искусства, который необходим для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познавательные представления, эстетические идеи и идеалы.

Визуальный образ среды — это результат визуального восприятия городской среды, формирующий в сознании человека ее определенный эстетический, духовно-насыщенный образ. Необходимо отметить также присущее визуальному образу качество коллективности, отражающее общественное мнение, которое представляет собой состояние массового сознания в виде скрытого или явного отношения людей к событиям и фактам действительности.

Отличительной особенностью визуального образа среды является динамическая закономерность, которая устанавливает однозначную связь во времени между состояниями объекта. Динамика визуального образа города, складывающегося в течение суток, — это процесс движения от дневного образа через сумеречный к вечернему. Один образ среды постепенно поглощается другим образом, меняется, перетекает из одного состояния в другое. При этом динамика визуального образа достигается не только за счет изменения освещения в течение суток, но и за счет движения зрителя в пространстве города.

Проведенный анализ теоретических работ отечественных и зарубежных ученых по восприятию городской среды позволил выделить основные установки восприятия зрителя относительно реальной оценки городской среды.

В этом направлении наиболее значимые исследования принадлежат Р. Арнхейму, E.JI. Беляевой, З.Н. Яргиной, Ч. Осгуду, К. Линчу.

В основе восприятия городской среды лежат визуальные ощущения (85% от всего процесса восприятия мира человеком), та зримая картина, которая отражает все многообразие форм, света и цвета, присущих материально-пространственному окружению.

Анализ работ по восприятию городской среды (A.B. Баранский, В.Г. Глазычев, Г.Б. Забелынанский, И.Г. Лежава, В.М. Розин) позволил выде-

лить в исследовании следующие аспекты визуального восприятия городской среды:

Психофизиологический аспект (зрительная система, эмоции) восприятия среды как физически существующей реальности с присущими ей свойствами — массой, объемом, размерами, расположением в пространстве, фактурой, светом и цветом, а также эмоциональным рядом. Психика и физиология человека на протяжении веков практически не изменились, и современный человек имеет те же способности восприятия, что и человек эллинизма и средневековья. Кроме того, к психофизиологии относится и эмоциональный эффект восприятия, а также реакция на приятные или неприятные для органов чувств физические воздействия. Выразительность линий, плоскостей, цвета, пространств и объемов, составляющих форму как основу эмоционального воздействия на человека, исследовали психологи Г. Фехнер, В. Гельмгольц, В. Вундт, Д. Саймондс.

Эстетический аспект восприятия среды — вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведения как эстетической ценности, которое сопровождаются эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие имеет открытый характер, включающий жизненный опыт субъекта, его эстетический вкус и ценностные ориентации. Избирательность и глубина такого восприятия обусловлены состоянием культуры общества и общекультурным потенциалом самой личности. Продуктом такого восприятия становится «вторичный» образ и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей, задуманными автором (H.A. Бердяев, JI. Выгодский, Д. Гибсон, Г. Вельфлин).

Художественно-образный аспект восприятия среды как произведения искусства — это процесс осмысления ее композиции, художественной формы и через них — образной выразительности, которая во многом обу-

словлена «духом места» И «завершенностью облика среды» (В.Т. Шимко, А.П. Ермолаев).

В исследованиях по истории архитектуры, реконструкции и ландшафтной организации (A.B. Бунин, 3. Гидион, А.Э. Гутнов, A.B. Иконников, Н.П. Крадин, В.И. Лучкова, М. Нащекина, А.Г. Раппапорт) упоминания о вечерней составляющей в восприятии архитектуры практически отсутствуют. Не рассматривается этот вопрос и в работах по колористике и пластике города (И.В. Гете, A.B. Ефимов, Й. Иттен, В. Кандинский, Д.Л. Мелодин-ский). Теоретические работы архитекторов в области освещения города весьма редки и фрагментарны, за исключением нескольких трудов.Н. М. Гусева и В. Г. Макаревича, А. В. Келера. В. Лукхардта, Р. Нарбони, Н.И. Щепеткова, в которых рассмотрен ряд композиционных проблем взаимодействия искусственного света и архитектурной формы в городской среде.

Таким образом, визуальный образ среды — это результат ее визуального восприятия, формирующий в сознании человека определенный эстетический, духовно-насыщенный образ данной среды, с учетом присущих ему качеств динамики и коллективности. По результатам проведенного анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по восприятию городской среды, сделан вывод, что процесс восприятия складывается из трех аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного, однако в большинстве научных исследований учитывается только его дневная составляющая.

Во второй главе «Городская среда в дневное и вечернее время» содержится исследование специфики восприятия городской среды в дневное и вечернее время, социологический анализ ее восприятия жителями города в разное время суток. Специфика восприятия во временной динамике состоит в том, что городская среда по-разному воспринимается в дневное и вечернее время.

Дневной образ формируется множеством пространств, цветовых пятен, ему присущи пестрота, многогранность. Вечерний образ характерен тем. что тьма поглощает пространство, оставляя обширное поле действия искусственного света. Осветить вечернее пространство аналогично дневному технически невозможно: структура искусственного светового поля при темном небе и окружении радикально отличается от структуры единого светового поля при свете дня.

Искусственная световая среда города — это второй образный мир, второе зрительное состояние городской среды в темное время суток, в котором взаимосвязаны архитектура и дизайн, свет и цвет. Эта среда имеет неограниченные возможности динамики и пространственного развития, которые с учетом бурного развития светотехнических технологий позволяют создавать различные визуальные эффекты в широком диапазоне.

Для подтверждения названной специфики восприятия на практике автором данной работы было проведено социологическое исследование восприятия фрагментов г. Хабаровска в дневное и вечернее время. Цель исследования — выявление динамики визуального восприятия среды в течение суток (с 7:00 утра до 01:00 часа ночи) в весенне-летний период.

Объектом исследования были выбраны три фрагмента городской среды центра Хабаровска-, главная площадь города (пл. им. В.И. Ленина), главная улица, соединяющая эту площадь с городским парком-набережной (ул. Муравьева-Амурского), система взаимосвязанных пространств — городской парк на набережной р. Амур и прилегающая к нему площадь (ЦПКО и Соборная пл.).

Причиной выбора является их принадлежность к I категории пространств общегородского значения. Особенность этих фрагментов в том, что они представляют собой наиболее характерные участки исторической части города, на основании которых формируется представление о визу-

альном образе города. Кроме того, каждый фрагмент имеет свои отличия (Рис. 1).

Автором был проведен анализ процесса восприятия, в результате которого была разработана анкета по оценке восприятия, выбраны социологические группы опрашиваемых граждан и зафиксирована его временная динамика (Рис. 2).

