автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Зальные церкви Армении раннего средневековья

кандидата архитектуры
Тер-Минасян Ануш Ашотовна
город
Ленинград
год
1991
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Зальные церкви Армении раннего средневековья»

Автореферат диссертации по теме "Зальные церкви Армении раннего средневековья"

ОР,ЦНА ЛЕША А;<Л£К£К >ЗДь2СТЭ СССР ОР£ЕКЛ ТйлО£!ОГО КРАСКЗГО ЭйлМШ

ИНСТИТУТ глвогкси, сгл&яш и АРМТШУШ

г^'вн;'. Л.Б,РК1.21А

. На правах рукописи

ТЕР-КИйАСЯН Ануи Ааотовна . ' • . " 7Ц\ 726.5.03 /479.25/

ЗАлЬНЬВ ЦЕРКВИ ЛИлЕНйЛ ■ РАННЕГО СРЩЕЕЕИОВЬЯ

Специальность; I8.00.CI - Теория и история архитектуры» реставрация гтяяятнияов архитектуры.

А в » о р в ф в р а т

диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры

Ленинград - 1-Л1

Работа выполнена в Институте искусств АД республики Армения.

Научйый рукозоднтель - кандидат архитектуры М.М.Асрьтяк.

Официальное оппоненты:

доктор исторических наук К.Н.£яСавян, .кандидат архитектуры К.К»Кафадарнн.

орга»шэадия - Бсвсэкяшй яаучно-яссдвдозателыккй ¡■.ютетут теории и истории архитектуру л градостроитольсгва.^Ц^Х^АД-1-«-^

Залита состоится * ч&^ОС^ 5991 г. «сов

на заседании Сяы^адазироваикого Совета ДИ9.С1.01 пе защите диссертации на соискание учёной степени доктора науя при Яязта-туте жкьопиеи, скульптуры и архитектуры ку. '¿.Е.Репкна Академии художертз СССР /19Ц0:у5, г.хоьгирод, Ушаврсотетская наб. Д7/.

С диссертацией кожно ознакомиться е. Научной библиотеке Академии художеств СССР /Унивзрситетская наб., I?/.

Автореферат разослан

•М--.

Учёный секретарь Специализированного Совета /Б.й.Кохно/

Актуальность исследования состоит в том, что о зальных памятниках Армении до сих пор но было. отдельного монографического исследования. Лияь. некоторые аз них вооля в специальную литературу, я подавляюшзэ большинство их вовсе нз било изучено и даже не упоминается в литературе, мелау тем, как только комплексное исследование всех памятников этого типа может осветить мног::' слорнка вопросы, связаняке я с'происхоздением 'тяпа, и взаимовлия-ниямь архитектур соседних стран, п преемственностью культур древней и ранкесреднезековой Армении.

Данная работа - первое монографическое исследование, где представлены все ранкесреднеЕековые-залыше церкви Армении (58 памятников), причем наряду с изученные, нзвестнкми памятниками (Гарни, Дтарязезрис, Лернакерт, Авак, Парбк и другие) впервые введены в научный- обиход малоизвестные, неизученные или. вовсе неиа-востнне и новоетхрить'0 памятники, впервые обмеренные'и представленные автором: Тег (2 залып'е церкви), Парос, Лемзялек (2 заль-нь'е церкви), Сенавак, Ширак, Талин, гчмиедзил, Агуди, Спандарян, Апнапох (2 залъяие церкви). Аруч, Боскеваз, БаКбурд (2 последние впервые представлены в наиболее полном после раскопок видь).

Объектом исследование являются зальные памятники Армении, на территории которой храмы этого, т.е. продольного типа, сооружались ош с XX а. до н.э., со времен существования государства Урарту. С принятием христианства в 3CI г.' этот тип стал одним из самых распространенных в раннесредневековой Армении.

Прсдсттом гсследования являются пальнио церкви Армении -тип памятников, ишроко известный во всем христианском мире, п;'о-исхоодение которого* восходит к глубокой древности.

Алторскдя гипотеза заключается в систематизации типа зальных церквей Армения в целом, попытке проследить за ходом его развития, начиная от истоков, и на основе этого - сделать некоторые выводи относительно aro происхождения и роли в формировании и развитии многочисленных к: по в средневековой армянской архитектуры. Кроме того, вводятся в научный обиход неисследованные до

сих пор пв'.'лгшпси,

Цель исследовсяпя - наиболее полно представить тип зальных церквей рашюсродаевекзвой Ариеааи, еыяв^ть их обкне чорту и различия а сравнении с аналогичными памятниками других стран, с. такке место ц роль этого типа в формировании процесса цяогочио-

ленных типов памятников армянской христианской культово!! архитектуры. Данные этого исследования могут быть внедрены в практику охраны я использования па/ятников истории и культуры Apv.CC?, могут служить научной основой для рагработки дрозктов реставрации раннасредяевековых зальних церквей и восЕронзЕзде-ния этих проектов в натуре, а также могут бнть кспольэоЕаны при чтении кур : лекцай по истории армянской артитектурн в учъоных заведениях соотвегствуташй. специальности*

Ешгачч работы - внявленле в псследуемшс памятниках на основе богатого фактического иатериада путеу сравнительного анализа обоих композиционных черт я индивиду ал ышх особенностей, сксте-катизация и.классификация паг.щтников ка »той основе, отличндая-ся от существующей до скх пор, уточнение на основе тщательного анализа плановой и ебшгыс-иросданстзенной композиции» строительной техники. и декоративного убранства датировки нзхоторых памятников, установление, по возмокности, функционального назначения паглтнкков, погштка осветить вопрос яродсхоздекия зачьчнх церквей, а также выявись их связи с однотиинима памятниками других стран, и, в результате всего вшеперечисленного, представить по возможности целостно весь тип.

Состоянке вопроса

У историографов очень :.гачо конкретных упоминаний о ргнпе-средневековых зальк"х церквах. Саи юьпут лнпь в общем о небольших сооружениях, стр0:да21хсч на месте и на основаниях разрушенных капищ, "той же ширины и душны", с .тоГ: лшяь разницэй, чтс язычники "молллг.сь на запад", или о бУЕпга: капивах» сохраненных целиком и освященных в церковь.

По г там свидетельствам могло угадать; чг-о речь идет о зальных церквах - одних из первых поело принятия христианства в 301 году, тем более, что простота форм а, пзрешедпая в начала их Появления от напиш, отвечала простоте тогдашнего богослужения. Конкретно упомянуть- лииь некоторые па^лмихл.» и в более позд:ш2 период (Лгуди - Ст.Орбеляном - еп.Свдпксйим /%2-Х 1У в./, Кзре-ниси-ванк - ¡¿есропоы архиепископом Смбатеаяцем /111 в./, 'факелом йаьрикециЛХУП в./, католикосом Симзоном /ХУIII в./,Тана&т -Ст.Орбеляном, Г.Алишаном /Х1Х-ХХ в./,Аван/2репш/ -М.СыЙатеанцем,

Де:ш - Ованнач Лрасханакертца /Е'-Х в./,0ранна иэ еп Сар-

кавагсм/ХУЛэЛЗалвная церковь монастыря Ованнаванк, а такгш церкви ч ¿¡гварде, Гарни, Псрби упомянуты известным ученым Гарегпном Свсепяъоь: в труде "¡.йтерлалы х исследования со исторг армянского пскуссша и культуры".

