автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектурно-художественные характеристики римско-католических храмов Южной и Восточной Украины
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Киба, Михаил Павлович
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
АРХИТЕКТУРЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХ
ЦЕРКВЕЙ НА УКРАИНЕ.
1.1. Исследования римско-католических церквей на Украине в конце XIX - начале XX века.
1.2. Изучение архитектуры римско-католических церквей на Украине на современном этапе.
1.3. Структура и методы исследования.
Выводы к разделу 1.
РАЗДЕЛ 2. СИМВОЛИЧЕСКАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХ
ХРАМОВ В РЕГИОНЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Знаковая система христианского храма. Построение литургических центров в интерьере храма.
2.2. Пространственная организация церквей региона.
2.3. Условия развития римско-католического зодчества в южной и восточной Украине.
Выводы к разделу 2.
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КАТОЛИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ЮЖНОЙ И
ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ.
3.1. Развитие римско-католического зодчества в южной и восточной Украине в конце XVIII - середине XIX веков.
3.2. Формирование стилевых направлений в римско-католическом зодчестве во второй половине XIX начале XX веков.
Выводы к разделу 3.
РАЗДЕЛ 4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕКОРАЦИИ В ИНТЕРЬЕРАХ ЦЕРКВЕЙ РЕГИОНА.
4.1 Стиль и тематическое содержание художественных форм, их синтез с пространственной средой.
4.2 Использование результатов исследования для практики восстановительных работ в римскокатолических храмах региона.
Выводы к разделу 4.
Введение 2004 год, диссертация по архитектуре, Киба, Михаил Павлович
Актуальность темы исследования. С приобретением Украиной независимости происходит процесс возрождения культурных и духовных традиций, одной из которых стало зодчество Католической Церкви. Довольно долгое время культовая архитектура и искусство были причислены к сфере светской культуры. Отсутствие сакрального строительства не позволило изучать церковную архитектуру в связи с вопросами ее функциональной организации. Это привело к тому, что целый ряд церквей латинского обряда, не принадлежащих к памятникам национального значения, использовались до 1990-х годов в народнохозяйственных целях. В регионе южной и восточной Украины экстерьеры и интерьеры римско-католических церквей не сохранялись и довольно часто перестраивались согласно с новыми функциональными требованиями (кинотеатры, музеи, архивы и т.д.). За разрушительной деятельностью терялся тот факт, что церковь являлась отображением историко-культурной традиции определенных этнических групп. Каждая римско-католическая община региона интегрировала в себе комплексы духовной, культурной и художественной информации, создавая образ иноверческой западной церкви в окружении православной менталыюсти.
Своевременность исследования состоит в том, что в связи с постановлениями Верховного Совета и статьями в Конституции Украины относительно религиозных конфессий с 1991 года католики латинского обряда получили возможность возобновления духовной практики. Этот процесс бурно развивается на всей территории страны и связан с возвращением и началом функционального использования сооружений. Поэтому становится актуальным вопрос, связанный с изучением, сохранением и возрождением материальной культуры римско-католических общин на Украине. Возрождение духовной практики связано с реконструкцией и реставрацией памятников архитектуры, строительством новых церквей. В настоящий момент это становится возможным благодаря сохранившимся документальным материалам, находящимся в разных информационных источниках. Созданная на этом материале база поможет в описании и систематизации архитектурного наследия региона, выявлении путей дальнейшего развития церковной архитектуры в регионе.
Состояние научного изучения проблемы. Архитектурно-художественные характеристики римско-католических церквей на территориях южной и восточной Украины начинают обозначаться в научных исследованиях со второй половины XX века. Прежде всего, это связано с определением культурного наследия в немецких католических колониях существовавших в XIX веке в южной Украине в публикациях К. Келлера (Keller), Ё. Шнурр (Schnurr), Г. Фаста (Fast), Ф. Лундеса (Lundeis) на страницах издания Heimatbuch с 1954 года. Немецкие католические кирхи в колониальных поселениях, как и храмы в городах возводятся с конца XVIII века, о чем можно судить по историческим описаниям, сделанным Д.И. Багалеем, Г. Бучневичем, Г.Н. Ге [7, с.41; 17, с.256; 39, с.2]. Среди польских ученых церкви на исследуемых территориях косвенно упоминаются в монографии А. Майдовского [198, с.115].
С 1990-го года католические храмы попадают в круг исследований отечественных ученых. Вопросы архитектуры некоторых римско-католических кирх освещаются в публикациях В.И. Тимофеенко [132, с.351]. Размещение римско-католических храмов в структуре колониальных поселений на Юге Украины наряду с подобными в Галичине и Поволжье (Россия) рассмотрены в публикациях Г. Петришин, О. Олешко, С. Терёхина [93, с.220; 131, с.334]. Вопросы расположения храмов в городской застройке, персоналии архитекторов, обстоятельства их сооружения частично освещены в публикациях В.И. Тимофеенко, С. Дьяченко, И. Мушинского, Э.Г. Плесской-Зебольц [82, с.46; 95, с.214; 134, с.109; 135, с.189]. В исторических описаниях городов, составленных Н.М. Булановой, А.И. Дейнекой, А.Ю. Лейбфрейдом, А. Лушаковой, З.С. Орловой, А.А. Вороновым определено место римско-католических церквей среди исторической застройки Днепродзержинска, Сумм, Харькова, Кременчуга, Херсона и других городов [16, с.50; 24, с.82; 46, с.74; 75, с.83; 78, с. 101; 87, с.44]. Римско-католические храмы региона исследования упоминаются в числе утраченных памятников архитектуры в работе В. Вечерского [19, с. 194]. Из всех сохранившихся храмов только описание керченской католической церкви вошло в состав четырехтомного издания «Памятников архитектуры Украинской ССР» [89, с.278].
Связь работы с научными программами, темами, планами. Выбор темы исследования продиктован рядом законодательных актов и направлениями учебных программ. Так тема работы отвечает положениям Указа Кабинета Министров Украины № 466 от 12 августа 1992 года «О дополнении к Указу о Государственном реестре национального культурного наследия» и согласована с направлениями научно-исследовательских работ факультета «Дизайн среды» Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Тезисы исследования разработаны в контексте документов Римско-Католической Церкви, а именно постановлений Sacrosanctum Concilium («О святой Литургии»), принятых во время работы II Ватиканского Собора [49, с.29]. В частности в них ставится вопрос об изучении церковного архитектурного наследия на уровне региональной идентификации. Вопрос регионального развития в формировании сакрального искусства в Католической Церкви является наиболее приоритетным потому, что он позволяет обогатить духовную культуру чертами национальной самобытности.
Исходя из назревшей необходимости проведения реставрации архитектуры сохранившихся римско-католических церквей и перед исследованием были поставлены следующие цели и задачи.