Анкета содержит три карты восприятия среды (в соответствии с тремя аспектами), оценка восприятия производится по методике, известной в экономической психологии как «мультиатрибутивная модель М. Фишбей-на». В каждой «карте» для данного исследования был установлен ряд «перцептивных фильтров» (перцепция — восприятие), позволяющих сосредоточить человека именно на конкретном аспекте восприятия. Оценка проводилась по характеристикам, которые предварительно собирались на установочном этапе исследования и входили в анкету в той лексической форме, которую используют горожане.

Карта оценки психофизиологического восприятия среды состояла из 20 вопросов. За архитектурную основу установки фильтра восприятия был взят ряд условных графических знаков В. Вундта, предложенных для оценки эмоциональной составляющей архитектуры. В основу фильтра карты оценки эстетического восприятия среды был положен метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, в качестве полюсов шкалирования которых были включены 5 пар прилагательных, используемых Г. Вельф-линым применительно к рисунку, живописи, скульптуре и архитектуре, то есть к предметам творчества, обладающим определенной эстетической ценностью. Карта оценки художественно-образного восприятия среды, по аналогии с первой, состояла из 20 вопросов, при установке фильтра была использована сетка вопросов из анкет К.Линча.

Модель М. Фишбейна уделяет особое внимание оценке силы убеждения, позволяющей в данном исследовании сделать вывод о разнице в

сформированных установках горожан на то, какой должна быть среда и какого ее существующее сейчас состояние. Расчет производился по формуле оценки убеждения:

л»

где Ао — общее отношение индивида к объекту; А, — сила его убеждения в том, что данный объект обладает атрибутом i (среда должна вызывать определенный образ); е, — его оценка атрибута i (насколько ясно читается образ данного фрагмента среды); п — количество убеждений/атрибутов, выделяемых данным индивидом; а £ — сумма.

Был установлен контингент опрашиваемых по трем социологическим группам: мигранты, туристы, жители (по З.Н. Яргиной), в каждой их которой было по 150 респондентов, общее количество участников составило 450 человек в возрасте 18-54 лет.

Количество опрашиваемых 4SO челоаек-100%

418;

^^^^^ 32: 74

Социологические группы

Из предъявленного количества анкет 7 % (32 человека) признаны недействительными по формальным признакам заполнения, а результаты 93% респондентов (418 человек) подлежали анализу.

Результаты социологического исследования показали, что визуальное восприятие дневной и вечерней среды г. Хабаровска вызывает неудовлетворение и негативные эмоции, особенно в вечернее время.

По мнению горожан, этот неструктурированный дневной образ вечером размывается и почти полностью исчезает в темноте, появляясь лишь

отрывочно в случайной последовательности. Дневной образ достаточно монотонен и мало акцентирован. В сумеречное время происходит вялое затухание дневного образа и появление отдельных световых очагов, которые, однако, не создают общей целостности и не обладают художественно-эстетической ценностью. Исследование позволило сделать вывод, что городская среда, безусловно, требует радикального преобразования, создания динамики, определенной режиссуры, позволяющей создавать различную эмоциональную атмосферу, с тем чтобы визуальный образ города удовлетворял различным функциям центральных пространств города, разнообразным потребностям горожан и туристов.

В третьей главе «Корректировка визуальных качеств городской среды» рассмотрены: теоретическая основа, методика корректировки городской среды с помощью дизайна, а также ее местонахождение в системе архитектурного проектирования.

Автор предлагает строить теоретическую основу методики корректировки городской среды на следующих принципах:

• стремление к целостному облику городской среды, сочетающему в своей пространственно-временной динамике выразительность этой среды в дневное и вечернее время;

• отражение в облике городской среды национально-культурных и природно-климатических особенностей региона;

• открытость облика городской среды к дальнейшим изменениям;

• пространственно-пластическая и светоцветовая проработка фрагментов среды с целью ее дальнейшего архитектурного совершенствования (т.е. создание средствами дизайна определенных доминант, силуэта, своего рода макетирование средствами дизайна в натуральную величину).

Для реализации этого свода принципов была разработана методика, включающая анализ существующей среды, определение проектных задач и приемов их решения с помощью соответствующих дизайнерских средств.

Анализ среды сочетает в себе профессиональный анализ фрагмента среды и мнения жителей относительно этого фрагмента. Он затрагивает степень организации пространства фрагмента, функцию, исторические этапы застройки, степень комфортности и уровень эстетики.

На основе результатов анализа среды фрагментов г. Хабаровска была сформулирована дизайн-концепция корректировки среды этих фрагментов и приемы ее реализации в зависимости от характера среды каждого из фрагментов:

Главная площадь города: дизайн-концепция корректировки этого фрагмента — «город для всех». Идея концепции заключается в радикальном преобразовании парадной, торжественной центральной площади города — символа власти — в оживленное место общения молодежи, в клуб под открытым небом, в котором проводятся шоу, работают небольшие бары, кипят события в стилистике современной жизни.

Для реализации этой концепции днем активно используется цветовой дизайн в ландшафтной композиции площади, в оформлении витрин, в материале мощения площади, а также постоянные дизайн-объекты — легкие павильоны, элементы благоустройства и др., подчеркивающие главные оси и симметрию четко организованного пространства. В вечернее время в пространстве этого фрагмента среды доминирует динамичное искусственное освещение, включающее светящиеся экраны, светоцветовые лазерные шоу, мерцание освещения, встроенного в элементы мощения, светящиеся рекламные конструкции и др. При этом строгие фасады здания администрации вечером превращаются в цветную движущуюся мозаику и органически включаются в новую эмоциональную атмосферу.

Главная улица города: дизайн-концепция — «историческая глубина города», предусматривающая максимально возможный показ и обыгрывание днем и вечером исторической стилистически разнородной архитектуры. Достройка в пространстве улицы небольших павильонов в духе сибирского барокко, классицизма, модерна, конструктивизма и других архитектурных течений вплоть до начала XXI века, наглядно показывающих историю города. Протяженная улица вечером видоизменяется, превращаясь в пунктирно взаимосвязанные, относительно обособленные микропространства различных временных эпох. Вечером над памятниками архитектуры, характеризующими исторические этапы жизни города, создаются свето-цветовые композиции. Одновременно сопоставляется настоящее и прошлое, с учетом панорам старого Хабаровска и нового города. Созданию дневного и вечернего образа улицы, помимо светоцветового дизайна, активно способствует также такие дизайн-объекты как уличная мебель, рекламные установки, указатели, вывески и др. Возможно, дневной образ улицы будет раскрывать древнюю старину, историческую индивидуальность, национальный колорит, а ночной — акцентировать более близкую историю XX века.