Б научней, оборот зашшз церкви би.ъ: введены первым исследователей армянской исторической архитектуру, классиком армянской ар:<лтэктур.чо£ науки - Торосом Тораадняном, который изучил и представал 12 ранкесреднезекових памятников'(Аван /Кресан/, Аган /JüanipaKßxiiil р-н/, Ыеник,. Аграх /Зап.Армения/, Дернакэрт, Агерак, Аетвацдхал, Всскеваз, Ованкаванх, Парбл, Герни, Кцрнут).

Уделяя большое кшианкв происхолдонк» зальных церквей, Т.Тореканлн празел к выводу» что они, имея колыйаяьп своей Вас- ■ тон, непременно опирается на местные традиции, обусловленные ка-цнонадьнш вкусом к строительные материалами. этого,

осяовиваясь d-г спгдетольствах историографов, Тораманян считаят, что многие язическиэ кашпда целиком били приспособлены для хря-стааасшго богослужения.

В своих иззестанх Трудах, посвяэднкь'х средневековой армянской архитектуре, упоьжаает о зальных церквах и.М.Токарск.;2. опублшсовавяк£ плацы некоторых из них (Кзрнут, Танаат, Етвард, Еямпадэдн а другие) в книге "Архитектура Армении 17-Х1У деков", а нз зольной церкви э ¿¡чрве^е, обнаруженной :ш во время раскопок 1950 года, оа, как первый ее исследователь, подробно останавливается в отдельном труде 1"Дхрвех, Вохджаберд /II/").

В своеи капитально!.', ДВуХТШНОМ Труде "Dio Baukunst der Armenier und Вагора"£3брацаотся к загышм церквам и И. Стрзлго вскнй, которыЗ, такяе уделяя ешнлзниз вопросу происхождения этих церквей, классифицирует их, разделив на 2 группы по принципу наличия ил.1 отсутствия нодпрулшых ярок, что, на наа взгляд, не может служить достаточней признаком для вкявленкя разнообразия этих памятников и на стряхает сугмоогл ах отличий друг от друга.

¡Uí.iv'app, изучавши»! путк развитая раслячнкх типов ссорукг-шь;, считал, что, на;иду с дарк-з&дщ простой крестообразной фор-'.•.i:, именно з&пыые иергпа является ппого тппами мнтчзчисленнкх орхя гектурпнх ферм армянсадх памятников,

A,Ji.ñ;co6co¡f, но представляя конкргишэ заяьяие памятники или дажэ весь тап в. кякгэ "Очорк историй зодчества Армении У-

ХУЛ веков" пишет однако о том, что ужа в У веке те элементы ар-хктектурно!! композиции, которое били занесены в Армению вместо с христианской культурой в 1У-У вв. в процессе живого культурного общения с СкриеГ:, "били сильно переработаны и получили самостоятельная путь развития. £актаческд, это ухе бил "новый архитектурный организм".

К зальным памятникам обращался А.А.Сакнян. Представив некоторые, наиболее характерные, залышо памятники (Ксрнут, Етвард, Двии, Танаат, Гарни, сч:лиадэкн, Джарджарис, Лернакорт, Зовуни} в книге " Архитектурs. Касахско! базилики", он уделил внимание вопросу их происхождения: неоспоримо, считает он, влияние местной, сло:и:вгаэ~ся в течение тысячелетия архитектуры на новую, христианскую архитектуру, хотя взаимоотношения с другими христианок;::/.;: саранами, з первую очередь сСирие.ч, и.'.:оло, конечно, свое влилаке на образ христианского храма, но это уже бгло на следудао;: ступени его формирования,

i;а двух гсльпих памятниках - Ованнаванке и Двина - подробно останавливается в своих трудах "Ованневанк :: его надписи" и "Горсд Дв;ш и его раскопка" К.Г.Глфадарян, которому прхаздлезкт к открыто двпнекоД церкви во вре,\<я производившихся там раскопок 1937 г.

К последней, двппско;! залшс;; церкви обращается такха В.М. лрушвгн ("Архитектурное па-лгнпкп Двина У-УД веков"), который прилагает классифицировать зальные палиткики по Солее существенному признаку, нежели ото делает СтргпговскнП, а ".ценно: па-«лтккгд с карух'лкми галереями к без галереМ. Краткое описание трех залышх пш-чятников (Караут, Танаат, Лернакорт) дается так-ке в его совместна:.: с С.А.Сг£аряксМ труде "Памятник« армянского зодчества'.'

Неоднократно, в ¡уде статей, обращался к зальным пауятиикам М.Ы.Асратян, впервые вт-'делкпжй в отдельную группу памятники с выступающими из основного объема абсидами. БольсоП группе татарских ранкесредневековых зальных памятников посвящена одна из его статей. У.Асратяк исследовал также два залылк памятника в Лусакорто и иеркогь с прямоугольной абевдой в Арагпхе.

Б обзорно!! статье "Архитектура Армении" упоминает некоторые узловые зальные памятники (Ованнаванк, Лорнакарт, Егвард, Карнут, Танаат, Двин) О.Х.Халиахчьян,

Стхрив'тлй во время раскопок 1276 года зальную церковь у храма Рипсяме в Зчмнадзине Р.Торосян опубликовал ее краткое описание в "Сборнике тезисов докладов Г" республиканской конГо-ренцки по проблемам культуры и искусства Армении".

Т.Геворкян обращался к вопросу создания плановых композиций зальных церквей, выявляя существующие в их пропорциях закономерности, в статье "О построении планов базиличиых церквей Армении раннего средневековья",

Обрапается к зальным памятникам в своих трудах и французский ученый арчинского происхождения А.Хачатрян.

Зальным памятникам яосздсены та rose два исследования ита! ^л-ских ученых. Первое - "Chiese е cappello атоосо а iiavata зеи-plico dal Г/ al VIIс."автором которого является &.Гавдолв£о, включает в себя описание и анализ 13-тн зальных церквей, находящихся в Советской Армении. Второе, написанное П.Кунео ("La Baailicho de 3®ux,Xh<sorgin, Paovaü, Kogeacvanlc" ), посвяшено 4-м зальным церквам, находящимся на территории западной Армении. В конце книги П.Кунео опубликовал также таблицу планов всех известных ему зальных памятников.

Метод исследования - главным образом архитектурный анализ пшадтников; изучение и обмер памятников в натуре, их ¿Готсфикса-ция, участие в частичных раскопках памятников.

В метод исследования входит также обзор литературы, начиная с трудов историографов и архивных материалов и кончая публикациями современных отечественных и ¿арубшшых авторов, что дает возможность получить сведения о разрушенных ныне или находящихся за пределами СССР армянских памятниках, а также уточнить некоторые конкретные детали.

Материалы исследов&шя представляют результаты частичных раскопок памятников, натурных наблюдений, обмеров автора, графические, фотографические и литературные источники, архивные материалы, использованные автором в процессе работы.

Структурq работы определялась в соответствии с цэльп, задачам;: , методом к материалами изучения.

Работы состоит из четырех глаЕ. Первые две соответствуют системе классификации а-шла памятников. Щ глава посвяиена сравнительному анализу исследуемых памятников, в 17 главе рассматривается обтие черт и различия зальных церквей раннесред-

- в -

нзвекоЕоЯ ■ Армении и друга: стран. Далее следуют выводи.

Всего работ« включает 152 страниц текста и приложение в состава' 23 гра-:{;:чбсккх таблац и <16 ^отограрл];.