Цель исследования состоит в выявлении архитектурно-художественных характеристик римско-католических храмов в южной и восточной Украине. Для реализации цели исследования определены следующие задачи:
1. Выяснить состояние и развитие научных исследований, касающихся традиций римско-католического строительства на Украине и церквей южного и восточного региона в ее составе.
2. Обозначить символические значения, заложенные в основу формообразования христианского храма римско-католического обряда.
3. Проследить развитие храмового зодчества и связанные с ней изменения планировочных и пространственных решений храмов, включая римско-католические церкви в южной и восточной Украине.
4. Выявить условия развития римско-католического зодчества в регионе исследования.
5. Охарактеризовать архитектурную композицию и варианты наружной декорации церквей региона.
6. Выявить тему, композицию, стиль художественных произведений, украшавших храмы и указать на принципы их синтеза с пространственной структурой церквей.
7. Обозначить способы применения полученных результатов исследования при реставрации сохранившихся римско-католических храмов. Объектом исследования являются архитектура римскокатолических храмов в южной и восточной Украине, развивавшаяся в конструктивном типе христианской базилики. В круг исследования вошли церкви, сохранившиеся в действительности, в чертежах, фотоматериалах, описаниях.
Предмет исследования. Диссертация посвящена изучению художественного языка и универсальных приемов преобразования римско-католического храма. Такая позиция приводится как сочетающая традиционные архитипические признаки и особенности регионального строительства.
Географические и хронологические границы исследования отмечены концом XVIII столетия - временем появления первых сакральных объектов латинского обряда в южной Украине. Завершение культового строительства в 1920-х годах связано с изменением государственной политики относительно религиозных организаций - невозможностью создания новых и санкциями относительно ранее существовавших [3, 180]. Следовательно, эти крайние даты развития римско-католической архитектуры в регионе охватывают временные границы исследования.
Определение территории исследования произведено по административным границам южно-российских губерний Украины. В частности, в исследование вошли римско-католические церкви, находившиеся в Харьковской, Полтавской, Елизаветоградской, Екатеринославской, Херсонской, Бессарабской, Таврической губерниях. Изменения административных границ в советский период обозначили соответственно Харьковскую, Полтавскую, Кировоградскую, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Луганскую, Сумскую, Николаевскую, Херсонскую, Одесскую области и Крымскую автономию, что определяет в исследовании, в контексте географической полярности страны, южный и восточный регион Украины.
Научная база. На уровне документального первоисточника использованы архивные материалы фондов Российского государственного исторического архива (С.-Петербург) и региональных архивов в Одессе, Харькове, Николаеве, Херсоне, Днепропетровске. Материалы для исследования брались из Киевской государственной научной библиотеки им. В.И. Вернадского, Харьковской государственной библиотеки им. В.Г. Короленко, центрального государственного кинофотофоноархива им. Г.С. Пшеничного в Киеве.
Методы исследования обусловлены целью и задачами работы и базируются на системном подходе. Из общенаучных традиционных методов в исследовании были использованы следующие: анализ и систематизация научной литературы по теме исследования; анализ первоисточников; методы структурного, факторного, сравнительного анализа, графоаналитической систематизации, статистических обработок, натурного и графического исследования.
Для успешного проведения исследования были разработаны методы знакового, стилистического и архитектурно-композиционного анализа. Иерархическая структура храма, отражающая через религиозные идеи представления о строении мира и вселенной, выстроены в символических значениях форм, универсальность которых прослеживается на протяжении всего периода развития храмовой архитектуры. Поэтому методика исследования имеет следующую последовательность - от выявления закономерностей формообразования, в которых отражены универсальные принципы построения символико-художественного сооружения на основе знаковых структур, до обозначения частных характеристик, привнесенных культурной средой в виде композиций объёмов и способов их декорации.
Научная новизна исследования состоит в том, что римско-католические церкви южной и восточной Украины впервые рассмотрены как историко-культурное явление в свете наследования традиций сакрального строительства.
1. Впервые составлены в систему разрозненные сведения о католических церквях обозначенного региона. Доказано, что они являются частью европейского католического зодчества согласно развитию общих информативных факторов в церковной жизни, художественных и архитектурных течений XIX - начала XX века.
2. На основе анализа более 30 объектов католического зодчества в южной и восточной Украине, исторических прототипов и храмов в соседних регионах впервые отмечено следование символической организации объемов, черты развития стилевых, конструктивных и планировочных решений. Эта позиция позволила идентифицировать региональную специфику церквей южной и восточной Украины.
3. Впервые рассмотрена тематическая, композиционная и стилевая направленность художественных произведений в интерьерах церквей региона, обозначен их синтез с ее объемно-пространственным окружением.
4. Установленные закономерности позволили впервые разработать направления проведения восстановительных работ в интерьерах римско-католических храмов исследуемого региона. Научно-практическое значение полученных результатов состоит в том, что теоретические положения и фактические материалы могут быть использованы в научной работе культурологами, историками, теоретиками искусства, краеведами, применены при составлении лекционных курсов, учебных пособий, каталогов, историко-культурных путеводителей.
Архитектурно-художественная специфика регионального римско-католического зодчества поможет в проведении восстановительных работ и создании новых сакральных объектов.
Апробация результатов диссертации. Основные положения работы были опубликованы в 12 публикациях в специализированных изданиях. О научных результатах работы докладывалось на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Харьковской государственной академии дизайна и искусств и Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры в 1998-2000 годах: на конференции «Науково-теоретичш здобутки Слобщсько1 Укра'ши: фшософ1я, релтя, культура. Перин Слобожансью читання", г. Харьков, 2-3 июля 1999г.; на конференции «Культура Харкова в 20-30р.р.ХХ столгтя» г. Харьков 1999г.; на IV конференции «Актуальные проблемы современной науки в исследованиях молодых ученых Харьковщины», г. Харьков февраль 2001 г.; на конференции «2001 р!чниця Р1здва Христового i народна культура. Традици, сучасшсть, майбутие", г. Львов 11-13 октября 2001г.
Практическое использование результатов исследования было частично осуществлено при реконструкции интерьера римско-католической церкви Успения девы Марии в Харькове (постр. в 1891 г.). А также в ряде проектировочных и художественных работ в римско-католической церкви Св. Ви-кентия в Харькове (постр. в 2002 г.).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех разделов главной части и выводов на 156 страницах, списка использованной литературы, который состоит из 224 научных источников и приложений на 95 страницах. В состав приложений входят пояснения к тексту главной части, около 150 чертежей, рисунков и фотографий, перечень исследуемых храмов, терминологический словарь.