Центральный парк и прилегающая к нему площадь: дизайн-концепция парка — «дальневосточные мифы». Парк, террасами спускающийся к реке Амур, нуждается в ландшафтно-цветовом разграничении образующихся площадок-террас. С целью ознакомления жителей и туристов г. Хабаровска с культурой малых народностей Дальнего Востока ландшафтные участки парка разбиваются на три стенографических участка: первый — прогулочно-развлекательный (серпантины лестничных спусков к набережной реки Амур, площадки для отдыха, набережная), второй — каскады обзорных площадок с видами реки, третий ■—■ фрагмент ландшафтного парка, обладающего коллекцией реликтовых растений региона, своего рода «памятника природы». Сценарий данного фрагмента сопрово-

ждается включениями тем мифов и легенд народов Дальнего Востока, которые оживают с помощью скульптурных групп, светоцветовых установок, акцентов ландшафта. Вечером данные зоны выделяются на фоне темной глади реки, используется прием отражения. На одной из главных доминант парка — утесе, днем представляющем собой обзорную площадку и ресторан, вечером происходит светоцветовое представление, рассказывающее о его древних мифологических корнях, об освоении данной территории первопроходцами, которое началось с этого места.

Реализация дизайн-концепций данных фрагментов предусматривает использование прежде всего средств средового дизайна, таких как колори-стика и искусственное освещение, позволяющих формировать светоцвето-вую среду значительных пространственных ареалов в дневное и вечернее время. Необходимо также использование ландшафтного дизайна, временного оформления городских пространств, точечных дизайн-объектов. Особая роль в создании художественного образа среды принадлежит произведениям монументально-декоративного искусства, которые, не обладая значительными размерами, способны создавать особый художественный настрой локальных фрагментов городской среды.

Архитектор-дизайнер, решая определенные задачи режиссуры, использует соответствующие средства, классические композиционные приемы их использования или варианты их сочетания (Рис. 3).

Методику преобразования существующей городской среды необходимо связать со стадиями, принятыми в системе архитектурного проектирования-. 1 — архитектурная концепция, 2 — проектное предложение, 3 — рабочая документация.

На стадии архитектурной концепции следует изучить световой климат региона, особенности его колористической культуры (чем отличается город Дальнего Востока'от других городов России), объекты материальной культуры, проливающие свет на историю региона. Здесь же проводится

анализ среды проектируемого фрагмента. Эта стадия методики является предпроектной разработкой.

На стадии проектного предложения разрабатывается дизайн-концепция участка среды, включающая светоцветовое развитие этого участка с помощью дизайнерских и художественных приемов, различного рода объектов средового дизайна — павильонов, объектов информации и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства.

На стадии рабочей документации определяются конкретные средства и материалы для реализации проектного предложения.

Таким образом, средства средового дизайна и монументально-декоративного искусства помогут существенно преобразовать существующую среду города, добиться его положительного образа в течение суток, несущего определенное смысловое и художественное содержание. Данную методику корректировки существующей городской среды целесообразно включить в общую систему архитектурного проектирования.

ВЫВОДЫ

Корректировка городской среды средствами средового дизайна стала возможной после теоретического обоснования этого процесса, которое позволило сформулировать методику корректировки — разработать последовательность и содержание ее проектных действий, а также логично включить данную методику в систему архитектурного проектирования.

1. Обосновано понятие визуального образа среды, как результата визуального восприятия городской среды, формирующего в сознании человека определенный эстетический, духовно-насыщенный образ данной среды с присущим ему качеством временной и пространственной динамики.

2. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых процесса визуального восприятия городской среды, позволил установить, что он состоит из трех взаимодополняющих друг друга аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного; практически отсутствуют исследования по восприятию городской среды по ее суточной динамике, хотя активность жизненных процессов в течение суток значительно увеличилась и это требует учета в проектной практике.

3. Специфика восприятия городской среды во временной динамике заключается в том, что днем свет позволяет видеть весь мир, полную картину окружения, а вечером, когда существенно возрастает роль искусственного света, возникает совершенно новый образ среды; искусственная световая среда города — второе зрительное состояние городской среды в темное время суток, второй образный мир.

4. Обоснован выбор трех фрагментов центральной части Хабаровска и проведено социологическое исследование их восприятия в дневное и вечернее время; исследование показало, что жители и туристы не считают ее обладающей очевидным художественным образом днем и отвечающей

тем же требованиям вечером. Неструктурированный дневной образ вечером почти полностью исчезает, появляясь лишь отрывочно в случайной последовательности; исследование подтвердило необходимость радикального преобразования городской среды.

5. Результаты профессионального анализа городской среды и социологического исследования позволили разработать методику корректировки фрагментов исторического центра г. Хабаровска с целью создания комфортной и информативной среды, обладающей определенными художественно-эстетическими достоинствами; методика использует средства средо-вого дизайна и монументально-декоративного искусства.

6. Обосновано место методики корректировки городской среды в общей стадийной системе архитектурного проектирования для проектной разработки и реализации.

Автор работы выражает искреннюю благодарность доктору архитектуры, профессору Н.И. Щепеткову за консультативную помощь в части исследования по формированию визуального образа города в темное время суток.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Степанова, С. А. Аспект визуального восприятия в архитектурном пространстве города как содействие развитию приграничного сотрудничества в АТР: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию со дня образования Хабаровского края «Развитие взаимодействий в правовом и экономическом пространстве стран АТР: формальные и неформальные аспекты». - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. — 323 с. — С. 91 — 93 (0,19 п. л.).

2. Степанова, С. А. Визуальный образ среды современного города (постановка проблемы): материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, посвященной 70-летию образования МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образова-

ние». — Москва: Из-во Архитектура — С. 2004. — 191 с. — С. 104 (0,06 п. л.).

3. Степанова, С. А. Образно-интеллектуальная сторона зрительной активности человека: материалы всероссийской электронной заочной научно-практической конференции «Высшая школа в период модернизации образования, опыт, проблемы, перспективы». — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГПУ, 2005. — 231 с. — С. 161-165 (0,31 п. л.).

4. Степанова, С. А. Городская среда как культура и уровень развития восприятия человека: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии». — Пенза: РИО ПГСХА, 2006. — 237 с. — С. 191 - 194 (0,25 п. л.).

5. Степанова, С. А. Гармонизация городской среды: материалы шестой международной научной конференции НАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2006». — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. — 472 с. — С. 244 - 248 (0,31 п. л.).