Основное нсло.-генга, и-'.чосжые

Наиболее точно и обобценно, на каш взгляд, различия мегду залыш:,'М па'.'.чгтша:ал':1 внутри самого типа отражает следующая юс скстогдатлзацня: разделение на два основных подтипа - со вписанной; в пряшугольцкЯ контур внешних стен абсидам;; к выступакш-дга абсзда^г. ilepwii подтип, в свою очередь, мокно подразделить на две. группы: церкв;: простои <iop:.;u, баз каких-либо прпкыкаюзлх к основному объему покеаоний, л церкви с при^ь-каяли/л к паи од-н:*;.; двум-i придела;.;;: к вне"?.;".;;: галереями с одно;":, двух или трех сторон.

К первому подтипу относится большинство памятников, простая я логичная композиция которкх гак нельзя лучле соответствовала ose несложному обряду ранних христиан. Они представляют со-бок прямоугольные в плане сооружения на ступенчатой стилобате, в основном со сводчат;:;.; камекним перекрытием :: подпру;:счвди арка-tai a.xi боа них. Снаруж: перекрытия взята под двускатную кровлю, крктун чсрёпине~.

К простеган:.: памятникам зтого подтипа, без каких-либо до-гэлнлгельиих нэ/лекогаг/ к да:^ без поднрузних арок, относится церковь Сурб Асгвоцацпи в село Арогхх. На восточной стороне его .молитвенного зала расположена прямоугольная абсида - явление, хотя к редко, но всгречгнцзоод э раниосредчэвбкоьюс памятниках Армении, однако среди зедыяте церквЫ. ото единственны." кзвост-kuíí на:.' npkksp. Такуп же npocvy» коглю&здет, но с подковоос'раз-кнмн или иолуц::рьул.ь тш в плано абсидами имеют церкви в Асане ( Ереван), Ашаг/охо, Спандаряне, Аручс, Шенавано, Бвертноце и другие. Композиция церквей в Аване (АятаракскиИ р-н), ^еилке, Тшвшо, Лорпакертз, Т'еге и других усложняется лкзь ьвл>гн;ем кодирую. х арок п, соответственно, одной, дву;.и п'лц тремя парами щастенинх пилокоь нлд пилястров. lia все пристенные пилоны били построопь: одноврсменш с цирковьз,-некоторае пристроены позднее ¡: «О'ИМеют строительной связи со стеной (Боскеваз, Лусакэрт,

Нэрби, Танаат). Предполагается, что эти пнгляткикк кмели скачала, деревянное покрытие, замененное затем болов распространенным в Армении каменным снодом. Однако отсутствие пристенных пилонов вовсе не означает, что перекрытие било непременно деревянные, поскольку значительная толщина стек (1-1,2 «) позволяет предположить, что они несли каменное сводчатое перекрытие.

Постепенно, с усложнением ритуала богослужения, появлением ноешс требован!«" в церковных канонах, простые композиции зальных сооружений дополняются новыми помещениями: продела;.:;:, которые начали пристраиваться к ухе имевшимся церквам (а новне строились с придела.',«:), начиная с У века, поело, принятия ХУ канона Саака Нартева (У в.) и Х1У канона П Двинского собора (554 год) о житье старшего священника летом в церкви, и галереями.

Приделы находятся з основном с шяоГ: стороны молитвенного зала (Зовунк, Танаат, Гарня, Карнут, Тух), регха - с северной (Двин, Одзун), Иногда - с северной и пню:7. (Свердлов, Лапвак и др.). Исключение составляет церковь Св.Богородицы в селе Агарак Аатаракского района, где дополнительное псмёсение примыкает к церкви с запада, иапопобие нартекса. Особое 1,:есто занимают также Карениси-ванк к цегкогьсв.Бэртана в Бовуни, где, в первом случав, тлеется крипта под церковью, а во втором случае - двухэтажная усыпальница с гакноИ стороны церкви, В случае двух приделов (Свардлов, Пашвак, возможно, Сбардзи, Вэрдаблур) один из них служи, как уже было сказано выде, летним пристанищем стар-сему священнику, а второй - для хранения священных сосудов и другой церковной утвари, богослужебных книг, одеад и церковной кассы, т.е. являлся дьяконкиком или ркзнишй. В больаикстве случаев приделам соответствовали наружные галереи-портики, которые слулили для готовящихся принять креаенле или каэдихся, т.е. играли ту хв роль, что нартекск в ?агадних христианских храмах. Тага» в праздничнее дни или во время особо торяйственннх событий, когда большое количество ирихохан не умесатась в церкви, многие стояли в галереях. Закон относительно кашихся был принят на I Кккейско.м вселенском соооре (325 г.), и поскольку армянская церковь была участницей этого собора, то, естественно, и она должна была дейст звать согласно этому закону, те;.? более, что еще в канонах фригория Просветителя, принятых до Кикзйского собора, так:-в говорится о покаянии вне стен церкви, л поскольку

зшсол Сил принят вскоре после принятия христианства, то многие зальные церкви строились уже с галерея.-.::;. Лишь в редких случаях, как, например, в БаПбурде, можно с уверенностью говорить о более поздней пристройке галереи. Наиболее характерны галереи для второй половины Г/-У веков.

С архитектурной точки зрения они представляют собой открытия залы-коллонадн аиркно£ примерно в половину молитвенного зала, примыкают;е к церкви с пкной (Гарни,. Танаат, Ба£бурт), в двух случаях - в Двине и Одзуне - с северной стороны, и в боль-аинстве случаев, вероятно, с двух'или трех сторон, мной а западной (ЗгЕард, возможно, очмиадзин), северной, южной и западной (Гюлагарак, Гтеванк, Куртан). Наличие пилястров на западных фасадах Лжигралэна, Обардзк п Свердлова дают возмо:якость предположить, что к здесь на западной стороне существовала галерея, соединяющаяся с северным и южным рукавами, однако отсутствие каких-либо фактических данных не позволяют идти далше прздпо-лозши:. Ма восточно/1 стороне галереи оканчиваются либо нишей-абсидоИ для треб я о'бекен (Эчмиадзин), либо приделом. Западная ■стена придела с внешней стороны была либо гладкой, как, например, в Танаате, либо в ней тлелась небольшая ниаа-абсида (]Сарнут, Куртан). Церкви с трехсторонними галереями отличаются друг от друга тем,"что в трех случаях (Гтеванк, Куртан, Гюлагарак) придел имеется только с юго-восточной стороны галереи, а в других трех случаях (Джяграшен, Обардзи, Свердлов) пркделц тлелись с двух - северной к южной сторон. Причем если в случае Дхиграпена к Обардзи с одной стороны находится придел, а с другой сохранились лишь наружные абсиды (скорее всего, и здесь были приделы), то в Свердлове существование двух приделов налицо» Л такая симметричная композиция при более низком расположении кровель приделов по сравнении с двускатной кровлей самой церкви придают памятнику облик трехнефной базилики западного типа.

К церквам с галереями относится и зальная церковь монастыря Ованнаванк. Она протерпела множество реконструкций, однако можно о уверенностью говорить о ее первоначальной композиции -с галереей с изной и заданной сторон. Этим шжнообьяснить и отклоненность западного входа .к югу: $ю-вВДИяоцу> вход был рассчитан на то, чтоб** быть в центре всего сооружения - церкви и галереи вместе, что продавало <5Ьльшую уравновешенность композиции. Tejara же картину ыя каблпдаем в Танаате и,очевидно, в.Эчми-

адзака.