Заключение диссертация на тему "Архитектурно-художественные характеристики римско-католических храмов Южной и Восточной Украины"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Анализ научных источников, касающихся архитектуры римско-католических храмов южной и восточной Украины, позволил выявить основные этапы и направления по изучению этого вопроса. Во второй половине XIX -начале XX века сведения о сооружавшихся в это время римско-католических храмах носили информативно-статистический характер. Подтверждением этому служат статьи в энциклопедиях (издание Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон), путеводителях («Полное географическое описание.» под ред. Л.П. Семёнощ-Тянь-Шаньского), церковных справочниках по Могилевской, Тираспольской и Луцко-Житомирской диоцезиях с 1875 по 1924 годы, в исторических описаниях городов юга и востока Украины, составленных Д.И. Багалеем, Г. Бучневичем, Г.Н. Ге и другими.
Во второй половине XX века немецкими учеными К. Келлером, Е. Шнурром, Г. Фастом, Ф. Лундесом и другими на страницах ежегодного альманаха Heimatbuch der Deutschen aus RussLand, наряду с целым рядом вопросов, касающихся колониальных поселений в южной Украине, содержится анализ культовых построек. В исследованиях отечественных ученых В.И. Тимофеенко, Г. Петрушиной, О. Олешко, наряду с характеристикой церковного зодчества, рассматривается расположение католических кирх в планировочной структуре колоний. Отдельно римско-католические храмы в населенных пунктах южной и восточной Украины не изучались. В современных исторических описаниях развития городов, составленных А.И. Дейнекой, А.Ю. Лейбфрейдом, А. Лушаковой, З.С. Орловой, А.А. Вороновым и другими, католические храмы упоминаются как памятники архитектуры. Вопросы истории строительства храмов, расположения в городской застройке, персоналии архитекторов, принимавших участие в их сооружении, освещены в публикациях и монографиях В.И. Тимофеенко, С. Дьяченко, И. Мушинского, Э.Г. Плесской-Зебольц, Н.М. Булановой, А. Слоневского.
2. В основу построения плановых и пространственных структур христианского храма заложены духовные значения его отдельных частей. Духовное значение находит свое выражение в церковном символе -натуральном предмете. Значения символов раскрываются в таинствах Церкви. Для осуществления таинств церковные символы сгруппированы в двух основных частях храма - пресбитериуме (месте бескровного приношения жертвы) и корабле - нефе (месте собрания верующих). Третий пространственный объем - нартекс в западной христианской традиции возникает как знак светской власти, впоследствии приобретший свое духовное значение.
Трехчастное деление пространства храма как основа плана сохранялась всегда, принимая различные формы в зависимости от церковных и светских потребностей. С развитием планов церквей связано изменение структур литургических центров (престола, амвона, баптистерия, конфессионала, литургической мебели, музыкальных инструментов), объединяющих группы символов. В историческом развитии происходит поиск новых пространственных и конструктивных решений, которые обозначили основные пространственные типы римско-католических храмов: базилику, псевдобазилику, цельно-зальный и центричный храмы.
3. При сооружении римско-католических храмов были использованы морфологические принципы, отвечающие метафизическим представлениям о построении мира в Средние века (подобия, теологические суммы, логика). Эти принципы проявились в таких характеристиках архитектуры, как пропорционирование, построение форм на основе основных геометрических фигур (треугольник, квадрат), подчинение детали целому. Способом реализации этих идей становится развитие плана на основе пространственной ячейки («связанная романская система»). Другим вариантом определения размеров модуля пространственной ячейки плана становится иррациональное членение ширины нефа на кратные соотношения, определенные в исследовании Э. Месселя. Помимо организации планов размеры поперечного членения нефов откладываются в развитии вертикальных уровней, что отмечено в исследованиях О. Шуази.
Анализ взаимосвязи пространственной композиции, построения внешних объемов и их декора позволил выделить несколько исторически сложившихся стилевых типов: «классический», «барокковый», «романско-готический». Прототипом каждого условно обозначенного стилевого типа являются памятники архитектуры, оказавшие влияние на формообразование храмов региона. Наиболее гармоничное и последовательное воплощение исторических образцов отмечено в условно обозначенном «классическом» и «романско-готическом» типе храмов исследуемого региона. Построение планов и объемов, намеченное в исторических образцах барокковой архитектуры, в изучаемых объектах носит ситуационный характер, не отвечающий прототипам.
4. Изучение исторических условий, в которых развивалось римско-католическое зодчество, указало на то, что быстрые темпы строительства храмов продиктованы новыми формами организационной деятельности римско-католических общин. Такими, как использование средневековых моделей в организации церковной жизни, увеличение роли мирян-верующих в организации строительства и решении материальных вопросов. Строительство римско-католических храмов велось многонациональными общинами. Состав религиозных общин дифференцирован на мононациональные (немецкие католические колониальные поселения в южных губерниях) и полинациональные (католические общины в промышленных и культурных центрах региона). Национальные приоритеты римско-католических общин становятся определяющими в выборе прототипов для архитектуры храмов.
5. Анализ исторического развития римско-католических архитектуры в современных границах Украины показал, что церковное строительство в регионе исследования осуществлялось с конца XVIII по начало XX столетий. Формообразование римско-католических храмов неразрывно связано с направлениями европейского зодчества этого периода и разделено на классицизм, эклектику, неоклассицизм и модерн.
Римско-католические храмы в конце XVIII - начале XIX веков сооружаются в стиле классицизма. Во внешних композициях комбинации архитектурных элементов имели несколько разновидностей. В безбашенном храме в Балте (1765 г.) классическая организация западного фасада дополнена элементами барокко на фронтоне. Композиция первой католической церкви в Харькове (1830 г.) соответствовала типовому решению домов классицизма в городской застройке. Купольные храмы в Николаеве (1794 г.) и Бердянске (1828 г.) имели центричные планы. Композиция главного фасада формировалась на основе классического портика. Внешняя композиция храмов с одной башней на фасаде в Херсоне (1772 г. - середина XIX в.) и в колонии Шпэер (1820 г.) тоже характеризуется использованием портиков классического стиля в обрамлении входа. Башни имели одинаковую форму шатра, состоявшую из полусферы и веретенообразного шпиля на шаре. Двухбашенная католическая кирха в колонии Зельц (1811-1821 гг.) построена в стиле храмов барокко. Классическая организация видна в решении средней части главного фасада и формах башенных частей.
С середины XIX века классическая организация композиций католических храмов сменяется эклектичной. Под воздействием романтизма в культовой архитектуре широко используются детали романского и готического стилей. Эти стилевые приоритеты характеризуют композиции однобашенных католических кирх в колониях Иосифсталь (1853 г.) и Новом Маннхеймере (1850 г.). Во втором каменном храме Одессы (1853 г.) готический стиль башни дополнен романским и византийским в организации купола. Интерьер этого храма решен в стиле Ренессанса.
В композициях безбашенных храмов формообразующим стилем остается классицизм. В этом стиле строится католическая церковь в Полтаве
1857 г.). Композиционная схема античного простильного храма положена в основу католического храма в Керчи (1840 г.).