6. Степанова, С. А. Метод семантического дифференциала в оценке визуального образа городской среды: материалы научной конференции МАр-хИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». — Москва: Из -во Архитектура-С, 2006, (0,06 п. л.).

7. Степанова, С. А. Пространственно-планировочные стереотипы в градостроительной структуре городов Дальнего Востока: материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». — Москва: Из-во Архитектура-С, 2006, (0,06 п. л.).

8. Степанова, С. А. Эволюция визуального образа города. Статья в журнале «Архитектон: известия вузов». — Екатеринбург: Изд-во УралГАХА: (http://archvuz.ru.). 2006. —№5 (0,18 п/л.).

9. Stepanova, S. A /Levchenko S.A. Integration of Toun-Planing Cultures, Therd International Student's Congress oa the Asia-Pacific Region Countries, «Young People & Scientific-Technical Progress», — Vladivostok, 1999. —214 с, С — 53 (0,06 pg).

10. Stepanova, S. A. The Influence of Visual System Analysis of An Object to Be built on The Formation of A Visual Image of A Sity Environment. 10,h Inter-

University seminar on Asian Megacities: The Citizens and City. — Khabarovsk, Из-во PNU, 2005 — 347, C. 260-262 (0,19 pg).

11. Stepanova, S. A. City Area as an Object for Project Making / Городская среда как объект проектирования: материалы пятой международной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века 2005». The New Ideas Of the New Centuiy 2005: The Fifth International Scientific Conference Proceeding of IACE KSUT. — Хабаровск: Изд-во Хабар. Гос. Тех. Ун-та, 2005. — 354 с. — С. 343 — 346 (0,25 pg).

РИС. 1 ИССЛЕДУЕМЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЦЕНТРА ХАБАРОВСКА

КАТЕГОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ ГОРОДА

®

- общегородское значение

ГЛАВНАЯ УЛИЦА

□□ □□ ш □ □ ш па □□

ЦЕНТРАЛЬНЫ^ ПАРК □с

ГЕОМЕТРИЯ

Локальное пространство Линейное Система взаимосвязанных пространство пространств

СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ (по Шимко В.Т.)

Стабильный интерьер Реконструируемое пространство Обживаемый интерьер

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ (по Шимю В.Т 1

Светопространство общения Светопространство движения Светопространство отдыха

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ (по Щелетксеу Н.И.1

Замкнутое Протяженное Раскрытое

(по Ефимову А.В.)

РИС. 2 СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЙ

РИС. 3 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОРРЕКТИРОВКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

ДНЕВНОЙ ОБРАЗ

ВЕЧЕРНИМ ОБРАЗ

СТАЦИОНАРНЫЕ ОБЪЕКТЫ СРЕДОВОГО ДИЗАИНА

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

ВРЕМЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ДИЗАИНА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

ПРИЕГ

/1Ы

КОНТРАСТ - НЮАНС - ТОЖДЕСТВО

ОБЪЕДИНЕНИЕ - РАСЧЛЕНЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ПОДЧЕРКИВАНИЕ - НЕВЕЛИРОВАНИЕ

РИТМИЧНОСТЬ - АРИТМИЧНОСТЬ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТ И АКЦЕНТОВ

СОЗДАНИЕ СИЛУЭТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДОВЫХ КАДРОВ И ПАНОРАМ

СТЕПАНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры

ДИНАМИКА ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХАБАРОВСКА)

ООО «БЕЛФОРТ ЦЕНТР» Отпечатано на ризографе. Тираж 130 шт.

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Степанова, Светлана Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ.

1.1. Понятие городской среды и составляющих ее элементов.

1.2. Визуальный образ городской среды

1.3. Анализ существующих исследований по восприятию городской среды.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА II. ГОРОДСКАЯ СРЕДА В ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ.

2.1. Специфика визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время

2.2. Социологическое исследование восприятия городской среды в дневное и вечернее время (на примере Хабаровска)

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА III. КОРРЕКТИРОВКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА.

3.1. Теоретическая основа методики корректировки городской среды.

3.2. Методика корректировки - содержание и последовательность проектных действий.

3.3. Методика как часть системы архитектурного проектирования.

ВЫВОДЫ.

Введение 2006 год, диссертация по архитектуре, Степанова, Светлана Анатольевна

Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи профессионалы постоянно занимаются поиском решений, обеспечивающих формирование определенного образа среды. При этом визуальный образ среды мыслится как категория, достижение которой является сверхзадачей творчества архитектора-дизайнера.

Объективный анализ российских городов показывает, что в связи с изменениями социально-экономических условий их среда приобретает хаотичный характер, большей частью за счет торговых павильонов, рекламных установок, бессистемного вечернего освещения. Хаотичность городской среды — один из полюсов ее состояния, другой полюс — монотонность как результат механистичного господства типовой архитектуры. Оба этих состояния, как правило, вызывают отрицательную эмоциональную реакцию. Очевидно несовершенство связи потребностей образа жизни горожан с организацией предметно-пространственной среды их обитания.

В настоящей работе мы используем введенные А.Э. Гутновым понятия каркас», «ткань» и «плазма» города. В реальности каркас и ткань формируются преимущественно архитектурой, а плазма — средствами средового дизайна. Освоение городских пространств и формирование плазмы города большей частью происходит без какого-либо проектного решения, что 3 затрудняет процесс ориентации в городе, размывает положительный образ отдельных исторических фрагментов и приводит к негативному впечатлению от города в целом.

Существующая практика архитектурно-дизайнерского проектирования, как правило, не учитывает реальных потребностей жителей, имеющихся возможностей преобразования, развития и совершенствования городской среды. При этом разрозненность работы утверждающих инстанций не позволяет организовать полноценную систему ее мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования. Кроме того, слабые методическая и информационная базы усугубляют остроту данного вопроса.

В силу сложившейся в стране практики, архитектурное проектирование и средовая организация городов представляют собой разрозненные процессы. Если первое действие завоевало права гражданства, то средовое архитектурно-дизайнерское проектирование, которое завершает процесс архитектурного проектирования, находится в стадии становления, не обладает собственной методикой и, главное, не является обязательным.

Особую актуальность приобретает введение архитектурно-дизайнерской проектной составляющей в общую систему архитектурного проектирования с целью формирования целостной, эстетически совершенной, информативной, художественно-осмысленной среды городов в дневное и вечернее время. Решить проблему управления формированием визуального образа городской среды позволит создание научной базы и методики корректировки фрагментов городской среды средствами дизайна, а также внедрение этого знания в учебный процесс и проектную практику.