Раннесредневековко зальные церкви с выступавшими из основного объема абсидами составляют среда памятников этого типа в Армении меньшинство. ¿олгое время они считались вообще нетипичными для армянском раннесрздневековоЛ архитектуры. Кок шмат Н.И.Токарскай по поюду церкви 7 века в ДкрЕэке: "Ваступатеш абсида в простой цэрквк-зале - явление редкое и мне до того не встречавшееся".

Однако обнаружение в течение последних лет ряда памятников с выступающими абсвдача, а также исследование некоторых кз нлх Ц.1.1.Асратяноы позволяют с-:, ¿час сказать, что, несмотря на малочисленность, памятника и этого подтипа были не чугды армянской раннесредкевековой архитектуре.

Однако они ко так многообразны, как памятники предыдущего подтипа, и среди них, за единственна! исключением (церковь в Еайбурте, где к основному объему с юга примыкает построенная позднее наружная галерея), нет памятников с дополнительными помещениями. Абсиды в памятниках этого подтипа изнутри встречаются и полукруглые, и подковообразные, а снарухк - в основном пятигранные (Эчмиадзин, Дкрвеа, Шогакаванк, Д?хрд:харис, Воскеваз, Пемзашен и т.д.), четыре памятника (Зорпаен, Цолакерт Хуса-керт, Батикян) имеют полукруглую снаруки абсиду, ОД1Ш из которых - Дусакерт - в результате реконструкции У зека получил семигранную снаруяа абсиду.

В больиинстве зальных памятников главный (при наличии других) или единственный вход расположен на западной стороне памятника, по его продольной оси. В редких случаях, очевидно, о -учетом ширины не только западной стены, но и примыкающей к ней о юга галереи, вход сдвинут от оси памятника к югу (как уза говорилось выше, такув картину мы наблюдаем в Сваннаванке, Танаа-те и, по всей вероятности, в Эчмиадзинэ).

Однако встречаются памятники, где единственный вход расположен не на западе, а на юге (Кьрениси-ванк, Лусакерт, Бовуни, БаКбурт, Аван в Азтаракском районе, где два входа, и оба находятся на юхной стороне), реже - на севере (Джрвеж, Одзун). Еоль-ыое количество памятник-в имеют входы и с запада, и с ига (Пар-би, Веркаен, Тпааат, Карнут, Касах, Арагах, Зчмиадзкн, Егвард, Горни, Тег) или а с запада, я е севэра (Агарак, Дв*ш, Пшвак).

Входа пряиоугольш', ари.-хе в разре-е, перекрути почти во всех случаях прямоугольна.:;: перемычками, состоят:»:: пз двух больших г-амекные «лит, скрепленных известкоьик. раствором в продольном направлении <в Еа£бурто, в Зораваро Ашагска таыгх плит три). Разгрузка Пс-ре.ч-г::-л ст груза расположенной вьц;е нее стены производится различными способами, как, например, над перемычкой сооружается другая., состояла* из нескольких камней, средний из которых имеет трапецпе2ВДнуга ;;.орму, а мезду льм;: оставляется разгрузочная щель (Парби, Ба<-бурт). Е случаях, когда памятник не очень висок, и поэтому вес опираются степи невелик, но принято никаких специальных конструктивных мер по разгрузке перемычки.

Во многих раннесредневэкогых ¿алът,х церквах расположение оконных проёмов ныне иевозмэуво установить из-за больше! степени разрушенности памятников: стены в них сохранились ниже уровня расположения окон. Кли ко, как з некоторых других памятниках, сумествуидие нынз окна прорезаны в более поздние времена. Сдпа-ю, судк по тем памятникам, в которых сохранились первоначальные окна, мокло сказать, что оконные проему, как к входи"е, в основном прорезывались с кулои стороны я о западно!:, над входом. Большинство аагилтников имеют окна и на восточно!: стороне, однако есть н такие, где, благодаря сохранности восточно:, стены можно утверждать, что изначально «о было окон (Каркут, Оеник, Дмар-дяарис, ¿'енаван, Такаат, !С:;рениси-ванк). Такое ропэкпе

имеют немногие решшерелнеьековке па..шта;п:л (малые пентричные памятник:! в ¡дани, Пор Ханко н Лмбатаьанк, трехне<7яая базилика в Цкцернаванке а пестиабсвдная церковь в Арэгаца). Г.о всей вероятности, такое решение характерно для наиболее цровгьтл гамят~ ников.

Первоначальные окна довольно больших размеров, прямке в разрезе, с подкоЕпобра.щыми или полуциркульным зарер^чилмл. Особый интерес представлдат спаренные окна. Они довольно редки в сохранившихся до соответствующе« высоты зальных церквах 'Хур-тан, .Гернакерт, Яарби), всегда расположены на западно; стороне, но весьма разнообразна по исполнению.

Своди зальных церквей, как правило, цилиндрические. Они двуслойное - камень, обращенный, чистотесанной псзерхностьп вниз, в зал, и бутобетон, заливающий околотую поверхность, на

которой укладывалась кровля кз обожженной черепицы. В некоторых па: 'лтниках своды опирались на подпру:кнь'е арки, расположенное поперечно своду, хотя кыептся памятники, где арки переброшен« я вдоль ваной и северной стен, от пилона к пилону. Под-пруяньге арки,, соединяясь со сводом при его бетонировании слоем раствора, проникавши в зазоры между сводом и аркой, становились его рзбр&'/и и являлись шесте со сеодом жесткой конст^.-тивной систсмо!;, ииеяпей разрез тавра. По £ор:ле подпружгше арки в наиболее ранних памятниках {1У-У вз.) подковообразное, а в более поздних - нолукруглка.

Основной строительный материал зальных церквей - туф различных цветов и оттенков, почти всегда чистой тески, Известковый раствор со ивбяем довольно крупных разкероз, как бы "вта-ханны.Г плак/я в раствор-бутобетон, гзю-се является ссновким строитвлмндл материалом в ршшесредневековой Армении, исполь-зуе;.кг.ч во всех ¿лльнь'х церквах.

В качестве строительного материала в лсследуемых па\»лтни-ках используется также и базальт, однако лииь в ограниченном числе памятников (Спандарян, Лгуди» Еартшен, П'ларзек, Лусакерт -низине ради стен), причем примечательно, что базальт используется в грубо околотом виде» Исключение составляет лишь памятник в Цэг.акэртэ, где использован базальт чистой тески. Кстати, этот п&уятник является таккв единственной зально« церковью, пде камни слояекк насухо, без раствора.

Сгена слэхени традпцпоннш.; аркянзшл способом клади! -".тадис": два ряда казней, связашшх мезду собой бутобетоном, ■ причем камня здесь играю? не только облицовочную роль, как в более поздние памяти дках, а, гллея довольно значительную толот-ну, юлепт и конструктивное значение, т.е. играют несущую рель, а бутобетон я конструктивное, я езяэумиее назнзчонкз.

Толста стен различна в кятда.: конкретноц случае: от 0,8 до 1,6 к. В больазй часта памятников - 1-1,2 ;,!.