На стиль римско-католических храмов во второй половине XIX -начале XX века оказало влияние направление историзма. В выборе вариантов композиций учитывались приоритеты региональных памятников, а именно храмов восточной и западной Европы XI-XIV веков. Стилевые направления дополнялись строительными приемами оштукатуренных и кирпичных поверхностей внешних стен, что обусловило характер декоративных членений.
При проектировании и строительстве храмов в неороманском стиле применялись «романо-византийский» и «ломбардский» методы трактовка объемов и декора внешних стен. В «романо-византийском» методе была спроектирована новая католическая церковь для Николаева (1880 г.). По новому проекту храм был построен в 1896 году в «ломбардском» методе. В этом же методе были декорированы стены двухбашенного храма в Днепропетровске (1869 г.), безбашенного в Перекопе (1891г.) и однобашенного в колонии Ландау (1872 г.).
Римско-католические храмы в неоготическом стиле построены с использованием «переходного» метода, соединяющего в себе черты готической и романской церковной архитектуры. С покрытием внешних стен кирпичом были построены безбашенные храмы в Кировограде (1889 г.), Сумах (1896 г.); однобашенные храмы в Карлсруэ (1885 г.), Клейнлибенталь (1863 г.), Ёханнесталь (1870 г.), Георгсталь (1869 г.), Харькове (1891 г.), Симферополе (1901 г.); двухбашенные в Днепродзержинске (1897 г.) и Одессе (св. Климента, 1913 г.). Существенно изменялся декор внешних стен храмов при использовании известняка в Правдино (1880 г.), Севастополе (1911г.), Ялте (1907 г.). Признаки неоготического стиля были проявлены в использовании форм стрельчатых арок и вариантов организации верхних ярусов колоколен в башенных храмах.
В начале XX столетия композиции католических храмов строятся на основе классической архитектуры. Помимо этого, широко используются детали разных исторических стилей, что позволяет говорить о ретроспективном направлении в формообразовании. Так, в композиции католических храмов в Енакиево (1898 г.), Одессе (св. Петра и св. Павла, 1911г.), Кременчуге (1910 г.), помимо элементов классицизма, введены детали романской, готической, барокковой архитектуры и модерна.
6. В римско-католических храмах региона художественная декорация группировалась вокруг главного литургического центра - престола. Это приводит к сильному развитию декорации ретаблио за престолом. Темы художественных произведений соответствуют направлениям религиозного искусства в Средние Века и представлены композициями Распятия (Krucifix), Крестного пути (Via krucis), Оплакивания (Pieta). Отдельную группу составляют композиции, посвященные Деве Марии (в виде темы «Внебовзятия Богородицы») и отдельным святым (св. Казимиру св. Антонио Падуанскому, св. Клименту Папе Римскому и другим).
В римско-католических храмах первой половины XIX века структура ретаблио развивается в формах классических портиков интерьеров церквей в Одессе (1853 г.), Херсоне (1772 г.). Во второй половине XIX века структура запрестольных композиций приобретает формы средневекового триптиха или полиптиха, украшенного деталями готического стиля. Художественные произведения, заполнявшие ретаблио престолов, делились на следующие стилевые и тематические группы:
- Исторические живописные формы. Богороднические иконы Одигитрий - Матерь Божия Ченстоховская, Матерь Божия Остробрамская, Матерь Божия Летичевская и др.;
- Произведения, исполненные под влиянием искусства итальянского Ренессанса XIV-XV веков. Копии с работ Рафаэля, неоренессансная скульптура XIX века;
- Копии с произведений испанского религиозного искусства XVII века. Внестилевое направление испанской религиозной живописи. Копии с картин А. Кано, Б.Э. Мурильо. Натуралистическая (полихромная) скульптура в XIX - начале XX века.
- Произведения академической живописи, написанные под влиянием испанского искусства XVII века (Г. Семирадский).
- Живописные картины, выполненные под влиянием «назорейского» направления религиозной живописи в виде малофигурных композиций (анонимные авторы).
7. Анализ архитектуры католических храмов позволяет проводить реставрацию интерьеров. При этом происходит внедрение новых тем композиций в настенные и станковые живописные декорации литургических центров. В этом направлении была спроектирована и частично осуществлена настенная декорация частей интерьера церкви Успения Богородицы в Харькове (1891 г.). При составлении тематической направленности композиций учитывались символические значения частей архитектуры. Согласуясь со спецификой зрительного восприятия, перед настенной декорацией была поставлена задача с помощью развития основного тона (синий) объединить композиции в рамках каждой пространственной части (нартекса, нефа, апсиды, боковых приделов).
В этом процессе учитывались особенности цветотонального восприятия декорации в интерьерах христианских храмов (выделение тектонической структуры с помощью цвета, специфика психофизического восприятия цветов, церковная символика цветов). Художественные формы в храмах XIX - начала XX веков были расположены в выделенных архитектурой местах (нишах, кессонах). Синтез декорации и архитектуры выглядел как бесконфликтное существование разных по стилю произведений по отношению друг к другу. Эта специфика эклектики учитывалась при создании настенной живописной декорации в интерьере харьковского храма.
Библиография Киба, Михаил Павлович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне М. «Мир», 1982.- 181 с.
2. Азизян И.А. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусств / Автореф. на соиск. степ, д-ра искусствовед., ВНИИТАГ. М., 1987. - С. 37-40.
3. Андрусишин Б. Церква в УкраТнськш Держав! 1917-1920р.р. //Доба дирекциУНР. -К.: Либщь, 1997.-С.62-70,128-130.
4. Антонович Д. Скорочений курс icTopii' украТнського мистецтва. Прага, 1923.-С. 10-48.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1971. - С. 25-60.
6. Асеев Ю.С. Стили в архитектуре Украины К.: Буд1вельник, 1989. - 104 с.
7. Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования. Т.2 - X., 1912. - С.92.
8. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия 2-й пол. XIX века. С.-Пб., 1901-1903. - Т. 1, Р.5. - С. 278-372.
9. Бармет М. Kipxa в Степовому //Пам'ятки УкраГни. № 1 -6. - К., 1993. - С. 15.
10. Бахтша С.А. Матер1али до вивчення icTopii картин Б.Е.Муршьо з храму Р1здва Христового м. Охтирки. Харк1в, 1998.
11. Бобильова С. М1жнародний досвщ в Свропейському законодавств1 про 1ноземних колоше™ XVIII стол1ття /ЛИмецыа колони в Галичиш. Льв^в, 1996.-С. 44-46.
12. Бондаренко Б.А. Градостроительство Харьковщины. Очерки планировки и застройки городов XVII-XIX вв. Киев, 1951. - 200с.
13. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века-М.: Наука, 1971.-239 с.