Степень изученности проблемы. Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов: по эстетике и проблемам восприятия: Н.А. Бердяев, JI. Выготский, Д. Гибсон, Г.Ф. Гегель, В.А. Кант, З.Н. Яргина; по восприятию городской среды: Р. Арнхейм, А.В. Баранский, E.JI. Беляева; B.J1. Глазычев, Р.Л. Грегори, К. Дэй, Г.Б. Забелыпанский, И.Г. Лежава, В.М. Розин, В.А. Филин, В.Т. Шимко; по истории архитектуры, реконструкции и ландшафтной организации: А.В. Бунин, 3. Гидион, А.Э. Гутнов, А.В. Иконников, Н.П. Крадин, В.И. Лучкова, М. Нащекина, А.Г. Раппапорт; по колористике, пластике: И.В. Гете, А.В. Ефимов, И. Иттен, В. Кандинский, Д.Л. Мелодинский, А.В. Степанов; по освещению вечернего города: Н. М. Гусев, В.Г. Макаревич, В.Келер, В.Лукхардт, Р. Нарбони, Н. И. Щепетков и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ Н.М. Гусева, Н.И. Щепеткова и некоторых других, посвящена проблематике городской среды, существующей в дневное время.

В настоящей работе автор предпринял попытку исследовать формирование динамического визуального (дневного и вечернего) образа городской среды.

Цель исследования заключается в выработке методики корректировки существующей городской среды с помощью средств средового дизайна, 5 которая позволит совершенствовать ее визуальный образ в дневное и вечернее время.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать понятие визуального образа города.

2. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых по визуальному восприятию городской среды.

3. Выявить особенности визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время.

4. Обосновать выбор фрагментов городской среды г. Хабаровска и провести на их базе социологическое исследование визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время для последующей проектной корректировки.

5. Предложить методику корректировки фрагментов городской среды в дневное и вечернее время средствами средового дизайна на примере данных фрагментов.

6. Связать методику корректировки с существующими стадиями архитектурного проектирования.

Объектом исследования являются три характерных фрагмента городской среды центра г. Хабаровска, различающиеся по своим функциям и структурному построению.

Предметом исследования является процесс формирования визуального образа города в дневное и вечернее время, обладающего 6 наибольшей информативностью, вызывающего устойчивые положительные эмоции и эстетические переживания. Границы исследования: теоретические границы определяются возможностями совершенствования визуального образа фрагментов городской среды средствами средового дизайна; территориальные — фрагментами среды в центральной части города Хабаровска, имеющими свои культурные, типологические и светопространственные характеристики; временные границы — весеннее-летний период. Методы исследования:

• теоретический (изучение и систематизация философской, психофизиологической, архитектурной и научно-методической литературы по данной проблеме);

• эмпирический (опросы, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, натурные обследования);

• графический (анализ и схемы);

• проектно-поисковый.

Основные научные результаты работы таковы: раскрыта сущность понятий визуального образа и восприятия городской среды, классифицированы основные философские, психофизиологические, эстетические и художественные аспекты; выявлены особенности изменения визуальных качеств городской 7 среды в дневное и вечернее время; доказана необходимость корректировки и определены средства и приемы использования группы архитектурно-дизайнерских средств для преобразования визуальных качеств городской среды; создана методика корректировки среды исследуемого фрагмента города на примере города Хабаровска.

Научная новизна работы заключается в следующем: дано определение понятию визуального образа городской среды; определены особенности визуального восприятия городской среды путём выделения трёх аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного, которые в процессе суммарного восприятия обеспечивают создание ее целостного визуального образа в дневное и вечернее время; предложен и апробирован способ анализа среды фрагмента города при помощи социологического исследования; предложена методика корректировки среды исследуемого фрагмента города средствами средового дизайна, позволяющая изменить существующую среду с целью создания ее положительного визуального образа, синтезирующего дневную и вечернюю составляющие; обозначено место данной методики в системе архитектурного проектирования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученной методики в проектной практике и в учебном процессе вузов архитектурно-дизайнерских специальностей.

Основные этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа с 2002 г. по 2006 год.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, вырабатывалось представление об объекте и предмете исследования, определивших научную проблематику работы, анализировались научные и методические идеи исследования, осуществлялись публикации, выдвигалась гипотеза диссертационного исследования.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) формировались концептуальные идеи, отрабатывалась рабочая гипотеза, апробировались базовые положения по проверке достоверности выдвинутых теоретических подходов, осуществлялась статистическая обработка результатов исследования.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проводилась апробация, осуществлялась оценка результативности, формулировались основные выводы, рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение состоялись в форме докладов и выступлений автора на ряде научных конференциях МАрхИ (г. Москва, 2003 — 2006 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Высшая школа в период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2005 г.), «Новые идеи нового века» (г. Хабаровск, 2005, 2006 гг.), «Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии» (г. Пенза, 2006 г.). Научные результаты и выводы диссертации использованы в материалах лекций курса «Дизайн среды», читаемых студентам пятого курса на кафедре «Дизайн и прикладное искусство» в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ общим объемом 1,92 п.л.

Структура диссертации построена в соответствии с методикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение диссертация на тему "Динамика визуального образа города"

выводы

Корректировка городской среды средствами средового дизайна стала возможной после теоретического обоснования этого процесса, которое позволило сформулировать методику корректировки — разработать последовательность и содержание ее проектных действий, а также логично включить данную методику в систему архитектурного проектирования.

1. Обосновано понятие визуального образа среды как результата визуального восприятия городской среды, формирующего в сознании человека определенный эстетический, духовно-насыщенный образ данной среды с присущим ему качеством временной и пространственной динамики.

2. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых процесса визуального восприятия городской среды позволил установить, что он состоит из трех взаимодополняющих друг друга аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного; практически отсутствуют исследования по восприятию городской среды в ее суточной динамике, хотя активность жизненных процессов в течение суток значительно увеличилась, и это требует учета в проектной практике.

3. Специфика восприятия городской среды во временной динамике заключается в том, что днем свет позволяет видеть весь мир, полную картину окружения, а вечером, когда существенно возрастает роль искусственного света, возникает совершенно новый образ среды; искусственная световая среда города — второе зрительное состояние городской среды в темное время суток, второй образный мир.

4. Обоснован выбор трех фрагментов центральной части г. Хабаровска и проведено социологическое исследование их восприятия в дневное и вечернее время. Исследование показало, что жители и туристы не считают ее обладающей очевидным художественным образом днем и отвечающей тем же требованиям вечером. Неструктурированный дневной образ вечером почти полностью исчезает, появляясь лишь отрывочно, в случайной последовательности. Исследование подтвердило необходимость радикального преобразования городской среды.