Пропорция гядышх церквей в- основном не отступает от классических пропорций пультовых построек продольного типа: от х: 1,5-1;2 до 1:2,5. Болзе редко гстречзегся пропорция 1:3 (Лер-накерт, Гарни, Сьйрдлэв), к липь ь одно:, случае - 1:5 (Воршен). Три шляж:га - Аз".ч (Урезан), Зовуаи <Сурб Вардзн) к Лусакерт, кмелт пропорций'"золотого сечения"- 5:8.

Что касается #уйхциоиального назначения зальных церквей, то они, являясь одними из первых культовых построек нэьоН религии, несомненно» служили в большинства случаев для кавдо-дневного богослужения» Однако следует сделать оговорку относительно «артириев. Хотя мартириям, как и баптистерия.«, бил свойственен дентричнкй план, некоторые зальные пшенника да:сг воа-шгаосяь ж основе фактического материала утверддать» что они были мартирияин ("вкаярана.\м"), причэдт построенными ие в па-{.'лть о святом Или герое, а непосредственно над или рядом с его иогилой, К таким пау^тинкам относятся Кареяиск-гаяк (Раздак-ский район) - памятник УХ-Ш вв., где под ислигвеяакь; залом, пс продольной оси памятника находится сьодчатОе помецоиие-крипта, и церковь св.Барцача в Зовуш;, к которое с шиой стороны примыкает двухэтажная усыпальница, где похоронен,, по всей вероятности, соратник полководца Вардана .'Ламиконяна Тачат Гкту-на, погибший шеоте с ним щи: АвараСрскоЛ битве в.451 году..

¿ас" ода а зальная церковь - в Двине, по шению.ее первого исследователя - К.Г.Ка^адардна, являлась мартнркзм (вкеяран). Свое предположение он основъваат на сведениях историографов, упоминаших о "вкаяране"/ построенном в У1 веке на могиле. принявшего христианство и убитого персидским марзпаяом пэрса йизбузитя, Вкаяран, по свидетельствам историографов, находился с восточной сторону дворца католикоса в Двине. Раскопки, проведенные К.Г.Кз^аряаам, показали, что к востоку от дьорца нот других сооружений, кроие упомянутой зальной цернвл. Следовательно, есть основания считать, что она и является мартярием свЛ1пзбузита.

Подобное предполежеяае можно сделать и относительно зальной церкви ыонасткря Оваянаванк, кдгору», согласно легенде, построил в начале 1У века Григорий Просветитель, привезя и захоронив здесь, под храмом, "часть шаей. 'Иоанна Крестителя" (сведение историографа Закарии Саркавага).

Лйе остальные зальные церкви не дают никаких оснований сомневаться в юш, что служили церквами для каадодневного богослужения. .Наличие приделов и галерей -тагсее подтверждает это предназначение исследуемых яаштвкков.

* Декоративное убранство неряду с конструктивными регелияш и строительной техникой, шлет служить одквм из сснозшгх факто-

ров для определения датировки сооружения при-помоги архитектурно-художественного анализа. Декор раннесредневекових зать-ннх памятников весьма одержан, я это объясняется стремлением зодчих создать высокий а строгий образ одних из первых храмов христианской религии. Этот образ создается сочетанием гладких' вертикалей стен, слсЕешшх из <5олших блоков частоте санного камня разных цветов - черного, серого, желтоватого и красно-орая-■ жевого, и горизонталей многоступенчатого подпумз и профилированных карнизов. Несомненно, z укразеннке красной или коричневатой черепицей двускатные кровли такте играла определенную.роль в создании образа, оживляя его. Памятника с галереями "украшались* также их аркада'« п.игрой светотени от них. Все сооружение воспринимается цельно, как внешне, так и изнутрй, поскольку да*;е орнаментированный детали не измельчают, не дробят обитай картины, а гармонично вписывается в нее.

В наиболзз древних памятниках присутствуют элемента античной архитектуры (зубчатые карнизу я пояса в ЛернакертеПарой, Тачаате, церкви iyx-йанук в Зовуни, горизонтально карнизы фронтонов а т.д.). Налболее часто декорированная деталь - пвремвчяй входных проемов? на них азабрааены сажа распространенные и самые характерные для раннего средневековья релкфи ейисзнккй в окружность равнокрклий крест и розетки с иестакркйгмя цветками (в Свачневакке и Теге - соответственно с двенадцати- и пеот-надцатклепестковука цветками). Зтя рельефа, очень часто сочетающиеся друг с другом, встречаются в частом- b-'ЕДе и в рааллтанх композгадаях и на других деталях самягнзков - ка каштгеллх. импостах (Аван, Парби), над окнами {Лернакерт, Спшиаряц). просто на камнях - на западном фасада в Воскавазе, на восточном фасаде в Теге. В Таге можно угэдеть а единственную среди укрзиззотих зплыше церкви розетку о восьмиконечной звездой,, очень похожуо на гакуп же из сирийской базилики в Дэесе. Срйпгаалшы также розетки на камнях под цмпоста'лз еркл абсиды з гальной перш? в Батикяне - "знаки вечности'' (Ьегнерово колесо"), вниеггзга з составленные треугсльникамз окружаестя.

Зписаяншл з окружность рабж>крн.мшд кресте í укршекк тзе-f.o перемычки Овапнаванка, Спзндаряка, Лусаксрта.

Равзокршнй |фест встречается в различных кс.шознцпта к на каплтелях пристенных пилонов пли л «постах еркл абсиды* Нсяболзе богато.украшенные капитала яме*« пять памятников: Sondan; (Сурб

Вардан), Парби, Еайбурт, Танаат, Назван), причем если б основе композиции в Парой и Еовуни лежит тот же равнокрылый крест, то в остальных трех памятниках креста нет, это сочетание растительных и геометрических орнаментов, бус, плетенки, капители и импосты в Танаате украшенв цветка;,® лилий, Здесь, кок и в других раннесроцнэвсковкх па.итншсах, наблкдается удивительно разнообразие в единстве: даже в кааупихсл одинаковыми рельсах на полках (абаках) капиталей ни одна деталь не повторяется. В 2о-вуни вписанный в окружность равнокрылый крест окружен листьями аканта, что напоминает капители в Текоро и Касахе и, по-видимому, зедет свои истоки от капителей колонн коринфского ордера. Б Байбурге капитель щедро укралена пальмовыми лизтьяш. 3 Паш-ваке капитель помимо растительных к геометрических орнаментов ■ украшзна изображением птицы с распростертым:! крыльями.

Базы пристенных пилонов и импостов арки абсиды ва многих паштшшах профилированы или украхзны горизонтальным/ тягах»« (Воскеваз, Гарни, Зч'лквдзнк, Лернакерт » Лств«ацн кдл к т.д.). В Гарни тяги украшены плетенкой, так же, как в Эчмиадзине, где сохранились и болео богато декорированные геометрическим и растительным орнаментами базы импостов ар;;и абсмш, которые являют собой единственный среди зальных церквей пример перехода горизонтальных тяг в вертикальные, со всей вероятности, об-ршляйЕие не только арку абсвды, как в Тенаатэ, не и импосты по все! Еысоте.

Как видим, даке при наличии многих обзкх признаков, в дом конкретном случае пора'еает разнообразие и своеобразие приемов древних зодчих.

Сходство природных условий и культурно-редип!озикз связи раннесредневековой Армении со странами .'Лолой Азии, Кавказа и Елюшаго востока (собственно, из Малой Азии, а именно Каппадо-кип, к Сирии и пркзло христианство в Армекта), естостззнно, обусловили определенную общюсть архлтектурйкх чор;., первых сооружений нового культа. Однако предпосылки развития всего армянского искусства в условиях борьбы народа за назгхксЕлость, за сохранение христианской религии и культуры спссобствоваии самостоятельному развита» армянской архитектуры в целом и ранае-сгч'Дневекових зальных церквей в частности.