14. Бояджиев Г.Н. Вопрос о классицизме XVII века /Ренессанс, барокко, классицизм. М.: Наука, 1966. - 348 с.
15. Брук К. Возрождение ХНв. //Богословие в культуре средневековья. Киев: Путь к истине, 1992. - С. 119-126.
16. Буланова Н.М. Земш силуети Bipn. Дшпропетровськ: Cin, 2000. - 110 с.
17. Бучневич Г. Записки о Полтаве и ее памятниках. Полтава, 1902. - 449 с.
18. Ваганова О.Е. Мурильо и его время М.: Изобр. иск-во. - 1988. - 222 с.
19. Вечерський В.В. Втрачеш об'екти архггектурноТ спадщини УкраТни. К., 2002.-594 с.
20. Виолле Ле Дюк. Беседы об архитектуре. Т.1., - М., 1937. - С. 196-243.
21. Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. М.: Искусство, 1986. - 176 с.
22. Волчанский Ю. Святит на Волиш Варшава, 2000. - 250с.
23. Волчанский Ю. Костел св. Сл1завети у Львов1 //Радкть Bipn. № 3. К., 1996.-С. 15.
24. Воронов А.А., Михайлова М.Б. Боспор Кемперийский. М., 1983. - с. 82-84.
25. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Т. 4 Л.-М., 1966.- 696 с.
26. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Т. 6. М., 1968. - 568 с.
27. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Т. 10. М. 1972. - 592 с.
28. ГАДО (Государственный архив Днепропетровской области) Ф. 134. -Оп. 1.-Д. 156.
29. ГАДО. Ф. 134. - On. 1. - Д. 168.
30. ГАДО. Ф. 6463. - Оп. 2. - Д. 9.
31. ГАНО (Николаевской области). Ф. 216. - On. 1.- Д. 3015.
32. ГАНО. Ф. 297. - On. 1. - Д. 83.
33. ГАОО (Одесской области). Ф. 1. - Оп. 191. - Д. 53.
34. ГАОО. Ф. 1. - On. 192. - Д. 66.
35. ГАОО. Ф. 1.-Оп. 214.-Д. 8.
36. ГАХО (Харьковской области). Ф. 4. - Оп. 105. - Д. 909.
37. ГАХО.-Ф. 87,-Оп. 105.-Д. 38.
38. ГАХО (Херсонской области). Ф. 1887. - Оп. 3. - Ед. хр. 714.
39. Ге Г.Н. Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула с 1790 по 1890 год. -С.-Пб., 1891. 85 с.
40. Говденко М. Спасо-преображенський собор в Катеринослав! ровесник м1ста 113 icTopii укра'шськоТ реставрацп. - К., 1996. - С. 222-227.
41. Годованюк О. Костьоли Волиш //Teopin та icTopin арх-ри та мютобуд-ва. 36. наук, праць. Вип. 3 - К.: НД1Т1АМ, 1998.
42. Горбик О. Стилыш риси архггектури провшцшного католицького барокового храму (на приклад! костел1в Кшвщини i Волин1). Рукопис. Дисс. на здоб.наук.ступ. канд.арх. по спец. 18.00.01 - К.: КНУБА, 2003. - 270 с.
43. Горбик О. Становления католицького бароккового провшцшного храму: принцип дюцезюнально1 та орденсько'1 специфики // Зб1рка наукових праць У AM. Вип. 20. - К, 2000. - С. 177-178.
44. Грималюк P.M. Вггражи Львова др. пол. XIX поч. XX ст.: Автореф. канд. дис. мистецтвознавства (17.00.06) ЛАМ. - Льв1в, 1998. - 26с.
45. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М.: Высшая школа, 1961.-212 с.
46. Дейнека А.И. Памятники архитектуры Сумщины. X.: Прапор, 1989. - 197 с.
47. Дженкс Ч. Язык архитектуры пострмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. -136 с.
48. Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 1999. - 378 с.
49. Доброер О. Католицька Церква в УкраТш // Статистика, анал1з, коментарь -КиТв: Кайрос, 2001. 250 с.
50. Документы II Ватиканского Собора Рим: Паолине, 1998. - С. 23,47-51.
51. Доусон К. Прогресс и религия. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. - 226с.
52. Срофалов Б. Керч на nepexpecri культур //Арх1тектура УкраУни. 1993. -№2.-С. 14.53. Ёдике 10. История современной архитектуры. М.: Иск-во, 1972. - 247 с.
53. Жильсон Э. Разум и откровение в средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев: Путь к истине, 1992. - С.5-48.
54. Жильсон Э. Средневековый гуманизм и Ренессанс //Новая Европа. № 8. -Милан, 1996.-С. 35-48.
55. Заковоротный Д.И. Николаевское управление строительных материалов. Исторический очерк. Николаев, 1991г.-С. 14.
56. Закревский Н. Летопись и описание города Киева М., 1858. - С. 163-166.
57. Захватович Я. Польская архитектура до пол. XIX столетия. Варшава, 1956-С. 379-392.
58. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры до постмодернизма». М.: Стройиздат, 1992. - 256 с.
59. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-287 с.
60. Истомин М.П. Фрески XVII-XVIII в.в. в храмах и костелах Юго-Западной России. // Труды XI Археологического съезда в Киеве. Т. 2. -1902 - С. 61-63.
61. История русской архитектуры /Под ред. Пилявского В.И. Л.: Стройиздат, 1984.-512с.63. 1стор1я украТнського мистецтва у 6 томах. Т.2. - КиУв, 1967. - 472 с.
62. Календарь Луцько-Житомирской епархии и костелов Подольской губернии на 1905 год. Житомир, 1904. - С. 76-77.
63. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. - 232с.
64. Квитницкая Е.Д. Белорусские коллегиумы XVIII в. //Архитектурное наследие. № 19.-М: Стройиздат, 1972.-С. 12-24.
65. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х — 1910-х годов. М.: Иск-во, 1982.-399 с.
66. Князева Е.Е. Лютеранские церкви и приходы на Украине XVIII-XX вв. (исторический справочник). ч. 2. - Петербург: Литера, 2003. - 344 с.
67. Ковальчик Е. Шзньобарокков1 костели Кам'янецько!" дюцезй'. //Архггектурна спадщина УкраГни. Вип. 5. - К., 2003. - С. 104-115.
68. Козубська О. Латинська кафедра у Львовь Спроба новоТ штеграцп вщомих факпв. // Народознавч1 зошити. № 2. - Льв1в: 1н-тут народознавства НАНУ,2000.-С. 252-261.
69. Колосок Б. Кафедральш споруди Луцька. Остр1ч: Волання з волиш, 2002. -217 с.
70. Кунцер М. Литургия Церкви. М.: Христианская Россия, 2000. - 304с.
71. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1999.1. С. 239-302.
72. Левина И.М. Картины Мурильо В Эрмитаже. Л.: Сов. художник, 1969. - 32с.
73. Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю.Ю. От крепости до столицы. X., 1998. - 335с.
74. Лесик А.В. Охрана и рациональное использование памятников архитектуры. Львов: Вища школа, 1987.
75. Лоссовская О.А. Французская готика XII-XIV в.в. М.: Искусство. - 255с.
76. Лушакова А.Н., Евселевский Л.И. Улицами старого Кременчуга. -Кременчуг, 2001. 224 с.
77. Мариуполь и его окрестности. Изд.попеч. Д.А. Хараджаева. -Мариуполь, 1892.-С. 141-144.
78. Мессель Э. Пропорции в античности и в средние века. М., 1936. - 254 с.
79. Могитич I. Пам'ятки арх1тектури у Галичиш та практика Тх реставрацй' у шслявоенний перюд. // Архггектура Галичини XIX-XX вшв. Льв1в, 1996. -С. 111-115.
80. Моргун Е.А. Стилевые закономерности развития архитектуры эклектики в Одессе // Проблемы теории и истории архитектуры Украины. Сборник научных трудов. Вып. 2. - Одесса, 2001. - С. 46-49.
81. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII вв. М.: Искусство, 1988.-350 с.
82. Мушинський I. Одесса католицька // Параф1яльна газета. №4.-1998. - С. 4-5.
83. Одесса, 1794-1894 гг. К столетию города. Одесса, 1895. - С.394.
84. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. -М.: Стройиздат, 1984. 224 с.
85. Орлова З.С., Ратнер И.Д. Из истории заселения Херсонщины. Херсон, 1993.-С. 44-48, 61-81.
86. Павлуцкий Г. Каменное зодчество на Украине // История архитектуры. /Под ред. Грабаря И. Т. II. - М., 1906. - С. 337-359, 383-408.
87. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР в 4-х томах. К.: Будивельник, 1985-1986. -Т.2. -С. 278.
88. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие вкультуре средневековья. Киев: Путь к истине, 1992. - С. 49-78.
89. Полное географическое описание нашего Отечества. Новороссия и Крым. /Под ред. П.П.Семенова-Тянь-Шаньского. С.-Пб., 1910. - Т. 14. - С. 677.
90. Петров JI. Нариси icTopii Брацлавського Костелу // Параф.'яльна Газета. -№5.-Киев, 1999.-С. 4-5.
91. Петришин Г., Олешко О. Реал1защя класищстичних дей у розплануванш поселень шмецьких колошст1в //Архп-ектурна спадщина Украши. Вип. 5.- 2003. С.215-237.
92. Письмак Ю.А. Британские истоки романского зодчества северного Причерноморья. Причины возрождения готики в XIX веке. //Проблемы истории и теории Украины. Сборник научных трудов. Вып. 2. - Одесса, 2001.-С. 50-57.
93. Плесская-Зебольц Э.Г. Одесские немцы 1803-1920 гг. Одесса, 1999. - 520с.
94. Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. - 344с.
95. Российский государственный исторический архив. С.-Петербург: РГИА.- Ф. 207-9. Оп. 672. - Д. 574. - JI. 454. Дело о ремонте р-к церкви в Балте на Соборной площади Одесского уезда.
96. РГИА. Ф. 218. - Оп. 4. - Д. 2462. Дело на разрешение строительства р-к. церкви в Иосифсталь.
97. РГИА. Ф. 218. - Оп. 4. - Д. 2403. О строительстве р-к. часовни в Полтаве.
98. РГИА. Ф. 787. - Оп. 69. - Д. 92. Разрешение на стр-во каплицы в Севастополе.
99. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 217. - Ед. хр. 261, 262, 263.
100. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 270. - Ед. хр. 271, 272, ч. I, II.
101. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 270. - Ед. хр. 275, ч. V.
102. РГИА.- Ф. 821.-Оп. 125.- Д. 615.
103. РГИА. Ф. 821.-Оп. 125.-Д. 629, 635.
104. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 656. О ремонте Полтавской р-к церкви и постройке каплицы в Кременчуге.
105. РГИА. Ф. 821. - On. 125. - Д. 680, 681, 682 - 141г. (1).
106. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 2171. О разрешении на постройку р-к. церкви в с. Каменское (Днепродзержинск).
107. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 2193. О постройке р-к. церкви в колонии Карлсруэ Березанского округа Херсонской губ.
108. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 2416. О постройке р-к. церкви в Елизаветограде (Кировограде).
109. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 2459. О разрешении на постройку, ведение ремонтных и строительных работ в р-к. церквях.
110. РГИА. Ф. 821. - Оп. 125. - Д. 2464, ч.1.
111. РГИА.- Ф. 821. Оп. 125.-Д. 3218, 2757.
112. РГИА.-Ф. 821.-Оп. 125-Д. 3272-3300.
113. РГИА. Ф. 822. - Оп. 4. - Д. 16583.
114. РГИА. Ф. 822. - Оп. 5. - Д. 20153. Прошение на постройку нов. р-к. церкви в Одессе.
115. РГИА. Ф. 822. - Оп. 5. - Д. 20154. Дело о постройке р-к. молитвенного дома в г. Ялта.
116. РГИА. Ф. 822. - Оп. 5. - Д. 20183. Дело о разрешении на постройку р-к. церкви в Симферополе.
117. РГИА. Ф. 1293, - Оп. 76. - Д. 191.; Ф. 1293. - Оп. 132.- Д. 76. Прошение на строительство новой р-к. церкви в Екатеринославле (Днепропетровске).
118. РГИА. Ф. 1293. - Оп. 119. - Д. 74. Дело о реконструкции р-к. церкви в Херсоне и пристройке колокольни.
119. РГИА. Ф. 1293. - Оп. 167. - Д. 19. Прошение на разрешение строительства новой р-к. церкви в Николаеве.
120. РГИА. Ф.1293. - Оп. 167. - Д.63.- Проект католического костела в г. Перекопе Таврической губернии.
121. Роттенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Иск-во, 1971.-С. 5-102.
122. Ричков П. Украшська архггектурна спадщина Товарищества Icyca: Короткаантолопя. //Архггектурна спадщина Укра'ши. Вип.5. - К., 2003. - С.169-195.
123. Свеховский 3. Романское искусство в Польше. Варшава: Аркады, 1984. -299с.
124. Слоневский А. Жизнь, смерть, воскресение. Днепропетровск: Пол1графют, 2002. - 300с.
125. Собрание планов, фасадов, профилей для строения каменных церквей. -С.-Пб., 1824.-№10.
126. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Д.: Художник, 1973. - С. 10-13, 41-46,109-112.
127. Стороженко А.В. О существовании в Киеве римско-католических храмов //Сборник статей по литературе и истории в честь Дашкевича Н.И. Киев: Franos, 1906. - 67 с.