5. Результаты профессионального анализа городской среды и социологического исследования позволили разработать методику корректировки фрагментов исторического центра г. Хабаровска с целью создания комфортной и информативной среды, обладающей определенными художественно-эстетическими достоинствами. Методика использует средства средового дизайна и монументально-декоративного искусства.

6. Обосновано место методики корректировки городской среды в общей стадийной системе архитектурного проектирования для проектной разработки и реализации.

Автор работы выражает искреннюю благодарность доктору архитектуры, профессору Н.И. Щепеткову за консультативную помощь в части исследования по формированию визуального образа города в темное время суток.

Библиография Степанова, Светлана Анатольевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Аббаньяно, Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. -№8. С.5-11.

2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности / пер с англ. О. Исакова, Спб.: Ювента, 1999.-464 с.

3. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, -С. 50-51.

4. Агеев, В. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. - 256 с.

5. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 504 с.

6. Аманов, С. В. Зеленые города будущего. Архитектура. Строительство. Дизайн // Архитектура и строительство Москвы. М., 2003. - №4. - с. 10.

7. Анисимова, Л. В. Городской ландшафт. Социально-экологические аспекты для проектирования: Учебное пособие. Вологда: ВоГТУ, 2002. -192 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. 392 с.

9. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм: Пер с англ. М.: Стройиздат, 1984. - 192 с.

10. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер с англ. М.: Прогресс, 1974.- 198 с.

11. Барабанов А. А. Семиотические основы художественного языка архитектуры // публикация в Интернет http://usaaa.ru/semiotics/lines.htm (3 КБ).

12. Баранский, А. В. Некоторые вопросы теории происхождения архитектурных форм

13. Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. - С.3-23.

14. Бердяев, Н. А. Творчество и объективация. Минск, 2000. - 382 с.

15. Бирюкова, Т. Серебряный век продолжается // Моск. правда. 2004. 11 окт. - С.6.

16. Борисова, Е. А. Стернин, Г. Ю. Русский Модерн. М.,1990.

17. Борисова, Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М., 1971.

18. Бойко, М. Н. Самосознание искусства самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX в. М.: Наука. 1997. -189 с.

19. Бубер, М. Проблема человека: Пер. с нем. К.: Ника-Центр, Вист-С, 1998.-96 с.

20. Бунин, А. В. Саваренская Г. Ф. История градостроительного искусства. 2-х томах, М., 1994. - 456 с.

21. Бусева-Давыдова, И. Л. Нащокина, М. В. Астафьева-Длугач, М. И. Москва: Архитектурный путеводитель. М.,1996.

22. Бучка, А. М. Колористика исторической Москвы (XVIII XX): диссертация кандидата архитектуры. - М., 2002.

23. Блаватская, Е. П. Космический разум / пер. с англ. Ю. А. Хатунцева: Фонд духовной культуры мира. М.: Сфера, 2001. - 309 с.

24. Вигнер, Е. Этюды о симметрии. М.: Мир. 1971. - 108 с.

25. Воронов, Н. Российский дизайн. М.: СД России. 2001. Т.1- 2.

26. Владимиров, В. В. Градостроительство и районная планировка: сборник научных трудов / ЦНИ и проектный институт по градостроительству; Под ред. В. В. Владимирова. М., 1982. - 103 с.

27. Выготский, JI. С. Психология искусства: Анализ эстет, реакции. Изд. 5-е. М.: Лабиринт. 1998. 413 с.

28. Гегель Г. Ф. Феноменология духа /Георг Вильгельм Фридрих Гегель -Памятники философской мысли. М.: Наука, 2000. - 495 с.

29. Гегель, Г. Ф. Наука логики // Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. -М.: Мысль, 1974. Том 1. 132 с.

30. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., «Прогресс», 1988. Часть IV.

31. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура: пер. с нем. М., Стройиздат. 1984.-455 с.

32. Глазычев, В. JI. Егоров, М. М. Ильина, Т. В. Городская среда. Технология развития. М.: Ладья. 1995. - 128 с.

33. Глебова, О. В. Природный комплекс в геотехнической системе большого города (на примере Н. Новгорода): диссертация на соискание ученой степени кандидата географ наук. -Н. Новгород:, 2001. 193 с.

34. Грегг, Д. Опыты со зрением// М., «Мир», 1970.

35. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия: пер. с англ. М., Прогресс. 1970. - 270 с.

36. Гридина, Н. Архитектура света // Цоколь. 2004. №1 (январь -февраль). - С. 50-55.

37. Грубе, Г. Р. Кучмар, А. Путеводитель по архитектурным формам: Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1995. - 216 с.

38. Губский, Е. Ф., Кораблева, Г. В. Лутченко В. А. редакторы составители. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФА, 2001. -576 с.

39. Гутнов, А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры: лицо города. М.: Мол. Гвардия. 1990.

40. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: «Архитектура - С», 2004, - 288 е., ил.

41. Дуда, Славо. Эстетические проблемы реконструкции исторической архитектурной среды: диссертация кандидата архитектуры. М., 2003.

42. Дэй, К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство/ Пер. с англ. Глазычева В. Л. М.: Ладья, 2000. - 280 с.

43. Ефимов А.В. «Об изучении цвета в Японии», журнал «Техническая эстетика», 1976 №8, с 26-32.

44. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды: учебник для вузов /Т. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К., Кудряшов. М.: Архитектура-С. 2004. - 504с. ил.

45. Ефимов, А. В. Колористика города. М.: Стройиздат. 1990. - 272 с.

46. Ефимов, А. В. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: Автореферат кандидата архитектурных наук. -М.: 1973.- 19 с.

47. Ефимов, А. В. Формообразующие действия полихромии в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1984. 168 с.

48. Забелыпанский, Г. Б. и др. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. - 207 с.

49. Зайкина, С. Ю. Цвет в образном моделировании архитектурной композиции: диссертация кандидата архитектуры. М., 2003.

50. Закон РФ «Об образовании». 2-е изд. М.: Изд-во «Ось-89», 2001.

51. Зинченко, В. П. Загадка творческого понимания (к 100-летию Д. Б. Элькольна) // Вопросы психологии, 2004. №4. С.91.

52. Зинченко, В. П. Мышление и язык: учебное пособие. Дубна: Межд. унив. природы, общества и человечества, 2001. - 141с.

53. Зинченко, В. П. Современные проблемы образования и воспитания //Вопросы философии, 1973, -№11.

54. Змеул, С. Г. Маханько, Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебник для вузов. М.: Стройиздат, 2001 - 240 с.

55. Зубов, В. П. Труды по истории и теории архитектуры. М.: Искусствознание, 2000. 528 с.