Расположение сирийских задьнкх церквей отличается от расположения армянских тем, что сирийские являются в основном частя;,я бсльлих комплексов, а армянские почти всегда строились отделшо. Пропорции их также существенно отличаются: наиболее ранние сираЛскле церкви либо очень сильно развиты в продольном ,:агра5ло;шк (О церяк: я ¿¿.¡м-гда-Дмпмал), либо почта газадратниз (Дамит-кль-длиа). Позднее, в У веко, пропорции сири^а-чх и ар-глиеких зальнкх церквей становятся болео близки. В северной Сирин по сравнению с Арменией больше встречается памятников без подиругл?;х арок, что объясняется, конечно, тем, что сирийские церкви перекрывались деревянный! стропильными перекрытиями, в то время как армянские в основном - камекнкми сводами. Однако • в Сирии и Хаппадокли так. не, как в Армении камень являлся основным строительны.! материалом, в то время, как в .Византии км служи кирпич.

Приделк (пасто£о|.ии) в сирийских церквах в основном входят в о да и. объем здания, составляют од инее пространство о залом (2 церкви в Р1\зь1да-Аялкал, Дамит-иль-Алип), хотя встречаются и такие памятники, где они являются отдельными объема!,я (Ке]ер '1ицсе, Рбоа). в Армении аэ приделы всегда (за исключением опять жо церквей в Пашваке я Тух», что является результатом перестройки) являются отделки ими, дсполяительнгг.гл объемами, что при наличии галереи, чу/до£ византийским, но свойственным армянским и сирийским церквам, но наруиеет целостности здания, а создает вполне гармоничный сблих со ору женат. В армянских памятниках обкчпо галереи на востоке оканчиваются пределами, что необязательно для Сирии.

Наиболее попом:; на зрглкскяе эалыше памятники хаппадохий-екпе (Малая Азия) однотипнее памятники, с той оговоркой, что все они принадлежат к одному на подтипов зальных памятников, а именно: с выступающими абсидами, Абсиды капяцдокиЕских памятников, в отлично о? скрлпеких, скаругя так"е пятигранное (Аяатспе, Саригол, Гереме, ^цикалулу, Бярытехкр и т.д.). Отлично от ар-глрнзкпх аналогичных памятников состоит в ток, что все известные нам каплацокийскне зальнио церкЕП по кмзпт подгтг-умнь'ч -ток, хотя сгеди них ость перокрктш ксмоникм сводом (Анатс-пе). дозиотю, это объясняется небольшими размерами памятников.

Пропорция каппадокиЛсккх памятников (примерно от 1:1,5 до 1:1,8) напоминают иекогорке армянские памятники (Лусакерт, Авяя

/Ереван/, Карениси-ванк, Ьемзапен к т.в.), хотя, по сравнению с общлц числом армянских памятников они более однотипны, а тленно: соотношение длины и ширкни пшлятников колеблется в очень небольших пределах, в то время, как в Армении наряду с памятниками с соотношением сторон 1:1,2 - 1:1,5 можно встретить и памятники. где ото соотношение составляет 1:3 - 1:5 (£ерна-иерт, Вершен).

Очень сходен о армянским и декор ранкесредневековых кап-падокийских зальных памятников: строгий, сдержанна!: внешний облик здания гармонирует с внутренним пространством, интерьер к экстерьер связаны друг с другом единили средствами архитектурно!; выразительности:. оба очень лаконичны. Однако некоторая разница в том, что гладкие поверхности почти глухих стен в армянских зальных памятниках украдены в основном лишь сдержанными вертикальными или горизонтальными акцентами; карнизом к стилобатом снаружи, пристениыма пилонами изнутри; в Каппадокии ze . стены прорезаны довольно большими по размерам к многочисленными оконными проемами, многогранные снаружи oöie:.:u абсад украшены не одцим, а в большинства случаев тремя о ¿щепли.

Широкое распространение не только в Армении, но и в Сирии и Целой Азии имеют розетки-диски, вырезанные на камнях. Типы сирийских дисков разнообразнее и пополнены в манере более детальной обработки. Широко распространен и мотав вписанного в окружность равнокрылого креста, пример которого, в точности на-поминашдий по исполнению а расположению армянские, мы видим на перемычке входа в Гереме. В том .го Тереке, но в трехмерной базилика св.Шхавла, мы видим на капители колонны равнокрылый крест в окружении орнаментов с растительными мотивами - композиция, напоминающая капитель пристенного пилона церкви св.Вартона в Зовуни.

Erna более утверздается самостоятельность пути развития армянской. архитектуры в 554 г., когда на II Двинском соборе происходит окончательный разрыв с византийской церковью.

Что касается архитектурных взаимосвязей зальных памятников Армении и других стран на территории Закавказья, то цредцз всего нещо отметить, что особенно шире ">е распространение зальные церкви подучила в Армении и Грузии.

3 Кавказской Албании- этот тип представл;н нескольким! памятниками. Один из них, находящийся в селении Ках-Бат, отличается от армянских памятников и пропорциями (его план почти приближается к квадрату), и строительной техникой, поскольку его стены сложены из бутового камня на известковом растворе, и затем сделана облицовка стен с внутренней и внеаней сторон- из крупных квадров грубо околотого булкхного камня. Два других албанских памятника, обнаруженные на территории городища Судалгн-лан (ыкпгечаур), имеют полукруглое вкступашиз абсида, как зальные церкЕи в Парбп, дЗеришэке, Цолакерте и Ватикане, однако они отличаются от армянских и формой абсид (более широких и менее выступающих из поверхности стены) и наличием лритворз на западной стороне одного из памятников (в Ар-тении .из памятников с.ва-ступаюаей абодой только в Еайбурде с хгагой стороны имеется пристроенная позднее галерея), и тем, что оба они построены не из камня, как все армянские' зальнуэ церкзп, а из сырцового кирпича.

Раннесредневековые зальные памятники Абхазии по своей плановой композиции ближе к сирийским и- византийским-, нехели к армянским. Они имеют довольно укороченные пропорции, (из армянских такие пропорции имеют очень нв'/логиа памятники - - Аван /Ереван/, Каренкси-ванк, Лекзалея); пропорцию 1:2, наиболее распространенную для арг/лнсккх памятников,имеет только плтиунтская церковь £ 1. Другое отличие абхазских памятников от армянских состоит в том, что если в Армении памятников без подпрукнкх арок значительно меньше, чем с подпруяшмп арками, то в Абхазии таких бользкн-ство. сто исходит» конечно, от различных способов перекрытия памятников: если в Армении памятники большей частьо перэкрнты каменными сводгют, то в Абхазии они. в основном перекркЕя^гсь стропилами» Некоторая общность имеется; в строительчой ». — и здесь, и там в качестве основного строительное' матерзагз-использовался камень» медцу Двумя рядами которог -^алавагга раствор, причем чем более ранний памятник, тем то .кпо-саз£ раствора и толша камень.- Отжгчие состоит в том,, что в ббхазегше пз-мятликах неряду с такой кладкой использовалась.п.сйеяанная кладка: камень в сочетании с кирпичом, примеров которой нет среди армянских зальных памятников.