128. Таранущенко С.М. Монументальна дерев'яна арх1тектура Л1вобережно1 Укра'ши. К.: Буд1вельник, 1976. - 335с.
129. Ш.Терьохш С. Планувальний розвиток шмецьких колонш у Поволжж1 // Шмецью колош1 Галичини. Льв1в, 1996. - С. 334-342.
130. Тимоф1енко В. Церкви шмецьких колошст1в у Швденнш УкраУш // Шмецыа колони Галичини. Льв1в, 1996. - С. 343-353.
131. Тимофеенко В.И. Формирование градостроительной культуры Юга Украины.-К., 1986.-284 с.
132. Тимоф1енко B.I. 1тал1ець Фраполл1 та проблеми укра'шського амшру //Архггектурна спадщина Укра'ши. Вип. 2. - К., 1995. - С.99-124.
133. Тимоф1енко B.I. Зодч1 Укра'ши юнця XVIII початку XX столггь. - К.: ЦДГПАМ, 1999.-475 с.
134. Тимоф1енко B.I., Д'яченко С. Формування ансамбл1в 1сторичного центру Херсона //Арх1тектурна спадщина Укра'ши. Вип.З. - ч.1. - К., 1996. - С. 179-192.
135. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Изд-во зап. евр. экзарх. Моск.патриархии, 1984. - 474с.
136. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Изобр. иск-во, 1996. -333с.
137. ФрилингГ., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М.: Стройиздат, 1973.
138. Харьковские губернские ведомости. 11.17.1883.
139. Харьковские губернские ведомости. 27.03.1884.
140. Харьковские губернские ведомости.-06.08.1889.
141. Християнське слово. № 2. - 1989. - С. 9.
142. Цеховский В. Строительство костела св. Николая в Киеве // Krinica. № 22. -Киев, 1999.- С.21-24.
143. Цихонь К.Р. 1конограф1я космосу в европейському християнському мистецтвк 17.00.05. Дисерт на здоб. наук, ступеня канд. мист-ва. Лодзьський ушверситет. Рукопис. 2000. - 198с.
144. Чупиков Б. Симферополь. -Симферополь: Таврия, 1984. 158 с.
145. Шамраева А., Юрченко С. Костел св. Олександра в Киев1 //3 icTopii" укра'шськоТ реставраций К., 1996. - С. 40-44; Бернардинський монастир у с. 1ванов (Яшв) Вшницько1 область - С. 71-75.
146. Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. -М., 1937. T.l. - С.543; Т.2. -С. 133-468.
147. Шишмарев В.Ф. Романские поселения на юге России. Ленинград, 1975. -С.161-167.
148. Штейнберг Я.А. Забудова проспекту К.Маркса у Дншропетровську //В1сник Академп архггектури УРСР. №4. - 1950. - С. 12 (карта).
149. Энциклопедический словарь /Под ред. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. С.Пб., 1895. - Т.28. - С.735.
150. Эрши А. Живопись интернациональной готики. Corvina, 1984. - С. 5-40.
151. Юдин А. История католичества в России // Сборник материалов по случаю освящения собора Непорочного Зачатия в Москве/. М.: Духовная библиотека, 1999.-С.7-18.154. Южный край. 6.03.1909.155. Южанин.-24.09.1895.
152. Юрченко С. Кафедральна готика УкраТни // Пам'ятки УкраУни. № 1-6. -К., 1993.-С. 39-42.
153. Юрченко С. Роль мецената у вибор1 арх!тектурно1 программ. // Пам'ятки Укршни. № 1-6. - К., 1993. - С. 44-48.
154. Якобсон A.JT. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. -Л., 1985.-С. 8-12,24-25.
155. Янкявичине А.С. Два памятника архитектуры XV века в Каунасе //Архитектурное наследие, № 33, М.,: Стройиздат, 1985гтС. 5-8.
156. Ясиевич В.Е. Архитектура Украины кон. XIX нач. XX веков. - К.: Будивельник, 1988, -С. 226.
157. Architektura gotycka w Polsce / pod red. T. Mroczko, M, Arszynskiego, -Warzawa, 1995,-Т. 1.
158. Baczkowski D. Historia pokarmelitanskiego kosciola I klastoru w Berdyczowie. -Warszawa, 1912.
159. Baracz S. Pamiatki miasta Stanistawowa. Lwow, 1858. - S.25.
160. Baracz S. Pamiatki miasta Zolkwi / 2wyd. /. Lwow, 1877. - S. 40.
161. Brykowska V. Kosciol jezuitow w Lucku i architektura zakonu jezuitow na Wolyniu i Podolu w I pol. XVII wieky. //Sztuka kresow Wschodnich. T. 2. /red. J.K. Ostrowski. - Krakow, 1996. - S. 65-68.
162. Brykowska M. Studia nad architektura Baroku uklady przestrzenne kosciolow karmelitow Bosych. Warszawa, 1984.-S. 14-17,44, 110.
163. Crossley P. Gothic Architecture in the Reign of Kasimir the Great. Krakow, 1935.-P. 394,405.
164. Directorium divini officii et misarum pro archidioecesi Kamenec-Podolanski. -С.-П6., 1904.-210 s.
165. Directorium divini officii et misarum pro archidioecesi Mohiloviensi, С.-П6., 1916.-256 s.
166. Dybkowska A., Zaryn I., Zaryn M. Polski Dzieje. Warszawa: PWN, 1994. - S. 192-196.
167. Elenchus omnium Ecclesiarum em universi cleri Diocesium Luceoriensis et Zytomiriensis nec non Camenecensis Anno Domini. 1913. С.-П6., 1914. -304s.
168. Fast G. Die deutschen Siedlungen im Gebiet Chortitza //Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1957. - S. 55-86.
169. Foil J. Der Kirchenbau in Engenfeld 11 Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1962. - S. 82-87.
170. Frycz I. Odrodzenie sztuki witrazowej w XIX i XX wieku // Szklo i ceramika. -№ 6. Warszawa, 1974. - R. 25 -S. 177-183.
171. Gatkiewicz P. Kosciol w Drohobuczu- Drohobucz, 1909. S. 10-12.
172. Gizycky I.M. (Wolyniak). Zniesione koscioly i klasztory rzymsko katolickie przez rzad rosyjski w wieku XIX w diecezji Luckiej, Zytomierskiej i Kamienieckiej // Nova Polonia Sacra. - Т. 1. - Krakov, 1928.
173. Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1955. - S. 80.
174. Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1961. (Foil J.Eine Schulbewegung in useren Kolonien). 131.