56. Изард, Кэрролл. Эмоции человека / пер. с англ. М.: Изд. Мое. Унив., 1980.-С. 370-371.

57. Измайлов, Ч. А. Психология цветового зрения // Московский психологический журнал. 2002. №2. -С.50-51.

58. Иконников А.В. «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве», М.: КомКнига, 2006. - 352с.

59. Иконников, А. В. Архитектура Москвы. XX век: статья. М., 1984. -46 с.

60. Иконников, А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. - 86 с.

61. Иконников, А. В. Реконструкция центров крупных городов. М., 1885.

62. Иконников, А.В. Будни и праздники. // Техническая эстетика. 1985, № 8. С. 26.

63. Иконников, А.В. Парадоксы неорусского стиля. // Архитектура и строительство Москвы. М., 1995, - № 5.

64. Иконников, А. В. Москва и Санкт-Петербург в русской градостроительной традиции. Статья // Национальные традиции архитектуры России.-М., 1992.-106 с.

65. Иконников, А. В. Архитектура Московского классицизма. Статья // Куранты. Историко-краеведческий альманах. -М., 1983, вып.1. 128 с.

66. Ильенков, Э. Ф. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.

67. Ильин, И. А. Путь к очевидности. М., 1993. - 134 с.

68. Ильичев, JI. Ф. и другие. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1998. 840 с.

69. Иттен, И. Искуство цвета. М: Изд. Д. Аронов, 2001. - 96 с.

70. Канн JI. Из заключительной речи на конгрессе CIAM в Оттерло // Сб. «Мастера архитектуры об архитектуре» М., «Искусство», 1972.

71. Кант, В. А. Философия. (Исторический и систематический курс). М.: Мысль, 1998.-351 с.

72. Каплун, А. Б. МорозовЕ. М., Олферьева М. A. ANSYS в руках инженера: практическое руководство. Изд.2. -М.:УРСС.2004. 272 с.

73. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитектуре. //М., Госстройиздат, 1961.

74. Кириченко, Е. И. Москва на рубеже столетий. М.,1977.

75. Кириченко, Е. И. Проблема национального стиля в архитектуре России 70-х гг. XIX в.— В кн.: Архитектурное наследство. М., 1976, т. 25, -131 с.

76. Ключевский, В.О. Курс русской истории. М., 1982. Т.2. - 260 с.

77. Кнабе Г, С. Древний Рим: История и повседневность. М., 1989

78. Короев, Ю. И. Федоров, М. Б. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. -137 с.

79. Крадин Н.П. Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске: Хабаровск: Частная коллекция, 1999. - 192 е., ил.

80. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Хабаровска. Аннотированный и иллюстрированный каталог. Хабаровск: «Этнос-ДВ», 1996. 252с. Ил 642

81. Кьеркегор, С. Человек в мире / хрестоматия по философии. М.: «Проспект», 1998. -С.134-151.

82. Лаврентьев, А. Лаборатория конструктивизма. Опыт графического моделирования. М.: Грант, 2000.

83. Леонардо, да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии А.А. Губера, В.П. Зубова, Н.Б. Иванова, В. К. Шилейко и A.M. Эфроса. В 2-х томах. М., Издательский дом «Нева», Спб., ОЛМА-ПРЕСС. 1999.-260 с.

84. Леонардо, да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб.: Азбука, 2001.-248 с.

85. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация // М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М., 1990. - 111 с.

86. Марсилио, Фичино. Комментарий на «Пир» Платона. История эстетики. Т. 1. М., 1962, С. 502- 505.

87. Матвеев А.Б. Эстетика освещения // Светотехника, 1995, № 4-5.

88. Матурана, У. Биология познания // Язык и интеллект, М., 1996

89. Матье, М. Искусство Древнего Египта. СПб.: Журн. «Нева»: Летний сад, 2001.-798 с.

90. Мелодинский, Д. Л. Архитектурная пропедевтика. М.: Стройиздат, 2000.- 198 с.

91. Менч, К. Образ города. М., Стройиздат. 1982. - 205 с.

92. Мигалина, И. В. Основы архитектурного цветоведения: учебное пособие. М.: «Изд-во ЛАДЬЯ», 1998. -145 с.

93. Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: Учеб. Пособие для вузов. -М.: Архитектура-С, 2004 96 с.

94. Михайлов, С. М. История дизайна: учебник для вузов. М.: Союз Дизайнеров России. 2002. - Т. 1-2.

95. Михайлов, С. М. Кулеева, Л. М. Основы дизайна: учебник для вузов. -М.: Союз Дизайнеров России. 2002. 240 с.

96. Москва, Энциклопедия. (2-е изд.). М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия». 1997. - 1369 с.

97. Назаров, Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: СД России, 2002.

98. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. -С.Петербург, 2002.

99. Николаева, С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. -М., 2003.-272 с.

100. Ницше, Ф. PRO ЕТ CONTRA: Антология / Сост. С.В.Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с.

101. Оболенский Н.В., Щепетков Н.И. Архитектурное освещение. // В учебнике «Архитектурная физика». Гл. 4. М., Стройиздат, 1997.

102. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город / Под ред. Макаревич Г.В. М.,1989. - 146 с.

103. Перекладов, А. А. Формирование архитектурных комплексов с учетом экологических воздействий транспортных систем: диссертация кандидата архитектуры. М., 2003. - 137 с.

104. Платон. Избранные диалоги. М., 2004.-226 с.

105. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992. - 237 с.

106. Почепцов, Г. Г. Семиотика. М.: Рефл-бук, 2002. - 430 с.

107. Прахт, К. Мебель и архитектура / Пер с нем Ю. Б. Тупталова под ред. А. В. Иконникова. М.: Сторйиздат, 1993. - 168 с.

108. Проблемы дизайна: Сб. статей под ред. B.J1. Глазычева. М.: СД России, 2003.

109. Пронин, Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учебник для вузов по специальности «Архитектура С», 2003. - 232 с.

110. Публикация, в Internet: Библотека Учкома и Виртуальной Пустыни-http://uchcom.botik.ru/libr/cit/textur/gibcont.ru.html, 1999.

111. Раппопорт, П. А. Основные итоги и проблемы изучения зодчества Древней Руси. Древнерусское искусство. Художественная культура X -первой половины XIII в. М.: Наука,. 1988. - 341 е., илл. - С. 7-12.

112. Ревзин, Г .И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. -М.,1992. 240 с.

113. Ревзин, Г. И. Очерки по философии архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002. - 144 с.

114. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: «Медиум», 1995. -415 с.

115. Робежник, JI. В. Цветопластическая ревитализация архитектурно-природной среды (на примере городов Северо Запада России): диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - М.: МАРХИ, 2002. Т.1.-165 е., Т.2 .-101 с. ил.

116. Розин, В. М. Визаульная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 223 с.

117. Розин, В. М. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга. 2001. - 256 с.

118. Романюк, С. К. Из истории московских переулков. М.,1988. - 164 с.

119. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание, человек и мир. Спб.: Питер, 2003.-512 с.

120. Рунге, В. Ф. Сеньковский, В. В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций). М.: МЗ-Пресс, 2003. - 252 с.

121. Сааринен Э. Шесть мощных течений в современной архитектуре // Сб. «Мастера архитектуры об архитектуре». -М., «Искусство» 1972.

122. Сазиков, А. В. Проблемы дизайна исторически сложившейся городской среды: диссертация на соискание кандидата искусствоведения. М., 2000. -158 с.

123. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы -М.,1989. 108 с.

124. Сергеева, С. Н. Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д.Фролова / Под ред. д-ра ист. наук. И. Я. Фроянова. СПб., СПБГУ. 1998. - С. 84 -108.

125. Степанов, А. В. и др. Объёмно-пространственная композиция: учебник для вузов. М.: Архитектура - С, 2003. - 256 с.

126. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения по цвету). Серия «Школа дизайна». М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-352 с.

127. Сурина, М.О. Цвет и символ в исскустве, дизайне и архитектуре. Серия «Школа дизайна». М: ИКЦ «МарТ», 2003. - 288 с.

128. Тверской Л.М. Композиция жилого микрорайона. Ленинград, 1961

129. Титова, Н. Сады на крышах. М.: Олма-пресс Гранд, 2003.

130. Толстов, Ю. Архитектор И.И. Рерберг (К 135-летию со дня рождения) // Моск. промышленная газета. 2004. №40, окт. - С. 14.

131. Топоров, В.Н. Модель мира // мифы народов мира. Т.2. -М., 1982

132. Тресиддер, Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР -ПРЕСС, 1999. -448 с.

133. Трушина JI.E. Образ города и городской среды: автореферат на соиск. уч. ст. канд. ф. наук. С.П., 2000, 22 с.

134. Трушина, JI. Е. Образ города и городской среды: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., С-П. 2000. -205 с.

135. Урманцев, Ю. А. О формах постижения бытия // Вопросы философии, 1993. №4. - С.56-73.

136. Фейербах, Л. А. Избранные философские произведения. В 2-х т. М., -1955. Т.1.

137. Филин, В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. -М.: МЦ Видеоэкология, 1997. -320 с.

138. Фор, Э. Дух форм: Пер. с франц. СПб.: Machina; Axioma, 2002. -240 с.

139. Франкл, В. В. Человек в поисках смысла: сборник научных статей / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М: Прогресс, 1990. - 114 с.

140. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному: Пер. с нем. / Фрейд 3. СПб.: Алетейя, 2000. 308 с.

141. Фромм, Э. Иметь или быть?/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 216 с.

142. Хабаровск 2002. Фотоальбом - Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2002. - 144с ил.

143. Хабаровский край. Страницы истории. Фотоальбом. Хабаровск: «Утро России, 1996. - с 318 ил

144. Хайдеггер, М. Г. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы / пер. с нем. С.А.Бронштейна. Минск: Современное слово, 1998.-384 с.

145. Черневич, Е. В. Язык графического дизайна // Рекламный мир. 2000. N 12.-С. 21,22.

146. Чернышев, О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. -Минск: Харвест, 1999.

147. Чернявский А. «Возвращение к истокам», газета «Тихоокеанская звезда», 3 июня, 2006. С.4.

148. Шахова, И. Е. Архитектурно-планировочные принципы формирования зданий банков: дис. на соиск. Уч. ст. канд арх., М., 2002, - 252 с.

149. Шевелёв, И. Формообразование. Число. Форма. Искусство. Жизнь. -Кострома: ДиАр, 1995.- 166 с.

150. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: СПЦ-принт. 2003. - 189 с.

151. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды //М., «Высшая школа», 1990.

152. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование. М.: Архитектура-С. 2004. - 160 е., ил.

153. Щепетков докторская диссертация 2004.

154. Щепетков Н.И. «Световой дизайн города/ Учеб. Пособие М.: Архитектура-С, 2006. - 320с.: ил.

155. Щепетков Н.И. Экология и эстетика световой среды города //Светотехника. 1993, №5-6.

156. Элиаде, М. Космос и история. М.,1987. - 208 с.

157. Юсупов, Э. С. Словарь архитектурных терминов. Фонд «Ленинградская галерея». 1994. - 432 с.

158. Яргина З.Н. Эстетика города // М., Стройиздат, 1991.

159. Barabanov, A. Methode semiotique de Г etude de composition dans la formation primaire des architectes a l'ecole superieure // Architecture, semiotique et sciences humaines. Topogenese. Barcelone: Editions UPC, 1997.

160. Best, M. (1996). An Ecology of the Net: Message Morphology and Evolution in NetNews. Masters thesis, Cambridge, MA: MIT Media Laboratory.

161. Bruckman, A. (1997). MOOSE Crossing: Construction, Community, and Learning in a Networked Virtual World for Kids. Doctoral dissertation, Cambridge, MA: MIT Media Laboratory.

162. Bruckman, A. and Resnick, M. (1995). The MediaMOO project: Constructionism and professional community. Convergence 1(1): 94-109.

163. Bush V. As we can think // Atlantic Monthly. Vol. 176, 1945. №1. P.65-69.

164. Charte UIA/UNESCO de la formation des architectes. Programme de travail U.I.A. «Formation». Juin 1996.

165. Heigl F. Interfarbe 68// International Farbentagung, Dresden, 1968.

166. Jeons, of Design The 20-th century. Prestel. 2000.

167. Le Corbusier. Le livre de Ronchamp par Jean Petit. Paris, 1965.

168. Maertens H. Bauraht Rgl. Der optische masstab oder theorie und praxis des asthetischen schens in der bildenden Kunsten. Berlin, 1884.

169. Neumann D/ Architecture of the Night.// Munich-Berlin-London. New York Prestel, 2002.

170. Noak, F. Eleusis. Leipzig, 1927, S. 48.

171. Panofski, E. Studies of Iconology. Humanistic Themes in the Art of Renaissance. New York: Oxford Univ. Press, 1939. 262 c., 52 л.

172. Seldermayr, G. The Lost Center. N.-Y., 1969.

173. Spreiregin P.D. Urban Design. The Architecture of Touns and Cities/ N-Y/? 1965.