Очень тесны взаимосвязи' рашесредневековых архитектур Армении а Грузии. Зто относится и к зальннм памятникам.

Еальные памятники Грузии в основном представляют собой тип, наиболее блплж; к первому подтипу армянских залышх церквей (сооружения с определенно виракэннол продольной направленностью, большей частью без боковых помеааний-пасто^ори!., и со вписанном в прямоугольны}; гантур внешних стен алтарной абсидой как, например, церковь близ Кацки - с погребальной камерой, как в церкви св.Бартана в £овуни и Г.арекис;;-ванке, или церковь в вшгороде Кокалахеви). Встречаются и памятники с прямоугольной изнутри абсадо?., примером таково« в Армении является церковь в Арегюхе. Церкви на ЗуртакетскоЛ равнине и на Триале тском плато близки ко второму подтипу армянских зальных церквей - с выступающими абсидами: они имеют снаружи полукруглую и шогогранную абсиды.

Похожи и архитектурно-худояественные облай армянских и грузинских памятников, что объясняется общими конструктищо-строителышми приемами и общность» срздств архитектурно;; выразительности: камень и здесь, и там служит основным строительным материалом, стены сложены чисто те санныш камнями с двух сторон, ■«езду ниш - тонкое'буто-бетонное заполнение, декоративное убранство в основных деталях также схоже с декором армянских зальных памятников (например, украденные арочным рядом карнизы, сухарики л т.д.). .

К армянским зальным памятникам П группы I подтипа, с дополнительными помещениями; близки,как нам кажется, базилики монастырей дзвели Пуамта и Цхра-Г.ара близ Матани. Эти памятники Г.Н.Чубинаявили также считает трехнефнша базиликами. Сн пишет: "План базилика подчерквает две часта - средний не}, т.е. собственно церковь' с алтарноИ абсидой, и затем три боковых не$а с • прямоугольными концами, кгк бы обход церкви". Однако, как нал кажется, явная самостоятельность, отделевдость "среднего н&;а", подчеркнутая западными ь-образными пилонами, позволяет предположить, что это зальные деркБЯ, окрыващиеся широкими проемами в окружавшие их помеиения-обходы. Тем более, что суаэствует и тип такой же церкви с-обходом," но уже трехнедной (Еаэисубани/ Уриатубани). Сам Г.Н.Чубинашвили в другой своей работе пишет по поводу однотипных храмов б Зегани.'Некреси: "...это, со существу, одно помещение с портиками » трах сторон". Итак, базилики монастьрей Дзвели Пуамта и Цхра-Кара близ Матани, особенно

последний, имеютШ в юнце г;гло.': части обхода придел с подковообразно,! абсидой, напоминают церкви г Г^лагсрака, Куртаие, Гте-ванко. Сдпско отличие о тих ссрквеС от армянских с галереям: в то;,;, что в Армении стены самой церкви почти глухие, с небольшим количеством проемов, а галереи п основном (особенно в случае односторонней галереи) более открытке: арочике, на столбах (хотя и з Гюлаггракэ сохранилось часть галереи-обхода, представлявшая собо£, гхк и в грузпнс;;пх памятниках, сплошную стену), в то время, как в Грузии стснъ церкве;', прорезаны итрс&нми проемами, а обходи сравнительно более замкнутее, массивные.

Подобную ермласиим зальным церквам второй группы I подтипа плановую композицию имеет тагом так называемая "малая бази-дика" Некресского монаси.-ря. £од па/лтннком расположены крипта (пример зального памятника с криптой мк имеем и в Армении -Карениси-вгнк в Разданском районе). Снару;?п памятник имеет очертания тре::не]коп базилики западного типа, так ;кэ, как церковь св.Говорка в село Свердлов в Армении.

3 .'Зсра-^ара цлептся и две зальнь'е церКЕИ без дополнительных поме'~,ени;., пристроенные к главноД, н-и&иазваако»: г.еркзя-базплике монастыря с северной я кхшоЯ сторон, причем северная стона «гно;. зальной церкви и этязя степа базилики - сбаая, примерно так яе, как в дасахо: обяпе ккиая стена зальной церкви и северная стена галереи базилики.

Счепь близки армянским церквам » Голагсра?со, Куртано п Гте-ванке грузинские церкви гСвел.э-Имннда в Годисппхс, св.Нчо с Сабуэ и "Самк&рнани" близ ¡лаисубаик (Г.л.ЧубпцаЗаИля относит лх и типу "трехцеркоЕЛКИ базилик", однако наличие сбходя и с западной сторшш позволяет н£Л и эти церкви считать зальшии с обходом). 1Ле;.«у ними очевидны, конечно, и определенные различия, нроде того, что последняя имеет придел с северно"; стороны и^обход только с кга и запада, что отличает ее не только от аратских, но и двух предзествужедх грузинских пс-млтиипов.

¡¡таг., за"шп;е церкви в рапной средневековье получили г-ро-кое распространение во всем христианском, и особ гно г.эсто™>-христианском мире. Однако обсиосгь их основшсс ' ; п, сбусдоялг-?-ная обпей религией и обяига литургическими троб т.:".: не >го культа, не могла повлиять на самостоятельность луге;! развития этого, как и других, типов'памятников, проявление творческо"

ивдивздуальности зодчих, основанной на сложившихся в течение веков местных архитектурных традициях (корни которых уходят глубоко в народную архитектуру), что приз ело к созданию совершенно оригинальной, самобытной архитектуры дайе в этих сравнительно простых и иеболышх сооружениях.

ВЫВОДЫ

1. Зальные церкви представляют один из самих ранних типов культовой архитектуры раннесредневековой Армении, нашедших широкое распространение в 1У-У1 вв., но не потерявших своего значения и в дальнейшем, вплоть.до XIX века.

2. Происхождение зальных церквей восходит к глубокой древности. Па территории Армении сохранились храмы еще урартского периода с галькой композицией (Арин-Берд, Топрах-Кале и другие). Безусловно, существование местных архитектурных традиций и развитого строительного искусства сыграло больиую роль в становлении традиций новой архитектуры. Тип продольного храма, вытянутого по оси восток-запад, известный во всем мире, в Армении-вполне самостоятелен к оригинален, поскольку опирается на местные традиции, слокивашеся в течение тысячелетий.

' 3. По свидетельствам историографов, многие из первых христианских храмов строились .на основаниях разрушенных языческих капищ. Скорее Есего, это относится к зальным церквам, поскольку большинство кадкш имело ту же плановую композиция, только "молились они на запад". Возможно также и то, что некоторые капнса были сохранены полностью и освящены в церковь, однако это трудно утвзрадать сейчас относительно каких-либо конкретных памятников.

4. Функционально залыке церкви - одни из первых сооружений нового культа - несомненно, елушля церквами, молельнями для каадодневного бого<уужения. Лишь четыре памятника - Карени-си-ванк, церковь ов.Вартана в Зовуни, Двин и Ованнаванк - дают основание утверздать, что являются мартириями ("вкаяранами"), построенными над или рядом с могилами героев и святых.

5. До сих пор предлагались следующие разделения зальных памятников на подтипы: I. перекрыты» цилиндрическим сводом без подпружнкх арок и перекрытые сводом о подпруанымя арками; 2. с -наружными галереями и без наружных галерей; М.Асралш выделял

такте группу памятников с вкступавщш из основного.объема абсидами. Пом представляется, что наиболее четкое,разделение, со-ответству-глее основным композиционным разновидностям г.:па, это: I. зялкп'е церкви со вписанным:? в прямоугольный контур внетзних стен абсидами (в свою очередь подразделяющиеся на две группы: а) церкви без дополнительных помеяэний и б) церкви,с приделает и галерея«!) и 2. зальные церкви с выступатимг абсидами.

6. Ло-йдцимому* большинство приделов и галереи строились одновременно с церковь». Лнаь.в некоторых случаях.мокнэ говорить о более поздних пристройках (I-'.арнут, Тух, БаЕбурд). Пряделы и галереи строились или прпстрайЕашсь к ука супосгвумшд церквам во П половине Г/-У вегдк.

7. Конструктивнее прке::н и строительная техника, примененные в зальных памятниках, характерны для всех памятников этого вазыеЕжзго периода - I этапа развития армянской христианской архитектуры. 3 кладке стен использован метод "м/дис", пркменя»-цийся в Армении по coi: день: два -ряда камнек, скрепленных налиты? ними бутобетоном, однако в то? раннпГ; период размеры казней значительно болкзе используемых впоследствии, когда камень по сумоству играл облицовочную роль, а бутобетонлое заполнение :онь-,о. 3 йольапиство случаев использовались крупные блоки туСа или (гораздо рехе) базальта чистой тески. Грубо окэдо-тыЛ камень приме:;«: ллль в ии.-дтх рядах' церкви в Лусакерте -по-в/дпмэму, в более равна!; период. В остальных случаях - Ара-гюх, Еергсген и др. - это результат поздней беспорядочной клада •ЖИТ8ЛЯ1С1 деревень.

Конструктивные элементы такке. Характерны для все", архитектура ршшего средневековья:, перемычки входов, из цельного большого камня, в некоторых случаях с разгрузочными целями над ними, подковообразные в большинстве арки и абсиды, крупные по размерам проемы окон-я другие детали могут слуялть определяющим <Т актором для датировки памятника (понятно, что в рамках периода, в некоторых л;пь случаях, с точностью.века).

Подавляюще бользинство зальных церквей было перекрыто.каменными сводами, традиции строительства которых в Армении очень древние. Лииь в некоторых памятниках (Воскеваз, Танаат, Луса-керт, Парби) отсутствие строительной связи ме.?ду пристенными пилонами -л стопой, а также сравнительно малая тол:япна стены, как

в Боскевазе, дают основание предполагать, что первоначально здесь было деревянное перегрнгяе, позднее (часто в том ранней средневековье) пшенное кшеянш сводом.

а» Декорагишое убракстьо зальных цёркаей наиболее строго и лаконично д&кз по сравнена с другими пащтнскама того яз периода, которке также отлзнаэтся сдержанностью аТорьиеккя. Наибе-лее часто ьстрб'чшщ.всл мотивы, могуче служить определчкщнм фактором для датировки церкви - вписанный в овд'кность равнокрылый крест и роmerits с шести- и более лепестковым цветком отдельно или в различных композициях. Определяющие! могут служить а «Термы идтостов щкетеннкх пилонов, которые со размера.*,5 и сормам похопи на капители колонн одновременных храмов других типов, п оформление баз пристенных пилонов горизонтальным»! тягами , иногда покрытыми рельефом с геометрическим или растительным орнамшмм. 3 некоторых памятниках маздо увздегь детали античного искусства -карнизы с сухариками, «классические зронтонн с горизонтальным карнизом (Дернакорт, Парби, дкрвеяс, 1ух-|Маяук, ташлрекпе памятник и т.д.). Причем если только карнизы с сухарикакя поаволяют отнести памятник к 1У-У вв., а только карниз с арочным рядам (НемэЕлен) - к yi веку, то тапирекпе памятники сочетает в себе элементы и классического, античного, к белее позднего периода развития армянской раннесреднавековоЁ архитектуры, достигшей своего расцвета в УП веке.

2. йосоынэнио, обвдость религии и культурные связи Армении с соседними христианскими странами сыграли свою роль в возникновении некоторых обоих черт в их архитектурах. Наиболее большое сходство медао обнаружить в задьаых падатнвках Армении к Каппа-докка, что объясняется общностью строительной техккки, что, в свою очередь, обусловлено наличием сходного спасительного материала. Vo т мояао сказать о строительной технике армянских и грузинских задьнмх памятников. Однако множество различий в плановых и объемно-щ>остранс1Бенных-композициях и в средствах яр-хатзктурной выразительности и здесь, и там, а такне по сравнению с однотипными памятниками других стран позволяют ^таер-кдать, чтг каздая страна имела свой яуть разлития в ар-ситекчур? да::.з ргпх небольших сооружений.

10. Зальяке церкш раннесрэдневекогой Армении являются важнецким звеном* сгязшяшм архитектурные Зорин дохристианского периода с христианское архитектурой. Простая и логичная шш>-зидая памятников этого типа, наряду с другими, послуаила основой для развития и совершенствования многочисленная типов армянской средневековой архитектуры»

Публикации по тецэ лкссевтапки;

1. Ранлесредневекавне зальние церкви Армении.со впьсаннкмз в прямоугольник сбьен абсидами /Сборник tôjhcob докладов на 1У республиканской научной конференции по проблеме культуры и искусства Армении.- Ереван, 1970. - С.262-264.

2. Агаракская однонефная базилика /Вестник облеств.наук АН АрмСС?. - Зреван.- IS79.. - M 7. - 0,5 п.Л.

3. Раннесредневековая зэлькая церковь в Ьсскевазе /Сборник тезисов докладов на П .'Лэ.чра с публика н с ко 2 конференции по вопросам культурц и искусства Армении а Грузии. - Ереван. - 1321. -C.59-G0.

4. Две саннесредневекоБые зальные церквн в городе Зчлиад-зкце /Сборник тезисов докладов на У респ.нэучн.копф. по дробленая культура и искусства Армении. - Ереван. - IS82. - C.4I3-4I4.

5. Ран.чрсредневёковуе зальные церкви в 'Галине, Ыяра&а п ¿'пнаване /Сборни-; тезисов докладов на научноЗ сессии Института археолог::?- к откографни АН АрмССР, поев, итогам полевнх работ 1261-32 гг. - Ереван. - 1933. - C.«i5-<6.

5. Эалыше церквн Драении раннего средневековья /Сборник тезисов докладов на рэсл.научной сессия, поев. 120-язтип со дня роздения ТЛЪрамакяяа. - Ереван. - 1934. - C.I09-II0.

7. Les éiilieus aonoaofa du hiilt moyen aga du ChiraX /Tbeaee of reporta of iha.IV International syuposiiai on araiaian ar£.*-ïerevan.- 1985. -

3. Раннссредиеьековке дальние церкви исторического Сгкига/ Еестник обществ.наук АК АрыСС?-' - Ереван,- IS8G, 'а 1.-0,5

9. Обуие черты л различая в архягэмуре реи- ¡.резневзговвх зальных nep:;re-i Армении и сопредельных стран /Сб j\:ич тезисов докл. на 71 рэсп.конф. по проблемам культуры й ivo .усства Армении. Ереван. - ÏS37. - С.216-220»

10. Аглеп1ап sarly modiaevai ainiclecs churshos /Abstruota of the pnpera V 1цЬагз.зуьр. on arnenian art. - Vecezia -Sfc. Lazzaro. - 14b6. - pp.91-92»