175. Historia sztuki polskiej w zarysie. / Pod. red. Dobrowolskiego T. Wyd. 2. -Krakow, 1965.
176. Hlebowicz. A. Kosciol w newoli. Warczawa: Glos, 1991. - 148s.
177. Hornung Z. Jan de Witte arhitect kosciola Dominikanow we Lwowie /Pod red. J.Kowalzyka. Warszawa, 1995. - 303 s.
178. Klein F. Kosciol O.O. Dominikanov w Tarnopolu i jego restauracia. Krakow, 1910.
179. Kloczowski I. Dzielo chrzescijanstwa polskiego. Т. II. - Paris, 1991. - S. 7-94.
180. Koscioly i klasztory rzymsko-katolickie dawnego wojewodztwa ruskiego. // Miedzynarodowe centrum kultury w Krakowie. T. 5, 6. - Krakow, 1997. -366s.
181. Koseski A. Polacy w ZSRR niektore kierunki badan w historiografii polskiej. // Studia z dziejow Rosji i Europy srodkowo - wschodnej. - Warszawa: WN. -TXXIX.-S. 132.
182. Kremer J. Kilka slow о epoce, w ktorej rozkwitla sztuka bizantynska. Krakow, 1856. -S. 17.
183. Kykiz T. Wolynskie Madonny i inne obrary sakralne z diecezji Luckiej. PiBHe:1. Бший Дунаець, 1998. 212s.
184. Lepkowski J. Sztuka, zarys jei dziejow, za razem podrecznik dla uczacych i prewodnik dla podroznych. Krakow, 1872. - S. 159-600.
185. Lewkowich W. Muzyka sakralna. Warszawa, 1961. - 320 s.
186. Libal D. Gotika architektura v Cechach a na Morave. Praha. 1948. - 240 s.
187. Losski W. Teologia mistyczna Kos'ciola Wschodniego. Warszawa, 1989. - S. 167-168.
188. Lozinski W. Sztuka Lwowska w XVI-XVII wieku. Architektura i rzezba. -Lwow, 1898. S.5-20.
189. Lozinski W. Wiadomosc о restauracji kosciola arhikatedralnego we Lwowie // Teka konserwatorska Galicji Wschodniej. Tom 1. - Lwow, 1892. - S. 151.
190. Lundeis Ph. Die Gemeinde Karlsruhe //Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1962. - S.40-54.
191. Mankowski T. Lwowskie kosciol barokowe. Lwow, 1932.
192. Mankowski T. Lwowski cech malarzy w XVI-XVII wieku. Lwow, 1936.
193. Majdowski A. Studia z historii architektury sakralnej w Krolestwie Polskim. -Warszawa: Neriton, 1993. 190s.
194. Malinowski M., Kolosok B. Zarys dziejow diecezji Luckiej //Oraz katedty sw. Piotra i Pawla w Lucku. Kalwaria zebrzydowska, 1993. - 250s.
195. Materialy do dziejow sztuki sakralnej na ziemiach Wschodnich Dawnej. Rzeczypospolitej /Red. Ostrowski Jan. К. Tom 1. - Krakow, 1993. - 125s.
196. Micel M. Spoleczenstwo cywilizowane dba о zabytki architektury. //Krynica. -№9.-Krakow, 1996.-S. 4-7.
197. Mrusek, H.-J., Beyer G. Drei Sachsische Kathedralen. Dresden, 1976. - S.32.
198. Paszenda J. Stan S.J. Badan nad architektura jezuicka na ziemiach wschodnich Rzeczypospolitey. // Sztuka kresow wschodnich. Materialy sesji naukowej. T.2.-Krakow, 1994.-320s.
199. Paszkiewicz P. Pod Berlem Romanowow. Sruka rosyiska w Warszawie 1815-1915.-Warszawa, 1991.-223s.
200. Petrus J.T. Koscioly i klasztory Zolkwi // Materialy do Dziejow Sztuki Sakraluej na Ziemiah Wschodnich Dawnej Rzeczypospolitej. Krakow, 1994. - 199s.
201. PopekL. Swiatunie Wolynia. Tom 1. -Lublin, 1997. - S. 138-145.
202. Popiel J. Problematyka dyszpasterska sztuki chrzescijanskiej // Wprowadzenie do Liturgii. Poznan, 1967. - S. 550-565.
203. Schnurr J. Die Kirchen und das religiose Leben der Russland deutschen. Katholischer Teil. Stuttgart, 1980. - S. 166-214.
204. Schnurr J. Der Kirchenbau in den deutschen Siedlungen Ruslands von der Mitte des XVIII biszum ersten Viertel des XX Jahrhunderts // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1963. - S. 109-141.
205. Schnurr J. Siedlung, Hof und Haus des Russlande utschen eine geographischvolkskundliche Betrachtuny // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. - 1967/1968. - S. 10-14.
206. Studia nad historia Dominicanow w Polsce / Pod red. J. Rloczowskiego. Т. 1, 2.-Warszawa, 1975.
207. Testa B. Sakramenty Kosciola. Amateca, 1998. - 350s.
208. The German Colonies in South Russia: 1804 to 1904 / Red. Keller C. Vol. 1. -Nebraska, 1980. -S. 276,284.
209. Timofienko W. Dzialnosc polskiedo architecta Feliksa Gasiorowiego w Odessie //Kwartalnik architectury i urbanistyki, 1992. Т. XXXVII. - z.4. -5.336.
210. Tomkowicz St. Olyka // Prace Komisji historii sztuki P.A.U. T. 3. - zesz 1. -Krakow, 1923.-S. 1-37.
211. Tygodnik ilustovany // 6 pardiernika. № 40. - Warszawa, 1906.
212. Ulman V.E. Gotica der deutschen Kunst 1350-1470. Leipzig, 1981. - 229s.
213. Walenwander E. Polacy w Kosciole katolickim w ZSRR. Lublin, 1991. - S. 58-60.
214. Watulewicz J. Herburtowie fulsztyncy i kosciol parafialny // Prace komisjihistorii sztuki P.A.U. Krakow, 1938.
215. Witwicki W. Wiadomosci о stylach Wydawnictwo wiedza Powszechna, 1960. -S. 111-125.
216. Widajewicz J. Zprzeszlosci Buszecza. Poznan, 1925. - S. 202-203.
217. Wronski J.S. Wokol Symbolu. Koscioly upamietniajce Konstutucje 3 maja // Historia Polski XIX i XX wieku. /Pod red. A. Barszczewskiej Krupy. - Lodz: WUL, 1998.-S. 137-141.
218. Jankiawiczienie A. Wschodni obszar wystepowania gotiki i niektore specyficzne cechy Litewskiej architectury XV-XVI wieku //Kwartalnik architectury i urbanistyki. T. 19. -z.3. - Krakow, 1974. - S. 239.
219. Zielinski S. Katedra obrzadku Lacinskiego w stolecznym miescie Lwowe // Lwowianin. Lwow, 1835. - S. 56-66.
-
Похожие работы
- Архитектура зданий Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем Востоке
- Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг.
- Монастырское зодчество Беларуси
- Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI-XVI вв.
- Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана